Древнее общество льюис морган. КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 285
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 261. Древнее общество льюис морган


Морган Льюис Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Морган.

Лью́ис Ге́нри Мо́рган (англ. Lewis Henry Morgan; 21 ноября 1818, деревня Аврора штата Нью-Йорк — 17 декабря 1881, Рочестер штата Нью-Йорк) — американский учёный, этнограф, социолог, историк. Внёс крупный вклад в теорию социальной эволюции, науки о родстве, семье. Создатель научной теории первобытного общества, один из основоположников эволюционизма в социальных науках.

Биография[ | код]

Родился неподалеку от Нью-Йорка, закончил Юнион-колледж в 1840 году, в 1844 году поступил в адвокатуру в г. Рочестер. В 1855 году сделался участником, впоследствии — одним из директоров железнодорожной компании, став преуспевающим буржуа. Однако главным для Моргана было занятие не бизнесом, а наукой. Кроме научной и коммерческой деятельности, Морган занимался политикой, отстаивая радикальные буржуазно-демократические взгляды, был левым республиканцем. В 1861 году был избран от республиканской партии в палату представителей штата Нью-Йорк, где был яростным противником рабства и сторонником борьбы против мятежного рабовладельческого Юга. В 1868 году был избран в сенат штата Нью-Йорк, где активно выступал за радикальную реконструкцию Юга, за полную отмену всякой расовой дискриминации, отстаивал введение избирательных прав для негритянского населения. Из-за резкости взглядов уже в 1869 году был забаллотирован.

Ещё в 1840 году создал общество под названием «Великий орден ирокезов», ставившее целью изучение и защиту прав индейцев, выступавшее против захвата индейской территории земельными спекулянтами. Дело было доведено до рассмотрения в конгрессе США, который решил его в пользу индейцев; и в знак признания заслуг Морган был принят в ряды племени. Защитой индейцев Морган занимался до конца жизни, обличая правительственную коррупцию, открыто, в том числе печатно, выступая против военных операций против сиу, ирокезов и других племен.

В 1875 году был избран членом Национальной академии наук, а в 1879 году — президентом Американской ассоциации содействия развитию науки.

Научные работы[ |

ru-wiki.ru

КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 261

I И II ступени дикости я низшая ступень варварства — эти два этнических периода,охватывают, по крайней мере, четыре пятых всей жизни человечества на земле.

На низшей ступени варварства начали развиваться высшие свойствачеловека. Личное достоинство, красноречие, религиозное чувство, пря­мота, мужество, храбрость стали теперь общими чертами характера, но вместе с ними появились жестокость, предательство и фанатизм. В религии — почитание стихий с смутным представлением о персони­фицированных божествах и о великом духе; примитивное стихосложение, общиедома ихлеб из кукурузы — относятся кэтому периоду. Онпоро­дил также синдиасмическую семью и конфедерацию племен, организованных в фратрии и роды. Воображение, этот великий дар, так много содейство­вавший развитию человечества, начало теперь создавать неписанную литературу мифов, легенд и преданий, оказывая уже могущественное влияние на человеческий род.

III. Собственность на средней ступени варварства

Об этом периоде сохранилось значительно меньше сведений, чем о каком-либо другом.

Он был представлен во всем своем варварском блеске у оседлых ин­дейцев Северной и Южной Америкико времени их открытия. Эта эпоханачинается в восточном полушарии одомашнением животных, в запад­ном — появлением оседлых индейцев, живущих в больших общих домах из необожженного кирпича,в некоторых местностях— сложенных из камня.

Возделывание кукурузы и других растений с применением орошения, которое потребовало искусственных каналов; грядки, разбитые на квад­ратных участках, с прорытыми бороздами для задержания воды.

Часть этих оседлых индейцев ко времени их открытия производила бронзу, что приблизило их к процессу плавления железной руды.

Общий дом в виде крепости занимал среднее положение между се­лением, обнесенным частоколом, на низшей ступени, и городом, окружен­ным стеной, на высшей ступени. Ко времени открытия Америки там не существовало городов в собственном смысле слова.

В военном искусстве успехи незначительные, если не считать улуч­шения обороны посредством сооружения больших домов, обычно непри­ступныхдля нападения индейцев. Они изобрели: набитый хлопком сте­ганый панцирь (escaupiles) как дополнительную защиту от стрел, и обоюдоострый меч (macuahuitl), обе стороны которого снабжены рядом острых кусков кремня, вделанных в деревянный клинок. Они продолжали еще употреблять лук и стрелы, копье, палицу, кремневые ножи, топоры и другие каменные орудия, хотя имели уже медный топор и долото, ко­торые по каким-то причинам так и не вошли во всеобщее употребление.

К кукурузе, бобам, тыкве и табаку присоединились теперь хлопок, перец, томаты, какао и культура некоторых плодов. Род пива делался из подвергнутого брожению сока магуей

(мексиканская агава).

Однако ирокезы приготовляли подобный же напиток, подвергая броже­нию сок одного из видов клена.

Благодаря усовершенствованию способов гончарного производстваизготовлялись глиняные сосуды вместимостью по нескольку галлонов, тонкой работы и с превосходным орнаментом. Чаши, горшки, кружки для воды производились в изобилии.

К. МАРКС

Открытие и употребление самородных металлов, сперва дляукра­шений, затем для утвари и орудий, как медный топор и долото, принад­лежат к этому периоду. Плавка этих металлов в плавильном тигле, ве­роятно, при помощи паяльной трубки и древесного угля и отливка их в формы, производство бронзы, грубые каменные скульптуры, одежда, вытканная из хлопка (Хаклут. «Collection of Voyages», III, 377), дома из тесаных камней, идеограммы или иероглифы, высеченные на могильных столбах умерших вождей, календарь для счета времени, каменный столб для определения времени года по солнцестоянию, циклопические стены, одомашнение ламы, одного из видов собаки, одомашнение индейки и дру­гих птиц — все это относится в Америке к тому же периоду.

Жречество, организованное в иерархию, отличающееся особой одеж­дой, персонифицированные божества и идолы, олицетворяющие их, а также человеческие жертвы появились впервые в этот период.

Возникают два больших индейских пуэбло, Мехико и Куско, насчиты­вавших каждое свыше 20 000 жителей, — число, до того времени неслы­ханное.

Аристократический элемент в обществе, в слабой форме — в лице вождей, гражданских и военных, благодаря росту количества людей, находившихся под единым управлением, и возросшей сложности дел.

Восточное полушарие. Мы находим здесь туземные племена в этот иериод имеющими домашних животных, которые доставляют им молочную и мясную пищу, но, вероятно, не знающими огородных растений и муч­ной пищи. Дикая лошадь, корова, овца, осел, свинья — одомашнение их послужило могучим импульсом при разведении их стадами, они стано­вятся источником непрерывного прогресса. Действие его обнаружилось в полной мере только тогда, когда установилась пастушеская жизнь для разведения и содержания стад. Европа, как лесная по преимуществу зона, была непригодна для пастушеской жизни; напротив, степи Цен­тральной Азии и Евфрата, Тигра и других азиатских рек явились естественной родиной пастушеских племен. Туда они, естественно, дол­жны были стремиться; здесь найдены отдаленные предки арийцев, враждовавшие друг с другом подобно пастушеским племенам семитов.

Возделывание хлебных злаков и других растений должно было пред­шествовать их переселению из степей в лесные области Западной Азии и Европы. К этому возделыванию их побуждали потребности домашних животных, ставших теперь необходимыми при их образе жизни. (Кельты составляли, вероятно, исключение.)

Ткани из льна и шерсти, а также орудия и оружие из бронзы появ­ляются в этот период и в восточном полушарии.

Чтобы переступить барьер, отделяющий высшую ступень варвар­ства от средней, были нужны металлические орудия, способные сохра­нять лезвие и острие; для этого необходимо было изобретение плавки железа.

Собственность. Значительное увеличение личной собственности и некоторые перемены в отношениях индивидов к земле. Земля все еще оста­валась общей собственностью племени, но известная часть была теперь выделена для содержания органов управления, другая — для религиоз­ных целей, а наиболее значительная часть, служившая для прокормления народа, была разделена между отдельными родами или общинами, населяв­шими одно пуэбло. Никто не владел землями или домами в виде личной собственности, с правом произвольно их продавать или сдавать в аренду. Личная собственность на дома и земли исключалась в силу общей собствен­ности родов или общин на земли вследствие существования общих домов и заселения их родственными семьями.

КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 263

Преподобный Семюел Горман, миссионер у индейцев пуэбло племени лагуна, в докладе, читанном в Историческом обществе в Нью-Мексико, говорит:

«...Право собственности принадлежит женской половине семьи и переходит по женской линии от матери к дочери. Землей они владеют сообща, но если кто-нибудь обработал кусок земли, то он имеет на него личное право, которое может продать кому-нибудь из общины... У них женщины обычно ведают запасами зерна, они больше заботятся о буду­щем, чем их соседи испанцы. Обыкновенно они стараются иметь годовой запас продовольствия. Только тогда, когда подряд следуют два неурожай­ных года, пуэбло, как община, терпит голод». Морган, стр. 536, приме­чание.

Право владения, принадлежавшее отдельным лицам или семьям, не могло передаваться кому-либо, за исключением перехода по наследству к их наследникам в роде.

Оседлые индейцы моки, кроме семи больших пуэбло и огородов, владеют теперь стадами овец, лошадей и мулов и другой значительной личной собственностью; они изготовляют глиняные сосуды различной величины и превосходного качества, ткут на ткацких станках шерстя­ные одеяла тая пряжи собственного производства. Майор Дж. У. Пауэлл описывает следующий случай, который показывает, что муж все еще не имеет никакого права на имущество жены или на детей от их брака. Мужчина зунъи женился на женщине орайби и имел от нее троих детей; он жил с ними в пуэбло орайби до смерти жены. Родственники его покойной жены взяли себе ее детей и ее имущество, оставив мужу его копя, одежду ■ и оружие, а также несколько одеял, принадлежавших ему, но не его жене. Он покинул пуэбло вместе с майором Пауэллом с тем, чтобы добраться до Санта-Фе, а затем возвратиться к своим соплеменникам в пуэбло зунъи. — Женщины, так же как и мужчины, имели, вероятно, право вла­дения теми комнатами и частью домов пуэбло, которые они занимали, и оставляли их в наследство своим ближайшим родственникам в соответ­ствии с установленными правилами.

Испанцы (писатели) оставили нам по вопросу о землевладении у юж­ных племен неимоверную путаницу. В неотчуждаемой общей земле, принадлежащей общине из отдельных лиц индивидов, они видели фео­дальное владение, в вожде — феодального сеньора, в людях — его вас­салов; они видели, что земля находится в общем владении; не община собственно ее владетель, а род или подразделение рода.

Некоторые племена Мексики и Центральной Америки сохранили еще счет происхождения по женской линии, тогда как другие, вероятно большая часть их, перешли к счету происхождения по мужской линии; последнее появилось под влиянием собственности. У племени майя про­исхождение считалось по мужской линии, но трудно определить, по какой линии считалось происхождение у ацтеков, тескокцев, тлакопа-нов и тлашкальцев.

У оседлых индейцев счет происхождения ведется, вероятно, по муж­ской линии с пережитками более древнего порядка, как, например, в слу­чае замещения должности теуктли. У них можно ожидать найти второй из главных порядков наследования, по которому имущество распределя­лось между агнатическими родственниками. При счете происхождения по мужской линии дети умершего — во главе агнатов, так что они полу­чали большую часть наследства (по сравнению с другими агнатами), но не были единственными наследниками (с исключением других агна­тов). Американцы никогда не достигли последнего (высшего) периода варварства.

К. МАРКС

ГЛАВА II (ЧАСТЬ IV). ТРИ ПОРЯДКА НАСЛЕДОВАНИЯ

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Высший период варварства начался в восточном полушарии.

Плавка железа; несмотря на знакомство с бронзой, прогресс задер­живался из-за отсутствия металла, достаточно твердого и прочного для технического применения; он был впервые найден в железе. С этого вре­мени — более быстрый темп прогресса.

stydopedia.ru

КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 285

⇐ ПредыдущаяСтр 46 из 67Следующая ⇒

организацию, особую одежду и знамя и своего верховного военачальника I (teuctli), который был ее главнокомандующим. В бой они шли по фратриям. I Организация военных сил по фратриям и племенам была известна гомеров­ским грекам. Нестор говорит Агамемнону:

«Построй людей по племенам, по фратриям, Агамемнон,

Чтобы фратрия помогала фратрии, племя — племени» (Гомер.

Шлиадаь II, 362—363).

Роды племени чоктавов соединены в две фратрии; первая называется «Разделившиеся люди», содержит четыре рода; вторая — «Возлюбленные люди», содержит также четыре рода. Это разделение людей на две части по родам создало две фратрии. — Племя никогда не имеет меньше, чем два рода. Когда численность членов рода возрастает, то он делится на два рода; эти последние в свою очередь подразделяются и со временем опять соединяются в две или более фратрии. Эти фратрии образуют племя, и его члены говорят на одном и том же диалекте. С течением времени это племя, в результате процесса сегментации, распадается на несколько племен, которые в свою очередь вновь соединяются в союз. Так, из пары родов, через племя и фратрию, развивается союз племен.

Племя могиканов имело три первоначальных рода: Волк, Черепаха, Индюк. Каждый из них разделился, и подразделения стали самостоятель­ными родами, но они сохранили имена первоначальных родов как названия соответствующих фратрий, другими словами — подразделения каждого рода вновь организовались во фратрию. Это с полной наглядностью показы­вает естественный процесс, путем которого с течением времени один род распадается на несколько родов, а эти последние остаются соединенными во фратрию, что выражается принятием фратриального имени.

______ Племя могиканов первоначально состояло из трех родов:____________

Волк, Черепаха, Индюк.

I фратрия Волка. 4 рода:___________ 1) Волк,__________ 2) Медведь,______

3) Собака,________ 4) Опоссум._______

II » Черепахи. 4 рода: 5) Малая 6) Болотная

__________________________________ черепаха,__________ черепаха,

7) Большая 8) Желтый

черепаха, угорь.

III » Индюка. 3 рода:__________ 9) Индюк,10) Журавль,

11) Цыпленок.

У американских индейских племен редко можно найти столь нагляд­ный пример сегментации родов с последующим образованием фратрий из соответствующих подразделений. Это показывает также, что фратрия основывалась на родстве родов. Как правило, имя первоначального рода, из которого образовались другие, неизвестно, но в каждом из упомянутых выше случаев оно оставалось именем фратрии. Дз 12 афинских фратрий нам известно имя только одной; фратрии ирокезов не имели никаких имен, кроме названия «братства».

ЧАСТЬ П. ГЛАВА IV. ИРОКЕЗСКОЕПЛЕМЯ

Американские аборигены распались на множество племен вследствие естественного процесса сегментации; каждое племя выделялось особым име­нем, особым диалектом, своей высшей властью, отдельной территорией, которую оно занимало и защищало как свою собственную. Диалекты были так же многочисленны, как и племена, потому что разделение не было

К. МАРКС

полным, пока не появлялись различия в языке. Морган полагает, что все многочисленные племена американских аборигенов (за исключением эски­мосов, которые не аборигены) произошли от одного первоначального народа.

Термин «нация» {nation} применяется ко многим индейским племенам, несмотря на их незначительную численность, из-за исключительного обла­дания определенным диалектом и территорией. «Племя» и «нация» не пол­ностью эквивалентны; при родовых институтах «нация» возникает только тогда, когда племена, объединенные одним управлением, сливаются в еди­ный народ, как четыре афинских племени в Аттике, три дорийских племени в Спарте, три латинских и сабинских племени в Риме. Федерация предпо­лагает наличие независимых племен, занимающих отдельные территории; слияние же, представляя собою более высокий процесс, объединяет племена на одной общей территории, хотя бы тенденция к локальному разделению по родам и племенам продолжала существовать. Конфедерация племен яв­ляется ближайшим аналогом народа.

Очень редки у американских аборигенов случаи, когда племя охва­тывает людей, говорящих на разных диалектах; такие случаи — резуль­тат соединения более слабого племени с более сильным, говорящим на близко родственном диалекте, как, например, соединение племени миссури после его покорения с племенем ото. Основная масса аборигенов ко времени их открытия представляла независимые племена; только немногие из них под­нялись до конфедерации племен, говорящих на диалектах общего языка. Постоянная тенденция к дезинтеграции коренилась в элементах родовой организации; она усиливалась тенденцией к образованию различия в языке, неизбежной при обширности занимаемой ими территории и общественном состоянии племен. Хотя устная речь замечательно устойчива по своей лексике и еще устойчивее по своим грамматическим формам, но она не может оставаться неизменной. Локальное разделение в пространстве вело с течением времени к появлению различий в языке; это приводило к обособлению интересов и к полной самостоятельности. Большое число диалектов и языков {stocklanguages} Северной и Южной Америки, проис­шедших, вероятно, — за исключением эскимосского — от одного перво­начального языка, требовало для своего образования времени, измеряемого тремя этническими периодами.

Новые племена и новые роды постоянно образовывались вследствие естественного роста; этот процесс заметно ускорялся благодаря большой протяженности американского континента. Процесс был прост. Из какого-нибудь перенаселенного географического центра, имевшего особые преимущества в отношении средств к существованию, происходил посте­пенный отлив населения. Это продолжалось из года в год, и таким образом на некотором расстоянии от первоначального местопребывания племени вырастало значительное население; с течением времени у переселенцев возникали особые интересы, чуждое прежнему племени сознание, наконец, различия в языке; за этим следовали разделение и независимость, хотя их территории соприкасались. Это повторялось из века в век как во вновь занятых, так и в старых областях... Когда рост населения вызывал недо­статок средств к существованию, избыточная часть населения уходила на новое место, где легко устраивалась благодаря совершенству организации управления в каждом роде, равно как и в любом числе родов, объединившихся вместе.

[Это было «организованной колонизацией»!]

У оседлых индейцев тот же самый процесс происходил в несколько изме­ненной форме. Когда деревня оказывалась перенаселенной, колония ухо-

КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 287

дила вверх или вниз по течению реки иосновывала новую деревню; так как это повторялось время от времени, то возникало несколько таких деревень, каждая из которых была независима от других и представляла самоуправляющуюся единицу, связанную, однако, с другими в лигу или конфедерацию с целью взаимной защиты; наконец, появлялись различия в языке, чем и завершалось их развитие в племена.

Племена, образовавшиеся в результате деления первоначального пле­мени, имеют известное число общих родов и говорят на диалектах одного языка; они имеют известное число общих родов даже спустя столетия после разделения. Так, гуроны, ныне виандоты, имеют шесть родов с теми же названиями, что у шести родов сенека-ирокезов, по крайней мере через 400 лет после разделения. Потаватоми имеют восемь родов одноименных с восемью родами оджибве, тогда как у первых шесть, а у вторых четырна­дцать родов имеют различные имена; это показывает, что после разделения в каждом племени образовались путем сегментации новые роды. Еще более древняя ветвь оджибве, или общего для обоих прародительского племени— майями имеют только три рода, общих с первыми: Волка, Гагару и Орла.

Примеры, относящиеся к племенам на низшей ступени варварства.

Восемь племен по Миссури ко времени их открытия занима­ли берега этой реки на протяжении более 1 000 миль, вместе с берегами ее притоков, Канзаса и Платты, а также берега меньших рек Айовы и западный берег Миссисипи вниз по течению до Арканзаса. Их диалекты показывают, что до последних разделений у них было три племени, именно:

1) понка и омаха; 2) айова, ото и Миссури; 3) коу, осэдж, куапавы; их диалекты гораздо ближе друг к другу, чем к какому-либо другому диа­лекту языка дакота, к которому они принадлежат. Следовательно, с линг­вистической точки зрения необходимо допустить их происхождение от одного первоначального племени, подразделениями которого они являются. Они распространились из одного центрального пункта по р. Миссури вдоль ее берегов, вверх и вниз по течению; с увеличением расстояния между их поселениями произошло обособление интересов, за чем последовали различия в языке и, наконец, самостоятельность. Племя, расселившееся таким образом по прериям вдоль реки, могло разделиться сначала на три, а позже на восемь племен, каждое с вполне определившейся организацией. Разделение означало расчленение на части в результате естественного расселения племени по более обширной территории, приводившее к полной сегментации. Самое северное племя по Миссури — понка, обитавшее у устья р. Найобрэры; самое южное — куапавов, обитавшее при слиянии Арканзаса и Миссисипи; расстояние между ними составляет около 1 500 миль. Область, лежащую между ними, ограниченную узким поясом лесов вдоль Миссури, занимали остальные шесть племен. Это были чисто приречные племена.

Племена озера Верхнего: 1) оджибве, 2) оттава (= O-tä'-was) и 3) пота­ватоми — подразделения одного первоначального племени. Оджибве — первоначальное племя, ствол; они остались на первоначальном месте оби­тания, у выхода из озера, где находились большие рыболовные тони; два других племени называли их «Старшим братом», оттава называли «Средним братом», потаватоми — «Младшим братом». Последнее племя отделилось первым, оттава — позднее, как это видно из относительного количества диалектальных различий, которых у потаватоми значительно больше. Когда оджибве были открыты, в 1641 г., они обитали у порогов, при выходе из озера Верхнего, откуда расселились по южному берегу озера до Онтонагона, по его северо-восточному берегу и вниз по течению реки Сент-Мзри, по направлению к озеру Гурон. Местоположение их территории было чрезвычайно благоприятно длядобывания рыбы и дичи [онине

К. МАРКС

возделывали кукурузы и других растений]; с этим районом не может сра­вниться никакая другая местность в Северной Америке, за исключением доли­ны Колумбии. [Оджибве, как они теперь утверждают, изготовляли в старину глиняные трубки, кувшины для воды и другую посуду. Индейские гончар­ные изделия, которые в разное время выкапывались в Су-Сент-Мэри — работа их предков.] Такие преимущества безусловно способствовали образованию большого индейского населения, из которого выделялись одна за другой партии переселенцев, становившиеся независимыми племенами,

Потаватоми занимали область на границе между Верхним Мичига­ном и Висконсином, откуда их пытались вытеснить в 1641 г. дакота. В то же самое время оттава, первоначально обитавшие, вероятно, по реке Оттаве в Канаде, двинулись на запад и поселились затем на побе­режье залива Джорджиан-Бей, на островах Манитулин и у Макино, откуда распространились к югу по Нижнему Мичигану. — Разобщенность и отдаленность привели еще задолго до их открытия к образованию диа­лектов и к самостоятельности племен. Три племени, территории которых соприкасались, образовали союз в целях взаимной защиты, «оттавскую конфедерацию» (наступательный и оборонительный союз).

Еще до этих разделений другое родственное племя, майями, отдели­лось от оджибве — общего прародительского племени — и переселилось В средний Иллинойс и западную Индиану. За этим последовала миграция иллинойсов, другой и более молодой ветви того же ствола, которые позднее разделились на пеориа, каскаскиа, уеоу и пианкишоу. Их диалекты, как и диалект майями, находятся в наиболее близком родстве с диалектом оджи­бве, а затем — кри. [Диалекты потаватоми и кри обнаруживают почти одинаковые отклонения; вероятно, оджибве, оттава и кри говорили на одном диалекте после того, как от них отделились потаватоми.]

Расселение всех этих племен из центрального места обитания у боль­ших рыболовных тоней на озере Верхнем как естественного центра добы­вания пищи. Алгонкины Новой Англии, Делавэра, Мэриленда, Вирджинии и Каролины, по всей вероятности, произошли от того же ствола.

Каждая партия переселенцев представляла собой своего рода военную колонию, стремившуюся приобрести и удержать за собою новую терри­торию, но сохранявшую сначала, и насколько возможно дольше, связь с ма­теринским племенем; путем таких последовательных переселений они стремились расширить свои общие владения и затем отражать вторжения чужих в их пределы... Индейские племена, говорящие на диалектах одного и того же языка, обыкновенно занимают граничащие между собою области, как бы ни была обширна их общая территория. То же в общем относится ко всем племенам человечества, лингвистически связанным между собою... Расселяясь из одного общего центра, они сохраняли свою связь с родиной как средство защиты во время опасности и убежище в несчастье.

Для того чтобы какая-либо область сделалась исходным пунктом миграции вследствие постепенного образования избытка народонаселения, требовались особо благоприятные условия для добывания средств к существо­ванию. Таких естественных центров в Северной Америке немного, по суще­ству всего три. На первом месте долина р. Колумбии. Это была самая за­мечательная область на земле по разнообразию и обилию средств существо­вания, до того как началось возделывание кукурузы и других растений. Благодаря соединению леса и прерии местность была необыкновенно бо­гата дичью. В прерии произрастал камаш — разновидность хлебного кор­ня *, и притом в изобилии. Однако в этом отношении область не имела преимуществ перед другими областями. Ее отличительной особенность»

• Псоралея съедобная. Ред.

КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 289

был неисчерпаемый запас лососей в Колумбии и других реках побережья. Они кишели в этих реках миллионами, в сезон ловились легко и в вели­чайшем изобилии. После того, как их разрезали вдоль и высушивали на солнце, они складывались и доставлялись в деревни и служили главной пи­щей большую часть года. Кроме того, добыча моллюсков на берегу давала в изобилии пищу в зимние месяцы. Вдобавок климат был мягкий и ровный в течение всего года, подобный климату Вирджинии и Теннеси; это был рай для племен, не знавших еще хлебных злаков. С большой вероятностью можно утверждать, что долила Колумбии была колыбелью ганованской семьи племен, откуда шел непрерывный поток партий переселенцев, пока не были заняты обе части материка, и что обе эти части, вплоть ДО эпохи открытия Америки европейцами, продолжали заселяться из этого района. Обширные пространства прерий, которые тянутся непрерывно посредине материка с севера на юг более чем на 1 500, а с востока на запад более чем на 1 000 миль, составляли препятствие для сношений между Тихо­океанским и Атлантическим побережьями Северной Америки. Поэтому, вероятно, первоначальная семья, начав распространяться с долины Колум­бии и расселяясь далее под воздействием естественных причин, должна была достигнуть Патагонии раньше, чем Флориды. Открытие кукурузы не изменило существенно хода событий и не устранило влияния ранее действовавших причин. Родина этого американского злака неизвестна; но Центральная Америка, где развитие растений происходит чрезвычайно интенсивно, где кукуруза дает исключительно высокий урожай, где обна­ружены древнейшие поселения оседлых индейцев... вероятная родина куку­рузы. Из Центральной Америки возделывание кукурузы должно было распространиться сначала по Мексике, затем по Нью-Мексико, долине Миссисипи, отсюда на восток к берегам Атлантического океана; кукурузы выращивали все меньше по мере удаления от исходного пункта к окраинам. Эта культура могла распространяться независимо от оседлых индейцев благодаря стремлению более варварских племен приобрести новый источ­ник пропитания; но она никогда не проникала через Нью-Мексико в долину Колумбии, хотя ее возделывали миннитари и мандан на Верхнем Миссури, шайэны на Северной Красной реке, гуроны на озере Симко в Канаде, абе-наки Кеннебека, как и вообще все племена между Миссисипи и Атланти­ческим океаном. Переселявшиеся из долины Колумбии партии должны были теснить оседлых индейцев Нью-Мексико и Мексики, заставляя согнан­ные с места и раздробленные племена уходить в направлении Панамского перешейка и через него в Южную Америку, куда они могли принести с со­бою первые семена прогресса, развившиеся у оседлых индейцев. Повто­ряясь время от времени, это должно было дать Южной Америке население, которое стояло гораздо выше диких орд, переселявшихся раньше, за счет обедневшей таким образом северной части материка. Южная Америка, даже в менее благоприятных районах, должна была достигнуть высокого уровня развития, что, по-видимому, и имело место в действительности. Перу­анская легендао Манко Капаке и Мама Оэлло, детях солнца, брате и сестре, муже и жене, показывает, что группа оседлых индейцев, пришедших изда­лека, хотя не обязательно прямо из Северной Америки, собрала вместе дикие племена Анд а научила их более совершенным производствам, не­обходимым для жизни, в том числе возделыванию кукурузы и других расте­ний; легенда отбросила группу, сохранив только предводителя и его жену.

Второй (после долины Колумбии) естественный центр, из которого шло расселение: полуостров между озерами Верхним, Гуроном и Мичига­ном, место обитания оджибве и колыбель многих индейских племен.

Третий естественный центр, из которого шло расселение: страна озер в Миннесоте, родина современных племен дакота; есть основания

К. МАРКС

предполагать, что Миннесота составляла часть территории алгонкинов, прежде чем она была занята дакота.

Когда появилась культура кукурузы и других растений, это способ­ствовало локализации населения и обеспечению его достаточным коли­чеством пищи на менее обширных территориях, а также увеличению его численности; но возделывание кукурузы не привело к господству над кон­тинентом наиболее развитых племен оседлых индейцев, живших почти исключительно земледелием. Огородничество, распространившись среди глав­ных племен, стоявших на низшей ступени варварства, существенно улуч­шило их положение; ко времени открытия Америки они, вместе с племе­нами, не знавшими огородничества, занимали обширные пространства Северной Америки, и выходцами из их среды заселялся континент. Посто­янные войны между аборигенами; как правило, наиболее упорной была борьба между племенами, говорившими на разных языках, как, например, между ирокезскими и алгонкинскими племенами, а также между первыми и дакота. Напротив, племена алгонкинов и дакота жили в мире, О чем свидетель­ствует то, что они занимали смежные области. Ирокезы вели истребитель­ную войну с родственными им племенами: эри, нейтральным племенем *, гуронами и сусквеханноками. Племена, говорящие на диалектах одного и того же языка, могут объясняться друг с другом, улаживать свои споры и привыкнуть, в силу их общего происхождения, смотреть друг на друга как па естественных союзников.

Численность населения в пределах определенной области была ограни­чена количеством пищи, которое она доставляла. Когда рыба и дичь состав­ляли главный источник питания, требовались громадные пространства для прокормления небольшого племени. Когда прибавилась мучная пища, область, которую занимало племя, все еще оставалась большой сравнительно с численностью населения. {Штат} Нью-Йорк, при его 47 000 квадратных миль, никогда не населяло больше 25 000 индейцев, считая, вместе с иро­кезами, алгонкинов на восточном берегу Гудзона и на Лонг-Айленде, эри и нейтральное племя в западной части штата. Личное управление, основан­ное на родовом строе, не в состоянии было создать достаточно сильную центральную власть, чтобы управлять все возрастающим населением, если бы отдельные части его не оставались на не очень большом расстоянии друг от друга.

У оседлых индейцев Нью-Мексико, Мексики и Центральной Америки рост населения в пределах небольшой территории не задерживал процесса раздробления. Если несколько пуэбло были расположены вблизи друг от друга на одной и той же реке, то их население было обычно общего проис­хождения и входило в состав одного и того же племени или союза племен.

[Каждое пуэбло представляло обычно независимую, самоуправляю­щуюся общину.] В одном только Нью-Мексико было около семи языков, каждый из которых имел несколько диалектов. Экспедиция Коронадо (1540—1542) нашла многочисленные, но небольшие деревни. На каждом из языков сибола, тукайан, кивира и хемес говорило по семи деревень, а на языке тиге — двенадцать; были и другие группы деревень, обнаружи­вавшие лингвистическое родство между собою. Составляла ли каждая группа союз — неизвестно. Семь пуэбло моки (деревни тукайан по данным экспедиции Коронадо) в настоящее время объединены в союз, который, вероятно, существовал уже ко времени их открытия.

Процесс разделения племен, продолжаясь у американских аборигенов в течение тысячелетий, привел в одной только Северной Америке к обра-

* — Neutral nation; название дано европейцами в XVII веке племени, не участвовавшему в войне между гуронами и ирокезами. Ред.

КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 291

зованию 40 языков, и каждый распался на известное число диалектов, на которых говорило такое же число независимых друг от друга племен.

Нужно было всего несколько сот, самое большее несколько тысяч человек, чтобы образовать американское индейское племя и доставить ему почетное положение в ганованской семье племен.

Функции и атрибуты индейских племен (стр. 112—121).

1) Обладание территорией и именем.

Территория — местность, где расположены поселения, а также окру­жающие земли, на которых племя бродило, занимаясь охотой и рыбной ловлей, и которые оно было в состоянии охранять от захвата другими племенами; далее шла широкая полоса нейтральной земли, которая отде­ляла его От ближайшего племени, говорившего на другом языке, а на обла­дание которой никто не претендовал; она была менее широка и менее точно отграничена, если они говорили на диалектах одного и того же языка.

Особое имя, которым с течением времени индивидуально выделяли каждое племя, очень часто носило случайный характер; так, например, сенека называли себя «Люди большого холма» и т. д. После того как в Се­верной Америке началась европейская колонизация, отдельные индейские племена получили имена, дававшиеся им другими племенами и отличав­шиеся от их собственных. Благодаря этому ряд племен известен в истории под именами, которых они сами не признают.

2) Обладание особым диалектом.

Распространение племени и диалекта по существу совпадает. Две­надцать орд (bands) дакота представляют теперь настоящие племена; но они были вынуждены преждевременно разделиться вследствие вторже­ния в их первоначальную область американцев, вытеснивших их в прерии. До этого они оставались столь тесно связанными, что успел образоваться только один новый диалект, титон, по Миссури; первоначальным их языком был язык Айсонти по Миссисипи. Несколько лет тому назад чироки на­считывалось 26 000 — наибольшее число индейцев, говорящих на одном и том же диалекте, какое было когда-либо обнаружено в пределах Со­единенных Штатов; в горных областях Джорджии появились небольшие различия в языке. Оджибве, которые в общем еще не занимаются огородни­чеством, насчитывают около 15 000 человек, говорят на одном и том же диалекте. Племена дакота — 25 000 человек — говорят на двух близко родственных между собою диалектах. Эти племена — исключение. В сред­нем племя в Соединенных Штатах и Британской Америке насчитывает менее 2 000 человек.

3) Право вводить в должность сахемов и вождей, избранных родами.

4) Право смещать сахемов и вождей.

В период дикости и на низшей, а равно и на средней ступени варвар­ства должность давалась пожизненно или на срок, обусловленный хоро­шим поведением.

Сахемы и вожди, избиравшиеся родами, стали, после образования племени, членами совета племени; поэтому за последним оставалось право введения их в должность; точно так же он имел право смещать их; после образования конфедерации племен это право перешло к совету конфедера­ции. Должности сахема и вождя были выборными повсюду к северу от Мексики; существующие свидетельства относительно других частей кон­тинента доказывают, что первоначально это было всеобщим явлением.

5) Обладание общими религиозными верованиями и культом.«Американские индейцы были на варварский манер религиозным

народом» (стр. 115). Колдовской вигвам. Танцы — форма культа.

6)Высшее управление в лице совета вождей.

К. МАРКС

Род был представлен своими вождями; племя было представлено сове­том, состоявшим из вождей родов. Совет созывался по поводу всем извест­ных обстоятельств, происходил в присутствии народа, был открыт для ' ораторов пз народа, действовал под непосредственным влиянием народа. Совет (племени) должен был блюсти и защищать общие интересы племени. Вследствие постоянных войн с другими племенами возникали вопросы и затруднительные положения. По общему правилу, совет был открыт для каждого частного лица, желавшего высказаться по общественному делу. Женщинам было разрешено выражать свои желания и мнения через изби­раемых ими самими ораторов. Решение выносилось советом. Единогласие в его решениях было основным законом у ирокезов. Военные операции обычно велись на основе добровольности. Теоретически каждое племя находилось в состоянии войны со всеми племенами, с которыми оно не заключило мир­ного договора. Каждому предоставлялась свобода организовать военный отряд и предпринять поход, куда ему было угодно. Свое намерение он объявлял посредством устройства военного танца и приглашения добро­вольцев. Если ему удавалось образовать отряд, состоявший из лиц, кото­рые присоединялись к нему во время танца, то они немедленно отправлялись в путь, пока энтузиазм был еще на своей высшей точке. Когда племени угрожало нападение, военные отряды для его отражения формировались почти таким же порядком. Когда собранные таким образом силы соеди­нялись в одно целое, то каждый отряд находился под командованием своего предводителя, а их совместные действия определялись советом этих пред­водителей. Это относится к племенам, стоявшим на низшей ступени вар­варства. Ацтеки и тлашкальцы выступали на войну по фратриям, каждая часть имела своего особого предводителя и отличалась одеждой и знаменем.

Конфедерации ирокезов и ацтеков были лучше всех других организо­ваны для целей нападения. У племен, стоявших на низшей ступени вар­варства, включая ирокезов, самые страшные опустошения производились незначительными военными отрядами, которые постоянно составлялись и предпринимали походы в отдаленные местности. Санкция совета для таких экспедиций не испрашивалась и не была необходима.

Совет племени имел право объявлять войну и заключать мир, посы­лать и принимать посольства, заключать союзы; сношения между неза­висимыми племенами велись через делегации из мудрецов и вождей. Когда племя ожидало прибытия такой делегации, для ее встречи и принятия решения по поводу соответствующего дела созывался совет.

7) В некоторых случаях имелся верховный вождь племени.

Именно какой-либо сахем выше по рангу своих товарищей. Совет собирался редко; и могли возникнуть безотлагательные вопросы, требо­вавшие предварительного решения их лицом, уполномоченным представ­лять племя, с последующим утверждением его действий советом. Это единственное основание для должности верховного вождя. Ирокезы не имели никакого верховного вождя, а их конфедерация — никакого должностного лица с исполнительной властью. У тех индейских племен, где такой вождь существовал, он был облечен столь незначительными полномочиями, что они не соответствуют представлению о должностном лице с исполни­тельной властью. Выборность вождя и возможность его смещения опреде­ляли характер этой должности.

Совет индейских вождей был правлением одной власти, которое господствовало повсюду у племен, стоявших на низшей ступени варвар­ства. Это первая стадия.

Вторая стадия: координированное правление совета вождей и глав­ного военачальника; первый выполнял гражданские, второй — военные функции. Эта форма правления возникла на низшей ступени варварства,

Читайте также:

lektsia.com

МОРГАН Льюис Генри - это... Что такое МОРГАН Льюис Генри?

 МОРГАН Льюис Генри (Morgan, Lewis Henry)(1818-1881), американский этнолог, теории которого об эволюции человеческой культуры принадлежат к числу наиболее влиятельных антропологических концепций 19 в. Морган родился 21 ноября 1818 близ Ороры (шт. Нью-Йорк). Учился в Юнион-колледже (Скенектади). Читал лекции по юриспруденции, получил право на адвокатскую практику. В 1844 переехал в Рочестер (шт. Нью-Йорк). В 1851 Морган опубликовал книгу Лига ирокезов (The League of the Iroquois). Монументальная работа Системы родства и семейных связей (Systems of Consanguinity and Affinity of the Human Family) вышла в свет в 1871; в ней он не только выступил основателем науки о родстве, но и заложил фундамент своей теории социальной эволюции, полностью представленной в книге Древнее общество (Ancient Society, 1877). Книга неоднократно переводилась на различные языки. Завершила исследования ученого работа Дома и домашняя жизнь американских туземцев (Houses and House-Life of the American Aborigines, 1881). По мнению Моргана, культура человечества развивалась стадиально, от дикости через варварство к цивилизации, и каждой стадии соответствовали определенные технологические и социологические черты. Социальная жизнь человека началась с промискуитета и эволюционировала через ряд семейных форм к моногамии. Побочным увлечением Моргана стало изучение бобров, он автор книги Американский бобр и его сооружения (American Beaver and His Works, 1868). Морган никогда не занимал никаких должностей в университете, музее или другом научном учреждении, однако он являлся признанным лидером среди антропологов. Встречался с Дарвином, Гексли и другими научными авторитетами во время поездки в Европу, вел обширную переписку с американскими и зарубежными учеными. В 1875 был избран членом Национальной академии наук, а в 1879 - президентом Американской ассоциации содействия развитию науки. Умер Морган в Рочестере 17 декабря 1881.ЛИТЕРАТУРАМорган Л.Г. Дома и домашняя жизнь американских туземцев. Л., 1934 Морган Л.Г. Древнее общество. Л., 1935 Морган Л.Г. Лига ходеносауни, или ирокезов. М., 1983

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

  • МИД Маргарет
  • СМИТ Графтон Эллиот

Смотреть что такое "МОРГАН Льюис Генри" в других словарях:

  • Морган, Льюис Генри — Льюис Генри Морган Льюис Генри Морган (англ. Lewis Henri Morgan) (21 ноября 1818, шт. Нью Йорк 17 декабря 1881, Рочестер, шт. Нью Йорк) выдающийся американский учёный, этнограф, социолог, историк. Внёс крупный вклад в теорию социальной эволюции,… …   Википедия

  • Морган Льюис Генри — Льюис Генри Морган Льюис Генри Морган (англ. Lewis Henri Morgan) (21 ноября 1818, шт. Нью Йорк 17 декабря 1881, Рочестер, шт. Нью Йорк) выдающийся американский учёный, этнограф, социолог, историк. Внёс крупный вклад в теорию социальной эволюции,… …   Википедия

  • Морган Льюис Генри — (Morgan) (1818 1881), американский историк и этнограф. Исследователь первобытного общества, утверждал идею прогресса и единства исторического пути человечества. Рассматривал род как основную ячейку первобытного общества; выдвинул положения о… …   Энциклопедический словарь

  • Морган Льюис Генри — Морган (Morgan) Льюис Генри (21.11.1818, Орора, Нью Йорк, 17.12.1881, Рочестер, Нью Йорк), американский этнограф и археолог, историк первобытного общества, прогрессивный общественный деятель. Член Национальной АН США (1875). По образованию юрист …   Большая советская энциклопедия

  • Морган, Льюис Генри — МОРГАН (Morgan) Льюис Генри (1818 81), американский историк и этнограф, исследователь культуры индейцев (ирокезов) и общих проблем первобытного общества.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МОРГАН Льюис Генри — (Morgan), (21 ноября 1818 – 17 дек. 1881) – амер. этнограф и историк первобытного общества. В 1841–43 изучал юриспруденцию. В 1844 поступил в адвокатуру в г. Рочестер, в к рой состоял до конца жизни. В 1840 основал об во Великий орден ирокезов ,… …   Философская энциклопедия

  • МОРГАН ЛЬЮИС ГЕНРИ — (Morgan, Lewis Henry) (1818 1881) американский этнолог и антрополог, чье большое влияние на социологию и на марксизм можно проследить по его материалистической теории социальной эволюции (см. Эволюционная теория), изложенной в работе Древнее… …   Большой толковый социологический словарь

  • Морган Льюис-Генри — (Lewis Henri Morgan) известный амер. этнолог и социолог (1818 81). Будучи молодым человеком, вступил в тайное общество, носившее название Великого ордена ирокезов и состоявшее из белых и образованных краснокожих. Члены его задавались ближайшею… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Морган Льюис Генри — (1818 1881) американский этнограф, основоположник научной теории первобытного общества. В основных трудах он утверждает идею всеобщности прогрессивного развития общества, доказывает, что родовая организация является универсальной для первобытного …   Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

  • Льюис Генри Морган — (англ. Lewis Henri Morgan) (21 ноября 1818, шт. Нью Йорк 17 декабря 1881, Рочестер, шт. Нью Йорк) выдающийся американский учёный, этнограф, социолог, историк. Внёс крупный вклад в теорию социальной эволюции, науки о родстве, семье. Создатель… …   Википедия

dic.academic.ru

Биография и книги автора Морган Льюис Генри

Льюис Генри Морган (Lewis Henry Morgan, 21.11.1818, Орора, Нью-Йорк, - 17.12.1881, Рочестер, Нью-Йорк).

Американский этнограф и историк. По образованию юрист, занимался адвокатурой, а позднее - предпринимательством. В 1840 г., заинтересовавшись жизнью индейцев, Морган создал общество 'Великий орден ирокезов'. Написал целый ряд статей в защиту индейцев. В 1851 г. вышла в свет его книга 'Лига ирокезов', о социальной организации, духовной и материальной культуре этой группы племен. С конца 50-х гг. занялся сравнительным исследованием систем родства индейцев и других народов мира. В 1866 г. им была завершена монография 'Системы родства и свойства человеческой семьи'. Сделав впервые предметом изучения науки системы родства, Морган выделил два основных типа: классификационные, характерные для первобытного общества, и описательные, присущие классовому обществу. На основе их анализа был дан первый эскиз эволюции семейно-брачных отношений.

В книге 'Древнее общество' впервые в истории науки была изложена теория первобытного общества. Морган исходил из того, что основой первоначального человеческого общества был род. Охарактеризовав первоначальное общество как родовое, Морган резко противопоставил его обществу классовому, или, как он называл его, 'политическому'. Это, по мнению ученого, два различных типа социальной организации. Родовое общество характеризуется коллективной собственностью, политическое - частной собственностью. На большом материале Морган показал, как в процессе исторического развития родовое общество превращается в политическое, а также попытался выявить фактор, определивший переход от коллективной собственности к частной. В заключение Морган сделал вывод, что на смену политическому обществу придет такое, которое будет 'возрождением, но в высшей форме, свободы, равенства и братства древних родов'. Книга 'Древнее общество' была высоко оценена, но в свете современных научных данных некоторые ее положения подверглись пересмотру.

Wiki:http://en.wikipedia.org/wiki/Lewis_Henry_Morganhttp://www.mnsu.edu/emuseum/information/biography/klmno/morgan_lewis_henry.html

www.rulit.me