Уголовное право древнего рима. Уголовное право и судебный процесс в Древнем Риме (стр. 2 из 4)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1.1 Развитие уголовного права в Древнем Риме. Уголовное право древнего рима


Уголовное право Древнего Рима

Рассмотрим особенности и основные принципы уголовного права Древнего Рима.

В древнейший период в истории римского права любое противоправное нанесение вреда человеку либо его имуществу приводило к возникновению обязанности по уплате ущерба в пользу потерпевшего. В Древнем Риме данное возмещение (уплата) обозначалась словом «POENA» (оно в буквальном смысле переводилось как выкуп, возмездие).

В это время не было важным установление того, умышленно или случайно наносился ущерб лицу либо его имуществу. Впоследствии всякое противоправное действие стали обозначать словом «деликт» (DELICTUM). При этом в зависимости от того, чей интерес нарушался, деликты подразделялись на DELICTA PUBLICA и DELICTA PRIVATA.

В первом случае имело место такое правонарушение, которое затрагивало интересы государства. В Древнем Риме оно расследовалось органами государственной власти в уголовном порядке и согласно уголовным положениям.

Во втором случае подразумевалось правонарушение, которое затрагивало интересы частного лица. Подобные деликты расследовалось только на основании иска потерпевшего.

Однако разграничение деликтов первого и второго рода произошло не сразу. При этом отдельные правонарушения, которые ранее признавались как DELICTA PRIVATA, стали впоследствии квалифицироваться как DELICTA PUBLICA.

В древнейший период были распространены следующие деликты.

Слово INIURIA можно перевести на русский язык как обида. Этим термином в Древнем Риме обозначали любое противоправное действие, которое наносило ущерб римскому гражданину (телесное повреждение, перелом кости и т.п.).

Термином FURTUM обозначали похищение чужого имущества. При этом согласно положениям XII Таблиц ночного вора разрешалось убивать на месте. Дневного вора разрешалось убить только в случае, если он совершал кражу, будучи вооруженным. В случае если вора ловили не с поличным, но впоследствии у него обнаруживали украденное, то он был обязан заплатить штраф в размере двойной либо тройной стоимости похищенной вещи.

В уголовном праве Древнего Рима словом DAMNUM INIURIA DATUM обозначали противоправное повреждение или уничтожение чужого имущества. В соответствии с законами XII Таблиц подобные ситуации ещё не отграничивались от DELICTA PRIVATA, однако затем они составили самостоятельную группу деликтов.

Согласно закону Аквилия от 286 года до нашей эры вводилась обязательность платежа в следующих случаях:

– противоправного убийства чужого раба либо животного. Данное деяние предполагало штраф в пользу хозяина в размере наивысшей стоимости, которую имел раб или животное на протяжении года до убийства;

– повреждение другого имущества. За это деяние налагался штраф в размере высшей стоимости, которую имела поврежденная вещь в течение последнего месяца. Виновного могли обязать к уплате двойной стоимости вещи, в случае если он отрицал факт нанесения им вреда.

В конце периода республики и особенно в период империи отмечается расширение перечня тех действий, которые охватываются термином DELICTA PUBLICA. По причине усиления классовых и сословных противоречий расширяется карательная деятельность государства, а отдельные виды преступлений подвергаются более детальной проработке.

DELICTA PUBLICA получили название CRIMINA (преступления). Однако, уголовный кодекс в Древнем Риме так и не был создан. Отсутствовал и исчерпывающий перечень преступлений и наказаний. При установлении уголовно-наказуемых действий и при определении меры наказания для виновного отмечались субъективное усмотрение и произвол должностных лиц.

Уголовно-правовые законы и распоряжения императоров Древнего Рима приобретали многочисленные толкования. По этой причине одно и то же деяние могло подпадать под несколько разнообразных преступлений.

Римская юриспруденция относительно мало занималась изучением проблем уголовного права, однако она решила ряд вопросов общей части уголовного права, например, о субъективной стороне преступления.

Юристы Павел и Ульпиан разграничивали действия на предумышленные, (т.е. совершенные с предварительно продуманным намерением), умышленные, (например, совершенные из-за гнева либо внезапного порыва) и случайные.

В римском уголовном праве встречаются нормы, освобождающие от ответственности, в случае если преступление было совершено в состоянии безумия. Малолетних лиц иногда полностью освобождали от наказания, а в ряде случаев наказание было мягче.

В уголовном праве Древнего Рима юристы также различали стадии преступной деятельности: подготовка к преступным действиям, покушение и совершение преступления. Ими был рассмотрен и вопрос о соучастии, т.е. совершении преступления несколькими лицами в составе группы.

lecu.ru

Развитие уголовного права в Древнем Риме

Библиографическое описание:

Чичеров Е. А., Назаркина Н. В. Развитие уголовного права в Древнем Риме [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 40-42. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/181/10253/ (дата обращения: 26.07.2018).



В статье рассматривается процесс развития уголовно правовых институтов Древнеримского государства и их влияние на формирование романо-германской правовой системы.

О развитии римского уголовного права достаточно мало информации, в какой-то степени из-за того, что оно не было взято как основа развития уголовного права у других народов. Оно даже не вызывало какой-то глубокой заинтересованности и у представителей юридической профессии в Древнем Риме, нежели чем другие отрасли права. Причиной отчасти могло стать и то, что в уголовном праве отсутствовала как таковая официальность.

Развитие уголовного права Древнего Рима шло так, что почти не соприкасалось с переменами, которые касались частного права и общего судебного процесса [5, с. 53]. Это могло происходить из-за того, что основным источником римского уголовного права стали законы, которые оформлялись в виде постановлений народных собраний или императорских конституций.

Развитие истинной системы уголовного права стало происходить достаточно поздно: во 2–1 веках до н. э. [3, с. 91].

Тот долгий догосударственный и республиканский период, который занял в истории Рима несколько веков, был только начальной стадией установления уголовного права, когда оно плавно стало меняться от охраны и защиты ценностей родового быта, которые неотделимо существовали с религиозными правилами, к наказанию за нарушение устоев республики и общественного покоя.

В тот период в уголовном праве за какое-либо нанесение ущерба имуществу или самой личности устанавливалась ответственность в виде уплаты определённой суммы в пользу потерпевшей стороны. Такой вид платы за ущерб назывался «выкуп». Тогда ещё не было разделения на умышленное и неумышленное нанесения вреда. Только позже любое незаконное деяние стало обозначаться как «деликт». Эти деликты в зависимости от того, кому нанесён ущерб подразделили на публичные и частные деликты. Если нарушались интересы государства, то речь шла о публичном деликте, а под частными деликтами понимали причинение ущерба интересам конкретного лица.

Главным источником уголовного права Древнего Рима были законы XII таблиц [4, с. 57]. В Древнем Риме предусматривались такие деликты как: обида — это нанесение ущерба в виде телесного вреда римскому гражданину, за такое преступление назначался штраф; кража чужого имущества; умышленное повреждение или уничтожение чьего-либо имущества.

На конечном этапе римской республики значительно увеличивается объём правонарушений, которые стали входить в состав публичного деликта. Из-за нарастания классовых и сословных разногласий расширяются и ужесточаются меры наказания за преступления. И публичный деликт теперь именуется как «преступление». Но, всё же, какого-то отдельного уголовного кодекса, в котором была бы полная характеристика всех видов преступлений, так и не было издано. И при вынесении решения по конкретному делу, которое было уголовно наказуемо, мера наказания преступнику определялась на собственное усмотрение или императора, или каких-либо уполномоченных лиц, которые могли выносить наказание произвольно.

Не смотря на то, что римские юристы в достаточно малом объёме занимались решением задач в области уголовного права, они всё же смогли решить ряд проблем из общей части уголовного права. Павел и Ульпиан — известные юристы Древнего Рима первыми ввели разделение преступлений на предумышленные, умышленные и случайные. Предумышленные преступления готовились и планировались заранее, умышленные преступления могли совершаться в порыве гнева и ярости, случайные преступления происходили в результате некого стечения обстоятельств. Далее стали появляться нормы, освобождающие от несения уголовной ответственности. Это могло произойти, если человек совершивший преступление был в безумии. Считалось, что этот человек был уже наказан тем, что он безумен, но он должен находиться под строжайшей охраной. С течением развития уголовного права от ответственности могли освобождать тех лиц, которые задумав преступление, вовремя отказались от их совершения [1, с. 107].

Дальнейшее развитие уголовного права привело к тому, что преступления стали делиться не только на умышленные и неумышленные, но появились и стадии преступления: подготовительная к преступлению стадия, покушение и самовоспроизведение замысла. Так же стал рассматриваться вопрос о соучастии в преступлении. В Древнем Риме появилось понятие о том, что любой человек, задействованный в совершении преступления, обязан ответить за него по всей строгости действующего закона.

Для того, чтобы доказать причастность к преступлению, в уголовном разбирательстве принимались определённые виды доказательств. Самым главным и самым весомым доказательством были показания свидетелей. Но показания принимались к рассмотрению только от полноправных римских граждан. Важными доказательствами для обвинений так же считались предметы, найденные на месте совершения данного преступления.

Круг наказаний за уголовные преступления был достаточно размытым, т. к. определение вида и размера наказаний полностью сосредотачивались в руках судей. Теперь основной целью наказания было устрашение преступника и, поэтому самыми «популярными» наказаниями стали такие, которые приносили человеку значительные физические страдания. Одним из таких наказаний была смертная казнь, которая предусматривалась более чем за тридцать видов преступлений [9, с. 94].

Все наказания по степени тяжести делились на две категории — тяжёлые, к которым относилась смертная казнь, изгнание и ссылка на принудительные работы в рудники и прочие наказания — это назначение штрафов и телесные наказания в виде битья розгами, палками и т. д. Наиболее тяжким наказанием считалась ссылка в рудники, которая предусматривала каторжные работы.

В период республики в Древнем Риме большинство судебных дел происходили в народном собрании. Оно принимало к рассмотрению дела, которые были возбуждены высшими должностными лицами [7, с. 127]. К ним относились преторы, квесторы и народные трибуны. Такой уголовный процесс завершался устным голосованием. Судебный процесс достаточно длительное время имел две стадии. Первая стадия — это решение о праве и вторая — судебное разбирательство.

Во время уголовного судопроизводства соблюдалась публичность и гласность. В качестве судей назначались частные лица — уважаемые граждане, которых выбирал претор сроком на один год. Перед каждым судебным заседанием, судья обязан был принести установленную присягу и произнести соответствующую речь. Открывать судебное заседание было в компетенции обвинителя. Он произносил определённую речь, и затем своё слово говорили обвиняемый и защитник. Во время судебного процесса рассматривались все имеющиеся доказательства, заслушивались показания свидетелей. Так же учитывались все устные или письменные положительные и отрицательные характеристики уважаемых граждан. Далее следовало голосование, где судьи записывали свой вердикт (освобождён или осужден) и претор занимался подсчётом голосов и объявлением приговора.

Приведение приговора в исполнение осуществлялось сразу же после судебного процесса [6, с. 225]. В том случае, когда обвиняемый признавался виновным, его сразу же передавали ликтору (так в Древнем Риме называли исполнителя приговора), а когда выносился оправдательный приговор, оправданного сразу же отпускали.

Итак, Древний Рим был государством, в котором уголовное право последовательно и постоянно развивалось. Наказание за уголовное преступление развивалось в сторону устрашения преступника и основными видами наказания были те, которые приносили значительные физические страдания. Древнеримское право представляло собой довольно развитую систему права древности, которая послужила стержнем для современной континентальной системы права, к ней, по мнению большинства ученых, относится и Российская Федерация.

В российском законодательстве мы можем обнаружить «заимствование некоторых, впрочем, искаженных, норм римского уголовного и гражданского права … в Соборном уложении 1649 г. В тексте этого правового памятника мы находим прямые ссылки на византийское законодательство [10, с. 691].

Таким образом, континентальная система права «возникла под значительным влиянием римского права (она распространилась в основном на территории, бывшей Римской империи) в странах континентальной Европы. Таким образом, происходит возникновение романо-германской правовой системы, изначально основанной на обычном праве германских племен и модифицированном римском праве [10, с. 690].

Литература:
  1. Боголепов Н. П. Учебник истории римского права., М., 2005. — 325 с.
  2. Ефимов В. П. Догма римского права., М., 1997. — 146 с.
  3. Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития., СПб.,1875. — 197 с.
  4. Иоффе О. С., В. А. Мусин. Основы римского гражданского права. СПБ., 1975. — 282 с.
  5. История государства и права зарубежных стран., М., 2001.- 315 с.
  6. Кучма В. В. Государство и право Древнего мира. СПб., 1998.- 528 с.
  7. Новицкий И. Б. Римское право., М., 1993. — 264 с.
  8. Орлянский А. В. Римское право. М., 2000. — 250 с.
  9. Покровский И. А. История римского права., СПб., 1913. — 337 с.
  10. Чичеров Е. А. Рецепция римского права // Научное обозрение. — 2014. — № 12. — С. 689–692.

Основные термины (генерируются автоматически): Древний Рим, преступление, публичный деликт, судебный процесс, мера наказания, вид преступлений, судебное заседание, смертная казнь, правовая система, показание свидетелей.

Похожие статьи

Римское право. Гражданское и уголовное судопроизводство

Римская судебная система была очень сложна.

Существовало также уголовное право для разбирательства уголовных преступлений.

– Магистрат назначал судью, который в дальнейшем вел процесс и выносил вердикт.

Смертная казнь в современной правовой России

смертная казнь, казнь, высшая мера наказания, Россия, США, социальная справедливость, преступление, Запад, судебная ошибка, том. Средневековая система наказаний в Германии и России. Ключевые слова: система наказаний, телесные наказания...

Нормы зарубежного уголовного права об убийстве с целью скрыть...

Так романо-германская правовая система объединяет правовые системы всех стран

[26] Таким образом, убийство по УК Пакистана наказывается смертной казнью, при этом цель

Назначение наказания, согласно которому мера наказания воспроизводит вред аналогичный...

Ответственность военнопленных | Статья в журнале...

Регламентируется порядок судебного разбирательства, в отношении военнопленных, их права и обязанности на каждой стадии производства.

Но перечень видов уголовных наказаний не приведен. Данные преступления, совершаемые военнопленными, будут квалифицироваться с...

Средневековая система наказаний в Германии и России

Ключевые слова: система наказаний, телесные наказания, членовредительные наказания, тюремное заключение, смертная казнь.

Если даже вид наказания был определен, то неясным оставался способ его исполнения, например, «наказать смертью», или мера (срок)...

Смертная казнь, как проблема современного общества

смертная казнь, казнь, Россия, пожизненное заключение, преступление, вид наказания, полное отсутствие, жестокий приговор, Всеобщая декларация, судебная практика. Смертная казнь: за и против | Статья в журнале «Молодой ученый».

История правосудия до реформы 1864 года | Статья в журнале...

Ключевые слова: суд, уголовное преследование, судебные тяжбы, розыскной процесс, судебные

Окончательно исключался из системы доказательств судебный поединок, проведение

уголовное судопроизводство, свидетель, показание, суд, течение времени...

Смертная казнь в США (1950–1980-е годы) | Статья в журнале...

Изучим само определение «смертная казнь». Смертная казнь — исключительная мера наказания, которая может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

Смертная казнь в Российской Федерации | Статья в сборнике...

К сожалению, гипотетически при применении смертной казни в виде наказания по приговору суда, не исключаются и процессуальные ошибки (судебные ошибки), которые в случае исполнения приговора могу иметь необратимые последствия.

moluch.ru

22. Уголовное право в Древнем Риме

22. Уголовное право в Древнем Риме.

Первый период.( образование раб влад гос-ва, царский 750-510 до н.э.) Уголовное право еще не выделялось в отдельную отрасль, так как часть деликтов преследовалась в частном порядке. Право связано с религией. Законов еще нет. Кровная месть уже отсутствует, но осталась система - композиция (штраф) +талион. Наказание в зависимости от качества человека (рабов сильно угнетали, классовый характер уг права). Различаются преступления публичного и частного характера. Публичное: 1) Против Римского гос-ва (измена, сопротивление власти) 2) Убийство, мужеложество, оскорбление женской чести, поджог, лжесвидетельство, истребление и похищение посевов, нарушение межи. Влекли за собой по ЗДТ смертную казнь. Частное: Воровство, посягательство на личность, уничтожение и повреждение чужих вещей. Наказание – талион + штраф. Вора, застигнутого на месте преступ и оказавшего сопротивление можно убить.

Второй период (Республика, принципиат 509 до н.э – 284 н.э). Приобретает еще большую силу классовый характер уг права. Малейшие преступления раба наказываются самым жестким способом. Различие наказания для граждан и перегринов. Появляются понятия: вины, умысла, неосторожности, вменяемости, необходимой обороны. Происходит деление публичных преступлений на: против гос-ва, религии, нравов и частных лиц (за счет включения в публичное ряда ранее считавшихся частных). Во время республики покушение не отделялось от преступления и наказывалось также, во время монархии – более мягко. Соучастник наказывается так же, как и преступник. Единого уголовного кодекса до сих пор нет. Источник права – отдельные законодательные акты и усмотрение магистратов.

Третий период(доминант 284-476). По прежнему классовый характер уг права (качество гражданина). Большая роль в уг законодательстве актов императоров. Очень широко применяется система конфискаций. Основная идея наказания – возмездие преступнику и устрашение других. Свод законов Юстиниана

studfiles.net

Уголовное право и процесс в Древнем Риме

Кризис республиканских институтов и рост всевластия императоров привели к существенным изменениям в уголовном праве и уголовном процессе Древнего Рима.

Уголовное право непосредственно отразило обострение политической борьбы и стремление рабовладельческой верхушки во главе с императором любой ценой, в том числе путем усиления уголовной репрессии, спасти пошатнувшиеся социальные и политические порядки. Римское уголовное право к этому времени было распространено на всю территорию империи и на все категории населения, включая перегринов.

Характерной тенденцией развития уголовного права данного периода является то, что ряд частных деликтов постепенно становятся уголовно наказуемыми, включаются в категорию преступлений (crimen publicum). Так, кражи по-прежнему считаются частным деликтом, но в ряде случаев (кражи со взломом или с насилием, кражи на больших дорогах и т.п.) к традиционным штрафным мерам добавляются и государственные наказания.

Появляется также большое число новых преступлений, в том числе таких, которые рассматриваются как опасное посягательство на устои государства. Но если в республиканский период "оскорбление величия" охватывало преступления, направленные против республиканских институтов (сопротивление магистратам и т.д.), то уже с эпохи принципата это понятие сводится к преступлениям против императорской власти. В числе этих преступлений - заговор с целью свержения императора, покушение на его жизнь или жизнь его чиновников, непризнание религиозного культа императора и т.д.

К числу преступлений, непосредственно затрагивавших интересы римского государства, относилось также присвоение казенного имущества и расхищение государственных средств, взяточничество, подлог, фальшивомонетничество, участие в запрещенных сборищах и объединениях, спекуляция зерном и другими продуктами, неуплата налогов и т.п. В связи с ростом постоянной армии увеличилось число воинских преступлений, среди которых выделялись измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру и т.п. Существовал также целый ряд религиозных преступлений, число которых значительно возросло в постклассический период после официального признания христианства.

Среди преступлений против личности кроме различных видов убийств публичными деликтами стали считаться "обиды", прежде всего телесные повреждения, которые по Законам XII таблиц рассматривались как частный деликт. В связи с углублением имущественного и сословного неравенства в период империи ответственность за телесные повреждения стала дифференцироваться в зависимости от того, какое место занимал потерпевший в социальной иерархии.

Расширился также (особенно под влиянием христианской религии) круг преступлений, относящихся к сфере семьи и нравственности. В их число входили кровосмешение, супружеская измена, полигамия, сожительство с незамужней женщиной, мужеложство и т.д.

В императорском Риме происходит также резкое увеличение видов наказания, усиление их карательной направленности. Если первоначальное наказание строилось еще на принципе возмездия, то в период домината оно все более преследует цели устрашения. При императорах вновь восстанавливается смертная казнь, которая в позднюю республику не применялась к римским гражданам, причем появляются новые ее виды: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление.

За тяжкие преступления назначались также каторжные работы на рудниках (осужденный при этом рассматривался как вечный раб государства), принудительные работы на установленный срок (на строительстве дорог и т.п.), отдача в гладиаторы. Широко применялись различные виды ссылок: изгнание из Рима с потерей гражданства, ссылка на острова с полной изоляцией, временная ссылка. Осужденный, самовольно покидавший место ссылки, предавался смерти. По некоторым видам преступлений предусматривались телесные наказания, часто практиковалась конфискация имущества осужденных (лишь некоторая часть имущества сохранялась за детьми).

Характернейшей чертой уголовного права императорского периода (особенно при доминате) становится ярко выраженный сословный принцип уголовной ответственности. Особо сурово, как и в предшествующий период, наказывались рабы. Были предусмотрены и новые репрессивные меры. Сенатус-консультом, принятым в 10 году н.э., предписывалось в случае убийства хозяина предать смерти всех рабов, находящихся в доме, если они не предприняли попытки спасти его жизнь. Представители высших сословий (сенаторы, всадники, декурионы и др.) освобождались от таких наказаний, как каторга и принудительные работы, порки и т.п., которые заменялись ссылкой. В ранней империи привилегированные лица могли наказываться смертной казнью только в случае убийства родственников, а в период домината в 4 случаях: убийство, поджог, магия и оскорбление величества. В то же самое время лица низшего сословного положения наказывались смертной казнью за 31 вид преступлений. Некоторые привилегии в области наказаний имели солдаты: они не приговаривались к повешению, к ссылкам на рудники, хотя по ряду преступлений их ответственность была более строгой. В большей степени выбор наказания и его тяжесть зависели от судей, которые в императорский период в связи с перестройкой всей системы уголовного суда и процесса получили широкую свободу усмотрения.

Уголовный процесс (особенно при доминате) приобретает четко выраженный инквизиционный характер. Судья (императорский чиновник) сосредоточивает в своих руках и обвинительные, и судебные функции. Суд происходит при закрытых дверях, обвиняемый лишается права на юридическую помощь и утрачивает другие процессуальные гарантии, существовавшие в республиканскую эпоху. В ходе судебного процесса к лицам низших сословий, как ранее к рабам, стали применяться пытки. Судебный приговор можно было обжаловать в апелляционном порядке в вышестоящий императорский суд (сначала допускались две инстанции, после Диоклетиана — три). Новой и единственной гарантией для обвиняемого стало право убежища в императорских храмах и около статуй императоров, что временно могло спасти его от ареста.

В римском уголовном праве классической эпохи наблюдался некоторый прогресс в области юридической техники (разработка понятий вины, соучастия, покушения и т.п.), но рост произвола императоров привел к тому, что многие эти общие и важные категории не использовались в практике императорских судов. Однако впоследствии они оказали определенное влияние на развитие средневекового права Западной Европы, хотя королевская власть заимствовала из арсенала римского уголовного права прежде всего его карательные и репрессивные положения.

 

studentu.info

1.1 Развитие уголовного права в Древнем Риме. Уголовное право и судебный процесс в Древнем Риме

Похожие главы из других работ:

Брак (римское право)

1. Историография семьи и брака в Древнем Риме

...

Возникновение государства в Древнем Риме

Глава I. Возникновение государства в Древнем Риме.

...

Государственное устройство в Древнем Риме

Глава 1. Возникновение и развитие государства в Древнем Риме

Древний Рим возник в 753 г. до н.э. Территориально он был расположен на болотистой местности между Капитолием, Палатином и Квириналом. Историческое становление Рима, связывается с именами Romulus и Remus. Romulus и Remus братья...

Договор простого товарищества

1.1 История становления договора простого товарищества в Древнем Риме

История договора простого товарищества берет свое начало еще в Римском праве, где под договором товарищества понималось соглашение, по которому два или несколько лиц объединялись для осуществления известной хозяйственной цели...

Изучение истоков политико-правовой мысли

2. Политико-правовые учения в Древнем Риме

...

История возникновения международного частного права

1.2 МЧП в Древнем Риме

В Римской империи наряду с категорией собственно граждан -- римлян, подчинявшихся римскому праву (jus civile) имелся и другой разряд лиц -- перегрины, а также латины, на которых римское право не распространялось...

История развития понятия "Гражданское общество"

1. Формирование концепции гражданского общества в Древней Греции и Древнем Риме.

Гражданское общество как философское определение внесено в науку Аристотелем. Он говорил, что перед тем как определить, что есть государство, следует выяснить понятие о гражданине, ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан...

История судебного красноречия

2. Судоговорение в Древнем Риме

В Древнем Риме расцвет судебного красноречия совпадает с последним периодом Республики и кончается вместе с нею. Его развитию во многом содействовали блестящие образцы греческого ораторского искусства...

Особенности правового статуса женщин, детей, рабов и душевнобольных по римскому праву

3. Особенности правового положения рабов в Древнем Риме

На первоначальной стадии развития Римского государства рабство носило домашний (патриархальный) характер. Рабы использовались преимущественно в домашних хозяйствах в довольно сносных бытовых условиях...

Права на чужие вещи в Древнем Риме и современном праве

Глава 1. Право на чужую вещь в древнем Риме

...

Право в Древнем Риме

2. Эмансипация подвластного в Древнем Риме

Эмансипация (от лат. emancipatio) - объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. Гай называет институт отцовской власти ius proprium civium romanorum (строго национальным институтом римских граждан) и добавляет: "… едва ли существуют еще другие люди...

Право общей собственности в Римском частном праве

2. ПОНЯТИЕ ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Исключительный характер права побуждал юристов считать невозможным существование права собственности нескольких лиц на одну и ту же вещь. Однако и договорная практика товарищеских соединений и события...

Предпосылки возникновения и развития древнеримского государства

Глава 1. Возникновение государства в Древнем Риме

...

Проблематика античной государственности

2.2 Государственное устройство в Древнем Риме

* царский период. Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания...

Сущность юриспруденции в представлении философов и юристов

§2 Становление юриспруденции в Древнем Риме

Знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель Марк Туллий Цицерон определяет государство как достояние народа. В его трактовке государство представляется как согласованное правовое общение всех членов общества...

pravo.bobrodobro.ru

Уголовное право и судебный процесс в Древнем Риме

1.2 Отдельные виды преступлений

В качестве так называемых государственных преступлений 12-ть Таблиц и другие источники называют следующие: измену, выдачу римского гражданина врагу, подстрекательство врага римского народа к нападению на римское государство. Тяжким преступлением считалось также уклонение от военной службы. Как гласят Дигесты, «В древности уклонившихся от призыва отдавали в рабство, как предателей свободы»; каралось устройство ночных сборищ в городе.

При Сулле вводится такой состав государственного преступления, как оскорбление величия (crimenleasemaiestatis). Имелось ввиду величие римского народа, государства, а точнее самого Суллы. В период империи стали подводить под это понятие самые разнообразные деяния против существующего строя, как-то: вооруженные восстания, самовольное ведение войны, измена, убийство магистрата, подстрекательство войска к мятежу, подлог государственных документов, заговор об убийстве членов консистории и сената. Обычным наказанием за это преступление являлась смертная казнь. Некоторые преступления рассматривались как преступления против религии. К ним можно отнести убийство народного трибуна, что являлось нарушением lexsacrata,то есть «священного закона» 1 . Сюда же относились волшебство, колдовство. Можно упомянуть и о таком преступлении, как нарушение обета целомудрия весталкой, что влекло за собой смертную казнь для обоих виновных. До поры до времени сурово каралось исповедание христианства (по суду и без суда). Однако с превращением христианства в государственную религию, стали сурово карать уже язычество, ересь и вероотступничество.

К преступлениям против порядка управления надо отнести так называемое ambitus, то есть буквально «происки».

Под этим понималось домогательство и получение какой-либо должности с использованием при этом влияния (в том числе, в позднее время, императорских фаворитов). Однако, снискание должности недозволенными способами было делом распространенным – фактически ни один магистрат в конце республики или чиновник в период империи не попадали на свою должность строго дозволенными средствами. Взятка, подкуп, протекция, устройство угощений и развлечений являлись обычными средствами искателей должностей. Законы же, издаваемые против подобных явлений, цели не достигали.

К преступлениям против нравственности следует отнести, в первую очередь, прелюбодеяние (adulterium), то есть нарушение супружеской верности женой. В конце республики на (adulterium) смотрят уже не как на delictaprivata, а как на delictapublica. Отец был вправе убить свою дочь, захваченную им с поличным в своем доме или в доме своего зятя. Дозволялось убить сообщника неверной жены, захваченной в доме супруга. Согласно Павлу, жена, нарушившая супружескую верность, подвергалась конфискации половины приданного и трети прочего её имущества и ссылке на остров, а её сообщник отбиранию половины имущества и также ссылке на остров, но на другой.

Некоторый качественный скачек в истории уголовного законодательства связывается с именем Суллы. Его закон 83 года об убийствах и отравителях преследовал изготовление и продажу яда, поджог, ношение оружия для совершения убийства или воровства, а также ложные показания по делу, которое влекло за собой смертную казнь. За все эти преступления назначалась ссылка на остров и конфискация имущества (в императорский период смертная казнь). Законом предусматривался и такой вид преступления, как насилие частное и публичное. Наказуемым являлось похищение свободных людей или лишение их свободы. При Сулле же был издан закон о подлогах – lexcorneliadepalsis.

Этим законом и последующей практикой предусматривались разнообразные деяния, совершаемые в корыстных целях: соглашения о ложных свидетельских показаниях, подкуп судьи, подлог в счетах и документах, похищение и уничтожение завещания.

1.3 Система наказаний

Система наказаний основывалась на принципе неопределенности: конкретный вид и размер наказания зависел от усмотрения судей. Смертная казнь полагалась за более чем 30-ть видов преступлений. Главной целью наказания стало уже не возмездие, а устрашение, и потому на первый план вышли такие наказания, которые были рассчитаны на причинение виновному максимальных физических страданий.

Что касается наказаний, то они делились на две категории: тяжелые (capitalia)- смертная казнь, изгнание, ссылка в рудники; прочие - денежные штрафы и воздействия на тело. Смертна казнь совершалась различными способами: отсечение головы мечом; закалывание мечом; повешение; утопление в море или реке. Совершивших убийство кровных (близких) и родственников секли розгами, зашивали в мешок вместе с собакой, петухом и змеёй, а затем топили в море. Весталок, нарушивших обет девственности, закапывали живьем в землю.

Рабов казнили различными способами, в том числе путем сбрасывания с Тарпейской скалы. В императорский период появляются новые, более изощренные формы казни: сжигание заживо, распятие на кресте, отдача диким зверям на растерзание. Правда, издавались императорские указы, запрещавшие применять смертную казнь мучительными способами.Но едва ли этот запрет имел действенную силу. Смертная казнь сопровождалась конфискацией имущества. Телесные же наказания - битьё розгами, палками, бичевание - применялись в период империи только к рабам и лицам низших сословий. В период республики существовал такой вид наказания, как «удаление в изгнание» - (aquaeetignisinterdictio), но позднее оно было заменено ссылкой ( deportatio) , а также высылкой(relegatio) . Имущество депортированного, то есть сосланного, конфисковалось. Он лишался права римского гражданина и становился уголовным рабом. Местом ссылки пожизненной или срочной были острова.

Особенно тяжелой была ссылка на рудники, сопряженная с каторжными работами. Различались работы внутри самого рудника в тяжелых оковах (inmetallum) и работа вне рудника (inopusmetalli), в частности плавка руды, её сортировка в оковах, вспомогательные работы, чаще применяемые по отношению к женщинам. Наказания влекли за собой утрату свободы, превращение в уголовного раба. Суровым наказанием было присуждение к отдаче в гладиаторы, а также отдача для ловли диких зверей и битвы сними на аренах цирков. Гладиатор превращался в уголовного раба (servuspoene).

Глава 2

2.1 Судопроизводство

В этой главе мы постараемся отразить систему судебных органов в Древнем Риме.

Рассмотрение этого вопроса мы считаем необходимым, так как невозможно дать достаточно точную характеристику процесса не представляя себе тех органов, которые его непосредственно осуществляют. В данном случае можно сказать, что понятие суда как орган а и суда как непосредственных судебных действий взаимосвязаны : судебный орган, его полномочия и функции, непосредственно определяют предмет разбирательства и форму процесса. В этой работе мы попытаемся в общих чертах показать судоустройство Рима в различные периоды развития государства: царский период, период римской рабовладельческой республики и период империи.

Что касается судебных органов Древнего Рима, то нельзя говорить о какой-либо их системе. В различные периоды времени их число, структура и компетенция весьма существенно изменялись, при этом в Риме не существовало отдельных исключительно судебных органов.

Все органы и должностные лица, выполнявшие судебные функции, помимо этого занимались так же политической, финансовой деятельностью, административным управлением и так да лее.

В Царский период ( с.VIII –VI в.д.н.э. ) римское государство еще сохраняло, хотя и в модифицированном виде, практически все органы управления родового строя: Народное собрание ( куриатная комиция ), совет старейшин ( Сенат ) и царскую власть ( Rex ). В этот период истории Рима между органами государственной власти еще не произошло четкого разделения их управленческих функций, и во многом сферы регулируемых ими вопросов часто пересекались. Именно такое положение имело место в отношении судебной власти: и куриатные комиции, и рекс выполняли некоторые судебные функции, о точном содержании которых сведения до наших дней не сохранились.

К VI в.д.н.э. общинная форма государственности изживает себя и ей на смену приходит Римская рабовладельческая республика с ее достаточно сложным аппаратом управления и более четким разграничением компетенции всех органов и должностных лиц. Именно с периодом республики связано появление магистратур, сыгравших огромную роль в становлении всей системы римского права.

Различного рода судебные функции выполнялись следующими магистратами: народными трибунами, преторами, диктаторами и провинциальными магистратами из числа бывших преторов и консулов.

Народный трибун, в частности, имел право по своему усмотрению арестовывать любого человека и производить его публичный допрос.

Претор, большую часть компетенции которого занимали судебные полномочия, непосредственно производил процессуальные действия, а в ряде случаев ( например экстраординарный процесс).

Кроме того, преторам принадлежало право толкования законов, что в свою очередь существенно расширяло их судебные полномочия. На период установления диктатуры вся полнота власти ( в том числе и судебной ) принадлежала диктатору, который имел право выносить любые решения не подлежащие обжалованию.

В провинции власть магистратов «была, по существу, неограниченной»,[3] то есть им принадлежала вся полнота власти, в том числе и судебной. Кроме того, в период республики несколько возрастает роль народных собраний ( они принимали судебные решения, в отношении которых Сенат не имел права их изменения), сам же Сенат судебным органом не являлся, но мог назначать судебные комиссии и «давать указания о производстве по делам об измене, заговоре, изготовлении ядов и злонамеренном убийстве»[4] .

mirznanii.com

Право собственности, обязательственное, уголовное права Древнего Рима.

Количество просмотров публикации Право собственности, обязательственное, уголовное права Древнего Рима. - 191

Источники римского права и его кодификация.

Общественный и политический строй периода империи.

Общественный и политический строй периода Республики.

Общественный и политический строй Царского периода.

Мужчина – глава семьи. Свободно рожденный при этом римский гражданин. В публичном праве данный статус полноправного гражданина означал право на участие в народном собрании, право быть избранным на должность, право служить в армии. В частном праве статус полноправного гражданина давал возможность на полноправный брак и на участие в имущественных отношениях. Римское государство оформляется, как государство полис, соответственно в нем высшим органом власти является народное собрание (комиции), однако в отличие от афинского общества, в древнем Риме было не одно народное собрание, а сразу три народных собрания: центуриатные, трибутные, куриатные. Долгое время главенствующую роль играет центуриатное собрание. В связи с изменениями в обществе, политике, экономике центурия меняется и в период республики в серединœе 3 ст. до н.э., уже в составе пяти имущественных разрядов по 70 центурий, а общее количество их возрастает до 373. В компетенцию собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц, объявление войны, рассмотрение эпиляций на смертные приговоры. Трибутные комиссии (собрания) первоначально делились на плебейские и патрицианские. Учитывая зависимость отсостава. Первоначально их компетенция ограничивалась избранием низших должностных лиц. Плебейские собрания избирали еще плебейского трибуна, однако с 3-го века до н.э. трибутные комиссии постепенно начинают перетягивать на себя роль высших государственных органов, роль, принадлежавшую центуриатным комиссиям. Куриатные же собрания постепенно утрачивают свое значение, их проведения требовалось лишь для формального обозначения должностных лиц. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, существовало три народных собрания для решения важнейших вопросов. При этом, важнейшую по своему реальному воздействию на государственную жизнь играет Римский Сенат. Об этой роли свидетельствуют даже первые слова закона римского государства: постановления сената. Οʜᴎ всœегда начинались словами: Сенат и Римский народ. Формально при этом Сенат был совещательным органом, обязанным подчиняться решениям народного собрания. При этом, только лишь формально, потому что реально Сенат был главным органом государственной власти. В его полномочия входили законодательные, Сенат утверждал постановления народного собрания (а мог и не утвердить, когда считал, что постановления этого высшего формально органа власти не соответствуют праву, не соответствуют интересам Рима). Вместе с тем, Сенат имел право толковать принятые народным собранием решения. Причем в результате такого толкования такие решения становились неузнаваемыми тем, кто их принимал. Сенат проводил предварительное обсуждение проектов, постановлений, которые затем принимались. Фактически Сенат контролировал законодательную деятельность народного собрания. Финансовые полномочия включали распоряжение казной, бюджетом государства, распределœение бюджета между исполнительными органами и контроль за исполнением бюджета. В сфере общественной безопасности в полномочия Сената входило объявление чрезвычайного положения и поручение о назначении диктатора в области военной, Сенат утверждал мирные договоры, давал разрешение на мобилизацию, назначал командующего. При этом, важную роль Сенаторы не избирались, а назначались. Сенаторы не избирались, с исчезновением древних курий и геттов. Сенаторов стали назначать особые уполномоченные лица. Цезари избирались народным собранием и раз в пять лет они составляли списки сенаторов из представителœей наиболее известных, авторитетных, влиятельных семей, при этом для включения в списки кандидат должен был себя проявить на какой-либо должности, на каком-либо посту. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, формировался корпус сенаторов, они должны были не заниматься торгово-финансовой деятельностью. За взятки, за подкуп они могли быть дисквалифицированы, ᴛ.ᴇ. исключены из списка сенаторов. Такой порядок формирования сената приводило к тому, что некоторые были пять лет сенаторами, а некоторые могли были находиться в списке сенаторов всю свою жизнь. По этой причине, очевидно, что роль Сената и порядок его формирования в сочетании с этой важной ролью, заставляет называть римскую республику аристократической, реальная власть в ней принадлежит наиболее могущественным, авторитетным, богатым семьям. Государственные должности в римской республике назывались магистратурами. При этом исполнительная власть складывалась из нескольких коллегий, должности были коллегиальными, магистратов выбирали народными собраниями, сроком на 1 год. За исключением цензоров и диктаторов. Члены коллегии считались равными в своих правах и каждый из магистратов, которых могло быть и до 10 могу наложить вето на решение любого другого магистрата. Это считалось гарантией от нарушения закона. По истечении срока своей магистратуры, магистраты были ответственными за нарушении, и если открывалось злоупотребление, они могли быть осуждены за это. При этом существовала иерархия должностей, и кандидат, которого предлагали на ту или иную должность, в качестве условия на выдвижение должен был поработать на более низких должностях. Избрание на должности осуществлялось с учетом прохождения кандидатом различных ступеней. В отличие от Афин должности в римской республике не оплачивались. Это объясняет то, почему избирались представители аристократических семей. Существовал и возрастной ценз для различных должностей, к примеру на должность консула римлянин не мог быть избран до достижении возраста 43 лет. В основу деятельности исполнительной власти, были положены следующие принципы: принцип выборности, срочности, отчетности, коллегиальности. Все эти принципы присутствуют и в афинской демократии, однако принцип безвозмездности отличает данный порядок от афинского. Важнейшее значение в довершение исполнительной власти имели две коллегии: коллегия консулов и коллегия преторов. Представители этих коллегий обладали высшей властью. Ключевым среди них было полномочие чинить суд над гражданами, право издавать обязательные для исполнения приказы, право созывать народное собрание. Возглавляли систему магистратур и руководили текущими делами два консула. Их власть была практически неограниченна, они могли приостанавливать решения всœех начальников, могли арестовать и отдать под суд любое лицо кроме жрецов. И могли выносить смертные приговоры, которые римские граждане могли обжаловать в народном собрании. Преторы вначале их было два, затем 4 и наконец, 8, первоначально было помощниками консулов, их заместителями, преторы занимались охраной общественного порядка, надзором за полицией, а с середины республиканского периода, они получили право давать указания по гражданским делам, заниматься гражданским судопроизводством, превратились в любопытную процессуальную инстанцию. Цензоры, их было два, избирались народным собранием сроком на пять лет, а не на один год, как обычно избирались остальные должности. Цензоры избирались из бывших консулов, не меньше. В отличие от большинства магистратур не несли ответственности перед народным собранием, не отчитывались перед ним. В их компетенции находилось не только составление списка сената͵ но и такая функция, как приведения списка граждан по классовой принадлежности. Οʜᴎ следили за нравственностью, могли исключить из трибы, могли наложить штраф. Следующая коллегия государственных служебных особо, были квесторы. Первоначально избиралось два, затем 4 и наконец 8. Квесторы заведовали практически государственной казной, а также должны были рассматривать некоторые категории уголовных дел. Полицейские функции исполняли эдилы, первоначально 2, затем 4. Особое место в механизме государства занимали народные трибуны. Трибунат в Римском государстве оформился в своеобразный институт государственной власти, изначально был плебейским институтом, возник в ходе борьбы плебеев с патрициями. Это были представители той части плебейского населœения, которые следили за патрициями. Диктатор не был никем ограничен, не нес ответственности за свою политику, за свои решения, на действия диктатора не распространялось вето всœесильных народных трибунов.

У граждан было право обращаться к народному собранию. Разговор о римской государственности будет не полным без упоминания такого института. Началом своей военной славы, древний Рим обязана родному ополчению. Служба в армии была не просто военной обязанностью, она была привилегией. Обеспечивала ценз для земельной собственности, для получения надела в римском полисе. В качестве боевой силы мужчины служили с 17 до 36 лет. А затем до 60 лет находились в резерве. В Республиканский период каждый разряд выставлял определœенное число вооруженных мужчин из которых уже делались военные центурии, военные сотни. Сословия всадников обспечивало армию конницей, они составляли центурии и конницы, первые три разряда обеспечивали римскую армию тяжело вооруженной пехотой, центурии этой пехоты составляли главную военную силу римской армии. 4 и 5 разряды поставляли центурии легко вооруженной пехоты. Остальные составляли центурию вспомогательного состава. Командование войсками сенат поручал одному из 2 консулов. Именно такая армия свободных граждан превратила Рим в империю и привела к самым знаменитым победам. При этом уже с конца 5 века до н.э. солдаты начинают получать определœенное жалование. Далее и казенное продовольствие и казенное вооружение, первоначально обо всœем этом они должны были заботиться сами. Окончательным шагом превращения армии в регулярную была реформа, проведенная в 107 ᴦ. до н.э. – реформа. Этот политический деятель и полководец допустил в армию неимущих, вольноотпущенников, определил жалование за службу в качестве определœенного и стабильного дохода военнослужащих и ограничил военную службу 16 сроком, по окончании этой службы солдаты получали наделы земли и экономическое обеспечение. Армия становилась профессиональной. С одной стороны, это содействовало ее укреплению и росту военного потенциала Рима, успешное расширение империи продолжается, однако с другой стороны, это превращало армию в наемных рабочих, что имело разрушительные последствия для государственного устройства Римской республики. Превративших в регулярную и наемную по сути армию, она становиться инструментом в руках своих военоначальников, орудием борьбы политических группировок. Наемные воины служат уже не Риму, а служат своему командиру. Опираясь на такую армию, сперва диктатор Сулла, а затем знаменитый своим вкладом Юлий Цезарь и его преемник Октавиан Август покончили с Римской республикой. Разумеется, причины падения Римской республики не бывают сведены только к изменению роли армии.

Одной из важнейших среди этих причин было расслоение общества и его разложение в следствие массового использования рабской рабочей силы. Применение дешевого рабского труда ведет к разорению крестьян. Крестьяне не удерживали конкуренции с рабовладельческими латипундиями. А институты римской демократии родились и были рассчитаны на общество равное. Реалии этой римской республики не под какое равенство не попадает. Расслоение общества, рабство – одна из причин падения Римской империи. Важной причиной также была и та͵ что римское государство возникало, как государство-полис. Государство относительно небольшого размера и те институты, с которыми мы познакомились не предназначены были для руководства той территории, а тем более с превращением ее в империю. Функцю управления огромной державой уже были не совместимы с тем государственным аппаратом, который существовал в период римской империи. Одной из причин было введение единого гражданства – демократическая мера. Закон Каракалы, это уже будет после заката римской республики, дает единое гражданство всœем свободным людям, с тем, что было знакомо нам, как комплекс прав римского гражданина.

3. Это было время волнений, солдатских мятежей, вторжения внешнего врага, варваров и наконец, период домината (284-476 гᴦ.). Принципат был формой правления, созданной Цезарем и официально установленной почти на 2 столетия, его внучатым племянником и победителœем в неоднократно воспетой войне с Антонием и Клеопатрой Октавианом Августом. Уже Цезарь был провозглашен пожизненным диктатором и прибавил к своей власти командующего, которым он был, еще и власть народных трибунов, цензорскую и даже высшую жреческую власть. Его внучатый племянник сделал это обычной практикой на долгие года. Принципат сохраняет видимость республиканской формой правления. Она сохраняется в виде практически всœех институтов республиканской власти. При этом, фактически принципат уже был монархией, поскольку власть реальная сосредоточена в руках одного человека, которого решили называть первым Сенаторов, отсюда принципс. Такой первый сенатор, тем не менее формально избирается на всœе те должности, которые он концентрирует в своих руках: диктатора, предора, народного трибуна, консула и т.д. При этом в праве принципс, уже опираясь, уже на свой собственный правительственный аппарат, который всœегда есть при монархе для осуществления своих многочисленных полномочий. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, параллельно этим традиционным магистратурам, которые сохраняются. Сенат еще остается, пользуясь лишь почетными правами и весьма ограниченными полномочиями, законопроекты, которые исходят от принципса фактически не обсуждаются, им придается форма Сената. Все, что исходит от принципса имеет силу закона, хотя формально именно сенат избирал новый принципс. Народное собрание приходит в упадок, периодичность их созыва нарушается, они используются для борьбы амбиций, политической борьбы. В верхушке доминирует группа Нобилей (сенаторов), и группа всадников. Труд рабов всœегда уступает в эффективного труда свободного человека, в связи с этим несмотря на консолидацию класса землевладельцев. Из свободных крестьян формируется класс крестьян-арендаторов, их называли колоны. В период доминанта таких арендаторов начинают привязывать к их землям, которые они арендуют, начинают ограничивать их возможность переезда на другие земли. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, происходят процессы,, которые формируют феодальные отношения.

Каждой из двух частей управляли императоры Августы, которым помогали императоры Цезари. Все тетрархи считались членами одной императорской семьи, не были родственниками, однако считались одним целым.

Диохлетиан реформирует армию, разделив ее на пограничную и ту, которая использовалась – источник военных компаний. В третьих он проводит административную реформу, разделив громадную империю на 12 областей – диоцезий, каждая из которых включала 10 округов, провинций, при этом власть в каждой из диоцезий и провинций разделялась на гражданскую и военную. Важной составляющей реформ Диохлетиана было введение вместо многочисленных и разнообразных налогов, был введен единый натуральный налоᴦ. При этом размер обложения был значительно увеличен, за счёт того, чтобы были убраны многочисленные налоги. Стабилизации империи содействовало и то, что Диохлетиан позаботился о полноценной золотой монете. Эти реформы позволили просуществовать римской государственности в такой ее эпостасии, как Византия еще 1000 лет. Среди римский императоров, реформаторов должно быть упомянуто имя Константина ( 1-я треть 4 века). Этот тот император, который сделал христианство после столетий жестокой борьбы с многочисленными жертвами. После борьбы с идеологическим, религиозным учением, сделал христианство государственной религией, а в связи с упомянутой Византией, имен Константин перенес свою столицу в город Византий, и стал называться в 1330 году – Константинополь. Сюда переезжает Сенат правительственный. В 395 году происходит окончательное разделœение Империи на 2 независимых имперских государства – западную римскую империю, она прекратила свое существование под натиском варваров в 467 году, и восточную римскую империю – Византию.

4. В Царский период основным источником права был религиозный обычай, толковали их, как и повсюду, жрецы и другие, в связи с этим нормы такого права, религиозные законы, которые их закрепляли, назывались правом понтификов. С утверждением царской власти возникает новый источник права – законы рекса. Первоначально они были немногочисленными. Право рексов достаточно иллюстрирует новые нормы, которые вводит легендарный ромал. Законы этого рекса первого были направлены на учреждение статуса члена семьи, в частности имена ромал ввел норму в соответствии с которой глава семьи мог убить жену, в случае если заставал ее измену. Право царского периода, в значительной степени ее инœерция будет ощущаться и в период республики, характеризуется строгим формализмом, до такой степени, что малейшая ошибка, предусмотренная в порядке судоговорения считалась значительной. Законы 12 таблиц включали нормы по самым разным сторонам регулирования общественных отношений. О вызове в суд, о рассмотрении в суде, о должниках и их ответственности, о семейных и наследственных делах, о вещах, приобретении вещей, о пользовании земельными участками, об общественных делах, о наказаниях. Вплоть до регулирования похорон. Для этого памятника права характерен еще древний казуистический способ фиксации норм, сами нормы характеризуются формализмом, однако создание этого свода норм было первой фиксацией писаного права Рима. Этот свод послужил дальнейшему развитию права. Цицерон оставил впечатляющие определœения важности этого свода норм. При этом жестко ограниченные формализмом традиции, уже в 4-3 века начинают активно корректироваться, дополняться новым источником права – преторскими эдиктами, актами прэта. Не отменяя законов 12 таблиц, не посягая на текст этой книги, древние римляне изобрели эффективный способ обходить их, игнорировать и обходить те формальные положения, которые уже очевидно тормозили развитие экономики, торговых отношений. Оба претора имели право издания эдиктов – правовых актов, которые они издавали в момент вступления в должность, а вступали новые преторы в должность ежегодно и в этих актах они начинают постепенно отходить от строго формализованных предписаний законов 12 таблиц, они начинают вводить нормы, которые более соответствовали интенсивному торгово-денежному обороту и положения этих актов были обязательными для судов. Каждый новый претор по традиции подтверждал эдикт предшественника, добавляя при крайне важно сти еще и какие-то новые нормы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, начинает формироваться то, что вошло в историю под названием преторского права. С середины второго века в гражданском судопроизводстве приказ претора становится обязательной неотъемлемой частью. Перегрински претор, так же как и претор римский издает свои эдикты, начинает формулировать нормы, пользуясь при этом богатством права других народов, и не связан будучи ограничениями формальным римским правом. Поскольку всœе это совершается параллельно с римским претором, посœедний начинает перенимать то, что лучше работает на практике и лучше соответствует явлениям общественной жизни и другой. Больше всœего право народов влияет на область договорного права, регулирования имущественных отношений. Можно считать, что право древнего рима проходит в своем развитии три стадии: цивильно право, преторское право, право народов. Эти правовые системы не были изолированы друг от друга, действовали параллельно, однако по времени дополняют каждая следующую первоначальную систему архаичного формализованного римского права. Оригинальной особенностью римского права было еще и то, что в нем использовался такой источник как юриспруденция. Помимо названных источников в качестве источника также используются и толкования юристов. Уже с третьего века – период империи, представители власти публично, официальо консультируются с юристами, обращаются к их комментариям. Особое значение было предано комментариям, мнению пяти корефеев римской юриспруденции: попиан, стоял на первом месте, парио, ульгиан, гай, модестин. В 5 веке – 426 год был даже принят специальный закон о цитировании, который позволит понять, что такое комментарии юристов, что представлял собой данный источник правового регулирования. В соответствии с этим законом считалось, что совместное мнение всœех пяти это воспринималось как закон, всœех судей в правовой практике. В любом случае обращали внимание на то большинство высказывается ли юристов за ту или иную позицию. А Попиан имел два голоса. Возможности правового регулирования, благодаря такому источнику значительно расширялись. Уже при императору Константинœе было решено придать главенствующий характер императорским конституциям. При этом сложности в пользовании разнообразным по источникам права, эта первая попытка регулирования не была преодолима. Помимо того, что эти разные по времени возникновения источники уже создавали трудности, так еще и внутри себя эти источники права перудасматривали использование разных, противоположных принципов.

В 529 году был составлен кодекс – сборник императорских постановлений. Далее в 533 году – сборник норм под названием Дигесты. А параллельно был подготовлен 3 сборник норм – Институции. В институциях уже давалась систематизированное и комментирование общих принципов. Институции интегрировали положения кодексов. Комиссия разработчиков проделала масштабнейшую и трудно оценимую работу. Οʜᴎ придали разрозненным источникам права форму единой логичной системы норм. Именно в 6 веке римское право приобретает ту потрясающую и сегодня стройность и логику институтов.

5. По древнему римскому праву – законам 12 таблиц, вещи делились на две разные категории, которые различались способом отчуждения при покупке. Это вещи мансипированые и вещи неманиспированные. При продаже первой категории вещей требовалось соблюдение мансипации, которая является типичным примером архаичности и формализма древнего римского права. Долгое время собственность только и приобреталась таким образом, в соответствии с законами 12 таблиц. По мере развития преторского права, цивильская собственность дополняется в римском праве преторской собственностью не на основании архаичных процедур, а в соответствии с преторским правом. Коллективным достоянием считалась земля. А вот частной собственностью могли обладать только граждане рима. Договор должен был быть добровольным, договор должен был соответствовать закону. Римское право делит договоры на 4 группы. Самый древний вид - ϶ᴛᴏ вербальные договоры, которые заключались устно, путем проговаривания соответствующих формулировок. Литеральные – письменные. Консенсуальные – те договоры, ответственность сторон наступает немедленно после заключения консенсуса. Реальные договоры, обязательство в которых наступает с момента передачи вещи. В форме брака интеренсо заметить его эволюцию от брака, который совершался по архаическим формам и сводился к процедуре покупки невесты. К браку, который получает распространение в период империи, жена уже не находилась под властью мужа. Древний брак был с наложением руки. Брак, который был позже был распространен, брак назывался браком без руки.

referatwork.ru