Древние коми. Кто такие зыряне: особенности, происхождение, этнографические группы и интересные факты
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первоначальное расселение древних коми-зырян (I этап этнодемографического развития). Древние коми


особенности, происхождение, этнографические группы и интересные факты

Россия — многонациональная держава, которая объединила общей судьбой и историей сотни разноязычных народностей. Причиной тому стал практически непрекращающийся процесс присоединения новых территорий во время становления и развития Российского государства. Причем вхождение новых территорий, что характерно, в большинстве случаев происходило добровольно.

кто такие зыряне

Кто такие зыряне (коми)? Почти 300-тысячный народ, проживающий в Западной Сибири, Северной и Восточной Европе. Этническое образование отличается языковым и культурным своеобразием, собственными традициями и особой культурой. Небезосновательно их называли “русскими американцами” или “евреями Севера”.

Об этническом многообразии России

Этническое и культурное многообразие в России достигается сочетанием так называемых коренных народностей (население, которое обитало на определенных территориях до прибытия туда переселенцев), выходцев из соседних союзных республик (украинцы, белорусы, армяне, литовцы и т. д.) и мелких групп этносов, в большинстве проживающих за пределами России (венгры, чехи, вьетнамцы, сербы, ассирийцы и другие). Конечно, самой колоритной и многочисленной группой являются именно коренные народы.

Коротко о зырянах: кто это такие?

Что такое зыряне? Точнее кто это такие? Зырянами называют этническое образование, которое и в наши дни сохранило относительно небольшую численность в национальном составе Российской Федерации. Вплоть до 1917 года именно эта народность стояла на первом месте среди коренных жителей Российского государства, их образование уступало только евреям, а предприимчивость и культура выгодно отличали зырян от других славянских народов. При этом население также считалось русским, т. е. коренным народом России. Наравне с тем, как уже указывалось, зырян называли “евреями Севера” или “русскими американцами”.

Расселение и численность народности

Кто такие зыряне, невозможно определить целостно, не рассмотрев их численность и территорию расселения. Эти факторы во многом влияют и на развитие этнического образования в целом: немногочисленные народности постепенно вымирают, оставаясь лишь страницей в истории, а от территории проживания зависит и быт населения. Тот, по словам Карла Маркса, в свою очередь, определяет и сознание, общую культуру народа.

что такое зыряне

Сегодня общая численность зырян вместе с близкородственными малыми народностями по всему миру достигает около 400 тыс. человек. Преобладающее их количество и сейчас проживает на территориях, где появились первые зыряне, т. е. в России. Небольшая группа народности (чуть более 1500 человек) зафиксирована на Украине.

Если говорить о первых представителях этнического образования, численность зырян в различные периоды исторического развития достоверно неизвестна. Верить письменным источникам древних времен, конечно, можно, но также известно, что в них часто обнаруживается недостоверная информация. О зырянах же и вовсе не упоминалось в летописях и других документах до 1865 года, когда был опубликован “Алфавитный список народов, обитающих в Российской империи”.

Кто такие зыряне (тогда уже население выделяли в отдельную этническую группу) какова их численность и в каких регионах народ проживал в России во второй половине XIX века, указано именно в этом источнике.

Согласно “Алфавитному списку народов…”, зыряне составляли 120 тыс. человек. Проживали они преимущественно в небольших уездах Архангельской, Пермской и Вологодской губерний. Регион расселения зырян в древности называли Аримаспея (книгу с одноименным названием написал один из писателей Древней Эллады, но данный исторический источник, к сожалению, не сохранился до наших дней, - в ином случае велика вероятность, что документ мог бы открыть значительную часть истории древних зырян).

Обширный ранее народ зыряне сегодня угасает, даже в памяти представителей этноса практически не осталось каких бы то ни было ясных преданий, которыми можно было бы восполнить недостаток исторической информации.

Антропология и генетика народа

Примерно в то же время, когда был издан “Алфавитный список народов…” в “Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона” дано описание внешности представителей этнической группы: зыряне наших дней (имеется в виду конец XIX — начало XX века) отличаются крепким телосложением. Они среднего роста, у большинства черные волосы и темно-карие или серые глаза. Высокие светловолосые люди с голубыми глазами встречаются редко среди народа зыряне.

современные зыряне

Внешность их говорит о том, что зырян (как и современных представителей этноса) отличало крепкое здоровье и выносливость.

В то же время среднестатистический мозг зырян больше мозга славян на 20-30 грамм. Известно это было еще в дореволюционное время, источник информации - “Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона”, изданный в 1890-1907 годах. В области расселения зырян всегда было много школ и библиотек, чем в других регионах Русского Севера. Они также занимались оленеводством, охотой и рыболовством, земледелием. “На совести” зырян освоение Сибири и Дальнего Востока. Именно они осуществляли большую часть торговли между Сибирью и Москвой.

Этническая история зырян

Как уже говорилось, к нашему времени сохранилось мало источников, которые могли бы дать развернутый ответ на ряд вопросов. Кто такие зыряне на самом деле, как они появились, что отличало этническое образование на разных этапах истории — сейчас можно только догадываться, ссылаясь на краткие обрывки в различных письменных исторических источниках.

Известно, что первые зыряне заселяли берега Волги (в местах впадения реки в Оку и Каму) еще во втором веке до нашей эры. Несколько позднее началось расселение народна на север, а уже в IV—VIII вв. н. э. они населяли территории, где проживают их современные потомки. Позднее зыряне первыми перешли из-под власти Великого Новгорода под власть Москвы.

республика зырян

К XVIII веку завершился этап формирования этнического образования. Начало государственности народности положено во время образования СССР: в 1926 году сформирована автономная область Коми (Зырян). На тот момент в СССР проживало чуть более 200 тыс. представителей народа зыряне. Республика зырян претерпела еще несколько формальных преобразований в период с 1926 до 1992 года. На сегодняшний момент в состав РФ этот регион входит под названием Республика Коми.

Культура народности коми

Массовое распространение среди зырян с древних времен имели деревообрабатывающие промыслы. С этим связаны роспись и художественная резьба по дереву, которые являются одной из отличительных особенностей культуры зырян (коми). Распространенными видами рукоделия традиционно были ткачество и вышивание. Этнос значительное внимание уделяет народному целительству. Фольклор во многом схож с традиционной русской культурой.

Коми-зырянский язык

Родной язык народности зыряне — коми-зырянский — принадлежит к финно-угорской языковой семье и распадается на множество диалектов. В современной России родным коми-зырянский язык назвали всего 1560 тыс. представителей народности, что составляет примерно половину от общей численности коми-зырян.

народ зыряне

Небольшое количество представителей этнического образования определяет коми-зырянский язык родным на Украине (4 тыс. человек) и в Казахстане (1,5 тыс.).

Происхождение названий народа

Происхождение названия “зыряне” до сих пор однозначно не выяснено. Существует несколько версий происхождения этнонима:

  • от русских глаголов “зырить” или “зыря”, которые означали “чрезмерно выпивать”;
  • самая правдоподобная версия — от глагола “зырны” — “вытеснять”, т. е. зыряне буквально "вытесненный откуда-то народ";
  • от древнего названия пива (“сур”), т. е. “народ, опивающийся национальным напитком”;
  • от общепермского “сара” — мужчина (исторические источники позволяют утверждать, что когда-то зыряне называли себя суряне, сыряне и т. п.).

Что касается самого правдоподобного предположения о происхождении этнонима, оно подтверждается также тем фактом, что зырянами назвали народность коми и финны. В их языке название означало “житель окраины”, а “Пермь” — “дальняя земля”. Именно так коми, живущих в Пермском крае, начали называть зырянами. Сегодня же ученые разделяют коми-зырян и коми-пермяков.

С названием “коми” все обстоит более ясно. В научных кругах принято считать, что наименование произошло либо от реки Кама (т. е. дословно “человек, живущий на берегах реки Кама”), либо от прапермского “ком” — "мужчина, человек".

раньше они назывались зыряне

Коми или зыряне: как правильно?

Распространено утверждение, что зыряне и коми — это один и тот же народ. По сути, так оно и есть, однако и тут можно найти некоторые противоречия. Зыряне — это только одна разновидность народности коми, существуют еще и подобные им народы (пермяки, например).

В одной из летописей во времена Древней Руси наименование одной малой этнической группы перенесли на все население, проживающее в Сибири. Этноним закрепился на долгие века и возникла путаница. Сегодня историческая справедливость восстановлена и первоначальное название заменено общим наименованием “коми”, но раньше они назывались зыряне.

Где сегодня проживают представители народа?

Сегодня численность коми-зырян в России едва достигает 200 тыс. человек. Современные зыряне традиционно проживают на территории Республики Коми. В национальном составе республики они составляют 23,7 % населения (65 % — русские), большинство проживает в сельской местности.

зыряне внешность

Небольшие группы народности проживают также в Мурманской, Кировской, Омской, Архангельской и других регионах РФ. Близкое к зырянам этническое образование (коми-пермяки) сосредоточено в Пермской области.

Численность народности в современных условиях стремительно сокращается. Если в графе национальность в 2002 году “коми-зыряне” указали 293 тыс. населения РФ, то в 2010 соответствующий показатель составил 228 тысяч человек. Зыряне (коми) относятся к вымирающим народам России.

fb.ru

Народ Коми

Коми

Современное население Коми около 350 тысяч человек проживает в Республике Коми и в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах, в Омской, Свердловской, Архангельской, Тюменской и Мурманской областях. Прямые этнические родственники коми – это удмурты и пермяки. Национальный язык относится к финно-угорской группе.

Зырянский край, Пермь Вычегодская – так в разные вехи истории называли эти территории. В глубокой древности предки коми заселили Вычегодский бассейн. Коми общались и с другими племенами, поэтому на формирование культуры оказали влияние более древние племена. Древние марийцы, вепсы и восточные славяне – предки народов коми. Сближение с укладом и образом жизни соседских славянских племен отражается в сходстве орудий труда, керамических изделий, украшений, найденных учеными. Торговые отношения связывали племена коми с новгородцами, с Суздальским и Ростовским княжествами. Территория, расположенная между реками Вычегда и Вымь, вошла в состав Московского княжества. В новой истории для Коми важным стал 1921 год, когда была образована Автономная область Коми. С 1992 года введено наименование Республика Коми.

Среди этнографических групп коми выделяют вымичей, печорцев, сысольцев, верхневычегодцев, ижемцев, удорцев, прилузцев. Вероисповедание нации — в основном православие, но встречаются также старообрядцы.

Народ КомиУклад жизни северян

Народы Коми проживают в северных лесах России. Историческим промыслом было и есть до сих пор деревообрабатывающее ремесло. Свои жилища, предметы быта и украшения Коми изготавливают из дерева. Суровые условия жизни: низкие температуры, пронизывающие ветра – заставляли жителей обеспечивать себя надежными средствами защиты от холода. Пушная охота издревле считалась добывающим промыслом. Здесь в Республике живут отличные мастера по изготовлению валенок, выделке кожи и меха. Валенки относятся к типу валяной обуви, коми называли такую работу «катанием». Работа с кожей требовала немало усилий. Сначала сырье вымачивали, затем помещали в известковую жидкость, удаляли шерсть, отправляли на дубление в настой ивовой коры, а затем уже сушили. Гончарное ремесло было женским занятием. Секреты работы с глиной особым ленточно-жгутовым способом хранились в семьях. Обилие грибов, северных ягод и питательных кедровых орешков компенсировало недостаток в минеральных веществах и витаминах. Суровый и неблагоприятный климат не позволял активно возделывать земли. Рыбная ловля, охота и разведение оленей приносили реальный доход и обеспечивали жизнь северян.

Кухня коми

Кулинарных изысков в традиционных рецептах этого народа вы вряд ли найдете. Основная задача хозяйки – это быстро и сытно накормить семью. Горячая похлебка утолит голод и согреет в стужу. Супы пользуются особой популярностью. На местном наречии они называются шыд. В первое блюда добавляют для сытости крупы: перловку, пшенку. На столе часто бывает рыба. Что только с ней не делают: и варят, и солят, и вялят, и даже запекают в хлебе.Для утоления жажды готовят ырош, что означает хлебный квас. Здесь можно отведать местного пива – сур – и попробовать березовый сок.

Традиции народа Коми

Обряды коми имеют много общего со славянскими племенами. Важные вехи в жизни северянина сопровождались заговорами, обрядами. Новорожденного малыша старались скрыть от посторонних глаз: в течение недели младенец жил с матерью в бане, где, по мнению предков, проходило очищение от «нечистого духа». Только через год ребенка можно было подстричь и подвести к зеркалу. Как известно, обряд подстригания годовалого малыша популярен до сих пор. На свадьбе молодым желали хорошего потомства, поэтому в первую ночь на кровать молодоженов стелили овечью шкуру. Проводы покойного в последний путь требовали от семьи особых ритуалов: подготовка дома, омовение усопшего, изготовление елового или соснового гроба. Богатейшая культура исчезающих народов Севера требует бережного отношения. Современные потомки по крупицам собирают многовековой опыт пращуров и прививают в семьях исторические ценности, уклад жизни, культурные традиции.

goturist.ru

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ

И.Л. Жеребцов © 1999

В IХ в., по В.А. Оборину, начался четвертый этап этногенеза народов Приуралья (IХ-ХV вв.), на котором происходила консолидация устойчивых этнических общностей в виде союзов племен, развивавшихся в народности раннефеодального типа. (Однако указанный процесс не завершился в течение данного этапа, т.к. переход от первобытнообщинного к классовому обществу еще не закончился). В названное время на верхней Каме и ее притоках от самых верховий реки до предгорий Урала, от оз. Чусового на севере до р. Чусовой на юге существовала родановская культура. Она сложилась на основе ломоватовской и принадлежала предкам коми-пермяков. Помимо ломоватовцев, сыгравших основную роль в возникновении родановской культуры, некоторое участие в формировании родановцев приняли небольшие группы обских угров и ненцев, приходившие в Прикамье из Северного Зауралья и предгорий Северного Урала. С верховьев р. Чепцы в верховья Камы и в верховья Иньвы и Обвы переселялись удмурты, ассимилированные затем коми-пермяками. Кроме того, в состав северных родановских племен вошли и выходцы из Вычегодского края - вначале ванвиздинцы, появлявшиеся в Северном Прикамье в VII-IХ вв., а затем, с рубежа I - II тысячелетий, - древние коми-зыряне (пермь вычегодская). Особенно значительным было участие переселенцев из бассейна Вычегды (и конкретно с р. Сысолы) в формировании зюздинских коми-пермяков на верхней Каме. Некоторое время Верхокамье и Верхняя Сысола составляли одну административно-территориальную единицу. Ряд исследователей говорит о близости верхнесысольских коми и верхнекамских коми-пермяков. Об этом свидетельствуют, в частности, данные языкознания (большое сходство между диалектами, на которых говорят верхнесысольцы и зюздинцы). Наконец, в состав коми-пермяков вошел и определенный славянский компонент. Проникновение русских на Урал началось в период феодальной раздробленности, усилившись в ХIII-ХIV вв. Часть русских переселенцев оседала в коми-пермяцких населенных пунктах, входила в состав их соседских общин. Об этом свидетельствуют находки на родановских поселениях русских вещей и русской гончарной посуды (История Урала 1989; Оборин 1969; он же 1990).

Особая точка зрения на происхождение коми-пермяков была высказана исследователем А.Ф. Теплоуховым. Он полагал, что Северное Прикамье было заселено коми-зырянскими мигрантами из Вычегодско-Сысольского и Лузско-Летского края, на основе смешения которых с угорскими и русскими переселенцами сформировались коми-пермяки. При этом А.Ф. Теплоухов указывал на сходство в языке и культуре прилузских и верхнесысольских коми с зюздинскими коми-пермяками (Теплоухов 1925; он же 1926). Исследования О.Н. Бадера, П.Н. Третьякова, В.А. Оборина и ряда других ученых показали ошибочность названной концепции; коми-пермяки сложились на иной базе (Бадер, Оборин 1958; Третьяков 1966 и др.). Однако сам факт переселения коми-зырян с Сысолы, Лузы и некоторых других районов на Каму, длительных регулярных разносторонних контактов населения этих регионов не вызывает сомнения.

Известно более 300 родановских памятников. По подсчетам В.А. Оборина, общая численность родановцев составляла не менее 4,5 тыс. человек. Местное население в русских источниках того периода называлось этнонимом "пермяк", а территория - "Пермью Великой". Как и в ломоватовской культуре, у родановцев выделялись 2 крупных района расселения - северный и южный, территории которых совпадают с распространением двух основных коми-пермяцких наречий. Кроме того, существовали еще две обособленные этнические группы - зюздинская на верхней Каме (одно из родановских племен) и язьвинская (потомки переселенцев с Колвы, пришедших на р. Язьву в ХII-ХIII вв.) (История Урала 1989; Оборин 1990).

В хозяйстве родановцев ведущую роль играло пашенное земледелие, которое с ХI-ХII вв. преобладало над подсекой, хотя последняя и сохраняла свое значение на севере. Высевались как яровые, так и озимые культуры (к последним принадлежала рожь). Начала складываться паровая система земледелия. Большое значение в хозяйстве древних коми-пермяков имело скотоводство, а также охота и рыболовство. Возросла роль пушной охоты. Постепенно увеличивалась продуктивность комплексного хозяйства местного населения, а вместе с этим углублялось общественное разделение труда. Выделились в особые отрасли ремесла, металлургия и металлообработка, развивались косторезное и ювелирное дело (в последнем появились зернь, скань и литье по восковой модели) (История Урала 1989; Оборин 1990).

В ХII-ХIV вв. у коми-пермяков появились расположенные на удобных водных путях укрепленные административные и хозяйственные центры. Старые родовые городища постепенно пустели и забрасывались. Это, а также сочетание различных обрядов погребения в могильниках и наличие на поселениях вещей с разными типами родовых тамг (свидетельствующие о смешанности населения), говорит об ослаблении родовых связей, хотя в целом разложение родового строя, особенно в отдаленных и малонаселенных районах расселения коми-пермяков, шло медленно. Усиливавшаяся имущественная дифференциация семей прослеживается по материалам родановских могильников ХII-ХV вв. Имущественное неравенство перерастало в социальное. Власть знати становилась наследственной. В ХIV-ХV вв. у коми-пермяцких племен, которые были связаны между собой общностью экономической жизни, языка и культуры, начался процесс сложения более прочного этнического объединения - народности, в состав которой вошли 8 племен. В Верхокамье и на Язьве выделились особые этнические группы зюздинских и язьвинских коми-пермяков (История Урала 1989; Оборин 1990; Белицер 1958).

В это время завершился и процесс вхождения заселенных коми-пермяками земель в состав Русского государства. Он начался с эпизодических сборов дани новгородцами. В конце ХII в. суздальцы создают первые опорные пункты на северных подступах к Уралу, стремясь сдержать проникновение новгородцев. В свою очередь в конце ХII - начале ХIII вв. на Вятке появился ряд новгородских укрепленных городков (В период феодальной раздробленности феодализм развивался вширь за счет освоения новых территорий, что увеличивало экономические ресурсы отдельных княжеств и сферу их феодальной эксплуатации. Это и вызвало оживление в деле колонизации восточных регионов). В ХIV - начале ХV вв. на свободных землях Верхнего Прикамья появилось оседлое русское население. Началась стихийная русская колонизация края с северо-запада, из новгородских владений. В 1401-1409 гг. на верхней Каме был построен первый русский укрепленный городок Анфаловский. На р.Боровой в начале ХV в. волгожане начали добычу соли. В 1430 г. промыслы были перенесены на р.Усолку, где возникло русское поселение (будущий город Соль Камская), положившее начало посадской колонизации Приуралья. В 1451 г. в Пермь Великую был направлен наместник Московского князя, резиденцией которого стал город Чердынь. Этот факт означал, по мнению исследователей, мирное включение Перми Великой в состав Русского государства. Закреплением этого стало крещение местного населения в пятидесятых-шестидесятых годах ХV в. К концу ХV в. основная часть Приуральского региона (Пермь Великая и Вятский край) прочно вошла в состав Русского государства (История Урала 1989; Оборин 1990).

Русские крестьяне сближались с местными жителями в хозяйственном отношении, оказывали прогрессивное влияние на развитие земледелия, заимствуя в то же время некоторые приемы охоты и рыбной ловли. Земледельческое коми-пермяцкое население было обложено такими же налогами и повинностями, как и русские крестьяне, и это сближало их в правовом отношении. В ХVI в. завершилось формирование этнической территории коми-пермяков. Основное ядро складывавшейся коми-пермяцкой народности размещалось по течению Иньвы и Косы с их притоками, где коми-пермяки ассимилировали небольшие группы коми-зырян и удмуртов. Территория Северного Прикамья входила в состав Чердынского, Соликамского и Кайгородского уездов (последний с конца ХVI в. включал верховья Камы, до 1586 г. находившиеся в составе Вычегодского уезда). Русские проживали, главным образом, в Чердынском стане одноименного уезда, в небольшом Соликамском уезде, в Орлинской части вотчины Строгановых и в Вятской земле (История Урала 1989; Оборин 1981; он же 1990). Довольно значительными были в ХVI в. переселения в Прикамье коми-зырян, которые частью селились вместе с русскими и коми-пермяками, а частью основывали свои селения. В 1579 г. в Соликамском уезде существовали деревни Зыряново и Зырянка, река Зырянка. Тогда же среди жителей погоста Обва документами названы Зыряновы, в д.Воцкой Чердынского уезда - Зырян (Зыран), в погосте Искор - Ермак Зырян, в Япидоре - Никита Зырян, в Кулчуге - Алексей Зырян и т.д. (Жеребцов Л.Н. 1982; Жеребцов И.Л. 1996).

Вверх

ethnokomi.ru

народ Севера. Традиции, культура, обычаи

Коми – народ, живущий в бескрайних лесах на северо-востоке европейской части России. Основными его этнографическими группами являются вымичи, верхневычегорцы, печорцы, ижемцы, удорцы, сысольцы. Предшественницей Республики Коми считается Пермь Вычегодская.

Традиционные ремесла

С давних времен наибольшее распространение у этого народа получили ремесла, связанные с обработкой дерева. В деревнях невозможно было найти крестьянина, не умевшего изготовить из этого материала любой бытовой предмет. Ижемские коми – народ, у которого, помимо этого, очень хорошо было развито замшеделье. Выделкой кожи занимались в специально выстроенных для этой цели домах – «замшевых избах». В Сысольской и Нижневычегодской областях когда-то большое распространение получило такое ремесло, как выделка валенок.

коми народ

Еще одним древнейшим занятием коми было гончарство. Занимались изготовлением посуды для дома в основном женщины. Гончарный круг при этом практически не использовался. Появился он у коми еще в XV веке, однако большого распространения так и не получил. Посуду изготавливали древнейшим ленточно-жгутовым способом. Обжигали вылепленные заготовки в русской печи.

Традиционная пища

Традиции коми - народа, веками жившего рядом с русским, в отношении пищи схожи с нашими. Основной едой крестьян была каша. Что же касается первых блюд, то чаще всего хозяйки готовили супы и разного рода похлебки, в том числе и с мясом. Жидкую пищу ели в основном в летний период времени. Очень разнообразным у коми было рыбное меню. Рыбу варили, жарили, солили, пекли с ней пироги. У северных народов на столе часто можно было видеть жаркое из дичи. Что касается овощей, то на огородах выращивали репу, редьку, лук, брюкву. Начиная с XIX в. большое распространение получил картофель.

культура коми народа

Очень популярной у коми была выпечка, для которой использовалась в основном ячменная и ржаная мука. Круглый хлеб подавался на стол ежедневно. По праздникам хозяйки выпекали сочни, калачи, пирожки, оладьи и т. д. Очень популярными были также блины из ячменной муки.

Земледелие

Земледельческие обычаи народов коми также очень тесно связаны с русскими. Однако наиболее распространенной зерновой культурой у них была не пшеница, а ячмень. До XI века землю обрабатывали вручную. В XII в. пахать и боронить начали с использованием тягловой силы скота. Пахотой у коми занимались, в основном, мужчины. Боронить же заставляли, как и северорусские народы, чаще всего подростков. Жали ячмень в начале августа. Эта работа считалась женской. Зачастую из-за ранних заморозков хлеб убирали еще зеленым.

обычаи народов коми

Молотили урожай с использованием специального инструмента – цепа. Конструкция его была предельно простой: длинная деревянная ручка и соединенный с ней сыромятным ремнем короткий бил.

Животноводство

Коми – народ с древнейшими традициями в плане разведения скота. О том, что оседлое животноводство существовало в Прикамье уже во II–I тысячелетии до н. э., свидетельствуют открытые здесь археологические памятники. В бассейне же реки Вычегда скот начали разводить, скорее всего, несколько позднее – в I тысячелетии нашей эры. Ученые обнаружили кости домашних животных в памятниках вымской культуры XI–XII вв. Разводили коми в древности, в основном, крупный рогатый скот. Также в домашних хозяйствах держали овец и лошадей. Шерсть, молоко и мясо не продавали, а использовали лично для себя.

традиции коми народа

Культура и обряды

Самобытностью и неповторимостью отличается культура коми - народа, помимо всего прочего, необыкновенно интересного своей обрядностью. Последнюю можно разделить на три основных разновидности:

  1. Родильная. Обрядность этого вида была направлена в основном на благополучное появление ребенка на свет. Новорожденных называли необычным словом «чурка». Слово это происходит от «пращур». Это свидетельствует о том, что коми свято верили, что дети приходят в этот мир из мира предков. Символикой плодородия были насыщены многие обряды коми. Например, невесте и жениху на свадьбе стелили овчинную шубу для того, чтобы в последующем у них было много детей. Кроме того, перед венчанием невесте с той же целью сажали на колени ребенка. Очень большую заботу проявляли коми о здоровье будущих детей. Перед свадьбой родственники сторон тщательно проверяли, нет ли в той семье, с которой они собрались породниться, умственно отсталых или больных.
  2. Свадебная. У коми существовало всего три формы заключения браков: с калымом, с приданым и с похищением. Свадьбы у коми характеризовались большим количеством самых разных обязательных церемоний.
  3. Погребально-поминальная. Похоронные ритуалы отличались у этого народа особой сложностью. После смерти человека в доме завешивались все окна, картины, иконы, предметы с глянцевыми поверхностями. Покойника обмывали и укладывали в еловый или сосновый гроб. Очень распространенным был обряд преломления хлеба.

Коми – народ с богатейшей культурой, очень самобытный. Некоторые его обряды и традиции похожи на наши русские. Однако существует и множество отличий. Сегодня коми прилагают массу усилий для того, чтобы традиции их предков не были забыты, устраивая разного рода национальные фестивали и праздники.

fb.ru

Краткий исторический очерк о народе коми

Коми живут в основной массе на северо-востоке Европейской части СССР в Автономной Советской Социалистической Республике Коми. Самоназвание народа коми-морт (коми-человек), коми-войтыр (коми-народ) получило признание лишь после. Великой Октябрьской социалистической революции. В царской России этот народ был известен под названием зырян.

Группа коми, называющих себя изва mac (люди Ижмы), живет по среднему течению Печоры и Ижме. В прошлом ижемцы представляли собой этнографическую группу смешанного происхождения, несколько отличную по культуре от коми. Ижемцы занимались в основном молочным животноводством, оленеводством, отчасти торговлей и отличались большой подвижностью. Значительная группа ижемцев-переселенцев, до 10 тыс. человек, живет в Ямало-Ненецком национальном округе и Тюменской обл. Их поселки встречаются на Кольском полуострове. Говорят ижемцы на одном из диалектов языка коми; их литературный язык коми, различий в культуре с коми в настоящее время почти нет.

По данным переписи 1959 г., в Коми АССР живет 245074 коми (30,4 % населения республики). Всего коми в СССР 287 027 человек.

Язык коми вместе с близкими к нему языками коми-пермяков и удмуртов входит в пермскую группу финно-угорских языков. В современном языке коми выделяется несколько диалектов (печорский, удорский, верхневычегодский и др.)- Большинство коми знает русский язык.

В Коми АССР, главным образом в городах, районных центрах и рабочих поселках, значительную часть населения составляют русские (48,4%), переселившиеся сюда в советское время. В пограничных районах республики, в верховьях и низовьях Печоры, на Лузе и Летке, встречаются старые русские поселения XVI—XVIII вв.

Из других национальностей в Коми АССР довольно много украинцев (9,9%) и белорусов (2,8%). По р. Усе и в низовьях Печоры живут отдельные семьи ненцев. На Колве, при впадении ее в Усу, есть небольшая группа колвинских ненцев. Образование этой группы относится к XIX в. В ее формировании большую роль сыграли смешанные браки (ненцы женились на ижемках). Сами себя колвинцы считают ненцами, но говорят они на ижемском диалекте языка коми.

Культурные связи ижемцев с ненцами прослеживаются на протяжении ряда столетий. Они проявляются в хозяйстве, в частности в оленеводстве, в транспорте — типе оленьих нарт и упряжки, в одежде.

Автономная Советская Социалистическая Республика Коми граничит на северо-западе и севере с Архангельской, на юго-востоке — с Пермской, на востоке—с Тюменской, на юге — с Кировской областями. Центр республики — г. Сыктывкар (прежний Усть-Сысольск) — расположен при впадении р. Сысолы в Вычегду.

Площадь Коми АССР равняется 415,9 тыс. км2, что намного превышает размеры таких капиталистических стран, как Финляндия, Италия.

Природные условия республики весьма разнообразны. На востоке спускаются западные отроги Северного Урала, а в центре проходит Тиманский кряж. Плоские и невысокие отроги Урала и Тиманского кряжа, так называемые пармы, покрыты лесом.

В Коми АССР протекает много рек; большинство их течет в северном направлении— Печора, Мезень, Башка, Сысола, Луза. Основная водная магистраль — р. Вычегда течет с востока на запад. Многие реки судоходны. Близкое взаимное расположение верховьев большинства рек с давних пор было использовано для устройства волоков из одной речной системы в другую. Реки Коми АССР издавна играли огромную роль в жизни местного населения. Оно и обосновывалось в большинстве случаев по рекам. Реки служили торговыми путями и главными путями сообщения.

Много на территории Коми АССР и озер. Из наиболее крупных озер следует упомянуть Донты и Синдорское. Все озера богаты рыбой. Большая часть территории республики покрыта лесом.

Почвы преобладают песчаные и подзолистые, типичные для северной лесной полосы. На высоких местах они сухие и пригодны для земледелия, а в низких местах заболочены. Климат суровый и характеризуется заморозками ранней осенью и поздней весной. Наиболее низкие температуры бывают в январе (минус 44°), а наиболее высокие в июле (плюс 33—34°).

Недра республики богаты полезными ископаемыми, которые имеют большое значение в экономике всего Советского Союза. К ним принадлежат в первую очередь каменный уголь, нефтяные и газовые месторождения, асфальты, горючие сланцы, каменная соль, сера, а также железные руды.

Краткий исторический очерк

Заселение нынешней территории коми происходило, по всей вероятности, в эпоху мезолита, когда здесь сложились природные условия, близкие к современным. Известны рассеянные по берегам рек стоянки охотников и рыболовов, существование 7—9 тыс. лет назад.

Древнейшее население говорило на особом языке, остатки которого сохранились в географических названиях с окончаниями -ма и -нга (Кельтма, Визинга, Венденга, Яренга и др.).

Стоянки древнего человека обнаружены в Болыпеземельской тундре, по берегам р. Колвы и ее притоков, а поселения II тысячелетия до н. э. встречаются по верхнему течению Печоры, Вычегде, Роговой, на Ухтинском волоке. Инвентарь относящейся примерно к VIII—VII вв. до н. э, Ванвиздинской стоянки, расположенной против с. Усть-Вымь на стрелке, образуемой течением р. Вычегды и впадающей в нее р. Выми, позволяет говорить о том, что древнее население этой территории жило оседло и занималось охотой и рыболовством, было знакомо с зачатками земледелия и скотоводством, знало обработку камня, металла (меди и железа) и производство глиняной посуды. Этническая принадлежность этого древнего населения в настоящее время еще не установлена. Известно только, что в нем нельзя видеть непосредственных предков современных коми, но, по всей вероятности, это было то аборигенное население, которое вошло в качестве одного из компонентов в состав сформировавшегося позднее народа коми.

Археологические и лингвистические данные дают основание полагать,, что первоначальное формирование народа коми происходило южнее их современного расселения, в бассейне верхнего и среднего течения Камы и Вятки; здесь же жили коми-пермяки и удмурты, с которыми коми составляли так называемую пермскую языковую общность финно-угорской языковой семьи, существовавшую еще в I тысячелетии до н. э. После распада пермской языковой общности и выделения удмуртов коми и коми-пермяки составляли некоторое время один народ, живший в Прикамье. Со второй половины I тысячелетия н. э., а частично и раньше, началось переселение части пермских племен из верхнего Прикамья на север в бассейн Вычегды. На новых местах пришельцы сталкивались с аборигенным населением и частично смешивались с ним. В начале II тысячелетия н. э. по среднему течению Вычегды сложилось племенное объединение, известное под названием перми вычегодской, а входящие в него племена именовались пермянами. Этих пермян и можно считать предками современных коми.

Предки коми, заселявшие вначале бассейн среднего течения Вычегды, продвигались постепенно на северо-запад, на Удору — в бассейны Ваш- ки и Мезени, а также на восток. Северными и северо-восточными соседями вычегодских пермян были загадочная для науки «печера», «самоядь» и «югра», а также «гогуличи» — вогулы (манси). Нет сомнения, что в пограничных районах происходило не только сближение, но и смешение населения. Этим можно объяснить весьма неоднородный антропологический состав коми, локальные особенности в их культуре и значительные диалектные различия в языке. Коми, живущие в южных районах современной Коми АССР, на Сысоле, Лузе и Летке, по своему антропологическому типу близки к коми-пермякам. Удорские же коми по антропологическому типу сближаются скорее с карелами и русскими Архангельской обл. Связи с населением северо-западных районов прослеживаются и в языке удорских коми, в котором встречается значительное количество вепсо-карельских заимствований.

Племена, сосредоточивавшиеся по среднему течению Вычегды, Выми и Вашке, в X—XI вв., по всей вероятности, еще не имели развитых феодальных отношений. В этих областях шел процесс разложения патриархальной общины. Первыми из русских проникли в этот край предпри* имчивые новгородцы, которым нужна была пушнина, служившая ценным предметом торговли с различными государствами. Земли коми лежали как раз на торговом пути в Зауралье, который шел с Двины по Вычегде, далее по Выми и рекам Печорского бассейна, поэтому естественно, что Вычегодская земля раньше других начала испытывать влияние Новгорода.

В начале XIV в. на Вычегодскую землю распространилось влияние Москвы. В стремлении укрепить свое господство в обширном Коми крае Московское государство использовало и православную церковь. Во второй половине XIV в. монах Стефан, уроженец города Устюга, с благословения московских церковных властей стал насаждать христианство среди коми.

Кратко остановимся на народных верованиях коми, характерных для них ко времени сближения с русским народом. Народные верования и обряды коми были связаны с поклонением силам природы, священным деревьям, животным и птицам.

Из растительного мира особым почитанием пользовались ель, береза, ольха. На деревья коми вешали меха и другие приношения, совершали под ними религиозные обряды. Согласно народным преданиям и жизнеописанию Стефана, в Усть-Выми местное население почитало огромную березу. Стремясь разрушить представление о чудодейственной силе этой березы, Стефан срубил ее и заложил на этом месте монастырскую церковь. Ольха (ловпу) почиталась как дерево жизни, в нее якобы переселялись души умерших. Пережитком древнего культа растительности является еще соблюдаемый некоторой частью населения обычай париться специальным веником накануне Иванова дня. Собранный из веток березы, черемухи, рябины, ольхи и цветка любавы, такой веник, по старинным представлениям коми, якобы передает людям силу и здоровье деревьев, только что распустивших свою листву.

Коми почитали медведя как охранителя от злых сил. Его клыки и когти носили как оберег, а после принятия христианства их хранили около божницы. Охота на медведя сопровождалась особыми церемониями.

Из птиц наибольшую роль в верованиях коми играла утка. В археологических памятниках края часто встречаются металлические подвески в виде утки. Старинные серьги коми снабжены подвесками, напоминающими утиные лапки, и сами серьги называются лапи. Многочисленные изображения утки встречаются в старинной бытовой утвари коми (солонки и др.). Резное изображение этой птицы прикрепляли на крышу дома как оберег. Грудную кость утки хранили около божницы.

При различных видах колдовства, заговорах, очищениях чудодейственными свойствами наделяли воду и рыбу. Особенно много поверий и обрядов было связано с щукой, которой приписывали магические и целебные свойства. Щучью челюсть (сирпинъ) хранили, положив на косяк входной двери как амулет, считая, что зубы щуки предохраняют от злых духов, которые могут проникнуть р дом. Считалось, что щучьи зубы охраняют женщину во время родов, так как в это время она слаба и ее легко могут «испортить».

Природа казалась коми населенной различными духами, которые якобы могут либо принести удачу, либо причинить вред в охоте, рыболовстве, в повседневных делах. Поскольку охота и рыболовство занимали главное место в хозяйственной деятельности коми, то и культ духов, связанных с этими промыслами, в древних верованиях народа преобладал над другими.

У коми был в некоторой степени развит культ предков, но после принятия православия представления о мертвых, а также похоронные обряды подверглись изменениям.

В дальнейшем религиозные представления коми эволюционировали в связи с социально-экономическим развитием общества, разложением первобытнообщинных отношений и переходом к феодализму. Так, постепенно из числа различных духов выделилось высшее божество, творец людей, земли и небесных светил — Ён.

Большую роль в жизни коми играли колдуны и знахари. Население верило, что колдуны могут воздействовать на окружающий мир и людей при помощи различных предметов, которые были в употреблении или составляли неотъемлемую принадлежность человека, находящегося под воздействием колдуна,— волосы, одежда, гребень, ногти и т. д. С помощью этих предметов колдун якобы мог напустить на человека порчу. Суровые климатические и тяжелые бытовые условия существования способствовали развитию нервных заболеваний, в особенности среди женщин. Многие женщины коми болели «порчей» — кликушеством (шева). По по- вериям, шева, проникая в человеческий организм, начинала мучить женщину припадками, заставляла биться, кричать, ломать разные предметы и т. д. В некоторых случаях женщина, больная шевой, могла будто бы предсказывать, и тогда население коми обращалось к ней за помощью и советом. Лечили больную знахари, совершая над ней магические действия.

Стремясь укрепить господство христианства в Коми крае, Московская митрополия учредила Пермскую епархию, первым епископом которой был Стефан. Он основал первые церкви и монастыри, получившие затем обширные земельные угодья. Пермская епархия приобрела большое политическое значение. В течение XV в. она носила характер полунезависимого феодального, владения.

Под влиянием христианства у коми выработался своеобразный религиозный синкретизм — древние верования и обряды сочетались с христианскими, чему не препятствовало православное духовенство. Было распространено принесение в жертву животных. Так, в селениях по Вычегде рано утром, до христианского богослужения, приносили жертвы — закалывали скот: быков, коров, баранов, которых подбирали сообразно полу празднуемого святого (например, в праздник покрова богоматери резали телок и овец). Жертвенное мясо делили на три части — одна часть поступала в церковную казну, вторая — духовенству, а третью варили около храма в больших котлах и раздавали присутствующим. В летние праздники мясо освящали и раздавали после крестного хода вокруг полей. Большим почетом у коми пользовался пророк Илья.

В XV в. у коми стали постепенно развиваться феодальные отношения. Из среды общинников выделилась земельная знать. В памятниках письменности этого времени встречаются слова дксы (князь), пан (царь),вер (раб).

После присоединения Великого Новгорода к Москве (1478 г.) Вычегодские и Вымские земли были окончательно закреплены за Московским государством. Печорский путь в Зауралье оказался в руках Москвы, местные князья-феодалы утратили свою самостоятельность и перешли на положение вассалов московского князя. Однако территориальная община-волость продолжала существовать. Община владела землей и промысловыми угодьями.

В XVI в. наряду с общинниками появились безземельные крестьяне- половники, работавшие исполу на чужой земле, чаще монастырской и у более зажиточных крестьян. Торговля с Устюгом способствовала выделению «торговых людей» из среды коми.

Началась усиленная колонизация края русскими. Одновременно и местное население также стало заселять новые, еще не освоенные районы» Выходцы с Удоры и Выми в XVI в. появились на берегах Ижмы и нижнего течения Печоры. Со средней Вычегды 1коми проходили на Вишеру, верхнюю Вычегду, в дальнейшем — в верховья Печоры и в Сибирь.

В конце XVII в. в Коми край проникло старообрядчество. Первоначально оно распространилось среди русского населения в низовьях Печоры, куда, спасаясь от «Никоновых новин» и феодального гнета, бежали крестьяне из центральных районов России. Пришельцы-раскольники вербовали сторонников из местного коренного населения и, вступая в брачные связи, смешивались с ним. Некоторые из современных жителей этих мест, коми по национальности, считают себя потомками русских старообрядцев.

В XVII в. территория края была поделена в административном отношении на три части: Лузскую Пермцу, входившую в состав Сольвычегод- ского уезда, Вымский уезд, с административным центром в г. Яренске, и на севере — слободки Усть-Цильма, Ижма, входившие в состав Пусто- зерского уезда.

Вплоть до XVII—XVIII вв. коми, обитавшие в различных уездах {землях), жили крайне разобщенно, экономические связи между ними были очень слабы, у них не выработался еще единый язык, и только в XVIII в. они сложились в единый народ.

Жители Лузской Пермцы, как свидетельствуют: писцовые книги, занимались в XVII в. земледелием. При трехпольной системе они имели в каждом поле в среднем по три четверти пашни на двор, т. е. около 4V2 десятин на хозяйство (четверть пашни = х/2 десятины). В дополнение к сельскому хозяйству ловили рыбу и занимались охотой.

В Вымском уезде земледелие не было преобладающим занятием. Земельные наделы у местных жителей были крайне ничтожны, пашни приходилось не более одной четверти на двор. В дозорных книгах отмечены даже беспашенные крестьяне (например, в погосте Венденга). Значительно больше, чем земледелие, было развито здесь скотоводство, но ведущая роль принадлежала охоте, на что указывает упоминание большого количества специальных охотничьих приспособлений в дозорной книге под 1608 г. В Вымском уезде обложение производилось не по пашне, как в Лузской Пермце, а по дворам, что также свидетельствует о слабом развитии земледелия.

В Усть-Цилемской и Ижемской слободках хозяйство было чисто промысловым. Жители занимались охотой, рыбной ловлей и платили подати с промысловых угодий — «с тонь, рек, озер и лесов» — по 8 руб. 20 алтын в год. Кроме того, занимались также сплавом леса по Ижме и Печоре в Пустозерск, многие уходили на промыслы в Сибирь, другие приспособились работать проводниками царских служилых людей и различных экспедиций. Население Вычегодского и Печорского бассейнов находилось в тесном общении с русскими и испытывало влияние русской культуры.

Торговым центром в XVII в. был Яренск. В Туглиме на Вычегде были две ярмарки. Большое значение имела хлебная торговля, так как своего хлеба у коми не хватало.

Из промыслов развивалось солеварение. В 1637—1638 гг. ежегодная добыча соли в Серегове достигала 310 тыс. пудов. На промысле работало до 200 человек. Соль направлялась на Вологодский рынок.

Население Коми края в XVII в. было неоднородным по национальному и социальному составу. Переписная книга 1646 г. позволяет установить, что одни крестьяне — коми и русские — покидали свои участки и скитались «меж двор», либо переселялись на другие участки и обрабатывали их в качестве половников. Другие — сосредоточивали в своих руках более или менее крупные участки земли и эксплуатировали труд половников. Наиболее крупными землевладельцами были монастыри и соль- вычегодские посадские люди. Усиливалась торговая группа населения, которая обособлялась и постепенно приобретала все большее значение, сосредоточивая в своих руках главным образом торговлю хлебом и пушниной.

Как и черносошное крестьянство русского Севера, население Коми края «тянуло тягло», т. е. вносило денежные платежи и отбывало службу в пользу государства.

В 1679 г. все прямые налоги были объединены в один под названием «стрелецких денег» в размере 30 алтын со двора. За пользование отдельными угодьями, приносившими доход, а также лавками, кузницами, соляными варницами платили «оброчные деньги». Часто бывали сборы специального назначения, например на хлебные «стрелецкие запасы», на жалованье «сибирским людям» и т. д. Кроме уплаты налогов, население несло различные службы: целовальников, земских судей и т. д. Разоряли крестьян «кружечные дворы» — кабаки, и крестьяне очень неохотно допускали устройство новых кабаков. Особенно обременительной для населения была ямская гоньба. Большая дорога в Сибирь, проходившая через Коми край, требовала специального обслуживания. Тяжесть повинностей усиливалась неравномерностью раскладки. Повинности ложились всей тяжестью на наименее обеспеченные слои посадских людей и крестьян. Многие жители покидали родные места и спасались бегством, главным образом в Сибирь. Сильно страдали коми от местных воевод. Известны активные выступления коми против проводившейся царским правительством политики и произвола местной администрации, но они носили в XVII в. разрозненный и случайный характер.

После отмены подворного обложения в 1722 г. была введена подушная подать, причем из числа облагаемых налогами не исключались умершие и выбывшие в промежутке между двумя ревизиями. Кроме подушной подати с круговой раскладкой, продолжали существовать, как и в XVII в., различного рода повинности. Обострение внутренних противоречий и обнищание населения края неоднократно вызывали крестьянские волнения, которые нередко заканчивались жестокой расправой с повстанцами* Все это озлобляло народ, ожесточало нравы, порождало своеобразные формы протеста, в частности в XVIII в. широкий размах в крае приняло разбойничество.

На протяжении XVIII в. продолжала развиваться соляная и возникла железоделательная промышленность. На соляном Сереговском промысле в 80-х годах XVIII в. уже работало около 500 человек. Кроме русских крестьян, вывезенных из центральных губерний России, на соляном промысле были заняты и местные крестьяне коми из близлежащих деревень. Они использовались главным образом на подсобных работах: рубили дрова, возили соль и т. д. На железоделательных заводах также вначале основная работа выполнялась людьми, опытными в горном деле, привезенными из разных мест, а на подсобные работы привлекалось местное население, которое постепенно попадало в долговую зависимость к заводо- владельцам.

В связи с развитием промышленности в Коми крае возникла новая социальная группа — заводовладельцев, правда, еще немногочисленная. В конце XVIII в. возросло значение купечества, среди которого было много коми. Особой известностью пользовались Сухановы и Опарины.

Появился новый административный и торговый центр — Усть-Сы- сольск, который был выделен в 1780 г. из состава Яренского уезда и преобразован в том же году в город, ставший центром Усть-Сысольского уезда.

В XIX в. территория расселения коми охватывала Усть-Сысольский и часть Яренского уезда Вологодской губ., а также Печорский уезд Архангельской губ. Население этой огромной территории продолжало оставаться крайне редким. По данным 1864 г., на 1 кв. версту приходилось всего 0,7 человека.

Собственником земли в Яренском и Усть-Сысольском уездах была в основном казна. Крестьяне коми принадлежали к категории государственных, бывших на оброке. Помещичье-дворянского землевладения на Севере было мало. Несмотря на то, что сельское хозяйство являлось основным занятием населения, распаханных земель было немного, почти вся площадь края была покрыта лесом.

С середины XIX в. большую роль в хозяйстве Коми края начало играть оленеводство, центром которого стало с. Ижма. На необъятных просторах Болыпеземельской тундры держали свои стада ижемские оленеводы, которые к началу текущего столетия сосредоточивали в своих руках, по официальной статистике 1896 г., до 194 тыс. оленей и были фактически основными владельцами оленьих стад. Несмотря на отдаленность от торгово-промышленных центров России, с начала XIX в. на Иж- ме быстро шел процесс развития товарно-денежных отношений, что привело к усилению классовой дифференциации ижемского крестьянства, к|росту ижемской буржуазии.

В половине XIX в. на Ижме появились мелкие кустарные предприятия, главным образом по производству замши. В начале 40-х годов XIX в., по данным, приведенным исследователем ижемцев В. Иславиным, в Ижемской волости было около 55 небольших заводов по выделке замши.

С развитием капиталистических отношений усиливались социальные противоречия. Коми не раз поднимались на борьбу против своих поработителей. На протяжении XIX в. происходили волнения крестьян на Ижме, в Усть-Куломе, Сотчеме и других местах. Наиболее крупным и значительным из них было устькуломское восстание 1842 г., когда бедняки и середняки восстали не только против царских чиновников, но и против местных кулаков. Восставшие, захватив власть в свои руки, отменили непосильные налоги и сборы. Восстание продолжалось около года. Царское правительство послало на его подавление отряд жандармерии, который жестоко расправился с восставшими.

Коми вместе с русскими приняли активное участие в революции 1905— 1907 гг. В 1906 г. рабочие Нювчимского завода под руководством большевиков организовали демонстрацию, в которой приняло участие все население поселка. Яркую политическую окраску носила также рабочая демонстрация 1 Мая 1907 г. на принадлежавшем иностранцам лесопильном заводе «Стелла Поларе» на Печоре. Задавленные недоимками, страдающие от малоземелья, коми и русские крестьяне принимали активное участие в аграрном движении, требуя передачи земли крестьянам без выкупа. Крестьяне, сплавлявшие лес, предъявляли требования лесопромышленникам и при отказе в удовлетворении их бросали работу и объявляли стачку.

После революции 1905—1907 гг. возросли сплоченность и организованность русских и коми рабочих и крестьян. На ухтинских нефтяных промыслах коми и русские рабочие предъявили администрации завода ряд требований, которые частично были удовлетворены.

После февральской буржуазно-демократической революции в апреле 1917 г. нювчимские рабочие захватили завод. Крестьяне под руководством демобилизованных солдат-большевиков создали крестьянские волостные комитеты. 20 декабря 1917 г. в Усть-Сысольске был образован городской Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В течение февраля — мая 1918 г. Советы были организованы уже повсеместно. 17 мая 1918 г. состоялся Первый учредительный съезд Советов. Во многих волостях (Слободской, Помоздинской и др.) были приняты решения о переделе земли.

В июле 1918 г. в Усть-Сысольске возникла первая в Коми крае партийная организация, а уже к концу 1918 г. в Усть-Сысольском и Ярен- ском уездах насчитывалось свыше 2400 коммунистов.

Начавшаяся гражданская война еще теснее сплотила трудящихся коми вокруг Советов, под руководством большевиков боровшихся с внутренней и внешней контрреволюцией. Военные отряды, созданные из большевиков и бедняцко-середняцкой молодежи деревни, по первому зову Советской власти вставали на защиту Родины.

Гражданская война в Коми крае носила крайне ожесточенный характер. Многие селения, как, например, Ижма, в течение 1918—1919 гг. по нескольку раз переходили от Советов к белым и обратно.

22 августа 1921 г. Советским правительством был принят декрет об образовании автономной области Коми, которая в 1936 г. была преобразована в Автономную Советскую Социалистическую Республику. За годы Советской власти отсталая в прошлом окраина, несметные богатства которой оставались почти нетронутыми, превратилась в мощную индустриально-аграрную республику с развитой промышленностью и механизированным сельским хозяйством.

lib7.com

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ

И.Л. Жеребцов © 1999

Следует учитывать, что переселения из Прикамья, если они действительно имели место, являлись, безусловно, не единым актом, произошедшим в течение относительно короткого отрезка времени. Скорее, это был длительный процесс, занявший не одно столетие, состоявший, вероятно, из нескольких этапов или миграционных волн, причем миграции шли, видимо, не на дальние расстояния, не сразу с Камы на Вычегду, а стадиально, с постепенным освоением промежуточных территорий. Сначала, на рубеже тысячелетий, переселенцы, по мнению Л.Н. Жеребцова, колонизировали берега Вятки (вероятно, ее верхнего течения) с притоками Моломой, Чепцой, Леткой и Коброй), Сысолы и Лузы. Затем из перечисленных районов группы мигрантов (вероятно, уже гораздо менее многочисленные) стали постепенно продвигаться на Вычегду (с притоками Вымь, Вилядь, Вишера), а также на реки Юг и Малая Северная Двина, где имелось и ванвиздинское население (Макаров, Чеснокова 1992).

При взаимодействии переселенцев и местного населения в этих районах постепенно формировались локальные группы древних коми. Археологи называют пять таких групп: сысольская, средневычегодская, нижневычегодская, вымская и удорская (Археология Республики Коми 1997, С. 581). Наличие древнекоми населения на Вятке и ее притоках ставится ими под сомнение, поскольку археологических подтверждений этого пока не обнаружено. Этнограф Л.Н. Жеребцов полагал, что на Вашке древние коми появились несколько позже, чем в остальных перечисленных районах (Жеребцов Л.Н. 1982). Можно предположить, что особую локальную группу составляли, вероятно, и древние коми, жившие по берегам Лузы, Юга и, возможно, Летки и Моломы (не случайно грамота 1485 г. указывает Летку и Молому в числе владений лузских пермян) (Документы по истории коми 1958).

В конце XI - I половине XII вв., по предположению Л.Н.Жеребцова, поселения древних коми появились на нижней Сухоне, верхней Ваге (с притоками Устья и Сондуга) и на Северной Двине ниже устья Вычегды - значительно западнее современной территории расселения коми и там, где не найдено ванвиздинских памятников. Свою гипотезу Л.Н.Жеребцов основывал на данных топонимики и на относившихся к более позднему времени сообщениях о наличии в этих районах "пермянского" (зырянского) населения. Многие расположенные здесь древние населенные пункты, а также реки и озера имеют названия "пермского" типа, связанные с пермянами вычегодскими, с древнекоми языком: деревни Пермяцкая, Куимиха, Кушево, села Пермас, Пермогорье, Пырское, реки Перемка, Пермас, Пермовка, Вотча, Корва, Ворса, Пурта, Кузюг, озера Вад, Керкаты, Перм-озеро, Пермянские и т.д. Имеется и ряд письменных свидетельств, правда более поздних, о проживании коми в указанном регионе. Так, путешественник ХVIв. С. Герберштейн писал о населении Устюжской земли: "у жителей свой язык, хотя они больше говорят по-русски". В "Списке населенных мест Вологодской губернии", изданном в 1866 г., упоминаются "зыряне обруселые и вообще сохранившие обычаи и нравы своего племени" (называемые также "чудь, или обрусевшие финны"), которые обитают вместе с русскими в Никольском уезде по рекам Ильзюга, Кокошиха, Ширенга, Шердуга, Жидоватка, Березовая и Завазуга и в некоторых других уездах. Сведения об обитании коми-зырян на р. Устье в ХVI в. обнаружил краевед М.И. Романов (Жеребцов Л.Н. 1982, С. 26-32). Археологические исследования пока не подтвердили его мнение. Исследователь А.К. Матвеев полагает, что на р.Устье и в других расположенных западнее современной этнической границы коми районах, названных выше, проживали не пермяне, а какое-то иное финно-угорское население, которому и принадлежала местная этнотопонимия (Матвеев 1994, С. 62).

Таким образом, первые полтора столетия существования перми вычегодской (XI - середина XII вв.) составляют первый этап этнодемографического развития древних коми, который можно назвать этапом первоначального расселения. Не исключено, что - согласно гипотезе Л.Н. Жеребцова - в это время происходило некоторое расширение территории расселения пермян в западном направлении. Массового притока мигрантов с Руси в земли древних коми не было. Имели место лишь эпизодические посещения Европейского Северо-Востока новгородскими сборщиками дани (Насонов 1951; Савельева 1995).

Вверх

ethnokomi.ru

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ

И.Л. Жеребцов © 1999

Если происхождение коми-пермяков не вызывает на настоящий момент сомнений ввиду очевидной преемственности гляденовской, ломоватовской и родановской культур, то проблема этногенеза коми-зырян по-прежнему является дискуссионной. Споры связаны с вопросом о преемственности ванвиздинской культуры и культуры перми вычегодской - древних коми-зырян. Памятники перми вычегодской в бассейне Вычегды и Лузы относятся к периоду начиная с ХI в. Согласно одному мнению (выдвинутому В.И. Канивцом и развитому и наиболее последовательно отстаиваемому археологом Э.А. Савельевой), эта культура (называемая также вымской) сформировалась на основе древнекоми ванвиздинской культуры и генетически связана с ней; Пермяне вычегодские (древние коми-зыряне) являются, таким образом, автохтонным населением Вычегодского бассейна. В подтверждение указанной точки зрения приводятся данные о сходстве ванвиздинской и вымской культур в обряде трупоположения, в керамике. В частности, чрезвычайно близки друг другу материалы Тохтинского поселения VII-VIII вв., т.е. ванвиздинского периода, и материалы, найденные на памятниках перми вычегодской. Э.А. Савельева особо указывает также на материалы поселений IХ-Х вв. Лозым (на Сысоле) и Угдым (на Вычегде), которые, по ее мнению, свидетельствуют о генетической преемственности ванвиздинской культуры и культуры перми вычегодской: форма, орнаментация и примеси в глиняном тесте керамики этих поселений близки, с одной стороны, ванвиздинской керамике, с другой - керамике перми вычегодской; обнаруживается типологическая близость орудий труда и украшений (Археология Республики Коми 1997; Савельева 1971; она же 1995 и др.).

Э.А. Савельева отмечает значительную роль охоты и рыболовства в хозяйстве населения перми вычегодской, равно как и у ванвиздинцев. Последние занимались также животноводством и, по предположению Э.А. Савельевой, также, вероятно, и земледелием, хотя подтверждений этого пока нет. А в период перми вычегодской животноводство и земледелие, согласно этому мнению, лишь получили дальнейшее развитие. Этому способствовало, в частности, потепление климата на рубеже I и II тысячелетий н.э., облегчившее распространение земледелия на север. Данная точка зрения отрицает какие-либо значительные перемещения населения из Прикамья в Коми край и участие камских переселенцев в формировании пермян вычегодских как не подтвержденные археологическими материалами. Сходство перми вычегодской и родановской культур объясняется общей гляденовско-ананьинской подосновой и культурными и торговыми связями населения этих регионов в Х-ХIV вв. В то же время указывается на активное участие в сложении вымской культуры южного или юго-западного компонента (волжских финнов) и славянских групп (Археология Республики Коми 1997; Савельева 1982; она же 1985; она же 1987 и др.).

Вторая точка зрения, напротив, предполагает ведущую роль переселенцев из Прикамья в формировании культуры перми вычегодской. Автохтонное ванвиздинское население (не древнекоми, но родственное ему западно-финское, угорское или какое-либо иное) было ассимилировано переселенцами. Определенное участие в генезисе пермян вычегодских группы славяно-русского и волжско-финского населения также не отрицается. Лингвист В.И. Лыткин сопоставлял миграцию древних коми в Вычегодский край с распадом в IХ-Х вв. общепермского языка-основы (Лыткин 1953; Основы финно-угорского языкознания 1976). Анализ диалектов коми и коми-пермяцкого языка, по мнению языковеда В.А. Ляшева, также свидетельствует в пользу значительных перемещений населения в Коми край из Прикамья (Ляшев 1975; он же 1985; Мурыгин, Королев, Ляшев 1984).

Этнографы Л.П. Лашук, Н.Д. Конаков указывают на резкую смену хозяйственно-культурного типа населения Вычегодского бассейна на рубеже I и II тысячелетий н.э. (Лашук 1972; Конаков 1984) Ванвиздинцы принадлежали к более древнему на этой территории хозяйственно-культурному типу охотников и рыболовов тайги, вели полуоседлый образ жизни, основанный на развитом промысловом хозяйстве. Пермяне вычегодские, в отличие от них, имели комплексный тип присваивающе-производящего хозяйства. В Прикамье ко времени возникновения родановской культуры (т.е. в конце 1 тысячелетия н.э.) и гипотетического переселения коми на Вычегду земледелие, животноводство и охота уже имели в хозяйстве примерно равное значение. Древние коми, согласно этому мнению, оседая в новом районе, постепенно воссоздавали привычный комплекс присваивающе-производящего хозяйства, сочетавшего земледелие и животноводство с охотой, рыболовством и домашними промыслами. Переселенцы адаптировались к новым природным условиям, приспосабливая к ним традиционную культуру. Их система традиционного природопользования и выработанная на его основе модель хозяйства были совершеннее, чем у ванвиздинцев, полнее использовали природные ресурсы. Более высокая качественно социально-экономическая ступень развития обеспечивала больший абсолютный прирост населения. Местное ванвиздинское население, по мнению Н.Д. Конакова, заимствовало у коми переселенцев их хозяйственные навыки, переходило к оседлости, перенимало более приспособленный для данной системы природопользования весь хозяйственно-культурный комплекс и постепенно растворялось среди коми. В свою очередь и ванвиздинцы внесли определенный вклад в формирование культуры промыслового населения коми (Конаков 1984).

Археолог А.М. Мурыгин ставит под сомнение генетическую преемственность ванвиздинской и вымской культур, полагая, что к формированию перми вычегодской имело прямое отношение лишь население с Тохтинского поселения. А последнее он относит не столько к ванвиздинцам, пермский компонент в которых не играл заметной роли, а к пермским переселенцам из Камско-Вятского региона. Ряд исследователей указывают также на археологические данные, говорящие, по их мнению, о такой близости перми вычегодской и родановской культур по ряду признаков (обряд погребения, хозяйственно-бытовой уклад, керамика, украшение костюма), которую можно объяснить не общей гляденовской подосновой или активными торговыми связями, а лишь переселениями раннеродановского населения в бассейн Вычегды. Памятники, отражающие приход родановцев на Сысолу и Вычегду, имеются, полагают эти исследователи, а вот наличие памятников, характеризующих генетическую преемственность ванвиздинской и вымской культур, ставится ими под сомнение (Буров 1965; Лашук 1972; Мурыгин, Королев, Ляшев 1984). "Миграционной" точки зрения придерживается и финский исследователь С. Лаллукка (Лаллукка 1997).

Таким образом, обе точки зрения подкреплены аргументацией и имеют право на существование. Как представляется, истина должна быть где-то посредине между двумя этими воззрениями. (В этом плане представляются весьма перспективными изучение Н.Н.Чесноковой локальных вариантов ванвиздинской и вычегодской культур, последние исследования Т.В. Истоминой сысольских памятников перми вычегодской, ряд наблюдений К.С. Королева в отношении средневековых средневычегодских памятников). Можно предложить следующую гипотезу, не противоречащую основным аргументам обеих вышеназванных теорий. Вероятно, в формировании древних коми участвовали как местное ванвиздинское население, так и переселенцы из Прикамья (причем обе эти группы были родственными между собой), но роль их в сложении пермян в разных районах края была неодинакова. На Выми и нижней Вычегде, очевидно, главным элементом стали ванвиздинцы, а на Сысоле и, быть может, верхней Вычегде, наоборот, сильнее было влияние переселенцев из Прикамья (по крайней мере, последние исследования археологов позволяют говорить о весьма тесных связях сысольцев с Прикамьем). В сложении прилузских коми (в Прилузье, кстати, до сих пор не найдено ванвиздинских археологических памятников) свою роль сыграли также группы прибалтийско-финского и волжско-финского населения, что убедительно доказала Э.А. Савельева.

Вверх

ethnokomi.ru


Смотрите также