Атон - солнечный диск, единый бог. Атон в древнем египте


Древний Египет. Боги Амон Ра и Атон — кто «виновник» появления второго и в какое место он «перетащил» столицу? | Главная

ecalis Рейтинг: 0 07.08.2013 06:27

В течение многих тысячелетий Амон-Ра был главным богом Египта. Он являл собой великое таинство и олицетворял Солнце - владыку всех людей и всего сущего. Амон - душа Солнца, проявляясь через внешнее физическое тело - Ра, вдохновлял и давал силы всей Солнечной системе. В египетском пантеоне практически не было изображений Амона-Ра. Присутствие бога обозначали его следами на стенах храмов и дорогах, ведущих к святыням. Амон - таинственное, скрытое божество, великий дух, безграничный, неведомый и не уловимый. Жрецы Амона-Ра работали в так называемых Домах Жизни, которые существовали всегда рядом с храмами и пирамидами Египта. Каждый Дом Жизни посвящался определенному божеству и являлся одновременно университетом, школой, где ученикам передавались знания о вселенной, природе, человеке, и центром религиозных культов, где хранились священные символы, "двери, ведущие к Божеству". Коллегии жрецов обладали большими возможностями и нередко решали судьбу Египта. Решали по праву, так как именно они были хранителями тысячелетних знаний и традиций. Эхнатон ни с кем не собирался делиться властью. Он решил, что ему надлежит восстановить естественный порядок вещей и доказать, что фараон - единственный властелин Египта. Эхнатон выступил против культа Амона-Ра, против таинств, сокровенного и древнейшего института Мистерий. Распахиваются врата храмов, святыни и символы, открытые для всех, профанизируются. Основывается новый культ - культ видимого, проявленного божества Атона, бога солнечного диска. Эта подмена религии стала самым великим и самым страшным деянием Эхнатона. Фараон меняет имя. Отказавшись от данного ему при рождении имени Аменхотеп, в состав которого входит имя Амона, он называет себя Эхнатоном, то есть "полезным Атону" или, что вероятнее, "действенным духом Атона". Отныне власть царя хранит бог Атон. Меняется религия, а вместе с ней и судьба Египта. Эхнатон стремился полностью порвать с традиционными религиозными представлениями, обычаями и искусством, отказаться от мифологии прежних моралистических норм и даже традиционных представлений о загробной жизни. Заупокойный культ продолжал существовать и при Эхнатоне, но он потерял свой изначальный смысл и превратился просто в обрядность. Для Эхнатона Фивы становятся тяжким бременем, которое он желает сбросить. Он принимает решение основать новый город во славу Атона. Новый государственный бог должен пребывать в совершенно чистом месте. Фараон дает ему обитель - город Ахетатон, то есть "Горизонт Атона". Город Атона построили очень быстро, что объясняется подчас заурядным качеством сооружений. Сердце города - великий храм Атона. Огромный дом для нового божества не был похож на все другие храмы Египта. Здесь не было таинственных залов, где укрывались святыни, все было напоказ. Великий алтарь Атона располагался под открытым небом.Современное название места, где находился Ахетатон - Тель Эль-Амарна.

romma.ru

Египетский фараон Эхнатон

5 мая 2014 | Категория: Египет | Метки: Аменхотеп IV, Амон, Атон, Ахет-Атон, Нефертити, Фивы, Эхнатон Фараон Эхнатон

Фараон Эхнатон (из храма Атона в Карнаке)

Эхнатон (Аменхотеп IV) – фараон Древнего Египта, живший в период с 1375 по 1336 гг. до н.э., который правил Египтом с 1353 (или 1351) по 1335 (или 1334) гг. до н.э. Простому читателю, ранее не знакомому с именем Эхнатона, будут наверняка известны хотя бы следующие факты, связанные с этим фараоном:

  • его женой была известная Нефертити, чьи изображения до сих пор пленяют своей красотой;
  • его сыном был Тутанхамон, чья гробница сохранилась до нашего времени почти полностью сохранившейся;
  • ну и наконец, он провел в Египте грандиозную религиозную реформу. Считается, что Эхнатон попытался перевести общество от многобожия к культу одного бога по имени Атон.

Ранние годы

С рождения сын Аменхотепа III и царицы Тейе получил имя Аменхотеп IV. Он становится соправителем отца ещё в ранние годы. В то время в Египте очень серьезную силу представляло жречество, почитающее сонм богов во главе с верховным богом Амон-Ра. Став самостоятельным правителем Эхнатон первое время, видимо, также почитал Амона, по крайней мере, на первых памятниках он изображен молящимся ему. Однако очень быстро Эхнатон начал проводить религиозные реформы.

Введение культа Атона

Мотивы введения новым фараоном монотеизма в точности неизвестны, однако, можно выдвинуть несколько версий. Так, в Египте в то время народом почиталось великое множество богов, у каждого города могли быть свои боги. Введение единого бога могло объединить народ и усилить государство. Кроме того, посредниками между людьми и богами служили очень влиятельные жрецы, и замена богов могла ослабить их власть и усилить власть Эхнатона, как проводника нового бога.

барельеф - Атон представлен как солнечный диск с нисходящими лучами

барельеф — Атон представлен как солнечный диск с нисходящими лучами

Как бы то ни было на третий год своего правления новый фараон начал строить в Фивах храм в честь малоизвестного тогда бога Атона, олицетворяющего солнечный диск. Атон изображался как человек с головой сокола, увенчанный солнечным кругом.

На пятом году своего правления Аменхотеп IV изменил свое прежнее имя, переводящееся как «Амон доволен», на Эхнатон —  «живой дух Атона». Кроме того были изменены имена его ближайших родственников. Так главная жена фараона Нефертити получила новое имя Нефернефруатон. Отцом фараона был провозглашен бог Атон, изображающийся как солнечный диск со змеей и множеством распростёртых к Земле лучей с ладонями. Себя же Эхнатон провозгласил абсолютным божеством.

Примерно на 6-ом году царствования фараон покидает Фивы вместе со своим двором и основывает новую столицу Ахет-Атон (ныне городище Тель эль-Амарна) в 300 км к северу от прежней столицы.

храм Атона

За 2 года была отстроена новая столица. Из белого камня был сооружен огромный дворец Эхнатона. Этот дворец считается самым большим из гражданских зданий древности. Длина восточного фасада Главного дворца равнялась почти 700 м. Его стены были покрыты росписями и отделаны цветными изразцами; во дворце была богатая внутренняя отделка; колонны со сложными капителями инкрустированы цветным фаянсом. Кроме этого дворца в новой столице было построено ещё несколько меньших по размеру дворцов, также пышно отделанных. В Ахет-Атоне был возведен главный храм Атона, названный «Дом Атона». Он состоял из двух огромных каменных сооружений внутри прямоугольной ограды.

Примерно к 12-му году фараон начал активные действия против бога Амона и прочих старых богов. Атон был провозглашен единственным богом, а культы всех прочих были отменены. Эхнатон приказал уничтожать даже упоминания прежних богов. Атону же по всему Египту возводились храмы. Эти храмы наделялись большими активами: землей, охотничьими и рыбными угодьями, скотом, пастбищами, рабочей силой. Был учрежден новый штат жрецов нового культа.

Конец реформ

Одновременно с укреплением нового культа у Египта ухудшались отношения с соседями. В прежние времена Египет посылал щедрые дары государствам Ближнего Востока. Однако Эхнатон уже не мог или не хотел этого делать. Ему самому было нужно золото для строительства новой столицы и для получения лояльности его последователей. Египет начал терять влияние в завоеванных прежде землях. В них начинались бунты и захват различными, набирающими силу племенами. Эхнатон не хотел или не мог удержать свои зарубежные владения.

Одновременно с этим росло недовольство внутри самого Египта. Против Эхнатона стали выступать не только жрецы, но и простой народ. Летописцы после смерти называли в свитках фараона прозвищем «Враг из Ахет-Атона», не желая произносить его имени. Эхнатону, чтобы удержаться на престоле, пришлось прибегнуть к помощи наемников.

Смерть Эхнатона

Эхнатот скончался через 17 или 18 лет своего царствования, уступив трон царю Сменхкаре. Еще через два года на престол взойдет Тутанхатон, который впоследствии откажется от своего предшественника и примет имя Тутанхамон.

Обстоятельства смерти Эхнатона неизвестны. Возможно, он был отравлен, так как на одной из росписей изображено покушение на него. Он был погребён в своей гробнице, высеченной им в скалах в нескольких километрах на восток от новой столицы Ахетатона. Позже его мумия была перенесена в некрополь Долины царей в гробницу KV55.

Еще в древности египтяне уничтожили множество памятников, связанных с Эхнатоном, чем усложнили идентификацию мумий. Генетико-генеалогическая экспертиза показала, что человек в KV55 является отцом Тутанхамона, однако нельзя достоверно сказать, что это Эхнатон.

После его смерти новая столица Ахетатон был заброшена и стала разрушаться, а затем и превратилась в каменоломню.

Фильм: Эхнатон — фараон мятежник

archeonews.ru

Атон - олицетворение солнечного диска, единый бог Египта при Эхнатоне

Бог Атон и фараон ЭхнатонБог Атон и фараон ЭхнатонАтон – олицетворение диска солнца. В эпоху Среднего царства означал диск солнца как астрономического тела. В начале Нового царства Атон был персонифицирован.

В текстах эпохи Аменхотепа III (правил около 1455-1419 до н. э.) Атон впервые выступил в качестве бога солнца. Взлет Атона произошел при Аменхотепе IV/Эхнатоне.

Единый бог Египта при фараоне-реформаторе

Религиозный реформатор фараон Аменхотеп IV объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам. Он изменил свое имя Аменхотеп ("Амон доволен") на Эхнатон ("угодный Атону" или "полезный Атону"). Верховным жрецом единственного бога стал сам фараон, считавший себя его сыном. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе.

Солнечный диск с руками-лучиками - это АтонСолнечный диск с руками-лучиками - это АтонПервоначально Атон изображался как человек с головой сокола и диска солнца с уреем (змеей). Но вскоре стал изображаться в виде диска самого солнца с многочисленными солнечными лучами, каждое из которых оканчивалось кистью руки. Некоторые из этих рук держат знаки анха и протягивают их к носу фараона и членам его семьи. Нос - проводник дыхания, а значит, и самой жизни в понимании египтян. То есть такой жест означает и благословение, и наделение жизнью, и защиту и покровительство.

Молитвы и гимны к Aтону были найдены в могилах в эль-Амарне. Там они заменяли обычные погребальные тексты. Самым известным является так называемый Большой Гимн к Aтону, возможно, написанный непосредственно фараоном. Гимн хвалит славу Атона. Хотя мотивы гимна не были новы, но теперь они использовались без любых мифологических намеков и упоминания других богов. Исследователи отмечают, что текст гимна имеет много общего с Псалмом 104 из Библии.

Атон благословляет фараона и его семью.Атон благословляет фараона и его семью.

Культ, не завоевавший прочные позиции

Официальный культ Атона не смог вытеснить веру в других традиционных богов. Например, в деревне рабочих в восточном районе Амарны были раскопаны многочисленные амулеты традиционных богов, так же как и небольшие частные молельни, посвященные вероисповеданию предков, но не показывающих следов официальной религии.

После смерти Эхнатона и отказа от Атона, храмы, посвященные Атону, были демонтированы, а камни были использованы в качестве строительного материала для других храмов и сооружений. Имя религиозного реформатора старательно стиралось и вымарывалось, чтобы искоренить малейшие основания для памяти об этом человеке. Однако, не смотря на все старания жрецов Амона, вернувших себе былое положение, это им сделать в полном объеме не удалось.

Также интересно будет посмотреть:

piramidavorever.ru

Атон — Викизнание... Это Вам НЕ Википедия!

Атон (itn, «диск солнца») – в египетской мифологии, олицетворение солнечного диска. Аменхотеп IV объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам. И изменил свое имя Аменхотеп ("Амон доволен") на Эхнатон ("угодный Атону"). Верховным жрецом единого бога стал сам Фараон, считавший себя его сыном.

Эхнатон построил в честь Атона великолепный белокаменный город Ахетатон, который играл при его реформе возведения Египта к единому богу, роль столицы. Атон фигурирует в качестве малозначимого божества со времен Древнего царства. По одной из версий, культ Атона наложил серьезный отпечаток на формирование и развитие иудейского монотеизма (и, возможно, предшествовал его появлению). Ветхозаветный пророк Моисей, проживавший на территории Древнего Египта предположительно во время правления Эхнатона, мог воспринять многие идеи местного религиозного культа (Адонай).

Первые упоминания о боге Атоне восходят ко временам XII династии в древнеегипетском рассказе «Сказание Синухе». В этом рассказе умерший король, описывается как бог поднимающийся к небесам, затем он объединяется с солнечным диском и его божественное тело сливается с его создателем. Аналогичным образом термин «серебро Атона» иногда используется для обозначения луны. Солнечному богу Атону поклонялись во времена правления Аменхотепа III, когда его изображали в виде человека с головой сокола, также как и Ра. В годы царствования Аменхотепа IV (преемника Аменхотепа III), Атон стал главным богом государственной религии египтян. После чего Аменхотеп IV сменил свое имя на Эхнатон, чтобы показать свою тесную связь с новым верховным божеством.

Полное имя бога Атона звучит как "тот кто радуется горизонту", его имя было светом солнечного диска. Этот титул бога, появился на многочисленных стелах, которые указывали на границы новой столицы Ахетатона. Длинное имя бога часто сокращали до Ра-Гор-Атон или просто Атон как сокращали во многих текстах. Однако, подъем превосходства бога рассматривался как слияние древних богов в нового единого бога. Атон сочетает в себе черты мужкого и женского божества одновременно. Все созданное, как считалось, произошло от бога и, в то же время, существует внутри него. В отличие от других богов Атон не был антропоморфным (человекообразным), его изображали в виде солнечного диска с простирающимися от него лучами, которые заканчивались кистями рук.

Несмотря на возвеличивание Атона, информации о нем сохранилось немного. Как только гиксосов свергли, место главного египетского бога занял Амон-Ра. Он возглавил весь египетский пантеон богов, а правители восемнадцатой династии проводили активную пропаганду этого бога среди граждан Египта, одновременно уничтожая изображения Атона, а, вместе с этим, и память о нем.

  • «Мифы народов мира». Р.И. Рубинштейн.
  • «Древнеегипетский словарь-справочник». В.Д. ГладкийАтон - бог солнца в древнеегипетской религии. Фараон 18-й династии Эхнатон (см.) объявил А. единым верховным богом Египта. А. обычно изображался в видз солнечного диска. Культ А. был сосредоточен в новой столице, построенной Эхнато-ном на месте позднейшего селения Эль-Амарна. Этот город получил название Ахетатон(« Горизонт Атона»). При раскопках Ахетатона были обнаружены развалины большого храма, построенного в честь А.

Требуется проверка викификации!

Статья из Большой советской энциклопедии

Эта статья подлежит модернизации и корректировке!

Если Вы заметили неточность — Вы можете исправить её с помощью ссылки редактировать (или править) на этой странице.

Требуется сведение текстов!

Эта статья фактически состоит из нескольких не связанных между собой фрагментов. Требуется исправить ее так, чтобы она была однородной! Вы можете сделать это с помощью ссылки редактировать или править.

www.wikiznanie.ru

Эхнатон | Наука | FANDOM powered by Wikia

Файл:Pharaoh Akhenaten.jpg

Эхнатон («Действенный дух Атона»), ранее Аменхотеп IV Уаэнра Неферхеперура (1364—1347 до н. э. или 1351—1334 до н. э.) — десятый фараон XVIII династии египетских фараонов, знаменитый «царь-еретик», во время правления которого произошли значительные изменения в египетском религиозном мировоззрении и искусстве.

Аменхотеп IV — сын Аменхотепа III и царицы Тейе (Тии), получивший бразды правления после преждевременной кончины старшего брата по имени Тутмос, и, возможно, какое-то время бывший соправителем своего отца. Супруги Эхнатона — Нефертити и Кийа, дочери — Меритатон, Макетатон, Анхесенпаатон, Нефернеферуатон, Нефернеферура, Сетепенра, Меритатон-ташерит, Анхесенпаатон-ташерит, Кийа-ташерит (?). Сыновьями Эхнатона могут считаться Сменхкара и Тутанхамон.

    Преобразования Эхнатона Править

    Первые шаги Править

    Ещё юношей будущий знаменитый реформатор Аменхотеп IV стал соправителем отца, который в последние годы своей жизни был, вероятно, тяжело болен. В это время, как и в первые годы самостоятельного правления Аменхотепа IV, на ведение государственных дел большое влияние оказывала его мать Тия, женщина незнатного происхождения. Брак Аменхотепа III с дочерью заведующего скотом одного из провинциальных храмов, по-видимому, был в своё время неодобрительно встречен фиванским жречеством и столичной знатью. Эта личная неприязнь была определенным проявлением давно назревавшего конфликта внутри верхов египетского общества.

    Файл:Akhenaten, Nefertiti and their children.jpg

    Когда на престол вступил молодой Аменхотеп IV, он производил впечатление богобоязненного человека, выражавшего всеми своими действиями глубокое почтение к древней политеистической религиозной традиции. Однако уже первый год правления царя ознаменовался строительством гигантских комплексов Гемпаатон и Хутбенбен в честь бога Атона — зримой формы солнечного диска — в Карнаке, традиционно связанном с культом Амона-Ра. Новые храмы были построены в стиле утрированного реализма, характерного для первых лет правления царя и украшены гигантскими осирическими колоссами царя и его супруги Нефертити, выполненными царским скульптором Баком. Аллея сфинксов с головами Эхнатона и Нефертити была сооружена между X пилоном храма Амона и храмом богини Мут. На западном берегу Нила, южнее Мединет-Абу, было начато строительство гигантского храма обелиска, который так и не был завершен.

    После смерти отца Аменхотеп IV, опираясь на гелиопольских жрецов Ра, провозгласил себя приверженцем Атона — древнего второстепенного бога света, чьим символом был солнечный диск. При этом сохранялось почитание старых богов; даже новые храмы Атона были сооружены близ храма Амона в Карнаке. Первоначально культ Атона задумывался как почитание одной из ипостасей куда более могущественного Ра, служители которого оказывали действенную поддержку фараону в борьбе с усилившимся фиванским жречеством.

    Почитавшийся в Гелиополе Ра принадлежал к числу древнейших египетских богов и считался верховным богом со времени правления V династии, когда он вытеснил ещё более древнего гелиопольского бога Атума. В результате политического возвышения Фив в Среднее и Новое царство малоизвестный до этого фиванский бог Амон был отождествлён с Ра в образе Амона-Ра, и большая часть захваченной в походах добычи стала поступать в руки фиванского жречества, что вызывало противодействие мемфисского и гелиопольского. Намереваясь завоевать поддержку жрецов из Гелиополя, Аменхотеп включил в свою титулатуру определение «Единственный для Ра», а царский двор повелел именовать названием зала для проведения церемоний хеб-сед — «Замок ликования на небосклоне». Однако на пятом-шестом году правления (предположительно в 1358 до н. э.) Аменхотеп IV окончательно изменил свое имя на Эхнатон и провозгласил Атона Единым богом не только Египта, но также Сирии и Нубии.

    Введение культа Атона Править

    На пятом году правления Аменхотеп IV изменяет свое имя, переводящееся как «Амон доволен», на Эхнатон — «действенный дух Атона» («живой дух Атона»). Изменению подвергаются и имена ближайших родственников фараона, в том числе его главной жены Нефертити, получившей новое имя Нефернефруатон. Отцом фараона провозглашается бог Атон, изображающийся в виде солнечного диска с уреем и множеством простёртых к Земле лучей, увенчанных ладонями.

    Далее, фараон приходит к выводу, что Атону нужен не отдельный храм, а целый город, покидает Фивы и начинает сооружение своей новой столицы, получившей название Ахетатон — «горизонт Атона». Согласно объявленной народу легенде, место новой столицы в 300 км. к северу от старой было якобы указано самим Атоном в ходе плавания Эхнатона вверх по Нилу. Новая столица по замыслу царя должна была полностью затмить Фивы и Мемфис как религиозный, культурный и политический центр страны. Развалины Ахетатона были обнаружены близ современного египетского городка эль-Амарна. Помимо культовых и административных сооружений Эхнатона, в этом месте в 1887 местной крестьянкой был обнаружен также клинописный дипломатический архив, отображающий переписку Аменхотепа III и Эхнатона с правителями стран Ближнего Востока, — знаменитые «Амарнские письмена». По названию археологической местности, где когда-то находилась столица Эхнатона, эпоха правления самого царя и его ближайшего преемника — Сменхкара — в науке получила название «амарнского периода».

    Царствование Эхнатона стало временем невероятной религиозной реформы, которая потрясла все устои традиционного древнеегипетского общества, цивилизации и культуры. Переосмыслив древнее учение гелиопольского жречества о ключевой роли солнечного божества, царь закрыл храмы богов, вместо культов которых было установлено государственное почитание бога Атона. Была изменена и идеология царской власти: царь и царица, издревле почитавшиеся как земные воплощения Хора и Хатхор, отныне именовали себя божествами Шу и Тефнут — непосредственными детьми солнечного бога.

    Многие древние храмы находились в запустении, жречество Амона преследовалось царем «творящим силу против не знающего учения его», «обрекающим мраку» своих противников; на храмовых рельефах уничтожались изображения и имена ненавистного царю-еретику бога Амона — Эхнатон не щадил даже имени своего отца Аменхотепа III, включающего имя ненавистного верховного бога Фив. В конце своего царствования Эхнатон, «Солнце — владыка Маат», подвергал преследованию даже сам нечер — традиционный принцип божественности, признавая только «отца своего Атона». Абсолютизируя собственную власть, Эхнатон довел до крайности культ своих собственных статуй, которые считались проявлениями его божественной сущности. Учение Эхнатона, по большей части протомонотеистическое, допускало почитания ряда иных божеств: с Атоном изначально сосуществовали другие формы солнечного божества (главным образом Ра и Ра-Хорахте, отождествлённые с Атоном), духи и демоны.

    Причины религиозной реформы Эхнатона, которую иногда называют атонистической революцией, не ясны. Существуют четыре точки зрения на ее истоки. Согласно первой из них, наиболее рационально объясняющей причины преобразований, реформа Эхнатона стала результатом борьбы военной и жреческой знати. Жречество традиционно было привилегированным классом в Древнем Египте, а успешные завоевательные походы фараонов XVIII династии только усилили его экономическое могущество и политическое влияние. Однако параллельно наметилась тенденция по формированию новой служилой знати, состоявшей преимущественно из выходцев из средних и бедных слоёв населения. Причинами их продвижения по общественной иерархии были прилежная служба в регулярной армии и личная преданность фараону. Обострившиеся противоречия привели к скрытому противостоянию жречества и более демократической по своему характеру военной знати. В конечном итоге, реформа была необходима фараону, опиравшегося на новый привилегированный класс, для ограничения всевластия жрецов Амона-Ра.

    Другие исследователи высказывают предположения, что реформа была необходима для создания общей синкретической религии для обширной Египетской державы. Две остальные теории сводятся к объяснению оснований для атонистического переворота психологическими факторами, усматриваемыми в личности фараона. Утверждается, что изменения в религии и политике были вызваны личными убеждениями царя, который был последовательным апологетом новой религии. В отдельных источниках также делается ударение на странную женоподобную внешность Эхнатона на изображениях, созданных ваятелем Тутмосом Младшим, позволяющую предположить, что он страдал синдромом Фрёлиха, следовательно, его реформы могли быть вызваны особенностями его болезненного характера.

    Амарнское искусство Править

    Для поклонения новому богу Эхнатон возвел новую столицу — Ахетатон («Горизонт Атона») вблизи современной Эль-Амарны и покинул Фивы. В Ахетатоне Эхнатон создал благоприятный климат для развития искусств совершенно оригинального стиля, сочетавшего динамику, гибкость линий и чувственность, что совершенно не совпадало с предыдущим монуменальным каноном (этот период в развитии египетского искусства получил название «Амарнского»).

    Излюбленной темой изображений на рельефах и стелах в храмах и гробницах Ахетатона стал повседневный быт самого царя и его семьи — супруги, знаменитой Нефертити (Нефернефруатон), и многочисленных дочерей, их предстояние перед лучами-руками Атона, протягивающего им символы жизни и властвования. Впервые в египетском искусстве появляются светские образы царя (кресты анх) и царицы, изображенных в светской и непринужденной обстановке. Амарнскому искусству свойственна чрезмерная реалистичность, временами переходящая в натурализм. Ярчайшим примером искусства амарнского периода считаются скульптурные изображения царицы Нефертити, обычно приписываемые царскому скульптору по имени Тутмос Младший, черепок с именем которого был найден в куче строительного мусора в его мастерской в Ахетатоне.

    Внешняя политика Править

    Время правления Эхнатона стало периодом упадка египетской государственности и престижа Египта в международных отношениях, резко контрастирующей с могуществом времён Тутмоса III. Письма, сохранившиеся на клинописных табличках царского дипломатического архива Ахетатона, содержат свидетельства неумелой дипломатии Эхнатона в отношениях с переднеазиатскими государствами. Фараон был слишком увлечён внутренними преобразованиями, чтобы уделять достаточно внимания внешнеполитической активности, без которой не представлялось возможным поддерживать статус Египта как гегемона на Ближнем Востоке. Войн фараон-солнцепоклонник не вёл, в чём отдельные современные историки усматривают доказательство его пацифистских убеждений.

    С приходом к власти Эхнатона смена правителей на египетском троне не изменила статус-кво, установившийся в результате военных походов XVIII династии: правители Вавилона, Хатти и Митанни приветствовали восхождение на престол нового правителя и в своих поздравлениях (сохранившихся в Амарнском архиве) выражали надежду на сохранение дружественных отношений, существовавших при Аменхотепе III.

    Однако последующие многочисленные донесения охваченных паникой вассалов царя о волнениях в бывших владениях Египта в Азии, которые постепенно стали выходить из-под власти царя и присоединяться к числу вассалов Хеттского царства — основного дипломатического и военного соперника Египта в регионе, — свидетельствуют о потере Эхнатоном контроля над ситуацией в своих азиатских владениях. Были ослаблены и контакты Египта с южными провинциями Нубии, где силами царского наместника («царского сына Куша») было подавлено несколько восстаний.

    Эхнатон был настолько сосредоточен на делах своей семьи и укреплении нового культа, что не уделял должного внимания ни внутренней, ни внешней политике. Во время его правления не было проведено ни одного похода, от Египта отпали Сирия и Палестина. Ко времени правления Эхнатона относится новый подъём могущества индоевропейского народа хеттов, впервые появившегося в египетских источниках при Тутмосе III. Северные области переднеазиатских владений Эхнатона были захвачены царем хеттов Суппилулиумой, наступавшим из Малой Азии. Лояльные фараону правители, например, князь Библа Риб-Адди, подвергались постоянным нападениям хеттских агентов. Иерусалим стал мишенью семитского племени хабиру (возможно, отдельных еврейских племен). Египет терял не только политический престиж, полученный фараонами-завоевателями XVIII династии, но и экономическое могущество, поскольку в результате реформ от управления оказались отстранены администраторы-жрецы, сохранявшие верность старому культу.

    Последствия атонистской революции Править

    Процарствовав около 17 (18) лет, Эхнатон скончался и уступил престол эфемерному царю Сменхкара, который был мужем старшей дочери Эхнатона и Нефертити — принцессы Меритатон и, возможно, сыном царя и одной из его младших жен — царицы Кийа. Спустя два года престол перешел к Тутанхатону, младшему брату Сменхкара и супругу третьей дочери Эхнатона — Анхесенпаатон. Под влиянием высокопоставленных сановников и жречества царь отказывается от ереси своего предшественника, принимает имя Тутанхамон и переносит двор в Мемфис. Ахетатон был постепенно заброшен и стал разрушаться, а с началом XIX династии был проклят и превратился в каменоломню. Имя его создателя также было проклято и изъято из официальной документации, в которой отныне Эхнатона упоминали только как «врага» («отступника из Амарны»). Сооружения Эхнатона были разрушены и в других городах Египта; архитектурные фрагменты с именем царя и рельефными изображениями найдены в Мемфисе, Гелиополе, Атрибисе, Гермополе, Ассиуте, Ахмиме, Абидосе, Медамуде и Луксоре.

    Однако новый культ встретил сильную оппозицию со стороны жречества и недовольство народа, не понимавшего смысл нововведений и всё более страдавшего от начавшегося экономического упадка. В результате, после смерти фараона в 1347 до н. э., культ Атона ещё оставался государственным во время правления Сменхкары (возможно, младшего брата Эхнатона или самой Нефертити), но уже во время правления Тутанхатона, изменившего свое имя на Тутанхамон, регенты малолетнего фараона Эйе и Хоремхеб провозгласили Эхнатона еретиком, уничтожили его изображения, подвергли приверженцев новой религии гонениям, разрушили Ахетатон, вернули столицу и двор в Фивы, восстановили культовый статус Фив и Мемфиса.

    Идиллия царской семьи, воспетая в произведениях искусства и гимнах множества сановников, продолжалась недолго: царица Нефертити, судя по всему, так и не смогла родить царю сына-наследника, в результате чего свои последние годы провела в опале в северном дворце Ахетатона. Однако существует и точка зрения, отождествляющая Нефертити с фараоном Сменхкара и утверждающая, что взамен лишения звания «Главной царской жены» она была возведена в ранг соправителя Эхнатона.

    Недолгим было возвышение и второй супруги царя, царицы Кийа, которая, возможно, происходила из царского дома Митанни. Кийа, возможно, родила Эхнатону двух сыновей — Сменхкара и Тутанхатона (Тутанхамона) — и рано скончалась. После исчезновения царицы Кийа все ее надписи и изображения тщательно уничтожались и заменялись именами старшей дочери Эхнатона — принцессы Меритатон. В браке с отцом также состояли дочери Эхнатона — Меритатон и Анхесенпаатон (будущая Анхесенамон), которые, в свою очередь, родили ему дочерей.

    Неизвестна судьба останков царя и ближайших членов его семьи. Царская гробница в скалах к востоку от Ахетатона, которая по первоначальному замыслу должна была стать усыпальницей для всей царской семьи, так и не была завершена. Остатки погребального инвентаря, возможно, свидетельствуют о том, что здесь была похоронена рано умершая средняя дочь Эхнатона и Нефертити — Макетатон. В 1907 году Айртон обнаружил в Долине царей тайник (KV55), в котором находились остатки погребального инвентаря царицы Тейе, матери Эхнатона. В саркофаге с сорванной маской и вырезанными именами была найдена мумия молодого мужчины, которая, изначально приписанная Эхнатону, была позже идентифицирована как останки Сменхкара. Превосходные алебастровые канопы, найденные в тайнике, как и сам позолоченный саркофаг, принадлежали матери (?) Сменхкара — царице Кийа.

    Значение Эхнатона Править

    Эпоха Амарны стала временем создания удивительных шедевров египетского искусства, оказавших значительное влияние на дальнейшее развитие египетского искусства, среди которых особого упоминания требуют скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити из мастерской скульптора Тутмоса Младшего в Ахетатоне, рельефы царской гробницы в восточных скалах Амарны и, наконец, фантастические росписи полов дворцов и резиденций столицы Эхнатона. Часть этих памятников чудом избежала уничтожения в годы реставрации, последовавшей за смертью фараона-еретика, часть, как, например, храмы Атона в Карнаке, была разобрана и использована в качестве каменной «набивки» для более поздних архитектурных сооружений в Фивах. Безусловно, следует отметить, что Амарна стала переломной эпохой и для египетской словесности: новоегипетский язык с этого времени окончательно вытесняет более древний среднеегипетский; создаются шедевры египетской поэзии — «Гимн Атону», авторство которого приписывается самому царю и в котором просматриваются параллели с библейскими псалмами, любовная лирика, получившая широкое распространение в Египте во второй половине Нового царства.

    В целом, религиозная реформа Эхнатона широкого распространения в египетском обществе не получила и, наоборот, была воспринята враждебно. В своих действиях царь опирался на прослойку «новой» знати, происходившей из беднейших слоев населения, обязанных своим возвышением личной воле фараона, а потому ему преданных. Два с половиной века спустя сосуществование двух слоёв военной знати и жречества в стране породит глубинный раскол египетского общества, который приведет к окончательной деградации царской власти и падению Нового царства.

    Современные оценки Эхнатона Править

    Суть преобразований Эхнатона не вполне ясна до нашего времени. С момента открытия остатков Ахетатона у современной Амарны доминирующей в египтологии была точка зрения, согласно которой новое вероучение Эхнатона было монотеистическим или очень близко к таковому подходило. Согласно этой теории, Эхнатона можно считать первой личностью в мировой истории, о которой документально известно её поклонение Единому Богу, а атонизм является древнейшим (или одним из древнейших наряду с зарождавшимся иудаизмом) монотеистических вероучений. Эта гипотеза, истоки которой лежат в трудах египтологов начала XX века, служила отправной точкой для отдельных дальнейших спекуляций, устанавливающих прямые связи между Эхнатоном и Моисеем, вплоть до их отождествления.

    Среди подобных взглядов стоит упомянуть точку зрения основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда, изложенною им в работе «Моисей и монотеизм» (Moses and Monotheism) в 1939, согласно которой Моисей был адептом религии Эхнатона, а иудаизм — результатом синкретизма атонизма и традиционной религии древних евреев. Ныне эту точку зрения отстаивает Ахмед Осман, утверждающий, между прочим, что Моисей не только идентичен Эхнатону, но ещё и является внуком Иосифа Прекрасного, отождествлённого с вельможей Юей.

    В трудах многих современных историков считается установленным фактом, что вероучение Эхнатона, почитавшего, по крайней мере, в первое десятилетие его правления, помимо Атона — зримой формы солнечного диска и других богов — Шу, Ра-Хорахте, Тефнут и т. д., — не было, строго говоря, монотеистическим. Против характеристики атонизма как монотеизма выступают многие специалисты по эпохе Амарны. Такую точку зрения отстаивали египтологи Д. Редфорд, Э. Эртман, Н. Ривз.

    Однако и мнение, что не существует никаких связей между атонизмом и монотеизмом, является очень поспешным. Более оптимистически настроенные в плане установления таких связей исследователи характеризуют атонизм как протомонотеизм или генотеизм — предпочтение одному из божеств.

    Личность Аменхотепа IV противоречива, поэтому у египтологов не существует единого мнения относительно мотивов и характера фараона-реформатора — диаметрально противоположные характеристики Эхнатона даются часто в рамках одного исследования. Фараона изображают то идеальным правителем, мудрым и миролюбивым человеком, намного опередившим своё время, то выдающимся философом-мечтателем, не блещущим талантами государственного деятеля, то душевнобольным фанатиком. В частности, Борис Александрович Тураев называл Эхнатона одним из самых жестоких египетских владык, а Джеймс Генри Брэстед писал о нём как о «первой личности в мировой истории» и «отважной душе, бесстрашно действовавшей наперекор незапамятной традиции».

    Исследователи приводят натуралистические стихи, мистические оды, составленные в честь Атона-Ра Эхнатоном. Египет Эхнатона привлекает такие умы, как Василий Розанов и Дмитрий Мережковский.

    В деятельности Великого Эхнатона видели презрение к жречеству, «мировому фарисейству»: сложнейшие заупокойные церемонии, магию, мумифицирование. «Мистику сочетания „Ба“ и „Ка“ заменяет он», — согласно русскому исследователю, — «юродивыми ходами. Позволяет изображать себя ожиревшим и с двойным подбородком. Юродствует, не желая обожествления. Эхнатон видит себя богодухновенным пророком Солнца, проповедником новой истинной религии, верховным жрецом веры в Единого Бога».

    «Эхнатон совершает революцию в сознании египтян. Предки его считали, согласно египетским (и иерусалимским) жрецам, что только они от Бога, а прочие — „сыны дьявола“. Эхнатон в своем правлении пришел к мысли: Бог объемлет Своей любовью все творение, единый Бог над всем.» (Атон для Эхнатона — универсальный мировой Бог. Фараон — Его избранник, «возлюбленный сын»).

    Из оды Аменхотепа IV:

    «Каждое око глядит на Тебя, горний Атон! Но постиг и познал Тебя в целом свете один Эхнатон».

    «Без Солнца жизнь замирает. При Его восходе оживает. Когда Ты исчезаешь, земля объята кромешной тьмой. Очи не видят очей, и в усыпальнице спят, с головой закутавшись, смертные. Из-под изголовья их укради драгоценную вещь — не заметят». (пер. И. Яковлева)

    • Матье М. Э. Во времена Нефертити. — М., 1965.
    • Перепёлкин Ю. Я. Переворот Амен-Хотпа IV: В 2 ч. — М., 1967—1984
    • Перепёлкин Ю. Я. Тайна золотого гроба. — М., 1968.
    • Солкин В. В. Эхнатон.// Древний Египет, Энциклопедия. — М., 2005.
    • Beato Yohann, El corazon del Faraón.// Grial: el enamoramiento vírgen. World Affairs, 2006
    • Donald B. Redford, Akhenaten: The Heretic King. Princeton University Press, 1984

    Образ в литературе Править

    ar:أخناتون bg:Ехнатон br:Ac'henaton ca:Akhenaton cs:Achnaton da:Akhnaton de:Echnaton el:Ακενατόν en:Akhenaten eo:Aĥnaton es:Akenatón et:Ehnaton fa:آخناتون fi:Akhenaten fr:Akhénaton he:אחנתון hi:अखेनातेन hr:Ekhnaton hu:Ehnaton id:Akhenaten it:Akhenaton ja:アメンホテプ4世 jbo:axenaten ka:ამენჰოტეპ IV lt:Echnatonas nds:Echnaton nds-nl:Akhenaten nl:Achnaton no:Akhenaton pl:Echnaton pt:Akhenaton ro:Akhenaten sk:Achnaton sl:Ehnaton sr:Акхенатон sv:Akhenaton tr:Akhenaton uk:Аменхотеп IV Ехнатон zh:阿蒙霍特普四世

    • Страница 0 - краткая статья
    • Страница 1 - энциклопедическая статья
    • Разное - на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
    • Прошу вносить вашу информацию в «Эхнатон 1», чтобы сохранить ее

    ru.science.wikia.com

    АТОН — Язычество

    С этим именем, олицетворяющим солнечный диск, связана первая великая религиозная революция, о которой мы упоминали в предыдущей статье о боге Ра.

    Около 1375 г. до н. э. фараон Аменхотеп IV провозгласил Атона наивысшим и единственным богом. Все другие божества были запрещены, храмы, посвященные им, разрушены, а жрецы оставлены не у дел. По велению фараона священное имя Амона было стерто отовсюду, даже с глиняных табличек.

    Почему был возвышен один единственный бог вопреки многовековой традиции? Как такая мысль могла прийти в голову фараона? Почему после этого египтяне не восстали от мала до велика, не защитили своих небесных покровителей?

    Принято считать, что, вводя единобожие, Аменхотеп ГУ старался добиться полнейшего единовластия фараона, освободиться от влияния на государственные дела авторитетных жрецов Амона Ра. Как предположил английский египтолог Д. Раффл, фараон стремился «объединить нацию и стабилизировать обстановку».

    Однако и без того фараон считался наместником бога Солнца на земле, а запрещение культа сразу всех богов, включая их «небесного фараона» Амона Ра, безусловно, осложняло ситуацию внутри страны и расшатывало общественные устои.

    Есть ли принципиальная разница между Амоном Ра и Атоном Ра? Ведь и тот и другой являются символами Солнца. Отличие между ними в том, что Атон не имеет человеческого облика. Это – реальный солнечный диск, материальное солнечное тело, излучающее свет и тепло – источник жизненной, энергии, а не мифический «дух Солнца», к тому же очеловеченный.

    О сущности Атона превосходно сказано в гимне, посвященном ему (имеется несколько вариантов перевода; здесь приведен перевод В. Потаповой):

    Великолепно твое появление на горизонте,

    Воплощенный Атон, жизнетворен!

    На небосклоне восточном блистая,

    Несчетные земли озаряешь своей красотой.

    Над всеми краями,

    Величавый, прекрасный, сверкаешь высоко.

    Лучами обняв рубежи сотворенных тобою земель,

    Ты их отдаешь во владенье любимому сыну.

    Ты – вдалеке, но лучи твои здесь, на земле.

    На лицах людей твой свет, но твое приближенье скрыто.

    Когда исчезаешь, покинув западный небосклон

    Кромешною тьмою, как смертью, объята земля.

    Очи не видят очей.

    В опочивальнях спят, с головою закутавшись, люди.

    Из под их изголовья добро укради – и того не заметят.

    Рыщут голодные львы.

    Ядовитые ползают змеи.

    Тьмой вместо света повита немая земля,

    Ибо создатель ее покоится за горизонтом.

    Только с Заходом твоим вновь расцветает она.

    Подобно Атону, сияешь на небосклоне,

    Мрак разгоняя лучами.

    Празднуют Верхний и Нижний Египет

    Свое пробужденье.

    На ноги поднял ты обе страны.

    Тела освежив омовеньем, одежды надев

    И воздев молитвенно руки,

    Люди восход славословят.

    Верхний и Нижний Египет берутся за труд.

    Пастбищам рады стада.

    Зеленеют деревья и травы.

    Птицы из гнезд вылетают,

    Взмахом крыла явленье твое прославляя.

    Скачут, резвятся четвероногие твари земные.

    Оживают пернатые с каждым восходом твоим.

    Корабельщики правят на север, плывут и на юг.

    Любые пути вольно выбирать им в сиянье денницы.

    Перед лицом твоим рыба играет в реке.

    Пронизал ты лучами пучину морскую.

    Продолжим цитировать отрывки в переводе (с английского подстрочника) М. Э. Матье:

    Птенец в яйце говорит еще в скорлупе,

    Ты даешь ему воздух внутри ее, чтобы ожить.

    О бог единый,

    Нет другого, подобного ему!

    Ты создал землю по своему желанию, ты один,

    Людей, всякий крупный и мелкий скот,

    Все, что ходит по земле ногами,

    Все, что в вышине летает на своих крыльях…

    Ты творишь миллионы образов из одного себя,

    Города, селения, поля, дорогу и поток…

    Ты в сердце моем,

    Нет другого, познавшего тебя…

    Автором этого прекрасного гимна считают самого Аменхотепа IV, принявшего имя Эхнатон («Угодный Атону»). Хотя возможно, что гимн сочинили по его указанию, авторство Эхнато на представляется более вероятным. Недаром сказано:

    «Ты в сердце моем,

    Нет другого, познавшего тебя».

    Гимн вполне реалистичен, даже с элементами натурализма. Он заставляет вспомнить поэму о природе Лукреция Кара и научно философские стихотворения М.В. Ломоносова. В отличие от мифов, здесь отсутствуют мистика, фантастические образы. С научной точки зрения значение Солнца для земной жизни здесь представлено вполне корректно. В природе не признаются никакие особые духовные сущности. Такое мировоззрение приближается к атеистическому.

    Произошел религиозно философский переворот, потрясший основы духовной культуры. Это было ошеломляющее деяние. Недаром многие египтяне сочли Эхнатона безумцем.

    И все таки, как верно отметила М.Э. Матье: «Гимны Атона, которые часто считаются совершенно особым, новым явлением в египетской религиозной литературе, в действительности отнюдь не были таковыми». Некоторые литературные обороты в приведенном выше гимне почти дословно совпадают с выдержками из более раннего гимна Осирису, а также «Большого гимна Амону Ра»

    Еще предшественники Эхнатона начали проводить политику, ослабляющую духовную власть жрецов Амона Ра. Аменхотеп III по разным поводам упоминал Атона, называя его именем свой дворец, воинские подразделения, царские ладьи. Но в то же время величайшим богом называли и Амона, и Гора, и Осириса, и Хеп ри, и Ра, не говоря уже о множестве местных богов покровителей. Подобная разноголосица заставляла усомниться в самом существовании богов.

    Каким бы разным не представлялось Солнце земному наблюдателю, оно остается единым и, конечно, ничем не напоминающим человека. Утверждая эту очевидную истину, Эхнатон невольно сближал свой «атонизм» с атеизмом, отрицанием всех богов как мистических сущностей, и материализмом. Однако если даже он в глубине души склонялся к таким воззрениям, выражать их явно было бы настоящим безумием, подрывом единовластия фараона как наместника, или, вернее, земное воплощение Всевышнего. Такой поступок был бы равносилен самоубийству.

    Эхнатон – одна из наиболее загадочных фигур мировой истории – явился первым основателем религии нового типа, исповедующей единобожие, признающей одну высшую духовную субстанцию.

    Самое удивительное, что общество (не считая чрезмерно разросшейся касты жрецов) без особых потрясений приняло нововведения Эхнатона. Более того, последовал расцвет культуры. Вот что писала об этом видный советский египтолог Матье:

    «Успех проводившихся мероприятий, быстрое создание новой столицы, сложение нового религиозно философского учения и оформление нового культа, наконец, яркий расцвет нового стиля в искусстве нельзя объяснить только личными действиями Эхнатона и раболепным следованием ему принявших его учение царедворцев. Все это не могло бы произойти в столь короткий срок, если бы для нового идеологического течения не было и соответствующей питавшей эти идеи среды».

    Эхнатон приблизил к себе незнатных простых свободных граждан – немху. Например, одним из высокопоставленных царедворцев стал Май, написавший о себе: «Я расскажу всем о благах, которые сотворил мне владыка, и вы скажете – о, как велико сотворенное этому немху! Я – немху по отцу и матери, и создал меня царь… когда я не обладал имуществом… И когда я стал господином поселения, он причислил меня к вельможам… хотя я и был на последнем месте… (раньше) я просил хлеба».

    Интересное соответствие идеологическим переменам продемонстрировало искусство, чему свидетельство – реалистические изображения Эхнатона, его супруги Нефертити и двух дочерей; при этом показаны непропорциональные и даже несколько уродливые черты лица фараона (а красота Нефертити, по видимому, вдохновляла художников и скульпторов). При Эхнатоне были созданы замечательные картины, изображающие реалистические сцены из жизни, пейзажи, проникнутые светлым чувством.

    …Головокружительное возвышение Атона длилось сравнительно недолго. Силы, которые противодействовали новшествам, были слишком велики. Вообще, крупный общественный организм обладает огромной инертностью, а духовные традиции, какими бы нелепыми они ни были, никогда не исчезают бесследно. Воздвигнув в кратчайшие сроки новую столицу державы, посвященную Атону – Ахетатон, – фараон остался в этом городе в относительной изоляции. Начались волнения в подвластных Египту азиатских странах. Ослабление власти фараона его враги стали объяснять ложностью бога Атона и гневом истинных прежних богов, возглавляемых Амоном Ра.

    Еще раз подчеркнем: Эхнатон обожествил Ра не в образе человеческом, а в виде реального солнечного диска Атона, отменив всех других богов. Такой монотеизм имел материалистические черты и даже, можно сказать, научную основу (с позиций учения В.И. Вернадского о биосфере). В этом смысле культ Атона можно считать научной религией.

    pagandom.ru

    Эхнатон — Традиция

    Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

    Эхнатон («Действенный дух Атона»), ранее Аменхотеп IV Уаэнра Неферхеперура (1364—1347 до н. э. или 1351—1334 до н. э.) — десятый фараон XVIII династии египетских фараонов, знаменитый «царь-еретик», во время правления которого произошли значительные изменения в египетском религиозном мировоззрении и искусстве.

    Аменхотеп IV — сын Аменхотепа III и царицы Тейе (Тии), получивший бразды правления после преждевременной кончины старшего брата по имени Тутмос, и, возможно, какое-то время бывший соправителем своего отца. Супруги Эхнатона — Нефертити и Кийа, дочери — Меритатон, Макетатон, Анхесенпаатон, Нефернеферуатон, Нефернеферура, Сетепенра, Меритатон-ташерит, Анхесенпаатон-ташерит, Кийа-ташерит (?). Сыновьями Эхнатона могут считаться Сменхкара и Тутанхамон.

    Преобразования Эхнатона[править]

    Первые шаги[править]

    Ещё юношей будущий знаменитый реформатор Аменхотеп IV стал соправителем отца, который в последние годы своей жизни был, вероятно, тяжело болен. В это время, как и в первые годы самостоятельного правления Аменхотепа IV, на ведение государственных дел большое влияние оказывала его мать Тия, женщина незнатного происхождения. Брак Аменхотепа III с дочерью заведующего скотом одного из провинциальных храмов, по-видимому, был в своё время неодобрительно встречен фиванским жречеством и столичной знатью. Эта личная неприязнь была определенным проявлением давно назревавшего конфликта внутри верхов египетского общества.

    Эхнатон и Нефертити с детьми

    Когда на престол вступил молодой Аменхотеп IV, он производил впечатление богобоязненного человека, выражавшего всеми своими действиями глубокое почтение к древней политеистической религиозной традиции. Однако уже первый год правления царя ознаменовался строительством гигантских комплексов Гемпаатон и Хутбенбен в честь бога Атона — зримой формы солнечного диска — в Карнаке, традиционно связанном с культом Амона-Ра. Новые храмы были построены в стиле утрированного реализма, характерного для первых лет правления царя и украшены гигантскими осирическими колоссами царя и его супруги Нефертити, выполненными царским скульптором Баком. Аллея сфинксов с головами Эхнатона и Нефертити была сооружена между X пилоном храма Амона и храмом богини Мут. На западном берегу Нила, южнее Мединет-Абу, было начато строительство гигантского храма обелиска, который так и не был завершен.

    После смерти отца Аменхотеп IV, опираясь на гелиопольских жрецов Ра, провозгласил себя приверженцем Атона — древнего второстепенного бога света, чьим символом был солнечный диск. При этом сохранялось почитание старых богов; даже новые храмы Атона были сооружены близ храма Амона в Карнаке. Первоначально культ Атона задумывался как почитание одной из ипостасей куда более могущественного Ра, служители которого оказывали действенную поддержку фараону в борьбе с усилившимся фиванским жречеством.

    Почитавшийся в Гелиополе Ра принадлежал к числу древнейших египетских богов и считался верховным богом со времени правления V династии, когда он вытеснил ещё более древнего гелиопольского бога Атума. В результате политического возвышения Фив в Среднее и Новое царство малоизвестный до этого фиванский бог Амон был отождествлён с Ра в образе Амона-Ра, и большая часть захваченной в походах добычи стала поступать в руки фиванского жречества, что вызывало противодействие мемфисского и гелиопольского. Намереваясь завоевать поддержку жрецов из Гелиополя, Аменхотеп включил в свою титулатуру определение «Единственный для Ра», а царский двор повелел именовать названием зала для проведения церемоний хеб-сед — «Замок ликования на небосклоне». Однако на пятом-шестом году правления (предположительно в 1358 до н. э.) Аменхотеп IV окончательно изменил свое имя на Эхнатон и провозгласил Атона Единым богом не только Египта, но также Сирии и Нубии.

    Введение культа Атона[править]

    На пятом году правления Аменхотеп IV изменяет свое имя, переводящееся как «Амон доволен», на Эхнатон — «действенный дух Атона» («живой дух Атона»). Изменению подвергаются и имена ближайших родственников фараона, в том числе его главной жены Нефертити, получившей новое имя Нефернефруатон. Отцом фараона провозглашается бог Атон, изображающийся в виде солнечного диска с уреем и множеством простёртых к Земле лучей, увенчанных ладонями.

    Далее, фараон приходит к выводу, что Атону нужен не отдельный храм, а целый город, покидает Фивы и начинает сооружение своей новой столицы, получившей название Ахетатон — «горизонт Атона». Согласно объявленной народу легенде, место новой столицы в 300 км. к северу от старой было якобы указано самим Атоном в ходе плавания Эхнатона вверх по Нилу. Новая столица по замыслу царя должна была полностью затмить Фивы и Мемфис как религиозный, культурный и политический центр страны. Развалины Ахетатона были обнаружены близ современного египетского городка эль-Амарна. Помимо культовых и административных сооружений Эхнатона, в этом месте в 1887 местной крестьянкой был обнаружен также клинописный дипломатический архив, отображающий переписку Аменхотепа III и Эхнатона с правителями стран Ближнего Востока, — знаменитые «Амарнские письмена». По названию археологической местности, где когда-то находилась столица Эхнатона, эпоха правления самого царя и его ближайшего преемника — Сменхкара — в науке получила название «амарнского периода».

    Царствование Эхнатона стало временем невероятной религиозной реформы, которая потрясла все устои традиционного древнеегипетского общества, цивилизации и культуры. Переосмыслив древнее учение гелиопольского жречества о ключевой роли солнечного божества, царь закрыл храмы богов, вместо культов которых было установлено государственное почитание бога Атона. Была изменена и идеология царской власти: царь и царица, издревле почитавшиеся как земные воплощения Хора и Хатхор, отныне именовали себя божествами Шу и Тефнут — непосредственными детьми солнечного бога.

    Многие древние храмы находились в запустении, жречество Амона преследовалось царем «творящим силу против не знающего учения его», «обрекающим мраку» своих противников; на храмовых рельефах уничтожались изображения и имена ненавистного царю-еретику бога Амона — Эхнатон не щадил даже имени своего отца Аменхотепа III, включающего имя ненавистного верховного бога Фив. В конце своего царствования Эхнатон, «Солнце — владыка Маат», подвергал преследованию даже сам нечер — традиционный принцип божественности, признавая только «отца своего Атона». Абсолютизируя собственную власть, Эхнатон довел до крайности культ своих собственных статуй, которые считались проявлениями его божественной сущности. Учение Эхнатона, по большей части протомонотеистическое, допускало почитания ряда иных божеств: с Атоном изначально сосуществовали другие формы солнечного божества (главным образом Ра и Ра-Хорахте, отождествлённые с Атоном), духи и демоны.

    Причины религиозной реформы Эхнатона, которую иногда называют атонистической революцией, не ясны. Существуют четыре точки зрения на ее истоки. Согласно первой из них, наиболее рационально объясняющей причины преобразований, реформа Эхнатона стала результатом борьбы военной и жреческой знати. Жречество традиционно было привилегированным классом в Древнем Египте, а успешные завоевательные походы фараонов XVIII династии только усилили его экономическое могущество и политическое влияние. Однако параллельно наметилась тенденция по формированию новой служилой знати, состоявшей преимущественно из выходцев из средних и бедных слоёв населения. Причинами их продвижения по общественной иерархии были прилежная служба в регулярной армии и личная преданность фараону. Обострившиеся противоречия привели к скрытому противостоянию жречества и более демократической по своему характеру военной знати. В конечном итоге, реформа была необходима фараону, опиравшегося на новый привилегированный класс, для ограничения всевластия жрецов Амона-Ра.

    Другие исследователи высказывают предположения, что реформа была необходима для создания общей синкретической религии для обширной Египетской державы. Две остальные теории сводятся к объяснению оснований для атонистического переворота психологическими факторами, усматриваемыми в личности фараона. Утверждается, что изменения в религии и политике были вызваны личными убеждениями царя, который был последовательным апологетом новой религии. В отдельных источниках также делается ударение на странную женоподобную внешность Эхнатона на изображениях, созданных ваятелем Тутмосом Младшим, позволяющую предположить, что он страдал синдромом Фрёлиха, следовательно, его реформы могли быть вызваны особенностями его болезненного характера.

    Амарнское искусство[править]

    Для поклонения новому богу Эхнатон возвел новую столицу — Ахетатон («Горизонт Атона») вблизи современной Эль-Амарны и покинул Фивы. В Ахетатоне Эхнатон создал благоприятный климат для развития искусств совершенно оригинального стиля, сочетавшего динамику, гибкость линий и чувственность, что совершенно не совпадало с предыдущим монуменальным каноном (этот период в развитии египетского искусства получил название «Амарнского»).

    Излюбленной темой изображений на рельефах и стелах в храмах и гробницах Ахетатона стал повседневный быт самого царя и его семьи — супруги, знаменитой Нефертити (Нефернефруатон), и многочисленных дочерей, их предстояние перед лучами-руками Атона, протягивающего им символы жизни и властвования. Впервые в египетском искусстве появляются светские образы царя (кресты анх) и царицы, изображенных в светской и непринужденной обстановке. Амарнскому искусству свойственна чрезмерная реалистичность, временами переходящая в натурализм. Ярчайшим примером искусства амарнского периода считаются скульптурные изображения царицы Нефертити, обычно приписываемые царскому скульптору по имени Тутмос Младший, черепок с именем которого был найден в куче строительного мусора в его мастерской в Ахетатоне.

    Внешняя политика[править]

    Время правления Эхнатона стало периодом упадка египетской государственности и престижа Египта в международных отношениях, резко контрастирующей с могуществом времён Тутмоса III. Письма, сохранившиеся на клинописных табличках царского дипломатического архива Ахетатона, содержат свидетельства неумелой дипломатии Эхнатона в отношениях с переднеазиатскими государствами. Фараон был слишком увлечён внутренними преобразованиями, чтобы уделять достаточно внимания внешнеполитической активности, без которой не представлялось возможным поддерживать статус Египта как гегемона на Ближнем Востоке. Войн фараон-солнцепоклонник не вёл, в чём отдельные современные историки усматривают доказательство его пацифистских убеждений.

    С приходом к власти Эхнатона смена правителей на египетском троне не изменила статус-кво, установившийся в результате военных походов XVIII династии: правители Вавилона, Хатти и Митанни приветствовали восхождение на престол нового правителя и в своих поздравлениях (сохранившихся в Амарнском архиве) выражали надежду на сохранение дружественных отношений, существовавших при Аменхотепе III.

    Однако последующие многочисленные донесения охваченных паникой вассалов царя о волнениях в бывших владениях Египта в Азии, которые постепенно стали выходить из-под власти царя и присоединяться к числу вассалов Хеттского царства — основного дипломатического и военного соперника Египта в регионе, — свидетельствуют о потере Эхнатоном контроля над ситуацией в своих азиатских владениях. Были ослаблены и контакты Египта с южными провинциями Нубии, где силами царского наместника («царского сына Куша») было подавлено несколько восстаний.

    Эхнатон был настолько сосредоточен на делах своей семьи и укреплении нового культа, что не уделял должного внимания ни внутренней, ни внешней политике. Во время его правления не было проведено ни одного похода, от Египта отпали Сирия и Палестина. Ко времени правления Эхнатона относится новый подъём могущества индоевропейского народа хеттов, впервые появившегося в египетских источниках при Тутмосе III. Северные области переднеазиатских владений Эхнатона были захвачены царем хеттов Суппилулиумой, наступавшим из Малой Азии. Лояльные фараону правители, например, князь Библа Риб-Адди, подвергались постоянным нападениям хеттских агентов. Иерусалим стал мишенью семитского племени хабиру (возможно, отдельных еврейских племен). Египет терял не только политический престиж, полученный фараонами-завоевателями XVIII династии, но и экономическое могущество, поскольку в результате реформ от управления оказались отстранены администраторы-жрецы, сохранявшие верность старому культу.

    Последствия атонистской революции[править]

    Процарствовав около 17 (18) лет, Эхнатон скончался и уступил престол эфемерному царю Сменхкара, который был мужем старшей дочери Эхнатона и Нефертити — принцессы Меритатон и, возможно, сыном царя и одной из его младших жен — царицы Кийа. Спустя два года престол перешел к Тутанхатону, младшему брату Сменхкара и супругу третьей дочери Эхнатона — Анхесенпаатон. Под влиянием высокопоставленных сановников и жречества царь отказывается от ереси своего предшественника, принимает имя Тутанхамон и переносит двор в Мемфис. Ахетатон был постепенно заброшен и стал разрушаться, а с началом XIX династии был проклят и превратился в каменоломню. Имя его создателя также было проклято и изъято из официальной документации, в которой отныне Эхнатона упоминали только как «врага» («отступника из Амарны»). Сооружения Эхнатона были разрушены и в других городах Египта; архитектурные фрагменты с именем царя и рельефными изображениями найдены в Мемфисе, Гелиополе, Атрибисе, Гермополе, Ассиуте, Ахмиме, Абидосе, Медамуде и Луксоре.

    Однако новый культ встретил сильную оппозицию со стороны жречества и недовольство народа, не понимавшего смысл нововведений и всё более страдавшего от начавшегося экономического упадка. В результате, после смерти фараона в 1347 до н. э., культ Атона ещё оставался государственным во время правления Сменхкары (возможно, младшего брата Эхнатона или самой Нефертити), но уже во время правления Тутанхатона, изменившего свое имя на Тутанхамон, регенты малолетнего фараона Эйе и Хоремхеб провозгласили Эхнатона еретиком, уничтожили его изображения, подвергли приверженцев новой религии гонениям, разрушили Ахетатон, вернули столицу и двор в Фивы, восстановили культовый статус Фив и Мемфиса.

    Идиллия царской семьи, воспетая в произведениях искусства и гимнах множества сановников, продолжалась недолго: царица Нефертити, судя по всему, так и не смогла родить царю сына-наследника, в результате чего свои последние годы провела в опале в северном дворце Ахетатона. Однако существует и точка зрения, отождествляющая Нефертити с фараоном Сменхкара и утверждающая, что взамен лишения звания «Главной царской жены» она была возведена в ранг соправителя Эхнатона.

    Недолгим было возвышение и второй супруги царя, царицы Кийа, которая, возможно, происходила из царского дома Митанни. Кийа, возможно, родила Эхнатону двух сыновей — Сменхкара и Тутанхатона (Тутанхамона) — и рано скончалась. После исчезновения царицы Кийа все ее надписи и изображения тщательно уничтожались и заменялись именами старшей дочери Эхнатона — принцессы Меритатон. В браке с отцом также состояли дочери Эхнатона — Меритатон и Анхесенпаатон (будущая Анхесенамон), которые, в свою очередь, родили ему дочерей.

    Неизвестна судьба останков царя и ближайших членов его семьи. Царская гробница в скалах к востоку от Ахетатона, которая по первоначальному замыслу должна была стать усыпальницей для всей царской семьи, так и не была завершена. Остатки погребального инвентаря, возможно, свидетельствуют о том, что здесь была похоронена рано умершая средняя дочь Эхнатона и Нефертити — Макетатон. В 1907 году Айртон обнаружил в Долине царей тайник (KV55), в котором находились остатки погребального инвентаря царицы Тейе, матери Эхнатона. В саркофаге с сорванной маской и вырезанными именами была найдена мумия молодого мужчины, которая, изначально приписанная Эхнатону, была позже идентифицирована как останки Сменхкара. Превосходные алебастровые канопы, найденные в тайнике, как и сам позолоченный саркофаг, принадлежали матери (?) Сменхкара — царице Кийа.

    Значение Эхнатона[править]

    Эпоха Амарны стала временем создания удивительных шедевров египетского искусства, оказавших значительное влияние на дальнейшее развитие египетского искусства, среди которых особого упоминания требуют скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити из мастерской скульптора Тутмоса Младшего в Ахетатоне, рельефы царской гробницы в восточных скалах Амарны и, наконец, фантастические росписи полов дворцов и резиденций столицы Эхнатона. Часть этих памятников чудом избежала уничтожения в годы реставрации, последовавшей за смертью фараона-еретика, часть, как, например, храмы Атона в Карнаке, была разобрана и использована в качестве каменной «набивки» для более поздних архитектурных сооружений в Фивах. Безусловно, следует отметить, что Амарна стала переломной эпохой и для египетской словесности: новоегипетский язык с этого времени окончательно вытесняет более древний среднеегипетский; создаются шедевры египетской поэзии — «Гимн Атону», авторство которого приписывается самому царю и в котором просматриваются параллели с библейскими псалмами, любовная лирика, получившая широкое распространение в Египте во второй половине Нового царства.

    В целом, религиозная реформа Эхнатона широкого распространения в египетском обществе не получила и, наоборот, была воспринята враждебно. В своих действиях царь опирался на прослойку «новой» знати, происходившей из беднейших слоев населения, обязанных своим возвышением личной воле фараона, а потому ему преданных. Два с половиной века спустя сосуществование двух слоёв военной знати и жречества в стране породит глубинный раскол египетского общества, который приведет к окончательной деградации царской власти и падению Нового царства.

    Современные оценки Эхнатона[править]

    Суть преобразований Эхнатона не вполне ясна до нашего времени. С момента открытия остатков Ахетатона у современной Амарны доминирующей в египтологии была точка зрения, согласно которой новое вероучение Эхнатона было монотеистическим или очень близко к таковому подходило. Согласно этой теории, Эхнатона можно считать первой личностью в мировой истории, о которой документально известно её поклонение Единому Богу, а атонизм является древнейшим (или одним из древнейших наряду с зарождавшимся иудаизмом) монотеистических вероучений. Эта гипотеза, истоки которой лежат в трудах египтологов начала XX века, служила отправной точкой для отдельных дальнейших спекуляций, устанавливающих прямые связи между Эхнатоном и Моисеем, вплоть до их отождествления.

    Среди подобных взглядов стоит упомянуть точку зрения основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда, изложенную им в работе «Моисей и монотеизм» (Moses and Monotheism) в 1939, согласно которой Моисей был адептом религии Эхнатона, а иудаизм — результатом синкретизма атонизма и традиционной религии древних евреев. Ныне эту точку зрения отстаивает Ахмед Осман, утверждающий, между прочим, что Моисей не только идентичен Эхнатону, но ещё и является внуком Иосифа Прекрасного, отождествлённого с вельможей Юей.

    В трудах многих современных историков считается установленным фактом, что вероучение Эхнатона, почитавшего, по крайней мере, в первое десятилетие его правления, помимо Атона — зримой формы солнечного диска и других богов — Шу, Ра-Хорахте, Тефнут и т. д., — не было, строго говоря, монотеистическим. Против характеристики атонизма как монотеизма выступают многие специалисты по эпохе Амарны. Такую точку зрения отстаивали египтологи Д. Редфорд, Э. Эртман, Н. Ривз.

    Однако и мнение, что не существует никаких связей между атонизмом и монотеизмом, является очень поспешным. Более оптимистически настроенные в плане установления таких связей исследователи характеризуют атонизм как протомонотеизм или генотеизм — предпочтение одному из божеств.

    Личность Аменхотепа IV противоречива, поэтому у египтологов не существует единого мнения относительно мотивов и характера фараона-реформатора — диаметрально противоположные характеристики Эхнатона даются часто в рамках одного исследования. Фараона изображают то идеальным правителем, мудрым и миролюбивым человеком, намного опередившим своё время, то выдающимся философом-мечтателем, не блещущим талантами государственного деятеля, то душевнобольным фанатиком. В частности, Борис Александрович Тураев называл Эхнатона одним из самых жестоких египетских владык, а Джеймс Генри Брэстед писал о нём как о «первой личности в мировой истории» и «отважной душе, бесстрашно действовавшей наперекор незапамятной традиции».

    Исследователи приводят натуралистические стихи, мистические оды, составленные в честь Атона-Ра Эхнатоном. Египет Эхнатона привлекает такие умы, как Василий Розанов и Дмитрий Мережковский.

    В деятельности Великого Эхнатона видели презрение к жречеству, «мировому фарисейству»: сложнейшие заупокойные церемонии, магию, мумифицирование. «Мистику сочетания „Ба“ и „Ка“ заменяет он», — согласно русскому исследователю, — «юродивыми ходами. Позволяет изображать себя ожиревшим и с двойным подбородком. Юродствует, не желая обожествления. Эхнатон видит себя богодухновенным пророком Солнца, проповедником новой истинной религии, верховным жрецом веры в Единого Бога».

    «Эхнатон совершает революцию в сознании египтян. Предки его считали, согласно египетским (и иерусалимским) жрецам, что только они от Бога, а прочие — „сыны дьявола“. Эхнатон в своем правлении пришел к мысли: Бог объемлет Своей любовью все творение, единый Бог над всем.» (Атон для Эхнатона — универсальный мировой Бог. Фараон — Его избранник, «возлюбленный сын»).

    Из оды Аменхотепа IV:

    «Каждое око глядит на Тебя, горний Атон! Но постиг и познал Тебя в целом свете один Эхнатон».

    «Без Солнца жизнь замирает. При Его восходе оживает. Когда Ты исчезаешь, земля объята кромешной тьмой. Очи не видят очей, и в усыпальнице спят, с головой закутавшись, смертные. Из-под изголовья их укради драгоценную вещь — не заметят». (пер. И. Яковлева)

    • Матье М. Э. Во времена Нефертити. — М., 1965.
    • Перепёлкин Ю. Я. Переворот Амен-Хотпа IV: В 2 ч. — М., 1967—1984
    • Перепёлкин Ю. Я. Тайна золотого гроба. — М., 1968.
    • Солкин В. В. Эхнатон.// Древний Египет, Энциклопедия. — М., 2005.
    • Beato Yohann, El corazon del Faraón.// Grial: el enamoramiento vírgen. World Affairs, 2006
    • Donald B. Redford, Akhenaten: The Heretic King. Princeton University Press, 1984

    Образ в литературе[править]

    Погребальная маска Тутанхамона

     

    Первоисточник этой статьи был признан «хорошей статьёй» русского раздела Википедии.

    traditio.wiki