Орошение древний египет. Ирригационные системы: история появления и использование в современном мире
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Приспособления для полива садов и огородов в древнем египте. Орошение древний египет


Орошение полей в Древнем Египте

Презентация для 5 класса \

Земледелие в Древнем Египте начиналось с того, что в долине Нила кочевники стали оседлыми земледельцами. Они начали разводить злаки, росшие в Египте в диком виде. В еще влажную после разлива почву земледельцы бросали зерна ячменя или пшеницы и снимали два-три урожая в год. Заметив, что урожай увеличивается, если почву перед посевом вспахать, египтяне перешли к обработке земли.

Древние египтяне первоначально землю вскапывали мотыгой. Позднее появился деревянный плуг. Его тащили животные или люди.

Засеяв поле, египтяне гнали на него коз, овец, свиней, чтобы они втоптали зерна в землю. Жали египтяне деревянными серпами с закрепленными в них острыми кремневыми вкладышами. Земледелие в Древнем Египте Снопы раскладывали на току и прогоняли по ним скот, копытами выбивавший зерно из колосьев. Обмолоченное зерно веяли, подбрасывая совками. Чистым ячменем или пшеницей заполняли вырытые в земле ямы.

Более чем за четыре тысячи лет до н. э. земледелие в Древнем Египте сделалось главным занятием египтян. Важную роль так же в жизни древнейших обитателей Египта играло и скотоводство. Египтяне разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней. Лошадь в Египте появилась с середины второго тысячелетия до н. э. Египтянам было известно стойловое содержание скота.

Орошение полей в Древнем Египте

Орошение полей в Древнем Египте, приходилось делать по тому что, древним египтянам приходилось бороться с разливами Нила. Чтобы оградить свои тростниковые хижины от наводнений, они сооружали насыпи, не пропускавшие воды

Население Египта росло. Земель, заливаемых Нилом, стало не хватать. Древние египтяне начали делать орошение полей, задерживать воду при помощи плотин, чтобы она не ушла в русло реки. Страна покрылась сетью каналов.

Чтобы поднять воду на участки, не заливаемые Нилом, египтяне пользовались шадуфом. К столбу прикреплялась поперечная жердь. На одном ее конце находилось кожаное ведро, на другом, для противовеса, камень. При помощи шадуфа египтяне наполняли каналы водой, которая, растекаясь, поила корни растений. Так труд людей еще в те далекие времена принес им первые победы над природой. Постоянное орошение полей в Древнем Египте приносило достаточно хороший урожай.

В городе, как и в деревне, каждый хозяин дома старался иметь свой сад, где бы он выращивал свои фрукты и овощи. Особенно трудоёмкой была поливка садов. Кстати, это единственная из садовых работ, о которой мы что-то знаем. Сад с огородом был разделён на небольшие квадраты канавками, пересекавшимися, под прямым углом. Долгое время, и даже в эпоху Среднего царства, садовники ходили к водоёму, наполняли водой глиняные круглые кувшины, своего рода лейки, приносили их, подвесив по две на коромысло, и выливали в головную канаву, откуда вода разливалась по другим канавкам, орошая весь сад. Это была нудная и тяжёлая работа. Изобретение шадуфа, наверное, показалось, древним египтянам истинным даром богов.

На берегу водоёма вкапывали вертикально толстый столб высотой примерно в два человеческих роста. Его могло заменить дерево с обрубленными ветвями, если оно стояло на подходящем месте. К нему привязывали длинный шест, чтобы он мог вращаться во всех направлениях. К толстому концу шеста привязывали тяжёлый камень. К тонкому подвешивали на верёвке длиной в пять-шесть локтей сосуд из холста или обожжённой глины. Крестьянин тянул верёвку вниз, чтобы наполнить сосуд, затем вверх, чтобы поднять его. Он вливал в желоб и всё начинал сначала. В саду Ипуи работало одновременно четыре шадуфа.

Эти примитивные приспособления довольно эффективны, что подтверждает их существование до сих пор. Однако, похоже, что египтяне Нового царства, по-видимому, использовали их только для полива садов. Их нет ни на одной сцене, изображающей работу на полях. Что касается сакиэ, колёса с горшками , чей скрип сегодня кажется неотделимым от египетской деревни, то о нём в документах врёмен фараонов ни разу не упоминается. И неизвестно даже, когда именно появилось оно в Нильской долине. В некрополе жрецов Тота в Гермополе, неподалёку от гробницы Петосириса, в Антиное и в храме Таниса были найдены два колодца большого диаметра. Первый из них ясно предназначался для сакиэ, однако эти колодцы не могли быть древнее гробницы Петосириса, которая относится, скорее всего к царствованию Птолемея Сотера.

Землевладение в Древнем Египте

Египет. Порождение Нила (3) (shed)Ранним царством называют период охватывающий правления I-II династий по Манефону. Древним же царством принято считать правления III-VIII династий. Основная масса сведений об этом периоде дошла до нас в форме расписанных красками рельефов и надписей, покрывающих стены внутренних помещений гробниц вельмож Древнего царства. Основой экономики Египта в этот период было сельское хозяйство. Вся долина Нила является по существу

гигантским оазисом. Если бы не Нил, то весь Египет представлял бы собой пустыню, подобную Ливийской. Особенностью водного режима Нила, определяющей его огромное народнохозяйственное значение, являются периодические и регулярные разливы. Вследствие ливней, выпадающих в тропической Африке, и таяния снегов на горных вершинах вода в Ниле к середине июля начинает пребывать. Наивысший уровень воды в Ниле бывает осенью, когда река

заливает огромные прибрежные пространства. На залитой почве осаждается ил, приносимый рекой с ее верховьев. Вся плодородная почва долины Нила состоит из мощных отложений речного ила; она легко поддается обработке и отличается исключительным плодородием. Своеобразие истории древнейшего Египта состояло в том, что здесь в силу природных условий страны даже при тогдашнем уровне развития техники оказался возможным огромный рост

производительности земледелия. Могучую реку Нил, не только орошавшую землю, но и отлагавшую при ежегодных своих разливах плодоносный ил, человеку необходимо было освоить для того, чтобы она могла играть важную роль в развитии хозяйства. Без искусственных осушения и орошения долина Нила оставалась бы топкой низиной посреди зыбучих песков. Осваивать реку, т.е. копать оросительную сеть, насыпать водопреградные насыпи, содержать в исправности все эти сооружения, открывать и закрывать протоки, можно было при помощи несложных орудий - мотыги и корзины для переноски земли. На изображении, дошедшем до нас от времени одного из додинастических царей, показаны его подданные, голыми руками и мотыгой работающие на многоводном протоке. В представлении современников I династии любая область их страны была прежде всего орошаемой землей; само слово область

Ирригация

Фараоны уделяли большое внимание проведению ирригационных работ, благодаря чему система орошения  достигла в Египте высокого развития. Долина Нила была покрыта каналами, плотинами и дамбами. Египтяне сумели освоить даже высокие поля — те земли нильской долины, куда вода не поднималась при разливе реки. Они придумали простые устройства, позволявшие поднимать воду выше уровня реки. Ирригация в древнем египте была очень важна для жителей этой страны.

Источники: antiquehistory.ru, anc-egipt.narod.ru, referat.ru, otvet.mail.ru, nsportal.ru

Это интересно

Северный ветер у римлян

Северный ветер, который греки называли Бореем , холодный, но благоприятный для Европы и Малой Азии. А ...

Собаки из племени оджибва

Поскольку люди и собаки живут вместе большее время, об их взаимоотношениях сложилось много легенд. В легенде, принадлежащей ...

Древние боги Олимпа

Древние боги Олимпа по ряду признаков сопоставимы с падшими ангелами, что может говорить об одних и ...

Самолет на электротяге

Уже сегодня можно увидеть Airbus A320, оснащённый совместной разработкой Safran и Honeywell. Речь идёт о системе EGTS, позволяющей ...

  • Битва на Курской дуге

     В Пакистане 7 февраля 2012 года к берегам Карачи прибило настоящее чудовище: это самая большая акула в мире! Длина громадины составляет 12 метров, а ее...

  • Борьба за независимость Италии - начало

    Некогда скрытый под детской площадкой, сегодня под стоянкой для машин и все еще окруженный многоквартирными домами бункер фюрера перестал быть таинственным местом для миллионов...

objective-news.ru

Ирригация древнего Египта

шадуфВ древнем Египте тратилось довольно много усилий на разработку средств, благодаря которым можно было орошать поля. Самотёком вода могла достичь лишь тех участков, которые находились в низинах. Для поливки полей, находящихся выше, приходилось заливать воду на другую сеть каналов, а затем в следующую, которая располагалась ещё выше.

Изначально, люди поднимали воду при помощи кожаных вёдер. Это был достаточно трудоёмкий процесс. Первое устройство, упрощающее подъем воды называлось шадуф, и было изобретено в середине III тысячелетия до нашей эры. Он выглядел как обычный рычаг, с одного конца которого крепилось ведро, а с другой - противовес.

Казалось бы, простое устройство, но при помощи него один работник в час мог поднимать до 3.5 тонн воды!

Шадуф быстро распространился по многим странам, где его используют и поныне. Например, в русских колодцах нередко можно заметить устройство, напоминающее журавля. На деле же, этот журавль и есть шадуф.

Следующим изобретением, ещё более эффективным и упрощающим работу стало водоподъемное деревянное колесо, внутри которого размещались кувшины. Вращаясь, вода непрерывно поступала в лоток, а опускаясь в реку, кувшин вновь зачерпывал её.

Поначалу, словно хомяку, рабочему приходилось приводить колесо в действие, ровно таким же образом. Несмотря на утомительную работу, производительность была на высоком уровне. Вскоре была разработана система из двух колес, связанных передачей. В первом колесе животное ходило по, а оно в свою очередь приводило в движение второе. Изредка можно встретить подобную конструкцию в Египте и сегодня. Работает она как всегда исправно, хоть сейчас и не обходятся без электрических насосов и прочей современной техники.

Как и раньше, жизнь Египта во многом зависит от могучей реки. Где она протекает, земля даёт урожаи там и заселяются люди. Вся остальная территория усеяна пустынями: Аравийская, Нубийская и Ливийская.

Постройка ирригационной системы требовала от Египтян не только технических навыков, но и во многом математических. Ведь важно было рассчитать высоту так, чтобы поднявшись, остальную часть пути вода спускалась самотёком. Так и появились первые инженеры, люди, умеющие руководить строительством и знающие все его тонкости. Бесценные знания записывались на папирусе, дабы последующие поколения могли пользоваться наработками предков.

Эти знания были доступны лишь узкому кругу людей, называвшихся жрецами. Им были доступны все достижения цивилизации в астрономии, математике и прочие научные знания. Великие памятники древнего мира, пирамиды были построены так же под руководством жрецов.

www.vseznayka.kiev.ua

история появления и использование в современном мире

Еще в школе при изучении истории древнего мира мы сталкивались с таким понятием, как «ирригационные системы». Тогда нам рассказывали о том, что это одно из величайших открытий человечества, которое помогло выживать. Откуда же оно происходит и что это за понятие такое? Немного освежим знания.

ирригационные системы

Что такое ирригационные системы?

Ирригация, или орошение, – это специальный способ подвода воды на земли, засеянные различными культурами, с целью увеличения запасов влаги у корней и, соответственно, усиления плодородия почвы и ускорения роста и созревания культур. Это один из видов мелиорации земли.

Способы орошения земли

В современном мире существует несколько способов ирригации земли:

  1. Полив происходит по специальным бороздам в земле, куда вода подается с помощью насоса или из канала для орошения.
  2. Разбрызгивание – вода рассеивается по участку из проложенных труб.
  3. Система аэрозоля – с помощью мельчайших капель воды охлаждается приземной слой атмосферы, тем самым создавая благоприятные условия для роста растений.
  4. Внутрипочвенная ирригация – вода подается в прикорневую зону культур под землей.
  5. Лиманная ирригация – орошение происходит один раз весной при помощи вод местного стока.
  6. Система дождевания – тут ирригация происходит с помощью самоходной системы, которая использует накопившуюся дождевую воду.

Все эти системы были модернизированы и усовершенствованы человеком. Были придуманы и внедрены новые технологии и методы. А вот зародилась в наименее механизированном виде ирригационная система в Древнем Египте. Произошло это еще до нашей эры.

Как работала первая ирригационная система?

Самая первая ирригационная система земледелия в мире была придумана у подножья реки Нил. Люди стали замечать, что когда Нил разливается, он приносит на засеянные участки воду и ил, которые способствуют ускоренному росту растений и повышенному урожаю.

Уже тогда люди стали прокладывать специальные каналы и дренажные стоки к земельным участкам. Благодаря этому вода при разливе не просто затапливала весь участок, а поступала именно туда, куда было необходимо.

Также со временем люди стали выкапывать особые резервуары, где вода могла сохраняться и использоваться немного позднее для полива или других целей, поскольку известно, что дождей можно было ожидать подолгу, и Нил был единственным источником воды.

ирригационная система в древнем египте

Ирригационная система Древнего Египта называлась системой бассейнового типа. А называется именно так, потому как по каналам, окружавшим земельный надел, постоянно шла вода. И доступ к культурам ей открывали тогда, когда это было необходимо. Так получалось, что когда доступ открыт, земельный участок заливался водой и выглядел как бассейн. Когда, по мнению земледельцев, поле насыщалось влагой в достаточном объеме, вода спускалась через специальный сточный канал. Первое время вода выпускалась куда придётся – на соседние поля. Но вскоре система была улучшена, и вода возвращалась в каналы, откуда она поступила.

История появления систем орошения

Ирригационные системы также широко использовались в странах Древнего Востока – Месопотамии, Китае, Передней Азии.

ирригационная система земледелия

Очень часто эти страны подвергались нападениям, и оросительные системы становились предметом эксплуатации, замедляя процесс развития государства. Несмотря на это, люди их все равно возрождали и продолжали совершенствовать.

Со временем от русел рек люди стали отводить каналы и задерживать воду с помощью первых примитивных дамб и плотин. Ввиду этого удавалось вовремя орошать поля в течение всего периода созревания культур.

Использование систем орошения в современном мире

В современном мире понятие ирригационная система применяется не только для сферы земледелия. Не многие знают, но существует такое узкое понятие, как «ирригация полости рта». Да, термин «ирригация» также используется в медицине, в частности в стоматологии.

В этой области медицины есть такой прибор, как физиодиспенсер. Этот аппарат может использоваться в челюстно-лицевой хирургии, эндодонтии, а также в имплантологии.

Ирригационные системы для физиодиспенсера – это специальные трубки, с помощью которых в процессе и по окончании всех процедур полость рта промывается специальным медицинским раствором или струей чистой воды.

Среди медицинских препаратов, которые могут использоваться для ирригации в стоматологии, наиболее распространенными являются фурацилин, гипохлорит натрия, хлорофиллипт, а также травяные отвары.

ирригационные системы для физиодиспенсера

Жидкость в такую систему подается под давлением от 2 до 10 атмосфер, благодаря чему она очищает полость рта от мелких осколков, дезинфицирует, а также выполняет массажную функцию десен.

Ирригационные системы в стоматологии – актуальная технология, поскольку это незаменимая вещь в работе врача, а также обеспечивающая здоровье зубов и десен пациента.

Заключение

Таким образом, стоит отметить, что оросительные системы - все-таки великое открытие, поскольку используется в мире повсеместно. Многие даже не знали о том, что сегодня ирригационная система – это не только система полива полей, но еще и необходимая вещь, используемая в медицине полости рта – стоматологии.

fb.ru

Приспособления для полива садов и огородов в древнем египте

Шадуф — водоподъемное сооружение типа журавля в Древнем Египте. Он представлял собой рычажное устройство. К одному концу длинного шеста крепилось ведро, к другому груз.

Геродот наивно полагал, что после посевных работ египетский земледелец сидел, сложа руки до самой жатвы. Если бы он действительно так поступал, он не собрал бы приличного урожая, потому что даже в Дельте не выпадает достаточно дождей и поля приходится орошать, И тем более в Верхнем Египте, где земля сразу высыхала и злаки тут же увяли бы, как ячмень в саду Осириса, оставленном без присмотра. Таким образом, орошение было суровой необходимостью.

Когда разливы спадали, чтобы отвести воду от речных берегов к полям, прорубались специальные каналы. А чтобы поднять воду из реки и наполнить ею каналы, египтяне использовали устройство, называемое «шадуф». Он состоит из подпорок, на которых крепился столб с противовесом.

Выбери правильный ответ из предложенных вариантов. Удачи!!!

1. Где находится Египет
в северо-восточной части Африки
в центральной Азии
в центральной Африке
2. Приспособление для полива садов и огородов в Древнем Египте
Рельеф
Оазис
Шадуф
3. Что ввозили торговцы в Древний Египет
папирус
древесину
хлеб
4. Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма
из шкур животных
из пальмовых листьев
из тростника
5. Как называется река, протекающая по территории Египта
Нил
Тигр
Ефрат
6. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами
амулет
саркофаг
мумия
7. Царские советники, знать в Древнем Египте
жрецы
вельможи
писцы
8. Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте
саркофаг
пирамида
мумия
9. Кто набирался в армию в Древнем Египте
каждый десятый юноша-египтянин
каждый второй раб
все вельможи
10. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида
Эхнатон
Хеопс
Хафра
11. Кто впервые описал жизнь древних египтян
Геродот
Хаммурапи
Крез

Древнейшие сады мира Считается, что первой цивилизацией, культивировавшей искусство создания садов и парков, был Древний Египет. Археологические находки, барельефы, рисунки и надписи не оставляют сомнений в том, что у египтян, от фараона до простолюдина, существовало благоговейное отношение к садам как к дарам небес. Например, надпись на гробнице видного сановника рассказывает, что он построил дом, вырыл бассейн и посадил деревья. Под сады отводилисьогромные пространства и в частных владениях, и на городских площадях. Один из таких садов изображён на стене зала Анналов в Карнакском храме: фараон Тутмос III отдыхает среди тенистых деревьев. Садами славилась древняя столица Фивы. Существовали сады и при больших храмах, например храмах Ментухотепов.

Роспись гробницы. 1380 г до н.э.

Фараон Рамсес III расширил сады и леса. «Я заставил плодоносить все деревья и растения на земле. Я сделал так, чтобы люди могли сидеть в их тени», — говорил он. Фараон разбил огромные сады в резиденции своегопрославленного предка Рамсеса II, вдоль священного пути устроил роскошные цветники, посадил виноградники, чтобы у бога Атума было вдоволь вина, и оливковые рощи, дававшие «наилучшее в Египте масло, чтобы ярко горело пламя в священном дворце». Более других Рамсес III почитал храм Хора: «Я заставил расцвести священную рощу, которая находится в его ограде. Я заставил зазеленеть папирусы, как в болотах Ахбит (где, согласно мифу, жил Хор-младенец). А Они были в небрежении с древнейших времён. Я сделал цветущей Священную рощу твоего храма и дал ей место, которое было пустыней. Я назначил садовников, чтобы всё плодоносило». Знаменит был и парк царицы Хатшепсут, а фараон Тутмос IV привёз из похода в Палестину коллекцию редких растений и приказал сделать барельеф с их изображением. Это древнейшее свидетельство о ботаническом саде.

Пир в саду Ашшурбанипала. Барельеф из дворца в Ниневии. VIII век до н.э. Британский музей. Лондон.

После каждой военной кампании сады египтян пополнялись новыми растениями. Из Персии они вывезли резеду, мак, мирту и клещевину, из семян которых получали масло для обрядовых действ. В царствование Клеопатры (I в. до н. э.) в Египте увлекались разведением роз. Их лепестки толстым слоем устилали полы пиршественных залов прославленной царицы, розовые венки украшали головы пирующих, возлежавших на подушках, наполненных розовыми лепестками. Благоухающие розы обвивали кубки с вином, стены и колонны залов. Прекрасным садам Клеопатры и её розовым пирам пытались подражать знатные римляне. За цветы, вывозившиеся целыми кораблями, они платили египтянам огромные деньги.Вероятно, именно в Древнем Египте были созданы первые образцы регулярной планировки садов, сочетающие красоту и пользу, изящество и утилитарность. В гробнице одного из полководцев фараона Аменофиса III в Фивах сохранилось изображение сада как бы с птичьего полёта: на квадратном участке земли, окружённом высокой стеной, симметрично расположены аллеи деревьев и изысканной формы бассейны с водоплавающими птицами, а в середине сада разбит виноградник. Здесь же находится жилой дом.

Роспись гробницы. Египет. 1350 г. до н.э. Британский музей Лондон

В тени деревьев нередко ставили изящные беседки для трапез. Под деревянными навесами в кувшинах охлаждались напитки, а на столах и подставках красиво размещались изобильные яства. Воздух был напоён ароматом цветов. Более всего чтили лотос, посвящённый богу заходящего Солнца Осирису и богине плодородия Исиде. В садах, как правило, устраивали квадратные или прямоугольные пруды либо бассейны, облицованные камнем; в них цвели водяные лилии и плавали утки. Иногда разводили почитавшихся священными крокодилами, змей, ящериц и т. п. Пруды с папирусами, кувшинками и лотосами положили начало так называемым водяным садам. Каменные ступени вели к причалу, где для увеселения хозяев и гостей почти всегда стояла лодка.

Сбор урожая. Роспись гробницы. Египет 1567-1320 гг. до н. э.

Из всех садовых работ самой трудоемкой являлся полив. Еще в эпоху среднего царства садовники ходили к водоёму с глиняными кувшинами — прообразами лейки, подвешивали их на коромысло и приносили к главной канаве; вылитая в неё вода растекалась по другим канавам и орошала сад. Эта однообразная и тяжёлая работа отошла в прошлое лишь с изобретением шадуфа. На берегу водоёма вкапывали массивный столб высотой примерно в два человеческих роста, к нему прикрепляли длинный шест, вращавшийся во всех направлениях. К толстому концу шеста привязывали камень, а к тонкому подвешивали на верёвке холщовый или глиняный сосуд. Верёвку тянули вниз и наполняли сосуд, а потом его поднимали вверх и выливали воду в жёлоб. С помощью такого примитивного приспособления смогли решить проблему полива садов. Кстати, шадуфы существуют и по сей день.

Роспись гробницы. Египет. 129701185 гг. до н.э.

Уже во времена Древнего, а тем более Среднего царства хозяин дома и в городе, и в деревне старался иметь свой сад, где выращивал фрукты и овощи. Египтяне любили прямые линии, и потому их сады разделялись на квадраты и прямоугольники ровными тенистыми аллеями из деревьев и виноградных шпалер с цветниками. Состоятельный египтянин Анена собрал в своем саду почти все деревья, росшие в нильской долине: сикомор, финиковую, фиговую, кокосовую и другие виды пальм, ююбу, акацию, тамариск, гранат, персик, тис, а также деревья, породы которых определить не удалось. Известно, однако, что их насчитывалось 18. В садах и рощах каждому виду растений — пальмам, смоковнице, эбеновому дереву — отводили отдельные симметричные квадратные участки. Растения высаживали стройными рядами по росту: самые высокие помещали ближе к ограде, а самые низкие — к середине сада, к пруду.

Ворота Иштар. Вавилон. Мессопатамия. VI в. до н.э.

Если верить Страбону, то при дворце знаменитого царя Соломона (X в. до н.э.) находился бальзамический сад, где выращивали ценные пряности. Один из царских покоев напоминал павильон, украшенный деревьями и растениями из металла, сделанными так тонко и искусно, что их можно было принять за настоящие. По другим сведениям, при дворце Соломона существовал:: богатых сада с бассейнами и редкими рыбами. Древние иудеи уподобили царя могучему дереву, растущему в раю в самом центре земли. С подобными представлениями во многих религиях народов мира связана идея царя строителя святилищ с садом, где растёт древо жизни. Весь мир — это сад главного божества, а царь в нём — садовник.Висячие сады.

Руины висячих садов.

Великолепные сады украшали города Древней Месопотамии. Известно, что ещё в XXII в. до н. э., в правление шумерского царя Гудеа, создавались виноградники, окружённые живыми тростниковыми изгородями. Ассирийский царь Тигратпаласар I (около 1100 г. до н. э.) с гордостью сообщал: «Кедры и буки, а также такие породы деревьев, которые никто из моих предшественников не разводил, привёз я из завоёванных мною земель и посадил в парках моей страны. Также посадил я в ассирийских парках дорогие садовые насаждения, которых раньше не было в моей стране». Удивительно, но воинственные и жестокие ассирийские цари с невероятной нежностью относились к садам, окружавшим их роскошные дворцы, всячески восхваляли и неизменно изображали на барельефах и стелах.Но особую славу обрели вавилонские висячие сады, считавшиеся одним из чудес света и описанные античными историками Диодором, Страбоном и Геродотом. Прихотливая память потомков ошибочно связала их с именем ассирийской царицы Семирамиды. В действительности величайшие сады древности посвящались другой женщине.

На фреске видны положенные на алтарь бога Ра лотосы и цветочные гирлянды. Египет.

Самый знаменитый царь Вавилона Навуходоносор II (605—562 гг. до н. э.), при котором город достиг невиданного расцвета, любил свою молодую жену, мидийскую принцессу. Она выросла среди зелёных холмов Мидии, наслаждаясь шелестом листьев и тенистой прохладой деревьев, и потому в душном и пыльном Вавилоне задыхалась и тосковала. Навуходоносор доказал, что любовь может творить чудеса: в самом центре жаркой и знойной пустыни он создал для жены образ её далёкой родины. Лучшие математики и зодчие обдумывали проект, лучшие строители воплощали его в жизнь, а ремесленники без устали лепили и обжигали кирпичи. Выло возведено четыре яруса прямоугольныхтеррас, соединённых широкими лестницами. По замечанию древнегреческого историка Диодора, они сужались кверху, «подобно театру».Своды ярусов висячих садов опирались на высокие 25-метровые колонны. Террасы, сообщавшиеся витыми лестницами, выложили каменными плитами, покрыли слоем камыша и залили асфальтом. Потом сделали прокладку из двойного ряда кирпичей,скреплённых гипсом, а сверху положили свинцовые листы, чтобы вода не просачивалась вниз. Поверх насыпали толстый слой плодородной земли.

Бассейн в саду. Роспись гробницы наместника дельты Нила. 1350 г. до н.э. Британский музей. Лондон

Создание садов явилось весьма трудоёмким делом. Из далёких краёв повозки, запряжённые быками, везли саженцы редких деревьев, завёрнутые во влажную рогожу; семена диковинных растений и трав. День и ночь рабы качали воду из Евфрата, поднимая её на верхнюю террасу, откуда журчащие струи сбегали вниз. Сад производил ошеломляющее впечатление: казалось, будто громадная зелёная, цветущая пирамида, орошаемая фонтанами, парила в воздухе.Вавилоняне многое восприняли от своих предшественников, шумеров, для которых сады являлись одним из главных источников богатств. В древней легенде рассказывается о трудолюбивом и опытном садовнике по имени Шукаллитуда. Все его усилия вырастить прекрасный сад были тщетны: как бы заботливо он ни ухаживал за растениями, они засыхали, а яростные ветры покрывали лицо его сада «пылью гор». Тогда садовник обратил взор к небу и звёздам, изучил небесные знамения и постиг законы могущественных богов. Благодаря этому Шукаллитуда обрел новую мудрость …узнал решенья божьи.В саду, в пяти, в десяти местах укромных,Он там посадил по дереву, их сень — защита.Сарбату-дерево, с листвою густою, тень его кроны — сень-защита.Тень его ни в рассвет, ни в полдень,Ни в сумерки никуда не уходит.(Перевод Крамера)

Царская охота. Каменный барельеф из дворцы Саргона II. Ассирия VIII до н.э.

Восторженные описания висячих садов оставили и современники Александра Македонского. Восхищённый красотой Вавилона, великий полководец даже намеревался сделать его столицей своей колоссальной империи. Но честолюбивым замыслам не суждено было сбыться. Летом 323 г. до н. э. в душном и раскалённом Вавилоне Александр мучился от приступов неведомой болезни. Ложе царя перенесли из дворца в сады. Наверное, здесь он вспоминал родную Македонию с её тенистыми дубравами, тосковал по запаху трав и шороху листвы. В висячих садах его и настигла смерть.По примеру Вавилона висячие сады создавались в Древнем Египте, Греции, Риме. В XVI—XVIII вв. в Московском Кремле при жилых покоях царя и царицы устраивали особые верховые сады, изобиловавшие диковинными заморскими растениями. При императрице Елизавете Петровне висячий сад находился над колоннадой вдоль Невского проспекта и реки Фонтанки в Аничковом дворце. Возвели висячий сад и в Зимнем дворце при Екатерине Великой; он сохранился в Эрмитаже до сих пор.

cvetnik-doma.ru

АРХЕТИПИЧЕСКИЙ КОНТРАСТ. Природа и власть [Всемирная история окружающей среды]

2. ЕГИПЕТ И МЕСОПОТАМИЯ: АРХЕТИПИЧЕСКИЙ КОНТРАСТ

«Вся Вавилония, как Египет, пронизана каналами», – пишет Геродот. Но между ирригационными системами этих стран было и большое различие: в Египте люди лишь пускали на свои поля речную воду, а в Вавилонии – носили ее на пашни собственными руками или качали водокачками. В то же время ученому греку бросилось в глаза, что в Вавилонии, благодаря оросительной системе, превосходившей по плодородию все известные ему земли, не было плодовых деревьев – известных символов долголетия и стабильности. Классический контраст, описанный Геродотом, отчасти прослеживается и в современной литературе. На одном полюсе – Египет, «дар Нила», модель ненасильственного, созвучного природе водного хозяйства, символ вечности, тысячелетней стабильности (вплоть до сооружения уже в наши дни Ассуанской плотины). На противоположном полюсе – Месопотамия, архетип затратного орошения, принуждения и постоянной борьбы с пустыней, повторяющиеся войны, хаос и насилие, наглядно выступающее уже в игре мышц на изображениях ассирийских царей. Нил – символ животворящей реки, приходящей и уходящей как по обещанию, чьи мягкие разливы ежегодно дарили земле тучность и плодородие и на протяжении всего течения реки сопровождались празднествами и культовыми церемониями. Какой резкий контраст к непредсказуемым Евфрату и Тигру, вечно меняющим свои русла! Для природы Египта характерна уникальная, неповторимая четкость: глубоко врезанная, изумительно плодородная долина Нила, а по обеим его берегам – высоко расположенные пустынные земли, об орошении которых нечего было и думать. В Месопотамии не было ничего определенного, ничего заданного. Орошение открывало путь земледелию, и ничто не тормозило его экспансию. Дорогие и трудоемкие ирригационные системы позволили этой стране, обиженной природой в сравнении с Египтом, намного превзойти своим богатством долину Нила. Но Евфрат и Тигр несли в 5 раз больше твердых осадков и в нижних своих течениях имели меньший перепад высот, чем Нил, так что постоянно заносили илом гавани и заболачивали поля. Вместо теснившихся в долине деревень, как на берегах Нила, здесь были города, которые стремились – тщетно, как оказалось впоследствии, – обрести власть над землей и спорили между собой за воду. Месопотамия с самого начала расплачивалась за искусственное орошение медленным и неуклонным засолением почвы. В Египте вода уходила сама, естественным путем, и уносила с собой лишнюю соль. В Месопотамии с ее болотами свирепствовала малярия, самой знаменитой жертвой которой стал Александр Великий. Египет вплоть до XIX века считался здоровой страной. Правда, пристальный взгляд разглядит признаки засоления и в Египте, около 1800 года основной зерновой культурой здесь стал толерантный к соли ячмень (см. примеч. 18).

Карл В. Бутцер, посвятивший десятки лет установлению связей между египтологией и экологией, теорию Витфогеля отвергает: предположение о том, что возникновение централизованной власти на Ниле – это неизбежное последствие ирригации, он считает принципиально неверным. Он не доверяет тем сведениям, которые слышал Геродот – что первые фараоны обнаружили на Ниле болотистую дикую местность, которую им только предстояло освоить и обустроить при помощи разветвленной сети каналов. По мнению Бутцера, все было иначе. Крестьяне населяли долину Нила задолго до эпохи Царств, сама река без особых технических усилий делала эти земли плодородными. Хотя искусственное орошение действительно началось с эпохи Царств, но управление оросительными сооружениями и во времена фараонов осуществлялось на местном уровне, не централизованно. Хотя есть сведения, что Мина, первый фараон (по Геродоту), построил большую плотину для защиты столицы от наводнений, но уже во время строительства она была разрушена сильной приливной волной. Немецкий ученый Гюнтер Гарбрехт считает, что после этого египетские инженеры тысячи лет не отваживались на подобные стройки. До 1843 года в долине Нила не существовало систем из запруд и каналов (см. примеч. 19).

Но и это еще не вся история. Полностью полагаться на природу Нила было нельзя. Уже Геродот знал, что Нил со временем меняется: он глубже врезается в свое ложе, а вода его выходит из берегов только в том случае, если ее уровень достигает определенной высоты. Такое случалось не каждый раз, бывали и годы засухи, как донесла до нас библейская история о Иосифе. И даже в тучные годы приливная волна без помощи искусственного орошения доходила не до всех частей долины (см. примеч. 20). В конце Древнего царства Египет поразили тяжелейшие засухи, совпавшие с периодом, известным в политической истории как «темные века».

После 2000 года до н. э., в эпоху Среднего царства, на историческую сцену выходят фараоны, которым подходила модель Витфогеля. Проводимые ими ирригационные работы были столь масштабны, что некоторые египтологи говорят о «ирригационной революции», а сами фараоны остались в памяти как спасители. Геродот пишет, что со времен фараона Сесостриса (Сесострис III, примерно 1850 год до н. э.) долину Нила из-за большого количества искусственных каналов уже нельзя было перейти посуху. О его преемнике Аменемхете III в народе складывали песни: «Он сделал Египет более зеленым, чем сам Великий Нил». Понятно, что это сильное преувеличение – все оросительные системы фараонов могли лишь отчасти подправить капризы Нила. Видимо, только в эпоху Нового царства, во второй половине второго тысячелетия до н. э., на берегах Нила появляется шадуф – водоподъемное сооружение, сделавшее возможным орошение полей при низком уровне воды в Ниле (см. примеч. 21). Но его простой рычаговый механизм не мог сделать орошение больших площадей независимым от разливов Нила. Именно простота этого механизма и объясняет, почему засоление почв в Египте в течение тысяч лет оставалось ничтожно низким.

Сдержанность Древнего Египта по отношению к гигантским гидравлическим проектам была нарушена лишь один раз. Этим исключением стало завершенное в эпоху Аменемхета III (ок. 1853–1806 годов до н. э.) освоение Файюмской низины, в том числе сооружение водохранилища, которое еще Геродот считал одним из чудес света. Один из старых боковых рукавов Нила соединял его с долиной Великой Реки. При высоком уровне воды оно заполнялось, в сухое лето – отдавало воду. Это позволяло получать несколько урожаев, но повышало опасность засоления. Впоследствии Птолемей II (285–246 годы до н. э.) осушил водохранилище, чтобы на полученных землях расселить греков (см. примеч. 22). Сегодня его местоположение никто точно не знает, и даже само существование водохранилища у некоторых специалистов вызывает сомнения. В истории Египта попытки круглогодичного орошения так и остались локальным эпизодом.

В отличие от Древнего Египта, претендующего войти в учебные планы по экологической истории в качестве идеальной модели, Месопотамия, напротив, могла бы служить примером предостережения. Начинается это уже с древнейшей высокой культуры – шумерской: в популярных версиях истории окружающей среды шумеры нередко выступают в роли первых экологических самоубийц и служат подходящим вступлением к пессимистической версии экологической истории как разрушения природы человеком. Затерянные в пустыне величественные руины Ура и Урука с момента их открытия наводили на мысль, что здесь погибла не только культура, но и окружавшая ее среда. Вопрос только в том, вызван ли упадок природы упадком культуры или же сама культура погубила окружающий ее мир. До XX века казалось ясным, что к наступлению пустыни привел упадок оросительных систем, и что новые ирригационные программы вновь превратят Междуречье в Эдемский сад. Лишь после того как иракское государство проверило эту версию на деле, стали понятны истинные масштабы засоления (см. примеч. 23). Тогда усилилось подозрение, что именно тысячелетнее орошение могло послужить причиной превращения этой земли в пустыню, точнее – длительное орошение без пара и залежи, без необходимого дренирования и в сочетании с вырубкой лесов.

Действительно, признаки засоления почв известны уже с шумерских времен. Оно было тем более необратимым, что усиливало естественный процесс, шедший и без участия людей. Полностью беззащитными перед ним шумеры не были – они расширяли посадки ячменя. Многочисленные свидетельства позднешумерской эпохи, так называемой III Династии Ура (ок. 2000 лет до н. э.) дают наглядную картину управления системой каналов и ликвидации ущерба от эрозии. Свод законов Хаммурапи (ок. 1800 лет до н. э.) содержит строгие правила в отношении ирригации, однако предполагает индивидуальную ответственность: «Если человек не уберег свою дамбу от разрушения, не усилил ее в случае необходимости, так что дамбу прорвало, и вода залила поля, то человеку, чью дамбу прорвало, надлежит возместить уничтоженное зерно» (см. примеч. 24).

Археологические раскопки обширных ирригационных систем древности требуют очень больших сил и средств, находки трудно поддаются датировке, к тому же, как правило, значительные части каналов в более поздние времена были вновь засыпаны. Поэтому говорить о ранней истории оросительных систем можно лишь с большой осторожностью. Роберт Мак Адамс, изучавший основные центры Месопотамии, как и Бутцер, приходит к заключению (впрочем, далеко не бесспорному), что и там крупные оросительные сооружения были в древности исключением. Так же как в долине Нила, земледельцы обходились без обширных сетей орошения, управляемых из центра; появление централизованной власти нельзя объяснить экономико-экологическим императивом, даже если письменные документы, прославляющие деяния правителей, оставляют другое впечатление. Крупные каналы хотя и строились, но функционировали недолго (см. примеч. 25). Контраст между ирригационными культурами Египта и Месопотамии первые тысячелетия не был столь экстремален, как часто думают. Даже эллинистическо-римская эпоха не могла усилить пагубные тенденции, иначе как можно объяснить, что 1000 лет спустя поблизости от двойной метрополии Селевкия-Ктесифон расцвел Багдад.

За пределы своих экологических возможностей Месопотамия, видимо, начала выходить на удивление поздно, только в позднеантичное время, в эпоху Сасанидов, а кульминация бедствий относится к раннеисламскому времени, эпохе Аббасидов. Вавилонский учебник по земледелию, относящийся предположительно к эпохе Сасанидов, еще отмечен духом агрикультурного завоевания, стремления к освоению земли и борьбы с пустыней, но вместе с тем и осознанием климатической угрозы (см. примеч. 26). Видимо, в это время и в последующую исламскую эпоху вошли в активное употребление нории – водоподъемные механизмы с водяными колесами. Они позволили орошать такие участки, до которых вода сама по себе не доходила, и перейти к круглогодичному орошению с получением нескольких урожаев в год. Это означало ликвидацию пара и залежи, снижавших засоление почв. Вероятно, что в долгосрочной перспективе это привело к сильному обострению проблемы засоления. Кроме того, чем крупнее и комплекснее была ирригационная система, тем больше ее функционирование зависело от административного принуждения. Как только оно ослабевало, части оросительной системы давали сбой. Вызванные им периоды голода усиливали дестабилизацию системы, и таким образом запускался политико-экологический circulus vitiosus[108]. Возникает впечатление, что это произошло именно в эпоху Аббасидов (см. примеч. 27). Чем больше Месопотамия приближалась к модели Витфогеля, тем критичнее становилась ситуация. Высокоразвитая «гидравлическая» деспотия была особенно уязвима с точки зрения экологического баланса.

В завершение несколько слов о Греции и Риме. Бросается в глаза то, что незаметно классическому филологу, – как мало, в сравнении с большинством высоких культур древности, здесь говорится об орошаемом земледелии, хотя в Средиземноморье в теплые сезоны года, когда лучше всего могли бы расти хлеб и овощи, дождей не хватает. Нельзя сказать, что оросительных каналов там вовсе не знали: уже Гомер пишет о «водоводе», который «…в сад, на кусты и растения, ров водотечный проводит…»[109]. Однако эта фигура не была архетипична для греческой культуры. Современная демифологизирующая эллинистика представляет дефицит ирригационных систем как крупный исторический и современный недостаток страны. Но если следовать теории Витфогеля, то оказывается, что интуиция совершенно верно подсказывала свободолюбивым грекам не подражать халдеям и не строить каналов, тем более что они с грехом пополам, но обходились той водой, которую давала им природа. В Греции не так сухо, как кажется туристам, приезжающим только в те месяцы, когда осадков мало. На основе детальных исследований английский ботаник и специалист по истории сельского хозяйства Оливер Рекхем приходит к выводу, что симбиоз между человеком и природой на Крите продержался тысячи лет и без крупных оросительных сооружений и был нарушен не так давно, после расширения оросительных систем (см. примеч. 28).

Еще заметнее отсутствие крупномасштабной ирригации у римлян, которые, как можно видеть по величественным руинам терм и акведуков, сделали гидростроительство важнейшей частью репрезентативной архитектуры. Но обслуживало оно городских потребителей, а не сельских производителей. По нему видно, как высоко горожане ценили чистую воду из далеких горных источников. Однако гидростроительная деятельность римлян была ограниченной. Тацит в «Анналах» сообщает, как в 15-м году н. э. в сенате из-за целого ряда практических и религиозно-философских возражений провалился проект по регуляции русла Тибра. Говорили, что запланированные меры только сместили бы наводнения на притоки Тибра, да и вообще, известно, что все в природе, включая речные русла, уже приспособлено для человека наилучшим образом, и поэтому на реках не следует ничего менять. Государственная служба по вопросам воды имела наибольшее число чиновников из всех административных служб Римской империи. Несмотря на это и на представительность зданий, в гидростроительстве Римской империи преобладала частная инициатива. Динамика римского господства имела, очевидно, не гидравлическую природу, правда, в Северной Африке падение Империи сопровождалось упадком орошаемого земледелия (см. примеч. 29).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Ирригационная система Египта.

Количество просмотров публикации Ирригационная система Египта. - 324

Сочетание благоприятных географических особенностей способствовало успеху древнеегипетской культуры. Главную роль в хозяйственной жизни страны играл Нил. После ᴇᴦο разливов на полях оставался ил, который, смешиваясь с почвой, давал прекрасный урожай. Древние египтяне, таким образом, могли произвести изобилие пищи, что позволяло населению уделять больше времени для культурной, технологической и художественной деятельности. Основу экономики Древнего Египта составляли земледелие и ремесла.

Рис.2. Наскальная гравюра эпохи древнего царства. Обработка камня

Египтяне научились строить вдоль берегов реки плотины, в которых делали специальные отверстия с отводами воды на поля. Большой прогресс в развитии ирригационной системы и оросительных работ произошел в эпоху Среднего царства. Площадь орошаемых земель заметно увеличилась, что сразу же повлияло на количество собираемого урожая. Наивысшего подъема земледелие достигло в период Нового царства. На развитие земледельческого хозяйства указывает и наличие различных видов хлебных злаков. Так, в надписях этого времени упоминаются особые виды верхнеегипетского и нижнеегипетского ячменя. Наряду с зерновым хозяйством получало всё большее развитие огородничество и плодоводство. Распространяются виноградарство и льноводство. Некоторое значение имело и оливководство, которое давало возможность изготовлять растительное масло из плодов местного оливкового дерева.

Внешнеполитические достижения фараонов времени Древнего царства основывались на хозяйственных успехах управляемой страны. Основой древнеегипетской экономики оставались высокопродуктивное поливное земледелие и разнообразные ремесла; труд мастеров-ремесленников давал поистине замечательные результаты.

Рис. 3. Обработка земли в древнем царстве

Техническая база сельского хозяйства изменилась мало. Медные и деревянные орудия труда, мотыги и примитивная соха, оросительные каналы и обводные валы, регулирующие орошение полей при нильских разливах, определяли техническую вооруженность египетского земледелия и в пору Древнего царства. Однако новые приемы организации в централизованных царских хозяйствах определили значительные успехи в главной отрасли хозяйства - земледелии, основывающейся на культуре ячменя и в меньшей степени - пшеницы.

Первые земледельцы появились в долине Нила в конце каменного века-около 7000 лет назад. Они пришли в долину из близлежащих степей, которые стали высыхать, превращаясь в пустыню. Долина Нила узкая˸ всего несколько километров в сторону от берега реки, а дальше – бесплодная пустыня. Дождей там почти не бывало. Только на севере, у моря, долина расширяется и приобретает форму треугольника. Первые жители нильской долины вынуждены были строить дамбы и каналы, чтобы их поля весь год получали воду. Ежегодно эти сооружения приходилось чинить. Это вынуждало земледельцев объединиться в мелкие княжества - сепы, которые , как бусины на нитке, тянулись вдоль Нила с юга на север. Размещено на реф.рфВся жизнь египтян зависела от Реки.

Предки современных египтян выращивали финиковые пальмы, ячмень, пшеницу, виноград и лен, из которого они ткали полотно. Ткани тогда были очень дорогие. Бедняки носили лишь набедренную повязку или короткую рубаху без пояса; только самые знатные люди имели длинные платья, подпоясанные украшенные вышивкой. В связи с развитием монументальной архитектуры, символизирующей величине фараоновского Египта, огромное значение приобрели добыча и обработка разных пород камня. Из камня делали самые разнообразные предметы, в частности сосуды. На каменных стенах гробниц камнетесы искусно выбивали рельефные изображения и иероглифические надписи. Для добычи и обработки камня пользовались различными орудиями, в частности заостренными каменными молотами и тяжелыми кувалдами.

referatwork.ru


Смотрите также