Одежда древних времен. Открытый урок истории в 3-м классе по теме: "Одежда в разные времена. Как одевались на Руси"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Краткая история моды в фотографиях: С древнейших времен до наших дней. Одежда древних времен


С древнейших времен до наших дней

Мода — то, без чего не может жить ни одна женщина (а сейчас и мужчина). Как она менялась? Сначала все носили повязки, потом простыню, а далее рога.

Интересно Знать представляет вашему вниманию краткую историю моды в фотографиях.

Палеолит: меховой фартук

Первая одежда — из шкур животных.

Месопотамия: шали с бахромой

В Вавилоне и мужчины, и женщины носили шерстяные шали с бахромой. Любимый цвет шумеров — красный. Все (даже бедные) носили украшения.

Египет: белые льняные одежды

  

А вот в Египте любили белый цвет, поскольку считали, что это цвет чистоты. Поэтому в чести была натуральная льняная одежда.

Античность: хламиды и хитоны

Мужские и женские костюмы выглядели одинаково: большую «простыню» собирали вертикальными складками, а затем крепили при помощи фибул, которые одновременно служили и украшением.

Средневековье: колпаки и шлейфы 

Одежда Средневековья была неудобной. Изабелла Баварская, королева-распутница, стала «законодательницей моды». Именно она придумала геннин — женскую шляпу в виде конуса. Ну, или как говорят — «рога».

Эпоха Возрождения: парча, декольте и воротники

В гардеробе Елизаветы I числилось 6000 платьев. Она ввела в моду высокий воротник в виде кольца из накрахмаленной ткани или кружев.

Новейшее время: брюки для всех

В 1858 году французский модельер Чарльз Фредерик Уорт разделил одежду на сезон. Запомните это имя, потому что именно он утвердил Синдикат высокой моды, который существует и поныне.

Мировые войны привели к тому, что одежду шили из подручных средств, экономя на тканях, обувь — на деревянной подошве, а юбки — покороче.

А Коко Шанель создала классику — юбку-карандаш и маленькое черное платье.

По материалу

Понравилось? Расскажи друзьям:

interesnoznat.com

Чудом сохранившиеся предметы одежды древних времен . Чёрт побери

Найти одежду во время археологических раскопок оказывается нелегко. Ведь насекомые, микроорганизмы, вода, огонь и естественное старение достаточно просто разрушают ткань из органических волокон. Поэтому найти древнюю одежду археологам удаётся разве что в экстремально сухой среде пустыни, в болоте и торфяниках, либо вмороженной в лед.

Льняная туника с 4000-летними складками

Чудом сохранившиеся предметы одежды древних времен

В древних египетских гробницах можно найти довольно много льняной одежды, но на сей раз даже археологи были удивлены, обнаружив полностью неповрежденную одежду с горизонтальными складками. Эта длинная тонкая туника была найдена в гробнице Среднего царства в Асьюте на западном берегу Нила.Она лежала скомканной в гробу рядом с мумией. Датируется туника приблизительно 2000 годом до н.э. и, вероятно, принадлежала человеку, рядом с которым была похоронена. Что самое удивительное, складки на тунике, которые были сделаны методом, похожим на штамповку, сохранились в течение нескольких тысяч лет.

Самые древние брюки в мире

Чудом сохранившиеся предметы одежды древних времен

Эти шерстяные брюки были обнаружены в некрополе Янгхай возле Турфана (северо-западный Китай). Они датируются 1122-926 годами до н.э., но по-прежнему находятся в очень хорошем состоянии. Брюки украшены зигзагообразной вышивкой в районе голеней и красивым рисунком из ромбов в районе коленей.Сшиты брюки были из трех отдельных кусков — 2 штанин и паховой области. Как предполагают ученые, они использовались кочевниками, чтобы не натирать область паха при верховой езде.

Юбка девушки из Эгтведа

Чудом сохранившиеся предметы одежды древних времен

Девушка из Эгтведа была подростком (на момент смерти ей было 16-20 лет) и происходила из богатой семьи. Умерла же она в 1370 году до нашей эры, после чего была похоронена в выдолбленном дубе в кургане возле поселка Эгтвед (полуостров Ютландия в Дании).Тело девушки почти полностью разложилось на момент обнаружения могилы в 1921 году, но ее длинные светлые волосы и одежда сохранились на удивление хорошо. Она носила короткую шерстяную тунику и шерстяную юбку всего 40 см в длину. Также был найден шерстяной пояс с большим бронзовым диском в центре.Контрастные клетчатые наряды женщины из Хюлдремоса

Чудом сохранившиеся предметы одежды древних времен

Мумифицированные останки женщины из Хюлдремоса были найдены в торфяном болоте в Ютландии буквально в 150 км от могилы девушки из Эгтведа. Хотя она была похоронена во 2 веке до н.э., благодаря анаэробной среде торфяных болот ее мягкие ткани сохранились удивительно хорошо.Также великолепно сохранился ее наряд: длинная клетчатая юбка, клетчатый шерстяной шарф и две накидки из овчины. Пару тысяч лет, проведенных в болоте, превратили цвета юбки в горчичный, а шарфа в шоколадно-коричневый, но после анализа пигментов обнаружилось, что юбка изначально была синей, а шарф красным.

Погребальное знамя Синь Чжуй

Чудом сохранившиеся предметы одежды древних времен

Т-образное шелковое погребальное знамя было одним из многих шелковых одеяний, найденных обернутыми вокруг тела Синь Чжуй, гробница которой была случайно раскопана в 1971 году в городе Чанша. Состоятельная китайская матрона умерла в 163 году до нашей эры, а ее тело сохранилось в прекрасном состоянии, так же как и богатые ткани, украшавшие его. На шелковом знамени, которое несли перед ее гробом на похоронах, изображены сцены из мифологии династии Хань.

Яркие ткани культуры Паракас

Чудом сохранившиеся предметы одежды древних времен

Когда вышитые пончо, тюрбаны, повязки и другие древние изделия ранее неизвестной перуанской культуры вдруг начали всплывать в частных коллекциях в начале 20-го века, археологам пришлось подкупить грабителей, чтобы те привели их в место, откуда те брали древнюю красочную одежду: на полуостров Паракас в Перу. В этом месте соленые пески сохранили мумии, окутанные слоями неимоверно красочного текстиля.Эти ткани, которые на протяжении 2,5 тысяч лет сохранили ярчайшие краски, были изготовлены из хлопка и верблюжьей шерсти между 500 г. до н.э. и 300 г. н.э. народностью Паракас. В то время люди использовали исключительно природные красители для изготовления более 200 различных оттенков. Каждый стежок ткани был вышит вручную иголками кактусов.

Египетские носки с раздельными пальцами

Чудом сохранившиеся предметы одежды древних времен

В руинах греческого города Оксиринх в Египте сохранилась коллекция папирусов настолько огромная, что ученые до сих пор расшифровали только 15% из них. В песке также были найдены связанные из красной шерсти в 250-420 годах до н.э. носки с отдельным большим пальцем. Носки были связаны с использованием старинной техники nalbindning или вязания одной спицей. Конфигурация носков явно указывает на то, что их носили с сандалиями.

Гобелены из перьев культуры Вари

Чудом сохранившиеся предметы одежды древних времен

Еще задолго до инков в Перу существовала древняя культура вари. В запечатанных в течение тысячи лет керамических сосудах этой народности археологи нашли 96 свернутых гобеленов, которые на протяжении этого всего времени сохранили яркие цвета.В среднем каждый гобелен был 2 метра в длину и 70 сантиметров в ширину. Они были сделаны из тщательно скрепленных вместе перьев, которые затем были нашиты на плетеную ткань.

Мантии Рожера II

Чудом сохранившиеся предметы одежды древних времен

Неизвестно, принадлежали ли эти мантии Рожеру II, королю Сицилии с 1130 до 1154 года. Однако, точно известно, что они были сделаны при его дворе и вполне были достойными короля. Мантия — форма традиционной византийской литургической одежды, поэтому возможно, что их основа была перенята из Византии, а золотая вышивка была создана арабскими мастерами в Палермо.

chert-poberi.ru

"Одежда в разные времена. Как одевались на Руси"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа

Цели:

1. Через историю русского костюма показать жизнь человека, рассказать какую роль в ней играла одежда.

2. Учить по одежде определять эпоху, в которой жил человек, его социальный статус.

3. Познакомить детей с новыми словами, с названиями деталей старинной русской одежды.

4. Учить детей видеть историю в предметах, которые нас окружают.

5. Развивать образное мышление в устной работе.

Ход урока.

Этапы:

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного на прошлом уроке.

- На предыдущем уроке мы говорили об одежде. Напомните, для чего нужна одежда человеку? (Ее назначение: не только греет, защищает, украшает человека, но и показывает его место в обществе.)

Задание- игра “Одень куклу”.

Выбрать древнегреческую и древнеримскую одежду и одеть бумажную куклу. (Приложение 1 (pril1.zip)) (Древняя Греция: хитон, гиматий. Древний Рим: туника, тога).

- Почему у древних греков была такая открытая одежда? (Т.к. теплый, мягкий климат)

- Могла ли привиться римская одежда в других странах? В Европе? (В Европе суровый климат и такая одежда была бы холодной и неудобной)

III. Объявление темы и целей урока.

На Руси климат тоже был не жаркий – долгая зима и прохладное лето-, жил другой народ со своими обычаями и традициями. Поэтому одежда жителей Древней Руси была совсем другой. А какой она была – об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке, его тема: “Как одевались на Руси”. На уроке мы узнаем как менялся костюм в разные века. Посмотрим, какую роль в жизни русского человека играла одежда.

IV. Новый материал.

1. 1. “По одежке встречают…” Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, женат – ли, замужем – ли, богат, или беден.

Это позволяло сразу решить как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать.

2. А называли в древности русские одежду – “одёжа”. И главной одёжей была русская рубаха. Предки считали, что одежда -это оберег. (слово “Оберег” выноситься на доску) оберег – значит оберегает. От чего оберегает? От непогоды, укрывает от “сглаза”, от воздействия злых сил. Поэтому все уязвимые места человеческого тела были спрятаны: Древние рубахи обязательно были длинные – ниже колена, имели почти закрытый ворот, длинные рукава до запястий.

Рубахи носили все : девочки и мальчики, юноши и девочки, мужчины и женщины, богатые и бедные.

2. Мужская одежда Х в.

По ходу рассказа, учитель вывешивает рисунки на доску в определенном порядке. (Оформление доски представлено в Приложении 2).

<Рисунок 1> Крестьянскую рубаху шили из холста. Носили её на выпуск и подпоясывались узким поясом или цветным шнуром. Была одновременно и верхней, и нижней одеждой.

<Рисунок 2> Так как одежда была праздничная и будничная, то на рубаху в особых случаях надевали зарукавья (все подчеркнутые слова выноситься на доску) и съемные круглые воротники.

Рисунок 1

Рисунок 2

Знатные люди поверх нижней надевали еще одну, верхнюю, более богатую рубаху. Порты или штаны были неширокие, суженные книзу, завязывались на поясе шнуром.

3. Женская одежда крестьян.

Женщины тоже носили рубаху, но она была длинной, до ступней (как платье) с длинными рукавами. Ворот и низ рукавов украшали вышивкой. Рубашку шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом.

<Рисунок 3> Поверх рубахи надевали понёву – юбку, состоящую из 3-х несшитых прямоугольных кусков ткани, укрепленных на ремешке. Понёва – означало кусок ткани, завеса. Она была короче рубахи, и спереди ее полы расходились. Ткань для понёв была пестрая, с клетчатым узором (по клеткам можно было угадать деревню, откуда приехала женщина).

Чем занимались крестьяне? Они работали, и во время работы можно было подвернуть углы понёвы и засунуть за пояс, чтобы не мешали движениям.

<Рисунок 4> верхней одеждой была запона – накладная одежда, несшитая по бокам. Запона была короче рубахи. Ее носили с поясом и скалывали внизу.

Рисунок 3

Рисунок 4

4. Обувь.

  • Какой была обувь у крестьян?
  • Из чего делали лапти? (Из бересты, из лыка)

Береста – верхний слой коры содранный с березы. Его разделяли на полоски и плели лапти. (Показ лаптей: из осины лапти светлые, из березы – желтые) Но брали кору не только березовую, но и липовую, и осиновую, и других деревьев. В разных местностях плели разными способами (с бортиком и без).

Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок или веревок. Одевались они не на голую ногу, а на онучи – длинные до двух метров куски ткани.

Практическая работа: одевание онучей и лаптей на ученика.

Рассказ во время одевания:

Онучи обматывались вокруг ноги определенным способом, покрывая низ штанов. Плетение лаптей считалось легкой работой, которой мужчины занимались буквально между делом. Но лапти не долго служили. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4, летом в поле – за 3 дня. Собираясь в дальний путь с собой в дорогу брали много запасных лаптей. Есть пословица: “В дорогу идти – пятеры лапти плести”.

А купцы и знатные люди носили сапоги.

5. Одежда знатных людей.

<Рисунок 5> Женщины богатые, знатные на рубашку надевали одежду называемую свита. Она была с широкими рукавами. В холодное время носили плащи.

<Рисунок 6> Ученые узнали из рукописных книг о том, какая была одежда у князя (князь – правитель области, предводитель войска).

На князе свита зеленого цвета с золотыми зарукавьями. Синий плащ корзно с золотой каймой (такой плащ носили только князья) на красой подкладке. На голове – круглая шапка с мехом. На ногах – зеленые сапоги из очень мягкой кожи.

Рисунок 5

Рисунок 6

6. Повторим, что было общего в одежде крестьян и богатых, знатных людей? (Все носили рубахи)

Были рубахи повседневные и праздничные.

Повседневные рубахи почти не украшали – только швы и края обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам.

На свадьбу, в религиозные и трудовые праздники наши предки надевали богато украшенные вышивкой рубахи. А поскольку считалось, что в праздники человек разговаривает с Богом, то и рубаха тоже как бы участвовала в этом “разговоре”, на ней языком орнамента- повторяющегося узора – были записаны все просьбы и желания человека. Женщины старательно покрывали узором ворот, манжеты, подол рубахи и рукава около плеч.

Чтение таблицы. (На доску вывешивается таблица символов)

 

С охранной целью носили обереги (фигурки) на шнуре или на поясе. Конь – символ добра и счастья, мудрость богов. Ложка – сытости и благополучия. Ключ – помогал сохранить и преумножить богатство. А обереги в виде оружия были чисто мужскими.

Творческое задание – каждому ученику выдаются бумажные шаблоны в виде рубахи и красные карандаши.

Объяснение задания: представим себя мастерицами того времени и “вышьем” на рубахах рисунок, запишем символами свои просьбы. Подумайте, какая будет у вас рубаха: будничная или праздничная.

(После выполнения задания, несколько учеников показывают свои работы перед классом и расшифровывают символы).

7. XV – XVII в.в.

- А теперь заглянем в XV-XVII в.в. и узнаем, как одевались люди Московской Руси.

Мужская одежда.

<Рисунок 7> мужчины стали носить кафтаны. Они были очень разные. Одни короткие, другие длинные из узорчатых дорогих тканей. На некоторых делали отделку петлицами, пришивали металлические, деревянные пуговицы. На других красиво вышивали воротник и низ рукавов золотом и серебром.

<Рисунок 8> Исконно русской одеждой была шуба. Ею, как ценным подарком, награждали за хорошую службу.

Сверху шубы покрывались тканью, а подкладкой служил мех соболя, лисицы, песца. Шубу застегивали на шнуры.

На Руси зима была холодная и шубу носили все. А некоторые бояре и дворяне надевали шубу летом и не снимали ее даже в помещении, как признак своего достоинства.

Рисунок 7

Рисунок 8

8. Женская одежда.

<Рисунок 9> Богатые женщины носили летник – одежда расширенная книзу. Особенностью летника были широкие колоколообразные рукава, сшитые только до локтя, дальше они свободно свисают до пояса. Внизу их расшивали золотом, жемчугом, шелком.

<Рисунок 10> посмотрите на рисунок и скажите ,как называется эта одежда? (Сарафан).

Рисунок 9

Рисунок 10

Сарафан – это платье без рукавов, надевали поверх рубахи с длинными рукавами.

- Как вы думаете, чьей одеждой был сарафан, крестьянок или богатых женщин?

Дело в том, что сарафан, как предполагают ученые, изучающие историю костюма, сначала был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей – шелка и бархата. Сарафаны богато украшались вышивкой, драгоценными камнями.

Включается русская народная мелодия. В класс входит женщина в русском костюме.

“А сама-то величава, выступает, будто пава” . И действительно, женщина в сарафане не идет, а “выступает”, величественно и плавно.

Физминутка. Игра –хоровод на слова:

“Как на нашем на уроке, Красный русский сарафан Вот такой ширины, Вот такой узины, Вот такой красоты. Подпевай скорее ты: Сарафан, сарафан, красный русский сарафан!”

Женщина в костюме одевает душегрею. – Поверх сарафана одевали душегрею - (душу греет) короткая, широкая одежда.

9. Головные уборы. Обратите внимание на головной убор нашей русской красавицы. Называется он кокошник – это убор замужней женщины. Это был самый нарядный головной убор, его вышивали жемчугом. <Рисунок 11>

Рисунок 11

В холодное время года женщины всех возрастов покрывали голову теплым платком. Только завязывался он не под подбородком, как мы привыкли, а другими способами.

Практическая работа. Перед классом шести ученицам повязываются платки, каждой особенным способом. Пример [3, с. 380]

А какие прически носили в Древней Руси?

Молодые девушки носили распущенные волосы. Но не удобно работать, стирать, готовить еду с распущенными волосами, поэтому они стягивали их налобной повязкой (показ). Еще заплетали волосы в косу – непременно одну – в знак того, что пока холостая – одна). Две косы разрешалось плести только замужним женщинам. Их обертывали вокруг головы.

Девичья коса считалась символом чести. Дернуть за косу – означало оскорбить.

10. XVII1 в. Пропутешествуем в XVIII век.

В России становиться царем Петр I и многое меняется в государстве, изменилась и одежда.

Петр запретил боярам, всем богатым людям носить старый русский костюм и вместо него приказал мужчинам носить короткий прилегающий кафтан и камзол , длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы и сбрить бороды.

<Рисунок 12> посмотрите на этот и на прежний костюм бояр. Они совсем разные.

Представьте себе, сейчас наш президент издает указ о том, чтобы все мужчины и мальчики носили юбки и платья. А девочкам приказал бриться наголо. Понравилось бы вам? Вот и в то время указ Петра многим не нравился.

<Рисунок 13> Женский костюм отличался пышностью и богатством. Женщины носили платья с глубоким воротом, такой ворот назывался – декольте. Платья были приталенные с широкой юбкой. Носили корсажи, чтоб быть стройнее.

Обязательно одевали парик и туфли на высоких каблуках. Такую одежду должны были носить люди окружавшие царя, а кто не хотел подчиняться государственным указам – принуждали силой, штрафовали.

Всем остальным разрешили носить старо-боярскую одежду, в том числе и сарафан. Вот так сарафан стал любимым женским нарядом простого народа. (Рисунок сарафана перевешивается )

Рисунок 12

Рисунок 13

V. Проверка усвоения нового материала.

На уроке мы с вами посмотрели, как со временем менялся русский костюм.

Вопросы детям:

1. Какое назначение имеет одежда Древней Руси?

    • Сохраняла от холода
    • Оберег – оберегала от темных сил
    • Украшала человека
    • Показывала его место в обществе.

2. Все детали русского костюма “говорящие”. Что они могут рассказать?

    • Богатый или бедный человек
    • Отличить девушку от замужней женщины
    • Праздничная одежда или будничная

Задание 1: по иллюстрации попробуйте определить, кто перед вами. <Рисунок 14,15,16,17>

Задание 2: из иллюстраций на доске выберите тот костюм, который вам понравился больше других и назовите все детали этого костюма.

Как и всё на свете, “говорящие” одежды рождаются и умирают. И сейчас мы носим совсем непохожую одежду на ту, что носили раньше. Но мы можем и в наше время увидеть людей, одетых а русский народный костюм. Где мы можем это сделать? (На народных праздниках, на концертах, в кино).

Некоторые элементы русского народного костюма используются в современной одежде. (Летом носим сарафаны, одеваем платки, шали, рукавицы, вышивка и т.д.)

Рисунок 14

Рисунок 15

Рисунок 16

Рисунок 17

VI. Подведение итогов. Домашнее задание.

- Что интересного узнали на уроке?

Домашнее задание:

1. Текст в учебнике на с. 63, ответить на вопросы.

2. Отгадать кроссворд (выдается каждому ученику). В нем зашифрованы названия элементов Древнерусской одежды.

Список литературы.

  1. Каминская Н.М. История костюма.
  2. Нерсесов Н.Я. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История моды
  3. Семенова М. Быт и верования древних славян.
  4. Читаем, учимся, играем // №7, 1998.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Одежда раннего средневековья | Путешествия во времени

Одежда средневековья

Великое переселение народов в Европу и распад Римской империи принесли немалые изменения в жизни многих народов. Варвары-победители, словно губки, впитывают в себя высокую культуру побежденных, а овладев ею, создают новый мир — средневековье. Древняя одежда германских племен — по форме напоминает в некотором роде античную, а единственным материалом той одежды — является льняное полотно. Первобытная германка при непритязательности своей одежды больше всего гордится красотой ясных волос и умеет их соответственно лелеять, а рабыне германки не раз приходилось пожертвовать естественным золотом своей роскошной косы, чтобы украсить ею голову своей госпожи — черноволосой римской матроны.

Завоеватели-варвары уже не имели нужды одеваться так скромно, потому что имели в изобилии немало добычи — золота и драгоценных восточных материалов. А поскольку по грубости своего вкуса они не умеют оценить художественной красоты вещи, то, прежде всего, их притягивает блеск золота и роскошь, которая бросается в глаза. Они украшают себя различными драгоценностями. И так старогерманская одежда начинает меняться, подпадает под влияние римской моды. Уже Карл Великий чувствует всю пустоту новой моды с ее украшениями, павлиньими перьями, соболями и горностаями, и противопоставляет этой современной ему суматошной моде старый франкский простой и практичный убор и законом ограничивает роскошь и великолепие.

Одежда средневековья

Века XII и XIII это расцвет рыцарства. И целая эпоха проходит под знаменем рыцаря. Варварские обычаи стали благородными, а заодно расцветает духовная и культурная жизнь. Завоеватель-варвар превратился в благородного господина. Менестрели и трубадуры — создатели лирической поэзии и эпоса поют на разный лад извечную песню любви и величают женщину. Никогда прежде и никогда после не стояла женщина так высоко над землей, как это было во времена расцвета рыцарства. Примерно в те же времена родился культ Девы Марии — идеал женственности и духовой красоты. Женщине принадлежит хвала, почет и служба рыцаря. Женщина господствует как женщина благодаря своим женским приметам. Храбрый и отважный рыцарь клонит колено перед добродетелями слабой женщины, он ее добровольный раб и слуга, часто даже без малейшей надежды на награду.

Одежда средневековья

Каждая эпоха имеет свое понимание и свое ощущение любви и зависимости от этого строятся взаимоотношения между мужчиной и женщиной. И когда в более древние времена в любви существовало только право сильного над слабым, право завоевателя над своей добычей, в средние века рыцарь ищет в любви прежде идеала. Женщина царит в поэзии и в жизни. На пирах и забавах ей принадлежит первое место. Такая женщина смягчает нравы, само ее присутствие заставляет обратить внимание на приличия в поведении. Женщина снова хочет быть достойной того боготворения и уважения, которім ее окружает рыцарь. Она старается и физически и духовно приблизиться к его высокому идеалу. Поэтому и одежда того времени красивая и гармоничная.

Одежда средневековья

Уже в XI в. появляется особая новая тенденция в женской одежде, желание обозначить состояние, показать стройность роста, тесно обхватив стороны и грудь. Юбка спадала по бокам свободными складками. В такой одежде женский пол выступает в полной мере, а поэты в своих песнях воспевали красоту «осиной талии». Благородная дама средних веков, имела кроме рубашки еще две одежды: две туники, с которых одна дополняла другую. В X и XI вв. верхняя туника является короче нижней и соответствующее гармоничное вложения двух туник, должно было творить красивый вид. В XII и XIII вв. обе туники имеют уже одинаковую длину, но зато отличаются красками. Приподнятая верхняя туника показывала юбку; хорошая драперия материи кругом тела и ножка в умелой туфельки из шелка или тонкой цветной кожи. Задачей дамы было уметь получить различные цвета своих туник и всей одежды.

Одежда средневековья

Платья носили или с длинными или полукороткими рукавами. От локтя несшитые куски материи законченные по краям зубцами или позументом иногда развивались по земле. Голую руку прикрывал рукав белой, тонкой полотняной рубашки. Потому что белые рукава рубашки легко мазались, то их прикрепляли отдельно и часто меняли.

Одежда средневековья

В быту средневекового рыцаря эти рукава играли огромную роль. Не раз прикреплял рыцарь к своему щиту рукав рубашки своей дамы, как символ своей преданности и службы для нее и так бросался в бой. После того как он выполнял свою задачу — дама получала обратно свой рукав, не раз продырявленный враждебными стрелами. Большую свою ласку оказывала красавица рыцарю, когда этот рукав, побывавший в бою, надевала на свою голую руку. Легенда рассказывает об одном рыцаре, как он восемнадцать раз одевал поверх кольчуги рубашку своей жены и каждый раз, когда он счастливо возвращался домой, жена надевала рубашку на себя. Последний раз она снова получает собственную рубашку как трофей храброго мужа, но рыцарь погиб в бою. И в последний раз одевает она на себя окровавленную смертную рубашку …

Одежда средневековья

Волосы женщина носит в те времена распущенные, и только золотой обруч с различными украшениями поддерживает их, или чепец в форме берета. Очень часто пользуется женщина длинным тонким шарфиком и то самыми разнообразными способами. То закрывается им от ветра, то от любопытных нежелательных глаз, то наматывает его вокруг головы как тюрбан. Уважаемые женщины, и вовсе закрывают головы картузами и платками, похоже на то, как это носят католические монахини.

Автор: А. Свенцицка.

P. S. Древние летописи рассказывают: А все-таки как было бы здорово опять хотя бы на минутку заглянуть в средневековье, времена отважных рыцарей и прекрасных дам. Вновь надеть средневековые одежды, которые носили люди много веков тому назад. Вот только достать такие одежды в наше время порой очень непросто, разве что искать какие-то специальные интернет магазины Киева (скажем, http://www.5ok.com.ua/), Львова или других больших городов, занимающихся предметами старины.

travel-in-time.org

Одежда

Джинсы - один из самых популярных видов одежды

Ребенок в зимней одежде

Одежда, одежда [1] - это изделия, созданные людьми для прикрытия своего тела. Чаще одежда бывает тканевый, синтетический и шерстяной.

1. История

История одежды с древнейших времен до наших дней является как зеркалом, в котором отражается вся история человечества. Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на одежду людей. История моды почти так же стара, как и история костюма. С того момента, когда человек открыл значение одежды как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы, оставалось немного до тех пор, пока она не стала рассуждать о его эстетические функции.

1.1. Первобытное общество

С древнейших времен человек стремился прикрыть свое обнаженное тело, что можно было бы объяснить целомудрием и чувством стыда. Однако такое толкование представляется слишком узким и ограниченным, поскольку известны племена, которые обходились и обходятся без одежды, даже проживая в суровых климатических условиях (например, аборигены Австралии, индейцы Огненной Земли и т.п.) Скорее, одежда была не только и не столько прикрытием, сколько символом защиты от угрозы извне, как реальной, так и (может быть, даже еще ​​большей степени) ирреальной. Даже амулет был в свое время "одеждой", поскольку он был преградой между голым человеческим телом и окружающим миром.

Данные археологических раскопок свидетельствуют, что одежда появилась уже на ранних стадиях развития человеческого общества. Главным материалом для первоначальной одежды повсеместно были шкуры животных. Необходимые для их обработки инструменты (шкрибачкы, ножи, проколки и др.) обнаруживают на стоянках первобытных людей, относящихся к эпохе мустье (100-40 тыс. лет назад). Первыми видами одежды были, пожалуй, набедренные повязки и плащи. Потом, привязав к поясу две длинные шкуры, которые защитили ноги от колючек, человек получил чулки, потом появились нарукавники, что оберегали от повреждений рук. И наконец, все эти отдельные части одежды стали соединять в одно целое, скрепляя их нитью из жил или растительных волокон.

Судя по археологическим данным, сшитая одежда появился уже в эпоху верхнего палеолита. Так, в 1964 году экспедиция О. Н. Бадера на стоянке Сунгирь (около Владимира) обнаружила захоронение летнего мужчины, который умер 23 тысячи лет назад. Археологам удалось реконструировать его одежду, которая состояла из короткого плаща, кожаной или замшевой рубашки с длинными рукавами, без разреза спереди, которую надевали через голову (такие рубашки - малица, или анораки - и сейчас носят народы Арктики) и длинных кожаных штанин, сшитых вместе со кожаной обувью типа мокасин. Вся одежда была богато отделанная ожерельями из бивней мамонта, общее количество которых превышало 3000. Уникальные скульптурные изображения женщин, одетых в меховые "комбинезоны" с капюшонами, были найдены на сибирских палеолитических стоянках Буреть и Мальта.

В эпоху неолита человек научился прясть, ткать и вязать. В этот период она располагала уже целый набор различных предметов одежды, сделанных как из шкур животных, так и из различных тканей. В зависимости от применяемых материалов и климатических условий одежду по-разному крепили на фигуре: надевали через голову или драпувалы вокруг тела. Примерно в это же время появилась одежда с разрезом спереди.

Получить представление о гардероб человека того времени помог ученым мумифицированный труп Етци - охотника бронзового века, найденный в 1991 году в Эцтальских Альпах (на границе между Австрией и Италией). Верхней одеждой ему служил плащ, сплетенный из травяных волокон (такие плащи местные пастухи носили еще в ХХ веке). Под плащом была одежда, сшитая из козьих шкур - безрукавка длиной до колен, сшитая сухожилиями, длинные гетры и набедренная повязка. Безрукавка была в нескольких местах заштопана нитками из волокон жесткой травы. Одежда Еци дополняли меховая шапка, повязанная ремешками под подбородком, и высокие ботинки из меха и замши, втеплени внутри слоем сена (своего рода доисторические снегоступы). Значение этой находки трудно переоценить - впервые в истории археологии в руки исследователей попал такой полный комплект одежды обычного человека эпохи неолита, причем одежды повседневной, отражающий потребности, вкусы и привычки людей конца каменного века.

1.2. Древний Восток

"Древний Восток" - собирательное географическое, социально-экономическое и культурно-историческое понятие, объединяющее самые древние в истории человечества государства - Древний Египет, Шумер, Вавилон, Ассирию, Древнюю Иудею, Древний Китай, Древнюю Индию и другие. Разница природно-климатических и социокультурных условий определяла значительную разницу в эстетических идеалах, вкусы народов, населявших регион, поэтому говорить об одежде на Древнем Востоке в целом достаточно сложно.

В Древней Месопотамии основным сырьем для ткацкого производства служила овечья и козья шерсть. До нас дошли десятки терминов для обозначения различных видов шерстяных тканей, относящихся к их качеству или внешнему виду. Ткани окрашивались в разные цвета. Особенно ценились ткани, окрашенные пурпуром.

В Шумере основной одеждой мужчин были туника и набедренная повязка. Туника представляла собой рубашку без рукавов или с очень короткими рукавами, в талию. Набедренник выглядел полотнище длиной от 4 до 9 локтей (2 - 4,5 метра), был нередко окаймлен бахромой. В большинстве случаев его просто обматывали вокруг тела и закрепляли поясом. Верхней одеждой служил плащ прямоугольной формы, его носили, завязав на груди тесемками, или обертывали вокруг тела, оставляя свободной правую руку.

В Ассирии и Вавилоне основной мужской одеждой тоже была туника с короткими рукавами - канди. Чем знатнее и богаче был человек, тем длиннее и наряднее была ее канди. Несколько видов одежды одновременно имел право носить только царь. Знаком царского достоинства был пурпурный конас - плащ особого покроя, обильно украшенный вышивкой, бахромой и золотыми чеканными пластинками. Одежда воинов, кроме рубашки и плаща, включал в себя новый элемент костюма - брюки.

Женская одежда сравнительно мало отличался от мужского. Женский туника была, как правило, длиннее мужской, в верхней части шилась в обтяжку, иногда имела разрезы сбоку. Была известна также юбка, сшитая из нескольких горизонтальных полотнищ, каждое из которых имело 0,5 метра в ширину, причем верхнее полотнище сворачивалось в жгут и заменяло пояс. В Вавилоне и Ассирии женщины носили длинные прямые платья с длинными узкими рукавами.

В древних евреев мужская одежда состояла из рубахи (кетонет) и плаща (Симла). Симла представляла собой четырехугольный кусок грубой шерсти ткани черного или бурого цвета, сшитый таким образом, что оставалось одно отверстие спереди и два по бокам, для рук. Широкая складка на груди заменяла карман. Днем Симла служила одеждой, а ночью - одеялом. В бедняков она часто была единственным имуществом, тогда как у богатых людей гардероб был гораздо большим, включавший одежды для разных случаев, для разных времен года и даже для разного времени суток. Одежду украшали вышивкой; в холодное время года носили одежду, отороченную мехом. Закон предписывал по четырем углам верхней одежды пришивать кисти (цицит) и вставлять в них нити из голубой шерсти, чтобы они постоянно напоминали о заповедях Божиих.

Женский костюм, в общем, мало отличался от мужского, хотя закон и угрожал смертью тем, кто одевался не в соответствии с своего пола. Разница заключалась в том, что одежда женщин была длиннее, шилась из более тонких тканей и богаче обрабатывался. Знатные женщины предпочитали узорчатые ассирийские и пурпурные финикийские, а также прозрачные Египетские и индийские ткани, некоторые из этих тканей, по свидетельству современников, были такие тонкие, что целая штука такой материи в свернутом виде была величиной не более орех. Из них делали длинные и очень широкие, со множеством складок, одежды. Мода требовала носить их с напуском, для этого одежду стягивали поясом и разнообразными пряжками. Богатый женский костюм состоял, как правило, из нескольких верхних и нижних элементов одежды, причем верхняя одежда зачастую был белого цвета.

1.3. Античность

В Древней Греции основным сырьем для изготовления одежды служили лен (правда, гораздо худшего качества, чем египетский) и овечья шерсть. Прядение и ткачество были исключительно женскими занятиями. Готовую ткань отбеливали или красили. Как и все южане, греки любили яркие цвета (различные оттенки зеленого, красного, оранжевого и др.). Траурными цветами считались черный, темно-зеленый и серый. Наиболее нарядными считались белые ткани, а самыми дорогими - пурпурные. Одежду украшали вышивкой (иногда - полностью, чаще - по краям, в виде каймы) вышивку могли дополнять нашитыми золотыми пластинками или бляшками.

В крито-микенской эпохе (XVI-XIII вв. До н. Э) Повседневная одежда мужчин состояла из набедренной повязки, а праздничный - с длинной цветной юбки, поверх которой набрасывались похоже на сетку одежды. Охотники и воины носили короткие кожаные штаны. Что касается женщин, основной деталью их одежды тоже была юбка - длинная, расклешенная книзу, с множеством нашитых воланов, расположенных горизонтальными ярусами друг над другом (историки моды нередко называют такие юбки "кринолинами"). Юбку дополнял короткий жакет, взимаемый под грудью шнуровкой, с узкими короткими рукавами и очень глубоким вырезом, полностью обнажал грудь. В прохладную погоду на плечи набрасывали длинные шали и шарфы с кистями и бахромой. Предметы одежды скреплялись между собой с помощью веревок, или пуговиц. До сих пор неизвестно, как возник этот уникальный тип женской одежды, что ему предшествовало, почему он вышел из употребления и почему никак не повлиял на греческий костюм последующих эпох.

1.4. Раннее Средневековье

В стиле одежды периода раннего Средневековье лежит стиль, оставшийся европейцам от периода великого переселения народов. Это меховые и кожаные плащи, кожаные и костяные элементы защитной одежды, примитивное обувь обмотки для брюк. Длинные и короткие туники, надеваемые одна на другую, плащи - от шкур до сшитых кусков ткани, сколотых, связанных, прошнурованы, с отделкой и без. Брюки: короткие, до колен, длинные, прикрепленные обмотками к икрам и заправленные в кожаные чулки или обувь - лапти.

1.5. Позднее Средневековье

Период господства церкви определил образ жизни средневекового человека, социальные границы общества и эстетическое кредо. Крестовые походы (1095-1270) обусловили влияние восточной моды на европейскую. Унификация, продиктована бедностью и примитивностью производства, восполняется погоней за объемом и размером. Рыцарские турниры и вся экипировка, которые сопровождала - латы, штандарты и гербы, бло, попоны лошадей - в своей пестроте и асимметрии рисунков породили костюмы, так и назывались - "гербовыми".

1.6. Новое время

В XIX-м веке мануфактурные технологии благодаря изобретению паровой машины (а также электричества) вышли на новый уровень. Одежда, изготавливаемая с помощью машин, стал более доступным для всех слоев населения. До этого преобладала одежда из материалов грубой обработки (одежду из тонких материалов носили только аристократы и состоятельные люди).

2. Цели одежды

Одежда - достижение культуры. Одежда не только прикрывает тело и выполняет защитную функцию, а также является показателем культуры и выполняет коммуникационную функцию. Одежда указывает на род (мужской / женский), род сти, профессии, положения в обществе и социальный статус, принадлежность к определенной группе (например любители рок-музыки), возраст человека, определенное событие в жизни (например черную одежду на похоронах).

3. Типы одежды

4. Материалы для изготовления

Ткань, иглы, нитки, макеты, езкизы, швейная машина.

5. Пропорции одежды

Пропорции одежды - умение найти правильную длину всех компонентов. Пропорции это не только соотношение длины изделия к росту, но и длины юбки с длиной жакета, ширины рукава к лифу и силуэт в целом. Долесвит.

Представим себе, что фигура человека состоит из двух частей: от темени до талии и от талии до стопы. От того, где расположена линия талии, то каковы индивидуальные пропорции фигуры, наконец зависит внешний вид человека.

Идеальная или "золота" пропорция для восприятия внешности есть такая, где соотношение верхней и нижней частей равна 3:5. Принцип "золотой пропорции" это деление на две неравные части, где меньшая часть соотносится с большей части так, как большая часть к целому, состоящий из суммы всех частей, например 3, 5, 5:8; 8:13.

Примечания

7. Источники информации

nado.znate.ru


Смотрите также