Войны древних египтян. Эпоха фараонов: древние египтяне в период междоусобных войн
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Монту - древнеегипетский бог войны. Войны древних египтян


древние египтяне в период междоусобных войн

Древний Египет. Во главе всего живого стоял фараон - обожествляемый могучий правитель. Древние египтяне подчинялись ему беспрекословно. Фараон носил двойную корону (красную и белую), символизирующую знак его власти над Верхним и Нижним царствами Древнего Египта. Именно власть, данная правителю, была способна удержать разноплеменной народ, который поклонялся своим богам, находился далеко друг от друга и вообще имел собственные обычаи! Итак, друзья, сегодня мы с вами ненадолго окунемся в Древний Египет и узнаем, какая она - жизнь древних египтян!древние египтяне

Первое чудо света

Древний Египет, безусловно, ассоциируется в сознании каждого из нас с пирамидами... Неограниченное величие власти фараона оставило и свое наследие в египетской культуре. Древние египтяне собственноручно воздвигали вечные усыпальницы для своих правителей. Самую первую пирамиду для фараона Джосера воздвиг профессиональный архитектор того времени - жрец Имхотеп. Он был и врачевателем, и мудрецом, и верховным советником самого правителя. Первая пирамида была высотой в 60 метров! Представляете, как это было высоко для того времени? Вообще, самые большие усыпальницы Египта были воздвигнуты в пустынях в то время, когда у власти была четвертая династия фараонов (Хеопс, Хефрен, Микерина).

Кстати говоря, строительство пирамид для фараонов было тогда единственным внешним проявлением власти египетских правителей, которая позволяла сплотить силы древних египтян, направляя их в любое нужное русло.

история древних египтянОт междоусобиц к объединению!

И все-таки абсолютная фараонова власть не уберегла Египет от распада и междоусобных войн. Вскоре страна просто распалась на отдельные области, враждующие между собой. Больше двухсот лет продолжались междоусобные войны и смута. Этот период сами древние египтяне прозвали Великим распадом, а позднее историки окрестят его Первым распадом Египта. Любопытно, что фараоны в этот период сменяли друг друга чуть ли не каждый день! Например, 70 правителей шестой династии были у власти всего лишь 70 дней!

Среднее царство. История древних египтян

Это случилось во времена правления Ментухотепе Первого из одиннадцатой династии фараонов. Египет под его властью вновь стал одной страной. Этот период прозвали Средним царством.

Можно сказать, что эта эпоха - некоторое подобие технического прогресса. Древние египтяне начинают изготовлять оружие и орудие труда из бронзы - сплава меди и олова. Ведь бронза была куда прочнее меди, а значит и оружие из нее было более крепким - возрастала производительность труда. Стали появляться профессионально вооруженные войска, которые завоевывали все новые и новые земли.жизнь древних египтян

Могущество страны крепло, власть фараона становилась все более влиятельной! В этот период появляется иероглифическое письмо, при помощи которого было написано много различных повестей, сказок, поучений и научных текстов, которые мало-мальски, но сообщали о тех или иных достижениях в медицине, науке и строительстве.

Через какое-то время новые междоусобицы вновь ослабят единство этой могучей державы, и случится так называемый Второй распад Египта. Но это, друзья, уже другая история.

fb.ru

Египетский бог войны Монту - олицетворение мужества и победы

Монту - в египетской мифологии бог войныМонту - в египетской мифологии бог войны Монту - египетский бог войны, олицетворение мужества и победы. Он был древним главным божеством Фиванского нома (4 ном Верхнего Египта), прежде, чем эта роль перешла к Амону.

Первые следы его культа относятся именно к этой области Древнего Египта. Во время Среднего царства (2055-1650 гг. до н.э.) культ этого божества получил широкое распространение и влияние по всей стране, благодаря победам фараонов XI династии, происходившей из Фив.

Фараоны с именем Монту

Бог Монту из храма в Тоде, построенном при фараоне Сенусерте I (XII династия)Бог Монту из храма в Тоде, построенном при фараоне Сенусерте I (XII династия)Четыре фараона этой династии (XI) носили имя Ментухотеп («Moнту удовлетворен», «Монту доволен», «Монту рад»), что указывает на его важность и значимость в тот период. Тогда же были построены первые большие храмы, посвященные ему.

При фараонах XII династии фараоны включали в состав своего имени имя уже другого божественного небожителя – Амона. Четыре фараона из этой династии имели имя Аменхотеп («Амон впереди»). То есть Амон несколько потеснил позиции Монту, однако он сохранил свое значение как «господин Фив» и бог войны в Древнем Египте.

Также большое влияние его культ имел в эпоху Нового царства при фараонах XVIII династии, когда Фивы являлись столицей Египта. Когда он стал все больше связываться с богом солнца Ра, то появилась такая его божественная форма, как Монту-Ра; получила распространение и такая ипостась этого божества как Амон-Монту-Ра.

Тесно связан был его культ и с культом Гора (Хора) – защитника фараонов. Согласно некоторым текстам, он вместе с богиней Рет-тауи (одна из его жен) были родителями Горпократа (Гор-ребенок).

Изображение Монту легко принять за изображение ГораИзображение Монту легко принять за изображение ГораОба этих божества (Монту и Гор) обычно изображаются в виде сокола или человека с головой сокола, что нередко приводит к определенной путанице. Однако чаще всего, когда он изображается в виде сокола, то имеет характерный для него головной убор, состоящий из двух перьев и солнечного диска с двойным уреем (изображение двух кобр).

Как египетский бог войны он часто держит в руках различное оружие, но чаще всего копье. Видимо, данное обстоятельство способствовало тому, что его иногда отождествляли с богом Сетхом (Сетом), стоящим на носу ночной лодки бога Ра и убивающего копьем врагов солнечного бога.

Военные корабли древних египтян часто украшались одним из «четырех Монту» (четыре культовых центра божества - Фивы, Армант, Медамуд и Тод) для устрашения и обеспечения победы над врагами Египта.

Монту с головой быка

Бог Монту в облике человека с головой быка. Лувр.Бог Монту в облике человека с головой быка. Лувр.В Поздний период истории Древнего Египта он иногда изображается с головой быка. Бык – могучее и сильное животное - замечательно подходил для образного воплощения неукротимости и отваги этого бога. Самые великие фараоны Египта называли себя «Могущественными Быками, сыновьями Монту».

Одна из стел, описывающая подвиги фараона XVIII династии Тутмоса III (ок. 1504-1450 гг. до н.э.), часто называемого древнеегипетским Наполеоном за выдающиеся военные победы, называет владыку Египта "отважным Монту на поле битвы". Надпись Аменхотепа II (ок. 1450–1412 гг. до н.э.), утверждает, что он метко стрелял в цель, ведя колесницу, потому что у него были «умение и сила Монту».

В известном рассказе о сражении при Кадеше про Рамзеса II (ок. 1279-1212 гг. до н.э.), знаменитого фараона XIX династии, говорится, что он налетел на врагов и "бушевал среди них, как Монту, Бог Фив".

Великие фараоны Древнего Египта считались сыновьями могучего Монту

Великие фараоны Древнего Египта считались сыновьями могучего МонтуБелый бык с черной головой, который являлся его священным животным, стал почитаться в качестве священного быка города Гермонта (Армант) и ипостаси этого божества под именем Бухис. Гермонт – это греческое название города Армант, означающее «земля Монту».

Начиная с четвертого столетия до нашей эры, черно-белый бык всегда содержался в храме в Арманте, посвященный богу войны в Древнем Египте. Эти «быки Бухис» почитались как проявления двойных душ Ра и Осириса.

Его супругами считались три местных (фиванский ном) богини – Иунит, Рат-тауи и Tененет.

Храмы бога войны

Храмы, посвященные божеству, были в Карнаке, Гермонте (Армант), Медамуде и Тоде. Храм, построенный в Медамуде (город к северо-востоку от Фив) при Сенусерте III (ок. 1878-1841 гг. до н.э.), продолжал существование еще в греко-римский период.

Рельеф из храма божества в Медамуде. Монту и фараон Сенусерт III. Известняк. Ныне хранится в Лувре.

Рельеф из храма божества в Медамуде. Монту и фараон Сенусерт III. Известняк. Ныне хранится в Лувре.

Руины храма в Тоде сохранились до наших днейРуины храма в Тоде сохранились до наших днейЕще дольше просуществовал храм в Тоде (поселение к югу от Фив), построенный при Сенусерте I (ок. 1962-1917 гг. до н.э.).

Таким образом, хотя Амон и потеснил его с позиций ведущего божества города Фив, культ божества просуществовал фактически до самого конца истории Древнего Египта. Древние греки отождествляли его со своим военным богом – Аресом.

В числе главных божественных персоналий египетской мифологии (второй слева в нижнем ряду). Рельеф из храма Птолемеев в Дейр-эль-МединеВ числе главных божественных персоналий египетской мифологии (второй слева в нижнем ряду). Рельеф из храма Птолемеев в Дейр-эль-МединеВ египетской мифологии множество других божеств воинственны и кровожадны. Например, грозная женщина-львица Сехмет по праву может быть названа египетской богиней войны. Однако среди персоналий мужского пола на такую роль лучше всего подходит именно Монту - в нем черты бога войны выражены наиболее концентрированно и ярко.

Несмотря на то, что в его образе преобладали качества безжалостного божества войны, для древних египтян он выступал также в роли покровителя и опекуна счастливой семейной жизни.

Он упомянут в брачных документах, чтобы гарантировать соблюдение каждой стороной своих обязательств. Неверность описывается как "отвращение Mонту" и осуждается.

Также интересно будет посмотреть:

piramidavorever.ru

Персональный сайт - Война Древнего Египта с государством хеттов (около 1294-1276гг. до н.э.)

 

Война Древнего Египта с государством хеттов (Хатти)

Около 1294-1276 гг. до н. э.

Фараон Рамзес II, правивший с 1290 по 1224 год до н.э., получил от своего отца Сети I Египетское царство сильно - уменьшенным в границах. Ви- ной тому было наступление народа хеттов, которые захватили Сирию и одно время властвовали в Палестине. Поэтому все полководческие труды Рамзеса II были направлены на восстановление старых государственных границ. Этого можно было добиться только в ходе успешной войны с хеттами. По утверждению египетских источников, первыми напали хетты. Египетский правитель выступил в поход за пределы границ своих владений только на пятый год войны. То есть до этого жителями нильских берегов война велась только как оборонительная.По всей вероятности, фараон Рамзес II располагал хорошей разведкой, потому что он заранее узнал, что главные силы армии хеттов во главе с их царем Муваталлисом (Муваталла) направились к своей крепости Кадеш, стоявшей на реке Оронт. Египетский владыка быстро собрал свою армию, приблизительно в 20 тысяч человек, состоявшую преимущественно из нубийских наемников, и спешными маршами двинулся к Кадешу. Сила этого войска состояла в наличии 2500 боевых колесниц.

Планы полководцев были различны. Рамзес II стремился захватить вражескую крепость до подхода к ней хеттской армии. Царь Муваталлис — внезапно напасть на египтян и разгромить их еще на походе. С этой целью он распространил ложный слух о том, что находится севернее от Кадеша, близ города Тунип, примерно в 150 километрах. На самом же деле войска хеттов укрылись за крепостью. По численности они вместе с отрядами союзных им народов не только не уступали противнику, но даже превосходили его. Силы Маваталлиса определялись в 35 тысяч воинов, в том числе 6 тысяч всадников. У него имелось около 2500 боевых колесниц. Фараон, спеша захватить Кадеш, растянул армейскую колонну по долине Оронта, сам находясь во главе авангардного отряда. Свое войско Рамзес II разделил на четыре примерно равных отряда, дав им названия богов: Амон, Ре, Птах и Сутех. Первый и был авангардом. Разведка захватила двух путников, которые на самом деле оказались лазутчиками хеттского царя. Они и сообщили фараону ложные сведения о местонахождении неприятельской армии. Египетское войско выступило из лагеря к Кадешу рано утром. Передовой отряд Амон несколько оторвался от других отрядов, которые двигались по правому берегу реки Оронт. Уверенный, что армия хеттов находится далеко на севере, Рамзес II не проявил должной осмотрительности и не побеспокоился о дальней разведке.

У селения Шабтуна, находившегося в 10 километрах южнее крепости, египтянам предстояло форсировать реку. Даже при хорошей организации на это требовалось не менее 5—6 часов, учитывая большое число колесниц и армейский обоз. К началу переправы египетское войско растянулось примерно на 15 километров, да и к тому же отряды двигались самостоятельными колоннами. Связь между ними оказалась отсутствующей. Как только авангардный отряд Амон переправился через Оронт, фараон Рамзес II с многочисленной личной охраной вырвался на колесницах вперед и в полдень был уже под стенами крепости. Он приказал разбить походный лагерь к северо-востоку от города, куда вскоре подошел отряд Амон. Египтяне быстро устроили привычный для них лагерь, окружив его стеной из щитов и частью обозных повозок.Ошибкой было то, что фараон приказал выпрячь лошадей из боевых колесниц и держать их у коновязей. Сведений о движении к Кадешу отрядов Ра, Птах и Сутех он не имел, по всей вероятности считая, что они вот-вот подойдут к крепости. Однако на самом деле два последних отряда еще только готовились форсировать Оронт. Отряд Ра в полдень ее уже перешел. Так египетская армия оказалась разорванной на две части. Царь Муваталлис через своих лазутчиков бдительно наблюдал за маршем египетских войск. При подходе отряда Амон к Кадешу он переправил свою армию на правый берег Оронта и начал движение к югу, то есть совершая быстрый фланговый марш с целью внезапного нападения на египтян. Однако Муваталлис понял опасность того, что ему придется напасть не на всю армию фараона, а только на ее часть, и потому подвергаться опасности внезапного появления главных сил войск фараона — многих сотен его боевых колесниц на поле битвы.Хеттский правитель отличался достаточной опытностью в военном деле. Чтобы провести сильную атаку, он переправил значительный отряд боевых колесниц вброд через Оронт южнее крепости. Это было удачное начало сражения.

Хетты на своих боевых колесницах ...появились с южной стороны от Кадета и прорвали отряд Ра в его центре, в то время как он двигался вперед, не зная и не будучи готов к битве. Внезапно атакованный и разорванный. отрезанный от главных сил отряд Ра оказался почти уничтоженным. Только небольшой части его удалось спастись бегством и укрыться в лагере отряда Амон. В числе спасшихся от гибели оказались два сына Рамзеса II. Еще не знавший о разгроме отряда Ра фараон продолжал руководить устройством походного лагеря. Стража доставила к нему двух хеттских лазутчиков. которые сообщили, что царь Муваталлис привел свои войска к Кадету и укрыл их за крепостью, не решаясь напасть на египтян. Тогда Рамзес II отправил приказ начальнику отряда Птах ускорить движение, а сам собрал военный совет. Фараон стал упрекать своих военачальников в потере бдительности и неумении вовремя обнаружить вражескую армию. «И вот, когда его величество сидел, беседуя со своими вельможами, явился хеттский царь со своими многочисленными союзниками бывшими вместе с ним». Это нападение для египтян вновь оказалось неожиданным. Хетты ворвались в походный лагерь отряда Амон, воины которого тоже оказались не готовыми к битве. Однако атакующим пришлось столкнуться с храбростью и стойкостью дисциплинированных воинов фараона, которые быстро сумели прийти в себя.

Фараон Рамзес II в битве у Кадеша показал себя умелым полководцем. Сперва он контратаковал хеттов на западе, но прорвать здесь их ряды не сумел. Тогда главные силы отряда Амон устремились на восток и сильным ударом сбросили здесь более слабого противника в реку. Царь хеттов потерял в это время нити управления своей армией, и потому 8-тысячный отряд его пеших воинов безучастно наблюдал за этими событиями с противоположного берега Оронта. Хетты, не отличавшиеся дисциплиной, ворвавшись в египетский лагерь, принялись его грабить. В эти-то минуты туда подошел вспомогательный отряд армии фараона, который внезапно атаковал торжествовавших было хеттов. Почти все находившиеся в лагере воины царя Муваталлиса были уничтожены.После этого под стенами Кадиша произошло сильное столкновение боевых колесниц противных сторон. Стремясь переломить ход битвы, царь хеттов послал в атаку свой резерв — тысячу колесниц. Фараон Рамзес II бросил в бой свои. Египтяне сумели сдержать хеттов, шесть раз контратакуя их. Схватки отрядов боевых колесниц с переменным успехом длились на поле у крепости три часа. В это время у Кадиша появился отряд Птах, который с ходу атаковал войско хеттов с тыла. В итоге вражеские боевые колесницы оказались в кольце полуокружения и им пришлось пробиваться в город, чтобы там укрыться от египтян, которые бросились их преследовать и едва не ворвались в крепостные ворота. Результатом сражения стало то, что хетты бежали с поля битвы, оставив его за египтянами. Но царь Муваталлис с войском не ушел от Кадиша и всю ночь готовился к продолжению сражения на следующий день. Готовилась к нему и армия фараона, укрывшаяся в укрепленном полевом лагере. Ночь прошла в стычках дозорных отрядов.

Утром следующего дня началась вторая часть сражения при Кадише. Теперь вся египетская армия была собрана в единый кулак. Фараон Рамзес II выстроил ее в три боевые линии. В первой в разомкнутом строю стояли боевые колесницы. Во второй — пешие воины, стоявшие в сомкнутом строю. Третью линию составляла часть боевых колесниц и пехота, которым предстояло играть роль армейского резерва. Вперед были посланы «застрельщики» — легковооруженные воины, лучники и пращники, которым предстояло начать сражение и по возможности градом камней и стрел расстроить ряды вражеского войска. Царь Муваталлис решил принять новое сражение, опираясь на крепостные стены Кадеша. Он выстроил войско хеттов и их союзников перед ними, правым крылом упершись в берег реки Оронта, — теперь здесь можно было не опасаться обхода египтян. Левое же крыло хеттской армии оказалось неприкрытым на равнине. Муваталлис предусмотрительно укрыл большой отряд пеших воинов в крепости для того, чтобы в критическую минуту битвы они сделали из крепости сильную и внезапную вылазку. Сражение традиционно началось со схваток легковооруженных пеших воинов. После этого в атаку пошли друг на друга несколько тысяч боевых колесниц противников. Однако в этой схватке египтяне стали одерживать верх. Видя такое, царь Муваталлис послал вперед сильный резервный отряд, состоявший из отборных экипажей боевых колесниц и хеттской пехоты. Они прорвали центр боевого порядка египетской армии, но решающей победы не добились.

Фараон Рамзес II в битве под Каде­том переиграл своего противника. Он атаковал неприкрытый левый фланг хеттского войска и прижал его к реке. Здесь хетты стали нести большие потери. Царь Муваталлис выслал из крепости 8-тысячный отряд своей засадной пехоты, но та действовала не самым лучшим образом. Единственное, что ей удалось сделать, так это прикрыть отступление своих разгромленных войск за крепостные стены. Поле сражения вторично осталось за египтянами. Они одержали победу, но речь об осаде и штурме города-крепости Кадеш не шла. Фараон Рамзес II приказал военачальникам свернуть походный лагерь, собрать трофеи и в тот же день повернул свою армию, воодушевленную одержанной победой, назад, в Египет. Но перед этим, по предложению царя Муваталлиса, стороны заключили между собой перемирие. Полевое сражение при Кадеше было типичным для той эпохи. Пехота действовала во взаимодействии с боевыми колесницами, которые наносили главный, таранный удар по противнику. Засадный отряд хеттов, при всей своей многочисленности, хотя и действовал неудачно, но все же спас свою армию от полного поражения.

Преимущество египтян оказалось в немалой степени «техническим» — их боевые колесницы оказались заметно легче хеттских, а потому и более маневренными. К тому же их стрелки на колесницах мастерски владели луком, поражая врага на расстоянии. Воины же хеттов в такой ситуации больше уповали на сильный удар копьем, что удавалось значительно реже, чем меткий пуск разящей на расстоянии многих десятков шагов оперенной стрелы. Битва при Кадеше стала самым значительным (или хорошо описанным) событием египетско-хеттской войны, которая длилась 18 лет и шла с переменным успехом. События в основном разворачивались на земле Палестины. По всей видимости, царь Муваталлис даже и не помышлял о вторжении на берега Нила, в собственно Египет. Затянувшаяся война закончилась в 1296 году до н.э. подписанием так называемого «вечного мира». По нему египтяне и хетты обязались помогать друг другу в случае нападения на кого-нибудь из них третьей стороны. По такому случаю был написан договор. Он является первым древнейшим международным документом, дошедшим до наших дней.

 

 

 

word-ancient-history.narod.ru


Смотрите также