Закон Русский. Закон в древней руси


Закон Русский - это... Что такое Закон Русский?

Закон Русский — обычное право в Древней Руси X века, упомянутый в договорах Руси и Византии, а также в «Русской Правде» .

Восходит к древней племенной эпохе восточных славян. В X веке был сложным по составу источником права, применявшимся в судебной практике князей.

Большинство исследователей (И. А. Исаев, О. И. Чистяков и др.) сходятся на том, что Закон Русский был устным источником права: до нас не дошло даже упоминания о каком-либо конкретном письменном законе до X века, а первые княжеские законы — «уставы» и «уроки» — использовались по памяти.

Однако Н. М. Карамзин считал существование письменного закона в Древней Руси вполне возможным.

В любом случае, это был бессистемный свод или, что вероятнее, совокупность разбросанных по греческим сборникам норм, основанных на естественном праве, на древнерусских обычаях и традициях и носивших, по большей части, уголовный характер.

Альтернативную точку зрения представляет В. О. Ключевский, считавший Закон Русский правом городовой Руси, сложившимся в IX—XI веках в славяно-варяжской среде торговых городов.

Сходной позиции, но со значительными оговорками, придерживается и И. В. Петров, особое внимание уделявший в своих последних монографиях древнерусскому торговому праву.[1]

Нормы «Закона русского» использовались при составлении Русской Правды (Краткой и Пространной редакций). В основном это были нормы уголовного права (убийство, телесные повреждения, различные виды кражи, поджог, etc.).

Примечания

  1. ↑ Петров И. В. Торговые правоотношения и формы расчетов Древней Руси (VIII—X вв.). — СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2011. — 308 с.Петров И. В. Торговое право Древней Руси (VIII — начало XI в.). Торговые правоотношения и обращение Восточного монетного серебра на территории Древней Руси. — LAMBERT Academic Publishing, 2011. — 496 с.

Литература

dic.academic.ru

ЗАКОН РУССКИЙ - это... Что такое ЗАКОН РУССКИЙ?

 ЗАКОН РУССКИЙ "ЗАКОН РУССКИЙ", свод восточно-славянского и древнерусского обычного права. Содержал нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права. Текст "закона русского" частично отражен в договорах Руси с Византией 911, 944 и в "Русской правде".

Современная энциклопедия. 2000.

  • ЗАКОН БОЖИЙ
  • ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Смотреть что такое "ЗАКОН РУССКИЙ" в других словарях:

  • Закон Русский — Закон Русский  обычное право в Древней Руси X века, упомянутый в договорах Руси и Византии, а также в «Русской Правде» . Восходит к древней племенной эпохе восточных славян. В X веке был сложным по составу источником права, применявшимся в… …   Википедия

  • Закон русский — обычное право в Древней Руси X века, упомянутый в договорах Руси и Византии, а также в «Русской Правде» . Восходит к древней племенной эпохе восточных славян. В X веке был сложным по составу источником права, применявшимся в судебной практике… …   Википедия

  • "ЗАКОН РУССКИЙ" — обычное право восточных славян и Киевской Руси IX Х вв. Частично отражен в договорах Руси с греками 911, 944 и в Русской правде . Нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права …   Юридический словарь

  • ЗАКОН РУССКИЙ — обычное право восточных славян, бытовавшее в Древнерусском государстве. Частично отражён в договорах Руси с греками 911, 944 и в Русской правде. Включал нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права. Источник: Энциклопедия …   Русская история

  • ЗАКОН РУССКИЙ — ЗАКОН РУССКИЙ, обычное право восточных славян и Киевской Руси 9 10 веков. Частично отражен в договорах Руси с греками 911, 944 годов и в «Русской правде», включал в себя нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права …   Энциклопедический словарь

  • «Закон русский» — обычное право восточных славян и Древнерусского государства в IX X вв. «Закон русский» частично отражён в договорах Руси с греками от 911, 944 и в Русской правде. Содержал нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права …   Энциклопедический словарь

  • закон русский — обычное право восточных славян и Киевской Руси IX Х вв. Частично отражен в договорах Руси с греками 911, 944 и в Русской правде . Нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права …   Большой юридический словарь

  • “ЗАКОН РУССКИЙ” — обычное право восточных славян и Киевской Руси IX Х вв. Частично отражен в договорах Руси с греками 911, 944 и в “Русской правде”. Нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права …   Большой юридический словарь

  • «ЗАКОН РУССКИЙ» — – система права Древнерусского государства (9–10 вв.). О «3. р.» говорят русско византийские договоры (см.), устанавливающие в ряд е статей наказания «по закону греческому и по уставу и закону русскому». «3. р.» предшествовал Русской Правде (см.) …   Советский юридический словарь

  • Закон Русский — обычное право восточных славян и Киевской Руси IX X вв. Частично отражен в договорах с Византией и Русской Правде …   Краткий словарь историко-правовых терминов

dic.academic.ru

Право в Древней Руси

     Содержание

Введение……………………………………………………………………………

Глава 1. Источники  права…………………………………………………………

1.1 Обычное право……………………………………………………………….

1.2 Княжеское законодательство……………………………………………….

Глава 2. Договоры Руси с Византией…………………………………………….

Глава 3. Общая характеристика Русской Правды как основного памятника Древнерусского государства……………………………………………………

3.1 Гражданское право…………………………………………………………

3.2.Уголовное право…………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………                   

     Введение

     Данная  курсовая работа будет посвящена различным источникам права, существующим на протяжении уже многих лет. Тема курсовой работы является не только интересной, но и актуальной, т.к. по источнику явления судят и о самом явлении.

     Объект  и предмет исследования. Объектом представленного исследования являются источники русского (IX-XIII вв.) права: договоры Руси и Византии 911, 945, 971гг., Уставы киевских князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича, Правосудье Митрополичье, Русская Правда. Мы рассмотрим данный период, на основе Русской правды. Предмет исследования составляют нормы, заключенные, в Русской Правде регулирующие правоотношения в русском праве IX-XIII вв.

       Методология исследования. При подготовке данной работы были применены принцип историзма и объективного рассмотрения материала, которые позволяют изучить объект исследования во всем его многообразии и развитии. Из числа общенаучных методов в работе использовался системный подход, анализа и синтеза, из частнонаучных методов были использованы формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический.

     Цель  и задачи исследования. Целью работы является комплексный историко-правовой анализ норм, регулирующих правоотношения в истории русского права IX-XIII вв., на примере Русской Правды и выработка представления об объекте исследования, соответствующего современному уровню историко-правовой науки.

     Поставленная  цель достигалась путем решения  следующих задач:

     - рассмотреть проблему возникновения  важнейших отраслей права;

     -дать  краткую характеристику обычного права и договорам Руси с Византией;

     -более  детально рассмотреть Русскую  Правду, как важнейший источник  древнерусского права;

     - в контексте отраслей права  рассмотреть источники гражданского, семейного, уголовного и процессуального  права;

     - подвести итог курсовой работы.

     В данной  работе идет обращение к  истокам, к корням написанного права  Древней Руси - к «Русской Правде», чтобы, проанализировав содержание этого уникального памятника  древнерусского права, проследить за их развитием, трансформацией, отмиранием некоторых из них, попытаюсь сравнить право Древней Руси с другими  памятниками средневекового права, выделив их общие черты и различия, тем самым, находя общие закономерности и характерные особенности развития раннефеодальных государств в Европе.

     В связи с целями и задачами данной работы хронологические рамки можно  определить IX-XIII вв., время действия Русской Правды, как основного  источника для суда в Древней  Руси.                 

     Глава 1. Источники права

     Процесс возникновения права так же сложен, как и процесс возникновения государства. И протекают оба этих процесса одновременно. Если отталкиваться от положения, что реализация права обеспечивается государством, то приходится признать, что право не может возникнуть раньше государства. Естественно, и в догосударственный период имелись нормы, регулировавшие отношения в обществе: нормы морали, религиозные нормы, нормы обычаев. Они соблюдались, прежде всего, благодаря авторитету традиций, общественного мнения и религиозных верований. Эта сила была, пожалуй, сильнее угрозы наказания со стороны государства.

     1.1 Обычное право. Отношение государства к обычаям племенного строя и периода военной демократии было неодинаково. Одни обычаи регулировали отношения, в которые государство не считало нужным вмешиваться, предоставляя населению самому решать, соблюдать их или не соблюдать. Эти нормы так и действовали как нормы обычаев. В частности, государство не вмешивалось в ход проведения сельскохозяйственных работ, здесь продолжал действовать календарь — древнейший обычай, определявший дни начала пахоты, сева и пр. Другие обычаи оказались вредными в новых условиях, и государство всеми силами стремилось их изжить. Так, в связи с переходом в руки государственных органов суда по наиболее тяжким правонарушениям (например, убийству, разбою) государство преследует суд и расправу общины над преступниками, что нашло отражение и в древнейших законах, например, в ст. 33 Краткой Правды. Еще одну категорию обычаев составляли те, в соблюдении которых государство было настолько заинтересовано, что готово было всеми силами принуждать к их исполнению.

     Нормы этих обычаев становились, таким  образом, обычно-правовыми и в  совокупности явили собой древнейший, первый по времени возникновения  источник права — обычное право. Итак, нормы догосударственного периода как бы плавно врастают в право. Примечательно, что право у славян обозначалось общим термином "правда".

     Древние обычаи, воспринятые государством в  качестве правовых и ставшие древнейшим источником права, хотя и не были записаны, достаточно хорошо сохранились в памяти народа. Подобно обычаям племенного строя, нормы обычного права были облечены в форму поговорок, пословиц, песен, сказаний.

     В сфере уголовного права нормы  обычного права действовали достаточно долго. В начале XI века Ярослав законодательным путем закрепил правовой обычай кровной мести, внеся в него свои изменения и дополнения. Регулирование имущественных отношений нормами обычного права осуществлялось тоже в течение достаточно длительного времени, поскольку государство не спешило вмешиваться в сферу частных отношений. Длительное время законодатель не касался порядка заключения договоров, оставляя это на усмотрение сторон. Лишь конфликты, возникавшие на этой почве, заставляли государство, так или иначе, реагировать.

     Среди норм обычного права, регулировавших имущественные отношения, выделяются нормы, регулировавшие отношения между купцами. Купцы были связаны единством профессиональных интересов. Внутри их сообщества складывались свои нормы поведения, основанные на солидарности интересов, взаимном доверии. В ряде случаев купцы не пользовались сугубо формальными способами заключения договоров. Так складывались обычаи торгового оборота. Значение купечества в жизни государства заставляло законодателя учитывать эти обычаи, а суды опираться на них при разрешении споров. В результате из норм обычаев, действовавших в среде купечества, создавалось торговое обычное право.

     Семейно-брачные  отношения до Крещения Руси регулировались исключительно обычным правом. Христианство с его серьезным отношением к браку и семье вступило в непримиримую борьбу с семейно-брачными обычаями дохристианского общества. Однако вытесненные из права обычаи времен язычества еще долго (если не до наших дней) соседствовали с нормами церковного права, регулировавшими семейно-брачные отношения в христианской Руси. Совершенно особой сферой действия норм обычного права было регулирование внутри и меж общинных отношений. Здесь правовой обычай сохранялся длительное время в неизменном виде.

     1.2 Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.

     Устав Владимира определял взаимоотношения  княжеской власти с церковью. Он предусматривал установление налога в  пользу церкви так называемая десятина. Во времена Владимира церковное  землевладение ещё не получило развития, поэтому тогда десятина являлась основным источником дохода духовенства. Церковь по Уставу получала право  суда в отношении духовенства  и всех людей подвластных церкви. Кроме того, перечислялись дела, которые рассматривались церковным  судом в отношении любых лиц. К компетенции церкви относились главным образом дела в области  семейно-брачных отношений.

     Устав Ярослава посвящался главным образом  семейно-брачным отношениям, преступлениям  против семьи и нравственности. Встречались  наказания за эти деяния как бы двойственные и от; князя и от епископа. Почти все наказания  имущественного характера. Только в  одном случае предусматривалась  смертная казнь - ст. 13 Устава. В этой статье устанавливалась ответственность  мужа за двоежёнство. Устанавливалось  наказание 40 гривен в пользу епископа, а незаконная жена (как правило молодая) заключалась в монастырь. Если же муж причинял зло своей законной жене (например, убьет раздосадованный на то, что его разлучали с более молодой), то в этом случае, возможно, было применение смертной казни.

     В Устав Ярослава встречаются статьи, которые носят ярко выраженный классовый  характер. За изнасилование и оскорбление  женщины устанавливался штраф, размер которого зависел от положения потерпевшей. Если потерпевшая была женой или  дочерью боярина, то наибольшая сумма. Если малого боярина, то меньше, если простого человека, то ещё меньше.              

 

     

     Глава 2. Договоры Руси с Византией

     Первыми правовыми памятниками нашего государства  являются договоры Руси с Византией. Эти договоры – результаты военных  походов русских князей. Договоры заключались в письменной форме; это было новым для Руси, т.к. до этого не существовало письменных сборников  обычного права. «Закон русский» был  устным сводом обычного права.

      Договоры с греками – совершено исключительный по важности источник, позволивший исследователю проникнуть в тайны Руси IX – X   веков. Договоры эти – ярчайший показатель высокого международного положения Древнерусского государства, они являются первыми документами истории Руси средних веков. Само их появление    говорит о серьезности отношений между двумя государствами, о классовом обществе, а детали достаточно ясно знакомят нас с   характером   непосредственных отношений Руси с Византией. Это объясняется тем, что на Руси был уже мощный класс, заинтересованный в заключение договоров. Они были нужны не крестьянским массам, а князьям, боярам и купцам. В них много внимания уделено регулированию торговых отношений, определению прав, которыми пользовались русские купцы в Византии,  а так же норм уголовного права.

     Кроме того, необходимо отметить, что развитие правовой системы Византии было намного  выше, чем древнерусской. Поэтому  очень важным является вопрос о том, какое право преобладает в  договорах: древнерусское или византийское.

      Первый договор между Олегом, великим князем Русским, и византийскими императорами Львом и Александром по нашему летоисчислению был заключен в 911г., 2 сентября, в воскресенье. Он сохранен летописцем в копии с грамоты, привезенной послами Олега из Константинополя, с подписью императора и русских послов: «Наше царское величие дали сие написание месяца сентября 2-го в неделю 15, в лето от создания миру 6420».

       Второй договор был заключен  Игорем после русско-византийской войны 941 - 944 гг. с византийскими императорами Романом, Константином и Стефаном в 945г. Между странами восстанавливались мирные отношения. Византия обязалась по-прежнему выплачивать Руси ежегодную денежную дань и предоставить военную контрибуцию. Были подтверждены многие статьи договора  911 г. Но появились и новые, соответствовавшие отношениям Руси и Византии уже в середине Х в., одинаково выгодные обеим сторонам нормы. Однако право беспошлинной русской торговли в Византии было отменено.

     Последний из известных по русским летописям  договор Руси с Византией заключён князем Святославом Игоревичем с императором Иоанном Цимисхием во время осады русских войск в Доростоле. Составленный в неблагоприятных для Руси условиях, он содержал обязательства Руси воздержаться от нападений на Византию.1             

     Глава 3. Общая характеристика Русской Правды как основного памятника Древнерусского государства

     Русская Правда - древнейший русский сборник  законов сформировалась на протяжении ХI-ХII вв., но отдельные ее статьи уходят» в языческую старину». Первый текст был обнаружен и подготовлен к печати В.Н. Татищевым в 173г.2 Сейчас имеется более ста списков, сильно различающихся по составу, объему и структуре. Название памятника отлично от европейских традиций, где аналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки – закон, законник. На Руси в это время были известны понятия «устав», «закон», «обычай», но кодекс обозначен легально-нравственным термином «Правда».

     Принято делить сборник на три редакции (большие группы статей, объединённые хронологическим и смысловым содержанием): Краткую, Пространную и Сокращенную.

stud24.ru