Бог древнего египта гора. Египетский бог Гор: у богов тоже непростые семейные истории
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Аномалия - электронная библиотека. Бог древнего египта гора


Бог Гор - покровитель фараона в облике сокола

Бог Гор - символ объединенного ЕгиптаБог Гор - символ объединенного ЕгиптаГор (Горус, Хор, Хорус) – бог неба и солнца в облике сокола, один из главных богов Египта с древнейших времен. Гор переводится как «небо», «высота».

Гор – одна из самых многосимвольных фигур в египетском пантеоне богов.

Древнейшие представления о Горе

Гор на палетке НармераГор на палетке Нармера

Сокол, как покровитель и олицетворение правителей Древнего Египта, присутствует уже на Палетке Нармера, которая датируется ок. 3000 г. до н.э.

Божество в виде сокола почиталось в различных районах Египта еще в додинастическое время, до объединения Верхнего и Нижнего Египта.

По одним древнейшим представлениям египтян, Гор почитался как хищный бог охоты, впивающийся когтями в свою жертву. По другим - он плыл по небу на небесной лодке.

В этом космическом аспекте он тесно связан с солнцем, особенно утренним, как следует из одного из имен бога Ра – Горахути («Гор обоих горизонтов»). Большой сфинкс Гизы носил имя «Гор в горизонте». Солнце и луна рассматривались как глаза Гора.

Гор - покровитель фараонов

Гор - защитник и охранитель фараоновГор - защитник и охранитель фараоновГор (Хор) всегда тесно связан с фараоном. Одно из пяти имен земного правителя Древнего Египта – имя Гор.

На знаменитой статуе фараона Хефрена - cтроителя второй по величине пирамиды Египта - сокол (Гор) прикрывает своими крыльями его голову. Фараоны, как считали древние, были земной персонификацией Гора.

Гор в римском военном панцире. Известняк. Римский период. Британский музейГор в римском военном панцире. Известняк. Римский период. Британский музейСвязь между Гором и владыкой Египта возникла еще в додинастический период и сохранялась во все периоды и эпохи истории Древнего Египта - то есть более 3000 тысяч лет! Поэтому это божество не только одно из самых древних, но и одно из самых стабильных и постоянных богов в Древнем Египте.

В отличие от множества других божественных персоналий Гор никогда не утрачивал своего важного положения в иерархии египетских богов, пантеон которых насчитывал многие сотни богов.

У греков и римлян, завоевавших Египет, но быстро воспринявших и перенявших многое из египетской культуры, Гор также имел большую популярность и статус великого божества.

Многообразие Гора

Статуя бога Гора в храме ЭдфуСтатуя бога Гора в храме ЭдфуТакая стабильность во многом объясняется тем, что в боге под именем Гор объединились разные божества, которых почитали древние египтяне в облике сокола с древнейших времен.

Современные исследователи выделяют две основные ипостаси Гора. Первым можно назвать Гора Бехдетского, который был сыном бога солнца Ра. Он сопровождает ладью своего отца в его путешествии по Нилу, поражая гарпуном всех врагов Ра во главе с Сетом. Гор Бехдетский считается мужем богини Хатор и отцом Гора-Сематауи. В Эдфу расположен грандиозный храм, посвященный Гору Бехдетскому.

Гор - ребенок на стеле из Метрополитен-музея

Гор - ребенок на стеле из Метрополитен-музеяОт Гора Бехдетского отличается Гор, который был сыном Осириса и Исиды и боролся со своим дядей Сетом, убившим его отца. Мы особенно хорошо осведомлены о борьбе между Гором и Сетом благодаря многим различным источникам.

Этот сюжет упомянут в «Текстах пирамид», «Текстах саркофагов» и «Книге мертвых», имеется полная версия на папирусе. Различные греческие авторы, такие как Плутарх, также сделали запись частей или всего этого древнеегипетского мифа.

Известны и другие боги - Горы. Гор Старший или Великий Гор, который позже включен в качестве десятого бога в гелиопольскую эннеаду (он считался братом Осириса и Исиды), Гор-ребенок и другие.

"Глаз Гора" - "уджат"

Амулет "Глаз Гора"Амулет "Глаз Гора"Важный эпизод мифа - тот, когда Гор теряет глаз - чудесное око, вырванный жестоким Сетом. Позже он возвращает глаз с помощью бога Тота или богини Хатор (по другой версии мифа). Поскольку Гор принес свое чудесное око Осирису, чтобы воскресить его к новой жизни (Гор дает проглотить око Осирису, и тот оживает), «глаз Гора» стал одним из важнейших священных символов и амулетов у древних египтян.

Стилизовнный "глаз Гора" в виде иероглифа повсеместно встречается в Египте в текстах, а также в качестве отдельных рисунков, элементов рельефа и т.д. "Глаз Гора" - "уджат" - был одним из самых распространенных амулетов в Древнем Египте. Его носили в первую очередь с целью защиты от ранений.

Иконография Гора

Гор в облике льва с головой сокола. Рельеф на колонне. Храм Гора в Эдфу, Египет

Гор в облике льва с головой сокола. Рельеф на колонне. Храм Гора в Эдфу, ЕгипетНа изображениях Гор обычно предстает как сокол или как человек с головой сокола. На голове у него, как правило, соединенные вместе белая и красная короны - символ объединенного Верхнего и Нижнего Египта.

Однако может изображаться и в облике других сильных и мощных животных с головой сокола.

Как Гор-ребенок обычно изображается как нагой мальчик, он часто изображается с своей матерью Исидoй, сидящим у нее на коленях - позе, которая позже стала также традиционной для Девы Марии и младенца Иисуса в христианском искусстве.

Амулеты в виде сыновей Гора. Британский музейАмулеты в виде сыновей Гора. Британский музейУ Гора было четыре сына - Амсет, Дуамутеф, Кебексенуф и Хапи, игравшие важную роль в погребальных обрядах древних египтян.

Каждый из сыновей Гора персонифицировал одну из четырех каноп - сосудов, в которых находились забальзамированные внутренние органы покойного.

piramidavorever.ru

у богов тоже непростые семейные истории

египетский бог ГорСложность древних языческих культов заключается в том числе и в сложном взаимном переплетении функций, атрибутов, сферы ответственности различных божеств. Неудивительно, что нередко у современных специалистов уходит немало времени и усилий на то, чтобы разобраться, какие боги были самостоятельными персонажами, где имеют место быть различные воплощения одного и того же бога, а где различные боги пересекаются на одном поле деятельности. Вот, например, в языческом пантеоне Древнего Египта помимо солнечного бога Ра был и другой бог, связанный с солнцем и небом – бог Гор.

Сокол высокого полёта

Среди древнеегипетских богов Гор (другой вариант имени – Хор) выделялся одной из наиболее запутанных родословных. Дело в том, что у этого бога было около двадцати различных ипостасей, которые в тех или иных случаях или в различных регионах страны могли рассматриваться как отдельные божества с собственными функциями и ритуалами. При этом Гор являлся одним из богов, которые с одинаковым преклонением почитались на всей территории Египта – наряду с ним такой же чести удостоились Осирис и Исида, являвшиеся, согласно, древнеегипетской мифологии, его родителями. Во многом это было связано с тем, что из всех богов Гор обладал наиболее крепкой связью с фараоном: царствующий фараон считался живым воплощением Гора на земле, а изображение самого бога содержало царскую корону, объединившую в себе короны Нижнее и Верхнего Египта.

Собственно, именно по короне изображения Гора чаще всего и отличают от изображений другого солнечного бога Ра: оба эти божества изображались в виде человекообразного существа с головой сокола (учёные полагают, что это отражение связи с небесными сферами и отголоски древнейших тотемических верований, когда одно из племён, предков древних египтян, ассоциировало себя именно с соколом). При этом Ра изображался с солнечным диском над головой, а Гор – с царской короной. Также была распространена такая традиция изображения Гора, как солнечный диск с соколиными крыльями. В общем и целом можно считать, что Гор был в большей степени символом неба, олицетворением видимой людьми частью божественного мира и связью с этим миром через фараона, а Ра выполнял основную часть функций солярного божества.

Гор – первый вариант гамлетовского архетипа?

египетский бог Гор

Внимание современных исследователей к Гору объясняется ещё и тем, что в его образе, судя по всему, мы имеем дело с одним из ранних проявлений одного из фундаментальных религиозных и культурных архетипов человечества – с «гамлетовской фигурой». Под «гамлетовской фигурой» подразумеваются персонажи, которые выполняют функцию мстителя за своего отца, у которого были отняты жизнь и некие особые права (обычно это верховная власть), причём это было осуществлено одним из ближайших родственников (чаще всего фигурирует брат покойного). В наиболее известном культурном варианте этот архетип воплотил в себе, как несложно догадаться, Гамлет в одноимённой трагедии Шекспира.

Но сам образ подобного мстителя является очень древним и одним из первых известных его проявлений и является фигура бога Гора в древнеегипетской мифологии. Согласно мифам, отцом Гора был бог Осирис, сын неба (бог Геб) и земли (богиня Нут). Младшим братом Осириса был бог Сет, который завидовал брату и стремился отнять у него, законного наследника, верховную власть. В результате обмана Сет заманил Осириса в ловушку и убил его. Их сестра и жена Осириса богиня Исида магическим образом забеременела от мёртвого мужа и родила Гора, который всё своё детство воспитывался втайне от всего мира, в дельте Нила. Когда же Гор стал достаточно взрослым, он явился на суд богов и заявил о своих правах на власть над Египтом, которую узурпировал Сет. Несколько десятилетий шли «судебные разбирательства», в итоге закончившиеся прямой войной между Гором и Сетом. В результате Гор победил Сета, воскресил своего отца, который добровольно стал владыкой Царства мёртвых и стал повелителем всего Египта.

В мифе о противостоянии Гора и Сета учёные усматривают мифологический вариант истории борьбы между Верхним (Северным) и Нижним (Южным) Египтом. Дело в том, что на ранних этапах истории Древнего Египта Сет был хотя и сложным, противоречивым, но в целом почитаемым и даже положительным божеством, с ним себя ассоциировали и брали его имя в качестве коронационного многие фараоны Верхнего Египта. Однако после того, как Египет был объединён, постепенно распространялся культ Гора, имевшего изначально особое влияние в Нижнем Египте, и в свете его противостояния с Сетом последний приобретал всё более негативные черты и, в конце концов, стал однозначно отрицательным божественным персонажем, богом ярости, гнева, смерти и войны.

Александр Бабицкий

Статьи по теме

www.chuchotezvous.ru

Персональный сайт - Гор

Гор (в другом произношении Хор) был одним из самых почитаемых богов Древнего Египта.

Гор в виде солнечного диска с крыльями

Изображался иногда просто как крылатое солнце, иногда - так же, как и Ра, в виде человека с головой сокола. Вот только в качестве головного убора на его портретах рисовали не солнечный круг, а либо корону верхнего Египта (белого цвета, похожую на обычный колпак), либо объединенную корону верхнего и нижнего Египта (очень напоминающую митру современных служителей латинских церквей), как символ его победы над Сетом и объединения Египта под одной властью.

Гор и Ра

Первый же вопрос, который возникает у исследователя, при изучении изображений Гора: если внешность его так похожа на облик Ра, может быть это – один и тот же бог под разными именами? Хотя картинки и похожи, и в период Нового царства Ра и Гор были объединены в единое божество Ра-Хорахти, но изначально – это разные боги, о чем неоспоримо свидетельствуют «тексты пирамид». На рисунке ниже приведена фреска на одной из стен, изображающая двух богов рядом. Слева – Ра с короной-солнцем, справа – Гор в объединенной короне двух Египтов.

Слева - Ра, справа - Гор

Родственные связи

Родителей, говорят, не выбирают, и семейка досталась Гору, прямо сказать, непростая. Согласно египетской мифологии, Ра породил Шу, Шу – Геба, Геб – Осириса. А от союза Осириса и его сестры Исиды произошел Гор. Причем зачала его Исида от мертвого на тот момент Осириса. Как это произошло, не сможет объяснить даже теория искусственного оплодотворения, ведь половые органы Осириса так и не были найдены. Если читатель раньше не сталкивался с описанием этих событий, то стоит их вкратце обрисовать.

Когда власть по наследству от Геба перешла к Осирису, его младший брат Сет стал ему завидовать и, заманив в ловушку, коварно убил. Тело он сбросил в Нил. Известная своим магическим искусством Исида нашла тело и воскресила Осириса, но Сет опять выследил его и снова убил. В этот раз он не стал бросать труп, а, расчленив на множество кусков, разбросал по Египту. Тогда Исида позвала на помощь Анубиса и собрала все куски, чтоб снова воскресить мужа, не нашелся только половой орган – виновным признали некоего крокодила, который его съел. Впрочем, любой, поступивший таким образом, достоин звания «крокодил».

 Гор - Осирис - Исида

 Вот этот момент и считается датой зачатия Гора. Исида обратилась в птицу и опустилась на тело мужа. И забеременела с помощью своего магического искусства.

Гор и его дядя Сет

Сет приходился Осирису родным братом, следовательно, Гору – дядей. Однако, по логике описанной выше истории, никаких теплых чувств он к племяннику испытывать не мог. По этой причине Исида вырастила Гора тайком. Некоторые версии мифов утверждают, что занималась его воспитанием она не лично, а поручила это каким-то смертным. Так или иначе, повзрослев, Гор узнал, что стало с его отцом, и решил потребовать своих прав на наследство. На тот момент полным правопреемником Осириса считался Сет, как его ближайший родственник. То, что именно он и отправил Осириса на тот свет, никого из богов не смутило и права Сета на управление Египтом были всеми признаны.

Справа - Сет, слева - Гор

 Появление невесть откуда нового претендента спутало все карты. История довольно туманная и Гора совсем не сразу признали наследником – по некоторым источникам, суд, в котором принимали участие все боги, длился 80 лет. Наконец, при поддержке Тота и снова воскрешенного Исидой Осириса, было принято решение в пользу Гора. Сет не согласился и оба стали набирать армии. Опять же не ясно, почему, признав правоту Гора, прочие боги не смогли или не захотели оказать ему силовую поддержку в войне с дядей. Самый очевидный ответ – решение было весьма спорным, и у обоих противников были свои сторонники. И чтобы не допустить тотальной войны промеж богов, остальные предоставили возможность родственникам разбираться самостоятельно.

Война и ее итоги

Противоборство между Гором и Сетом продолжалось долго. В армиях той и другой стороны были обычные люди. Историки считают эту легенду отголоском войны между Верхним и Нижним Египтом (по течению Нила), в древнейшие времена это были два отдельных государства каждое со своим фараоном, но, видимо, с общим языком населения.

Во время битвы за одну из провинций, Гор потерял глаз (по одной легенде глаз ему выбил Сет собственноручно, по другой – Гор положил его в рот мертвого Осириса, чтобы тот воскрес, третий вариант объединяет оба этих события). Впоследствии зрение Гору восстановил Тот, а ставший «третьим – лишним» глаз превратился в Уаджет. Глаз Гора стал очень популярным в Древнем Египте символом.

Око Гора

Война шла с переменным успехом. Постепенно войска Гора стали одерживать верх, но у всех прочих богов к тому времени уже кончилось терпение. Вновь собирается большой совет, на котором принимается решение прекратить войну и отдать Гору плодородные земли Египта, а Сету оставить пустынные участки. Интересно, что, согласно легенде, озвучил окончательный вердикт Нун – бог, породивший всех богов, включая Ра. Если предположить, что под этим именем скрывается некая метрополия, поставлявшая «богов» для своей колонии – Египта, то становится понятным, почему война сразу прекратилась, и обе стороны согласились с поставленными условиями.

Бог всего Египта

Тройка богов – Осирис, Исида и Гор – пользовались уважением у всего населения Древнего Египта без исключения. Храмы в их честь сооружались по всей территории. Наиболее сохранившимся до наших времен считается храм Гора в Эдфу.

Храм Гора в Эдфу

Считается, что этот храм был построен в I-II веках до н.э. династией Птолемеев. Однако стройка велась на основании более старого храма, также посвященному этому богу. В отличие от более древних божеств, отвечавших каждое за определенные силы природы или род занятий, Гор стал олицетворением власти над всем Египтом. Титул «Гор» носил действующий фараон. В более поздние времена фараонов стали называть «потомками Гора».

Имена

Древние греки сопоставляли Гора с Аполлоном – богом солнца. Если принять за правильное произношение «Хор», а не «Гор», как утверждают некоторые историки, то можно провести аналогию с древнеславянским богом солнца (его звали Хорс, а в некоторых областях и просто – Хор, «хоровод» символизирует круг, по которому Хор «водит» солнце). В индийской мифологии существует бог солнца Митра, также непорочно зачатый, боровшийся с олицетворением зла – неким тельцом (может быть, и золотым), защитник всех живущих праведно людей. Существует также мнение, что корни мифа о Геракле берут свое начало именно в этой части египетской мифологии.

bogi-drevnie.narod.ru

ГОР (ХОР) — Язычество

Гор – один из древнейших египетских богов, хранивший предания о тех временах, когда охота была главенствующим занятием мужчин. Его изображали – в более поздние периоды – в виде человека с головой сокола или солнечного диска с распростертыми соколиными крыльями.

По видимому, первоначально это был племенной бог воинственных охотников, сумевших установить господство над соседними племенами. Их вождь уподоблялся стремительному остроглазому хищнику, «владыке небес», воздушного океана. Предполагается, что Гор стал местным божеством в Иераконполе (Верхний Египет), а когда местный вождь покорил своих врагов, стал первым египетским фараоном, Гор сокол явился олицетворением царской власти.

Правда, цари II династии (около 2800 г. до н. э.) называли себя «Хор и Сет». Но это означало, по всей вероятности, признание равных прав и за Нижним Египтом, который в экономическом отношении опережал Верхний.

Гор выступал в двух ипостасях: как владыка небес, царь богов, бог Солнца, а также как земной царь, фараон. По мнению Р. Антеса, «Хор представляется настоящей троицей, состоящей из небесного царя, земного царя и сокола».

Правда, уже тогда было очевидно отличие небесного царя от земного, смертного владыки Согласно Текстам пирамид, для преодоления этого противоречия была придумана такая мифологическая цепочка (нечто подобное идее круговорота жизни). После своей смерти земной Гор, по этой версии, превращался в воскресающего бога Осириса, чем обеспечивалось его бессмертие.

В одном из космогонических мифов Гор представлен сыном Осириса и Исиды, рожденных Нут и Гебом. Однако жестокий и злобный Сет убил своего брата Осириса и завладел его троном. Но когда Гор вырос и окреп, он вступил в схватку с Сетом и победил. Его провозгласили царем Египта.

Складывается впечатление, что миф рассказывает о борьбе за власть между царями Нижнего Египта (под покровительством бога Сета) и Верхнего Египта (почитавшего Гора). Поначалу первенство оставалось за вождями Нижнего Египта, которые затем потерпели поражение. Тем более что, по одной версии, Сет был не дядей, а братом Гора.

В более поздних мифах Гор изображен как светоносный бог, который вступает в схватку с силами тьмы и зла, мстит за смерть своего отца Осириса и охраняет власть фараона. На рельефе храма Гора в городе Эдфу (Бехдет) Гор, стоящий на носу ладьи бога солнца Ра, гарпуном поражает врагов света, олицетворения сил зла – крокодилов и гиппопотамов. Порой образы Гора и Ра сливаются воедино.

Согласно одному из мифов, Исида зачала Гора от погибшего Осириса (злодейство Сета) и воспитывала сына, скрываясь в дельте Нила. Возмужав, Гор явился на совет богов и доказал, что трон Египта должен принадлежать ему.

Сет вступил в схватку с Гором и поначалу одержал верх над ним, вырвав у него глаз – чудесное Око (оно будет в других мифах фигурировать как Око Ра). Но Гор не сдался, и в дальнейшей борьбе оторвал у Сета то, что делало его мужчиной. Отобрав Око, Гор дал его проглотить Осирису, тот ожил и передал египетский трон Гору.

Когда Гор скрывался в дельте Нила, ему покровительствовали боги, а едва ли не более других – Тот, бог мудрости, письменности, счета, а также магии. Можно предположить, что Гор получил в юности хорошее образование. Став царем объединенного Египта, Гор (в своем земном воплощении) приобрел небывалую власть. Однако управление страной без организации путей сообщения и связи, а также государственного аппарата было затруднено.

«В связи с этим, – писал Р. Антее, – высшие посты в Египте занимали члены царской семьи. Так было во времена Хеопса, около 2650 г. до н. э, при его преемниках и, несомненно, в предшествующий период. Однако с началом V династии, около 2550 г. до н. э., те же посты занимали уже люди нецарского происхождения. Эта перемена показывает, что положение царя изменилось. Одновременно концепция о Хоре (Горе) как о верховном боге была заменена или, скорее, отодвинута на второй план представлением о том, что верховным богом является солнце, Рэ (Ра), и что царь – просто сын Рэ».

По мнению Антеса, такая перемена была вызвана скорее всего недовольством кликой царских родственников, управлявших страной. Помимо этого в стране происходили значительные перемены в системе хозяйства, управления и укрепления центральной власти. Стали утрачивать смысл архаичные представления о многочисленных богах, относящихся к миру животных и людей, а племенная организация общества, а с ней и племенные боги покровители, осталась в прошлом. Дополнялись мифы; на прежние предания накладывались новые, отражающие меняющееся мировоззрение. Успехи астрономии раскрыли великое значение Солнца для жизни на Земле.

pagandom.ru

Боги Древнего Египта. Гор (Хор).

Гор - один из древнейших египетских богов, хранивший пре-Дания о тех временах, когда охота была главенствующим занятием Мужчин. Его изображали - в более поздние периоды - в виде человека с головой сокола или солнечного диска с распростертыми соколиными крыльями. По-видимому, первоначально это был племенной бог воин-твенных охотников, сумевших установить господство над соседними племенами. Их вождь уподоблялся стремительному остроглазому хищнику, «владыке небес», воздушного океана. Предполагается, что Гор стал местным божеством в Иераконполе (Верхний Египет), а когда местный вождь покорил своих врагов, стал первым египетским фараоном, Гор-сокол явился олицетворением царской власти. Правда, цари II династии (около 2800 г. до н.э.) называли себя «Хор и Сет». Но это означало, по всей вероятности, признание равных прав и за Нижним Египтом, который в экономическом отношении опережал Верхний. Гор выступал в двух ипостасях: как владыка небес, царь богов, бог Солнца, а также как земной царь, фараон. По мнению Р. Антеса, «Хор представляется настоящей троицей, состоящей из небесного царя, земного царя и сокола». Правда, уже тогда было очевидно отличие небесного царя от земного, смертного владыки. Согласно Текстам пирамид, для преодоления этого противоречия была придумана такая мифологическая цепочка (нечто подобное идее круговорота жизни). После своей смерти земной Гор, по этой версии, превращался в воскресающего бога Осириса, чем обеспечивалось его бессмертие. В одном из космогонических мифов Гор представлен сыном Осириса и Исиды, рожденных Нут и Гебом. Однако жестокий и злобный Сет убил своего брата Осириса и завладел его троном. Но когда Гор вырос и окреп, он вступил в схватку с Сетом и победил. Его провозгласили царем Египта. Складывается впечатление, что миф рассказывает о борьбе за власть между царями Нижнего Египта (под покровительством бога Сета) и Верхнего Египта (почитавшего Гора). Поначалу первенство оставалось за вождями Нижнего Египта, которые затем потерпели поражение. Тем более что, по одной версии, Сет был не дядей, а братом Гора. В более поздних мифах Гор изображен как светоносный бог, который вступает в схватку с силами тьмы и зла, мстит за смерть своего отца Осириса и охраняет власть фараона. На рельефе храма Гора в городе Эдфу (Бехдет) Гор, стоящий на носу ладьи бога солнца Ра, гарпуном поражает врагов света, олицетворения сил зла - крокодилов и гиппопотамов. Порой об-пазы Гора и Ра сливаются воедино. Согласно одному из мифов, Исида зачала Гора от погибшего Осириса (злодейство Сета) и воспитывала сына, скрываясь в дельте Нила. Возмужав, Гор явился на совет богов и доказал, что трон Египта должен принадлежать ему. Сет вступил в схватку с Гором и поначалу одержал верх над ним, вырвав у него глаз - чудесное Око (оно будет в других мифах фигурировать как Око Ра). Но Гор не сдался, и в дальнейшей борьбе оторвал у Сета то, что делало его мужчиной. Отобрав Око, Гор дал его проглотить Осирису, тот ожил и передал египетский трон Гору. Когда Гор скрывался в дельте Нила, ему покровительствовали боги, а едва ли не более других - Тот, бог мудрости, письменности, счета, а также магии. Можно предположить, что Гор получил в юности хорошее образование. Став царем объединенного Египта, Гор (в своем земном воплощении) приобрел небывалую власть. Однако управление страной без организации путей сообщения и связи, а также государственного аппарата было затруднено. «В связи с этим, - писал Р. Антее, - высшие посты в Египте занимали члены царской семьи. Так было во времена Хеопса, около 2650 г. до н.э., при его преемниках и, несомненно, в предшествующий период. Однако с началом V династии, около 2550 г. до н.э., те же посты занимали уже люди нецарского происхождения. Эта перемена показывает, что положение царя изменилось. Одновременно концепция о Хоре (Горе) как о верховном боге была заменена или, скорее, отодвинута на второй план представлением о том, что верховным богом является солнце, Рэ (Ра), и что царь - просто сын Рэ». По мнению Антеса, такая перемена была вызвана скорее всего недовольством кликой царских родственников, управлявших страной. Помимо этого в стране происходили значительные перемены в системе хозяйства, управления и укрепления центральной власти. Стали утрачивать смысл архаичные представления о многочисленных богах, относящихся к миру животных и людей, а племенная организация общества, а с ней и племенные боги-покровители, осталась в прошлом.

secretworlds.ru

Египетский бог Гор | Tуристический портал 777tours.ru

Культура Древнего Египта уникальна и интересна. Она завораживает своими загадками, не зря эта тема так любима режиссерами и писателями. Турист, отправляющийся в Египет преимущественно за жарким солнцем и морскими волнами, обязательно проникнется интересом к прошлому этого государства. Ведь историей, настолько древней, могут похвастаться далеко не все современные народы.

Религия Древнего Египта

Составной частью культурного наследия этой удивительной страны является религия. Древние египтяне поклонялись разным богам, которые символизировали различные стороны жизни, начиная с явлений природы, заканчивая культурой. Была, например, богиня Саф, которая покровительствовала письменности.

Боги и богини Древнего Египта изображались в виде животных или людей с головами животных. Служители культа объединяли божества в семьи. Сегодня о родственных связях, жизни богов можно узнать из многочисленных древнеегипетских мифов.

В честь богов и богинь возводились храмы, которые служили для египтян не только местом поклонения богам, но и культурными и социальными центрами.

С наибольшим уважением жители долины Нила почитали божества, связанные с солнцем. Солнце было объектом поклонения, от него зависело, будет или нет урожай. Оно являлось символом бессмертия, так как каждую ночь небесное светило уходило за горизонт, “умирало”, а утром вновь возрождалось.

Бог Гор – одно из главных богов древних египтян

Бог Гор или Хор относился к числу божеств, отождествляемых с солнцем. Он даже изображался в виде солнца с крыльями или в виде сокола. Существуют изображения Гора в образе человека с головой сокола. Следует отметить, что на современном египетском гербе можно видеть сокола, дань далеким традициям.

Гор в образе человека с головой сокола изображался прямостоящим или коленопреклоненным. На голове у него было одна из трех корон Египта – белая, красная или пшент, символизирующая единство страны, корона атеф, такая же, как у отца Осириса и корона хемхемет.

Древнейшее изображение Гора в виде сокола хранится во Франции, в Лувре, это стела фараона Кахеджета. Найдена она была в 1901 году при обследовании гробнице. Это прямоугольная каменная плита высотой 143 см, изображавшая гордо восседающего над змеей сокола. Изображение змеи в этом случае являлось иероглифом, обозначающим имя самого фараона.

Гор – один из древнейших богов древнеегипетского пантеона. Вероятно, что первоначально он являлся главным божеством племени воинственных охотников, помогавший настигать добычу. Когда вождь этого племени сумел покорить себе другие племена, Гор стал символизировать царскую власть.

Имя бога Гора в Древнем Египте было тесно связано с фараоном. Одно из пяти имен великого правителя было Гор. На одной из статуй бог в образе сокола прикрывает голову фараона. Таким образом, фараон являлся земным воплощением бога Гора.

У исследователей возникает вопрос, не являются ли боги Гор и Ра одним и тем же божеством. В период нового царства они действительно были объединены в единое божество Ра-Хорахти, но первоначально это было два разных бога. Об этом свидетельствуют тексты древних документов и изображения.

Вообще, Бог Гор известен в нескольких ипостасях, он объединял в своем образе различные божества. Одной из ипостасей является бог Гор Бехдетский. Он сын бога Ра, сопровождающий отца в его путешествии по Нилу и поражающий гарпуном врагов во главе с Сетом. Гор Бехдетский был женат на Хатхор и имел сына Гора – Сематауи. Именно этому божеству посвящен знаменитый храм в Эдфу.

Другой ипостасью этого божества был Гор, рожденный Осирисом и Исидой.

Родственные связи бога Гора

В мифологии Древнего Египта существует следующая информация о родителях Гора. У Геба и Нут родился первенец, которого бог Ра провозгласил владыкой и добрым царем. Он получил имя Осирис, затем на свет появился его брат Сет. Осирис вывел людей из дикости, научил ремеслам и земледелию. Он женился на Исиде, которая владела магией.

Осирис был добрым и справедливым царем, которого его народ любил и прославлял, но его брат хотел занять трон и заполучить власть, дарованную Осирису богом Ра. Злобный Сет убил брата Осириса и захватил власть. Тело брата он бросил в саркофаге в воды Нила. Но Исида, благодаря своей магической силе нашла тело мужа, извлекла из него жизненные силы и зачала Гора.

Тело Осириса она спрятала в надежное место, но Сет нашел его и, разрубив на 14 частей, разбросал по разным местам Египта. Исида нашла и собрала вновь в одно целое тело и перезахоронила его.

Став взрослым Гор вступил в схватку с Сетом. Сначала Сет одержал над ним победу, вырвав Гору глаз, который в мифологии фигурирует, как “Чудесное Око” или “Око Ра”. Затем богу Гору все же удалось одержать победу, оторвав Сету то, что делало его мужчиной.

“Око Ра” в дальнейшем Гор дал Осирису. Тот проглотил его и ожил. Он провозгласил Гора фараоном Египта. Сам Осирис стал управлять царством мертвых.

Если верить документам, то при земной жизни Гор был очень образованным человеком, ему удалось добиться безграничной власти и управлять своим народом.

Храм Хора в Эдфу

Древние египтяне часто объединяли своих богов в семьи. Троица богов Осирис-Исида-Гор наиболее почитаемая среди них. В честь этих богов было построено большое число сооружений культового назначения.

Одним из крупнейших памятников, посвященных богу Гору, является храм Хора Бехдетского в Эдфу, городе в Верхнем Египте на западном берегу Нила. Тем, кто отправляется в Египет, будет интересно посмотреть это удивительное сооружение, сохранившееся до наших дней почти без каких либо изменений.

За 20 веков храм не превратился в руины, так как был погребен под слоями отложений более поздних периодов истории. Только в 1860 году египтолог Огюст Мариет нашел этот памятник.

Храм имеет 139 метров в длину, 79 в ширину, высота пилонов составляет 36 метров. Это второй по размеру после Карнака храм Египта. Памятник построен по классическим архитектурным канонам Древнего Египта.

Вход оформлен массивным пилоном. За ним располагался двор, окруженный с трех сторон колоннами. Капители колонн оформлялись по-разному – три соседние никогда не походили друг на друга, но имели парные на другой стороне портика.

За двором располагались два зала. В первом, гипостильном было 18 колонн. Его стены оформлены сценами жертвоприношений. Во втором, зале явлений, колонн было меньше, общим числом 12, да и сам зал меньше и изящнее.

Далее располагался зал подношений, откуда шла лестница на крышу и череда небольших залов, были здесь часовни, посвященные другим богам, среди которых Осирис, Птах, Хонс. Далее путь вел в святилище. В древние времена туда доступ имели только великие жрецы и фараон. Стены храма украшены рисунками, где изображена победа Гора над Сетом и его союзниками. Враги бога Гора представлены в виде крокодилов и бегемотов.

Стены храма – источник большого количества сведений о Древнем Египте. Они содержат информацию по мифологии, астрономии, географии, строительству. На них расписано значение канонов и пропорций, взятых за основу при строительстве храма. Там же можно найти рецепты благовоний, которые применялись при совершении обрядов и список названий города Эдфу: Айн, Хебену, Месен.

Храм Гора взят за основу при оформлении египетского зала в Музее изобразительных искусств в Москве. Директор музея И. Цветаев специально в 1909 г. поехал в Египет, чтобы познакомится с уникальной архитектурой страны. Храм в Эдфу произвел на него неизгладимое впечатление. Он решил, что именно такая конструкция и такие размеры более всего соответствуют оформлению зала музея.

Многочисленные рельефы храма изображают Хора, его родителей Осириса и Исиду, жену Хатхор, которая приезжала к нему с пышной процессией из Дендеры. Есть здесь так же изображение Доблестного Хора, Золотого Хора, Хора Хенти-Хети.

Храм Хора в Эдфу является великолепным памятником архитектуры Древнего Египта, интересным как для ученых, так и для простых любителей истории.

Заключение

История Египта – это определенной степени, история всего человечества. Эта страна в древнейшие времена была местом, где зарождалась современная цивилизация. Интерес к ней огромен еще и потому, что слишком много тайн и загадок связано с прошлым древнего государства.

Египет – одно из прекраснейших мест отдыха на нашей планете. Туристы, которые сотнями и тысячами приезжают туда, имеют возможность окунуться в прошлое, увидеть легендарные памятники далекой цивилизации. Египет, его история, его боги никого не могут оставить равнодушным.

Похожие записи

на Ваш сайт.

777tours.ru

ГОР (ХОР) - древнейший египетский бог

100 великих богов

Р. К. Баландин

   

 

ГОР (ХОР)

 

 

Гор — один из древнейших египетских богов, хранивший предания о тех временах, когда охота была главенствующим занятием мужчин. Его изображали — в более поздние периоды — в виде человека с головой сокола или солнечного диска с распростертыми соколиными крыльями.

По-видимому, первоначально это был племенной бог воинственных охотников, сумевших установить господство над соседними племенами. Их вождь уподоблялся стремительному остроглазому хищнику, «владыке небес», воздушного океана. Предполагается, что Гор стал местным божеством в Иераконполе (Верхний Египет), а когда местный вождь покорил своих врагов, стал первым египетским фараоном, Гор-сокол явился олицетворением царской власти.

Правда, цари II династии (около 2800 г. до н.э.) называли себя «Хор и Сет». Но это означало, по всей вероятности, признание равных прав и за Нижним Египтом, который в экономическом отношении опережал Верхний.

Гор выступал в двух ипостасях: как владыка небес, царь богов, бог Солнца, а также как земной царь, фараон. По мнению Р. Антеса, «Хор представляется настоящей троицей, состоящей из небесного царя, земного царя и сокола».

Правда, уже тогда было очевидно отличие небесного царя от земного, смертного владыки Согласно Текстам пирамид, для преодоления этого противоречия была придумана такая мифологическая цепочка (нечто подобное идее круговорота жизни). После своей смерти земной Гор, по этой версии, превращался в воскресающего бога Осириса, чем обеспечивалось его бессмертие.

В одном из космогонических мифов Гор представлен сыном Осириса и Исиды, рожденных Нут и Гебом. Однако жестокий и злобный Сет убил своего брата Осириса и завладел его троном. Но когда Гор вырос и окреп, он вступил в схватку с Сетом и победил. Его провозгласили царем Египта.

Складывается впечатление, что миф рассказывает о борьбе за власть между царями Нижнего Египта (под покровительством бога Сета) и Верхнего Египта (почитавшего Гора). Поначалу первенство оставалось за вождями Нижнего Египта, которые затем потерпели поражение. Тем более что, по одной версии, Сет был не дядей, а братом Гора.

В более поздних мифах Гор изображен как светоносный бог, который вступает в схватку с силами тьмы и зла, мстит за смерть своего отца Осириса и охраняет власть фараона.

На рельефе храма Гора в городе Эдфу (Бехдет) Гор, стоящий на носу ладьи бога солнца Ра, гарпуном поражает врагов света, олицетворения сил зла — крокодилов и гиппопотамов. Порой образы Гора и Ра сливаются воедино.

Согласно одному из мифов, Исида зачала Гора от погибшего Осириса (злодейство Сета) и воспитывала сына, скрываясь в дельте Нила. Возмужав, Гор явился на совет богов и доказал, что трон Египта должен принадлежать ему.

Сет вступил в схватку с Гором и поначалу одержал верх над ним, вырвав у него глаз — чудесное Око (оно будет в других мифах фигурировать как Око Ра). Но Гор не сдался, и в дальнейшей борьбе оторвал у Сета то, что делало его мужчиной. Отобрав Око, Гор дал его проглотить Осирису, тот ожил и передал египетский трон Гору.

Когда Гор скрывался в дельте Нила, ему покровительствовали боги, а едва ли не более других — Тот, бог мудрости, письменности, счета, а также магии. Можно предположить, что Гор получил в юности хорошее образование. Став царем объединенного Египта, Гор (в своем земном воплощении) приобрел небывалую власть. Однако управление страной без организации путей сообщения и связи, а также государственного аппарата было затруднено.

«В связи с этим, — писал Р. Антее, — высшие посты в Египте занимали члены царской семьи. Так было во времена Хеопса, около 2650 г. до н.э , при его преемниках и, несомненно, в предшествующий период. Однако с началом V династии, около 2550 г. до н.э., те же посты занимали уже люди нецарского'происхождения. Эта перемена показывает, что положение царя изменилось. Одновременно концепция о Хоре (Горе) как о верховном боге была заменена или, скорее, отодвинута на второй план представлением о том, что верховным богом является солнце, Рэ (Ра), и что царь — просто сын Рэ».

По мнению Антеса, такая перемена была вызвана скорее всего недовольством кликой царских родственников, управлявших страной. Помимо этого в стране происходили значительные перемены в системе хозяйства, управления и укрепления центральной власти. Стали утрачивать смысл архаичные представления о многочисленных богах, относящихся к миру животных и людей, а племенная организация общества, а с ней и племенные боги-покровители, осталась в прошлом. Дополнялись мифы; на прежние предания накладывались новые, отражающие меняющееся мировоззрение. Успехи астрономии раскрыли великое значение Солнца для жизни на Земле.

 

a-nomalia.narod.ru