Подъездной в древней руси.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Подъездной в древней руси


Школьный словарь «Образование Древнерусского государства» Словарь терминов, вошедших в словарь

Б В Г Д
Берендеи

Боярин

Вервь

Вира

Вотчина
Гриди

Гридница

Гости
Дань

Детинец

З К Л М
Закуп Колонизация Люди Мечник
О П Р
Огнищанин Погост

Подъездной

Полюдье

Посадник

Рядович
С Т У
Смерд Тиун Уроки
Х
Холоп

Хоромы

Берендеи кочевое племя тюркского происхождения, обитавшее в южнорусских степях. У древних славян берендеи оборачивались бурыми медведями.
Боярин старший дружинник, крупный землевладелец, владелец вотчины

Вервь

древняя общинная организация на Руси и у хорватов. Старинное название верёвки

Вира

древнерусская и древнескандинавская мера наказания за убийство, выражавшаяся во взыскании с виновника денежного возмещения. Так же вирой именовалось денежное возмещение за другие преступления.

Величина виры зависела от знатности и общественной значимости убитого.

Вотчина

наследственное земельное держание. земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян.
Гриди Младшие, рядовые дружинники.
Гридница Большое помещение в княжеском дворце, где собирались рядовые дружинники (гриди), там проводились собрания воинов.
Гости Категория торговых людей, приезжавших торговать из других стран, позже – местные купцы, торговавшие в других городах или за границей.

Дань

натуральный или денежный побор с покоренных племён и народов
Детинец Укрепление внутри города вокруг княжеского дворца, с XV в. – кремль.

Закуп

категория зависимого населения на Руси. В Древнерусском государстве свободные смерды, заключившие с феодалом особый договор (ряд), становились рядовичами, которые делились на вдачей и закупов. Если рядович брал взаймы ссуду (купу), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле феодала со своим инвентарем (в законах также упоминается, что инвентарь мог дать и хозяин, правда, получивший нёс за их сохранность ответственность) и становился закупом или ролейным закупом (ролья — пашня).

Положение закупа было близко к положению зависимого крестьянина. Согласно «Русской Правде» хозяин не имел права на распоряжение личностью закупа, что было не характерно для рабов, но в то же время господин имел право наносить телесные наказания за проступки. Беспричинное избиение закупа хозяином каралось последнему штрафом как за избиение свободного. При попытке бегства закуп становился полным («обельным») холопом, однако, он мог свободно уйти на заработки для оплаты долга.

classic_art_ru: живописец клавдий васильевич лебедев.

Колонизация

завоевание, освоение пустующих земель

Люди

свободные крестьяне в Древней Руси
Мечник Княжеский слуга из дружинников, вооруженный мечом, а также служитель княжеского суда – держатель меча, как символа правосудия.

Огнищанин

(хозяин очага, домовладелец, человек, принадлежавший к "огнищу", т.е. дому князя или боярина; иначе - "тиун огнищный", от "огнище" - очаг, двор) - по "Русской Правде", - княжеский муж, т.е. слуга князя, отвечавший за сохранность имущества в доме своего господина. В Древней Руси старший дружинник, ближайший советник князя, представитель высшей знати, "княжеский муж", управляющий вотчиной феодала. Жизнь огнищанина охранялась повышенным штрафом - в 80 гривен серебра (за убийство свободного "людина" полагался штраф в 40 гривен, а смерда и холопа - в 5 гривен). Штраф выплачивался либо убийцами, либо вервью, на чьей территории обнаруживали тело огнищанина В др.источниках огнищанином назывался хозяин, домовладелец, член племени, деревни и т.д.
мединский в. р. м 42 особенности национального пиара. риавдивая история руси от рюрика до петра - страница 3

Погост

места сбора дани. Были установлены княгиней Ольгой.

Подъездной

представитель княжеской администрации, ведал сбором налогов
викинги в изобразительном искусстве - страница 2

Полюдье

феодальная зависимость выраженная в сборе дани. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.

Посадник

глава города, «посаженый» (назначенный) князем (первоначально, затем вечем), в землях, входивших в состав Древнерусского государства. Посадник подчинялся народному вече и контролировал власть князя. Посадник ведал охраной правопорядка, судом, подписанием дипломатических договоров. Под рукой посадника находилось посадское войско.

Рядович

в Древней Руси лица, служившие землевладельцам по ряду (договору), как правило попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда, вынужденные отрабатывать у господина часть своего времени; близки к закупам. Рядовичами были не пошедшие в холопство и заключившие «ряд» тиуны, ключники и мужья рабынь, а также дети от браков свободных с рабынями. Рядовичи часто использовались в роли мелких административных агентов своих господ. По «Русской Правде» за убийство рядовича назначалась такая же вира, то есть штраф, как и за убийство смерда или холопа — 5 гривен.
есть на руси прихлебатели (марианна лебедева) / иронические стихи / стихи.ру - национальный сервер современной поэзии

Смерд

свободные земледельцы-общинники в IХ-ХIV вв., составлявшие основную массу населения Киевской Руси, обязанные выплачивать феодалу дань во время полюдья и постепенно попадавшие в зависимость от феодала. Возможно, так называли жителей недавно присоединённых территорий, обложенных повышенной данью.

Тиун

представитель вотчинной администрации в Древней Руси. Существовали различные категории: конюший тиун управлял княжеской или боярской конюшней; ратайный тиун распоряжался сельскохозяйственными работами на господском поле; сельский тиун контролировал работы в княжеском селе земледельцев и холопов.
междоусобицы русских князей. закат киевской руси / русь между югом, востоком и западом

Уроки

размер дани в древней Руси. Были установлены реформой княгини Ольги.
если ты - холоп. (татьяна казовская) / стихи.ру - национальный сервер современной поэзии

Холоп

феодально-зависимое (экономически и лично) население (наряду с челядью) в Х-н.ХVIII вв., по положению близкое к рабам. Холопами становились пленные, свободные, не выполнившие обязательств; в результате брака с холопом (холопкой).

Хоромы

в старину на Руси называлось вообще более или менее обширное деревянное жилое строение, со всеми его частями («хороминами»). Каменные строения назывались палатами.

vesnat.ru

К вопросу об организации сбора налогов-дани в домонгольской Руси

1

Налогово-данническая система; децимальная система; князь; посадник; тысяцкий; погосты.

В работе рассматривается проблема организации взимания налогов, или дани в домонгольский период истории Древней Руси. Выделяется три этапа функционирования налогово-даннической системы, в продолжении которых осуществление фискальной функции принадлежало определенным должностным лицам. Не вызывает сомнений, что только князь в Древней Руси был единственным адресатом дани и мог по своему усмотрению распоряжаться собранными средствами, как, впрочем, и освобождать население от налоговых тягот (об этом единодушно свидетельствуют источники).

Кто же входил в тот круг лиц, которым князь перепоручал функцию сбора налогов-дани? В историографии этот вопрос решался в целом однообразно. Принципиальное отличие можно обнаружить, во-первых, в определении происхождения тех или иных должностей (являлось ли их появление инициативой княжеской (государственной) власти или же они были созданы местными сообществами и их начало следует искать в родоплеменную, догосударственную эпоху), а во-вторых, в разделении должностей на общегосударственные (земские) и собственно княжеские (дворовые, вотчинные).

В функционировании налогово-даннической системы в Древней Руси домонгольского периода можно выделить три периода, для каждого из которого была характерна своя фискальная система с задействованием определенного круга должностных лиц: 1) конец IX – середина X в. – функционирование простейшей системы сбора налоговдани в форме полюдья; 2) середина X – вторая половина XI в. – складывание десятичной фискально-судебной системы, трансформация централизованной системы государственного фиска в сбор налоговдани в отдельных княжествах-землях; 3) XII – первая половина XIII в. – функционирование развитой налогово-даннической системы отдельных княжеств-земель и княжеств-волостей, объединявшей общегосударственную и княжескую дворцовую администрацию.

data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"data-ad-slot="1061076221">

В предлагаемой периодизации делается попытка связать мероприятия государственной власти с объективными процессами общественно-политического и социально-экономического развития Древней Руси, что находило выражение в политической децентрализации (раздробленность) и в вызревании феодальных отношений (появление частного землевладения). Отметим общепринятую связь между ростом боярского землевладения и нарастанием дезинтеграционных процессов. В то же время перспективным представляется обнаружение в качестве основной причины начала раздробленности Древней Руси проведение в жизнь князьями-Рюриковичами отчинного принципа замещения княжеских столов [4, с. 5–17; 5, с. 137–141].

Можно увидеть прямую связь между стремлением князей к получению в полном объеме доходов с той территории, которая находилась в их ведении, с ослаблением подчинения местных центров Киеву. Обнаруживается крайне примитивная система сбора налоговданей (возможно изначально в форме добровольных подношений, даров) на раннем этапе истории Древнерусского государства. Кроме князя, который являлся не только адресатом, но и главным сборщиком дани, невозможно назвать иных должностных лиц государственного фиска. Необходимо согласиться, что уже на первом этапе складывается какая-то структура пунктов сбора дани и некая простейшая администрация, что было обусловлено невозможностью посещения князем всех хозяйственных единиц. Начало второго этапа в развитии налогово-даннической следует связать с реформами княгини Ольги, осуществленными, если верить летописи, в 946−947 гг. Их реализация привела к отмиранию института полюдья, как общегосударственного мероприятия [9, с. 157; 15, с. 188]. Именно в погостах сосредотачивается сбор дани, при этом присутствие князя оказывается не обязательным, функции сбора дани и различных оброков, как и судебные функции, поручались специальным должностным лицам – тиунам.

Считается, что погосты теряют свое прежнее значение либо к концу X в. – их функции перешли к городам [9, с. 159], либо к XII в. в связи с широким распространением княжеского и боярского землевладения [14, с. 64]. Но система погостов сохранялась и позднее в местах с более редким населением и большими лесными массивами (прежде всего, в Новгородской земле). Предположение о заимствовании системы погостов из Скандинавии не находит всеобщей поддержки исследователей. Отмечается, что возникновение этого института было естественным явлением в ранних государствах с их натуральным хозяйством, аналогичный институт известен в Польше под названием «стан» [7, с. 123–124]. Видимо, осуществление сбора даней-налогов посадниками для летописцев представлялось обыденным явлением, поэтому на страницах летописи можно обнаружить лишь косвенные тому свидетельства. Так, из Повести временных лет известно, что когда князь Олег Святославич в 1096 г. захватил Муромскую и Ростовскую земли, он «посажа посадникы по городом, и дани поча брати» [10, с. 108]. Должность посадника, несомненно, следует отнести к числу наиболее давних явлений древнерусской действительности [17, с. 137].

Вместе с реализацией высшей административной власти на местах от имени князя [14, с. 219] посадник в полном объеме сосредотачивал в своих руках сбор даней-налогов и взимание судебных пошлин, часть которых оставалась в его личном распоряжении. С конца X в. в Древнерусском государстве начинает формироваться децимальная (десятичная) система [6, с. 423]. Не вызывает сомнения участие десятских и сотских в осуществлении государственного фиска. С десятичной системой необходимо связать и должность тысяцкого, хотя в свидетельствах источников тысяцкие представляются, прежде всего, в качестве военных предводителей [11, стб. 298, 324–326, 767]. Однако к числу важнейших обязанностей тысяцких следует отнести именно гражданские дела; учитывая же принадлежность тысяцких к десятичной системе, среди важнейших их функций следует назвать сбор налогов-даней. В то же время возникает вопрос о распределении обязанностей между тысяцкими и посадниками. Несомненно, статус посадника был выше.

Поскольку посадник заменял князя, по необходимости тысяцкий оказывался в подчиненном ему положении. При князе же именно тысяцкий становился главным должностным лицом в той или иной земле и волости. Компетенция тысяцкого при осуществлении фискальной функции была несколько уже, чем посадника (следовательно, и князя). Тысяцкому были подвластны все структурные звенья десятичной системы. Но налогово-данническая система включала также сбор даней с подчиненных периферийных неславянских племен, эксплуатацию отдельных категорий населения (смерды) и т.д. Возможно, эти направления деятельности выделялись особым должностным лицам, известным под общим наименованием «тиуны». Представляется правильным видеть в «тиуне» именно родовое понятие, к тиунам принадлежали и огнищанин («тиун огнищный»), и конюший, и ключник. Последний вывод прямо подтверждает статья 110 Русской Правды пространной редакции, упоминающая «тивуньство без ряду или привяжеть ключь к собе без ряду» [12, с. 116]. Возможно, к тиунам можно отнести и упоминаемых в летописи «данников» [10, с. 108].

Осторожно предположим, что к тиунам относился и «княжий подъездной», единожды упомянутый в Русской правде краткой редакции («а въ подъездномъ княжи 80 гривенъ») [12, с. 71]. Вполне определенно тиуны подчинялись непосредственно князю, при отсутствии же в городе князя их «начальником» становился посадник. Но «княжие тиуны» не могли подчиняться тысяцким. Функционирование фискальной системы в Древней Руси на третьем этапе поддерживалось целой группой должностных лиц. К их числу следует отнести мечников (возможно, тождественны «метальникам» Русской Правды) [12, с. 107].

Вероятно, мечники, как представители военной организации – дружины, сопровождали лиц, непосредственно занимавшихся сбором налогов-дани и известных под наименованием «данников», «тиунов». Показательно, что слово «мечник» зафиксировано на ряде обнаруженных при раскопках в Новгороде цилиндрах-замках [20, с. 105, 110–113]. В целом обращает на себя внимание крайнее несовершенство системы налогообложения, еще не выделившейся в отдельную отрасль государственного управления. Налицо смешение функций ряда должностных лиц. Пересечение их компетенций, по-видимому, разрешалось волей князя. В то же время источники не позволяют точно установить обязанности отдельных должностных лиц аппарата государственного фиска.

С.Н. Темушев

www.radnews.ru

Предметный указатель ПО

ПОВ

Повесть временных лет.

 

Повесть о стоянии на Угре 1481 г.

 

Повинность, личные или вещественные услуги граждан по удовлетворению каких-либо государственных нужд; бывают натуральные и денежные. 

 

Повоз - феодальная повинность на Руси. «Повоз возити», «возы вести на государя» — обязанность крестьян доставлять продукты сельск. хоз-ва и промыслов на господский двор и, по распоряжению феодала, па рынок или в поход. Повозом называлась также и «подвода» - обязанность давать «подводных коней» приезжавшим в цолость князьям и их слугам. С конца XV в. постепенно заменяется денежным оброком - «повозными деньгами» - и перерастает в ямскую повинность.

 

Поворотные (иначе - «дань поворотная») - таможенная пошлина, взимавшаяся в XV-сер. XVII вв. с иногородних купцов и торговцев во многих городах Рус. гос-ва за привоз товаров на Гостиный двор. Доход с неё шёл на стр-во всевозможных объектов в городе.

 

ПОГ

Погожевы - русский дворянский род, происходивший, по древним родословцам, от литовца Василия Воргоса, по прозвищу Погожий, выехавшего в Москву к вел. кн. Дмитрию Ивановичу "с Ольгердовичи" и участвовавшего к Куликовской битве (1380), после которой получил чин окольничего. В XVI и XVII вв. Погожевы служили полковыми головами и городовыми воеводами.

 

Поголовная (поголовчина, годовщина, поголовные деньги) - личная проезжая пошлина, упом. в документах с конца XV в. Уплачивалась всеми людьми, находившимися на судах, с товаром или при возах и санях товарных. Собиралась при проезде мимо городов или при привозе товаров в города и торжки. Величина пошлины в разных местах была различной в разные времена и составляла от 1/2 до 6 денег. Местные жители платили меньше иногородних и иностранцев. Напр., в Новгороде Великом с новгородца на судне с товаром брали по полуденьге, а с «литвина и всякого иноземца» - по 2 деньги.

 

Погорина - полоса земли по обеим сторонам Сред. Горыни, находившаяся между Киев. и Влад.-Волын. кн-еами и служившая яблоком раздора между соответствующими князьями. В сер. XII в. Киев. кн-ву удалось закрепить погорину за собой, и она до XIII в. составляла самостоят, удел этого кн-ва, в котором сидели родственники киев. князей. Гл. городами Погорины были Дорогобуж и Пересопница.

 

Погост - сельский податный округ в Древней Руси - слово, встречающееся в русских летописях ещё в языческие времена.

 

Погребальные деньги - у восточных славян обычай класть умершему в рот или в руку, а иногда просто в могилу деньги (чаще всего медные монеты) на дорогу в загробный мир. Этот обычай, судя по всему, был заимствован у греков, которые давали умершему оболы (мелкие монеты) для мифического Харона — перевозчика человеческих душ через р. Стикс, в потусторонний мир.

 

Погребальные ритуалы (на материалах средневековой Японии)

 

Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам.

 

ПОД

«Подвижное» ополчение 1855-1858 годов, ополченские формирования, созданные в период Крымской войны 1853-1856 годов и предназначавшиеся для пополнения регулярной армии.

 

Подвойский - древнее название судебного пристава, которого посылали с судебными повестками к истцам, ответчикам или свидетелям. Он же служил глашатаем для объявления приказов. Подвойским называли также княжеских слуг, ходивших с бирючами на торг «народ кликать» к князю и «звонить вече». Участвовали также в торжественных царских выходах с посохом в руке. В пользу Подвойского-пристава взималась судная пошлина с виновного в «четыре денги».

 

Подданство, юридическая связь между лицом и государством; принадлежность лица к определенному государству.

 

Поддатень - древний чин московского двора, помощник рынды.

 

Подеста (лат. potestas — власть) — глава исполнительной и судебной власти в итальянских городах XII—XVI вв., избирался из числа жителей другого города сроком на 6—12 месяцев.

 

Подзорное - пошлина, взимавшаяся на Руси за осмотр привозимых на торг товаров.

 

Подклет - нижний этаж жилого дома и зажиточной семье, обычно предназначавшийся для прислуги, где размещались, кроме того, различные службы (кладовые, мыльни и т. д.). Купцы приспосабливали подклет обычно для складирования товаров. Стоявший на подклете 2-й этаж служил почти вседа жилым помещением для хозяина и его семьи, там же принимались и гости.

 

Подмастерье, в средние века цеховой ремесленник, не имевший собственной мастерской и находившийся в услужении у мастера.

 

Подольская Земля (Подолия)

 

Подручник - так в средние века на Руси называли в основном вассалов вел. князя лит., которому служили многие рус. князья, оказавшиеся вместе со своими уделами завоёванными Литвой.

 

Подушная подать, основной прямой налог в России XVIII-XIX вв. Введен Петром I в 1724 взамен подворного обложения.

 

Подъезд - на Руси право приезда феодала или его правителя («подъездного») в принадлежащие феодалу владения с целью сбора оброка. В XV-XVI вв. понятие Подъезд сохранилось в церк. владениях, где были установлены «подъезжие» и «неподъезжие» годы. С XV в. так назывались и пошлины, уплачиваемые местным духовенством архиереям и их представителям при объезде ими епархий.

 

Подъемное - таможенная пошлина, взимавшаяся при взвешивании товаров в некоторых городах. Название произошло от поднимания товаров на весы. Бралась с продажи или покупки весовых товаров лишь большими кол-вами - как с купца, так и с продавца. Кол-во пошлины колебалось от 1/2 до 5 денег.

 

Подъячий - низший чин приказной администрации в России с XVI века следовавший по служебной лестнице непосредственно за дворянином. Под руководством дьяков Подъячии выполняли оснное делопроизводство и работу в центральных и местных учреждениях. Делились на старших, средней статьи и младших. Получали денежное, хлебное, а иногда поместное жалованье. Подъячий с приписью управляли повытьями (участками земли) и справляли по городам должностные обязанности дьяков, письменных голов.

 

ПОЖ

Пожарские - русский княжеский род, ветвь удел. князей стародуб., происходивших от вел. кн. влад. Всеволода Большое Гнездо. Потомок его 7-го сына, Ивана, родоначальник князей стародубч Василий Андреевич, получил в удел с. Погары и стал писаться князем Пожарским. Род Пожарских ничем особым не выделялся. Широкую известиость в России получил лишь один из Пожарских - известный политический деятель и военачальник в период Смутного времени, руководитель 2-го ополчения - кн. Дмитрий Михайлович Пожарский.

 

Пожилое - пошлина, которую уплачивал крестьянин при отказе и выходе от своего владельца за неделю до и после Юрьева дня. Впервые упом. в Судебнике 1497. Полный размер Пожилого (в удалённой от леса местности -1 руб, в лесистой - полтина) уплачивался после 4-летнего проживания на земле феодала, за 1 год платилась одна четверть, за 2 - половина и т. д. Судебник 1550 умеличил размер Пожилого на 2 алтына. В связи с отменой права ухода крестьян т своих владельцев понятие «Пожилое» исчезает из источников на осн. терр. Рус. гос-ва в кон. XVI в. и повсеместно - в XVII в.

 

ПОЗ

Позвизд - почитаемый славянами бог ветра и бурного ненастья. Повелитель ветров, Позвизд, живет далеко на севере. Он пролетает над полями и лесами в широком развивающемся плаще. Жаркий дневной вечер славяне называют Полуденным или Подага, то есть поджигающий. Ночной прохладный ветер называют Полуночным. При этом все ветра являются внуками Стрибога. Братом Позвизда является Догода, бог тихой ясной погоды. В образе русоволосого кудрявого юноши с васильковым венком на голове, раскинув крылья, Догода неспешно летит над землёй, держа в руке ветвь цветущего шиповника.

 

ПОК

Поклепная вира - обвинение в убийстве, предъявлявшееся человеку, не пойманному на месте преступления, т. е. предполагаемому убийце. Упомянуто в Русской Правде и представляет собой начало уголовного процесса, в отличие от расправы. Как обвинитель, так и обвиняемый должны были подтвердить свои показания представлением послухов (свидетелей) - 7 человек, а иностранцы - 2 человек. Выигрывала сторона, представившая требуемое количество послухов. При их равном числе следовало соблюсти следующие по данному «соревнованию» условия: присяга, ордалии и т. д. Общественная власть не вмешивалась в эту борьбу. Если поклёп (обвинение) не подтверждался, то обе стороны платили судебные издержки, каждая - по гривне кун.

 

Покон вирный - установление, определявшее размер корма для княж. сборщиков суд. пошлин - вир. Введение Покон вирный приписывается Ярославу Мудрому. Согласно Покону вирному население терр. или общины, куда приезжал вирник, должно было содержать его и сопровождающих его лиц из числа княж. администрации. Натуральный корм мог быть заменен деньгами. Впоследствии были установлены более точные размеры хлебных и др. кормов, которые полагались не только вирнику, но и сопровождавшим его княж. слугам

 

Покров Богородицы - праздник православной церкви (отмечается 1 октября старого стиля), установлен (903) в Византи по случаю видения Богородицы во Влахернском соборе Константинополя во время всенощной службы, на воздухе с ангелами, пророками и апостолами, покрывавшей христиан своим омофором. За этим видением, открытым неким Андрею и Епифанию (местным блаженным), позже причисленным к лику святых, последовала победа христиан над арабами, осадившими столицу страны.

 

Покровский монастырь - женская обитель в Суздале, осн. (1364) вел. кн. нижегород. Андреем Константиновичем. Известен нс только огромными размерами своих зданий и древностью, но и тем, что являлся местом заключения жён вел. князей и царей: Василия III Ивановича, Ивана Грозного, Василия Шуйского и Петра I.

 

Покровский собор (храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве) - известный памятник рус. зодчества XVI в. На месте его первоначально (1552) в честь взятия Казани была построена деревянная церковь во имя св. Троицы. После взятия Астрахани (1553) была задумана постройка нового, тоже деревянного, храма во имя Покрова (с приделами). В 1554 заложили настоящий, каменный, с 8 приделами, с 9 куполами храм во имя Покрова и в честь тех праздников, которые пришлись на дни, когда рус. войско штурмовало столицу Казанского ханства. Храм был построен (1560) рус. мастерами под руководством Бармы и Постника. Он представляет собой сложное и своеобразное сооружение и является группой копий с уже существовавших ранее типов, выработанных нац. вкусом преимущественно в деревянном зодчестве. Как талантливый синтез всего сделанного в рус. архитектуре до сер. XVI века Покровский собор может быть признан одним их самых характерных храмов Древней Руси и одним из самых красивых зданий рус. стиля.

 

Покрута - подмога в виде денег, хлеба или орудий производства, которую получал обедневший крестьянин от феодала. Термин «Покрута» употреблился в новгород-псковских документах XIV-XV вв. Получение Покруты и обязательное её возвращение ставили обедневших крестьян в зависимое от феодала положение.

 

Перейти к другим указателям:

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕРМИНЫ
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

 

www.hrono.info