Жрецы в древнем вавилоне. В древнем Вавилоне уже умели строить графики
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Государство и право Древнего Вавилона. Жрецы в древнем вавилоне


Государство и право Древнего Вавилона. — КиберПедия

Бурная политическая история государственных образований Двуречья в конце 3-го тысячелетия до нашей эры была отмечена возвышением Вавилона. Около 1895 года до нашей эры он становится центром независимого государства. Цари вавилонской династии «патеси» подчинили себе сначала т. н. Аккадскую область, населенную семитскими племенами, а затем и шумерские города.

Одним из наиболее выдающихся представителей Вавилонской династии был Хаммурапи (1792-1750 гг. до нашей эры), с именем которого связаны важные преобразования в области государственного строя Вавилонии.

Общественный строй Вавилонии в основных характеристиках напоминает древнеегипетский. Источники выделяют светскую и церковную знать, чиновничество, профессиональное воинство, сельских общинников, ремесленников, купцов, торговцев, разные категории рабов.

Обращает на себя внимание разделение свободных людей на две категории. Одни назывались «сынками мужа» «авилум» (или «сынами человека»), что подчеркивает их свободное полноправное состояние, другая категория называлась «мушкену» (вероятно производное от слова «шукену» - бить челом), означающее склонение перед лицом высшего сословия. Обе категории относились к рабовладельцам.

В Древнем Вавилоне не получило развитие крупное частное рабовладение. Основными производителями материальных благ были свободные крестьяне-общинники и ремесленники. Рабы находились как в государственной (во дворцах) и коллективной (храмах), так и в частной собственности.

Патриархальный характер рабовладения обуславливал признания за рабами ряда личных и имущественных прав. Например, в случае, если рабы вступали в брак со свободными женщинами, то дети от этого брака считались свободными. После смерти раба имущество делилось пополам, половина переходила жене и детям, половина - господину (ст. 175-176 З. Х.) . Большой вес в обществе имели жрецы. Храмы обладали огромными богатствами. В законах устанавливается привилегия храмов, упоминаемых наряду с привилегиями дворца. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения, в том числе родственниками царя.

Среди рабовладельцев особо выделялись тамкары - торговые агенты, самые денежные люди Вавилона. Они ведут крупную внешнюю торговлю, а также розничную - внутри страны.

Государственный строй

Во главе древнейших шумерийских городов стояли патеси, наместник бога на земле. Когда его господство начинало простираться на значительную часть всей страны, ему присваивается титул лугаля. Позднее, подчиняя себе обширные территории правителя, начиная с Аккадской династии называют себя царями 4 стран и царями вселенной, даже богом. В законах Хаммурапи царь уже не именуется богом, а рассматривается как наместник божества.

Высшим должностным лицом в государстве является правитель царского дворца (в древности называется кубанда). С расширением власти царей за пределы Шумера его обязанности были связаны с повинностями населения. Он руководит строительством каналов, укреплений, дворцов, храмов, ведением войн, организацией земледельческих работ.

При царе появляется и другой правитель-наместник - исакку - правитель многих городов. В источниках упоминаются различные разряды жрецов, агентов, судей, хранителей житниц, писцы, надсмотрщики и т. д.

С расширением территории происходит централизация управления. Цари со времен 3-й Урской династии лишают местных патесиих светской власти, сохраняя за ними лишь их жреческое достоинство, превращают их в подчиненных областных правителей - шакканакку.

Помимо шакканакку известны правители более легких территориальных единиц- рабианумы, по видимому правители городов или территориальных общин.

Судебная система

Судебная система, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от администрации. Царь и чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами.

Верховным судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Он мог и сам рассмотреть любые дела, но чаще всего направлял в нижестоящие органы.

Судебные функции находились также в руках «наместника» и «рабианума» - председателей судебных коллегий.

В суде наместника судебная Коллегия состояла из чиновников, подчиненных «наместнику», а под председательствованием «рабианума» заседал суд из членов общинного совета или общинного совета в полном составе.

В больших городах судебные функции выполняли специальные «царские судьи», подчиненные непосредственно царю.

Жрецы участвовали в процессе, когда приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Следует полагать, что существовали храмовые суды для рассмотрения дела, сторонами в которых являлись жрецы.

Вооруженные силы

В период раздробленности Двуречья основным видом вооруженных сил являлось ополчение крестьян-общинников, которые по призыву правителя прибывали в войска со своим вооружением и снаряжением.

Впервые во всемирной истории аккадский царь Саргон (2316-2261 гг. до нашей эры) создал постоянную армию для выполнения внешних и внутренних задач. Воины, как явствует из законов Хаммурапи, находились на царском содержании, получая за службу земельные наделы с домом, садом, а также скот (ст. 30-36). Это имущество было изъято из гражданского оборота.

Отказ воина идти на войну влек смертную казнь и утрату повинностного имущества. А если воин посылал наймита, то он сам подлежал смерти, а имущество переходило наймиту.

В случае смерти воина или его пленения, имущество переходило его сыну под условием несения военной службы. В случае малолетства сына 1/3 участка отдавалась матери для воспитания сына.

В случае возвращения воина из плена, ему возвращалось имущество, отданное другому воину.

Если плененного воина выкупил купец (тамкар), то после возвращения на родину воин должен был выкупить себя, а если из-за отсутствия средств он не мог этого сделать, то за него платил храм или дворец. Вместе с тем, земельный участок и дом не могли идти в уплату «выкупа».

Все это было направлено на охрану воинов от разорения и привязывало их к царю.

В период военных походов созывалось и ополчение крестьян-общинников.

cyberpedia.su

Рубрика "Необъяснимое". Проклятие вавилонских жрецов

Самым роскошным, самым блистательным городом Передней Азии в VII веке до н.э. была новая столица Древней Ассирии Ниневия, где, по утверждению современников, «купцов было больше, чем звезд на небе».

БЛИСТАТЕЛЬНАЯ СТОЛИЦА

Этот город раскинулся в Месопотамии, на холмах Куюнджик, вдоль левого берега реки Тигр (Мосул на территории современного Ирака). Город имел четкую планировку, нарушать которую запрещалось особым предписанием.

Главной улицей Ниневии была так называемая Дорога процессий шириной 26 метров, вытянувшаяся вдоль реки на четыре километра. Вдоль Дороги процессий возвышались величественные дворцы и храмы, украшенные статуями царей, крылатых быков и львов, а также бесчисленными художественными барельефами, воспроизводящими военные, охотничьи и бытовые сцены.

То здесь, то там возвышались особые памятники с так называемыми царскими надписями, которые в высокопарном стиле, с применением стандартных оборотов и выражений, восхваляли деяния того или иного ассирийского монарха. Повсюду сверкала позолота. Парадная улица упиралась в царский дворец. Этот великолепный комплекс с многочисленными зубчатыми башнями и целым лесом колонн включал в себя не только постройки в изысканном стиле, но и роскошные висячие сады, где обитали редкостные звери и птицы. Торговые лавки Ниневии буквально ломились от изобилия товаров со всего света. Поскольку ассортимент в значительной части составляла военная добыча и дань, то цены были довольно низкими, доступными даже для малоимущих горожан. Город окружали мощные крепостные стены, один вид которых отбивал у врагов всякую мысль о возможном штурме.

Блистательная ассирийская столица, слава о которой гремела по всему древнему миру, казалась "вечным городом". Ассирийские цари завоевали Сирию, Палестину, Урарту, Египет... Золото текло в царские сокровищницы нескончаемым потоком. Ассирийская армия считалась непобедимой по всему Древнему Востоку. Пожалуй, только расположенный к югу от Ниневии Вавилон мог соперничать красотой своих архитектурных жемчужин с ассирийской столицей. В этом богатом городе тоже имелась своя Дорога процессий, с той только разницей, что барельефы здесь были покрыты разноцветной эмалью. Но Вавилон находился в подчинении Ассирии, хотя и пользовался при этом весьма широкими правами и привилегиями.

КОВАРСТВО «ЦАРЯ ЦАРЕЙ»

Ассирийский царь Синахериб - "царь царей" царь четырех сторон света, отличался неслыханной жестокостью.

Много времени провел он в завоевательных походах. Однако добычи становилось все меньше, и тогда Синахериб решил нарушить царские гарантии и завладеть сказочными богатствами Вавилона. Он обвинил Вавилон в стремлении создать союз с халдеями - заклятыми врагами Ассирии, и под этим предлогом приказал штурмовать город. После того, как крепостные стены пали, Синахериб отдал поверженную столицу своим воинам на разграбление. Все мало-мальски ценное стало объектом добычи, кровь мирных граждан лилась рекой, повсюду полыхали пожары.

В погоне за наживой опьяненные безнаказанностью ассирийские воины не пощадили даже храмы.

Но и этого показалось мало жестокосердому ассирийскому властелину. Он приказал открыть шлюзы в дамбах и затопить вольнолюбивый город вместе с уцелевшими жителями. Это произошло в 689 году до н.э.

В свою последнюю минуту вавилонские жрецы прокляли ассирийского царя и напророчили ему скорую гибель, а также предрекли, что через семьдесят семь лет столица Ассирийского царства Ниневия будет взята вавилонскими войсками и их союзниками и разрушена до основания.

ГИБЕЛЬ НИНЕВИИ

И вот суровые пророчества начали сбываться. Синахериб был убит собственными сыновьями в храме во время молитвы. Его младший сын Асархаддон, став царем, попытался умилостивить богов и снять заклятие жрецов. Он вернул Вавилону прежние льготы, восстановил в нем некоторые храмы и общественные здания и даже объявил о своем намерении перевести в этот город свою столицу. Казалось, боги приняли покаяние.

Но совсем скоро, во времена царствования Ашшурбанипала, прославившегося собранной в Ниневии богатейшей библиотекой древности, произошел очередной резкий поворот этой драматической истории. Ашшурбанипал смертельно рассорился со своим братом Шамашшумукином, правившим Вавилоном. Вспыхнула война, и ассирийцы снова взяли штурмом Вавилон и снова разорили и разграбили его. Шамашшумукин покончил с собой, а все его сподвижники были взяты в плен и зверски убиты. Ассирия богатела, процветала и даже расширяла свои владения. Но демон грядущей гибели уже распростер свои крыла над блистательной Ниневией.

Жрецы вавилона

Необъяснимый ужас, как мифический зверь, вползал в души ее жителей, никто из которых не сомневался, что проклятие вавилонских жрецов сбудется в указанный срок. Час пробил в 612 году до н.э., как раз в семьдесят седьмую годовщину разграбления Вавилона солдатами Синахериба. Ашшурбанипала уже не было в живых, страной правили его сыновья. Ниневию штурмовали войска Вавилона и союзной с ним Мидии, так же немало натерпевшейся от бесчинств ассирийских наемников. Несмотря на мощные стены, город пал, и месть победителей была ужасной. Фактически Ниневия превратилась в груду развалин. Пострадала и библиотека. Глиняные таблички не горели в огне, но нападавшие, видимо, в отместку за прошлые унижения и притеснения со стороны "царя царей" разбили их на мелкие куски. Таким образом, значительная часть древних клинописных текстов была уничтожена либо приведена в негодность.

* * *

Ниневия уже более так и не возродилась, Вавилон же процветал еще 77 лет. И лишь когда на город двинул свою армию знаменитый полководец Кир Великий, государь нового Персидского царства, жрецы Вавилона сами открыли перед ним ворота города. Вавилон стал персидским владением и навсегда утратил свою самостоятельность. Однако через семь лет после покорения Вавилона Кир Великий погиб при обстоятельствах, которые до сих пор остаются загадкой. Много позднее, уже в середине XIX века были произведены раскопки развалин дворца Ашшурбанипала, среди которых археологи обнаружили множество фрагментов глиняных клинописных книг. Они были вывезены в Англию, в Британский музей, где хранятся и поныне. Изучая эти свидетельства древних времен, историки узнали о проклятии вавилонских жрецов.

Валерий НЕЧИПОРЕНКО

www.vseprokosmos.ru

В древнем Вавилоне уже умели строить графики

Вавилонские жрецы вычисляли передвижение Юпитера с помощью графиков.

Изучение клинописных табличек из Британского музея показало, что в древнем Вавилоне были знакомы с начатками высшей математики. Подробности опубликованы в журнале Science.

Маттью Оссендрейвер (Mathieu Ossendrijver) из Гумбольдского университета в Берлине, специалист по археоастрономии, в течение 14 лет пытался понять значение нескольких вавилонских табличек, датируемых периодом от 350 до 50 гг. до н.э. Систематизировать наблюдения ученому помогла еще одна недавно обнаруженная табличка, на которой давались указания для построения некой трапециевидной фигуры и проведения связанных с ней вычислений.

Тут он понял, что перед ним вычисления перемещения Юпитера по небосводу в течение 60 дней. Мало того, судя по всему, с помощью трапеции вавилоняне вычисляли интегральную показательную функцию, выстроив график, связывавший время и скорость передвижения планеты.

По мнению Оссендрейвера это говорит о том, что в древнем Вавилоне уже владели «абстрактными математическими, геометрическими представлениями относительно связей между движением, положением в пространстве и временем, которые так понятны любому современному физику или математику».

Если выводы Оссендрейвера подтвердятся, то это будет значить, что развитие математики в Вавилонии обгоняло уровень науки в древней Греции — и не только. В следующий раз подобные вычисления будут проводить только «оксфордские калькуляторы», ученые, работавшие в XIV веке, и их французский современник Николя Орем.

Вавилонские жрецы еще в древности славились своими астрономическими знаниями. Не случайно именно из Вавилона к нам пришло деление года на 12 месяцев и многие другие понятия, связанные с календарем, хронологией, астрономией. В храмы Вавилона приходили люди, жаждавшие узнать свое будущее, так как жрецы считались еще искусными предсказателями, и их гадание во многом тоже основывалось на наблюдении за небесными светилами. Помимо Солнца и Луны большое уважение у вавилонских астрономов вызывал Юпитер, которого они ассоциировали с верховным богом Мардуком.

scientificrussia.ru