Классика архитектура древней греции. 31.Архитектура Греции Классического периода. Общая характеристика. Художественные центры. Основные имена и памятники
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Характерные особенности архитектуры Древней Греции классического периода. Классика архитектура древней греции


30.Архитектура Греции периода поздней классики

 (От конца Пелопоннесских войн до возникновения Македонской империи) 

404 До н.Э.-начало 4 в до н.Э.

Период поздней классики - это период постепенного разрушения старых идеалов, появления новых форм и образов в ответ на политические и общественные коллизии, которые переживает Греция в это время. Трагические конфликты общественной действительности, вызвавшие более сложный взгляд на явления жизни, на человека, привели к изменению и в области искусства, которое стало приобретать противоречивый характер. В нём утрачивается вера в красоту жизни, ослабевает дух гражданственной героики.

Характер поздней классики определяется развитием реалистических тенденций. Главной задачей становится передача внутреннего мира человека, его эмоций во всём многообразии их проявлений. Возникает интерес ко всему особенному, неповторимому, индивидуальному. Развивая и углубляя достижения мастеров высокой классики, художники VI века до н.э. поставили проблему передачи противоречивых переживаний человека, показа героя, вступающего в тираническую борьбу с враждебными силами окружающего мира, раздираемого глубокими сомнениями. Зарождается интерес к быту и к характерным особенностям психологического склада человека.

Развитие архитектуры протекает неравномерно, Афины ещё долго продолжали оставаться центром культурной и художественной жизни, но государство уже не могло предпринимать строительство в прежних масштабах.

Постройки этого века следовали принципам ордерной системы, но имели ряд характерных особенностей. В них приобретали большее значение декоративные начала, поэтому сравнительно часто использовался самый сложный и изысканный из греческих архитектурных стилей - коринфский. Появились новые композиционные приёмы, такие, например, как круглая форма сооружений. Заметно увлечение зодчих разными планами: квадратными, прямоугольными и круглыми. Чаще встречается совмещение различных ордеров. Появляются строения, в которых сочетаются черты восточной и греческой архитектуры.

Впервые уделяется большое внимание строительству зрелищных сооружений - театров, которые устраивались обычно под открытым небом. По склону холма вырубались места для зрителей - театрон, обрамлявший полукруглую орхестру - площадку, на которой выступал хор.

Теа́тр в Эпида́вре.Античный древнегреческий театр был построен между 340 г. до н. э. и 330 г. до н. э. архитектором Поликлетом Младшим. Театр в Эпидавре был величайшим театром западного мира благодаря непревзойденным акустическим характеристикам.Затерявшаяся среди холмов под Эпидавром в полутораста километрах от Афин, этот театр на 14 тысяч мест восхищает зрителей уже две с половиной тысячи лет. Это шедевр инженерной мысли. 55 рядов каменных сидений выстроенных по склону холма с такой точностью, что акустика театра безупречна. В Эпидавре, чтобы создать большое количество коротких отражений поверхность стены раздробили, чтобы не было большой плоскости. Вот почему звук расходится во всех мыслимых направлениях, усиливая изначальный звук немного растягивая его.

Галикарнасский мавзолей — надгробный памятник карийского правителя Мавсола ,сооружён в середине IV века до н. э. по приказу его супруги Артемисии III в Галикарнасе (совр. Бодрум, Турция), одно из античных чудес света.Мавзолей простоял 19 веков. В XIII веке он рухнул от сильного землетрясения. Это 3-ярусное сооружение. 1-й ярус опоясывала лента рельефа из белого мрамора "Битва греков с амазонками". Здесь находился заупокойный храм с основанием 66 х 77,5 м и высотой 20 м.

2-й ярус образовывала стройная монументальная ионическая колоннада (здесь хранились жертвоприношения), 3-й ярус - пирамидальная кровля из 24 мраморных ступеней. Венчала здание квадрига, которой правили Мавсол и Артемисия. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников. Рельефы и скульптуры, окружавшие мавзолей, были выполнены скульпторами Скопасом, Леохаром, Бриаксисом, Тимофеем.

Памятник Лисикрата (Хорегический монумент Лисикрата, фонарь Диогена) — монумент в Афинах около Акрополя, воздвигнутый в 334 году до н. э. (Афинский богач Лисикрат, патрон многих театральных действий в театре Диониса, воздвиг памятник в честь победы спектакля, постановку которого он финансировал на Дионисиях 334 года до н. э. Он решил построить специальное здание, в котором был установлен приз.)

Памятник представляет собой установленную на высоком пьедестале (подиуме) ротонду шестиметровой высоты с коринфскими колоннами, соединенными закругленными мраморными плитами, отличающимися по оттенку камня. Капители колонн своеобразны и не имеют аналогов в других сохранившихся сооружениях. Над колоннами — фриз с сюжетом из жизни Диониса: превращением пиратов, похитивших бога, в дельфинов. Монумент шестиметровой высоты венчает каменный цветок аканфа, на котором стоял бронзовый треножник, награда за победу в театральном состязании на праздниках Диониса в Афинах. Треножник был связан с цветком бронзовыми ценпями; он не дошёл до наших дней.

studfiles.net

31.Архитектура Греции Классического периода. Общая характеристика. Художественные центры. Основные имена и памятники

Классический период (V-IV вв. до н.э.) стал временем наивысшего подъема и расцвета древнегреческой цивилизации и культуры. Именно этот период породил все то, что потом будет названо «греческим чудом».

В это время утверждается и полностью раскрывает все свои удивительные возможности античный полис, в котором таится главное объяснение «греческого чуда». Полис становится одной из высших ценностей для эллинов.

Афины становятся крупным торговым центром не только внутри Греции, но и на всем Средиземноморье.

Невиданный расцвет в эпоху классики переживает художественная культура, и в первую очередь - архитектура и градостроительство. Значительный вклад в развитие градостроительства внес Гипподам — архитектор из Милета, разработавший концепцию регулярной планировки города, согласно которой в нем выделялись функциональные части: общественный центр, жилая зона, а также торговая, производственная и портовая зоны. Основным типом монументальной постройки по-прежнему остается храм.

Афинский Акрополь стал подлинным триумфом древнегреческой архитектуры, одним из величайших шедевров мирового искусства. Этот ансамбль включал парадные ворота — Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), Эрехтейон и главный храм Афин Парфенон — храм Афины Парфенос (Афины Девы). Акрополь, построенный архитекторами Иктином и Каликратом, находился на высоком холме и как бы парил над городом, был далеко виден с моря. Особое восхищение вызывал Парфенон, который украшали 46 колонн и богатое скульптурное и рельефное убранство.

Среди знаменитых архитектурных памятников также находились два сооружения, отнесенные к семи чудесам света. Первым являлся храм Артемиды в Эфесе, построенный на месте прекрасного храма - предшественника, носившего то же имя и сожженного Геростратом, который решил прославиться таким чудовищным образом. Как и прежний, восстановленный храм имел 127 колонн, внутри был украшен великолепными статуями работы Праксителя и Скопаса, а также прекрасными живописными картинками.

Вторым памятником стала гробница Мавсола, правителя Карий, получившая позднее наименование «Мавзолей в Гали-карнасе». Сооружение имело два этажа высотой по 20 м, первым из которых была сама гробница Мавсола и его жены Артемисии. Во втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения. Крыша мавзолея представляла собой пирамиду, увенчанную мраморной квадригой, в колеснице которой стояли скульптуры Мавсола и Артемисии. Вокруг гробницы находились статуи львов и скачущих всадников.

32. Искусство Поздней Классики. Общая характеристика. Художественные центры. Основные имена и памятники.

(конец 5—4 вв. до н. э.). Трагические конфликты общественной действительности вызвали появление более сложного взгляда на явления жизни, на человека, привели к значительным изменениям в области искусства, которое обретает в известной мере противоречивый характер. В нем утрачивается ясная вера в возможность гармоничной и совершенной жизни, ослабевает дух гражданственной героики. Однако, как и раньше, главной художественной задачей оставалось изображение прекрасного человека; скульптура в значительной мере продолжала быть связанной с архитектурой. Но художники все чаще обращались к таким сторонам бытия человека, которые не укладывались в мифологические образы и представления прошлого. Развивая и углубляя достижения высокой классики, ведущие мастера 4 в. до п. э. поставили проблему передачи противоречивых переживаний человека, показа героя, раздираемого глубокими сомнениями, вступающего в трагическую борьбу с враждебными силами окружающего мира.

Архитектура. Развитие архитектуры протекало неравномерно. В первой трети 4 в. до н. э. наблюдался известный спад строительной деятельности, отразивший экономический и социальный кризис греческих полисов. Наиболее остро этот спад сказался в Афинах, потерпевших поражение в Пелопоннесской войне. Впоследствии строительство развивалось довольно интенсивно, особенно на периферии. Постройки 4 в. до н. э. следовали принципам ордерной системы. Наряду с храмами большое распространение получило строительство театров, которые обычно устраивались под открытым небом. По склону холма вырубались места для зрителей (в театре в Эпидавре было 52 ряда скамей), обрамлявшие круглую или полукруглую орхестру — площадку, на которой выступали хор и артисты. Удивительна по совершенству акустика театра в Эпидавре. Появились сооружения, посвященные возвеличению отдельной личности или монарха-самодержца. В честь победы на состязаниях хора, субсидированного богатым афинянином Лисикратом, в Афинах был сооружен памятник (334 г. до н. э.), представляющий собой стройный цилиндр, декорированный пилястрами. Возведенный на кубическом цоколе и завершенный конусообразной кровлей, он увенчан акротерием — своеобразной подставкой для приза — треножника. Небольшой по размерам памятник производит впечатление гармонии и величия благодаря умелому применению коринфского ордера. Совсем иной масштаб, характер форм отличает Галикарнасский мавзолей — грандиозную монументальную усыпальницу правителя Карий Мавсола (ок. 353 г. до н. э.).

Вазопись и живопись. К концу классического периода характер вазописи изменился. В ней все большее место занимала узорчатая орнаментальность, героические мотивы уступали место жанровым, лирическим. В том же направлении эволюционировала и живопись. По образному решению с Афродитой Праксителя перекликается «Афродита Анадиомена» — картина прославленного художника конца 4 в. до н. э. Апеллеса, обогатившего красочную палитру и более свободно пользовавшегося светотеневой моделировкой. О разнообразии тенденций в монументальной живописи поздней классики дают яркое представление уникальные росписи неизвестного греческого мастера, найденные в Казанлыкской гробнице, в Болгарии в 1940-е гг., а также красочные мозаики в Пелле, в Македонии.

Художественные ремесла. В период поздней классики продолжали процветать художественные ремесла. Вазы приобрели более сложные формы, иногда мастера имитировали в глине дорогие серебряные вазы с их сложной чеканкой и рельефами, прибегали к многоцветной раскраске. Распространение получили изделия из металла, посуда из серебра, позолоченные кубки и пр. Искусство поздней греческой классики завершило большой плодотворный путь развития древнегреческого искусства.

studfiles.net

Характерные особенности архитектуры Древней Греции классического периода

  1. Реализм и совершенство архитектуры и искусства Древней Греции.

  2. Создание новых типов сооружений: общественных, спортивных, зрелищных, общеобразовательных и культовых.

  3. Соотносимость архитектурной формы и функционального назначения сооружения с социумом. с народными обычаями и традициями, природными условиями.

  4. Достижения в области художественной формы. Простота форм и тектоничность конструкций.

  5. Главное достижение - создание ордерной системы с четким разделением на несущие (колонны) и несомые (балки архитрава) элементы. На ее основе был создан универсальный архитектурный язык.

  6. Билет N32. Этрусский храм.

  7. Господствующее положение в этрусских городах занимали храмы. Обычно их возводили строили из дерева и кирпича-сырца. Архитектура этрусских храмов формировалась под греческим влиянием, однако в отличие от греческих они стояли на высоком пьедестале (подиуме), передняя часть которого решалась в виде лестницы. За входным портиком располагалось основное помещение, обычно разделенное на три продольные части — святилища трех богов.

  8. В Этрурии сформировались два типа храмов – с однойцеллойи тремя.

Билет №33

Для древнейших центров северной Этрурии — Полулонии и Ветулонии — характерны гробницы с камерой, сложенной из блоков отесанного камня, под насыпанным холмом (тумулусом), который опоясан невысокой каменной стенкой (крепидой). Возникновение этих гробниц было, повидимому, результатом восточного влияния в искусстве и культуре этрусков: наибольшее число памятников относится к VII веку, когда это влияние было сильнее, чем когда-либо. Перекрытие осуществлялось напуском рядов как при круглой, так и при прямоугольной камере. При круглой форме плана напуск рядов начинается чаще всего с самого пола; диаметр гробницы обычно составляет 3—4 м. Только в одном случае (так называемая «La Mula» возле Квинто Ферентино) известен купол диаметром в 10 м, но и он значительно уступает грандиозным, близким по конструкции, хотя на полтысячелетия более древним гробницам Микен.

22

1. Гробница в Сан-Чарбоне ок. Популонии (VII век до н. э.), разрез по дромосу и по квадратной камере с пандативами

1. Гробница Реголини-Галасси в Черветери (VII век до н. э.), план

3. Гробница Реголини-Галэсси в Черветери, продольный разрез

Ссылка, если нужна еще информация для экзамена, на всякий случай.

37-Архитектура античной базилики

Античность - это архитектура древней Греции и Рима. Древнегреческая архитектура, возникшая, на островах Эгейского моря была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (ренессанс, классицизм, неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания.

38-Форум Траяна

Форум Траяна — хронологически последний из императорских форумов Рима[1], сконструированный архитектором Аполлодором из Дамаска.

Форум был построен по приказу императора Траяна и был украшен трофеями, привезёнными после завоевания Дакии в 106 году. Согласно римскому альманаху Fasti Ostiensi, форум был открыт в 112 году, колонна Траяна в 113 году.

39-Архитектура Пантеона в Риме

Пантеон, Рим, Италия, 2 век

Пантео́н «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Представляет собой большое инженерное достижение античности. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда.

40. Дворец Диоклетиана в Салоне. (Начало 4 в. н. э.)

Вид с птичьего полета

План

  1. Золотые ворота

  2. Серебряные ворота

  3. Железные ворота

  4. Мавзолей

  5. Храм

Разрез по мавзолею и фасад вестибюля

1.По своей композиции, дворец напоминает римский укрепленный лагерь всей схемой плана, высокими стенами, башнями, воротами и т. п.

2.Трое ворот на других сторонах носили ясно выраженный крепостной характер: они обрамлялись восьмигранными башнями.

3.В северной части южной половины размещается два двора: на западном дворе стоял храм; на восточном- мавзолей императора (храм Юпитера), круглый внутри и восьмигранный снаружи. Диаметр купола, покрывающего этот мавзолей, равен 13,5 м.

4. Историческое значение дворца заключается в широком применении аркады по колоннам- в портиках, и декоративной аркатуры- на фасадах ворот.

41. Святилище в Баальбеке

Баальбек лежит в долине между двумя горными хребтами Сирии- Ливаном и Антиливаном.

Основу архитектурного ансамбля Баальбека составили три храма: Большой, Малый и Круглый.

План Большого и Малого храмов.

Вид трех храмов

Большой храм, являвшийся доминантой всего ансамбля, возвышался на 8-9 м. искусственной платформой. Рядом с этим двором стоит ныне полуразрушенный Малый храм, осью которого параллельна оси главного комплекса. Круглый храм несколько отодвинут в сторону и его ось не связана с осями 2 других храмов. Перед двором, на котором стоял Большой храм, был расположен другой двор, имевший шестиугольную форму. Шестиугольный двор, в свою очередь, предварялся пропилеями, на которые вела лестница с 42 ступенями. Глубокий 12-колоный портик пропилеев замыкался 2 невысокими башнями.

Фасад пропилеи Большого храма

Большой храм всходит к 1 веку н. э. но весь ансамбль закончен только в начале 3 в

Малый храм

Круглый храм

42.Базилика св. Петра в Риме.324 г.

studfiles.net

архитектурно-планировочная идея, синтез скульптуры и архитектуры, идейная и художественная программа

3. Архитектура Древней Греции периода классики: основные этапы эволюции. Ансамбль Афинского акрополя: архитектурно-планировочная идея, синтез скульптуры и архитектуры, идейная и художественная программа
  1. Введение
Периодизацию этого периода можно представить так: ранняя классика (490 – 450 гг. до н.э.), высокая классика (450 – 410 гг. до н.э.), поздняя классика (н.4 в. до н.э. – 30-е гг. 4 в. до н.э., для ориентации в пространстве см. карту – илл. 1). Разумеется, отнесение того или другого памятника к определенному периоду весьма условно. Так, например, храм Геры II в Пестуме относят порой к зрелой архаике, а порой (чаще) – к рубежу архаики и классики или даже началу классики.

Искусство классики продолжает эволюцию, заложенную еще в архаике. Среди важнейших задач: облегчение пропорций, органичное сочетание скульптуры и архитектуры, разработка идеи архитектурного комплекса, включающего в себя несколько сооружений, вписанность храма в окружающий пейзаж, стремление к асимметрии.

Ведущим типом монументальной архитектуры в начале 5 века до н.э. по-прежнему оставался периптер. Храм становится короче, его целла шире. Внешняя колоннада периптера имеет теперь обычно по 6 колонн на торцевых сторонах и 13 на боковых, т.е. число колонн бокового фасада на единицу больше удвоенного числа колонн на торцевых фасадах. Расстояние между передним рядом колонн и пронаосом уменьшилось.

Постепенно греческий периптер, а вместе с ним и ордера приобрели ту устойчивую форму, которую обычно называют классической. В ордерах также установились типические черты, на фоне которых всякое отклонение форм или отношений воспринимается особенно красноречиво, являясь важнейшим средством индивидуальной характеристики сооружения. В 5 веке капитель теряет конструктивные достоинства и не столько выполняет, сколько изображает свойственную ей функцию. Главное помещение классического храма (целла и портики) обнесено колоннадой. Внешняя колоннада, отделяет жилище богов от домов простых смертных и является основным элементом храмовой архитектуры. В строительстве активно используется система курватур.

Пропорции стали одним из самых важных художественных средств архитектуры. Величие храма не в пышности или нагромождении архитектурных масс, а в чисто пластически понятой ясности объемов скульптурного и архитектурного целого. Самые пропорции храма не подавляют человека, а, наоборот, как бы соизмеримы ему. В то же время изменение пропорций определяло индивидуальный образ храма и то впечатление величия и мощи или легкости и изящества, которое ему стремился придать мастер.

Помимо этого, мастера 5 века до н. э. успешно решили одну из величайших проблем искусства – задачу органической взаимосвязи архитектуры и скульптуры. Фронтоны храмов представляли удобное место для больших многофигурных композиций. Статуи естественно заполняли поле фронтона и вместе с тем гармонично согласовывались с его очертаниями. Архитектура и скульптура выступали как равноценные искусства, дополняя и обогащая друг друга. В этом проявляется глубокое отличие искусства Греции от древневосточного искусства, где законы монументального зодчества определяли развитие скульптуры, полностью подчиняя ее требованиям архитектуры.

Отметим, что греческое зодчество еще лишено важнейшего качества: конструктивного и эстетического оформления большого внутреннего пространства. Внутреннее пространство в сравнительно небольшом греческом храме почти не развито. Во внешней конструкции здания оно почти не ощущается. Это указывает на известную примитивность развития античной архитектуры, но зато ни одна последующая эпоха не смогла воспроизвести в архитектуре что-либо подобное ее гармонической простоте.

Для античного храма чрезвычайно характерна связь с окружающей архитектурной и природной средой. Примитивностью античной техники можно объяснить то, что при сооружении храмов избегали больших работ по нивелировке, засыпке и т.д. Но нельзя не видеть, что греческие мастера осознавали эту «необходимость» как эстетическое преимущество, поэтому указанные черты определили одно из основных достоинств античной архитектуры. Например, весь комплекс Акрополя выступает в гармонии как с окружающими Афины холмами, так и с другими зданиями самих Афин.

  1. Переход от архаики к классике
Первый памятник переходного периода от архаике а классике (в вазописи это называется «строгий стиль») – храм Афины Афайи на о. Эгина (около 500 г. до н.э., илл. 2). Этот памятник строится в эпоху греко-персидских войн. Именно около острова Эгина был разбит персидский флот, поэтому храм выстраивается как напоминание – персы могли видеть его из захваченной ими Ионии. По типу это периптер, 6х12 колонн. План храма мог бы быть типическим периптером эпохи расцвета: его целла состояла из пронаоса с 2-мя колоннами в антах, такого же опистодома и наоса.

Здесь уже заметно изменившееся соотношение колонны и антаблемента, а также отношение между несомыми и несущими частями. Меняется и крыша. Теперь нужна дополнительная точка опоры, как следствие появляется 2-ярусная внутренняя колоннада, которая является распором для крыши. План четкий и компактный – жилище бога должно быть гармоничным. Пропадает распластанность. Капитель приобретает диагональный абрис. Фронтон еще тяжелый, угол – тупой. Происходят изменения и в материале – появляется мрамор (пока еще только мраморная черепица). Черты архаики здесь: фриз больше архитрава, колонны на боковых сторонах храма стоят теснее, чем на торцевых. Курватуры отсутствуют. Важно, что здесь впервые осознается необходимость продумать сочетание интерьера и экстерьера. Внутри здесь была построена двухъярусная колоннада.

Переходный характер от архаики к классике виден и во фронтонных группах храма. Композиция обоих фронтонов была построена на основе строгой зеркальной симметрии. На западном фронтоне была изображена борьба греков и троянцев за тело Патрокла. В центре находилась строго фронтальная, фигура Афины, ее щит обращен наружной стороной к троянцам. Афина выступает как защитница эллинов. В фигурах воинов уже нет архаической фронтальности, движения реальнее, анатомическое строение правильное, чем было обычно в искусстве архаики. Хотя все движение развертывается строго по плоскости фронтона, оно в каждой отдельной фигуре достаточно жизненно и конкретно. Но на лицах воинов еще «архаическая улыбка». Композиционное единство достигнуто внешними, декоративными способами, в отличие от композиции восточного фронтона, где движения фигур были более естественны и свободны. Овладение сложным и противоречивым богатством движений человеческого тела, непосредственно передающим не только физическое, но и душевное состояние человека, — одна из важнейших задач классической скульптуры. Статуя раненого воина с восточного фронтона Эгинского храма была одной из первых попыток решения этой задачи. Характерно также, что здесь очень глубокая коробка фронтона, а скульптура – выступающая на три четверти или вообще круглая. Итог: передаются объемы, ракурсы, диагональные повороты и т.д. Отметим, что здесь очень глубокая коробка фронтона, а скульптура – выступающая на три четверти или вообще круглая. Итог: передаются объемы, ракурсы, диагональные повороты и т.д.

Архитектура 5 века до н. э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами, который сложился в зодчестве архаики. Ведущее место занимают храмы дорического ордера, их пропорции обретают большую цельность и гармоничность по сравнению с приземистыми и тяжеловесными храмами 6 века до н. э., а конструктивные решения отличаются точным расчетом и логической ясностью.

Наиболее полно эти черты проявились в храме Геры в II в Пестуме (середина 5 в. до н.э., илл. 3). Располагался рядом с храмом Геры I и ранее приписывался Посейдону, а не Гере. Здание, размеры которого составляют 60 х 24 м, сложено из твердого известняка золотистого цвета. Колоннада, поддерживающая перекрытие, возвышается на типичном для дорического храма трехступенчатом основании. Строго продумано и определено число колонн, окружающих храм: шесть – на фасаде и тринадцать – на продольных сторонах. Такое соотношение – характерная черта классической архитектуры. Единственнный греческий периптер, в наосе которого еще стоит часть внутренней 2-ярусной колоннады. 3-ступенчатое основание. План и общая композиция были задуманы не без влияния храма Зевса в Олимпии. Имеет более удлиненные пропорции и 6х14 колонн. Спокойный ритм убывающих по высоте колонн в сочетании с горизонталями архитравов создает характерное для всего интерьера ясное и спокойное равновесие. Эта уравновешенность замкнутого пространства целлы получила еще более совершенное решение уже во второй половине века в Парфеноне.

Второй переходный период – от ранней классики к высокой – отмечен появлением храма Зевса в Олимпии (460-450 гг. до н.э., илл. 4). Это «обетный» храм, на который собирались пожертвования по всей Греции. Архитектор Либон. При его строительстве особая сложность задачи, стоявшей перед архитектором, заключалась в том, что храм необходимо было вписать в комплекс, состоявший уже из множества построек. Как правило, новый храм строился на месте старого, превосходя его размерами и пышностью декора. Теперь же необходимо было сохранить старое наследие. Храм Зевса располагался на самом высоком месте, а вдобавок стоял на искусственном фундаменте. Как итог, здание возносится над старыми постройками. Материал – твердый ракушечник.

Храм представляет собой дорический периптер размерами 6х13 колонн. В древности он был знаменит хрисоэлефантинной статуей Зевса работы Фидия. Особо надо отметить регулярность в строении храма, высокие с большим выносом эхины и профили капителей напоминали своими очертаниями ордер эгинского храма. Большая часть скульптурных украшений фасада храма была сосредоточена на фронтонах. Олимпийский храм, объединявший в себе различные виды искусства, был, по-видимому, таким же превосходным примером строгой дорики первой половины 5 века до н.э., как впоследствии Парфенон – образцом аттической архитектуры второй половины этого века. Огромный, торжественно строгий и величавый олимпийский храм прекрасно соответствовал скрытой в его целле фидиевой статуи всемогущего Зевса.

Выдающуюся роль в истории классического искусства Древней Эллады сыграли скульптурные украшения этого храма, исполненные из паросского мрамора в 470 – 456 годах до н. э. (илл. 5). Общий стиль олимпийских скульптур уже приближается к стилю скульптур Мирона. На метопах храма были изображены двенадцать подвигов Геракла, восточный фронтон храма посвящен мифу о состязании Пелопса и Эномая, положившем основание олимпийским играм, западный – битве лапифов с кентаврами. Сюжетом композиции западного фронтона является миф о том, как предводитель племени лапифов Пейрифой пригласил на свой свадебный пир богов, героев и соседнее племя кентавров. Опьянев, кентавры попытались похитить женщин и юношей, в том числе и невесту Пейрифоя – Дейдамию. Герои вступили с ними в схватку. Композиция фронтона отличается единством замысла и высоким мастерством исполнения. Скульптуры занимают все поле фронтона, длина которого превышает 26 м, а высота – 3 м. В центре композиции скульптор поместил фигуру бога света и искусств Аполлона, который принес лапифам победу. Высокий и стройный Аполлон олицетворяет героизм и мужество человека. Властным жестом руки он указывает на кентавров, его лицо дышит сдержанной силой и уверенностью в победе. Слева изображен Пейрифой, сжимающий меч, а рядом с ним – Дейдамия, которая отталкивает локтем вцепившегося в нее кентавра Евритона. Справа от Аполлона стоит афинский герой Тесей с двойным топором. Его удар сейчас обрушится на голову кентавра. Хотя исход схватки еще не решен, но чувствуется, что побеждают греческие герои. Их лица спокойны и мужественны, тогда как лица кентавров искажены яростью и злобой. Превосходство разумного человека над стихийными силами природы – такова главная идея этой композиции.

Мастера, создававшие скульптуры западного фронтона храма Зевса, овладели приемами построения скульптурной композиции. Изображения мифических героев и кентавров объединены в группы по две или по три фигуры. Ни одна из этих групп не повторяет другую, в их расположении отсутствует строгая симметрия. Каждой группе в левой части фронтона соответствует группа из такого же количества фигур в правой части, что создает ощущение гармонического равновесия всей композиции фронтона. Скульптуры живут своей жизнью, но они с поразительным искусством «вписаны» в треугольник фронтона и составляют единое целое с архитектурным обликом здания.

Таким образом, западный фронтон представляет спокойное повествование, а западный – эмоциональный накал, и при этом обе фронтонных композиции связаны между собой. Кроме того, интересно, что даже при относительно небольшом количестве персонажей здесь создается ощущение мощных эпических панорам. Оба фронтона резко отличаются от фронтонов Эгинского храма с их декоративной условной композицией. Разница между фронтонами тут составляет около 20 лет, и это весьма существенно. Первый обладает архаическим решением, второй – значительно более поздним. Композиции фронтонов разные, но храм их объединяет. Таким образом, перед нами – идея продуманного спектакля. Кстати, приблизительно в это же время развивается греческая трагедия.

  1. Высокая классика: ансамбль афинского Акрополя
История создания. Идейная и художественная программа

Акрополь (по-гречески «кремль») расположен на крутом скалистом холме в центре Афин (илл. 6). Скала Афинского акрополя возвышается посреди долины, которая с трех сторон окружена холмами, а четвертой, южной стороной примыкает к морю. Это естественное возвышение образует постамент, как бы созданный самой природой для помещающегося на нем комплекса. Акрополь Фидия изумительно гармонирует как с самим холмом, так и окружающим его пейзажем. Вместе с тем Акрополь – один из первых примеров архитектурного комплекса, сооруженного по единому, четко продуманному архитектурному плану (илл. 7).

В 480 – 479 годах до н. э. персы захватили Афины, разграбили и сожгли святыни города, в том числе и храмы на вершине Акрополя. Частично он был восстановлен вскоре же после победоносного окончания персидской войны, но вопрос о создании большого встал по-настоящему лишь тогда, когда Афины стали ведущей в Греции демократической державой. Уже стратег Кимон разработал план украшения Акрополя и провел целый ряд работ. Так, при нем Фидий создал статую Афину Промахос (Стерегущая). Однако важнейшая роль принадлежит другому стратегу Афин, а именно Периклу. Фигура Перикла очень важна как в истории Греции, так и в формировании комплекса акрополя. Окружение Перикла включало в себя интеллектуальную элиту того времени (философов, скульпторов, геометров, историков). Когда перед ним встал вопрос о восстановлении Афин после греко-персидских войн, он сразу отказался от Гипподамовой системы застройки (Гипподамова система – система планировки античных городов с пересекающимися под прямым углом улицами, равными прямоугольными кварталами и площадями, отводимыми под общественные здания и рынки, кратными стандартным размерам квартала. Связана с именем древнегреческого архитектора Гипподама из Милета (485 – 405 гг. до н. э.). По гипподамовой системе в разное время были распланированы многие как античные (Пирей, Родос, Фурии, Александрия Египетская), так и современные города). По мнению Перикла, система Гипподама была слишком геометрична и потому лишена гармонии, асимметрии, живописности. В то же время Перикл выступал и за создание нового архитектурного ордера, который должен был соединять достоинства дорики и ионики. Идеи Перикла о синтезе ионики и дорики, архитектуры и скульптуры, зданий и окружающей их природы были поддержаны и развиты Фидием при создании Акрополя. В создании Акрополя участвовали крупнейшие греческие архитекторы, и художники того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл, Каллимах и др. Скульптор Фидий руководил созданием всего ансамбля. Именно при нем был составлен единый план украшения Акрополя и были предприняты грандиозные строительные работы, которые длились несколько десятилетий и завершились созданием этого небывалого в истории искусства комплекса.

Несколько слов о Фидии. Он родился в Афинах между 500 и 480 годами до н. э. Первым его учителем был скульптор Гегий, дальнейшее художественное образование он получил в мастерской пелопоннесского мастера Агелада, у которого, согласно греческой традиции, учились также Мирон и Поликлет. Работая у Агелада, Фидий в совершенстве овладел искусством бронзового литья. Как художник и гражданин Фидий формировался в атмосфере патриотического подъема, вызванного победами греков над персами. Уже ранние его произведения ясно говорят, что для скульптора важную роль играла идея героического подвига его народа над завоевателями во время персидских нашествий между 465 и 460 годами. Например, Фидий отлил бронзовую скульптурную группу из тринадцати фигур, которую афиняне посвятили в дельфийский храм Аполлона. Рядом с изображениями богов и героев греческой мифологии мастер поместил статую полководца Мильтиада, командовавшего афинскими войсками в битве при Марафоне. Однако главный труд Фидия – это, несомненно, Акрополь.

Говоря об идейной и художественной программе Акрополя, необходимо учитывать несколько принципиальных моментов.

Политический контекст. Главная идея Акрополя – победа Аттики над персами и благодарность Афине за эту победу. Тема борьбы, победы и военной мощи является в Акрополе одной из ведущих. Она запечатлена в образе Афины Промахос (Воительница), в статуе Бескрылой Победы в храме Ники и в сценах схваток греков с кентаврами и амазонками, которые на метопах Парфенона и на щите Афины Девы символизируют борьбу с персами.

Связь с пейзажем. Акропольский холм сильно вытянут с запада на восток. Холм укрепляют, но его не облагораживают. Таким образом, хаос природной скалы (его можно наблюдать, шествуя по петляющей дороге к Акрополю) завершается наверху космосом рукотворной архитектуры.

Связь с ритуальными шествиями. Во второй половине 5 в. до н.э. Афины явились политическим и культурным центром Греции и достигли особенного блеска. Поэтому роль главного местного божества – Афины – очень важна. Еще со времен архаики в Афинах ежегодно устраивались панафинейские праздники в честь Афины. В эпоху Перикла они становятся всеобщим греческим праздником наряду с олимпийскими играми и дельфийскими празднествами. Панафинейские празднества делятся на большие и малые. Малые Панафинеи проводились ежегодно, а Большие, отличавшиеся большей продолжительностью, – один раз в пят лет. Кульминацией Панафиней была праздничная процессия, в которой участвовали все граждане Афин независимо от пола и возраста.Во главе процессии двигалась специальная повозка – так называемый панафинейский корабль – с расшитым пеплосом (одеянием) богини Афины, которое для каждого празднества Панафиней ткали и шили девушки из знатных афинских семей. Это было красивое одеяние с золотой канвой, элементами кентавромахии и амазономахии, которое торжественно дарилось деревянному ксоану Афины. После шествия афиняне совершали ритуал жертвоприношения — гекатомбу, за которым следовало совместное застолье, завершавшее программу Панафиней.

Для организации панафинейского шествия использовали дорогу из Элевсина, по которой ежегодно проходили участники Элевсинских мистерий1. Для этого дорогу значительно расширили и расположили таким образом, чтобы она не шла напрямую к Акрополю, а петляла, открывая разные точки зрения на Акрополь. Вся композиция Акрополя завязана на идее панафинейских шествий. Поэтому оба храма (Парфенон и Эрехтейон) повернуты к входу стороной без входа, чтобы нужно было обойти весь Акрополь и лишь потом войти в них.

Последовательность смены точек зрения по мере приближения к Акрополю. Планировщики так рассчитали основные архитектурные сооружения, что одновременно глазом можно было полностью охватить только одно из них. Подъем на Акрополь шел зигзагом, дальше он поворачивал к центральному проходу Пропилеев, торжественной дорической колоннады. От восточного фасада Пропилеев начиналась «священная дорога», тянувшаяся по продольной оси всего холма. Немного левее ее стояла статуя Афины Промахос. Cтатуя Афины закрывала почти полностью от зрителя расположенный вдалеке Эрехтейон. Таким образом, зритель шел некоторое время всецело под впечатлением мощной статуи грозной богини, охраняющей город и встречающей его у ворот Акрополя. И лишь когда он подходил настолько близко к статуе, что охватить ее в целом он уже не мог, перед ним раскрывался вид на Парфенон. Далее «священная дорога» проходила мимо северного фасада Парфенона, проходя мимо колоннады, зритель мог видеть скульптурный фриз с изображением той самой процессии, в которой он сам участвовал. Чрезвычайно характерно, что зритель не видел Парфенона сразу во фронтальном развороте перед собой, он его видел под известным углом, вследствие чего закрывался не только фасад, но и часть боковой стороны, так что можно было полностью ощутить материально объемность и пластичность этого храма. Напротив длинной колоннады Парфенона вырисовывался небольшой по размерам, но выделяющийся своей асимметричной композицией Эрехтейон. Противопоставление этого здания и Парфенона – одна из самых ярких черт ансамбля. Праздничное шествие заканчивалось у алтаря Афины, перед восточным фасадом Парфенона, где происходила торжественная передача жрецу вновь сотканного пеплоса. Таким образом, путем последовательной смены ряда архитектурных эффектов перед афинянами раскрывался ансамбль, составлявший их гордость и славу.

Архитектурные приемы, которыми достигнуты в ансамбле Акрополя единство и цельность впечатления, свойственные в известной мере и другим комплексам классической эпохи, значительно отличаются от приемов ансамблевых решений предыдущих периодов. Отдельные части ансамбля искусно связаны между собой. Это достигнуто путем сопоставления свободно стоящих зданий разной величины и формы, уравновешивающих друг друга не размерами и симметрией расположения, а тонко рассчитанными равновесием и особенностями их архитектуры. В таком сопоставлении задуманы Парфенон и Эрехтейон. Большое значение имеет также глубоко продуманное использование в художественных целях рельефа. Этот прием вообще становится в классическую эпоху обычным архитектурным средством. Весь ансамбль в целом обратил в художественную закономерность неровности скалы. Бросается в глаза намеренное уклонение всех зодчих, строивших на Акрополе в 5 веке, от параллельности в постановке сооружений учет различных точек зрения, открывавшихся на постройки. таким образом, при кажущейся свободе расположения частей, композиция Акрополя основана на строгой системе и точно рассчитана. Важно, что у Фидия есть несколько точек зрения, сумма впечатлений, итогом которых становится идея вечной победы космоса. Также важно, что греков интересует в ансамбле не восприятие всех сооружений в каком-то едином целом, а непременно последовательное рассмотрение каждого здания в отдельности в его пластической самоценности и завершенности.

Отличия от старого Акрополя эпохи писистратидов (архаика, около 560 г. до н.э.). В раннем варианте Акрополя также было мало архитектурных построек, однако между ними не было гармонического равновесия. Например, старые пропилеи воспринимались исключительно с точки зрения их функций – ворот в Акрополь. Кроме того, между архитектурой и природой не было никаких связей и взаимоотношений. Если в архаике между стоявшими в Акрополе храмами не было никакой системы отношений, то у Фидия она продумана очень тонко. В архаике храмы стояли друг напротив друга. Фидий же располагает их под углом 45° к пропилеям, размещая оба здания впритык к обрыву. Таким образом создается замкнутое сакральное пространство – космос. Пропилеи

Пропилеи (илл. 8) являлись парадным входом в Акрополь. С фасада они были оформлены как шестиколонная колоннада, увенчанная фронтоном. С двух сторон под прямым углом к центральному корпусу Пропилей были возведены трехколонные крылья. Элементы комплекса: Пропилеи (ворота между двумя мирами, 6-колонный дорический портик работы Мнесикла), Пиргус (архитектурная ширма в виде стены, декорированной дорическим ордером). Напротив – пинакотека, тоже закрытая ордерной стеной. На углу Пиргоса к Пропилеям примыкает храм Ники Аптерос (Бескрылой).

Важно, что Пропилеи при Перикле сочетают в себе как элементы разных ордерных систем: дорический портик снаружи, ионический – внутри, так и разноуровневые постройки, поскольку холм не ровняли перед началом строительства. Таким образом, первый фронтон Пропилей более низкий, а второй – более высокий. Ионический ордер принципиально выше, поэтому внутреннее пространство Пропилей выше, светлее. Таким образом, настроение процессии, по задумке Фидия, должно было сменяться от строго-торжественного на более радостное и возвышенное.

К Пропилеям вела широкая лестница, в конце которой и вырисовывался четкий гармоничный контур Пропилей. Замечательной в Пропилеях являлась несимметричность обоих крыльев: левое, южное крыло гораздо меньших размеров, чем правое, благодаря чему вся экспозиция Пропилей лишена той холодной симметричной парадности, которая так часто встречается в позднем классицизме.

Вместе с тем несмотря на отсутствие полной симметричности, комплекс Пропилей был чрезвычайно уравновешен и гармоничен. Левое крыло Пропилей было сокращено для того, чтобы на выступающем массивном постаменте-выступе акропольской скалы, так называемом Пиргосе, можно было бы поместить маленький храмик Нике. Этот принцип свободного фасада и асимметрического равновесия объемов очень характерен для греческого искусства эпохи расцвета. Архитектура избавляется этим от той жесткой холодности и абстрактности, которая характеризует, например, монументализм египетской архитектуры. Это очень живая, богатая по своим зрительным впечатлениям, очень человечная архитектура.

Вместо одного входа в Пропилеях сделано пять проемов, средний (для проезда верхом) был больше остальных. Наружный и внутренний фасады представляли собой 6-колонные дорические портики простильного типа. Антаблементы, потолки, фронтоны и кровля обоих портиков находились на разных уровнях. В среднем проезде вместо ступеней устроен пандус, по обе стороны от которого стоят два ряда ионических колонн. Это один из самых ярких примеров совмещения двух ордеров, оно отразило стремление Перикла создать единый эллинский стиль. Потолок Пропилеев и выполненный лет за десять до того потолок птерона Парфенона являются первыми каменными перекрытиями в древнегреческом зодчестве.

С точки зрения идейной программы Акрополя Пропилеи важны, так как они разграничивают для участников шествия два мира: человеческий, из которого они пришли, и сакральный, в который им еще только предстоит войти. Таким образом, проходя через Пропилеи, участники должны очиститься от мирского и хаотичного.

Проходя через ионический портик Пропилей, участники шествия попадали в широкую ионическую колоннаду. Выходя из нее, они оказывались перед статуей Афины Промахос. Статуя связывает Парфенон и Эрехтейон. В центре скульптура, справа архитектура, слева – синтез первого и второго.

mognovse.ru

3. Архитектура Древней Греции периода классики: основные этапы эволюции

3. Архитектура Древней Греции периода классики: основные этапы эволюции.

Ансамбль Афинского Акрополя: архитектурно-планировочная идея,

синтез скульптуры и архитектуры, художественно-образная структура.

  1. Ранняя классика
  2. Высокая классика
  3. Поздняя классика н.4 – 30-е гг. 4в до н.э.

Ведущим типом монументальной архитектуры в начале 5 века до н.э. по-прежнему оставался периптер. Храм становится короче, его целла шире. Внешняя колоннада периптера имеет теперь обычно по 6 колонн на торцевых сторонах и 13 - на боковых, т.е. число колонн бокового фасада на единицу больше удвоенного числа колонн на торцевых фасадах. Расстояние между передним рядом колонн и пронаосом уменьшилось. В ордерах также установились типические черты, на фоне которых всякое отклонение форм или отношений воспринимается особенно красноречиво, являясь важнейшим средством индивидуальной характеристики сооружения. В 5 веке больше не применяется архаическая капитель с выемкой у основания эхина, лишавшей его профиль упругости. Капитель в большей степени теряет свои конструктивные достоинства и не столько выполняет, сколько изображает свойственную ей функцию. Постепенно гречесский периптеральный храм, а вместе с ним и ордера приобрели ту устойчивую форму, которую обычно называют классической. Главное помещение классического храма - его целла и портики - обнесено теперь колоннадой. Внешняя колоннада - посредствующее звено между замкнутым в ее кольцо наосом и окружающим простором. Поставленная на ступенчатом стереобате, колоннада отличает жилище богов от домов простых смертных и является основным элементом храмовой архитектуры. эти отличительные черты храма - ступенчатое основание и окружающая наос колоннада - определяют его внешнюю архитектуру и вместе с тем являются основными элементами его конструкции. Подобное совмещение в одном и том же элементе и конструктивной и художественно-выразительной стороны архитектуры придало греческому храму простоту и лаконичность, характерные для греческой классики.

Внешний облик храма отличается исключительной, органической "цельностью". Этому впечатлению немало способствует ряд своеобразных "отклонений" от правильной геометрической схемы, лежащей в основе композиции сооружения. Отдельные отклонения встречались еще в храмах предшествовавшей эпохи, но теперь они нередко применяются все вместе в одном сооружении и становятся элементами единой системы. Лучший пример таких отклонений - Парфенон. Эти "аномалии" начинаются с горизонтальных искривлений, или курватур, стереобата и антаблемента. Упоминалось и неравномерное утончение, или энтазис колонны, утолщение и наклон угловых (а часто и всех) колонн птерона (колоннада, окружающая храм) к центру сооружения, утончение кверху стен целлы, придающее им видимость легкого наклона внутрь. В большинстве случаев эти отклонения объяснялись как поправки к оптическим искажениям, которые греки сумели установить и исправить. Отклонения особенно характерны для аттической архитектуры в эпоху ее расцвета. Они освобождали сооружение от геометрической сухости и придавали ему индивидуальную неповторимость и непринужденность. Здесь с особой яркостью сказалось замечательное свойство классической греческой архитектуры - ее расчет на живое человеческое восприятие и ее неразрывную связь с мифологическим мышлением греков.

Общий характер пропорций оставался сравнительно устойчивым на каждом этапе в развитии ордера - в этом убеждает вся его история в связи с этим пропорции являются лучшим показателем времени постройки. Пропорции стали одним из самых важных художественных средств архитектуры. Изменение пропорций определяло индивидуальный художественный образ храма, то впечатление величия и мощи или легкости и изящества, которое ему стремился придать мастер. Подобно тому, как в классической статуарной пластике, где основной темой была идеализированная фигура обнаженного атлета, отдельные статуи больше не сводились к повторению типа, в зодчестве каждый храм воплощал особый вполне индивидуальный образ. Усложнение идейных и художественных задач, а вместе с тем и средств выразительности архитектуры достигает своего апогея в конце 5 века в Афинах, где явно заметны стремления к созданию единого всеэллинского стиля. Достижения аттической архитектуры становятся достоянием всего греческого мира.

Сооружения 2-ой четверти 5 аека вне Афин

Храм Зевса в Олимпии (460-450г.). Завершил формирование общегреческого типа дорического храма и положил начало новой индивидуальной трактовки каждого сооружения. Зодчий Либон. Образец дорического стиля ранней классики. В древности он был знаменит хрисоэлефантинной статуей Зевса работы Фидия. Это дорический периптер 6х13 колонн. Внутренне помещение состояло из целлы пронаоса и опистодома. Особо надо отметить регулярность в строении храма, высокие с большим выносом эхины и профили капителей напоминали своими очертаниями ордер эгинского храма. Большая часть скульптурных украшений фасада храма была сосредоточена на фронтонах. Олимпийский храм, объединявший в себе различные виды искусства, был, по-видимому, таким же превосходным примером строгой дорики 1-й половины 5 века, как впоследствии Парфенон - образцом аттической архитектуры 2-ой половины этого века. Огромный, торжественно строгий и величавый олимпийский храм прекрасно соответствовал скрытой в его целле фидиевой статуи всемогущего Зевса.

Храм Зевса в Акраганте (начат ок.510г., основной этап строительства 480г.). Крупнейший из дорических храмов в эллинском зодчестве, но вследствие сильных разрушений не поддается реконструкции. Псевдопериптер 7х14 колонн. Внутреннее пространство было по-видимому разделено на три нефа. Не выяснен вопрос об изначальном местоположении колоссальных каменных мужских фигур-атлантов. По одной из реконструкций они располагались снаружи между полуколоннами наиобрезе внешней стены храма и поддерживали сильно выступавший антаблемент. Исключительная величина и массивность храма очевидно были рассчитаны на то, чтобы создать ореол вокруг имени тирана-строителя, искавшего путей для поднятия своего авторитета.

Храм Геры в Акраганте

Дорический периптер 6х13 колонн. Храм следовал образцам, к тому времени уже сложившимся в метрополии. План был укорочен, целла имела пронаос и опистодом. Торцовые интерколумнии были больше боковых, главный фасад выделен 10-ю ступенями. Нет "утонченности", появившейся в архитектуре материковой Греции - нет энтазиса, наклона колонн внутрь, утолщения угловых колонн и тем более курватур.

Храм Геры в II в Пестуме. Единственнный греческий периптер, в наосе которого еще стоит часть внутренней 2-ярусной колоннады. 3-ступенчатое основание. План и общая композиция были задуманы не без влияния храма Зевса в Олимпии. Имеет более удлиненные пропорции и 6х14 колонн. Спокойный ритм убывающих по высоте колонн в сочетании с горизонталями архитравов создает характерное для всего интерьера ясное и спокойное равновесие. Эта уравновешенность замкнутого пространства целлы получила еще более совершенное решение уже во второй половине века в Парфеноне. Твердость и прочность архитектурного тела отличает храм Геры II от архаических памятников Великой Греции с их припухлыми и не всегда напряженными формами, в которых доминирует масса.

Аттическая архитектура

вторая половина 5 века - время наибольшего развития аттической культуры и искусства. В это время была сделана попытка создать единый всеэллинский стиль, сочетающий достижения дорического и ионического зодчества. Периптер получает уникальную и полную глубокого идейно-художественного значения разработку в Парфеноне. Создаются новые и смелые асимметричные композиции зданий (Пропилеи, Эрехтейон). Применение ордеров достигает значительной свободы, ордера значительно варьируются в своих пропорциях. Появившийся в конце 5 века коринфский ордер применяется в сочетании с дорическим и ионическим (храм Аполлона в Бассах). Сочетание в одном сооружении различных ордеров позднее в 4 веке вообще становится характерной чертой эллинского зодчества.

Ансамбль Афинского акрополя.

Во второй половине 5 века Афины явились политическим и культурным центром Греции и достигли особенного блеска. Союзная казна в 454г. была перенесена из Делоса в Афины. Время правления Перикла. проект Перикла имел целью возвеличение Афин в глазах граждан и всего греческого мира и решение важных экономических проблем.

Скала Афинского акрополя возвышается посреди долины, которая с трех сторон окружена холмами, а четвертой, южной стороной примыкает к морю. Сохранились остатки крепостной стены циклопической кладки, сооружение которой афиняне приписывали своим легендарным предкам - пеласгам. В древнейшую эпоху Акрополь был крепостью, но построенные здесь в эпоху архаики общественные здания и храмы были разрушены персами в 480-479гг. до н.э. Комплекс новых сооружений Акрополя должен был занять господствующее над городом положение, сохраняя в своем облике некоторые черты древней крепости.

Важнейшие памятники ансамбля:

При Перикле построены:

- Парфенон - главный храм Афины Девы, покровительницы города, поставленный у южного края скалы (447-438гг.)

- Пропилеи - парадные ворота на западном пологом склоне акрополя (437-432гг.)

- грандиозная статуя Афины Промахос Фидия, возвышавшаяся на высоком пьедестале лицом ко входу в город.

После Перикла:

- храмик Ники Аптерос, поставленный несколько впереди Пропилей (спроектирован в 449г - построен в 421г.)

- Эрехтейон - храм, посвященный Афине и Посейдону, расположенный почти параллельно Парфенону с северной стороны. Строительство начато в 421г, прервано войной до 407-406гг.).

Ансамбль Акрополя должен был увековечить победу греческих государств над персами. Тема борьбы, победы и военной мощи является в Акрополе одной из ведущих. Она запечатлена в образе Афины Промахос (Воительница), в статуе Бескрылой Победы в храме Ники и в сценах схваток греков с кентаврами и амазонками, которые на метопах Парфенона и на щите Афины Девы символизируют борьбу с персами.

В создании Акрополя участвовали крупнейшие греческие архитекторы, и художники того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл, Каллимах и др. Скульптор Фидий руководил созданием всего ансамбля.

Композиционный замысел ансамбля неразрывно связан с Панафинейскими торжествами и шествием на Акрополь, которые были важнейшим обрядом полисного государства Афины. В последний день Великих Панафиней торжественная процессия подносила Афине священное покрывало - пеплос.

Первым сооружением Акрополя, которое открывалось перед процессией, был небольшой амфипростильный храм Ники Аптерос. Подъем на Акрополь шел зигзагом, дальше он поворачивал к центральному проходу Пропилеев, торжественной дорической колоннады. От восточного фасада Пропилеев начиналась "священная дорога", тянувшаяся по продольной оси всего холма. Немного левее ее стояла статуя Афины Промахос. Справа от "Священной дороги" были святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы, покровительницы искусств и ремесел. Видимый в перспективе с северо-западного угла Парфенон был высоко поднят на возвышенной площадке. Девять вырубленных в скале ступеней отделяли его от святилища Эрганы. Главная особенность этих ступеней - курватуры, которые свойственны всем горизонтальным частям Парфенона. Ступени несколько сдвинуты влево, что не было заметно зрителям, выходившим из-под восточного портика Пропилей, а именно на эту точку зрения и рассчитывал зодчий.

Далее "священная дорога" проходила мимо северного фасада Парфенона, проходя мимоо колоннады, зритель мог видеть скульптурный фриз с изображением той самой процессии, в которой он сам участвовал.

Напротив длинной колоннады Парфенона вырисовывался небольшой по размерам, но выделяющийся своей асимметричной композицией Эрехтейон. Противопоставление этого здания и Парфенона - одна из самых ярких черт ансамбля.

Праздничное шествие заканчивалось у алтаря Афины, перед восточным фасадом Парфенона, где происходила торжественная передача жрецу вновь сотканного пеплоса. Таким образом, путем последовательной смены ряда архитектурных эффектов перед афинянами раскрывался вблизи ансамбль, составлявший их гордость и славу.

Архитектурные приемы, которыми достигнуты в ансамбле Акрополя единство и цельность впечатления, свойственные в известной мере и другим комплексам классической эпохи, значительно отличаются от приемов ансамблевых решений предыдущих периодов. Отдельные части ансамбля искусно связаны между собой. Это достигнуто путем сопоставления свободно стоящих зданий разной величины и формы, уравновешивающих друг друга не размерами и симметрией расположения, а тонко рассчитанными равновесием и особенностями их архитектуры. В таком сопоставлении задуманы Парфенон и Эрехтейон. Большое значение имеет также глубоко продуманное использование в художественных целях рельефа. Этот прием вообще становится в классическую эпоху обычным архитектурным средством. Весь ансамбль в целом обратил в художественную закономерность неровности скалы. Бросается в глаза намеренное уклонение всех зодчих, строивших на Акрополе в 5 веке, от параллельности в постановке сооружений учет различных точек зрения, открывавшихся на постройки. таким образом, при кажущейся свободе расположения частей, композиция Акрополя основана на строгой системе и точно рассчитана.

Пропилеи

Скульптор Мнесикл. Сквозной портик в антах, обращенные внутрь и наружу святилища. Вместо одного входа в Пропилеях сделано 5 проемов, средний - для проезда верхом - был больше остальных. Наружный и внутренний фасады представляли собой 6-колонные дорические портики простильного типа. Антаблементы, потолки, фронтоны и кровля обоих портиков находились на разных уровнях. В среднем проезде вместо ступеней устроен пандус, по обе стороны от которого стоят 2 ряда ионических колонн. Это один из самых ярких примеров совмещения двух ордеров, оно отразило стремление Перикла создать всеэллинский стиль. Северное и южное крылья Пропилей совершенно различны по объему, хотя южное не было завершено. Пропилеи сооружались с учетом храма Ники, и это побудило Мнесикла уменьшить размеры южного крыла. Уравновешенность взамен симметрии фасада. В противоположность сдержанному наружному облику Пропилей их внутренняя архитектура носила праздничный, нарядный характер. Потолок Пропилеев и выполненный лет за десять до того потолок птерона Парфенона являются первыми каменными перекрытиями в древнегреческом зодчестве. Архитектуре Пропилеев свойственны некоторые отклонения, которые затем были претворены также в Парфеноне - курватуры антаблемента, наклоны опор и др.

Храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы)

Архитектор Калликрат. Небольшой ионический 4-колонный амфипростиль, поставленный на высоком выступе - Пиргосе. Массивные, сложенные из известняковых плит стены Пиргоса издавна служили афинянам местом вывешивания трофеев. Таким образом, Пиргос и храм играли важную роль в создании образа всего ансамбля как памятника победы над персами. Торцы продольных стен обработаны в виде антов. Храм Ники дает нам классический пример трехчастного варианта ионического антаблемента: архитрав, скульптурный фриз и карниз без зубчиков. Отсутствие курватур придало храму налет некоторой сухости.

Парфенон (храм Афины Парфенос)

Была выбрана самая высокая часть скалы. На рубеже 5 века была возведена подпорная стена, но в 480г. в связи с нашествием Ксеркса работы остановлены. Новый храм начат в 447году и работы продолжались до 432г. Зодчие Иктин и Калликрат. По мысли Перикла Парфенон должен был стать не только центром ансамбля, но и всеэллинским святилищем. Именно его решено было сделать местом хранилища казны Афин. Зодчие несколько изменили концепцию дорического периптера и прибегли к свободному совмещению дорических и ионических архитектурных традиций.

Это самый крупный дорический храм в греческой метрополии. Колоннада 8х17. Его план включал не только обширную целлу для культовой статуи, но и самостоятельное, обращенное на запад помещение, служившее сокровищницей. Главное помещение Парфенона отличалось от других храмов с тремя нефами, здесь вдоль задней стены была поперечная колоннада, образующая вокруг статуи П-образный в плане обход. Такой прием подчеркивал значение целлы как кульминационного пункта всей композиции.

Ионические черты: позади величественной наружной дорической колоннады Парфенона по верху стен целлы и над ее дорическими портиками тянулся непрерывный скульптурный фриз. Ордер Парфенона отличается от предшествующих ему дорических храмов. Колонны обладают значительно более легкими пропорциями, чем это было, например, в храме Зевса в Олимпии. Пропорции сильно облегчены. Капитель можно назвать образцом дорической капители классической эпохи. Эхин отличается близким к прямому, но исключительно упругим очертанием. Вынос абаки и эхина практически одинаков. Несмотря на действительные размеры сооружения, зодчие сумели придать храму такую "масштабность", благодаря которой его героическая величественность не подавляла зрителя и вблизи и, наоборот, порождала у него гордое самосознание. Торжественная праздничность создавалась сильными контрастами и сложной игрой светотени благородного пентелийского мрамора.

Большое значение для архитектуры храма имеет совершенство его исполнения и исключительная система незначительных отклонений от геометрической правильности линий. К их числу относятся курватуры всех горизонтальных линий, начиная со ступеней стереобата и кончая частями антаблемента; наклон осей колонн и антаблемента к стенам, уменьшение угловых интерколумниев, наклон в наружную сторону тимпанов фронтона и др. В скульптурных образах Парфенона, как и в его архитектуре, получило полное воплощение то сочетание монументального покоя с жизненностью и благородного величия с простотой, которое отличает античное греческое искусство поры его наивысшего расцвета.

Использовав средства архитектуры и скульптуры, создатели Парфенона стоящие перед ними задачи отразить блистательный облик Афин, могущество их мировоззрения, этические и эстетические идеалы.

Эрехтейон

Последняя по времени постройка Акрополя. мраморный храм ионического ордера расположен в северной части холма возле места древнего Гекатомедона, впоследствии сгоревшего. Посвящен Афине и Посейдону. Особенностями Эрехтейона являются его асимметричный план, не имеющий аналогий в эллинском храмовом зодчестве, а также сложная пространственная композиция его помещений и трех портиков, расположенных на разных уровнях.

Основное ядро здания представляет собой прямоугольную в плане постройку, с востока целла завершается 6-колонным ионическим портиком во всю ширину здания. С западного конца сооружения располагались 2 портика, завершавших не торцовую, а продольные стороны целлы и ориентированных на север и юг (северный портик и портик кор). На всех стенах Эрехтейона, за исключением западной, под трехчастным антаблементом тянется полоса орнамента из пальметт и лилий - анфемий. Фриз выполнен из темного элевсинского известняка, на фоне которого выделялись высеченные из светлого мрамора скульптуры.

К западному концу южной стены примыкает небольшой портик Кор, в котором колонны заменены 6-ю мраморными фигурами девушек-кариатид. Промежуточным звеном между скульптурой и архитектурой являются капители над головами кариатид, состоящие из эхина, порезанного крупными овами и абаки. Исконная форма ионического антаблемента с 2-мя частями :архитрав и карниз с зубчиками.

Из трех разновидностей капителей Эрехтейона капитель северного портика имеет наиболее богатую трактовку.

Ионический ордер в Эрехтейоне отличается легкостью изяществом и многообразием форм, три варианта его близки один к другому. Каждый из фасадов, получивший свой индивидуальный облик, вместе с тем искусно связан с целым. Этому служит общий антаблемент со своеобразным общим фризом, общая профилированная база, система соотношений, связывающая формы портиков и членения стен.

Автор Эрехтейона неизвестен. От постройки Парфенона и до начала сооружения Эрехтейона прошло менее 20-ти лет, а памятники отличаются друг от друга очень сильно. Возвышенная героика отходит на второй план, начинают преобладать углубленно- психологические мотивы и стремление к утонченному изяществу форм. Автор Эрехтейона уже не придерживается традиционных форм греческой культовой архитектуры.

Храм Аполлона в Бассах

Последняя треть 5 века. Зодчий Иктин. Вытянутый дорический периптер (6х15 колонн). Отсутствие курватур, энтазиса у колонн, их строгая вертикальность подчеркивали регулярность. Совершенно по-новому решенный интерьер: повышенный интерес к внутреннему пространству и усложнение композиции интерьера. стремление к органическому сочетанию в одном сооружении разных ордерных систем (похоже на Эрехтейон).

Заключение

- среди общественных сооружений ведущим типом остается храм, который трактуется уже не как просто жилище божества, но как сооружение общественное.

- важнейшим приемом в архитектуре стало сочетание общегреческих, повсеместно принятых типов основных архитектурных ордеров и каменных храмов.

- трактовка ордеров становится свободной, возрастает многообразие способов их применения в разных архитектурных композициях. Ордер из основного элемента превращается в гибкую систему архитектурно- художественных средств. При всем этом охраняется общая для всей греческой архитектуры масштабная характеристика.

Общие тенденции в изменении пропорций отдельных частей ордера при изменении его абсолютных размеров хорошо выявляются на примере сопоставления ордеров 2-х сооружений: Парфенона и храма Аполлона в Бассах. Так, в храме Аполлона высота антаблемента по отношению к высоте колонн больше, чем в Парфеноне. Увеличиваются по отношению к высоте колонны размер пролета, верхний и нижний диаметр колонн, общая высота капители, высота архитрава. С увеличением абсолютной высоты ордера относительная высота антаблемента и ширина интерколумния уменьшаются, но возрастает отношение высоты архитрава к его пролету, диаметр колонн уменьшается по отношению к высоте.

Посредством небольшого утолщения ствола колонн и увеличения высоты архитрава относительно интерколумния ордеру придавалось выражение скрытой мощи (храм Геры II в Пестуме), с уменьшением тех же элементов подчеркивалась упругая сила форм и общая стройность сооружения (Парфенон) или его изящество.

Дорический, ионический, а затем и коринфский ордера все чаще рассматриваются как различные виды единой системы художественных средств греческого зодчества. В связи с индивидуализацией архитектурных образов отдельных зданий и развитием архитектурных средств создается почва для проявления личных особенностей мастера. К числу первых творческих индивидуальностей относятся афинские зодчие Иктин и Мнесикл.

flatik.ru

Архитектура и скульптура периода высокой классики

Архитектура

Художественным средством, утвердившим первенство Афин над эллинским миром, стал архитектурный ансамбль Афинского акрополя. В основу его композиции заложен принцип гармонического равновесия масс и принцип восприятия архитектурного ансамбля в динамике.

Асимметричность парадного входа (Пропилеев) уравновесил храм Ники Аптерос. Здание Эрехтейона уравновешивало громаду Парфенона своим своеобразием. Общее впечатление сложности и живописности Эрехтейона снаружи создает впечатление богатства и разнообразия внутренней композиции здания, притягивая к себе внимание зрителей.

В архитектуре Эрехтейона заложен новый идеал человека-индивидуалиста, интересного, сложного. Парфенон, напротив, представляет в своей архитектуре идеалы демократического общества. Архитекторы Иктин и Калликрат создали при не очень больших размерах здания образ внушительный и величественный.

Эрехтейон

Скульптура

Желание греков найти везде идеал привело их к числовым выражениям пропорций. До этого при изображении человека скульпторы пользовались египетской системой счисления, для самих греков непонятной. Скульптор Поликлет написал книгу «Канон», где предложил новую систему пропорций, связанную с человеком.

Поликлет считал, что «успех произведения искусства зависит от числовых отношений», и как иллюстрацию к «Канону» создал статую Дорифора (Копьеносца). Новой здесь была не только система пропорций, но и постановка фигуры. Поликлета интересовала проблема движения в покое. Именно Поликлет нарушил чёткие вертикали и горизонтали человеческого тела, поставив фигуру естественно, с упором на одну ногу. Фигура изогнулась наподобие греческой буквы «хи», отсюда термин, обозначающий такую постановку фигуры — хиазм.

Однако самым прославленным скульптором этого периода стал Фидий (ок. 490–ок. 430 гг. до Р. Х.). Фидий был главным советником и помощником Перикла в осуществлении реконструкции акрополя в Афинах. Именно Фидию принадлежит концепция оформления главного здания акрополя — Парфенона.

фидий

Фидий

Фидий перевёл идею господства Афин над цивилизованным миром на язык образов. Об этом рассказывает скульптурное убранство Парфенона. На западном фронтоне запечатлён спор Афины и Посейдона за право покровительства, символически это обозначало победу демократической партии над аристократической (покровителем которой считался Посейдон). На его восточном фронтоне было изображено рождение Афины, трактуемое как победа человеческого разума в этом мире.

Метопы восточного фасада были посвящены битве богов и гигантов; западного фасада — битве греков с амазонками; на метопах северной стороны запечатлены эпизоды Троянской битвы; на южной стороне — битва лапифов с кентаврами. Благодаря такому выбору тем реальная победа греков над персами поднималась до уровня мифов. Второй фриз шел по верху целы и изображал людей, идущих на поклонение богам. Это каменное шествие было созвучно шествию реальных афинян на акрополь для празднования Панафиней, что соединяло людей с мифологическими героями, приближало их к богам.

Афина Парфенос

Афина Парфенос

Кроме того, для акрополя им были созданы статуи Афины Промахос (Воительницы) и Афины Парфенос (Девы). Фидий дает здесь различные образы богини: Афина Промахос стояла на площади акрополя, её фигура являла мощную вертикаль по сравнению с храмами, развивающимися по горизонтали, маяком для заходящих в порт кораблей, потому что позолочённые части бронзовой статуи — кончик копья и верхушка шлема были видны в хорошую погоду с ближайших островов (ее высота предположительно — 18 м). Афина Парфенос была главным изображением богини, размещенным в Парфеноне. Величественная статуя (высотой 12 м) была выполнена из золота и серебра. В такой же хрисоэлефантинной технике была выполнена статуя Зевса Олимпийского, считавшегося одним из семи чудес Древнего мира.

Похожие записи

ancientart.ru