Конспект о древней греции. Конспект урока по истории искусств "«О чем нам рассказали вазы…». Живопись Древней Греции"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Опорный конспект по теме Философия. Наука. Образование Древней Греции. Конспект о древней греции


Культура Древней Греции Начал по конспект

Культура Древней Греции

Начал по конспекту.

Многие граждане греческих городов принимали участие в религиозных массовых ритуалах. Это было связано со специальным обучением знанию религиозных обрядов.

Жрецы объединялись в специальные организации (коллегии), проводили свои собрания. Как и у других народов, храмы Греции выполняли разнообразные функции, они были особыми экономическими центрами общества, где существовали ссудные кассы.

В греческой культуре в честь богов устраивали всевозможные праздники: Апполону весной посвящали Дельфинарии, Богине Афине – Панафинеи, Деметре уделяли дважды в год особые почести, символизировавшие отношения жизни и смерти. Четыре раза в год праздники посвящали богу виноделия Дионису – Малые и Большие Дионисии с эротическими ритуалами, излияниями вина, веселыми карнавалами.

Особый характер греческой культуры определил отношение греков к смерти, погребальным культам. Мир бога Аида, Тартар, отделен от живых реками Стикс и Лета – смерти и забвения. Через них переправлял души умерших Харон. В этом темном, мрачном, пустынном мире блуждали в тоске души. Вход в него охранял Цербер – трехглавое чудовище. Греческой мифологии характерно обращение к подобным образам – кентавр, медуза, сирена. Они воплощали негативные силы природы, человеческие качества.

Сами греки были поклонниками силы, красоты, ловкости и бесстрашия, что нашло свое воплощение в особо почитаемом культе героев. В разных краях прославляли Одиссея, Ахиллеса, Геракла, Прометея а так же других. Именно они стали воплощением важных для греков духовных и физических ценностей.

Вопросы образования и воспитания были для античных государств не менее важными, чем вопросы политики. Родители несли ответственность перед обществом за воспитание детей. Им давали не только интеллектуальное, но и музыкальное, физическое воспитание.

В древней Аттике (столица Афины) у детей было три учителя: грамматист, который обучал чтению, письму, литературе; кифарист – специалист по музыке и педотриб, способный дать хорошую физическую подготовку. Что касается девочек, то они до семи лет были под опекой матери и няньки, свободные от каких-либо обязанностей. В семь лет в Афинах под руководством матери их учили прядению, ткачеству, иногда учили читать и писать. Но, как правило, образование девочек волновало государство в меньшей степени, чем воспитание юношей и чему обучат девочек в семье, полностью зависело от желания родителей.

В Афинской академии раз в четыре года проходили не менее знаменитые, чем Олимпийские игры, состязания интеллекта. С ритуалом организации состязаний связан бег с факелом, сохранившийся и в современном мире при проведении спортивных состязаний.

В древней Лаконии (Столица Спарта) было другое воспитание. Интеллектуальная подготовка в Спарте ограничивалась умением читать и писать, знанием нескольких религиозных и военных песен, а также знаниями о традициях спартанцев, их истории, религиозных обрядах. Основной упор в Спарте делался на физическую подготовку детей. Их закаляли, воспитывая упорство и выносливость, умение переносить любые тяготы и лишения, голод, стужу, боль. Мальчиков секли розгами перед алтарем богини Артемиды. Выдержавшими испытания считались подростки, которые во время порки не произнесли ни звука. В самом конце обучения юношу ждали серьезные испытания; он отправлялся странствовать по стране один, практически без одежды. Целый год молодой человек блуждал по горам и долам, скрываясь так, чтобы никто не мог его найти, сам добывал себе пищу, спал мало и всякий час был на чеку, чтобы никто не мог его выследить и застать врасплох. Выдержавших это испытание допускали к совместной трапезе взрослых мужчин.

В Спарте воспитанием девочек занимались серьезно – ведь их готовили стать матерями будущих граждан-воинов. Девочек, как и мальчиков, обучали с семи лет. Девочки занимались гимнастикой наравне с мальчиками, упражнялись в беге, метании диска, даже в борьбе. Их учили пению и танцам, так как они были обязаны участвовать в религиозных мистериях.

Гомеровский Период. Период, названный гомеровским, отразил то влияние на античность, которое приобрели поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада» в искусстве, образовании, воспитании, исторической науке, языке. Эти поэмы были записаны лишь в VI в. до н.э., почти через триста лет после их создания. Семь городов Греции оспаривали право почитаться родиной Гомера. Однако и в наши дни существуют спорные мнения в науке о реальности и самого поэта и авторстве поэм. «Илиада» посвящена событиям троянской войны., прекрасной Елене, ее мужу Менелаю и похитителю царевны Парису, сыну троянского правителя. В ней автор отразил нравственные и эстетические ценности, сам дух греческой культуры.

От гомеровского периода сохранились своеобразные по стилю керамические изделия, особенно вазы. Их украшали геометрические фигуры и орнамент.

В VIII веке до н.э. греки создали полноценное фонетическое письмо, заимствуя часть его символов в алфавите Финикии, добавив новые знаки для обозначения гласных. В начале буквы не имели единообразного начертания, а в IV в. до н.э. был принят нормативный алфавит, единый для всей Греции.

Фиксация поэм Гомера, проведенная в Афинах, ознаменовала конец «эпического» периода. В новых условиях жизни эпос (мифы), как и вся предшествовавшая культура, уступил место иным формам, отразившим эпоху сложных социальных конфликтов и получившую название архаической.

Культура периода архаики. В культуре этого периода («архайос»-древний) Целью искусства становится создание красоты, которая символизирует духовное и физическое совершенство, добро. Особое внимание уделяется нравственному и патриотическому воспитанию гражданина.

Архаическая культура развивалась, начиная с VIII в. и по VI в. до н.э. в условиях, изменивших греческий мир. Основу для дальнейшего развития культуры составили: классическое рабство, система денежного обращения, демократическая система управления.

Сформировались основные виды греческого искусства, а так же его жанры. Это было время становления греческой аристократии и ее художественных запросов, системы ценностей. Она нашла отражение в возведенных в этот период храмовых комплексах, служивших не только центрами греческих городов, но и особыми священными территориями.

Храмы для греческих полисов сохраняли тот тип построек, которые Греция унаследовала от эгейской культуры. Это было здание - мегарон. Но именно в этот период формируется знаменитая ордерная система, представленная дорическим и ионическим ордерами. Слово «ордер» латинское и означает использование при строительстве единой меры измерений. Соединивший несущие части зданий (стереобат) и верхнюю платформу (стилобат) со стоящими на них опорами-колоннами. Каждый ордер – это особый вариант, своеобразное воплощение подобной идеи: ионический – легкость, изящество; дорический – приземистость, тяжеловесность. Часто в дорическом стиле использовали колонны с ложбинками (каннелюрами).

В ионическом стиле, который возник в городах Малой Азии, больше проявилось восточное влияние, использовался растительный декор. Архитектурные детали ярко раскрашивали. Греческая архитектура была полихромной (цветной). Раскрашивались элементы верхней части храма, например, поля фронтов и триглифы – в синий цвет, метопы – в красный. А отдельные детали покрывались позолотой. Колонны оставались нераскрашенными, но естественный цвет мрамора (от жёлтоватого до серовато-голубоватого) участвовал в создании общего колорита. Вместе с цветной скульптурой это придавало зданиям торжественный и праздничный вид.

Использование колонн было разнообразным. Они опоясывали всю постройку, оформляли городскую площадь, портики. До наших дней сохранились в г. Пестуме дорические постройки храмов. Это целые комплексы, построенные на освященных местах, где увидели люди знаки богов. Все святилища хранили дары городов и граждан (вотивы) – это были скульптуры, установленные вдоль дорог, ведущих в храмы. Здесь же устанавливали памятники тем спортсменам, которые одержали победы в спортивных состязаниях.

Понимание гармонии и соразмерности сохранили греки в умении использовать при строительстве ландшафт, делая природу не фоном, а гармонической частью ансамблей.

В VI веке было создано в г. Эфес «греческое чудо» - храм Артемиды. Он обладал собственной властью и его территория считалась неприкосновенной. Его строительство было поручено Харсифрону, прибывшему из г.Кносс. Это святилище было длиной 110 м., а шириной – 55 м. Его окружали 127 колонн. И сама постройка, и ее крыша была сложена из мрамора.

Греки участвовали в конкурсе на право создания скульптуры богини Артемиды. Это были знаменитые мастера – Фидий, Поликлет, Кресилай. Несколько раз храм горел, но был восстановлен. Однако после утверждения христианства, судьба языческого храма была предрешена.

Развитие архитектуры усилило интерес к его декору с использованием скульптур. Первоначально скульптурные изображения раскрашивали. В этом проявлялось влияние традиций древнего Египта, впоследствии в них проявилась естественная красота камня-мрамора. Греческие мастера использовали мрамор того цвета, который имитировал цвет человеческой фигуры, по завершению работ скульптуру натирали для блеска воском. Художники ставили своей целью выявление видимой, земной красоты. Однако сохранили влияние искусства Месопотамии и Египта.

Основные темы в скульптуре – античные сюжеты, изображения курсов (обнаженных юношей) и кор (девушек в одеяниях) с полуулыбкой на лицах. Она даже получила особое название «архаическая улыбка». В 1886 г. во время раскопок в г. Афины были найдены сохранившиеся скульптуры кор, поражающие своей реалистичностью.

Для реализации замыслов мастера использовали круглую скульптуру, рельеф, барельеф и горельеф, делая изображения разными по объему на плоскости. Мастера Греции работали и в жанре живописи. Особую ценность представляет роспись ваз.

Сохранившиеся вазы позволяют сделать вывод о необычайно высоком уровне искусства вазописи. Форм, размеров, видов этих предметов очень много. Это пиксиды для хранения ювелирных изделий, килики и скифосы для вина и т.п. Знамениты школы этого вида искусства, мастера которых изобразили столь разнообразную жизнь жителей Греции, природу, морскую стихию и животный мир, что по ним можно изучать греческую культуру. Необычной красотой отличаются чернофигурная и краснофигурная керамика. Она воплощала закон функциональности, согласно которому предмет должен быть полезен и красив.

Чернофигурную керамику украшали декоративные изображения с силуэтами фигур, напоминающих египетские.

С VI века начинает доминировать краснофигурная керамика, фон которой становится черным. Богатая коллекция таких произведений представлена в Эрмитаже. На предметах, выставленных в музеях, можно увидеть мир греческих героев и богов.

Приземленность религии, разнообразие культов, мифов создавали в Греции особую духовную атмосферу, располагавшую к свободному мышлению и появлению философских концепций устройства мира. К тому же встречи греков с различными культурными мирами, развитие ремесел, трубующих от мастеров здравого смысла и смекалки, привели к достаточно радикальной для того времени рационализации греческого мировосприятия. И в VI. До н.э. появляется одно из величайших завоеваний греческой культуры – философия, зарождается протонаука. К примеру, Анаксимандр одним из первых описал космос как циклический физический процесс. Фалес своей теоремой о равнобедренном треугольнике впервые ввел доказательство в математику. Пифагор заложил основы геометрии, выработал аксиоматический метод построения науки, создал прообраз научного сообщества. В VI в. до н.э. начала складываться греческая система начального образования с музыкально-гимнастическим уклоном (гимнастика, музыка, танцы, письмо и чтение).

Большое место в греческой культуре периода «архаика» играла поэзия. Самым ярким эпическим поэтом считался Гесиод. В поэме «Труды и дни» он утверждал, что счастье человеку приносит лишь богатство, которое добыто собственным трудом. Однако в целом эпос уже отходил на второй план, уступая пальму первенства лирической поэзии, прославлявшей пиры, игры ,любовь, воспевавшей не подвиги героев, а простые человеческие чувства, поднятые на божественную высоту. Выдающимися лириками VIII- VI вв. до н.э. были Алкей, Анакреонт и Сафо (Сапфо), Архилох.

В период архаики приобретают значимость те жанры литературы, которые отражают гражданскую позицию жителей полисов. Это звучало в поэзии Тиртея в жанре элегии.

Отражая происходившее в обществе события, греческое искусство послужило основой, продолжение которой и высшее развитие пришлось на период, получивший название классический.

Классический период

Переход от архаики к классике был в значительной степени обусловлен греко-персидскими войнами, возвышением Афин и расцветом рабовладельческой демократии. В первой трети V в. до н.э. греки вели войну против персов. Борьба за независимость заставила их сплотиться в военном союзе. Греки разбили персов при Марафоне, Соломине и под Платеями. После войны культурный центр Греции переместился в Афины. Последовавшие притязания афинян на господство над остальным греческим миром стали возбудителем спокойствия в эллинском мире. Зависимые города восставали против власти Афин, но всякий раз терпели поражение. Наконец между Афинами и Спартой разразилась Пелопоннесская война (431—404 гг. до н.э.). Ее итогом стало уже поражение Афин. Произошло крайнее ослабление всех эллинских полисов. Стоит ли удивляться тому, что в 338 г. до н.э. окрепшее Македонское царство фактически подчинило себе греков.

Для экономической жизни классической Греции характерно расширение ремесла и торговли одновременно с сокращением доли производства зерновых. С этими процессами связано падение политической роли деревни: свободное население перебиралось в города. Усилилась социальная дифференциация, интенсивно росло рабовладение.

Политическая жизнь Греции V в. до н.э. испытывала сильное влияние Афин, где Перикл, избранный стратегом в 444 г. до н.э., завершил процесс построения демократического общества. В Афинах действовали основные принципы демократии: свобода слова, равные возможности в занятии должностей (сочетание системы жеребьевки и выборов), равенство перед законом, коллегиальность управления. Существенную роль играли народное собрание, суд. Однако многие жители (рабы, женщины, переселенцы из других полисов, рожденные в смешанных браках афинян с неафинянами) не могли участвовать в политической жизни.

Система наказаний в Афинах была весьма разнообразной. Она включалась в систему законов, отражавших права и обязанности свободных граждан греческих полисов. При наиболее серьезных преступлениях, какими считались убийства, государственная измена, безбожье, назначалась смертная казнь. Осужденному предлагалась самому привести приговор в исполнение путем принятия яда, использования меча или веревки.

Многие законы определяли возможности греков в получении образования. Идеал античного образования в IV в. до н.э. заключался в надстраивании над начальными знаниями интеллектуальной системы, которая включала в себя грамматику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию, теорию музыки и занятия спортом. Можно было углублять свои познания в школе риторики Исократа, заняться философией в Академии Платона или Ликее Аристотеля. Аристотелем была сформулирована и главная цель образования: формирование способности к логическому мышлению и освоение фундаментальных знаний, объединяющих различные области науки и искусства.

В Греции классического периода изменилась концепция градостроительства. От хаотических застроек и узких улочек, архитекторы перешли к теории и практике регулярной застройки городов (Гипподамов корпус). Частные дома граждан выглядели очень просто: стены из кирпича-сырца и внутренний дворик. Лишь пол щедро украшался мозаикой.

Третьим ордером возникшем в этот период становится коринфский. Коринфский ордер похож на ионический, но более богат декоративно-орнаментальным убранством. Капители его колонн украшены стилизованными изображениями растений. Греческие зодчие относительно редко работали в этом стиле. Он больше пришелся по вкусу архитекторам Рима. Первые из найденных археологами коринфских колонн находились в храме Аполлона в Бассах (IV в. до н.э.).

Классический период — время небывалого расцвета греческого искусства. Архитектура развивалась благодаря строительству акрополей, разнообразных общественных сооружений. Самый грандиозный из архитектурных комплексов этого периода — ансамбль Акрополя в Афинах, воздвигнутый в V в. до н.э. на месте разрушенных персами храмов.

Асимметрично расположенные постройки комплекса объединяла единая художественная идея, единый принцип равновесия составных частей в границах ансамбля. Главным архитектором Акрополя выступил Фидий. Он же как скульптор выполнил ряд фигур в центральном храме комплекса, главном святилище Афин — Парфеноне (447—438 гг. до н.э.). Храм был посвящен покровительнице города Афине-Парфенос (Афине-Деве) и символизировал победу греков над врагами. Зодчими этого величественного здания были Иктин и Калликрат. Кроме Парфенона в ансамбль Акрополя входили Эрехтейон (в нем совершались обряды в честь Афины и Посейдона), храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой), Пропилеи (парадный вход в комплекс), бронзовая статуя Афины Промахос (Афины-Воительницы) работы Фидия. У подножия Акрополя поставили одеон (крытый театр для музыкальных представлений) и театр Диониса.

В г.Олимпия архитектором Либоном Элидским возвигнут в У веке храм, ставший чудом света. Скульптуру Зевса для этого сооружения создавал знаменитый Фидий. Высота скульптуры – 12,5 м., а материал, из которого скульптор соорудил свой шедевр – золото, слоновая кость, черное дерево и кедр. Сам Фидий говорил, что создал Зевса по образам поэта Гомера.

В скульптуре классического периода утвердился общегреческий идеальный художественный образ человека, выражавший гармонию физического и духовно-нравственного начал. Греки были убеждены, что красота человеческого духа может быть выражена только в совершенном, сохраняющем величавое спокойствие даже в движении теле, а лицо должно передавать возвышенную одухотворенность. Такой идеал породил две особенности греческой классической скульптуры: стремление к максимально точному, пропорционально выверенному изображению тела и дистанцирование от индивидуально-портретных черт. Одной из центральных проблем в скульптуре этого периода становится выражение движения, характеризующегося ритмом, целостной завершенностью и гармонией.

В период классики сложились представления, что скульптуры должны воплощать идеальную красоту и физическое совершенство. Это нашло свое воплощение в работах Поликлета, посвященных выдающимся спортсменам. («Диадумен», «Дорифор»). Греческая эстетика предполагала исключить из искусства уродства и страдания, чтобы не искжать красоту. Поликлет поставил перед собой задачу точно определить пропорции человеческой фигуры отражающие совершенную красоту. Эти параметры таковы: голова – 1/7 всего роста, ступня – 1/6, лицо и кисть – 1/10. Представления, подобные этим, он изложил в произведении «Канон», не сохранившимся до наших дней.

Поликлет впервые заменил «движение действия» движением, совершающимся без всякой видимой цели. Такого эффекта он добился, прибегнув к принципу контрапоста — равновесия «правой и левой стороны тела: опирающейся правой ноге соответствует свободно свисающая правая рука, а свободной левой ноге — напряженно согнутая левая рука» (Б.Р. Виппер). Впервые принцип контрапоста был применен Поликлетом в работе «Дорифор» (копьеносец), в которой он воплотил идеал атлетически совершенного спортсмена и гражданина. Реалистическая передача пластики тела, торжественная сдержанность движений подчеркивают монументально-героический характер произведения.

Фидий с учениками создал скульптурные группы и рельефы Парфенона, осуществив органичный синтез пластического искусства и архитектуры. Глубина пространства достигается наложением фигур друг на друга. Кажется, что скульптура рождается из архитектурных конструкций. Сюжеты композиций Парфенона отражали известные всем афинянам мифологические события. Восточный фронтон храма был посвящен рождению Афины; западный — спору богини с Посейдоном за власть над Аттикой; на метопах помещались рельефы целого ряда легендарных сражений. Жизнь — вечная борьба, но человек может победить в ней, и боги проявят к нему благосклонность — таков гражданский пафос скульптуры Парфенона. Фидию принадлежали также огромные (несохранившиеся) статуи Афины-Девы из Парфенона и Зевса Олимпийского (одно из семи чудес света) из посвященного ему храма, выполненные в хрисоэлефантинной технике (наложение на деревянный остов пластин из золота и слоновой кости).

В У веке до н.э. свои работы создавал Мирон. Красноречиво стремление отразить идеальный образ физически развитого юного тела воплощено в произведениях Мирона. «Дискoбол» — одна из самых известных его работ. Атлет замер в состоянии наивысшего напряжения перед броском диска — в его фигуре Мирон сумел передать единство статики скульптурного изображения и естественную жизненность движений, внутреннее напряжение, собранность спортсмена.

Во времена поздней классики свои произведения создают Скопас и Пракситель. Скопас работал во многих городах Греции, но более всего прославился своим фризам для Мавзолея в городе Галикарнас. После смерти правителя этого города его жена приказала двум архитекторам Пифею и Сатиру создать гробницу. Знаменитые скульпторы Греции работали над ее украшением. Были изображены сцены из мифологии об амазонках, кентаврах, лапифах.

Для скульптуры IV в. до н.э. характерен более сложный и в некотором смысле противоречивый взгляд на жизнь. Постепенно утрачивалась ориентация на идеал уравновешенно-гармонического существования человека. Появились первые попытки воспроизвести экстатические переживания через эротическую пластику тела (Скопас, «Менада»). Особая лиричность и самоуглубленная мечтательность свойственна персонажам Праксителя («Отдыхающий сатир», «Гермес с младенцем на руках»). И все же лица греческих статуй по-прежнему не несли отпечатка индивидуальности, они выражали лишь типы эмоциональных состояний. Исключением стали скульптуры Лисиппа, впервые наделенные индивидуально-портретными чертами («Апоксиомен»).

Сдвиг в сторону реалистичности сопровождался преодолением условности изображений и обращением к линейной перспективе в живописи. Мастеру настенных росписей Полигноту приписывают авторство изобретения приемов, передающих глубину пространства с помощью размещения фигур на разных уровнях. Аполлодор, писавший станковые картины на досках, считается первооткрывателем светотени.

Классический период — время наивысшего расцвета греческой литературы. Ее развитие определялось уже не лирикой, а творением трагедий и комедий. На первый план выделяется театр — один из любимых всеми гражданами полиса видов зрелищ.

Предшественником трагедии был жанр дифирамба — хоровой песни, связанной с культом Диониса. Основатель античного театра Феспид еще в VI в. до н.э. добавил к хору актера-декламатора, таким образом, создав предпосылку для диалога. В V в. до н.э. актеров стало два, а затем и три. Они могли участвовать в драматическом действии независимо от хора. Но хор продолжал активно присутствовать в трагедии, комментируя происходящее и иногда вступая в диалог или даже в полемику с героями. Хор начинал и заканчивал трагедию, а также пел между отдельными сценами — эписодиями.

Главная тема греческих трагедий — встреча героя с судьбой, Роком. И хотя Рок непреодолим, герой все-таки борется с ним. Мужество сопротивляться обстоятельствам и стремиться к величию свободного человека — проявление героического идеала греческой культуры. Трагедия давала зрителю заряд энергии, помогавший лучше приспособиться к жизни с ее борьбой и страданиями и при этом сохранить достоинство. Выдающимися авторами трагедий V в. до н.э. были Эсхил, Софокл, Еврипид. История сохранила до нашего времени от богатого наследия Эсхила шесть его пьес, а также 18 драм, созданных Еврипидом.

В трагедии «Орестея», Эсхил решает проблему неотвратимости действия закона мировой справедливости. Судьба у поэта осмысливается как кара богов за зло, которое несут преступления людей. В трилогии «Прометей» Эсхил восстает против безусловного подчинения богам и традициям. Главный вопрос, который задает Эсхил во второй части трагедии «Прометей прикованный»: «Всегда ли справедливы боги?» Развязка этой коллизии наступает в третьей части трагедии «Прометей освобожденный»: Зевс примиряется с Прометеем, а Прометей признает право Зевса повелевать миром. Закон справедливости восстановлен. Так утверждается Эсхилом нравственный идеал греков.

Та же тема борьбы с Роком и осмысление тайны Рока содержатся в трагедии Софокла «Эдип-царь». Главный ее герой Эдип — воплощение греческого идеала нравственности: настоящий патриот, мужественный, разумный, деятельный человек. Но над ним висит роковое пророчество: он убьет своего отца и женится на матери. В конце концов пророчество сбылось. Потрясенный Эдип жестоко наказывает себя — выкалывает себе глаза. Такова фабула трагедии. Но преступления несчастный Эдип совершает, непроизвольно. «Разве можно карать за то, что сделано в неведении?» — главный вопрос Софокла. За ним стоит реальная жизнь, в которой даже самый набожный, нравственный, разумный человек страдает и умирает. В чем же его вина перед богами? Ответ Софокла так же глубок, как и вопрос. Вина Эдипа в том, что он — человек и как человек не может не действовать. А действия вызывают цепь последствий, которые не всем дано предвидеть и которые часто выходят из-под контроля отдельной личности.

Еврипид в трагедиях («Медея», «Гекуба», «Андромаха», «Вакханки» и др.) сосредоточивается на частной жизни героев, их страстях, оказывающихся сильнее воли. Древний автор наполнил античную трагедию напряженным психологизмом. Борьба чувства и разума открывает в каждом из персонажей Еврипида тот неподконтрольный мир, который столь же глубок, как и божественно-природный универсум. Человек в трагедиях Еврипида ни в чем не может найти опору. В этом положении отразился надвигавшийся кризис греческой цивилизации. Открытие трагического во внутреннем мире личности составило основу дальнейшего развития жанров трагедии и драмы.

Другим важным жанром греческой литературы стала комедия. В ней смех был поднят до высот великого искусства. Не только слезы, но и смех могут очистить и возвысить человека — таков пафос греческой комедии. Исток этого жанра кроется в различных формах народных увеселений и фаллических песнях. Для греческой классической комедии были характерны критика социальных язв полиса и высмеивание человеческих пороков. Ярким тому примером служит творчество Аристофана («Птицы», «Всадники», «Женщины в народном собрании» и др.).

Аристофан создал комедии на основе политической сатиры, с использованием карнавального сюжета. В его комедиях представлены различные социальные слои. Он соединяет по ходу сюжета реальное с фантастическим и абсурдным.

Подобные представления были для греков праздником. Длились они целый день. В них состязались знаменитые драматурги. Победителей ждали уважения и почет, а фразы их произведений входили в обороты речи. Актерами были мужчины, для усиления эффекта по сценарию они носили специальные маски и костюмы, обувь на высокой платформе ( котурны). Представления шли с использованием декораций и технических приспособлений. Для их посещений выделяли специальные стипендии для неимущих.

Популярность театра оказала влияние на архитектуру. Зодчие разработали тип конструкции театра с использованием рельефа местности. В холмах и горах вырезали полукружьем скамьи, вторая часть конструкций – сцена, за которой располагались алтарь и различные постройки. Такие театры вмещали до 20 тысяч зрителей. Самый знаменитый театр, в котором ежегодно проводятся состязания древнегреческих пьес, находится в г.Сиракузы. Греческий театр заложил основы современного театра Европы.

В классический период обозначились характерные черты античной интеллектуальной культуры. Это было время отделения от натурфилософии самостоятельных наук. В их основе сохранялся теоретический анализ мира. проводимый философами – мудрецами. Многое они обсуждали и многое передавали своим ученикам. Для этих целей появились специальные центры: Лицей Аристотеля, Академия Платона. В V—IV вв. до н.э. наивысшего расцвета достигла философия, в трудах Аристотеля закладывались основы естествознания, Демокрит сформулировал атомистическую идею строения материи, Евдокс создал геоцентрическую систему, которая вплоть до XVII в. считалась неопровержимой, Геродот и Фукидид заложили основы истории, опираясь на принципы достоверности и объективности, а Гиппократ положил начало переходу от религиозно-магического представления о человеческом организме и его болезнях к рационалистическому. Это позволило от медицины жрецов перейти к медицине врачей – профессионалов. Они изучали природу сна, гипноза, лечебных свойств воды, влияние музыки на состояние организма. Греческие ученые составили солнечные и лунные календари, а также особую науку – гномику, связанную с изучением времени и созданием различных видов часов.

Таким образом, в классический период наиболее полно проявились типологические черты греческой культуры, были созданы произведения искусства, литературы, а также философские системы, ставшие достоянием не только античной, но и всей европейской культуры.

Эллинистический период

Завоевательный поход Александра Македонского на Восток и образование им империи положили начало новому этапу в развитии античной культуры. Огромнейшее государство Александра, державшееся только силой оружия, после смерти властителя распалось на ряд монархий, сочетавших в себе восточные и греческие формы правления. Период их существования потому и называют эллинистическим. Его культура имела эклектический (сочетание греческих и восточных традиций) и экстенсивный (тиражирование прошлых культурных образцов, их систематизация) характер. Интенсивно развивалась только наука.

Характерной чертой эллинистической культуры стала урбанизация. Новые города Египта и Азии были греческими по облику, быту, но их правители тяготели к не характерной для греков восточной роскоши. В городах сосредоточились материальное богатство и культурные достижения.

Столицы эллинистических государств – Антиохия, Пергам и другие, позволяют судить о размахе градостроительства. Греки перестраивали свои колонии и старые восточные поселения ( города Приена, Никея).

Из греческих городов мощным культурным центром оставались Афины. На театральные представления, спортивные состязания и религиозные церемонии сюда съезжались зрители и участники из соседних государств. Многочисленные скульптурные мастерские поставляли во многие города копии произведений выдающихся ваятелей Греции. Философские школы, созданные Платоном и Аристотелем, оказывали заметное влияние на протонауку и образование.

Но главным центром эллинистического мира стала Александрия Египетская — огромный город, важнейший финансовый и торговый центр с крупным портом. Мировую славу Александрии принесли построенные в III в. до н.э. Мусейон и библиотека (последняя насчитывала до 700 000 книг). В центре эллинистического образования были созданы все условия для занятия научными исследованиями и учебой (лекционные залы, исследовательские лаборатории, ботанический и зоологический сады, гостиница). Проживание и работа его организаторов оплачивались государством. В Александрию стекались талантливые ученые и поэты той поры.

Во времена Александра Македонского греки возвели необычный маяк на острове Фарос в 283 г до н.э. всего за пять лет. Высота его 180 метров. Его величие служило символом власти династии Птолемеев. Маяк уникален не только размерами, но и техническими решениями: шахты, пандусы, система зеркал и освещения.

Эллинизм — период наивысшего расцвета греческой науки. Не религия, не искусство, а именно стремление к рациональному познанию мира двигало развитие духовной культуры этого периода. Для переписки книг привлекали рабов, поэтому количество книг росло, а их цена снижалась. Все больше людей пользовались книгами, и, в конце концов, устная ученая греческая культура уступила место культуре письменного слова.

Эллинистическая наука становилась более многогранной. Среди ее самых высоких достижений следует выделить геометрию Евклида, гелиоцентрическую гипотезу Аристарха Самосского, опыт соединения науки и техники в механике Архимеда, изобретение паровой турбины Героном Александрийским, исследования в области физиологии и анатомии Герофила и Эрасистрата. Полибий предпринял первую попытку описать всемирную историю, Эратосфен измерил окружность земли и создал ее карту с параллелями и меридианами, Теофраст заложил основы ботаники и зоологии, а Зенадот Эфесский и Филет Косский создали первые книги по истории литературы, словари, занимались проблемами лексики.

А для классических жанров литературы эллинизм стал временем заката. Героический и гражданский пафос эпоса и трагедии оставлял публику равнодушной, поскольку себя исчерпал прежний порядок полисной жизни. Она предпочитала поэзию малых форм — например, полные изящества и элитаризма эпиграммы и гимны Каллимаха, отвлекающие от жизненных забот мимы Герода. От литературы ждали прежде всего показа обособленного мира отдельного человека. Публика искала в поэзии наслаждения и занимательности. Из комедий исчезла политическая проблематика, ее сменили сюжеты из обыденной жизни, пародийно-мифологические темы. Так, наиболее яркий комедиограф того времени Менандр изображал социально-бытовые конфликты, через призму повседневной жизнью обычных людей.

Эллинизм подарил миру новые литературные жанры — буколическую поэзию, у истоков которой стоял поэт Феокрит, и роман, наиболее ярко представленный в творчестве Лонги («Дафнис и Хлоя»). Буколики описывали идиллию сельской жизни, гармонию человека с природой и отражали одну из характерных особенностей эпохи эллинизма — ностальгическую грезу о «золотом веке», когда жизнь была так проста и беззаботна. Роман представлял собой любовную историю на лоне природы, наполненную многочисленными приключениями и занимательно изложенную.

Социальные проблемы отразили произведения в жанре социальной утопии – рассказ об острове Панхея (Эвгемер) и о путешествиях на острова Солнца (Ямбул).

Во многом исторические произведения эллинизма создавали в жанре художественной литературы. Это работы Калитарха и Каллисфена. Свои знаменитые труды по истории создали Птолимей, Полибий. Сорок томов «Всеобщей истории» этого автора позволяют создать представления об уровне исторической науки.

Для религиозной жизни данного периода характерно отождествление некоторых малоазийских и египетских богов с греческими, усиление интереса к мистическим и экстатическим сторонам восточных культов. Так, египетская богиня Исида приняла облик греческой Деметры. Все большее распространение (в основном за пределами материковой Греции) получало обожествление царствующих особ. Уже Александр Македонский благосклонно принял от египетских жрецов титул сына бога Амона.

Архитектуре последнего периода развития древнегреческой культуры присущи пышность, обилие декора, интерес к внутреннему пространству, стремление к гигантским размерам. К примеру, Александрийский маяк, известный как одно из семи чудес света, возносился ввысь на 120 м.

Ордерная система распространялась на жилищные постройки, все чаще выполняя декоративную роль. Частные дома зажиточных горожан богато украшались мозаикой, статуями, росписями. Жизнь в мегаполисах увеличивала тягу человека к природе, и в городах начали разбивать парки, а в сельской местности строить загородные поместья. Появился новый тип храма — ротонда (круглая в плане постройка), но широкое распространение он получил уже в Древнем Риме.

Изобразительное искусство эллинизма отличал, с одной стороны, драматический психологизм, а с другой — утонченный лиризм. В эллинистической скульптуре обобщенный героический образ отошел на второй план. При отсутствии единой эстетической системы формировались различные художественные школы. В ряде произведений проявилась тенденция к драматизации мировосприятия (фриз Алтаря Зевса в Пергаме, «Лаокоон»). Такой выразительной гармонией отмечены полные лиризма, спокойствия и ясности творения Агесандра («Венера Милосская») и Леохара («Аполлон Бельведерский»). В некоторых скульптурных портретах обозначился крен к натурализму. Но общим для всех мастеров оставался интерес к изображению эмоциональных состояний человека и стремление активно воздействовать на чувства зрителя. Развитие скульптуры эллинизма ознаменовалось появлением портрета, особенностью которого было достижение близкого сходства с изображаемой моделью. Искусство создания скульптурного реалистического портрета в дальнейшем было усовершенствовано римлянами.

Таким образом, в период эллинизма был подведен итог культурному развитию Древней Греции и наметились совершенно новые, не свойственные греческой классике, культурные тенденции.

Завершился очень важный этап мировой истории, который кардинально повлиял на развитие европейской культуры и цивилизации. Античная Греция дала миру полисную демократию, философию, фонетическую письменность, сформировала основы современных литературных жанров, каноны архитектуры и скульптуры, заложила начала европейской науки. Значительным достижением древнегреческой культуры является взгляд на человека как на прекрасное и совершенное творение природы.

refdb.ru

Конспект урока "Образование в Древней Греции"

Образование в Древней Греции.

Цели:

  1. Сформировать представление о целях образования, ступенях и формах обучения.

  2. Развивать навык пересказа, оперирование терминологией. Формировать навык анализа документов.

  3. Приобщение к культуре древних цивилизаций

Понятия: палестра, педагог, лицей, гимнасия, академия.

Ход уроков:

I Оргмомент, постановка целей, задач, работа с понятиями.

II. Новая тема.

  1. Пересказ: облик Афин, образование.

  2. Работа с документом:

Ф. Велишский. История цивилизаций.

«… До 6 лет мальчиков воспитывали дома вместе с девочками. Затем воспитание продолжалось в школе (дидаскалион) и в палестре, куда его сопровождал раб (педагогос).

Школы в Греции были частными. Чтению и письму обучали одновременно… позже дети принимались за чтение произведений Гомера, который считался неисчерпаемым источником всех познаний… Затем ученики переходили к Гесиоду, изречениям Солона.

Обучение счету происходило в форме игры. Использовались наглядные пособия – яблоки и др. предметы. Научившись грамоте, мальчики приблизительно в возрасте 13 лет начинали проходить музыкальный курс. При этом преследовались педагогические цели. По словам Платона, музыка необходима для того, чтобы «приучив свою душу к рифме и гармонии, исполнить ее кротости, созвучия и согласия…»

Одновременно с обучением счету, письму и музыке, а часто и после него шли усердные занятия гимнастикой. В этом случае греки руководствовались тем принципом, что духовное образование и развитие лучше всего достигается при здоровом теле, наличие которого считалось главным условием. С другой стороны, они считали образование необходимым условием того, чтобы тело, как вторая равноправная часть человека, достигало всестороннего и свободного развития.

Гимнастический курс в палестре делился на 3 возрастные группы (протее, девтера, тритеемизия), в которые входили дети от 10 до 16 лет. Начиная с 16 лет, юноши посещали вместе со взрослыми общественные заведения, так называемые гимнасии, которые содержались богатыми частными лицами или за счет государства.

Полное образование могли получить только дети зажиточных граждан. Несмотря на это, большинство детей свободных граждан получало необходимое образование, так как закон не обязывал детей, которым родители не дали надлежащего воспитания, кормить последних в старости.

В остальных греческих государствах (за исключением Спарты) тоже существовали школы со сходным курсом обучения. Однако афинские школы настолько превосходили все остальные, что родители из других греческих городов и областей нередко отправляли своих детей на воспитание в Афины».

Задания: используя текст и знания по курсу истории, ответьте на вопросы.

  1. Каковы были цели афинского образования? (не менее 2-х пунктов)

  2. Перечислите схожие черты в современном и древнегреческом образовании (3-4 пункта)

  3. Назовите отличие афинского образования от спартанского.

  4. Какие виды гимнастических упражнений были обязательны в обучении? (5 видов)

Домашнее задание: § 39, индивидуальные задания.

infourok.ru

Конспект урока по истории искусств "«О чем нам рассказали вазы…». Живопись Древней Греции"

Конспект открытого урока

по истории искусств

Тема занятия: «О чем нам рассказали вазы…». Живопись Древней Греции

Методические рекомендации: Данный урок – один из уроков по культуре Древней Греции. Явление антропоморфности свойственно всей древней культуре, в том числе и античной, поэтому с методической точки зрения урок лучше начать с развития керамики вообще и древнегреческой в частности. Необходимо также сделать акцент на мифологичность сознания древнего человека: сосуд - вместилище – дом – человек - душа, подчеркивая при этом ритуальную роль сосуда. Урок рассчитан на два часа, поэтому более подробно учитель должен все же остановиться непосредственно на вазописи (стили, сюжеты и т. д. ). На данном уроке необходима наглядность!! Я считаю, что презентация Power Point “Керамика Древней Греции. Вазопись” вбирает в себя все: наглядность, красочность, доступность. При желании учитель может очень быстро ее подогнать под план своего урока (у каждого свое видение урока). Если нет возможности использовать материалы презентации, обратите внимание на приложения, где есть весь основной иллюстративный материал. Учитель, который будет использовать презентацию, должен иметь в виду, что введение презентации в урок требует от него дополнительных знаний, необходимых для пояснения слайдов. Количество слайдов можно регулировать, т. е. переставлять и удалять

При проведении урока нужно опираться на знания, полученные детьми на уроках истории. Урок предполагает и опережающие задания, и должен учитывать региональный компонент (дети сравнивают орнаменты и делают вывод). Урок по вазописи – это урок по искусству, поэтому без поэзии здесь не обойтись. Обратите внимание на оформление доски. Это краткий конспект урока, необходимый детям для повторения материала. Детей надо заинтересовать тем, как делалось то или иное произведение, почему оно делалось именно так, а не иначе. Домашнее задание предполагает практическую работу - роспись вазы. Это может быть роспись готовой заготовки или собственное творение. Такая позиция приводит к особому пониманию художественной красоты как сочетания технологии и смысла, а вазопись – это и есть идеальное сочетание формы и образа.

Цели урока:

  1. Дать детям целостное представление об образной и смысловой стороне живописи (вазописи) Древней Греции, об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира в их соотнесенности с наследием русской национальной художественной культуры.

  2. Развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся, формирование знаний учащихся о древнегреческой живописи.

  3. Приобретение учащимися навыков по отбору информации, умения выделить основные значимые моменты и творчески представить их в самостоятельной работе.

Эпиграф урока:

В подлинной культуре ничего не умирает… Будущее – это гармония человеческих усилий, интересов, возможностей. (Ю. М. Лотман)

Оформление урока: в\ф “Посланцы Эллады”, м/диск “История Древнего мира. Загадки сфинкса”, схема “Космос – мир – человек”, набор иллюстраций.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Древняя Греция. Античность. Любое время, даже самое далекое, живет сегодня и ведет диалог с нами посредством памятников искусства. Человек обживет свой большой всемирный дом, если будет знать, как из одной его комнаты попасть в другую, и что можно найти в них для счастья и радости.

В одну из комнат мы попробуем сегодня войти. Итак, продолжаем путешествие по Древней Греции.

Поэтическим прологом к уроку будет стихотворение Валерия Брюсова “Античные вазы”.

Они пленительны и нежны, Они изысканно - небрежны, То гармонически - размерны, То соблазнительно – неверны, Всегда законченны и цельны, Неизмеримо – нераздельны, И завершенность линий их Звучит, как полнопевный стих. От грозных и огромных пифов До тонких, выточенных скифов, Амфоры, лекифы, фиалы, |Арибаллы и самый малый Каликий, все – живое чудо: В чертах разбитого сосуда, Загадку смерти разреша, Таится некая душа! Глубокий мрак тысячелетий, Расходится при этом свете!И преданья мира – немы! Как стих божественной поэмы, Как вечно ценные алмазы, Гласят раздробленные вазы, Что их творец, хотя б на миг, Все тайны вечности постиг.

1916 –1917 гг.

II. Запись темы урока и эпиграфа.

… Что ты хотя б на миг, Все тайны вечности постиг. (В. Брюсов)

Словарная работа

Чтобы наш разговор получился предметным, начнем с объяснения некоторых слов. Дети объясняют слова.

Антропоморфный - человекоподобный

Калогатия - гармония тела и духа

Керамика - изделия из обожженной глины, пошло от названия квартала гончаров в Афинах – Керамик

Орнамент - (от латинского – украшение) узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов для украшения чего-либо

Пальметта - скульптурный или живописный орнамент, напоминающий пальмовые листья

Меандр - геометрический узор в виде изогнутых линий

Учитель: Такой же прекрасной и жизнеутверждающей, как архитектура и скульптура, была и живопись Древней Греции, о развитии которой можно судить по рисункам, украшающим дошедшие до нас вазы, начиная с 11–10 вв. до н. э. Приглашаю вас на выставку древнегреческих ваз. Приоткроем завесу времени и посмотрим на частичку древнегреческого базара ваз.

Выставка ваз (слайды презентации и работы детей).

Учитель: А прежде, чем расписать вазу, ее нужно было изготовить. Глина, обожженная в костре – первый искусственный материал, полученный человеком. Есть старая русская загадка: “ Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил. А стар стал, пеленаться стал”. (слайд).

- Вспомните, ребята, путь от глины до печного горшка или вазы (дети вспоминают материал предыдущего урока: “копанцы” - ямы, где добывали глину. Найти нужную глину это совсем непростое дело. Например, хорошего качества бурую и красную глину добывали в 12 км. от Афин со дна реки Кефис, а в Коринфе использовали местную, беловатую глину, которая после обжига приобретала бледно-зеленый или буроватый оттенок. На табличке из Коринфа изображен процесс добычи глины. В подвешенной амфоре – вода для утоления жажды. (Показать слайд).

“Топанцы” - место, где глину хорошо разминали. А далее гончарный круг – “кружало”, затем – “пожар”, т. е. Обжиг. Последней стадией обработки был “обвар” - погружение изделия в жидкость (ржаной, овсяной квасной и другие отвары).

- Как горшок людей кормил объяснять не надо, а зачем его в старости пеленали? (Даже треснувшие горшки не выбрасывали, их обматывали лентами распаренной бересты, и они еще долго могли служить).

Учитель: Действительно, как для наших предков, так и для античного человека, в керамике объединены усилия 4-х основных элементов мира: земля, вода, огонь и воздух. А процесс лепки изделия воспринимался как творение, ведь недаром на Руси “творением”, “творчеством” называли процесс замеса глины. Какое интересное первоначальное значение у слова “творчество” (запись в тетрадь). Вспомните первоначальное значение слова “культура”. Ведь есть же что-то общее! (В тетрадях появляется запись: керамика = земля, вода, воздух, огонь).

Ребята, вспомните миф, связанный с керамической вазой. (если дети не вспомнят, учитель расскажет миф о Пандорре). Пандорру слепила Афина из глины, Гефест обжег ее в огне, чтобы отомстить людям за огонь, украденный для них Прометеем. Став женой Эпиметея, она, ради любопытства, открыла данный ей на хранение глиняный сосуд – пифос (большой яйцевидный сосуд для хранения вина, воды, зе6рна) и из него вырвались все беды человеческого рода и лишь маленькая надежда осталась под крышкой сосуда. (Учитель может зачитать и рубаи О. Хайяма:

Слышал я: под ударами гончара Глина тайны свои выдавать начала:"Не топчи меня! - глина ему говорила. Я сама человеком была лишь вчера").

Учитель: Гончарный круг на Крите использовали уже во 2 тыс. до н. э. . Начиная с VIII в. до н. э., по мере отделения ремесла от земледелия, гончарное производство распространяется по всем греческим городам. Но всегда существовали центры, которые задавали тон и моду. В VII в. до н. э. ценились вазы из Коринфа. В этом городе был изобретён чернофигурный стиль росписи. С VI в. до н. э. прервенство переходит к Афинам. Отсюда происходят самые прекрасные чернофигурные вазы, а также вазы изобретённых здесь краснофигурного и белофонного стилей. Гончарное производство в Афинах практически единственное, где заправляли всем не метеки, а свободные граждане. Одной из причин этого было особенное представление о профессии гончара. Как и многие другие народы, греки считали, что первые люди были вылеплены из глины. Сделал это Прометей, а Афина, по преданию, вдохнула в вылепленных им людей душу,она была покровительницей гончаров. Греческая печь для обжига состояла из двух отделений: топки и камеры обжига, отделённой стенкой с отверстиями, чтобы копоть не садилась на сосуды. Температура в печи была от 800 до 960 градусов!! Её регулировал с помощью воздуходувных мехов. Большинство печей были высотой до 1,5 м и использовались одновременно для подсушки изделий.

Ш. Обратимся к эпиграфу:

… В чертах разбитого сосуда, Загадку смерти разреша, Таится некая душа! (В. Брюсов)

Форма сосуда очень рано начала восприниматься как антропоморфная. Человек ощущал сосуд как маленькое вместилище, в отличии от дома – большого вместилища. Да и сам человек тоже был вместилищем, только духовным. А что было в сосуде? Керамические сосуды четко различались по назначению. Ваза, позднее ставшая общим обозначением любого античного сосуда, отличалась от чаши, кувшина, ритона и урны. Культовыми считались только высокие вазы (лутофор, лекиф, алабастр), вытянутые по вертикали, в отличии от горизонтальных чаш.

- Давайте вспомним, каким представлялся мир древнему греку? (Мир в понимании древнего человека представлялся в виде яйца, приплюснутого по краям).

Работа со схемой мира = космоса (Рисунок №1)

Мир у древнего грека четко распадался на уровни: Олимп – жилище богов, узкая полоска земли, где обитал человек и Тартар – царство мертвых. Реально человек сталкивается с ними в моменты рождения и смерти, т. е. моменты перехода. А сосуды начинают играть ритуальные роли уже не только по отношению к богу, но и по отношению к умершему человеку. Маленькая урна с прахом умершего закапывается в землю, а над ней на могиле ставится большая человекоподобная амфора с отбитой ножкой или дном. В нее наливают ритуальную жидкость, которая проникает к умершему в подземный мир.

Вазописец знаменитой дипилонской вазы, разбивая поверхность сосуда на уровни, помещает в средней части условное, силуэтное изображение похорон, показывая тем самым временность человеческого пребывания на земле. (Рисунок 2, 3)

И все же мир для древнего грека был вместилищем Любви, Гармонии и Красоты.

И именно это они воплотили в вазной живописи. (Запись в тетрадь)

IV. Обратимся вновь к эпиграфу.

И завершенность линий их Звучит, как полнопевный стих. (В. Брюсов)

Учитель: Греческая керамика – настоящее воплощение той страсти к красоте, что была присуща древним грекам. Форма (силуэт) и роспись разнообразных ваз, повседневной утвари греков, восхищают сегодня посетителей крупнейших музеев мира. В нашей делегации есть представители различных вазописных стилей. – Ребята рассказывают и показывают, используя соответствующие слайды презентации, разумеется, с комментариями учителя.

1-й вазописец (геометрический стиль) В IX – VIII вв. до н. э. В вазописи складывается геометрический стиль, единственным украшением которого был линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей. Появляется излюбленный греческий орнамент – меандр – узор в виде непрерывной изломанной под прямым углом линии. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр, а затем и волнообразный орнамент. Геометрический орнамент располагался горизонтальными полосками, возможно, имел какой-то магический смысл. Позже, в VIII веке до н. э. В абстрактный рисунок стали включать условные, плоские, стилизованные изображения фигур людей и животных. Возьмем, например, известную вазу из Дипилона, на которой среди геометрического узора изображена сцена оплакивания умершего вождя. (Рисунок 4, 5,6)

Я попросила вас найти общие мотивы между двумя культурами и в геометрическом стиле. 1-й рисунок – орнамент античного геометрического стиля, а 2 и 3-й рисунки – традиционный бурятский национальный орнамент. И здесь налицо связь не только во времени, но и на расстоянии!!

1)

2)

3)

2-й вазописец (ковровый стиль) В VII в. до н. э в Коринфе возникает особый стиль вазописи, вобравший в себя восточные мотивы. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром. Стиль этот еще называют “ориентализирующим”. Пестрым ковром лежит роспись на островных сосудах (лутофорах). Поверхность сочного и пухлого по форме родосского кувшина - ойнохои разделена на фризы - полосы с мерно выступающими на них животными. На родосских вазах особенно часто изображаются пасущиеся или спокойно идущие друг за другом звери, птицы, порой реальные, но нередко и фантастические - сфинксы, сирены с красивыми динамичными линиями упругих контуров. (Рисунок 7,8,9)

Геометрические узоры уступают место растительным мотивам. Широко применяются пальметты, стилизованные цветы и бутоны лотоса, образуя пояса и кольца. В отличии от сухих линий геометрических узоров ковровые вазы насыщены полнокровной сочностью и жизнерадостной энергией. См. узоры пальметты (Рисунок 10) и бутонов лотоса. Изображение начинает отделяться от поверхности сосуда и становиться самостоятельным.

Вновь попробуем найти общие мотивы между двумя культурами в орнаменте.

- Посмотрите на эти два рисунка, есть ли что-нибудь общее? (Да, это лотос. Распустившийся лотос – бурятский национальный орнамент).

 

3-й вазописец (чернофигурный стиль) Во второй половине VI в. до н. э. первенство в керамике перешло к Афинам. Афинская керамика преобладала на античном рынке более 200 лет. Первым стилем афинской вазописи стал чернофигурный стиль. Это светлый (красный) фон и черные изображения. На сырой сосуд краской наносили рисунок. Линии, которые должны были остаться красными, процарапывали стилом. Затем сосуд закладывали в печь и в определенный момент закрывали в печи все отверстия, и сосуд становился черным. После этого температуру в печи понижали, отверстия открывали. Покрашенные места оставались черными, а непокрашенные – красными. Дополнительная белая краска использовалась для большего эффекта. На чернофигурных сосудах расписывалась не вся поверхность, а лишь выделенные поля. Вся поверхность сосуда заливалась блестящим, зеркальным лаком. Чернофигурная роспись отличается декоративностью и силуэтностью, отсутствием объемности и условностью изображения. Появляются талантливые мастера (Экзекий – автор известных ваз: амфоры с изображением Ахилла и Аякса, играющих в кости; килика с изображением Диониса в ладье. Шедевром чернофигурной керамики считается ваза “Франсуа” (названная по имени открывшего ее археолога), на которой пятью поясами изображены мифологические сцены: торжественное шествие богов на свадьбу царя Пелея и морской нимфы Фетиды, битвы, гибель Ахилла, охота на вепря.

(Рисунок 11,12)

4 –й вазописец (краснофигурный стиль)

Около 530 века до н. э. Афинские мастера создали более совершенный краснофигурный стиль росписи керамики., который постепенно стал вытеснять чернофигурную роспись. На черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывали,а прорисовывали тонкой черной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных. В Афинах появилась целая плеяда блестящих вазописцев (Ефроний, Евтимий и др. ), которые стали работать в новом, краснофигурном стиле. (Рисунок 13,14,15)

II. Сюжеты древнегреческих ваз

Эпиграф:

…И каждая ваза - с рисунком – рассказом. (И. Таратута)

Учитель: В культуре и цивилизации Древней Греции огромную часть составляла керамика. Росписи на различной посуде - это носитель искусства эллинов, живописи и даже истории. До наших дней дошло множество черепков и целых сосудов, повествующих нам о деяниях героев и богов, а также дающих нам представление об образе жизни древних греков и их культуре.

Сосуд постепенно переставал таить в своей глубине нечто неведомое, а все больше становился отражением реальной жизни. А вскоре на керамике появились и первые подписи мастеров (ребята могут их назвать). Так постепенно забывался смысл керамики, и она из ритуала плавно перешла в область искусства. Греческая мифология была главным источником сюжетов всех вазописцев. На вазах также изображены жанровый сцены, которые дают нам ценные сведения о том, как жили древние греки, чем занимались, о чем мечтали.

Чтение стихотворения О. А. Таратутина “Античные вазы” из сб. “Что я видел в Эрмитаже”. (стихотворение можно как прочитать, так и разыграть).

Прекрасные эти античные вазы понравились нам почему-то не сразу. “Подумаешь вазы!” - подумали мы. Другим были заняты наши умы. Сначала взглянули на них мы, скучая, потом мы к одной пригляделись случайно, потом загляделись… И может быть час никак не могли оторваться от ваз. То вазы-гиганты, то карлики-вазы, и каждая ваза с рисунком-рассказом! …Герой в колеснице летит на войну. Плывут аргонавты в чужую страну. Персей убивает Медузу Горгону. Афина Паллада диктует законы. Сражается с Гектором грозный Ахилл (и Гектор, как видно, лишается сил)… А вот Артемида, богиня охоты, из меткого лука стреляет в кого-то. А это на лире играет Орфей. А это вручают спортивный трофей. А вот – Одиссей, подающий советы. А это – кентавры… А это… А это… Но мы описать и не пробуем враз крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Учитель: Поэтому быстро летим в Эрмитаж! В Улан-Удэ мы не останемся, а быстро переместимся в Петербург и посетим один из крупнейших музеев мира – Эрмитаж.

Просмотр эпизода из в/фильма “Посланцы Эллады” и слайдов презентации с комментариями учителя, если таковыеесть.

Итог урока.

Именно вазопись дала ученым представление о том, как выглядели древние греки, что ели, пили, носили, какими были их дома и какую жизнь они вели. То есть ваза – это неотъемлемая часть их жизни от 3-летнего возраста и до смерти. Обратимся к словам Ю. Лотмана: “ В подлинной культуре ничего не умирает… Будущее – это гармония человеческих усилий, интересов, возможностей”. Я думаю, что сегодня мы говорили не просто о вазах, а о неотъемлемой части настоящего искусства и о нас с вами. Одну комнату большого всемирного дома мы осмотрели, проложили незримый мостик между античностью и нашим временем, и если в каждого из вас античная ваза перельет хотя бы капельку своей души, значит, вы стали лучше и духовно богаче. Спасибо!

Домашнее задание: роспись ваз (по стилям).

videouroki.net

Кратко о Древней Греции - строительство

Кратко о Древней Греции

Сложно говорить кратко о Древней Греции. Ведь эта страна оказала огромное влияние на становление не только западной культуры, но и всей мировой цивилизации. Представления европейцев о политике, философии, архитектуре, литературе, медицине, астрономии, искусстве базируются на представлениях древних греков.

Нельзя, к примеру, считать человека образованным, если он не знает основ греческой мифологии. В любой картинной галерее без этих знаний вообще невозможно понять, что изображено на большинстве полотен. Европейские языки содержат в себе большой процент греческих определений и слов. А в русском языке кириллица базируется на греческой письменности.

Удивительно то, что такую огромную роль в истории человеческой цивилизации сыграл немногочисленный народ, населявший небольшую территорию. Люди жили в городах-государствах, расположенных в самой южной части Балканского полуострова.

Даже в эпоху их расцвета общее население жителей не превышало одного миллиона человек. Это было гораздо меньше, чем в Египте, Персии, Вавилонии, а также других великих древних монархиях. Но все мы знаем, что часто дело заключается вовсе не в количестве, а в качестве. Александр Македонский говорил, что одного эллина (древнего грека) можно приравнять к сотне варваров.

Варварами жители Балканского полуострова называли народы, живущие по соседству. Это определение распространялось и на восточные державы. Сами же греки считали себя флагманами человеческой цивилизации. Следует заметить, что это мнение во многом правильное.

Природные особенности Греции

Природа поделила Балканский полуостров на три части. Это северная, средняя и южная. Северная часть начинается южнее Македонии. В древнюю эпоху она включала в себя расположенные на севере полуострова государства. В настоящее время здесь находятся исторические области Эпир и Фессалия.

Средняя часть Греции отделена от севера высокими горами. Связь осуществляется через Фермопильский проход по побережью Эгейского моря. В древности здесь располагались такие области как Беотия, Этолия, Фокида, а также самая развитая и богатая из них Аттика. Её основным центром был город Афины.

Южную часть представляет полуостров Пелопоннес. От средних областей он отделён Коринфским перешейком. Здесь главной областью считалась Лаконика. Современным людям она больше известна по имени сильного в военном отношении города Спарты.

Возле Балканского полуострова располагается множество островов, находящихся в Эгейском море. Самыми крупными из них считаются Крит, Родос. Эвбея, Хиос, Лесбос. Древние люди также населяли восточное побережье Эгейского моря. В этих местах располагались такие области как Кария, Иония, Эолида.

Каждому понятно, что гористая местность ограничивает участки, пригодные для земледелия. Здесь требуется большое мастерство, чтобы обрабатывать землю. Поэтому с пашнями и урожаем в этих местах было тяжело. Зато изрезанная и трудно проходимая береговая линия стала причиной быстрого развития мореплавания.

Древнейшая эпоха

В древнейшую эпоху земли Древней Греции населяли люди, которых называли пеласгами. Кожа у них была светлой, а волосы тёмными. В III тысячелетии до н. э. они владели письменностью, жили в укреплённых поселениях, занимаясь различными ремёслами и земледелием.

В конце указанного тысячелетия на благодатные земли вторглись захватчики с севера Балканского полуострова. Историки называют их протогреками, но больше они известны как ахейцы. В результате агрессии коренное население было либо уничтожено, либо вытеснено со своих законных земель. Оставшиеся в живых и сумевшие приспособиться к новой ситуации смешались с захватчиками.

Ахейцы создали крупные города-государства. Самым большим и сильным из них стал город Микены. К этому же периоду относится и возникновение города Трои. Его населяло племя тевкров. Гомер в VIII веке до н. э. написал поэму, рассказывающую о походе ахейцев против троянцев.

Долгое время историки считали Троянскую войну вымыслом. Но археолог Г. Шлиман в XIX веке обнаружил развалины древнего города и выдвинул идею, что тот был уничтожен сильным пожаром. Пожирающий всё огонь мог возникнуть в результате осады и штурма Трои ахейскими войсками.

Минойская цивилизация

Говоря кратко о Древней Греции, следует упомянуть и остров Крит. Это была процветающая местность в 2000-1400 годах до н. э. Данный период обозначается как Минойская цивилизация или Минойская культура.

Название произошло от роскошного дворца в городе Кноссе. В нём, по древнему преданию, жил царь Минос. Под его властью находился весь остров. Именно по приказу Миноса был построен огромный флот. С его помощью грозный владыка подчинил себе соседние острова. Считается, что даже гордые Афины платили дань всесильному властелину.

Однако, как говорил царь Соломон, всё проходит. В конце XV века до н. э. на Крите случился природный катаклизм. В результате этого Минойская цивилизация погибла. Специалисты полагают, что всему причиной стало извержение вулкана на острове Фера. Извержение вызвало цунами. Огромная волна уничтожила критские города вместе с жителями. После этого ахейцы заняли остров Крит и расселились на нём.

Есть все основания считать, что именно природный катаклизм на Крите стал источником легенды об Атлантиде. Люди переиначили историческую правду и придумали могучую державу, существовавшую на огромном материке в Атлантическом океане.

Архаическая эпоха

Ахейцы, расселившиеся на Балканах, жили спокойно и благополучно до конца XIII века. Именно в это время на благодатных и сытых землях Древней Греции появились народы моря. О них практически ничего неизвестно. Лишь древнеегипетские источники описывают их как стройных белолицых людей с тёмными и светлыми волосами.

Эти воинственные племена уничтожили большую часть ахейских городов. Их население было вырезано. Спаслись лишь те, кто успел уйти в горы и поселился в труднодоступных местах.

Предполагается, что освободившиеся земли заселили дорийцы. Этот народ стоял на гораздо более низкой ступени развития. Поэтому культура пришла в упадок. Прекратилось строительство каменных зданий, а орудия труда стали примитивными и грубыми. Старую письменность забыли, а новую не создали. Период всеобщего упадка пришёлся на XII-IX века до н. э. Историки называют его «тёмными веками».

На Балканах люди жили в небольших селениях, которыми управляли местные царьки. Костяк общества составляли патриархальные семьи, имевшие собственное хозяйство. В то время рабов был чрезвычайно мало. Владели ими лишь храмы, святилища и правители.

Но вот наступил VIII век до н. э. Характеризуется он быстрым подъёмом во всех сферах жизни. Всего за 200 лет произошли кардинальные изменения в древнегреческом обществе. Что послужило причиной стремительной эволюции – непонятно. Но на месте убогих селений появились процветающие города-государства.

Стали быстро развиваться торговля и денежное обращение. Возникла новая письменность, в основу которой лёг финикийский алфавит. Началось строительство храмов, театров, стадионов, общественных зданий. Греческие корабли начали бороздить воды всего Средиземного моря. Появились колонии переселенцев в Малой Азии, Южной Италии, Сицилии, на берегах Чёрного моря.

Принадлежности для письма и лист папируса в Древней Греции

Города-государства или правильнее полисы (полис в переводе с греческого означает город) возглавили цари. Возле них сформировалась аристократия. Ниже стояла многочисленная прослойка простого населения, а в самом низу социальной лестницы находились рабы. При этом их численность стремительно увеличивалась.

Таким образом, говоря кратко о Древней Греции, можно заключить, что в VIII веке до н. э. образовалось абсолютно новое государство. Оно взяло за основу ту культуру, которая была присуща ахейцам. Опираясь на эти базовые ценности, была создана ещё более прогрессивная культура. Помимо этого возникла новая письменность, стали стремительно развиваться наука и философия. Начался период античного мира, о котором современным людям известно довольно много.

Рекомендуем ознакомится: http://www.factruz.ru

fix-builder.ru

Опорный конспект по теме Философия. Наука. Образование Древней Греции

Тема: «Архитектура и скульптура

Древней Греции»

hello_html_26bc185.gif

hello_html_m390fd3cf.gif

hello_html_5a356b34.gif

Задание 2 Соотнесите название архитектурного элемента и его изображение, запишите определения

hello_html_5ebf08d5.jpghello_html_60e62058.jpg

hello_html_2aa9d5a5.jpghello_html_m6ef596d9.gif

hello_html_m7f810f1c.gif

hello_html_3978b094.gif

Задание 3: Запишите определение «Акрополя» и подпишите основные его постройки.

hello_html_5c8faf93.gif

1.____________________________________________________________

______________________________________________________________

2.____________________________________________________________

______________________________________________________________

3.____________________________________________________________

_____________________________________________________________

4.____________________________________________________________

_____________________________________________________________

5.____________________________________________________________

______________________________________________________________

hello_html_m4e0e0497.gif

Задание 4: Запишите определение термина «Скульптура», подпишите названия скульптур и имена знаменитых скульпторов

hello_html_3b65dc8e.gifhello_html_m3e43e171.png

____________________________________________________________________________________________

hello_html_1435fd17.jpghello_html_m3151deba.jpg

____________________________________________________________________________________________

hello_html_m8abba46.gif

____________________________________________________________________________________________

hello_html_mdd555ff.gif

hello_html_mdd555ff.gif

hello_html_m77fbc28a.jpghello_html_mc9068b0.pnghello_html_f039822.png

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

hello_html_7b5f475a.gif

____________________________________________________________________________________________

hello_html_mdd555ff.gif

hello_html_mdd555ff.gif

hello_html_2f2c97d9.gif

hello_html_m23db453a.gif

infourok.ru