Составить таблицу особенностей древних цивилизаций. Урок № Ранние цивилизации, их отличительные черты Практическая работа: Составить сравнительную таблицу «Ранние цивилизации»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Составить таблицу особенностей древних цивилизаций. Составить таблицу особенностей древних цивилизаций


Составить таблицу особенностей древних цивилизаций — GemesBox

Комментарии пользователей Макс Нумеров 16.01.2018 - 15:31

Было совершенно ясно, что Жуков – приверженец норманнской «теории», но при этом хочет угодить «и нашим, и вашим». Своих разработок у него на этот счет, конечно, нет. Время от времени на протяжении обеих частей «норманнского вопроса» Жуков уговаривает слушателей, что, мол, не имеет никакого значения, чьи мы потомки, ну и что, что скандинавов? (другой вариант – ну и что, если даже от скандинавов?). Вон, мол, другие – согласны с тем, что они потомки англов, саксов, викингов, скандинавов, и ничего, мол, не комплексуют по этому поводу, а даже и гордятся. А мы, мол, чего-то спорим… Я довольно часто получаю эти вопросы от читателей или встречаю их в дискуссиях. Мой ответ – ничего в этом плохого нет, если это действительно доказано. Спор идет потому, что это не только не доказано, но в основном потому, что вместо доказательств “норманнисты” подсовывают подтасовки, передергивания, жульничество, и оперируют “по понятиям”, а не по науке. Иначе говоря, спор идет о том, что есть научные доказательства, а что – “по понятиям”. И этот спор очень важен. Важен для науки. “Норманнисты” подсовывают одни “соображения”, выдавая их за “доказательства”, и умалчивают про другие данные, которые напрочь разрушают их “построения”. Упомянутое выступление Жукова в этом отношении (в 2016 году) показательно. Многочисленные работы Л.П. Грот, профессионального историка, которая разоблачила практически все “норманнофильские” мифы, вообще не были упомянуты, как и ее имя. Мои исследования по ДНК-генеалогии «скандинавов» не упомянуты, моя книга “Происхождение славян” с подзаголовком “ДНК-генеалогия против норманнской теории” (2013), вышедшая за три года до той “дискуссии”, не была упомянута. А ведь там собраны многие аргументы, которые не оставляют камня на камне от «норманнской теории». Вот это умалчивание новых данных по данному вопросу и есть жульничество. Автор А. Клёсов

MrZakamskij 18.01.2018 - 21:36

Да разочаровал Клим в этом ролике предвзятостью. И еще меня всегда удивляло, что все считают что от скандинавов пришли некие атрибуты, например имена Хельга-Ольга, а почему не наоборот от нашей Ольги пошло их Хельга. Судя по масштабам информационной войны против России сейчас в 21 веке я не сколько неудивлюсь, что история была грамотно переписана и против нас интерпритирована

baikalrafting 20.01.2018 - 18:01

Всем известно - Один с Азова.Готы отттель же.Так что норманский вопрос можно закрыть)) - какой смысл между братьями славянами искать нурманов))!

илья терехов 22.01.2018 - 10:46

извените вы сами себе противоречите езжайте копать

илья терехов 25.01.2018 - 06:39

какие нахер викинги

илья терехов 27.01.2018 - 05:31

В период раннего железного века в I тысячелетии до н. э. в районе Гнёздова возникло несколько укреплённых поселений—городищ, относившихся к днепро-двинской культуре. В IV веке н. э. на пологом склоне правого коренного берега Днепра в районе впадения реки Свинки появляется неукреплённое поселение земледельцев. К середине V века в верховьях Днепра, включая район Гнёздова, сформировалось население, относящееся к тушемлинской культуре

Ilya Pervushin 28.01.2018 - 17:21

Ремесло Древней Руси от Бориса Рыбакова, интересно послушать!

Eirimas Martunas 30.01.2018 - 16:36

Это на запад скандинавы пошли в 8 веке. На эстонском острове Сааарема найдено захоронение викингов на 200 лет раньше. Похоронены в лодке (гребной, не парусной ).Видимо приплыли, повоевали, победили (вот и смогли своих похоронить). Но победа была трудной.Викингов убили столько, что пришлось одну лодку оставить - не хватило гребцов. Лодка по тем временам было состояние, закапывали лишь при острой необходимости.

Eirimas Martunas 01.02.2018 - 17:26

Фины и эстонцы до сих пор шведов с издёвкой называют ROCKE. SLAVS на германских языках значит рабы, данники. Славы русские - данники шведского племени ROCKE на южном берегу Балтии.

Jori Jeremis 03.02.2018 - 02:37

Клим Саныч удивил. Я никогда не слышал чтобы кто нибудь из историков говорил про финское происхождение слова Русь. Тем не менее это правда. Просто никто из историков финского языка не знают. Как житель Финляндии я могу сказать что по сей день шведы по фински называются руотси, что в Новгороде и Ладоге вполне могло звучать как руоси или руси. Клим Саныч первый из историков сказал про финское происхождение Руси это и я сначала ушам своим не поверил. Даже Гумилев с его воображением до этого не дотумкал. Кстати если так пошло то все топонимы с окончанием ва (вода на прафинском) - тоже финские. Их много по северу России от Финляндии до Урала. Москва кстати в том числе. Возьмите карту и посмотрите.

Danil Ozh 05.02.2018 - 00:57

Draken Harald Hårfagre

Andrew Piers 07.02.2018 - 19:22

Русские, норвеги, шведы и датчане, это один народ. Но германцы к ним отношения никакого не имеют

александр ульянов 10.02.2018 - 02:09

Светлая память Михаилу Задорнову

Николай Погодин 11.02.2018 - 19:09

Не-е-е. Тут есть какая-то натяжка. Вот пришёл какой-то драккар в Хельсинки-Гельсингфорс-Незнаюкакэтоназывалорсьввосьмомвеке. А чего? Бухта удобная. И поселение какое-никакое было. Сходят эти морские волки на берег, и представляются - мы, дескать, гребцы. Тут как раз вроде задорновщиной попахивает. (улыбаюсь)

stranac sever 13.02.2018 - 06:57

Није логично. Срби и Хрвати су под својим именом дошли на Балкан. Завршетак тих назива по Жукову није словенски? Једна од раних српских држава звала се Рас. Можда су и Србима требали германски господари?

Рожденный в СССР 15.02.2018 - 10:18

Климу Жукову двойка с минусом! Название народа Русь вовсе не означает, что этот народ себя так называл, немцы же не зовут себя немцами.а коли этот народ называли мы, то это наше слово. Авось Ась Брысь Ввестись Ввысь Вестись Весь Взвесь Видеозапись Вкось Вознестись Вчерась Вывестись Вынестись Выпись Высь Грамзапись Гусь Двуокись Довестись Донестись Доплестись Ересь Живопись Завестись Зайтись Закись Закусь Занестись Запастись Запись Затрястись Звукозапись Звукопись Здесь Известись Изморось Иконопись Ипостась Кажись Карась Клинопись Крадучись Летопись Лосось Лось Машинопись Морось Мястись Надпись Надысь Наискось Найтись Напастись Натрястись Небось Нестись Обзавестись Обинуясь Обойтись Обрестись Окись Опись Ось Отнестись Отродясь Пастись Перевестись Перекись Перенестись Перепись Переплестись Плестись Повестись Подпись Помесь Понестись Поплестись Привестись Прийтись Примесь Приплестись Пройтись Пронестись Пропись Разбрестись Развестись Разнестись Разойтись Разрастись Расплестись Расползтись Роспись Рукопись Рысь Сбрестись Свестись Скоропись Скрестись Смесь Снестись Сойтись Сотрястись Спастись Спесь Сплестись Сползтись Срастись Стенопись Стрястись Тайнопись Трястись Унестись Утрястись Какое из этих слов финноугорское? Ась?

Antidis 16.02.2018 - 10:24

Всё хорошо, только Танаис это древнее название Дона, а не Днепра, который назывался Борисфен. Понимаю, что скорее всего оговорка, но уточнить необходимо, поскольку названия рек упоминались в контексте конфликта с Хазарами, а Танаис (Дон) протекал по территории контролируемой в то время Хазарским каганатом.

Дима Савельев 18.02.2018 - 21:16

Дмитрий Юрьевич, доброго здоровья! Неужели не интересен Вам Клесов и ДНК-генеалогия? Было бы здорово увидеть на разведопросе.

kfgjnm jyexby 21.02.2018 - 21:07

пришли со всей русью похоже на рушение ruszenie- ополчение(взяли всех кто мог носить оружие)

Ildus Masautov 23.02.2018 - 11:45

Ребяты, спасибо! Очень полезный предисториографический очерк.

Ildus Masautov 24.02.2018 - 22:55

Истчниковедческий.

panorama-auto.ru

1. Классификация и особенности древних цивилизаций

Тема 1. Классификация и особенности древних цивилизаций

План

  1. Общая характеристика древнейших цивилизаций
  2. Древнеегипетская цивилизация
  3. Шумерская цивилизация
  4. Индийская цивилизация
  5. Китайская цивилизация
  6. Иудейская цивилизация
  7. Персидская цивилизация
  8. Древнейшие цивилизации Америки
  9. Другие древние цивилизации
  1. Общая характеристика древнейших цивилизаций
Не будет преувеличением утверждать, что каждый ученый, изучающий историю Древнего мира, имеет свой взгляд на такую ключевую проблему, как систематизация и классификация огромного исторического материала, древнейших человеческих сообществ. Большинство сторонников «цивилизационного», да и «формационного» (общественно-экономические формации) подходов к изучению истории представляют древние цивилизации как сложную совокупность культурно-исторических систем. Марксисты главным считают доминирование отношений рабовладения. Другие полагают, что древние цивилизации отличались более сложным набором характеристик.

Распределим всю совокупность наиболее древних социокультурных систем на три группы.

В первую группу включаются те из них, преемственность с которыми наиболее ярко просматривается в поныне существующих государствах. Это китайская, индийская, иранская (персидская), иудейская цивилизации. Фортунатов называет «живыми» древними цивилизациями. Общим для жизни человеческих сообществ на соответствующих территориях является сохранение через череду веков фундаментальных устоев, системы ценностей, особенностей менталитета, обусловленных приверженностью населения к определенным религиям – конфуцианству, буддизму (индуизму), зороастризму (позже мусульманству), иудаизму.

Нельзя не обратить внимания на то, что основные концепции конфуцианства, буддизма, зороастризма и иудаизма оформились в течение нескольких веков во второй трети 1-го тысячелетия до н. э.1 Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама жил в Индии в 566–486 гг. до н. э., выдающийся китайский мыслитель Кун-цзы (Конфуций) родился около 551 г. до н. э., а умер в 479 г. до н. э. Зороастризм, официальная государственная религия Древней Персии, оформилась в правление царей Ахеменидов (VI–IV вв. до н. э.). Исход израильтян из Египта под руководством Моисея, обретение Торы, главной священной книги иудаизма, датируется временем около 1700–1650 гг. до н. э. На протяжении последующих двух тысячелетий произошло оформление иудаизма, который и в начале XXI в. остается незыблемой основой жизни израильского государства и еврейского народа.

Большую группу составляют те древние цивилизации, которые можно условно назвать «мертвыми». От них остались названия, различные экономические, социальные, духовно-культурные инновации (нововведения), которые были унаследованы другими цивилизациями. Это обычно происходило на фоне основательного обновления этнического состава населения. К этому цивилизационному кругу относятся шумерские города-государства Урук, Ур, Киш и другие; финикийские города Тир, Сидон и т. д.; Древний Египет, Карфаген, Вавилония, Ассирия, Лидийское царство, государство Урарту2, Древняя Греция и Древний Рим, царства Напата и Мероэ, Саба и Майн, некоторые другие.

В отдельную группу «просятся» цивилизации, которые можно назвать «легендарными». Это различные объединения кочевников – амореи, арамеи, киммерийцы, скифы и др. Это не дающая многим покоя таинственная Атлантида3. Время от времени обнаруживаются объекты неизвестного происхождения, предположительно инопланетарного характера. Загадочные4 или экзотические цивилизации оставили слабый или пока еще не вполне выявленный след в мировом развитии.

Ключевое значение для обозначения того или иного человеческого сообщества термином «цивилизация» имеет качество организации людей, наличие государственности. С этой точки зрения в формировании и эволюции мировой цивилизации в древнейший период можно выделить несколько периодов.

1. Период первобытной родовой общины (предыстория) – 45 000-8000 гг. до н. э.

2. Период протогосударств, о существовании которых дошли лишь отрывочные свидетельства, – 8000–3500 гг. до н. э.

3. Период древних империй, вокруг которых собственно и сложились древние цивилизации, – 3500-600 гг. до н. э.

4. Период античных государств – 600 г. до н. э. – 476 г. н. э.

В развитии древних цивилизаций немало общих моментов, которые позволили специалистам говорить о восточном типе цивилизационного развития. Лучше всего изучена история ряда государств Древнего Востока: Египетская империя (3200-525 гг. до н. э.), Вавилонская империя (около 3000-538 гг. до н. э.), Ассирийская империя (3000-605 гг. до н. э.), Финикийская империя (конец 3-го тысячелетия – 322 г. до н. э.), Китайская империя (1765 г. до н. э. – 220 г. н. э., хронология империи 5 династий до 2000 г. науке не известна), империи Древней Индии (XVIII в. до н. э. – 415 г. н. э.), Израильское и Иудейское княжества (царства) (1400-586 гг. до н. э.). Для того чтобы понятие «восточный тип цивилизационного развития» было воспринято конкретно исторически, обратимся к кратким характеристикам древневосточных обществ.

kaz2.docdat.com

Составить сравнительную таблицу «Ранние цивилизации»

Практические работы по истории Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечестваУрок № 2-3 Древнейшая стадия истории человечества

Практическая работа: Составить развернутый план к параграфам 1, 2.

Общие правила составления плана при работе с текстом:

1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текстаРаздел 2. Цивилизации Древнего мираУрок № 4. Ранние цивилизации, их отличительные черты

Практическая работа: Составить сравнительную таблицу «Ранние цивилизации»( §3)

Государ-ство Материальная культура Экономика Социальный строй Политическая и военная организация Идеология

Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние векаУрок №8 Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века (§4)

Практическая работа: Выписать особенности развития цивилизаций Востока в Средние века.

Как делать выписки

Выписать – найдя в источнике нужную мысль, ее записать.

1. Вчитайся в название статьи, осмысли его.

2. Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай основные мысли.

3. Стремись к краткости записи.

4. Отделяй одну мысль от другой.

5. Закончив работу, выпиши все данные источника.Урок № 9. Китайско-конфуцианская цивилизация

Практическая работа: суть конфуцианских принципов общественных и семейно-личных взаимоотношений (конспект)

КОНСПЕКТ- это изложение основного содержания текста с выделением наиболее значимых и интересных положений. Конспектирование помогает глубже проникнуть в сущность, логику, стиль изучаемой статьи и затем воспроизводить её содержание.

  1. Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое произведение.
  2. Конспектированию предшествует составление плана.
  3. В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.
  4. Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывается точно.
  5. Изложение текста даётся сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно.
  6. В конспекте можно использовать цитаты.
  7. При оформлении конспекта используйте подчер-кивания, условные знаки, пометки на полях. Они помогут вам в работе.

Урок № 10.Буддизм на Востоке в Средние века

Практическая работа: законспектируйте лекцию

Памятка: как записывать лекции

1. Слушать и записывать лекцию необходимо самому. Каждый человек фиксирует информацию по-своему, для себя. Поэтому конспект старшекурсника «не работает».

2. Не старайтесь записать всю речь преподавателя дословно. Фиксируйте наиболее важные моменты, некоторые слова по возможности заменяйте знаками.

3. Пишите разборчиво, иначе рискуете потом не разобраться в собственных записях.

4. Не забывайте оставлять широкие поля по бокам – чтобы делать дополнительные заметки.

5. Введите условную систему обозначений, которая упрощала бы процесс конспектирования.

6. Записи должны быть компактными и аккуратными. Это улучшит их обозреваемость.

7. Записи полезно расчленять, по необходимости нумеровать пункты текста, выделять различные фрагменты текста разными цветами.

8. Оставляйте достаточно места между строчками. Это необходимо для того, чтобы, например, сверху над словом можно было исправить ошибку и написать правильный вариант.

9. Записывайте текст удобной для Вас ручкой, карандаш используйте только для внесения пометок и исправлений.

10. Записи не помешает датировать.

11. Используйте любые выделения разумно. От пёстрых, чрезмерно разрисованных страниц рябит в глазах, полезность такого конспекта снижается.

12. Пусть Ваша система условных обозначений будет постоянной, запоминайте в каких случаях Вы используете те или иные знаки. Иначе рискуете через какое-то время забыть какое-нибудь обозначение и не понять смысл написанного Вами же.Урок №14 Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации

Практическая работа: Основные черты западно -европейского феодализма (параграф 13)

Выберите из материала параграфа основные черты западно -европейского феодализма. Оформите записи в виде тезисов. Как составить тезисы

Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, статьи, сообщения.

1. Прочитайте текст и разделите его на логически законченные части, т.е. составьте план.

2. Найдите в тексте основные мысли и их аргументацию, которые дают ответ на вопросы плана.

3. Оформите записи.Раздел 4. История России с древнейших времен до конца XVII века

Урок № 20-21 Рождение Киевской Руси

Практическая работа.

Задание1.Вставьте в пропущенные места недостающую информацию)

Во 2-ой половине IX века у восточных славян возникает государство, в котором образуются сначала 2 центра------------и------------. В------- году князь----------------- объединяет эти центры, появляется единое государство Русь.

Основными занятиями князей были военные походы, сбор и сбыт дани. До княгини Ольги сбор дани назывался------------, но после убийства князя Игоря в -----году---------------- она изменила систему сбора дани. Были установлены новые нормы, их называли--------------. Также она определила места для своза дани – это-------------.Нередко в военных походах князья погибали. Так случилось с сыном Игоря и Ольги---------------, которого убили---------------. Постепенно на Руси все большую ценность приобретает земля, которая оказывается в частной собственности князей и бояр. Крупные земельные владения бояр получили название-------------. Со второй половины XI века

крестьяне должны были за пользование землей выполнять принудительные обязанности, то есть---------------. Новые порядки привели к тому, что все большее количество крестьян стали попадать в зависимость господина. Если крестьянин брал ссуду у богатого, он становился-----------------. А если заключал договор о работе, то попадал в разряд--------------. Таким образом, на Руси установились-----------------отношения

2. Как объясняет летописец Нестор возникновение Киева? Найдите на исторической карте место его возникновения

«Повесть временных лет» о возникновении Киева

«...И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Бричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив — на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, назывались они полянами, от них поляне и доныне живут в Киеве.

Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «на перевоз в Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а между тем Кий этот княжил в роде своем, и ходил он к царю, и великие почести воздал ему, говорят, тот царь, при котором он приходил. Когда он возвращался, пришел он на Дунай, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему близживущие; так и доныне называют придунайские жители городище то — Киевец. Кий же вернулся в свой город Киев, тут и умер; братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались».

Урок №22 Крещение Руси

Практическая работа:

Задание 1. Работа с текстом.

Д.С. Лихачев в статье «Крещение Руси и государство Русь» писал о значении принятия христианства на Руси:

«Язычество не было религией в современном понимании. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяне в X-XII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редкона­селенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения. Время и события требовали познания мира и истории в широких масштабах...

Истинный создатель огромной империи Руси – князь Владимир I Святославич в 980 году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного. После создания пантеона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород, и тот «постави кумира над Волховом». Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской. Последняя должна была служить своеобразным приобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литературного языка, который это приоб­щение закрепил бы в текстах, прежде всего переводных. Письменность давала возможность общения не только с современными Руси культурами, но и с культурами прошлыми. Она делала возможным написание собственной истории, философского обобщения своего национального опыта, литературы.

Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях.

Благодаря болгарской письменности христианство сразу выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией, - это самое важное, что дало Руси крещение. Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества.

Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться».

Вопросы. Почему язычество уже не удовлетворяло уровню развития восточнославянского общества? Какие попытки реформ язычества предпринял Владимир I? Почему они не достигли успеха? Какие последствия имело принятие Русью христианства?

Задание 2. «Значение принятия христианства на Руси»

Составить развернутый план

Общие правила составления плана при работе с текстом:

1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текстаУрок № 23-24 Русь и ее соседи в XI–начале XII вв

Практическая работа.Работа с документами.

Задание 1. Роль личности в истории.

О князе Святославе (из «Повести временных лет»)

«В лето 964. Когда князь Святослав вырос и возмужал, начал он воев собирать многих и храбрых; ходя легко, как барс, вел он многие войны. В походах не возил за собой ни обозов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину ли, или зверину, или говядину, жарил ее на углях и ел. Не имел он походного шатра, но спал, постелив подклад и положив седло в головах. Таковы были и другие его вои. Перед началом похода он посылал послов к странам, говоря: «Хочу идти на вас». И отшел на Оку-реку и на Волгу и, встретив вятичей, сказал вятичам: «Кому вы дань платите?» Они же сказали: «Хазарам по шлягу и от рала даем».

Вопрос. О каких человеческих качествах Святослава свидетельствует летописец Нестор?«В лето 965. Пошел Святослав на хазар. Услышав об этом, хазары вышли ему навстречу с князем своим Каганом и сошлись биться. И в битве одолел Святослав хазар и взял город их Белую Вежу; после этого он ясов победил и касогов».

Вопросы. О каком событии упоминается и документе? Когда оно произошло? Найдите на карте место произошедших событий. Каковы их последствия?Н. М. Карамзин о князе Святославе

«Князь Российский желал свидания с Цимискием. Сии два героя, знакомые только по славным делам, имели, может быть, равное любопытство узнать друг друга лично. Они виделись на берегу Дуная. Император, окруженный златоносными всадниками в блестящих латах, приехал на коне; Святослав в ладье, в простой белой одежде, и сам гребя веслом. Греки смотрели на него с удивлением. По их сказанию, он был среднего роста и довольно строен, но мрачен и дик видом; имеет грудь широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редкую и на голове один клок волосов, в знак его благородства; в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином...»

Задание 2. О каках событиях идет речь ?«Таким образом скончал жизнь сей Александр нашей древней истории, который столь мужественно боролся и с врагами, и с бедствиями; был иногда побеждаем, но в самом несчастии изумлял победителя своим великодушием; равнялся суровою воинскою жизнию с героями песнопевца Гомера и, снося терпеливо суровость непогод, труды изнурительные и все ужасное для неги, показал русским воинам, чем могут они во все времена одолевать неприятелей. Но Святослав, образец великих полководцев, не есть пример государя великого: ибо он славу побед уважал более государственного блага и, характером своим пленяя воображение стихотворца, заслуживает укоризну историка».

Вопросы. С какими героями Гомера мог сравнивать Святослава Н. М. Карамзин? Совпадают ли оценки историка Н. М. Карамзина с оценками, изложенными в вашем учебнике?С. М. Соловьев о княгине Ольге

«...И в Константинополе, во дворце императорском, как под стенами Корестеня, Ольга отличалась ловкостию, находчивостию, хитростию; перехитряет императора, как прежде перехитрила древлян. Император, говорит предание, предложил Ольге свою руку; та не отреклась, но прежде требовала, чтоб он был ее воспреемником; император согласился, но когда после таинства повторил свое предложение, то Ольга напомнила ему, что по христианскому закону воспреемник не может жениться на своей крестнице. «Ольга! ты меня перехитрила!» — воскликнул изумленный император и отпустил ее с богатыми дарами».

Вопрос. О каких личных качествах княгини Ольги пишет историк С. М. Соловьев?О князе Владимире (из «Повести временных лет»)

«И сказал Владимир: нехорошо, что мало городов около Киева. И начал ставить города по Десне, и по Ворскле, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать лучших мужей от словен, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населял города, так что нападали печенеги и воевали с ними, и побеждали их.В год 991 Владимир заложил город Белгород, и набрал для него людей из иных городов, и свел в него много людей, ибо любил город этот».

Вопросы. О какой деятельности князя Владимира свидетельствует этот текст? Каково ее значение для Руси?Н. М. Карамзин о князе Владимире

«Слава его правления раздалась в трех частях мира: древняя скандинавская, немецкая, византийская, арабская летописи говорят о нем. Кроме преданий Церкви и нашего первого летописца о делах Владимировых, память сего великого князя хранилась и в сказаниях народных о великолепии пиров, о могучих богатырях его времени: о Добрыне Новгородском, Александре с золотою гривною, Илье Муромце, сильном Рахдае (который будто бы один ходил на 300 воинов), Яне Усмошвеце, грозе печенегов, и прочих, о коих упоминается в новейших, отчасти баснословных летописях. Сказка не история; но сие сходство в народных понятиях о временах Карла Великого и князя Владимира достойно замечания: тот и другой, заслужив бессмертие в летописях своими победами, усердием к христианству, любви к наукам, живут доныне и в сказаниях богатырских».

Вопрос. Чем прославились в истории Карл Великий и князь Владимир?Н. М. Карамзин о князе Святополке

«Он имел все пороки малодушных: вероломство, неблагодарность, подозрительность, надменность в счастии и робость в бедствиях. При нем унизилось достоинство великого князя, и только сильная рука Мономахова держала его 20 лет на престоле, даруя победы отечеству.Святополк был набожен: готовясь к войне, к путешествию, он всегда брал молитву у печерского игумена, над гробом Феодосия, и там же благодарил Всевышнего за всякую победу; украшал, строил церкви... Довольный наружностию благочестия, он явно преступал святые уставы нравственности, имея наложниц...»

Вопрос. Можно ли считать, что жизнь Святополка отвечала требованиям христианской морали?

Задание 3. Работа с текстом

urist-edu.ru