Древнейшие средневековые монастыри европы. Метеоры – самые труднодоступные средневековые монастыри Европы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Монастырские библиотеки средневековой Европы. Древнейшие средневековые монастыри европы


Монастыри мира :: Фото, описание, рейтинг лучших

Монастыри возникли из стремления отшельников к духовной жизни вне общества, но в сообществе. Принц Сиддхартха Гаутама отказался от богатства в поисках просветления, став основателем буддийской общины монахов.

Христианское монашество возникло в пустыне Египта, где отшельники искали уединенной жизни. Некоторые были настолько почитаемыми и известными, что обратили своих последователей в ученики, которые сформировали общины в IV веке. Так Антоний собрал отшельников, живущих поблизости в пустыне, которые собирались по воскресеньям для поклонения и общей трапезы. Один из старейших монастырей в мире был основан вскоре после смерти преподобного Антония, названный в его честь, как основателя христианского монашества.

Постепенно монашество распространилось по всей Римской империи. Святой Бенедикт также бежал из мира, но ученики проложили дорогу к его двери. В 530 году он огородил общину стеной и написал правила для монахов, где подчеркнул послушание, умеренность и равномерное чередование труда и молитвы, основав Монте-Кассино - первый монастырь в Италии. Так монашеское движение стало распространяться в Европе. С VI века начали строить монастыри в Англии и Ирландии.

На Киевской Руси иночество началось после принятия христианства. Киево-Печерский - один из первых монастырей Украины, основанный в 1051 году монахом Антонием, родом из Любеча.

Для общинной жизни требовались коммунальные здания. Церковь была приоритетной - молитвы являлись основным занятием монахов. Общежитие, трапезная и другие здания размещались вокруг обители, храмы находились предпочтительно с южной стороны на солнце. Были также кухня, пекарня, цеха и мастерские. Жизнь протекала тихо, без шума и суеты. Гостеприимство было частью монастырского правила, гостевой дом, обычно, находился во внешнем дворе. В популярных центрах паломничества гостевые дома были перегружены, и монастыри строили гостиницы в городе, вне монашеской обители. Принадлежавшие монастырям поместья и гостевые дворы стали основным источником их дохода.

На протяжении столетий монахи и монахини совершали много хороших дел. Они собирали книги и переписывали их, открывали школы и больницы. Монахи были самыми образованными членами общества, а часто единственными образованными. Средневековые монастыри были также местом раздачи милостыни бедным.

В начале XIV века монастыри в Англии были самыми многочисленными. В 1530 году Генрих VIII разорвал отношения с Римом и распустил большинство монастырей. Некоторые из них вблизи крупных селений сохранили как соборы или приходские церкви, другие были проданы богатым семьям, остальные снесены. Монастыри вернулись в Англию лишь спустя столетия.

Престиж религиозных общин пострадал от антицерковного настроения в конце XVIII века (кульминация борьбы с иезуитами), многие из них были разрушены. Особенно во Франции во время Французской революции (например, Леринское аббатство - одно из самых древних). Монастыри никогда больше не смогли восстановить власть, которой они когда-то обладали.

Тем не менее, в XIX веке вернулись религиозные настроения в обществе, и началось возрождение великих христианских памятников средневековья, когда монашество было на своем пике. К концу XX века в большинстве западных стран монахи снова активизировали свою деятельность в образовательной и благотворительной областях, посвятив себя первой цели монашества - созерцанию.

Между тем, на Востоке сохранился традиционный монашеский уклад. Монахи в буддийских странах принимают участие в повседневной жизни общества, как это было раньше в Европе, проводят проповеди, преподают свое учение широкой публике, а не держат народ на расстоянии вытянутой руки, поэтому монастыри и по сей день играют важную роль в буддийском обществе. Ярким примером являются популярные монатыри Тибета: Потала, Джоканг, Норбулинка, Сера, Ташилхунпо, Ронгбук.

allcastle.info

Метеоры самые труднодоступные средневековые монастыри Европы

Есть места на нашей планете, которые не только поражают своим великолепием, но и хранят в себе что-то доселе необъяснимое и таинственное. Например, греческие горы Хасия с примостившимися на их вершинах монастырями…

Греция… В голове сразу же возникают картинки великолепных пляжей, теплое море, комфортабельные отели, буйная и необычная растительность, обилие спелых фруктов - как говорится, в Греции все есть. Но эта страна еще может похвастаться археологическими памятниками древности, дошедшими до наших дней. Они неизменно привлекают внимание туристов и являются яркими достопримечательностями страны.Есть среди них греческие монастыри, про которые можно сказать, что эти здания и сооружения – самые необычные в мире. Чем же? Представляем вам интересные факты об этом уникальном монастырском комплексе.

Греческие Метеоры расположены в горах Хасия, в северной части Греции. Их 24, шесть из них действует по сей день. Они были построены в 10 веке и получили всемирную известность именно благодаря своему, мягко сказать, необычному расположению.Монастыри примостились на вершинах скал – столбов, выступающих на шестисотметровую высоту среди равнины. Из-за столь причудливого вида эти скалы и назвали «Метеоры», что в переводе с греческого означает – «парящие в воздухе». Красиво звучит - монастыри, парящие в воздухе!

Создается впечатление, что вначале были построены здания, и лишь потом из-за каких-то процессов, происходящих в глубине Земли, поднялись вверх. Но на самом деле это не так.Эти скалы образовались шестьдесят миллионов лет назад. В то далекое время тут было морское дно. Со временем, вследствие тектонических сдвигов, вода ушла, а дожди, сильный ветер и колебания температуры сделали свое дело – и образовали торчащие из земли громадные столбы скал.

Кому же в голову пришла мысль возводить здания в столь диком месте? Задолго до их возведения в этих безлюдных местах появились православные верующие, ищущие уединения. Они находили на этих горах какие-нибудь естественные пещеры и жили в них. Если таковых не было – выдалбливали их сами. Любая ровная поверхность, находящаяся рядом с такими импровизированными жилищами, использовалась ими как молельня. Отшельники здесь собирались все вместе и читали молитвы. Но во время каких-то значимых событий, эти люди спускались с гор и шли в церкви, расположенные в близлежащих населенных пунктах.

Согласно летописям, среди этих людей был человек по имени Варнава, который в 950 году инициировал строительство на этих горах скитов – маленьких монастырей. Это строительство шло десятилетия, но именно оно и положило начало образованию этого грандиозного монашеского комплекса.Возможно, монахи – отшельники так и жили бы в небольших скитах, ведь они привыкли к лишениям и довольствовались малым. Но жизнь диктовала свои правила. В 13 веке нашлись люди, которые решили завоевать долину, на которой высились скалы Метеоры – это были крестоносцы, турки и другие завоеватели из соседних стран.

Тогда и было решено перестроить маленькие и уязвимые скиты в неприступные монастыри. Первое здание начали возводить в 1334 году всего 14 монахов, дав ему имя – «Великий Метеор». Сейчас это главный монастырь комплекса.Позднее, спасаясь от преследования, сюда прибывали все новые и новые монахи, и строительство шло быстрее. Возводились новые монастыри, и в 16 веке дело было закончено. Монахи, наконец-то, получили не только защиту, данную им природой (я имею в виду труднодоступные скалы), но и защиту толстых монастырских стен.

Как люди поднимались на Метеоры? Сначала поверхность скал монахи «опутали» закрепленными в них лесами, и карабкались по ним. Позднее они стали разнообразить средства подъема: можно было либо идти по проложенным навесным деревянным лестницам, либо подниматься в специальных сетчатых люльках, которые тянули вверх монахи. Все это было очень опасно и нередки были трагические случаи. Ведь ветер, постоянный спутник этих высотных мест, раскачивал сеть, и она билась о стены скал, понятно, что немалые удары получали и находившиеся в ней люди.

Своеобразный монашеский городок, обосновавшийся в диких скалах и существовавший на пожертвования и дары богатых людей, процветал. Возможно, монахи в этих монастырях не только чувствовали себя в безопасности, но и считали, что находясь на вершинах гор, они ближе к небу, а значит, и к Всевышнему.Но шли века и ситуация изменилась – разбойников стало меньше, опасность миновала, монахи стали покидать Метеоры и некогда обжитые здания стали приходить в упадок.Лично меня очень интересует то, как монахи умудрились построить эти монастыри?! Ведь каким-то образом нужно было поднять туда огромные камни, обработать их и положить стены. И это при том, что люди «порожняком» добирались туда с большим трудом!

Версий несколько и ни одну из них нельзя назвать единственно правильной. Основная состоит в том, что все глыбы поднимались в тех же люльках, что и люди. Но, подумайте только, какую прочность они должны были иметь, да и сколько усилий должны были приложить монахи, чтобы изо дня в день затаскивать на вершины скал тяжеленные люльки! Невероятно!Согласно другой версии, камни затаскивались к местам строительства монастырей по упомянутым выше лесам и лестницам, но это еще более невероятно! Какой ширины они должны быть, чтобы по ним могли пройти монахи, нагруженные глыбами? Ведь один камень, скорее всего, тащили несколько человек, так что это еще больше усложняло ситуацию. Более того, в монастырских летописях нигде не указано, что в те века к монастырям и скитам вели какие-либо лестницы.Вторая Мировая война еще больше ухудшила состояние монастырей Метеоров, поскольку они были варварски разграблены оккупантами. И лишь во второй половине прошлого века Метеоры стали восстанавливать и они стали настоящей жемчужиной греческой туристической индустрии.К Метеорам были вымощены дороги с удобными ступенями, чтобы можно было приводить сюда многочисленных туристов.В наши дни расположенный у подножия гор маленький городок Каламбака имеет всю нужную инфраструктуру, чтобы принимать туристов, давать им ночлег и сопровождать экскурсии к вершинам Метеоров.Посмотреть можно не только разрушенные монастыри, но и ныне действующие. Единственное требование для туристов – приличный и скромный внешний вид (без оголенных плечей, рук и ног).

Монахи, живущие в наши дни в действующих монастырях Метеорах, и сейчас ведут аскетический образ жизни, что закаляет их дух и веру, приучает к повиновению. У монахов жесткий режим дня: всего четырехчасовой сон, 14 часов молитвы, а остальное время – тяжелый физический труд. И все же по сей день находятся люди, которых это не пугает. Есть много верующих, желающих обрести покой, уединение, отрешиться от мирской суеты и найти здесь духовную мощь. И они идут в Метеоры и находят здесь счастье от близости к Богу.Наверное, нет ни одного человека, которого бы не покорил фантастический пейзаж, открывающийся взору в этих местах. Скалы Метеоры, как огромные каменные исполины, стоят среди равнины, и сами по себе представляют захватывающее зрелище, а монастыри лишь дополняют картину. Это удивительные по красоте места!Сейчас монастыри Метеоры внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и подлежат охране.

www.colors.life

Православные святыни Восточной Европы. Всемирное наследие ЮНЕСКО

Охрид (Македония) – один из древнейших городов Европы, находящийся на высоте около 700 м над уровнем моря на восточном берегу Охридского озера – глубочайшего озера на Балканах и одного из чистейших озер Европы. Город Охрид расположен на месте греческой колонии Лихнидос, которая была основана во II в. до н.э. В начале VII в. здесь поселились славяне, назвавшие свой город Ахрид («На горе»). Охрид известен бесценной коллекцией византийской религиозной живописи (XI-XIV вв.) и шедеврами древнего зодчества. К византийско-христианским памятникам Охрида относятся: монастырь Святого Пантелеймона (IX в.), базилика Святой Софии (XI в.), церковь Святого Климента (XIII в.). В 30 км от Охрида, на южном берегу Охридского озера, находится монастырь Святого Наума (X-XII вв.). Он знаменит великолепными резными дубовыми иконостасами, бесценными иконами и фресками. В IX в. один из учеников Кирилла и Мефодия – Климент, основал в Охриде первую школу по переводу церковных греческих книг на славянский язык и разработал кириллицу.

Боянская церковь (Болгария) находится в 8 км от Софии, у подножия гор Витоша. Село Бояна, известное в прошлом как крепость Батил, играло важную роль в войнах с Византией. Строительство церкви, состоящей из трех приделов, началось в Х в. Вначале была построена небольшая крестово-купольная каменная постройка, почти квадратная в плане. В начале XIII в. постройка была расширена – появилась вторая двухэтажная церковь, которую назвали Калояновой. Ее нижний этаж служил усыпальницей для местных бояр. Фрески церкви, выполненные в середине XIII в., имеют большую художественную ценность. Боянская церковь является одним из наиболее хорошо сохранившихся памятников средневековой архитектуры в Восточной Европе.

Скальные церкви у села Иваново (Болгария) образуют пещерный монастырь Святого Архангела Михаила, расположенный в 20 км к югу от города Русе на севере Болгарии. Это группа маленьких церквей, часовен, келий, пещер, высеченных в скалах на высоте 30 м над живописным каньоном реки Русенский Лом. Фрески церквей, датированных XIII-XIV вв., выполнены уникальными красками в стиле драматического реализма. Наиболее хорошо сохранились Часовня Господев Дол и Внутренняя церковь. В часовне Господев Дол на стенах келий обнаружены вырезанные тексты. В период расцвета монастыря количество церквей и часовен достигало 40, монашеских келий было около 300.

Рильский монастырь (Болгария) находится в 20 км от Дупницы и в 120 км от Софии. Монастырь был основан в Х в. Святым Иваном Рильским – отшельником, канонизированным православной церковью. Его аскетическое жилище и могила были преобразованы в монастырь. Сейчас в монастыре находится обширная библиотека, содержащая также 9 тысяч древних книг и 250 рукописей, относящихся к XI-XIX вв. Один из главных экспонатов расположенного здесь исторического музея – деревянный крест, который в конце XIX в. двенадцать лет вырезал монах Рафаил. По окончании работы он ослеп. В настоящее время в Рильском монастыре живет около десятка монахов.

Монастырь Студеница (Сербия) – крупнейший и богатейший из православных монастырей страны, расположенный близ города Кралево. Монастырь был заложен в конце XII в. основателем средневекового сербского государства. Церковь Успения Богородицы конца XII в. сочетает черты романского и византийского архитектурных стилей. Интерьеры церкви украшены фресками XIII-XVI вв. В ансамбле монастыря особо выделяются две церкви, построенные из белого мрамора и содержащие бесценные собрания византийской живописи XIII-XIV вв. В монастыре живет и трудится около 30 монахов.

Средневековые памятники в Косово (Сербия) включают более 1,8 тысячи византийско-романских религиозных объектов, в основном церквей и монастырей. За это исторический край Косово нередко называют «сербским Иерусалимом». В 1389 г. в Косово состоялась битва сербов с оттоманскими турками. Тогда сербский князь Лазарь отказался от победы, приняв поражение и смерть ради сохранения христианской веры своего народа. Православные памятники Косово включают монастыри в городах Печ, Дечани, Призрен. В женском монастыре Гричаница близ Приштины (XIV в.) сохранились росписи XIII-XIV вв., сербские иконы и рукописи XIV-XVI вв. Среди других памятников Косово: крепость Звечан XI в., архитектурный комплекс Патриархии (XIII в.) в городе Печ, руины крепости Вишеград и монастыря Святого Архангела (XIV в.) в городеПризрен.

Монастырь Сопочани в городе Стари-Рас (Сербия), основанный в XIII в. в первой столице Сербии, служит напоминанием о связях между западной цивилизацией и Византией. В средние века здесь был мавзолей сербских королей, а в монастыре проживало не менее 100 монахов. В XIV и XVII вв. монастырь сжигался и разорялся турками. Центральное место монастырского комплекса занимает церковь Святой Троицы, где особую ценность представляют фрески XIII-XIV вв. Стены церкви украшены сусальным золотом и имитацией золотой смальты. Причем, в настенной живописи соединились черты одновременно римско-католического и эллинского искусства.

Монастырь Хорезу (Румыния) был основан в конце XVII в. принцем Константином Брынковяну в исторической области Валахии, на юге Румынии. Опоясанный со всех сторон мощными оборонительными стенами, монастырь считается шедевром «стиля Брынковяну». Его двухъярусные галереи со встроенными верандами, балконами и лестницами богато украшены каменным орнаментом с изображением цветов, листьев, плодов и животных. Вход в церковь предваряет резная дверь из грушевого дерева. Интерьеры расписаны яркими фресками. В храме находится усыпальница Константина Брынковяну.

Церкви исторической области Молдова (Румыния) начали возводиться с середины XIV в., когда были созданы независимое Молдавское княжество и Молдавская митрополия в составе Константинопольского Патриархата. Всего в исторической области Молдова, на востоке Румынии, сохранилось около 50 православных церквей. Отличительная особенность этих церквей – высокие барабаны с довольно плоскими куполами византийского типа или шатровыми завершениями. Фасады многих церквей оформлены фресками XV-XVI вв. Главными из них являются церковь Святого Николая (конец XV в.) и церковь Трей-Иерахь (XVII в.). Кроме того, в исторической области Молдова находятся римско-католический, евангелический и армяно-грегорианский храмы.

Деревянные церкви исторической области Марамуреш (Румыния) отличаются отсутствием византийского стиля и потому имеют внешний облик, нетипичный для культовых построек Восточной Европы. Марамуреш – покрытая лесами горная область на севере Румынии. Здесь построено восемь деревянных православных церквей с уникальным обликом. Основной объем постройки – большая бревенчатая изба с высокой двухъярусной крышей и резным крыльцом. Над ней к небу тянется башня с островерхим деревянным шатром. Самой высокой башней обладает церковь женского монастыря в Бырсане – 57 м. Церкви строили для себя сельские общины в соответствии с собственными возможностями и архитектурными представлениями. Стенные росписи церквей – бесхитростные изложения библейских сюжетов, напоминающие скорее сценки из жизни местных поселян.

Киево-Печерская лавра (Украина) была основана в середине XI в. и получила свое название от пещер (печер), в которых обосновались первые монахи. В конце XVI в. монастырь стал именоваться лаврой. Самые древние здания монастыря – Успенский собор (XI в.) и Церковь Спаса на Берестове (XII в.). «Визитной карточкой» лавры является собор Святой Софии. Собор был построен в XI в. по указу Великого князя Ярослава, где он и похоронен. Во времена Древней Руси в храме проходили церемонии возведения на престол великих князей, хранились важные государвенные и церковные документы. Главный иконостас собора был создан в конце XVII в. Стены, столбы и своды собора украшают великолепные фрески. Вокруг 12-купольного собора находятся монастырские строения XVII в., выполненные в стиле украинского барокко: колокольня, дом митрополита, бурса, трапезная, южная въездная башня, западные ворота, братский корпус, кельи и др.

geographyofrussia.com

Монастырские библиотеки средневековой Европы

Центрами книжной культуры в раннем средневековье были монастыри. В разных государствах распространение христианства и создание монастырей происходило в разное время, но в целом по Европе в V-VI веках появились, а в IX-X веках получили широкое распространение монастыри, церкви, монастырские школы и библиотеки при них. В это время появилась даже поговорка: «Монастырь без библиотеки то же, что лагерь без вооружения». Известный философ и теолог Фома Аквинский писал: «Настоящая сокровищница монастыря – библиотека, без нее он все равно, что кухня без котла, стол без яств, колодец без воды, речка без рыбы, плащ без другой одежды, сад без цветов, кошелек без денег, лоза без винограда, суд без часовых...»

Одним из первых монастырей Европы был Виварий. Он обязан своим созданием величайшему культурному деятелю средневекового Запада – Кассиодору Сенатору (487-578). Выходец из знатной римской семьи, писатель, философ, он был секретарем и советником короля Италии, потом стал министром двора, консулом, губернатором. Кассиодор мечтал о создании могучего итало-готского государства, вынашивал идею об организации в Риме первого христианского университета. Замыслы эти осуществить было невозможно и, видимо, сознавая это, Кассиодор оставил государственную службу и основал в 550 году на юге Италии Виварий, что значит по латыни “Приют мысли”.

Это был подлинный, хотя и не типичный для Европы середины VI века, центр культуры. Именно в Виварии Кассиодор хотел сохранить для потомков те литературные и научные ценности античного мира, которые еще не погибли. Он организовал в монастыре школу для юношей с традиционно-античным набором предметов: грамматика, риторика, логика, музыка, математика, космография. Была создана библиотека и скрипторий. Виварий был местом не только хранения и копирования текстов, но и плодотворной литературной работы по редактированию, корректированию, переводу текстов и даже созданию оригинальных произведений.

Кассиодор заботился о высоком качестве копирования книг, четком порядке в скриптории и библиотеке. Для этого он создал специальное “Руководство к изучению божественной и светской литературы” (в некоторых переводах название книги звучит как “Введение в духовное и мирское чтение”). Двухтомный труд Кассиодора считается одним из первых крупных пособий по формированию фондов библиотеки; в нем сформулированы некоторые правила управления библиотекой и скрипторием. Эта книга, кроме всего прочего, содержала и обширные сведения о литературе, то есть это было своего рода библиографическое пособие. Позднее исследователи с помощью этого “Руководства...” смогли установить репертуар книг Вивария. Это были богословские и юридические трактаты, произведения христианских писателей, античные книги по космографии, медицине, философии.

Кассиодор прожил 100 лет, из них 50 он посвятил Виварию. Виварий вместе с библиотекой и скрипторием не надолго пережил своего организатора – он прекратил существование в конце VI – начале VII века.

Деятельность Кассиодора и богатая библиотека Вивария были уникальны для Европы раннего средневековья. Обычно монастырские библиотеки были настолько малы, что весь их фонд умещался в одном сундуке. Те немногие книги, что содержались в них, носили исключительно религиозный характер: это были копии библейских текстов, писания отцов церкви и требники, необходимые для церковных ритуалов.

В монастырских скрипториях, которые были неотъемлемой частью библиотеки, усердно переписывались книги. Прекрасные каллиграфы, опытные художники, искусные переплетчики создали немало великолепных памятников книжного искусства. Переписывание церковных книг приравнивалось к апостольскому подвигу, а имена некоторых переписчиков после их смерти были окружены легендарным ореолом. Не каждому монаху позволялось браться за такое богоугодное дело. Переписыванием книг занимались не только молодые грамотные монахи, но и почтенные члены монашеских орденов, нередко даже сами аббаты.

Рукописи, поступающие из скриптория, составляли основную часть новых поступлений монастырских книгохранилищ. Иногда, правда, существовали и иные источники комплектования. Так, английские и ирландские монахи специально ездили на континент за книгами для монастырских библиотек. Фонды пополнялись и за счет пожертвований. Знатные прихожане приносили книги в дар с условием, чтобы их поминали в молебнах за упокой души. Привозили с собой книги дети из знатных и состоятельных семей, отданные учиться в монастырские школы. Жертвовали книги и феодалы, которые решали постричься в монахи, в надежде обрести “небесный покой”.

Основную часть фондов составляли обычно священное писание, жития святых, сочинения отцов церкви, литургическая литература. Реже в монастырских библиотеках встречались книги античных авторов. Античные тексты, как правило, были недоступны даже для большинства монахов. Умберто Эко в романе “Имя Розы” не только воссоздает замечательную по яркости картину жизни и устройства средневековой монастырской библиотеки, он рассказывает и о том, что хранение в фонде библиотеки трудов Аристотеля было окружено мрачной тайной, тщательно охраняемой библиотекарем.

Иерархи католической церкви, взявшие на себя право суровой регламентации и жесткой цензуры, внимательно следили, чтобы языческие и еретические сочинения не проникали за стены монастырей. Еще в 325 году был впервые принят печально известный “Индекс...” (“Index librorum prohibitorum” – “Список запрещенных книг”) – юридический документ, в котором преданы анафеме еретические книги. Первый печатный список запрещенных книг был опубликован в 1559 году. Церковь практиковала публичные сожжения “вредных” книг, а также их авторов, переписчиков, распространителей и владельцев. Костры аутодафе не гасли на протяжении всего средневековья.

Заведование библиотекой поручалось одному из монахов, чаще всего – самому настоятелю. Впоследствии была выделена особая должность монастырского библиотекаря. В его обязанности входило содержание фонда в порядка, составление простейших инвентарных описей и выдача книг для чтения монахам.

Располагая библиотеками, скрипториями, школами, монастыри в раннем средневековье естественным образом стали центрами культуры и религиозного просвещения, но на рубеже XII-XIII веков положение изменилось. Уровень грамотности и образованности среди монахов значительно снизился. Даже в монастырях, где раньше создавались великолепные рукописи, часто не оставалось ни одного грамотного монаха. В других обителях скриптории стали восприниматься как источник дохода. Переписчики не обращали внимания на каллиграфию и оформление книг. Дорогостоящий пергамент для новых книг добывали, уничтожая древние рукописи: из книгохранилищ изымали старинные фолианты, расшивали их, смывали или соскребали текст и вписывали новый, пользующийся спросом на книжном рынке.

Набеги скандинавов на Западную Европу, датчан на Англию, вторжение гуннов с Востока и мусульман с юга привели европейские государства в состояние разрухи. И хотя библиотеки, скрытые за толстыми монастырскими стенами, сумели пережить эти потрясения, вплоть до XIII века монастырские библиотеки как институциональная форма практически не развивались.

В более поздние времена – XIV-XV века – стала проявляться большая забота об устройстве монастырских библиотек. Если ранее небольшие фонды в несколько сотен томов хранились в сундуках или шкафах в часовнях или за алтарем, то с увеличением числа книг стали создаваться специальные помещения. Комната для хранения и чтения книг была оборудована прочными и удобными пультами (пюпитрами). Чтобы рукопись не украли, книги “приковывали” – их переплет прикрепляли цепочкой (а иногда и цепью) к пульту или стене комнаты. В инвентарных описях для особо ценных книг использовался специальный термин “libri catenati” – “прикованные книги”*. Рукописи охранялись не только цепями и замками, но и заговорами и заклятьями. На одной из таких книг сохранилась надпись настоятеля о том, что похититель книги будет наказан плетью, заболеет оспой, холерой, гадкой сыпью и даже приобретет горб.

К XVI веку фонды монастырских библиотек насчитывали до полутора тысяч книг и более. Изменилась тематика и жанровый состав фондов. Наряду с богословскими книгами в них появилась светская литература как научного, так и беллетристического содержания. На библиотечные фонды составлялись каталоги, многие из которых сохранились до нашего времени. Каталог рассматривался библиотекарями уже не как опись книжного инвентаря, а как специфический справочник, с помощью которого можно легко и быстро отыскать книгу в фонде. В конце XIV века монахи францисканского ордена в Англии впервые попытались составить сводную опись книжных фондов 160 церковных и монастырских библиотек. Этот солидный труд назывался “Каталог книг Англии”.

Расширялся круг читающей публики. Среди читателей по-прежнему преобладали представители духовенства, монахи, но в отдельных случаях книги выдавались и мирянам. Начиная с XIY века, правила библиотек разрешали выносить книги за пределы монастыря, о чем в каталогах делалась специальная запись (“книга, выпускаемая из монастыря”).

В XIII веке появилось первое пособие по устройству библиотеки – труд настоятеля Амьенской церкви Ришара де Фурневаля “Книгознание”. Фурневаль был всесторонне образованным человеком, поэтом и ученым, имел труды по алгебре, астрономии, астрологии и алхимии. В образной форме он представляет читателям библиотеку как сад, где имеются грядки (тематические комплексы литературы), расположенные в определенной последовательности. Растения на грядках – это отдельные рукописи. Таким образом, Фурневаль изложил собственную систему расстановки книг, и хотя с современных позиций она кажется нелогичной и очень запутанной, следует признать, что это была первая попытка решения сложного вопроса классификации библиотечных фондов.

Из наиболее известных религиозных библиотек средневековья можно назвать библиотеки Кентерберийского аббатства (Англия, VI в.), Шартрского собора и монастырей в Клермоне и Лионе (Франция, IX–X вв.), Пражского епископства (Чехия, X в.).

 

Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 872 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: ISBN 5-94839-047-0 | Введение | Библиотеки Древнего Востока | Библиотеки Древней Греции и эллинистических государств | Библиотеки Древнего Рима | Библиотеки Византии | Библиотеки средневековых университетов | Изобретение книгопечатания | Библиотеки в эпоху Возрождения | Развитие письменности в Киевской Руси |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.059 сек.)

mybiblioteka.su

Средневековые монастыри Сербии | VeniVidi.ru

Как известно, историческое "сердце" Сербии находится намного южнее Белграда, нынешней столицы. Всем известна грустная история с Косово, где находится духовный центр Сербии, а вот Старый Рас известен поменьше. Рас - это древний город, который в 12-13 веках был столицей одного из сербских княжеств, которое получило название Рашка. После того, как турки разбили сербов на Косовом поле в 1389 году, Рашка постепенно пришла в упадок, а за многие века этот регион превратился, преимущественно, в мусульманский. Теперь он называется Санджак (буквально переводится как "область", административная единица в Османской Империи), и столицей его является город Нови Пазар.

Нови Пазар очень сильно отличается от других сербских населенных пунктов. Это город старых "Мерседесов" и минаретов.

Там узкие улочки, вдоль которых нагромождены дома. А по этим улицам ходят закутанные в платки восточные женщины. 

"Мерседесы", действительно, на каждом шагу.

Пока что вопрос об автономии Санджака не стоит, но отношения с центральной властью более чем натянутые, особенно на фоне проблемы Косова, которое находится всего в паре десятков километров.

В окрестностях Нови Пазара находятся самые древние сербские монастыри, включенные в список Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО. Самая интересная - церковь Петра и Павла, построенная еще в 9 веке на месте римского языческого храма. Позиционируется как старейшая церковь на всех Балканах.

Архитектура очень лаконична, даже колокольни не было в первоначальном плане. Звонница была построена отдельной башней позднее.

Церковь отпирается огромным ключом, размером с пол-руки. Раньше это делала смотрительница баба Йованка, которая умерла в феврале этого года. Вот фотография из поездки 2005 г., она на заднем плане.

В этот раз нам повезло - рядом были монахи, иначе внутрь не попали бы. В Петровой цркве (как ее называют сербы) можно увидеть одни из старейших фресок - 10 и 12 века. 

Особенно хороший вид открывается с галереи под куполом.

В отдельной пристройке - надгробия, собранные на кладбище.

Самые старые надгробья относятся к 12 и 13 веку (они аккуратно сложены в церкви), а большие каменные кресты - это уже более поздние, 18-19 век.

"Дети мои, любите правду и истину: они вечны. А многие лета и богатства тут же уходят, как мои 92 года жизни":

В каждом камне старина чувствуется, так что не пропустите.

Совсем рядом с Петровой церковью находится еще один древний памятник 12 века, монастырь Джурджеви ступови ("Георгиевские столбы"). Он стоит на высокой горе и виден издалека (фото не моё).

После турецкого нашествия от него почти ничего не осталось. Пара фотографий начала 20 века:

Монастырь активно восстанавливается, что называется, "всем миром", и сейчас уже приведен в довольно сносное состояние. Что радует - строительство ведется по точно таким же технологиям, как и раньше - никакого новодела, бетона и арматуры.

Очень красивые виды от него открываются.

Еще один монастырь рядом с Нови Пазаром - Сопочаны. Мне его архитектура кажется самой красивой, хотя очень многие эту точку зрения не разделяют.

Он тоже очень сильно пострадал от турок - вот фотография через некоторое время после освобождения.

Что удивительно, после такой разрухи внутри очень хорошо сохранились почти все фрески. Самая знаменитая - "Успение богородицы" над входом. Но внутри снимать нельзя, поэтому покажу только наружние.

И традиционно красивая природа вокруг.

Едем на запад, в сторону Черногории. Там есть город Приеполье, тоже, преимущественно, мусульманский. А в его окрестностях монастырь Милешева, который совсем не отличается архитектурой, но все равно знаменит на весь мир.

Славу монастырю принесла фреска "Белый ангел",который показывает на опустевшую гробницу Христа. Она даже представляла Европу на первом в истории человечества трансатлантическом телемосту. Если присмотреться, то над головой ангела виден второй, более ранний слой фресок.

Этой фреске во дворе монастыря даже памятник поставили.

Ну а тем, кто все равно не проникся, рекомендуется слушать правильное радио "Милешева".

Если от Нови Пазара поехать на север, а потом немного свернуть в сторону Косова, то будет еще одно культовое и древнее место - Црна Река ("черная река"). Это пещерный монастырь, выбитый прямо в отвесной скале и в который попасть можно только по небольшому мосту, перекинутому через горную речку.

Црна Река - единственный монастырь, который не был разрушен во время турецкого нашествия. Скорее всего, турки его просто не нашли. А внутри много переходов и залов, расписанных фресками. И традиционные мощи местного святого, которые принято целовать. Мы не целовали, после чего сопровождающие монахи смотрели на нас с недоверием и укором.

Едем дальше на север - прямо на дороге стоит монастырь Стара Павлица.

Прямо под ним в коммунистическое время построили железную дорогу, из-за чего церковь постепенно разрушается.

Наконец, центр сербской духовной жизни, монастырь Студеница. Можно сказать, что это сербская Троице-Сергиева Лавра, т.к. здесь практиковал главный сербский святой Савва. Тут же был центр образования, книгопечатания и распространения сепаратистских идей во время турецкой оккупации.

В Сербии сейчас официально два алфавита - латиница и кириллица. Латиницу больше использует молодежь и "западники", а церковь строго стоит на кириллическом шрифте.

Древние барельефы.

Еще немного на север, и будет крепость Маглич, которую основали еще римляне.

Не могу не отметить качество дороги - шесть лет назад она была куда хуже.

Здесь уже начинается Шумадия, центральная Сербия. Леса, поля и небольшие холмы вместо крутых ущелий.

И очень много вкуснейших ягод прямо на обочинах локальных дорог.

venividi.ru