В древней греции марафон. Что такое марафон, история и факты
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Марафонский бег на Олимпиадах. В древней греции марафон


Марафон.От мифов к реальности

Как и во всей истории Древнего мира, в фактах, касающихся легенды о Марафоне, разобраться непросто. Геродот упоминает о битве, когда греки и их отважные союзники платейцы разгромили превосходящие силы персов. В греческом войске был бегун Филиппид (или Фидиппид), который пробежал от Афин до Спарты, чтобы привести на помощь спартанцев. Считается, что путь приблизительно в 245 километров он проделал за 48 часов. Современный «Спартатлон» зафиксировал для того же расстояния рекордное время пробега в 20 часов 25 минут, которого достиг греческий бегун Янис Курос в 1984 году.

marafonas 4 Историки, писавшие после Гередота, рассказывали о том, что Филиппид бежал от поля сражения до рыночной площади в Афинах, чтобы оповестить горожан о победе. Прибежав, он сказал: «мы победили!»,- и испустил дух. Это скорее всего легенда. Но по другой версии, более популярной, афинские воины успешно добираются после победы на Марафонской равнине до города, опережая персов, плывущих на кораблях, вокруг Сунийского мыса, чтобы захватить Афины, оставшиеся без защиты войска. Афиняне возвращаются во время, встают между городом и Фалероном. Увидев их, персы разворачивают корабли и уходят восвояси.Неважно, бежал ли на самом деле Фидиппид, или шла маршем афинская пехота, современным марафоном, стал забег от Марафона до Афин, от места битвы до стадиона, на расстоянии примерно в 26 миль. Маршрут начинается на уровне моря и поднимается на южный склон горы Пентели, а затем спускается через Амбелокипи прямо в город.Бег на длинные дистанции среди атлетов Европы и Америки был развит, однако известно, что немногие участники афинского марафона смогли дойти до финиша, когда состоялись первые состязания в этой спортивной дисциплине на первых Олимпийских играх современности. Греки, однако, смогли пробежать дистанцию до конца- среди них было двое победителей. Одним из попавших в группу финалистов был фермер Спиридон Луис.

marafonas2Вокруг его забега  10 апреля много легенд, но очень правдоподобным кажется, что, остановившись в одном из промежуточных деревень, он выпил стакан вина. Луис взял уверенный темп, который не смогли выдержать два предыдущих лидера: Лермюзье из Франции и Флеэк из Австралии. Он бежал уверенно и опередил всех.

В то время не было средств связи, чтобы сообщить новости о ходе пробега или бегунах. Лишь за несколько минут до финиша, над стадионом поднялся гул, приветствуя победителя. Мужчины подбрасывали в воздух шляпы. Даже невозмутимый король Георг помахал своей шляпой. Спиридон победил во имя Греции, его победа стала легендой

marafonasНа финальном параде, он шёл одетый в традиционную греческую юбку-фустанеллу. Больше он не бегал, но на склоне жизни, бодрый для своих 60 лет, он появился в Берлине, на церемонии открытия Олимпиады 1936 года, во главе греческой команды.

marafonaВ Афинах ежегодно проходит марафон, хотя он не такой популярный как в Лондоне или Бостоне. Однако для Олимпиады 2004 года стал главным событием. Десять миллионов греков надеялись обрести нового национального героя- такого, каким был Спиридон Люис

gidvgreece.com

Марафон Греческая мифология

Марафон (Μαραθών), в греческой мифологии сын Эпопея, царя Сикиона. По Павсанию из-за разногласий с отцом Марафон ушел в Аттику и приблизительно в тридцати километрах от Афин основал город Марафон. Унаследовав Сикион после смерти Эпопея, Марафон разделил это царство между своими сыновьями Сикионом и Коринфом. Некоторые говорят, что имя городу Марафону дал не он, а Мараф. В греческих преданиях Мараф был предводителем отряда аркадцев, помогавших Диоскурам вернуть похищенную Елену. По Плутарху повинуясь оракулу, Мараф добровольно принес себя в жертву и этим обеспечил победу Диоскурам. Некоторые авторы утверждают, что он был братом Академа.

Исторические сведения. Марафон, селение в Аттике, недалеко к северо-востоку от Афин, на равнине, у подножия Пентелика. Прославлен победой афинян и платейцев над персидскими полчищами, 12 сентября 490 года до нашей эры. Битва происходила на Марафонской равнине, имеющей вид полумесяца, концами упирающейся в Марафонскую бухту, а с наружной стороны окаймленной рядом высот. Начальниками персов в этом походе были Датис и Артаферн; руководил походом бывший афинский тиран Гиппий, жаждавший отомстить афинянам и возвратить себе власть. После разрушения Эретрии на Эвбее персы, с флотом, вошли в Марафонскую бухту, чтобы двинуться оттуда к Афинам. В числе афинских военачальников были Мильтиад, Аристид и Стесилай; главное начальство принадлежало полемарху Каллимаху. Кроме 9-10 тысяч афинян, в битве участвовало платейское ополчение численностью 1000 человек. Численность неприятелей не определяется Геродотом; позднейшие историки исчисляют силы персов от 100 тысяч и более. Персы расположились на открытой равнине, со стороны бухты, в виду флота; афиняне выстроились в одной из боковых долин, примыкающих к Марафонской равнине, со стороны Пентелика; по бокам прикрывали их высоты Арголики и Котрони. Каллимах командовал правым крылом; в центре находился Мильтиад; на краю слева стояли платейцы. Центр неприятельской армии составляли природные персы и саки, лучшая часть персидского войск.

Напали первыми афиняне, беглым маршем устремясь на врага. На обоих флангах неприятель был отбит афинянами и платейцами, но в центре перевес был на стороне персов и саков; обратившиеся против них победоносные фланги эллинов окончательно решили победу над варварами. Бегущих к своему флоту персов эллины преследовали до самого берега и истребляли беспощадно. Богатая добыча досталась победителям. Бежавшие на корабли персы рассчитывали было, обогнув Суний, застигнуть Афины врасплох, беззащитными. Но Мильтиад упредил персов, когда корабли их явились в фалерской гавани, афиняне их уже там поджидали.

Так кончился первый поход персов на Элладу. Афинянам победа стоила 192 человек, в числе которых были полемарх Каллимах и брат трагика Эсхила, Кинегир; потери персов Геродот исчисляет в 6400 человек. Эта была первая побда эллинов над персидской державой; ближайшими последствиями победы были упрочение афинской демократии и готовность эллинов померятся силами с азиатскими варварами и в будущем: без Марафона едва ли был бы возможен Саламин. В южной части равнины, в восьмистах метрах от моря, возвышается и до настоящего времени холм Соро, общая могила падших в битве афинян, все имена которых были начертаны на десяти надгробных плитах, по числу десяти аттических колен. Недалеко оттуда видны две меньшие могилы: вероятно, одна — платейцев, другая — сражавшихся при Марафоне рабов. К северу от большого холма находятся мраморные руины гробницы Мильтиада.

godsbay.ru

Марафон — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Марафо́н, древнее селение в Аттике (Греция), расположенное в 30 км восточнее Афин. Древний Марафон находился на месте деревни Врана, расположенной к югу от современного Марафона. Во время греко-персидских войн около Марафона 13 сентября 490 года до н. э. афинское войско под командованием Мильтиада разбило персидскую армию. В 491 году персидский царь Дарий I потребовал от древнегреческих полисов признания покорности. Ряд греческих городов признал власть персов, но большинство полисов ответило отказом, а афиняне и спартанцы убили персидских послов. В 490 году Дарий организовал большой поход персидского войска и флота в материковую Грецию. В состав войска входили не только сами персы, но разноплеменные отряды со всех концов Персидской державы. Общее руководство походом осуществлял бывший афинский тиран Гиппий, войсками командовали Датис и Артаферн.Разрушив город Эретрию на острове Эвбея, персидский флот подошел к восточным берегам Аттики. Персидское войско высадилось на Марафонской равнине, откуда они намеревались двинуться на Афины. Персам противостояли 9-10 тысяч афинских гоплитов, к которым подоспели 1000 воинов из беотийского города Платеи. На помощь афинянам спешило спартанское войско. Главное начальство над греками принадлежало полемарху Каллимаху, войсками командовали стратеги Мильтиад, Аристид и Стесилай.Геродот, труды которого являются основным источником по истории греко-персидских войн, не сообщает данные о численности персидского войска. Современные историки считают, что у персов было 10 тысяч конников, столько же лучников и большое количество плохо вооруженной легкой пехоты. Персы расположились на открытой равнине, на берегу моря, имея в тылу флот. Греки, прикрывая дорогу на Афины, разместились a проходе из Марафонской во Франскую долину между высотами Арголики и Котрони. На флангах были устроены засеки из срубленных деревьев и расположены легко вооруженные воины.

Трое суток персы и гpeки стояли друг против друга. Персы не решались напасть первыми, aфиняне ждали спартанцев. Наконец персы двинулись вперед. Греки построились в фалангу. Недостаток гоплитов не позволял придать фаланге достаточную глубину; грекам пришлось ослабить центр и усилить фланги, чтобы они могли оказать сопротивление персидской коннице в случае фланговой атаки. Правым флангом греков командовал Каллимах, в центре находился Мильтиад, слева находились платейцы.

Лучшие части персидской армии — природные персы и саки (уроженцы Средней Азии) находились в центре позиции. Персы рассчитывали приблизиться к грекам, засыпать их стрелами и, пользуясь подавляющим численным превосходством, разгромить в ближнем бою.

Подпустив противника на 70-100 метров, греческая фаланга неожиданно начала движение вперед, сначала ускоренным шагом, а затем бегом. Быстро преодолев поражаемое стрелами пространство, фаланга нанесла персам страшный лобовой удар копьями. Начался ближний бой, в ходе которого слабый центр греческой фаланги подался назад, но фланги, продолжая движение вперед, зажали в клещи персов. Опасаясь окружения, персы обратились в бегство по направлению к своим кораблям.

Строй греков рассыпался и продолжал преследование до селения Сорос, на протяжении полутора километров. Здесь фаланга вновь собралась и начала движение к персидскому лагерю. Но большинство персов успело на кораблях уйти в море.

Греки разгромили персидскую армию, собственные потери их были невелики (192 человека убитыми и около тысячи ранеными), но среди павших были полемарх Каллимах и Канегир, брат трагика Эсхила. Потери персов достигли 6400 человек. Спартанцы за трое суток прошли 200 км, но к сражению опоздали.

Персидский флот обогнул мыс Суний и пытался застать беззащитные Афины врасплох. Но Мильтиад разгадал замысел противника, греческое войско немедленно вернулось в Афины и встретило персов на предполагаемом месте высадки. Не решившись на сражение, персы вернулись в Азию.

Под Марафоном выявилось превосходство тяжеловооруженного пехотинца (гоплита) перед нерегулярной конницей. Греки одержали первую победу перед численно превосходящим их персидским войском, ее последствиями стали укрепление афинской демократии, окрепшая вера в свои силы и разгром могущественного врага.

megabook.ru

Марафонский бег на Олимпиадах

Марафонский забег – обязательное соревнование в программе летних Олимпийских Игр. По традиции мужской состав бежит в последний день Олимпиады, непосредственно перед торжественным закрытием соревнований. Это – единственная дисциплина, награждение в которой происходит самым торжественным образом: при максимальном количестве публики медали победителям вручает глава Международного олимпийского комитета.

Первый легендарный марафон

Начало марафонской традиции связано с легендой о древнем греке по имени Фидиппид. В 490 г. до н.э. Фидиппид якобы пробежал без отдыха почти 40 км от горы Марафон, где происходило сражение между греками и персами, до Афин. Он исполнял роль гонца и должен был сообщить гражданам греческого полиса о победе. Свою миссию он выполнил. Но, как только вбежал в Афины, умер. Историческими источниками первый марафонский забег не подтвержден. Более того, в текстах Геродота Фидиппид исполняет другую роль: у него он – гонец, посланный из Афин в Спарту, который, по всей вероятности, передвигался на лошади. 

Как известно, Олимпийские Игры проводились в Древней Греции. Они являлись спортивным и религиозным праздником: были посвящены одновременно телесному и духовному началам. В древних Олимпийских играх марафонские забеги не практиковались. По всей вероятности, те греки были для этого слишком прагматичными.

Первый марафон на современных Олимпийских Играх

Возобновление Олимпийских Игр пришлось на конец XIX в. Напомним, что вторая половина XIX в. была временем крупных технических и научных достижений, открывших для человека удивительные возможности: полеты на дирижаблях, преодоление больших расстояний по железным дорогам и многое другое. Осваиваются и совершенствуются новые виды спортивной активности: лыжный спорт, альпинизм, прыжки с парашютом. Среди европейцев укреплялась вера в Человека. Эта вера требовала демонстрации возможностей. 

Практика древнегреческих спортивных состязаний стала удачным форматом, подчеркнувшим преемственность европейской традиции и укрепившим европейскую идентичность. Легенда о Фидиппиде пришлась как нельзя кстати: в ней были и подвиг, и жертва, и демонстрация фантастических возможностей человека. 

Первый марафон в рамках современных Олимпийских игр состоялся в 1896 г. Естественно, в Афинах. Золотые и серебряные медали завоевали греки: Спиридон Луис и Харилаос Василакос. Они пробежали весьма скромно по сегодняшним меркам: 2:58:50 и 3:06:03. Бронзу получил венгерский легкоатлет Дьюла Келлнер с небольшим отрывом по времени (3:06:35). 

Длина дистанции первого марафона была 40 км. В дальнейшем она постепенно увеличивалась. В 1908 г. она составила 42,195 км. С 1924 г. это расстояние было окончательно зафиксировано как марафонская дистанция.

Рекорды олимпийских марафонов

Самым быстрым олимпийским бегуном на марафонской дистанции по состоянию на 2016 г. является кениец Самуэль Ванджиру. Он установил рекорд на пекинских Олимпийских играх в 2008 г., показав результат 2:06:32. 

На марафоне в рамках Олимпиады в Рио-де-Жанейро (2016) лучший результат показал другой кениец – Элиуд Кипчоге. Но он был больше рекордного значения, установленного в 2008 г.(2:08:44).

Женские соревнования в марафонском забеге на Олимпийских играх проводятся с 1984 г. Рекорд среди женщин принадлежит спортсменке из Эфиопии – Гелане Тики. На лондонской Олимпиаде в 2012 г. она преодолела дистанцию за 2:23:07.

На Олимпиаде 1992 г., проходившей в Барселоне, золотую медаль в марафонском забеге среди женщин получила россиянка Валентина Егорова (2:32:41). Это – единственный случай, когда представитель бывшей советской республики получил призовое место в олимпийском марафоне.

Интересные факты об олимпийских марафонах

В первом олимпийском марафоне участвовало 17 человек, из них 13 – являлись греками. 

Из 17 стартовавших в 1896 г. спортсменов 8 – сошли с дистанции, 1 – пробежал, но был дисквалифицирован. И только 8 бегунов достигли финиша.

Достоверно известно, что призер марафона первых Олимпийских Игр – Спиридон Луис – проходя дистанцию, попивал вино, которое ему вручил его отец.

В марафоне на Олимпиаде в 2016 г.  участвовало 155 человек. 38 – представители африканских стран. 33 – спортсмены из южной и северной Америки, 43 – бегуны Европы, а также представители азиатских стран и спортсмены из Австралии.

Из 155 стартовавших в 2016 г. спортсменов лишь 15 сошли с дистанции, а 140 – пересекли финишную черту с максимальным временем 2:46:18 (представитель Иордана).

В марафоне на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро участвовало 3 украинских спортсменов:

•    Александр Ситковский – 20 место в забеге – 2:14:24; •    Игорь Олефиренко – 30 место – 2:15:36; •    Игорь Русс – 48 место – 2:18:19

startdnipro.com

Марафонская битва - это... Что такое Марафонская битва?

Координаты: 38°07′05″ с. ш. 23°58′42″ в. д. / 38.118056° с. ш. 23.978333° в. д. (G)38.118056, 23.978333

Марафо́нская битва — сражение между войсками Афин и армией персидского царя Дария, произошедшее 12 сентября 490 г. до н. э. недалеко от греческого селения Марафон. Этот важный эпизод греко-персидских войн закончился победой греков.

Предыстория

В 510 г. до н. э. граждане Афин изгнали из города своего тирана Гиппия, и тот бежал под покровительство Дария. В 508 или 507 г. до н. э. послы Афин, направленные Клисфеном, просили у Дария помощи ввиду предполагаемой спартанской интервенции и в знак покорности поднесли ему «землю и воду»; это дало Дарию основания рассматривать Афины, как подвластный ему город.

В 500 г. до н. э. греки Ионии поднимают восстание против персидской власти; Афины присылают им в помощь суда, впрочем быстро отозванные. В 494 г. восстание было подавлено; одновременно Дарий задумывает поход с целью завоевания материковой Греции, причем Афины были главной целью предполгаемой экспедиции; возмущение Дария поведением афинян было так велико, что, по рассказу Геродота, он велел слуге трижды напоминать ему каждый день за столом: «владыка, помни об афинянах!»

Были направлены послы в греческие города с требованием «земли и воды». В Афинах и Спарте послы были казнены.

В 493 г. состоялся поход под предводительством зятя царя Мардония, окончившийся полным провалом из-за бури, уничтожившей флот у Афонского мыса.

Экспедиция Датиса и Артафрена

Дарий отрешил Мардония от командования и назначил на его место своего племянника Артафрена, придав ему опытного полководца, мидийца Датиса. Основными целями были Афины и Эретрия на острове Эвбея, также оказывавшая помощь повстанцам; по словам Геродота, Дарий приказал им «обратить в рабство жителей Афин и Эретрии и привести перед его царские очи». При экспедиции находился и Гиппий.

Летом 490 г. до н. э. флот, состоявший из 600 судов (в том числе особые корабли для перевозки лошадей) был собран в Киликии и отплыл оттуда для покорения Греции. Покорив Наксос, персы высадились на Эвбее. После шести дней осады Эретрия была сдана в результате измены, разграблена и сожжена, а жители обращены в рабство. После этого персы переправились через пролив и по совету Гиппия высадились на равнине под городом Марафон. Предполагают, что Гиппий надеялся на помощь своих сторонников в Афинах, число и влияние которых он преувеличивал. Персы расположились лагерем на Марафонской равнине, имеющей вид полумесяца, концами упирающейся в Марафонскую бухту, а с наружной стороны окаймлённой рядом высот. Равнину делит на две части одноимённый ручей. Марафонская бухта замыкается с севера мысом Марафон (древняя Кинаура).

Афиняне со своей стороны спешно отправили скорохода просить о помощи спартанцев. Однако спартанцы медлили, и 9- или 10-тысячное ополчение афинян поддержали только 1000 воинов из соседнего городка Платеи. С этими силами афиняне выступили к Марафону и укрепились за оградой священной рощи, посвяшенной Гераклу, на высотах над персидским лагерем (примерно в 1,5 км от неприятеля). Афинянами командовали 10 стратегов, сменявшихся по обычаю каждый день, и архонт-полемарх Каллимах; однако в чрезвычайных обстоятельствах все стратеги отказались от своих прав в пользу Мильтиада, как самого опытного и лучше всех знающего персидские воинские порядки (первым подал пример Аристид Справедливый). Однако Мильтиад прождал три дня, пока не настала его законная очередь командовать. После этого, он 12 сентября атаковал врага.

Битва

Схема битвы при Марафоне

Персы располагались на открытой равнине, со стороны бухты, в виду флота; афиняне выстроились в одной из боковых долин, примыкающих к Марафонской равнине, со стороны Пентеликонских гор; по бокам прикрывали их высоты Арголики и Котрони. Каллимах командовал правым крылом; в центре находился Мильтиад; на краю слева стояли платейцы. Центр неприятельской армии составляли природные персы и саки (среднеазиатские кочевники), лучшая часть персидского войска. Мильтиад приказал идти на персов бегом, чтобы как можно быстрее вступить в рукопашную схватку и лишить персов их главного преимушества — луков. Афиняне беглым маршем устремились на врага. На обоих флангах неприятель был отбит афинянами и платейцами, но в центре перевес был на стороне персов и саков; но в это время на персидский центр, уже торжествоваший победу, ударили греческие фланги. Разгромленные персы бежали в лагерь и стали спешно садиться на корабли; греки гнались за ними и, после схватки на берегу, захватили 7 кораблей. Богатая добыча досталась победителям. Бежавшие на корабли персы рассчитывали было, обогнувши мыс Суний, застигнуть Афины врасплох, беззащитными. Но Мильтиад опередил персов, и когда корабли их явились в фалерской гавани, они обнаружили афинский лагерь, расположившийся у стен города под гимнасием Киносарг. Простояв некоторое время на якоре, Датис и Артафрен отплыли обратно.

Так кончился первый поход персов на Элладу. Афинянам победа стоила 192 человек, в числе которых были полемарх Каллимах и брат трагика Эсхила, Кинегир; потери персов Геродот исчисляет примерно в 6400 человек. Эта была первая победа эллинов над персидской державой; ближайшими последствиями победы были упрочение афинской демократии и готовность эллинов помериться силами с азиатскими варварами и в будущем: без Марафона едва ли бы возможен Саламин.

В южной части равнины, в 800 метрах от моря возвышается и теперь холм Соро, общая могила падших в битве афинян, все имена которых начертаны были на 10 надгробных плитах, по числу 10 аттических колен. Недалеко оттуда видны две меньшие могилы: может быть, одна — платейцев, другая — сражавшихся при Марафоне рабов. К северу от большого холма находится мраморная развалина Пирго — или гробница Мильтиада, или победный трофей.

Легенда

Согласно легенде, греческий воин по имени Фидиппид (по другим источникам — Филиппид) в 490 году до нашей эры после битвы при Марафоне пробежал, не останавливаясь, от Марафона до Афин, чтобы возвестить о победе греков. Добежав до Афин без остановок, он успел крикнуть «радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер. Эта легенда не подтверждается документальными источниками; согласно Геродоту, Фидиппид (Pheidippides) был гонцом, безуспешно посланным за подкреплением из Афин в Спарту и преодолевшим дистанцию в 230 км менее чем за два дня. Легенда о том, что он пробежал из Марафона в Афины, была выдумана более поздними авторами и появилась у Плутарха в Этике в первом веке нашей эры (более чем через 550 лет после реальных событий). Международный олимпийский комитет в 1896 году оценил фактическую длину дистанции от поля битвы в Марафоне до Афин в 34.5 км. На первых Играх современности в 1896 году и на Играх 2004 года марафонский бег действительно проходил по дистанции, проложенной от Марафона до Афин.

Интересные факты

  • Битва при Марафоне входит в 15 решающих сражений мира - по мнению автора одноимённой книги [1]Эдварда Шефера Криси.

Примечания

  1. ↑ См. статью об этой книге в английской Википедии

Литература

  • Кроме старых изысканий Лика, Финлея, Анрио, также см. Noethe, «De pugna Marathonia» (Л., 1881).

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Что такое марафон, история и факты

В 490 году до н.э. после битвы у города Марафона древнегреческий воин Фидиппид (или Филлиппид, точно не известно) пробежал от места сражения до Афин, чтобы рассказать о победе. После одной фразы он умер. Доподлинно не известно, было ли это событие на самом деле или нет, так как документальные источники отсутствуют.

что такое марафон

Что такое марафон сейчас? Это забег на длинную дистанцию, включенный в легкую атлетику.

Первый в мире марафон

В Греции в 1896 году состоялась первая в мире Олимпиада. В программе Олимпийских игр был марафон. До забега участников было 17. Накануне соревнований из-за жары несколько спортсменов отказались бежать. В результате ожесточенной борьбы между спортсменами из Австралии, Франции и Греции, победу одержал грек Спирос Луис, который сумел преодолеть свой первый и единственный марафон. Дистанция его составляла 40 километров. Он сумел пробежать это расстояние за 2 ч 58 м и 50 сек.

Спирос Луис стал национальным героем. В его честь назван стадион в Афинах.

Интересные факты

Расстояние забега несколько раз менялось. Олимпиада в Лондоне в 1908 году была примечательна тем, что старт был смещен к Виндзорскому замку. Так пожелала королева. Она решила лично посмотреть старт забега. Спортсмены бежали марафон, дистанция которого была увеличена на 2 км 195 м.

марафон дистанция

Уже после, в 1921 году, было утверждено окончательное расстояние. Оно составило 42 км 195 м и осталось неизменным по сей день.

Марафон стал популярным в США в 1970 году. Свыше 700 бегунов преодолевали расстояние меньше чем за 3 ч.

В 1966 году в Бостоне женщина узнала, что такое марафон, на собственном опыте и сумела преодолеть дистанцию за 3 ч 20 м, несмотря на запрет организаторов. С 1984 года представительницам прекрасного пола разрешено участвовать в марафонском забеге на Олимпиаде.

С каждым годом популярность этого вида спорта растет. Среди участников встречаются люди старше 70 лет.

суть марафонаДо 2004 года рекорды по марафонскому бегу не признавались. Это связано с тем, что соревнования проходят по разным трассам. Если в Афинах дороги покрыты булыжниками, то в Бостоне - асфальтом. Разные перепады высот, различный климат. Такая разница не гарантирует одинаковые условия для установления рекорда.

Современные правила марафона более точно определяют, какой должна быть трасса.

Что такое марафон? Как происходит забег?

Все желающие выбирают пробег, дистанцию, проходят предварительную регистрацию на сайте, оплачивают организационный взнос.

Марафон обычно начинается массовым стартом. Участникам выдается экипировка с символикой забега. На протяжении всей дистанции (на определенных километрах) находятся пункты с водой, влажными губками.

Каждое соревнование заранее определяет контрольное время, за которое нужно преодолеть дистанцию. В среднем оно составляет 6 часов.

К участию допускаются лица старше 18 лет. Те, кто моложе 18, могут соревноваться на меньших дистанциях.

Для всех участников требуется справка от врача для допуска.

Как пробежать марафон?

Марафон – это не только расстояние в 42 км 195 м, это еще и многие километры, которые набегает спортсмен до соревнований.

Любой здоровый человек может подготовиться и узнать на личном опыте, что такое марафон. Для начала нужно научиться правильной технике бега. Также нужно тренировать выносливость для того, чтобы преодолевать большие расстояния. Можно принять участие в соревнованиях на меньшие дистанции – 5 км, 10 км, полумарафон 21 км 97,5 м.

После можно пробовать полноценный марафон. Время подготовки может занять примерно 17 недель.

Где можно участвовать?

В России крупные массовые забеги проводятся по всей стране. Самые масштабные из них: Сибирский, «Конжак», Московский, «Белые ночи», Омский полумарафон-гандикап, Рождественский.

марафон времяУчастникам соревнований дарят экипировку с символикой марафона, а тем, кто достиг финиша, - памятные сувениры, сертификат, где указан личный результат.

Самые крупномасштабные марафоны мира входят в лигу World Marathon Majors. Это коммерческие соревнования с крупным призовым фондом. Всего таких марафонов 6, проводятся они в Бостоне, Лондоне, Берлине, Чикаго, Нью-Йорке и Токио. Регистрация участия начинается задолго до даты соревнования и обычно заканчивается за считаные дни. Это самые престижные марафоны мира. В них принимают участие как профессиональные спортсмены, так и любители бега.

Суть марафона – преодоление большого расстояния. Не каждый добирается до финиша, но тот, кто достиг этого, - настоящий герой.

fb.ru

Битва при Марафоне — Википедия РУ

Марафо́нская битва — одно из крупнейших сухопутных сражений греко-персидских войн, состоявшееся 12 сентября 490 г. до н. э. неподалёку от греческого города Марафон приблизительно в 42 километрах от Афин.

В битве при Марафоне персидская армия потерпела сокрушительное поражение. Под руководством Мильтиада союзным войском афинян и платейцев была уничтожена бо́льшая часть армии противника. Для эллинов сражение стало первой победой над войском империи Ахеменидов[1]. Для персов поражение их армии не имело больших последствий: их государство находилось на пике могущества и обладало огромными ресурсами. После этой неудачной экспедиции Дарий стал собирать огромное войско для покорения всей Греции. Его планам помешало восстание в Египте[2] в 486 году до н. э. После смерти Дария его трон занял Ксеркс[3]. Подавив египетское восстание, Ксеркс продолжил подготовку к походу на Грецию[4].

Источники

Основным дошедшим до сегодняшнего времени источником, описывающим битву при Марафоне, является VI книга «Истории» Геродота. Подход «отца истории» к написанию своего труда — «мой долг передавать всё, что рассказывают, но, конечно, верить всему я не обязан. И этому правилу я буду следовать во всём моём историческом труде»[5] — вызывает определённую критику. Достоверность сведений в его «Истории» различна. Отдельные рассказы можно отнести к новеллам и легендам. В то же время специальные исследования подтверждают данные Геродота. При написании своих исторических произведений он использовал труды логогра́фов, записи изречений оракулов, памятники официального характера (списки магистратов, жрецов и жриц и пр.), рассказы очевидцев и устные предания. Также Геродоту не была чужда политическая тенденциозность. Проживая в Афинах, он очень высоко оценивает их вклад в окончательную победу над персами. О Спарте он пишет сдержанно, не отрицая при этом её заслуги в войне. Особенно отрицательно относится он к предавшим общеэллинское дело Фивам[6].

Ктесий в определённой мере дополняет и в то же время противопоставляет себя Геродоту[7]. Будучи потомственным врачом, он попал в плен к персам и в конечном итоге стал придворным у царя Артаксеркса II. Являясь лечащим врачом персидского владыки, Ктесий якобы получил доступ к архивным материалам. По возвращении на родину он написал «Персидскую историю» (др.-греч. Περσικά).

Ктесия критикуют как античные, так и современные исследователи. Недостоверность и баснословность приводимых им данных отмечали Аристотель, Феопомп, Страбон, Лукиан и Плутарх. Современные историки ставят под сомнение сам факт использования Ктесием официальных персидских летописей[8]. Полемизируя с историками-предшественниками, он многое переписывал у них, изменяя лишь детали. Ктесий обвиняет Геродота во лжи и сочинительстве. При этом современные историки отмечают наличие в его «Персидской истории» выдуманных персонажей[7]. Также Ктесий совершает грубые ошибки[9] в датировке происходивших событий и оценке численности войск[10].

Событиям греко-персидских войн также уделяли внимание жившие намного позже античные историки-биографы Плутарх и Корнелий Непот. Данные о битве при Марафоне приведены в жизнеописаниях Аристида Плутархом и Мильтиада Корнелием Непотом.

Живший семь столетий спустя Павсаний описывает на месте сражения сохранившиеся 4 могильных холма со стелами — один для афинян, другой для платейцев, третий для участвовавших в бою рабов. Также, согласно древнегреческому географу, в Марафонской долине впоследствии похоронили и Мильтиада[11]. Захоронения на поле боя упоминает в своей «Истории» Фукидид[12]. Археологические раскопки подтверждают информацию из античных источников. При раскопках знаменитого археолога-любителя Г. Шлимана и В. Стаиса были обнаружены описанные Павсанием и Фукидидом захоронения[13].

Предыстория

Ситуация в Афинах

После смерти тирана Писистрата в 527 г. до н. э. власть перешла к его сыновьям Гиппарху и Гиппию[14]. После убийства Гиппарха в 514 г. до н. э. оставшийся в живых Гиппий окружил себя наёмниками, с помощью которых надеялся сохранить власть[15]. В 510 г. до н. э. спартанский царь Клеомен предпринял военный поход против Афин, в результате которого тиран был свергнут. В Афины вернулся представитель рода Алкмеонидов Клисфен. Ему была поручена подготовка новых законов. Осуществлённые им нововведения сделали Афины демократией (др.-греч. δημοκρατία)[16]. Также им был введён остракизм — изгнание из города путём голосования выдающихся граждан, которые угрожали демократии[17]. Нововведения Клисфена не нравились представителям афинской аристократии — эвпатридам. Сумев избрать архонтом своего представителя Исагора, они изгнали Клисфена и отменили его реформы. Исагора и его сторонников поддерживали спартанцы. Демос воспротивился этой перемене, поднял восстание и сумел выдворить из Афин как Исагора, так и спартанцев[18].

После их изгнания могущество города стало возрастать. Однако жители опасались мести со стороны спартанцев. Страх перед их армией был настолько велик, что Клисфен отправил в 508/507 г. до н. э.[19] посольство в Сарды к персидскому сатрапу и брату царя Артаферну. Целью посланников было обеспечение оборонительного союза против спартанцев. Персы потребовали от афинян «земли и воды»[20]. Послы согласились. Этот символический акт означал формальное признание своего подчинения. Хотя по возвращении домой послы подверглись «суровому осуждению», персы стали считать афинян своими подданными, подобно ионийским грекам. Дальнейшее неповиновение рассматривалось ими как мятеж. Одной из основных целей последующих военных кампаний империи Ахеменидов в Грецию (поход Мардония 492 г. до н. э., экспедиция Датиса и Артаферна в 490 г. до н. э., а также вторжение армии Ксеркса) стало завоевание Афин[21].

Начало греко-персидских войн

В 499 году до н. э. греческие полисы на территории Малой Азии, находящиеся под властью персидского царя, подняли восстание. Представители повстанцев отправились к родственным им грекам западного побережья Эгейского моря. Спартанцы не захотели вступать в военный конфликт с персами, в то время как афиняне приняли решение отправить на помощь 20 кораблей[22][23]. Повстанцам, совместно с афинянами, удалось захватить и сжечь важный город империи и столицу сатрапии Сарды. Дарий желал отомстить участвовавшим в восстании и неподвластным его власти грекам[24][25].

Также Дарий видел возможность покорить разрозненные древнегреческие города[24]. В 492 году до н. э. во время военной экспедиции персидского военачальника Мардония была завоёвана Фракия, Македония признала верховную власть персидского царя[26]. Таким образом, персы обеспечили своему сухопутному войску проход к территории Древней Греции.

В 491 году до н. э. Дарий отправил послов во все независимые греческие города с требованием «земли и воды», что соответствовало покорности и признанию власти персов[2]. Осознавая силу и военную мощь государства Ахеменидов, все города древней Эллады, кроме Спарты и Афин, приняли унизительные требования. В Афинах послы были преданы суду и казнены. В Спарте их сбросили в колодец, предложив взять оттуда земли и воды[2][27].

Экспедиция Датиса и Артаферна

Дарий отстранил Мардония от командования и назначил на его место своего племянника Артаферна, придав ему опытного полководца мидийца Датиса. Основными целями военной экспедиции были завоевание или подчинение Афин и Эретрии на острове Эвбея, которая также оказывала помощь повстанцам, а также Кикладские острова и Наксос. Согласно Геродоту, Дарий приказал Датису и Артаферну «обратить в рабство жителей Афин и Эретрии и привести пред его царские очи»[28]. При экспедиции находился и бывший тиран Афин Гиппий.

Во время экспедиции персидское войско завоевало Наксос и в середине лета 490 г. до н. э. высадилось на острове Эвбея. Когда это произошло, жители Эретрии приняли решение не покидать город и постараться выдержать осаду. Войско персов не ограничилось осадой, а пыталось взять город штурмом. Геродот писал о том, что борьба была ожесточённой, и обе стороны понесли тяжёлые потери. Тем не менее после шести дней боёв два знатных эретрийца, Евфорб и Филагр, открыли ворота врагу. Персы вошли в город, разграбили его, сожгли храмы и святилища в отместку за сожжение Сард. Захваченные в плен граждане были обращены в рабство[29].

Перед битвой

После завоевания Эретрии персы отплыли по направлению к Аттике. По совету находившегося в составе их армии бывшего афинского тирана Гиппия они высадились на равнине неподалёку от города Марафон[30]. Для завоевателей она имела ряд преимуществ. Во-первых, равнина находилась ближе всего к Эретрии. Гавань была удобна и безопасна. В долине персы могли найти богатые и нетронутые пажити, на которых можно было бы пасти коней. Также Датис и Артаферн даже не думали о сражении в открытом поле, а предполагали, что афиняне ограничатся обороной стен своего города. По уверениям Гиппия, из долины можно было выйти по удобным дорогам прямо к Афинам[31].

Узнав об этом, афиняне также направили своё войско к Марафону. Во главе армии по древней традиции находилось десять стратегов[32]. На помощь также прибыло ополчение из Платей[33]. Мнения стратегов относительно дальнейших действий кардинально разошлись. Одни высказывались против битвы в связи с малочисленностью войска, другие же, напротив, советовали вступить в битву. Тогда стратег Мильтиад обратился к полемарху Каллимаху, от решения которого зависело окончательное решение, со словами[34]:

  В твоих руках, Каллимах, сделать афинян рабами или же освободить их [...] Ведь с тех пор как существуют Афины, никогда им ещё не грозила столь страшная опасность, как теперь. [...] Мы — десять стратегов — разошлись во мнениях: одни советуют дать битву, а другие — нет. Если мы теперь же не решимся на битву, то я опасаюсь, что нахлынет великий раздор и так потрясёт души афинян, что они подчинятся мидянам. Если же мы сразимся с врагом, прежде чем у кого-либо возникнет гнусный замысел, то мы одолеем, так как ведь существует же божественная справедливость. Всё это теперь в твоей власти и зависит от тебя. Присоединись к моему совету, и твой родной город будет свободен и станет самым могущественным городом в Элладе. А если ты станешь на сторону противников битвы, тогда, конечно, мы погибли.  

Своими словами Мильтиад убедил Каллимаха в необходимости немедленного сражения. После принятия принципиального решения дать битву, а не придерживаться оборонительной тактики, все стратеги вслед за Аристидом уступили своё командование Мильтиаду[35][36][37].

Войско из афинян и платейцев прибыло к месту, где высадились персы. Равнина представляла обширную территорию, которая тянулась с юга на северо-восток вдоль моря и делилась ниспадавшим с Пентельского хребта водопадом на две половины. Южная её часть была ограничена горой Пентеликон, которая доходила непосредственно до морского побережья. Северная, отдалённая от Афин половина равнины также была окружена горными цепями. При этом ширина плоского пространства была кажущейся. На северо-востоке простирались обширные болотистые места, зелёная поверхность которых обманывала глаз[36].

Мильтиад распорядился стать лагерем на вершинах Пентельского хребта, перекрыв таким образом единственную дорогу к Афинам. Именно по ней Гиппий намеревался провести персов. Несколько дней оба войска стояли напротив друг друга и не предпринимали никаких военных действий[36].

Силы сторон

Греческие силы

У Геродота не приведены данные о численности армии греков, участвовавшей в битве при Марафоне. Корнелий Непот[38] и Павсаний[39] говорят о 9 тысячах афинян и тысяче платейцев. Римский историк III века н. э. Юстин пишет о 10 тысячах афинян и тысяче платейцев[40]. Эти цифры сопоставимы с количеством воинов, которые, согласно Геродоту, участвовали в битве при Платеях через 11 лет после описываемых событий[41]. В своём сочинении «Описание Эллады» Павсаний при рассказе о марафонской долине указывает на наличие на ней братских могил — афинян, платейцев и рабов, которых во время битвы впервые привлекли к военным сражениям[42]. Современные историки в целом соглашаются с приведённой в античных источниках численностью участвовавших в битве эллинов[43][44].

Армия персов

Согласно Геродоту, изначально флот персов составлял 600 кораблей. При этом он не указывает численности непосредственно войска, говоря лишь о том, что оно было «многочисленным и прекрасно снаряжённым»[45]. Для античных источников характерно завышение численности армии своего побеждённого противника. Это делало победы эллинов ещё более героическими. В диалоге Платона «Менексен»[46] и «Надгробном слове» Лисия[47] указывается 500 тысяч. Живший намного позже римский историк Корнелий Непот оценивает численность армии Датиса и Артаферна в 200 тысяч пехотинцев и 10 тысяч всадников[48]. Наибольшая цифра в 600 тысяч встречается у Юстина[40].

Современные историки оценивают вторгшуюся на территорию Эллады армию в среднем в 25 тысяч пеших воинов и одну тысячу всадников (хотя встречаются и цифры в 100 тысяч)[49][50][51][52][44].

Сравнительная характеристика греческого и персидского войск

Войско персов состояло из представителей множества народов и племён, подвластных империи Ахеменидов. Воины каждой народности имели собственное оружие и доспехи. Подробное описание Геродота утверждает, что персы и мидяне носили мягкие войлочные шапки, штаны и пёстрые хитоны. Доспехи их были собраны из железных чешуек наподобие рыбьей чешуи, щиты сплетены из прутьев. На вооружении они имели короткие копья и большие луки с камышовыми стрелами. На правом бедре находился меч-кинжал (акинак). Воины других племён были вооружены значительно хуже, в основном луками, а зачастую просто дубинками и обожжёнными кольями. Из защитного снаряжения, кроме щитов, Геродот упоминает у них медные, кожаные и даже деревянные шлемы[53].

Греческая фаланга представляла собой плотное боевое построение тяжеловооружённых воинов в несколько шеренг. Во время боя главной задачей являлось сохранение её целостности: место павшего воина занимал другой, стоявший за ним. Главным фактором, оказавшим влияние на развитие фаланги, стало применение большого круглого щита (гоплона) и закрытого шлема коринфского типа. На внутренней поверхности гоплона крепились кожаные ремни, через которые просовывалась рука. Таким образом, щит держался на левом предплечье. Воин управлял щитом, держась за ремень ближе к его краю[54].

  Греческая фаланга, реконструкция

Защищая гоплита слева, такой щит оставлял открытой правую половину туловища. Из-за этого в греческой фаланге воины должны были держаться плотной линией так, чтобы каждый гоплит прикрывал своего соседа слева, будучи прикрытым соседом справа. Для грека потерять щит в бою считалось бесчестьем, так как он использовался не только для собственной безопасности, но и для защиты всей шеренги. Голову гоплита в VI—V вв. до н. э. предохранял бронзовый шлем коринфского (или «дорийского») типа, который носился на войлочной подкладке-шапочке. Глухой коринфский шлем обеспечивал полную защиту головы, но стеснял боковое зрение и слух. Воин видел только врага перед собой, что не представляло особой опасности в плотном боевом построении.

Во времена греко-персидских войн ещё были распространены так называемые «анатомические» бронзовые панцири, состоявшие из нагрудной и спинной пластин. Пластины рельефно со скульптурной точностью воспроизводили мышечные контуры мужского торса. Под панцирем гоплиты носили льняные туники, а спартанцы традиционно укрывались поверх доспехов красными плащами. Недостатком бронзовых кирас были незащищённые бедра. В эту эпоху уже появились так называемые линотораксы, панцири на основе многих слоёв пропитанного клеем льна, которые через несколько десятилетий вытеснили в Греции «анатомические» бронзовые панцири. Линотораксы позволяли прикрыть бёдра, не стесняя движений воина[54].

В состав защитного снаряжения также входили бронзовые поножи. Они повторяли рельеф передней части голени, чтобы плотно облегать ноги и не мешать ходьбе[54].

Битва

  Схема действий греческих и персидских войск во время битвы при Марафоне

Немецкий историк-антиковед Эрнст Курциус на основании анализа и сопоставления описаний битвы при Марафоне и предшествующих ей событий объясняет, почему Мильтиад атаковал вражеское войско утром 12 сентября 490 г. до н. э., не дождавшись идущего на помощь спартанского войска. Он обращает внимание на то, что во всех дошедших до нас источниках отсутствует описание действий конницы, на которую персы возлагали большие надежды. На определённых этапах сражения она могла бы сыграть решающую роль. Также у Курциуса вызывает удивление быстрота, с которой якобы была произведена посадка персидского войска на корабли. В условиях полного разгрома это является маловероятным. Исходя из этого, немецкий историк приходит к выводу, что персы, видя укреплённые позиции афинян и платейцев на горных склонах, отказались от мысли идти на Афины через Марафонский проход. Они предпочли предпринять высадку в более удобном для манёвров месте, где не было бы горных проходов и единственной хорошо укреплённой дороги. Курциус делает вывод, что Мильтиад предпринял своё нападение только тогда, когда персидское войско разделилось и конные отряды уже были погружены на суда. Таким образом, он напал на войска, оставленные позади и прикрывавшие отъезд армии. При данных предпосылках становится понятным, почему афиняне не дождались выступивших в поход профессиональных воинов спартанцев[55].

Расстояние между греками и персами составляло не менее 8 стадий[56] (около 1,5 километра). Мильтиад выстроил своё войско в боевом порядке — на правом фланге расположились афиняне под командованием Каллимаха, на левом — платейцы, в центре находились граждане из фил Леонтиды и Антиохиды под командованием Фемистокла и Аристида[35][57]. Боевая линия эллинов оказалась равной по ширине персидской, однако её центр составлял всего несколько рядов в глубину. Именно в центре войско греков было слабее всего. На флангах боевая линия была выстроена значительно глубже[56].

После построения греки начали наступление. Согласно Геродоту, все 8 стадиев они пробежали[56]. Современные исследователи подчёркивают невозможность такого наступления для тяжеловооружённых воинов без нарушения боевого порядка[58]. Делается предположение, что первую часть пути афиняне и платейцы прошли маршем и лишь после достижения расстояния, когда до них стали долетать вражеские стрелы (около 200 м), устремились бегом[59]. Для персов нападение стало неожиданным. Как подчёркивает Геродот[56]:

  [...] они первыми из всех эллинов [...] напали на врагов бегом и не устрашились вида мидийского одеяния и воинов, одетых по-мидийски. До сих пор даже ведь одно имя мидян приводило в страх эллинов.  

Битва длилась долго. В центре боевой линии, где стояли отборные отряды армии Датиса и Артаферна — персы и саки, а греческая линия была слабой, эллины начали отступать. Персы прорвали ряды афинян и стали их преследовать. Однако на обоих флангах победу одержали греки. Вместо преследования отступающих врагов они повернули и атаковали прорвавшие центр войска. В результате среди персов началась паника, и они стали беспорядочно отступать к кораблям[60]. Грекам удалось захватить семь вражеских судов[61].

Согласно Геродоту, потери греков составили всего 192 афинянина[62], среди которых были полемарх Каллимах и брат Эсхила Кинегир[63]. Потери персов «отец истории» оценивает в 6400 человек[62]. Судьба одного из главных военачальников империи Ахеменидов Датиса разнится в различных античных источниках. Так, согласно Геродоту, Датис возвратился обратно в Азию[64]. Согласно использовавшему персидские летописи Ктесию, Датис погиб во время сражения. Более того, греки отказались выдать персам тело их военачальника[65].

После битвы

В Афинах существовала влиятельная «проперсидская» партия. Согласно Геродоту, врагу был дан условный сигнал щитом с вершины горы Пентеликон[61]. Впоследствии распространилась молва, что это сделали Алкмеониды, предав таким образом общегреческое дело[66]. Отчалив от Марафона, персидские суда направились к Суниону[61], чтобы, обогнув его, захватить Афины. Город оставался беззащитным, так как всё ополчение находилось на поле боя на расстоянии в 42 км. Планы врагов были вовремя разгаданы Мильтиадом. Победителям при Марафоне не суждено было отдохнуть после боя[67]. Оставив отряд во главе с Аристидом для охраны пленных и военных трофеев, греческая армия в полном вооружении совершила форсированный марш к Афинам[68]. Когда персы достигли Фалерской бухты, то обнаружили, что вся греческая армия снова стоит перед ними[67]. Увидев, что город надёжно охраняется, персы не решились на сражение и отплыли домой[68].

На следующий день к Афинам прибыла спартанская армия, пройдя расстояние от Спарты (220 км) за 3 дня. Опоздав к сражению, они осмотрели поле боя, воздали хвалу афинянам и возвратились домой[69][70]. Погибшие были удостоены величайших по меркам древних афинян почестей — их похоронили на поле боя[12][71].

Победителям при Марафоне Симонид посвятил одну из своих эпиграмм[72]:

  В первых рядах на полях Марафона с врагами сражаясь,Силу блестящих мидян дети Афин разнесли.  

Развеяв миф о непобедимости персов, битва при Марафоне значительно подняла боевой дух афинян и впоследствии осталась в их памяти как символ величия Афин[68]. О том значении, которое придавали греки данной победе, свидетельствует большое количество памятников и цитат, посвящённых Марафону. Участвовавший в бою Эсхил[73] пишет в своей эпитафии[74]:

  В заливе воют трубы Марафона,И челюстями брат, уже безрукий,За скользкую хватается корму.Нам суждена победа в дивной сече…  

Значение битвы для дальнейшего хода греко-персидских войн

Значение битвы по-разному оценивалось воюющими сторонами. Для эллинов она стала первой победой над войском империи Ахеменидов[1]. Для персов поражение их армии не имело больших последствий. Их государство находилось на пике могущества и обладало огромными ресурсами. После этой неудачной экспедиции Дарий стал собирать огромное войско для покорения всей Греции. Его планам помешало восстание в Египте[2] в 486 году до н. э. В том же году Дарий умер. Его трон занял Ксеркс[3]. Подавив египетское восстание, молодой царь продолжил подготовку к походу на Грецию[4].

  Карта походов в Грецию Дария I

За 10 лет, которые прошли от сражения при Марафоне до нового вторжения персов в Элладу, одним из участников битвы Фемистоклом был проведён ряд реформ по созданию в Афинах мощного флота[75][76]. Именно его действия впоследствии привели к полному поражению армии Ксеркса.

Легенды

  Картина, изображающая легендарный подвиг Фидиппида

С битвой при Марафоне связано несколько легенд. Согласно одной из них, дошедшей до нас из «Истории» Геродота, афиняне отправили некоего гонца Фидиппида в Спарту, чтобы он поторопил лакедемонян с выступлением в поход. По дороге к нему явился бог Пан и сказал, что благосклонно относится к жителям Афин, которые им пренебрегают, и придёт на помощь[77]. Согласно легенде, бог сдержал своё обещание[62][78], после чего ему ежегодно стали приносить жертвы[79]. Предание может иметь символический характер, так как от имени данного мифологического персонажа происходит слово «паника», которую Пан внушал при своём появлении. Возникшая паника среди войска персов была одним из важных факторов победы эллинов.

Согласно другой легенде, в битве принимал участие легендарный герой Тесей[80]. В описании портика на афинском акрополе — расписной стои — Павсаний говорит об изображении на картине, посвящённой битве, и других богов-покровителей города[81]. Таким образом, долю победы в столь важной для них битве греки приписывали богам.

Лорд Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда (пер. П. Козлова)

Прошли века, разрушены Афины!А Марафонский дол дивит, как прежде, светВсё тот же он, лишь пахарь изменился.В ту землю он рабом вонзает плуг;Как в дни былые, с нею лавр сроднился;Её, как встарь, лучами греет юг.Но иностранца стала достояньемЗемля, где перед греками главуСклонили персы. Живы те преданьяПри слове: Марафон — воспоминаньяНам представляют тень былого на яву.Войска схватились: длится бой кровавый;Мидянин лук бросает и колчан.За ним несётся грек, покрытый славой.Какой трофей оставили нам годыВ стране, где слёзы Азия лила,Где озарил Элладу блеск свободы?Немых гробниц разрушенные своды;Обломки урн, — вот всё, что лет скрывала мгла[82].

Другая недостоверная историческая легенда дала название спортивной дисциплине — марафонскому бегу (бегу на 42 км 195 м[83]). Согласно Плутарху, писавшему свои труды спустя более чем 500 лет после описываемых событий, Мильтиад отправил гонца Евкла в Афины с вестью о победе. Пробежав сразу после боя около 40 километров к городу, скороход выкрикнул «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер[84]. Лукиан трансформирует имя Плутархова гонца Евкла в Геродотова Фидиппида[85]. Указанный Геродотом Фидиппид должен был бы пробежать несколько сотен километров (расстояние от Марафона до Спарты, оттуда обратно с посланием в Марафон, участвовать в битве, а затем со всеми греками вернуться быстрым бегом к Афинам — около 500 км)[86]. Так как к Афинам направлялся не один человек, а вся армия, легенда не выдерживает критики. Учитывая явную историческую недостоверность марафонского бега Фидиппида, с 1983 года группой энтузиастов ежегодно устраивается спартатлон — пробег между Афинами и Спартой в 246 км.

Битва при Марафоне в искусстве

Когда во главе Афин стал сын победителя битвы при Марафоне Мильтиада Кимон, то по его поручению на северной стороне Агоры (центральной площади) была воздвигнута одна из самых знаменитых построек древних Афин — Расписная стоя. Она представляла собой портик, расписанный лучшими художниками того времени. Одна из картин изображала отца Кимона Мильтиада во время битвы при Марафоне. В целом росписи Стои современные исследователи считают образцом монументальной пропаганды раннеклассической эпохи[87]. Также памятник в честь сражения был установлен около южной стены Афинского акрополя[88].

Поэтическое описание битвы дано в стихотворном цикле «Марафон» немецкого поэта Георга Гейма[89]. Лорд Байрон, принимавший участие в греческой революции против Османской империи, в своём произведении «Паломничество Чайльд-Гарольда» обращается к патриотическим чувствам греков, напоминая об их былых победах.

В 2010 году Национальный банк Греции выпустил памятную биметаллическую монету номиналом в 2 евро, тиражом 2,5 млн экземпляров, посвящённую 2500-летию Марафонской битвы. На реверсе монеты изображены щит и воин, которые обозначают борьбу за свободу и благородные идеалы. Птица на щите символизирует рождение западной цивилизации в её нынешнем виде[90].

Примечания

  1. ↑ 1 2 Holland, 2005, с. 201.
  2. ↑ 1 2 3 4 Holland, 2005, p. 178—179.
  3. ↑ 1 2 Holland, 2005, p. 206—207.
  4. ↑ 1 2 Holland, 2005, p. 208—211.
  5. ↑ Геродот. История VII. 132
  6. ↑ Сергеев, 2008, с. 31—32.
  7. ↑ 1 2 И. В. Пьянков Ктесий как историк // Античная древность и средние века. — 1975. — № 11. — С. 52—57.
  8. ↑ Дьяконов И. М. Источники документальные и повествовательные // История Мидии от древнейших времён до конца IV в. до н. э.. — М.-Л., 1956. — С. 24. — 486 с.
  9. ↑ Bigwood J. M. Ctesias as historian of the Persian wars // Phoenix. — 1978. — Vol. 32, № 1. — P. 19.
  10. ↑ Ктесий. Photius' excerpt of Ctesias' Persica (2) §28 (англ.). сайт www.livius.org. Проверено 2 февраля 2012. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  11. ↑ Павсаний. Описание Эллады I. XXXII. 3
  12. ↑ 1 2 Фукидид. История II. 34
  13. ↑ The Battle of Marathon (англ.). Hellenic Parliament Foundation. Проверено 30 апреля 2012. Архивировано 31 мая 2012 года.
  14. ↑ Holland, 2005, p. 122.
  15. ↑ Holland, 2005, p. 126—128.
  16. ↑ Holland, 2005, p. 128—131.
  17. ↑ Остракизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  18. ↑ Исагора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  19. ↑ Рунг, 2008, с. 60.
  20. ↑ Геродот. История V. 73
  21. ↑ Суриков Клеомен, 2005, с. 257.
  22. ↑ Суриков Клеомен, 2005, с. 262—263.
  23. ↑ Геродот. История V. 97
  24. ↑ 1 2 Holland, 2005, p. 171—178.
  25. ↑ Геродот. История V. 105
  26. ↑ Геродот. VII. 44—45
  27. ↑ Геродот. VII. 133
  28. ↑ Геродот. История VI. 94
  29. ↑ Геродот, VI, 101
  30. ↑ Геродот. История VI. 102
  31. ↑ Курциус, 2002, с. 215—216.
  32. ↑ Геродот. История VI. 103
  33. ↑ Геродот. История VI. 108
  34. ↑ Геродот. История VI. 109
  35. ↑ 1 2 Плутарх. Аристид 5
  36. ↑ 1 2 3 Курциус, 2002, с. 225.
  37. ↑ Геродот. VI. 110
  38. ↑ Корнелий Непот. Мильтиад. 5
  39. ↑ Павсаний. Описание Эллады. Книга X. Фокида. 20
  40. ↑ 1 2 Юстин Марк Юниан. Юстин Марк Юниан. Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа» Книга II. Глава 9. сайт simposium.ru. Проверено 19 апреля 2012. Архивировано 31 мая 2012 года.
  41. ↑ Геродот. История IX. 28
  42. ↑ Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. 32
  43. ↑ Holland, 2005, p. 187—190.
  44. ↑ 1 2 Lazenby, 1993, p. 54.
  45. ↑ Геродот. История VI. 95
  46. ↑ Платон. Менексен. сайт www.nsu.ru. Проверено 19 апреля 2012. Архивировано 31 мая 2012 года.
  47. ↑ Лисий. Надгробное слово в честь афинян, павших при защите Коринфа. 21. сайт simposium.ru. Проверено 19 апреля 2012. Архивировано 31 мая 2012 года.
  48. ↑ Корнелий Непот. Мильтиад 4
  49. ↑ Davis, 1999, p. 9—13.
  50. ↑ Holland, 2005, p. 390.
  51. ↑ Lloyd, 2004, p. 164.
  52. ↑ Green, 1996, p. 90.
  53. ↑ Геродот. VII. 61—80
  54. ↑ 1 2 3 Шауб И., Андерсен В. Рождение фаланги: вооружение и тактика // Спартанцы в бою. — М.:: Яуза, Эксмо, 2008. — С. 40—56. — 320 с. — (Войны Древнего мира). — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-24857-5.
  55. ↑ Курциус, 2002, с. 228—229.
  56. ↑ 1 2 3 4 Геродот. История VI. 112
  57. ↑ Геродот. История VI. 111
  58. ↑ Дельбрюк, 2005.
  59. ↑ Lazenby, 1993, p. 66—69.
  60. ↑ Геродот. История VI. 113
  61. ↑ 1 2 3 Геродот. История VI. 115
  62. ↑ 1 2 3 Геродот. История VI. 117
  63. ↑ Геродот. История VI. 114
  64. ↑ Геродот. История VI. 119
  65. ↑ Ктесий Книдский. Photius' excerpt of Ctesias' Persica (1) [§22] (англ.). сайт livius.org. Проверено 29 августа 2011. Архивировано 31 мая 2012 года.
  66. ↑ Суриков Мильтиад, 2005, с. 318.
  67. ↑ 1 2 Курциус, 2002, с. 230.
  68. ↑ 1 2 3 Суриков Мильтиад, 2005, с. 319.
  69. ↑ Геродот. История VI. 120
  70. ↑ Курциус, 2002, с. 231.
  71. ↑ Павсаний. Описание Эллады I. XXIX. 4
  72. ↑ Симонид. Симонид. Хоровая лирика. сайт lib.ru. Проверено 30 апреля 2012. Архивировано 31 мая 2012 года.
  73. ↑ Эсхил. Литературная энциклопедия (2006). Проверено 30 апреля 2012. Архивировано 31 мая 2012 года.
  74. ↑ Эсхил (Лившиц). wikilivres.ca. Проверено 30 апреля 2012. Архивировано 31 мая 2012 года.
  75. ↑ Holland, 2005, p. 217—219.
  76. ↑ Плутарх. Фемистокл IV
  77. ↑ Геродот. История VI. 105—106
  78. ↑ Павсаний. Описание Эллады I. 28
  79. ↑ Геродот. История VI. 105
  80. ↑ Плутарх. Тесей. 35
  81. ↑ Павсаний. Описание Эллады. Книга I. XV. 4
  82. ↑ Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда // Полное собрание сочинений. В 3-х томах / Под редакцией С. Д. Венгерова. — С.-Петербург: Издание Брокгауза—Ефрон, 1904. — Т. 1. — С. 82. — 602 с. — (Библиотека великих писателей).
  83. ↑ Откаленко В. А. Марафонский бег. БСЭ. Проверено 16 мая 2012. Архивировано 31 мая 2012 года.
  84. ↑ Плутарх. Were the Athenians More Famous in War or in Wisdom? 3 (англ.). сайт penelope.uchicago.edu. Проверено 22 апреля 2012.
  85. ↑ Lucas J. A. A History of the Marathon Race — 490 B.C. to 1975 // . — Pennsylvania State University. — P. 122.
  86. ↑ Pheidippides. сайт www.ancientgreekbattles.net. Проверено 22 апреля 2012. Архивировано 31 мая 2012 года.
  87. ↑ Суриков И. Е. Глава IV. Кимон: аристократ, но не олигарх // Античная Греция: политики в контексте эпохи. — М.: Наука, 2008. — С. 227. — 383 с. — ISBN 978-5-02-036984-9.
  88. ↑ Павсаний. Описание Эллады I. XXV. 2
  89. ↑ Гейм Г. Морские города: Избранная лирика / Пер. с нем. А. Чёрного. — М.: Водолей, 2011. — 208 с. — (Звёзды зарубежной поэзии). — ISBN 978-5-91763-071-7.
  90. ↑ Новая монета Греции «2500 лет битве при Марафоне». сайт World of coins. Проверено 30 апреля 2012. Архивировано 31 мая 2012 года.

Античные источники

Литература

  • Дельбрюк Г. Сражение при Марафоне // История военного искусства в рамках политической истории. — М.: Директмедиа Паблишинг, 2005.
  • Курциус Э. История Древней Греции. — Мн.: Харвест, 2002. — Т. 2. — С. 215—232. — 416 с. — 3000 экз. — ISBN 985-13-1119-7.
  • Рунг Э. В. Греция и Ахеменидская держава: история дипломатических взаимоотношений в VI—IV вв. до н. э.. — СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008. — 484 с. — (Историческая библиотека). — ISBN 978-5-8465-0851-4.
  • Сергеев В. С. Глава IX. Греко-персидские войны // История Древней Греции. — М.: АСТ, 2008. — 926 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-052484-6.
  • Суриков И. Е. Клеомен I: «рождение личности» в Спарте // Античная Греция: политики в контексте эпохи: архаика и ранняя классика. — М.: Наука, 2005. — С. 212—269. — 351 с. — ISBN 5-02-010347-0.
  • Суриков И. Е. Глава V. Мильтиад, или осужденный победитель // Античная Греция: политики в контексте эпохи: архаика и ранняя классика. — М.: Наука, 2005. — С. 271—325. — 351 с. — ISBN 5-02-010347-0.
  • Davis P. 100 Decisive Battles. — Oxford: University Press, 1999. — ISBN 1-57607-075-1.
  • Giessen, H. W. Mythos Marathon, Landau: Verlag Empirische Pädagogik, 2010. — ISBN 978-3-941320-46-8
  • Green P. The Greco-Persian Wars. — University of California Press. — 1996. — ISBN 0-520-20313-5.
  • Holland T. Persian Fire: The First World Empire and the Battle for the West. — New York: Doubleday, 2005. — ISBN 0-385-51311-9.
  • Lazenby J. F. The Defense of Greece 490–479 BCE. — Aris & Phillips Ltd, 1993. — ISBN 0-85668-591-7.
  • Lloyd A. Marathon: The Crucial Battle That Created Western Democracy. — Souvenir Press, 2004. — ISBN 0-285-63688-X.

http-wikipediya.ru