Храмы деревянные древней руси. Шедевры церковного деревянного зодчества на Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Деревянные церкви Руси и их особенности. Храмы деревянные древней руси


Деревянные церкви Руси и их особенности

27.01.2014

Деревянные церкви

В качестве основного строительного материала зодчими на Руси еще много веков назад использовалось дерево, так как оно обладает удачным сочетанием красоты,надежности и функциональности. Именно поэтому деревянные церкви Руси пользовались такой популярностью.

Как известно, деревянное зодчество было основано в северной части страны. Там, где преобладали на местности лиственные и хвойные леса.

На берегах Северной Двины, Печоры или Онеги до сих пор можно обнаружить самые первые деревянные церкви Руси. Первая каменная церковь на Руси была построена достаточно поздно – на рубеже XV-XVI веков.

Правило постройки

Правило постройки церквейРемесло зодчего было, как правило, семейным и передавалось по наследству: от отца к сыну. Самые талантливые мастера обитали в Северном краю. Они подходили к вопросу строительства наиболее ответственно, выбирая далеко не каждый вид дерева для конкретного вида постройки. Чаще всего использовали сосну, отвечающую самым серьезным требованиям зодчих, а затем делали на стволе дерева специальные затесы, чтобы можно было снять кору узкими полосами и тем самым сохранить процесс сокодвижения нетронутым. После чего обычно наступал этап «покоя», когда обработанное дерево не трогали на протяжении пяти лет. За этот период сосна успевала выделить смолу, пропитывавшую ствол. Только после этого с наступлением холодной поздней осени дерево рубили. Зимой рубить опытные мастера не советовали, так как дерево могло начать гнить.

А вот другие виды деревьев, например, осину, зодчие заготавливали только весной, когда процесс сокодвижения был в самом разгаре. Именно весной легче всего снять кору со ствола, а потом просушить его на солнце, благодаря чему дерево становилось крепким и прочным, как камень.

Деревянное зодчество на Руси имеет ряд особенностей. Так, например, мастера никогда не использовали пилы, хоть они и были известны еще с десятого века. Считалось, что даже самая хорошая пила рвет древесное волокно и оставляет его открытым для влаги, что в строительстве совершенно ни к чему. К тому же, почти никогда не использовались гвозди – вместо них применялись деревянные костыли, так как вокруг металла дерево начинает гораздо быстрее портиться.

Церковь на РусиОсновой деревянной постройки являлся сруб: зодчие скрепляли выдержанные бревна, придавая конструкции форму четырехугольника. Ряд бревен называли венцом, а самый нижний «венец» почти всегда устанавливали на каменное основание, изготовленное из мощных и прочных валунов, чтобы дом становился прочнее и надежнее. По этой же причине, постройки меньше гнили, чем если бы стояли прямо на земле.

Церковь на Руси

Самым главным отличие русского зодчества от европейского является тот факт, что для мастеров Древней Руси не существовало отличия в строительстве храма и дома, несмотря на то, что церковь в Древней Руси имела особое значение. Как правило, использовалась «клетская» форма строительства – самая древняя и простая. Именно, таким образом, была построена самая первая церковь на Руси. Этим же способом строили и храмы, и часовни, и обычные жилые дома. Такая форма строительства предполагала три сруба, расположенные с западной стороны на восточную, и соединенные между собой.

Особую популярность деревянное зодчество получило в пятнадцатом веке, когда на Псковских и Новгородских землях стали востребованы деревянные колокольни.

Сохранившиеся до нашего времени постройки находятся под контролем государства и в большинстве своем являются историческими памятниками. До сих пор в северных районах России создаются школы, обучающих мастерству русских зодчих.

Видео: Деревянные церкви Руси

Категории: Культура

archaeology.kiev.ua

Русское деревянное зодчество. Храмы » Перуница

Русское деревянное зодчество. ХрамыНедаром говорят, что архитектура — это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи.Высота церкви — 37 метров. Церковь построена в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей (за исключением «чешуек» на лемехах куполов -там они «прихвачены» маленькими гвоздями). По своему типу храм — «летний», зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров. Церковь увенчана 22 главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях.Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по бересте. В скрытых конструкциях главок встречаются отдельные элементы (жердевые стойки) из березы. Лемех осиновый. Покровская церковь (1764 г.) О. Кижи.Дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утонченными пропорциями .Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности» (А.В.Ополовников) – один из немногих декоративных элементов этого храма.Часовня в честь Трех Святителей. О. Кижи.Часовня стоит на высоком подклете. Состоит из двух поставленных впритык срубов, в плане имеющих прямоугольную форму. Восточный сруб (собственно часовня) покрыт двухскатной крышей, увенчанной крестом. Западный сруб более широкий и высокий, над его центральной частью возвышается колокольня типа “восьмерик на четверике”, завершающаяся высоким шатром с главкой и крестом. С запада, перед главным входом, устроена галерея на консолях, на которую ведет лестница из двух маршей. Все кровли постройки выполнены из “красного” теса с окончаниями в виде пик. Особый образ часовни - “башни” выделяет эту постройку из ряда традиционных часовен Карелии. Колокольня Кижского погоста. 1863 г.Композиция колокольни решена по традиционной схеме - ‘четверик на восьмерике’, с высоким, в две трети высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатер, увенчанный лемеховой главкой с крестом. Наружные двери филенчатые. Сруб рублен ‘в лапу’ сразу под обшивку. Дощатая обшивка устроена по каркасу из бруса. Кровли перекрыты дороженным тесом в два слоя. Концы тесин полиц имеют пикообразную форму. Фундамент бутовый на известковом растворе. Материал: сосна, ель. Лемех осиновый.

Церковь в селе Упе Архангельской области.

Успенский собор в Кеми. 1711 г.

Сельская деревянная церковь Богоявления (1787 год)

Церковь святых Новомучеников и Исповедников.с. Преображенское.

Храм Святителя Николая. Москва

Храм Николая Святителя у Соломенной сторожки

Храм святителя Иннокентия 2001 г.

Силуэт деревянной церкви

Божий храм о трех маковках. Монастырская надвратная башня с вышкой и всходами на гульбище

Надвратная церковь над проездом к Святому Озеру

Деревянный Кремль

Шатровый пятиглавый храм. "Поставлено торговым человеком Московским"

Девятиглавая шатровая церковь

Источник:http://www.liveinternet.ru/users/2571390/post75542402/

www.perunica.ru

Деревянные храмы Руси | Делаем своими руками

Национальное своеобразие русской культуры во многом определяет церковное деревянное зодчество. Еще с древних времен, на Руси широко развивалось возведение храмом из дерева. Такая тенденция прослеживалась, в основном, из-за широкой доступности материала, так как леса занимали большую часть территории. Но, вместе с тем, постройка деревянных церквей требовала особых знаний, умений и привлечения к работе опытных мастеров.

Большая потребность населения в церквях способствовала их повсеместному возведению. Оригинальные архитектурные решения и своеобразные формы деревянных храмов отличались абсолютным совершенством, что непосредственно сказалось на развитии каменного зодчества. Кроме этого, стремительное распространение христианства на Руси, благоприятно повлияло на деревянное церковное строительство.

Деревянное церковное зодчество

Издавна, обработка леса и дальнейшее его использование в строительстве являлось делом распространенным. Для деревянного храмостроительства часто использовали хвойные породы древесины — ель, сосна, лиственница, так как они обладали достаточно хорошими качествами. Прямизна бревна, повышенная смолистость, податливость при постройке значительно упрощало процедуру возведения.

Используемый для строительства лес, в основном, шел в виде бревен диаметром 20 – 35 см., а длина составляла около 9 метров. Основным орудием мастеров служил топор, которым и осуществлялись все работы. Не смотря на то, что в XVI веке была придумана поперечная пила, она применялась редко, потому что разрушала волокна древесины, а топор, наоборот – уплотнял их.

Типы деревянных храмов

Деревянные храмы Руси отличались сравнительно небольшими размерами, при этом создавали впечатление монументальности, рассчитанное исключительно на внешнее восприятие. Интерьер внутри имел небольшую высоту, так как был ограничен потолком, именуемым «небом».

К основным типам древнерусских храмов, возводимых из дерева можно отнести:

  • Клетский;
  • Многоглавый;
  • Шатровый и многошатровый;
  • Часовни;
  • Колокольни;
  • Каркасная церковь.

Клетский-тип

Клетский тип храма представляет собой несколько возведенных прямоугольной формы срубов-клетей, покрытыми двухскатными кровлями. Примером служит церковь в селе Спас-Вежи и храм Василия Блаженного в Архангельской области.

Многоглавый-храм

Многоглавый храм соответствует своему названию и имеет комбинацию из большого количества глав. Ярким примером такого типа строительства является Ильинская и Преображенская церковь в Чухчерьмеи Кижах соответственно.

Шатровый-храм

Шатровый храм – его архитектура отличается наличием шатра вместо купола. Существует четыре варианта данного типа: шатровый восьмерик с прирубами, восьмерик на крестообразном основании, восьмерик на четверике и последний вид ознаменован срубом, имеющим зачастую десять сторон. Примеры такого типа церковного строительства: храм в с. Панилово, церковь в с. Варзуга и др.

Многошатровая

Многошатровая церковь отличается сочетанием восьмигранного столпа и двух восьмериков на четверике, например – Троицкий храм в погосте Ненокса. Данные храмы имели большую высоту о объем.

Часовня

Часовни – характеризуются форменной простотой деревянного церковного строительства. Представляют собой столбы небольших размеров под крышей, на которые устанавливались иконы. Более сложным видом часовен считаются маленькие строения с крошечными дверными проемами в виде избы.

Колокольни

Колокольни — это квадратное сооружение, стоящее на четырех столбах и имеющее небольшой уклон во внутрь. На крыше традиционно подвешивались колокола. Существует и сложный вид колоколен, состоящих из высоких срубов разной формы, которые заканчивались шатром.

Каркасная-церковь

Каркасная церковь – Скандинавский тип церковного строения. Зачастую, а архитектуре мачтовой церкви насчитывается более 2000 деталей. Имеет форму прямоугольника с восемью концами, стоящего на четырех деревянных брусьях. Вокруг постройки традиционно устанавливались вертикальные столбы с крестовинами. У некоторых ставкирок отличительной чертой является мачта, располагающаяся посередине для устойчивости крыши.

Национальное искусство

Деревянные храмы Руси по праву считаются великим и неповторимым видом национального искусства, которое воплотило в себе всю неповторимость русской культуры и традиций. Архитектурные памятники церковного деревянного зодчества сохранили традиционность, воплотившую единство стиля и величие образного содержания.

hobbyblog.org

Деревянные храмы Руси - шедевры древнерусской культуры.

  • Ровно тысячу и двадцать один год назад на Руси была построена первая каменная церковь. На храм Успения Пресвятой Богородицы, освященный в Киеве в 996 году, князь Владимир Великий выделил десятую часть своих доходов. Десятинная церковь не устояла при нашествии хана Батыя. Сегодня российские города и села украшают тысячи каменных храмов, а вот церкви деревянные стали настоящей редкостью.

ХРАМ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ИЗ АЛЕКСАНДРО-КУШТСКОГО МОНАСТЫРЯ

В ВОЛОГДЕ..

Преподобный Александр пришел в эту глушь в поисках уединения, в воды Кубинского озера опускал он крест с молитвою о ниспослании ревнителей крестного пути. Когда сподвижников собралось трое преподобный и решил возвести деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Строения монастыря были уничтожены пожаром в 1519 году и сохранившаяся до нашего времени Успенская церковь построена в ХVI веке.  Это  - один из древнейших деревянных храмов шатрового типа - в основании здания - высокий сруб, по центру возвышается массивный восьмерик, увенчанный шатром и небольшой главкой. Боковые части завершены изящными бочечными кровлями. Серебристый цвет лемеха - дощечек, которыми отделаны шатер и кровли, оттеняют цвет бревен, потемневших от времени.

В 1764 году Александро-Куштский монастырь был обращен в приходскую церковь, а в 1833 году обитель восстановлена и приписана к Спасокаменному монастырю.

Столетие спустя Совет Министров признал Успенскую церковь Александро-Куштского монастыря объектом культурного наследия федерального значения. Памятник был перевезен в вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь. На новом месте рядом с храмом находится могила известного русского поэта Константина Николаевича Батюшкова.

Есть наслаждение и в дикости лесов,

Есть радость на приморском бреге,

И есть гармония в сем говоре валов,

Дробящихся в пустынном беге.

Я ближнего люблю, но ты, природа-мать,

Для сердца ты всего дороже!

С тобой, владычица, привык я забывать

И то, чем был, как был моложе,

И то, чем ныне стал под холодом годов.

Тобою в чувствах оживаю:

Их выразить душа не знает стройных слов,

И как молчать об них - не знаю.

1819 год.

ХРАМ ЛАЗАРЯ ПРАВЕДНОГО ВОСКРЕШЕНИЯ ИЗ МУРОМСКОГО МОНАСТЫРЯ

В МЕДВЕЖЬЕГОРСКОМ РАЙОНЕ КАРЕЛИИ.

Дата основания - вторая половина XIV в. Дата постройки - тоде вторая половина XIV века.,Храм, построен, по преданию, преподобным Лазарем  Деревянный храм,  является первой постройкой муромского монастыря в Пудожском районе Карелии.

ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ НА КИЖСКОМ ПОГОСТЕ В КАРЕЛИИ.

Дата основания - не позже XVв. Дата постройки последнего здания - 1714 год.  Архитекторы: 1926 - И.Э. Грабарь - реставрация. 1948-1956 -А.В. Ополовников  - реставрация. 2000-е - 2010-е гг. -  В.С. Рахманов  - реставрация.

Летний деревянный храм Кижского Погоста. Поставлен в 1714 г. В 1818 г. обшит тесом, в 1869-1870 гг. главки обиты железом. Уникальный по композиции 22-ух главый храм, один из выдающихся памятников русского зодчества. Основной объём представляет собой восьмерик, грани которого завершены бочками, увенчанный двумя убывающими по ширине малыми восьмериками, нижний из которых несет еще четыре главки, а верхний служит постаментом для центральной главы. Со четырех сторон к основному восьмерику примыкают двухступенчатые прирубы, крытые бочками, с западной стороны церковь охвачена трапезной с крыльцом на два всхода.

Отдельно стоящая шатровая колокольня построена в 1862 г. (в 1874 г. перестроена). Закрыт в 1937 г. При реставрации в 1949-1959 гг. снята тесовая обшивка, восстановлено лемеховое покрытие глав.

В 1980 г. в связи со сложным техническим состоянием храма  внутри установлен металлический каркас. В 2009 г. начата реставрация церкви путем постепенной переборки сруба. С 1990 г храм входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ИЗ КОЗЛЯТЬЕВО В МУЗЕЕ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА

В СУЗДАЛЕ.

Храм Преображения Господня — шедевр древнерусской архитектуры. В 1966 году церковь из села Козлятьево перенесли в в Суздальский музей деревянного зодчества и крестьянского быта.  Она гармонично вписалась в типично русский пейзаж музейного комплекса.

Собор построили неизвестные мастера в 1756 году в селе Козлятьево Владимирской области на средства Евдокии Никитичны Поливановой. Умельцы обладали недюжинным талантом, так как при строительстве они использовали только деревянные элементы.

Внутри церкви сохранились изображения святых. Их выполнили неизвестные деревенские художники, которые без предварительной штукатурки использовали масляные краски. В соборе сохранился резной иконостас XVIII века. Внутреннее убранство дополняют Царские врата, которые украшены резными изображениями Благовещения и четырех евангелистов.

ХРАМ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ВАРЗУГЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Церковь XVII века в селе Варзуга, Терский район на юго-востоке Мурманской области - примечательный памятник деревянного зодчества, входит в комплекс памятников деревянного зодчества Варзуги.

Строительство церкви пришлось на годы церковной реформы Патриарха всея Руси Никона и раскола верующих, когда большинство жителей Мурмана боролись против всяких нововведений. С этим связано то, что Успенская церковь была возведена в классическом шатровом стиле, несмотря на запрет Никона на строительство храмов такой формы.

В 2006 - 2008 году был проведён комплекс реставрационных работ, финансируемый РАО «ЕЭС России». Церковь была практически полностью восстановлена.

В 2009 году региональная телекомпания Мурманской области «ТВ-21» проводила конкурс «7 чудес на краю света», в ходе которого путём народного голосования было выбрано из 44 достопримечательностей области 7 самых главных. В список победителей попала и Успенская церковь Варзуги.

ХРАМ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА ИЗ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОГО СЛОБОДСКОГО МОНАСТЫРЯ

В СЛОБОДСКОМ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТЬ.

Михайло-Архангельский храм города Слободского – самый старинный памятник оборонного значения России, он был построен в 1610 году. Преподобный Трифон построил Михайло-Архангельский храм на территории Богоявленского мужского монастыря. Более двухсот годовых колец можно насчитать на срезах бревен храма, а деревянный купол храма умельцы сделали таким образом, что он способен отражать цвет неба.

Храм служил людям не только местом, где можно было обратиться к богу, но и оборонным сооружением для защиты от врагов.

Есть мнение, что Михайло-Архангельская церковь на сто лет старше знаменитых Кижей и называть его надо именно храмом, а не часовней, поскольку в ней издавна проводились службы.

Однажды храм уже реставрировался - перед поездкой в Париж на Международную выставку «Русская деревянная декоративная пластика от древнейших времен до наших дней» в 1970 г. После того, как он стал достоянием не только Слободского, но и всего мира, ее не вернули на старое место - она расположилась в центре Слободского, где стоит и по сей день.

Ныне в Михайло-Архангельском храме экспонируется уникальная коллекция деревянных храмовых фигур - единственная в Кировской области.

Источник

vale-2014.livejournal.com

Шедевры церковного деревянного зодчества на Руси

Балтийская Международная Академия

Лиепайский филиал

 

 

 

Студийная программа: Управление

предпринимательством

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

Предмет: История религии

Тема: Шедевры церковного деревянного зодчества на Руси

 

 

 

 

Студентка 2-го курса

Селиванова Екатерина

070487-10813

№ студенческого билета

LI6A010

Научный руководитель:

С.Е.Гершович

 

 

 

 

 

 

 

Лиепая 2008

 

Содержание

 

1. Введение …………………………………………………………………..3

2. Развитие деревянного храмостроительства ……………………….........4

3. Строительство храмов ……………………………………………………7

4. Типы деревянной церковной архитектуры ……………………………..8

5. Внутреннее убранство деревянных храмов ………………………….....11

6. Преображенская церковь в Кижах ……………………………………...12

7. Заключение ………………………………………………………………13

8. Приложение ……………………………………………………………...14

9. Использованная литература ………………………………………….…17

 

 

 

Введение

 

Традиционное деревянное зодчество составляет значительную часть русской культуры и во многом определяет ее национальное своеобразие. На протяжении многовекового развития деревянного зодчества был накоплен богатый строительный опыт, выработаны наиболее рациональные архитектурно-конструктивные приемы. Происходившее со временем распространение каменного строительства, смена художественных вкусов и архитектурных стилей способствовали исчезновению традиционных деревянных построек. Дерево – небесное творение – изучалось и познавалось как одухотворенное существо, имеющее свое потаенное предназначение, которое необходимо воплотить для новой жизни, не утратив его изначальной божественной красоты. Напротив, раскрывая, выявляя ее для повседневного, постоянного видения – как напоминание о сокрытой красоте собственной жизни и необходимости ее воплощении в земном бытие.

Практическое назначение деревянных построек у народа – зодчего связано с представлением о красоте мира, созданном Богом. Красота и польза неотделимы в мире, потому и неотделимы они в древнерусской архитектуре. Под красотой понималось не украшательское многоделье, а тонкое, сердцем прочувственное и разумом осмысленное единение частей и целого, мудрая простота форм и естественное изящество линий. То есть то осознание архитектуры как модели Божьего мира, которое делает ее не ремеслом, но искусством…

 

Развитие деревянного храмостроительства

 

На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным строительным материалом. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы, отвечавшие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа, оказавшие позднее немалое влияние на формирование каменного зодчества. До нашего времени не сохранилась ни одна деревянная постройка, срубленная ранее XVI века.

Сокровищницей русского деревянного зодчества по праву называют русский Север. Незатронутость монголо-татарским нашествием в XII-XV веках, отсутствие крепостничества в XVIII-XIX веках, удаленность от промышленно развитых районов способствовали развитию и сохранению этого уникального вида народного творчества.

Благодаря доступности материала, деревянные храмы строились повсеместно. Строительство каменных храмов требовало особых условий, огромных финансовых ресурсов, привлечения опытных мастеров каменного дела. Вместе с тем, потребность в храмах была огромной, и деревянное храмостроительство, благодаря умению славянских мастеров, восполнило ее. Архитектурные формы и технические решения деревянных храмов отличались такой законченностью и совершенством, что это вскоре стало оказывать значительное влияние на каменное зодчество.

Древнейшие летописные источники упоминают о том, что задолго до Крещения Руси в ней уже строили деревянные храмы. Крещение Руси стало для славян язычников событием чрезвычайной важности. Св. князь Владимир, заботясь о распространении христианства, активно способствовал строительству храмов, «нача ставить по градам церкви». Преимущественное большинство их, вне всякого сомнения, рубилось из дерева. Для строительства деревянных церквей были все необходимые условия, ибо в наших землях, преимущественно лесных, умели строить из дерева, и мастера хорошо владели строительным ремеслом.

О том, какова была древняя деревянная церковная архитектура, источники сохранили немного сообщений. Одна из летописей упоминает о деревянном храме св. Софии в Новгороде. Его сооружение относится к 989 г. и построен он был по благословению первого новгородского епископа. Храм был рублен из дубового леса и имел тринадцать верхов. Можно с уверенностью предположить, что это было сложное архитектурное сооружение, требовавшее большого опыта мастеров и умения возводить храмы. Храм сгорел в 1045 г.

С распространением христианства быстро развивалось деревянное храмостроительство, которое всегда шло впереди каменного. Традиции Византии с установившимися основными формами плана и составляющих элементов были приняты зодчими Руси всецело и оставались неизменными на продолжение столетий. Но деревянное храмостроительство развивалось своим путем и постепенно приобретало черты яркой индивидуальности и самобытности, в которой, безусловно, сохранились основные принципы храмостроения, заимствованные некогда у Византии.

Широкому творчеству в строительстве деревянных храмов способствовали, во-первых, значительная трудность передачи в дереве архитектурных модулей каменных храмов, во-вторых, то обстоятельство, что греческие мастера никогда не строили из дерева. Русские мастера проявили большую изобретательность, так как к этому времени уже были выработаны определенные конструктивные приемы в светской архитектуре, и эти формы смело применялись в деревянном храмостроительстве.

Насколько просто и скромно выглядели деревянные храмы внутри, строго соблюдая принятые традиции, настолько причудливо и богато были украшены они снаружи. Готовых форм в дереве не было, и мастерам приходилось брать их с храмов каменных. Безусловно, повторить их в дереве было во многом невозможно, но переосмысление этих канонов практиковалось широко и успешно.

 

 

 

 

Строительство храмов

 

С самых древних времен обработка древесины и строительство из нее было делом привычным и широко распространенным на территории Руси. Строили много. Этому способствовали и частые пожары, и миграции населения, и недолговечность - материала. Но все же для строительства деревянных храмов приглашали артели опытных мастеров, во главе которых стояли старосты [1].

Для строительства храмов в основном применяли хвойные породы – сосна, лиственница, ель, – ибо они обладают многими ценными в строительном отношении качествами. Прямизна и отсутствие дуплистости позволяли сплачивать бревна в стены, а также раскалывать бревна по слоям для получения пластин и теса. Смолистость этих пород обеспечивала хорошую сопротивляемость гниению. На срубы стен шли сосна и лиственница, из ели изготавливались элементы кровли (стропила). Из осины, благодаря ее податливости при обработке, изготавливали кровельный лемех. Этому способствовали два важных свойства данной породы: увеличение прочности при воздействии дождя и снега и приобретение со временем серебристого оттенка. Подобные крыши из осинового лемеха практичны и привлекательны, они не только издали, но даже с близкого расстояния производят впечатление посеребренной кровли.

Лес шел в дело прежде всего в виде бревен, средний диаметр которых составлял 25-40 см, длиной 5-10 метров. Главным орудием производства русского плотника был топор, которым выполнялись все операции. Придуманная в XVI столетии поперечная пила почти не применялась, ибо разрушала волокна древесины, и торцы бревен начинали «тянуть» воду, тогда как топор при перерубке уплотнял их.

 

Типы деревянной церковной архитектуры

 

Часовни. Часовни были непременными спутниками русских людей в древности. Они в великом множестве возводились по всей земле русской. Ставили деревянные часовни на местах обретения икон, сгоревших или упраздненных и разобранных храмов, на местах сражений, на местах внезапной смерти христиан от молнии или болезни, у въезда на мост, на перекрестках дорог, там, где считали почему-либо необходимым осенить себя крестным знамением.

Самыми простыми из часовен были обычные невысокие столбы, на которые под небольшой крышей устанавливались иконы. К более сложным относились крошечные постройки с низкими дверными проемами, в которые нельзя было войти не согнувшись. Наиболее распространенными в древности были часовни в виде изб с маленькой главой или просто крестом[2].

Колокольни. Появление колоколен в деревянной архитектуре, как самостоятельных сооружений, можно отнести ко времени широкого их распространения в каменной архитектуре. Самыми древними известными нам колокольнями являлись квадратные в плане сооружения, состоящие из четырех столбов с небольшим уклоном внутрь; вверху устраивалась крыша с главкой и подвешивались колокола. Появление таких колоколен можно отнести к XVI–XVII вв. Более сложная конструкция стояла обычно на пяти столбах, однако основу составляли четыре столба, на которые укреплялась четырехскатная крыша и глава.

Клетские храмы. Самыми простыми по типу постройками и самыми первыми были храмы, походившие на простые избы и отличавшиеся от них только крестом или маленькой главкой. Последняя появилась вследствие попытки во всем подрожать каменным храмам. Так сложился первый тип деревянного храма — клетский.

Стремление придать храмам большую высоту и особое место в пространстве привело мастеров к мысли поднять их на подклет. Главу на храм ставили на тонкий высокий барабан прямо на крышу, были и специальные декоративные «бочки» или деревянные закомары.

Особенностью древних церквей клетского типа являлось то, что кровли устраивались не на стропилах, а представляли собой продолжение восточной и западной стен, которые постепенно сходились на нет. Между собой эти стены скреплялись стропилами, на которые и устанавливали кровлю. Таким образом, кровля с храмом составляли одно целое. Высокие кровли, которые порой в несколько раз превышали высоту сруба, являются характерным признаком этого типа храмов.

С XVIII в. чаще стали устраивать крыши в форме «бочки». «Бочкой» перекрывали алтарь или использовали эту форму для установки главы. «Бочки» всегда покрывались лемехом. Единственным дошедшим до нас клетским храмом с покрытием «бочкой» является Благовещенская церковь (1719) в деревне Пустынька на реке Онеге, недалеко от Плесецка. «Бочка» здесь вырастает из подкрылков — полиц. «Бочкой» покрыт и пятигранный алтарь, стены которого тоже завершаются повалами, укрытыми полицами с небольшим уклоном.

Шатровые храмы. Шатровые храмы имели то главное преимущество перед клетскими, что были обыкновенно очень большими по объему и высота была гораздо выше. Шатровые храмы значительно отличались от клетских планом и своим сильно подчеркнутым стремлением вверх. Они изумительно красивы, просты и вместе с тем очень рациональны — это глубоко национальная форма. Несомненно, самым ярким примером шатрового храма является Успенская церковь в Кондопоге (1774), общая высота 42 м.

Необходимость в храмах большей вместимости, с несколькими приделами привела к возникновению особой группы шатровых построек. Два или три шатровых сруба соединялись в единое целое при помощи большой трапезной. В таком случае боковые срубы делались меньших размеров, но всегда повторяли основной объем. Вся эта сложная композиция имела особую красоту и ритмическую завершенность.

 

Внутреннее убранство деревянных храмов

 

Обладая внушительными внешними размерами, древние деревянные храмы вместе с тем имели небольшой внутренний объем. В самых маленьких церквях и часовнях высота была чуть выше человеческого роста, а в больших не превышала шести метров, высота алтарей — около трех метров. С целью удержать в церкви тепло, делали небольшие окна, низкие двери. В более богатых церквях окна имели слюдяные рамы со свинцовыми переплетами, в прочих — деревянные рамы с натянутым бычьим пузырем. Система отопления в древних храмах могла отсутствовать совсем, и лишь некоторые топились «почерному». Печи, которые преимущественно находились в алтаре, стали устраивать с более позднего времени (XVIII в.). Как храмы, так и их убранство преимущественно выполнялись из дерева. На стенах церквей устраивали полки (полицы) для икон, украшенные резьбой. Из дерева изготавливали подсвечники, кивоты для икон, клиросные ящики и т.д. Все это украшалось росписью или резьбой.

С той же любовью, с какой строились эти сами церкви, прихожане украшали их. Очень просты и незатейливы были облачения престолов, жертвенников и богослужебные облачения. Делались они преимущественно в крестьянских хозяйствах из простых холщовых материалов, с применением естественных красителей и простыми рисунками. На них набивались узоры с помощью специальных клише. Под иконы местного чина вышивали и подвешивали подвесы, украшенные жемчугом и цветным бисером. Благочестивой традицией было приносить в церковь иконы и ставить их на полки, которые к праздникам украшались рушниками.

 

Преображенская церковь в Кижах

 

Преображенская церковь в Кижах – самая сложная, самая нарядная среди всех памятников северного деревянного зодчества. Это одно из самых величайших достижений русской и мировой архитектуры. Под пышностью ее 22 глав не сразу можно уловить строгую продуманность общей системы архитектурных форм. Основная часть здания – ярусная. Это три восьмигранника, поставленные один на другой. К широкому нижнему восьмерику примыкают четыре пристройки, прямоугольные в плане. Все они имеют фигурные завершения – бочки. С востока пристроен небольшой алтарь, а с запада – широкое крыльцо. Купола расположены ярусами, поднимающимися к центральной главе. Первый и второй ярусы – на уступах боковых прирубов. Третий – на главном, большом восьмерике. Четвертый – на следующем, среднем восьмерике. И, наконец, пятый ярус образован самой верхней, венчающей здание главой, поставленной на маленький восьмерик. Дополнительная 22 глава помещена над алтарем. На множестве чешуйчатых куполов Преображенской церкви, на выступах причудливо изогнутых кровель, на ажурных крестах играют пятна света и глубокие тени. Каждая деталь исполнена так пластично, что здание кажется словно вылеплена искусным ваятелем.

 

Заключение

 

Деревянное церковное зодчество является искусством национальным, искусством, сохранившим свой национальный характер благодаря тому, что оно самостоятельно переработало и совершенно поглотило все чужие элементы, византийские или западные, которые к нему притекали.

Это было искусство созданное путем долгих раздумий и опыта, производящее глубокое впечатление мудрой устойчивостью традиций, единством стиля и величием образного содержания. Оно было безличностным, безымянным, соборным: от Бога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Преображенская церковь в Кижах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Успенская церковь в селе Кондопога.

 

Колокольня в с. Ладыжицах Радомысльского уезда, XVII в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный вид церковного купола. С. Лисовичи Таращанского уезда, 1795 г.

Использованная литература

 

1. Бодэ А.Б.Деревянное зодчество Русского Севера: Архитектурная сокровищница Поонежья, 2005.

2. Ополовников А. В., Ополовникова Е. А. Дерево и гармония. Образы деревянного зодчества России,"Ополо", 1998.

 

 

Источники Интернета

 

www.myslenedrevo.com.ua/studies/pavlucki/

 

[1] от немецкого «мастер»

[2] в летописях подобные часовни упоминаются как «клетские»

znakka4estva.ru