История древних славян (4 класс) - презентация к уроку Окружающий мир. Древние славяне окружающий мир


Проект "Жизнь древних славян"

Районный конкурс учебных проектов школьников

Тема проекта:

«Жизнь древних славян»

Выполнена учениками 3 «г» класса

муниципального

общеобразовательного учреждения

«Березниковская средняя школа»

Представляют проект

Кочнева Алёна Алексеевна и

Лобанов Семён Вячеславович

Научный руководитель проекта:

учитель начальных классов

муниципального общеобразовательного

учреждения

«Березниковская средняя школа»

Юрченко Елена Валентиновна

п. Березник, 2016

Этапы работы над проектом

1. Выбор темы.

2. Постановка задач, выбор индивидуальных подтем в рамках общей темы.

3. Сбор информации по своей теме, её анализ, отбор и оформление информационного листа для общей книги.

4. Выбор формы проекта и его реализация.

5. Представление и защита проектов.

6. Подведение итогов работы над проектом, результаты и выводы.

Введение

В 3 классе на уроках окружающего мира нам предстояло изучать тему «Жизнь древних славян». Наша учительница Елена Валентиновна предложила нам это сделать в форме проектной деятельности. Во-первых, нас заинтересовало, что такое работа над проектом. Во-вторых, окунуться в прошлое и узнать о древних временах и о жизни наших далёких предков было очень интересно. И мы решили попробовать.

Тема нашего проекта: «Жизнь древних славян».

Вид проекта – информационный.

Проект групповой (в нём принимали участие все ученики нашего класса 25 человек).

Проект по времени долгосрочный (работа над ним длилась около 2 месяцев).

Задачи работы над проектом:

  1. узнать о истории нашей Родины, о том, что было на территории нашей страны много веков назад;

  2. узнать о том, как жили наши далёкие предки:

- где и как они строили жилища

- чем занимались

- чем питались

- как одевались

- о их религии, праздниках, традициях и обычаях

- о их транспорте

- кто такие князья и т. д.

3. научиться самим отбирать нужную информацию, обобщать материал, делать выводы, оформлять свою работу в различных формах и представлять её другим.

Наша работа началась с классного часа, где Елена Валентиновна рассказала нам, что такое проектная деятельность. Мы поняли, что нам самим придётся искать нужную информацию, отбирать её, анализировать, делать выводы. А потом, выбрав подходящую форму, оформить свой проект и представить его всему классу. Работа предстояла большая, нелёгкая, но интересная.

На этом же классном часе каждый из нас выбрал свою маленькую тему из тех, что предложила Елена Валентиновна. Итог был следующий:

«Кто такие славяне» - Кириллова София

«Устройство племени и рода» - Плёсова Алина

«Поселения древних славян» - Горочная Валерия

«Жилища славян» - Богданков Александр

«Славянская трапеза» - Селивёрстова Кристина

«Славянская посуда» - Воеводкина Наталия

«Женская одежда древних славян» - Калинина Анастасия

« Мужская одежда древних славян» - Антонов Александр

«Женские занятия славян» - Некрасова Дарина

«Мужские занятия славян» - Наумов Тихон

«Орудия труда славян» - Лобанов Семён

«Оружие славян» - Горочный Глеб

«Верования (религия) славян» - Денисова Софья

«Славянские обычаи и обряды» - Симонова Ульяна

«Воспитание детей у славян. Детские игрушки» - Майсурадзе Арина

«Транспорт древних славян» - Жвакин Глеб

«Путь «из варяг в греки»» - Кулинка Марина

«Вражда племён» - Ишуков Даниил

«Первые князья» - Кочнева Алёна

«Призвание варягов» - Дерягин Тимофей

«Князь Олег» - Рухлова Яна

«Князь Игорь и княгиня Ольга» - Медникова Ирина

« Первые города: древний Новгород» - Селиванова Юлия

« Первые города: древний Киев» - Галибина Маргарита

«Крещение Руси» - Щеколдин Андрей

Итак, работа началась!

На первом этапе каждый из нас стал работать по своей индивидуальной теме. Мы пользовались разными источниками. Ходили в библиотеку, читали книги, энциклопедии, справочники (в-основном, исторического характера), выписывали интересующую нас информацию. Дома работали в сети Интернет на различных сайтах. Большую помощь нам оказывали родители.

После того, как информация была найдена, проработана и отобрано самое главное и интересное по теме, каждый из нас оформил информационный лист.

Результатом работы на этом этапе стала книга-сборник «Жизнь древних людей» издательства «3 «г» класс МБОУ «Березниковскоя средняя школа»», которую мы с интересом продолжаем рассматривать, читать и изучать на переменах и после уроков.

На втором этапе нам предстояло выбрать форму своего проекта и его реализовать. Сначала Елена Валентиновна нам рассказала о возможных формах представления проектов (различные поделки: макет, модель, коллаж, блюда; мероприятия: постановка, показ мод, праздник; информационные проекты: книга, стенгазета, карта, альбом, выставка) и предложила каждому из нас наиболее подходящую по теме. Потом этот вопрос мы обсудили с родителями. Сделав выбор, мы занялись реализацией проектов. Эта работа длилась почти месяц. Хочется сказать большое спасибо нашим родителям, оказавшим огромную помощь в работе.

Итог этого этапа: выполненные проекты.

Третьего этапа мы ждали с нетерпением и волнением. Нужно было представить свою работу всему классу. Показ и защита проектов прошли очень интересно. Мы получили огромное количество новой познавательной информации от своих же одноклассников. Ребята задавали очень много вопросов.

Итог: завершённые проекты.

Основная часть

София К. (Кто такие славяне)

Славя́не — крупнейшая в Европе этноязыковая общность, имеющая древнее происхождение. Предположительно IV-VI века. Появление государственности у славян относится к VII-IX векам. В IX веке складывается древнерусская государственность с центрами в Старой Ладоге, Новгороде и Киеве (Киевская Русь). В настоящее время представители славянский наций это: русские, украинцы, белорусы, болгары, поляки, словаки, чехи, народы бывшей Югославии. Численность около 300 млн человек.

Алина П. (Устройство роди и племени)

К VI веку у восточных славян сложились крупные союзы племен: поляне, дреговичи, витичи, кривичи, северяне, полочане, словении. Их объединял общий язык, обычаи и верование. Племя расселялось на огромных пространствах, по берегам рек. Славяне жили особыми родами, общинами. Главный был старейшина. Все дела решались на общем собрании –вече. В племени были свои обычаи и традиции

Валерия Г. (Поселения древних славян)

Поселения древних славян, как правило, находились на возвышенных местах, и располагались вблизи источников воды – рек, ручьев и родников. Чаще всего свои поселки славяне окружали частоколами – изгородями, которые состояли из толстых бревен, стоящих рядом друг с другом и крепко забитых в землю. Дома были сложены из толстых бревен. Неподалеку от дома строили хлев – помещение, в котором содержали скот. Количество домов в поселении древних славян было различным: от двух трех и до нескольких десятков. Если поселение было большое, в середине его обычно оставалось место, которое было свободным, - там собирались сходы – собрания местных жителей.

Александр Б. (Жилище славян)

Во времена древнерусского государства главным видом жилища была землянка и полуземлянка. Рыли большую квадратную яму, глубиной около метра. Затем в яме сооружали стены жилища. Пол делался из глины. Вход с земляными ступенями или лестницей устраивался с южной стороны жилья. Крыша полуземлянок, как правило, была двускатной; ее делали из теса, на который накладывали солому и толстый слой земли, которым присыпали также и выходящие из-под земли стены. Земля помогала сохранять в доме тепло, оберегала его от пожаров. Очаг, - главную часть дома, складывали из камней, и использовали для приготовления пищи и отопления. Очаг был без трубы, поэтому дым мог выходить на улицу из дома только в открытую дверь. Мебелью у славян служили деревянные лавки и большой стол для совместной еды.

Александр А. и Анастасия К. (Славянская одежда)

Большинство населения славян носила одежду из тканей домашнего производства, все женщины в семьях ткали ткани из льна, конопли и шерсти. Рубаха — прямая, с длинными узкими рукавами, без воротника, спереди с небольшим разрезом, который завязывался шнуром или застегивался пуговицей. Порты (штаны) — длинные, широкие штаны, которые сужались книзу, подвязывались на талии шнурком — «гашником». Поверх рубахи женщина одевала сарафан. Сарафан у славян шился на узких бретелях и напоминал полукруг. Обувь - самыми распространенными видами обуви славян были традиционные постолы, лычаки (лапти), поршни, башмаки (черевики), сапоги (чёботы).

Кристина С. (Славянское застолье)

Пища древних славян была исключительно растительного происхождения. Хозяйки варили и каши с растительным маслом. Из муки выпекалась пресная лепешка. Источниками белка в пище древних славян были бобовые. В пищу употреблялись и такие овощи как лук, чеснок, морковь, редька, огурцы, мак. Речную и озерную рыбу сушили на солнце, так она хранилась дольше. Хозяйки из молока готовили творог, сметану, сыр, масло.

Наталия В. (Посуда славян)

Посуда или, как ее раньше называли, утварь служила русскому народу не только как емкость для хранения и приготовления пищи, но и была отражением богатой и многообразной культуры русского народа. Материалом для изготовления утвари служило дерево, глина, металл, стекло. Было много разных видов утвари: тарелки (глубокие и мелкие), миски, ложки, плошки, кринки, кувшины, чаши, корчаги, воду носили и хранили в ведрах, кумганах, корчагах, ендовах, кувшинах, воду для умывания держали в рукомоях и лоханях. Напитки подавали в ендовах, мушормах, ведрах, кувшинах, сулеях, четвертинах, братинах. Пили из кружек, чаш, кубков, корцов, ковшей. Имелись у хозяек и ухваты (северные и центральные губернии) или рогачи (южные губернии).

Тихон Н. (Мужские занятия славян)

Главным занятием славян было земледелие. Славяне занимались животноводством, но оно имело подсобное значение. Мужчины у славян были смелыми охотниками и воинами. Рыболовство и бортничество занимало важное место в жизни славянских племен. Каждый мужчина в славянском поселении искусно владел топором, служившим и для рубки деревьев, и для строительства жилья, и для изготовления хозяйственных мелочей.

Дарина Н. (Занятия славянских женщин)

Женщина у древних славян почиталась, как земная богиня. Это была хранительница домашнего очага. Испокон веков главным требованием к женщине было рождение здоровых и крепких детей. У славян существовали «женские дома», где старшие женщины обучали девочек женским премудростям, женской магии, ремеслу (ткачеству, прядению), умению вести дом, многие из них собирали лекарственные травы.

Семён Л. (Орудия труда славян)

Главным занятием восточных славян было земледелие. Средние области Руси занимали тогда непроходимые дремучие леса, у которых приходилось отвоевывать участки для пашни. Примитивными орудиями труда, топором, мотыгой, бороной-суковаткой люди расчищали участок, обрабатывали землю.

Даниил И. (Вражда племён)

К 5-6 вв. у восточных славян сложились крупные союзы племен: поляне, дреговичи, вятичи, кривичи, северяне, полочане, вловенеильменские и другие. Их объединял общий язык, обычаи и верования. Славяне знали родовую вражду и обычай кровной мести.

Глеб Г. (Оружие древних славян)

Арсенал Древней Руси был весьма разнообразен. На Руси в арсенал входило:

1. Длинноклинковое оружие (мечи, сабли).

2. Короткоклинковое оружие (ножи, позднее кинжалы).

3. Ударное, в свою очередь подразделяющееся на:

• оружие переменной (кистени)

• постоянной (булавы, шестоперы) длины

4. Древковое (копья, сулицы) оружие.

Как правило, воин носил с собой несколько видов, в наиболее оптимальной, с учетом особенностей ведения боя, комбинации

Софья Д. (Славянская религия)До X века восточные славяне, как и все другие древние народы, верили во многих богов. Вся природа, по убеждению наших предков, была живой и населялась духами, добрыми и злыми. Эти духи, помогавшие человеку или, наоборот, мешавшие ему, жили повсюду – в лесах, реках, болотах.Основные языческие боги славян: Перун, Велес, Купала, Макошь, Ярило, Даждьбог, Стрибог. Мифические существа: домовой, леший, яга, банник, кикимора, водяной.

Ульяна С. (Обычаи и обряды восточных славян)

Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы и похороны.

Уже на кануне нового года начинался праздник Коляды. Люди зажигали свечи, гадали о своей судьбе. В марте отмечали день весеннего равноденствия. Они сжигали чучело зимы – так начиналась Масленица с ее блинами.1-2 мая славили бога солнца, отмечали появление новых весенних всходов. 23 июня праздник Купалы (летний солнцеворот). Люди молились чтобы боги послали им дождь.

Арина М. (Воспитание детей у славян)

Воспитание детей в период с VI по IX в происходило через вовлечение детей в трудовую, бытовую, ритуально-обрядовую деятельность взрослых. Земледельцы воспитывали детей в семье. Дети ремесленников воспитывались через ученичество. Жрецы – через знание мифологии и обрядов. Дружинники жили обособленно и их дети обучались военному делу.

Глеб Ж. (Транспорт славян)

Славяне еще задолго до образования Киевского государства строили суда и использовали их для торговли и военных походов. Истории хорошо известны плавания и походы южных и восточных славян еще в IV — VII вв. Первый «корабль» был из гибких прутьев, обшитый корой, далее кожей. На смену приходит челн-однодеревка. Далее появилась «набойная лодья». Суровый Север диктовал корабелам свои условия, и поморы начинают строить новые суда: осиновки, раныпины, кочмары и шняки.

Марина К. («путь из варяг в греки»)-

название водного торгового пути в Киевской Руси связывавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией.Вначале этот пусть использовался варягами для грабительских набегов на экономически и культурно более развитые города и страны Европы, а также Византию. Впоследствии этот путь стал важным торговым маршрутом между Скандинавией, Северной Европой, богатой Византией и Востоком.

Алена К. (Первые русские князья)

Русская княжеская династия берет начало в Новгороде. Первым русским князем был Рюрик (с 862-879гг). После смерти власть захватил князь Олег. Он вел успешные войны с Византией. Далее власть перешла к сыну Рюрика Игорю (с 912-945гг). Игорб продолжил политику Олега – собирал дань, вел войны. Дальше княжила жена Игоря княгиня Ольга (945-962гг). С 962 по 972г правление осуществлял сын Игоря и Ольги русский князь Святослав. Он проводил мощную внешнюю политику, подчинил земли княжества вятичей.

Тимофей Д. (Призвание варягов)

Считается, что русская государственность началась с призвания варягов на Русь в качестве правителей. Три брата, забрав всю Русь с собой, пришли на новые земли и стали княжить: Рюрик в Новгороде, Синеус в Белоозере, а Трувор в Изборске. Теперь варяги – русичи несли ответственность за мир и порядок в племенах, за сбор дани, за гарантию защиты от внешних врагов.

Яна Р. (Князь Олег)

Князь Олег начал править в Новгороде после смерти Рюрика с 879 по 912г. Он стремился всеми силами расширить свои владения, собрал большое войско. В 882г после взятия Киева, Олег провозгласил его столицей. В историю нашей страны он вошел как – строитель городов русских и талантливый полководец.

Ирина М. (Князь Игорь и княгиня Ольга)

Ольга - первая из женщин правила на Руси после гибели своего мужа князя Игоря, жестоко расправившись с древлянами, которые убили его. Одна из первых на Руси приняла христианство.

Юлия С. (Древний Новгород)

Новгород известен в истории с 859г., который расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом. Весь город разделен на две стороны: софийская (расположены монастыри) и торговая (торговая площадь) стороны. Новгород раньше других стал независимым, цветущим городом. Иностранцы привозили сюда разнообразные изделия фабричной промышленности.

Маргарита Г. (Древний Киев)

Киев был основан в конце V – начале VI в. С 882г город являлся столицей Руси. Киев делился на два района. В Нижнем Киеве жили торговцы и ремесленники. В Вернем возвышались хоромы купцов и самого князя. При правлении Ярослава Мудрого в Киеве было 400 церквей, 14 рынков, велась перепись населения, обучали грамоте.

Андрей Щ. (Крещение Древней Руси)

Крещение Руси – введение христианства как государственной религии. Первым правителем принявшим христианство стала княгиня Ольга. С середины X века в погребениях знати встречаются первые нательные кресты. Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи. Особенно важным было распространение кириллической письменности.

Более подробный материал представлен в общей книге, в изготовлении которой принимал участие каждый из учеников.

Заключение

Завершая работу над проектом и подводя итоги, мы вернулись к задачам, которые ставили в начале работы, и сделали следующие выводы:

Задачи

Выводы

1. узнать о истории нашей Родины, о том, что было на территории нашей страны много веков назад;

Невозможно любить и уважать свою Родину, не зная её истории.

2. узнать о том, как жили наши далёкие предки:

- где и как они строили жилища

- чем занимались

- чем питались

- как одевались

- о их религии, праздниках, традициях и обычаях

- о их транспорте

- кто такие князья и т. д.

История нашей страны очень интересная и богатая. То, что мы представили в своём проекте, её малая частичка. В последующее время знания по этой теме мы будем расширять.

3. научиться самим отбирать нужную информацию, обобщать материал, делать выводы, оформлять свою работу в различных формах и представлять её другим.

- работа над проектом дала большой опыт для развития умений, которые пригодятся для дальнейшего обучения в школе;

- самим искать материал и доносить его до других гораздо интереснее и познавательнее, чем получать его в готовом виде.

После работы над проектом мы посетили Виноградовский районный музей, зал «Русская изба», где ещё раз посмотрели те предметы быта, орудия труда, одежду, о которых рассказывали и слушали.

Этот проект мы представили на школьном конкурсе учебных проектов и заняли 2 место.

Список используемой литературы:

  1. «Иллюстрированная история России VIII – XVIII веков».

  2. Исторические справочники и энциклопедии.

  3. Различные сайты сети Интернет.

Перечень приложений

Приложение 1.

Кириллова София

«Кто такие славяне»

Плёсова Алина

«Устройство племени и рода»

Горочная Валерия

«Поселения древних славян»

Богданков Александр

«Жилища славян»

Антонов Александр

«Мужская одежда древних славян»

Калинина Анастасия

«Женская одежда древних славян»

Селивёрстова Кристина

«Славянская трапеза»

Воеводкина Наталия

«Славянская посуда»

Лобанов Семён

«Орудия труда славян»

Некрасова Дарина

«Женские занятия славян»

Наумов Тихон

«Мужские занятия славян»

Горочный Глеб

«Оружие славян»

Майсурадзе Арина

«Воспитание детей у славян. Детские игрушки»

Денисова Софья

«Верования (религия) славян»

Симонова Ульяна

«Славянские обычаи и обряды»

Жвакин Глеб

«Транспорт древних славян»

Кулинка Марина «Путь «из варяг в греки»»

Ишуков Даниил

«Вражда племён»

Кочнева Алёна

«Первые князья»

Дерягин Тимофей

«Призвание варягов»

Рухлова Яна

«Князь Олег»

Медникова Ирина

«Князь Игорь и княгиня Ольга»

Селиванова Юлия

« Первые города: древний Новгород»

Галибина Маргарита

« Первые города: древний Киев»

Щеколдин Андрей

«Крещение Руси»

24

multiurok.ru

Конспект урока по окружающему миру по теме "Жизнь древних славян" 4 класс

Окружающий мир. 4 класс.

Тема урока: Жизнь древних славян.

Цели урока: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян; развивать устную речь, умение работать по карте, воспитывать интерес к истории.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие в глубь времён.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

  1. Проверка домашнего задания.

а) Фронтальный опрос.

- Мы закончили изучение раздела «Страницы всемирной истории». Давайте вспомним, что нового и интересного вы узнали.

- Назовите самую короткую эпоху истории (Новейшее время).

- Как изменилась устройство государственной жизни во многих странах? (Власть стала выборной).

- Каких успехов достигли учёные? (Открыли мир частиц).

- Кто был первым космонавтом? (Ю.А. Гагарин).

- Когда он отправился в полёт? (12 апреля 1961 года).

- Кто высказал мысль о возможности полёта? ( К.Э. Циолковский).

- Чем ещё запомнился 20 век? (Двумя Мировыми войнами).

- Какое самое разрушительное оружие в истории человечества было изобретено? (Атомное).

- Какую организацию создали страны - победительницы для сохранения мира на Земле? (Организацию Объединённых Наций).

б) Тестирование.

- А теперь я хочу дать возможность каждому из вас показать свои знания, работая с тестом. Итоги своей работы вы узнаете на следующем уроке.

3. Объяснение нового материала.

Слайд 1.

- Мы продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш лежит по страницам истории отечества. Этот раздел учебника поможет нам узнать о важных событиях истории России. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью Древних Славян.

Слайд 2.

- Предки наши, славяне, в незапамятную еще старину пришли из Азии в Европу. Сначала поселились они по нижнему течению Дуная и заняли земли к северу от него до Карпатских гор. На Дунае жить было привольно: климат здесь теплый, земли плодородные, растительность богатая. Не ушли бы славяне отсюда по своей воле, да стали их теснить другие народы. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли.

Слайд 3.

- Одна часть их все-таки осталась на Дунае. Это были южные славяне. Другая часть славян пошла дальше на север. Это западные славяне. Третья часть славян пошла на северо-восток, расселилась по Днепру и его притокам да по Ильменю и Волхову. Эти восточные славяне и были нашими предками, от них ведет начало русский народ.

Слайд 4.

- Восточные славяне – это русские, украинцы и белорусы.

Слайд 5.

- Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окружённых крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы (глубокие канавы), ставили частокол. Он строился из крепких брёвен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Брёвна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

Слайд 6.

- Селиться славяне любили по берегам рек и озер, на высоких местах — чтобы водой не залило во время весенних разливов. Тысячу лет тому назад не умели славяне строить хороших домов. Они сплетали себе жилища из ветвей, покрывали соломой — лишь бы укрыться от дождя да непогоды, — жили и в землянках.

Слайд 7.

- Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой – ведь стёкол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня, печь – она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по – чёрному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти всё свободное место занимал стол и две-три деревянные лавки. В углу лежала несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постель. Как ни просто устроено жильё, в нём можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

Слайд 8.

- Посудой служили глиняные горшки да чашки.

Слайд 9.

- Ненастье и стужа заставили уже в древности предков наших задуматься о том, как бы получше устроить себе кров. Стали они свои плетеные шалаши обмазывать глиной. Там, где было вдоволь леса, научились делать стены из плотно сложенных бревен и строить избы.Печей и дымовых труб совсем не умели делать в древности, а устраивали среди жилищ очаги, где и разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или в стене. Скамьи, столы и вся домашняя утварь делались из дерева.

Слайд 10.

-Ненастье да мороз заставили наших предков, пришедших с юга, подумать и о теплой одежде. Где нужда, тут и подмога: леса полны были пушным зверем. Надо только изловчиться, а добыть мех можно было. Не угнаться человеку за быстрым зверьком -  за лисицей или зайцем, не одолеть ему силача медведя.

-Да хитер человек, смышленее он зверя, — придумал тугой лук да острые стрелы. Быстрая стрела догонит и зайца в поле, и птицу в небе. Силен лесной богатырь медведь, а и с ним может управиться человек, коли в руках у него рогатина или копье да тяжелый топор, или секира, про запас.

Слайд 11.

- Из звериных шкур делали одежду для студеных зим. На ноги обыкновенно надевали лапти, позже научились делать и кожаную обувь. А летом, когда было тепло, мужчины носили только рубахи да штаны. Если приходилось им в жаркую пору сражаться, то снимали и рубаху, бились полунагие. Вместо рубахи часто накидывали на плечи кусок грубой ткани вроде плаща. Женская одежда — более длинные рубахи и такие же плащи, как у мужчин.   

Слайд 12.

- Славяне, что расселились на полях по среднему течению Днепра, назывались полянами. Земля здесь давала богатые урожаи, могла прокормить много народу. Люди селились большими группами и стали заниматься земледелием.

Слайд 13.

-Древние славяне занимались земледелием. Из хлебных растений возделывались просо и гречиха. Выращивались лен, конопля. Кроме земледелия древние славяне также занимались разведением домашнего скота - овец, коров и свиней, охотились на разных зверей, ловили рыбу. Очень важным в хозяйственном отношении занятием было бортничество - собирание меда диких пчел.

Слайд 14.

- Язык восточных славян - предков русских, украинцев и белорусов - долгое время ( до XIII в. ) был единым. Но под влиянием внешних и внутренних факторов он видоизменился. Уже в древнерусском языке имелись десятки тысяч слов, но к древнему, общеславянскому языку восходит не более двух тысяч. Новые слова либо образовались из общеславянских, либо являлись переосмыслением старых, либо были заимствованы.

Слайд 15.

- Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – всё казалось славянам живым, одушевлённым. Они считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги.

Слайд 16.

- Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей. Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца. Солнце греет и кормит человека. Но бывает так, что солнце сердится на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных. А вот чёрные тучи закрыли Солнце. Разбушевался бог Перун. Он бьёт дубиной – гремит гром, стрелами – молниями рассекает тучи, поливает землю дождём. Страшен в гневе Перун – он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. «Убей тебя Перун» - говорили тому, кому желали зла.

Слайд 17.

- Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу – Солнцу- посвящали несколько праздников. Первый – в декабре, когда день перестаёт убывать. Следующий – масленица. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошёл обычай печь на масленицу блины – символ Солнца. Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались. А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшен Перун, ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили весёлых хороводов, не пели песен. Они молили о милости грозное божество.

Слайд 18.

- Прошли века бурных исторических событий. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы образовали свои государства. Происхождение у них одно, языки близкие, история – общая. Не зря говорят: «Народное братство дороже всякого богатства», «Старый друг лучше новых двух».

4. Закрепление изученного.

а) Какие национальности произошли от восточных славян? (Русские, украинцы, белорусы).

б) Работа в рабочей тетради:

№2 стр. 14

№3 стр. 14

№4 стр. 14

5. Итог урока.

Домашнее задание: стр. 34-38 пересказывать, р.т. №1 стр. 15.

Тест

Вариант 1.

  1. Какая эпоха в истории человечества была самой долгой?

а) история новейшего времени;

б) история древнего мира;

в) первобытная история.

2) Какие мероприятия проводились в римском амфитеатре?

а) гладиаторские бои;

б) театральные представления;

в) конные бега.

3) Какой материк называют Новым Светом?

а) Африка;

б) Америка;

в) Антарктида.

4) Здание для молитв у христиан называется:

а) мусульманская мечеть;

б) церковь;

в) буддистский храм.

5) Это техническое изобретение ХХ века:

а) паровоз;

б) автомобиль;

в) компьютер.

Тест

Вариант 2.

1)Первые орудия труда первобытного человека были из:

а) камня;

б) металла;

в) дерева.

2) В Средневековье, воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом называли:

а) ковбой;

б) оруженосец;

в) рыцарь.

3)Кто открыл Америку?

а) Герман Магеллан;

б) Христофор Колумб;

в) Михаил Лазарев.

4) В ХХ веке было изобретено самое разрушительное оружие в истории:

а) атомное;

б) химическое;

в) бактериологическое.

5) С какого века мы ведём отсчёт истории Новейшего времени?

а) 18 век;

б) 19 век;

в) 20 век.

- Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу – Солнцу- посвящали несколько праздников. Первый – в декабре, когда день перестаёт убывать. Следующий – масленица. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошёл обычай печь на масленицу блины – символ Солнца. Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались. А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшен Перун, ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили весёлых хороводов, не пели песен. Они молили о милости грозное божество.

- Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей. Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца. Солнце греет и кормит человека. Но бывает так, что солнце сердится на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных. А вот чёрные тучи закрыли Солнце. Разбушевался бог Перун. Он бьёт дубиной – гремит гром, стрелами – молниями рассекает тучи, поливает землю дождём. Страшен в гневе Перун – он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. «Убей тебя Перун» - говорили тому, кому желали зла.

infourok.ru

Урок окружающего мира "Жизнь древних славян"

Разделы: Начальная школа

Предмет: окружающий мир.

Класс: 4

Место урока: изучение нового материала.

Цель урока: формировать образное представление и первоначальное понятие о предках русских - восточных славянах.

Задачи: раскрыть происхождение восточных славян; познакомить с бытом людей; развивать историческое мышление; умение работать с текстом; воспитывать интерес к прошлому народа.

Оборудование:

  • учебник “Мир вокруг нас” А. А. Плешаков для 4 класса, часть 2, М.,2010;
  • рабочая тетрадь 2 к учебнику для 4 класса “Мир вокруг нас”;
  • индивидуальные карточки с текстами;
  • презентация “Славяне”, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

1. 0ргмомент.

2. Стадия вызова.

- Ребята, с сегодняшнего урока мы начинаем изучение большого раздела в учебнике “Мир вокруг нас”.

Откроем учебники на стр. 33 и прочитаем название раздела. Как вы думаете, о чем мы будем говорить в данном разделе?

Для того, чтобы лучше понимать весь последующий материал, мы должны уточнить следующие слова:

  • предки
  • современники
  • потомки

Объясните значение этих слов.

Предки - это люди, которые жили перед нами. Современниками называют тех людей, которые живут с нами в одно время. Потомки - люди, которые будут жить после нас.

Давайте на линии времени обозначим время жизни наших предков и потомков.

Нельзя жить, не зная своего прошлого. Кто были наши предки? Откуда они пришли? Как их называли? Где они жили? Какие они были?

Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего сегодняшнего урока (слайд 1) Презентация.

3. Стадия осмысления.

Прием “Инсерт”.

Начертите в тетради таблицу. Знак “^” соответствует тому, что вы знали, знаете. Знак “+” - материал для вас новый, знак “?” - если вам непонятно или вы хотите узнать по этому вопросу больше.

Запишите в 1 колонку то, что вы знаете о наших предках. Что вы знаете о предках? (ответы детей) Познакомьтесь с текстом 1 .Сделайте пометы на полях.

Текст 1.

Наши предки жили по берегам таких рек, как Днепр, Волхов, Ока и Западная Двина. По одной из исторических версий, пришли они на эту землю с предгорий Гималаев (из Индии). Доказательством этому является похожее звучание слов мать, брат, сестра, нос, двое как у нас, так и в Индии.

В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Территорию европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи.

Что вы узнали нового о предках? Запишите в таблицу во 2 колонку.

Слайд 2. Рассмотрим карту. Найдем реки, по берегам которых жили славяне (Западная Двина, Днестр, Днепр).

Река Днепр называлась в древности Славутич. Ученые считают, что от этого слова происходит слово “славяне”, которым впоследствии объединили все племена, жившие по берегам рек. Означает оно “люди, жившие у воды”. Расселение славян шло мирно, т. к. земли было много и хватало всем.

Рассмотрим территории, на которых жили славяне: западные славяне и восточные.

Слайд 3. От восточных славян позднее произошли русские, украинцы и белорусы.

- Как вы думаете, чем занимались наши предки славяне? (ответы детей) Изучаем текст 2, делаем пометы.

Вносим в таблицу.

Текст 2

Главным занятием славян было земледелие. Обычно сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Заниматься земледелием в густых, непроходимых лесах было тяжело. Прежде чем посеять зерно, нужно было вырубить деревья, выкорчевать пни и сжечь их. Только после этого поле становилось пригодным для пашни. После нескольких урожаев земля истощалась, и приходилось расчищать от леса новый участок. Всё это требовало огромных усилий. Благодаря упорному труду славяне постепенно осваивали большие пространства, превращая непроходимые леса и болота в плодородные нивы. Помимо земледелия, славяне разводили домашний скот - коров, лошадей, овец, а также занимались охотой, рыболовством, собирали в лесах мёд диких пчёл. Почти в каждом их поселении были искусные мастера, занимавшиеся изготовлением орудий труда и оружия из железа. Жизнь людей в те далёкие времена была полна лишений и опасностей. В любой момент можно было ожидать внезапного нападения. Славяне почти никогда не расставались с оружием. Порой они даже пахали вооруженные. Храбрые воины пользовались большим почётом в племени. Славянам часто приходилось защищать родную землю. Ходили они и в дальние военные походы, из которых возвращались с большой добычей.

Дополнительный материал для учителя.

Главным занятием славян было земледелие. Однако оно было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным.

Подсечно-огневое земледелие распространилось в лесной полосе. Деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После этого пни выкорчевывались, земля удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты) и использовалась до истощения.

Славяне занимались животноводством, но имело подсобное значение. Важную роль в хозяйстве славян играла охота, но не ради мяса, а только ради пушнины.

Охотились на белку, куницу, соболя.

Занимались бортничеством - собиранием меда диких пчел. Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности, главным образом в Византии.

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 34 учебника, расскажите, чем занимались наши предки в сельской местности?

Строим кластер “Занятия славян” (если не прозвучит ответ, обратить внимание, что славяне - люди, жившие у воды).

Слайд 4. Рассмотрите мой кластер, можете дополнить свой.

Слайд 5. Так почему наши предки селились у воды и на пригорке ? (Славяне умели устраивать засады и пробираться в тыл врага под водой ,держа во рту трубки из выдолбленного внутри камыша).

- Мне хочется поговорить еще об одной стороне жизни славян. Читаем текст 3, делаем пометы. Вносим в таблицу.

Текст 3

Язычество.

До крещения Руси славяне были язычниками. Язычники - это люди, верящие в множество богов. Такие люди назывались языками, то есть говорящие на разных языках, - отсюда и само слово “язычество”. Славяне верили, что окружающий мир населён множеством сверхъестественных существ: сильных и слабых, добрых и злых, суровых и шаловливых. Природные явления: ветер, дождь, гром, молния - славяне считали проявлением гнева или, наоборот, милости богов. Особенно почитали славяне землю - мать всего живого, и солнце - источник тепла и света. Богам часто приносили обильные жертвы в надежде, что они помогут вырастить хороший урожай, удачно продать товар или одержать победу в военном походе. Место, где происходило поклонение и принесение жертв, у славян называлось капищем. Наряду с высшими божествами почитались и духи - низшие божества; почитали и природу: священные камни и деревья, особенно дуб.

- В существование каких духов верили древние славяне?

Слайд 6.

Слайд 7.

- Почитался Перун - бог грозы и грома, символом которого был дуб. До сих пор археологи находят остатки огромных дубов, которым восточные славяне поклонялись как Перуну.

Слайд 8.

Слайд 9.

Дополнительный материал для учителя.

Язычество оказало влияние на формирование обычаев, праздничных традиций, которые сохранялись до этого времени. С древности складывались яркие неписаные сценарии, системы праздников, и практически все они отражают годовое движение светил - Луны, Солнца, яркой звезды Сириус по небосклону. Люди заметили, что со светилами связаны многие явления природы, стихийные бедствия: засуха, сильные морозы, громы и молнии. Эти несчастья, казалось людям, светила посылают на них, чтобы наказать за провинности. Поэтому надо просить у природы прощения, благодарить ее за помощь: за благополучие всей семьи, за хороший урожай, удачную охоту, здоровый скот. А как благодарить? Конечно, песней, игрой, угощением, короче - веселым праздником.

1. Древние славяне делили год на три праздничных периода: посев, уборка урожая и подготовка к новому посеву. Первый праздничный период начинался с февраля и включал праздники, посвященные рождающемуся Солнцу. Проводам уходящей зимы, приходу солнечного тепла, пробуждению земли посвящен праздник Масленица. На Масленицу по улицам ходили ряженые, все ездили, друг к другу в гости, устраивались кулачные бои и игрища. Масленицу представляло чучело из соломы, обычно в женской одежде. Праздник завершался проводами Масленицы - чучело везли за околицу и сжигали. На Масленицу всегда пекли блины, которые символизировали солнце.

2. Праздником встречи весны считается 22 марта - день весеннего равноденствия. Давным-давно март назывался первым месяцем мира и сопровождался обрядами и играми.

3. По народному поверью, Благовещение - самый большой праздник на земле и на небесах. В этот день весной девица косу не плетет, птица гнезда не вьет, хозяйка горячую пищу не готовит. В праздник Благовещенья отпускают на волю птиц. В народе существует много примет: на Благовещение дождь - родится рожь, будет грибной год, а если день ясный и сухой - жди жаркое лето.

4. Иванов день (Ивана Купалы) празднуют летом, 7 июля. Обряд вобрал в себя древние традиции проводов солнца в дальнюю дорогу. По преданию стариков, все самые целебные травы набирают свою силу именно в этот день. По традиции в полночь девушки шли в лес собирать цветы и травы для гаданий. 12 июля были Петровки (начало сенокоса). С 14 по 19 августа - спасовки (начало сбора урожая), летний период завершал Покров (14 октября) - к нему заканчивались все полевые работы.

5. Зимой, когда в природе все, кажется, затихает, древние славяне не сидели, сложа руки. Они чинили плуги и бороны, готовились к новому посеву. Девушки, сидя долгими вечерами за рукоделием, готовили одежду к новой весне. А с 25 декабря, когда солнце снова шло на встречу с весной, начинались зимние праздники.

3. Стадия рефлексии.

Слайд 10.

- Ребята, подведем итог.

Домашнее задание.

1 .В учебнике, прочитав тему, составите описание славянина, одежды наших предков, описание жилья.

2. Стр. 39 выполните зад. 17. Составьте план текста “Жизнь древних славян”, раскрывающий название.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

История древних славян (4 класс)

53335531463039513235404944384142294843374734365045565452

X

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

История древних славян (4 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

История древних славян. Окружающий мир 4 класс учитель Кавылина Надежда Васил... 1 слайд

История древних славян. Окружающий мир 4 класс учитель Кавылина Надежда Васильевна МБУО «Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»

Звенит, заливается школьный звонок, Вас ждет интересный, полезный урок. Чудес... 2 слайд

Звенит, заливается школьный звонок, Вас ждет интересный, полезный урок. Чудесным пусть будет у вас настроение, Легко и прелестно дается учение!

Жизнь древних славян Примерно в этот период (1700 год до нашей эры) древние с... 3 слайд

Жизнь древних славян Примерно в этот период (1700 год до нашей эры) древние славяне отошли от занятия скотоводчеством и начали осваивать поливное земледелие, а также довольно сложные ирригационные сооружения. Небольшие поселения стали превращаться в города-государства, население которых было постоянным. * *

* * Именно Русь этого периода скандинавские саги и назвали «Гардарика», т.е. ... 4 слайд

* * Именно Русь этого периода скандинавские саги и назвали «Гардарика», т.е. страна городов. Отмечен этот период и повышенным сотрудничеством, культурными обменами и контактами с другими народами. Большие суда позволяют древним славянам отправляться даже к берегам Америки.

* * Открытием этого периода в жизни славян является железо, которое значитель... 5 слайд

* * Открытием этого периода в жизни славян является железо, которое значительно облегчило жизнь и быт древних жителей Руси. Произошло также и дальнейшее деление и миграция славянских племен, в результате чего возникли племена аланов, мидийцев, пеласгов и эллинов.

* * Даждьбог был у языческих славян богом Солнца. Имя его не от слова "дождь"... 6 слайд

* * Даждьбог был у языческих славян богом Солнца. Имя его не от слова "дождь", как иногда ошибочно думают, оно означает - "дающий Бог", "податель всех благ". Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой.

* * Культ Перуна , бога грозы, войны и оружия возник сравнительно поздно в св... 7 слайд

* * Культ Перуна , бога грозы, войны и оружия возник сравнительно поздно в связи с развитием дружинного, военного элемента общества. Перун, или как его еще называли Перун-Сварожич, представлялся славянам вооруженным воином, мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и черными. Топору - оружию Перуна - издревле приписывалась чудесная сила.

* * Культ Рода и Рожаниц , божеств плодородия, связан с земледелием и отражае... 8 слайд

* * Культ Рода и Рожаниц , божеств плодородия, связан с земледелием и отражает более позднюю ступень развития славянских племен. Кроме того эти божества связывались с понятиями брака, любви и деторождения. Род считался одним из самых важных божеств, принимавших участие в создании Вселенной: ведь согласно верованиям древних славян именно он посылает с небес на Землю души рождающимся детям.

* * В IX-VII тыс. до н.э. на территории Европы и Азии установился жаркий клим... 9 слайд

* * В IX-VII тыс. до н.э. на территории Европы и Азии установился жаркий климат. Праарии жили на полосе Севера Евразии и островах Северного Ледовитого океана. Там и расцвела цивилизация гипербореев. Когда в V-III тыс. до н.э. произошло очередное похолодание, арии мигрировали на юг. Белая раса стала вытеснять негроидную в Африку из Европы и Азии.

* * Славяне – очень древний народ, его история уходит очень глубоко. Считаетс... 10 слайд

* * Славяне – очень древний народ, его история уходит очень глубоко. Считается, что мы предки славян ариев, которые были последователями Ведической культуры. В частности, санскритское название «арьяны» произошло от русского «апрян» - это значит мирного человека.

* * У древних славян сложная и интересная для изучения мифология. Для нее был... 11 слайд

* * У древних славян сложная и интересная для изучения мифология. Для нее была характерна вера в одного Бога – Творца Мира. Конечно, не исключены и другие боги, например, ветра, огня и так далее. Но эти боги были отражением всей силы и сущности Творца. Многие другие народы до сих пор думают, что славяне были людоедами и приносили себе подобных в жертву своим богам. Однако, это ошибочное мнение, и славяне приносили в жертву только просо, жир или молоко.

* * Единицы измерений времени у славян У наших славянских предков имелись сво... 12 слайд

* * Единицы измерений времени у славян У наших славянских предков имелись свои священные числа - это 3, 4, 7, 9, 16, 33, 40, 108, 144 и 369. И сегодня мы используем данные числа, так в 16 лет мы получаем паспорт гражданина, на 9-й и 40-й дни происходят поминки по усопших. У славян было аж 9 сторон света. Каждая из них была поделена еще на 40 частей, в сумме получалась окружность из 360 градусов, и сегодня эта норма общепринята и повсеместно применима.

Жилище древних славян Топилась изба по -чёрному, без трубы. Стёкол не было. В... 13 слайд

Жилище древних славян Топилась изба по -чёрному, без трубы. Стёкол не было. В доме были деревянные лавки, столы, печь. * *

Одежда древних славян * * 14 слайд

Одежда древних славян * *

Как вы думаете, чем занимались древние славяне? Охота – в лесах много всяких ... 15 слайд

Как вы думаете, чем занимались древние славяне? Охота – в лесах много всяких зверей: медведей, кабанов, лис, волков…Их шкуры служили одеждой и одеялом. Рыболовство – в озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу. Ловили гарпуном. * *

* * Скотоводство - Детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно прир... 16 слайд

* * Скотоводство - Детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы. Собирательство- диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки.

* * Бортничество - славяне занимались сбором мёда так как в лесах обитало мно... 17 слайд

* * Бортничество - славяне занимались сбором мёда так как в лесах обитало много диких пчёл. Использовали мёд и в пищу и в качестве лекарства. Собирательство мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть - “дупло дерева”, где жили дикие пчёлы). Гончарное дело. Строительство. Земледелие – было самым главным занятием. Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок леса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю. При ветре не сеяли. Чтобы семена закрыть землей, поле обрабатывали бороной – суховаткой. Хлеб называли «жито» - от слова жить, так как являлся главным продуктом питания.

* * Основные занятия. Основным занятием славян второй половины 1-го тысячелет... 18 слайд

* * Основные занятия. Основным занятием славян второй половины 1-го тысячелетия н.э. было сельское хозяйство, причем ведущей отраслью его являлось земледелие.

* * В хозяйстве славянских было подсечное земледелие. При этом участок, очище... 19 слайд

* * В хозяйстве славянских было подсечное земледелие. При этом участок, очищенный от леса, очень скоро истощался и переставал давать урожай через 3-4 года. Это заставляло славян оставлять старые участки и вырубать новые. Такая система земледелия требовала огромного количества земли. В лесостепной зоне имелись крупные, свободные от лесных массивов участки, поэтому здесь возникло двухполье или трёхполье. Тягловой силой для работы пашенными орудиями, была у славян лошадь. Об её использовании в эпоху древней Руси говорят письменные источники изображения на миниатюрах.

* * Интернет ресурсы http://helgireen.users.photofile.ru/photo/helgireen/3406... 20 слайд

* * Интернет ресурсы http://helgireen.users.photofile.ru/photo/helgireen/3406677/xlarge/73568894.jpg http://godsbay.ru/slavs/images/slav03.jpg http://istorik.org/wp-content/uploads/2008/03/slav08.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/13/odnoznachno2007.1/0_5674 http://img-fotki.yandex.ru/get/20/odnoznachno2007.8/0_70f9_ http://www.velesova-sloboda.org/album/pictures/celebrations/155_l.jpg http://ariskpriest.narod.ru/paganisme/DrevneslavinskieSouziIObrydu.jpg http://revisor.od.ua/pics/apicturepicture13246_94421.jpg http://folkler.ru/images/141.jpg http://i.i.ua/photo/images/pic/1/4/2556941_1c9871ad.jpg http://s61.radikal.ru/i174/1001/78/2401af76a6e5.jpg http://www.yarga.ru/dedy_2006/03.jpg http://www.yarga.ru/img/obnov/ijun_2_2006/kupala_2006/1_krasn_ugol_jargi.jpg http://godsbay.ru/slavs/images/slav21.jpg http://godsbay.ru/slavs/images/slav093.jpg http://zhurnal.lib.ru/img/d/dendra_a_w/zhilxedrewnihslawjaniwozdejstwieugarnogogazaso2/slawjan.jpg http://www.gazeta-mz.ru/files/kupala.jpg http://content.foto.mail.ru/mail/nashkonek/363/i-434.jpg

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

7232731374261243015206165321743530060

340903409634105341673418734230343133434034354343573438134388

У вас есть презентация, загружайте:

Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.

uslide.ru