Древние мировые цивилизации. Цивилизация что такое? Особенности, черты, развитие цивилизации. История цивилизаций русской, западной, восточной, современной. Мировые цивилизации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века (стр. 1 из 87). Древние мировые цивилизации


Древнейшая мировая цивилизация - мир богов, гигантов и ученых

Древнейшая мировая цивилизацияВ 1927 году археологи приступили к раскопкам города Ура на Евфрате. В огромной мусорной свалке, которая в течение тысячелетий скапливалась под стенами шумерской столицы, прорыли шахту и на глубине 14 метров обнаружили гробницы шумерских царей начала третьего тысячелетия до нашей эры.

В гробницах были несметные сокровища и человеческие останки. Это были останки самой древней и загадочной цивилизации мира – шумерской

Первые люди на Земле

При раскопках ученые также обнаружили большую библиотеку, которая размещалась в двух помещениях. Книгохранилище насчитывало тридцать тысяч томов, вернее 30 тысяч глиняных табличек.

В библиотеке имелось много медицинских текстов, а также табличек, содержащих сведения из области философии, астрономии, математики, филологии. Наконец, в библиотеке были собраны царские указы, исторические заметки, дворцовые записи… Шумеры создали уникальную форму письменности – клинопись.

Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали и обжигали на огне. Найдены таблички, на которых нанесено самое выдающееся произведение литературы древнейшего мира – история потопа.

Не обычного наводнения, упоминания о котором можно найти в мифологии чуть ли не всех народов, а совершенно определенного потопа, о котором впоследствии было рассказано в Библии. Это явно говорит о том, что история шумеров начинается со времен сотворения человека.

Древние умели все

В государственном устройстве шумеры имели все атрибуты современного развитого государства. Судите сами: суд присяжных, двухпалатная система парламента, состоящая из избираемых депутатов, гражданские советы (аналог комитетов самоуправления).

И это четвертое тысячелетие до нашей эры! В медицине шумеры использовали фитотерапию, хорошо знали анатомию и химию, фармацевтику, астрономию и многие разделы современной математики.

Развитое ткацкое дело и текстильная промышленность, прогрессивное эффективное сельское хозяйство могли бы стать примером для аналогичных современных отраслей.

Архитектурных памятников шумерской эпохи сохранилось очень мало. Но по удивительным храмам можно смело утверждать, что религия у шумеров была высокоразвитая. Шумерский храм строили на утрамбованной глиняной платформе.

К ней вели длинные лестницы или пандусы – пологие наклонные площадки. Приподнятый над жилой частью города храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Храм не имел окон, свет проникал в помещения через проемы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок.

Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими об исторических событиях в жизни города и о повседневных делах. Все персонажи были одинакового роста – только царя всегда изображали крупнее других. Известны шумерские зиккураты – это ступенчатые пирамиды, на вершине которых помещалось небольшое святилище.

Они инопланетяне?

Естественно, столь древняя и высокоразвитая цивилизация волнует умы ученых. Откуда у древнего народа были такие потрясающие знания? Обнаружены тысячи шумерских текстов и иллюстраций по астрономии и математике.

Среди них – труды по фундаментальной математике, вычисление площадей сложных фигур, извлечение корней, решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Шумеры использовали сложнейшую шестидесятеричную систему исчисления.

Сложные системы исчисления подобного рода стали использоваться в современном мире совсем недавно, с появлением компьютеров. В среде уфологов существует версия, что шумеры получили знания… от инопланетян. Вот вкратце эти измышления.

В шумерских текстах содержатся сведения о происхождении, развитии и строении Солнечной системы, включая список и характеристики планет. Один из рисунков изображает Солнечную систему.

В центре изображено Солнце, окруженное всеми известными сегодня планетами. Только Плутон шумеры помещали рядом с Сатурном и описывали как его спутник. А между Марсом и Юпитером, по мнению шумеров, вращалась неизвестная нам большая планета.

Они называли ее Нибиру, что означает «пересекающая». Нибиру якобы имела очень вытянутую и наклоненную орбиту и проходила между Марсом и Юпитером раз в 3600 лет. Именно с этой планеты, как прочли в шумерских текстах, на Землю пришли анунаки, «сошедшие с небес на Землю» примерно 445 тысяч лет назад.

Зачем же жители Нибиру высаживались на Землю? Оказывается, планета Нибиру столкнулась с экологической проблемой. Для защиты своей становящейся все более тонкой атмосферы анунаки создали щит из золотых частиц (точно такая же идея используется в современных космических кораблях для защиты космонавтов от радиации).

Анунакам было нужно золото. Его они обнаружили на седьмой планете, считая снаружи внутрь – то есть на планете Земля, – и отрядили на Землю первую экспедицию. Сначала они безуспешно пытались добывать драгоценный металл из вод Персидского залива, а потом взялись за разработки шахт в Юго-Восточной Африке.

Около 300 тысяч лет назад анунаки с помощью генетических манипуляций создали специальных работников – хомо сапиенс. Инопланетяне наделили их своими знаниями и умениями. Постепенно произошло слияние двух цивилизаций – земной и инопланетной, у хомо сапиенс и анунаков появились общие дети.

Существование погибшей планеты Нибиру косвенно подтверждается открытием американских астрономов. Они обнаружили осколки планеты, которые вращаются вокруг Солнца по сильно вытянутой эллиптической орбите, проходящей как раз между Марсом и Юпитером.

Чтоб стать жрецом

Анунаки, по легендам, одарили людей мудростью. В одном из древних шумерских текстов сообщается, что первым среди людей жрецом стал Энмедуранки, имя которого означает «Правитель МЕ, который связывает Небеса и Землю» (у шумеров «МЕ» – «главные законы»).

Некогда Энмедуранки был взят анунаками (в писаниях их называют богами) на особый совет, где ему передали табличку с тайнами Небес и Земли, научили вести счет числами, открыли знания «воды и масла», поведали тайны науки. Ну а когда обучение Энмедуранки таинствам науки было завершено, он был возвращен обратно в Шумер.

Стать жрецом в Шумере мог лишь человек благородный, с внешностью без изъяна, красивого телосложения, давший обет не разглашать тайну Богов. Древние шумерийцы называли своих жрецов «чистыми».

А знания о «воде и масле» относились в древнем Шумере к области медицины. Врачей тогда называли «азу» и «язу» – «тот, кто знает воду» и «тот, кто знает масло», так как в те времена лекарства прописывались с водой (внутренне) и с маслом (наружно).

Кто так наследил?

Анунаки, как следует из шумерских текстов, были огромного роста. Не зря шумеры называли их богами и титанами. Сегодня антропологи ищут материальные следы присутствия титанов на Земле.

И нечто похожее вроде бы найдено. 85 лет тому назад южноафриканский фермер в глухом уголке провинции Трансвааль обнаружил след гигантской левой ступни человека. Его длина составляет 1 м 28 см.

Отпечаток абсолютно натурален и передает малейшие детали строения ступни. Как будто человек ступил на мягкую глину, а потом она затвердела на солнце. Между тем этот след оставлен в гранитной скале, где глина вообще не встречается.

Находка фермера вызвала бурю откликов, причем ученые почти единогласно отказались признать ее подлинность. А добраться в африканские дебри никто из них в те времена не удосужился.

Сделал это через 40 лет журналист Дэвид Баррит, который добрался до плато Велд, убедился в подлинности отпечатка, сфотографировал и описал его: «След вдавлен в гранитную скалу на целых 12 см. Чтобы вырубить такую подделку в этом твердейшем граните, потребовался бы немалый труд.

К тому же отпечаток ступни гиганта не носит абсолютно никаких следов обработки. Видимо, он оставлен на горизонтальной плите, которую сейсмические или иные катаклизмы поставили вертикально. Аборигены местных племен считают его священным и верят в сверхъестественное происхождение.

Однако одно совершенно неопровержимо: вырубить такой отпечаток в гранитной скале даже современными средствами – сложнейшая задача. Между тем аборигены поминают его в своих легендах с незапамятных пор». Кто мог оставить такой след, если не титан?

На все руки

Шумеры первыми научились изготовлять цветное стекло и бронзу, первые стали комбинировать золото с серебром, бронзой и костью. Они изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональную армию, составили первые правовые кодексы, изобрели арифметику.

Жрецы вычислили протяжность (длину) года (365 дней, 6 часов, 15 минут, 41 секунда). Это открытие держалось жрецами в тайне и использовалось для укрепления власти над народом, составления религиозно-мистических ритуалов и организации руководства государством. Жрецы и маги использовали знания о движении звезд, Луны, Солнца, о поведении зверей для гадания, предвидения будущего.

Именно в древнем Шумере появились первые школы, первые историки, первые медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, где содержались сведения о гигиенических правилах, об операциях, например, об удалении катаракты, о применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях. Шумерская медицина отличалась научным подходом к постановке диагноза и предписанию курса лечения.

Шумеры были превосходными путешественниками и исследователями – им приписывается также изобретение первых в мире судов. В одном словаре шумерских слов содержалось не менее 105 обозначений различных типов судов – по их размерам, назначению и по виду грузов.

В одной надписи говорится о возможностях ремонта судов и перечисляются виды материалов, которые местный правитель привозил для строительства храма своего бога приблизительно в 2200 году до РХ. Широта ассортимента этих товаров поразительна – от золота, серебра, меди и до диорита, сердолика и кедра. В некоторых случаях эти материалы перевозились более чем за тысячи миль.

В Шумере впервые возникли космогония и космология, появился первый сборник пословиц и афоризмов, впервые велись литературные дебаты; здесь появился первый книжный каталог, получили хождение первые деньги (серебряные шекели), впервые стали вводиться налоги, были приняты первые законы и проведены социальные реформы.

И последнее – тайна пирамиды

Как мы уже сказали, в древнем Шумере существовали строения очень странного вида: у них плоские вершины. Уфологи считают, что они служили посадочными площадками для космических кораблей пришельцев. Более того, некоторые ученые говорят о том, что Великая пирамида в Египте – вовсе не египетского происхождения.

Известно, что первый вариант пирамиды был построен во время расцвета шумерской цивилизации. Несколько раз она перестраивалась. Внутри на стенах нет никаких надписей. Да и в самой пирамиде нет никаких черт египетской архитектуры.

Но самое удивительное то, что в шумерских текстах (а шумерская цивилизация гораздо старше египетской) есть упоминания о Великой пирамиде. Так что вполне возможно, что на протяжении веков эта пирамида являлась не чем иным, как… ну, конечно, базой пришельцев.

Александр Бакулин

vstrokax.net

Цивилизация что такое? Особенности, черты, развитие цивилизации. История цивилизаций русской, западной, восточной, современной. Мировые цивилизации

Весь период существования человечества, после того как оно вышло из своей ранней стадии развития и покинуло изрядно надоевшие к тому времени пещеры, можно условно разделить на определённые этапы, каждый из которых будет представлять собой длительно существующее сообщество стран и народов, объединённых общими социальными, культурными и экономическими особенностями. Такой отдельно взятый исторический отрезок называется цивилизацией и несёт в себе лишь ему одному присущие черты.

Цивилизация как всеобщий исторический прогресс

Цивилизация что такое

В учениях наиболее прогрессивных представителей XIX века господствовали теории всеобщего исторического прогресса. При этом не учитывались индивидуальные черты развития отдельных обществ, связанных особенностями их расы, среды обитания, климата, религиозных и прочих факторов. Предполагалось, что всё человечество вовлечено в единое поступательное движение. История цивилизаций отдельных его групп практически отошла на второй план.

Однако к концу века такой исторический оптимизм пошёл на спад, и уступил место сомнениям в реальности всеобщего исторического прогресса. Появились, и приобрели большое количество последователей теории, связывающие развитие отдельных групп людей с географическими особенностями районов их проживания и степенью приспособленности к ним, а также с преобладающими религиозными воззрениями, традициями, обычаями и так далее. Понятие «цивилизации» приобрело более современный смысл.

Значение термина

Впервые он был введён в употребление такими мыслителями XVIII века, как Вольтер, А.Р. Тюрго и А. Фергюссон. Происходит термин от латинского слова «civilis», что означает «гражданский, государственный». Однако в ту эпоху ему предавался несколько иной, более узкий смысл, чем теперь. Вся история человечества, вышедшего из стадии дикости и варварства без разделения на отдельные этапы, обозначалась как Цивилизация.

Что такое цивилизация в понимании современных людей, хорошо выразил английский историк и социолог Арнольд Тойнби. Он сравнил её с живым организмом, способным непрерывно воспроизводить себя и проходить путь от рождения к смерти, преодолевая при этом стадии рождения, роста, расцвета, упадка и гибели.

Новый подход к пониманию старого термина

История цивилизаций

В начале XX века современная цивилизация стала рассматриваться, как результат развития её отдельно взятых локальных субъектов. В поле зрения учёных попали особенности их социальных систем, характерные черты людей, населяющих те или иные регионы, а также их взаимодействие в контексте мировой истории.

Этап становления цивилизации является общим для всех без исключения народов, но протекает везде по-разному. Ускорение или замедление его темпов зависит от большого количества причин, среди которых важнейшими являются войны, стихийные бедствия, эпидемии и так далее. Общей чертой возникновения всех цивилизаций, их отправной точкой принято считать переход древних людей от охоты и рыболовства, то есть потребления готового продукта, к его производству, а именно земледелию и скотоводству.

Последующие этапы развития общества

Второй этап, который включает в себя история цивилизаций, характеризуется возникновением гончарного производства и письменности в её ранних и подчас примитивных формах. И то и другое свидетельствует об активном прогрессе, в который вовлечено конкретное общество. Следующим этапом, который проходят мировые цивилизации, является становление городской культуры и, как следствие этого, дальнейшее интенсивное развитие письменности. На основании того, насколько быстро шло развитие этих и ряда иных факторов, можно условно выделить прогрессивные и отсталые народы.

Итак, всё вышеизложенное даёт общее представление о том, что такое цивилизация, что такое исторический прогресс и каковы его главные признаки. Однако следует отметить, что в научном мире нет единой точки зрения на этот вопрос, так как каждый учёный вносит свои, сугубо личные черты в его понимание. Даже в вопросе деления цивилизаций на аграрные, индустриальные, а также руководствуясь их географическим положением и чертами экономики, существуют различные точки зрения.

Появление древних цивилизаций

Русская цивилизация

Одним из спорных вопросов является попытка установить хронологию зарождения самых ранних известных науке цивилизаций. Принято считать, что ими были города-государства Месопотамии, появившиеся в долине рек Тигр и Евфрат примерно пять тысяч лет назад. К этому же историческому периоду относят зарождение Древнеегипетской цивилизации. Несколько позже черты цивилизации приняли народы, населявшие Индию, а примерно через тысячу лет она появилась в Китае. Исторический прогресс народов, живших в тот период на Балканах, дал толчок для появления древнегреческих государств.

Все древнейшие цивилизации мира возникали в долинах крупных рек, таких как Тигр, Евфрат, Нил, Инд, Ганг, Янцзы и так далее. Они получили название «речных», и во многом их появление было обусловлено необходимостью создания многочисленных оросительных систем на возделываемых территориях. Важным фактором являлись и климатические условия. Как правило, первые государства появлялись в тропических и субтропических зонах.

Аналогично происходило развитие цивилизации в приморских районах. Оно также требовало организации совместных действий большого числа людей, а успехи мореплавания способствовали установлению культурных и торговых связей с другими народами и племенами. Начинался культурный обмен, сыгравший столь значительную роль во всём мировом развитии и не теряющий поныне своей актуальности.

Борьба человека с природой

Основные мировые цивилизации древности развивались в условиях непрестанной борьбы с природными катаклизмами и сложностями, обусловленными ландшафтом местности. Как свидетельствует история, люди далеко не всегда выходили победителями. Известны примеры гибели целых народов, ставших жертвой разбушевавшейся стихии. Достаточно вспомнить Крито-Микенскую цивилизацию, погребённую под пеплом вулкана, и легендарную Атлантиду, реальность существования которой пытаются доказать многие видные учёные.

Виды цивилизаций

Типология цивилизаций, то есть их деление на виды, осуществляется в зависимости от того, какой смысл вкладывается в само это понятие. Тем не менее, в научном мире бытуют такие термины, как речные, морские и горные цивилизации. К ним относят соответственно Древний Египет, Финикию и ряд государств Доколумбовой Америки. Также в отдельную группу выносят континентальные цивилизации, которые, в свою очередь, делятся на кочевые и оседлые. Это лишь основные разделы типологии. В действительности каждый из перечисленных видов имеет ещё много делений.

Западная цивилизация

Исторические этапы развития обществ

История цивилизаций показывает, что зародившись и пройдя период развития, часто сопровождаемый захватническими войнами в результате которых, как ни странно, совершенствуется система управления и структура общества, они достигают своего расцвета и зрелости. Этот этап таит в себе определённую опасность ввиду того, что, как правило, процесс бурного качественного развития уступает место сохранению завоёванных позиций, что неизбежно ведёт к застою.

Далеко не всегда это осознаётся обществом. Чаще оно воспринимает подобное состояние как наивысшую точку своего развития. На практике же это оборачивается политическим и экономическим кризисом, следствием которых бывают внутренние смуты и межгосударственные столкновения. Как правило, застой проникает в такие области, как идеология, культура, экономика и религия.

И наконец, следствием застоя бывает разрушение цивилизации и её гибель. На этом этапе наблюдается обострение социальных и политических конфликтов, что на фоне ослабления властных структур имеет гибельные последствия. За редким исключением все бывшие цивилизации прошли этот тернистый путь.

Исключением могут быть лишь те народы и государства, которые исчезли с лица Земли в силу чисто внешних, не зависящих от них причин. Например, нашествие гиксосов уничтожило Древний Египет, а испанские конкистадоры положили конец государствам Мезоамерики. Однако даже в этих случаях, проводя глубокий анализ, можно обнаружить на последних этапах жизни исчезнувших цивилизаций признаки всё того же застоя и распада.

Сменяемость цивилизаций и их жизненный цикл

Внимательно оглядываясь на историю человечества, нельзя не заметить, что далеко не всегда гибель цивилизации влечёт за собой уничтожение народа и его культуры. Подчас происходит процесс, при котором распад одной цивилизации является зарождением другой. Наиболее ярким примером может служить Греческая цивилизация, уступившая место Римской, а на смену ей пришла современная цивилизация Европы. Это даёт основание говорить о способности жизненного цикла цивилизаций повторяться и самовоспроизводиться. Данная его особенность лежит в основе поступательного развития человечества и вселяет надежду в необратимость процесса.Мировые цивилизации

Подводя итог описанию этапов развития государств и народов, нужно отметить, что приведенные выше периоды проходит не каждая цивилизация. Что такое естественный ход истории, например, перед лицом природных катаклизмов, способных в мгновение ока изменить его течение? Достаточно вспомнить хотя бы Минойскую цивилизацию, находившуюся в стадии расцвета и уничтоженную вулканом Санторин.

Восточная форма цивилизации

Важно учитывать и тот факт, что особенности цивилизации часто зависят от её географического положения. Кроме того, большое значение имеют национальные черты людей, составляющих её население. Например, цивилизация Востока полна уникальными, присущими только ей чертами. Этот термин охватывает собой государства, расположенные не только в Азии, но и в Африке, и на просторах Океании.

Восточная цивилизация по своей структуре неоднородна. Её можно разделить на Ближневосточно-Мусульманскую, Индийско-Южноазиатскую и Китайско-Дальневосточную. Несмотря на индивидуальные особенности каждой из них, они заключают в себе много общих черт, дающих основание говорить о единой восточной модели развития общества.

В этом случае общими являются такие характерные особенности, как безграничная власть бюрократической верхушки не только над крестьянскими общинами, находящимися в её подчинении, но и над представителями частного сектора: среди них ремесленники ростовщики и всевозможные торговцы. Власть верховного правителя государства считается данной от Бога и освящается религией. Практически каждая восточная цивилизация имеет эти черты.

Западный образец общества

Совершенно иная картина представляется на Европейском континенте и в Америке. Западная цивилизация это, прежде всего, продукт усвоения, переработки и преобразования достижений прежних, ушедших в историю культур. В её арсенале религиозные импульсы, заимствованные от иудеев, унаследованная от греков философская широта и высокая степень государственной организации, основанная на римском праве.Современная цивилизация

Вся современная западная цивилизация построена на философии христианства. На этой основе, начиная с эпохи средневековья, формировалась человеческая духовность, вылившаяся в свою высшую форму, именуемую гуманизмом. Также важнейшим вкладом Запада в развитие мирового прогресса является наука, изменившая весь ход глобальной истории, и реализация институтов политической свободы.

Западной цивилизации присуща рациональность, но, в отличие от восточной формы мышления, ей свойственна последовательность, на основе которой получила развитие математика и формальная логика. Она же стала базой для выработки правовых основ государства. Главным его принципом является доминирование прав личности над интересами коллектива и общества. На всём протяжении мировой истории наблюдалось противостояние цивилизаций восточного образца и западного.

Феномен русской цивилизации

Когда в XIX веке в странах, населённых славянскими народами, родилась идея их объединения на основе этнической и языковой общности, появился термин «русская цивилизация». Особой популярностью он пользовался среди славянофилов. Это понятие заостряет внимание на оригинальных чертах русской культуры и истории, подчёркивает их отличие от культур Запада и Востока, ставит во главу угла их национальное происхождение.

Одним из теоретиков русской цивилизации был известный историк и социолог XIX века Н.Я. Данилевский. В своих трудах он предрекал Западу, прошедшему, по его мнению, апогей своего развития, близкий закат и отмирание. Россия же, в его глазах, являлась носительницей прогресса, и именно ей принадлежало будущее. Под её началом все славянские народы должны были прийти к культурному и экономическому расцвету.

Среди выдающихся деятелей литературы русская цивилизация также имела своих горячих сторонников. Достаточно вспомнить Ф.М. Достоевского с его идеей «народа-богоносца» и противопоставлением православного понимания христианства западному, в котором он видел приход антихриста. Также нельзя не упомянуть и Л.Н. Толстого и его идею крестьянской общины, всецело опирающейся на русскую традицию.

На протяжении многих лет не затихают споры о том, к какой цивилизации относится Россия с её яркой самобытностью. Одни утверждают, что её неповторимость лишь внешняя, и в глубине своей она является проявлением общемировых процессов. Другие, настаивая на её своеобразии, подчёркивают восточное происхождение и видят в ней выражение восточнославянской общности. Русофобы же вообще отрицают уникальность российской истории.

Особое место в мировой истории

Оставляя в стороне эти дискуссии, отметим, что многие видные историки, философы богословы и религиозные деятели как нашего времени, так и прошедших лет, отводят русской цивилизации совершенно определённое место, выделяя её в особую категорию. Среди тех, кто первыми подчёркивал уникальность путей своего отечества в мировой истории, были такие выдающиеся личности, как И. Аксаков, Ф. Тютчев, А. Хомяков, И. Киреев и многие другие.

Заслуживает внимания по этому вопросу позиция, так называемых, евразийцев. Это философско-политическое направление появилось в двадцатых годах минувшего века. По их мнению, русская цивилизация является смешением европейских и азиатских черт. Но Россия их синтезировала, превратив в нечто самобытное. В ней они не свелись к простому набору заимствований. Только в такой системе координат, утверждают евразийцы, и можно рассматривать исторический путь нашей Родины.

Восточная цивилизация

Исторический прогресс и цивилизация

Что такое конкретно взятая цивилизация вне исторического контекста, обусловливающего её формы? Исходя из того, что она не может не быть локализована во времени и пространстве, необходимо для всестороннего изучения, прежде всего, составить максимально полную картину исторического периода её существования. Однако история не является чем-то статичным, неподвижным и меняющимся лишь в какие-то определённые моменты. Она постоянно в движении. Поэтому любая из рассматриваемых мировых цивилизаций подобна реке - при схожести своих внешних очертаний постоянно новая и каждое мгновение наполненная иным содержанием. Она может быть полноводной, нести свои воды долгие тысячелетия, а может обмелеть и бесследно исчезнуть.

fb.ru

Интересные факты о древнейших мировых цивилизациях

Конечно, вы наверняка слышали об утраченной цивилизации Атлантиды или майя. Но есть ещё более древние культуры, о которых вы, вероятно, ничего до сих пор не знали. Представляем вам 10 самых древних, но малоизвестных и даже утерянных цивилизаций в мире.

Интересные факты о древнейших мировых цивилизациях

1. Ароэ, Солнечное королевство посреди Тихого океана

Интересные факты о древнейших мировых цивилизациях

Это одна из древнейших культур в мире. Более того, это одно из передовых островных государств, существовавшее 13 тысяч лет назад, история которого практически неизвестна. Там, где когда-то было Королевство Солнца, сейчас находятся Меланезия, Микронезия и Полинезия.

2. Древняя Эфиопия и Египет

Интересные факты о древнейших мировых цивилизациях

Следующими в нашем списке десяти древнейших цивилизаций идут Древняя Эфиопия и Египет. От них остались только каменные колонны, на которых высечены человеческие лица. Хроники фараонов, кстати, описывают эти цивилизации, которым может быть несколько десятков тысячелетий.

3. Древний Китай

Интересные факты о древнейших мировых цивилизациях

Хотя самые ранние следы поселений в современном Китае относятся по меньшей мере к 4000 г. до н.э., исторические хроники упоминают имя первого правителя Китая, некого Великого Ю, только с 2205 по 2198 год до н.э. Первая династия, подтвержденная историками, начала править с 1760 года до н.э. Однако в то время это была не цивилизация, а скорее объединение мелких племен с культурным, этническим и языковым сходством.

4. Майя

Интересные факты о древнейших мировых цивилизациях

История майя была разделена исследователями на два периода: Старая Империя и Новая Империя. Во время Старой империи, примерно до 800 г. н.э., города майя располагались на восточном побережье Гватемалы и Гондураса, и их влияние было достаточно велико и распространялось на большие территории. Во время Новой Империи с 9-го века и до прибытия испанцев на континент майя в основном занимали полуостров Юкатан.

5. Тиуанако

Интересные факты о древнейших мировых цивилизациях

Нынче от города, где когда-то рождались легенды о богах, остались только руины. Тиуанако («дети Солнца») расположен в Андах недалеко от границы с Перу, возле южной части озера Титикака, на высоте 4000 м над уровнем моря. Сейчас его руины находятся в районе, почти полностью лишенном растительности, но археологи считают, что здесь когда-то были очень плодородные земли. Тем не менее, расположение города на таком высоком уровне кажется странным. Воздух здесь разреженный, что затрудняет дыхание. Почему люди решили жить в таком некомфортном месте? Неизвестно.

6. Цивилизация Уйгур в пустыне Гоби

Интересные факты о древнейших мировых цивилизациях

Уйгуры (что означает «объединенный») – этническая группа турецкого происхождения, одна из 55 официальных меньшинств в Китае. Они в основном проживают в СУАР (Синьцзян-Уйгурский автономный район), однако их миграция на эту территорию началась только во второй половине 9 века н.э. В древние времена уйгуры оказали заметное влияние на развитие этих территорий, в частности, на Китайскую империю, особенно во времена правления династии Тан (618-907).

7. Осирийская цивилизация Средиземноморья

Интересные факты о древнейших мировых цивилизациях

Считается, что эта цивилизация предшествовала египетской, причем в те времена берега Средиземного моря на африканском континенте были цветущей плодородной долиной. Река Нил тогда называлась Стиксом, но тогда еще не было дельты Нила на севере Египта, потому река проходила по всей прибрежной долине, поворачивала на запад, где образовывало большое озеро, а затем впадала в море возле современной Мальты.

8. Империя Рамы

Интересные факты о древнейших мировых цивилизациях

Империя возникла в Индии и была названа в честь её лидера и основателя принца Рамы. Бытует мнение, что в её задачи входило воссоздание арийской империи в Азии и Европе. В старых индийских книгах говорится, что столицей империи Рамы был город Нармини, теперь это, скорее всего, руины Мохенджо-Даро. Империя не смогла добиться больших завоеваний, поскольку около 12500 лет назад случился катаклизм – наводнение, разрушившее многие высокоразвитые цивилизации того времени.

9. Древняя Атлантида

Интересные факты о древнейших мировых цивилизациях

Сведения о существовании Атлантиды содержатся в диалогах Платона «Тимей» и «Критий», где описывается островное богатое племя воинственных атлантов. В девятом тысячелетии до н.э. (11000 лет назад) они якобы сражались с предками афинян. Последние победили, и гнев богов пал на атлантов: «Случились ужасные землетрясения и наводнения, и остров Атлантида ушел под воду и исчез».

10. Континент Му или Лемурия

Интересные факты о древнейших мировых цивилизациях

Му – мифическое место, одна из так называемых потерянных земель. Согласно хроникам и сведениям от разных авторов, континент (часть материка или острова) должен был находиться в Тихом океане или, возможно, между Австралией и Индией. Ни одно из этих мест (например, возможность существования в прошлом каких-либо земель, ушедших под воду) не подтверждается геологическими или археологическими исследованиями.©

dymontiger.livejournal.com

Раскрыта тайна древнейшей мировой цивилизации

Индийские, британские и датские ученые раскрыли секрет того, как Индская цивилизация, считающаяся древнейшей в мире, существовала якобы без крупной реки. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

В период своего существования (около 4,6-3,9 тысячи лет назад) Индская цивилизация процветала между системами Ганга-Джамны и Инда вдали от основных рек. Ученым удалось обнаружить крупный водный канал, который в древности проходил через поселения цивилизации и был частью современной реки Сатледж.

Проведенная специалистами датировка показала, что канал примерно восемь тысяч лет назад поменял свой курс. Это привело к сокращению наводнений, в то же время источником воды в долине были сезонные дожди.

В 2016 году ученые из Индии представили свидетельства, что Индская цивилизация может быть самой древней в мире.

Согласно новой работе ученых, Индская цивилизация возникла не 5,5 тысячи лет назад, как считалось ранее, а на 2,5 тысячи лет раньше. Это делает ее, в случае подтверждения выводов специалистов, древнее высокоразвитых государств Месопотамии и Древнего Египта.

Обновить возраст Индской цивилизации ученые смогли после радиоуглеродного и оптического (для проверки) датирования артефактов (образцов керамики и останков животных из двух археологических слоев) цивилизации, найденных на площадке в округе Фатехабад (Индия). Специалисты собираются перепроверить свои данные.

Ученым также удалось отследить изменение культурных уровней в зависимости от климатических колебаний. Это позволило предположить, что спад цивилизации напрямую не связан с изменением климата. Если изначально Индская цивилизация интенсивно культивировала крупнозернистые злаки (пшеницу и ячмень), то с наступлением засухи сменила свою сельскохозяйственную стратегию и стала выращивать засухоустойчивые просо и рис. Это, по мнению ученых, привело к деурбанизации (росту числа сельского населения и упадку городов).

Индская (Хараппская) цивилизация существовала в долине реки Инд. В ее городах имелись канализация и общественные туалеты, а деревнях — ирригационные системы. Наиболее вероятными представителями культуры были носители дравидийских языков (Общая численность говорящих на 85 дравидийских языках превышает 200 млн человек, свыше 95 % из них пользуются четырьмя языками: телугу, тамильским языком, каннада и малаялам). Индская цивилизация пришла в упадок к XVII веку до нашей эры. Одной из наиболее вероятных причин этого считается вторжение предков современных иранцев и индийцев.

   Фото: UNESCO

Источники: https://lenta.ru, https://ru.wikipedia.org, 

dostoyanieplaneti.ru

Шпоры История Мировых Цивилизаций

1. Цивилизация: происхождение и эволюция понятия, основные подходы к изучению. Принципы выделения (типологии) цивилизаций. Цивилизации «исторические» и «локальные».

Цивилизационный подход разрабатывали Н.Я.Данилевский – теория культурно-исторических типов; О.Шпенглер – теория культур; А.Тойнби – теория локальных цивилизаций; П.Сорокин – теория социокультурных систем.

Цивилизация – от латинского «гражданский»; уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством и дикостью. Любая цивилизация характеризуется специфическим для неё образом жизни, системой ценностей, способами взаимосвязи с окр. миром.

Употребление термина «цивилизация»:

1. Как синоним культуры (А.Тойнби)

2. Как определенная стадия в развитии локальных культур (О.Шпенглер)

3. Как ступень исторического развития (Л.Морган, Ф.Энгельс, О.Тоффлер)

4. Как уровень (степень развития того или иного региона, либо этноса

Взгляды ученых на развитие цивилизации:

Теория культур О. Шпенглера – отрицание линейности мирового процесса. Цивилизация является последней стадией существования культуры, её перерождением, закатом.

Теория локальных цивилизаций А. Тойнби – локальная цивилизация – основная единица исторического процесса. Стадия развития: рождение, рост, надлом, разложение, гибель. Теория культурно-исторических типов Н Данилевского – цивилизация – основа исторического процесса, имеет индивидуальный, замкнутый характер, является совокупностью отдельных народов.

Принципы типологии цивилизаций: общность геополитических условий, исконное языковое родство, единство или близость экономического и политического строя, культуры (включая религию) и менталитета.

Локальные цивилизации – большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Они могут совпадать с границами государств (китайская), могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация).

Мировые цивилизации (исторические) – этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, технологическим и экономическим способом производства. Смена мировых цивилизаций выражает поступательное движение исторического прогресса. Основные типы цивилизаций в истории человечества: древневосточная, античная, средневековая, индустриальная, современная восточная, российская.

2. Цивилизационный подход: общая характеристика, становление в трудах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби; основные методологические принципы

Цивилизационный подход исходит из идеи постоянного возвращения круговорота, идеи множественности культур. Особенности: отрицание единства человечества и его истории; отрицание европоцентризма; утверждение идеи множественности и уникальности культур; биологизм – перенос законов биологического организма на развитие культуры.

Данилевский: цивилизация –особый культурно-исторический тип, основой которого может быть культурная, религиозная, политическая или общественно-экономическая деятельность. Первичные цивилизации (египетская, вавилонская, китайская, индийская и иранская) не имели основ. Еврейская, греческая и римская цивилизации были одноосновными, европейская (германо-романская) – двухосновной, а славянская – четырехосновная, наиболее развитая цивилизация. Данилевский выделил 13 культурно-исторических типов. Он сформулировал законы их развития. Пятый закон: ход развития цивилизации подобен росту многолетнего одноплодного растения, т.е. после неопределенно долгого развития наступает короткий период ее цветения и плодоношения, после чего она неизбежно гибнет.

Шпенглер. Человечество не едино, каждая культура уникальна, несопоставима, неповторима. Каждая культура подобна биологическому организму, ведет обособленное существование, обладает внутренним единством. Подобно организму, она имеет отмеренный срок жизни (1000 лет) и проходит следующие этапы развития: детство, юность, зрелость, старость, смерть (упадок культуры). Если культура – это органически жизненное явление, то цивилизация явление исключительно технико-механическое. Европа пережила свой расцвет в эпоху античности, а теперь она вступила в фазу цивилизации, кризиса культуры. Признаки кризиса: торжество техники, потребительская психология, массовая культура и человек массы, упадок искусства.

Тойнби: цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Тойнби выделил два десятка цивилизаций. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская и др.). Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская и др.) с соответствующими типами государств. Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

3. Понятийный аппарат истории и теории цивилизаций: ментальное «ядро», культурная картина мира, менталитет культуры, культурная практика.

Ментальное ядро – в нем содержится система базовых ценностей, которые образованы в молекулярную структуру. Прочность ядра ментальных ценностей обеспечивает прочность самого общества. В него все упирается и с него все начинается. Ментально крепкие нации имеют прочные ментальные скрепы, которые скрепляют нацию. Нацию сплачивают вокруг ментальных (базовых) ценностей. Ментальные ценности – это границы, это стены, которые формируют ментальную территорию, без стен, без ограничений нет территории.

Культурная картина мира – выражение того, что в различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, особое представление о мире. По своему содержанию культурная картина мира - совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культурах других народов, включает в себя неосознанные значения, личностные смыслы, переживания и оценки. Культурная картина мира складывается из частных картин — научной, эстетической, религиозной, художественной, этической, правовой и др. Компоненты культурной картины мира - пространство и время, а также движение, изменение, свойство, качество, количество, причина, следствие, случайность, закономерность. Эти категории тесно связаны с социальными категориями (труд, собственность, власть, государство, свобода, справедливость и др.)

Менталитет культуры – глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, а потому при всей своей исторической изменчивости наиболее стабильные структуры культуры, которые определяют сходство различных этапов национальной истории. Особенности менталитета: отражает специфику той или иной культуры, ее отличие от других, это исторически обусловленное явление, которое формируется под воздействием множества факторов, укреплен в бессознательных структурах человеческой психики, не контролируется сознанием, передается как неявное знание.

Культурная практика – это производство ценностей, которые обеспечивают участие или соучастие людей в жизни и деятельности. Ценностно-определенным, в свою очередь, является поведения человека, в котором соединен акт творение чего-то (для усвоения) и усвоение* чего-то (сотворенного), поэтому ценностное поведение человека – это еще и целостное его бытие в качестве субъекта. Таким образом, присвоение человеком культуры – это присвоение индивидом ценностной формы жизни и вместе с тем процесс «субъективации» человека в мире, или его личностный рост.

studfiles.net

История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века

В.М. ХАЧАТУРЯН

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XX ВЕКА

10—11 классы

Пособие

для общеобразовательных учебных заведений

Под редакцией доктора исторических наук, профессора В. И. Уколовой Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации

3-е издание, исправленное и дополненное

Москва, Издательский дом «Дрофа» 1999

Методический аппарат пособияподготовлен при участии

Г. М. Карпова

Хачатурян В. М.

История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений / Под ред. В. И. Уколовой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Дрофа,

1999. — 512с.: карт.

Первое пособие по истории мировых цивилизаций, созданное с учетом современных общеобразовательных стандартов, завершает изучение истории в школе. Пособие дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этого обширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древнейших времен до конца XX века.

Пособие снабжено материалами источников для семинарских занятий, картами и развернутым методическим аппаратом.

Рекомендовано к изданию Министерством образования Российской Федерации и включено в Федеральный перечень учебников.

УДК 373:930.9 ББК 63.3(0)6я721

18ВК 5—7107—2643—5

«Дрофа», 1996

Введение

В последние 10—15 лет мысль отечественных историков все больше обращается к цивилизационному методу. Он дает возможность взглянуть на историю другими глазами, увидеть разные ее грани и прояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Мировая историческая мысль, которая в период советской власти или игнорировалась, или предавалась уничтожающей критике, накопила огромный потенциал. Это касается в первую очередь историографии XX в.: теорий М. Ве-бера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Броделя, К. Яспер-са и многих других. Забытыми в советские годы оказались и достижения русской науки. А между тем труды Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, П. А. Сорокина уже давно получили мировое признание и считаются классическими в теории цивилизаций. Вместе с тем нужно признать: в науке о цивилизациях остается много спорных, нерешенных вопросов.

Оправданно ли в таком случае вводить в школьный курс понятие «цивилизация», новый метод анализа исторического процесса, в котором еще не все устоялось и определилось? Конечно, это породит большие трудности. Но все-таки на этот вопрос следует дать положительный ответ. В цивилизационном подходе есть уже много бесспорного, подтвердившегося строгим научным анализом. Кроме того, этот подход имеет ряд преимуществ, он дает возможность выработать творческое и свободное мышление, новое многомерное видение истории.

Изучение истории мировых цивилизаций дает представление не только о единстве, но и о многообразии исторического процесса. Всемирная история в этом случае предстает перед нами как пестрая, красочная картина вариантов развития человечества, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но ни один не является идеальным.

Формационный подход, как известно, брал за основу объективно существующие, независимые от воли человека социально-экономические отношения. Циви-лизационный подход учитывает самые разнообразные аспекты исторического процесса, а кроме того, привносит человеческое измерение, т. е. важнейшей задачей является изучение человека с его видением мира, с его этическими и эстетическими представлениями, нормами поведения в обществе, человека в самых разных его проявлениях и формах деятельности. Значит ли это, что формационный и цивилизационный подходы — взаимоисключающие? Многие отечественные историки считают, что они, скорее, дополняют друг друга, что, по крайней мере, элементы формационного подхода можно включить в цивилизационный анализ, ибо развитие социальноэкономических отношений — важная часть цивилизационного процесса. Однако их роль не следует рассматривать как определяющую и объяснять все исторические явления, исходя из прямой зависимости «надстройки» от «базиса». В учебнике будет использоваться именно такой принцип. Он представляется гораздо более плодотворным, нежели полное отрицание формационного подхода, а вместе с ним — и тех достижений, которые сделала отечественная историческая наука в области изучения, скажем, феодализма или развития буржуазных отношений.

Слово «цивилизация» является одним из наиболее часто употребляемых понятий современной науки и публицистики. Но при этом его значение остается весьма расплывчатым, неопределенным.

Многозначность понятия «цивилизация» объясняется тем, что теория цивилизаций развивается уже несколько веков, а само слово появилось еще раньше — оно восходит к античности.

Слово «цивилизация» имеет латинский корень, оно происходит от слова «с1у1з», что означает «городской, государственный, гражданский». И во времена античности, и позже, в средние века, оно противопоставлялось понятию «зЦуаНсиз» — лесной, дикий, грубый. Значит, уже в древности люди осознавали разницу между жизнью цивилизованной и грубой, варварской. В XVIII в. понятие «цивилизация» прочно вошло в словарь историков, тогда же стали формироваться различные теории цивилизаций. Этот процесс продолжается и в наши дни. Причем новые теории не до конца вытесняли старые, а 'скорее наслаивались друг на друга или продолжали существовать параллельно.

Среди них можно выделить две основные разновидности: теории стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций.

Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жизни человечества произошли большие изменения, которые коснулись социальноэкономических отношений, духовной и материальной культуры. Современные ученые обычно выделяют в общемировом цивилиза-ционном процессе три основные стадии: доиндустриалъную, индустриальную, или машинную, начало которой положил промышленный переворот, и постиндустриальную (подробнее см. в соответствующих параграфах учебника). Эти стадии часто называют «цивилизациями»: «доиндустриальная цивилизация», «индустриальная цивилизация» и т.д. Название не слишком удачное, учитывая, что развитие раз-» личных регионов мира всегда шло несинхронно. Даже в XX в., например, индустриальная цивилизация охватила далеко не все уголки мира. Тем не менее такая терминология является общепринятой и будет использоваться в учебнике.

Периодизация, о которой шла речь выше, конечно, несовершенна и нуждается в некоторой детализации, это касается прежде всего доиндустриальной стадии, охватывающей не одно тысячелетие. Поэтому автор учебника счел целесообразным сохранить привычное и для учителей, и для учеников деление на древний мир, средние века и новое время, хотя следует помнить, что в эпоху нового времени произошел прорыв в индустриальную цивилизацию.

Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социальноэкономического и культурного развития. Локальные цивилизации — это своего рода «единицы», составляющие общий поток истории. Как правило, локальные цивилизации совпадают с границами государств. Однако бывают и «исключения». Например, Западную Европу, состоящую из множества больших и маленьких вполне самостоятельных государств, в науке принято считать одной цивилизацией, ибо при всем своеобразии каждого они имеют большое количество общих черт, резко отличающих их от других цивилизаций.

Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные «компоненты»: географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная

Локальный — в переводе с латыни означает «местный». В данном случае имеется в виду ограниченность пространственными рамками.

структура, законодательство, церковь, религия, философия, литература, искусство, быт людей, нормы их поведения и т. д. Каждый «компонент» несет на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво: конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остается некая основа, «ядро», благодаря которому одна цивилизация все равно отличается от другой.

Тем не менее неповторимость, уникальность локальных цивилизаций нельзя абсолютизировать: в своем развитии каждая цивилизация проходит общие для мирового исторического процесса этапы, хотя и в особых, только ей присущих формах.

Обе теории — стадиальная и локальная — дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выводит общее — единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций — индивидуальное, разнообразие исторического процесса. Таким образом, обе теории имеют свои преимущества и взаимно дополняют друг друга. Попытки объединить их предпринимались уже неоднократно. К сожалению, до сих пор еще не создана «универсальная» схема истории, в которой идеально соединились бы локальный и стадиальный подходы. Но именно такой путь изучения истории цивилизаций следует признать наиболее плодотворным. Он будет использоваться и в данном учебном пособии, насколько это позволяет сделать уровень разработки такого единого подхода в современной исторической науке.

mirznanii.com


Смотрите также