Древняя русь хронологические рамки. Шпаргалка: Хронологические рамки периода государственной раздробленности на Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Хронологические рамки периода государственной раздробленности на Руси (стр. 1 из 3). Древняя русь хронологические рамки


Средневековье: временные рамки в России

Термин «средние века» вошел в научный оборот в эпоху Возрождения, тем самым философы-гуманисты подчеркивали связь своего времени с античностью: от «золотого века» человечества их отделял некий средний, промежуточный период, «темные века», как назвал их Петрарка. Позднее термин, естественно, утратил свою смысловую нагрузку, однако в историографии как общепринятое понятие сохранилось название «средневековье», временные рамки которого охватывают период с 5-го века и до начала 16-го века. Эти рубежи носят относительный характер и разнятся в истории различных государств.

Условности хронологии

средневековье временные рамки

Хронология и периодизация – относительные критерии, искусственно привнесенные исследователями, используемые для удобства обозначения того или иного времени, сопоставления событий в разных странах и т. п. Это в полной мере относится и к периоду под названием «средневековье», пространственные, временные рамки которого по-разному обосновывают отечественные и зарубежные историки. Как верно отмечал А. Я. Гуревич, люди средневековья, как и античности или Нового времени, не давали наименования своей эпохе, не осознавали, что живут в период средних веков. При разделении исторического процесса на хронологические отрезки ученые руководствуются некими оригинальными признаками, качественными характеристиками, присущими конкретной эпохе.

Периодизация

средневековье временные рамки века

Как историографическая традиция обозначает западноевропейское средневековье? Временные рамки (века) - с V в. до начала XVI в. Внутри этого почти тысячелетнего промежутка времени обычно выделяют следующие этапы:

  • V–XI вв. называют Ранним средневековьем (или «темными веками», так как этот период в истории человеческой цивилизации остается наименее изученным в силу крайне скудного отражения в источниках). Начался после упадка Римской империи. Одни из самых ярких явлений - великое переселение народов, завоевание христианами Пиренейского полуострова (так называемая Реконкиста), расцвет Византии, Франкского государства.
  • XI–XIV вв. – это классическое (или Высокое) средневековье. Основные события - быстрый рост населения Западной Европы, практически повсеместное распространение христианства, крестовые походы, развитие городов и урбанизация, возникновение и развитие феодальных отношений.
  • XIV–XVI вв. относят к Позднему средневековью (некоторые исследователи этот период причисляют уже к раннему Новому времени). Это период бедствий, голода, чумы, Столетней войны и монголо-татарских нашествий, которые серьезно опустошили Западную Европу. Вместе с тем это время церковной реформации, великих географических открытий, развития науки, изобретений, достижений в традиционной медицине.

Средние века: временные рамки для России

средневековье в России временные рамки

На территории, занятой славянскими племенами, становление феодального государства шло медленнее, чем на Западе, потому многие историки относят начало средневековой эпохи к IX в. А Новое время начинается в конце XVII в. с правлением Петра I. Внутри эпохи выделяются обособленные периоды:

  • IX–XII вв. - существование централизованного Киевского государства.
  • XII–XIII вв. - начало феодальной раздробленности и попадание части земель под власть монголо-татарского ига.
  • XIV–XVII вв. - становление и развитие русского государства с центром в Москве.

Характеристика эпохи

средневековье пространственные временные рамки

Так хронологически выглядит средневековье, временные рамки связаны с событиями, повлекшими за собой необратимые изменения. В конце V в. варварские орды ворвались в Рим – главный оплот античной цивилизации на то время, а в начале VI в. прекратила существование последняя античная школа философии.

Ключевая характеристика Раннего средневековья – это разложение родоплеменных отношений у варварских племен Европы и образование феодальных, что к концу периода приводит к формированию централизованных государств и правящих династий. Коренным образом меняется суть экономических отношений в средние века. Пространственные, временные рамки эпохи прочно связаны с распространением христианской религии, которая стала в духовном плане отражением феодализма, как язычество было в свое время характерно для общинно-родового строя.

Относительно славянских племен все вышеперечисленные черты просматриваются в их истории отчетливо только с IX в., когда происходит установление государства с центром в Киеве. Приблизительно в то же время на русские земли проникает из Византии христианство восточного (православного) обряда, и к рубежу тысячелетия приобретает статус официальной религии.

Классическое средневековье

средневековье временные рамки и страны

Высокое средневековье (временные рамки XI–XIV вв.) начинается в Западной Европе со становления государства Карла Великого и характеризуется укреплением позиций католической церкви, ее доминантной ролью на всех уровнях человеческой деятельности - от политики до повседневного быта. В системе образования господствует схоластическое учение, мировоззрение и материальная культура глубоко религиозны.

Христианство определяет и русское средневековье, временные рамки которого, как и событийное содержание периодов, очень отличаются от западноевропейских. К XII в. православие стало не только официальной государственной религией: последние язычники, верующие в древних славянских богов, оставались разве что в глухих лесных районах и не представляли угрозы существованию централизованного государства. Но феодальные междоусобицы, сотрясавшие больше или меньше любое государство в средние века (временные рамки на Руси - XII–XIII вв.), ослабили Киевское государство и сделали его легкой добычей для пришедших с востока орд кочевников монголо-татар. Таким образом, укреплению авторитета церкви способствовала и внешняя угроза в лице чуждых в этническом и религиозном смысле захватчиков.

Отличительные черты европейского и русского периодов

русское средневековье временные рамки

Принципиальное отличие в этот период истории Руси от Западной Европы очевидно: для империи Карла Великого это время максимального расцвета культуры, создание канонического образа средних веков, в Восточной Европе во всех сферах жизни наблюдается упадок, связанный с тяжким бременем противостояния могучему азиатскому противнику.

После свержения монголо-татарского ига былую целостность Киевской Руси восстановить уже не удалось: западные земли объединились в Галицко-Волынское княжество, а на востоке все большее влияние получали московские князья.

Заключительные десятилетия эпохи Высокого средневековья

средние века временные рамки на Руси

Конец Высокого средневековья на Западе связывают с голодом, поразившим многие земли в начале XIV в., эпидемией чумы, крестьянскими бунтами и Столетней войной. Все эти трагические события влекли за собой буквально вымирание половины населения, следовательно, упадок во всех сферах жизни.

В то же время для России средние века, временные рамки XIV–XVII вв., стали эпохой становления и укрепления государства вокруг Москвы. Русь достаточно окрепла в это время, чтобы сбросить бремя золотоордынского ига. Более того, многие отечественные исследователи склонны видеть в новом Русском государстве, основанном на владимиро-суздальских историко-культурных традициях, характерные черты Возрождения. Это и расцвет культуры, архитектуры, живописи, и появление литературных произведений, в центре внимания которых человек и его чувства, а не религиозные вопросы.

В начале XVII в. на московский престол восходит династия Романовых, представители которой правили страной до свержения монархии в 1917 г.

Позднее средневековье и переход в Новое время

средние века пространственные временные рамки

Такое зыбкое понятие, как Позднее средневековье, временные рамки и страны охватывает по-разному: где-то более отчетливо проступают черты Нового времени, а кое-где сохраняется традиционный феодальный уклад. В государствах Западной Европы появляется движение за реформацию церкви, происходят промышленные революции, меняется философия и взгляды на мир. А в Московском царстве еще почти два столетия все оставалось без существенных изменений: потому средневековье в России (временные рамки IX–XVII вв.) заканчивается намного позже.

Западноевропейское средневековье временные рамки, завершающие этот почти тысячелетний период, относит к концу XV – началу XVI вв. За точку отсчета чаще всего принимают открытие Колумбом Америки в 1492 г.

В России завершить период средневековья удалось только Петру I через ряд прогрессивных и часто непопулярных реформ в конце XVII в.

Выводы: средневековье западноевропейское и русское

средние века временные рамки для россии

Таким образом, временные рамки средневековья в России и Западной Европе сильно разнятся, хотя сущность периода остается в большинстве вопросов сходной. Это и господство церкви и религии во всех сферах жизни, и упрочение феодальных отношений, и последующее становление монархии, которая сохранится в Новое время.

В конце средневековья начался явный технический прогресс - изобретены доменные печи, огнестрельное оружие, печатный станок. Появилось понятие учебных заведений. Прогресс постепенно проявляется во всех сферах жизни. В последние десятилетия Позднего средневековья начался бурный расцвет искусства.

fb.ru

Хронологические рамки периода государственной раздробленности на Руси

Определите хронологические рамки периода государственной раздробленности на Руси

Феодальная раздробленность - прогрессивный, закономерный процесс экономического усиления и политической децентрализации феодальных владений. Этот процесс переживали все европейские страны. На Руси раздробленность произошла в с.XII-XIII вв.

В популярной исторической литературе термин феодальная раздробленность связывается с причиной татаро-монгольского ига и всех бедствий, которые наступили в русских землях на протяжении 500 лет. Основу феодального способа производства составляет натуральное хозяйство (совокупность товаропроизводителей, объединённых собственностью на средства производства). Возникшее феодальное производство, призванное урегулировать отношения между феодалами и зависимыми крестьянами, обычно краткосрочно по времени своего существования, например, Империя Карла Великого.

Возникшая во второй половине 10 в. и ставшая в 11 в. нормой практика раздачи правителями Древнерусского государства (великими киевскими князьями) земель в условное держание своим сыновьям и другим родственникам привела во второй четверти 12 в. к его фактическому распаду. Условные держатели стремились, с одной стороны, превратить свои условные держания в безусловные и добиться экономической и политической самостоятельности от центра, а с другой, подчинив местную знать, установить полный контроль над своими владениями. Во всех регионах (за исключением Новгородской земли, где по сути дела утвердился республиканский режим и княжеская власть приобрела военно-служебный характер) князьям из дома Рюриковичей удалось стать суверенными государями, обладающими высшими законодательными, исполнительными и судебными функциями.

Они опирались на аппарат управления, члены которого составляли особое служилое сословие: за свою службу они получали или часть доходов от эксплуатации подвластной территории (кормление), или земли в держание. Главные вассалы князя (бояре) вместе с верхами местного духовенства образовывали при нем совещательно-консультативный орган - боярскую думу. Князь считался верховным собственником всех земель в княжестве: часть их принадлежала ему на правах личного владения (домен), а остальными он распоряжался как правитель территории; они делились на домениальные владения церкви и условные держания бояр и их вассалов (слуг боярских).

Большую часть товаропроизводителей составляли крестьяне-общинники.

Приоритетными причинами феодальной раздробленности были внутри и внешне политические. Несовершенство законодательства определяло порядок аследования ("лестничный" - старший в роду становился во главе государства). Ричард Пайпс, классический сторонник "Норманнской теории", утверждал, что варяги настолько пренебрежительно относились к славянам, что даже не удосужились оставить какой-нибудь закон о порядке передачи власти.

В действительности же сам вариант развития древнерусского общества - экстенсивный, заставлял киевских князей оборонять рубежи братьям, которые в силу особенностей славянского способа производства, становились врагами.

"Лестничный" принцип наследования породил борьбу за престол. Другой причиной феодальной раздробленности стало ослабление внешнеполитической опасности. В конце XI в. в дикой степи печенегов сменили половцы, которые очень быстро сами распались на отдельные воинственные группы, с которыми отдельные князья научились договариваться, использовать в своих целях. Необходимости создавать большую дружину не было.

предпосылки раздробленности, систематизировав их

Сколько независимых государств образовалось в результате распада?

В XI в. произошёл распад единого Древнерусского государства на 13-14 княжеств. Наиболее выделяющимися по своим особенностям развития были: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и Новгородское княжества. В то время процесс оттока (по выражению Льва Гумилёва) пассианарно-активного населения, т.е. способного на переселение и жизнь на новом месте, из исторически-сложившихся мест расселения славян в северную Русь. Земли северо-западной Руси исключительно богатые лесом, полезными ископаемыми, защищённые от набегов кочевников. Очень большое значение приобрели Суздаль, Муром, Ростов, Ярославль, Галич, Нижний Новгород, Владимир-на-Клязьме.

Наиболее политически активными княжествами стали Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородское княжества. Киев же утратил свой авторитет. Для князей занятие Киевского престола становился чисто символическим событием, тем не менее, сам этот факт порождал распри, междоусобицы.

Галицко-Волынское княжество. Наибольшую известность из местных князей имел Ярослав Осмомысл(1152-1187). Он знал 8 иностранных языков. Наиболее крупными и значимыми городами были Владимир Волынский, Галич, Перемышль, Холм, Каменец. Княжество исключительно богато ценными породами леса (бук, орех), каменным углем. При Волынском князе Романе Мстиславовиче в 1199г. произошло объединение Галицкого и Волынского княжеств. Сын Романа Даниил(1234-1264) стал бороться за объединение земель против захватчиков, но не получив поддержки со стороны князей, заключил союз с Папой Римским.

Даниил даже принял титул короля, но реальной помощи не добился. Дело в том, что крестоносцы могли бы помочь Руси, но основной целью их походов было обогащение. Крестоносцам-католикам ничего бы не досталось после Орды.

Даниил разочаровался в союзе с Папой Римским и отверг его. Галицко-Волынское княжество характеризуется большим влиянием дворянства в политической жизни. Бояре называли Даниила князем и самостоятельно распоряжались в своих землях. Это говорит о влиянии политических традиций Западной Европы, где власть аристократии была очень велика.

Киев оставался центром русских земель, но лишь формальным, также сохранялся приоритет в религии столицы.

Неизвестный автор "Слова о полку Игореве", обращаясь к русским князьям, призывал их к объединению, прекращению кровавых междоусобиц, которые приводили к трагическим последствиям для русских земель. Из самого этого выдающегося произведения древнерусской литературы видно: не исчезла сама идея единства Русской земли, междоусобицы исключительно тяжело отражались на населении. Феодальная раздробленность есть процесс объективный и закономерный. Он приводит к развитию и расцвету культуры в материальном и духовном направлении. Но в наших условиях процесс феодальной раздробленности проходил иначе, чем в Западной Европе. Русские князья привлекали половцев в качестве союзников. Феодальная раздробленность ослабляла княжества, прежде всего, с точки зрения их способности защиты от врагов. Это фактически привело к гибели Древнерусской цивилизации.

Каково значение государственной раздробленности в отечественной истории?

Всю феодальную Русь до начала XIII века (до татаро-монгольского нашествия) мы должны представить себе как полтора десятка самостоятельных княжеств. Все они жили самостоятельно, независимой друг от друга жизнью, представляя собой микроскопические государства, мало сцепленные друг с другом и в известной степени свободные от контроля государства.

Но не правильно считать феодальную раздробленность временем упадка и регресса или отожествляя ее с княжескими усобицами, начавшимися еще в X веке. Для молодого русского феодализма единая Киевская Русь была как бы нянькой, воспитавшей и охранившей от всяких бед и напастей целую семью русских княжеств.

Они пережили в ее составе и двухвековой натиск печенегов, и вторжений варяжских отрядов, неурядиц княжеских распрей, и нескольких войн с половецкими ханами. К концу XII века выросли на столько, что смогли начать самостоятельную жизнь. И этот процесс был естественным для всех стран Европы, беда Руси заключалась в том, что начавшиеся процессы объединения русских земель были нарушены татаро-монгольским нашествием, на борьбу с которым Русь потратила более 150 лет.

Список использованной литературы

История России и её ближайших соседей. Том 5. Москва.1997.

Смирнов А.Н., Древние славяне. Москва, 1990.

Рыбаков Б.А. " Мир истории ". Москва,1991.

История России с древнейших времен до конца XX века. Москва, 1996.

Мунчаев Ш.М., Устинов Е.М. История России: Учебник/ /Москва,1997.

Скрынников Р.Г. Русь X - XVII в. Учеб пособие. СПб.,1999

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ

3.1. Причины государственной раздробленности

Государственная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества. Период государственной раздробленности охватывает XII-XV вв. Это время сложных противоречивых процессов. С одной стороны, ослабевает общий военный потенциал, происходят междоусобные войны и возрастает дробление княжеских владений, а с другой - происходит бурный рост городов, расцвет своеобразной культуры отдельных княжеств XII - начала XIII вв.

mirznanii.com

Хронологические рамки и источники

Изучение истории Украины от древнейших времен до конца XV в. делится на четыре большие темы:

Древняя история Украины (от древнейших времен до VII в. Нашей эры).

Восточнославянская государство Киевская Русь (от VII до XII века).

Галицко-Волынское государство - правопреемник Киевской Руси (XII - середина XIV века).

Украина в составе Великого княжества Литовского и других стран (середина XIV-XV вв.)

В основу такого деления положено государственный принцип. То есть, начиная от додержавного периода, изучаются типы и формы государств, которые изменялись в Украине в течение IX-XV вв. - Как собственные, украинские, так и иностранные. Первый, самый во времени период прошлого нашей страны - это древняя история Украины. Она изучает появление людей, племен и народов на территории современной Украины, их развитие, жизнь, быт, верования, хозяйство, культуру от древнейших времен до образования восточнославянского государства - Киевской Руси.

Давнюю историю Украины разделяют на следующие этапы:

    1.Каменный век (от 1 млн. лет до н.э. до IV тыс. до н.э.). 2.Энеолит (енеос - медь; литое - камень) - медно-каменный век (IV-III тыс. до н.э.). 3.Бронзовый век (II тыс. до н.э. - VIII век до н.э.). 4.Железный век (с VIII века до н.э.).

Основой такой периодизации стало использование человеком орудий труда из разного материала - камня и металлов: меди, бронзы, железа. Железный век завершил историю первобытного общества.

Поскольку каменный век является самым продолжительным во времени, ученые разделили его на несколько периодов:

    1.Палеолит - древний каменный век (палеос - давний) - от древнейших времен до X тысячелетия до н.э. 2.Мезолит (мезос - середина) - средний каменный век (IX-VI тыс. до н.э.). 3.Неолит (НЕОС - новый) - новый каменный век (VI-IV тыс. до н.э.).

В настоящее время основные орудия труда изготовляли из камня (кремня, обсидиана и т.д.). Конечно, люди использовали и другой материал - дерево, рог, кость, речные ракушки и т.п. Однако, все же доминировал камень.

Известно, что история изучает прошлое по двум видам источников - письменными и вещественными. От жизни древнейших людей на территории Украины остались лишь вещественные источники. их находят, исследуют и изучают археологи. Археологическая наука разделяет остатки жизни и деятельности человека на остатки материальной культуры и на археологические памятники.

К материальной культуры древнего человека относятся орудия труда, оружие, украшения, предметы быта, жилье, идолы богов - т.е. все, что окружало и наполняло жизнь людей.

Археологическими памятниками ученые называют большие остатки предметов материальной культуры и жизнедеятельности древнего человека. Прежде всего это захоронение, могильники (древние кладбища), сокровища (оружия, украшений, различных предметов), а также стоянки (места временного проживания людей), поселки и села (постоянные места проживания), городища (укрепленные поселения), города (крупные городища) и святилища (места поклонения богам.

Археологи находят вещественные источники основном на значительной глубине, в так называемых культурных слоях. Земля сохранила память о своих древних обитателей. Но из человеческой памяти стерлись имена людей, названия племен и народов, поселков и городищ. Поэтому, исследуя подобные материальные и археологические памятники в одной местности, археологи объединяют их в археологические культуры, т.е. группы родственных памятников, относящихся к одному времени, расположенные на одной территории и имеют общие черты - однотипные захоронения, похожие орнамент и форма посуды, оружие, орудия труда. Археологическую культуру называют по месту первой находки (трипольская), за территорией (буго-днестровская), по форме или видом украшения посуды (линейно-ленточная керамика), по типу захоронения (ямна, катакомбная). Создали их племена и народы, названия которых мы никогда не узнаем.

Где начиная с VIII в. до н.э., историческая наука имеет и письменные источники по древней истории Украины. Преимущественно это свидетельство древних греков - историков, географов, ученых, поэтов - о племенах и народах, населявших Северное Причерноморье. Прежде всего, это «Одиссея» и «Илиада» Гомера, «История» Геродота, произведения врача Гиппократа, «Географии»

Страбона и Птолемея Александрийского.

О первых ст. нашей эры племена и народы, прошедшие по украинской земле, оставили скупые свидетельства римские историки Плиний Старший (погибшего под лавкой Везувия в 79 г. н.э.), Корнелий Тацит в сочинении «Германия». Более подробные сведения о раннем средневековье содержатся в книгах историков VI в. - Византийцев Прокопия Кесарийского («Война с готами») и Маврикия Стратега («Стратегикон») и гота Иордана («История готов».

О древнейшей истории Украины говорится и в выдающемся произведении отечественной литературы - «Повести временных лет». ее написал монах Киево-Печерской Лавры в начале XII века, пользуясь произведениями предшественников, не дошедших до наших дней.

histua.com

Шпаргалка - Хронологические рамки периода государственной раздробленности на Руси

Определите хронологические рамки периода государственной раздробленности на Руси

Феодальная раздробленность — прогрессивный, закономерный процесс экономического усиления и политической децентрализации феодальных владений. Этот процесс переживали все европейские страны. На Руси раздробленность произошла в с.XII-XIII вв.

В популярной исторической литературе термин феодальная раздробленность связывается с причиной татаро-монгольского ига и всех бедствий, которые наступили в русских землях на протяжении 500 лет. Основу феодального способа производства составляет натуральное хозяйство (совокупность товаропроизводителей, объединённых собственностью на средства производства). Возникшее феодальное производство, призванное урегулировать отношения между феодалами и зависимыми крестьянами, обычно краткосрочно по времени своего существования, например, Империя Карла Великого.

Возникшая во второй половине 10 в. и ставшая в 11 в. нормой практика раздачи правителями Древнерусского государства (великими киевскими князьями) земель в условное держание своим сыновьям и другим родственникам привела во второй четверти 12 в. к его фактическому распаду. Условные держатели стремились, с одной стороны, превратить свои условные держания в безусловные и добиться экономической и политической самостоятельности от центра, а с другой, подчинив местную знать, установить полный контроль над своими владениями. Во всех регионах (за исключением Новгородской земли, где по сути дела утвердился республиканский режим и княжеская власть приобрела военно-служебный характер) князьям из дома Рюриковичей удалось стать суверенными государями, обладающими высшими законодательными, исполнительными и судебными функциями.

Они опирались на аппарат управления, члены которого составляли особое служилое сословие: за свою службу они получали или часть доходов от эксплуатации подвластной территории (кормление), или земли в держание. Главные вассалы князя (бояре) вместе с верхами местного духовенства образовывали при нем совещательно-консультативный орган — боярскую думу. Князь считался верховным собственником всех земель в княжестве: часть их принадлежала ему на правах личного владения (домен), а остальными он распоряжался как правитель территории; они делились на домениальные владения церкви и условные держания бояр и их вассалов (слуг боярских).

Большую часть товаропроизводителей составляли крестьяне-общинники.

Приоритетными причинами феодальной раздробленности были внутри и внешне политические. Несовершенство законодательства определяло порядок аследования («лестничный» — старший в роду становился во главе государства). Ричард Пайпс, классический сторонник «Норманнской теории», утверждал, что варяги настолько пренебрежительно относились к славянам, что даже не удосужились оставить какой-нибудь закон о порядке передачи власти.

В действительности же сам вариант развития древнерусского общества — экстенсивный, заставлял киевских князей оборонять рубежи братьям, которые в силу особенностей славянского способа производства, становились врагами.

«Лестничный» принцип наследования породил борьбу за престол. Другой причиной феодальной раздробленности стало ослабление внешнеполитической опасности. В конце XI в. в дикой степи печенегов сменили половцы, которые очень быстро сами распались на отдельные воинственные группы, с которыми отдельные князья научились договариваться, использовать в своих целях. Необходимости создавать большую дружину не было.

предпосылки раздробленности, систематизировав их

ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
Единого русского |государства не существовало уже при сыновьях Ярослава Мудрого, и единство поддерживалось скорее |родственными связями и общими интересами в обороне от степных кочевников. |Движение князей по городам по «Ряду Ярослава» создавало нестабильность. Решение Любечского съезда ликвидировало это сложившееся правило, окончательно раздробив государство. Потомков Яролслава интересовала не борьба за старшинство, а увеличение собственных владений за счет соседей. Половецкие набеги на Русь способствовали во многом консолидации русских князей для отражения внешней опасности. Ослабление опасности с юга разрывало союз русских князей, которые в междоусобицах не раз сами приводили половецкие войска.

Марксисткая историография

выдвигала экономические

причины на первый план. |Период феодальной |раздробленности |рассматривался как закономерный этап

развития феодализма.Г осподство натурального хозяйства не способствовало

установлению прочных |связей между регионами и вело к обособленности.

Появление феодальной вотчины с эксплуатацией зависимого населения

требовало сильной власти |на местах, а не в центре. Рост городов, колонизация и развитие новых земель привели к возникновению новых крупных центров

Руси. Слабо связанных с Киевом.

Сколько независимых государств образовалось в результате распада?

В XI в. произошёл распад единого Древнерусского государства на 13-14 княжеств. Наиболее выделяющимися по своим особенностям развития были: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и Новгородское княжества. В то время процесс оттока (по выражению Льва Гумилёва) пассианарно-активного населения, т.е. способного на переселение и жизнь на новом месте, из исторически-сложившихся мест расселения славян в северную Русь. Земли северо-западной Руси исключительно богатые лесом, полезными ископаемыми, защищённые от набегов кочевников. Очень большое значение приобрели Суздаль, Муром, Ростов, Ярославль, Галич, Нижний Новгород, Владимир-на-Клязьме.

Наиболее политически активными княжествами стали Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородское княжества. Киев же утратил свой авторитет. Для князей занятие Киевского престола становился чисто символическим событием, тем не менее, сам этот факт порождал распри, междоусобицы.

Галицко-Волынское княжество. Наибольшую известность из местных князей имел Ярослав Осмомысл(1152-1187). Он знал 8 иностранных языков. Наиболее крупными и значимыми городами были Владимир Волынский, Галич, Перемышль, Холм, Каменец. Княжество исключительно богато ценными породами леса (бук, орех), каменным углем. При Волынском князе Романе Мстиславовиче в 1199г. произошло объединение Галицкого и Волынского княжеств. Сын Романа Даниил(1234-1264) стал бороться за объединение земель против захватчиков, но не получив поддержки со стороны князей, заключил союз с Папой Римским.

Даниил даже принял титул короля, но реальной помощи не добился. Дело в том, что крестоносцы могли бы помочь Руси, но основной целью их походов было обогащение. Крестоносцам-католикам ничего бы не досталось после Орды.

Даниил разочаровался в союзе с Папой Римским и отверг его. Галицко-Волынское княжество характеризуется большим влиянием дворянства в политической жизни. Бояре называли Даниила князем и самостоятельно распоряжались в своих землях. Это говорит о влиянии политических традиций Западной Европы, где власть аристократии была очень велика.

Киев оставался центром русских земель, но лишь формальным, также сохранялся приоритет в религии столицы.

Неизвестный автор «Слова о полку Игореве», обращаясь к русским князьям, призывал их к объединению, прекращению кровавых междоусобиц, которые приводили к трагическим последствиям для русских земель. Из самого этого выдающегося произведения древнерусской литературы видно: не исчезла сама идея единства Русской земли, междоусобицы исключительно тяжело отражались на населении. Феодальная раздробленность есть процесс объективный и закономерный. Он приводит к развитию и расцвету культуры в материальном и духовном направлении. Но в наших условиях процесс феодальной раздробленности проходил иначе, чем в Западной Европе. Русские князья привлекали половцев в качестве союзников. Феодальная раздробленность ослабляла княжества, прежде всего, с точки зрения их способности защиты от врагов. Это фактически привело к гибели Древнерусской цивилизации.

Каково значение государственной раздробленности в отечественной истории?

Всю феодальную Русь до начала XIII века (до татаро-монгольского нашествия) мы должны представить себе как полтора десятка самостоятельных княжеств. Все они жили самостоятельно, независимой друг от друга жизнью, представляя собой микроскопические государства, мало сцепленные друг с другом и в известной степени свободные от контроля государства.

Но не правильно считать феодальную раздробленность временем упадка и регресса или отожествляя ее с княжескими усобицами, начавшимися еще в X веке. Для молодого русского феодализма единая Киевская Русь была как бы нянькой, воспитавшей и охранившей от всяких бед и напастей целую семью русских княжеств.

Они пережили в ее составе и двухвековой натиск печенегов, и вторжений варяжских отрядов, неурядиц княжеских распрей, и нескольких войн с половецкими ханами. К концу XII века выросли на столько, что смогли начать самостоятельную жизнь. И этот процесс был естественным для всех стран Европы, беда Руси заключалась в том, что начавшиеся процессы объединения русских земель были нарушены татаро-монгольским нашествием, на борьбу с которым Русь потратила более 150 лет.

Список использованной литературы

История России и её ближайших соседей. Том 5. Москва.1997.

Смирнов А.Н., Древние славяне. Москва, 1990.

Рыбаков Б.А. " Мир истории ". Москва,1991.

История России с древнейших времен до конца XX века. Москва, 1996.

Мунчаев Ш.М., Устинов Е.М. История России: Учебник/ /Москва,1997.

Скрынников Р.Г. Русь X — XVII в. Учеб пособие. СПб.,1999

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ

3.1. Причины государственной раздробленности

Государственная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества. Период государственной раздробленности охватывает XII-XV вв. Это время сложных противоречивых процессов. С одной стороны, ослабевает общий военный потенциал, происходят междоусобные войны и возрастает дробление княжеских владений, а с другой — происходит бурный рост городов, расцвет своеобразной культуры отдельных княжеств XII — начала XIII вв.

Широкое освоение новых земель, рост культуры земледелия, повышение урожайности — все это свидетельствовало о развитии производительных сил и сельскохозяйственного производства. Археологи насчитывают более 40 видов металлических орудий труда. Ведущей становится трехпольная система земледелия.

Продолжавшийся процесс отделения ремесла от сельского хозяйства стимулировал рост городов. К моменту монголо-татарского нашествия их насчитывалось около 300.

Укреплялась власть крупнейших феодалов на местах, зарождались местные административные центры. Князья боролись за расширение границ своего княжества за счет более мелких феодалов и смердов, а не за власть в Киеве. Основной экономической мощи становилась эксплуатация труда, а не дань. Для охраны своей собственности, захвата новых земель, для подавления сопротивления крестьянства князь-феодал создавал дружину. Дружинники тоже были феодалами, но менее крупными и зависимыми от князя, поскольку получали от своего господина землю или долю княжеского дохода. Феодальные вотчины и крестьянские общины носили натуральный характер. Связи с рынком были нерегулярными. В условиях натурального хозяйства имелась возможность отделиться от центра и существовать как самостоятельное княжество.

Великий князь уже не имел ни сил, ни власти, достаточной для того, чтобы предотвратить распад единого государства. Главной силой разъединительного процесса выступило боярство, с его помощью местные князья установили свою власть в каждой земле. Вместе с боярами князья решали вопросы внутреннего устройства, объявляли войны, подписывали мир и заключали любые союзы. Однако впоследствии между ними стали возникать неизбежные противоречия в борьбе за влияние и власть. В Новгороде и Пскове бояре сумели подчинить себе князей и установить боярские феодальные республики. В других землях, где князья смогли подавить сепаратизм бояр, власть князей установилась в форме монархии.

Количество самостоятельных княжеств не было устойчивым из-за семейных разделов и объединения некоторых из них. В середине XII в. насчитывалось 15 удельных княжеств, накануне ордынского нашествия — около 50, а в XIV в., когда уже начался процесс феодальной консолидации, число их приблизилось к 250.

3.2. Характерные черты государственной раздробленности

Распад единого государства на отдельные княжества и феодальные республики — экономически самостоятельные, со своими правящими династиями, местным аппаратом управления, судопроизводством, административным центром (столицей). Возникновение трех политических центров: Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств и Новгородской боярской республики. Совпадение границ княжеств с рамками бывших племенных союзов, этническая и областная устойчивость которых поддерживалась природными рубежами и вековыми культурными традициями.

Господство земледельческого натурального хозяйства при одновременном развитии ремесел и городов. Сохранение княжеской власти над городами (в Западной Европе города уже освободились от власти сеньоров и создали выборные городские советы). Русские же города выступали как центры политико-административной власти, были тесно связаны с волостями и подчиняли их население. Монголо-татарское нашествие вызвало упадок ремесел и резкое ослабление политической и экономической роли городов с середины XIII в.

Главной формой земельной собственности были вотчины князей, бояр, церквей, монастырей. Развивался процесс утверждения сословной иерархии в форме княжеско-подданических отношений. В Киевской Руси позднее, чем в Западной Европе, возникла система вассалитета.

Колонизация территории происходила параллельно с борьбой против Великой Степи. Главным образом осваивались земли на севере и северо-востоке (Карелия, Подвинье, Прионежье, Поморье).

3.4. Последствия государственной раздробленности

Положительные — для феодальных земель:

развитие хозяйственной жизни, новых форм поземельных и политических отношений;

расцвет городов и ремесел;

закрепление земель на основе наследственного права и значительное уменьшение княжеских конфликтов;

расцвет своеобразной культуры в княжествах.

Отрицательные — для государства в целом:

междоусобные войны;

обострение борьбы князей и бояр;

возрастающее дробление княжеских владений и появление к концу XIV века микрогосударств, лишенных перспективы исторического развития из-за самоизоляции и сепаратизма;

ослабление общегосударственного военного потенциала.

Золотая Орда

В начале XIII века монгольские племена, объединенные властью Чингисхана, начали завоевательные походы, целью которых было создание огромной сверхдержавы. Уже во второй половине XIII века пространство от Тихого океана до Дуная оказались под контролем потомков Чингисхана — Чингизидов. Сразу после своего появления исполинская империя разделилась на отдельные части (улусы), крупнейшим на которых был улус потомков Джучи (старшего сына Чингисхана), куда вошли Западная Сибирь, часть Средней Азии, Приуралье, Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Крым, земли половцев и других тюркских народов. Западная часть улуса Джучиева стала юртом сына Джучи Батыя и получила название в русских летописях «Алтын Орда», «Золотая Орда» или просто «Орда».

Начало политической истории Золотой Орды относится к 1243 году, когда Батый возвратился из похода в Европу. В этом же году великий князь Ярослав первым из русских правителей прибыл в ставку монгольского хана за ярлыком на княжение.

Золотая орда была одним из крупнейших государств средневековья. Ее военная мощь в течение долгого времени не имели равных. Дружбы с ордынцами искали правители даже отдаленных стран. По территории орды проходили важнейшие торговые маршруты, связывающие Восток и Запад.

В научной и учебной литературе — как и на уровне обыденного сознания — утвердились некоторые стереотипы и заблуждения связанные с Золотой Ордой. Это относится к развитию культуры, наличию городов, соотношению понятий «монголы» и «татары», некоторым моментам русско-ордынских отношений. Долгое время Золотая Орда была нежелательной темой в науке, любой положительный факт по отношению к ней казался сомнительным. Термин «татарщина» в трудах классиков марксизма был синонимом варварства и нес исключительно пренебрежительный смысл.

Растянувшись от Иртыша до Дуная, Золотая Орда с этнической точки зрения представляла собой весьма пеструю смесь самых разных народов — монголы, волжское булгары, русские, буртасы, башкиры, мордва, ясы, черкесы, грузины и пр. Но основную массу населения составляли половцы, в среде которых уже в XIV веке стали растворяться завоеватели, забывая свою культуру, язык, письменность (подобные процессы характерны были и для других государств, созданных монгольскими завоевателями). Многонациональный характер Орды наследовался ею вместе с завоеванными территориями, принадлежавшими ранее государствам сарматов, готов, Хазарии, Поволжской Булгарии.

В литературе самое широкое хождение получило наименование населения золотой Орды «монголо-татарами». После знакомства с историческими фактами условность этого термина становится очевидной.

Этноним «монголы» является самоназванием объединенных Чингисханом племен, однако повсюду, где появлялись монгольские войска, их называли татарами. Это было связано исключительно с китайской летописной традицией, с XII века упорно именовавшей всех монголов «татарами», что соответствовало европейскому понятию «варвары». Это название китайцы распространяли не только на монголов. За одним из племен, несшим пограничную службу на северной границе Китая и охранявшим ее от монголов, этноним «татары» закрепился как самоназвание. Татары постоянно враждовали с монголами, в XII веке отравили отца Чингисхана. Придя к власти в Монголии, Чингисхан поголовно истребил их. Однако китайцы продолжали применять термин татары по отношению к монголам. Оно и было принесено в Европу из Китая задолго до похода Батыя. Русские летописи по отношению к населению Золотой Орды употребляли слово «татары», хотя на Руси хорошо знали, что основатели улуса Джучи называли себя монголами. Словесный гибрид «монголо-татары» возник в XIX веке и укрепился в российской историографии, хотя в войсках Чингисхана и Батыя никаких татар не было. Современные татары не имеют отношения к народу, обитавшему до XIII века на границе Монголии с Китаем. Они возникли в результате сложных межэтнических контактов и взаимодействий.

Одно из стереотипных представлений о Золотой Орде состоит в том, что это государство было чисто кочевническим и почти не имело городов. Этот стереотип переносит ситуацию времен Чингисхана на всю историю Золотой Орды. Уже приемники Чингисхана отчетливо поняли, что «нельзя управлять Поднебесной, сидя на коне». В Золотой Орде было создано более сотни городов, выполнявших функции административно-налоговых и торгово-ремесленных центров. Столица государства — город Сарай — насчитывала 75 тыс. жителей. По средневековым масштабам это был огромный город. Нельзя, однако, забывать и того, что эти города были построены сотнями тысяч пленных, которых монголы сгоняли из завоеванных территорий. Подавляющее большинство монгольских городов было разрушено Тимуром в конце XIV века, но некоторые сохранились до наших дней — Азов, Казань, Старый Крым, Тюмень и др. На золотоордынской территории строились города с преобладанием русского населения — Елец, Тула, Калуга. Это были резиденции и опорные гарнизоны баскачества («Калуга» переводится на русский язык как «застава»). Благодаря союзу городов со степью развивались ремесла и караванная торговля, создавался экономический потенциал, длительное время способствовавший сохранению могущества Орды.

Культурная жизнь Орды характеризовалась многоэтничностью, а также взаимодействием кочевого и оседлого укладов. В начальном периоде Золотой Орды культура развивалась во многом за счет потреблений достижений завоеванных народов. Это не значит, тем не менее, что монгольский субстрат золотордынской культуры не имел самостоятельного значения и влияния на покоренные племена. У монголов была сложная и очень своеобразная обрядовая система. В отличие от ситуации в соседних мусульманских странах в общественной жизни Орды довольно высокой была роль женщин. Очень характерным для монголов являлось чрезвычайно спокойное отношение к любым религиям. Веротерпимость вела к тому, что сплошь и рядом даже в одном семействе уживались приверженцы различных исповеданий, К примеру, в роду самих Джучидов хан Батый был язычником, его брат — Берке мусульманином, сын Сартак — христианином.

Развивалась традиционная народная культура — особенно богатый и яркий фольклор героико-былинного и песенного характера, а также орнаментально-прикладное искусство. Важнейшей культурной чертой монголов-кочевников было наличие собственной письменности.

Строительство городов сопровождалось развитием архитектуры и домостроительной техники. После принятия ислама в качестве государственной религии в XIV веке стали интенсивно строиться мечети, минареты, медресе, мавзолеи, монументальные дворцы. В разных районах Золотой Орды достаточно четко выделялись зоны конкретного влияния различных градостроительных традиций — булгарских, хорезмских, крымских и т.п.

Постепенно различные элементы многоэтничной культуры объединялись в одно целое, перерастали в синтез, в органическое сочетание разнообразных черт духовной и материальной культуры разных народов, населяющих Золотую Орду. А в отличие от Ирана и Китая, где монгольская культура быстро и легко растворилась без заметных следов, в Золотой Орде в один поток слились культурные достижения разных народов.

www.ronl.ru