Архитектурный облик древней эллады. Мировая художественная культура. 7 глава. Искусство Древней Греции. Архитектурный облик Древней Эллады. 10 класс (ФГОС)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тест по теме «Архитектурный облик Древней Эллады» (Мировая художественная культура, 10 класс). Архитектурный облик древней эллады


Мировая художественная культура. 7 глава. Искусство Древней Греции. Архитектурный облик Древней Эллады. 10 класс (ФГОС)

Описание слайда:

«Греческий храм возник из микенского мегарона. Статуя божества помещалась в святилище — целле, архитектурно соответствующее залу царского мегарона, где стоял очаг. Свет проникал в целлу только  через дверь, так что в ней царил полумрак, создавав­ший особо торжественное настроение. Но в общем мы почти ничего не знаем о целлах, так как от них со­хранились, в лучшем случае, бесформенные руины. Колоннада, торжественно обрамляющая целлу, — вот что преобладает в нашем представлении о грече­ских храмах. Уже в архаическую пору в греческой архитектуре ясно выявились два стиля, или, как принято гово­рить, ордера: дорический и ионический. Ордер (что значит «строй, порядок») определяет структуру ко­лонн и покоящейся на них верхней части здания с по­крытием. Дорический, который можно считать основным в развитии греческой архитектуры, частично восходит к Микенам, отражает начало, внесенное дорийским завоевательным потоком, и характерен для Пелопон­неса и Великой Греции (так назывались греческие поселения в Сицилии и Южной Италии). Вот перед нами дорическая колонна с ее увенчани­ем. Как ясно, как логично и просто вырисовывается вся композиция ордера! Стройное сочетание вертика­лей и горизонталей, прямых линий и прямоугольных плоскостей, основанное на точном математическом расчете. Не придумаешь более органического соотно­шения частей, каждая из которых — как бы необхо­димое следствие, дополнение или гармонический корректив предыдущей. Массивный ствол с вертикальными ложбинка­ми — каннелюрами — естественно завершает круг­лая подушка — эхин, поддерживающая более широ­кую квадратную плиту — абаку. Вот и вся капитель, геометрически безупречная в предельной своей лако­ничности, стилистически определяющей строение колонны. На капителях мерно располагается так на­зываемый антаблемент. Он состоит из балки — архи­трава. горизонтальная гладь которого мощно протя­гивается непосредственно над стволами; из фриза, расположенного над архитравом и расчлененного на прямоугольные триглифы и квадратные плоско­сти — метопы, на которые так и просятся рельефные изваяния, и из карниза. Выше антаблемента — фрон­тон, величественный треугольник которого увенчи­вает чередование колонн, являя собой идеальное обрамление многофигурной монументальной скуль­птуры.  Этой строгой геометричности, этой массивной про­стоте, исполненной внутренней силы, властному утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер противопоставляет стремление к декоративности, к легкости форм, плавность линий, свое более женственное вдохновение. Это особенно явственно в ионической капители, с ее спиралевид­ными волютами, придающими всей колонне особое изящество и живописность. Легко вырастая над базой, ионическая колонна как бы распускается кверху, подобно цветку. Соотно­шение частей в ней тоже основано на математиче­ском расчете, но этот расчет менее очевиден, не стес­няет фантазии. Ионический ордер возник в ионийских городах Малой Азии и на островах Эгейского моря, отражая художественные веяния, идущие с Востока. Греческая архитектура эпохи расцвета сумеет гар­монически сочетать в одном памятнике оба стиля, выражающие два основных начала греческого худо­жественного гения. ...В колонне нашла свое совершенное воплощение великая душа греческой архитектуры с ее силой и стройностью, смелым взлетом и точной уравнове­шенностью во имя высшей гармонии. ...Как человек, высшее разумное существо, созна­ет себя венцом природы, так, мнится нам, гармонич­ная и законченная в своих строгих очертаниях грече­ская колонна, уверенно вырастая на фоне моря или холмов, провозглашает торжество разума над хаосом материи. Роль колонны в греческом зодчестве была великой и многообразной. Колонны опоясывали целлу, опре­деляя весь внешний облик храма. Выстраиваясь во­круг городской площади (агоры), где происходили народные собрания, или у театра под открытым не­бом, колонны образовывали портики, служившие убежищем от дождя или зноя. В их тени обосновыва­лись лавочники и менялы; портики часто возвыша­лись и перед частными домами. Так что, согретая южным солнцем, вся жизнь греческих городов, где процветала торговля и бурлили политические стра­сти, протекала на фоне или под сенью колонн.  Знаменитый греческий философ V в. Демокрит указывал, что «не всякое удовольствие должно при­нимать, но лишь связанное с прекрасным». Согласно Сократу, «все хорошо и прекрасно по от­ношению к тому, для чего оно хорошо приспособле­но...» (Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. М., 1972. С. 28—29). Учитель МХК: Муллаянова А. Р.

infourok.ru

Урок № 7. Архитектурный облик Древней Эллады.

Урок № 7 МХК-10 Архитектурный облик Древней Эллады Д.З.: Гл.7, вопросы и задания, 1 стр.83 Ред.: А.И. Колмаков

Урок № 7

МХК-10

Архитектурный облик Древней Эллады

Д.З.: Гл.7, вопросы и задания, 1 стр.83

Ред.: А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА дать представление об архитектурном облике Древней Эллады; Дать представление об ордерной системе научить выделять особенности разных типов ордеров; Рассмотреть особенности храмового зодчества Эллады развивать навыки художественного анализа; воспитывать уважение и интерес к искусству античности.

ЦЕЛИ УРОКА

  • дать представление об архитектурном облике Древней Эллады; Дать представление об ордерной системе научить выделять особенности разных типов ордеров;
  • Рассмотреть особенности храмового зодчества Эллады
  • развивать навыки художественного анализа;
  • воспитывать уважение и интерес к искусству античности.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ античность; Акрополь; Парфенон; алтарь; архаика; классика; эллинизм; ордер

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • античность;
  • Акрополь;
  • Парфенон;
  • алтарь;
  • архаика;
  • классика;
  • эллинизм;
  • ордер

Универсальные учебные действия

• применять специальную терминологию при анализе и описании памятников древнегреческой архитектуры;

• составлять словарь основных понятий ордерной системы;

• оценивать шедевры древнегреческой архитектуры в единстве содержания и формы;

• объяснять роль символики в решении художественного образа архитектурного сооружения;

• создавать модель древнегреческого храма с учетом его символики в одной из художественных техник;

• разрабатывать маршрут заочной экскурсии по Афинскому Акрополю;

• разрабатывать проект архитектурного сооружения в традициях античного зодчества

  • • применять специальную терминологию при анализе и описании памятников древнегреческой архитектуры; • составлять словарь основных понятий ордерной системы; • оценивать шедевры древнегреческой архитектуры в единстве содержания и формы; • объяснять роль символики в решении художественного образа архитектурного сооружения; • создавать модель древнегреческого храма с учетом его символики в одной из художественных техник; • разрабатывать маршрут заочной экскурсии по Афинскому Акрополю; • разрабатывать проект архитектурного сооружения в традициях античного зодчества
Проверка знаний

Проверка знаний

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Архитектура архаики . Архитектура классики . Архитектура эллинизма . Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет архитектура Древней Эллады?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Архитектура архаики .
  • Архитектура классики .
  • Архитектура эллинизма .

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет архитектура Древней Эллады?

подвопросы Архитектура архаики : греческая ордерная система*. «Прочность, польза, красота» — формула Витрувия. Создание греческой ордерной системы и её воплощение в культовых сооружениях. Архитектура классики : Афинский Акрополь. Акрополь — общественный и культурный центр Афинского государства: особенности композиции, архитектурных форм, декоративного убранства. Архитектура эллинизма : Пергамский алтарь. Особенности развития архитектуры в эпоху эллинизма. Слияние восточных и античных традиций. Назначение и особенность композиции Большого алтаря Зевса в Пергаме.

подвопросы

  • Архитектура архаики : греческая ордерная система*. «Прочность, польза, красота» — формула Витрувия. Создание греческой ордерной системы и её воплощение в культовых сооружениях.
  • Архитектура классики : Афинский Акрополь. Акрополь — общественный и культурный центр Афинского государства: особенности композиции, архитектурных форм, декоративного убранства.
  • Архитектура эллинизма : Пергамский алтарь. Особенности развития архитектуры в эпоху эллинизма. Слияние восточных и античных традиций. Назначение и особенность композиции Большого алтаря Зевса в Пергаме.
Архитектуре Древней Греции не была свойственна масштабность египтян и монументальность Древней Передней Азии. Во всем, что человек видел вокруг себя, он усматривал соразмерность и гармонию. Упорядоченность, пропорциональность, строгая ритмичность, соразмерность всех частей архитектурных сооружений были главными отличительными чертами древнегреческого зодчества. ордерная система - (лат. «ордер» — «порядок»), такой тип архитектурной конструкции, когда учитываются сочетание и взаимодействие несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов . Эту роль в строительстве осуществляют опоры-колонны и лежащее на них балочное перекрытие. Виды ордеров: дорический, ионический , коринфский

Архитектуре Древней Греции не была свойственна масштабность египтян и монументальность Древней Передней Азии. Во всем, что человек видел вокруг себя, он усматривал соразмерность и гармонию. Упорядоченность, пропорциональность, строгая ритмичность, соразмерность всех частей архитектурных сооружений были главными отличительными чертами древнегреческого зодчества.

ордерная система - (лат. «ордер» — «порядок»), такой тип архитектурной конструкции, когда учитываются сочетание и взаимодействие несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов . Эту роль в строительстве осуществляют опоры-колонны и лежащее на них балочное перекрытие.

Виды ордеров: дорический, ионический , коринфский

Дорический ордер наиболее лаконичный и простой, воплощал идею мужественности и стойкости характера греческих племен дорян. Для него характерны строгая красота линий, форм и пропорций.

Дорический ордер

  • наиболее лаконичный и простой, воплощал идею мужественности и стойкости характера греческих племен дорян. Для него характерны строгая красота линий, форм и пропорций.
Дорический ордер и его элементы – фрагмент Парфенона.

Дорический ордер и его элементы – фрагмент Парфенона.

Ионический ордер сложнее дорического, в нём использовано большее количество деталей

Ионический ордер

  • сложнее дорического, в нём использовано большее количество деталей
Ионический ордер Эрехтейона.

Ионический ордер Эрехтейона.

в период классики, возник коринфский ордер . Он ещё легче и изящнее ионического, его колонны выше и стройнее.

в период классики, возник коринфский ордер . Он ещё легче и изящнее ионического, его колонны выше и стройнее.

Фрагменты коринфского вида архитектуры

Фрагменты коринфского вида архитектуры

Древнегреческие храмы Греческая ордерная система воплотилась в каменных храмах, которые, как свидетельствуют мифы, служили жилищем для богов и обычно входили в комплекс культовых зданий — святилищ . Наиболее распространенным видом греческого храма стал так называемый периптер (от греч. «птерос», то есть «оперённый», окруженный по периметру колоннами). На длинной его стороне было 16 или 18 колонн, на меньшей — 6 или 8. Храм представлял собой помещение, имеющее в плане форму вытянутого прямоугольника.

Древнегреческие храмы

  • Греческая ордерная система воплотилась в каменных храмах, которые, как свидетельствуют мифы, служили жилищем для богов и обычно входили в комплекс культовых зданий — святилищ .
  • Наиболее распространенным видом греческого храма стал так называемый периптер (от греч. «птерос», то есть «оперённый», окруженный по периметру колоннами). На длинной его стороне было 16 или 18 колонн, на меньшей — 6 или 8. Храм представлял собой помещение, имеющее в плане форму вытянутого прямоугольника.
Мир земной символизировало святилище храма — наос , или цела , где находилась статуя божества, в честь которого он возводился. Вход в эти священные помещения осуществлялся только с заднего фасада, а не с главного входа, который всегда располагался в его восточной части. На узких сторонах храма возводились портики (колоннада с несущим перекрытием в виде треугольника — фронтон ом ), служащие символом небесного мира богов. Храм Аполлона в Дельфах
  • Мир земной символизировало святилище храма — наос , или цела , где находилась статуя божества, в честь которого он возводился. Вход в эти священные помещения осуществлялся только с заднего фасада, а не с главного входа, который всегда располагался в его восточной части. На узких сторонах храма возводились портики (колоннада с несущим перекрытием в виде треугольника — фронтон ом ), служащие символом небесного мира богов.

Храм Аполлона в Дельфах

Храм Геры в Олимпии Храм Геры в Пестуме .

Храм Геры в Олимпии

Храм Геры в Пестуме .

Архитектура классики: афинский Акрополь V век до н. э. — время расцвета древнегреческих полисов . Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. В истории Древней Греции это время принято называть «золотым веком Афин». Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных сооружений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Это действительно было замечательное время в истории Древней Греции! Его ещё называли «веком Перикла», правившего в Афинах с 449 г. до н. э. Перикл

Архитектура классики: афинский Акрополь

V век до н. э. — время расцвета древнегреческих полисов . Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. В истории Древней Греции это время принято называть «золотым веком Афин». Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных сооружений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Это действительно было замечательное время в истории Древней Греции! Его ещё называли «веком Перикла», правившего в Афинах с 449 г. до н. э.

Перикл

Ближайшими друзьями были философ Анаксагор, скульпторы Поликлет и Фидий . На долю Фидия выпала честь строительства афинского Акрополя. Асимметричный в плане ансамбль Акрополя — общественного и культурного центра Афинского государства — это высшее достижение древнегреческой архитектуры классической эпохи . Многократно разрушенный, ограбленный и превращенный в руины, этот памятник «золотого века» античной культуры и сегодня сохраняет величавость и органическую стройность. Фидий
  • Ближайшими друзьями были философ Анаксагор, скульпторы Поликлет и Фидий . На долю Фидия выпала честь строительства афинского Акрополя. Асимметричный в плане ансамбль Акрополя — общественного и культурного центра Афинского государства — это высшее достижение древнегреческой архитектуры классической эпохи . Многократно разрушенный, ограбленный и превращенный в руины, этот памятник «золотого века» античной культуры и сегодня сохраняет величавость и органическую стройность.

Фидий

Центральный вход в Акрополь осуществлялся через Пропилеи Мне будет вечно дорог день, Когда вступил я, Пропилеи, Под вашу мраморную сень, Что пены волн морских белее, Когда священный Парфенон, Я увидал в лазури чистой Впервые мрамор золотистый Твоих божественных колонн, Твой камень, солнцем весь облитый, Прозрачный, теплый и живой, Как тело юной Афродиты, Рожденной пеною морской. Д. С. Мережковский

Центральный вход в Акрополь осуществлялся через Пропилеи

Мне будет вечно дорог день,

Когда вступил я, Пропилеи,

Под вашу мраморную сень,

Что пены волн морских белее,

Когда священный Парфенон,

Я увидал в лазури чистой

Впервые мрамор золотистый

Твоих божественных колонн,

Твой камень, солнцем весь облитый,

Прозрачный, теплый и живой,

Как тело юной Афродиты,

Рожденной пеною морской.

Д. С. Мережковский

С юга Пропилеи уравновешивал легкий и изящный храм Афины Ники Аптерос (Бескрылой) — богини Победы. Внутри храма находилась ее бескрылая статуя. Согласно легенде, эта богиня принесла грекам победу над персами, а потому жителям города не хотелось с ней расставаться. Изобразив Нику бескрылой, они посчитали, что богиня уже никогда не сможет покинуть их город.
  • С юга Пропилеи уравновешивал легкий и изящный храм Афины Ники Аптерос (Бескрылой) — богини Победы. Внутри храма находилась ее бескрылая статуя. Согласно легенде, эта богиня принесла грекам победу над персами, а потому жителям города не хотелось с ней расставаться. Изобразив Нику бескрылой, они посчитали, что богиня уже никогда не сможет покинуть их город.
Пройдя Пропилеи, посетитель оказывался на большой площади, в центре которой возвышалась огромная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), покровительствующей Афинам и греческому народу. Останавливаясь перед статуей богини, греки поднимали свои взоры, чтобы взглянуть в ее лицо. Торжественно восседая на троне, она спокойно смотрела на город, раскинувшийся у подножия Акрополя. Сверкающие острие копья и шлем Афины уже издалека были видны возвращающимся на родину сыновьям Аттики, а иностранцы трепетали перед этим символом величия Афин. Статуя богини, по всей вероятности, была творением гениального скульптора Фидия (начало V в. до н. э. — ок. 432/431 гг. до н. э.), руководившего работами на Акрополе.
  • Пройдя Пропилеи, посетитель оказывался на большой площади, в центре которой возвышалась огромная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), покровительствующей Афинам и греческому народу.
  • Останавливаясь перед статуей богини, греки поднимали свои взоры, чтобы взглянуть в ее лицо. Торжественно восседая на троне, она спокойно смотрела на город, раскинувшийся у подножия Акрополя. Сверкающие острие копья и шлем Афины уже издалека были видны возвращающимся на родину сыновьям Аттики, а иностранцы трепетали перед этим символом величия Афин.
  • Статуя богини, по всей вероятности, была творением гениального скульптора Фидия (начало V в. до н. э. — ок. 432/431 гг. до н. э.), руководившего работами на Акрополе.
Парфенон Правее от Пропилеи находится главный храм Акрополя — Парфенон , посвященный богине Афине, покровительнице города. Он был сооружен в период с 447 по 438 г. до н. э. архитекторами Иктин ом и Калликрат ом. Храм занимает самую высокую часть холма, поэтому виден отовсюду, из любой точки Акрополя и города. По преданию, в святилище Парфенона находилась 12-метровая статуя Афины Парфенос , выполненная из слоновой кости и покрытая тонкими золотыми пластинками.

Парфенон

Правее от Пропилеи находится главный храм Акрополя — Парфенон , посвященный богине Афине, покровительнице города. Он был сооружен в период с 447 по 438 г. до н. э. архитекторами Иктин ом и Калликрат ом. Храм занимает самую высокую часть холма, поэтому виден отовсюду, из любой точки Акрополя и города. По преданию, в святилище Парфенона находилась 12-метровая статуя Афины Парфенос , выполненная из слоновой кости и покрытая тонкими золотыми пластинками.

Парфенон поражает благородством пропорций, изяществом форм и красотой отделки.Особенно замечателен фриз (средняя часть антаблемента, горизонтального перекрытия колонн) Парфенона, выполненный Фидием и скульпторами его круга. Фидию принадлежит идея расположения фриза, его композиционное построение — распределение групп и создание общего ритма, напоминающего торжественное шествие. Рельефы прославляют греческий народ и его историю, а также отражают мифологические сюжеты.
  • Парфенон поражает благородством пропорций, изяществом форм и красотой отделки.Особенно замечателен фриз (средняя часть антаблемента, горизонтального перекрытия колонн) Парфенона, выполненный Фидием и скульпторами его круга.
  • Фидию принадлежит идея расположения фриза, его композиционное построение — распределение групп и создание общего ритма, напоминающего торжественное шествие. Рельефы прославляют греческий народ и его историю, а также отражают мифологические сюжеты.
Эрехтейон На северном склоне холма находится главное святилище Акрополя — храм Эрехтейо н, созданный позднее Парфенона, в последней четверти V в. до н. э. Храм был посвящен легендарному парю Афин Эрехтею, имевшему божественное происхождение. По преданию, на этом месте состоялся спор Афины и Посейдона за право обладания Аттикой.

Эрехтейон

  • На северном склоне холма находится главное святилище Акрополя — храм Эрехтейо н, созданный позднее Парфенона, в последней четверти V в. до н. э.
  • Храм был посвящен легендарному парю Афин Эрехтею, имевшему божественное происхождение. По преданию, на этом месте состоялся спор Афины и Посейдона за право обладания Аттикой.
Особенностью Эрехтейона является его совершенно необычная для греческого храма сложная асимметричная планировка. Храм украшают скульптуры кариатид — девушек, торжественно поддерживающих карниз. Кариатиды выполняли конструктивную роль, заменяя колонны. В то же время они производят на зрителя особое эстетическое впечатление. Их фигуры величавы и спокойны, изящные складки одежд драпируют стройные тела.
  • Особенностью Эрехтейона является его совершенно необычная для греческого храма сложная асимметричная планировка. Храм украшают скульптуры кариатид — девушек, торжественно поддерживающих карниз.
  • Кариатиды выполняли конструктивную роль, заменяя колонны. В то же время они производят на зрителя особое эстетическое впечатление. Их фигуры величавы и спокойны, изящные складки одежд драпируют стройные тела.
театр Диониса На южном склоне Акрополя располагается театр Диониса, вмещавший 17 тыс. человек. В нём разыгрывались трагические и комедийные сцены из жизни богов и людей. Перед началом спектакля в алтаре перед статуей бога Диониса совершали жертвоприношение и обряд очищения всех присутствующих в театре.

театр Диониса

  • На южном склоне Акрополя располагается театр Диониса, вмещавший 17 тыс. человек. В нём разыгрывались трагические и комедийные сцены из жизни богов и людей. Перед началом спектакля в алтаре перед статуей бога Диониса совершали жертвоприношение и обряд очищения всех присутствующих в театре.
Архитектура эллинизма. Пергамский алтарь К концу IV в. до н. э. классический мир Греции практически изживает себя. Многочисленные войны, завоевательные походы Александра Македонского (356—323 гг. до н. э.), а затем распад некогда могущественной империи превратили Грецию в опустевшую провинцию. Тем не менее Греция по-прежнему оставалась главным средоточием новой идеи величия мира, объединенного на огромном пространстве так называемой эллинистическое культурой.

Архитектура эллинизма. Пергамский алтарь

  • К концу IV в. до н. э. классический мир Греции практически изживает себя. Многочисленные войны, завоевательные походы Александра Македонского (356—323 гг. до н. э.), а затем распад некогда могущественной империи превратили Грецию в опустевшую провинцию. Тем не менее Греция по-прежнему оставалась главным средоточием новой идеи величия мира, объединенного на огромном пространстве так называемой эллинистическое культурой.
К возводимым храмам, дворцам, театрам добавились и новые типы общественных зданий — мусейоны, библиотеки, гимнасии. К этому времени относится и строительство чудес света — Мавзолея в Галикарнасе (IV в. до н. э.), Колосса Родосского и Фаросского маяка (III в. до н. э.), поражающих своими масштабами. Мавзолей в Галикарнасе . реконструкция
  • К возводимым храмам, дворцам, театрам добавились и новые типы общественных зданий — мусейоны, библиотеки, гимнасии. К этому времени относится и строительство чудес света — Мавзолея в Галикарнасе (IV в. до н. э.), Колосса Родосского и Фаросского маяка (III в. до н. э.), поражающих своими масштабами.

Мавзолей в Галикарнасе . реконструкция

колосс родосский

колосс родосский

Фаросский маяк

Фаросский маяк

Излюбленным элементом архитектуры стал пышный коринфский ордер с его растительной капителью. Крупнейшим культурным и художественным центром того времени был Пергам (ныне Бергама в Турции) — столица Пергамского царства в Малой Азии, где во II в. до н. э. был возведен Большой алтарь Зевса (высота более 9 м).
  • Излюбленным элементом архитектуры стал пышный коринфский ордер с его растительной капителью.
  • Крупнейшим культурным и художественным центром того времени был Пергам (ныне Бергама в Турции) — столица Пергамского царства в Малой Азии, где во II в. до н. э. был возведен Большой алтарь Зевса (высота более 9 м).
Величественная лестница в 20 ступеней (шириной 26 м) вела на второй ярус алтаря, украшенный стройной колоннадой. В центре внутренней колоннады находился алтарный дворик с жертвенником, к которому с двух сторон вели лестницы. Крыша всего здания была увенчана статуями. В целом алтарь представлял сооружение, гармонически сочетавшее в себе архитектурные и скульптурные элементы.
  • Величественная лестница в 20 ступеней (шириной 26 м) вела на второй ярус алтаря, украшенный стройной колоннадой. В центре внутренней колоннады находился алтарный дворик с жертвенником, к которому с двух сторон вели лестницы. Крыша всего здания была увенчана статуями. В целом алтарь представлял сооружение, гармонически сочетавшее в себе архитектурные и скульптурные элементы.
Внешнюю гладкую стену цоколя (нижняя, несколько выступающая часть здания) с четырехступенчатым основанием украшал горельефный фриз (высотой 2,3 м и длиною в 120 м). Сюжетом для изображений послужила тема сражения олимпийских богов с гигантами. Их фигуры, представленные во всю высоту фриза, в полтора раза превышали человеческий рост.
  • Внешнюю гладкую стену цоколя (нижняя, несколько выступающая часть здания) с четырехступенчатым основанием украшал горельефный фриз (высотой 2,3 м и длиною в 120 м).
  • Сюжетом для изображений послужила тема сражения олимпийских богов с гигантами. Их фигуры, представленные во всю высоту фриза, в полтора раза превышали человеческий рост.
Модель верхнего города, акрополя в Пергаме.

Модель верхнего города, акрополя в Пергаме.

Контрольные вопросы Объясните понятия: ордерная система, периптер, наос, портик, фронтон. Назовите особенности дорического, ионического и коринфского ордеров. Какой тип греческого храма получил широкое распространение в период архаики? Каковы отличительные особенности архитектуры эллинизма?

Контрольные вопросы

  • Объясните понятия: ордерная система, периптер, наос, портик, фронтон.
  • Назовите особенности дорического, ионического и коринфского ордеров.
  • Какой тип греческого храма получил широкое распространение в период архаики?
  • Каковы отличительные особенности архитектуры эллинизма?
Вы можете использовать шаблон презентации: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /
  • Вы можете использовать шаблон презентации: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /

multiurok.ru

Тест по теме «Архитектурный облик Древней Эллады» (Мировая художественная культура, 10 класс)

«…Земля Древней Эллады до сих пор поражает величественными архитектурными сооружениями и скульптурными памятниками. Известно, что некоторые из них ещё в древности были причислены к семи классическим чудесам света...»  С помощью этого теста можно проверить знания обучающихся 10 класса по Мировой художественной культуре после изучения темы: «Архитектурный облик Древней Эллады». В работе содержится шесть тестовых заданий с выбором ответа, одно задание на установление соответствия и одно задание с кратким ответом. 

Просмотр содержимого документа «Тест по теме «Архитектурный облик Древней Эллады» (Мировая художественная культура, 10 класс) »

1. К КАКИМ ТИПАМ ОРДЕРНОЙ СИСТЕМЫ ПРИНАДЛЕЖАТ КОЛОННЫ. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСВИЕ:

А) коринфский - №

Б) ионический - №

В) дорический - №

2. ВИД ГРЕЧЕСКОГО ХРАМА, ОКРУЖЁННЫЙ ПО ПЕРИМЕТРУ КОЛОННАМИ:

А) Периптер

Б) Фронтон

В) Портик

Г) Пинакотека

3. ВРЕМЯ РАСЦВЕТА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ПОЛИСОВ:

А) V век до н.э.

Б) VI век до н.э.

В) VII век до н.э.

Г) X век до н.э.

4. ВЫСШЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА:

А) Колизей

Б) Акрополь

В) Симферополь

Г) Пантеон

5. КАКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ НАХОДЯТСЯ В АФИНСКОМ АКРОПОЛЕ?

А) Эрехтейон

Б) Парфенон

В)  Пантеон

Г) Храм Зевса

6. ПОМЕЩЕНИЕ, В КОТОРОМ ХРАНИЛИСЬ КАРТИНЫ, МЕМОРИАЛЬНЫЕ МРАМОРНЫЕ ПЛИТЫ И ПОСВЯЩЕНИЯ БОГАМ:

А) Библиотека

Б) Картотека

В) Фильмотека

Г) Пинакотека

7. СКУЛЬПТУРЫ ДЕВУШЕК, ТОРЖЕСТВЕННО ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ КАРНИЗЫ:

А) Кариатиды

Б) Колонна

В) Пилястра

Г) Канефоа

8. ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ, ИЗОБРАЖЁННЫЕ НА ФОТОГРАФИЯХ, ПРИНАДЛЕЖАТ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ, НАЗОВИТЕ ИХ:

ОТВЕТЫ:

1. А-3, Б-2, В-1

2. А

3. А

4. Б

5. А, Б

6. Г

7. А

8. 1 – Парфенон, 2 – Храм Афины Ники Аптерос

kopilkaurokov.ru

Архитектурный облик Древней Греции

Архитектурный облик Древней Греции

Цель урока: создать условия для деятельностного ознакомления учащихся с шедеврами древнегреческой архитектуры.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентации.

Тип урока: виртуальная экскурсия.

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Работа по теме:

  1. Вводная лекция учителя (презентация «Представление»):

Здравствуйте, уважаемые гости. Добро пожаловать на экскурсию в наш виртуальный музей «Архитектурный облик Древней Греции». Ознакомление будут проводить квалифицированные экскурсоводы.

«Познай самого себя» – было начертано на храме Аполлона в Дельфах. Чтобы познать себя сегодняшних, необходимо понять, каким был человек в далёком прошлом.

Земля Древней Греции до сих пор поражает величественными архитектурными сооружениями и скульптурными памятниками. Известно, что некоторые из них ещё в древности были причислены к семи классическим чудесам света (например, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе).

Идеал греческой культуры очень точно выражен в словах общественного деятеля V в. до н. э. Перикла: «Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности». Ничего лишнего – таков главный принцип искусства и жизни Древней Греции.

Архитектуре Древней Греции не была свойственна масштабность египтян и монументальность Древней Месопотамии. Во всём, что человек видел вокруг себя, он усматривал соразмерность и гармонию. Упорядоченность, пропорциональность, строгая ритмичность, соразмерность всех частей архитектурных сооружений были главными отличительными чертами древнегреческого зодчества.

2. Представление презентаций:

Наша экскурсия будет проходить по четырём залам виртуального музея:

  • 1 зал – ознакомительный, где вы познакомитесь с греческой ордерной системой.

  • 2 зал – архитектура архаики, где вашему вниманию будет представлено святилище Аполлона в Дельфах.

  • 3 зал – архитектура классики, где вы увидите Парфенон и Эрехтейон.

  • 4 зал – архитектура эллинизма, где сможете полюбоваться на чудеса света – Мавзолей в Галикарнасе, Большой алтарь Зевса в Пергаме и Фаросский маяк.

Итак, начнём нашу виртуальную экскурсию. Пройдёмте в 1 зал – ознакомительный. (Презентация «Греческая ордерная система»).

А теперь пройдём во 2 зал – архитектуры архаики и послушаем лекцию о святилище Аполлона в Дельфах. (Презентация «Святилище Аполлона в Дельфах», 1 ученик).

Перейдём в 3 зал – архитектуры классики. Познакомьтесь с Парфеноном. (Презентация «Парфенон», 2 ученик). А сейчас – Эрехтейон. (Презентация «Эрехтейон», 3 ученик).

Перейдём в 4 зал – архитектуры эллинизма. Осмотрим Мавзолей в Галикарнасе. (Презентация «Мавзолей в Галикарнасе», 4 ученик). Полюбуемся храмом Артемиды в Эфесе. (Презентация «Храм Артемиды в Эфесе», 5 ученик). Послушайте лекцию о Фаросском маяке (Презентация «Фаросский маяк», 6 ученик).

III. Закрепление нового материала (презентация «Представление»):

1. Беседа по вопросам:

1) Какой тип греческого храма получил широкое распространение в период архаики? Каков его символический смысл?

2) Почему Афинский Акрополь является непревзойдённым, величественным памятником Античности? В чём заключаются важнейшие особенности архитектуры Парфенона и Эрехтейона?

3) Каковы отличительные особенности архитектуры эллинизма?

IV. Рефлексия (презентация «Представление»):

  1. Оцените своё участие в виртуальной экскурсии. Какую бы вы сами себе оценку поставили за урок?

  2. Что нового вы узнали на уроке?

V. Домашнее задание: с. 73 – 82.

V. Итог урока:

Сегодня мы с вами побывали в Древней Греции, окунулись в атмосферу античной архитектуры. Памятники архитектуры Древней Греции, и те, которые предстали сегодня перед вами, и те, которые мы с вами не увидели, бесспорно, являются шедеврами мировой художественной культуры. Наш виртуальный музей объявляю закрытым.

infourok.ru

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ АРХИТЕКТУРА АРХАИКИ ГЛАВНЫЕ

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ, АРХИТЕКТУРА АРХАИКИ

ГЛАВНЫЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ЗОДЧЕСТВА: Упорядочность Пропорциональность строгая ритмичность соразмерность всех частей архитектурных сооружений

АРХИТЕКТУРА АРХАИКИ. Ордерная система (лат. «ордер» порядок)-тип архитектурной конструкции, когда учитывается сочетание и взаимодействие (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. Эту роль осуществляют опоры - колонны и лежащие на них балочное перекрытие.

ГРЕЧЕСКИЕ ОРДЕРА: ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР (конец VII в. до. н. э. ) – воплощал мужественность и стойкость характера греческих дорян. Строгая красота линий, форм и пропорций

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР – большее кол-во деталей, чем у дорийского ордера

КОРИНФСКИЙ ОРДЕР (конец V нач. IV. До н. э. ) – легче и изящнее ионического, колонны выше и стройнее.

ПЕРИПТЕР ( с греч. «птерос» , т. е. «оперенный» , окруженный по периметру колоннами – распространенный вид греческого храма.

ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ХРАМА (ПЕРИПТЕРА) НАОС (ЦЕЛА) – святилище храма, где находилась статуя божества; ПОРТИКИ – колоннада с несущим перекрытием в виде треугольника (фронтом) – символ небесного мира богов

Храм Геры (Посейдона) середина VI в. до н. э.

Храм Аполлона в Дельфах VI – V в. до н. э.

present5.com

Архитектурный облик древней эллады - Другие предметы

Земля Древней Эллады до сих пор поражает величественными архитектурными сооружениями и скульптурными памятниками.Эллада – так называли свою страну ее жители, а себя – эллинами по имени легендарного царя – родоначальника Эллина. Позднее эту страну назвали Древней Грецией.Синее море плескалось, уходя далеко за горизонт. Среди водного простора зеленели густой зеленью острова.На островах греки построили города. В каждом городе жили талантливые люди, способные говорить на языке линий, красок, рельефов. Архитектурный облик древней Эллады“Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности”. Именно так выразил идеал греческой культуры, общественный деятель V в. до н.э. Перикл. Ничего лишнего - главный принцип искусства и жизни Древней Греции. Развитие демократических городов-государств во многом способствовало развитию архитектуры, достигшей особых высот в храмовом зодчестве. В нём нашли выражение главные принципы, впоследствии сформулированные на основе трудов греческих архитекторов римским зодчим Витрувием (вторая половина I  в. до н.э.): “прочность, польза и красота”.Ордер (лат. – порядок) – тип архитектурной конструкции, когда учитываются сочетание и взаимодействие несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. Наибольшее распространение получили дорический и ионический (конец VII в. до н. э.) и в меньшей степени позднее (конец V – начало IV в. до н. э.) - коринфский ордер, которые широко используются в архитектуре вплоть до нашего времени. В дорическом храме колонны встают прямо из постамента. У них нет украшений, кроме полосок-каннелюр–вертикальных желобков. Дорические колонны с напряжением держат крышу, видно как им тяжело. Верх колонны венчает капитель (голова). Ствол колонны называют ее телом. У дорических храмов капитель очень проста. Дорический ордер, как наиболее лаконичный и простой, воплощал идею мужественности и стойкости характера греческих племён дорян.Для него характерны строгая красота линий, форм и пропорций. .Колонны ионического храма выше и тоньше. Внизу она приподнята над постаментом. Желобки-каннелюры на ее стволе расположены чаще и струятся как складки тонкой ткани. А капитель - имеет два завитка.Название происходит от города Коринфа. Они богато украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения листьев аканта.Иногда в качестве колонны использовали вертикальную опору в виде женской фигуры. Она называлась – кариатида. Греческая ордерная система воплотилась в каменных храмах, которые как известно служили жилищем для богов. Наиболее распространенным видом греческого храма стал периптер. Периптер (греч.- “птерос”, т.е. “оперенный”, окруженный по периметру колоннами). На длинной его стороне было 16 или 18 колонн, на меньшей 6 или 8. Храм представлял собой помещение, имеющее в плане форму вытянутого прямоугольника. 

strinfo.ru

Архитектурный облик Древней Эллады | Универсальный образовательный портал UniverFiles.com

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации:Архитектура Древней Греции Урок МХК 10 классУчитель: Иванова Татьяна Викторовна, МКОУ СОШ №3 с. Астраханка Приморского края Цели: Познакомить учащихся с особенностями архитектура Древней Греции;Дать представление об ордерной системе научить выделять особенности разных типов ордеров;Рассмотреть особенности храмового зодчества Эллады Архитектуре Древней Греции не была свойственна масштабность египтян и монументальность Древней Передней Азии. Во всем, что человек видел вокруг себя, он усматривал соразмерность и гармонию. Упорядоченность, пропорциональность, строгая ритмичность, соразмерность всех частей архитектурных сооружений были главными отличительными чертами древнегреческого зодчества.  Архитектурный облик Древней Эллады Архитектура архаики: греческая ордерная система Развитие демократических городов-государств во многом способствовало развитию архитектуры, достигшей особых высот в храмовом зодчестве. В нем нашли выражение главные прин­ципы, впоследствии сформулированные на основе трудов греческих архитекторов римским зодчим Витрувием (вторая половина I в. до н.э.): «прочность, польза и красота». Заслугой древнегреческой архитектуры является создание ордерной системы. ордерная система (лат. «ордер» — «порядок»), такой тип архитектурной конструкции, когда учитываются сочетание и взаимодействие несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. Эту роль в строительстве осуществляют опоры-колонны и лежащее на них балочное перекрытие. Виды ордеров Наибольшее распространение получили дорический и ионический (конец VII в. до н. э.) ордеры и в меньшей степени позднее (конец V — начало IV в. до н. э.) — коринфский ордер, которые широко используются в архитектуре вплоть до нашего времени. Дорический ордер наиболее лаконичный и простой, воплощал идею мужественности и стойкости характера греческих племен дорян. Для него характерны строгая красота линий, форм и пропорций. Дорический ордер и его элементы – фрагмент Парфенона. Ионический ордер сложнее дорического, в нем использовано большее количество деталей Ионическ

univerfiles.com