Возникновение древнейших государств игпзс. Предмет истории государства и права зарубежных стран: изучение возникновения, развития и функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран. Периодизация курса. Возникновение древнейших государств игпзс


1. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран. Периодизация курса.

Предмет ИГПЗС - государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.

Объектом изучения истории государства и права являются государство и право в процессе своего исторического развития, явления социальной жизни, происходящие в государственно-правовой области.

История государства и права, как историко-правовая наука, обладает целым рядом методов изучения государственно-правовых институтов.

Формально-юридический метод - изучение событий и фактов, имеющих правовое значение и подлежащих истолкованию при помощи юридических терминов, конструкций и логики.

Структурно-аналитический метод предполагает уяснение структурных элементов и особенностей институтов государства и права. Во взаимосвязи с ним стоит структурно-системный метод. Эти методы применимы при анализе организации, типологии и функционировании правовых институтов, отраслей права, учреждений государственной власти и т.д.

Сравнительно-исторический юридический метод анализа и обобщения содействует упорядочению наших знаний и представлений о наиболее общих или наиболее характерных особенностях возникновения, функционирования права в его взаимосвязи с деятельностью институтов государства.

Конкретно-исторический метод предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они сложились и получили развитие, т.е. в конкретно-исторической обстановке.

История государства и права изучается при помощи совокупности всех методов.

Периодизация истории государства и права. В современной литературе принято выделять в истории человечества следующие основные периоды:

I период – Государство и право Древних веков (IV тысячелетие до н.э. – V в.н.э.).

II период – История государства и права Средних веков (V в. н.э. – XVII – XVIII вв.).

III период – История государства и права Нового времени (XVII – XVIII вв. – начало XX в.).

IV период – История государства и права новейшего времени (начало XX в. – по настоящее время).

Каждый из этих периодов предоставляет собой историческую ступень в развитии государства и права.

2. Общественный и государственный строй древнего египта

Общественный строй. Всё население делилось на свободных и зависимых.

Свободные – крестьяне – общинники (мереты), полусвободные крестьяне – общинники (хемму), служивый люд. К господствующему социальному слою относились родоплеменная аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Зависимые – рабы (государственные, храмовые, общинные, частные). Источники рабства – воен. плен, за долги, дань. Рабов наказывала в соответствие с законом. Если раба наказывали незаконно, то он имел право убежать от хозяина в храм.

Государственный строй. В Египте раньше, чем в других государствах сложилось классовое общество и впервые в мире возникло государство. Когда это произошло достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н.э. государство в Египте существовало.

Государственный аппарат Древнего Египта возглавлялся фараоном, т. е. царем или монархом, личность которого обожествлялась и приобретала наследственный характер.

Главой правительства Древнего Египта являлся визирь, который назначался и смещался фараоном. Функции визиря: 1. Распорядитель воли Фараона. 2. назначал (освобождал) от должности чиновников. 3. Хранитель государственной печати. 4. Возглавлял высшую судебную инстанцию страны – шесть судебных палат.

Со временем компетенции визиря усложняются, ему подчинены и войска, и крепости. Но в области финансовой на первое место выдвигается казначей.

Во главе военного ведомства стоял начальник - представитель высшей чиновной знати, а иногда и какой-нибудь член царской фамилии. Армия комплектовалась из населения самого Египта, а также покоренных стран.

Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. Высшие должностные лица и правители были одновременно и верховными судьями.

Форма правления – восточная деспотия, но не в полной мере, т.к. * фараон был ограничен религией * жрецами оракула, т.к. их вещание было обязательно, в.т.ч. для фараона.

studfiles.net

Краткий конспект лекций по истории государства и права зарубежных стран.

Тема 1. Введение. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран.

История государства и права зарубежных стран — это общественная, историко-правовая наука. Предмет науки- исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических институтов.Цель— выявление исторических закономерностей развития государства и права.

История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной - теорией государства и права. При помощи логического метода в теории государства и права отражается исторический процесс в абстрактной форме, вырабатывается система общеправовых понятий и категорий, широко используемых в учебном курсе истории государства и права.

Таким образом, история государства и права— это наука о государстве и праве отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития в хронологической последовательности, в конкретной исторической обстановке, на основе выявления исторических закономерностей этих процессов, действующих в границах исторических эпох.

Эту науку на западе называют всеобщей историей права, которая возникла на рубеже XVIII—XIX вв. Теоретическое и практическое значение истории государства и права зарубежных стран заключается в возможности глубже познать государственно-правовые реалии современности. Также получить необходимые знания по осуществлению глубоких экономических реформ, по демократизации политической жизни и охране прав граждан, прогнозировать дальнейшее развитие государства и права.

В историко-правовой литературе в России в течение ряда лет господствовала марксистская пятичленная периодизация исторического процесса (первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм). В настоящее время в отечественной науке утвердилось понятие «цивилизация», которое сложилось в Европе в середине XVIII века. На первое место при новом взгляде ставится человек, его внутренний мир, опыт, мировоззрение, способы ориентации, образ жизни и система ценностей.

На данный момент, как принято считать в науке, существуют два пути развития человеческого общества, две цивилизации - Запад и Восток.

В истории государства и права зарубежных стран используются различные подходы (методы), такие как: конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный. Конкретно-исторический метод заключается в рассмотрении государственно-правовых явлений в той своеобразной социальной среде определенного государства и его правовой системы. Сравнительно-правовой метод предполагает выявление общих закономерностей и общих признаков в развитии государства и права в один период времени, но в различных странах (синхронное сравнение) и в разных периодах исторических эпох (диахронное сравнение). Системный подход предполагает выделение из общей структуры государственно-правовых явлений отдельных существенных признаков или неповторимых особенностей государства и его правовой системы.

В литературе принято выделять такие основные эпохи: древний мир, средние века, новое и новейшее время (XX век). При изложении материала используются не формационные границы эпох, а цивилизационный подход.

studfiles.net

изучение возникновения, развития и функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее

1. Предмет истории государства и права зарубежных стран:
  • изучение возникновения, развития и функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности;
  • анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве;
  • исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей.
2. Методология курса «История государства и права зарубежных стран».

Основные методы истории государства и права зарубежных стран:

• исторический;

• сравнительно-исторический;

• системно-структурный;

• статистический.

^ подходит к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям. Данный метод выявляет

основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

^ основан на том, что выявленные

исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении,

сопоставлении их с серией других сходных фактов. Конкретные государ-

ственно-правовые явления изучаются путем:

  • синхронного сравнения - сопоставления их отдельных качеств с показателями других однотипных и одновременных явлений;
  • диахронного сравнения - сопоставления самих явлений или даже одного
явления с самим собой на разных временных этапах развития.

Эти методы используют следующие научные приемы:

• аналогию;

• экстраполяцию.

Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых

неточны, неполны или фрагментарны. Умозаключением по аналогии

является вывод о сходстве некоторых явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях.

Экстраполяцией называется распространение выводов, полученных в

ходе исследования одной части явления (процесса), на другую его часть.

В тех случаях, когда объектом исследования является исторический

процесс, выводы, полученные в результате исследования завершившейся

ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего, то есть предоставляют возможность научного прогнозирования.

^ эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает: изучение структуры элементов, их

внутренние и внешние связи, выявление системообразующих элементов.

Вышеназванными методами осуществляются исследования качественных сторон исторического процесса. При исследовании его количественных сторон наука использует статистический метод. Он помогает отделить необходимое от случайного, выявить закономерность определенных процессов, связанных с массовыми явлениями. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

^

Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. 

^

В советской исторической науке наибольшее распространение получила схема пяти формаций (так называемая «пятичленка»), которая была разработана советскими учёными на основе произведений Маркса и Энгельса, в частности работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Фридриха Энгельса. Суть концепции заключалась в том, что любое человеческое общество проходит в своём развитии пять последовательных этапов — первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Данная схема в качестве непререкаемой догмы вошла во все учебные и справочные марксистские издания, а советские историки прикладывали значительные усилия, чтобы найти последовательную смену формаций в истории любого общества.

Так называемые «творческие марксисты» воспринимали пятичленную схему как главный ошибочный конструкт марксистской теории и именно против нее были направлены их основные критические высказывания. В очень высокой степени развитие творческого марксизма в СССР следует связывать с дискуссией об азиатском способе производства — шестой формации, существование которой постулировал Маркс, но отвергали советские учёные.

Исходя из озвученных в ходе дискуссии новых идей сформировались новые формационные схемы, отличные от схемы пяти формаций. В одних концепциях формаций шесть — между первобытностью и рабовладением исследователи располагают «азиатский (политарный) способ производства» (Семенов; Коранашвили; Капустин; Нуреев и др.). В других формаций четыре — вместо рабовладения и феодализма «большая феодальная формация» (Кобищанов) или единая докапиталистическая формация — «сословно-классовое общество» (Илюшечкин). Кроме однолинейных формационных схем, появились многолинейные, фиксирующие отличия развития западной цивилизации и незападных обществ. Многолинейный подход к всемирной истории наиболее последовательно отстаивал Л. С. Васильев.

В настоящее время (2011 год) один из наиболее последовательных сторонников формационной теории остаётся Ю. И. Семёнов. Он создал глобальную формационную (эстафетно-формационную) концепцию мировой истории, согласно которой, ни одно общество не обязано проходить все формации, на чём настаивала советская историческая наука. Последние общества не проходят той стадии, на которой находились первые, не повторяют их движение. Выходя на магистраль человеческой истории, они сразу начинают движение с того места, на котором остановились ранее некогда передовые общества.

^

В отличие от стадиальных теорий, в том числе марксистской, цивилизационный подход рассматривает исторический процесс в другой плоскости, не в диахронной «вертикали», а в пространственном «горизонтальном» измерении. Сторонники такого подхода полагают, что выделение равноценных цивилизаций позволяет избежать вопроса о прогрессе в истории, а значит — избежать градации развитых, развивающихся и не развитых народов.

Цивилизация - три трактовки:

1) цивилизация - это синоним культуры, в марксистской философии употребляется также для обозначения материальной культуры;

2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры;

3) ступень общественного развития, следующая за варварством

А также понятия, разработанные философами ХХ века:

1) цивилизация - определенная ступень в развитии культуры народов и регионов

2) ценность всех культур, носящая общий характер для всех народов

3) конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона - его "закат"

4) высокий уровень материальной деятельности человека, орудий труда, технологии, экономических и политических отношений и учреждений .

Однако в современной социальной философии цивилизация - крупномасштабная социально-культурная общность людей и народов.

Теория цивилизаций имеет множество достоинств, помогая раскрыть механизмы исторического развития, выявить его пути и особенности.

 С  помощью цивилизационного подхода можно выделить ряд социально-культурных различий современных восточной и западной цивилизаций:

1. по характеру связи личности и общества

2.   по социально-психологическим установкам человека

3.   по характеру развития социокультурной жизни

В истории бывают такие периоды когда роль одного человека в решении каких-то исторических проблем может быть более значимой, чем роль других факторов, даже взятых вместе.

Цивилизационный подход к пониманию исторического процесса не лишен некоторых недостатков. В нем не учитывается связь между различными цивилизациями, не объясняется феномен повторяемости.

Этапы в развитии общества и соответственно типы обществ:

1) традиционное общество (докапиталистическое),

2) капиталистическое общество (включает раннюю, переходную форму индустриального общества, зародившуюся в XVII - XVIII веках в Западной Европе, а также индустриальное общество, начиная с середины XIX века),

3) постиндустриальное общество (с 60-х годов ХХ века).

Таким образом, человечество проходит как бы три "волны" цивилизации. В традиционном обществе преобладало сельское хозяйство, в индустриальном - промышленность, в постиндустриальном - сфера услуг, в которой определяющую роль играет информация.

^

К числу причин возникновения древневосточного государства можно отнести необходимость строения ирригационных систем (орошения). Потребность в сооружении и эксплуатации этих систем, а также необходимость в надёжной защите создавали естественную основу самостоятельной публичной власти. Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство. Основными причинами появления государства здесь были:

– потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;

– необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;

– необходимость единого, централизованного руководства этими массами.

Государственный аппарат возник из аппарата управления родоплеменными объединениями. Выделяясь из общества, государственный аппарат становился во многом противоположным ему по своим интересам, постепенно обособлялся от остального общества, превращался в господствующий класс, эксплуатирующий труд общинников.

Следует указать и на то, что восточное общество было застойным, стагнационным: на протяжении веков, а иногда и тысячелетий, оно практически не развивалось. Так, государство в Китае возникло на несколько веков раньше, чем в Европе (в Греции и Риме). Хотя в Китае имели место существенные социальные потрясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные и т. п.), однако они приводили лишь к смене царствующих династий, само же общество вплоть до начала XX в. оставалось в основном неизменным.

^

Древневосточная государственность сформировалась не сразу в окончательно готовом виде. Государственно-политическое развитие древности началось с этапа номовых государств — административно-хозяйственных объединений общин, только начинавших терять свой родовой и первобытный характер. Подлинное оформление институтов власти происходило на этапе государственной централизации (весьма относительной в условиях древнего общества). Тогда не только государства укрупнились в пространстве и во времени (стали более «живучими»). В них появились полноценные и самостоятельные системы администрации, суда, финансов, подчиненных единым государственным нуждам, сложилась устойчивая традиция монархии как первого известного истории общераспространенного типа властвования. Наконец, на этапе государства-империи власть и управление в обществе окончательно утратили свои исторические связи с родовым строем и клановым управлением, а совершенствовались и исчезали, подчиняясь собственным закономерностям, по прихотям военной и политической истории цивилизаций.

^

Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале - Древний Восток, затем - Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества. Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения. На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти. Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т.е. само государство выступало организатором производства.

Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство. Основными причинами появления государства здесь были:

– потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;

– необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;

– необходимость единого, централизованного руководства этими массами.

Государственный аппарат возник из аппарата управления родоплеменными объединениями. Выделяясь из общества, государственный аппарат становился во многом противоположным ему по своим интересам, постепенно обособлялся от остального общества, превращался в господствующий класс, эксплуатирующий труд общинников.

Развитие традиционных цивилизаций шло двумя путями. Первый связан с полным подавлением личной свободы и собственности и формированием на этой основе государства-общины. Этот путь характерен для относительно богатых природными ресурсами древневосточных обществ.

Для азиатского пути характерно:

   • возникновение из родоплеменной знати (трансформация знати). Вождь, старейшины становятся непосредственно государством, когда появляются силовые структуры, естественные пути возникновения;

   • экономическая основа - общественная и государственная собственность;

   • политическое господство основывается не на богатстве, а на занимаемой должности;

   • чиновничий аппарат складывается до появления частной собственности, резервные фонды с продуктами требовали следящих за ними чиновников;

^

8. Основные этапы развития государства на Древнем Востоке.

Первый этап развития государств Древнего Востока связан с формированием первых очагов цивилизаций — номовых государств в Египте и городов-государств в Двуречье — и охватывает конец V — IV тысячелетие до Р.Х.

Второй этап — эпоха централизованных царств — приходится на III—II тысячелетия до Р.Х. Возникшие в это время цивилизации Эгеиды, Закавказья, Иранского нагорья и Аравийского полуострова находились в теснейшем контакте с древними цивилизациями Ближнего Востока, тогда как современные им цивилизации Индии и Китая развивались изолированно.

Для этой эпохи характерно господство натурального хозяйства. Становление двух форм собственности на землю, воду и полезные ископаемые — царско-храмовой и общинной — стало основой сосуществования двух секторов экономики — общинного и централизованного, государственно-храмового.

Третий этап — первая половина I тысячелетия до Р.Х. — эпоха возникновения и гибели великих империй — таких, как Новоассирийская, Нововавилонская, Ахеменидская и Циньская. Ведущей тенденцией их развития была интеграция составляющих эти супергосударства регионов и выравнивание уровней их развития.

Для этой эпохи были характерны рост роли товарного хозяйства и частной собственности.

Древневосточные общества на Ближнем Востоке прекратили существование после походов Александра Великого (336—323 гг. до Р.Х.). На Среднем и Дальнем Востоке древние цивилизации, в большей степени развивавшиеся изолированно, плавно вросли в цивилизации средневековые (заметно отличавшиеся от феодальной цивилизации Западной Европы).

userdocs.ru

Тема 1. Предмет ИГПЗС. Государство и право стран Древнего Востока

Методические указания

Б3.Б.3История государства и права зарубежных стран

(индекс и наименование дисциплины по учебному плану)

Направление подготовки 030900.62 "Юриспруденция"

 

 

Курс 1

Форма обучения очная

 

 

Общая трудоемкость дисциплины по ГОС ВПО: 252 часа

7 зачетных единиц

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

 

Предлагаемая дисциплина «История государства и права зарубежных стран» предназначена для студентов пер­вого курса, специальности (направления) «Юриспруденция».

При работе с конспектом лекций, которые имеются в УМКД обратите внимание на сформулированные в начале каж­дой лекции учебные цели.

В процессе изучения темы обращайте внимание на выделенные термины, старайтесь запомнить их значение. Наиболее важные проблемы курса выделены на полях специальными знаками.

Каждая лекция содержит ряд заданий, которые должны облегчить подготовку к итого­вому экзамену. Выполняя эти задания, студент выбирает и запоминает самое важное, структурирует свои знания.

При изучении отдельных периодов развития государства и права полезно пользоваться специально подготовленной для этих целей Хрестоматией по истории государства и права зарубежных стран, которая содержит наиболее важные документы. Они позволяют понять специфику развития отдельных государств и регионов, особенности развития права данной страны.

Словарь тер­минов поможет студенту узнать сущность понятия и выполнить некоторые задания.

Для лучшего усвоения дисциплины следует пользоваться учебниками и дополнитель­ной литературой, которая рекомендована к каждой теме курса.

УКАЗАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

Методические указания

Б3.Б.3История государства и права зарубежных стран

(индекс и наименование дисциплины по учебному плану)

Направление подготовки 030900.62 "Юриспруденция"

 

 

Курс 1

Форма обучения очная

 

 

Общая трудоемкость дисциплины по ГОС ВПО: 252 часа

7 зачетных единиц

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

 

Предлагаемая дисциплина «История государства и права зарубежных стран» предназначена для студентов пер­вого курса, специальности (направления) «Юриспруденция».

При работе с конспектом лекций, которые имеются в УМКД обратите внимание на сформулированные в начале каж­дой лекции учебные цели.

В процессе изучения темы обращайте внимание на выделенные термины, старайтесь запомнить их значение. Наиболее важные проблемы курса выделены на полях специальными знаками.

Каждая лекция содержит ряд заданий, которые должны облегчить подготовку к итого­вому экзамену. Выполняя эти задания, студент выбирает и запоминает самое важное, структурирует свои знания.

При изучении отдельных периодов развития государства и права полезно пользоваться специально подготовленной для этих целей Хрестоматией по истории государства и права зарубежных стран, которая содержит наиболее важные документы. Они позволяют понять специфику развития отдельных государств и регионов, особенности развития права данной страны.

Словарь тер­минов поможет студенту узнать сущность понятия и выполнить некоторые задания.

Для лучшего усвоения дисциплины следует пользоваться учебниками и дополнитель­ной литературой, которая рекомендована к каждой теме курса.

УКАЗАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

Тема 1. Предмет ИГПЗС. Государство и право стран Древнего Востока

1.Обратите внимание на периодизацию всеобщей истории государства и права, срав­ните ее с исторической периодизацией. Это поможет Вам понять специфику дисциплины и ее отличие от всеобщей истории. Изучая возникновение и развитие догосударственных форм человеческого общества, уясните такие понятия, как «праобщина» (первобытное человече­ское стадо), «род», «племя», «союз племен». Обратите внимание на особенности брачных отношений в ранний период развития человечества, на то, какие виды брачных отношений существовали в ту эпоху {промискуитет, групповой брак, парный брак). Умейте объяснить, что означает экзогамия и эндогамия. Как брачные отношения были связаны с формой орга­низации человеческого общества?

2. Выясните, как менялась хозяйственная роль общины, как появилась семья и в чем за­ключалась ее хозяйственная роль. Обратите внимание на развитие общества в период мат­риархата, на ту роль, какую играла женщина в производстве, семье и обществе. Умейте объяснить, что такое неолитическая революция, когда и почему она произошла, какую роль сыграла в истории человечества. В чем состояли первое, второе и третье крупные обще­ственные разделения труда! Какое влияние все это оказало на изменение жизни населения и на организацию социального управления?

3. Как и когда начался переход к патриархату! Как стало строиться управление обще­ством при патриархате? Рассмотрите, какую роль играло народное собрание, каковы его функции, чем занимался совет старейшин. Умейте объяснить, что такое военная демократия и почему так называется этот предгосударственный период развития. Как осуществлялось управление в период военной демократии?

4. Какие традиции и обычаи существовали в первобытном обществе? Что такое табу и когда оно применялось? Как и когда обычаи и традиции стали превращаться в нормы права? Умейте объяснить, что такое талион и ордалий, как часто они применялись и в каких случа­ях. Кто и как судил за преступления в первобытном обществе?

5. Рассматривая историю Древнего Египта, обратите внимание на то, как происходило формирование государства в долине реки Нил, как возникли номы, кто ими управлял, как происходило слияние номов и образование Верхнего и Нижнего Египта. Умейте дать харак­теристику каждого периода развития государства.

6. Древнейшая земледельческая цивилизация развивалась в Двуречье, Обратите внима­ние, где появляются первые протогосударства, как происходило их слияние в более значи­тельные государственные образования (Шумер и Аккад). Как и когда возник Древний Вави­лон, как было организовано его управление, какова была его социальная структура? Дайте характеристику основных социальных слоев общества и покажите их роль в жизни страны. Обратите внимание на то, какую роль играла армия, как был организован суд в Вавилоне.

7. При изучении Индии следует иметь в виду, что два очага цивилизации не были связа­ны между собой. Обратите внимание на развитие государства в эпоху Маурьев, внимательно изучите особенности социальной структуры Индии. Умейте объяснить, что собою представля­ли варны, какую роль они играли в хозяйственной жизни и управлении, как было организовано управление, какую роль играл царь, на кого он опирался, какую роль играли армия и суд.

8. Одной из древнейших цивилизаций Востока был Китай. Изучая образование и разви­тие государства в Китае, разберитесь в периодизации, умейте дать краткую характеристику каждого из периодов. Не стремитесь запоминать все китайские имена и названия, постарайтесь разобраться в процессах. Обратите внимание на социальную структуру населения, на особен­ности управления страной, на важнейшие реформы в области управления. Какова роль вана?

9. Право впервые зарождается и начинает развиваться именно на Востоке. Рассмотрите источники права. Какую роль играли обычаи и традиции, когда и где появились законы, ка­кую роль они стали играть в жизни общества? Рассматривая развитие права в отдельных странах, обратите внимание на развитие вещного права и обязательств, брачно-семейного и наследственного права, на преступления и наказания, а также на судебный процесс.



infopedia.su