Магия древнего мира. Краткая история магии запада и оккультизма
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Магия Древнего мира. Магия древнего мира


Магия Древнего мира. Тренинг мозга. Вячеслав Мещеряков. Сверхвозможности человека.

По мере развития цивилизации эстафета практического взаимодействия с «иным миром» от шаманов передавалась магам и жрецам. Различия между этими двумя профессиями на заре истории были не существенны. Жрецы, как организаторы и распорядители религиозных обрядов одновременно были и магами, то есть владели навыками взаимодействия с «иным миром».

Магия как искусство с помощью сознания воздействовать на окружающий мир целиком и полностью в своей основе опирается на тысячелетний опыт шаманизма. Однако с течением времени возникли и характерные отличия. И некоторые из них имеют принципиальный характер: в магии стало использоваться слово.

Термин «маг» восходит к общему для всех европейских языков индоевропейскому корню, означающему «высокий, большой». Отсюда, как считают ученые, произошли русские слова «могущество, мощь, я могу» (то есть «я способен что-либо сделать»). Древнерусское слово «мощи», то есть «тело, останки», также произошло от этого корня. Более того, оно указывает на источник силы или могущества — это человеческое тело.

Магия в жизни древних обществ, будь то Древний Египет или Месопотамские государства, занимала огромное место. Практически ни одно из общественных мероприятий: строительство, изготовление предметов быта, сбор урожая, военные действия или быт, — не обходились без соответствующих магических действий и ритуалов.

В III тысячелетии до нашей эры древнеегипетские жрецы уже отчетливо представляли себе значение и роль человеческого слова. В исследованиях известного русского востоковеда Б. А. Тураева приводятся замечательные примеры древнейших монотеистических конструкций мироздания. По мысли одного из жрецов города Мемфиса, «все сущее получило бытие сначала в сердце». Именно сердце в глубокой древности рассматривалось как вместилище души и орган мышления верховного бога и человека. Рожденные там мысли превращаются в реальность, материализуются «во все существующее от богов до червей» с помощью языка, то есть слова. Однако мы допустили бы ошибку, рассматривая связь «мысль- слово» слишком поверхностно и однозначно. Квинтэссенцией такого недальновидного подхода являются суждения о том, что древние люди воспринимали слово в качестве непосредственного совершения действия. «Высказанное слово имеет цену действия», — вот обычное примитивное суждение об отношении наших далеких предков к использованию слова в магических действиях. Это заблуждение основывается на смешении двух различных способов использования слова. Первый — это применение его в качестве «волшебной палочки» для совершения конкретного действия по воздействию на окружающий мир. Такие слова, или заклинания, в Древнем Египте назывались «хекау» — управляющими словами. Известен арабский рассказ, сообщающий о способе постройки Великой пирамиды, где есть указания на использование «хекау»: «Под камни подкладывали большие листы папируса, на которых было написано множество тайных слов. Потом по камню ударяли палочкой, и он передвигался по воздуху на расстояние полета стрелы. Таким образом он в конце концов достигал пирамиды».

Само по себе использование для магических действий управляющих слов никогда не являлось секретом. Все дело в том, кто, когда и в каких условиях их применяет. Слово приобретало силу в устах настоящего мага и только у него. Однако он мог временно передать эту силу вместе со словом и другому человеку. О таком случае поведал древнегреческий писатель Лукиан в своей повести.

Некий грек Эвкрат предпринял путешествие в Египет с целью познакомиться с возможностями местных магов. В Мемфисе он встретился с магом высокой квалификации, который двадцать три года обучался ремеслу в подземном храме. Путешественник был поражен тем, что маг мог управлять рыбами и животными, обитающими в Ниле. Он, например, катался на огромных крокодилах. В доме волшебника Эвкрат не обнаружил слуг. Но в них, как оказалось, не было необходимости. Когда нужно было что-либо сделать по дому, маг вешал на дверной запор платье или метлу, произносил управляющие слова и предмет выполнял нужную работу. После чего хозяин снова произносил заклинания и «слуги» возвращались на свои места.

Как-то раз Эвкрат подслушал магическое заклинание и решил проверить его действие в отсутствие хозяина. Он приказал толкуше — деревянному ведру, принести воды. Когда повеление было исполнено, Эвкрат попытался отменить приказ, но толкуша продолжала носить воду. Путешественник не знал заклинания, отменяющего первоначальный приказ! В отчаянии Эвкрат сломал толкушу пополам, но обе половинки взялись за кувшины и продолжали носить воду. Дому грозил бы настоящий катаклизм, потоп, если бы маг вовремя не возвратился и не отменил заклинание.

Аналогичный сюжет можно встретить в волшебных сказках разных народов. Есть он и в русском фольклоре: вспомните сказку о Емеле «По щучьему велению, по моему хотению». Однако чем дальше мы отодвигаемся от древних времен, тем все больше искажений вносится в такие рассказы. И уже в русском пересказе роль слова становится совершенно непонятной. Так в чем же первоначально заключалась сила повелевающего слова? Маг мог совершить над ним действие, которое можно приблизительно охарактеризовать современным термином «зарядить», то есть придать слову новые свойства, ранее в нем отсутствовавшие. Только в этом случае слово становилось эквивалентом действия! Произнесение «заряженного» слова вызывало действие, которое могло быть совершенно несовместимо со смысловым его значением, а было «запрограммировано» магом. Таким же образом могли быть «заряжены» и любые предметы: палочки, талисманы, амулеты и т. д. И в этом смысле слово ничем не отличалось от этих предметов.

www.braintools.ru

Краткая история магии и оккультизма на западе

Почти во всех культурах были разработаны некоторые формы магии, хотя понятия о том, что такое магия, были весьма изменчивы. Есть свидетельства того, что сложные системы древней магии существовали во многих древних цивилизациях, в том числе у древних греков, китайцев, египтян и евреев.

Несомненно, магические верования и практики появились на Западе в глубокой древности. Еще за пять тысячелетий до возникновения христианства народы Месопотамии (шумеры, аккадцы, ассирийцы, вавилоняне и т.д.) верили в существование могущественных магических сил, как разрушительных, так и созидательных. Эти силы олицетворяли соответственно злые или добрые божества древних мифов. С помощью заклинаний, воскурения благовоний, магических жестов древние жрецы призывали благие силы себе в помощь или же изгоняли злых духов и демонов, несущих несчастья и страдания.

В Древнем Египте магия была довольно сильно развита, и нельзя отрицать, что именно египетская магия оказала серьезное влияние на развитие ритуальной Западной магии. Жрецы Древнего Египта владели методами магии, такими как заклинания, гадания, изготовление талисманов и амулетов, некромантия. Особую важность маги-жрецы Египта уделяли правильному произнесению магических слов и формул. Некоторые эти имена были заимствованы из других культур, со временем эта практика перешла в Западную традицию (варварские имена-воззвания).

Магия древнего ЕгиптаМагия в Древнем Египте

В Греции микенского периода (16-11 века до н.э.) также существовало довольно развитое понятие магии. Важную роль в представлении греков о магии сыграло их культурное и торговое взаимодействие с ближневосточными народами, основавшими к тому времени Великое Вавилонское царство с развитой культурой, религией и, конечно же, магией. Греки с присущей им живостью ума переняли многие магические практики и концепции у этих народов, без труда соотнеся их с собственным пониманием законов природы. Они интересовались предсказанием судьбы, верили в пророчества оракулов и предсказание судьбы по звёздам. У греков была своя система возвышенной магии – теургия. Теургия, несмотря на религиозные элементы, в целом довольно близка к методам ритуальной магии.

Древние евреи всегда считались знатоками магических искусств. Не имея своего царства и соприкасаясь с разными восточными народами, евреи многое сумели позаимствовать у вавилонян, египтян и хананеев, а позже и из гностической традиции эллинов. Среди евреев считалось, что магия произошла из мудрости царя Соломона. В дальнейшем эти соображения стали основой гримуара «Ключи Соломона», одного из самых древних и авторитетных трактатов по западной магии. Магия древних евреев была структурирована приблизительно в 500 году н.э. благодаря развитию мистицизма Меркабы, которая была предтечей позднее возникшего учения каббалы. Мистицизм Меркабы включал в себя множество практических ритуалов, например, ритуалы очищения и освящения, медитации над священными и магическими свойствами букв и чисел, произнесения божественных имен. Широко использовались магические амулеты, печати и талисманы, произносились магические формулы, весьма похожие на «варварские имена – воззвания» египтян. В этих «именах» также содержались в искаженном виде имена божеств и ангелов.

Вера в различные магические практики и верования уменьшалась в западно-европейской истории из-за воцарившегося господства монотеистических религий и развития материалистической философии, применяющей ко всем явлениям мира принцип скептицизма. Во время правления Римского императора Юлиана (331-363 г н.э.) прозванного христианами Отступником, началось возрождение магических практик под видом теугрии. Это произошло благодаря тому, что император Юлиан, будучи поклонником языческой религии и сторонником неоплатонической теургии Ямвлиха, решил порвать с христианством и реставрировать языческие традиции.

Книги средневековых авторов по теме магии, сборники заклинаний и другие волшебные книги были внесены в списки запрещенных и распространение этих трудов было под строгим запретом церковных властей. Намеренно или случайно в список запрещенных книг попали труды Альберта Великого – выдающегося философа и теолога Средневековья. Альберт Великий прославился своим интересом к натуральной (природной) магии, изучающей свойства трав и камней, занимался астрологией, был алхимиком и оставил несколько известных трактатов по этой герметической науке.

История магии в Средних векахМагия в Средних веках

Ранний период Средневековья был сравнительно стабильным, ведь именно тогда христианский мир достиг относительного единства под властью Церкви. Появились виды магии, которые были одобрены Церковью, например, культ святых мощей. Мощи же были не только объектами религиозного поклонения, но и обладали сверхъестественной силой. О мощах разных христианских святых ходило множество легенд, они могли не только исцелять больных, но даже повлиять на исход битвы. Мощам, по сути, стали приписывать свойства сильных магических амулетов и различные храмы даже соперничали между собой, чтобы приобрести особо редкие и ценные экземпляры, в надежде на то, что это привлечет к ним множество паломников.

Существовали также и другие виды христианизированной магии, которые были под запретом. Демонология и ангелология как учения появились уже в ранних гримуарах, они предполагали, что христианин добивается духовной реализации, используя священные ритуалы. Теология, лежащая в основе христианской демнонологии, говорит нам о том, что маг, должным образом укрепивший себя с помощью поста, молитвы и священных таинств, используя святые имена Бога, может использовать Божественную силу, чтобы призвать демонов и заставить их себе служить (часто в не очень благородных делах). Поэтому неудивительно, что христианство не одобряет использование таких ритуалов и методов.

В период Ренессанса вновь возник сильный интерес к герметизму и церемониальной магии, базирующийся на неоплатонизме. Однако происходит промышленная революция, и научные знания постепенно становятся основой мировоззрения. Например, алхимия становиться просто химией – серьезной наукой. Происходит развенчание теории устройства Вселенной Птолемея, которую используют в астрологии. Многие верили, что болезни имеют сверхъестественные причины, и обращались при заболевании к колдунам и целителям – это также уходит в прошлое с развитием микробной теории возникновения болезней. Проходит протестантская Реформация Церкви, вызвавшая истерию «охоты на ведьм», что была особенно жестока в Англии, Шотландии и Германии. Но в конечном итоге даже не новая теология протестантизма стала главным противником магических теорий и магии, как системы тайного знания в целом. Главным врагом магии в эпоху Возрождения стало сильное развитие научного знания – сциентизма.

История магии в эпоху Возрождения
Магия в эпоху Возрождения

Но стоит заметить, что в это время торжества науки магию не удалось уничтожить совсем, ведь среди некоторых образованных людей эпохи Возрождения интерес к церемониальной магии сохранялся, а среди простого населения было весьма много практиков народной магии почти на территории всей Европы.

В девятнадцатом веке интерес к магии и оккультизму снова стал возрождаться. Во Франции интерес к магии возобновился благодаря талантливому магу и исследователю оккультизма Элифасу Леви. Леви также интересовался, когда магия зародилась и написал книгу «История магии». Книги Элифаса Леви оказали наиболее сильное воздействие на европейских читателей, и через некоторое время британский оккультист Артур Эдвард Уэйт перевел работы Леви на английский язык. Леви впервые удалось объединить вместе три оккультные науки – герметизм, каббалу и магию – в единую систему, придав таким образом стройность всему своду эзотерических знаний западной традиции. Вот что говорил в своих трудах об этих науках, ведущих к истине: «Герметизм – наука о природе, скрытой в иероглифах и символах древнего мира. Это поиск жизненной основы, а также мечта (для не достигших еще ее осуществления) о выполнении грандиозной работы по воссозданию Божественного, природного пламени, создающего и воссоздающего существа». Каббалу он считал «математикой человеческих мыслей», которая отвечает на все вопросы с помощью чисел. Магия – это знание тайных законов Вселенной и сил природы. Кроме Леви другие оккультисты также считали, что сочетание мистицизма и магии это идеальный способ постижения Бога и духовного совершенства.

Элифас Леви. История магииЭлифас Леви

Но вместе с возрождением интереса к магии укрепляются также позиции мира науки. Христианская церковь продолжает критиковать и порицать магию, стараясь отделить ее теории от христианской мистики. Практические и теоретические знания магии искатель мудрости мог получить, лишь став членом эзотерических организаций или магических орденов, появившихся в конце девятнадцатого века. Наиболее известной эзотерической организацией было Теософское общество, а магическим орденом – Герметический Орден Золотой Зари. Орден Золотой Зари стал наиболее известным магическим братством, влияние которого на современную магию ощущается до сих пор. Учение ордена повлияло на культуру в целом благодаря тому, что среди его членов было множество представителей культуры и искусства того времени, таких как Алистер Кроули, Уильям Батлер Йейтс, Брэм Стокер, Элджерон Блэквуд, Артур Мейчен и другие.

Герметический Орден Золотой ЗариЦеремония Ордена Золотой Зари

В двадцатом веке вновь возросший интерес к духовности и эзотерике не оставил магию в забвении. На этот раз фундамент для развития эзотерических и магических учений был основательно заложен в Англии, благодаря адептам Ордена Золотой Зари. Можно отметить, что многие в двадцатом веке (да и сейчас!) не воспринимали магию в серьез, относясь к ней исключительно как к суеверию. Магия в массовом сознании представлялась как ловкий трюк или фокус и не считалась какой-то реально существующей физической или духовной силой (особенно на фоне технических достижений и научных открытий того времени). Это был период, когда церемониальная магия ушла в глубокое подполье. Однако сами по себе оккультные учения продолжали развиваться благодаря стараниям таких адептов как Алистер Кроули, Израэль Регарди, Остин Осман Спэйр, Уильям Грей, Франц Бардон и другие. Каждый из них шёл своим путем, но их труды не потеряли своей актуальности и сегодня для любого серьезно интересующегося темой магии искателя.

Самый значительный вклад в развитие магии в XX веке, несомненно, внес Алистер Кроули, после получения в 1904 году «Книги Закона» провозгласившей наступление эона Гора. Новой духовной парадигмой наступившей эпохи стал Закон Телемы. Всё исходит из Закона Телемы, закона Воли, а магия, по сути, это любое осознанное действие. Любое действие, которое не согласуется с Волей, считается в Телеме «черной магией». Но чтобы осознанно и эффективно применять Волю, необходимо её сперва в себе раскрыть. Помогают в этом разработанные Кроули техники и ритуалы. Магия Телемы – сложная система, сочетающая в себе восточный и западный методы духовного развития. В ней широко применяются не только техники западной церемониальной магии, но восточные практики йоги, каббалы и любые другие, которые адепт посчитает нужным использовать для себя.

Алистер Кроули молодой магМолодой маг Алистер Кроули

Во второй половине XX века магические учения стали понемногу выходить из андерграунда, и широкая публика снова стала проявлять к ним интерес. Случилось это благодаря появившимся новым религиям и духовным течениям. Например, книга основателя Викки Джеральда Гарднера «Ведовство сегодня», в которой он утверждал, что выявил существование ведьм, чьи практики восходят к культам дохристианской Европы, пробудила широкий интерес публики не только к язычеству, но и концептам и принципам магии в общем.

В 1960-е в Англии также развивался новый вид магии – магия Хаоса. Это вид магии довольно оригинален и эклектичен, лишен строго церемониала ритуальной магии, хотя и активно использует заимствования из западной традиции, а также восточного мистицизма. Основателем теорий и практик, используемых в магии Хаоса стал английский художник и маг Остин Осман Спейр. В магии Хаоса оператор призывает силу не извне, а из глубин своего подсознания, не сосредотачиваясь на внешних энергиях. Ритуалы магии хаоса служат для вызова символов из подсознания и для дальнейшего высвобождения магической силы, в нем сокрытой.

Художник и маг Остин Осман СпейрХудожник и маг Остин Осман Спейр

Этот небольшой очерк об истории магии Запада и оккультизма, конечно, не претендует на полноту и широкое раскрытие темы, он просто дает окинуть взглядом некоторые вехи в развитии магии как неотъемлемой части европейской цивилизации на протяжении многих веков. Это даёт нам возможность понять, что силы, которые называли магией, были всегда, несмотря на то, что магию как явление, существующее в культуре с древних времен, часто считали суеверием и обманом, в который можно верить лишь из-за невежества. Но магия, существующая сегодня, все чаще примеряет на себя одежды современной терминологии, она сокрылась под научными определениями квантовой физики и математической теории хаоса, и что самое удивительное – эти наряды ей совершенно не жмут. Можно предположить, что в дальнейшем сближение магии и науки будет еще плотнее, ведь то, что считалось магией всего пару веков назад, сегодня мы считаем наукой.

viaov.ru

Магия Древнего мира

По мере развития цивилизации эстафета практического взаимо-действия с «иным миром» от шаманов передавалась магам и жрецам.Различия между этими двумя профессиями на заре истории были несущественны. Жрецы, как организаторы и распорядители религи-озных обрядов одновременно были и магами, то есть владелинавыками взаимодействия с «иным миром».

Магия как искусство с помощью сознания воздействовать наокружающий мир целиком и полностью в своей основе опирается натысячелетний опыт шаманизма. Однако с течением временивозникли и характерные отличия. И некоторые из них имеют принци-пиальный характер: в магии стало использоваться слово.

Термин «маг» восходит к общему для всех европейских языковиндоевропейскому корню, означающему «высокий, большой».Отсюда, как считают ученые, произошли русские слова «могу-щество, мощь, я могу» (то есть «я способен что-либо сделать»).Древнерусское слово «мощи», то есть «тело, останки», такжепроизошло от этого корня. Более того, оно указывает на источниксилы или могущества — это человеческое тело.

Глава 4 История контактов с «иным миром» 126

Магия в жизни древних обществ, будь то Древний Египет илиМесопотамские государства, занимала огромное место. Практическини одно из общественных мероприятий: строительство, изготовлениепредметов быта, сбор урожая, военные действия или быт, — не обхо-дились без соответствующих магических действий и ритуалов.

В III тысячелетии до нашей эры древнеегипетские жрецы ужеотчетливо представляли себе значение и роль человеческого слова. Висследованиях известного русского востоковеда Б. А. Тураева приво-дятся замечательные примеры древнейших монотеистическихконструкций мироздания. По мысли одного из жрецов городаМемфиса, «все сущее получило бытие сначала в сердце». Именносердце в глубокой древности рассматривалось как вместилище душии орган мышления верховного бога и человека. Рожденные таммысли превращаются в реальность, материализуются «во все суще-ствующее от богов до червей» с помощью языка, то есть слова.Однако мы допустили бы ошибку, рассматривая связь «мысль-слово»слишком поверхностно и однозначно. Квинтэссенцией такогонедальновидного подхода являются суждения о том, что древниелюди воспринимали слово в качестве непосредственного совершениядействия. «Высказанное слово имеет цену действия», — вот обычноепримитивное суждение об отношении наших далеких предков киспользованию слова в магических действиях. Это заблуждениеосновывается на смешении двух различных способов использованияслова. Первый — это применение его в качестве «волшебнойпалочки» для совершения конкретного действия по воздействию наокружающий мир. Такие слова, или заклинания, в Древнем Египтеназывались «хекау» — управляющими словами. Известен арабскийрассказ, сообщающий о способе постройки Великой пирамиды, гдеесть указания на использование «хекау»: «Под камни подкладывалибольшие листы папируса, на которых было написано множество

127 Часть первая Сверхвозможности человека

тайных слов. Потом по камню ударяли палочкой, и он передвигалсяпо воздуху на расстояние полета стрелы. Таким образом он в концеконцов достигал пирамиды».

Само по себе использование для магических действий управ-ляющих слов никогда не являлось секретом. Все дело в том, кто,когда и в каких условиях их применяет. Слово приобретало силу вустах настоящего мага и только у него. Однако он мог временнопередать эту силу вместе со словом и другому человеку. О такомслучае поведал древнегреческий писатель Лукиан в своей повести.

Некий грек Эвкрат предпринял путешествие в Египет с цельюпознакомиться с возможностями местных магов. В Мемфисе онвстретился с магом высокой квалификации, который двадцать тригода обучался ремеслу в подземном храме. Путешественник былпоражен тем, что маг мог управлять рыбами и животными, обита-ющими в Ниле. Он, например, катался на огромных крокодилах. Вдоме волшебника Эвкрат не обнаружил слуг. Но в них, как оказалось,не было необходимости. Когда нужно было что-либо сделать подому, маг вешал на дверной запор платье или метлу, произносилуправляющие слова и предмет выполнял нужную работу. После чегохозяин снова произносил заклинания и «слуги» возвращались насвои места.

Как-то раз Эвкрат подслушал магическое заклинание и решилпроверить его действие в отсутствие хозяина. Он приказал толкуше— деревянному ведру, принести воды. Когда повеление былоисполнено, Эвкрат попытался отменить приказ, но толкушапродолжала носить воду. Путешественник не знал заклинания, отме-няющего первоначальный приказ! В отчаянии Эвкрат сломалтолкушу пополам, но обе половинки взялись за кувшины ипродолжали носить воду. Дому грозил бы настоящий катаклизм,потоп, если бы маг вовремя не возвратился и не отменил заклинание.

Глава 4 История контактов с «иным миром» 128

Аналогичный сюжет можно встретить в волшебных сказкахразных народов. Есть он и в русском фольклоре: вспомните сказку оЕмеле «По щучьему велению, по моему хотению». Однако чемдальше мы отодвигаемся от древних времен, тем все больше иска-жений вносится в такие рассказы. И уже в русском пересказе рольслова становится совершенно непонятной. Так в чем же первона-чально заключалась сила повелевающего слова? Маг мог совершитьнад ним действие, которое можно приблизительно охарактеризоватьсовременным термином «зарядить», то есть придать слову новыесвойства, ранее в нем отсутствовавшие. Только в этом случае словостановилось эквивалентом действия! Произнесение «заряженного»слова вызывало действие, которое могло быть совершенно несовме-стимо со смысловым его значением, а было «запрограммировано»магом. Таким же образом могли быть «заряжены» и любыепредметы: палочки, талисманы, амулеты и т. д. И в этом смыслеслово ничем не отличалось от этих предметов.

Дата добавления: 2015-07-15; просмотров: 42 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Сознание может спасти жизнь | Контактеры и психонавты | Внутренние миры | Много шума из ничего | Ушибленные кудесники | Злая мачеха сверхчеловека | Что выгодно церкви, то угодно Богу | С пользой для жизни | Глава 4 | Пионеры каменного века |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.054 сек.)

mybiblioteka.su


Смотрите также