Касты Индии, от варн к современности. Древняя индия варна это


Касты Индии, от варн к современности

Индийское общество традиционно было построено на системе сословий, каст, хотя применительно к Индии выражение "кастовый строй" не корректно, ибо слово каста происходит от латинского.В Индии исторически существуют 4 сословия - варны (varna), которые в свою очередь подразделяются на джати (jati - профессиональные группы), собственно индийские джати и принято называть касты.

Возникновение варн Древней Индии. История и миф

сословия - варны ИндииСистема варн сформировалась еще в древней Индии. Само слово варна означает в переводе с санскрита цвет, внешний облик или качество. Упоминание в четырех варнах - "чатурхварна" впервые встречается в Ригведе (Пуруша сукта 11-12), которая сообщает:

Когда Пурушу (изначального, божественого человека) расчленили… его рот стал брахманом, его руки сделались раджанья [кшатрии], его бёдра — вайшья, из ног родился шудра.

Этим система варн древней Индии ограничивалась. Все остальные, не вошедшие в варновую (кастовую) систему, будь то иностранцы, чуждые ведических ценностей, или изгнанные из своей варны за прегрешения, - являлись внекастовыми неприкаемыми - млеччха и дасью (пария) соответственно, всех неприкасаемых вместе именуют также как далиты.

Деление людей на варны первоначально осуществлялось исходя из врожденных предрасположенностей и качеств человека, присущих ему социально полезных свойств и качеств. Так, считалось, что дети из варны браминов при прочих равных отличаются от детей иных варн тягой к познанию мира, способностями к обучению и учению других, вдумчивостью и созерцательностью, потому наиболее подходящими профессиями для них будет исполнение жреческих функций, обучение письменности, лечение болезней и естественно декламирование священных текстов. Дети из варны кшатриев обладают высокой степенью раджаса, они воинственны по-природе и очень энергичны, в отличие от вайшиев, которые склонны к мирным занятиям и тщательности и мед, шудры же не обладая никакими особыми талантами и умственными способностями рождаются для того, что бы служить трем первым варнам, выполняя севу - то есть трудиться не за деньги, а за совесть.Дхарма, то есть обязанности (свойства, качества) различных варн описаны в Бхагавад Гита (часть древне-индийского эпоса Махабхарата).Шри Кришны (Бхагавад Гита) говорит о дхарме четырех варн в связи с характеристиками личности:

18.41. Обязанности брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр различаются по качествам, рожденным их природой.18.42. Спокойствие, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, правдивость, мудрость, самоосознание, вера в Бога – вот обязанности брахманов, рожденные их собственной природой.18.43. Героизм, сила, стойкость, находчивость, храбрость в битве, благородство и умение руководить – обязанности кшатриев, рожденные их собственной природой.18.44. Земледелие, скотоводство, торговля – обязанности вайшьев, рожденные их собственной природой; служение другим – обязанность шудр, рожденная их собственной природой.

Первые 3 варны назывались "двиджды" - дваждырожденными, поскольку имели право на второе "духовное" рождение в процессе инициации и упаяны - повязывание священного шнура. После 2 рождения мальчик имел право слушать и читать Веды, что было не доступно шудрам.

Переход из одной варны (касты) в другую

В период веданты сохраняются упоминания на то, что варна человека определяется в первую очередь в соответствии с его качествами, а не происхождением. Так, Чхандогья упанишада повествует историю Сатьякамы - одного из великих индийских учителей ведантистского периода, который был рожден вне касты. Мать Сатьякамбы была служанкой по вызову и даже не знала от кого она зачала своего сына. Однако, когда мальчик Сатьякамба вырос он почувствовал стремление учиться истине и стал искать учителя, который принял бы его. Он пришел к учителю Харидрумате Гаутаме, который был естественно, брамином и попросил взять его в ученики-брахмачарины. Когда учитель спросил какой мальчик готры (рода), тот честно признался, что его мать служанка, а своего отца он не знает, поэтому у него нет готры. На что старик-брамин ответил: "Я вижу, что по духу ты брамин, никто кторое брамина не может быть таким правдивым, любой другой скрыл бы нелицеприятные подробности своего происхождения" и принял Сатькаму в ученики.

Махабхарата как указано выше дифференцирует принадлежность к определенной варне качествами человека, связывая дхарму варны как социальный закон и дхарму человека, то есть врожденный нравственный закон и долг человека перед обществом. В тоже время Шри Кришна в Бхагавад Гите делает акцент на собственной дхарме человека, как определяющей его место в мире и род деятельности:

Лучше исполнять свою собственную дхарму, чем хорошо выполнить дхарму другого. Тот, кто выполняет карму, созданную своей собственной природой, не навлекает на себя греха

Отсюда мы видим, что приоритет все еще отдается собственной природе и личной дхарме, а не наследованию фамильной варны, то есть во времена Бхагавад Гиты система варн еще не стала жесткой.

О переходе из одной варны в другую читайте в статье Варны Древней Индии, в жизни и литературе

Законы Ману - оформление кастовой системы Индии

Законы Ману (Манавардхама шастра) датированные 2 веком до нашей эры говорят, пересказывают историю создания варн немного иначе:

7. Тот, кто постижим только умом, неосязаемый, невидимый, вечный,заключающий в себе все живые существа , удивительный (acintya), проявился сам по собственной воле [Брахман]8. Вознамерившись произвести из своего тела различные существа, он [Брахман] вначале сотворил воды и в них испустил свое семя.9. Оно [семя Брахмана] стало золотым яйцом, по блеску равным солнцу; в нем он сам [Брахман] родился как Брахма [Бог], прародитель всего мира [прим. один из 3 великих Богов - Махадевов].11. Из этой первопричины, невидимой, вечной, образующей реальное и нереальное [Брахмана], [возник еще и] дух Пуруша (purusa), который в мире прославляется под именем Брахмы [Пуруша не является богом, он не есть Брахма].31. А ради процветания миров он [Пуруша, а не Брахма] создал из своих уст, рук, бедер иступней соответственно брахмана, кшатрия, вайщия и шудру.

Прим. Из-за этого отрывка возникает определенная путанница в понимании откуда взялись варны, поэтому надо либо читать изначальный миф в источнике - Пуруша Сукте (Ригведа) либо читать Законы Ману (как и любую другую интерпретацию) очень внимательно :)Индийская литература на первый взгляд "грешит" тем, что одно и то же слово (понятие) употребляется в разных смыслах, например, запутаться можно в Брахманах и брахманах, но это только на первый :)

Далее законы Ману вводят жесткую кастовую систему как социальный институт, относя человека к определенной варне (или касте-джати) исключительно по праву рождения и вообще игнорируя его личные качества. Переход человека из одной касты в другую или не возможен вообще или крайне продолжителен.

Низкорожденный (duryoni) получает природу отца или матери или обоих; он ни в коем случае не может скрыть свою действительную сущность.Даже человек, рожденный в родовитой семье, если у него смешанное происхождение, приобретает в большей или меньшей мере природу его [отца].Если [женское] потомство от брахмана и щудрянки рождает [в супружестве] с высшим * [дочь, которая вступает в брак также с брахманом и т. д.], низший достигает высшего рождения в седьмом поколении."

Законы Ману также вводят понятие джати - смешанных варн, которым предписывается определенный род деятельности (то есть каст). На этом формирование системы каст в Индии на сколько мне известно нормативно заканчивается.

Подробнее о закреплении кастового строя в статье Формирование каст в древней Индии и Законы Ману

Касты в современной Индии

В 20 веке Конституция Индии не делает различий для людей по кастовому признаку, кроме того Матахмой Ганди предпринимались попытки признать некастовых индийцев (индусов, в данном случае, сикхи, джайны имеют собственные системы разделения) и самых низких представителей кастовой системы - неприкасаемых, им было дано название "хариджаны", то есть дети Бога. Официально дискриминация по признаку касты в Индии запрещена.

На практике кастовая система существует и дискриминация тоже.Так, наличествуют квоты для поступления в учебные заведения для представителей различных каст.Деление на касты в Индии очень явно видно за пределами мегаполисов. Один мой знакомый белый житель Гималаев рассказал мне, что брал молоко у ближайшего соседа. К нему пришла делегация тхакуров (северо-индийских кшатриев) с требованием покупать молоко у них, а не у соседа, который является низкорожденным шудрой, в пртивном случае местные тхакуры обещали организовать обструкцию белому йогину. Знакомый, правда, был не согласен с постановкой проблемы, и спросил тхакуров: "Если корова является воплощением Матери-земли может ли она быть касты шудр или тхакуров. Я беру молоко от коровы, значит оно чисто и божественно по своей сущности". Тхакурам нечего было возрашить и инцидент рассосался.

Однако, кастовые законы являются большой проблемой и постоянным источников преступлений за пределами городов. Индийская пресса пестрит статьями и кровавыми историями любви молодых людей из разных каст (джати) и готр, которые как правило заканчиваются трагически.Подробнее о правовых аспектах каст в современной Индии

Автор и источник публикации: 

achadidi специально для indonet.ru

indonet.ru

Варны Древней Индии: теория и жизнь

Варны и касты Индии настолько интересная (или модная?) тема, что о ней пишут уже на всех сайтах о туризме и Индии, даже на сделанных только ради заработка, тиражируя заблуждения, поскольку мало кто из авторов имеет представление о том, что такое варны древней Индии и каким образом они превратились в касты (джати) современной Индии. Увы...Постараюсь развеять 1 миф об индийских варнах...И эпигафом к этой статье возьму название очень известной книги индолога А.Бэшэма:

Чудо, которым была Индия

Я уже писала о происхождении варн в древней Индии https://indonet.ru/a... , повторяться не буду, здесь же я хочу показать разумность и логичность варновой системы древне-индийского общества и ее гибкость, которая в индийской кастовой системе полностью отсутствует.

Индийская система варн. Что это и в чем ее смысл?

Итак, традиционная система варн древней Индии представляет собой социальную организацию, построенную на известной нам из школьных уроков истории основе - 4 сословий - варн (чатурхварна): брахманы (правильнее брамины) - священнослужители и учителя, кшатрии (изначально раджанья) - правители и воины, вайшии - торговцы и ремесленники, и четвертая - шудры - рабочие и прислуга.

Отнесение человека к одному из сословий изначально происходило в соответствие с его личными склонностями и способностями.То есть человек, который любил учиться, умел думать и излагать мысли, то есть работать головой - он становится брамином (его символ рот Пуруши). Человек с воинственной натурой, который привык пускать в дело кулаки становился кшатрием, поэтому эта варна создана из рук Пуруши, и так далее. Подробнее о происхождении варн и источниках см. https://indonet.ru/a...Именно это разделение и символизм имел в виду древний литературный и религиозный памятник Индии Ригведа в легенде о разделении Пуруши (божественного человека), который и считается источником системы варн.

Таким образом, древне-индийское общество формировалось на основе оптимального учета врожденных предрасположенностей человека к какому-то виду труда или профессии. Как каждый может убедиться система эта вполне логична, она позволяет использовать способности человека наилучшим образом, к тому же каждый мог заниматься тем, что ему по душе и поэтому мог достичь в своей области многого.Таковы индийские варны, сословия древней Индии в теории...Посмотрим как это было на самом деле в жизни...

Варны в древней Индии, пример изменения варны

Обратимся к литературному источнику - Чхандогья упанишада, датированному 1 тысячелетием до нашей эры, и являющаяся одной из самых древних упанишад, эта Упанишада рассказывает следующую весьма показательную историю о переходе человека из низкой варны шудр в высшую варну брахманов (браминов)Часть 4 глава 4

1. Однажды Сатьякама Джабала обратился к [своей] матери Джабале: "Мать, я хочу вести жизнь ученика. Из какой же я семьи?"

2. Она сказала ему: "Я не знаю, дитя, из какой ты семьи. В юности, когда я зачала тебя, я была служанкой, очень занятой, и вот не знаю, из какой ты семьи? Но мое имя – Джабала, твое имя – Сатьякама. Называй же себя Сатьякама Джабала".

3. И, придя к Харидрумате Гаутаме, он сказал [ему]: "Я хочу жить учеником у тебя, почтенный, Могу ли я приблизиться к почтенному?"

4. Тот сказал ему: "Дорогой! Из какой же ты семьи?" Он сказал: "Я не знаю, господин, из какой я семьи. Я спросил мать, и она ответила мне: "В юности, когда я зачала тебя, я была служанкой, очень занятой, и вот не знаю, из какой ты семьи. Но мое имя – Джабала, твое имя – Сатьякама". Поэтому я – Сатьякама Джабала, господин".

5. Тот сказал ему: "Не брахман, не мог бы так объяснить. Принеси [жертвенное] топливо, дорогой, – я посвящу тебя в ученики. Ты не удалился от истины". И, посвятив его в ученики...

Трудно добавить что-нибудь к этому тексту и наверное нет смысла его как-то комментировать, скажу лишь пару слов, которая возможно не пришла в голову читателя.

Для древне-индийского общества принадлежность к варне - это в первую очередь обладание человеком теми достоинствами, которые присущи этой варне, и определенными склонностями к определенным видам деятельности. Здесь учитель - благородный брамин (брахман) признает за учеником право войти в его дом поскольку ученик демонстрирует "патологическую" честность, которая характерна именно для варны жрецов, а также учителей и врачей.Прошу заметить, что и в древней и в современной Индии, да и во всем мире низший не может войти в дом высшего. Помимо обычных социальных условностей в индийском обществе существует такое понятие как ритуальное загрязнение, которое страшнее грязи физической, и именно это явно выражено в словах Сатьякамы: "Могу ли я приблизиться к тебе?"

Из текста упанишады ясно видно, что человек, который принадлежит к самым низам общества по рождению, мог быть принят как представитель высшей варны исключительно в силу его собственных заслуг или черт характера, что на мой взгляд оптимальный подход, учитывающий индивидуальность. Мы правда привыкли к тому, что "Каждая кухарка может управлять государством", но много ли пользы от того, кто "гвозди забивает микроскопом"?

И именно из варн впоследствии выросла кастовая система, точнее система джати, подобная гильдиям России или цехам Европы, принявшая в Индии порой уродливые и в прямом смысле убийственные формы, но об этом я и так уже много писала.О нормативном закреплении трансформации индийской системы варн в систему каст можно прочесть в этой статье https://indonet.ru/a...

Автор и источник публикации: 

achadidi специально для indonet.ru, использован фрагмент Чхандогья упанишада, в переводе с санскрита Сыркина А.Я., Москва 1992

indonet.ru

Варна - это... Что такое Варна?

  • варна́к — варнак, а …   Русское словесное ударение

  • Варна — город, Болгария. Известен с VI в. до н. э. как греч. колония Одессос. В источнике XII в. впервые упоминается как Варна; название по р. Варна. Из нескольких предлагавшихся этимологии наиболее убедительна связывающая название с болг. вар… …   Географическая энциклопедия

  • Варна — ВАРНА, кр сть и портъ Болгаріи на Черн. морѣ. Рейдъ В., глуб. до 10 сж., прикрытъ отъ с. зап. вѣтровъ, самыхъ сильныхъ въ Черн. м. и дующихъ гл. обр. лѣтомъ, но совершенно открытъ для вост. и с. вост., дующихъ зимою. Кр сть В. расположена на… …   Военная энциклопедия

  • ВАРНА — город и порт в Болгарии, на Черном м., административный Центр Варненской обл. 316 тыс. жителей (1992). Крупный транспортный узел. Крупный портовый комплекс; ок. 1/2 морского общеболгарского грузооборота. Паромная переправа Варна Ильичевск… …   Большой Энциклопедический словарь

  • варна — брахман, шудра, вайшья, кшатрия, шудр, судра Словарь русских синонимов. варна сущ., кол во синонимов: 11 • брахман (10) • …   Словарь синонимов

  • Варна — ВАРНА, город в Болгарии, 321 тыс. жителей. Порт на Черном море; международный аэропорт. Судостроение, текстильная, пищевкусовая промышленность. Археологический музей, Художественная галерея. Музыкальный и драматический театры. Варна центр… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Варна — древний Одессус (также Тибеpиополь), составлявшийсамостоятельную эллинскую колонию. Во время владычества римлян, историятолько в начале V в. упоминает об Одессусе. Точно неизвестно, когдаименно древний Одессус стал называться В.; но летописец… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Варна — У этого термина существуют и другие значения, см. Варна (значения). Город Варна болг. Варна …   Википедия

  • Варна — город и порт в Болгарии, на Чёрном море. Административный центр Варненской области. 304 тыс. жителей (1995). Крупный транспортный узел. Крупный портовый комплекс; около половины морского общеболгарского грузооборота. Паромная переправа Варна… …   Энциклопедический словарь

  • Варна — I Варна         город и крупный порт в Болгарии, в глубине Варненского залива Чёрного моря. Административный центр Варненского округа Третий по численности населения город в стране: 200 тыс. жителей (1970). Город основан в 6 в. до н. э.… …   Большая советская энциклопедия

  • Варна — город, Болгария. Известен с VI в. до н. э. как греч. колония Одессос. В источнике XII в. впервые упоминается как Варна; название по р. Варна. Из нескольких предлагавшихся этимологии наиболее убедительна связывающая название с болг. вар… …   Топонимический словарь

  • dic.academic.ru

    их взаимоотношения в Древней Индии

    ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.И. МЕЧНИКОВА

    ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

    РЕФЕРАТ

    По Всемирной истории

    НА ТЕМУ:

    «Варны и касты: их взаимоотношения в Древней Индии »

    Автор – Анастасия Залевская,

    Студентка 1 курса 2 группы

    Дневного отделения,

    Культурология.

    Одесса – 2008

    ПЛАН

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2

    ВАРНЫ, КАСТЫ И ВЗАИМОООТНОШЕНИЯ ВНУТРИ ИХ СИСТЕМЫ….3

    ВЫВОДЫ……………………………………………………….…………….…11

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ПРИ НАПИСАНИИ РЕФЕРАТА……………………………………………………………………...13

    ВВЕДЕНИЕ

    Восходящая к древнеиндийским варнам и освященная индуизмом система каст издревле была основой социальной структуры Индии. Принадлежность к той или иной касте была связана с рождением человека и детерминировала его статус на всю его жизнь.

    Варново-кастовая система в целом именно благодаря своей жесткой иерархичности составляла костяк социальной структуры Индии; уникальная по форме, она не только оказалась эффективной альтернативой слабой политической администрации (а может быть, и наоборот: ее уникальность вызвала к жизни и обусловила слабость государственной администрации — для чего нужна сильная административная система, если нет ее низового звена, если низы живут по законам саморегулирующихся кастовых принципов и общинных норм?), но и успешно компенсировала эту слабость, хотя такого рода компенсация никак не способствовала политической стабильности государств в Индии.

    ВАРНЫ, КАСТЫ И ВЗАИМОООТНОШЕНИЯ ВНТУРИ ИХ СИСТЕМЫ

    Класс - варна – каста -одна из нерешенных проблем востоковедения. В исследовании этих проблем не последнее место должно быть отведено и юридическим категориям, без учета которых нельзя понять и объяснить возникновения классов и форм зависимости в Древней Индии.

    Самой «высокой», «чистой» варной были брахманы. Их называли авадхья - неприкосновенные. Формированию варны жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. При этом, брахманы, выполнявшие жреческие функции и знающие священное учение занимали наиболее почетное место в обществе. По официальным представлениям, брахман - высший из людей. Его занятие - изучение священных книг, участие в суде и управлении, выработка законов и предписаний. Ему принадлежит все, что он видит, он может «потребовать все, что захочет» (по крайней мере, в рамках закона). Наблюдение за сменой времен года, разливами рек и прочими явлениями, наблюдение, столь необходимое для руководства общественно-экономической жизнью, являлось ещё одной функцией выходцев данной варны.

    На фоне общей социальной мобильности, вызванной развитием феодальных отношений, позиция высшей варны брахманов подверглась сравнительно небольшим изменениям. Положение брахманов определялось усилившейся в связи с феодализацией общества ролью индуизма, открыто освящающего социальное неравенство, власть и привилегии немногих и бесправие большинства людей.

    Вторая варна - это варна кшатриев, воинов, военной и светской аристократии, из её среды выходили цари, военачальники, сановники. Согласно системе варн, кшатрии должны были взимать налоги с крестьян и пошлины с купцов, торговцев и ремесленников.

    Особая воинская верхушка, - кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии, но в процессе ассимиляции завоеванных племен эта варна иногда пополнялась местными вождями и главами родовых групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой категории «вратья - кшатриев» -, т. е. кшатриев по обету, а не по рождению. Здесь, таким образом, тесно взаимодействовали как внешние, так внутренние процессы начавшегося разложения родового общества у завоеванных и завоевателей.

    Вместе с тем племенные вожди и некоторые чужестранные правители были ассимилированы в брахманское общество как второразрядные кшатрии, а в послегуптскую эпоху их стали звать раджпутами, причем место раджпута в их иерархии зависело от того, из какого племени он происходил.

    В маурийский период к кшатриям, сосредоточившим в своих руках военную, политическую и экономическую власть, стали относить в основном тех, кто принадлежал непосредственно к царскому роду и к категории привилегированных наемных воинов.

    Обособлению кшатриев среди своих соплеменников - вайшьев-простолюдинов способствовали представления, что кшатрии - полновластные распорядители богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных.

    Название третьей варны - вайшьи произошло от слова виш - народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев, крестьян, ремесленников и торговцев - подлинный демос. В хозяйствах богатых общинников трудились безземельные наемные работники, представители «неприкасаемых» каст, которые в основном и создавали прибавочный продукт, присваиваемый различными категориями эксплуататоров, рабы. Вайшья чаще всего как полноправный общинник-землевладелец сам мог быть эксплуататором

    Четвертую варну составляли шудры. В их среде - обнищавшие, оставившие общину крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы, но рабский труд в решающих отраслях экономики Древней Индии значительной роли не играл. Шудра мог иметь семью, его дети наследовали имущество, путь к обогащению не был ему закрыт каким-либо запрещением. И тем не менее он не свободен.

    Шудру можно продавать и покупать. Даже отпущенный своим господином, он не освобождается от обязанности услужения, «ибо они рождены для него». Он тот, «чье имущество может быть отобрано хозяином». В глазах закона шудра нечестив, общения с ним надо избегать, его наказывают строже, ему запрещены религиозные обряды. Так, в дхармасутрах шудры устраняются от участия в жертвоприношениях, которые становятся прерогативой высших варн, они не проходили обряда посвящения - «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рожденными» - двиджати.

    В дхармашастрах в отдельных случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других - эти различия отсутствуют. Слово даса (дасья) в «Законах Ману» одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении. Связано это было с тем, что рабство в Древней Индии было одной из форм зависимости, но далеко не единственной. Здесь широко были представлены многочисленные переходные социальные формы, промежуточные социальные состояния (от свободных, но неполноправных беднейших слоев населения - к рабам).

    Процессы ассимиляции ариями многочисленных аборигенных племен, видимо, играли немалую роль в формировании социального слоя шудр. На эти процессы бесспорно влияла и социальная дифференциация, усиление имущественного неравенства внутри самого арийского общества. В разряд шудр попадала и беднейшая часть населения арийской общины, те ее члены, которые отрабатывали долги, находились в услужении. В дхармасутрах шудры часто противопоставляются ариям. Так, например, Апастамба в одном из своих предписаний говорит как о недостойном поведении ария, если он сожительствует с шудрянкой, в другом - если он сожительствует с неарийкой, или с женщиной черной расы. Вместе с тем в некоторых самхитах еще упоминаются богатые шудры (эти упоминания исчезают в сутрах), говорится о грехе против шудры и ария, встречаются восхваления в адрес шудр, так же как в адрес брахманов, кшатриев и вайшьев. Противоречивость свидетельств дхармашастр относительно положения шудр и их социально-правового статуса - следствие неоднородности варны шудр. В процессе ее становления богатым шудрой мог быть представитель покоренного племени, шудра же, приобщенный к религиозным ритуалам ариев, это - обедневший арий. Дальнейшее поступательное развитие древнеиндийского общества, усиление имущественной дифференциации, приводит к определенной нивелировке положения шудр - к обеднению одних и потере другими религиозно-правовых отличий, свойственных ариям. Оба указанных пути формирования варны шудр приводили в древности и к возникновению рабской зависимости.

    Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее, в праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Касты заслоняют собой классы. Это выражается в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об отношениях между кастами, чем между классами, т. к. именно деление общества на касты провозглашается древнеиндийским законодательством основным делением людей, существующим извечно, и именно изложение прав и обязанностей каст является основным содержанием древнеиндийских сборников законов.

    Шудра не должен накапливать богатство, даже имея возможность сделать это, так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов - об этом можно прочесть в «Законах Ману». Гостю шудре разрешалось давать еду только в том случае, если он делал в доме хозяина какую-либо работу.

    О неоднородности варны шудр свидетельствует то, что к шудрам по мере усиления кастового деления стали относить отверженные, «неприкасаемые» касты, выполняющие самую унизительную работу. В «Законах Ману» упоминаются лица, «презренные даже для отверженных». «Неприкасаемые» касты, дискриминировались и как шудры, и как «неприкасаемые». «Неприкасаемым» запрещалось посещать индусские храмы, общие водоемы, места кремации, магазины, которые посещались членами других каст.

    Кшатрии и брахманы стали выделять себя из общей массы населения на том основании, что они владеют скотом, зерном, деньгами, а также рабами, но имелись также бедные брахманы и кшатрии, не отличавшиеся по положению от бедных вайшьев. По мере консолидации высших варн - брахманов и кшатриев складывался особый порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного продукта. Налог шел на содержание брахманов и кшатриев. Люди, входившие в три высшие варны, были ритуально отделены от тех, кто входил в четвертую варну.

    Ограничивалась возможность смешанных браков. Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшьями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, закон образа жизни. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн. Целые главы дхармашастр посвящены жесткой регламентации поведения людей, их общения друг с другом, с представителями так называемых «неприкасаемых» каст, стоящих вне варн индийского общества, ритуалам «очищения» от «загрязнения» при таком общении. Тяжесть наказания за совершение тех или иных преступлений определяется в дхармашастрах в строгом соответствии с принадлежностью к той или иной варне.

    Дваждырожденные получили право изучать веды, в то время как четвертое сословие, шудры, этого права были лишены. Уделом, этих последних стало служение трем высшим варнам, в качестве рабов или наемных работников.

    Усиление имущественной дифференциации во второй половине I тысячелетия до н.э. все чаще стало проявляться в расхождении варнового статуса и фактически занимаемого человеком места в обществе. В Законах Ману можно найти упоминание о брахманах, пасущих скот, брахманах-ремесленниках, актерах, слугах, к которым предписывается относиться «как к шудрам».

    Люди низших варн не могут свидетельствовать против людей высших варн. Показания «рабов, родственников и детей» «ненадежны», и потому лучше к ним не прибегать. При разногласии между отличным и хорошим свидетелем предпочтение должно быть отдано показаниям отличного и т. д.

    Позднее, вследствие падения роли свободных общинников в общественной жизни вайшьи стали мало отличаться от шудр и линия раздела стала проходить уже между знатью - брахманами и кшатриями, с одной стороны, и простонародьем - вайшьями и шудрами - с другой.

    По «Законам Ману» вайшьям и шудрам, не должно было позволять отклоняться от предписанных им функций, так как в противном случае в мире воцарился бы хаос. Отсюда в древних текстах делался естественный вывод о том, что кшатрии не могут благоденствовать без поддержки брахманов, а брахманы - без поддержки кшатриев. Только в союзе друг с другом могут они преуспевать и править миром.

    Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скрепленные правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.

    Ослабление варновой замкнутости в целом всей системы и попытки укрепить варновые перегородки в поздних дхармашастрах были следствием перестройки сословно-классового деления раннесредневекового общества в Индии. В этой перестройке не последнее место заняла новая развивающаяся социальная форма - каста. В одной из поздних глав «Законов Ману» упоминается 61 каста, а в «Брахмавайварта -пуране» - более ста. По мнению некоторых авторов все это были главным образом племена, превращенные в касты.

    Проблема возникновения каст также одна из дискуссионных проблем востоковедения. В настоящее время можно считать установленным, что варна как социальный институт значительно более раннего происхождения, чем каста.

    Неоднородность каст в значительной мере затрудняет выяснение вопроса об их происхождении. Касты - это и этнические группы (например, отсталые племена, зачисляемые в состав «неприкасаемых»), и кланы воинов-завоевателей (раджпутские племена), и профессиональные группы, и религиозные секты, общины. Вне зависимости от их первоначального происхождения касты по мере развития феодальных отношений «выстраивались» в иерархии индусского общества в соответствии со своим положением в социально-экономической структуре феодального общества. Последняя, самая низшая группа «неприкасаемых» каст, включала земледельцев и слуг общины, лишенных каких-либо владельческих прав, находящихся в полурабской, полукрепостной зависимости от полноправных общинников. «Неприкасаемый», скорее всего внеобщинник, и становится главным объектом эксплуатации. В отечественной литературе Л. Б. Алаевым было убедительно доказано, что рентоплательщик- общинник сам часто являлся мелким феодальным эксплуататором, что земельные наделы обрабатывались «неприкасаемыми», неполноправными членами общины и внеобщинным крестьянством. Неприкасаемость возникает вместе с кастовым делением общества, по мере расширения отношений эксплуатации в результате насильственного подавления восстаний шудр - рабов, покорения отсталых племен и пр. Здесь же содержатся многочисленные предписания о самых унизительных религиозных, ритуальных, бытовых ограничениях, применяемых к ним.

    Эта двойная иерархия находит отражение в индусском праве. Принадлежность к варне по-прежнему определяет сумму прав и обязанностей индивида в обществе и государстве. Кастовая иерархия была связана главным образом с нормами брачно-семейного права. Касты «неприкасаемых» фактически находились вне сферы действия индусского права. Нормы этого права затрагивали их лишь в той мере, в какой ограничивали их правоспособность.

    Для Древней Индии с ее экономической и национальной раздробленностью, с ее замкнутыми, изолированными друг от друга общинами характерна социальная аморфность, обезличенность, «непроявленность» рядовой личности, безусловная власть общины, касты над личностью, которая была так глубока и постоянна, что входила в привычную психологию человека, а потому не всегда даже осознавалась им.

    ВЫВОДЫ

    Изучив систему варн и каст на основе правовых памятников, которые дают яркую картину, сложившуюся в древнеиндийском обществе, можно подвести итоги и сделать некоторые обобщающие выводы.

    Закрепленное законом неравенство было свойственно многим народам древности, но такого законченного, как в Индии, не было, пожалуй, нигде. Оно было наилучшим в тогдашних исторических условиях способом узаконения классового господства брахманов и кшатриев.

    Процесс подобного специфического социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин. В результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие обязанности. Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию. Способствовали развитию социального неравенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и общинами.

    На определенном этапе развития древнеиндийского общества по мере углубления процесса разделения труда, неравенства стало складываться новое, кастовое деление. Кастами становились обособленные группы лиц с наследственным характером их деятельности, складывающиеся по профессиональному, родовому, религиозному и другим признакам. Кастовое деление в Индии существует и в настоящее время наряду с традиционным делением на четыре варны.

    Данная цивилизационная особенность Древней Индии связана с рядом исторических причин, главнейшие из которых заключались в варново-кастовом строе и крепости общинной организации. Жесткая варново-кастовая система с раз и навсегда определенным местом человека в ней, с кастовым конформизмом, неукоснительным следованием, соблюдением религиозно-нравственных установок поведения человека была своеобразной альтернативой принудительного характера государственной власти. Бесспорно, способствовала этому замкнутость, автономность индийской общины с ее натуральным хозяйством, с патриархально-патронажными межкастовыми взаимосвязями земледельческой части общины с ее ремесленниками, слугами, получившая название «джаджмани»..

    С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. Таким образом, варновые границы не утрачивают своего значения, более того, охрана этих границ переходит к государственной власти.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ПРИ НАПИСАНИИ РЕФЕРАТА

    Литература была взята на сайте Русского Гуманитарного Интернет-Университета, по адресу www.vusnet.ru

    1. Васильев Л.С. История религий Востока.

    2. Васильев Л.С. История Востока. Т.1.

    yamiki.ru