Древнего египта ремесло. Ремесло, техника и транспорт Древнего Египта (стр. 1 из 5)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

МАТЕРИАЛЫ И РЕМЕСЛЕННЫЕ ПРОИЗВОДСТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. Древнего египта ремесло


МАТЕРИАЛЫ И РЕМЕСЛЕННЫЕ ПРОИЗВОДСТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Производство древнего Египта

Более ста пятидесяти лет изучают египтологи историю Древнего Египта, одного из древнейших очагов мировой культуры. В течение этого длительного времени на территории всего Египта, а также соседних с ним стран, в частности Нубии и Палестины, было произведено множество археологических раскопок, давших огромное количество самых разнообразных памятников древности. Как внезапно возникший в пустыне мираж, под неутомимым заступом археолога появились древние, некогда богатые города с развалинами больших дворцов и пышных храмов, усадеб богачей и лачуг бедняков. В диких ущельях были найдены скрытые в скалистых тайниках потаенные гробницы знаменитых фараонов. В одной из них, в гробнице Тутанхамона, было обнаружено нетронутое погребение царя с неслыханными сокровищами, с высокохудожественными золотыми украшениями. Во время других раскопок были найдены разнообразные ткани, оружие и орудия из металла, керамика, изделия из камня и дерева. Огромное количество предметов материальной культуры древнеегипетского народа, найденных во время этих раскопок и ныне бережно хранящихся в музеях, позволяет ученым с разных сторон подойти к трудному делу изучения ремесленных производств, техники и внешней торговли Древнего Египта.

И действительно, порой скромные и на первый взгляд невзрачные предметы домашнего обихода, какой-нибудь глиняный сосуд, металлическое орудие или кусок ткани, дают иногда возможность историку вскрыть такие факты [7] из жизни народа, которые до сего времени оставались неизвестными. Многочисленные и хорошо сохранившиеся грандиозные храмы и гробницы, построенные из огромных, прекрасно обработанных каменных глыб, каменные орудия и сосуды, высеченные из камня, дают наглядное представление о том, какое значительное место занимали камень и его обработка в жизни и культуре Древнего Египта. Ведь с древнейших времен египтяне очень широко пользовались камнем для самых различных целей. Из огромных, хорошо отесанных, почти полированных каменных глыб они строили свои колоссальные здания, величественные храмы и гробницы царей. Их стены они покрывали высеченными в камне рисунками и надписями, из камня при помощи каменных же инструментов они делали роскошные, правильной геометрической формы сосуды. Египетская культура кажется нам подчас как бы закованной в неподвижные каменные формы. Широкое применение камня, конечно, в некоторой степени объясняется обилием этого материала, различные породы которого египтяне могли добывать в тех горах, которые окаймляют долину Нила с запада и с востока. Точно определив породу того камня, из которого сделан тот или иной древнеегипетский предмет, можно установить, какими каменоломнями пользовались египтяне в тот или иной период их истории.

С другой стороны, находка в Египте уже в слоях архаической эпохи изделий из обсидиана (вулканического стекла), месторождений которого в Египте не имеется, ясно указывает на возникновение в древности торговых связей между Египтом и соседними странами, откуда египтяне наряду с целым рядом различных товаров получали также и обсидиан. Можно привести и такой факт, когда на стене одной из гробниц в Бени-Хасане было обнаружено изображение процесса изготовления каменных ножей. Это изображение ясно указывает на то, что в силу длительного и устойчивого существования общинного строя, при котором, долго сохранялись формы архаичной техники и экономики, вплоть до периода Среднего царства, когда были уже широко распространены металлургия и техника изготовления бронзовых орудий, в Египте все еще по старинке пережиточно сохранялась техника изготовления каменных ножей. Таким образом, изучение камнеобрабатывающего ремесла позволяет [8] говорить не только об уровне развития египетской техники, но и подвергнуть изучению внешнюю торговлю Древнего Египта, а также установить и некоторые другие факты, типичные для древнеегипетского общественного строя.

Целый ряд интересных и существенно важных исторических выводов можно сделать и при изучении деревообделочного ремесла древних египтян. Тщательное ознакомление с сохранившимися деревянными изделиями, а также с изображениями способов обработки дерева позволяет установить чрезвычайно разнообразные и порой высокоразвитые виды деревообделочной техники, при которых применялись самые различные металлические инструменты, как, например, пила, сверло, бурав, колотушка, топор и тесло. В архаическую эпоху, когда в Египте еще встречались в более или менее значительном количестве различные виды деревьев, дерево довольно широко применялось даже в строительном деле, на что указывают абидосские гробницы, в которых полы и перекрытия были сделаны из деревянных досок. Однако с течением времени Египет все больше и больше превращался в земледельческую страну, в которой каждый клочок земли подлежал обработке, что привело к постепенному исчезновению последних рощ. Поэтому в историческую эпоху дерево считалось очень ценным материалом в Египте и его во многих случаях приходилось привозить из соседних стран.

Уже в древнейшей египетской летописи, относящейся ко времени Древнего царства, говорится о доставке из Сирии 40 кораблей, груженных лесом, очевидно кедром или киликийской сосной, которая в большом количестве привозилась из Сирии и особенно высоко ценилась в Египте. Позднее, в период Нового царства, египтяне получали из северных областей Передней Азии, из Северной Сирии и Месопотамии как готовые колесницы, сделанные из хороших сортов местного азиатского дерева, так и дерево для изготовления колесниц, которые они начиная с этого времени научились сооружать сами, как это ясно видно по сохранившимся изображениям. Из Нубии и из южной страны Пунт египтяне с древних времен получали ценное черное дерево, название которого «хебени» сохранилось в позднейшем слове «эбеновое» дерево. Как показали специальные исследования, некоторые египетские [9] изделия, несомненно, были сделаны из импортированных сортов иноземного дерева. Так, например, прекрасная колесница Нового царства, хранящаяся в музее во Флоренции, сделана из дерева, доставленного из Северной Сирии или из Армении.

Деревом в Древнем Египте довольно часто пользовались в качестве строительного материала. Из дерева сооружались легкие постройки, беседки и павильоны, изображения которых сохранились на стенах египетских гробниц. Из дерева делались те большие мачты и шесты, которые воздвигались перед воротами храмов и дворцов. О древнеегипетских кораблях, лодках и барках можно получить некоторое представление по тем большим баркам, которые были недавно обнаружены во время раскопок Абу-Бакра в Гизэ, а также по многим сохранившимся изображениям и по прекрасным моделям погребальных лодок и бытовых кораблей, лучшие образцы которых сохранились в гробнице Тутанхамона. Из дерева делали оружие, например луки, стрелы, копья и пращи, далее — палки, музыкальные инструменты: арфы, лиры, лютни, ладоши и кастаньеты. Из дерева же делали разнообразные ящики, ларцы и туалетные принадлежности. Особым, искусственно согнутым деревом пользовались для изготовления мебели, которая поражает нас своей роскошью, изяществом своих форм и сложностью своих украшений. И действительно, мы находим среди многочисленных образцов древнеегипетской мебели прекрасные экземпляры гнутых стульев, кресел, скамеек и кроватей. Прекрасны богато изукрашенные кресла и ларцы, найденные в гробнице Юю и Тую, относящиеся ко времени Нового царства, но истинными шедеврами деревообделочного ремесла являются многочисленные деревянные предметы, найденные в гробнице фараона Тутанхамона. Среди них прежде всего следует отметить многочисленные ларцы с их ярким и причудливым узором, колесницу, носилки, скамейки, изукрашенные инкрустациями из черного дерева и слоновой кости, и богато инкрустированные палки с прекрасными ручками, изображающими пленников, погребальные ящики, воспроизводящие портретное сходство юного царя, наконец, совершенно изумительные по богатству и роскоши инкрустаций и по высокой художественности работы троны фараона. Резьба, инкрустация ценными породами дерева, слоновой костью, благородными металлами, цветными [10] камнями, разноцветным фаянсом, а также целыми, отдельными, искусно сделанными маленькими изображениями, далее, раскрашивание всевозможными узорами и рисунками, полировка и, наконец, украшение дерева рельефными резными или лепными изображениями, узорами и надписями в значительной степени усложнили деревообделочное производство, подняв его до уровня прикладного искусства. Наконец, последней группой предметов, сделанных из дерева, являются статуи и статуэтки, которые красноречиво свидетельствуют о том, какой высоты достигло подлинное искусство деревянной скульптуры в Древнем Египте. Таким образом, изучение деревообделочного ремесла дает нам право говорить о высокоразвитой внешней торговле Древнего Египта, о вывозе целого ряда редких сортов дерева из соседних стран в Египет, о резком классовом расслоении древнеегипетского общества и о высоком уровне развития не только деревообделочного ремесла, но и искусства деревянной скульптуры, обслуживавших нужды богатых слоев правящего класса — рабовладельческой аристократии, особенно в период Нового царства, когда классовое расслоение общества достигло совершенно определенных форм.

Целый ряд интереснейших выводов может сделать историк при изучении очень древнего ремесленного производства древних египтян — обработки кости. Это ремесло, несомненно, восходит к очень глубокой древности, к тому времени, когда египтяне, в хозяйственной жизни которых еще видное место занимала промысловая охота, часто охотились на гиппопотамов, во множестве водившихся в нильских заводях. Находка изделий из слоновой кости в древнейших погребениях и поселениях архаической эпохи, как, например, в Меримде Бени-Саламе, ясно указывает на то, что уже в доисторическую эпоху египтяне вели торговлю с южными областями Нубии, откуда они и впоследствии получали в большом количестве слоновую кость. Начиная с этого древнейшего времени египтяне вырезали из кости самые разнообразные предметы: браслеты, кольца, ложки, рукоятки ножей, гребни, подвески, булавки, части мебели, цилиндрические печати, магические жезлы, амулеты, дощечки для письма, статуэтки людей и животных и т. д. Множество таких предметов было обнаружено в погребениях архаической эпохи. Так, например, изображение слона сохранилось на [11] итифаллической статуэтке бога Мина из Коптоса. Прекрасная техника обработки слоновой кости сохранилась до IV династии, ко времени которой относится статуэтка фараона Хуфу, сделанная из этого ценного материала. Нет никаких оснований предполагать, что слоны в древности водились в Египте. Слоновую кость. ввозили, конечно, из далеких южных стран, как это ясно видно из целого ряда позднейших надписей и изображений. В период Древнего царства египтяне привозили слоновую кость из Нубии, где ими был основан целый ряд торговых факторий. Складочным пунктом, в который доставлялась слоновая кость, был главный город 1-го Верхнеегипетского нома, получивший поэтому название «Слонового города» (Абу). Этот город был расположен на южной границе Египта, близ острова, который греки по этой причине называли Элефантина. В более поздние времена, в период Нового царства, египтяне стали привозить слоновую кость из более далекой южной страны, из Пунта, как это видно по надписям и изображениям, сохранившимся на стенах храма в Дейр-эль-Бахри. Наконец, в некоторых случаях египтяне привозили слоновую кость из Ливии, из Сирии (Речену) и из других районов. Таким образом, широкое применение слоновой кости в Древнем Египте указывает на раннее и широкое развитие внешней торговли.

Наконец, несомненный интерес представляет изучение технических и художественных приемов обработки кости, которые воспроизводят более древние и исконно египетские приемы обработки камня и дерева, тех древнейших местных материалов, которыми египтяне пользовались для изготовления самых разнообразных предметов.

Огромное значение в хозяйственной жизни Древнего Египта имела керамика, ибо наиболее легко добываемым и легко обрабатываемым материалом в Древнем Египте была глина, из которой с древних времен делали сосуды самой разнообразной формы, а впоследствии стали также делать кирпич, который постепенно превратился в наиболее распространенный строительный материал. Изучение древнеегипетской керамики имело большое значение для развития египтологии. Так, например, тщательное обследование древнейших образцов египетских глиняных сосудов позволило английскому археологу Флиндерсу [12] Петри установить особую систему относительной хронологии, которой пользуются даже и теперь для датировки древнейших памятников египетской культуры.

Несомненно плодотворным было, далее, изучение всех технических приемов древнеегипетского керамического производства. Важно было установить сорт и состав глины, способы формовки, обжига, лощения, полировки и раскраски сосудов. Это дало возможность установить процесс развития и для каждой эпохи уровень технического совершенства керамического производства. Особенно большое значение, конечно, имело изобретение гончарного круга, давшее возможность ускорить и улучшить производство глиняных сосудов. Высоко оценивая значение этого технического изобретения, древние египтяне окружили его ореолом религиозной древности. В одном распространенном египетском мифе рассказывается, что элефантинский бог Хнум сотворил мир и первых людей на гончарном круге... Таким удивительным образом отразилось представление о колоссальной важности изобретения гончарного круга в сознании древнеегипетского народа. Бог-творец, создавший мир и людей, представлялся древним египтянам в образе первого мастера, своего рода Прометея, Гефеста или Дедала легендарной древности.

Уже с древнейших времен египетские мастера стремились каждый предмет ремесленного производства по мере возможности превратить в произведение искусства, внося в предметы домашнего обихода и повседневного быта элементы красоты и изящества. Сперва появилась окраска сосуда красным гематитом, а затем по красному фону гончар - художник рисовал белые перекрещивающиеся линии, своего рода грубый и примитивный узор, который, возможно, являлся отдаленным воспоминанием техники плетения, может быть, соединенной в древнейшие времена с техникой гончарного дела. Постепенно также в доисторическую эпоху появляются и более разнообразные узоры: точечный орнамент, спираль, треугольник и волнообразные линии. В частности, в этих двух последних формах или элементах орнамента можно видеть не одно лишь простое сочетание линий, не один лишь простой и бессмысленный узор, а некую робкую попытку изобразить те основные явления и формы природы, которые особенно привлекают к себе внимание [13] и интерес первобытного человека. В треугольниках, заштрихованных параллельными и пересекающимися линиями, можно видеть изображение гор, а в волнистых линиях — изображения зыбящейся поверхности воды. И если мы обратимся к другим сосудам той же эпохи, на которых уже изображены целые живописные сценки, например рассмотрим одно блюдце с изображением охотника, держащего на привязи четырех зверей, то увидим, что на них аналогичные треугольники, размещенные вдоль края блюдца, несомненно, указывают на тот гористый пейзаж, который служит местом для изображения сцены охоты. Далее, на сосудах, изображающих сцену катания в лодках по реке, зыбящаяся поверхность воды ясно обозначена волнистыми линиями. Весьма возможно, что из этих древнейших смысловых орнаментов, постепенно приобретавших значение рисунков, впоследствии выработались и древнейшие картинные знаки письменности, древнейшие картинные и смысловые гиероглифы. В историческую эпоху мы уже не находим на глиняных сосудах той богатой изобразительной орнаментации, которая является столь характерной для доисторической эпохи и которая дает нам богатый материал для восстановления культуры, быта и искусства древнейшего периода египетской истории.

Таким образом, изучение египетской керамики проливает яркий свет не только на развитие древнеегипетской техники, но также указывает и на ту неразрывную связь, которая соединяла в один узел процесс возникновения и развития орнамента, рисунка и картинной гиероглифической письменности в Древнем Египте.

Наконец, изучение египетской керамики свидетельствует, что уже в архаическую эпоху торговые связи соединяли Египет с соседними странами, в частности с Палестиной и Сирией. Так, например, было установлено, что сосуды с ручками (амфориски), украшенные красно-коричневыми полосками, далее, сосуды в форме животных и птиц, наконец, сосуды с волнообразными ручками, которые появляются в Египте в начале «второй цивилизации», встречаются не только в Египте, но и в Сирии, которые, очевидно, уже в те отдаленные времена были связаны нитями внешней торговли.

Глина была дешевым и распространенным материалом в Древнем Египте. Из глины, как мы видели, египтяне [14] делали сосуды самой различной формы. Помимо этого, глина, как мы говорили выше, имела большое применение и в строительном деле. Из глины египтяне начиная с доисторической эпохи делали кирпич. До периода Нового царства египтяне почти исключительно пользовались необожженным кирпичом, который они лишь обсушивали на солнце. Начиная с периода Нового царства египтяне стали обжигать кирпич в специальных печах. Фрески из гробницы Рехмира времени Нового царства дают нам некоторое представление о способах изготовления кирпича. Надписи, помещенные тут же, указывают на то, что кирпич изготовляли «пленные, приведенные его величеством для работ над храмом бога Амона», — одно из ярких свидетельств рабовладельческого характера хозяйства Древнего Египта.

Керамическое производство достигло в Древнем Египте высокого уровня и технического совершенства. На это, в частности, указывает известная египтянам техника изготовления разноцветного фаянса, а также непрозрачной стеклянной пасты. Фаянсовые изделия были найдены уже в погребениях доисторического периода; широкое распространение фаянсовое производство получило в эпоху Среднего царства, но особенного расцвета оно достигло во времена Нового царства, когда в многочисленных фаянсовых мастерских искусно изготовляли изделия из голубого и зеленого фаянса, который по своему цвету должен был походить на лазурит и малахит, излюбленные ценные камни древних египтян. Фаянсом покрывались самые разнообразные предметы: сосуды, особенно туалетные, статуэтки, в частности погребальные, так называемые «уше

msd.com.ua

Ремесло техника и транспорт Древнего Египта 2

Ремесло, техника и транспорт Древнего Египта

ПЛАН

  1. Введение

  2. Ремесло и его техника

а) Гончарное

б) Стекольное

в) Изготовление кирпича-сырца, процесс и технология строительства пирамид

г) Столярное

д) Металлургия

е) В мастерской у кожевника и ткача

  1. Транспорт

а) Колесницы

б) Водный транспорт

ВВЕДЕНИЕ

Переход от присваивающего хозяйства собирателей, охотников я рыболовов к производящему пищу хозяйству земледельцев и скотоводов произошел в Египте в середине V тысячелетия до н.э. в результате усовершенствования каменных орудии труда. На основании археологических находок известно, что жители неолитических поседении Египта не только занимались земледелием и приручением диких животных, но умели и использовать и обрабатывать мягкие и даже твердые каменные породы кость, глину и дерево.

ПРОРЫВ В МЕТАЛЛООБРАБОТКЕ. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Период расцвета Среднего царства прежде всего характеризуется прорывом на металлургическом фронте. От времен XII династии сохранилось немало предметов, в которых зафиксирован определенный результат попыток придания меди диктуемых потребителем того времени качеств: твердости, износостойкости, прочности. В Переходный период добавки к меди встречаются разнообразные, однако, магистральный путь улучшения свойств медных сплавов нащупан не был. А вот после того, как на престоле воцаряются потомки Аменемхета I, стали появляться изделия, где сплав меди с оловом настолько близок в процентном отношении к бронзе, что появление необходимых добавок в незначительных объемах становится просто вопросом времени. Причем весьма важно, что из нового сплава выполнены некоторые орудия производства (скребки, сверла, резцы) , что свидетельствуют об осознанном применении найденного рецепта улучшения характеристик изделий из меди.

Ибо (если быть совершенно точным) с оловом медь начинают сплавлять в конце Переходного периода: существуют несколько статуэток, датируемых годами Х—Х1 династий и выполненных из подобного сплава. Но отсутствие прикладного значения сделанного открытия говорит скорее о его случайности, чем о результативности планомерного поиска решения поставленной задачи. Несмотря на то, что процентное соотношение между чисто медными изделиями и их бронзовыми аналогами (употребляя обозначение “бронза” для сплавов меди с оловом, необходимо учитывать, что в Древнем Египте значение термина “бронза” несколько отличалось от современного, и, скорее всего, подразумевало руду, из которой выплавлялась медь: “бронзу” (а точнее, слово, которое принято переводить подобным образом) в Египте “добывали в рудниках” , за ней отправлялись в экспедиции в горные районы) менялось год от года в пользу последних, все же новая масса вещей изготовлялась по-прежнему из меди без дополнительного приплава. Районы, где попадаются изделия из бронзы, достаточно обширны, но все же можно выделить несколько очагов металлургического промысла, где была освоена технология изготовления сплава - По периметру районов попадание изделий из бронзы, видимо, случайное, связанное с естественным распространением инструментов торговцами и артелями мастеров. Очаги “бронзового” производства практически все расположены достаточно близко к месторождениям, олова, и следует, видимо, сделать вывод о закономерной случайности открытия нужного состава сплава, Вызванной географической соотнесенностью ареалов обработки меди и олова. Кроме изменений в структуре металла, из которого приготовлялись орудия труда, происходит обогащение номенклатуры изделий. В Среднем царстве значительно усложнилось устройство металлических инструментов, многое свидетельствует о комплектности использования одной и той же основы для проведения различных работ в быту производстве. Появляются съемно-накладные приставки изделию, и, сменяя насадки, можно было теперь, к примеру, скрести, сверлить и зачищать отверстия. Можно отметить улучшение конструктивных свойств известных издревле и, казалось бы, практически не поддающихся усовершенствованию предметов. Например, топор в период Среднего царства за счет появления особого шипа на основании металлической части, позволившего плотнее захватить топорище, стал более надежным. Это дало возможность сделать более массивным острие, улучшить рычаговые качества инструмента и одновременно за счет искривления рукоятки облегчить труд работника. Хотя уже само по себе обладание орудиями труда из металла облегчало работу тому, кто имел возможность приобрести достаточно дорогой и малодоступный инструмент.

В период Среднего царства продолжают бытовать и встречаться достаточно широко каменные изделия. В городских развалинах времен XII династии в нескольких десятках километров от столицы близ царской (!!!) пирамиды были найдены кремниевые топоры, тесла, ножи, мелкие скребки или ножички, лезвия серпов. Там же была обнаружена кожаная сумка, в которой лежали бок о бок остатки медных орудий и фрагменты инструментов из кремния. Как и встарь, мастер, очевидно, предпочитал поберечь дорогой инструмент из меди для доводки изделия, и черновые работы проводил каменными резцами и теслами. И это близ столицы!

В провинции, где уровень жизни был на порядок ниже, нередким было почти полное отсутствие в арсенале ремесленника изделий из металла. Вынужденно вся работа производилась кремниевыми орудиями, производство которых, естественно, сохранялось и расширялось. Изготовление кремниевых ножей запечатлено на нескольких рисунках периода XI—XII династий, причем художник явно не понаслышке был знаком с деталями процесса обработки кремня. Возможно, в подобном сосуществовании бронзовых и каменных изделий — авангарда и арьергарда технического прогресса — или опережавших основную массу медных изделий, или архаично выглядевших на их фоне, следует видеть последствия временного превращения меди на внутреннем рынке в эквивалент торгового обмена, приобретения этим металлом двойственного значения. В одних случаях его ценность определялась по одним критериям, в других - по вторым. Однако постепенно медь в качестве I общего эквивалента вытеснялась в период Среднего царства золотом и серебром. Соответственно уменьшается и употребление каменных орудий в строительстве и на производстве. Способствовало снижению спроса на медные изделия использование новых пород камня в Египте периода Среднего царства. Объединение страны сделало возможным варьирование материала, поиск наиболее подходящего для нужд строительства. Чаще всего по-прежнему используют известняк, особенно при возведении храмов и гробниц, но вместе с тем растет применение красного гранита, добывавшегося в каменоломнях Асуана, алебастра и песчаника.

В период Среднего царства произошел еще один технологический прорыв египетской цивилизации. В долине Нила было освоено стеклоделие. Потенциальная важность этого открытия весьма велика. Этим самым обогащались возможности ювелиров, людей занимавшихся изготовлением посуды и врачеванием. В Египте Среднего царства продолжала совершенствоваться деревообработка (несмотря на то, что леса в связи с переменой климата исчезают практически полностью) Свидетельством искусности резчиков по дереву служат изображения и хорошо сохранившиеся предметы, изготовленные в большинстве случаев из привозного дерева, в частности, из ливанского кедра или киликийской сосны. Для обработки дерева существовал достаточно большой набор различных инструментов, в том числе топоров, пил, тесел, резцов, сверл и колотушек. Широкого распространения достигло ткацкое дело. Из льна умели изготовлять несколько видов тканей: плотную, грубую парусину, мешковину, платьевую ткань различной толщины вплоть до тончайшей, шедшей на изготовление одеяний жрецов. Научились делать ткани плиссированные. Работа велась обычно на низких горизонтальных станках, изображения и модели которых попадались не раз археологам. В Египте Среднего царства развивается также плетение корзин и циновок из тростника, камыша и папируса, обработка кожи. Однако основным занятием египтян по-прежнему остается земледелие.

Появление медных орудий способствовало выработки новых способов обработки камня, кости и дерева, а следовательно, значительному повышению производительности труда и уровня мастерства. Особенно увеличилось количество и качество орудий земледельческого труда, которые позволили населению осушить болота и создать систему бассейнового орошения, что значительно расширило площадь пахотных земель. Развитие земледелия, основанного на ирригации, и скотоводства привело к излишку продуктов сельского хозяйства, который население смогло употребить на содержание ремесленников, жрецов и представителей власти. Таким образом, появление медных орудий труда вызвало значительный прогресс в развитии производительных сил и создало условия для отделения ремесла от сельского хозяйства и возникновения раннеклассового города как его центра.

РЕМЕСЛО И ЕГО ТЕХНИКА

ГОНЧАРНОЕ

Одним из древнейших производств в Египте было гончарное: глиняные горшки из грубой, плохо перемешенной глины дошли до нас от эпохи неолита (VI-V тысячелетия до н.э.) . Изготовление керамической посуды началось, как и в современном Египте, с размешивания ногами глины, политой водой, к которой иногда добавляли мелкорубленую солому – для уменьшения вязкости глины, скорейшего высыхания и предотвращения при этом чрезмерной усадки сосуда.

Формовка сосудов в неолитический и додинастический периоды производилось вручную, позднее в качестве вращающейся подставки стали применять круглую циновку – предшественницу гончарного круга. Процесс работы на гончарном круге изображен на росписи в гробнице Среднего царства в Бени-Хасане. Под ловкими пальцами формовщика глиняная масса принимала формы горшков, мисок, чаш, кувшинов кубков, больших сосудов с остроконечным или закругленным дном. В росписи нового царства сохранилось изображение большого глиняного конуса, сформованного на гончарном круге, - сосуд делают из его верхней части, которую отделяют от конуса бечевкой. При изготовлении больших горшков формовали сначала нижнюю его часть, а затем верхнюю. После того как сосуд был сформован, его сначала сушили, а затем обжигали. Первоначально это делали, вероятно, прямо на земле - на костре. На рельефе в гробнице Тии мы видим изображение гончарной печи из глины, напоминающей расширяющуюся кверху трубу; дверца печи, через которую загружали топливо, расположена внизу. Высота печи на росписи Нового царства в два раза больше человеческого роста, а так как сосуды в нее загружали сверху, то гончару приходилось подниматься по лестнице.

Египетская керамика в художественном отношении не может сравниться с греческой. Но для разных периодов можно выделить ведущие и в то же время наиболее изящные формы сосудов, особенно для додинастического периода. Для тасийской культуры характерны бокаловидные сосуды, расширяющиеся чашеобразно в верхней части, черного или коричнево-черного цвета с процарапанным орнаментом, залитым белой пастой, для бадарийской – керамика многообразных форм, покрытая коричневой или красной глазурью, с черными внутренними стенками и краем. Сосуды культуры Нагада I – темного цвета с белым орнаментом, Нагада II – светлые с красным орнаментом. Наряду с геометрическим белым орнаментом на сосудах Нагада I появляются изображение фигур животных и людей. Во времена Нагада II предпочитали спиралеобразный орнамент и изображения животных, людей и лодок. Во времена Нового царства горшечники научились расписывать кувшины и сосуды различными сценами, заимствованными иногда у резчиков по камню и дереву, но чаще порождаемые собственной фантазией, - встречаются геометрический и цветочный орнаменты, изображения виноградных лоз и деревьев, птиц, пожирающих рыбу, бегущих животных.

Цвет керамики зависел от сорта глины, облицовки (ангоба) и обжига. Для ее изготовления употребляли глину в основном двух сортов: коричнево-серого цвета с довольно большим количеством примесей (органических, железистых и песка) , которая при обжиге приобретала коричнево-красный цвет, и серую известковую почти без органических примесей, приобретающую после обжига разные оттенки серого цвета, бурую и желтоватую окраску. Первый сорт глины встречается повсюду в долине и Дельте Нила, второй – лишь в немногих местах, прежде всего в современных центрах гончарного производства – в Кенне и Белласе.

Самая примитивная коричневая керамика, часто с темными пятнами в результате плохого обжига, изготовлялась во все периоды. Хорошего красного тона сосудов достигали высокой температурой при бездымном обжиге в заключительный стадии или облицовкой из жидкой красной (железистой) глины. Черные сосуды получали, зарывая их раскаленными после обжига в мякину, которая тлела от соприкосновения с ними и сильно дымила. Чтобы сделать у красных сосудов черный верх или внутренние стенки, коптящей мякиной покрывали только эти части. До обжига на сосуды могли накладывать светлую глину, разведенную водой, которая не только повышала водонепроницаемость, но и придавала им после обжига желтоватый тон. Врезной орнамент, заполненный белой глиной, и роспись красновато-коричневой краской (окиси железа) на тонкой облицовке белой глиной наносились до обжига. Со времен Нового царства светло-желтый грунт расписывали красками после обжига.

СТЕКЛО

Как самостоятельный материал стекло стали использовать со времени XVII династии. Особенно распространено оно было в последующую, XVIII династию. От времени Нового царства дошли стеклянные вазы, свидетельствующие о зарождении производства стеклянной мозаики. Состав стекла был близок современному (силикат натрия и кальция) , но оно содержало мало кремнезема и извести, больше щелочи и окиси железа, благодаря чему могло плавиться при более низкой температуре, что облегчало изготовление стеклянных изделий. В отличие от современного оно большей частью совсем не пропускало света, иногда просвечивало, еще реже – было прозрачным.

В древнем Египте применяли так называемое "катанное" стекло. Его плавили в тиглях, и только после второй плавки оно приобретало достаточную чистоту.

www.coolreferat.com

Ремесло, техника и транспорт Древнего Египта

по теме:

РЕМЕСЛО, ТЕХНИКА И ТРАНСПОРТ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Выполнил: ученик 10 «В» класса, школы №653

СУХАРЕВ  РУСЛАН

МОСКВА

1998 год

 

ПЛАН

1)   - В в е д е н и е -

2)   Ремесло и его техника:

а) Гончарное

б) Стекольное

в) Изгоᴛᴏʙление кирпича-сырца, процесс и технология строительства пирамид

г) Столярное

д) Металлургия

е) В мастерской у кожевника и ткача

3)   Транспорт:

а) Колесницы

б) Водный транспорт

ВЕДЕНИЕ

Переход от присваивающего хозяйства собирателей, охотников я рыболовов к производящему пищу хозяйству земледельцев и скоᴛᴏʙодов произошел в Египте в середине V тысячелетия до н. э. в результате усовершенствования каменных орудии труда. На основании археологических находок известно, что жители неолитических поседении Египта не только занимались земледелием и приручением диких животных, но умели и использовать и обрабатывать мягкие и даже твердые каменные породы кость, глину и дерево.

ПРОРЫВ В МЕТАЛЛООБРАБОТКЕ. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Период расцвета Среднего царства прежде всего характеризуется прорывом на металлургическом фронте. От времен XII династии сохранилось немало предмеᴛᴏʙ, в которых зафиксирован определенный результат попыток придания меди диктуемых ᴨᴏᴛребителем того времени качеств: твердости, износостойкости,   прочности. В Переходный период добавки к меди встречаются разнообразные, однако магистральный путь улучшения свойств медных сплавов нащупан не был. А вот после того, как на престоле воцаряются ᴨᴏᴛомки Аменемхета I, стали появляться изделия где сплав меди с оловом настолько близок в процентном отношении к бронзе, что появление необходимых добавок в незначительных объемах становится просто вопросом времени. Причем весьма важно, что из нового сплава выполнены некоторые орудия производства (скребки, сверла, резцы), что свидетельствуют об осознанном применении найденного рецепта улучшения характеристик изделий из меди.

Ибо (если быть совершенно точным) с оловом медь начинают сплавлять в конце Переходного периода: существуют несколько статуэток, датируемых годами Х—Х1 династий и выполненных из подобного сплава. Но отсутствие прикладного значения сделанного открытая говорит скорее о его случайности, чем о результативности планомерного поиска решения поставленной задачи. Абстрагируясь от того, что процентное соотношение между чисто медными изделиями и их бронзовыми аналогами (употребляя обозначение «бронза» для сплавов меди с оловом, необходимо учитывать, что в Древнем Египте значение термина «бронза» несколько отличалось от современного, и, скорее всего, подразумевало руду, из которой выплавлялась медь: «бронзу» (а точнее, слово, которое принято переводить подобным образом) в Египте «добывали в рудниках», за ней отправлялись в экспедиции в горные районы) менялось год от года в пользу последних, все же новая масса вещей изгоᴛᴏʙлялась по-прежнему из меди без дополнительного приплава. Районы, где попадаются изделия из бронзы, достаточно обширны, но все же можно выделить несколько очагов металлургического промысла, где была освоена технология изгоᴛᴏʙления сплава - По периметру районов попадание изделий из бронзы, видимо, случайное, связанное с естественным распростᴘẚʜᴇнием инструменᴛᴏʙ торговцами и артелями мастеров. Очаги «бронзового» производства практически все расположены достаточно близко к месторождениям, олова, и следует, видимо, сделать вывод о закономерной случайности открытия нужного состава сплава, Вызванной географической соотнесенностью ареалов обработки меди и олова. Кроме изменений в структуре металла, из которого пригоᴛᴏʙлялись орудия труда, происходит обогащение номенклатуры изделий

. В Среднем царстве значительно уᴄᴫᴏжнилось устройство металлических инструменᴛᴏʙ, многое свидетельствует о комплектности использования одной и той же основы для проведения различных работ в быту производстве. Появляются съемно-накладные приставки изделию, и, сменяя насадки, можно было теперь, к примеру, скрести, сверлить и зачищать отверстия. Можно отметить улучшение конструктивных свойств известных издревле и, казалось бы, практически не поддающихся усовершенствованию предмеᴛᴏʙ. Например, топор в период Среднего царства за счет появления особого шипа на основании металлической части, позволившего плотнее захватить топорище, стал более надежным. Это дало возможность сделать более массивным острие, улучшить рычаговые качества инструмента и одновременно за счет искривления рукоятки облегчить труд работника. Хотя уже само по себе обладание орудиями труда из металла облегчало работу тому, кто имел возможность приобрести достаточно дорогой и малодоступный инструмент.

В период Среднего царства продолжают быᴛᴏʙать и встречаться достаточно широко каменные изделия

. В городских развалинах времен XII династии в нескольких десятках километров от столицы близ царской (!!!) пирамиды были найдены кремниевые топоры, тесла, ножи, мелкие скребки или ножички, лезвия серпов. Там же была обнаружена кожаная сумка, в которой лежали бок о бок остатки медных орудий и фрагменты инструменᴛᴏʙ из кремния. Как и встарь, мастер, очевидно, предпочитал поберечь дорогой инструмент из меди для доводки изделия, и черновые работы проводил каменными резцами и теслами. И это близ столицы!

В провинции, где уровень жизни был на порядок ниже, нередким было почти полное отсутствие в арсенале ремесленника изделий из металла. Вынужденно вся работа производилась кремниевыми орудиями, производство которых, естественно, сохранялось и расширялось. Информация с сайта Бигреферат.ру / bigreferat.ru Изгоᴛᴏʙление кремниевых ножей запечатлено на нескольких рисунках периода XI—XII династий, причем художник явно не понаслышке был знаком с деталями процесса обработки кремня. Возможно, в подобном сосуществовании бронзовых и каменных изделий — авангарда и арьергарда технического прогресса — или опережавших основную массу медных изделий, или архаично выглядевших на их фоне, следует видеть последствия временного превращения меди на внутреннем рынке в эквивалент торгового обмена, приобретения

этим металлом двойственного значения

. В одних случаях его ценность определялась по одним критериям, в других - по вторым. Но при этом постепенно медь в качестве I общего эквивалента вытеснялась в период Среднего царства золотом и серебром. Соответственно уменьшается и употребление каменных орудий в строительстве и на производстве. Способствовало снижению спроса на медные изделия  использование новых пород камня в Египте периода Среднего царства. Объединение страны сделало возможным варьирование материала, поиск наиболее подходящего для нужд строительства. Чаще всᴇᴦᴏ по-прежнему используют известняк, особенно при возведении храмов и гробниц, но

вместе с тем растет применение красного гранита, добывавшегося в каменоломнях Асуана, алебастра и песчаника.

В период Среднего царства произошел еще один технологический прорыв египетской цивилизации

. В долине Нила было освоено стеклоделие. Потенциальная важность этого открытия весьма велика. Этим самым обогащались возможности ювелиров, людей занимавшихся изгоᴛᴏʙлением посуды и врачеванием. В Египте Среднего царства продолжала совершенствоваться деревообработка (несмотря на то, что леса в связи с переменой климата исчезают практически полностью) Свидетельством искусности резчиков по дереву служат изображения и хорошо сохранившиеся предметы, изгоᴛᴏʙленные в большинстве случаев из привозного дерева, в частности, из ливанского кедра или киликийской сосны. Важно понимать - для обработки дерева существовал достаточно большой набор различных инструменᴛᴏʙ, в том числе топоров, пил, тесел, резцов, сверл и колотушек. Широкого распростᴘẚʜᴇния достигло ткацкое дело. Из льна умели изгоᴛᴏʙлять несколько видов тканей: плотную, грубую парусину, мешковину, платьевую ткань различной толщины вплоть до тончайшей, шедшей на изгоᴛᴏʙление одеяний жрецов. Научились делать ткани плиссированные. Работа велась обычно на низких горизонтальных станках изображения и модели которых попадались не раз археологам

. В Египте Среднего царства развивается также плетение корзин и циновок из тростника, камыша и папируса, обработка кожи. Но при этом основным занятием египтян по-прежнему остается земледелие.

Появление медных орудий способствовало выработки новых способов обработки камня, кости и дерева, а следовательно, значительному повышению производительности труда и уровня мастерства. Особенно увеличилось количество и качество орудий земледельческого труда, которые позволили населению осушить болота и создать систему бассейнового орошения, что значительно расширило площадь пахотных земель. Развитие земледелия, основанного на ирригации, и скоᴛᴏʙодства привело к излишку продукᴛᴏʙ сельского хозяйства, который население смогло употребить на содержание ремесленников, жрецов и представителей власти. На основании выше сказанного приходим к выводу, что появление медных орудий труда вызвало значительный прогресс в развитии производительных сил и создало условия для отделения ремесла от сельского хозяйства и возникновения раннеклассового города как его центра.

 

Одним из древнейших производств в Египте было гончарное: глиняные горшки из грубой, плохо перемешенной глины дошли до нас от эпохи неолита (VI-V тысячелетия до н. э.). Изгоᴛᴏʙление керамической посуды началось, как и в современном Египте, с размешивания ногами глины, политой водой, к которой иногда добавляли мелкорубленую солому – для уменьшения вязкости глины, скорейшего высыхания и предотвращения при этом чрезмерной усадки сосуда.

Формовка сосудов в неолитический и додинастический периоды производилось вручную, позднее в качестве вращающейся подставки стали применять круглую циновку – предшественницу гончарного круга. Процесс работы на гончарном круге изображен на росписи в гробнице Среднего царства в Бени-Хасане. Под ловкими пальцами формовщика глиняная масса принимала формы горшков, мисок, чаш, кувшинов кубков, больших сосудов с остроконечным или закругленным дном

. В росписи нового царства сохранилось изображение большого глиняного конуса, сформованного на гончарном круге, - сосуд делают из его верхней части, которую отделяют от конуса бечевкой. При изгоᴛᴏʙлении больших горшков формовали сначала нижнюю его часть, а затем верхнюю. После того как сосуд был сформован, его сначала сушили, а затем обжигали. Первоначально это делали, вероятно, прямо на земле - на костре. Текст с сайта Биг Реферат РУ На рельефе в гробнице Тии мы видим изображение гончарной печи из глины, напоминающей расширяющуюся кверху трубу; дверца печи, через которую загружали топливо, расположена внизу. Высота печи на росписи Нового царства в два раза больше человеческого роста, а учитывая, что сосуды в нее загружали сверху, то гончару приходилось подниматься по лестнице.

Египетская керамика в художественном отношении не может сравниться с греческой. Но для разных периодов можно выделить ведущие и в то же время наиболее изящные формы сосудов, особенно для додинастического периода. Важно понимать - для т

bigreferat.ru

История и производство древнего Египта

Производство древнего Египта

Более ста пятидесяти лет изучают египтологи историю Древнего Египта, одного из древнейших очагов мировой культуры. В течение этого длительного времени на территории всего Египта, а также соседних с ним стран, в частности Нубии и Палестины, было произведено множество археологических раскопок, давших огромное количество самых разнообразных памятников древности. Как внезапно возникший в пустыне мираж, под неутомимым заступом археолога появились древние, некогда богатые города с развалинами больших дворцов и пышных храмов, усадеб богачей и лачуг бедняков. В диких ущельях были найдены скрытые в скалистых тайниках потаенные гробницы знаменитых фараонов. В одной из них, в гробнице Тутанхамона, было обнаружено нетронутое погребение царя с неслыханными сокровищами, с высокохудожественными золотыми украшениями. Во время других раскопок были найдены разнообразные ткани, оружие и орудия из металла, керамика, изделия из камня и дерева. Огромное количество предметов материальной культуры древнеегипетского народа, найденных во время этих раскопок и ныне бережно хранящихся в музеях, позволяет ученым с разных сторон подойти к трудному делу изучения ремесленных производств, техники и внешней торговли Древнего Египта.

И действительно, порой скромные и на первый взгляд невзрачные предметы домашнего обихода, какой-нибудь глиняный сосуд, металлическое орудие или кусок ткани, дают иногда возможность историку вскрыть такие факты [7] из жизни народа, которые до сего времени оставались неизвестными. Многочисленные и хорошо сохранившиеся грандиозные храмы и гробницы, построенные из огромных, прекрасно обработанных каменных глыб, каменные орудия и сосуды, высеченные из камня, дают наглядное представление о том, какое значительное место занимали камень и его обработка в жизни и культуре Древнего Египта. Ведь с древнейших времен египтяне очень широко пользовались камнем для самых различных целей. Из огромных, хорошо отесанных, почти полированных каменных глыб они строили свои колоссальные здания, величественные храмы и гробницы царей. Их стены они покрывали высеченными в камне рисунками и надписями, из камня при помощи каменных же инструментов они делали роскошные, правильной геометрической формы сосуды. Египетская культура кажется нам подчас как бы закованной в неподвижные каменные формы. Широкое применение камня, конечно, в некоторой степени объясняется обилием этого материала, различные породы которого египтяне могли добывать в тех горах, которые окаймляют долину Нила с запада и с востока. Точно определив породу того камня, из которого сделан тот или иной древнеегипетский предмет, можно установить, какими каменоломнями пользовались египтяне в тот или иной период их истории.

С другой стороны, находка в Египте уже в слоях архаической эпохи изделий из обсидиана (вулканического стекла), месторождений которого в Египте не имеется, ясно указывает на возникновение в древности торговых связей между Египтом и соседними странами, откуда египтяне наряду с целым рядом различных товаров получали также и обсидиан. Можно привести и такой факт, когда на стене одной из гробниц в Бени-Хасане было обнаружено изображение процесса изготовления каменных ножей. Это изображение ясно указывает на то, что в силу длительного и устойчивого существования общинного строя, при котором, долго сохранялись формы архаичной техники и экономики, вплоть до периода Среднего царства, когда были уже широко распространены металлургия и техника изготовления бронзовых орудий, в Египте все еще по старинке пережиточно сохранялась техника изготовления каменных ножей. Таким образом, изучение камнеобрабатывающего ремесла позволяет [8] говорить не только об уровне развития египетской техники, но и подвергнуть изучению внешнюю торговлю Древнего Египта, а также установить и некоторые другие факты, типичные для древнеегипетского общественного строя.

Целый ряд интересных и существенно важных исторических выводов можно сделать и при изучении деревообделочного ремесла древних египтян. Тщательное ознакомление с сохранившимися деревянными изделиями, а также с изображениями способов обработки дерева позволяет установить чрезвычайно разнообразные и порой высокоразвитые виды деревообделочной техники, при которых применялись самые различные металлические инструменты, как, например, пила, сверло, бурав, колотушка, топор и тесло. В архаическую эпоху, когда в Египте еще встречались в более или менее значительном количестве различные виды деревьев, дерево довольно широко применялось даже в строительном деле, на что указывают абидосские гробницы, в которых полы и перекрытия были сделаны из деревянных досок. Однако с течением времени Египет все больше и больше превращался в земледельческую страну, в которой каждый клочок земли подлежал обработке, что привело к постепенному исчезновению последних рощ. Поэтому в историческую эпоху дерево считалось очень ценным материалом в Египте и его во многих случаях приходилось привозить из соседних стран.

Уже в древнейшей египетской летописи, относящейся ко времени Древнего царства, говорится о доставке из Сирии 40 кораблей, груженных лесом, очевидно кедром или киликийской сосной, которая в большом количестве привозилась из Сирии и особенно высоко ценилась в Египте. Позднее, в период Нового царства, египтяне получали из северных областей Передней Азии, из Северной Сирии и Месопотамии как готовые колесницы, сделанные из хороших сортов местного азиатского дерева, так и дерево для изготовления колесниц, которые они начиная с этого времени научились сооружать сами, как это ясно видно по сохранившимся изображениям. Из Нубии и из южной страны Пунт египтяне с древних времен получали ценное черное дерево, название которого «хебени» сохранилось в позднейшем слове «эбеновое» дерево. Как показали специальные исследования, некоторые египетские [9] изделия, несомненно, были сделаны из импортированных сортов иноземного дерева. Так, например, прекрасная колесница Нового царства, хранящаяся в музее во Флоренции, сделана из дерева, доставленного из Северной Сирии или из Армении.

Деревом в Древнем Египте довольно часто пользовались в качестве строительного материала. Из дерева сооружались легкие постройки, беседки и павильоны, изображения которых сохранились на стенах египетских гробниц. Из дерева делались те большие мачты и шесты, которые воздвигались перед воротами храмов и дворцов. О древнеегипетских кораблях, лодках и барках можно получить некоторое представление по тем большим баркам, которые были недавно обнаружены во время раскопок Абу-Бакра в Гизэ, а также по многим сохранившимся изображениям и по прекрасным моделям погребальных лодок и бытовых кораблей, лучшие образцы которых сохранились в гробнице Тутанхамона. Из дерева делали оружие, например луки, стрелы, копья и пращи, далее — палки, музыкальные инструменты: арфы, лиры, лютни, ладоши и кастаньеты. Из дерева же делали разнообразные ящики, ларцы и туалетные принадлежности. Особым, искусственно согнутым деревом пользовались для изготовления мебели, которая поражает нас своей роскошью, изяществом своих форм и сложностью своих украшений. И действительно, мы находим среди многочисленных образцов древнеегипетской мебели прекрасные экземпляры гнутых стульев, кресел, скамеек и кроватей. Прекрасны богато изукрашенные кресла и ларцы, найденные в гробнице Юю и Тую, относящиеся ко времени Нового царства, но истинными шедеврами деревообделочного ремесла являются многочисленные деревянные предметы, найденные в гробнице фараона Тутанхамона. Среди них прежде всего следует отметить многочисленные ларцы с их ярким и причудливым узором, колесницу, носилки, скамейки, изукрашенные инкрустациями из черного дерева и слоновой кости, и богато инкрустированные палки с прекрасными ручками, изображающими пленников, погребальные ящики, воспроизводящие портретное сходство юного царя, наконец, совершенно изумительные по богатству и роскоши инкрустаций и по высокой художественности работы троны фараона. Резьба, инкрустация ценными породами дерева, слоновой костью, благородными металлами, цветными [10] камнями, разноцветным фаянсом, а также целыми, отдельными, искусно сделанными маленькими изображениями, далее, раскрашивание всевозможными узорами и рисунками, полировка и, наконец, украшение дерева рельефными резными или лепными изображениями, узорами и надписями в значительной степени усложнили деревообделочное производство, подняв его до уровня прикладного искусства. Наконец, последней группой предметов, сделанных из дерева, являются статуи и статуэтки, которые красноречиво свидетельствуют о том, какой высоты достигло подлинное искусство деревянной скульптуры в Древнем Египте. Таким образом, изучение деревообделочного ремесла дает нам право говорить о высокоразвитой внешней торговле Древнего Египта, о вывозе целого ряда редких сортов дерева из соседних стран в Египет, о резком классовом расслоении древнеегипетского общества и о высоком уровне развития не только деревообделочного ремесла, но и искусства деревянной скульптуры, обслуживавших нужды богатых слоев правящего класса — рабовладельческой аристократии, особенно в период Нового царства, когда классовое расслоение общества достигло совершенно определенных форм.

Целый ряд интереснейших выводов может сделать историк при изучении очень древнего ремесленного производства древних египтян — обработки кости. Это ремесло, несомненно, восходит к очень глубокой древности, к тому времени, когда египтяне, в хозяйственной жизни которых еще видное место занимала промысловая охота, часто охотились на гиппопотамов, во множестве водившихся в нильских заводях. Находка изделий из слоновой кости в древнейших погребениях и поселениях архаической эпохи, как, например, в Меримде Бени-Саламе, ясно указывает на то, что уже в доисторическую эпоху египтяне вели торговлю с южными областями Нубии, откуда они и впоследствии получали в большом количестве слоновую кость. Начиная с этого древнейшего времени египтяне вырезали из кости самые разнообразные предметы: браслеты, кольца, ложки, рукоятки ножей, гребни, подвески, булавки, части мебели, цилиндрические печати, магические жезлы, амулеты, дощечки для письма, статуэтки людей и животных и т. д. Множество таких предметов было обнаружено в погребениях архаической эпохи. Так, например, изображение слона сохранилось на [11] итифаллической статуэтке бога Мина из Коптоса. Прекрасная техника обработки слоновой кости сохранилась до IV династии, ко времени которой относится статуэтка фараона Хуфу, сделанная из этого ценного материала. Нет никаких оснований предполагать, что слоны в древности водились в Египте. Слоновую кость. ввозили, конечно, из далеких южных стран, как это ясно видно из целого ряда позднейших надписей и изображений. В период Древнего царства египтяне привозили слоновую кость из Нубии, где ими был основан целый ряд торговых факторий. Складочным пунктом, в который доставлялась слоновая кость, был главный город 1-го Верхнеегипетского нома, получивший поэтому название «Слонового города» (Абу). Этот город был расположен на южной границе Египта, близ острова, который греки по этой причине называли Элефантина. В более поздние времена, в период Нового царства, египтяне стали привозить слоновую кость из более далекой южной страны, из Пунта, как это видно по надписям и изображениям, сохранившимся на стенах храма в Дейр-эль-Бахри. Наконец, в некоторых случаях египтяне привозили слоновую кость из Ливии, из Сирии (Речену) и из других районов. Таким образом, широкое применение слоновой кости в Древнем Египте указывает на раннее и широкое развитие внешней торговли.

Наконец, несомненный интерес представляет изучение технических и художественных приемов обработки кости, которые воспроизводят более древние и исконно египетские приемы обработки камня и дерева, тех древнейших местных материалов, которыми египтяне пользовались для изготовления самых разнообразных предметов.

Огромное значение в хозяйственной жизни Древнего Египта имела керамика, ибо наиболее легко добываемым и легко обрабатываемым материалом в Древнем Египте была глина, из которой с древних времен делали сосуды самой разнообразной формы, а впоследствии стали также делать кирпич, который постепенно превратился в наиболее распространенный строительный материал. Изучение древнеегипетской керамики имело большое значение для развития египтологии. Так, например, тщательное обследование древнейших образцов египетских глиняных сосудов позволило английскому археологу Флиндерсу [12] Петри установить особую систему относительной хронологии, которой пользуются даже и теперь для датировки древнейших памятников египетской культуры.

Несомненно плодотворным было, далее, изучение всех технических приемов древнеегипетского керамического производства. Важно было установить сорт и состав глины, способы формовки, обжига, лощения, полировки и раскраски сосудов. Это дало возможность установить процесс развития и для каждой эпохи уровень технического совершенства керамического производства. Особенно большое значение, конечно, имело изобретение гончарного круга, давшее возможность ускорить и улучшить производство глиняных сосудов. Высоко оценивая значение этого технического изобретения, древние египтяне окружили его ореолом религиозной древности. В одном распространенном египетском мифе рассказывается, что элефантинский бог Хнум сотворил мир и первых людей на гончарном круге... Таким удивительным образом отразилось представление о колоссальной важности изобретения гончарного круга в сознании древнеегипетского народа. Бог-творец, создавший мир и людей, представлялся древним египтянам в образе первого мастера, своего рода Прометея, Гефеста или Дедала легендарной древности.

Уже с древнейших времен египетские мастера стремились каждый предмет ремесленного производства по мере возможности превратить в произведение искусства, внося в предметы домашнего обихода и повседневного быта элементы красоты и изящества. Сперва появилась окраска сосуда красным гематитом, а затем по красному фону гончар - художник рисовал белые перекрещивающиеся линии, своего рода грубый и примитивный узор, который, возможно, являлся отдаленным воспоминанием техники плетения, может быть, соединенной в древнейшие времена с техникой гончарного дела. Постепенно также в доисторическую эпоху появляются и более разнообразные узоры: точечный орнамент, спираль, треугольник и волнообразные линии. В частности, в этих двух последних формах или элементах орнамента можно видеть не одно лишь простое сочетание линий, не один лишь простой и бессмысленный узор, а некую робкую попытку изобразить те основные явления и формы природы, которые особенно привлекают к себе внимание [13] и интерес первобытного человека. В треугольниках, заштрихованных параллельными и пересекающимися линиями, можно видеть изображение гор, а в волнистых линиях — изображения зыбящейся поверхности воды. И если мы обратимся к другим сосудам той же эпохи, на которых уже изображены целые живописные сценки, например рассмотрим одно блюдце с изображением охотника, держащего на привязи четырех зверей, то увидим, что на них аналогичные треугольники, размещенные вдоль края блюдца, несомненно, указывают на тот гористый пейзаж, который служит местом для изображения сцены охоты. Далее, на сосудах, изображающих сцену катания в лодках по реке, зыбящаяся поверхность воды ясно обозначена волнистыми линиями. Весьма возможно, что из этих древнейших смысловых орнаментов, постепенно приобретавших значение рисунков, впоследствии выработались и древнейшие картинные знаки письменности, древнейшие картинные и смысловые гиероглифы. В историческую эпоху мы уже не находим на глиняных сосудах той богатой изобразительной орнаментации, которая является столь характерной для доисторической эпохи и которая дает нам богатый материал для восстановления культуры, быта и искусства древнейшего периода египетской истории.

Таким образом, изучение египетской керамики проливает яркий свет не только на развитие древнеегипетской техники, но также указывает и на ту неразрывную связь, которая соединяла в один узел процесс возникновения и развития орнамента, рисунка и картинной гиероглифической письменности в Древнем Египте.

Наконец, изучение египетской керамики свидетельствует, что уже в архаическую эпоху торговые связи соединяли Египет с соседними странами, в частности с Палестиной и Сирией. Так, например, было установлено, что сосуды с ручками (амфориски), украшенные красно-коричневыми полосками, далее, сосуды в форме животных и птиц, наконец, сосуды с волнообразными ручками, которые появляются в Египте в начале «второй цивилизации», встречаются не только в Египте, но и в Сирии, которые, очевидно, уже в те отдаленные времена были связаны нитями внешней торговли.

Глина была дешевым и распространенным материалом в Древнем Египте. Из глины, как мы видели, египтяне [14] делали сосуды самой различной формы. Помимо этого, глина, как мы говорили выше, имела большое применение и в строительном деле. Из глины египтяне начиная с доисторической эпохи делали кирпич. До периода Нового царства египтяне почти исключительно пользовались необожженным кирпичом, который они лишь обсушивали на солнце. Начиная с периода Нового царства египтяне стали обжигать кирпич в специальных печах. Фрески из гробницы Рехмира времени Нового царства дают нам некоторое представление о способах изготовления кирпича. Надписи, помещенные тут же, указывают на то, что кирпич изготовляли «пленные, приведенные его величеством для работ над храмом бога Амона», — одно из ярких свидетельств рабовладельческого характера хозяйства Древнего Египта.

Керамическое производство достигло в Древнем Египте высокого уровня и технического совершенства. На это, в частности, указывает известная египтянам техника изготовления разноцветного фаянса, а также непрозрачной стеклянной пасты. Фаянсовые изделия были найдены уже в погребениях доисторического периода; широкое распространение фаянсовое производство получило в эпоху Среднего царства, но особенного расцвета оно достигло во времена Нового царства, когда в многочисленных фаянсовых мастерских искусно изготовляли изделия из голубого и зеленого фаянса, который по своему цвету должен был походить на лазурит и малахит, излюбленные ценные камни древних египтян. Фаянсом покрывались самые разнообразные предметы: сосуды, особенно туалетные, статуэтки, в частности погребальные, так называемые «ушебти», которые, отвечая на призыв покойного, должны были являться к нему и выполнять за него в загробном мире его работу; дале

msd.com.ua

Ремесло, техника и транспорт Древнего Египта

Работа по истории мировых цивилизаций

по теме:

РЕМЕСЛО, ТЕХНИКА И ТРАНСПОРТ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Выполнил: ученик 10 «В» класса, школы №653

СУХАРЕВ РУСЛАН

МОСКВА

1998 год

ПЛАН

1) Введение

2) Ремесло и его техника:

а) Гончарное

б) Стекольное

в) Изготовление кирпича-сырца, процесс и технология строительства пирамид

г) Столярное

д) Металлургия

е) В мастерской у кожевника и ткача

3) Транспорт:

а) Колесницы

б) Водный транспорт

ВЕДЕНИЕ

Переход от присваивающего хозяйства собирателей, охотников я рыболовов к производящему пищу хозяйству земледельцев и скотоводов произошел в Египте в середине V тысячелетия до н. э. в результате усовершенствования каменных орудии труда. На основании археологических находок известно, что жители неолитических поседении Египта не только занимались земледелием и приручением диких животных, но умели и использовать и обрабатывать мягкие и даже твердые каменные породы кость, глину и дерево.

ПРОРЫВ В МЕТАЛЛООБРАБОТКЕ. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Период расцвета Среднего царства прежде всего характеризуется прорывом на металлургическом фронте. От времен XII династии сохранилось немало предметов, в которых зафиксирован определенный результат попыток придания меди диктуемых потребителем того времени качеств: твердости, износостойкости, прочности. В Переходный период добавки к меди встречаются разнообразные, однако магистральный путь улучшения свойств медных сплавов нащупан не был. А вот после того, как на престоле воцаряются потомки Аменемхета I, стали появляться изделия где сплав меди с оловом настолько близок в процентном отношении к бронзе, что появление необходимых добавок в незначительных объемах становится просто вопросом времени. Причем весьма важно, что из нового сплава выполнены некоторые орудия производства (скребки, сверла, резцы), что свидетельствуют об осознанном применении найденного рецепта улучшения характеристик изделий из меди.

Ибо (если быть совершенно точным) с оловом медь начинают сплавлять в конце Переходного периода: существуют несколько статуэток, датируемых годами Х—Х1 династий и выполненных из подобного сплава. Но отсутствие прикладного значения сделанного открытая говорит скорее о его случайности, чем о результативности планомерного поиска решения поставленной задачи. Несмотря на то, что процентное соотношение между чисто медными изделиями и их бронзовыми аналогами (употребляя обозначение «бронза» для сплавов меди с оловом, необходимо учитывать, что в Древнем Египте значение термина «бронза» несколько отличалось от современного, и, скорее всего, подразумевало руду, из которой выплавлялась медь: «бронзу» (а точнее, слово, которое принято переводить подобным образом) в Египте «добывали в рудниках», за ней отправлялись в экспедиции в горные районы) менялось год от года в пользу последних, все же новая масса вещей изготовлялась по-прежнему из меди без дополнительного приплава. Районы, где попадаются изделия из бронзы, достаточно обширны, но все же можно выделить несколько очагов металлургического промысла, где была освоена технология изготовления сплава - По периметру районов попадание изделий из бронзы, видимо, случайное, связанное с естественным распространением инструментов торговцами и артелями мастеров. Очаги «бронзового» производства практически все расположены достаточно близко к месторождениям, олова, и следует, видимо, сделать вывод о закономерной случайности открытия нужного состава сплава, Вызванной географической соотнесенностью ареалов обработки меди и олова. Кроме изменений в структуре металла, из которого приготовлялись орудия труда, происходит обогащение номенклатуры изделий. В Среднем царстве значительно усложнилось устройство металлических инструментов, многое свидетельствует о комплектности использования одной и той же основы для проведения различных работ в быту производстве. Появляются съемно-накладные приставки изделию, и, сменяя насадки, можно было теперь, к примеру, скрести, сверлить и зачищать отверстия. Можно отметить улучшение конструктивных свойств известных издревле и, казалось бы, практически не поддающихся усовершенствованию предметов. Например, топор в период Среднего царства за счет появления особого шипа на основании металлической части, позволившего плотнее захватить топорище, стал более надежным. Это дало возможность сделать более массивным острие, улучшить рычаговые качества инструмента и одновременно за счет искривления рукоятки облегчить труд работника. Хотя уже само по себе обладание орудиями труда из металла облегчало работу тому, кто имел возможность приобрести достаточно дорогой и малодоступный инструмент.

В период Среднего царства продолжают бытовать и встречаться достаточно широко каменные изделия. В городских развалинах времен XII династии в нескольких десятках километров от столицы близ царской (!!!) пирамиды были найдены кремниевые топоры, тесла, ножи, мелкие скребки или ножички, лезвия серпов. Там же была обнаружена кожаная сумка, в которой лежали бок о бок остатки медных орудий и фрагменты инструментов из кремния. Как и встарь, мастер, очевидно, предпочитал поберечь дорогой инструмент из меди для доводки изделия, и черновые работы проводил каменными резцами и теслами. И это близ столицы!

В провинции, где уровень жизни был на порядок ниже, нередким было почти полное отсутствие в арсенале ремесленника изделий из металла. Вынужденно вся работа производилась кремниевыми орудиями, производство которых, естественно, сохранялось и расширялось. Изготовление кремниевых ножей запечатлено на нескольких рисунках периода XI—XII династий, причем художник явно не понаслышке был знаком с деталями процесса обработки кремня. Возможно, в подобном сосуществовании бронзовых и каменных изделий — авангарда и арьергарда технического прогресса — или опережавших основную массу медных изделий, или архаично выглядевших на их фоне, следует видеть последствия временного превращения меди на внутреннем рынке в эквивалент торгового обмена, приобретения

этим металлом двойственного значения. В одних случаях его ценность определялась по одним критериям, в других - по вторым. Однако постепенно медь в качестве I общего эквивалента вытеснялась в период Среднего царства золотом и серебром. Соответственно уменьшается и употребление каменных орудий в строительстве и на производстве. Способствовало снижению спроса на медные изделия использование новых пород камня в Египте периода Среднего царства. Объединение страны сделало возможным варьирование материала, поиск наиболее подходящего для нужд строительства. Чаще всего по-прежнему используют известняк, особенно при возведении храмов и гробниц, но

вместе с тем растет применение красного гранита, добывавшегося в каменоломнях Асуана, алебастра и песчаника.

В период Среднего царства произошел еще один технологический прорыв египетской цивилизации. В долине Нила было освоено стеклоделие. Потенциальная важность этого открытия весьма велика. Этим самым обогащались возможности ювелиров, людей занимавшихся изготовлением посуды и врачеванием. В Египте Среднего царства продолжала совершенствоваться деревообработка (несмотря на то, что леса в связи с переменой климата исчезают практически полностью) Свидетельством искусности резчиков по дереву служат изображения и хорошо сохранившиеся предметы, изготовленные в большинстве случаев из привозного дерева, в частности, из ливанского кедра или киликийской сосны. Для обработки дерева существовал достаточно большой набор различных инструментов, в том числе топоров, пил, тесел, резцов, сверл и колотушек. Широкого распространения достигло ткацкое дело. Из льна умели изготовлять несколько видов тканей: плотную, грубую парусину, мешковину, платьевую ткань различной толщины вплоть до тончайшей, шедшей на изготовление одеяний жрецов. Научились делать ткани плиссированные. Работа велась обычно на низких горизонтальных станках изображения и модели которых попадались не раз археологам. В Египте Среднего царства развивается также плетение корзин и циновок из тростника, камыша и папируса, обработка кожи. Однако основным занятием египтян по-прежнему остается земледелие.

Появление медных орудий способствовало выработки новых способов обработки камня , кости и дерева , а следовательно, значительному повышению производительности труда и уровня мастерства. Особенно увеличилось количество и качество орудий земледельческого труда, которые позволили населению осушить болота и создать систему бассейнового орошения, что значительно расширило площадь пахотных земель. Развитие земледелия, основанного на ирригации, и скотоводства привело к излишку продуктов сельского хозяйства, который население смогло употребить на содержание ремесленников, жрецов и представителей власти. Таким образом, появление медных орудий труда вызвало значительный прогресс в развитии производительных сил и создало условия для отделения ремесла от сельского хозяйства и возникновения раннеклассового города как его центра.

mirznanii.com


Смотрите также