Рабство в Древнем Риме. 5-й класс. Раб в древнем риме


10 малоизвестных и интереснейших фактов о рабстве в Древнем Риме (11 фото + видео)

Хлеба и зрелищ… рабов!

С современной точки зрения рабство является одним из самых противоречивых институтов прошлого. Сегодня люди считают рабство бесчеловечным и безнравственным занятием. Для древних народов же рабство было частью повседневной жизни, полностью признанным социальным институтом, который был интегрирован в общую социальную структуру. В нашем обзоре малоизвестные и наиболее яркие фактах о рабстве в древнем Риме.

1. Рабское население

Рабы представляли опасность для древнеримского общества

Среди населения древнеримского обществе была очень высокая доля рабов. Некоторые историки подсчитали, что у 90 процентов свободного населения, проживающего в Италии к концу первого века до нашей эры, были предки-рабы. Доля рабов была настолько значительной, что некоторые римляне оставили письменные свидетельства об опасности этой ситуации.

В сенате было выдвинуто предложение, что рабов следует отличать от свободных людей по одежде, но оно было отклонено из-за опасности того, что «тогда рабы смогут пересчитать нас» (Сенека, «О Милосердии»: 1,24).

2. Восстания рабов

Сирийский раб Евн

В римской истории было довольно много задокументированных восстаний рабов. Сирийский раб по имени Евн был лидером одного из этих восстаний на Сицилии в период 135-132 г. до н.э. Было принято считать, что Евн представил себя пророком и утверждал, что имел ряд мистических видений. По словам Диодора Сицилийского [«Библиотека»: 35,2], Евну удалось убедить своих последователей при помощи трюка, во время которого он извергал искры и пламя из рта.

Римляне разгромили армию рабов Евна и подавили восстание, но этот пример вдохновил другое восстание рабов в Сицилии в 104-103 г.г. до н.э. Самым известным восстанием рабов в Древнем Риме является восстание под предводительством Спартака. Римская армия воевала с армией Спартака в течение двух лет (73-71 до н.э.), прежде чем смогла подавить восстание.

3. Жизнь в кандалах

Работа в рудниках

Условия жизни и ожидания рабов в Древнем Риме были однотипными и тесно связанными с их родом занятий. Рабы, участвующие в изнурительной работе, такой как сельское хозяйство и добыча в рудниках, не имели никакой жизненной перспективы. Добыча полезных ископаемых слыла самой тяжелой работой.

Плиний («Естественная история» 33,70) рассказывает о тяжелых условиях этой деятельности: «Длинные туннели выдалбливали в горах при свете факелов. Шахтеры работали в несколько смен и не видели дневного света по несколько месяцев. Постоянными были обвалы. Эта работа была настолько опасной, что менее рискованным было нырять в морские глубины за жемчугом и пурпурными моллюсками. Мы сделали сушу гораздо более опасной, по сравнению с океаном».

Домашние рабы, с другой стороны, могли ожидать более или менее гуманного обращения с ними, а в некоторых случаях, они имели возможность иметь собственные деньги и каким-либо имуществом. В конце-концов, если раб сумел накопить достаточно средств, он мог попытаться купить свою собственную свободу и стать «вольноотпущенником» — социальным классом, который считался чем-то средним между рабами и вольными людьми.

4. Человек как собственность

Бедные римские граждане владели лишь одним или двумя рабами

Владение рабами было широко распространенной практикой среди римских граждан, независимо от их социального статуса. Даже самые бедные римские граждане могли владеть рабом или двумя. В Римском Египте, вполне вероятно, что у каждого ремесленника было 2-3 раба. Состоятельные люди могли владеть гораздо большим количеством рабов.

К примеру, у Нерона было 400 рабов, которые работали в его городской резиденции. Согласно сохранившихся записей, у богатого римлянина по имени Гай Цецилий Исидор было 4 166 рабов на момент его смерти.

5. Спрос на рабов

Спрос на рабов в Риме был очень высок

Спрос на рабов в Риме был очень высок, по ряду причин. За единственным исключением (государственные должности), рабы были заняты почти в каждой отрасли. В рудниках, в сельском хозяйстве и домашнем хозяйстве был неизменно высокий спрос на рабов.

В своем трактате, известном как «Сельское хозяйство», Марк Теренций Варрон рекомендует использовать в максимально опасных местах вольнонаемных рабочих, поскольку «в отличие от смерти свободных фермеров, смерть рабов имеет негативные финансовые последствия».

6. Человек как предмет для продажи

Военнопленные — рабы

Рабами обзаводились четырьмя основными способами: в качестве военных пленников, в виде жертв пиратских набегов и разбоя, в результате торговли или путем селекции. Во время разных этапов римской истории были более актуальными разные методы. К примеру, в начале расширения Римской империи значительное число военнопленных были превращены в рабов. Пираты из Киликии (современная южная Турция) были известными поставщиками рабов и римляне часто торговали с ними.

Киликийские пираты обычно привозили своих рабов на остров Делос (Эгейское море), который считался международным центром работорговли. Согласно сохранившихся записей, только за один день по крайней мере 10 000 человек были проданы в рабство и отправлены в Италию.

7. Незыблемый постулат

Система рабства казалась вечной

Сегодня люди считают рабство аморальным и негуманным. Тем не менее, нет никаких доказательств того, что об этом даже задумывались в римском обществе. Все основные экономические, социальные и правовые силы в Древнем Риме действовали сообща, чтобы система рабства сохранялась бесконечно.

Рабы считались необходимым социальным противовесом свободным людям. Гражданская свобода и рабство были двумя сторонами одной медали. Даже когда были введены более гуманные законы, которые улучшили условия жизни рабов, это ничуть не подразумевало то, что количество рабов нужно сокращать.

8. Беглые рабы

Были профессиональные ловцы рабов

Рабы, сбегающие от своих хозяев, были распространенной проблемой среди рабовладельцев. Основным способом справиться с этим был найм профессиональных ловцов, известных как «fugitivarii», которые выслеживали, ловили и возвращали рабов их владельцам. Естественно, это все происходило за плату.

Иногда рабовладельцы объявляли о вознаграждении за возвращение беглецов, а в других случаях они пытались найти беглецов сами. Еще одним способом борьбы с беглыми рабами было одевание на них специальных ошейников с инструкциями о том, куда нужно вернуть раба, если его поймают.

9. Вольная для рабов

Бывшие рабы могли стать римскими гражданами

В римском обществе рабовладелец имел возможность предоставить свободу своему рабу. Данный процесс, который был известен как «вольная», мог быть достигнут различными способами: владелец мог дать вольную в качестве награды за верность и безукоризненную службу, вольная могла быть выкуплена рабом у владельца, а также иногда раба было целесообразнее освободить.

Примером этого последнего случая были купцы, которые нуждались в ком-то, кто мог подписывать контракты и проводить различные операции от их имени и имел законное право делать это. С юридической точки зрения, рабы не имели права представлять своих хозяев. В некоторых случаях рабу давали вольную взамен на то, что он будет предоставлять какие-то услуги своему бывшему хозяину. Бывшие рабы даже имели возможность стать римскими гражданами, а иногда, они (по иронии судьбы) становились рабовладельцами.

10. Самый известный римский раб

Аппиева дорога

Спартак был римским рабом фракийского происхождения и, возможно, самым известным римским рабом всех времен. Он сбежал из гладиаторского тренировочного лагеря, расположенного в городе Капуя, в 73 г. до н.э., захватив с собой около 78 других рабов. В итоге Спартак привлек на свою сторону тысячи других рабов и нищих римлян, бросив вызов огромной империи на целых два года. Секст Юлий Фронтин («Стратагемы»: 1.5.22) сообщил, что армия Спартака использовала трупы, прикрепленные к шестам, вкопанным в землю.

При этом трупам в руки давали оружие. С расстояния это создавало впечатление, что армия была намного большей и лучше организованной, чем это было на самом деле.Восстание было окончательно подавлено римским полководцем Крассом. После того, как армия Спартака потерпела поражение, более 6000 рабов, которые принимали участие в восстании, были распяты вдоль Аппиевой дороги между Римом и Капуа.

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Рабство в Древнем Риме. 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Цель урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.

Задачи урока.

Образовательная: формирование представления о важнейших особенностях рабовладения в Риме.

Развивающая: развитие умений работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и участникам.

Воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопереживания, развитию интереса к истории.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое   состояние не покидало вас в течение всего урока.

Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами!

II. Повторение изученного.

На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. А сейчас давайте перелистаем страницы истории этого замечательного государства и вспомним, что мы о нем знаем. Внимательно послушайте стихотворения и закончите их необходимыми словами.

Внимательно прочитай стихи и закончи предложения:

Чтоб Италию на карте Отыскать в короткий срок, Запомни, нужно полуостров Найти, похожий на... (сапог). Конечно, путь туда не близкий, На полуостров ... (Аппенинский). Довольно труднопроходимы Крутые горы ... (Аппенины). Там, где Тибр полноводный Течет в зеленые долины, Селились в древности глубокой Трудолюбивые ... (латины). До сей поры в музее Римском Ей даже памятник хранится. И как же тут не удивиться, Что малышей спасла ... (волчица). Ромул дал названье месту, Это потому, что им Был основан город ... (Рим). Он молод и талантлив был И смельчаком для всех прослыл. И с Римом храбро воевал.

III. Переход к изучению новой темы.

Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. И в какой бы уголок мы ни заглянули, везде нам встретятся множество рабов.

Итак, тема урока “Рабство в древнем Риме”.

Подумайте и скажите, какова цель нашего урока.

Сегодня на уроке я хочу

  • узнать …;
  • выяснить…;
  • понять… .

Да, действительно, сегодня мы с вами должны познакомиться с жизнью рабов в Древнем Риме.

IV. Изучение новой темы. План.

  1. Источники рабства.
  2. Труд рабов в сельском хозяйстве.
  3. Труд рабов в доме рабовладельца.
  4. Гладиаторы.

Работа с понятийным аппаратом.

На рубеже 2-1 веков до н.э. рабы создали богатство римского общества. Кто же такие рабы? “Подбери слово”- цепочка синонимов, определений и т.д. к словам раб и рабовладелец. Может быть, вы знаете?

Раб – это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.

1. Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами: “Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет”. А откуда же в Риме было столько рабов? Ответ на этот вопрос мы сейчас попытаемся найти. Сейчас вы услышите разговор межу рабами, вам нужно подумать и ответить на вопрос: каковы источники рабства в Древнем Риме? Задание понятно?

Инсценировка (две рабыни и раб) о возникновении и источниках рабства

В римскую гавань по волнам Средиземного моря направляется корабль, который доставит нас на место. На нем плывут люди, между которыми завязалась беседа. Давайте прислушаемся к их разговору.

Раб. Сколько еще плыть? Кто знает, что нас ждет в новой жизни?

1-ая рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян, о том, как они мучают своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: “Раб - не человек” или “Раб должен работать или спать”. Рабы для них — говорящее орудие труда.

2-ая рабыня. Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где всегда светит солнце и зреет виноград, о свободе.

Раб. А я вот знаю, что такое свобода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили, а я попал в плен.

1-ая рбыня. На месте моего города римляне оставили лишь черное безжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней продолжался страшный ад: рушились арки и храмы, пылали библиотеки. Всех жителей моего города римляне посадили на корабли.

- Скажите, пожалуйста, каковы были источники рабства в Риме?

2. Труд рабов в сельском хозяйстве.

Труд рабов применялся в различных областях жизни римского общества: в сельском хозяйстве, в имении римских землевладельцев, на рудниках и каменоломнях, в домах богатых и знатных римлян, часть рабов становилась гладиаторами.

Работа с историческим документом.

Сейчас я предлагаю вам познакомиться с тем, как использовался труд рабов в сельском хозяйстве. Ребята, возьмите печатные листочки. Каждый про себя внимательно прочитайте текст и вопросы к нему. Найдите ответы в тексте документа. Можно работать с карандашом. Времени на работу даётся 5 минут.

Марк Порций Катон. Земледелие. Марк Порций Катон (234—149 гг. до н.э.) — видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате “Земледелие” он дал описание виллы, типичной для центральной Италии.

Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. Содержание рабов

Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой — по 4 модия (8,75 л) пшеницы, в летом — по 4,5.

Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274 л) на день.

Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых — таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут : съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547 л), модия соли хватит каждому на год.

Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год...

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.— С. 194-196.

Вопросы к документам.

  1. Где применялся труд рабов? (Докажите свое мнение строчками из документа)
  2. Как содержались рабы? (Докажите свою мысль строчками из документа)

Физкультминутка.

Любим мы историю, друзья! Изучаем страны, учим строки, Но нам без отдыха нельзя! Так отдохнём мы на уроке:

Раз, два, три, четыре, пять… Мы не будем уставать! Руки – вверх, потом – направо… И начнём считать сначала.

Труд рабов в доме рабовладельца.

А сейчас мы с вами узнаем, как жилось рабам в богатом доме. Для этого вам нужно открыть учебники на с. 227 и прочитать 3 пункт § 49 “Рабы в богатом доме”, просмотреть иллюстрации к параграфу.

Беседа по вопросам.

  1. Где еще применяли труд рабов?
  2. Чем жизнь “домашних” рабов отличалась от жизни рабов, работающих в каменоломнях, имениях рабовладельцев? Что общего? (Любой раб бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться как пожелает, ничего не имели). Каким было отношение рабов к труду и почему?

Гладиаторы

В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах, провинциях строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских боев. На аренах амфитеатров умирали тысячи рабов.

Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н.э.. Он назывался Колизеем и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представления амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, дамы. Верхние ряды заняты простым гражданами.

Сейчас я предлагаю Вам просмотреть отрывок из фильма “Спартак”, в котором представлен поединок двух гладиаторов.

Во время просмотра вам нужно найти ответы на вопросы:

- Как выглядят гладиаторы?

- Каким оружием они сражались?

- Какова была реакция публики?

После просмотра!!!

Итак, скажите, пожалуйста, каково ваше впечатление от увиденного?

Как выглядели гладиаторы?

Какое оружие было у гладиаторов?

Гладиаторы сражались парами или же целыми отрядами. Один из них называется “рыбак”, у него прочная сеть и острый трезубец. Рыбак сражается полуголым, без шлема и щита. Гладиатор, называемый “рыбой”, имеет панцирь и шлем, в руках у него щит и острый меч. Во время боя “рыбак” стремится набросить сеть на “рыбу” и пронзить его трезубцем. Но если гладиатор “рыба” сумеет разрезать мечом сеть, “рыбак” окажется совершенно беззащитным (рис. учебника).

За поединком “рыбака” и “рыбы” с замиранием сердца следят тысячи римлян.

Как решается судьба поверженного, но еще живого гладиатора:…зрители опустили большой палец правой руки вниз и тем самым приговорили его к смерти. Если публика считает, что раненый храбро сражался, она разрешит сохранить ему жизнь. Таким образом, мы можем говорить о том, что гладиаторы вынуждены были сражаться друг с другом на потеху римской публике, сами того не желая.

Закрепление изученного.

Итак, ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов, как в Риме. Первая особенность была результатом победоносных войн Рима, вторая – связана с незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной.

1. В каких отраслях хозяйства рабский труд был наиболее распространен?

2. Прав ли был сенатор, говоря о римском обществе как о самом справедливом и совершенном, в котором рабов не следует брать в расчет?

Сегодня на уроке я:

- узнал(а)…

- выяснил(а)…

- понял(а)…

Выставление оценок.

Домашнее задание: вопросы после параграфа.

Презентация

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Рабство в Древнем Риме - история, уроки

Рабство в Древнем Риме.

Цель урока:

1.Формирование всестороннего представления о рабстве как социальном явлении в Древнем Риме.

2.Развитие навыков работы с текстом учебника, историческими источниками, а также работы в группе.

3.Развитие умения давать характеристику событий и их участников, оценивать историческое явление.

4.Воспитание чувства сострадания к человеку, неприятия рабства как грубейшего нарушения прав человека.

Задачи:

1.Получить всестороннее представление о положении рабов в Древнем Риме.

2.Выяснить источники рабства и области применения рабов.

3. Совершенствовать навыки работы с текстом учебника, историческими источниками.

4.Работая в группах, учиться сотрудничеству и взаимопомощи

5. Дать анализ и определить свою позицию в отношении рабства как социального явления Древнего Рима.

Ожидаемые результаты: 1.Учащиеся в результате совместной с учителем работы на уроке овладеют целостным представлением о причинах и сущности рабовладения.

2.Получат дополнительный опыт сотрудничества в группе, опыт владения такими навыками, как анализ, сравнение, обобщение, объяснение.

3. Смогут представить собственные версии и личностные позиции по вопросам в отношении рабства.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая; работа учебником, дополнительным материалом, иллюстрациями.

Ход урока

I. Организационный момент.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Мне хочется вам пожелать, чтобы это  состояние не покидало вас в течение всего урока. Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами!

II. Проверка домашнего задания :

А.Работа по карточкам.

Б.Фронтальная беседа:

1. Вспомните, о чем шла речь на прошлом уроке?

2. Какие государства смог подчинить себе Рим во II веке до н.э.?

3.Какие технические приспособления использовали римляне? Как были вооружены воины Рима?

4. Какую тактику чаще всего использовали римские полководцы.

5. Каковы результаты завоевательных походов Рима?

6. Как поступали римляне с завоеванными землями, царями, народами?

7. Понятийная работа по цепочке: плебей, сенат, народный трибун, патриций, республика, провинция, право вето, легион, Форум, триумф, ликтор, консул, весталка.

9.Картографические знания.

III. Переход к изучению новой темы. Мотивация.

- Сегодня мы продолжаем говорить о Древнем Риме. Римский ученый Варрон однажды сказал: «Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трёх видов: говорящие - …, мычащие - быки, немые – повозки, лопаты, плуги» Как вы думаете, что это за говорящие орудия? Это – рабы.

Какие ассоциации возникают у вас при слове раб?

Он родился свободным Под отеческим кровом, Но в железные цепи Был врагами закован. Он теперь на чужбине, Он теперь не свободен- Никогда не увидит Он Отчизны просторы.

Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке. Сформулируйте тему.

- Записываем в тетради тему урока «Рабство в Древнем Риме».

Однажды на заседании римского Сената один из сенаторов закончил свою речь словами: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет».

- Ребята, какие вопросы невольно хочется задать сенатору?

(- Может ли общество считать себя совершенным, имея множество рабов?( Во время второй Пунической войны рабов в Риме было уже столько, сколько свободных.)

Совместимы ли понятия «рабство» и «справедливость»?

- Если благодаря рабам Рим достиг своего небывалого богатства и величия, то почему их не следует брать в расчет?

Давайте сформулируем учебную задачу и проблему урока.

Проблема: - С одной стороны, по словам сенатора, совершенное справедливое римское общество, а с другой – множество бесправных рабов. Какое же противоречие было заложено в основу Римского государства? ( Так справедливое или нет?)

Какие задачи нам нужно перед собой поставить?

Определяют задачи. Сегодня на уроке я хочу : - узнать …;- выяснить…; -понять…

- Откуда брались рабы?

-Выяснить, насколько масштабным было это явление?

- Где применялся их труд?

-Условия жизни и быта.

- Отношение большинства римлян к рабам.

Постановка цели.

- Определить особенности рабовладения в Риме, убедиться в глубокой безнравственности данного явления и падении нравов у жителей Древнего Рима.

IV. Изучение нового материала.

На рубеже 2-1 веков до н.э. рабы создали богатство римского общества. Кто же такие рабы? Раб – это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца. Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.

1 Задание. Откуда брались рабы? Работаем с фактами и составляем схему «Источники рабства в Риме». Прочтите п. 1 § 49.

Факт1. После взятия и разрушения Карфагена все жители города были обращены в рабов. За несколько лет до этого римский консул продал в рабство 150 тысяч военнопленных. Римские историки неоднократно сообщают о продаже пленных и другими римскими полководцами. Торговля рабами ширилась и процветала. В различных частях Римского государства действовали рабские рынки, особенно славился рынок на острове Делос. Там шла крупная оптовая торговля, и бывало, что в день продавали по 10 тысяч рабов. Здесь можно было купить раба любой профессии, какой угодно национальности.

Мы очутились в огромной толпе, нас захватило людское море. Количество рабов было так велико, что яблоку негде упасть. Отовсюду слышалась чужая речь. Рабы стояли на вращающемся помосте, а некоторые на высоких камнях, их хорошо было видно издалека.

На груди каждого невольника висела табличка с указанием национальности, профессии, возраста, физических и иных особенностей раба.

Цена на рабов различна. Одни стоят очень дешево, ибо они не имеют, как правило, профессии; другие обладают физической силой и стоят дороже; а самые образованные и обученные рабы стоят еще дороже.

Факт2. Работа с 1 пунктом параграфа 49.

Факт 3. Инсценировка (две рабыни и раб) о возникновении и источниках рабства

В римскую гавань по волнам Средиземного моря направляется корабль. На нем плывут люди, между которыми завязалась беседа. Давайте прислушаемся к их разговору.

Раб. Сколько еще плыть? Кто знает, что нас ждет в новой жизни?

1-ая рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян, о том, как они мучают своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: “Раб - не человек” или “Раб должен работать или спать”. Рабы для них — говорящее орудие труда.

2-ая рабыня. Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где всегда светит солнце и зреет виноград, о свободе.

Раб. А я вот знаю, что такое свобода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили, а я попал в плен.

1-ая рабыня. На месте моего города римляне оставили лишь черное безжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней продолжался страшный ад: рушились арки и храмы, пылали библиотеки. Всех жителей моего города римляне посадили на корабли.

Проверяем схему.

1.Какой источник пополнения рабской силы был для Древнего Риме основным.

2.Сделайте вывод о масштабах явления (рабства).

Микропауза для профилактики заболеваний органов зрения: Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.

Задание 2. Новый задание. Где использовался труд рабов?

1 группа –мальчики , отправляются в имение римского землевладельца,стр.238-240,п.2.

Итоговые вопросы.

1.Что бы ответил управляющий, если бы мы посоветовали ему запрячь волов в давильне для нажима на пресс?

2.Какие группы рабов были в имении?

3.Чем можно объяснить плохое отношение рабов к труду?

Имение – земельное владение богатого человека.

2 группа – девочки, получают приглашение в дом богатого знатного римлянина, стр.240,п.3.

Итоговые вопросы.

1.Какие категории рабов существовали в римском доме?

2.Чем занималась каждая из категорий рабов?

3.Рабы какой национальности ценились более всего и почему?

По мере прослушивания презентаций работ групп в тетради у каждого должна быть заполнена схема «Использование труда рабов » .

Творческая физминутка на координацию движений и психологическую разгрузку. Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа. Гимнастика для улучшения слуха – самомассаж ушей.

Задание 4. Просмотр видео. Определить еще сферу использования труда рабов.

Кого мы видим на трибунах Колизея? (там не только мужчины, но и женщины, и дети). -Как они ведут себя, нравится ли им то, что происходит на арене?

- Как они реагируют на гладиаторский бой? (они с интересом наблюдают за происходящим, их не пугает кровь, смерть).

В тетради: Гладиаторы – рабы, мастерски владеющие оружием и сражающиеся на потеху публике. Амфитеатр – специальное сооружение для гладиаторских игр.

Вопросы:

-Тысячи рабов умирали на аренах амфитеатров. А какими были любимые занятия древних греков? (посещение театра, Олимпийских игр)

-О чём это свидетельствует? (о жестокости римского общества).

Выделение особенностей рабства в Древнем Риме:

А) массовое использование рабов в сельском хозяйстве.

Б) использование рабов в качестве домашней прислуги. рабы – парикмахеры; рабы – музыканты и певцы; рабы – врачи, библиотекари, секретари, управляющие.

В) Рабы – гладиаторы, кровавые зрелища.

Заключительная часть. Какие чувства вызывают у вас это стихотворение?

1.Подведение итогов.

- Каково было отношение большинства римлян к рабам?

- Почему рабы были всегда разных национальностей?

- К чему могло привести стремительное возрастание числа рабов?

Вспоминаем цитату римского сенатора, прозвучавшую в начале урока (высвечивается на слайде) и отвечаем на проблемные вопросы.

- Так прав ли сенатор?

- Может ли общество считать себя совершенным, имея множество рабов?

- Совместимы ли понятия «рабство» и «справедливость»?

-А как вы относитесь к рабству?

- Скажите, а в современном обществе существует рабство? (к сожалению, да, но оно не носит массовый характер и запрещено законом).

-Как называется Основной закон нашего государства?

Игра. «Верю- не верю»

1.Рабы в Древнем Риме были у каждого гражданина.

2.Но содержание рабов обходилось очень дорого их владельцам.

3.Ведь приходилось два раза в год выдавать рабам одежду: рубаху, плащ, деревянные сандалии; хорошо кормить.

4.Рабов ценили, поэтому заболевших лечили.

5.За добросовестную работу рабам платили небольшую плату.

6.Зато за провинность пороли и наказывали.

7.Особо строптивых рабов отправляли работать в каменоломни.

8.Лишь ночью рабы могли отдохнуть, выспаться в мягких постелях.

2.Оценивание работы на уроке..

3.Домашнее задание.п.49,р.т.

4.Рефлексия.

Я. - узнал …;- выяснил…; -понял…

kopilkaurokov.ru