Религия древнего вавилона кратко. Идеология и культура Вавилона Вавилонская религия
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Вавилонская религия. Религия древнего вавилона кратко


Вавилонская религия - Дом Солнца

В горах Армении находятся источники Евфрата и Тигра. В своем нижнем течении обе реки ограничивают лежащую между ними многоводную и плодородную страну. Сначала они приближаются одна к другой на небольшое расстояние, потом снова расходятся и, наконец, как близко начались, так близко друг от друга и впадают в Персидский залив. Страна, заключенная внутри этого нижнего их течения, и есть Вавилония. Ежегодно весною речные воды выходят из берегов и посредством множества каналов распространяются по всей стране. Плодоносное время года быстро сменяется удручающе знойным летом. Зима - дождливое время года.

Этими естественными преимуществами страны воспользовался мирный и трудолюбивый народ. В Вавилонии развилось земледелие, садоводство и скотоводство. Появились цветущие города - торговые центры, в которых деятельно занимались всякого рода науками и искусствами. Если вавилоняне в архитектуре и скульптуре и были превзойдены ассирийцами, то в науках, особенно в астрономии и в законоведении, они стоят впереди всех культурных народов Востока. Развитие фантазии и изобретательности у вавилонян доказывается их поэтическими произведениями, а также рано образовавшимися у них космогоническими и космологическими представлениями.

Из развалин древних культурных городов дошли до нас письменные памятники вавилонской истории и культуры, начертанные на камне и металле или на обожженной глине. Древность их доходит до V тысячелетия, и уже с IV тысячелетия они дают нам средство для точного исторического изучения. С этого времени наука о вавилонской религии строится уже на основании оригинальных источников. Для древнейшего времени такими источниками служат преимущественно посвятительные храмовые надписи, удостоверяющие построение царями храмов, цилиндры, служившие печатями, рельефные изображения, дворцовые надписи и исторические записи царских архивов. К ним примыкают документы, касающиеся правовых отношений и частной жизни. Для определения значения, которое имела вавилонская культура в передней Азии, важны найденные в Тель-ель-Амарна, загородной резиденции египетского фараона Аменофиса IV-гo, таблицы с клинообразными письменами Неисчерпаемое богатство религиозно-исторического материала заключается в не вполне еще изданных и лишь в незначительной их части использованных надписях из архивов ассирийских царей династии Саргонидов. Ашурбанипал (669—625) продолжал дело, начатое его предшественниками. Он собрал из вавилонских храмовых архивов старинные письменные памятники, незадолго до их окончательного уничтожения, и приказал их переписать и перевести, чтобы присоединить к своей большой библиотеке. В них заключаются астрологические сочинения вавилонян, заклинания, гадательные таблицы, гимны, покаянные псалмы и эпические поэмы, разъясняющие нам представления вавилонян об устройстве мира и его происхождении. Важное пособие составляют списки богов с указанием их эпитетов, их круга деятельности и мест их культа, а также с сопоставлением идеографического и силлабического способов написания их имен.

Все ассиро-вавилонские письменные памятники написаны частью фонетическим, частью идеографическим способом. Письменные знаки, изображающие слоги, имеют в то же время значение целого слова или нескольких слов, изображая их на манер ребуса (идеограммы) В числе религиозных сочинений, собранных Ашурбанипалом и его предшественниками, так же как и более древних исторических источников, есть такие, которые написаны только идеографически. Идеографические знаки грамматически обозначены префиксами и суффиксами Ашурбанипал велел своим ученым снабдить такие тексты подстрочными переложениями Этот способ писания в самих текстах называется языком Шумера и Аккада Эти названия носит в историческое время часть древнего Южно-Вавилонского царства.

Развитие вавилонских городских общин и культурных центров в одно большое, единое государство, совершившееся при Хаммурапи в конце III тысячелетия, дает возможность получить многие интересные сведения и о развитии вавилонской религии в период этих государственных переворотов; но основные начала вавилонского пантеона находятся уже в древнейших надписях, найденных в Теллохе. Тоже и в позднейшее время: ни нашествие эламитов и их господство над Вавилонией около 2300 года, ни шестисотлетнее подчинение Вавилонии Коссейским царям во II тысячелетии не имело заметного влияния на строй вавилонской религии. Из идеографического способа изображения имен богов нельзя вывести никакого доказательства относительно их чужестранного происхождения. Имена двух самых высших вавилонских божеств Еа и Ninib всегда без исключения написаны идеографически, так что невозможно с точностью установить их произношение. Изменчивый способ писания имен богов и изменения в самых именах объясняются также переменами политических условий, вследствие которых на место одного культурного центра становился другой, причем, естественно, исчезала оригинальность местного культа, отходившего на второй план. Даже если и признавать, что некоторые из идеографически написанных имен богов - имена первоначально шумерийских божеств, то из этого можно было бы заключить лишь то, что пришлые семиты приняли и их вместе с письмом и культурой и по каким-то, может быть, чисто внешним, причинам объединили своих богов с божествами чужого народа.

Правда, относительно одного пункта, в котором вавилонская религия существенно отличается от других близко сродных ей семитических религий передней Азии, можно бы было легко предположить присутствие чуждого влияния; для этого история религий дает многие аналогичные примеры. Именно: мы находим в вавилонской религии, даже в самые древнейшие времена, рядом с таким богопочитанием, какое существует и в других семитических религиях, очень распространенное верование в духов и соответствующие ему гадательные обряды, волшебные формулы и заговоры. Это была низшая форма культа, употреблявшаяся рядом с обычной формой богослужения.

Относительно вавилонской астрологии и смешения астрологических представлений с теологическими достойно замечания то, что южно-вавилонская область Шумера и Аккада, с издревле священным городом Уром, была страною халдеев, появляющихся впервые в истории на исходе второго тысячелетия и основавших потом, после падения Ассирийского царства, Ново-Вавилонское царство. Библейские сказания говорят о магии и служении светилам как о преимущественно халдейской мудрости. Может быть, и в этом случае предание оказалось бы верным.

Развитие Вавилонской религии. Местные культы

Вавилонская религия есть политеистическая религия природы, принадлежавшая народу, занимавшемуся земледелием в баснословно плодородной стране. Ежедневное движение светил и ежегодное возвращение времен года составляли для него причину всех жизненных радостей и надежд. Великие светила, солнце и луна, были для народа олицетворением благодетельных, живущих в небе и царствующих над землею богов, и к ним в вавилонской религии присоединялась блестящая звезда, сопровождающая оба светила: утренняя и вечерняя звезда. Надеяться на силы природы есть жизненная потребность для всякого народа, находящегося в естественном состоянии. Представление о божестве у вавилонян соответствует таким же представлениям у других семитических народов. В силах природы проявляется божественная сила. Храмы суть изображения небесного жилища богов, а потому украшены изображениями светил. Боги суть небесные властители людей, определяющие их судьбу, дарующие жизнь, поддерживающие ее и снова уничтожающие, цари и владыки страны и ее защитники. Исходя из этих двух точек зрения они получают и свои имена по своему положению, как властители над миром и человеком, и по своему проявлению в таинственном и могущественном управлении силами природы. Очень распространенное мнение, что вавилонская религия вначале имела характер поклонения светилам, не подтверждается древними памятниками местных культов. Общеупотребительное доказательство этого, состоящее в том, что знак, изображающий божество, похож на звезду, неубедительно. Это изображение может быть точно так же символом небесных пространств или представлять собою идею небесного владыки. Действительно, следы местных культов в большей части случаев указывают на почитание повелителя неба. В северной Вавилонии на это указывает культ бога солнца в Сиппаре, Бела в Ниппуре, бога весны Мардука в Вавилоне, может быть, и Небо в Борзиппе, которому приписывался рост полевых хлебов. Также и Нергаль в Куфе был сначала небесным богом и потом уже в качестве бога палящего солнечного зноя, уничтожающего всякую жизнь, сделался богом преисподней. В южной Вавилонии владыка неба есть бог луны, почитаемый в Уре. Что эта связь не представляет ничего натянутого, доказывается позднейшим названием бога луны Ану, то есть владыкою неба. Подобное же положение занимали, конечно, почитаемые в качестве солнечных богов верховные боги Ниниб (Нингирсу) в Сирпуле и бог солнца в Ларсаме; и северный город Агане с южным Уруком соединялись в служении небесной богине Истар, которая в виде утренней и вечерней звезды сопровождает действие благодетельных творческих сил ночи. Только в культе Еа в Ериду не заметно никакого отношения к Еа как небесному богу. В качестве вышних богов эти местные божества могли быть первоначально очень родственными одно другому. Только по их положению в вавилонском пантеоне, где все они подчинены великому, далеко находящемуся и редко вспоминаемому при богослужении Ану, высшему повелителю неба, можно определить их первоначальное значение в том смысле, что они представляли собою различные формы проявления солнца. Если же они сделались солнечными божествами, то становятся позади лунного бога Син, согласно общесемитическому воззрению. Истар в ее своеобразном виде сохраняет неизменно значение царицы неба.

Рядом с главным божеством мужского пола каждого местного культа почти постоянно находится стоящее возле него женское божество, его супруга. По-видимому, эти женские божества в более древнее время играли роль более значительную, чем впоследствии, когда они сделались только дополнением мужских божеств с участием в их праве на власть, а следовательно, и на поклонение. В надписях Гудеи особенно прославляется мать земли Ба'у, супруга Нингирсу. Посвященный ей праздник Нового года имеет, по-видимому, значение празднования их брака, сообразно чему ей в этот день приносились свадебные дары. Только Иштар составляет исключение: она всегда имела свой самостоятельный культ. Вавилонские богини суть представительницы производительной силы природы, ее творческой жизненной силы; это богини плодородия, великие матери, противопоставляемые небесным богам как богини земли.

Время, когда мы видим, как из маленьких собранных вокруг религиозного центра общественных единиц образуются большие соединенные государства с выступающим снова религиозным центром, относится к IV тысячелетию. Очень важное значение имело основание царства Хаммурапи (около 2250 г.), прочно соединившего Южное и Северное Вавилонские царства в одну общую монархию.

Вопрос о том, в северной или южной Вавилонии возникли ранее города, бывшие центрами культа, не может быть решен с точностью. Достоверные исторические свидетельства указывают нам на существование соединенного Северно-Вавилонского царства около 3800 года. Более подробных сведений о нем нет. В числе городов выдаются Сиппар, Агане, Ниппур и Вавилон, позднее также Куфа.

В Сиппаре, бывшем столицей древнейших северо-вавилонских владетелей, с самого древнего времени до новейшего ново-халдейского периода воздавалось поклонение солнечному богу Самасу в его храме, называвшемся «солнечным домом». Любопытное изображение позднейшего времени представляет его сидящим на троне в храме. Перед ним на жертвеннике большой диск солнца, над ним луна и две звезды,может быть, символ богини Иштар в виде утренней и вечерней звезды. Его супруга есть дающая жизнь богиня Аа, богиня людей. В соседнем городе, называвшемся Анунитский Сиппар, почиталась тожественная с Истар Анунит, имевшая двойной характер - богини обильного плодородия и богини воинственной. Раньше культ этой богини был в Агане, который должен был находиться недалеко от Сиппара. Тот ли это самый город, который назывался Анунитским Сиппаром, очень сомнительно, хотя культ в нем не отличается от культа в Сиппаре и храмы в обоих городах называются одинаково Во всяком случае замечательно, что и Анунит называлась супругою бога Самаса.

Из развалин храма Бела в Ниппуре были получены новые сведения. Ниппур делается известным в первый раз под владычеством южно-вавилонских царей, возобновивших в нем храм и богослужение. Это первое место, где воздается поклонение Белу - богу воздушных сил. Демоны бурь — его слуги и посланники. Вместе с ним почитается владычица Бельтис как его жена и великая мать и богиня земли.

Эти города в первое время имели гораздо большее значение, чем Вавилон. Борсиппа, родственный лишь в позднейшее время, и был в полной зависимости от Вавилона, так что вавилонский солнечный бог Мардук считался отцом Неба, солнечного бога Борсиппы. Так как на культ Мардука было перенесено многое из культа Бела в Ниппуре, то относительно древнего местного культа Вавилона можно сказать с достоверностью только одно, что Мардук почитался в качестве солнечного бога. Сарпанит есть жена Мардука, лучезарная богиня жизненной силы. Может быть, она олицетворяет собою утреннюю зарю. Более ранним был культ Нергаля в Куфе. Достаточно рано Нергаль, бывший сначала солнечным богом, был вместе со своей женой Аллату поставлен в ближайшую связь с подземным миром. И самый подземный мир, как город мертвых, был назван по имени города, где был культ Нергаля, Куфа. Но и в качестве божеств подземного мира Нергаль и Аллату были богами - творцами жизни и плодородия.

Большую важность и большее влияние получили местные культы Южного Вавилонского царства. Центральным пунктом его был Ур, в котором почитался бог луны Син под названием Наннар,«светящий». Он считался старшим сыном Бела, но признавался за первого из богов; Он вносит свет в темную ночь; он - сильный, молодой небесный дикий телец, творящий бог. На одной древневавилонской цилиндрической печати из Ура он изображен на троне и над ним серп луны. По семитическому понятию, луна важнее для произрастания, чем солнце, которое часто своим палящим, истребительным зноем убивает жизнь. Его жена Нанна есть великая владычица; храм ее называется домом неба. Позднее она смешивается с Истар. Ур несколько раз уступал высшее господство Ларсаму с его солнечным культом и Ниппуру, но в религиозном отношении город лунного бога сохранил свое первоначальное высокое положение и имел очень значительное влияние на северо-вавилонскую религию.

Раскопки в Сирпурла (Теллох) заключают в себе древнейшие остатки южно-вавилонской культуры. Предполагают, что на месте Сирпурла был древний Лагас. Надписи здесь представляют особенный интерес в силу того обстоятельства, что они уже во времена владычества в Сирпурла царей-жрецов, около 2800 г., указывают на богатый и распространенный культ с уже выработавшимся вавилонским пантеоном. Местным богом в Сирпурла был Ниниб (Нингирсу), воинственный солнечный бог, властитель оружия, сильный боец Бела. Рядом с ним стоит его супруга Ба'у, которой был посвящен

особый праздник в начале года, мать богов, милостивая, дочь Ану, небесного бога. Наравне с Ба'у почиталась ее сестра, Нина, богиня воды, а следовательно, и плодородия, впоследствии приравненная к Истар.

Местный бог Урука был небесный бог Ану (со своей супругой Анату). Но имеющиеся сведения указывают почти исключительно на культ Истар, которая в Уруке называлась Нана. Она почиталась здесь как богиня вечерней звезды и, как таковая, называлась небесной владычицей. Храм ее называется домом неба. Культ Нана в Уруке представляет поразительное сходство с культом Анунит в Агане. Изображения ее как героини эпоса об Издубаре встречаются на цилиндрических печатях как в Уруке, так и в Агане. Подобно Анунит, она есть богиня войны и владычица жизни природы. Только в урукской Нана сильнее выступает характер богини чувственной любви и, соответственно этому, она имеет здесь также мрачный характер, как губительная, смертоносная богиня. Культ Таммуза как солнечного бога, по-видимому, также существовал в Уруке с самого начала.

Самый южный город Вавилонии - Эриду. Очень вероятно, что он был основан при море или совсем близко от него. Здесь был культ Эа, доброго морского бога который живет в глубине моря и является хранителем неизмеримо глубокой и таинственной мудрости. Ни в одном из местных культов, если не считать Мардука в позднейшее время, божество не сохраняло такой крепкой связи с первоначальным местом своего богослужения и не было так неразрывно соединено с ним в народном представлении, как морской бог Эа с городом Эриду. Это указывает также и на первоначальное особенное значение Эа как водяного бога, которое не совпадало ни с каким другим местным культом кого-либо из небесных богов. Из Эриду происходят сильные заклинания. Вода находится в плодоносном супружестве с землей. Дамкина, жена Эа, есть властительница земли - и в качестве ее супруга творящий морской бог носит также титул владыки земли. Как и Ур, священный город Эриду с его культом относится к главным древним священным городам Вавилонии.

www.sunhome.ru

Идеология и культура Вавилона Вавилонская религия

Идеология и культура Вавилона

Вавилонская религия

Вавилонское рабовладельческое общество, будучи наследником древнего Шумера, восприняло и достижения его культуры. В свою очередь вавилонская культура оказывала огромное влияние на культурное развитие современных ей народов Передней Азии и даже далёкого Египта. Немало её достижений вошло впоследствии в состав культуры древних греков и других народов Европы и Азии. Огромное историческое значение вавилонской культуры определяется положительными достижениями науки и искусства. Эти достижения были велики, несмотря на то, что характер вавилонской культуры в значительной мере определялся религиозной идеологией. Вавилонская религия навязывала человеку идею его бессилия перед сверхъестественными силами, которые, по вавилонским верованиям, навеки установили мировой порядок и существовавший общественный строй; она мешала подлинному познанию мира и препятствовала активному воздействию человека на окружающий мир.

Старые боги шумеро-аккадского пантеона сохраняли свое значение и в религии Вавилонии, но религиозные воззрения значительно усложнились.

Унаследованный от глубокой древности культ умирающего и воскресающего бога растительности имел широкое распространение. Олицетворением умирающей и вновь воскресающей растительности был бог Таммуз (Думузи) —возлюбленный богини Иштар.

Немаловажным божеством был бог грозы и дождя — Адад (у шумеров Ишкур), почитавшийся особенно в более северных районах, где известную роль для земледелия играло орошение дождевыми водами (“воды Адада”).

В Вавилонии почитался ряд местных богов, отождествлённых с небесными светилами. Важную роль играли божества Солнца и Луны — Шамаш и Син. Иштар, соответствующую шумерской Инанне, богине Урука, олицетворяла планета Венера. В кроваво-красной планете Марсе видели Нергала, бога войны, болезней и смерти, главного бога города Куту. Бог мудрости, письма и счёта Набу (что соответствует западно-семитскому наби — “пророк”), почитавшийся в соседней с Вавилоном Борсиппе, сопоставлялся с планетой Меркурием. Наконец, с планетой Сатурном был сопоставлен Нинурта, бог удачной войны. Бог Мардук отождествлялся с самой большой планетой— Юпитером. Семь главных астральных (звёздных) богов вместе с триадой — Ану, Бел (Энлиль), Эа — играли важнейшую роль в религии Вавилона. В честь этих богов храмовые башни строились или в три этажа (небо, земля, подземная вода) или в семь (семь планет). Пережитком почитания вавилонских астральных богов является современная семидневная неделя. В некоторых западноевропейских языках названия дней недели и в настоящее время отражают имена семи божеств.

В Вавилонии получил большое развитие культ умерших царей и обожествление самой царской власти. Цари провозглашались стоящими неизмеримо выше людей, и их власть укреплялась в сознании эксплуатируемых народных масс как священная власть.

Вавилонское жречество воздействовало на народные массы пышностью культа в громадных храмах с их величественными ступенчатыми башнями—зиккуратами. Сохранились сведения о большом количестве храмовой утвари из золота, а также о богатейших жертвах, приносимых ежедневно на алтари храмов. Обожествление царской власти, внушение покорности богам и царю, ставленнику рабовладельческой знати, были основой культа.

В истории Двуречья неоднократно выдвигалось то или другое государство, которое выступало претендентом на господство над своими соседями. Наиболее удачливым претендентом на господство над всей долиной выступил, как выше было показано, Вавилон. Это нашло своё отражение и в той роли, которую стал играть Мардук, бог-покровитель Вавилона, в основном мифе о мироздании.

В вавилонском мифе о сотворении мира (в основу этого мифа был положен аналогичный шумерский миф), написанном на семи глиняных табличках, рассказывается, что сперва был хаос, водная пучина, которая олицетворялась в виде чудовища Тиамту. Родившиеся из недр её боги задумали погубить Тиамту, внеся порядок в хаос. Тиамту, узнав об этих замыслах, решила в свою очередь уничтожить богов. Один лишь Мардук (в более древней версии Энлиль) не убоялся её и выразил готовность вступить с ней в борьбу, но потребовал в случае победы над Тиамту полного подчинения богов его господству, чтобы “непреходящим и беспрекословным был бы приказ его уст”. Когда боги на своём совете приняли требование Мардука, последний вступил в единоборство с Тиамту и, убив её, создал из её тела небо со звёздами, землю с растениями, животными и воду с рыбами. Завершением мироздания являлось сотворение человека, созданного из глины и из крови одного из богов, казнённого за измену богам и помощь Тиамту. Обязанностью человека стало жертвоприношение богам.

Таково краткое содержание очень древнего мифа о сотворении мира, обработанного вавилонским жречеством. Политическая тенденция выступает в этой обработке чётко и определенно. Вавилон победил, и все прочие города подчинились ему как наиболее сильному; надлежало закрепить эту победу указанием на то, что с начала мира самым мощным из богов был Мардук, бог-покровитель Вавилона.

Таким образом, бог Мардук был объявлен царём богов, но вавилонские жрецы в стремлении возвеличить своего бога не довольствовались этим. В дальнейшем они пытались слить в образе Мардука образы всех великих богов Вавилонии. Об этом свидетельствует, в частности, более поздний религиозный текст, объявляющий великих богов теми или иными проявлениями Мардука: бога войны, болезни и смерти Нергала — Мардуком силы, бога письменности Набу — Мардуком мудрости, бога Луны Сина — Мардуком ночного света и т. д. В особенности же стремилось вавилонское жречество включить в образ Мардука популярный образ умирающего и воскресающего бога. Об этом свидетельствует текст из храмовой библиотеки города Ашшура, посвящённый страстям Бела-Мардука, его казни и возвращению к жизни. Согласно этому мифу Бола-Мардука казнят на судилище у подземного царства вместе с каким-то преступником. Окровавленную одежду бога очищает богиня, любовь которой сильное смерти. Уход бога в подземное царство вызывает на земле ожесточённые смуты, жена Бела-Мардука, “владычица Вавилона”, спускается за ним в подземное царство, и бог воскресает к новой жизни.

Этот вкратце изложенный миф, несомненно, косвенно повлиял на оформление евангельского мифа о Христе. Как миф о мироздании, так и миф о страстях Бела-Мардука читались в главном храме Вавилона в новогодний праздник. В этой части ритуала новогоднего праздника имеется зародыш религиозной драмы. Миф об умирании и оживлении природы составляет основу и вавилонского мифа о схождении богини. Иштар в “страну без возврата”, т. е. в царство мёртвых. В этом мифе, также переработанном из шумерского, дошедшем до нас в прекрасном стихотворном изложении, действующей силой выступает женское начало — богиня Иштар, богиня любви и плодородия, а также её жестокая противница богиня Эрешкигаль. В этом нельзя не видеть некоторых пережитков представлений времени господства материнского рода.

Мощным средством воздействия жречества на народные массы была магия. Путём магических формул жрецы-заклинатели “спасали” людей от болезней и несчастий, “вызванных” злыми духами, ведьмами и колдунами. Жрецы-предсказатели якобы предвещали своим искусством человеку грядущую беду и пытались предотвратить её при помощи колдовства. Прорицания давались на основании полёта птиц, восхода и захода небесных светил (астрология), по форме печени овцы и т. д. Вавилонские заклинания и прорицания оказали сильнейшее воздействие на религию соседних стран, а при посредстве хеттов — и на греческую религию. Античный же мир передал многие элементы из вавилонской магии и средневековой Европе.

^

Письменность вавилонян, унаследованная ими от шумеров, была хорошо развитой клинописью, приспособленной к особенностям семитического аккадского языка. Этот язык во II тысячелетии до н. э. стал общепризнанным языком дипломатической переписки. Вавилонскую клинопись изучали даже в писцовых школах далёкого Египта. Клинописью написаны многочисленные документы, религиозные тексты, сказания.

Господство религии и жречества в области идеологии являлось определяющим для вавилонской литературы. Даже популярные произведения устного народного творчества подвергались обработке в духе господствующей идеологии. Характерным для вавилонской литературы того времени является настойчивое подчёркивание слабости человека и ограниченности его возможностей, проповедь смирения и покорности человека порядкам, установленным самими богами, и власти обожествляемых царей. Подвергались обработке и приспособлялись к новым успениям древние мифы и предания, вроде упоминавшихся уже ранее мифов о сотворении мира, о нисхождении богини Иштар в царство мёртвых и др.

Обработке подверглись также шумерские сказания о Гильгамеше. Возможно, что именно к этому Времени были сведены в единый эпос ранее существовавшие разрозненные предания о Гильгамеше, хотя некоторые исследователи относят создание этой эпической поэмы ещё к концу III тысячелетия. Вавилонская обработка сказалась, в частности, в трактовке образа главного героя эпоса.

Содержание эпоса о Гильгамеше в том виде, в каком он был написан на аккадском языке, таково: Гильгамеш, царь Урука, не находя применения своим могучим силам, угнетает жителей Урука. Услышав их молитвы, боги создают первобытного человека — героя Энкиду, живущего со зверями. Энкиду было предназначено сделаться другом Гильгамеша и направить его силы на совершение подвигов, полезных людям. Соблазнённый любовью к женщине, Энкиду должен был порвать прежнюю свою тесную связь с природой и прибыл в Урук, где, померившись силами с Гильгамешем, стал его другом. Друзья совершают ряд подвигов на пользу людям, в том числе убивают хранителя кедров, чудовище Хумбабу (по-шумерски — Хуваву). Затем Гильгамешу предлагает свою любовь богиня Иштар, но тот отвергает её и, вместе с' Энкиду, убивает посланного против них богиней чудовищного быка. При этом Энкиду наносит тяжкое оскорбление богине и за это должен умереть.

Перед Гильгамешем встаёт вопрос о смертности людей. Несмотря на уговоры богов и людей, несмотря на величайшие препятствия, он предпринимает путешествие на край света, где находится переживший потоп герой Утнапиштим (Зиусудра). Тот рассказывает ему историю потопа и своего спасения, но уверяет Гильгамеша, что вечной жизни для человека быть не может. Тем не менее, он помогает Гильгамешу найти волшебное растение, освобождающее человека от старости. Гильгамеш решает разделить его со своим народом, но на обратном пути растение похищает змея. Поэма первоначально кончалась похвалой мудрецам, построившим древние стены Урука и тем создавшим вечную ценность.

Эта мужественная и глубокая по мысли поэма, герои которой выступают как поборники блага людей и богоборцы, подверглась тенденциозной переработке в господствовавшем духе проповеди смирения и покорности богам. В частности, в конце к поэме был прибавлен перевод проникнутой религиозным духом шумерской песни о том, как Гильгамеш вызывал из преисподней дух Энкиду и тот рассказал ему о печальной судьбе мертвых, страдающих от голода и жажды. Эта судьба несколько облегчается якобы лишь выполнением соответствующих погребальных обрядов и принесением жертв.

Эпос о Гильгамеше был написан стихотворным размером, основанным на счёте ударении. Точное представление о подлиннике даёт прекрасный перевод первых строк эпоса, сделанный крупнейшим советским ассириологом В. К. Шилейко с полным учётом размера подлинника.

Об увидавшем все до края мира,

О проницавшем все, постигшем все.

Он прочел совокупно все писанья,

Глубину премудрости всех книгочётов.

Потаённое видел, сокровенное ведал,

И принес он весть о днях до потопа.

Далеким путем он ходил, но устал и вернулся,

И записал на камне весь свой труд.

В вавилонской литературе появляются зачатки драмы в форме религиозных мистерий, а также лирики, элементы которой мы находим и различных гимнах, молитвах и т. д. Нам известно, что существовала и светская лирика, но образцы её не дошли до нас.

^

Математика, которая решала в Вавилонии ряд практических задач, существенных для измерения полей, создания построек и ирригационных сооружений и т. п., оказалась более свободной от влияния религиозных представлений и смогла достигнуть в храмовых школах Вавилонии наибольших успехов. В одном вопросе вавилонская математическая наука стояла даже несколько выше позднейшей древнегреческой, а именно в вопросе написания всех мыслимых чисел минимальным количеством цифровых знаков. В вавилонской математике, как и в современной, был осуществлён принцип, согласно которому одна и та же цифра имеет различную числовую значимость в зависимости от места, занимаемого ею в числовом контексте (позиционная система). Однако в Вавилонии, наследнице культуры Шумера, числовая система покоилась не на десятичной основе, а на шестидесятеричной. Вавилонская числовая система продолжает жить и в наше время в делении часа на 60 минут, минуты на 60 секунд, а также в делении окружности на 360 градусов.

Вавилонские писцы решали планиметрические задачи, используя свойства прямоугольных треугольников, сформулированные впоследствии и виде так называемой пифагоровой теоремы, а в стереометрии решали такую сложную задачу, как измерение объёма усечённой пирамиды. Доказано, что вавилонские математики являлись основоположниками алгебры, поскольку они решали в некоторых случаях уравнения с тремя неизвестными. Они могли также в ряде случаев извлекать не только квадратные, но и кубические корни. В определении числа ПИ, т. е. отношения окружности к диаметру, вавилоняне пользовались лишь грубым приближением, определив ПИ числом “три”. В решении данного вопроса вавилонская математика стоит ниже египетской, которой удалось достигнуть более точного приближения (3,16).

Вследствие потребностей высокоразвитого ирригационного земледелия наряду с математикой в Вавилонии больших успехов достигла и астрономия. Основы звездной карты в той мере, в какой она может быть установлена без применения телескопа, были созданы в Вавилонии и, вероятно, через хеттское общество переданы европейским странам Средиземноморья. В своём дальнейшем развитии вавилонская астрономия оказала значительное влияние на греческую науку. Но вавилонская астрономия не смогла оторваться от тех религиозных воззрений, которые подчиняли себе изучение в то время любого конкретного явления окружающего мира. Вавилонская астрономия была тесно связана с астрологией, и между ними трудно провести чёткое разграничение.

Медицина и химия были переплетены с магией. Тщательно разработанные колдовские действия сопутствовали, например, изготовлению плавильной печи, установке её и работе на ней. Наши сведения о вавилонской химии, к сожалению, ещё ограниченны вследствие трудности понимания соответствующих клинописных текстов, часто намеренно, в магических целях, затемнявшихся древними писцами.

Зоология, ботаника и минералогия нашли своё выражение в одних лишь длинных списках названий животных, растений и камней. Впрочем, эти списки могут быть отнесены скорее к филологическим справочникам, которыми были столь богаты писцовые школы Вавилонии, обращавшие большое внимание на изучение языка, его словарного состава и грамматики.

Интерес к проблемам языка в значительной мере был обусловлен тем, что у вавилонских жрецов вымерший к тому времени шумерский язык продолжал играть роль священного языка. Кроме того, без знания шумерского языка нельзя было правильно применять для аккадского языка письменность, сложившуюся первоначально на основе шумерского языка. Поэтому вавилонские писцы были поставлены в необходимость изучать наряду со своим, аккадским языком ещё и второй, чуждый им язык. Это изучение заставляло их более сознательно относиться и к своему родному языку. Наряду со словарным составом вавилоняне стали впервые изучать и грамматику.

Меньшие достижения, нежели языкознание, имеет вавилонская историография. Несколько хроник свидетельствуют лишь о зачатках исторических знаний.

Среди памятников вавилонской литературы до нас дошли произведения, в которых можно найти зачатки философской мысли. Некоторые произведения такого рода стоят под непосредственным влиянием традиционной религиозной идеологии. Проповедь беспрекословной покорности перед волей всесильных богов, внушение людям обязанности работать на богов и царей и оправдание духовного рабства — такова мысль подобных произведений. Например, так называемая “Поэма о невинном страдальце” ставит вопрос о причинах человеческих страданий и отвечает, что постичь эти причины невозможно, ибо “кто постигнет замысел богов на небесах?”.

О наличии в вавилонском обществе течения, знаменующего собой некоторый отход от традиционного религиозного мировоззрения, свидетельствует замечательный литературный памятник, известный под названием “Диалога между господином и рабом”. В этом произведении господин, разговаривая со своим рабом, высказывает одно за другим различные пожелания, а раб одобряет каждое из этих желаний своего хозяина. Когда же последний отказывается от своего желания, то раб и тут соглашается с ним, приводя при этом веские аргументы и в пользу отказа. Тем самым доказывалась тщетность всех чаяний и помышлений господина: его надежды на милость паря, надежды найти забвение в пиршестве или в любви к женщине, надежды на спасение при помощи магии, молитвы или жертвы. Бесцельно следовать обычным предписаниям добродетели, ибо смерть всех уравнивает, как утверждает раб, обращаясь к своему господину: “Подымись на холмы разрушенных городов, пройдись по развалинам древности и посмотри на черепа людей, живших давно и недавно: кто из них был злым и кто из них был добрым?”. Диалог закапчивается утверждением, что господин, пожелавший убить своего раба, переживёт его всего лишь на “три дня”.

Автор этого замечательного по силе языка и мысли произведения нашёл в себе мужество подвергнуть сомнению традиционное мировоззрение, но не создал, однако, взамен его ничего нового.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fundarabist.ru/

skachate.ru

Вавилон

     СОДЕРЖАНИЕ      Введение      1. Религия древнего Вавилона.      2.Вавилон в библейских легендах.      2.1. Пророчество Исайи.      2.2. Две истории о Данииле.      2.3. Вавилонское столпотворение.      3. Природа Двуречья.      4. Общественное устройство.      5. Храм  -  центр  экономической,  политической и культурной  жизни.      6. Возвышение Вавилона.      7. Искусство Вавилона.      8. Законы и суд в древнем Вавилоне.      Заключение.

     ВВЕДЕНИЕ      Сотни лет отделяют  нас  от  огромного  цветущего  города, называемого Вавилон,  или  Ворота  бога.  Бывший  прежде  лишь небольшим провинциальным поселением в среднем течении Евфрата, в 18-19  вв.  до  н.э.  Вавилон  расширился,  завязал  торговые отношения с разными странами  мира.  Высокого  расцвета  в  нем достигли науки, литература и искусство.      Однако многие   художественные   памятники,   испепеленные войной,  разграбленные и сожженные,  дошли до нас  в  ничтожном состоянии. О   Вавилоне   мы   больше   знаем   по  письменным источникам. Из них известно, что древнейшими жителями Двуречья были шумеры на юге и аркадцы на севере.      1. РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА.      Очень важной особенностью  этой  эпохи  является  то,  что ранняя древность  не  знала национальной и религиозной вражды. Противоположная точка зрения,  согласно которой национальная и религиозная вражда   столь  же  древни,  как  и  человечество, присущи, так сказать,  самой человеческой натуре,  не основана на фактах  и  служит  лишь  для  оправдания националистической пропаганды.      Отметим, что  религиозная  вражда появляется лишь вместе с догматическими религиями (поздним иудаизмом,  христианством  и исламом), т.е.  с  теорией,  согласно  которой существует лишь одна "истинная вера", а сторонники других мер суть приспешники зла или в лучшем случае заблудшие. Многобожие ранней древности легко принимало любых богов и любые  культы.  Каждый  человек, разумеется, прежде всего чтил богов своей общины, но признавал существование иных богов,  а приехав в  чужую  страну,  спешил принести жертвы ее "хозяевам", т.е. местным богам.      Исходя из   всего   этого,   следует   подчеркнуть,    что встречающиеся в  научной литературе (главным образом западной) рассуждения о   "соперничестве"   шумеров   и   аркадцев,    о "покорении" первых  вторыми,  о "шумерском возрождении" и т.п. не имеют  под  собой  научной  почвы.  Правильнее  говорить  о господстве той  или  иной  общины  или династии (шумерской или аркадской, что было в значительной степени делом случая).      2. ВАВИЛОН В БИБЛЕЙСКИХ ЛЕГЕНДАХ.      2.1. Пророчество Исайи.      "И Вавилон,   краса   царства,   гордость  халдеев,  будет ниспровергнут богом,  как  Содом  и  Гоморра.   Не   заселится никогда, и  в  роды родов не будет жителей в нем.  Не раскинет аравитянин шатра  своего,  и  пастухи  со  стадами  не   будут отдыхать та.  Но  будут  обитать  в  нем  звери пустыни и домы наполнятся филинами;  и страусы поселятся,  и  косматые  будут скакать там.  Шакалы  будут  выть  в чертогах их,  и гиены - в увеселительных домах.  Близко время его,  и  не  замедлят  дни его"(Кленгель-Бранд Эвелин "Путешествие в Древний Вавилон" М., 1979 г.).      Это мрачное  предсказание  пророка  Исайи о судьбе славной столицы - Вавилона - содержится в  Ветхом  завете.  Наряду  со многими другими   подобными   текстами   в  пророчестве  Исайи говорится о  возвышении  и  гибели  царства,   само   название которого стало   нарицательным   для   обозначения  роскоши  и богатства, греха и разврата.  Многие предания,  пророчества  и изречения Священного   писания   христиан   связаны  с  именем Вавилона и прочно вошли в  мир  представление  нашей  западной культуры. До сих пор еще живут такие библейские выражения, как "вавилонский грех" или  "вавилонское  столпотворение".  Многие исторические события  -  войны  и завоевания - тесно связывают город Вавилон с судьбой иудейского народа.  Такие события, как угон населения Иерусалима в вавилонский плен, объясняют частые упоминания имени  Вавилона  в  Священном  писании  в  одиозном смысле.      2.2. Две истории о Данииле.      Вот например история о Данииле.  В  ней  рассказывается  о том, как  в  городе  Вавилоне жил царь Навуходоносор. Завоевав Иерусалим, он многих взял в плен.  Пленные в Вавилоне не могли молиться Господу.    Жители   Вавилона   поклонялись   идолам, Навуходоносор хотел  и  пленных  заставить  ему   поклоняться. Одного из пленников царя звали Даниил.  Он и его друзья ничего не ели во дворце царя,  кроме воды  и  хлеба.  Но  становились красивее, чем  другие  пленные,  потому  что  о  них заботился Господь.     Однажды Навуходоносору  приснился очень странный сон.  Он приказал созвать всех мудрецов страны, чтобы разгадать его. Но случилось так,  что  царь  забыл свой сон.  Разгневавшись,  он грозился убить мудрецов.  Услышав об этом,  во дворец  пришел Даниил. Он сказал царю, что если тот даст ему один день сроку, то сон будет разгадан.  Вернувшись домой,  Даниил стал  молить Бога о  помощи.  Тогда  бог рассказал Даниилу сон царя.  Утром Даниил рассказал сон царя,  а также дал его толкование. Даниил был допущен    к    управлению    страной,   став   помощником Навуходоносора.      Некоторое время  спустя  Навуходоносор  приказал построить великолепную статую   идола   из   чистейшего   золота.   Было объявлено, что  те,  кто  не  поклонится статуе,  будут заживо сожжены. Среди присутствующих был и Даниил со своими друзьями. Все люди  опустились  на  колени,  а  еврейские юноши остались стоять. Они были верны Господу и не могли изменить своей вере. Царь приказал  связать  бросить  непокорных в огонь.  Когда их бросили в печь,  люди увидели,  что веревки лопнули, но одежда не загорелась,  и огонь не причинил им вреда.  Рядом с юношами в печи стоял ангел,  посланный богом.  Царь позвал их,  и друзья вышли из  огня.  Они были невредимы.  Тогда царь Навуходоносор сказал, что теперь он верит:  Господь - единственный настоящий Бог.      Вот еще одна легенда. Вавилоном стал управлять царь Дарий. Даниил  был  близок  к нему и помогал во многих делах.  Дарий очень любил Даниила,  это не нравилось остальным  слугам  царя. Против Даниила был организован заговор.     Придя во дворец царя,  враги Даниила сказали Дарию: "Царь, путь тридцать  дней  все  жители страны обращаются с просьбами только к тебе". Суть этого плана состояла в том, что молитва к Господу -  это тоже просьба.  Все знали,  что Даниил не сможет пропустить молитвы.  Три раза в день он  опускался  на  колени перед открытым окном своего дома, чтобы помолиться Господу. Слуги царя,  не любившие  Даниила,  тоже  это  знали.  Они посоветовали царю:  "Пусть тот,  кто нарушит твой приказ в эти тринадцать дней,  будет строго наказан!" Во дворе вырыта была  яма, в которой жили львы. Провинившегося было решено бросить в нее .  Царю Дарию понравилось это предложение,  и он  подписал приказ, запрещающий  в  течение  тридцати  дней  обращаться  к кому-либо с просьбами, кроме царя.     Даниил не  мог  подчиниться  этому  приказу.  Открыв  окно своего дома,  которое выходило в сторону Иерусалима, он трижды в день продолжал молиться Господу.      Однажды утром, когда Даниил начал свою молитву, слуги царя ворвались в его дом.  Они увидели, что Даниил стоит на коленях и молится.  Даниила схватили и привели  к  царю.  Дарий  понял замысел недругов  Даниила,  но  царское  слово  - есть царское слово. Дарий сказал:  "Я надеюсь,  что Бог не  оставит  тебя". Даниила привели во двор дворца и бросили вниз ко львам.     Прошла ночь.  Дарий увидел,  что Даниил жив. Господь снова послал своего ангела, и тот спас Даниила ото львов.      2.3. Вавилонское столпотворение.      Еще одна рассказанная Библией легенда закрепила  в  памяти людей имя  Вавилона.  Это  история  строительства  Вавилонской башни и смешения языков.  Эта легенда гласит: жители Вавилона, возгордившись, решили  построить  огромную  башню,  или столп, высотой до самого неба.  "Сошел Господь  посмотреть  город,  и башню, которые    строили   сыны   человеческие"   (Быт.11:5). Разгневавшись на людей за столь нечестивый замысел,  Бог решил воспрепятствовать строительству башни (столпотворению) и с этой целью "смешал" языки строителей,  которые с тех пор  перестали понимать  друг  друга  и  в  результате  не  смогли продолжить начатую работу.  Яркое описание этого  события  на  протяжении веков  будоражило фантазию людей и породило многие попытки его художественного воплощения.   Иудеи   и   христиане    считают Вавилонскую башню символом тщеславия, наказуемого Богом.     Некоторые историки  считают,  что  прообразом  Вавилонской башни является вавилонская пирамида - зиккурат,  или культовая башня. По данным археологии она состояла из 7 ярусов, а высота ее равнялась 90 м. Это было огромное культовое сооружение.    3. ПРИРОДА ДВУРЕЧЬЯ.      Говоря о   древнем   Вавилоне,   нельзя  не  вспомнить  об удивительной красоте природы этого края.  В древности низовья Тигра и Евфрата выглядели  иначе,  чем теперь. Персидский  залив  (вернее,  его  лагуна)  простирался гораздо дальше к северу,  а Тигр и  Евфрат  не  соединялись  в единое русло     Шатт-эль-Араб,    а    впадали    в    лагуну самостоятельными устьями.  Пространство между ними было  почти целиком занято   болотами,   озерами,   зарослями  гигантского тростника. Более высокие участки  представляли  собой  подобие саванны с  высокой травой и кустарником.  Тростниковые заросли были обиталищем ядовитых змей и москитов,  там  свирепствовала болотная лихорадка.  В  кустарниках  жили львы и леопарды,  на открытых пространствах -  огромные  свирепые  туры.  Возможно, водились и слоны.  Маленькие человеческие общины отделены друг от друга  почти  непреодолимыми  препятствиями.  Единственными путями сообщения   служили   речные   протоки.  Хотя  наносная лессовая почва была исключительно плодородна, урожаю постоянно угрожали несвоевременные разливы или,  наоборот,  засухи. Если половодье совпадало с сильны южным ветром,  нагонявшим воду  с лагуны, катастрофическое  наводнение  сносило жилища, амбары и уничтожало посевы.  Всемирный   потом   -   не   выдумка,   он действительно имел   место,  и  даже  неоднократно.  Ведь  для древнейшего обитателя Двуречья оно и было "миром".      Скудная, полная  опасностей  и  невзгод жизнь долгое время ограничивала рост населения. Но постепенно люди укротили реку. Вероятно, они  начали  строить  дамбы  и  каналы,  имея весьма скромную задачу:  оградить свои поля  от  наводнений,  отвести лишнюю воду. Но затем поняли, что эти сооружения могут служить и более важным целям. Дело в том, что в Месопотамии (в отличие от Египта)  разлив  рек  происходил  в  неподходящее  время  - весной, а хлеб сеют осенью.  Жители Двуречья догадались, что с помощью дамб  и  каналом  можно запасать воду,  приводить ее в нужное место и в нужное время.  Следствием перехода к  системе искусственного орошения     явилось     огромное     повышение производительности труда.  Хотя каждый общинник не менее  двух месяцев в  году работал на оросительных системах,  эта тяжелая работа окупалась   с   лихвой.   Урожай   теперь   был   почти гарантированным и  весьма  высоким  (иногда - сам-шестьдесят). Появилась возможность  накопления  материальных  благ,   стало быстро расти население,  и,  следовательно, началось классовое расслоение общества.  Войны,  которые   раньше   сводились   к случайным стычкам из-за охотничьих угодий, похищенных женщин и т.п., теперь велись с целью  грабежа,  расширения  территории, захвата каналов или естественных ответвлений русла Евфрата.      Все эти   обстоятельства,   как   показала   историческая наука,    приводит   к   перемене   общественного устройства: совершается переход от первобытнообщинного строя  к государству.  Центры  общин  теперь  окружены  стенами,  под защиту которых  постепенно  собирается  почти  все   население данной общины.  Эти  городские  стены  были  предметом  особой гордости общинников и воспевались в эпосе.  Так,  в междуречье Тигра и Евфрата, а также на р. Дияле, притоке Тигра, сложились десятки небольших  городов-государств,  или  как  их   принято именовать в науке, новых государств.      4. ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО (от первобытной демократии к единоличному правлению).      Теперь отвлечемся  от библейских мифов и посмотрим,  каким же в реальности был древний  Вавилон.  Важной  характеристикой любой страны  является  ее  общественное  устройство.  Вот как обстояло дело в Вавилоне.      Города-государства Двуречья   долго  еще  сохраняли  черты первобытной демократии.  Во  главе  общины  стоял   правитель, носивший в  разных  общинах разные титулы:  эн (верховный жрец главной местной   богини   и   ее   "земной   супруг"),   энси (жрец-строитель?), лугаль  (вождь,  букв.  "большой  человек", "господин"; лишь позднее этот термин стал обозначать  "царь"). Рядом с ним (а часто и выше) - совет старейшин.  Окончательное решение по  всем  важнейшим  вопросам  принадлежало  народному собранию, куда входили все свободные взрослые мужчины.  Однако очень скоро  обсуждение  в  народном  собрании  стало   чистой формальностью, ибо  возражать  правителю,  обладавшему большим богатством и   распоряжавшемуся   храмовой   дружиной,    было небезопасно.  Власть правителя общины поначалу не  была  наследственной: правитель был  "избранником"  главного  божества данной общины (посредством оракула или жребия).  Но  довольно  скоро  власть стала наследственной,  хотя  в  принципе всякий царь и в более поздние времена считался "избранником великих богов".     5. ХРАМ-ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ И         КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ .      Храм -   сердце   города,   колыбель   культуры    народа. Рассмотрим, каким был древний храм в Вавилоне. Храм был центром экономической,  политической и культурной жизни общины.   Здесь  хранились  общинные  запасы  на  случай неурожая. Торговые  агенты  храма  совершали   путешествия   в дальние страны,  где  выменивали на хлеб,  масло и ремесленные изделия многие виды сырья,  которые отсутствовали в  Двуречье: дерево, металлы,  камень и т.п.  Эти торговые агенты выполняли также и частные поручения,  причем добирались даже до Индии  и Омана. Торговля была важным источником обогащения для общинной верхушки. Храму принадлежала также значительная часть общинных земель, из  которых  выделялись большие наделы для должностных лиц: высших  жрецов,  судей  и  т.п.   Наделы   обрабатывались зависимыми от храма людьми, а также рабами. Наконец, при храме находилась школа,  в  которой  обучали   письму,   математике, музыке, астрономии  и  ряду  других наук.  Именно возникновение обширного храмового хозяйства,  а с ним и необходимости  учета привело к созданию письменности.      Вопрос о том, какой именно народ создал  эту  письменность (возможно, первую   в  истории  человечества),  до  недавнего времени оставался дискуссионным.  Высказывалось,  в частности, предположение, что   письменность   была  создана  дошумерским населением юга   Двуречья.   Недавно   было   доказано,    что письменность создали   именно  шумеры.  Честь  этого  открытия принадлежит российской науке. Архаические ("протоклинописные") тексты до  сих  пор  плохо поддаются расшифровке,  хотя в ряде случаев понять  их  (или  по  крайней  мере   получить   общее представление об  их  содержании)  можно.  Однако появляющиеся иногда в  научно-популярных  изданиях  пространные  "переводы" архаических шумерских текстов не следует принимать всерьез.      6. ВОЗВЫШЕНИЕ ВАВИЛОНА.      Теперь кратко обрисуем обстоятельства, при которых Вавилон из небольшого городка превратился в столицу великого царства.     Политический хаос,  возникший  после  падения  царства   Ш династии Ура,  длился  около  двух веков.  Мелкие и мельчайшие царства, на которые вновь распалась Месопотамия,  находилась в состоянии почти непрерывных войн друг с другом.  Недолговечные союзы вновь сменялись  яростной  враждой.  В  этой  обстановке важное политическое    значение    приобрели    вторгшиеся   в Месопотамию племена амореев.  Частично они перешли  к  оседлой жизни, частично продолжая кочевать. Эти воинственные пришельцы быстро усвоили аркадский язык  и  культуру,  но  долгое  время сохраняли родо-племенной строй. Месопотамские царьки наперебой старались заручиться поддержкой со стороны  вождей  аморейских племен, обладавших  немалой военной силой.  Но скоро эти вожди поняли, что и сами могут извлекать выгоды из такого  положения дел. Сначала  вождь  сильного  племени  поступал  на  службу к какому-нибудь царю,  делался начальником его  армии  и  первым вельможей. Затем  он  свергал своего "нанимателя" или объявлял себя наследником.  Не прошло и сотни лет,  как почти  во  всех государствах Месопотамии появились аморейские династии.      Одна из таких династий утвердилась и в Вавилоне - скромном провинциальном городке,   не  имевшем  никакого  политического значения. Удивительно целеустремленная и ловкая политика  этой династии (плюс,  разумеется, удача) превратили Вавилон к концу царствования Хаммурапи   в    столицу    огромного    царства, охватывавшего всю  Месопотамию.  Преобразование месопотамского пантеона, в  котором   теперь   центральное   место   занимает бог-покровитель Вавилона   Мардук,   а   также  провозглашение Вавилона вечным  обиталищем  "царственности"  показывают,  что вавилонские цари  не только полагались на силу оружия,  но что хорошо понимали и  роль  идеологии.  И  надо  сказать,  что  в идеологии их  успехи  оказались даже более прочными.  Вавилону предстояло еще   раз   испытать   нашествия   врагов,   горечь поражений. Но  престиж  его  неизменно оставался высоким. Даже тысячелетие спустя, когда Вавилония была завоевана ассирийцами, они не присоединили ее к своему царству,  как обычно поступали с завоеванными странами.  Вместо этого ассирийские цари  стали короноваться также  и  в  качестве  царей  вавилонских.  Затем Вавилония вернула  себе  независимость  и  приняла  участие  в разгроме Ассирии.  Но  еще до этого в письме ассирийскому царю граждане Вавилона   с   гордостью   именовали    свой    город "средоточием мира".  7. ИСКУССТВО ВАВИЛОНА.      Нельзя составить полного  представления  о  Вавилоне,  не охарактеризовав его культурной жизни.  Но,  как уже отмечалось выше, до нас  дошли  лишь  немногие  свидетельства  расцвета искусства в этом городе-государстве. Следует отметить,  сохранившиеся памятники Вавилона  часто были  обнаружены  археологами  в  других,  подчас,  отдаленных местах. Так, в Сузах, городе соседнего с Вавилоном государства Элама,  была  найдена  знаменитая  "Стела  Хаммурапи"  -  свод царских законов,  высеченных в камне и  увековечивших  уже  не военные,  а культурные деяния правителя. Стела в своей верхней части  содержала  и   рельефное   изображение   самого   царя, получающего от бога солнца и правосудия Шамаша символы власти.     Живописная проработка  складок  одежд,  мягко  вылепленные лица Хаммурапи и божества,  перед которым он предстоит,  стиль передачи мускулатуры   тела   говорят  о  том,  что  искусство Вавилона складывалось  под  сильным   воздействием   искусства Шумера и  особенно Аккада.  Но в Вавилонской скульптуре больше спокойствия. Она  несет  на  себе   отпечаток   торжественного ритуала, установившегося  при  дворе.  Это  проявляется  как в замедленном жесте руки Хаммурапи,  протянутой к богу Шамашу, так и в благоговейной сдержанности выражения его лица, в плавности очертания его одежд.      Особенности вавилонской   культуры   прослеживаются  более явственно по памятникам соседствующих с ним государств Элама и Мари. В   них  можно точнее  уловить  те,  на  первый  взгляд, неприметные перемены и сдвиги,  которые  отличают  вавилонские произведения от   шумерийских.  Так,  знаменитая  алебастровая статуя 18 в.  до н.э. богини любви, плодородия и красоты Иштар (олицетворение планеты   Венеры)  хотя  и  близка  шумерийским изображениям Инанны, но привлекает рядом новых черт. Небольшая фигурка, всего   около  метра  высотой,  показывает  богиню  в расцвете ее юной красоты.  Мастер прежде всего подчеркивает ее чарующую женственность.     Фигура     Иштар     стройна     и пропорциональна. Под легкой,  лишь условно  намеченной  тканью просвечивает высокая грудь,  обозначена тонкая талия. Тяжелая, колоколообразная юбка  удлиняет  пропорции,  сглаживает  линии тела. Но  самое яркое - это дышащее молодостью лицо богини,  с точеным подбородком,  высокими  скулами  и  маленьким   ртом, обрамленное густыми   прядями  пышных  волос,  ниспадающих  на плечи. Голова увенчана высокой  рогатой  тиарой,  что  придает всему облику   богини   большую   значительность.  Можно  себе представить, какое  впечатление  производила  эта  статуя   на молящихся! Ведь руки ее,  легко и естественно держащие у пояса массивный кувшин,  соединенный,  в свою  очередь,  со  сложной системой водостоков,  считались  обладающими  священным  даром источать в знойный день прозрачную  воду.  И  еще  одну  новую особенность можно  отметить  в  этой фигуре.  Хотя в статуе не выявлено движение  и  ноги  ее,  выступающие  из-под   тяжелых складок юбки,  плотно  сомкнуты,  она лишена той скованности и столбообразной монументальности,   которая   отличала   статуи предшествующих веков.      Определенные новшества можно заметить и  в  художественном  оформлении дворцов  и  храмов  Элама  и Мари.  Пятиступенчатый мощный зиккурат (13 в.  до  н.э.)  религиозного  центра  Элама Дур-Унташа, ныне  Чога-Замбиля,  гораздо  сложнее разработан в своих деталях,  чем зиккураты шумерийские.  Он включает в себя ярки, сводчатые  помещения  и переходы.  Дворец правителя Мари  Зимрилима с  его  многоцветными  настенными,  выполненными   в голубовато-зеленых, коричневых  и  в  охристых тонах росписями несет на себе явные следы влияния египетской культуры.      8. ЗАКОНЫ И СУД В ДРЕВНЕМ ВАВИЛОНЕ.      Однажды (   в  1902  г.)  французские  археологи  нашли  на развалинах города Сузы закругленный базальтовый столб  около  2 м высоты. На лицевой стороне наверху были вырезаны две рельефные мужские фигуры с  бородами  в  длинных  одеждах.  Один  из  них восседал на  троне.  Его  голова  была  увенчана  остроконечным тюрбаном, в  правой  руке держал  коротенький  жезл  и  большой круглый браслет. Другой стоял перед троном в почтительной позе. По изображением шла длинная надпись причудливыми клинообразными знаками. Находка была привезена в Париж  и  выставлена  в  одном  из залов Луврского  музея.  Выдающийся  французский  ученый  Шейль впервые прочитал и перевел надпись.  Оказалось,  что на  столбе записаны законы Вавилонского царя Хаммурапи,  правившего с 1792 по 1750 г.  до н.э.  А фигуры изображали царя Хаммурапи и  бога солнца Шамаша.  Бог как бы утверждал законы,  изданные царем, и разрешал ему творить от имени богов суд и  расправу  над  всеми своими подданными.     Законы Хаммурапи  охраняли  интересы  правящего  класса   - класса рабовладельцев.  Их  было  282,  и вместе они составляли свод законов.   ЗАКЛЮЧЕНИЕ.      Вавилон был одним из крупнейших городов  древнего  Востока, возникших еще  в  III тысячелетии до н.э.  в долине рек Тигра и Евфрата. В XVIII в.  до н.э.  Вавилон  стал  столицей  большого рабовладельческого государства,  правители  которого  подчинили себе многие соседние области.      Кроме всех   перечисленных   особенностей  Вавилоне   также славился своими математиками. Известно,  что вавилонские  жрецы хорошо ее знали. Уже в начале II тысячелетия до н.э. вавилоняне решали довольно  сложные  геометрические  задачи  по  измерению площадей, умели составлять планы городов, дворцов и храмов.  Также широкой известностью у  других  городов  пользовались вавилонские астрономы.  В Вавилоне была развита медицина, тесно связанная с магией  и  колдовством.  Больших  успехов  достигла хирургия, так  как  она  была  основана  на  изучении  анатомии человеческого организма.  Сердце в то время  считалось  органом разума, а   о   роли  мозга  ничего  не  знали.  В  медицинских сочинениях вавилонян и  ассирийцев  даются  описания  симптомов болезней и  рецепты  лекарств.  По  этим  рецептам  современным ученым удалось восстановить древние названия  нескольких  сотен лекарственных трав.     Многие чужеземцы,   попадавшие   в   Вавилон,   восхищались чудесными  "висячими  садами",  создание  которых   приписывали царице Шамурамат (Семирамиде), хотя это не так - эти сады велел соорудить царь Навуходоносор для любимейшей из своих жен. Вот таким   был   прекрасный   город   Вавилон,    столица крупнейшего рабовладельческого  царства с его пышными дворцами, храмами и жалкими лачугами на окраинах.

                              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:      1. Якобсон В.А. В поисках Вавилона. М., 1978.      2. Кренгель-Бранд Нерин. Путешествие в древний Вавилон. М.,  1979.      3. Библия.  Общество  Распространения   Библии   Карманного  Формата. Женева. 1983.      4. Липин Л.А., Белов А.М. Глиняные книги. Л., 1956.

www.coolreferat.com