Цивилизация древнего востока египет. Цивилизации Древнего Востока Междуречье Египет Восточное Средиземноморье Индия
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема 3. История древнего востока как предмет. Цивилизация древнего египта. Цивилизация древнего востока египет


Тема 3. История древнего востока как предмет. Цивилизация древнего египта.

Понятие «История Древнего Востока», его географические и хронологические рамки. Влияние природно-климатических условий на развитие древневосточных обществ. Типологические разновидности стран древнего Востока. Народы и языковые семьи. Общее и особенное в культурном и социально-политическом развитии цивилизаций древнего Востока. Проблемы изучения истории древневосточных обществ.

Природные условия и географическое положение Египта. Процесс заселения долины Нила и роль «великой реки» в складывании государства. Основные факторы интеграции различных областей древнего Египта (номов) в единую державу. Объединение Египта в эпоху Раннего царства.

Эпоха древнего царства и усиление централизованной власти. Формирование деспотии, ее экономические, социальные и идеологические основы. Влияние религии и культуры на общественную жизнь. Организация государственного управления страной. Социальная структура и особенности социальных отношений. Пережитки общинного строя. Монополия государства в сфере экономики. Государство - как механизм подавления в условиях кризиса. Народные восстания. Распад государства и период политической раздробленности Египта.

Объединение Египта и развитие египетского общества в период Среднего царства. Нашествие гиксосов. Освобождение Египта и образование Нового царства. Завоевания фараонов XVIII династии и создание мировой египетской державы. Расцвет экономики Египта за счет интенсивной эксплуатация завоеванных территорий. Изменения в социальной структуре (усиление служилой знати). Попытки укрепления централизованной власти при Аменхотепе IV, (Эхнатоне). Новый подъем завоевательной политики при фараонах XIX династии (от Хоремхеба, до Рамсеса II). Эпоха позднего царства. Египет под властью иноземцев и период саисского возрождения. Завоеваний Египта персами.

Тема 4. Политическое развитие древней месопотамии.

Природно-климатические условия и географическое положение земель в междуречье Тигра и Евфрата. Этническая панорама Месопотамии. Проникновение шумеров из приморской части южного Двуречья (Сипара) в северные районы и основание государства Мари на Евфрате. Храмовые общины как центры формирования государств. Политическая история шумерских городов-государств (Ур, Урук, Лагаш и др). Достижения шумерской духовной и материальной культуры.

Месопотамия под властью Аккада. Внутренняя и внешняя политика Саргона I и его преемников. Нашествие кутиев. Объединение Шумеро-Аккадского царства под властью династии из города Ура. Формирование централизованной системы управления. Нашествие кочевых племен амореев и гибель Шумеро-Аккадского царства.

Борьба амореев с семитскими кочевниками. Возвышение Вавилона. Завоевание Хаммурапи и образование Вавилонской державы. Деспотическая форма правления, особенности социально-экономического развития. Влияние мировоззрения и культуры на общественную жизнь. Законы Хаммурапи как важнейший регулятор социальных отношений. Расцвет экономики и культуры в старовавилонский период. Наступление касситов. Вавилония при касситской династии.

Ассирия в 1-й половине II тыс. до н.э. (Староассирийский период). Социально-экономические отношения и политическое устройство. Усложнение социальной структуры и зарождение государственности. Среднеассирийский период. Расцвет державы при Тиглатпаласаре I. Арамейское нашествие и покорение Ассирии. Военно-политический подъем Ассирии в конце X-IX вв. до н.э. и причины ее завоевательной политики (Новоассирийский период). Реформы Тиглатпаласара III и образование Ассирийской военной державы. Политика ассирийских завоевателей в отношении покоренных народов. Кризис и крушения Ассирийской державы. Вавилоно-мидийская коалиция и ее победа над Ассирией. Создание Нововавилонской державы. Ее расцвет при Навуходоносоре II. Завоевание страны персами.

studfiles.net

Тема 3. История древнего востока как предмет. Цивилизация древнего египта.

Понятие «История Древнего Востока», его географические и хронологические рамки. Влияние природно-климатических условий на развитие древневосточных обществ. Типологические разновидности стран древнего Востока. Народы и языковые семьи. Общее и особенное в культурном и социально-политическом развитии цивилизаций древнего Востока. Проблемы изучения истории древневосточных обществ.

Природные условия и географическое положение Египта. Процесс заселения долины Нила и роль «великой реки» в складывании государства. Основные факторы интеграции различных областей древнего Египта (номов) в единую державу. Объединение Египта в эпоху Раннего царства.

Эпоха древнего царства и усиление централизованной власти. Формирование деспотии, ее экономические, социальные и идеологические основы. Влияние религии и культуры на общественную жизнь. Организация государственного управления страной. Социальная структура и особенности социальных отношений. Пережитки общинного строя. Монополия государства в сфере экономики. Государство - как механизм подавления в условиях кризиса. Народные восстания. Распад государства и период политической раздробленности Египта.

Объединение Египта и развитие египетского общества в период Среднего царства. Нашествие гиксосов. Освобождение Египта и образование Нового царства. Завоевания фараонов XVIII династии и создание мировой египетской державы. Расцвет экономики Египта за счет интенсивной эксплуатация завоеванных территорий. Изменения в социальной структуре (усиление служилой знати). Попытки укрепления централизованной власти при Аменхотепе IV, (Эхнатоне). Новый подъем завоевательной политики при фараонах XIX династии (от Хоремхеба, до Рамсеса II). Эпоха позднего царства. Египет под властью иноземцев и период саисского возрождения. Завоеваний Египта персами.

Тема 4. Политическое развитие древней месопотамии.

Природно-климатические условия и географическое положение земель в междуречье Тигра и Евфрата. Этническая панорама Месопотамии. Проникновение шумеров из приморской части южного Двуречья (Сипара) в северные районы и основание государства Мари на Евфрате. Храмовые общины как центры формирования государств. Политическая история шумерских городов-государств (Ур, Урук, Лагаш и др). Достижения шумерской духовной и материальной культуры.

Месопотамия под властью Аккада. Внутренняя и внешняя политика Саргона I и его преемников. Нашествие кутиев. Объединение Шумеро-Аккадского царства под властью династии из города Ура. Формирование централизованной системы управления. Нашествие кочевых племен амореев и гибель Шумеро-Аккадского царства.

Борьба амореев с семитскими кочевниками. Возвышение Вавилона. Завоевание Хаммурапи и образование Вавилонской державы. Деспотическая форма правления, особенности социально-экономического развития. Влияние мировоззрения и культуры на общественную жизнь. Законы Хаммурапи как важнейший регулятор социальных отношений. Расцвет экономики и культуры в старовавилонский период. Наступление касситов. Вавилония при касситской династии.

Ассирия в 1-й половине II тыс. до н.э. (Староассирийский период). Социально-экономические отношения и политическое устройство. Усложнение социальной структуры и зарождение государственности. Среднеассирийский период. Расцвет державы при Тиглатпаласаре I. Арамейское нашествие и покорение Ассирии. Военно-политический подъем Ассирии в конце X-IX вв. до н.э. и причины ее завоевательной политики (Новоассирийский период). Реформы Тиглатпаласара III и образование Ассирийской военной державы. Политика ассирийских завоевателей в отношении покоренных народов. Кризис и крушения Ассирийской державы. Вавилоно-мидийская коалиция и ее победа над Ассирией. Создание Нововавилонской державы. Ее расцвет при Навуходоносоре II. Завоевание страны персами.

studfiles.net

Цивилизации Древнего Востока Междуречье Египет Восточное Средиземноморье Индия

Цивилизации Древнего Востока. Междуречье, Египет, Восточное Средиземноморье, Индия. Китай

Характерные черты цивилизаций Древнего Востока. 1. Ирригационное земледелие. 2. Деспотия 3. Рабство.

Деспотия опиралась на: Чиновничий аппарат Исключительное положение царя Строгая иерархичность общества

Структура общества на Древнем Востоке Царь жрецы знать чиновники купечество воины Ремесленники крестьяне рабы

Функции основных групп населения в древневосточном обществе. царь • Царь считался единственным собственником всех земель, во время войн стоял во главе армии, был высшей инстанцией в суде. К нему стекались налоги, он являлся верховным жрецом, • Самые привилегированные слои в обществе. Представители знати занимали высокие государственные посты, в их распоряжении были огромные земли, которые были отняты от Жрецы и общин, или дарились царём или завоёвывались во время войн. знать чиновники • Занимали высокое положение в обществе , так как были необходимы для управления государством. Поэтому учёность приносила большие практические выгоды.

Функции основных групп населения в древневосточном обществе. купцы воины ремесленни ки • Их поддерживало государство, заинтересованное в поставке иноземных товаров. Благодаря купцам осуществлялась экономическая связь, между отдельными районами. • Находясь на службе в армии, получали снабжение от государства. После удачных походов устраивалась раздача земель, рабов, также воины жили за счёт разграбления захваченных земель. В мирное время их часто привлекали к тяжёлым работам: • Многочисленный слой, в основном живущий в городах. Были как свободные, так и зависимые.

Функции основных групп населения в древневосточном обществе крестьяне рабы • следили за состоянием ирригационной системы, принимали участие в осушительных работах, строительстве каналов, поставляли рекрутов в случае войны. Каждый общинник должен был платить налог государству. • Труд рабов использовался на землях и в мастерских, принадлежавших знати, в дворцовых и храмовых хозяйствах, на рудниках и строительстве.

Междуречье. В Междуречье в древности существовало несколько государств — включая шумерские города Киш, Урук(библейский Эрех), шумерский город Ларса, а также государства Аккад, Элам, Ассирия, Мидия и Вавилония.

Государства Междуречья

Вавилония Стела со сводом законов Хаммурапи при Хаммурапи (правил в 1793 — 1750 гг. до н. э)

Египет Рамсес Второй ( 1279 — 1212 гг. до н. э) Мумия Рамсеса Второго

Египет Тутанхамон 1333 — 1323 до н. э. Запись имени Тутанхамона

Духовная жизнь восточных цивилизаций. В духовной жизни восточных цивилизаций религия играла огромную роль. На протяжении почти всей жизни древних восточных цивилизаций религиозные представления и сам окружающий мир воплощались в виде мифов. Человек, шагнувший в эпоху цивилизации, тем не менее продолжал, как и в первобытные времена чувствовать себя частью природы. Боги были так же тесно связаны с природой и воплощали её силы, добрые или злые

Наиболее древние верования лежали в основе культа животных-богов, который процветал в Египте. Каждая область имела своих боговпокровителей, которые вели своё происхождение от первобытных тотемов. Тотемизм – вера в сверхъестественную связь между племенем, общиной, т. е. группой людей, и каким-либо животным, птицей и т. д. . Тотемизм – одна из первых ступеней религиозного сознания.

Постепенно зависимость человека от природы уменьшалась. Это привело к падению влияния религий, основанных на обожествлении её стихийных сил. В то же время таинство смерти попрежнему оставалось загадкой для человека. Это способствовало возникновению новых религий - зороастризма, буддизма, конфуцианства, иудаизма. При больших различиях между ними выделялась общая черта: жизненный путь человека на Земле рассматривался как своего рода испытание, и тот, кто достойно его проходил его, получал вознаграждение после смерти.

Зороастризм

Распространение зороастризма связывается с учением Зороастра ( (VII – VI вв. до н. э. ), жившего в Иране. Согласно его взглядам, в мире идёт борьба двух сил – Добра и Зла. Человек рассматривался как порождение сил Добра, но он может выбрать и путь Зла, на который его толкают тёмные силы. Люди вставшие на путь Добра, после смерти попадали в рай. Те, кто предались Злу, обрекали себя на вечные муки в аду. Зороастризм предполагал победу сил Добра и утверждение на Земле идеального царства.

Огонь – один из главных символов зороастриз ма

Зороастризм Священная чаша огня Наскальное изображение ангела хранителя

Здание современного зороастрийского храма.

буддизм «Будда Победитель» 1925 Николай Константино вич Рерих

Основателем буддизма считается Сидхарта Гаутама (623 -544 гг. до н. э. ). По его учению, после смерти человека ждёт новое возрождение, форма которого определяется законом кармы (воздаяния) за дела, совершённые в этой и предыдущих жизнях. . Достижение абсолютной праведности ведёт к нирване – прекращению цикла перерождений, высшему блаженству.

Статуя Будды

Буддийский храм в Таиланде

Конфуцианство – это скорее не религия, а система морально - этических норм, разработанных китайским мыслителем Конфуцием (551 -479 гг. до н. э. ) эти нормы он считал обязательными для соблюдения всеми уважающими себя людьми. Они включали строгое соблюдение традиций, почтительность к старшим, повиновение власти, соблюдение порядка установленного высшими силами. Государство рассматривалось Конфуцием как большая семья, в которой старшие, т. е. власти, должны проявлять заботу о народе.

Конфуций (Кун Цзы)

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает не путь. Лишь та — ошибка, что не исправляется. Кто не признает судьбы, тот не может считаться благородным мужем. Люди, идущие различными путями, не могут работать вместе

Современный конфуцианский храм в г. Малакка Малайзия

Иудаизм утвердился в древнееврейском государстве Палестина в X – VII вв. до н. э. Он строился на вере в единого Бога Яхве, который обещал спасение народу Израиля в случае, если он будет следовать заветам, изложенным в священных книгах. Согласно Ветхому Завету, Страшный суд постигнет всех живых и мёртвых. Праведники же обретут вечную жизнь.

Символы иудаизма Звезда Давида Семисвечник

Тора и указка для чтения свитка.

Текст Торы

Атрибуты иудаизма

В отличие от верований прошлого, которые предполагали, что человек может лишь молить о поддержке у высших сил, умиротворять их жертвоприношениями, новые религии ставили судьбу человека в зависимость от его действий, в том числе и по отношению к окружающим. Это было отражением возросшей роли социальных факторов развития человечества.

present5.com