Как древние люди измеряли время. Измерение времени в древности - Кто придумал? | Изобретения и открытия
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Как люди учились измерять время. Как древние люди измеряли время


Как раньше определяли время | Интересные факты

Сегодня жизнь людей идёт по часам, и в том, чтобы в любой момент узнать точное время, нет ничего сложного. Но даже сравнительно неточные механические часы на самом деле довольно сложный прибор, и ещё 100 лет назад далеко не каждый мог их себе позволить. А лет 500 назад часы, установленные на башне, были в лучшем случае одни на весь город. Так как же люди определяли время раньше, до изобретения часов? Об этом — в данном посте.

Примерно определить время днём можно по положению Солнца, и этот принцип лёг в основу первого приспособления для определения времени — солнечных часов. В таких часах роль стрелки играла тень от гномона, конец которого был направлен на северный полюс.

солнечные часы

У солнечных часов было много недостатков — они правильно показывали время лишь в определённой местности, и, конечно, пользоваться ими можно было лишь днём и в солнечную погоду.

Также в древности измеряли время водяными, песочными и даже огненными часами. Правда, точность их оставляла желать лучшего, например, на ход водяных часов влияло атмосферное давление и температура, а скорость горения фитиля зависела от ветра и притока воздуха.

Большую помощь для определения времени могут оказать астрономические наблюдения, и ещё в древности люди строили сооружения, способные играть роль обсерваторий. Наблюдая за положением звёзд, можно определять время с высокой точностью, и подобные наблюдения используются для определения точного времени и сегодня. Видимое движение звёзд имеет годовую цикличность, поэтому наблюдения за ними помогали в первую очередь для вычисления определённого дня в году. В Древнем Египте, например, таким образом определяли время разлива Нила, до начала которого необходимо было засеять поля. Ночью звёзды помогали определять и время суток. Интересным фактом является то, что древние египтяне определили 12 звёзд, в течение ночи восходившие над горизонтом примерно через равные промежутки времени. Именно с тех пор и пошло принятое у нас сегодня деление суток на 24 часа.

Но всё же подавляющему большинству людей, особенно в сельской местности, раньше приходилось определять время года и время суток без каких-либо часов и обсерваторий, просто по наблюдению за окружающими их явлениями природы. Сегодня мы обращаем мало внимания на природные явления, но наши предки были значительно более наблюдательны. Многие процессы в природе носят периодический характер, а животные и растения, как ни странно, зачастую способны с высокой точностью определять время в соответствии со своими внутренними биологическими часами. Поразительно, но известны факты, когда животные способны чувствовать и правильно определять время суток с точностью до минуты!

Наблюдая, когда зацветают растения и прилетают птицы, можно примерно определить время года. Подобные же наблюдения помогают узнать и время суток. Жизненный цикл многих растений и животных соотносится со временем суток. Цветки разных растений раскрываются и закрываются в разное, при этом определённое время. Большинство цветов распускаются утром и закрываются вечером, но есть и такие, которые закрываются и раскрываются в середине дня или ночью. Основываясь на этом принципе, в своё время Карл Линней придумал и создал цветочные часы, которые «работали» с трёх часов утра до полуночи.  Глядя на них, можно было определять время суток с точностью до 30 минут.

Ночью и утром помогают определить время суток птицы, разные виды которых начинаю петь в определённое время. Например, жаворонки начинают петь в 2 часа ночи, иволга в 3 часа, а воробьи просыпаются лишь в 6 часов утра. Издавна в деревне крестьяне определяли время по крикам петухов. Первый раз петухи кричат в первом часу ночи, второй раз — в 2 часа ночи, третий раз — в пятом часу утра. Со вторыми петухами жители в деревне раньше вставали, чтобы замесить хлеб, а с третьими — чтобы отправиться на работу в поле.

 

Похожие записи

interesnyjfakt.ru

Как измеряли время в древности

Необходимость определять время появилась тогда, когда человек начал заниматься земледелием. Ему нужно было понимать, когда сеять, а когда настает время собирать урожай. Поначалу люди ориентировались на время в целом: зима заканчивалась – значит, нужно было сеять. А как только были признаки первых холодов – пора собирать.

Получается, что отчет времени был очень примитивным: от посева до сбора урожая. Когда у человека спрашивали, сколько ему лет, он мог ответить: «Мне пятнадцать зим». До сих пор ученые находят остатки счета такого рода.

Как определилась точка отчета времени?

У разных народностей была своя точка отчета времени. Например, в древнем Египте это было разлитие реки Нил. Когда снова начинался этот процесс, было ясно, что прошел год. Римляне считали, что время начало идти тогда, когда был создан их город Рим. Жители древнего Китая исчисляли время по времени восхождения на престол нового императора. Как видно, каждая народность брала яркое событие и начинала от него исчислять годы.

Так как в каждой стране были свои правила того, как считать время, это было крайне неудобно для их взаимоотношений. Кроме того, это создает сложности для современных историков. Чтобы понять год определения какого-то события, нужно углубиться в культуру народа и выяснить, как у них велся подсчет времени.

В связи с неудобством разного отчета лет нужно было создать единую систему, которая действовала бы по всему земному шару. Было решено за основу взять библейское сообщение о рождении Иисуса Христа, Сына Бога. Именно этот год стал стартом отчета.

Те страны, которые не признают приход Иисуса, не согласились с таким исчислением. Это были страны, исповедующие мусульманство. Точкой отчета их исчисления лет стало рождения их пророка Мухаммеда.

Какими были первые часы?

Было замечено, что многие люди определяли, в каком положении находится солнце, и таким могли сказать, который час. При этом ошибки были равны максимум 10 минут. Поэтому первыми часами для определения времени стали солнечные устройства, сделанные с учетом движения солнца. Они состояли из основы и такого механизма, как гномон. Тень от него выполняла задачу стрелки. Его конец показывал на север, и когда солнце начинало двигаться, то теневая стрелка показывала время.

Несмотря на то, что солнечное приспособление было очень эффективным средством в древнее время, у него было немало недостатков. Использовать их можно было исключительно в солнечную погоду. Кроме того, они могли показывать время только в определенной местности.

Какие еще методы помогали считать года и часы?

Еще люди могли определять время, используя песочные, водяные и огненные устройства. Конечно, любое из этих приспособлений имело относительную точность, так как на них оказывало воздействие множество факторов. Например, точность водяных часов страдала из-за атмосферного давления или температуры. Измерение времени с помощью скорости фитиля зависело от притока воздуха и движения ветра.

Самым продуктивным достижением измерения времени в древности стали астрономические наблюдения за положением звезд. Точность измерения времени очень высока, поэтому сегодня такие методы пользуются большой популярностью.

Достижениями древности могли пользоваться далеко не все. Многие жили в сельской местности, и им приходилось определять время без часов и специальных сооружений. Они наблюдали за окружающей природой, ее явлениями и замечали, что многие действия имеют периодический характер. Следя за жизненным циклом животных и растений, можно выяснить, который час с большой точностью.

russian-watch.ru

Как в древности измеряли время?. Кто есть кто в мире открытий и изобретений

Как в древности измеряли время?

Когда мы говорим о часах, мы имеем в виду прибор для измерения времени. Но человеку способы отсчета времени были известны задолго до того, как он изобрел такие приборы.

Восход и заход солнца были первыми показателями времени. Увеличение и уменьшение теней от палок, камней и деревьев также служило для определения времени. Движение звезд тоже служило человеку чем-то вроде гигантских часов. Он заметил, что по мере того как проходила ночь, становились видимыми различные звезды.

Древние египтяне делили ночь на двенадцать временных периодов, соответствующих восходу 12-ти звезд. Они и день делили аналогично, и наши 24-часовые сутки основаны на египетском делении дня и ночи. Египтяне также сделали теневые часы – бруски дерева с указателями. В конечном итоге эти теневые или солнечные часы, имеющие 12 периодов для деления дня, и были первыми часами.

Следующими видами часов были водяные и огненные. Свеча с нарезками отсчитывала время по мере сгорания от нарезки к нарезке. А в водяных часах тарелка с маленьким отверстием на дне помещалась на воду. После определенного времени плавающая тарелка наполнялась водой и тонула.

Около 2000 лет назад человек изобрел еще один вид часов – песочные. Они состояли из двух полых стеклянных сосудов, соединенных так, что песок мог пересыпаться из одного в другой. Верхний сосуд был наполнен песком в таком количестве, что он высыпался в отверстие в течение часа.

Где-то в 140 году до нашей эры греки и римляне применили зубчатое колесо для усовершенствования водяных часов. Поплавок, помещенный в сосуд, поднимался, когда вода текла тонкой струйкой в сосуд. Он был соединен с зубчатым колесом. Колесо поворачивало стрелку, которая постепенно двигалась от одной часовой отметки к другой. А через 1400 лет изобрели первые механические часы. Груз был привязан к бечевке, она поворачивала катушку, которая в свою очередь двигала оси зубчатых колес и шестеренок. Колеса поворачивали стрелку на циферблате.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Как в древности измеряли время

Как в древности измеряли время

А.Ф. Лосев пишет: «Вечное движение небес­ного свода для греков – это есть их история» [1]. Та­ким образом, движение небесных светил – есть время, а события, происходящие во времени – это история, т.е. памятование о прошедших событиях. Представление о времени формировалось в про­цессе занятий астрономией, в процессе наблюде­ния за небесными светилами [2]. Измерение време­ни было важно для исторической памяти, для ориентации во времени, для организации человеческой деятельности. Основы гномоники, т.е. измерения времени, были заложены в древней Вавилонии [3], откуда они затем распространились по другим ре­гионам мира. Создание основ измерения времени явилось одним из важнейших достижений древней цивилизации.

К неизменяемым параметрам времени отно­сится суточный круг, состоящий из ночи и дня. По библейской традиции день (сутки) [4] начина­ется с вечера: «И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1, 5). В Новозаветное время сохра­няется такая традиция: Апостол Павел говорит о своих страданиях, что он «ночь и день пробыл во глубине морской» (2 Кор. 11, 25). Одновремен­но в древности существовала и другая традиция, например, в Египте, согласно которой «началом дня было принято считать рассвет» [5].

Неизменяемо также количество часов дня и ночи: по двенадцати. Подтверждение этому име­ется в Евангелии. Христос говорит: «Не двенад­цать ли часов во дне» (Ин. 11,9). Таким образом, в древности и дневное, и ночное время делилось на 12 «часов», составляя в целом 24 часа в тече­ние суток. «Таким образом, в сутках содержалось, как и теперь 24 часа, только они были раз­ными по длительности, отсюда название косой час. Правда, два раза в год – в периоды весенне­го и осеннего равноденствия — дневные и ноч­ные часы сравнивались между собой, становясь равными нашим современным часам по длитель­ности» [6]. Такая система отсчёта времени измеря­лась солнечными часами, известными с древнос­ти. На ровной поверхности «циферблата» нано­сились деления и тень от штыря (гномона), находившегося в центре, показывала время дня.

В связи с таким делением суток на часы сле­дует обратить внимание на седьмую молитву в чине вечерних молитв. Апостол Павел заповедо­вал христианам «непрестанно молиться» (1 Сол. 5,17). Примером такой постоянной молитвы яв­ляется молитвословие, принадлежащее святи­телю Иоанну Златоусту (407; пам. 13 нояб.). Она имеет подзаголовок «Молитвы молебныя, числом двадесятым и четырем часам дневным и нощным». Таким образом, данная молитва со­держит двадцать четыре стиха-прошения, соот­ветственно числу часов в сутках. Данная молит­ва разделена на два абзаца. Первоначально идут дневные прошения, которым предшествует надписание «Дневи»: «Господи, не лиши мене не­бесных Твоих благ...». Перед вторым абзацем надписание: «Нощи». Абзац начинается проше­нием: «Господи в покаянии прими мя...».

В рассматриваемой системе «часомерия» дневной час был равен ночному только в марте и в сентябре. После же мартовского равночасия начинает расти дневной час, а ночной убывает. Апогей достигается в июне, после чего дневной час начинает убывать [7], а длительность ночного часа растёт. Уравниваются они в сентябре, да­лее ночной час продолжает расти. В декабре ночной час достигает апогея и затем начинает убывать [8]. И так из года в год. Поэтому в зависи­мости от времени года длительность часов изме­нялась и только в дни весеннего и осеннего рав­ноденствий дневные и ночные часы были равны между собой. «Так, на широте Москвы величина дневного часа была примерно вдвое больше ночного летом и вдвое меньше зимой» [9].

При использовании системы «косых» часов часовой механизм необходимо постоянно све­рять и корректировать с заходом и восходом сол­нца. Н.И. Оловянишников описывает такой пример: «Над церковью Покрова города Александ­рова устроены те часы, которые в монастыре слывут русскими и которые, начинают счет вре­мени от заката солнечного, обличают италианское происхождение. При этих часах живет ста­рушка, которая ежедневно заводит их, сверяет с солнцем... Вся жизнь ее в этих часах. Впрочем для монастыря они чрезвычайно важны, потому что все занятия монастырской общины распре­делены по ним» [10].

«Люди жили и определяли время по естест­венному движению Солнца, по длинным летним дням и коротким зимним, которые одинаково де­лились на 12 часов» [11]. Во время длинных летних часов была распространена практика дневного сна, который приходился на самое жаркое время дня. Дневной сон в жарких странах в летнее вре­мя сохранился до наших дней. Можно говорить, что такой обычай был распространён и на Руси. Историк И.Забелин пишет: «После обеда госу­дарь ложился спать и обыкновенно почивал до вечерен, часа три» [12]. В 1410 году татарский ца­ревич Талыча изгоном (неожиданно) ворвался во Владимир, поскольку «людем в полъдень спящим» [13]. Адам Олеарий, посетивший Москву в XVII веке, писал: «Русские люди высокого и низкого звания привыкли отдыхать и спать пос­ле еды в полдень» [14]. Ниже он продолжает: «На этом основании русские и заметили, что лжеДмитирий... не русский по рождению и не сын Великого князя, так как он не спал в полдень, как другие русские» [15].

Следует отметить, что длительность часа за­висела не только от времени года, но также и от географической широты данного места, так как на юге или на севере солнце восходит и заходит в разное время. В 1551 году в Великом Новго­роде случился пожар, о котором читаем в лето­писи: «Да того же лета месяца маиа в 9 на па­мять иже отца нашего чюдотворца Николы в третии час нощи по Московским часом, а по Новгородцким часом на шестом часе на ночном загорелось в Юрьеве манастыри» [16]. Поэтому в последующее время при переходе на постоян­ный по длительности час на «широте Москвы самый длинный день летом и самая длинная ночь зимой достигали 17 часов. Поэтому на циферб­лате старинных московских часов было 17, а не 12 делений, как теперь» [17].

«В конце X века н. э. Древняя Русь приняла христианство и в ней в обиход вошел применяв­шийся в Риме и Византии юлианский календарь, основанный на солнечном годе, с делением на 12 месяцев и семидневные недели» [18]. Одновремен­но получила распространение система счёта времени «косыми» часами. О первом механизме измерения времени говорится под 1404 годом в Троицкой летописи, как «князь Велики Василеи Дмитреевичь замысли часникъ и постави е на своемъ дворе за церковью за святымъ Благовещеньемъ. Сии же часникъ наречется часомерье; на всякии же часъ ударяетъ молотомъ въ колоколъ, размеряя и разсчитая часы нощныя и дневныя. Не бе человекь ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако створено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено. Мастеръ же и художникъ сему беяше некоторые чернец, иже отъ Святыя Горы пришедыи, родомъ сербинъ, именемъ Лазарь» [19].

В 1539 году по благословению Новгородс­кого архиепископа Макария (1526-1542) вла­дычным мастером Семёном Часовщиком были изготовлены башенные часы для Соловецкого монастыря. На сегодняшний день это древней­шие часы, с определённой долей сохранности дошедшие до наших дней [20]. Несколько лет назад солнечные часы были восстановлены на обелис­ке на лаврской площади между Успенским и Тро­ицким соборами в обители преподобного Сер­гия. Солнечные часы имеются также на Лопухинском корпусе в Новодевичем монастыре в Москве, в котором в 1944 году началось воз­рождение духовных школ в Русской Церкви.

Наряду с часами в древности существовали и более крупные единицы измерения времени, которые назывались стражами, соответствуя длительности несения караула одной сменой. Одна стража состоит из трёх косых часов. В кни­ге пророка Исаии говорится: «И на стенах тво­их, Иерусалиме, приставих стражы весь день и всю нощь» (Ис. 62, 6). В русском переводе чи­таем: «На стенах твоих Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! Не умолкайте, — не умолкайте пред Ним» (Ис. 62, 6 — 7). Когда Христос отправил Своих учеников морем в Вифсаиду, а Сам остался помолиться, но затем, провидя их обуревание волнами, «о четвертей стражи нощней прииде к ним» (Мк. 6, 48) [21]. В другом месте Господь говорит о блажен­ных рабах, которые бодрствуют в ожидании своего господина. «И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те» (Лк. 12, 38).

В последующее время стражи нашли отра­жение в структуре христианского Богослуже­ния, в Богослужебном круге: «... в монастырском Богослужении «проявляется» римская стража в три часа в виде «расстояния» между службами «3-й Час», «6-й Час» и «9-й Час» [22]. «Можно предположить, что то же «расстояние» в три «Часа» было между службами «9-й Час» и «Ве­черня» [23]. Богослужения дневного круга соотно­сятся с косыми часами следующим образом: «Вечерня – 12-й дневной «косой» час, Полунощница – 6-й ночной «косой» час, Утреня – 12-й ночной «косой» час, 3-й Час – 3-й дневной «косой» час, 6-й – 6-й дневной «косой» час, 9- й Час – 9-й дневной «косой» час» [24].

В древности наряду с солнечными часами для измерения времени существовали также пе­сочные, водяные и огненные часы, функциони­рование которых было ограничено небольшим промежутком строго фиксированного времени. Однако, со временем, в связи с развитием тех­нической мысли появляются механические ча­сы, функционирование которых было ограниче­но только износом механизма, т.е. стало продол­жительным. Такие часы показывали чётко фиксированные по длительности часы и они со­ответствовали косым часам только во время равноденствия, т.е. в марте и сентябре. Такое «часомерие» получило распространение в Ев­ропе в XIV веке [25], в России эта система получила распространение с петровской эпохи [26]. «Немуд­рено, что в условиях тотального применения равноденственных часов, именование церков­ных служб «Часами» перестали соотносить с «косыми» часами, даже если и были связаны с ними генетически» [27].

Косой час в отличие от нынешнего строго фиксированного по длительности часа имеет ва­риабельную длительность. Подобным образом обстоит дело и с музыкой. Западное пение с ита­льянской нотацией имеет абсолютные звуковысотные данные, в отличие от византийской высотно-вариабельной невменной нотации [28]. В формализованной европейской пятилинейной нотации исчезает феномен духовной сущности каждого мелодического знака зафиксированно­го невматически.

Необходимо отметить, что развитие «часомерия» сказалось на развитии колокольного звона, который был использован для озвучива­ния времени. Как отмечается, «с появлением курантов возникло новое направление в музы­кальном искусстве» [29]. Наиболее известны у нас куранты Спасской башни Московского Крем­ля [30]. «В 1704 году по указанию Петра I куранты на башнях Московского Кремля заменили на часы европейского образца» [31]. В XVIII веке воз­душная среда в Москве была пронизана коло­кольным звоном: «У Спаса бьют, у Николы зво­нят, а у старого Егорья часы говорят» [32]. В.Брю­сов в стихотворении «Голос часов» пишет: «С высокой башни колокольной Внимаем голосу часов» [33].

«Современное начало суток – с полуночи – было введено в процессе петровских преобразо­ваний... Был известен и соответствующий отсчет времени с полуночи, который назывался немец­ким или латинским» [34]. В древности благочести­вые люди после захода солнца, то есть с наступле­нием ночи, ничего не вкушали. Теперь этот обы­чай относится к полуночи, т.е. к 24 часам ночи.

В наше время древнее «часомерие» сохра­нилось как достопримечательность, напомина­ющее о прошлом. Так, на пражской ратуше древние часы показывают «и богемское, и современное время» [35]. Но в монастырях Афона древнее «часомерие» сохраняется реально, по нему построена монастырская богослужебная жизнь. Там такое время называется «византийс­ким», сохраняющееся с византийских времён. Оно более соответствует структуре Богослуже­ния. Как монашество есть инаковость по отно­шению к миру, так и «византийское» время на­глядно показывает иной, построенный на молит­ве, дух. Такое время реально даёт сопричастность древним отцам создателям православного Бого­служения. Создатель времени – Творец мира и Господь, Который «времена... положил в Своей власти» (Деян. 1, 7). Эта мысль повторяется в кондаке на праздник церковного Нового года (1 сентября), Бог прославляется, как «дни и нощи, времена и лета сотворивый». И, таким образом, древнее «часомерие» ориентирует человека прежде всего на служение Богу.

Источник: Макарий (Веретенников), архимандрит. Заметки о православной вере. – СПб., 2011. С. 70-84.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Лосев А.Ф. Античная философия истории. СПб., 2001. С. 246.

[2] Пипуныров В.Н. История часов с древнейших вре­мен до наших дней. М., 1982. С. 20.

[3] Симонов Р.А. Сакрализация времени на Руси // Древнерусская космология. СПб., 2004. С. 317.4

[4] О значении этого понятия в русском языке см.: Мурьянов М.Ф. История книжной культуры России. Очерки. СПб., 2007. Ч. 1.С. 378-394.

[5] Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. М., 1975. С. 11.

[6] Симонов Р.А. Косой, дневной, ночной час // Русская речь. 1993. №4. С. 70.

[7] Русская поговорка гласит: «Петр и Павел один час убавил».

[8] Это время называется солнцеворотом, с ним связана поговорка: «Солнце на лето, зима на мороз» (Даль В. Посло­вицы русского народа. М., 1994. Т. 3. С. 529).

[9] Симонов Р.А. Косой, дневной, ночной час // Русская речь. 1993. №4. С. 70.

[10] Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. Изд. 4-е. М., 2003. С. 321-322; Горо­хов В.А. Из века в век. Звонят колокола. М., 2009. С. 355; Шевырев СЛ. Поездка в Кирилл о- Белозерский монастырь. Вакационные дни профессора С. Шевырева в 1847 году. М., 2009. С. 57-58.

[11] Пипуныров В.Н. История часов с древнейших вре­мен... С. 7.

[12] Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М„ 2000. Т. 1. Ч.1. С. 389.

[13] ПСРЛ. М.; Л., 1962. Т. 27. С. 266.

[14] Олеарий А. Описание путешествия в Московию. М., 1996. С. 212. Другой дипломат, посетивший Москву в 1675 году, также отмечает: «После обеда все спят» (Иностранцы о древней Москве. М., 1991. С. 365).

[15] Олеарий А. Описание путешествия в Московию. С. 212.

[16] ПСРЛ. М„ 2009. Т. 30. С. 163.

[17] Симонов Р.А. Косой, дневной, ночной час // Русская речь. 1993. №4. С. 71.

[18] Завельский Ф.С. Время и его измерение от биллионных долей секунды до миллиардов лет. М., 1972. С. 14. См. также: Мурьянов М.Ф. Хронометрия Киевской Руси // Myрь­яное М.Ф. История книжной культуры России. Очерки. СПб., 2007. Ч. 1.С. 135-152.

[19] Присёлков М.Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. Изд. 2-е. СПб., 2002. С. 457. См. об этом также: Симонов Р.А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси. По данным средневековой книжной культуры. М„ 2007. С. 245-248.

[20] Макарий архимандрит. Святитель Макарий и Со­ловецкий монастырь // Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. М., 2003. С.24. В Великих Четьях Минеях святи­теля Макария имеется текст, в котором описан «средневеко­вый способ счета «косыми» часами. Он состоял в измерении тени стоящего человека его же ступнями. По числу ступней, используя вспомогательные таблицы, могли определить иду­щий «косой» час» (Симонов Р.А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси. По данным средневековой книжной культуры. М., 2007. С. 206).

[21] В некоторых регионах мира длительность стражи была более продолжительной и поэтому ночь и день состо­яли из трёх страж (Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. М., 1975. С. 11).

[22] Симонов Р.А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси. По данным средневековой книжной культуры. М., 2007. С. 201.

[23] Там же. С. 201.

[24] Там же. С. 202.

[25] Пипуныров В.Н. История часов с древнейших вре­мен... С. 191-192. Для перевода древних часов на современ­ные см. таблицы, составленные Д. Прозоровский (Прозоровс­кий Д. О старинном русском счислении часов//Труды второго археологического съезда в Санкт-Петербурге. СПб., 1881. Вып. 2. С. 183-188).

[26] Петром I в России был введён также январский но­вый год и летосчисление велось уже не от сотворения мира по византийской эре, а от Рождества Христова (Завельский Ф.С. Время и его измерение... С. 21).

[27] Симонов РА. Математическая и календарно-астро- номическая мысль Древней Руси... С. 202.

[28] Это же можно сказать и о древнерусской певческой традиции (Мартынов В.И. Пение, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе. М., 1997. С. 33, 34).

[29] Горохов В. Из века в век. Звонят колокола. М., 2009. С.352.

[30] Горохов В. Из века в век... С. 361-363; Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусст­во. 4 изд. М., 2003. С. 324-327. Изначально Спасские ворота назывались Фроловскими. Но 14 января 1647 года царь Алек­сий Михайлович и Патриарх Иосиф встречали у Яузских ворот чудотворный образ Христа Спасителя, принесённый с Вятки, который затем был внесён через Фроловские ворота в Кремль. С этого времени Кремлёвские Фроловские ворота стали назы­ваться Спасскими.

[31] Горохов В. Из века в век... С. 364 - 365.

[32] Там же. С. 367.

[33] Цит. по: Горохов В. Жизнь России под звон колоко­лов. М„ 2007. С. 178.

[34] Симонов Р. А. Косой, дневной, ночной час//Русская речь. 1993. №4. С. 73. Эта традиция, начинать день в полночь, восходит к древнему Риму (Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. М., 1975. С. 11).

[35] Горохов В. Из века в век... С. 351.

9 Июня 2018

www.stsl.ru

Как люди учились измерять время

Звездное небо                   Несложно измерить расстояние, объем или массу какого-либо тела, а как измерить время? Самыми древними и надежными часами было солнце. Оно никогда не останавливалось, не ломалось и не подводило людей. Утро, день, вечер и ночь — эти не очень точные мерки вполне удовлетворяли первобытного человека. Но со временем, наблюдая за ночным небом, люди заметили, что через определенное время появляется яркая звезда. В древнем Египте ее назвали Сириусом. Когда появлялась эта звезда, египтяне отмечали Новый год. Так появилась первая единица времени — год. Египтяне подсчитали, что между появлениями Сириуса проходит 365 дней. Подсчеты оказались довольно точными.

Но год слишком долгая мера. Для ведения хозяйства, посева и сбора урожая нужны были более мелкие единицы времени. Люди продолжили наблюдения за небом. И на этот раз они обратили внимание на Луну. Мы знаем, что период от полнолуния до следующего полнолуния составляет примерно 28-29 дней. Но первыми это заметили в древнем Египте. Так и появилась еще одна мера времени — месяц.

А названия семи дней недели придумали древние вавилоняне. Им были известны только семь планет солнечной системы. Вот в честь них и были названы дни: воскресенье — день Солнца, понедельник — день Луны, вторник — день Марса, среда — день Меркурия, четверг — день Юпитера, пятница — день Венеры, а суббота — день Сатурна. Во многих европейских языках названия дней недели связаны с названиями планет. Интересно, сколько дней было бы в нашей неделе, если бы вавилоняне знали девять планет? Смена этих светил происходила 4 раза в месяц. Поэтому и недель в месяце четыре. Этими мерами времени мы пользуемся до сих пор.

В русском языке названия дней недели произошли от их порядкового номера: понедельник (по неделе, начинающий неделю), вторник, среда(середина недели), четверг, пятница. А вот суббота и воскресенье взяты из церковного словаря.

Таким образом, основные единицы времени были созданы еще в далекой древности на основании наблюдений за явлениями природы.

den-v-shkole.ru

Как человек измеряет время?

солнечные часыДля того, чтобы ответить, как человек измеряет время, обратимся к истории.

Основано измерение времени на вечном вращении Земли вокруг своей оси. Еще в давние века люди научились по-своему измерять время.

Разница между ночью и днем стало типичным указателем, который позволял разделять сутки на два периода, которые длятся по 12 часов. Зимой дни короче, чем ночью. А летом наоборот.

Жители, которые проживали в солнечных странах, измеряли время с помощью солнечного света. Течение времени измеряли с помощи палки, которая была воткнута в землю, - люди смотрели на длину тени и её направление. Таким образом и появились солнечные часы.

Конечно, они были не очень удобны в использовании, так как ими можно было пользоваться только днем и, если солнце не спряталось за тучи.

Поэтому первые водяные часы, которые изобрел человек, назывались «ночными». Такие часы включали резервуар с водой, которая за определенное время должна была стечь. С водой опускался поплавок и приводил к движению стрелки. Также люди начали использовать песочные часы, фокус которых заключался в том, что песок должен был за определенное время пересыпаться из одного сосуда в другой.

Но наиболее удобными в использовании оказались механические часы. В движение они приводились с помощью упругой пружины и двух гирь. Кристиано Гюйгенс (ученый, который жил между 1629 и 1695 годами) создал часы с регулирующим механизмом и маятником.

Действие этих часов основано на том, что маятник с определенной массой совершает колебание в разные стороны за одно и то же время. Данный закон открыл известный ученый Исаак Ньютон, современник Гюйгенса.

В наше время практически не используются часы с заводным приводом. Сейчас в ходу электронные или кварцевые часы. Маленькая батарейка служит источником питания для часов такого типа. Подобные часы гораздо долговечнее и гораздо точнее, чем механические.

www.vseznayka.kiev.ua

Измерение времени в древности - Кто придумал?

Для современного человека деление времени на дни, месяцы, годы, а также на часы, минуты и секунды разумеется само собой. А в начале своего культурного развития человечество с трудом осваивало понятие времени и вырабатывало способы его измерения.

С помощью солнца Первые часы измеряли время с помощью солнца, чье равномерное движение позволяло по нему ориентироваться. Древнейшее приспособление такого рода -гномон, наклонно поставленная палка, отбрасывающая тень на горизонтальную поверхность, - было известно уже в Древнем Египте. Из гномона развились солнечные часы, у которых отбрасывающий тень стержень наклонен в направлении земной оси, а плоскость, на которую тень падает, представляет собой обведенный вокруг стержня круг.

 

Равномерное течение времени

Вскоре люди принялись искать явления, которые отличались бы такой же регулярностью, как движение небесных тел, чтобы измерять время независимо от Солнца. Чем равномернее протекает тот или иной процесс, тем удобнее использовать его в этих целях. Падение водяных капель, колебания маятника, вибрация камертона или кварцевой пластинки достаточно равномерны, чтобы соорудить на их основе часы. Водяные часы были известны уже в Египте. В своей простейшей форме они отмеряют время, за которое жидкость перетекает из одного сосуда в другой. На стенки сосудов наносилась шкала, внизу делалось отверстие, через которое капала вода. Песочные часы появились, вероятно, в VIII в. Они дешевы, надежны и потому веками находили себе применение - и до сих пор не исчезли окончательно из нашей жизни.

 

Счастливые часов не наблюдают

Есть способы измерения времени, употребительные лишь в определенной области или среде. Например, в Китае существовали веревочные часы - пропитанные маслом шнуры с узелками; время отмерялось сгоранием отрезка веревки до узла. В Средние века во многих монастырях ориентировались по времени, затрачиваемому на прочтение вслух определенного числа страниц из Библии. В более дробном делении очень долго не было нужды. Первые колесные часы, появившиеся в конце XIII в. на башнях соборов и ратуш, показывали только часы и минуты, да и то весьма неточно. Лишь с развитием современного естествознания потребовалось отмерять и более мелкие единицы времени.

Около 300 г. до н.э.: Ктесибий соорудил водяные часы с циферблатом и стрелкой.

1290 г.: первое упоминание о механических - «колесных» - часах.

15Ю г.: нюрнбергский мастер Петер Хенлейн изобрел первые карманные часы.

1б5б г.: Христиан Гюйгенс изобрел маятниковые часы.

1728 г.: Джон Гаррисон изготовил первый хронометр.

1815 г.: Карл Генрих Клингерт сконструировал первые электрические часы.

1948 г.: Уиллард Фрэнк Либби изобрел атомные часы.

 

16.09.2018

mjjm.ru