Древние русалки. Русалка. Правда ли, что настоящая русалка существует? 
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Загадки истории. Спорные факты и домыслы. Древние русалки


Русалка. Правда ли, что настоящая русалка существует? 

Русалка. Кажется, про русалок слышали даже те, кто очень смутно знаком со славянской мифологией. Образ узнаваем, присутствует во многих сказках, литературных произведениях, можно увидеть его и на картинах. У нас на Севере считают, что русалки и по сей день существуют. Столько историй про них рассказывают! Но какие они, настоящие русалки?

 

Кто такая русалка?

Русалка — персонаж славянской мифологии, опекающий поля, леса и воды. Один из наиболее вариативных образов народной мистики. В то, что русалки существуют, верили повсюду на Руси, но идеи о том, какая она — настоящая русалка —  в разных местах различались.

 

Русалки существуют! Подлинные северные былички

Казалось бы, персонаж этот настолько фантастический, что остался только в сказках. Но наши северные былички утверждают — настоящих русалок можно увидеть и по сей день. 

Живут русалки в воде, но могут выходить и наружу. К людям они не слишком благосклонны, их стоило опасаться:

Маленьки были, так говорили нам старики-то, что нельзя после дождя купаться, русалка там моется. Волосы-то у ей длинные. Утащит она…

Рассказывали о них довольно страшные истории:

Русалки-то? Да, слыхивала. Сейчас уж никого не стало, а раньше много было всего, много рассказывали историй всяких.

Вот у одной женщины утонул сын. Он и плавал-то неплохо, хорошо плавал-то и вот вдруг утонул. А было летом, конечно. Ну, народ-то: «Водяной утащил!» А потом, уж много времени прошло-то, пошла она стирать на реку и глядит, сидит на камне девушка, красивая, да голая, волосы черные, длинные. Она их чешет. Та [женщина] как увидела ее, и сердце захолонуло сразу. Спугалась сильно, стоит, не дышит аж. Забоялась шибко сильно. А как же, ошарашно ведь! Что ты! Эта русалка как посмотрит на кого, как застывши человек стал, так и будет стоять, долго может так, да. Вот та и стоит. Вдруг русалка повертывается и говорит: «Твому сыну хорошо, иди домой и не ходи больше сюда». И в воду прыгнула, а гребень оставила на камне.  А сына тело так и не нашли, глубоко больно.

Русалки в реке и сейчас есть. Оны как человек, волосы длинные, распущены, на камне сидят  и волосы чешут. И груди есть. В глыбких местах живут. Выходит утром и вечером.

Русалки были тож. Разны виды показывали: и женщиной, и мужчиной, и скотиной. Как привидится. Увидят их и болеют.

Бабушка умерла. Приехавши был дядя с Москвы. Пошел на речку. В костюме, одевши как следует. Ему показалась девушка красивая. Он приобнять хотел, руками так сделал — и нырнул в речку. Привиделась хорошая девушка, красивая. А он пришел, льет с него, а в хорошем костюме был.

Маленьки были, так говорили нам старики-то, что нельзя после дождя купаться, русалка там моется. Волосы-то у ей длинные. Утащит она.

Русалки в реках и сейчас есть. В русалку обращается, говорят, проклятый человек. Оны как человек, волосы длинные, распущены, на камне сидят и волосы чешут. И груди есть. В глыбких местах живут. Выходит утром и вечером. И попка, как у человека. Красивая, груди стоят, как у женщины. Белье полоскала, ручной палкой колотила, чтоб пыль выходила. Вижу, волосы длинные, распущены. А заметили, и она исчезла.

Шишихи, русалки, хватают за ноги и топят. Бабки свиклу сажали, а женщина в воду зашла. Ее кто-то тянет, а потом на ногах следы от пальцев.

Рассказывали, служил один какой-то во флоте, а она [русалка] выходила, песни пела. И так она ему понравилась, что влюбился. А любовь у ей настоящая. И ребенка нажили. А что моряку делать, как ее с собой привезти, ведь она не умеет говорить, и ребенок не умеет говорить. И переслали его на другой корабль. Она приходит, смотрит, где он. А ей показывают: уехал. Тосковала горазд. А потом разорвала ребенка и бросилась в воду.

 

Как выглядит настоящая русалка? Есть ли у неё хвост?

Образ русалки в книгах и на картинах вполне узнаваем — красивая девушка с рыбьим хвостом. Однако, как многие духи славянской мифологии, выглядеть они могут по-разному:

Разные виды показывали: и женщиной, и мужчиной, и скотиной. Как привидится.

Но чаще всего настоящие русалки напоминают красивых юных девушек, обнаженных, с длинными распущенными волосами зеленоватого, русого или черного цвета, которые они постоянно расчесывают. Есть ли у русалок хвост? На Севере Руси полагали, что русалки обликом полностью подобны людям. Ведь они не только сидят в воде, но и передвигаются по суше, могут заходить в мельницы, бегать по берегу реки или водоема, качаться на ветвях деревьев. На Юге Руси рассказывали, что русалки живут только в воде, поэтому хвост у них есть.

Хотя настоящая русалка выглядит подчас красиво и соблазнительно, весь ее облик говорит о том, что это неживой человек. Если приглядеться, можно заметить закрытые или тусклые глаза, бледную кожу.

Есть рассказы, в которых русалки выглядят настоящими чудовищами: неприглядные, с длинными отвисшими грудями, острыми когтями, полностью покрытыми шерстью. Сразу становится понятно, что такое существо к людям будет совсем не благосклонно.

 

Как стать русалкой?

Почему же настоящие русалки так враждебны к людям? Потому, что они и сами когда-то были людьми, но умерли слишком рано или «неправильно» (стал жертвой преступления, покончил с собой, трагически погиб) и сделались «заложными» покойниками. Рассказывали, что стать русалкой может погибший (особенно утонувший) ребенок, юная девушка, молодая женщина или же вообще любой, кто скончался во время особой недели года — Русальной.   Русалки утягивают на дно купающихся в неурочное время и без благословения людей, при встрече на берегу могут напасть и защекотать до смерти, удушить своими длинными волосами, заманить в воду стирающих на берегу женщин. Те, кто погиб по вине этих духов, тоже становятся русалками. Чтобы души умерших маленьких детей или девушек не стали русалками, при их похоронах соблюдали особые ритуалы.

 

Чем опасны русалки?

Несмотря на довольно романтические представления об этих духах, они живых людей не  любят, стремятся их погубить, чтобы пополнить свои ряды. Особенно русалки активны и опасны на Русальную неделю в мае-июне, в период цветения ржи. Тогда-то они чаще всего и показываются людям. В этот период советовали не только воздержаться от купания в водоемах, но и подходить к воде вообще, гулять в лесу.

При встрече с русалками нужно было не смотреть на них — лучше всего оборотить взгляд в землю. Были и заговоры против этих духов. Советовали от них также откупаться — бросать им какой-то элемент одежды, гребешки, украшения.

Русалки существуют и поныне, и наши предки отлично это знали. Духи природы окружают нас и поныне. Вся славянская мифология свидетельствует об этом. Изучая ее, мы заново открываем для себя мир духов окружающей среды.

 

Подробнее о славянской мифологии:

Славянские Боги

Мифические существа славян

Славянские мифы

xn--80aejvmu5h.xn--80aswg

Какими были русские русалки • Arzamas

Мифолог Елена Левкиевская — о русалочьих ногах и хвостах, колосящейся ржи, потерянном гребне, железных грудях, неправильной смерти, танцах, щекотке и соблазнении мужчин

Записала Ирина Калитеевская

Морские сирены. Лубок. 1866 год © New York Public Library

Русалка литературная

В русской литературе первой половины XIX века часто встречается сюжет о русалке — речной или морской женщине, часто с рыбьим или драконьим хвостом, которая соблазняет земного мужчину или мстит неверному возлюбленному, утягивая его в воду. Это есть и у Пушкина, и у Лермонтова, и у Ореста Сомова, и у многих других. Этот мотив является литературным романтическим штампом, почерпнутым отчасти из западноевропейской литературы, отчасти из западноевропейской мифологии. Он пришел вместе с романтизмом и связанным с ним комплексом идей, в том числе — интересом к национальным корням и народной традиции как квинтэссенции, как бы сейчас сказали, национальной идентичности. Прежде всего, это веяние приходит с Жуковским, который в 1820-е годы очень много переводил немецких романтиков. Он вбрасывает эти сюжеты в русскую литературу, и все тут же начинают интенсивно их использовать. Даже Гоголь, хорошо знавший народную традицию, был увлечен западноевропейским романтизмом и заимствовал западные сюжеты — это встречается и в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», и в «Миргороде». Например, сюжет «Страшной мести» взят из новеллы Людвига Тика «Пьетро из Абано».

Образ русалки — литературный и романтический штамп, почерпнутый из западноевропейской литературы и мифологии

Между тем в славянской народной традиции тоже есть женские персонажи, которые называются русалками, и женские персонажи, связанные с водой и способные затянуть человека в воду. Чем они отличаются от русалок и морских царевен Лермонтова, Пушкина и Жуковского?

 Мелюзина. Рисунок Джузеппе Челлини. 1886 год © Иллюстрация к сборнику Габриэле д'Аннуцио «Isaotta Guttadàuro ed altre poesie»

Женщины с ногами, но без лиц

Русалка — один из центральных образов украинской и белорусской мифологических традиций. Это очень известный, хорошо сформированный персонаж, о котором существовало (и до сих пор существует) огромное количество текстов с очень разветвленной системой мифологических мотивов.   Прежде всего, это никакие не морские полудевы-полурыбы, а обычные женщины с ногами, без всяких хвостов. Они выглядят как девушки и женщины с распущенными светлыми волосами в белых одеждах. Очень часто у них не видно лиц, потому что они — покойницы. Причем не любые покойницы, а неправильно умершие и из-за этого не имеющие упокоения на том свете.

Русалочка. Иван Билибин. 1937 год © Иллюстрация к изданию «Albums du Pere Castor»

Представление о людях, умерших неправильной или нечистой смертью, — одно из самых древних в восточнославянской мифологии, оно восходит еще к индоевропейскому пласту. Сюда относятся чаще всего самоубийцы, те, кто умер без покаяния, занимавшиеся при жизни колдовством и знавшиеся с нечистой силой, а также люди, умершие до брака, — потому что с точки зрения народной традиции неправильной является всякая смерть человека, который не изжил своего положенного века и не выполнил заложенную для него жизненную программу, особенно если он умер, не вступив в брак и не оставив потомства (в первую очередь это касается девушек, умерших в период между обручением и венчанием). Кроме того, в украинской и белорусской традиции часто русалками становятся девушки, которые умерли на Троицкую неделю.   На Троицкую неделю приходится пик солнечной активности и цветения растений, и в соответствии с очень древними представлениями это связывается с возвращением душ умерших на землю. Вероятно, слово «русалка» восходит к древнегреческим «розалиям», или «русалиям», — празднику, который отмечался в античном мире в начале мая, когда расцветали розы. В этот период устраивались поминальные обряды и на могилы умерших возлагали розы и розовые венки. В восточнославянской традиции на Троицкую неделю, когда начинает колоситься рожь, на землю приходят русалки, поэтому по-украински эта неделя называется «Русальний тиждень» (Русальная неделя).   Вернувшись, русалки бегают по ржи, качаются на ветвях деревьев, танцуют, устраивают хороводы. Чаще всего появляются гурьбой. В этот период они очень опасны для людей: нападают, пугают, щекочут до смерти, вообще причиняют очень много неудобств. Кроме того, они могут приходить в свои дома, и там для них оставляют пищу и какую-то одежду, особенно люди, у которых кто-то из родни умер неправильной смертью и имел шанс стать русалкой. 

После окончания Троицкой недели, в первый день Петровского поста или в воскресенье перед ним, русалки должны уйти назад, в иной мир. Для того чтобы это наверняка произошло, существовал особый обряд, который назывался «проводы русалки», или «изгнание русалки». Для него в последний день Троицкой недели делали соломенное чучело и с пением специальных песен всем селом выносили за границы села, в поле или в лес, а там ритуально уничтожали: топили в реке, сжигали или разрывали на кусочки и разбрасывали по полю. Второй вариант этого обряда — когда какую-нибудь девушку наряжали русалкой (одевали в светлые одежды, закрывали лицо), под руки, с пением специальных обрядовых песен, выводили за пределы села и оставляли. Эта девушка, посидев какое-то время где-нибудь в поле или под кустом, тихонько возвращалась к себе домой и продолжала жить своей обычной жизнью.

Русалки почти не занимаются соблазнением мужчин

Мы видим, что семантически эти восточноевропейские русалки связаны с вегетацией растений, но не с водоемами. В текстах может говориться о том, что они выходят из воды, но это один из многочисленных вариантов — точно так же они могут приходить с кладбища или просто с того света. Кроме того, в народной традиции чрезвычайно слабо проявляется любовная сюжетная линия, которую так любят эксплуатировать писатели и поэты-романтики: русалки почти не занимаются соблазнением мужчин. Редкие тексты, в которых русалка все-таки соблазняет земного мужчину, как подозревает целый ряд фольклористов, спровоцированы именно книжностью, знанием литературных текстов, а не собственно народной традицией.

Шутовка с гребнем

В северорусской традиции есть другой женский персонаж. Он довольно редко называется русалкой — скорее шутовкой, чертовкой, какой-нибудь водяной бабой. Этот персонаж лишен четко выраженной сезонности, всегда появляется в одиночку и связан именно с водным пространством — с какой-нибудь рекой или озером. Очень часто говорят, что эти шутовки происходят из утопившихся девушек и женщин. Фактически этот персонаж проявляет себя только в одном сюжете: шутовка сидит на берегу, на каком-нибудь прибрежном камне или на мостках, где стирают белье, и расчесывает свои длинные волосы большим костяным, каким-то необычным гребнем. При приближении человека она бухается в воду и скрывается в ней. На берегу остается ее гребень. И если человек заберет этот гребень с собой, она потом будет ходить к нему под окна, просить, нудить, чтобы он ей его отдал, и не оставит его в покое, пока он не положит гребень на место. В некоторых случаях она может причинять вред, в том числе затягивать человека в воду, — но это никак не связано с гендерными признаками, затянуть могут и мужчину, и женщину. Сексуальная составляющая, которая так сильна в романтической литературе, здесь никак не эксплицируется.

При приближении человека она бухается в воду и скрывается в ней

И украинские и белорусские русалки, и русские шутовки — это вполне нормальные, даже красивые женщины. Но если в европейской романтической традиции их красота всячески подчеркивается, то у славянских русалок это не слишком актуально. Кроме выдающейся внешности западноевропейские русалки часто обладают прекрасными голосами и поют красивые песни, заманивая к себе земных мужчин. Славянские русалки ничего особенного не поют и вообще по большей части молчат. То есть славянские русалки похожи на обычных девушек и женщин, ничем особенно от них не отличаясь ни по облику, ни по поведению.

Русалки. Картина Ивана Крамского. 1871 год © Государственная Третьяковская галерея

Некрасивая русалка

Но в восточнославянской традиции есть еще один женский образ, который тоже может называться русалкой. Это безобразная русалка — косматая, некрасивая, старая, горбатая, одетая в какое-то рванье, с длинными отвисшими грудями, которые она может перекидывать через плечи. Она часто нападает на детей — убивает их, пугает, вообще им вредит и совершает над ними какое-то насилие. Иногда говорится, что у нее железные груди, и детей в Полесье, например, часто ими пугали: не ходи в жито, а то тебя русалка железной цыцькой затолчет. Как полагают исследователи, этот образ является заимствованием из тюркских представлений о женском демонологическом существе, которое называется «албасты», или «албаста», и которое специализируется на причинении вреда детям и роженицам. В тюркских традициях оно иногда нападает на взрослых мужчин, щекочет их и может даже выступать в качестве мифологической любовницы, заманивая их к себе и сожительствуя с ними.

Некрасивая, старая, горбатая, одетая в какое-то рванье, с длинными отвисшими грудями, которые она может перекидывать через плечи

Но в восточнославянских рефлексах на эту тему оно проявляет себя исключительно как страшная баба с длинными отвисшими грудями, которая может причинить вред детям.

Получается, что у восточных славян прототипа литературной романтической русалки мы не находим.

Русалочья болезнь

У южных славян тоже есть некие русалкоподобные существа, но они в некоторых своих проявлениях сближаются с украинскими и белорусскими русалками: это множественные и сезонные существа, появляющиеся на Троицкой неделе. Они появляются на земле во время цветения такого растения, которое по-болгарски называется «росен», и проявляют себя чаще всего в том, что поют и танцуют на полянах, где растет это растение, и оставляют на траве круги. Человек, ступивший на то место, где танцевали русалки, или нарушавший запреты на работу, предписанные для троицкого периода, заболевает «русальской болезнью», которая проявляется в некоторой слабости, в неадекватном сознании — человек находится, что называется, не в себе. Для того чтобы излечить его от этой болезни, односельчане должны танцевать вокруг него специальный танец хоро — типа нашего хоровода, только все время убыстряющийся, с высокими подскоками. Участники этого хоровода носили название «русалии».

Иллюстрация к стихотворению Лермонтова «Русалка». Рисунок Михаила Врубеля. 1891 год © Государственная Третьяковская галерея

Хвост, красивый голос и зачаровывание мужчин

Что касается западных славян, то у них как раз есть представления о полуженщинах-полурыбах. У поляков они называются сиренами, или сиренками: на старом гербе Варшавы изображена такая сиренка — девушка с рыбьим хвостом; ее же изображение есть на Рыночной площади Старого города. Но в тех польских фольклорных и этнографических материалах XIX–XX веков, с которыми я знакома, этот персонаж известен плохо, в крестьянской традиции он не популярен.

На польскую и чешскую мифологии во многих узловых моментах сильно повлияла западноевропейская, особенно германская, традиция.

Полуженщины-полурыбы или женщины с драконьими хвостами, иногда женщины с двумя драконьими или рыбьими хвостами, тоже встречаются в разных мифологиях на севере Европы — кельтской, балтийской, германской. У всех есть набор общих черт: они красивые, очень часто поют красивые песни, впечатления от их голоса специально отмечаются в рассказах. Проявляют себя они чаще всего, вступая в любовные отношения с земными мужчинами. Называться могут по-разному — никса, ундина, Лорелея или Мелюзина. Все они имеют ряд общих черт с древнегреческими сиренами. Я не берусь утверждать, что все эти североевропейские персонажи генетически связаны с древнегреческими, но ведут себя они аналогично. Скорее всего, этот сюжет, так же как и сюжеты о карликах, проник в польскую традицию с Запада — возможно, это произошло где-то в Средние века — и к нашему времени стал расхожим местом, таким туристическим брендом. Теперь эта сиренка изображается на сувенирах — магнитиках, открытках и значках — в качестве символа Варшавы.

Русалка в декоративной резьбе. Музей деревянного зодчества на Щелоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Середина XIX века.© Ирина Бобылькова

То же самое произошло и в некоторых восточнославянских ареалах: эта сюжетная линия из книжности проникла в народную традицию России, Белоруссии и Украины, и там возник отдельный, совершенно самостоятельный сюжет о фараонках, или мелюзинах. В начале XX века русский этнограф и фольклорист Дмитрий Константинович Зеленин одним из первых выдвинул предположение о том, что образ полуженщины-полурыбы в восточнославянской мифологии был позаимствован. Он проник в устную традицию из библейского сюжета о воинах фараона, которые погибли в Красном море, преследуя еврейский народ, когда тот уходил из‑под египетского рабства. Волны моря расступились и пропустили евреев, а воины фараона потонули. Из них и возникли полулюди-полурыбы, живущие в море. Поэтому одно из русских названий таких персонажей — фараонки.  

arzamas.academy

Русалки-скрытая цивилизация на Земле - ТАМ ЧУДЕСА,ТАМ ЛЕШИЙ БРОДИТ,,

Русалки - гораздо более широко распространенные персонажы античной, раннехристианской и средневековой литературы, легенд и мифов. Их образами насыщен весь мировой фольклор, а рассказы о них имеют двух - и более тысячелетнюю давность. До нас дошли многочисленные истории о встречах с этими загадочными существами, имеются и описания очевидцев, эскизы моряков и старинные гравюры.

Русалки, нереиды, наяды, кверктетуланы, иары, мэрроу, никсы, ундине, наре и другие полулюди-полурыбы

В Древней Греции русалки назывались "нереидами" , в Древнем Риме - "наядами" и "кверктетуланами". Индейцы Бразилии именовали их "иарами". В ирландском фольклоре они известны под названием "мерроу", в германских преданиях - "никсы", в прибалтийских народных поверьях - "ундине" и "наре и т.д.Древнеримский ученый и писатель Плиний Старший (23 или 24-79 гг.) в своей "Естественной истории" писал: "то, что рассказывают о нереидах, отнюдь не является выдумкой. Они действительно существуют", "иногда их мертвые тела находили на берегу".

Встречи с русалками

В исландской летописи XII века "Speculum Regale" говорится: "У берегов Гренландии встречается чудовище (русалка), которое люди называют "Маргигр". Существо (русалка) это до пояса выглядит, как женщина, у нее женская грудь, длинные руки и мягкие волосы. Шея и голова у нее во всех отношениях такие же, как у людей. От пояса же и ниже чудовище это подобно рыбе - у нее рыбий хвост, чешуя и плавники".

Известный мореплаватель Генри Гудзон, проходя неподалеку от Новой Земли, сделал в судовом журнале запись: "Сегодня утром один из моей команды, выглянув за борт, заметил русалку. Тогда он стал звать остальных и пришел еще один. Русалка между тем подплыла к кораблю совсем близко и внимательно разглядывала их. Немного погодя волна ее опрокинула. От пупка и выше ее (русалки) спина и грудь были как у женщины… у нее была очень белая кожа, длинные черные волосы свисали назад; нижняя часть ее тела завершается хвостом, как у морской свиньи или дельфина, но блестящим, как у макрели. Имена матросов, которые ее (русалку) видели, Томас Хилс и Роберт Райнар. Дата: 15 июня 1608 г.".

Историк и писатель А. Горбовский приводит выдержку из мемуаров капитана английского флота Ричарда Уитбурна: "Не могу не сказать несколько слов о странном существе (русалке), которое я встретил впервые в 1610 году. Рано утром, когда я стоял на речной стороне в гавани Св. Иоанна в Ньюфаундленде, удивительное существо (русалка) очень быстро подплыло ко мне, радостно глядя мне прямо в лицо. У него было лицо женщины; глаза, нос, рот, подбородок, уши, шея и лоб были пропорциональны и очень красивы. На голове ее(русалки) было много синих полосок, напоминавших волосы, но, несомненно, это не были волосы. Я и человек из моего экипажа… разглядывали существо это довольно долго… Существо же это (русалка) … нырнуло и поплыло к месту, где я высадился какое-то время назад. При этом оно (русалка) часто оборачивалось на меня. Я же теперь смог рассмотреть его плечи и спину до пояса, которые были квадратны, белы и гладки, как у человека. Каким тело его было спереди, от шеи и ниже, я рассмотреть не мог.

Какое-то время спустя это же существо (русалка) подплыло к лодке, в которой был в тот момент мой слуга Хоридж, ныне капитан Ост-Индской Компании. Существо ухватилось двумя руками за край лодки и пыталось в нее забраться. Бывшие в лодке перепугались, и один из них со всей силы ударил его (русалку) по голове. Тогда оно оставило их в покое. Позднее оно (русалка) приблизилось еще к двум лодкам в той же гавани, которые стояли у берега. Моряки в страхе выскочили на берег и оттуда на него смотрели.Я предполагаю, это была русалка или водяной. Поскольку другие писали о таких существах (русалках), я решил рассказать то, что видел сам и что есть самая истинная правда".В мае 1658 г. русалов заметили в устье реки Ди в Шотландии, и в том же году в "Абердинском альманахе" появилось заявление, что те, кто путешествует в этих местах, "обязательно увидят прелестную компанию русалок - изумительно красивых созданий".

Датский колониальный священник Франсуа Валентайн сообщал российскому императору Петру I, что "в 1652 или в 1653 году лейтенант, бывший на службе компании, видел два таких существа (русалов и русалок) в заливе возле островов Керам и Боэро, департамента Амбоина (Индонезия). Они плыли рядом, что давало повод предположить, что были они женского и мужского пола. Через шесть недель в том же месте они (русалки) появились опять, и видели их теперь человек пятьдесят. Существа эти были зеленовато-серого цвета и от головы до пояса имели совершенно человеческую внешность и руки, нижняя же часть тела у них сужалась, сходя как бы на нет".

Португальский миссионер Аншиета, живший в XVII веке, сообщал: "До прихода и расселения христиан в этих местах [побережье Бразилии] много индейцев было утоплено иарами [русалками]".Век спустя голландский путешественник Гаспар ван Баэрле свидетельствовал, что ненасытные иары, красавицы с длинными волосами и рыбьими хвостами, продолжают соблазнять пловцов и рыбаков и губят их. При этом он уточнил, что "иара (русалка) душит своих избранников не по злобе, а по страсти", зацеловывая их до смерти. Тела этих несчастных возлюбленных, сообщил путешественник, находят потом на отмелях.

Судя по дошедшим до нас сообщениям, записям в судовых журналах и публикациям в средневековых и более поздних книгах, русалок видели многие другие мореплаватели, священники, рыбаки и путешественники. Русалок встречали почти повсеместно - у побережий и островов Азии, Африки, Северной и Южной Америки и даже в Северном Ледовитом океане; их видели с античных времен до XIX столетия и изредка продолжают встречать и теперь.

Американский зоолог Карл Банзе, проанализировав имеющийся материал о русалках в работе "Основы биологии русалок" (1990), пришел к заключению, что они дожили до середины XIX века. Вот что он писал об этих удивительных созданиях:

"Детали изображений таких существ [русалок] во многом сходятся, начиная с описаний, данных еще Аристотелем. Типичная русалка обладает бинокулярным зрением, то есть два ее глаза смотрят в одном направлении. У нее характерный для человека противопоставленный остальным большой палец, что позволяет захватывать орудия труда. На всех изображениях видна большая голова, говорящая, по-видимому, о хорошо развитом мозге. Нижняя часть тела - это, скорее, нечто вроде хвостовых лопастей китообразных. А рыбья чешуя - это всего лишь ороговевшие складки кожи".

Судя по имеющимся описаниям и зарисовкам, русалки окрашены в светло-желтый (белый, телесный), светло-серый и зеленовато-серый цвета. У них длинные золотистые, русые, черные, зеленые или синие волосы - по одним данным, походившие на распущенные женские волосы, а по другим, скорее напоминавшие морские водоросли или тину. У русалок человеческий нос, рот и голубые или черные глаза и такие же, как у людей, руки, только с перепонками между пальцами и, по некоторым данным, с острыми когтями вместо ногтей.Немецкий натуралист И. Йонетонус писал в "Естественной истории рыб и китов" (1646 г.), что вес взрослой русалки меньше веса человека. Хотя, анализ свидетельских показаний о встречах с "морскими людьми" скорее свидетельствует о том, что они были разными: иногда как 3-4-х летний ребенок, и их рост не превышал 1 м, иногда попадались "гигантские" экземпляры ростом около 2 метров. Но чаще всего в отчетах и рассказах моряков и рыбаков приводятся цифры 150-170 см. Значит, большинство русалок были подобием (точнее, их верхняя половина) людей.

Считалось, что они были всеядны. Их пищей были водоросли, моллюски и другие морские беспозвоночные, а также рыба. Чаще всего на старинных изображениях русалки держат в руках именно рыбу.Самые горячие споры всегда вызывал вопрос о том, каким образом размножались русалки. Приводимые средневековые свидетельства об имевшей место интимной близости моряков и русалок дают основание считать, что они делали это почти также как и люди. И. Йонетонус полагал, что, судя по количеству молочных желез, у них рождался только один детеныш.

В греческом, ирландском, шотландском, германском, прибалтийском, славянском, перуанском эпосе и преданиях некоторых других народов приводятся сведения о браках между русалками (морскими нимфами) и людьми, и о рождавшихся от таких браков детях. Некоторые из них имели рыбью чешую вместо кожи и жили в воде. Другие, наоборот, имели вид нормальных людей и были основоположниками целых родов и династий.

Сверхчеловеческие способности русалок

Независимо от времени и места возникновения преданий о русалах и русалках, обитателям подводного мира чаще всего приписывались одни и те же качества. Это - гипнотическое пение и способность к телепатии. Моряки и рыбаки считали, что русалка способна взглядом заворожить и полностью подчинить себе человека. Эти существа иногда выступали в роли прорицателей. В некоторых преданиях они описывались как бессмертные.В скандинавских, шотландских и ирландских легендах иногда говорится, что на берегу русалы и русалки принимали облик обычных людей, то есть обладали даром оборотничества. И в этом отношении они были сходны с индийскими нагами и другими прежними обитателями Земли.

Отношения русалок и людей

Очевидцы, встречавшие с русалок, сообщали об их нейтральном, дружелюбном или враждебном отношении к людям. Причем, судя по всему, отношение русалок к человеку менялось на протяжении столетий. Вначале они охотно шли на контакт и, по рассказам очевидцев, нередко вступали в интимную близость с моряками. Затем, после многочисленных случаев поимки и убийства людьми русалок, они стали избегать их.Возможно, русалок просто стало меньше. И виной тому могла быть не только жестокое отношение к ним (как и к большинству других животных) людей, но и год от года ухудшающаяся экология морей и океанов.

[источник]

http://www.dopotopa.com/rusaly_vodjanye_i_rusalki.html

sayanarus.livejournal.com

Русалки — загадочные девы вод » Боги Славян

Статья из  ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

Русалка, Худ.В.Корольков

Русалка, Худ.В.Корольков

РУСАЛКА – полуженщина-полурыба.

СТИХИИ. Все русалки относятся к стихии ВОДЫ.

ИМЯ: Название «русалка» происходит от слова «русый», что означает на древне-славянском светлый,  белый, чистый.

ГОРОСКОП.  Русалки  включены во многие гороскопы:   Ваш славянский покровитель,  «Что ты за нечесть?»  и  гороскоп  по русским сказкам.

ВНЕШНИЙ ВИД: Вместо ног у русалки хвост, похожий на дельфиний (русалки не покрыты чешуей), в остальном же она ни чем не отличается от человека, при этом, когда русалка выбирается на сушу, ее хвост высыхает и превращается в человеческие ноги. У русалок очень бледная, практически белая кожа и очень длинные бело-зеленные волосы, которые они любят расчесывать лунной ночью, сидя на берегу. Также внешне от людей русалок отличают непропорционально длинные руки, что правда не всегда бросается в глаза.

РУСАЛОЧИЙ ЦВЕТОК — Одолень-трава или кубышка желтая

Русалка, Худ.И.Ожиганов

Русалка, Худ.И.Ожиганов

ОБРАЗ ЖИЗНИ: Вообще русалки по большей части именно ночные существа, и встретить их днем практически невозможно. Русалка может выйти замуж за человека, но брак этот всегда неудачен.

МЕСТА ОБИТАНИЯ: Русалки обитают в различных водоемах: озерах, реках, прудах и даже в морях. Выбирают для селения участки водоемов, примыкающие к лесам, или труднодоступные для человека места.

ИЕРАРХИЯ: Русалки подчиняются Водяному.  Издавна им посвящались Русалии — празднества, позднее совпавшие с днем Троицы.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Бывает, что русалки показываются на глаза человеку просто ради веселья, разыгрывая тех, кто остался на ночь у водоема, и заманивая людей подальше от места стоянки в лес, как бы играя с ними в догонялки.

ЛИТЕРАТУРА.  – И русалки никого, значит, не утащили?  – С озер-то? Да они маленькие у нас, где там русалкам жить! – рассмеялся Глеб. А.Прозоров, И.Пронин, Паутина зла (Ведун-2)

ЛИТЕРАТУРА. Русалочья сила нарастает с луной, с луной же и упадает. Водяные чаровницы хитры и проказливы. В полнолунные ночи они могут своей игрой завлечь человека, закружить в хороводе и утащить на дно.  В.Иванов, Русь изначальная

русалкиПОВЕРЬЯ: Любят русалки  красивые и яркие вещи, они часто воруют красивую одежду и украшения, оставленные без присмотра на берегу, но могут и напрямую спросить какую-нибудь безделушку у человека на память. На Руси считалось, что если девушка встретила русалку и та что-то попросила, девушка непременно должна дать ей что-нибудь, платок например, или даже оторвать от платья рукав, если при себе не чего нет, ибо в противном случае русалка утянет девушку на дно.

ХАРАКТЕР: По сути русалок нельзя отнести к злым существам: на людей они не нападают, по крайней мере, с целью убить, так как основной рацион русалок составляет рыба. Но все же для человека встреча с русалкой часто заканчивается смертью. Как ни странно, русские русалки в основном злые твари, нежить. Но и среди них есть добрые духи.

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ.

В ЛИТЕРАТУРЕ: Русалки не любят, когда на них ругаются. Ранимые твари.  А.Прозоров, Возвращение (Ведун-12)

Берегиня - К Васильев

БЕРЕГИНЯ, К.Васильев

Это – РУСАЛКИ-БЕРЕГИНИ. Тоже в общем-то русалки, хотя наши древние предки – славяне искренне считали их духами воды. А назвали их так из-за того, что чаще всего их видели по берегам рек, озер, прудов. Это добрые русалки. Берегиня — Русалка обычно молодая, стройная женщина, соблазнительно хороша.

Эта полногрудая дева с зелёными глазами появляется либо нагой, либо одетой в одну рубаху, без опояски. У Берегини — Русалки всегда длинные распущенные волосы светлого или зелёного цвета.  Живёт Берегиня — Русалка в воде, предпочитая пустые и глухие места, но иногда выходит на берег. Там она может качаться на прибрежных деревьях, предпочитая иву или плакучую берёзу. Следы от Берегини — Русалки изредка остаются на мокром песке, но это можно видеть только застав её врасплох, в противном случае она перерывает песок и заглаживает свои следы.

русалка-бродница-корольков

Бродница, Худ.В.Корольков

Кроме Русалок-Берегинь есть еще и обычные Берегини — хранительницы земли Русской.

Среди них есть БЕРЕГИНИ-БРОДНИЦЫ — духи охранительницы бродов, миловидные девушки с длинными волосами. Доброжелательные, заботливые, всегда готовые прийти на помощь.

МЕСТО ОБИТАНИЯ.  Бродница — эта та же Берегиня, только место ее обитания очень уж локализовано.  По старинным преданиям, Бродницы могут не только возле бродов жить, но и вместе с работящими бобрами в тихих заводях.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Они охраняют броды, сделанные из хвороста, подправляют их, стерегут. Они помогают путникам найти брод. Считается, что берегини охраняют от злых духов, умеют предсказывать будущее, спасают маленьких детей, упавших в воду.

Однако Бродница не каждому брод кажет. Когда же враг тайком подбирается — Бродницы незаметно разрушают брод, направляя неприятеля в топь или в омут.

Внимательно следит дева-Бродница за тем, кто к ее броду приближается — хороший он человек или плохой?  Дорожку ему правильную указать или наоборот, взять да спрятать брод.

ПОДНОШЕНИЯ. Никаких особых даров Бродница не требует, но и от подарка не откажется. Пирожок или конфета, ягода сладкая или цветок полевой — все подарки милы сердцу Бродницы.  А еще ей можно подарить цветной камешек, бросив его в речку со слова «Прими в дар, Бродница!». И будет он лежать на речном дне, а водная дева будет им любоваться, да в следующий раз  постарается получше по броду-то перевести.

ЛИТЕРАТУРА.  Где‑то далеко, на границе слышимости, раздавался плеск и смех: русалки или бродницы хоровод водят. В гости пойти?  «Нет, спать буду, – лениво подумал Середин. – Вода холодная, комары едят. Это им все нипочем. А.Николаев,  А.Прозоров,  Душа Оборотня (Ведун-4)

русалка полевая-РУСАЛКА ПОЛЕВАЯ. На Украине для русалок существует еще одно наименование: ГРЕЧУХИ. Так называют тех русалок, которые собираются на нивы и с возгласом: «Ух, ух, соломенный дух!» весело бегают по колосистой ржи или катаются по ней взад и вперед, отчего рожь волнуется, как бы от дуновения ветра. Но больше всего они любят прятаться в гречихе, за что и получили свое название.

русалка-лобастаИногда русалки становятся ЛОБАСТАМИ потому что люди забывают их праздник – Русалию. А лобасты – это злобные русалки. Они живут по берегам рек в камышах. В отличие от остальных русалок, лобасты – нежить.   Лобасты часто предстают в образе полумертвых старух. Они старше других русалок и опытнее их. Поэтому могут запросто убить путника или купающегося. С ними надо быть очень осторожным.

русалка-лоскотухаНа Руси жили и другие русалки. Их называли ЛОСКОТУХИ. «Лоскотать» означает и «болтать», «трещать», и «щекотать».   В полях они «залоскачивают» (защекочивают) насмерть парней и девушек. Согласно поверьям многих губерний России, русалки стараются заманить к себе человека, а затем могут защекотать, замучить его до смерти. Чтобы уберечься от русалок-щекотух, в период приблизительно с Троицы до начала Петровского поста старались не ходить в одиночку в лес или к воде а также в засеянное рожью поле, особенно после захода солнца; носили с со отпугивающие русалок травы (чеснок, полынь и т. д.). Наиболее опасными считались недели до и после Троицы. Хотя представления о русалках-щекотуньях общераспространенны, названием лоскотуха более характерно для южных, юго-западных районов России.

ЛИТЕРАТУРА.  …Неповоротливы водные существа на суше. Особенно лоскотухи, с их тюленьими задами и таким же способом передвижения.

Стараниями товарища Ганса-Христиана лоскотух стало принято считать русалками, хотя твари это совершенно разные. Русалки, в коих девицы, утопившиеся из-за несчастной любви, превращаются, по натуре своей мирные, грустные, влюбчивые. Внешне от заурядных женщин почти не отличаются, нередко даже замуж за обычных мужчин выходят. Хотя, говорят, браки такие счастливыми не бывают. А вот полудевки-полурыбы – те девичьим верхом жертву только подманивают. А как зазеваешься – в воду утащат, притопят, чтоб не рыпался, да кровь и высосут. Будешь потом веками по донной тине тварью зеленой ползать да в отместку людей живых за пятки хватать.  А.Прозоров, И.Пронин, Паутина зла (Ведун-2)

русалка-корольков-водяница

ВОДЯНИЦА«Водяной и его новая жена», Худ.В.Корольков

ВОДЯНИЦА — жена Водяного, но утопленница из крещённых, а потому и не принадлежит к нежити. Ещё называют — ШУТИХА, ШУТОВКА. Водяницы предпочитают лесные и мельничные омуты, но больше всего любят пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Под мельничными колесами они будто бы обыкновенно собираются на ночлег вместе с водяными. Водяницы вредничают: когда они плещутся в воде и играют с бегущими волнами или прыгают на мельничные колеса и вертятся вместе с ними — рвут сети, портят жернова.

ЛИТЕРАТУРА. … А вот и беленький одолень нашелся, — сказала знахарка, ступая в болотце, по которому пестрели ярко-желтые купавки и полевые одолени. Чуешь, каков благоуханный цвет!.. Мать Сыра Земля со живой водой тот цветок породили — оттого ровна у него сила на водяницу и на поляницу., П. И. МЕЛЫНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ «В лесах»

русалка болотнаяА уж если русалки переселились в болото, то становятся они БОЛОТНИЦАМИ.  Растрёпанная и вечно нечёсанная, бледнолицая, с глазами, как бутылочное стекло, всегда нагая, она готова  заманивать людей к себе только лишь  для того, чтобы защекотать до смерти без всякой особой их на то вины и потопить их в трясине бездонной. До пояса Болотница выглядит очень красивой девушкой, вот только вместо ног у неё лапы или гусиные или лягушачьи. Иногда Болотница сидит в красивой большой кувшинке, сидит, поджав под себя ноги, чтобы лапы эти скрыть, и горько-горько плачет.

русалка-ii-мавкаМАВКИ.  Название произошло от старославянского «мав» — мертвец. Особенно любят при полном месяце появляться. Распоясывается так что не ставит ни во что ни охранительный чеснок, ни траву полынь. И через железную цепь не побоится перешагнуть. Мавки плещутся в реке, а потом вылезают на берег чесать свои зеленые кудри, а путников просят позычить им для этого дела свой гребешок. Если дать его наглым и мокрым девкам, они расчешутся и вернуться в реку с миром, а гребень придется выбросить, иначе потом облысеешь. Если же не дать, пожадничать, то замучают мавки до смерти. Вообще мавки красивые, такие красивые какими сроду при жизни не были. Некоторые страхолюдины как раз для этого и топятся. Только красота эта обманная. Повернется к тебе спиной мавка, и увидишь позеленевшие без воздуха легкие, небьющееся сердце, сопревшие кишки — такая гадость! Находчивый парень, правда, может отшутиться от мавок, только на это вся надежда.

Мавки — злые русалки.

В ЛИТЕРАТУРЕ:  Только молоком можно выманить к ненавистному человеческому жилью лесавок, болотников или мавок.                     Александр Прозоров, Царская дыба

В ЛИТЕРАТУРЕ: Навки тонут просто по несчастью, русалки топятся от любви искренней, что способна даже назад к жизни их возвратить. И только мавки тонут от злобы или из мстительности…

Идиот, кто навке гребень подаст, по обычаю ее рабом навечно считается…

Что случается с людьми, которые становятся рабами русалок? – Олег и не услышал, как за его спиной появился антиквар.

– С русалками все очень просто, – причмокнул ведун. – На них можно жениться, а то и просто пару раз переспать. Они от смертных ищут любви. С навками хуже. Эти хотят тепла. Заласкают, защекотят, в омут заволокут, все силы высосут. С непривычки люди часто тонут. А коли их навки, набаловавшись, отпускают – за неделю‑другую чахнут до смерти. От слабости. Кое‑кто, правда, выживает. Хотя и редко. Но от навок можно откупиться. Они не злые, они просто замерзшие. А вот мавки от людей хотят одного: истребить. Губят, а потом повелевают утопленниками. Ни смерти не дают, ни жизни.  А.Прозоров, Возвращение (Ведун-12)

ЛИТЕРАТУРА. Леший за опушку не пойдет, а вот если ручей рядом, или озерцо какое – могут мавки пожаловать. Будут волосы свои густые расчесывать, гребень просить. Не дашь – замучают, защекочут, а и пусть! Это мы посмотрим, кто кого защекочет. Тела у них зеленоватые, но в лунном свете жемчугом переливаются. Правда, нежить – сердце у них мертвое, и не дышат они, но не детей же с ними крестить! А.Николаев,  А.Прозоров,  Душа Оборотня (Ведун-4)

русалка-фараонка-Совсем особый вид русалок — ФАРАОНКИ — духи  воды обоих полов, русалки (от головы до пояса человек, от пояса до ног — соминый плеск), которые «произошли от египтян, утонувших в Чермном море при погоне войск «фараона лютого» за Моисеем и евреями во время Исхода». А кони их стали морскими конями – с лошадиной головой и рыбьим хвостом. Фараонки — это проклятые погибшие люди с глухим и хриплым волшебным голосом, которым суждено оставаться в таком обличье до конца света. Фараонки опасны, так как они – людоеды.

русалка-мемозина-

Мемозина

МЕМОЗИНА — водяной дух в облике женщины. Упоминания о мемозинах, полу-рыбах полуженщинах, чаще всего встречается в поверьях юго-западных районов России. Мемозины (голова,  руки и брюхо женские, а вместо ног — рыбий хвост) напоминают фараонок. «Мемозины эти замечательны так же пением, до такой степени прекрасны, что когда поют, море перестает волноваться и человек может заслушаться навеки. Надо полагать в этом мемозины сходны с сиренами, которые тоже обладали чарующим голосом.

ПОЛУНОЧНИЦЫ — ночные полевые духи, относятся  к берегиням поля или земли.  Эти девы-духи рождаются и умирают вместе с  тем полем, к которому относятся. А поскольку ходят они с распущенными волосами — простоволосыми — то их тоже иногда к русалкам причисляют.

К русалкам относят и МОРСКИХ ДЕВ  — они ведь тоже  русалки, только и разницы, что не речные, а морские.

СПОСОБНОСТИ: Как и Водяные, русалки способны дышать и под водой, и на суше. Их воле подчиняются все рыбы и водные животные водоема, в котором они обитают.  Русалки обладают прекрасным голосом и уникальными гипнотическими способностями: своим пением русалка способна загипнотизировать сразу большую группу людей, которые в этом состоянии полностью теряют волю и способны совершить все что угодно. Также русалки очень быстро передвигаются: в воде ни одна рыба неспособна обогнать русалку, а на суше она бежит быстрее лошади.

Озерницы, Худ.В.Славук

Озерницы, Худ.В.Славук

ОЗЕРНИЦЫ — девы озер, чаще всего живут в Белоруссии,  представляют собой уже совсем другую  разновидность русалок.  Даже анатомически они отличаются  от обычных русалок: у них ступни ног были в форме плавничков, тела их костлявые, волосы грязно-зеленые, общий вид — какой-то несимпатичный. Говорят же они  на непонятном языке, чем-то похожем на птичий. А ночью, при свете луны, озерницы  выходят на берег и поют-разливаются соловьями. А бывает и так, что поют  озерницы под водой, и тогда случайный прохожий  легко может спутать их пение с  негромким лягушачьим кваканьем.

СПОСОБ ЗАМАНИВАНИЯ ЖЕРТВЫ. Практически все русалочки отличаются удивительной красотой и способны заманить человека в свои сети своим внешним видом. Следовательно, Выводы — жертвы русалочек — в основном мужчины.

ПОДРУГИ РУСАЛОЧЕК. Существуют у  русалок и подружки — греческие СИРЕНЫ и НЕРЕИДЫ,  немецкие УНДИНЫ.

Нереиды — дочери морского бога Нерея

Германская русалка — УНДИНА — обычно без хвоста, с красивыми волосами. По преимуществу,обитает в речных водах.

В  ЛИТЕРАТУРЕ.  — А она русалка и боится, что жабры пересохнут, — объяснила Лада с абсолютно серьезным лицом. — Только не говори никому.  — Вот это да! — изобразил Миша безграничное удивление. — А хвост? Где она прячет хвост?  — Зачем ей хвост? Она же не сирена, не ундина и тем более не селедка… Как бы вскарабкалась, задумайся, на дуб пушкинская русалка, будь она хвостатой?    В.Панов, В.Точинов, Доказательство силы.

Одно из важнейших различий между  русалками  и сиренами  заключается в их происхождении. И те, и другие являются по сути своей низшими духами. Однако сирены имеют божественное происхождение, поскольку являются дочерьми морского бога и музы, в то время как русалки – это молодые утопленницы.

Русалки, Худ.Дывоока Васильева

Русалии, Худ.Дывоока Васильева

ДНИ В КАЛЕНДАРЕ.  Почитают русалок обычно 11 мая, это  на восемнадцатый день от праздника Ярилы Вешнего (а он — 23 апреля).

Русалья неделя — ориентировочно с 20 по 27 июня.

ЛИТЕРАТУРА. Только на Русальной неделе, перед Купалой, стала она моей. Сама захотела, я не торопил. Осенью думали свадьбу играть, да когда провожал я ее, перешел нам колдун дорогу. А.Николаев,  А.Прозоров,  Душа Оборотня (Ведун-4)

НА КАРТИНАХ. Русалки есть на картинах художника В.Славука.

ГЕРАЛЬДИКА.

Русалочки есть на гербах  Туапсинского района Краснодарского края,  на гербе МО Янтарный  Калининградской области  и на гербе г.Варшава (Польша)

Русалочки на гербах Туапсинского района, МО Янтарный и г.Варшава

Русалочки на гербах Туапсинского района, МО Янтарный и г.Варшава

Русалочки  на гербах  Туапсинского района,  МО Янтарный  и  г.Варшава

*****

русалки В пожертвование русалкам приносят: горячий хлеб, пироги, яйца, блины, ленты, полотно, рубахи, венки, душистые травы.

Дополнительные статьи:

— Болотница и другие девы болот

— Дедушка  Водяной  —  начальник  над  водой.

— Берегини — хранительницы земли Русской

(68)Подборка выполнена специально для сайта

bogislavyan.ru

Русалка в славянской мифологии — Славянская культура

Русалка в славянской мифологии

В отечественной мифологии так же существуют мифы о хвостатых девах, которые занимали большую часть легенд. Как считали славяне, значительная часть русалок - это души утонувших женщин, которые покончили жизнь самоубийством. В славянскую мифологию, считают исследователи, образ русалки пришел с Украины и из Восточной Европы. В России, впрочем, их облик изменился. Из веселых и шаловливых созданий русалки превратились в злых и мстительных существ, наравне с "дедушкой водяным".  

Русалок, поющих веселые песни восхитительными и заманчивыми голосами, заменили на лесных реках растрепы и нечесы: бледнолицые, с зелеными глазами и такими же волосами, всегда голые и всегда готовые завлекать к себе только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и утопить.

Собственно, представления о русалках сложились у нас под воздействием, прежде всего, сказки Андерсена "Русалочка", а также одноименного диснеевского мультика. Посему большинство граждан (причем не только малолетних) не сомневаются, что русалки обитают в воде, плещут рыбьими хвостами и вступают с человеком в сложные отношения.

Однако большой знаток русского фольклора Александр Сергеевич Пушкин, конечно, не зря посадил свою русалку на дерево. Уж он-то знал, что русская русалка с заморскими подругами-ундинами имеет не слишком много общего. И рыбьего хвоста у нее в помине нет.

В одних местах (зап. Полесье, Украина) говорили, что русалка выглядят как молодые красивые девушки, обнаженные или в белом; что они появляются в том самом виде, в каком их похоронили, т.е. в нарядном убранстве, с распущенными волосами и с венком на голове (именно так по местному обычаю обряжали умерших девушек, как бы устраивая для них символическую свадьбу вовремя похорон). В других местах (Пинское Полесье, Центральная Белоруссия) русалок представляли в виде страшных, уродливых, косматых баб, с отвислой грудью, которую они закидывали за плечи. О таких русалках рассказывали, что они "кудлатые как ведьмы", "горбатые и старые", "черные, заросшие шерстью", что у них "груди как каменья" или "железные цыцки"; они ходят голые или в лохмотьях, в руках держат клюку, кочергу, пральник, пест.

Живут русалки не только в воде. С Троицына дня до дня Петрова (С.Б. Русальная неделя) они выходят и, рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, они выбирают себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, где и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собой и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее.

Но от них много и вреда. Могут, например, запутать сети у рыбаков или испортить, а у мельников портить жернова и плотины. Они могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для беленья; украденную пряжу, качаясь на древесных ветвях, разматывают и подпевают себе под нос хвастливые песни. Кое-где рассказывали, что русалки не причиняют никакого вреда, а могут лишь испугать человека или подшутить над ним. Однако подавляющая часть поверий относит русалок к опасным духам, которые преследуют людей, сбивают их с пути, душат или щекочут до смерти, заманивают в воду и топят, превращают в животных или в какие - нибудь предметы, могут забрать себе младенца, оставленного жницей на меже (С.Б.: Явное смешение с Кикиморой и Ветшицей). В таких случаях находятся разнообразные средства и способы для борьбы с затеями лихих русалок, чтобы делать их безвредными для деревенского домашнего хозяйства.

Как и прочая нежить, они не выносят вида креста, не могут переступить через начерченный на земле круг, осененный крестным знамением; боятся чеснока и любого железа, будь то иголка, булавка или нож. Когда русалка окликает человека по имени, следует хранить молчание: не зная имени, она не в силах причинить вред. "Против чар и козней русалок, - пишет фольклорист С.Максимов, - отыскалось еще снадобье, равносильное священной вербе и свечам Страстной недели, - это полынь, трава окаянная, бесколенная. Надо только пользоваться ее силой и применять ее на деле умеючи. Уходя после Троицына дня в лес, надо брать эту траву с собою. Русалка непременно подбежит и спросит: "Что у тебя в руках: полынь или петрушка?" - "Полынь". - "Прячься под тын", - громко выкрикнет она и быстро пробежит мимо. Вот в это-то время и надо успеть бросить эту траву прямо русалке в глаза. Если же сказать "петрушка", то русалка ответит: "Ах ты, моя душка", - и примется щекотать до тех пор, пока не пойдет у человека изо рта пена и не повалится он, как мертвый, ничком".

Для того чтобы в период Русальной недели не смогли навредить русалки, люди соблюдали специальные запреты, во многом совпадающие с поминальными: избегали работ, связанных с прядением, тканьем, шитьем, не выполняли никаких полевых и огородных работ, не подмазывали печь и стены избы, не ездили за дровами в лес и т.п. На ночь специально для русалки оставляли на столе ужин, на ближайших деревьях или ограде возле дома оставляли одежду.

Кстати, одну из них можно схватить за руку, надеть на нее нательный крест и привести домой. Русалки весьма охотно выполняют всякого рода бабью домашнюю работу, при этом не ворчат и питаются исключительно паром. Правда, живут они в доме всего год, а на следующую русалью неделю получают свободу и скрываются на дне речном.

С русалкой вполне реальна и семейная жизнь. Для этого она должна до смерти защекотать своего избранника, унести его на дно в собственный дом, где супруг оживет и счастливо проведет остаток дней своих в необыкновенной роскоши. Русалочьи свадьбы устраиваются только в самые короткие ночи.

Через неделю после Троицы устраивались русалочьи проводы. Для этого снаряжалась целая процессия. В разных местах русалка погребалась по-своему - в виде куклы или девушки в одной рубахе. Последний раз дозволялось русалкам явиться на землю в ночь на Ивана Купалу, после чего они затихали уже до будущего года.

У русалок есть родственницы - мавки. В мавок, по поверьям, превращаются дети, умершие без крещения. Та же судьба ожидает и тех несчастных младенцев, которых проклинают матери еще в утробе или до совершения над нами таинства крещения; они исчезают из дому и становятся русалками. Живут мавки в лесах и являются людям под видом молодых красивых девушек. Так же как и русалки, они завлекают мужчин, заговаривают их, принимаются щекотать и не отпускают, пока не защекочут до смерти. Мавки стараются мстить людям за то, что допустили их умереть некрещеными и лишили небесного царства.

В некоторых местах, где русалки считались водным духом, их называли фараонками. Фараонки - родные сестры зарубежных русалок, то есть ундин, потому что у всякой фараонки непременно есть рыбий хвост. Они водятся преимущественно в морях, и уж конечно, на ветвях сидеть никак не могут. 

Похожие статьи:

Боги, духи и существа → Базовое понятие Триглава

Боги, духи и существа → Черти: какая она, настоящая нечисть?

Боги, духи и существа → Мифы древних славян

История → Славяне. Происхождение, отличительные особенности мироощущения

Природа → Ветер. Поверья наших предков

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Виды русалок | Мистические Факты

Виды русалок в мирРусалки — мифические существа упоминания, о которых существуют практически у всех народов. Чаще всего их описывают как молодых девушек, с прекрасными лицами, чарующими голосами, и рыбьим хвостом вместо ног. Но есть среди них и безобразные старухи, наводящие ужас одним лишь своим видом. Чаще всего русалок считали разновидностью нечистой силы. Встреча с русалкой считалась плохой приметой и ничего хорошего от нее не ждали. У восточных славян русалки получили свое имя от слова «русый», что изначально означало чистый или светлый. По народным поверьям русалки ведут ночной образ жизни. Днем они спят, а вечером выплывают на 

поверхность. Отличительная особенность русалок — прекрасные голоса. Своими красивыми песнями русалки заманивали путников в водоемы и потом утаскивали их в глубокий омут.

У славян русалка это существо чаще всего зловредное. Считалось, что в русалок превращаются молодые девушки, утонувшие в реке или озере, а также маленькие дети умершие некрещенными. Их души не могут отправиться на небо, и поэтому они вынуждены обитать в реках и озерах.

Существуют многие виды разных русалок, и у каждого народа они называются по своему. Хотя по своей сути это одни и те же существа.

ВИДЫ РУСАЛОК

Ахти

Согласно поверьям северных народов, это просто водяной дух. Не злой, и даже любящий пошутить. Правда от шуток его человек может испугаться до полусмерти. Злить Ахти не желательно — может убить.

Виды славянских русалок

Берегиня

В славянских преданиях это добрые духи, оберегающие людей от злых сил, и спасающие маленьких детей, случайно упавших в воду. Умеют берегини и предсказывать будущее. Живут они на берегах рек и имеют облик женщин с рыбьим хвостом.

Вилы

Присутствуют в старинных сербских преданиях и легендах. По поверьям сербов это прекрасные феи с крыльями умеющие летать. Вилы , это духи гор и водоемов. Они помогают несправедливо обиженным, а также детям-сиротам. С особой симпатией относятся к мужчинам. Могли вылечить тяжелобольного, а разозлившись убить одним лишь своим взглядом. У Вил прозрачные тела, вместо рыбьего хвоста — ноги с копытами. Одеты Вилы в длинные красивые платья. В отличии от традиционных русалок — утопленниц, Вилы, это дочери туч.

Водяной

У славян это зеленый старичок, с рыбьим хвостом и копной спутанных зеленых кудрей, которые он любит расчесывать. Довольно добродушный, но при этом склонный ко всяким пакостям. Очень любит разрушать плотины и селиться под мельницами. Все утопленники попадают прямым ходом в услужение к водяному. Также он командует русалками и прочей нечистью живущей в воде. Любимое дело водяного — пасти стадо рыб.Водяной, это хозяин воды, и поэтому относится к нему нужно с уважением, и время от времени радовать подарками.

Албаста

Олицетворение ужаса в славянской мифологии. Страшное чудовище, являющееся людям в виде мертвой полуразложившейся старухи. Албасты, это тоже виды русалок. Считалось, что Албаста может явиться в сумерках на берегу реки. Она была огромного роста, с ужасным лицом и развевающимися на ветру зелеными волосами. Как и у всех остальных русалок, любимое занятие Албасты расчесывать свои длинные волосы, сидя на берегу реки.

Лоскотуха

По преданиям украинцев и белорусов Лоскотухи или Лоскотки, это виды русалок, которые подкарауливают молодых парней и девушек и щекоткой доводят их до смерти. Считалось, что древние русалки Лоскотухи, это души юных девушек умерших весной, летом или зимой. Для того, чтобы не попасть в руки Лоскотухам, старались не подходить к воде и не ходить по одиночке в лес, в неделю до, и после Троицы

Мавка

Мавки, это виды русалок, в которых по славянским поверьям превращались мертворожденные и не получившие крещения дети. Девушки-утопленницы тоже могли превратиться в Мавок. Считалось, что встретить Мавок можно было на берегу реки, где они часто просили у путников гребешок — расчесать волосы. Гребешок, которым расчесывалась Мавка, нужно было обязательно выбросить. Расчесавшись таким гребешком человек мог облысеть.

Китайский дух воды Хэ-Бо

вид русалки мужской од небомРечной дух, которому поклонялись в древнем Китае. Хэ-Бо был высокого роста, с красивым белым лицом. Но только вместо ног у него был рыбий хвост. Жил Хэ-Бо на самом дне реки. По преданиям Хэ-Бо очень любил молодых красивых девушек, и каждую весну требовал себе новую невесту. Обидеть Хэ-Бо, не дав ему то, что он хочет, считалось очень опасным. Разозлившись речной дух мог устроить наводнение и затопить все вокруг. Для того, чтобы не злить Хэ-Бо, каждую весну к нему на дно реки отправляли красивую девушку, которая должна была стать его женой. Китайский Хэ-бо вместе со славянским Водяным, это виды русалок в мужском обличье.

Виды морских русалок у разных народов

Хы-Гуаше

До недавнего времени народы Северного Кавказа верили во владычицу моря — морскую госпожу Хы- Гуаше. Которая выглядела как самая настоящая русалка. Считалось, что поймав Хы-гуаше, можно научить ее разговаривать на человеческом языке.

Ундины

У германских народов Ундины, это духи вод имеющие облик русалок. Ундин описывали как странных существ размером с крупную рыбу. Лицо Удины как у красивой девушки, на голове копна золотых кудрей, маленькие коротенькие ручки и вместо ног рыбий хвост. Ундины это виды морских русалок, они очень добры и не причиняют вреда людям.

Сирена

В средневековье Сиренами называли морских существ похожих одновременно на рыбу, птицу, и красивую девушку. Не смотря на свой странный облик Сирены, это тоже виды русалок. Считалось, что Сирены являлись причиной крушений кораблей. Своими прекрасными песнями Сирены околдовывали моряков и те сбивались с курса, направляя свои корабли прямо на скалы.

mistich.ru

Загадки истории. Спорные факты и домыслы.: Русалки существуют

На вопрос, - русалки существуют? Современный человек чаще всего посмеется и ответит, что в бабушкины сказки перестал верить еще с десяти лет. Однако документальные свидетельства подтверждают правдивость древних преданий.

Настоящие русалки

Если опираться на древние рассказы и легенды, то облик загадочных морских существ весьма разнообразен, впрочем, как и их названия. Например, в Западной Европе чаще употребляли название русалки. В древней Греции сирены и тритоны. В древнем Риме наяды, нереиды и нимфы, а вот у немцев никсов, и прибалтов странные рыбоподобные существа получили названия гуделки и ундины. В Шотландии тоже встречались удивительные подводные жители и там именовали их как шелками. Французы же, не церемонясь, обзывали уродцев змеиными хвостами.

Облик загадочных морских обитателей по разным описаниям очевидцев сильно разнится. Во первых русалки существа не только женского, но и мужского пола, во вторых их облик описывают совершенно по-разному. От очаровательно красивой женщины с большой, упругой грудью, нежными чертами лица, длинными шелковистыми волосами, белой кожей и блестящим рыбьим хвостом вместо ног, до весьма пугающего существа с зелеными волосами, лицом, обросшим субстанцией, похожей на кораллы, уродливыми жабрами, начинающимися от нижней губы и мерзким, с отвратительными наростами хвостом в нижней части туловища.Вероятность того, что в разных частях света подводные обитатели могут внешне отличатся, существует, ровно так же, как и наличие нескольких видов, сразу рознящихся не только внешне, но и находящихся на принципиально разных уровнях эволюции. Некоторые исследователи допускают, что человек может легко быть потомком русалок. Ведь не зря говорят, что Океан колыбель жизни.

Чтобы все здесь описанное не казалось очередной безосновательной версией или слишком смелым предположением обратимся к засвидетельствованным описаниям встреч с русалками. Это даст хорошую почву для размышления касаемо ответа на вопрос, - русалки существуют или нет?

Упоминания о русалках в истории

Итак, первое упоминание, обнаруженное в исландских хрониках Speculum Regale, датировано XII веком. В нем речь идет о существе наполовину женщине, на половину рыбе именуемом «Маргигр». По описанию это абсолютно нормальная женщина, если не считать большого блестящего плавника вместо ног.Спустя три века в XV столетии в книге Сиго де ля Фонда «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений в целом мире тел, азбучным порядком расположенное» есть упоминание о случае, произошедшем в Голландии в 1403 году.

После страшной бури уничтожившей ВестФрисландскую плотину, была обнаружена женщина, запутанная в водоросли и выброшенная на прибрежный луг. Ее освободили, привезли в Харлем, одели, научили вязать чулки и ходить в церковь. Женщина прожила в городе 15 лет, ела обычную еду, за все время, так и не научившись говорить. Она бесконечно порывалась броситься в море, но видно было не суждено. Умерла она как обычный человек на суше.

В XVII веке мореплаватель Г.Гудзон оставил запись в судовом журнале, в котором он описывал удивительное существо, увиденное у берегов нового света. Он писал, что один из членов его экипажа вдруг заметил за бортом русалку. Наблюдатель сразу же позвал товарища и те долго разглядывали существо. По их описанию это была женщина с обнаженной грудью, длинными черными волосами до плеч и рыбьим хвостом испещренным черными точками подобно макрели. Имена матросов, наблюдавших за русалкой: Томас Хилс и Роберт Райнар. Дата: 15 июня 1608.

Русалка подросток

В том же веке испанский журналист Икер Хименес Элизари опубликовал в одном из изданий того времени записи найденные в архивах церкви. В них речь шла о юноше Франсиско дела Веге Касаре жившем в Лиерганесе (Кантабрия) выделявшихся среди жителей отменной способностью плавать. Согласно источнику в 16 лет юноша покинул родной город и отправился учиться на плотника в Лас-Аренас. В 1674 году во время купания его подхватило волной и унесло в море. Все поиски были тщетны.

В феврале 1679 года около бухты Кадиса рыбаки выловили странное создание. Существо выглядело, как высокий юноша с бледной кожей и рыжими волосами. На нём была чешуя вдоль спины и вдоль живота. Между пальцами была коричневая перепонка. Пленник рычал, ревел и сопротивлялся так, что его еле удерживали 12 человек. Существо отправили в монастырь францисканцев, где он провел три недели, в течение которых над ним проводился обряд экзорцизма. В январе 1680 года его доставили в Кантабрию где мать пропавшего несколько лет назад сына признала в странном существе свое дитя. Еще в течение двух лет морской обитатель прожил в поселке, питаясь при этом сырым мясом и рыбой, и в 1682 году ему удалось бежать. Он нырнул в морские воды и его больше никто не видел.

Хвост русалки

В XVIII веке, а точнее в 1737 году журнал «Gentleman's magazine» опубликовал статью о пойманном близь английского города Экстер существе. Рыбаки, подняв его на палубу, увидели в сетях хвост похожий на лосося и, разобравшись, что к чему забили добычу палками. Когда улов, агонизируя начал по человечески стонать, рыбаки распутали сети и обнаружили русалку мужского пола. Верхняя часть туловища была абсолютно человеческой, разве, что нос был слегка приплюснут не как у людей. Труп долгое время выставлялся в Экстере в качестве экспоната.

Другое издание «Scot's magazine» в 1739 году опубликовало не менее любопытную статью о том, что экипаж корабля «Галифакс» выловили нескольких русалок вблизи побережья острова Маврикий, зажарили их и съели. Члены команды уверяли, что мясо русалок напоминало им нежную телятину.

В XIX веке тоже было несколько громких случаев с участием русалок. Вот один из них. 31 октября 1881 года в одной из бостонских газет писали, что на берегу был обнаружен труп существа частично схожего с человеком. Голова и тело трупа явно было женским. Черты лица, глаза, нос, зубы, руки, груди и волосы — всё это было человеческим, однако все что находилось ниже пояса погибшей, напоминало рыбий хвост.

И XX век не стал исключением. О существовании русалок не только не прекратили писать, а наоборот количество таких случаев только увеличилось.

В СССР тоже нашли русалок

Об одном из самых интересных и громких случаев того времени стало известно только недавно когда гриф секретности был снят. С представителями водных глубин довелось встретиться вооруженным силам СССР в 1982 году на западном берегу озера Байкал, где проходили тренировочные сборы боевых пловцов Забайкальского военного округа.

При погружении аквалангистов на глубину 50 метров им не раз приходилось сталкиваться лицом к лицу с существами ростом более трех метров как будто обтянутыми в какие-то блестящие одежды. Головы существ были будто скрыты под шарообразными шлемами, но в то же время у незнакомцев не было ни аквалангов, ни какой-либо иной аппаратуры для дыхания под водой, при этом плавали они с большой скоростью и явно наблюдали за действиями наших боевых пловцов.

Главнокомандующий учениями решил, что стоит поближе познакомиться с таинственными «коллегами» и приказал поймать одного из них. Была собрана специальная команда из семи опытных бойцов аквалангистов и офицера, вооруженных тонкой и прочной сетью. Однако в момент, когда охотники пытались набросить сеть на одного из незнакомцев, некий мощный силовой импульс мгновенно вытолкнул всю группу на поверхность озера. В результате резкого всплытия без необходимых остановок для декомпрессии все члены команды заболели кессонной болезнью. Трое скончалось через несколько дней, остальные остались инвалидами

Жители США так же находили русалок

В августе 1992 года произошел тоже не менее интересный случай. Группа рыбаков из поселка Ки-Бич (Флорида) в километре от берега заметили лежащих на воде «полулюдей-полутюленей» с большими головами, похожими на человеческие, крупными глазами и длинными руками, оканчивающимися перепончатыми кистями. Существа, заметив подплывающий баркас, отплыли в сторону, сделали вокруг судна круг и ушли на глубину. Спустя час рыбаки вытащили рыболовную сеть и обнаружили, что она порезана в нескольких местах.Еще одна странная встреча людей и загадочных подводных жителей произошла несколько лет назад. В краеведческом музее городка Тумстоун, расположенного в южной части Соединенных Штатов, имеется большая стеклянная витрина. В ней располагается существо очень похожее на морскую корову, истребленную людьми лет 150 тому назад, вот только верхняя часть данного существа очень напоминает человека.

Круглые глаза, нос, уши, шея, плечи, руки все как у людей. Грудная клетка имеет хорошо развитые ребра, а это означает, что дышит существо атмосферным воздухом. Нижняя же часть объекта является обычным рыбьим хвостом. Даже если человек не хочет верить в существование русалок, то этот экспонат доказывает, что русалки существуют. К тому же местные рыбаки утверждают, что подобные русалки периодически попадаются в их сети, но они, считая их мутантами, выбрасывают обратно.

Из всего выше описанного становится понятно, что, скорее всего русалки существуют. Кто они не известно. Возможно, вид, который параллельно развивается, и эволюционируют вместе с человечеством. Ведь Океаны на сегодняшний день изучены гораздо меньше чем космос. Человек ищет разумных существ за пределами галактики, а возможно, что они всегда находились рядом с нами, просто мы в них не хотим верить. Вполне реально, что среди них есть разнообразие видов. Этот факт вполне может объяснить, почему в описаниях этих существ такая разница. Возможно, когда-нибудь человек начав покорять водные пучины, обнаружит, что он не одинок и братья по разуму всегда были рядом, стоило лишь протянуть руку.

Ну и от себя хочу добавить вам картинок с красивыми русалками, чтобы перебить ужас от предыдущих).

atlantida-pravda-i-vimisel.blogspot.com


Смотрите также