Купа в древней руси. Закуп – в Древней Руси зависимые люди, взявшие у феодала в долг ссуду («купу») и обязанные отработать ее
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Группы населения в Древнерусском государстве. Купа в древней руси


Слово КУПА - Что такое КУПА?

Слово купа английскими буквами(транслитом) - kupa

Слово купа состоит из 4 букв: а к п у

Значения слова купа. Что такое купа?

Купа

Ку́па (хорв. Kupa, словен. Kolpa) — река в Хорватии и Словении, правый приток Савы. Длина реки — 296 км, средний расход воды — 283 м³/c. Исток Купы расположен в Хорватии, в Горском-Котаре на территории национального парка Рисняк.

ru.wikipedia.org

Купа - в Древней Руси денежная или натуральная ссуда, выданная кому-либо в долг ростовщиком или землевладельцем, на том условии, что для ее возврата должник ("закуп") на какое-то время попадает в зависимость от своего кредитора и работает в его…

Краткий исторический словарик. - 2000

Купа (приток Савы)

Ку́па (хорв. Kupa, словен. Kolpa) — река в Хорватии и Словении, правый приток Савы. Длина реки — 296 км, средний расход воды — 283 м³/c. Исток Купы расположен в Хорватии, в Горском-Котаре на территории национального парка Рисняк.

ru.wikipedia.org

Черепахи Купа

Черепахи Купа (англ. Koopa) — разновидность популярных персонажей, используемых в игровой серии Mario. Купы — одни из самых первых противников Марио дебютировавшие в игре Mario Bros.

ru.wikipedia.org

Закупы

Закуп – категория зависимого населения в Древней Руси.Существует несколько толкований этого термина. Закупами становились в Киевской Руси общинники, которые потеряли средства производства и получали от хозяина небольшой участок земли и инвентарь…Закуп работал на земле своего господина (за «купу»), пас его скот и т.д. Уйти от хозяина без его разрешения он не мог до момента возвращения «купы».

История России с древнейших времен до 1917 года

ЗАКУП — наймит, зависимое лицо в Древней Руси. 3. становились разорившиеся общинники, получавшие от земле владельца участок земли и сельскохозяйственный инвентарь. Кабальные 3. в обмен на «купу» (помощь деньгами или товарами) обязаны...

Андреев А.Р. Российская государственность в терминах. - 2011

Закуп - социальная категория зависимых людей, возникшая в XII в. В Древнерусском государстве закуп - разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу к князю или его дружиннику.Он получал какую-то ссуду ("купу") и за нее должен был работать на господина - либо на его пашне (" ролейные закупы" ), либо как слуга.

Отечественная история в терминах и понятиях

Куп, Элиза

Элиза Куп (англ. Eliza Coupe; род. 6 апреля 1983, Нью-Хэмпшир) — американская актриса. Элиза Куп родилась 6 апреля 1983 года в Нью-Хэмпшир, США. Окончила школу Плимута, затем училась в калифорнийском институте искусств. С 2006 года снимается в кино.

ru.wikipedia.org

Русский язык

Ку́п/а.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Примеры употребления слова купа

Це добре, що виник прецедент, і купа молодих хлопців будуть знати, що на них очікує за оті 250 грн, що їм обіцяють.

  1. купать
  2. купающийся
  3. купающий
  4. купа
  5. купейность
  6. купейный
  7. купелирование

wordhelp.ru

Копное право на Руси

Посвящение младенца в воиныДве вещи явились невосполнимой утратой для народа русского славянского племени, потеря которых продолжает пагубно складываться и на воспитании подрастающего поколения – это СЕМЬЯ и ОБЩИНА.

Об утрате СЕМЬИ как действительно ячейки общества, в составе которой человек приходит на Свет Божий и уходит из жизни; о её влиянии на воспитание своим древним укладом, своим ДОМОМ, где есть мужские и женские половины, где перед взором отрока проходят представители всех четырёх ступеней жизни человеческой, говорить не буду. Это тема для отдельного разговора.

И Семья, и Община ныне напоминают осколки некогда красивого зеркала, собрать которые уже и не представляется возможным, но попытаться, на мой взгляд, всё же стоит. Ведь каждый из нас вершина своего Родового Древа, уходящего корнями в глубокую древность и на наши мысли, поступки, дела предки незримо оказывают сильное влияние. И не важно осознаём ли мы эту генную память или нет.

Смелость в высказывании подобной гипотезы мне придают исследования Николая Дмитриевича Иванишева (1811-1874) о русских сельскохозяйственных общинах, в основе которых традиции древнего КОПНОГО ПРАВА. О праве вообще известно много. Сразу вспоминается римское право, германское право, но о СЛАВЯНСКОМ праве, а тем более о русском многие даже и не знают.

Чтобы подтвердить мою догадку мне хочется рассказать о копном праве и затем уже пусть читатели сами решают, есть ли основания для подобной гипотезы.

Копное право – это древнейшая форма самоуправления внутри славянской сельской общины. Оно передавалось устно из поколения в поколение.

Слово «право» наше родное и происходит от древнеславянского корня «правь» (вспомним ЯВЬ, НАВЬ и ПРАВЬ). «Правь» имеет много однокоренных, употребляемых и по сей день, слов: правда, правильный, праведный, управлять и т.д.

«Копа» («купа») также являет собой древний славянский корень. В таком виде он сейчас вышел из употребления, но зато сохранились от него однокоренные слова, которые позволяют без труда восстановить сокровенное значение самого корня. Вдумайтесь в них: скопом, совокупность, скопище, копна, копить, копать и т.д.

Копа – это собрание сходатаев для решения вопросов, связанных с жизнью общины. Копа могла открывать и преследовать преступников, судить и наказывать их, присуждать и доставлять обиженному вознаграждение и, наконец, не допускать нарушения законов Копы. На собрании (скопище) устанавливалась, согласно праву Копы, круговая порука, когда вся община отвечала за проступки своих членов, а также ручалась за безопасность жизни и имущества как своих, так и пришельцев.

В Копу входило от 4 до 9 близлежащих сёл (весей), сходатаи которых собирались в особом месте («местечке»). Откуда до сих пор сохранилось название главного села (теперь районного центра) – «мисто». Со временем главное село могло перерасти в город, который сохранял в своём управлении Копное право, а его жители назывались мищанами (мещанами). Большинство городов русских выросло именно из Коп, кроме пограничных, которые сразу же строились как крепости, а потом уже в них расцветали торговля и ремёсла.

Другое название Копы – Громада. Отсюда «громадить», т.е. собирать что-либо вместе (например, собирать в копны сено).

Копа собиралась для соВЕЩания, т. е. на ВЕЧе. Отсюда наши русские слова: вещий, ве-щать, извещать и т.д. Так что ВЕЧЕ – это со-ВЕЩание Копы. А знаменитое Новгородское Вече – это как раз городское копное право.

В древности КОПА, и только она, выражала волю наРОДа. Но не всё население имело право придти на Копу. Этим правом пользовались лишь домохозяева, имевшие кроме собственности и постоянную оседлость. Это были Старейшины – Главы РОДОВ. Их ещё называли сходатаи, судьи копные, мужеве, обчие, т.е. общинные мужы.

Присутствовали на Копе и СТАРЦЫ, мнение которых спрашивали в тех случаях, когда нужно было вынести приговор на основании давнишних решений Копы. Однако СТАРЦЫ и СХОДАТАИ это не одно и тоже. Старцы не имели права голоса на Копе, но их советы играли решающую роль. Сыновья и братья, не имевшие отдельных хозяйств, а также женщины являлись в собрание только по особому требованию Копы, как правило, для свидетельских показаний.

Вече Копы было одновременно и практикой, и школой для изучения права, священные по-ложения которого без помощи письма сохранялись в памяти мужей-сходатаев, передавались изустно из поколения в поколение. А Старцы ревностно следили за соблюдением обычаев предков.

Численность Копы могла колебаться от 100 до 300 человек. Собиралось собрание в центре одного из сёл общины или в заповедной дубраве, в священной роще с естественными или специально нарытыми холмами. Обязательно рядом должны были быть река, пруд, озеро, родник. Это место называлось КОПовище, КОПище, КАПище. Зачастую Копа занималась исследованием и решением спорных и всяких других дел прямо под открытым небом.

Коповище было излюбленным местом, где справлялись народные праздники Красная Горка, Масленица, Коляда, Купала и др.

Собиралась Копа под звон била, колокола, а также подачей светового сигнала – костра.

А какое-нибудь мелкое дело или уголовное преступление решалось прямо на месте их воз-никновения. При уголовном деле Копа вела «распрос», а также искала преступника, устанавливала его «лик» (от этого происходит слово «улика»).

На Копе поощрялось индивидуальное прощение пострадавшим обидчику, а также искренне всенародное раскаяние преступника. Обязательно учитывалось прощение смертельнораненного и его последняя воля, которая считалась законом.

Решение Копы выполнялось всеми добросовестно и с большим энтузиазмом. Так что о каком-то там «исполнительном комитете» Копы, о содержании подобия «милиции» и речи быть не могло. Нарушений права Копы, а также её постановлений, никогда не наблюдалось, а если и случалось иногда, то это было чрезвычайным происшествием. Копа широко пользовалась «самоуправлением».

Значение широкого самоуправления усиливалось выборными должностями: десятского – по одному 10 дворов и сотского – от 100 дворов. Входящие в Копу сельские общины образовывали волость. На сходе Копы выбирались волостной старшина (как правило, на три года), а также волостное правление и волостной суд. По мере необходимости выбирали ходатаев по общественным делам – челобитчиков в стольный град.

Уклад Копы позволял обеспечивать высокую рождаемость и восстановление населения в случае войны или эпидемии, воспитывать мужчин-воинов, поддерживать безупречное санитарное состояние местности, охранять и восстанавливать леса. В частности не случайно много труда и сил вкладывалось в выращивание льна, так как именно в льняной одежде не живут насекомые-паразиты. Следили и за сохранением липовых рощ. Из коры лип заготавливали лыко для лаптей, мочалок, корзин и т.д. 

Копа изначально была присуща всем славянским народам. Но с началом христианизации, несущей на своих плечах то, что принято называть феодализмом, она начинает вытесняться сначала из Западной Европы, а потом и с территории Руси.

Так к XYI- XYII вв., например, в Юго-Западной Руси от Копного права уже ничего не осталось. Именно тогда-то и попытались возродить древние обычаи казаки, и Дашкевич образовывает за днепровскими порогами знаменитую Запорожскую Сечь. А то, что казачий образ жизни является высшей формой развития русской общины – так считают многие исследователи казачества. Именно казаки и пронесли через века «звычай права нашего копнаго».

Копное право ждёт своих исследователей. Надо изучать богатейшие письменные источники периода его угасания (ХY-XYII вв.). Это актовые книги городов Юго-Западной . Конечно в этих книгах законы Копы никто специаьно не записывал. В них протоколировались бесконечные тяжбы нарождающихся феодалов с Копой. К середине XIX века сохранилось около 400.000 книг в таких городах, как Киев, Вильно, Луцк, Витебск, Владимир, Житомир и др. Но на Русь с Запада активно начало наступать писаное, Посполитное (польское) право, а также Магдебургское право для больших городов.

Принявшие такое “право” жители городов на Копу больше не являлись, а управлялись уже по другим законам. Окрестные же сёла произвольно приписывались к такому городу и назывались «околичными». Но всё же копное право продолжало действовать, но на Копе должен был присутствовать ВОЗНЫЙ из городского уряда, который и составлял протокол Копы и вёз его в город для вписания в актовые книги.

Вместе с Магдебургским правом на сельские общины начала распространяться и власть помещиков. Поначалу помещик владел землями лишь формально; он собирал налоги, а власть принадлежала Копе.

А время шло, и под натиском крепостного «права» Копа перерождается постепенно в сельский суд, на который приглашаются от каждого села по одному сходатаю, а помещик со священником, урядником и несколькими своими приятелями вершат дела так, как им нужно. Мужики уже безмолствуют – себе дороже. А с 1557 г. помещики получают право даже убивать своих крестьян.

В некоторых местах Копа, будучи всё ещё жизнеспособной, сохранялась, хотя и в ослаблен-ном виде в структурах нового управления. Но сходатаи уже не могли доказать справедливость своих требований, кроме как давностью своего права. Всё чаще помещик говорил: «Я на ГОЛОЕ СЛОВО МУЖИЦКОЕ платить не приказываю». Иногда помещики просто уводили своих крестьян с Копы, а в XYII веке и вовсе запретили им посещать коповище.

О том, что Копа несла в себе и всячески оберегала высокие духовные начала, говорит и начавшаяся порча в народе. Она следовала неизбежно за уничтожением общинного владения Землёй Матушкой. и Поселяне, вместо того, чтобы предотвращать преступления, открывать и наказывать преступников, сами разбойничали, поджигали и грабили селения богатых собственников. Отсюда и наступление смутного времени, вспышки народных восстаний.

Ещё при Владимире Мономахе на Руси появилась «Русская Правда» – первый писаный уголовно-правовой феодальный кодекс нашей древности. Его аналоги давно уже существовали в Западной Европе. «Русская Правда» всячески защищала интересы народившихся удельных князьков (феодалов, будущих помещиков). Именно они-то и были первыми гонителями Копы как выразительницы народных интересов. Новые Князья боролись не только с Копами на селе. Поперёк горла была им и городская Копа. Вся история Руси представляет собой нескончаемую борьбу верховных князей со всё ещё могущественными городскими Копами. Города вроде Новгорода назывались долгое время вольными и свободными именно потому, что содержали в себе островки Копного права.

Непокорные города истребляли огнём и мечом. Но они вновь и вновь возникали их сельских общин вследствие роста населения и совершенствования ремёсел. Они наполнялись жизненной силой опять же благодаря Копе. Читая «Русскую Правду», можно проследить следы общины и народных юридических обычаев, но уже с примесью немецкого права, столь милого сердцу князей (а затем и царей).

Согласно древнейшим русским обычаям, князья как профессиональные воины приглашались Копой для защиты своих земель от внешнего врага и поддержания должного порядка (закона) внутри страны. Если Князь не устраивал Копу, то его прогоняли. Для содержания Князя и его дружины, пограничных застав, для строительства пограничных городов и оборонительных линий Копой выделялась десятина (десятая часть доходов домохозяев). Кроме того, селяне добровольно несли трудовую повинность по строительству особо важных или срочно необходимых объектов, а в военное время все воины поднимались на защиту Отечества. Только благодаря соблюдению традиций Копного права Светослав Хоробре смог в считанные дни собрать 10.000 воинов, каждый из которых был вооружён, имел коня и запас фуража.

Во времена Копного права Князья выбирались из представителей самых влиятельных и крепких родов, которые составляли Честь и Славу нашего Отечества. В качестве главы всей страны выбирался достойный из достойнейших – Великий Стольный Князь Всея Руси. Это происходило на Всеземском Соборе (собрание князей со всех земель). Так постепенно складывалась Самодержавная Монархия (власть «высшего ума», которая опирается на народ сам себя держащий). От Монарха требовалось защищать народ от ворогов иноземных, соблюдать законы Копного права, а не в коем случае не нарушать их.

Моя попытка не нова. В середине XIX века в России жил и активно действовал по возбуждению интереса к Копе славный сын Отечества нашего Николай Дмитриевич Иванишев. Он прилагал немало усилий к тому, чтобы открыть при Киевском Университете кафедру древнего Копного права, однако его буквально поднимали на смех с «мужицким» правом! Но Н.Д. Иванишев смог оставить после себя книгу «О древних сельских общинах юга России», где он и рассказал об основных принципах народного Копного права, изучая многие и многие тома древних актовых книг.

Таким образом, совсем не случайна в русском народе тяга к общинности, к древнейшим формам народного самоуправления. И в воспитании подрастающего поколения следует активно пользовать коллективом. Коллективы, как инструменты воспитания, следует создавать и всячески поддерживать и всячески пропагандировать этот опыт. В заключении напомним, что «коллектив» слово латинское и в переводе означает «община».

Георгий Платошин

Источник

welemudr.mirtesen.ru

свободные и зависимые. Группы населения

Какие населения существовали в Древнерусском государстве? И насколько они были многочисленны? Такими вопросами задаются как археологи, так и просто интересующиеся нашей историей. По какой-то причине количество находок периода 10-16 веков не столь многочисленно, сколь более поздних периодов. Наверняка вы задумывались, почему. Чтобы это понять, нужно как следует разобраться в том, кем же были наши предки и какие основные группы населения Киевской Руси существовали.

Население в Древней Руси

Фото с сайта interneturok.ru

Перепись населения Древней Руси – немного о численности населения

Итак, давайте попробуем для начала ответить на вопрос о численности населения наших предков. По сравнению с более поздними периодами, исследования ранних проводились редко и невозможно с точностью сказать, сколько же людей жило тогда. Нашему вниманию доступны лишь приблизительные проценты. Первая перепись населения на Руси произошла во второй половине 13 века благодаря монголам. Им было необходимо знать, сколько точно людей находится под их покровительством для удобства сбора дани – как обычно, всё объясняется интересом выгоды, а не простым любопытством.

До этого же, по мнению исследователей Вернадского и Тихомирова, на территории Руси проживало с 10 по 13 века приблизительно 4-5 миллионов человек. Свои выводы историки построили на основе найденных архитектурных памятников. Этих памятников было совсем немного – если говорить точно, то, согласно им, населения Руси в 10 веке тогда набралось бы в два раза меньше, чем ныне только по Москве. Даже если сделать поправки на то, что сохранилось немало построек в более-менее узнаваемом состоянии, всё равно мы получаем, ничтожное в пределах целой страны количество. А в связи с вражескими набегами населения в 14-15 веках стало и того меньше.

Однако именно монголам мы должны быть, как уже говорилось выше, благодарны за первый документальный учёт количества населения. На момент набегов на нашу территорию основной массой населения в Древней Руси являлись подневольные люди, которые не вели самостоятельно никаких учётов. Уже позже, на примере поданном завоевателями, начали появляться первые писцовые книги с упоминанием категорий населения Киевской Руси. Самое интересное, что в них были не только цифры, но и ценные сведения о церквях, поместьях, деревнях.

Простые жители древнерусского государства

Фото с сайта rg.ru

Какие существовали категории населения

Благодаря сведениям о поселениях мы можем рассуждать и о том, какие группы населения были в древнерусском государстве. Превосходным документом служит также родоначальник правовых документов на территории нашей страны – сборник «Русская правда». Перечислить основные категории населения в древнерусском государстве благодаря нему и переписях получается достаточно достоверно. Итак:

  1. Начнём с верхушки общества – тех людей, в руках которых сосредотачивался весь объём власти. Конечно же, они принадлежали к выдающимся родам. Во главе всего народа стоял князь. Представители самых знатных семейств образовывали знать – эта привилегия по праву рождения в те древние времена была особенно сильна.
  2. Помогали в управлении, а фактически, считались административным аппаратом и военной поддержкой, бояре. Их ещё называли старшими дружинниками, термин «бояре» возник чуть позже. С их помощью решались многие важные вопросы, судебные тяжбы, из их числа назначались посадники.Посадники, к слову, представляли в своём лице, когда требовалось, власть князя. То есть среди основных категорий населения Руси в 11 веке они являются теми, кто нажимал на рычаги истории, ведь что бы значила власть самого князя без удачно подобранных советников?
  3. Младшая дружина являлась теми, кого на современном языке принято называть «телохранителями». Охрана самого князя, бояр – вот их основная задача. Набирали в младшую дружину как детей достойных по происхождению людей, так и представителей народа, которые отличились своими лучшими качествами. Такой щедрый подход с разрешением приблизиться людям из более низких слоёв населения Древней Руси обеспечил боярам их преданность. Юное поколение и выходцы из народа своего рода являются гарантией хорошей службы ввиду того, что они обязаны хозяевам своим возвышением. На современном языке мы бы назвали это «восхождением по карьерной лестнице».
  4. Духовенство – этих людей где-то можно назвать свободным населением Древней Руси, потому как они пользовались определённым уважением. Это были священники, которые несли службу разных церквях – как городских, так и сельских. Проживало духовенство в монастырях, жило в молитвах и трудах, отказываясь от мирских удовольствий. Но, несмотря на такой отшельнический образ жизни, из списка групп населения в древнерусском государстве духовников исключать нельзя, ведь с обществом они пересекались, и нередко. Так, буквально с 11 века монастырские земли становятся интересны в качестве крупных хозяйственных земель.
  5. Городское население Древней Руси называлось «чадью» и представляло из себя купцов, поденщиков, ремесленников. Все эти люди трудились не покладая рук, в отличие от той же знати, но при большом труде пользовались и большим уважением. Особенно купцы, которых хватало как местных, так и иностранных.
  6. Свободное население Киевской Руси называлось «люди» или «полюдье». К нему относились, грубо говоря, те, кто обладал некой свободой, но при этом были вынуждены платить определённую сумму государству. Поэтому свобода была относительной, но при этом жизнь – вполне приемлемой. Огромным преимуществом данной категории населения населения в Древней Руси являлось то, что у неё имелось в наличии определённое имущество, которое можно было завещать детям. И это имущество, как, собственно, и сам человек, защищались законом. К преимуществам подобного положения можно назвать и разрешение участвовать в судебном процессе.
  7. Свободные земледельцы – основная масса населения Киевской Руси, но было достаточно и тех людей, которые из-за того или иного стечения обстоятельств были или частично зависимы от вышестоящих по положению, или полностью. Тут имеется своя классификация, которую разберём подробно.
Воины на Руси

Фото с сайта cdbvizit.ru

Двумя категориями зависимого населения Киевской Руси были:

  • закупы – в переводе на современный язык, являлись должниками. «Купа» означает «залог». Иными словами, люди, которые брали у феодала залог, относились к такой классификации. Они были временно зависимой категорией населения Киевской Руси. Это означает, что такие люди обязаны были расплатиться, терпя любые прихоти, даже побои и тяжёлую работу. Однако почти все юридические права и личное имущество сохранялись за закупом. И, вернув долг, он снова становился свободным человеком. Причём временные рамки возвращения долга не устанавливались. Такая форма появления зависимого населения в Киевской Руси считалась делом вполне обыденным.
  • а вот в случае бегства закупа он менял статус на холопа. Это была категория населения на Руси, близкая к рабам. Они обладали правами меньшими, чем кто бы то ни было. Кроме названной причины бегства от долга, холопом можно было стать в том случае, если бы вы родились от холопа, заключили брачный союз с таким человеком без предварительного согласия его хозяина, совершили преступление вроде грабежа, обанкротились. Это зависимое население Киевской Руси не имело ничего своего – автоматически хозяином выступал господин холопа.
  • Стоит, пожалуй, упомянуть о категории зависимого населения Киевской Руси, которая находилась ближе к закупам и являла собой практически свободных людей — рядовичей. Рядовичи заключали договор с землевладельцем добровольно. Как правило, причиной служила нужда. И чтобы справиться с нуждой, приходилось, согласно договору, выполнять ряд работ. Собственно, от слова «ряд» и появился термин данной категории. Прав рядович имел больше, чем закуп, что подтверждается хотя бы тем фактом, что первый мог часто выступать в качестве административного представителя своего хозяина.

Кратко о мировоззрении категорий населения в Древней Руси

Несмотря на то, что наши предки по занимаемому положению имели значительные отличия, общую характеристику мировоззрения древнерусского населения привести можно. Так, исходя из литературных памяток, можно сделать вывод о том, что испокон веков русский народ старался, несмотря на все перипетии, объединиться для борьбы с общим внешним врагом. При этом жители Руси никогда сами ни на кого не нападали, не пытались завоевать. Тем не менее, своих героев, павших за защиту родины, увековечивали в литературных памятниках. Примером тому служит «Слово о полку Игореве».

Основную часть населения древнерусского государства составляли подневольные люди, среди которых читать и писать умели не все. Однако их с более зажиточными жителями объединяла любовь к фольклору, где ещё присутствовали языческие мотивы. Даже в вышеназванном «Слове о полку Игореве» встречаются эти мотивы. Песни, заговоры на тот момент были широко распространены, несмотря на долгие старания церкви искоренить «кощунство». В дальнейшем обряды просто превратились в народные игры.

Правовой статус различных категорий населения древнерусского государства разнообразен. Несмотря на то, что на тот момент количество населения, учитывая площадь государства, было невелико, в этом государстве уже существовала довольно чёткая иерархия. И изучать жизнь наших предков необходимо начиная с ознакомления с этой иерархией – тогда многие процессы становятся понятными.

perstni.com

Как назывались в Древней Руси свободные крестьяне-общинники, имевшие своё хозяйство?

За́купы — категория зависимого населения на Руси. В Древнерусском государстве закупами становились разорившиеся общинники, получавшие от землевладельца участок земли и сельскохозяйственный инвентарь. Кабальные закупы в обмен на «купу» (помощь деньгами или товарами) обязаны были отработать долг в имении господина. Упоминаются в пространной редакции Русской Правды.

привет \милок не только в древней а и сейчас есть договор и работают сообща одна цель это наз ся хозяйство работников на селе в отличии от города ты также можешь с кошкой договориться она будет сметану лизать а ты тарелку мыть и подметать купать ее если ума не хватает содержать крепкое личное хозяйство чтобы производить свою сметану и творог и тда не есть химические продукты дорогие и неизвестно как и кем сделанные просто в ярких бумажках возми то же сливочное масло сейчас это сплош химия и тд такого раньше не могли представитьвсе в твоих руках дерзай работай на себя и будешь богатейшим человеком

Необходимость принятия новой религии в X в. была обусловлена тем, что славянское язычество

Люди, но никак не закупы!

touch.otvet.mail.ru

Закуп – в Древней Руси зависимые люди, взявшие у феодала в долг ссуду («купу») и обязанные отработать ее

«Заповедные лета» – срок, в течение которого в некоторых районах Московского государства запрещался переход в Юрьев день. Начали вводиться правительством Ивана IV Грозного в интересах дворянства с 1581 г. В общегосударственном масштабе были введены указом царя Федора Иоанновича (ок. 1592–1593 гг.), запретившим переход крестьянам.

Земский собор – высшее сословно-представительное учреждение в России середины XVI–начала XVII вв. В его состав входили: Освященный собор (совет церковных сановников), Боярская дума и судьи центральных приказов, представители дворянства и привилегированного купечества. По своей структуре Земский собор приближался к сословному представительству Западной Европы, но имел только совещательное значение. В начале XVII в., в условиях ослабления государственной власти, социальных потрясений и иностранных вторжений, значение Земских соборов сильно возросло. На Земских соборах решались первостепенные вопросы в жизни государства: выборы царей, вхождение новых территорий, объявление войны, заключение мира, финансовые вопросы. Земские соборы собирались нерегулярно, по мере необходимости. По мере формирования абсолютной монархии нужда в подобном органе управления отпала, главной опорой власти выступает бюрократия и армия. После 1653 г. Земские соборы больше не собирались.

Земства (земские учреждения) – выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в России. Введены земской реформой 1864 г. Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог и т. д. Контролировались Министерством внутренних дел и губернаторами, имевшими право отмены постановлений земств. Сфера деятельности и права постоянно урезалась правительством. Упразднены в 1918 г. декретом Советского правительства.

Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства в промышленности и других отраслях хозяйства для роста производительных сил и подъема экономики. В Российской империи осуществлялась в конце XIX в. В СССР проводилась с конца 1920-х годов на основе приоритета тяжелой индустрии, при низком уровне жизни населения, выкачивания средств из сельского хозяйства, командно-силовых методах. Это привело к отставанию отраслей, связанных с народным потреблением, к диспропорциям в народном хозяйстве, все большему отставанию экономики от современного уровня производства.

Колхоз (коллективное хозяйство) – производственное объединение крестьян для коллективного ведения сельского хозяйства на основе обобществления средств производства в советский период. В первые годы Советской власти появилось несколько форм коллективных хозяйств: коммуна, сельскохозяйственная артель, ТОЗ (товарищество по совместной обработке земли). Эти формы коллективных хозяйств различались между собой по степени обобществления средств производства. В ходе сплошной коллективизации основной формой колхозного движения была определена сельскохозяйственная артель. Принципы ее организации и деятельности были определены «Примерным уставом сельскохозяйственной артели» в 1935 г. По Уставу земля закреплялась за артелью в бессрочное и бесплатное пользование. Члены колхозов имели право на приусадебные участки и личное подсобное хозяйство. Было установлено распределение доходов в соответствии с количеством выработанных колхозниками трудодней. Высшим органом управления объявлялось собрание колхозников, которое решало следующие важные вопросы: прием новых членов и исключение из состава колхоза, выборы председателя, утверждение производственных планов, норм выработки и расценок работы, объем выдачи продуктов и денег на трудодень.

Коммунизм – идеальная модель общества, в основе которого лежит всеобщее благополучие, равенство людей. Согласно марксистской теории, коммунистическая формация имеет стадию социализма, постепенно переходящую в коммунизм – бесклассовое общество с высоким уровнем развития производительных сил, человеческого сознания и культуры.

 

Консервативно-охранитель-ное направление (консерватизм) – направление общественной мысли и политическое движение, ориентирующееся на защиту традиционных устоев государственного устройства, отрицающее радикальные изменения. В России консерватизм в наибольшей степени проявлялся в вопросах государственного устройства, защищая незыблемость самодержавной власти.

 

Кормления –на Руси система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счет местного населения. Ликвидировано при Иване IV Грозном земской реформой в 1556 г.

 

Крепостное право – форма феодальной зависимости крестьян: прикрепление к земле и личное подчинение феодалу. В Русском государстве юридически оформилось Судебником 1497 г., указами о «заповедных» и «урочных летах», Соборным Уложением 1649 г. Крестьянин имел земельный надел, орудия труда, хозяйство. Крестьянин сам себя кормил, работал на феодала (барщина), вносил плату феодалу (оброк), платил налоги государству, нес определенные повинности. В XVII–XVIII вв. все несвободное население стало крепостным. Было отменено Крестьянской реформой 1861 г.

 

Либеральное направление (либерализм) – направление общественной мысли и политическое движение, в основе которого лежит признание естественных прав человека (на жизнь, на собственность, правовые свободы и т. д.). Принцип свободы индивида является важнейшим в либеральной идеологии. В практической жизни либерализм означает, прежде всего, утверждение основ парламентаризма, буржуазных прав и свобод.

 

Мануфактура – одна из ранних форм капиталистической организации промышленности, при которой сохраняется ремесленная техника, но производство уже основано на кооперации и техническом разделении труда среди рабочих. В России возникла в XVII веке. Характерной особенностью русской мануфактуры было то, что она развивалась в условиях господства феодально-крепостнических отношений. Большая часть мануфактур возникла при активном содействии государства (главным образом в металлургии), при этом они полностью обслуживались принудительным трудом приписных крестьян.

Марксизм – система теоретических взглядов, принципов и идеалов Карла Маркса и Фридриха Энгельса; учение о буржуазном обществе XIX в., о путях и способах его революционного преобразования в новую общественно-экономическую формацию – коммунизм; теория практического изменения мира человеком. Марксизм является социально-философским исследованием человеческой истории, ее сущности и оснований, противоречий и движущих сил, тенденций развития. Исторически марксизм зародился и в основном сформировался в 40-е гг. XIX в. в Германии. Основная идея в марксизме – идея коммунизма как новой общественно-экономической формации.

Местничество – система распределения служебных мест среди феодалов в Московском государстве XIV–XVII вв. при назначении на военную, административную, придворную службу по знатности рода, положению предков, приближенности к власти, часто без учета способностей, личных качеств. Местничество было отменено в 1682 г.

Модернизация – обновление социально-экономических, политических, культурных, религиозно-нравственных и других основ жизни общества путем различных нововведений и усовершенствований, отвечающих современным требованиям и вкусам. В более узком смысле под модернизацией понимают промышленную революцию и индустриализацию, которые являются основой формирования индустриального общества.

Монархия – форма правления государством, при которой власть принадлежит монарху, единоличному правителю, как правило, получающему власть по наследству (князь, царь, император и т. д.). Различают неограниченную (абсолютную) монархию, где всей полнотой власти обладает монарх, и ограниченную (конституционную, парламентскую), где власть монарха ограничена парламентом и статьями Конституции.

Монголо-татарское (ордынское) иго – система зависимости русских земель от ханов Золотой Орды. Проявлялось в экономической, политической, культурной, военной сферах. Монголо-татарское иго оказало огромное влияние на различные аспекты русской жизни. В политической области была перенята монгольская модель власти и управления – власть московского князя станет намного выше, чем его предшественников в домонгольский период. Серьезному влиянию были подвержены язык, одежда, быт, культура. Неизменной осталась православная вера.

«Москва – третий Рим» – политическая теория в XVI в. в России, обосновавшая всемирно-историчес-кое значение столицы русского государства Москвы как политического и церковного центра. Теория утверждала Московскую Русь в качестве исторической преемницы Римской («первый Рим») и Византийской («второй Рим») империй (павших, по мнению создателя этой теории, из-за отклонения от «истинной веры»). Теория была сформулирована в начале XVI в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу.

 

Народничество – идеология и движение разночинной интеллигенции XIX в., выражавшее интересы крестьян, выступавшее против крепостничества, за свержение самодержавия путем крестьянской революции. Представители народничества считали возможным переход к социализму через крестьянскую общину, которую они считали готовой основой социализма. Родоначальниками народничества были А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, а идеологами – М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Основными народническими организациями 1860-1880-х годов были «Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля». Идеи народничества, методы террористической борьбы возродились в начале XX в. в деятельности Партии социалистов-революционеров (эсеров).

Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором все необходимые для удовлетворения элементарных потребностей продукты производятся на месте. При таком типе хозяйства нет необходимости существования рынка. Предметами торговли или обмена являются только соль, изделия из металла, предметы роскоши. С развитием обмена постепенно вытесняется товарным производством.

Новая экономическая политика (нэп) – введена советским руководством в марте 1921 г. на X съезде РКП(б), направлена на преодоление массового недовольства действовавшей политикой «военного коммунизма». Суть нэпа заключалась в том, что продовольственная разверстка была заменена продовольственным налогом. Размер продовольственного налога устанавливался до посевной кампании в зависимости от зажиточности хозяйства и не мог меняться в течение года. Были разрешены также свобода торговли, частное предпринимательство, использование иностранного капитала в форме концессий и труд батраков в деревне. Одновременно проводилась денежная реформа 1922–1924 гг., развивались советские предприятия, кооперация, восстанавливалось народное хозяйство. Нэп был свернут в конце 1920-х гг.

«Норманнская теория» – направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (скандинавов) основателями первого государства восточных славян – Киевской Руси. «Норманнская теория» была выдвинута в середине XVIII века немецкими историками Г.-З. Байером, Г.-Ф. Миллером и др. Немецкие ученые использовали сообщения «Повести временных лет» о том, что в 862 г. для прекращения междоусобиц некото-рые племена восточных славян обратились к «варягам» (с которыми сторонники этой теории отождест-вляют норманнов) с предложением занять княжеский престол. Немецкие ученые доказывали, что образование государственности у восточных славян – заслуга исключительно норманнов и делали выводы об извечной отсталости славян. Против этой теории активно выступали М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский и др. Противники «норманнской теории» (антинорманисты) признают, что в основе легенды лежит реальный исторический факт вокняжения в Новгороде «варяга» Рюрика. Заслуга Рюрика заключается в том, что он только положил начало первой правящей династии на Руси – Рюриковичей. Но сами варяги вскоре ославянились (уже внук Рюрика носил славянское имя Святослав) и не оказали заметного влияния на развитие социально-экономических и политических процессов у славян. Насадить государство неподготовленному обществу невозможно. В настоящее время значительная часть исследователей склонна соединять доводы норманнистов и антинорманистов, отмечая, что восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства, но завершающий факт образования государства действительно связан с именем «варягов».

Оброк – ежегодный сбор продуктов (натуральный оброк) и/или денег (денежный оброк) с крепостных крестьян помещиками. Продовольственный (натуральный) оброк был отменен Положениями 19 февраля 1861 г., денежный сохранялся для временно-обязанных крестьян до 1883 г.

Община крестьянская – территориальное объединение отдельных крестьянских хозяйств, сочетавшее индивидуальную собственность на дом, приусадебный участок и общинную собственность на пашню, пастбища, лес. Для крестьянской общины характерны регулярные переделы земли с XVI–XVII вв., круговая порука за уплату налогов, право решения местных вопросов хозяйственной жизни. Жизнь общины контролировалась помещиком и государством.

Опричнина (от «опричь» – кроме, особо) – название государева удела 1565–1572 гг., его территории, войска, учреждения; а также политика репрессий Ивана IV Грозного. Учреждение опричнины было подготовлено событиями 1560-х гг. По указу Ивана IV было объявлено об учреждении «особого» двора с особой территорией, войском (первоначально в 1 тыс. чел.), финансами и управлением (опричной Думой). Правительство ввело неподсудность опричников общественным органам власти и суда. Остальная часть государства получила название «земщина». Ею по-прежнему управляла Боярская дума, вынужденная по всем важным вопросам испрашивать согласия царя. В результате опричнины Иван IV добился резкого усиления самодержавной власти, придал ей черты восточного деспотизма. В 1572 г. царь отменил опричнину, вернув часть конфискованных земель их прежним владельцам. Таким образом была осуществлена попытка форсированной централизации без достаточных экономических и социальных предпосылок. Основным средством ее проведения был террор.

Податные сословия – в России XV–первой половине XIX вв. группы населения (крестьяне и посадские люди), платившие государству подать, подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую и др. натуральные повинности. Были ограничены в свободе передвижения. Юридическая неравноправность податного сословия в основном была ликвидирована во второй половине XIX в.

Подушная подать – система раскладки прямых налогов государству, введенная в 1724 г. Подушным налогом облагались все мужчины податных сословия независимо от возраста. Отменена в 1880-х гг.

megaobuchalka.ru