Деспотия древний вавилон. Государство и право Древнего Вавилона
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Учебные материалы для студентов. Деспотия древний вавилон


Общественный и и государственный строй Вавилона. Деспотия.

Главная » Статьи

Вавилония появилась на территории Месопотамии (двуречье и персидский залив) 5-4тыс. до н.р. пришли Шумеры. 1 город Урук (до 10тыс. человек) в 4 тыс. до н.э.

Вавилон – центр гос-ва в Вавилонии.  Расцвет пришелся на царя Хамураппи (1792-1750г.д.н.э).

В сердине 6в. До.н.э. Персидская экспансия Кира 2.Гибель Вавилона 539г. До н.э.

ТАМКАРЫ - лица, обслуживающие торгово-кредитную дея-ть царского двора.

Ведущее население – крестьяне-общинники. Рабский труд не преобладал.Гос-во поддерживало свободного труженика – общинника. (Регулировало срок долговой кабалы, роставщические %, иногда освобождало от долгов.)

В Вавилоне существовало две категории свобод. населения:

1. АВИЛУМ  (человек сын человека)    Полная свобода, право владеть землями и должности в гос. Аппарате.

  • Условное земл.влад. – за службу
  • Безусловное – вотчина (земля по наследству)

2. МУШКЕНУМ (падающий ниц, бъющий челом)  Служивое население. Правовой статус ниже.

ЛУГАЛЬ – верховный правитель Вавилонии (царь четырех стран света)

Полная законодательная власть. Возглавлял управлен.аппарат. Но не деспот. В общине самоуправление, только платили налоги.Крупные города Вавилонии: Вавилон Ниппур Сиппар (царю не подчинялись)Царь обладал правом полирования. Жрецы-оракулы решали кому быть царем.

Свод законов в Вавилонском гос-ве.

1901г. Найден свод законов Хаммурапи в городе Сузы.Всего 282 закона – сохранилось 247.Важнейшие из них: законы царя Ур-намму, Липид – Иштара, Биллаламы.Законник – свод законов, основанных на казусах.Царскому и храмовому хоз-ву = 30-40% пахотной земли.  (владение и аренда разным людям)

 2 условия:

  1. Сделки совершал полноправный член общины.
  2. Сделки в пределах общины.

ИНКУ – воинская земля.

Выкупали пленных, за счет участков, добавляли казна и храм.Вдова получала 1/3 инку. Брак по договору. Замужняя женщина имела широкие права.

Гос-во и право Древней Индии.

Раскопки г.Хараппы и Махеджо-Даро свитедествуют о очагах гор. Культуры и прогос-ва в 3 т. До н.э. на территории Индии.

Дравида – хараппская культура.

14-13 в. До н.э.вторглись славяно-арийские племена.

В 4 в. До н.э. династия маурьев. 3 в. До н.э. высший расцвет.

Царь Ашоти завершает процесс централизации гос-ва. Нет деспотии.

Мантрипаришат – коллегиальный совещательный орган. В нем состояли сановники – мантрины и представители городов и общин.

Сабха – собрание знати и представителей народа.

Также был тайный совет из 8 доверенных лиц.

Панчает – общинный совет управляющий сельской общиной (низшим звеном).

Грама – община в Др. Индии.

Крестьяне-общинники не служили.

Ригведа – книга гимнов.

Варны – замкнутое сословие.

Первую варну представляла жреческая знать – брахманы.(высшие из людей). Имущество и лица неприкосновенны, наказание – острижка головы и изгнание.

Вторая варна – военная знать. Кшатре – особое сословие воинов. (кшатрий ниже брахмана)

В индийских общинах выполняли только тяжелый труд.

За убийство кшатрия штраф в 4 раза меньше чем за брахмана.

Третья варна – вайшьи – самая многочисленное население. Платили налоги.

За убийство вайшья штраф в 8 раз меньше чем за брахмана.

Двиджати – три варны дважды рожденные (в 8 лет религиозный ритуал).

Четвертая варна – шудры – завоеванное славяно-ариями местное население. (свободные люди почти как рабы)

Убийство шудры в 16 раз меньше брахмана = убийству собаки.

 В состав совета при царе: 4 брахмана, 8 кшатриев, 21 вайшьи и 3 шудры хорошего поведения.

Самскары – религиозные обряды.

В законах Ману упоминаются чандалы – презренные и отверженные люди.(палачи, тюремщики, могильщики).

Переход из варны в варну невозможен.

Дхарма – закон образа жизни, для каждой варны.

Части тела Бога:

Брахманы – уста.

Кшатрии – руки.

Вайшьи – бедра.

Шудры – ступни.

Гос-во и право Древней Греции.

Тезей – герой- полубог, сделал первые шаги к образованию Афинского гос-ва, на тер. ДР Греции.

Синойкизм- объединение племен.

 Совет – центральный орган управления (г.Афины)

Эвпатриды – благородное население, прерогатива толкования обычного права, Религия, общественные должности

Геоморы – землевладельцы

Демиурги - ремесленники

 

Геоморы, Демиурги, торговцы и беднота – производ. часть населения.

Архонты и Ареопаг – высшие органы власти.  Архонт из эвпатридов.

После появления архонтских должностей – Афины Республика.

 Ареопаг – орган управл. Из бывшего совета старейшин. Контролировал Архонтов.

621 год до н.э. – первая запись норм обычного права.  Законы Драконта. – жестокие.

594 г.до.н.э. – реформы Солона. Решающая роль в оформлении Афинского гос-ва.

Рабы только иноплеменники, остальные выкупались и освобождались.

Салон сделал макс. Размер землевладения, чтоб не разграбляли.

Против расточительства.

Тимократическая (цензовая) реформа – важнейшая полит. Реформа Солона. Делит людей на 4 имущ. Разряда.

Медимн – (52 литра) – единица измерения богатства.

  1. Пентакосиомедимны – 500 медимнов.
  2. Всадники – 300 медимнов
  3. Зевгиги – 200 медимнов, тяжелая пехота.
  4. Феты – бедняки, менее 200 медимнов, легкая пехота, без брони и флот.

Солон учред. 2 гос. Органа:

  1.  
    • Совет 400 граждан 1-2 разряда(ежегодно избирался).
    • Гелиейя – (из всех 4 разрядов, не судебный орган. Полномочия в законодательстве

Колисфен – 2 реформатор. (509 до н.э) – ликвидировал остатки родового строя, разделил страну на 30 частей (тритти)

10 тритти – сельхоз районы, 10- приморская часть, 10 – Афины.

Три тритти (разных районов) – одна Фила (всего 10)

Аристократы – приверженцы тиранических режимов.

Остракизм – (введен Колисфеном) – суд черепков, приговаривал к макс. 10 лет изгнания, за большое влияние (в основном Аристократов). Решение могло принять не менее 6.000 человек.

 

 

Спартанское гос – во.

Было результатом дарийского завоевания, племенем Эллаби.

Спарта – единый полис, образовавшийся из 4х селений.

Агиды и эврипантиды – знатные рода (из них выбирались цари, вожди).

Клер – участок земли, выдавался семье, обрабатывался зависимым населением – илотами (не было прав на жизнь).

Пэриэки – неполноправное население, но более свободное чем илоты.

Ликург – царь Спарты. Создал совет с властью равной царской. Уничтожал неравенство. Ввел железные тяжелые монеты чтобы не было воровства. Искоренял богатство (простая еда из простой посуды). Равенство в семье, единое воспитание детей. Запрещены все виды дея-ти кроме военного дела и спорта.

Промискуитет – внебрачные связи.

Ретры – (постановления Ликурга) ответы оракула-аполлона на вопросы царя. Не записаны.

Герусия – осн. Орган, совет старейшин. Входили 30 геронтов пожизненно старше 60 лет.

Апелло – народное собрание. Все спартанцы старше 30 лет прошедшие воспитание по закону.

Эфора – коллегия институтов (власть).

Эпони – первый эфор, председательствовал на собраниях апеллы и герусии.

Криптия – гос. Расправа с илотами.

146 г.до.н.э. – Спарта стала частью Римской империи.

Древне-римское рабовладельческое гос-во.

Ромол и Рем – основатели Рима,г. Византий.

Филипп – отец Македонского захватил Византию путем обхата по периметру.  Стал г. Новый Рим.

Цивитас (Серидина 8 в. До н.р.) – объединение в единую общину 3 племен: Латины, Собины и Этруски. – центр Рим (753год.)

Патриции – коренное население полноправных граждан. (300 патр. Родов)

Курья – объединение 10 родов

Триба – 10 курий

Органы управления Рима составляли:

  1. Царь – рекс – Верховная власть (избирались по курьям). Повеления действовали в течении жизни. Власть пожизненная но не наследственная. (7 рексов)
  2. Сенат – совещательный орган рекса, им же составленный.                          Интер – регнум – междуцрствие
  3. Верховное собрание – Комиции – народные собрания - созыв по инициативе Рекса. Избирали царя.   Лекс – решение комиций, имело силу закона неограниченного по времени.

Клиенты – зависимые люди, члены младших и завоеванных родов. Личносвободные, но без прав

Патроны – коренные жители, покрывали клиентов, давали земли.

Плебеи – население Рима, за пределами родовой организации, свободны.

Борьба патрициев и плебеев, закончилась победой плебеев.

Сервий Тулий (6 век до н.э, 6 Рекс) – его реформы привели к образованию Римского гос-ва (суть: родовой принцип общественного устройства заменил имущественным и террит., население поделил на 5 разрядов:

  1. Граждане имущество которых 100тыс. ассов или земля свыше 20 югеров.               Асс – 327,5 гр. Меди) 
  2. 75 тыс Ассов, 15 – 20 югеров земли
  3. 50тыс. ассов, 10-15 югеров земли
  4. 25тыс. ассов 5-10 югеров земли
  5. 11тыс Ассов, менее 5 югеров земли.

Центурии – военные разряды.

Торквиний Гордый – 7 Рекс – был свергнут в 509 году.

После Рим – республика на 5 столетий

Римское гос-во – аристократич. Респ.

Афинское гос- во – демократич. Респ.

Центральные гос. Органы в Риме:

  1. Народное собрание.                                                                                         Магистраты – гос. Должностные лица, могли созывать комиции.          

 139год до н.э. – закон Габиния, тайное голосование

  1.  
    • 1.а.     Центуриатные комиции            - высшие комиции, важные. Марсово поле – место проведение собрание.        
    • 1.б. Трибутные комиции отличались большей демократичные чем 1.а. но ниже разрядом. Избирали лишь низших долж.лиц. 288 г закон Гортензия      роль комиций возрасла. Законы их общеобязательны.
    • 1.в. Куриатные комиции         - после реформы Тулия, практически утратили свое значение. Мероприятия форм. Характера. Решали вопросы семьи.
  2. Сенат – высший орган власти, непосредств. Управления (300 чел). Сенаторы избир. Консурами, затем цензурами из граждан благородных.

312 г. До н.э. – закон Овиния патриции = плебеи в сенате.     

Нобилитет – объединение патрицианской – плебейской знати.

3.  Магистратура       - совок. Магистратов.

 Гонор – почетная обязанность быть магистратом, безвоздмездно.

180 г.до н.э. закон виллия – определял функции магистрата.

Иерархия магистранских должностей: Квестор, эдил, претор, консул.  Переход с низжей ступени через 2 года. Только с 27 лет.

Римское право.

Периодизация римского права:

1)     Древний период (6-3 вв.до н.э.). римское право представляло замкнутую в рамках полиса систему.

2)     Классический период (3 в. До.н.э. – 3 в.н.э.). римское право приобрело высшую форму разработанности и совершенства.

3)     Постклассический период (4 – 6 в. Н.э.). Завершается систематизация римского права, воплощенная в кодифицированном римском праве императора Юстиниана.

 

Ранее римское право носило название квиритского, по наименованию древнейшего племени квиритов. Квиритское – т.е. копейное право (копье).

Цивильное право – общинное право, название после квиритского.

Правопреторская или гонорарная система – разработка этой системы явилась заслугой судебных магистратов – преторов. При императоре Андрияне была кодификация преторского права, после этого цивильное и преторское право обьединились. Параллельно шло формирование третьей правовой системы – Право народов.

В 242 г.до.н.э. создана особая магистратура – перегринский претор, издали собственные эдикты, которые регулировали отношения римлян с перегринами. Заложили основу права народов.

В 212 г. По эдикту Каракалы (императора) все стали гражданам с одинаковыми правами. Была ликвидирована потребность в «правах народа».

450 г до.н.э. издан первый писанный кодекс «Законы 12 таблиц».(300 лет)

Развитие права пошло 2я основными путями:

1)     Путь интерпретации

Правом на толкование законов обладали пантифики (жреческая коллегия) - юристы

2)     Путь законотворческая дея-ть

Механизм принятия законов предполагал дея-ть 3х гос.органов:

     А) Магистрат – разрабатывал письменный проект закона

     Б) Народные собрания – да\нет.

     В) Сенат – ратификация закона.

А,Б,В – испрошенные законы.

Раннее феодальное государство и право у франков.

276г. Франки – свободное племя германцев приходят в Римскую галлию как пленные, следом союзники, позднее завоеватели и создатели королевства империи.

2 полов. 4 века – соеденились с племенем салов, происход. Из приморских германцев.

800 г. Карл Великий – император. Могущество гос-ва франков.

Салическая правда – сборник законов франков. 510г. – запись др. обычаев салов.

Судебник основан на казусах. Состоит из пролога, 65 титулов и эпилога. Написан на латыни.

8        народов.

  • Убийство свободного франка = штраф 200 солидов.
  • Убийство скопищем = 600 солидов
  • Убийство в военном походе 1800 солидов.
  • Убийство раба = убийство коня 30 солидов
  • Убийство епископа = 900 солидов
  • Священников = 600 солидов

Вергельд - Эта цена за убийство.

Полусвободные литы – соц.группа, судили как раба. Зависели от господина через договор.

Маль – сотенное собрание. Заседала в отведенном месте с каменными скамьями (мольберг). Председательствал Тунгин.

Пагус (департамент) управлял граф и сановник.

Рахенбурги – люди в собрании.

Сацебароны – королевские чиновники в суде.

Фредум – доля от штрафов.

Композиция – компенсация

В салическом законе композиция делится на 2 части:

Файд – потерпевшему, фредум – гос-ву за вмешательство (1/3 часть от суммы)

Реституция – возврат, восстановление нарушенного.

Гос.- правовое развитие Арабского Халифата.

Муххамед (570 – 632 гг.) – пророк законодатель шариа, мусульманского права – шариата. Основатель ислама – монотеистической религии.

Халиф – последователь пророка.

1ый халиф – Абу Бакар. 2ой – Омар. 3ий – Осман. 4ый – Али.

Багдад – столица гос-ва.

Теократия – была в Арабской империи.

Сунна – священное предание, в ней постановления 4х халифов.

Султан -  светский правитель.

945 г. – везир назначал халифов.

Эмир – (верховный) правитель области.

Диван – представительство.

Областной диван подразделялся на :

А) Асл – основной, занимался налогами и землей.

Б) Зимам – финансовый.

В середине 10 в. В Багдаде среди халифов сформировалась центр администация из 11 ведомств. Все диваны. Самое важное военное ведомство.

Сахибы – управляли ведомствами. 3 ранга сахибов:

А) Чиновники (из свободных)

Б) Военное офицерство (из несвободных)

Кади – специальные судьи.

Постоянные свидетели – не имеющий аналогов институт мусульманского судопроизводства.

Придворный суд – высшая инстанция светской юстиции.

studystuff.ru

Trojden | Древний Вавилон: Уколова В. И.

Объясните, почему Вавилонское царство является преемником Шумера.

Стела с законами Хаммурапи

1. Царь Хаммурапи и его законы. В начале 2-го тысячелетия до н. э. южная Месопотамия была завоёвана семитскими племенами. Эти племена основали своё государство со столицей в городе Вавилон. Название Вавилон означало «Врата бога». При царе Хаммурапи Вавилонское царство подчинило себе почти всю Месопотамию. Хаммурапи издал дошедший до нас полностью свод законов, чтобы приучить свой народ к дисциплине и хорошему поведению. Свод законов содержал 282 статьи, касавшиеся различных сторон жизни общества.

Вавилонский правитель приказал запечатлеть свои законы на чёрной базальтовой стеле. Копии этих законов были сделаны на тысячах глиняных табличек и разосланы по всему царству. Об уважении к законам Хаммурапи свидетельствует то, что даже через полторы тысячи лет после их появления они всё ещё переписывались, изучались и распространялись в Месопотамии.

Чёрная базальтовая стела, покрытая клинописью, была найдена французскими археологами. Когда клинопись расшифровали, стало ясно, что это законы царя Хаммурапи. Царь был изображён на верхней части стелы стоящим перед богом солнца Шамашем. Таким образом подчёркивалось, что именно бог солнца даровал царю законы, которые он должен был передать своим подданным. Царь считался проводником воли бога.

Зачем Хаммурапи приказал высечь законы на стеле?

2. Как было устроено общество Древнего Вавилона. Царь являлся верховным правителем. Считалось, что он получил свою власть и страну от богов. Царь имел право распоряжаться землей государства и достоянием своих подданных. Он обладал правом полной собственности на землю. Царь наделял землёй вельмож и чиновников, тем самым поощряя их за государственную службу.

Знатная вавилонянка. Реконструкция

Земля храмов и общинников также считалась собственностью царя. Попав в немилость к царю, перестав ему служить, человек мог потерять свою землю и богатства.

Жизнь и имущество подданных, независимо от их положения, принадлежали царю. Он мог поступать, руководствуясь собственной волей, то есть по произволу. Власть царя была ничем не ограничена. Даже жрецы именовали себя не только «рабами богов», но и «рабами царя». Такое государство называется деспотией, а его неограниченный правитель — деспотом.

Деспотия как форма государства преобладала на Древнем Востоке. Это была особая форма соединения власти и собственности.

3. Подданные царя. Среди подданных царя Хаммурапи можно выделить три разряда: свободные люди, обладавшие всеми правами; свободные люди, лишённые некоторых прав; рабы.

В рабство обращали военнопленных.

Однако и вавилоняне, не сумевшие выплатить долг, могли попасть в рабство. Рабов было немного. Через несколько лет пребывания в рабстве человека могли отпустить на волю.

Рыбак с уловом. Древнее изображение

Из законов Хаммурапи мы знаем, что наказания и штрафы отличались в зависимости от того, к какому разряду подданных относился пострадавший. Самые маленькие наказания были за преступления, совершённые против рабов. В отношении свободных людей, обладавших всеми правами, действовало древнее правило «око за око, зуб за зуб». Если от действий врача умирал полноправный человек, врачу отрубали руку. Если же врач не смог вылечить раба, он только уплачивал штраф. Если строитель плохо построил дом, он рухнул и под его обломками погиб сын хозяина, закон повелевал убить сына строителя. Законы в Древнем Вавилоне были жестокими.

Хаммурапи, однако, не хотел, чтобы его законы вредили народу. Он провозгласил себя защитником вдов и сирот. Царю и государству было невыгодно, чтобы уменьшалось число тех, кто уплачивал налоги. Ведь налоги обогащали казну. В законах Хаммурапи содержались статьи, облегчавшие положение тех, кто не мог вовремя выплатить долг кредитору1 и ограничивавшие пребывание должников в рабстве тремя годами.

trojden.com

Государство и право Древнего Вавилона

Отдельную социальную категорию  в Древнем Вавилоне составляли воины, от которых в значительной степени  зависела мощь государственной власти. Жизнь воина складывалась отнюдь не просто: в любом из боевых походов, которые следовали один за другим, его могли ранить, убить, захватить  в плен. За отказ от участия в  боевых действиях ему грозила  смертная казнь, даже если он на свое место  нанимал другого человека. Всегда по первому приказу царя воин должен был быть готов нести государственную службу с оружием в руках. Заинтересованность государства в поддержании боеспособной армии и соответственно в благосостоянии этой категории граждан отразилась в наделении их особыми правами.

Привилегиям и обязанностям воинов посвящался целый ряд статей Законов Хаммурапи — с 26-й по 41-ю. Из кодекса становилось ясно, что воин за службу получал от царя земельный надел, который в случае гибели воина передавали по наследству совершеннолетнему сыну. Если на руках  у вдовы оставался малолетний сын, то она имела право на треть  надела для воспитания будущего воина.

Наряду с мушкену — низшей категорией царских людей — в зависимости от царя находились куда более состоятельные люди средней и высшей категории: работники дворцового хозяйства, члены администрации, жрицы и другие. Эти категории также не являлись собственниками земельных наделов, которые в любой момент по желанию царя могли быть переданы другому лицу.

Однако постепенно, благодаря  тому, что наследник часто оставался на должности отца, земельный участок все более закреплялся в собственности семьи и ее главы. Представителям высшей категории разрешалось продавать свою землю вместе с передачей должности. Кроме того, царские служащие могли покупать общинные земли. Сохранились сведения и о хозяйственной деятельности жриц, которые попали в категорию царских слуг после 1768 г. до н. э., когда царь подчинил храм своей власти. Они покупали в собственность земли, сады, дома, сдавали их внаем, занимались ростовщичеством, торговали. В отличие от других женщин, жрицы имели практически те же имущественные права, что и мужчины.

Идеологи древневавилонского общества утверждали, что царь получает власть из рук самих богов. Практически  царская власть ничем не ограничивалась, бразды правления всех сфер жизни  общества находились в руках представителей правящей династии. Руководство осуществлялось через сложный бюрократический  аппарат во главе с наместниками царя, управлявшими отдельными областями  и городами.

На имя царя приходило  большое количество самых разнообразных  жалоб. Однако сам царь не принимал решения, а направлял дело на рассмотрение в соответствующий орган.

От царского имени, хотя и  автоматически, объявлялось помилование пойманному любовнику, при условии, что муж виновной прощал измену. Как свидетельствуют документы, царь собственноручно решал некоторые вопросы, связанные, в частности, с функционированием ирригационной системы.

Царская казна формировалась  не только из доходов, приносимых царским  хозяйством, практически в полном распоряжении царя находилось и храмовое хозяйство. Как первое, так и второе функционировало благодаря многочисленному отряду рабов, постоянно пополнявшемуся благодаря естественному приросту и непрекращающемуся притоку военнопленных.

Со всей страны стекались  в Вавилон различные налоги и  специальные подати. Росту благосостояния царской династии способствовало и развитие обмена и торговли, которые находились под контролем государства. Тем более, что объединение в одном государстве огромных территорий Месопотамии оказало благоприятное воздействие на развитие торговых отношений.

 

1.2 Древневосточная деспотия как форма государственного строя в Древнем Вавилоне

При изучении Месопотамии источником могут служить, в частности законы Хаммурапи, с  их помощью мы должны более ли менее  представить политическую, экономическую  и социальную ситуацию в Вавилоне времён этого царя-законодателя. Необходимо находить в них факты, помогающие осмыслить и осознать всю систему  общества того времени. Источниками  служат также хозяйственные и  юридические документы более  позднего Вавилона. Выделение из этих документов всего наиболее важного  и есть основная задача работы с  источником.  Древняя Месопотамия  находилась в передней Азии, на юге  между двумя великими реками - Тигром и Евфратом. Причиной заселения этой области было большое плодородие почв в пойме этих рек, земля настолько  богата иловыми отложениями, что  давала два урожая в год. Месопотамия - классический пример гидравлического  общества. Население находилось в огромной зависимости от рек - основы жизни в этой области. Основным занятием населения было, естественно, земледелие. Скотоводство и ремесленничество было менее развито, хотя, недалеко находились горы Загрос с большими залежами меди. Примерно с 6000 по 3000 г. до. н.э проходит, так называемый, додинастический период в истории древней Месопотамии. Тогда же возникают первые крупные религиозные и экономические центры - города. Крупнейшими из них были Киш, Урук, Ур, Лагаш. Эти города имели между собой дипломатические отношения, однако нередки были и конфликты, перерастающие в междоусобные войны. Власть правителей в этих городах была устойчивой, это были первые примеры деспотии в этой области. Деспотическое правление было неизменным, несмотря на то, что внешние условия изменялись. Образовалось Аккадское царство Саргона I,(около 2400 г. до н.э), позже было нашествие кутиев(23-22вв.),потом появление Шумеро - Аккадской державы Ура. Рассмотрим причины устойчивости деспотии в этой области. Первым мощным ресурсом власти была экономика. Население находилось в полной экономической зависимости от государства. Государство организовывало проведение ирригации, владела всеми землями, а во время третьей династии Ура вообще образовало   единое государственное хозяйство с чёткой организацией труда.  Основным историческим источником по экономической и социальной жизни Месопотамии являются законы Хаммурапи(около 1792 - 1750 г. до н.э). было. Много статей в законах Хаммурапи было посвящено земледелию (ответственность за нанесение ущерба дамбам и каналам), торговле (торговля была полностью государственной), ремеслу (ремесленники также находились под крылом государства). Очень важными являются статьи о системе землевладения и землепользования (очень развитой была аренда, которая была строго регламентирована и осуществлялась только на основе договора). Законы затрагивали и социальные стороны жизни - рабство(которое было близко к патриархальному), общинную жизнь (общины несли коллективную ответственность за каждого из своих членов).Из этих законов можно также узнать и о сакрализации власти. В частности вступление перед первой статьёй звучит так: "Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей". Из законов Хаммурапи явствует, что царь считался сыном бога, или его наместником на земле. Поэтому следует признать, что такой ресурс власти как сакрализация был сильно развит в Месопотамии. Много информации нам дают также хозяйственные и юридические документы более позднего времени. Например о роли общины "Когда раб был в доме схвачен, община его выслушала и допросила" . Множество документов об аренде дают понять в том числе огромную роль правителей (документы в Позднем Вавилоне датировались годами правления царя). Из этих документов можно сделать вывод, что под ведением царя находились фактически все стороны общественной жизни. Кроме двух ресурсов власти сакрализации и контроля над экономикой существовал ещё и третий - внешние войны. На протяжении всей истории Месопотамии их было немало, однако основной целью было грабительство, а не завоевание новых земель. Но существовал и четвёртый - ключевой ресурс власти на который опирались три других - это традиции. Вся власть в Месопотамии - это традиция, что впрочем других её (власти) ресурсов. Ментальность людей того времени была такова, что традиции занимали все стороны жизни общества. Именно опора на традиции позволила деспотии в Месопотамии быть столь устойчивой на протяжении многих сотен лет.

Древневосточная деспотия - это монархия особого  типа, система государственного управления, при которой абсолютная власть правителя - это традиция, рамками которой, деспотия, однако не ограничена: индивидуальные особенности каждого государства в отдельности позволяют контролировать власть или за счёт ирригационного земледелия, или внешних войн, и следовательно сильной армии.  Причина её устойчивости в том, что при условии соблюдения вековых традиций, она не встречает никакого противодействия со стороны населения

    Как правило, на Древнем Востоке государства имели форму деспотий, то есть сильной, единоличной власти одного лица. «Деспот» - слово греческое и в переводе означает господин, хозяин. Это означает, что деспот относился к государству как к своей личной собственности. Деспот был не просто верховным законодателем, правителем и судьей, а самим воплощением государства! Этим и объясняется обожествление личности деспота. Он обладал не только высшей светской, но и духовной властью, то есть носил титул верховного жреца или живого Бога. Таким образом, по форме правления деспотия была теократической монархией. Древней важнейшей чертой деспотии выступает наличие огромного бюрократического аппарата, в котором условно выделяется три ведомства:

· финансовое ведомство по сбору налогов;

· ведомство  военное;

· ведомство  общественных работ.

Существование этого ведомства объясняется  тем, что государство в лице деспота  выступало в качестве организатора этого орошаемого земледелия. По форме государственно-территориального устройства деспотии представляли из себя территориальные державы. Это объясняется тем , что, как правило, деспотия охватывала долину той или иной реки. Прямая зависимость ФГ и географического положения подтверждается тем, что, к примеру, отсутствие у реки Нил крупных притоков во многом объясняет высокую степень централизации власти в Древнем Египте, тогда как длительные периоды политической раздробленности в Междуречье объясняются тем, что реки Тигр и Евфрат имеют множество больших притоков, что позволяло отдельным регионам создавать свои местные ирригационные системы. Социальной основой восточной деспотии выступала замкнутая азиатская община. Каким образом самоуправляющаяся социальная ячейка может быть основой сильной деспотической власти? Это объясняется тем, что социально-экономическая причина древневосточных обществ была противоречивой. С одной стороны основная масса населения проживала в пределах общины, которые жили своей внутренней жизнью, а с другой стороны - все эти общины должны были принимать участие в одной совместной работе по ведению единого ирригационного земледелия. Выходом из этого противоречия и было установление над общинами единой централизованной власти в лице деспота, указания которого строго обязательно для всех общин.

В исторической науке существует проблема универсальности  деспотии для всех древневосточных  государств. В вышеуказанном смысле типичными деспотиями являлись Древний  Египет и Древний Китай. В Вавилоне деспот не обладал высшей духовной властью. 

На Востоке  переход от первобытности к цивилизации  сопровождался развитием ирригационного земледелия. Создание ирригационных  систем требовало организации коллективного  труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без сильной централизованной власти. В результате во всех древних восточных цивилизациях сложилась особая форма государства - деспотия. Деспотия - в переводе с греческого - «неограниченная власть»; форма самодержавной власти. В разных цивилизациях она могла иметь некоторые различия, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли. Такой тип власти реализовался за счет разветвленной административной системы, т. е. аппарата чиновников, который охватывал всю страну. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовывали совместные сельскохозяйственные работы, строительство, следили за состоянием каналов. Набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд. Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым: даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре.

 

1.3 Судебная система Древнего Вавилона

 Судебный  процесс был упрощенным и в  основном носил состязательный  характер: возбуждение процесса  в суде считалось частным делом  и начиналось, как правило, по  требованию потерпевшей стороны:  активность суда в собирании  доказательств была ограничена, это делали сами стороны; даже  исполнение решения суда в  большинстве случаев ставилось  в зависимость от усмотрения  выигравшей стороны. Строго определенный  порядок разрешения дел в суде  еще не выработался. Однако  ряд правил, прежде всего в оценке доказательств, уже существовал. Доказательствами в Вавилоне наиболее часто служили свидетельские показания. Клятва требовалась при наличии сомнения в истине и при отсутствии других доказательств. Весьма распространенным средством установления вины были ордалии - «суд божий». «Если кто не докажет обвинения в чародействе, - говорилось в Законнике Хаммурапи, - то тот, на кого было брошено подозрение в чародействе, пойдет к Реке и опустится в нее. Если Река овладеет им, то тот, кто его обвинил, получит его дом, а если Река объявила этого человека невиновным и он остался невредим, тот, кто бросил на него обвинение в чародействе, предается смерти, а опустившийся в Реку получает дом своего обвинителя» . правление государственными делами осуществлялось через сложный централизованный чиновничье-бюрократический аппарат, назначаемый царской властью и ответственный перед ней. Центром административного управления являлся царский дворец, и чиновники, ведавшие дворцовым хозяйством, одновременно являлись высшими должностными лицами государства. Они руководили ирригационными работами, финансовыми, военными и другими государственными делами. Высшим царским чиновником являлся управитель царского дворца, именуемый нубанда. Под его руководством находился огромный штат чиновников. Водным хозяйством ведал чиновник, называвшийся "управителем реки". Ему подчинялись надзиратели за людьми, несшими повинности в пользу царя. В огромном царском хозяйстве был многочисленный штат различных надсмотрщиков, контролеров, кладовщиков, счетоводов и др.Все государство было разделено на области, во главе которых были поставлены царские наместники. Главной заботой наместников было поддержание в порядке ирригационных сооружений и прорытие новых каналов, для чего они могли привлекать на работы местное население. Кроме того, они следили за сбором царских доходов и отправкой их царю, собирали пошлины с купцов, осуществляли полицейские функции по поддержанию общественного порядка, командовали отрядами из воинов, сидевших на царской земле, собирали военное ополчение и т.п. Для контроля над деятельностью местных правителей и проведения в жизнь царской воли на места посылались специальные гонцы или "царские посланцы", наделявшиеся царем огромными полномочиями. В древневавилонском государстве сохранились и органы общинного управления. Органом общинного управления являлся общинный совет, однако его глава - рабианум  назначался царем. К ведению общинного совета относилось управление неразделенной общинной землей, разрешение земельных споров и споров о пользовании водой, сбор налогов, наблюдение за исполнением царских повинностей, а также исполнение судебно-полицейских функций, в частности поддержание общественного порядка. Судебная власть, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от административной власти. Царь и царские чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами. Высшей судебной инстанцией являлся царь. Он мог и сам рассматривать важнейшие дела, но чаще всего направлял их в нижестоящие судебные органы. Царь пользовался правом помилования преступников. Судебные функции находились также в руках "наместника" и "рабианума", которые председательствовали в судебных коллегиях. В первом случае коллегия состояла из чиновников, подчиненных "наместнику", а во втором либо из членов общинного совета, либо из общинного совета в полном составе в небольших общинах. В больших городах судебные функции осуществляли специальные "царские судьи", подчинявшиеся непосредственно царю и действовавшие в соответствии с его инструкциями. Хаммурапи сохранил храмовые суды, однако их функции были весьма ограниченными: они приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Предполагается, что они разбирали также дела, сторонами в которых являлись жрецы. Наряду с профессиональными царскими судьями, как свидетельствуют источники, существовали особые судебные должности глашатаев, полицейских или судебных исполнителей, судебных гонцов и писцов. Не потеряли полностью судебных полномочий и храмы. Им принадлежала важная роль в принятии клятв, в засвидетельствовании законности сделок, в процедуре ордалий – «божьего суда», который считался важным средством установления истины.

В Вавилоне судебные решения в сознании людей  издавна связывались с представлениями  о справедливости. Богиня справедливости Китту считалась дочерью всемогущего бога Солнца Шамаша, ей посвящались специальные храмы. Однако вавилонские судьи нередко злоупотребляли своим положением. Об этом свидетельствует, в частности, ст. 5 Законов Хаммурапи, предусматривающая наказание для судьи, изменившего свое решение после того, как оно было записано в специальном документе на глиняной табличке с печатью. Характерно, что такой провинившийся судья должен был быть «поднят со своего судейского кресла» и лишен права отправлять правосудие не царем, а общинным собранием. В нововавилонском обществе в храмовый совет, осуществляющий судебные функции, включались представители народных собраний городов, на территории которых находились святилища.

1.4 Вооруженные силы Древнего  Вавилона

Усилению  царской власти в шумерских городах-государствах способствовало наличие у их правителей определенной военной силы, которая  первоначально состояла из лиц, зависимых  от храма или от его правителя  лично. Создание постоянной армии, противопоставление ее общинному ополчению было важным свидетельством усиления царской власти. При Хаммурапи происходит окончательный отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получает надел царской земли, обеспечивающий не только его, но и его семью. Воинские наделы полностью исключались из оборота, всякая сделка относительно земли воина считалась ничтожной. Даже попав в плен, воин сохранял право на земельный надел, на часть участка сохранялось право его малолетнего сына (ст. 27-29). Если воин ради избавления от службы бросал надел, он не терял право на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям [3].В целях укрепления боеспособности, дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестко карать воинов, нарушивших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, использовавших в своих целях имущество солдата или отдавших его внаем. Служба воина считалась «вечной». Профессиональные воины выполняли полицейские функции в Вавилоне. Не потеряло окончательного значения и общинное ополчение, создаваемое во время крупных военных походов. Помимо лучников и тяжеловооруженной пехоты в армии особое место занимали отряды колесниц. Древневавилонские источники, например, сообщают о том, что их командиры за воинские доблести вознаграждались царем землями, освобождались от налогов и несения других повинностей

Глава 2: Законник Хаммурапи как основной источник права государства Древнего Вавилона, его общая характеристика

stud24.ru


Смотрите также