Древний рим урок. Разработка урока истории по теме "Древнейший Рим"; 5 класс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Открытый урок по Всеобщей истории по теме Древний Рим. Древний рим урок


Открытый урок по Всеобщей истории по теме Древний Рим

Предмет – история

Класс - 5

Автор УМК - А.А. Вигасин, Г.И. Годер, История Древнего мира. 5 класс. М. -Просвещение.

Тема урока - Древнейший Рим

Тип урока: Изучение нового материала. Технология интенсификации учебного материала на основе схемных и знаковых моделей, проблемного обучения, игровая, продуктивного чтения, здоровьесберегающая.

Цели урока: достижение следующих результатов:

Личностных – развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических нравственных ценностей, развитие эстетического сознания через освоение культурного наследия древнего Рима.

Метапредметных - развивать умение, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, умение осознанного чтения и использования речевых средств (устных и письменных) в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Предметных – развивать умение добывать и критически оценивать информацию, систематизировать историческую информацию, познакомиться с новыми понятиями из истории древнего Рима..

Оборудование: учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, История Древнего мира. 5 класс. М. –Просвещение, презентация, интерактивная доска, карта, жетоны.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Доска,

оборудование

Осуществляемые действия

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Организационный этап.

Постановка цели и задач урока.

Самоопределение учебной деятельности Учащихся.

Постановка проблемного вопроса.

Приветствие с целью вызвать эмоции учеников.

Мы приступаем к изучению последней великой цивилизации Древнего мира. Подумайте, что это за цивилизация? (Римская) Почему она получила такое название? (по названию столицы)

Предположите, с какими вопросами мы познакомимся сегодня на уроке?

Попробуйте сформулировать цели урока.

.

Ответы на вопросы

Учащиеся записывают тему урока в тетради

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Участвуют в беседе.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Готовятся к началу урока.

Формулируют цели урока.

целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Слайд 1

Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Почему на первом слайде изображена волчица?

Прочитав пункт 2 мы с вами узнаем кто был прав.

1. Предположение ребят

выдвижение гипотез и их обоснование

Беседа

Ответы на вопросы

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Преобразовывают практическую задачу в познавательную.

прогнозирование – предвосхищение результата

Слайд 3

Первичное усвоение новых знаний.

1.Вспомните с чего мы начинаем знакомство с новой страной? (Где находится, природные условия)

2.Сравните географическое положение и природные условия Греции и Рима.

3. Заполните таблицу(схему)

4.Как вы думаете, как влияло географическое положение Рима на занятия ее жителей? Объясни свое мнение. ( Я считаю ……, потому что….)

2. Сравниваютгеографическое положение и природные условия Греции и Рима. С. 113,203..

3.Делают записи в карточках.

5. Работают с картой.

Работа с учебником

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

сравнение

1.Участвуют в беседе

2. Обсуждение вариантов ответов

учеников.

Высказывание своего мнения.

Умение читать историческую карту с опорой на легенду.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Совместная деятельность с учителем.

Сотрудничество со сверстниками.

Сравнивают географическое положение и природные условия Греции и Рима Взаимоконтроль.

По мере необходимости исправляют и дополняют.

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

.

Слайд 2

Запись в

тетради

Карта

1.Легенда об основании Рима.

1. Прочтите текст, выпишите в тетрадь термины, имена.

2. Давайте закроем учебники и по записям в тетради расскажем легенду. (Игра «Продолжи».

Каждый ученик по очереди говорит только одно предложение)

Проводит физкульт-минутку

1. Читают, делают записи в тетради.

2. Составляют рассказ.

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, продуктивного чтения.

2. Составляют рассказ.

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка

Читают, делают записи в тетради.

2. Составляют рассказ

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

2.Город на семи холмах и его обитатели.

1.Игра «Выбери главное».

2. Что бы вы из пункта выбрали для записи в тетрадь. Почему? (дата).

1.Слушают рассказ учителя, выбирают в тексте пункта дату основания Рима.

3.Делают записи в тетради.

определение основной и второстепенной информации

2.Озвучивают свои варианты ответа.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Зачитывают предложения

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Запись в

Тетради

Слайд 7,8,9,10,11

3. Управление было в древнейшем Риме.

1. Рассказ ученика (опережающее задание)

1. Заполнение схемы.

преобразование информации в графическую или знаковую модель, где выделены существенные характеристики объекта

Заполнение схемы.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Заполнение схемы.

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Слайд 12,13,14

Итог урока.

1. Игра «Вопрос»

1.Ответы учеников.

2. Задают классу вопросы по материалу урока. Ребята отвечают.

выдвижение гипотез и их обоснование

Умение применять полученные знания, обсуждать

Задают классу вопросы по материалу урока. Ребята отвечают.

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Задают классу вопросы по материалу урока. Ребята отвечают.

оценка − выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Слайд 15

Первичное закрепление.

1. Учитель задает вопрос.

2. Дайте определения понятиям.

Учитель выводит на доску правильные варианты ответов (по щелчку)

1.Соединяют карточки.

структурирование знания;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;Умение применять полученные знания, обсуждать

Соединяют карточки

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

2. Взаимопроверка обучающихся

контроль −. сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Слайд 16

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

П. 44, ответить на вопросы. Творческое задание нарисовать иллюстрацию к легенде по истории Рима.

Слушают, записывают в дневник задание.

Осознанно фиксируют информацию

Запись

домашнего

задания

в дневнике.

Слайд 17

Рефлексия (подведение итогов занятия), самооценка.

1.Сделайте самооценку(Оцени работу соседа на уроке).

Выдают соседу по парте смайлики.

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Несколько вариантов по желанию детей озвучиваются

контроль, коррекция, оценка действий партнера

Оценивают работу.

оценка − выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Слайд 18,19

infourok.ru

Урок истории в 5-м классе по теме "Древнейший Рим"

Разделы: История и обществознание

Цели:

  1. Способствовать формированию представления о зарождении древнеримской цивилизации.
  2. Создать условия для развития информационных и коммуникативных умений.
  3. Развитие интереса к теме через использование различных приёмов.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Урок-исследование.

Оборудование: Карта “Древний Рим”.

Понятия:

Плебеи – переселенцы из завоёванных Римом латинских поселений.Патриции – потомки основателей Рима.

Даты: 753 год до н. э. – основание Рима.

I. Повторение пройденного материала.

Мы продолжаем путешествовать по странам древнего мира. И для того, чтобы посетить следующую страну, вспомним, в каких странах мы уже побывали. Будьте внимательны, отвечаем по одному, знак готовности – поднятая рука.

На нильских берегах она была, Богатой и цветущею слыла. И ею фараоны управляли, Восстания рабов здесь подавляли. В мире есть сейчас она. Назови, что за страна.

(Египет)

Расскажите-ка, ребята, Где без леса и без гор Люди в древности росли. Где покой все обрели. Всё лепили мастера. И работа их до пота Выручала их всегда.

(Междуречье)

На восточном побережье Моря Средиземного Государство моряков Было очень древнее. И чтоб им торговать, Просто стали все писать. Кто же знал? Их алфавит Все народы покорит.

(Финикия)

Чтоб землю с севера обезопасить, У гуннов землю отобрать Правители решили стену возвести, Покой, чтоб вечный обрести. И людей великое множество Согнали со всей страны. Заставили её строить, Чтобы не было войны.

(Китай)

Был он сильным, нужен был А не стало больше сил, Ему место учредили Для таких, как он, что было. Должен мальчика водить в школу. Да к тому ж учить Его всяческим манерам. Чтобы стал для всех примером. Со стола не брать кусок, Смех закрыть свой на замок. И прилежно всё учить, Что учитель повелит.

(Педагог. Греция.)

II. Целеполагание.

- Какую страну мы изучили? (Грецию)

- Если мы из Греции сядем на корабль выплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов в будущем великой державы. В какую страну мы попадём? (В Рим ). Покажите этот путь на карте.

Учитель объявляет тему урока.

III. Изучение нового материала.

Ребята, слышали, знаете ли вы что-нибудь об этой стране? (Рим – это государство; там произошло восстание Спартака, жил Цезарь, правил Нерон)

На наших занятиях, изучая любую страну, мы используем определённый план.

Назовите его пункты.

(1. Географическое положение государства. 2. Природные условия. 3. Занятия жителей. 4. Цари, правившие в данном государстве. 5. Культура.)

- Вопросы, которые мы будем рассматривать те же. - Давайте вспомним, какой источник мы используем при изучении географического положения страны? (карту) - Итак, Рим – один из древнейших городов Европы. В древности Рим было не только название города, но и государства. - В наши дни Рим – это столица Италии. - Приведите примеры древних государств, где столицы носили такое же название. (Вавилон, Спарта, Афины) - Ребята, мы уже с вами работали с источниками. Давайте вспомним, какие бывают источники? (письменные и вещественные) - Мы работали с источниками, какого вида? Назовите, что это за источники. (письменные: легенды, мифы, законы, крылатые выражения).

Выдвижение гипотез.

- Давайте представим, что мы с вами учёные – историки, которые отправляются на раскопки древнейшего Рима. Откуда мы можем узнать историю данного государства? (из источников)

Тогда за работу! Скажите, как вы думаете, кто является основателем данного государства? (человек, народ)

- Это наши с вами предположения. Подтвердятся ли они при работе с источниками?

Внимание, задание:

Прочитать легенду и приготовить пересказ.

1 ряд: читает легенду об основании Рима в учебнике (пункт 1, стр. 204 - 206) 2 ряд: работает с легендой по распечатке (Приложение 1) 3 ряд: с 1 по 3 парту по учебнику, 4 и 5 по документу.

Работа с источниками:

- Найдите расхождения в легендах. - Как вы думаете, почему мы нашли эти неточности? - Что в легендах вымысел, а что правда?

Сейчас уважаемые учёные – историки, на основе изученных источников подтвердите или опровергните свои предположения.

Ответы учащихся: Рим был основан Ромулом.

Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом.

“Яркое солнце освещало равнину. Голубое небо отражалось в водах рек и прибрежных озёр. Это был берег Италии и местность называлась Лаций, - гласит легенда. Эта местность понравилась пришельцам. Климат тёплый, пологие склоны Апеннинских гор поросли сочной зеленью”.

Работа с картой:

Найдите на карте подтверждения, описанных природных условий.

Каким занятиям благоприятствовали они? (земледелию, рыболовству и торговле)

Любая страна это не только территория, но и население, которое там живёт. Обратимся к учебнику с.207 – 208. Знакомясь с текстом, выделите категории населения, проживающие в Риме.

Закрепление материала:

- Ребята о чём мы сегодня узнали на уроке? - Чтобы закрепить материал, мы поступим следующим образом:

1 ряд – решает тест; 2 ряд – отгадывает кроссворд; 3 ряд – отвечает на вопросы к источнику. (Приложение 2)

Рефлексия:

Что я узнал для себя на уроке? Почувствовал ли я себя исследователем, путешественником? Почему? Комфортно ли мне было работать?

Оцени свой вклад в урок по листу самооценки.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок в 5 классе "Древний Рим"

Цель урока: усвоение новых знаний о возникновении Древнейшего Рима, о географическом и природно-климатическом положении Древнего Рима, о народах, населяющих Апеннинский полуостров в древности.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать у школьников яркое, образное, логическое представление об Апеннинском полуострове и Риме VIII – VI вв. до н.э.;

  • опираясь на изученный материал, расширить представления учащихся о Древнем Риме, используя основные умения и навыки учащихся;

  • способствовать овладению учащимися основного понятийного материала по данной теме.

Развивающие:

  • в ходе урока способствовать развитию у учащихся познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности на примере тесной связи изучаемого материала с жизнью;

  • в ходе урока способствовать развитию у учащихся творческих способностей, логического мышления, умению находить причинно-следственные связи событий;

  • способствовать развитию навыков работы с источниками, устной речи, умения аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • содействовать в ходе урока формированию у учащихся эмоционально – ценностного отношения к изучаемому прошлому;

  • воспитывать уважительное отношение к прошлому различных народов.

Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный)

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради, карта «Древний Рим», мультимедийная презентация, компьютер, проектор, ноутбуки, раздаточный материал.

I. Повторение пройденного материала.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости. У нас сегодня урок-исследование, мы ненадолго превратимся с вами в ученых-историков, которые будут исследовать историю возникновения, природные особенности и занятия жителей – государства, с которым мы еще с вами не знакомы. Мы продолжаем путешествовать по странам древнего мира. И для того, чтобы посетить следующую страну, вспомним, в каких странах мы уже побывали (слайд 1) (Приложение 6). Будьте внимательны, отвечаем по одному, знак готовности – поднятая рука.

На нильских берегах она была,Богатой и цветущею слыла.И ею фараоны управляли,Восстания рабов здесь подавляли. В мире есть сейчас она.Назови, что за страна. (слайд 2)

(Египет)

Расскажите-ка, ребята,Где без леса и без горЛюди в древности росли.Где покой все обрели.Всё лепили мастера.И работа их до потаВыручала их всегда. (слайд 3)

(Междуречье)

На восточном побережьеМоря СредиземногоГосударство моряковБыло очень древнее.И чтоб им торговать,Просто стали все писать.Кто же знал? Их алфавитВсе народы покорит. (слайд 4)

(Финикия)

Чтоб землю с севера обезопасить,У гуннов землю отобратьПравители решили стену возвести,Покой, чтоб вечный обрести.И людей великое множествоСогнали со всей страны.Заставили её строить,Чтобы не было войны. (слайд 5)

(Китай)

II. Целеполагание.

- Какую страну мы изучали на предыдущих уроках? (Грецию)

Карта

- Если мы из Греции сядем на корабль выплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов в будущем великой державы. В какую страну мы попадём? (В Рим ).

Итак, тема нашего сегодняшнего урока-исследования Древнейший Рим. (слайд 6)

III. Изучение нового материала.

Как у настоящих ученых-историков у нас должен быть определённый план. Вот он: (слайд 7)

Географическое положение

Природные условия

Занятие жителей

- Давайте вспомним, какой источник используют ученые при изучении географического положения страны? (карту)- Итак, Рим – один из древнейших городов Европы. В древности Рим было не только название города, но и государства. - В наши дни Рим – это столица Италии.- Приведите примеры древних государств, где столицы носили такое же название. (Вавилон, Спарта Афины)

Итак, вам как исследователям будет интересно узнать, (слайд 8)что Апеннинский полуостров древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским.

Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).

У вас на партах есть задания, которые помогут вам исследовать особенности климата и природные условия Рима. (Приложение1). Вам нужно подобрать правильное окончание к фразам

  1. Теперь обозначим самые важные условия, благодаря которым римляне поднялись до такой высоты. Первое из этих условий состоит в том, что Италия, наподобие острова…

  1. …соответственно которым там имеются разнообразные животные и растения и вообще все необходимые для человека предметы.

  1. Второе условие то, что большая часть ее берегов не имеет гаваней…

  1. …окружена как верною оградой, морями, за исключением только немногих частей, которые в свою очередь защищены труднопроходимыми горами.

  1. В-третьих, Италия расположена в различных климатических зонах…

  1. …зато существуют гавани обширны и весьма удобны…

  1. Почти во всю ее длину тянутся Аппеннинские горы, имеющие по обеим сторонам равнины и плодородные холмы…

  1. …так что невозможно выразить словами всего изобилия и высоких достоинств плодов, здесь произрастающих.

  1. Кроме того, имеется множество всякого рода металлов, строительного материала, пищи для человека и для домашних животных…

  1. …так что нет такой части Италии, на долю которой не выпадали бы удобства гор и равнин.

1

2

3

4

5

2

3

1

5

4

Давайте проверим, что у вас получилось.

А теперь, ученые-историки, я приготовила для вас задание, игру, но немного усложнила ее тем, что вы должны будете определить, какие особенности относятся к Риму, а какие к ранее изученной Греции, ведь вы как ученые должны уметь сравнивать и выделять нужные признаки.

Игра. (Дети открывают в ноутбуках по готовой ссылке игру, созданную с помощью сервисов Web2.0, игру можно открыть по следующей ссылке

http://www.classtools.net/widgets/dustbin_5/iFfT3.htm

- Ребята, как ученые-историки, мы уже с вами работали с источниками. Давайте вспомним, какие бывают источники? (письменные и вещественные)- Мы работали с источниками, какого вида? Назовите, что это за источники. (письменные: легенды, мифы, законы, крылатые выражения).

Выдвижение гипотез.

- Давайте представим, что мы с вами учёные –историки, которые отправляются на раскопки древнейшего Рима. Откуда мы можем узнать историю данного государства? (из источников)

Но прежде, чем мы начнем работать с источником, мы как ученые должны выдвинуть гипотезу: Скажите, как вы думаете, кто может является основателем государства? (человек, народ) (слайд 9)

- Это наши с вами предположения. Какое из них подтвердиться?

Внимание, задание:

Прочитать легенду и приготовить пересказ. (слайд 11)

Работа с источниками (Приложение 2):

Легенда об основании Рима

По левому берегу Тибра жило племя Латинов. В одном из этих городов правил царь Нумитор. Амулий брат Нумитора, был злой и завистливый хотел царствовать один. Он отнял у Нумитора власть. Для большей своей безопасности убил сына Нумитора, а дочь его Рею Сильвию сделал весталкой — жрицей богини домашнего очага Весты. Не прошло и года, Рея Сильвия родила от бога войны Марса двух мальчиков. Услышав эту весть, Амулий велел утопить близнецов в волнах Тибра. А их мать взять под стражу. Бросив корзину на мелководье, слуги возвратились домой. Корзина зацепилась за ветку дерева, не утонула. На жалобный крик братьев прибежала волчица. Облизав малышей, она накормила их своим молоком. Вскоре их нашел царский пастух и отнес своей жене. Пастух и его жена, дав найденышам, имена Ромул и Рем, воспитали их отважными и сильными. Когда они выросли и узнали тайну своего рождения, задумали мстить. Вооружившись они убили Амулия и в тех местах, где были вскормлены волчицей решили основать новый город. Вскоре братья поссорились: Рем выбрал для строительства города один холм, а Ромул другой. Когда Ромул стал строить оборонительную стену, Рем в насмешку перепрыгнул через нее. Взбешенный Ромул нанес Рему удар, оказавшийся смертельным. Убийство брата не помешало ему основать город и назвать его своим именем /Рим – по-латински Рома/ . Ромул стал первым царем Рима. Его везде сопровождала охрана из 12 воинов называлась Ликторами.

Викторина

Какое племя проживало по левому берегу Тибра? (Латины.)

Какой царь правил в одном из городов латинов? (Нумитор.)

Кто такой Амулий? (Младший брат Нумитора. Амулий отнял у него власть, а его дочь Рею Сильвию сделал весталкой.)

Кто такие весталки? (Жрицы богини огня и домашнего очага Весты.)

Как звали сыновей Реи Сильвии? (Ромул и Рем.)

Почему Амулий решил убить Ромула и Рема? (Боялся, что когда они вырастут, то отомстят за деда и мать.)

Как звали бога войны у латинов? (Марс.)

Кто помог братьям-близнецам выжить? (Их выкормила волчица.)

Как сложились отношения между братьями? (Они поссорились, и Ромул убил Рема.)

Кто стал первым царем Рима? (Ромул.)

Что обозначает на латинском языке Рим? (Рома.)

Кто такие ликторы? (Вооруженная охрана царя.)

Зачем ликторы носили с собой связку прутьев и топор? (Царь мог приказать выпороть провинившегося или отрубить ему голову.)

- Что в легендах вымысел, а что правда?

Сейчас уважаемые учёные – историки, на основе изученных источников подтвердите или опровергните свои предположения.

Ответы учащихся: Рим был основан Ромулом.

Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом. (слайд 10)

Ученые-историки мы узнали о возникновение Рима, а теперь давайте отправимся на экскурсии по Древнему Риму, а чтобы зафиксировать все, что мы увидим, давайте воспользуемся маршрутными листами, читаем второй абзац учебника, и заполняем маршрутный лист (Приложение 3).

Маршрутный лист по теме:

«Город на семи холмах и его обитатели»

Возникновение города Рим.

Ответьте на вопросы.

Сразу ли был построен город Рим? ___________

Что делали жители, что бы построить город?

(Перечислите их действия).

  1. ________________________

  2. ________________________

  3. ________________________

  4. ________________________

Город Рим.

Ответьте на вопросы

На чем он располагался?____________

Назовите некоторые из них. ____________________

В каком году возник Рим? _________________

Занятия римлян.

Ответьте на вопросы.

В чем жили римляне? _________________________

Что выращивали римляне?

____________________________________________

Кого разводили римляне? ____________________________________________

Чем занимались?

____________________________________________

Управление Римом.

Заполните схему

hello_html_5eb68c2f.gif

Продолжите фразу:

В управлении Рима принимали участие ______________.

Старейшины родов заседали _____________. Высшая власть принадлежала __________________. Народное собрание объявляло ___________, заключало _________ и выбирало _________.

Итак, ученые историки, поделитесь своими знаниями. (слайд 12-17)

Закрепление материала:

Проверим, что вы узнали сегодня на уроке? (слайд 18)

Почувствовал ли я себя исследователем, путешественником? Почему?

Итак, давайте оценим свою работу на уроке, используя оценочное окно, у меня три окошка (Приложение 4), а у Вас на партах улыбающиеся смайлики (Приложение 5), поместите свои смайлик в то окошко, которое соответствует вашему восприятию урока.

Оценочное окно.

Совсем не понятно

Понятно, но не все

Хорошо понятно (Приложение 7)

Домашнее задание. (слайд 19)

infourok.ru

Древний Рим урок по ФГОС / Открытый урок

1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1 минута.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята!

Я рада приветствовать вас на уроке истории! Сегодня на уроке вас ждет увлекательное путешествие в страну, история которой завершает историю Древнего мира. 

Как и всегда, нам с вами предстоит потрудиться, чтобы получить новые знания. Я надеюсь на вашу помощь.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

 

 

 

 

Личностные умения:

адекватное отношение к учебной деятельности;

Регулятивныеумения: принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, формируем умение готовить рабочее место для выполнения разных видов работ.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии -  2 минуты.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.      Создание проблемной ситуации.

 

- Ребята, на уроках истории мы рассматривали такое понятие как «государство».

Скажите, что такое государство?

Какие государства мы с вами уже изучили?

 

 

Посмотрите на слайд № 4. Что вы видите?

- В каком государстве находится Колизей.

-В какой стране правил царь Юлий Цезарь?

Отвечают на вопросы.

 

Перечисляют государства, которые изучили.

 

 

Отвечают на вопросы.

.

Рим.

Личностные умения: вызвать личностный интерес к данной теме, определить значимость темы для каждого ученика;

Познавательныеумения: ориентирование в заданиях с вопросами, нахождение ответов на вопросы, используя задания, полученные на уроках, использование знаково-символических средств;

Регулятивныеумения: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;

Коммуникативные умения:

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

3. Постановка учебной задачи - 4-5 минут.

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

. - Чем отличается одно государство от другого?

- Вспомните, с историей какого полуострова мы с вами познакомились на предыдущих уроках? (Балканском).

- Какое государство на нем находится? (Греция)

-Мы с Вами выяснили, что на Апеннинском полуострове находится какое государство? (Италия – Рим)?

Значит, что  сегодня на уроке мы должны выяснить, узнать, найти?

В чем сходство и отличие Древнего Рима от Древней Греции?

(Прикрепляется главный вопрос на доске).

- Чтобы ответить на поставленный вопрос, что мы должны знать о государстве?

План урока:

1. Местоположение Италии, климат, занятия населения.

2. Узнаем легенду об основании Рима.

3. Когда и кто первый поселился на этом месте.

4. Какое устройство государства?

Ребята, попробуйте эти вопросы

объединить и назвать тему нашего урока.

(Древнейший Рим).

Правильно, значит тема нашего занятия сегодня «Древнейший Рим».

Учитель записывает тему урока на доске

Отвечают на вопросы.

Определяют вопросы, которые необходимо изучить

 

Сверяют с планом урока, правильно ли они обозначили вопросы для изучения

 

Называют источники информации: учебники, атласы, географические карты, презентация

Формулируют конечный результат – сформировать представление о древнем городе-государстве Рим

Ученики записывают в тетради число и тему урока.

Познавательные умения: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Регулятивныеумения:

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), планировать свою деятельность;

Личностные умения:

Самоопределение, смыслообразование;

Коммуникативныеумения:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

4. Открытие нового знания (построение  проекта выхода из затруднения) - 25 минут.

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Обратите внимание на слайд № 5. Сейчас мы  поработаем с исторической карте.

-Где находится Италия? (на Апеннинском полуострове)

- На берегу какой реки основан рим? (на берегу реки тибр).

Какие горы тянутся вдоль полуострова? (Апеннинские).

- Какие народы проживают на этом полуострове? (галлы, этруски, латины, самниты)

- Какие племена проживали на территории рима? (латины).

Минута удивления.

Просмотр видео о легенде основания Рима.

-Как назвали двух мальчиков, которых родила Рея Сильвия? (Ромул и Рем)

- Кто спас малышей от гибели? (волчица и пастух)

- Из-за чего  поссорились братья, став взрослыми? (Рем в насмешку перепрыгнул через стену, служившую границей города Ромула)

- В честь кого получил название город Рим? (В честь Ромула, т.к. Рим-по латински Рома)

- Кто окружал Ромула и помогал ему? (Ликторы – личная охрана Ромула).

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.

Задание 1 группы: прочитать п. 2 параграфа 44 и ответить на вопросы:

- В каком году был построен Рим?

-Где возник Рим? (или на каких холмах)

- Чем занимались римляне? (выращивали ячмень и пшеницу, разводили скот, свиней).

Задание 2 группе: прочитать п. 3 параграфа 44 и заполнить схему.

 

 

 

 

 

 

Беседа с учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После просмотра отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка знаний.

Выбирают подходящие по цвету кружочки, заранее приготовленные учителем на парте.

Зеленый – я доволен своим результатом.

Желтый – мог бы и лучше.

Красный – надо повторить тему урока.

 

Выполняют задание по группам.

Ответы учащихся.

Находят нужную информацию в учебнике. Выполняют задание.

 

 

Выступление каждой группы.

 

Отвечают, проверяют выполненное задание.

Самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные умения:

Формирование умения выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Регулятивные умения:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, организация своей учебной деятельности;

Коммуникативные умения:

с достаточной полнотой и точностью выражать своимысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Личностные умения: самоопределение, смыслообразование.

 

 

Познавательныеумения:умение работать с текстом, выделять в нём главное, строить логические цепи рассуждений.

Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные умения: готовность к обсуждению разных точек зрения и выра­ботке общей (парной) позиции; умение устанавливать   и   сравнивать  разные   точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

 

 

 

 

 

Познавательные умения:умение работать с текстом, выделять в нём главное, строить логические цепи рассуждений.

Регулятивные умения:

формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные умения:Формирование умения слушать и понимать речь других детей.

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Личностныеумения: Осознать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Познавательные умения:умение работать с текстом, выделять в нём главное, строить логические цепи рассуждений.

Регулятивные умения:

формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные умения:Формирование умения слушать и понимать речь других детей.

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Личностныеумения: Осознать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

Познавательные умения:Формирование умения выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Коммуникативные умения:Формирование умения слушать и понимать речь других детей.

Понимать концептуальный смысл текстов, высказываний в целом; формулировать главную мысль.

Личностныеумения: Осознать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

5. Первичное закрепление во внешней речи – 3минут.

Задания на новый способ действия выполнены с комментирование во внешней речи.

 

Игра «ДА-НЕТ»

(Учащиеся получают карточки с надписями «ДА» и «НЕТ»)

 

1. Древнейший Рим возник  в 753 году до н.э. (да).

2. Основными занятиями населения были ремесло. (нет).

3. Потомки знатных жителей древнейшего Рима называли себя патрициями. (да).

4. В самом центре Италии, в нижнем течении реки Тибр, жили племена, которых называли – латины. (да).

5. Ромул первый царь Рима (да).

6. Переселенцы из других поселений, называли патрициями (нет)

 

Выполнение задания.

Самооценка.

Познавательные умения:умение устанавливать причинно-следственную связь, строить речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные умения:внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения с эталоном, контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные умения:умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

 

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

- 4 минуты.

Самостоятельное выполнение задания на новый способ действия с самопроверкой.

 

 

 

 

 

 

Решение теста с самопроверкой.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение теста с самопроверкой.

Самооценка.

Познавательные умения:Формирование умения выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Регулятивные умения:

формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные умения:Формирование умения слушать и понимать речь других детей.

Понимать концептуальный смысл текстов, высказываний в целом; формулировать главную мысль.

Личностныеумения: Осознать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение - 3 минуты.

обобщить знания учащихся о Древнейшем Риме.

 

Задание. Отметьте признаки, характерные для Древнего Рима и запишите их в тетрадь, как

«Чем отличались и были схожи природные условия, климат, управление Древней Греции от Древнего Рима»:

 

1. Территория Италии более пригодна для земледелия, климат мягкий, больше выпадает дождей;

2.Занятия жителей схожи в том, что и те и другие занимались земледелием, рыбным промыслом, обработкой металлов;

3. В управлении и в Греции и в Риме существовало Народное собрание, в работе которого принимали участие мужчины, только коренные жители.

 

Выполнение задания в тетради.

 

Самооценка.

Познавательные умения: умения решать поставленную проблему, делать выводы и умозаключения, умение давать определения понятиям,  выстраивать доказательства;

Регулятивные умения: умение соотносить то, что известно с тем, что неизвестно; формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные умения: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Вступать в диалог, а также участвовать в коллективномобсуждении проблем, владеть монологической и диалогичес­кой формами речи.

 

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты.

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности.

- Ребята, а теперь пришло время ответить на поставленный в начале урока вопрос.

В чем отличие Древнейшего Рима от Древней Греции?

Самооценка (по эталону)

- Тебе понравился урок?

- Что нового ты узнали на этом уроке?

- Где тебе пригодятся эти знания?

- Ты доволен своим результатом?

- Над чем тебе нужно еще поработать дома?

 

Записывают домашнее задание:

- Параграф 44 читать отвечать на вопросы.

Ответы учащихся на проблемный вопрос.

 

 

 

Самооценка знаний по эталону.

 

По заработанным кружочкам выставляют себе оценку.

Если больше зеленых кружочков – 5. Если больше желтых – 4, больше красных – 3.

 

Познавательные умения:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной  форме, рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные умения:формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные умения:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества.

open-lesson.net

Разработка урока истории по теме "Древнейший Рим"; 5 класс - К уроку - История и обществознание

Михайлова Светлана Петровна

учитель истории и обществознания

МКОУ Еманжелинская СОШ Етульского района Челябинской области

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Древнейший Рим»

Тема: Древнейший Рим

Задачи: 1. Сформировать представления учащихся о Древнем Риме (положение,

основание, занятия, управление).

2. Продолжить работу над формированием основных компетенций:

получать информацию из различных источников (карта, учебник),

устанавливать причинно - следственные связи, сравнивать народы и

государства, делать выводы, оперировать историческими терминами,

систематизировать знания по теме.

3. Давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических

нравственных ценностей

Основные понятия: 753 г до н.э., плебеи, патриции, весталка, ликтор, сенат

Оборудование: карта "Древний Рим", учебник Годер, Вигасин «ИДМ 5 кл»,

презентация

Тип урока: изучения нового материала

Форма урока: урок-исследование

Ход урока

  1. Организационный этап

Приветствие.

Мы с вами покидаем гостеприимную Грецию и отправляемся на запад, (настенная карта или слайд № 1), к берегам Италии.

Нас интересует её главный город - Рим.

Тема урока "Древнейший Рим" (слайд №2). Учащиеся записывают тему.

Как вы думаете, почему на слайде размещена фотография скульптуры волчицы и детей? (Учащиеся высказывают предположения). В процессе урока мы проверим правильность ваших предположений.

  1. Объяснение нового материала

План урока (слайд № 3).

  1. ……..

  2. Основание Рима

  3. ….

  4. Управление Римом

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на слайд, прочитайте план урока и сформулируйте самостоятельно недостающие пункты.

Дети предлагают свои формулировки.

Учитель демонстрирует Слайд № 4 с полным планом урока.

  1. Где находится Рим (географическое положение), природные условия

  2. Основание Рима

  3. Занятия древних римлян

  4. Управление Римом

1. Географическое положение, природные условия .

Учитель: История Рима насчитывает более 12 веков. Он возник как маленькое поселение, которое затем превратилось в огромную державу.

-Где же возникло поселение Рим?

Для ответа на этот вопрос вам поможет карта в учебнике на стр 213 и карта на слайде №5. Внимательно изучите её и запишите в тетрадях, где находился древний Рим.

Кому трудно может воспользоваться подсказкой на слайде № 6

(Текст с пропусками: Где? – в Европе, на ……. п-ове, на берегу реки …..)

Дети работают с картой и записывают ответ в тетрадь.

Учитель: Где же находится Рим? Заслушиваются ответы 2-3 учеников. Демонстрация слайда с правильным ответом.

Задание : Пойти к доске показать на карте и описать словами где находится Рим. (2-3 ученика).

Беседа по вопросам, дети дают ответы с помощью карты на стр 213.

- Что напоминает Апеннинский полуостров по форме?

- Недалеко от Апеннинского п-ова находится остров, который греки называли «треугольным». Как он называется?

- Какие моря омывают полуостров?

- На севере Апеннинский п-ов отделяют от Европы высокие горы. Как они называются?

- Какой климат будет на территории полуострова?

Выслушав ответы, учитель добавляет информацию о дождях и плодородных почвах.

- А почему Апеннинский полуостровов так называется?

Выслушав ответ, учитель добавляет информацию об Апеннинских горах (невысокие, богаты строительным камнем и металлом)

-А часто ли мы в обыденной речи называем эту территорию «Апеннинский полуостров»?

- Какая страна здесь находится?

- Италия – в переводе «страна телят». Почему?

- Сравните природные условия Италии и Греции (климат, реки, ландшафт) и сформулируйте вывод об основных занятиях жителей Италии.

Задание «Найди ошибки в тексте и справь их» (слайд № 7 )

Город Рим возник на берегу реки Тигр в Италии. Италия располагалась на Балканском полуострове. Несмотря на холодный климат, недостаток пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль Апеннинского полуострова тянулись высокие горы Альпы.

Дети работают в тетрадях, затем осуществляют взаимопроверку с помощью слайда №8.

Правильный ответ: Город Рим возник на берегу реки Тибр в Италии. Италия располагалась на Апеннинском полуострове. В Италии - теплый климат, много пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль Апеннинского полуострова тянулись невысокие горы Апеннины.

2. Основание Рима.

Учитель:

-Какие племена населяли Италию? (Дети отвечают с помощью карты на стр213)

Племя латинов проживало на берегу Тибра. И с ним связана легенда об основании Рима. (слайд № 9)

Задание: прочитайте легенду об основании Рима п.1, стр. 214-216 и запишите в тетрадь ключевые слова.

Проверка записей (2-3 ученика зачитывают )

Вопрос к классу: Где мы уже встречали подобные события:

А) два брата, младший завидует старшему (Египет - Осирис и Сет)

Б) брошенные в реку дети (ребенок) (Египет - Моисей)

Задание: Глядя на список ключевых слов, давайте по цепочке воспроизведем легенду об основании Рима. (Прием "Продолжи" - каждый ученик говорит только одно предложение).

- Какие новые слова вам встретились при чтении учебника? Что они означают?

Запишите в словарь их расшифровку (Слайд № 10): весталка - жрица богини Весты, ликторы - воины, сопровождающие царя .

- Почему Амулий сделал Рею Сильвию весталкой?

Ответить с помощью текста учебника на стр 215 "Почитание Весты и Марса"

3. Занятия древних римлян

Учитель: Рим был основан в 753 г. до н.э. (слайд №11) Запишите дату в тетрадь. Посчитайте с помощью «ленты времени», сколько лет Риму? (2768)

Дата основания считается условной, т.к. еще задолго до этого на холмах появилось несколько поселений. Они постепенно стали объединяться: жители стали строить совместно укрепления и храмы. Так из этих поселений и возник город Рим. Рим - город на семи холмах: Палатин, Капитолий.......

В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сплетены из прутьев и обмазаны глиной . А чем занимались жители древнейшего Рима? Вспомните о природных условиях Италии, посмотрите внимательно, как мог выглядеть Рим в те времена (слайд № 12 или рис на стр216) и озвучьте схему "Занятия римлян" (слайд №13) (прием "Дешифровщик")

Вопросы классу:

-Какие сельскохозяйственные культуры выращивали римляне?

-Какие породы скота они разводили?

- Какими ремеслами занимались?

- Посмотрите на план урока, какие вопросы нам еще надо обсудить?

4. Управление Древним Римом.

Все население древнего Рима делилось на две группы: патриции и плебеи. Запишите в словарь определения. (слайд №14)

Задание (Слайд № 15) Прочитайте текст на стр 218, п.3 "Управление Римом", 2 абз и ответьте на вопросы:

- Кто участвовал в управлении Римом?

- Какие органы управления были?

-Кому принадлежала высшая власть?

-Назовите функции Народного собрания.(заменить на тест или задание)

- Чем отличаются патриции от плебеев?

Учитель: По легендам Римом правили семь царей. А как звали первого?

Последнего царя звали Тарквиний Гордый. Но он сам захватил власть, убив своего предшественника. Он был очень жестоким, и римляне восстали и изгнали Тарквиния из города. И решили царей больше не выбирать. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

III. Закрепление:

  1. Греки говорили на греческом, а римляне ?

2. Слайд № 16

-Выберите из перечисленных географических названий те, с помощью которых можно описать расположение города Рима:

а) Адриатическое море б) Тирренское море в) Балканский полуостров

г) река Тибр д) Апеннинский полуостров е) река По

3. Слайд № 17

-Кто из перечисленных людей является героем легенды об основании города Рима:

а) Тесей б) Рея Сильвия в) Нумитор г) Ариадна д) Ромул е) Эгей ж) Амулий з) Ром

4. Слайд №18

- Вставьте пропущенные слова .

а) В управлении Римом принимали участие только.....

б) Старейшины родов заседали в совете, который назывался......

в) Высшая власть принадлежала .....

г) По легендам, Римом правили .....царей, последнего звали.....

д) Знаками царской власти были .....

IV. Рефлексия (подведение итогов урока):

А) Давайте вспомним начало нашего урока, чьи же предположения насчет волчицы и детей оказались верными или наиболее близкими к истине?

Б) составьте синквейн по теме «Древнейший Рим».

V. Домашнее задание: §44, вопросы к §, рабочая тетрадь зад. 55-57, слова и дата (Слайд19)

pedsovet.su

Урок истории "Древнейший Рим".

Цели урока: (сл.2) - познакомить учащихся с местоположением, природными особенностями и занятием населения Рима; какое влияние оказали эти особенности на развитие экономики Рима;

- познакомиться с легендой об основании Рима;

- выяснить, каким был политический строй в Риме;

- развивать умение работать с картой, находить нужную информацию.

УМК: Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2007. - 287 с.

Поурочные разработки к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой. 2-е изд., исп. и доп. – М.: ВАКО, 2005. - 304с.

Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Г.И. Годер. В 2-х выпусках.

Оборудование: Карта “Древний Рим”, презентация, компьютер, наличие оборудования и подключение к Skupe.

Время реализации занятия:1 учебный час (45 минут).

Технологии:

- Информационно-коммуникационные технологии.

- Дистанционные образовательные технологии.

- Здоровьесберегающие технологии.

Методы: наглядные, практические;

метод самостоятельной работы.

Основные понятия урока:

Плебеи – переселенцы из завоёванных Римом латинских поселений.Патриции – потомки основателей Рима.

Марс – бог войны.

Веста – богиня семьи и хранительница очага.

Весталка – жрица богини Весты.

Ликторы – воины-охранники, сопровождавшие царя.

Дата: 753 год до н. э. – основание Рима.

Ход урока.

  1. Организационное начало урока. (1-2 мин.)

Урок начинается в скайп взаимными приветствиями и активизацией внимания учащегося.

Учитель: Я надеюсь на взаимное сотрудничество, желаю тебе успехов и благоговения.

  1. Активизация учащегося: (1-2 мин.)

Учитель: Мы синхронно входим на сайт дистанционного обучения (учитель демонстрирует учащемуся экран).

Ресурс «Пояснение» (учитель комментирует то, что ученик видит на экране).

История Древнего мира. Тема: Древнейший Рим.

Цели: - познакомить учащихся с местоположением, природными особенностями и занятием населения Рима; какое влияние оказали эти особенности на развитие экономики Рима;

- познакомиться с легендой об основании Рима;

- выяснить, каким был политический строй в Риме;

- развивать умение работать с картой, находить нужную информацию.

План урока:

1. Местоположение Рима и его природные особенности.2. Легенда об основании Рима.

3. Город на семи холмах и его обитатели.4. Управление в древнейшем Риме.

Проверка домашнего задания не проводится, так как прошлый урок был повторительно-обобщающим.

  1. Изучение учебного материала.

(Сообщение темы и целей урока.)

- Сегодня на уроке мы приступаем к изучению истории Древнего Рима – последнего этапа в развитии древнего мира. Это ещё одна древняя цивилизация. В наши дни Рим – столица государства Италии, а в древности он был главным городом, в котором процветало рабовладение.

Тебя ждет увлекательное путешествие в страну, мало известную или совсем не известную до этого урока, но полученные знания, будут необходимы – и для изучения новых тем по истории, и на уроках литературы и ИЗО, да и просто в обычной жизни.

План урока. (сл. 2)

1. Местоположение Рима и его природные особенности.2. Легенда об основании Рима.

3. Город на семи холмах и его обитатели.4. Управление в древнейшем Риме.

Ты узнаешь местонахождение Рима, познакомишься с его природными и географическими условиями, выяснишь, как жили римляне, чем занимались, и каким был политический строй.

Но для начала мы вернёмся к предыдущей странице в истории древнего мира и вспомним государство, о котором говорили на прошлых уроках.

- Я тебе подскажу, это полуостров на Средиземном море?

( Балканский полуостров)

- Какое государство на нём находится?(Греция)

Перед тобой буклет, он поможет вспомнить прошлое и открыть для себя новое.

- Что ты можете рассказать о местоположении Греции и её природных особенностях?

В Европе, в южной части Балканского полуострова жили греческие племена. Большую часть страны покрывают крутые и обрывистые горы, которые делят Грецию на изолированные друг от друга области. Больших и полноводных рек в Греции нет, со всех сторон, кроме северной, её омывают моря (Ионическое и Эгейское), на морях много островов.

- Если мы из Греции сядем на корабль и поплывем на запад, то мы достигнем берегов в будущем великой державы – это Рим.

Покажи этот путь на карте.

(работа по карте и беседа с учащимся – стр. 203 уч.)

Задача для учащегося: сравни природные условия, занятия, управление в Древней Греции и Древнем Риме.

Ресурс «Ссылка»: Презентация к уроку (просмотр, задание по презентации).

(сл.3)

1) рассказ учителя сопровождается составлением таблицы

- Где находится Италия?

На Апеннинском полуострове.(№56)р.т. стр.46

Апеннинский полуостров с древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается: Адриатическим, Ионическим, Тирренским морями.

- На берегу какой реки основан Рим? (На берегу реки Тибр).(№ 56)

- Какие горы тянутся вдоль всего полуострова?

Апеннинские горы тянутся с севера на юг, они невысокие, поэтому не делят страну на изолированные районы, как полуостров Греции.

- Какие горы прикрывают Италию с севера?

На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами.

- Что можно сказать о рельефе этой страны?

Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы, есть хорошие пастбища. В Италии более благоприятные, чем в Греции, условия для занятия сельским хозяйством. Народы, населяющие эту территорию занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).

- Вспомни, чем занимались греки?

(выращивали оливки, виноград, разводили овец).

Обрати внимание, береговая линия Апеннинского полуострова менее изрезана по сравнению с Балканским.

- Какие народы проживали на этом полуострове?

(Галлы, этруски, латины, самниты).(№56)

- Какие племена проживали на территории Рима?(№56)

Это племена латинов. Поэтому языком римлян был латинский.

Заполнение таблицы в буклете.

- Чем отличались и были схожи природные условия, занятия древних греков и древних римлян?

( сл. 4) сделаем вывод:

Греция Рим

На Балканском полуострове

На Апеннинском полуострове

Климат жаркий

Климат тёплый, благодатный

Омывается

Эгейским и Ионическим морями

Омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским морями

Горы Олимп

Горы Альпы

Рельеф горный, мало равнинных мест

Рельеф - долины, равнины, холмистые местности

Выращивали виноград и оливки, разводили коз и овец, занимались ремеслом.

Занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь), выращивали рогатый скот, свиней, коней, ослов.

- Откуда мы можем узнать историю данного государства?

(из источников)

- Скажи, как ты думаешь, кто является основателем данного государства?

(человек, народ)

- Это наши с тобою предположения. Подтвердятся ли они при работе с источниками?

2) работа по учебнику:

( сл. 5)

- Легенда об основании Рима (стр. 204-206, почитание Весты и Марса)

- Запомним термины (сл. 6)

Марс – бог войны.

Веста – богиня семьи и хранительница очага.

Весталка – жрица богини Весты.

Ликторы – воины-охранники, сопровождавшие царя.

Самостоятельная работа обучающегося с текстом учебника (стр.206)

В наше время существуют и другие версии основания Рима.

3) Город на семи холмах и его обитатели.(сл.7)

- Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом.

“Яркое солнце освещало равнину. Голубое небо отражалось в водах рек и прибрежных озёр. Это был берег Италии и местность называлась Лаций, - гласит легенда. Эта местность понравилась пришельцам. Климат тёплый, пологие склоны Апеннинских гор поросли сочной зеленью”.

- Задолго до даты основания Рима на холмах левобережья Тибра жило много поселений. Они постепенно объединялись.

- Чем же занималось население?

1) осушали болотистые низины между холмами

2) возводили укрепления

3) строили храмы богов

4) выбирали общих правителей

- (сл. 8) Что же представляли собой дома римлян? (стр. 205)

Они жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев, а затем обмазаны глиной. Возле каждого дома находились сад и огород, а за пределами города были общие пастбища и поля.

- (сл. 9) Римляне выращивали ячмень, пшеницу, виноград, лён.

- (сл. 10) А каких животных они разводили? (рогатый скот, свиней, коней, ослов)

- У римлян развивалось и ремесло: кузнечное дело, ткачество, изготовление гончарных изделий.

- А ещё римляне воевали, а возвращаясь домой, они угоняли скот, захватывали оружие, пригоняли рабов, а также отвоёвывали новые земли. И очень скоро владения римлян выросли во много раз.(сл.11)

4) легенда о подвиге Муция.

До римлян высокоразвитую цивилизацию на Апеннинском полуострове создали этруски. Об их происхождении учёные спорят до сих пор. Предполагают, что этруски пришли из Малой Азии, в начале 1 тысячелетия до н. э. Сохранившиеся надписи свидетельствуют, что они пользовались греческим алфавитом. Однако их язык до конца не расшифрован.

Этруски были прекрасными земледельцами, но еще больше они славились как отважные и опытные мореплаватели. Их корабли бороздили воды Средиземного моря, они торговали с Египтом, Финикией, Грецией, городами Пиренейского полуострова. Этрусские пираты наводили страх на все Средиземноморье. В греческом мифе повествуется, что однажды тирренские (этрусские) разбойники рискнули похитить даже бога Диониса. Захваченных людей продавали в рабство.

Этруски владели искусством обработки железа, бронзы, драгоценных металлов. Они построили много городов, окруженных мощными стенами и башнями. При закладке города этруски вспахивали плугом, запряженным белой коровой и белым быком, борозду вокруг того места, которое предназначалось для заселения.

Городами этрусков правили цари. Этрусские аристократы во главе вооруженных отрядов совершали набеги на соседние земли. Победы над врагами отмечали специальными торжествами - триумфами.

Но уже к VIII веку до н.э. на территории Апеннинского полуострова проживало достаточно много племен разных народов.

Стр. 207- легенда

5) работа по учебнику:

Римский народ делился также на (сл. 12) патрициев

( древнейшие жители Рима) и плебеев (переселенцы из других областей Италии). Возникновение патрициев предание связывает с Ромулом. Первый римский царь, желая опереться на самых достойных представителей римской общины, выделил сто человек, обладавших более благородным происхождением и личными достоинствами. Из них он составил совет старейшин - сенат. (сл. 13)

Сенат стал важным органом управления, а его члены стали называться сенаторами. Иногда сенаторов также называли отцами - по-латыни "патрес", отсюда произошло название "патриции", то есть "потомки отцов". Патриции составили римскую аристократию. Они занимали высокое положение в обществе, обладали обширными земельными владениями и богатствами.

- Плебеи были включены в состав римского народа позже патрициев. Раньше считали, что плебеи - это простой люд, по большей части бедный. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, зависели от патрицианского суда. Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями.

- Высшая власть принадлежала Народному собрания, которое состояло только из мужчин – патрициев.

Функции: (сл. 14)

1) объявляло войну,

2) заключало мир,

3) выбирало царя, правившего пожизненно.

- НО однажды произошёл случай, после которого римляне перестали выбирать себе царя. По легенде, однажды в Риме правил царь Тарквиний, по прозвищу гордый. Он не был избран на Народном собрании, а сам завоевал власть, убив при этом своего предшественника. Одних патрициев он казнил, других – выселил из Рима. Тогда римляне восстали против него и изгнали его вместе с семьёй из Рима. И с тех пор они больше никогда не выбирали себе царя. Произошло это в 509 году до н.э. Но об этом событии мы будем говорить на следующем уроке.

5. Подведение итога урока.

Вопросы на стр. 208(сл.15)

6. Домашнее задание:

параграф 44, вопросы, записи, рабочая тетрадь № 55 – 57.(сл.16)

7. Релаксация: (1 мин.)

Обмен мнениями о содержании урока, оценка работы ученика, его активности, пожелания успеха в работе и согласование времени для оперативного подключения учителя в момент подготовки учеником домашнего задания).

Планируемый результат:

Ученик усваивает:

- Местоположение Рима и его природные особенности.- Знакомится с легендой об основании Рима.

- Расширяет своё представление о городе на семи холмах и его обитателях.- Получает представление об управление в древнейшем Риме.

Оценки за урок: ученик получает оценку за активность на уроке, а также за выполненную работу, которую может прислать на проверку учителю в период между занятиями.

infourok.ru

Урок по теме Древнейший Рим 5 класс

Предмет – история

Класс - 5

Лавренкова Елена Викторовна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Анцирская СОШ»

Автор УМК - А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая История Древнего мира. 5 класс. М. -Просвещение.

Тема урока - Древнейший Рим

Тип урока: Открытие нового знания. Технология интенсификации учебного материала на основе схемных и знаковых моделей, проблемного обучения, проведение исследования.

Цели урока: достижение следующих результатов:

Личностных – развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических нравственных ценностей, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия Древнего мира.

Метапредметных - развивать умение, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, умение осознанного чтения и использования речевых средств (устных и письменных) в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Предметных – развивать умение добывать и критически оценивать информацию, систематизировать историческую информацию, познакомиться с новыми понятиями из истории древнего Рима.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради, карта «Древний Рим», мультимедийная презентация, компьютер, проектор, раздаточный материал.

I. Повторение пройденного материала.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости. У нас сегодня урок-исследование, мы ненадолго превратимся с вами в ученых-историков, которые будут исследовать историю возникновения, природные особенности и занятия жителей – государства, с которым мы еще с вами не знакомы. Мы продолжаем путешествовать по странам древнего мира. И для того, чтобы посетить следующую страну, вспомним, в каких странах мы уже побывали (слайд 1) (Приложение 6). Будьте внимательны, отвечаем по одному, знак готовности – поднятая рука.

На нильских берегах она была,Богатой и цветущею слыла.И ею фараоны управляли,Восстания рабов здесь подавляли. В мире есть сейчас она.Назови, что за страна. (слайд 2)

(Египет)

Расскажите-ка, ребята,Где без леса и без горЛюди в древности росли.Где покой все обрели.Всё лепили мастера.И работа их до потаВыручала их всегда. (слайд 3)

(Междуречье)

На восточном побережьеМоря СредиземногоГосударство моряковБыло очень древнее.И чтоб им торговать,Просто стали все писать.Кто же знал? Их алфавитВсе народы покорит. (слайд 4)

(Финикия)

Чтоб землю с севера обезопасить,У гуннов землю отобратьПравители решили стену возвести,Покой, чтоб вечный обрести.И людей великое множествоСогнали со всей страны.Заставили её строить,Чтобы не было войны. (слайд 5)

(Китай)

Проверяем (слайд 6) В оценочном листе поставили себе оценку.

II. Целеполагание.

- Какую страну мы изучали на предыдущих уроках? (Грецию)

Работа по настенной карте. Учитель проводит путь исследования.

Учащиеся работают в атласе или по карте в учебнике стр. 213

- Если мы из Греции сядем на корабль выплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов в будущем великой державы. В какую страну мы попадём? (В Рим ).

Итак, тема нашего сегодняшнего урока-исследования Древнейший Рим. (слайд 7)

III. Изучение нового материала.

Как у настоящих ученых-историков у нас должен быть определённый план. Вот он: (слайд 8)

Географическое положение

Природные условия

Занятие жителей

- Давайте вспомним, какой источник используют ученые при изучении географического положения страны? (карту)- Итак, Рим – один из древнейших городов Европы. В древности Рим было не только название города, но и государства. - В наши дни Рим – это столица Италии.- Приведите примеры древних государств, где столицы носили такое же название. (Вавилон, Спарта Афины)

Итак, вам как исследователям будет интересно узнать, (слайд 9)что Апеннинский полуостров древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским.

Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).

У вас на партах есть задания, которые помогут вам исследовать особенности климата и природные условия Рима. (Приложение1). Вам нужно подобрать правильное окончание к фразам

  1. Теперь обозначим самые важные условия, благодаря которым римляне поднялись до такой высоты. Первое из этих условий состоит в том, что Италия, наподобие острова…

  1. …соответственно которым там имеются разнообразные животные и растения и вообще все необходимые для человека предметы.

  1. Второе условие то, что большая часть ее берегов не имеет гаваней…

  1. …окружена как верною оградой, морями, за исключением только немногих частей, которые в свою очередь защищены труднопроходимыми горами.

  1. В-третьих, Италия расположена в различных климатических зонах…

  1. …зато существуют гавани обширны и весьма удобны…

  1. Почти во всю ее длину тянутся Аппеннинские горы, имеющие по обеим сторонам равнины и плодородные холмы…

  1. …так что невозможно выразить словами всего изобилия и высоких достоинств плодов, здесь произрастающих.

  1. Кроме того, имеется множество всякого рода металлов, строительного материала, пищи для человека и для домашних животных…

  1. …так что нет такой части Италии, на долю которой не выпадали бы удобства гор и равнин.

Давайте проверим, что у вас получилось.(Слайд 10) В оценочном листе поставили оценку.

А теперь, ученые-историки, я приготовила для вас задание, игру, но немного усложнила ее тем, что вы должны будете определить, какие особенности относятся к Риму, а какие к ранее изученной Греции, ведь вы как ученые должны уметь сравнивать и выделять нужные признаки.

- Ребята, как ученые-историки, мы уже с вами работали с источниками. Давайте вспомним, какие бывают источники? (письменные и вещественные)- Мы работали с источниками, какого вида? Назовите, что это за источники. (письменные: легенды, мифы, законы, крылатые выражения).

Выдвижение гипотез.

- Давайте представим, что мы с вами учёные –историки, которые отправляются на раскопки древнейшего Рима. Откуда мы можем узнать историю данного государства? (из источников)

Но прежде, чем мы начнем работать с источником, мы как ученые должны выдвинуть гипотезу: Скажите, как вы думаете, кто может является основателем государства? (человек, народ) (слайд 11)

- Это наши с вами предположения. Какое из них подтвердиться?

Внимание, а сейчас мы будем работать в группе, для этого нужно объединиться по 3-4 человека.

задание: (слайд 12)

Прочитать легенду и ответить письменно на вопросы викторины. (Приложение 8)

Работа с источниками (Приложение 2):

Легенда об основании Рима (слайд 13)

По левому берегу Тибра жило племя Латинов. В одном из этих городов правил царь Нумитор. Амулий брат Нумитора, был злой и завистливый хотел царствовать один. Он отнял у Нумитора власть. Для большей своей безопасности убил сына Нумитора, а дочь его Рею Сильвию сделал весталкой — жрицей богини домашнего очага Весты. Не прошло и года, Рея Сильвия родила от бога войны Марса двух мальчиков. Услышав эту весть, Амулий велел утопить близнецов в волнах Тибра. А их мать взять под стражу. Бросив корзину на мелководье, слуги возвратились домой. Корзина зацепилась за ветку дерева, не утонула. На жалобный крик братьев прибежала волчица. Облизав малышей, она накормила их своим молоком. Вскоре их нашел царский пастух и отнес своей жене. Пастух и его жена, дав найденышам, имена Ромул и Рем, воспитали их отважными и сильными. Когда они выросли и узнали тайну своего рождения, задумали мстить. Вооружившись они убили Амулия и в тех местах, где были вскормлены волчицей решили основать новый город. Вскоре братья поссорились: Рем выбрал для строительства города один холм, а Ромул другой. Когда Ромул стал строить оборонительную стену, Рем в насмешку перепрыгнул через нее. Взбешенный Ромул нанес Рему удар, оказавшийся смертельным. Убийство брата не помешало ему основать город и назвать его своим именем /Рим – по-латински Рома/ . Ромул стал первым царем Рима. Его везде сопровождала охрана из 12 воинов называлась Ликторами.

Викторина

Какое племя проживало по левому берегу Тибра? (Латины.)

Какой царь правил в одном из городов латинов? (Нумитор.)

Кто такой Амулий? (Младший брат Нумитора. Амулий отнял у него власть, а его дочь Рею Сильвию сделал весталкой.)

Кто такие весталки? (Жрицы богини огня и домашнего очага Весты.)

Как звали сыновей Реи Сильвии? (Ромул и Рем.)

Почему Амулий решил убить Ромула и Рема? (Боялся, что когда они вырастут, то отомстят за деда и мать.)

Как звали бога войны у латинов? (Марс.)

Кто помог братьям-близнецам выжить? (Их выкормила волчица.)

Как сложились отношения между братьями? (Они поссорились, и Ромул убил Рема.)

Кто стал первым царем Рима? (Ромул.)

Что обозначает на латинском языке Рим? (Рома.)

Кто такие ликторы? (Вооруженная охрана царя.)

Зачем ликторы носили с собой связку прутьев и топор? (Царь мог приказать выпороть провинившегося или отрубить ему голову.)

(Слайд 13) Проверяем ответы---оцениваем результат.

- Что в легендах вымысел, а что правда?

Сейчас уважаемые учёные – историки, на основе изученных источников подтвердите или опровергните свои предположения.

Ответы учащихся: Рим был основан Ромулом.

Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом. (слайд 14)

ФИЗМИНУТКА (Слайд 15)

Ученые-историки мы узнали о возникновение Рима, а теперь давайте отправимся на экскурсии по Древнему Риму, а чтобы зафиксировать все, что мы увидим, давайте воспользуемся маршрутными листами, читаем 2 пункт учебника, и заполняем маршрутный лист (Приложение 3).

Маршрутный лист по теме:

«Город на семи холмах и его обитатели» параграф 44,п.2

Возникновение города Рим.

Ответьте на вопросы.

Сразу ли был построен город Рим? ___________

Что делали жители, что бы построить город?

(Перечислите их действия).

  1. ________________________

  2. ________________________

  3. ________________________

  4. ________________________

Город Рим.

Ответьте на вопросы

На чем он располагался?____________

Назовите некоторые из них. ____________________

В каком году возник Рим? _________________

Занятия римлян.

Ответьте на вопросы.

В чем жили римляне? _________________________

Что выращивали римляне?

____________________________________________

Кого разводили римляне? ____________________________________________

Чем занимались?

____________________________________________

Управление Римом. Прочитать пункт 3

Заполните схему

Продолжите фразу:

В управлении Рима принимали участие ______________.

Старейшины родов заседали _____________. Высшая власть принадлежала __________________. Народное собрание объявляло ___________, заключало _________ и выбирало _________.

Итак, ученые историки, поделитесь своими знаниями. (слайд 16-22) Проверяем ответы. Ставим оценки.

Закрепление материала:

Проверим, что вы узнали сегодня на уроке? (слайд 18)

Почувствовал ли я себя исследователем, путешественником? Почему?

Итак, давайте оценим свою работу на уроке, используя оценочное окно, у меня три окошка (Приложение 4), а у Вас на партах улыбающиеся смайлики (Приложение 5), поместите свои смайлик в то окошко, которое соответствует вашему восприятию урока.

Оценочное окно.

Совсем не понятно

Понятно, но не все

Хорошо понятно (Приложение 7)

Поставьте себе оценку за урок.

Домашнее задание. (слайд 19)

multiurok.ru


Смотрите также