Тест культура древней руси. Тест по МХК, тема "Художественная культура Древней Руси" (10 класс)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тест по истории россии на тему «культура древней руси» 6 класс. Тест культура древней руси


Тест по теме «Культура и быт Киевской Руси»

Тест «Культура и быт Киевской Руси»

Инструкция по выполнению теста

На выполнение теста по истории России отводится 30 минут.

Тест состоит из 3 частей.

Задания уровня А содержат 5 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных.

Задания уровня В содержат 4 задания: в заданиях В1-В2 необходимо установить соответствие между содержанием первого и второго столбца. В задании В3нужно вставить в текст пропущенные слова. Задание  В4 проверяет правильность написания исторических терминов и понятий.

Задания уровня С содержат одно задание (С1) в котором требуется дать развернутый ответ на вопрос.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны.

С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

 

 

I. А1 Центром древнерусского города являлся (лась):

а) погост б) вервь в) слобода в) детинец

А2. Найдите понятия, относящиеся к военному искусству Древней Руси:

а) гусли, шишак, клеть, броня

б) броня, копье, шишак, щит,

в) удел, гридница, броня

г) броня, щит, клеть, копье

А3. Для украшения храмов в Древней Руси использовали:

а) миниатюры

б) портреты

в) фрески

г) скульптуры

А4. Укажите автора «Поучения детям»:

а) князь Ярослав Мудрый

б) князь Владимир I Святой

в) князь Ростислав Мстиславич

г) князь Владимир Мономах

А5. К героическому эпосу славян относятся:

а) былины

б) летописи

в) поучения

г) жития

 

 

 

II. В1. Соотнесите даты и события:

А) 1015 год

1) Крещение Руси

Б) 989 год

2) Митрополитом впервые становится русский человек – монах Илларион

В)988 год

3)Основание храма святой Софии в Киеве

Г)1037 год

4)Основание храма Успения пресвятой Богородицы (Десятинной церкви)

Д)1113 год

5)Убийство первых русских святых – князей Бориса и Глеба

Е) 1051 год

6)Составление Нестором первой редакции «Повести временных лет»

 

 

В2. Соотнесите понятия и определения:

А) горница

1) деревянное сооружение, собранное из бревен, скрепленных в форме четырехугольника

Б) епанча

2) древнерусские памятники—описания путешествий

В) понева

3) длинный широкий мужской плащ без рукавов

Г) сруб

4) комната в верхнем этаже терема

Д) хождения

5) домотканая шерстяная юбка.

 

 

 

В3. Заполните пропуски в предложениях:

Основным занятием жителей Древней Руси было (1…). Наряду с этим, занимались скотоводством, (2…), охотой, ловили рыбу. Жили в небольших домах. На юге это были (3…), на севере – (4…), Печи топили (5…). Спали на лавках и (6…). Окна были затянуты (7…) пузырем.

3- 5- 7-

     

    2- 4- 6-

     

     

    В4. Напишите правильно исторический термин:

    Лет…п…сь

    Б…р..ста

    м…тр…п…лит

    ск…м…рох

    сл…б…да

     

    С1. Подумай и ответь на вопрос:

    Каковы были особенности культуры Древнерусского государства?

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Ответы:

    А1-в

    А2-б

    А3-в

    А4-г

    А5-а

    В1- А-5, Б-4, В-1, Г-3, Д-6, Е-2

    В2- А-4, Б-3, В-5, Г-1, Д-2

     В3 1) земледелие, 2) бортничеством, 3) полуземлянки, 4) срубы,

    5) по-черному, 6) полатях, 7) бычьим

    В4 летопись, береста, митрополит, скоморох, слобода

     

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    тест Культура средневековой Руси

    В настоящее время наблюдается процесс изменения системы исторических взглядов. Лидирующие позиции в последнее время занимает цивилизационный подход. В связи с этим изменяется вся структура исторического знания, все большее внимание уделяется проблемам развития культуры. В том числе в ЕГЭ много  вопросов именно по разделу «Культура». 

    Вопросы культуры – это именно те вопросы, которые больше всего вызывают затруднения  в процессе учебы. Поэтому очень важно, чтобы обучающиеся смогли проверить свои знания и узнать, какая тема не усвоена и своевременно устранить недочёты.

    Данный тест по культуре средневековой Руси можно использовать как при изучении истории, так и при изучении МХК. 

    Просмотр содержимого документа «тест Культура средневековой Руси»

    4

    ТЕСТ «Культура средневековой Руси»

    1. Разделите картины на 2 группы и заполните таблицу.

    Название группы

    Номера картин

    1) 2) 3) 4)

    Ответ:

    Название группы

    Номера картин

    Иконопись

    23

    Парсуна

    14

    2. Соотнесите картины и их авторов:

    Автор

    Картина

    а) Андрей Рублёв

    1)

    б) Дионисий

    2)

    в) Феофан Грек

    3)

    г) Симон Ушаков

    4)

    Ответ: а) – 3), б) – 1), в) – 4), г) – 2).

    3. Рассмотрите картины и заполните таблицу:

    Архитектура

    Номера картин

    а) Великого Новгорода

    б) Владимиро-Суздальского княжества

    в) Московского княжества

    1) 2) 3)

    4) 5) 6)

    Ответ: а) – 4), 6)

    б) – 2), 3), 5)

    в) – 1)

    4. Приведите в соответствие термины и определения:

    Термины

    Определения

    а) плинфа

    1) дополнительное помещение, предваряющие вход в церковь

    б)цемянка

    2) небольшая бесстолпная пристройка со стороны южного или северного фасада, имеющая дополнительный алтарь для богослужений

    в)притвор

    3) плоский красный кирпич

    г)придел

    4) небольшая осиновая продолговатая фигурная дощечка, часто уступчатой формы, служащая для покрытия глав, барабанов, шатров и др.

    д) лемех

    5) раствор извести, песка и толчённого кирпича

    Ответ: а) – 3), б) – 5), в) – 1), г) – 2), д) -4).

    5. Соотнесите имена архитекторов и здания, построенные ими:

    Архитектор

    Здания, построенные архитектором

    а) Барма и Постник

    1)

    б) Бон Фрязин

    2)

    в) Аристотель Фиораванти

    3)

    4)

    Ответ: а) – 4), б) – 1), в) – 2).

    6. Определение правильности или ошибочности утверждений. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

    а) Расцвет архитектурного строительства в Киеве пришёлся на правление князя Андрея Боголюбского…

    б) Отсутствие авторства это одна из характерных черт древнерусской художественной культуры…

    в) Крещёная Русь вместе с религией унаследовала богатые художественные традиции, а именно тип крестово-купольного храма…

    г) Первыми учителями русских зодчих были монголо-татары…

    д) Русь унаследовала от Византии храмовые песнопения под сопровождение органа…

    е) Огромный пятинефный крестово-купольный храм с 5 алтарными апсидами и 13 главами, с трёх сторон охваченный широкими галереями, по углам с западной стороны возвышаются две лестничные башни, ведущие на хоры. Так выглядел собор Святой Софии в Киеве в 11 веке…

    ж) Особую художественную ценность представляет мозаика Софии Новгородской. Она занимает по площади 260 м2…

    з) Согласно канону, в центральном куполе храма Святой Софии в Киеве находится Христос Пантократор (Вседержитель), а вокруг него – фигуры четырёх архангелов…

    и) В центральной апсиде Софии Киевской находится мозаичное изображение Богоматери Оранты (Молящейся) с широко вознесёнными руками…

    к) По площади фрески Софии Киевской занимают 3000м2. Очень интересная среди них групповой портрет семьи князя Ярослава Мудрого, размещённая на трёх стенах западной части центрального нефа. Раньше на ней был изображён великий князь с женой, сыновьями и дочерями, передающими модель Софийского собора Иисусу Христу, восседающему в центре на троне. В настоящее время только сохранилось изображение княжеских дочерей смиренно ступающих со свечами в руках…

    л) Характерные черты новгородского зодчества составили смешанная кладка из местного камня и плинфы.

    м) Софийский Новгородский собор построили в 13 веке…

    н) На становление и развитие древнерусского искусства не повлияло принятие христианства из Византии в 988 г…

    Ответ:

    а)

    б)

    в)

    г)

    д)

    е)

    ж)

    з)

    и)

    к)

    л)

    м)

    н)

    нет

    да

    да

    нет

    нет

    да

    нет

    да

    да

    да

    да

    нет

    нет

    multiurok.ru

    Культура Древней Руси ТЕСТ 5

    Тест проверки следующих тем: 1.2.4. Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции1.3.5. Культурное развитие русских земель и княжеств в XII — середине XV в.

    1.4.5. Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV-XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

    1.4.9. Церковный раскол

     

    Использованная литература и источники:

    Артасов И. А., Данилов А. А., Крицкая Н. Ф., Мельникова О. Н. Я сдам ЕГЭ. История ЕГЭ. Практикум и диагностика. – М.: Просвещение, 2017. – 384с.

    Богатенко Р. В., Горючкина К. В. История России. Войны и мирные договоры. 2018 – 220 с. https://www.litres.ru/k-v-goruchkina/istoriya-rossii-voyny-i-mirnye-dogovory/chitat-onlayn/

    ЕГЭ-2015: История: 30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ: 11 класс / И.А. Артасов, О.Н. Мельникова. – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 364с.

    ЕГЭ-2017: История: 30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ: 11 класс / И.А. Артасов, О.Н. Мельникова. – М.: АСТ, 2017. – 390с.

    ЕГЭ-2018. История. 20 вариантов. / Богатенко Р. В., Горючкина К. В. 2017 – 512 с. https://ridero.ru/books/ege-_2018_istoriya_20_variantov/

    ЕГЭ. История. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. / Безбородов А.Б., Игнатов А.В. – М.: Национальное образование, 2017. – 403с.

    История. Подготовка к ЕГЭ-2016. 25 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическое пособие / Под редакцией О. Г. Веряскиной. – Ростов н/Д: Легион, 2015. – 432с.

    История. Подготовка к ОГЭ в 2016 году. Диагностические работы.— М.: МЦНМО, 2016. – 79 с.

    История России. Контрольные работы. 6 класс : учеб, пособие для общеобразоват. организаций / И.А. Артасов. — М. : Просвещение, 2016. — 80 с.

    История России. Контрольные работы. 7 класс : учеб, пособие для общеобразоват. организаций / И.А. Артасов. — М. : Просвещение, 2016. — 80 с.

    История России. Контрольные работы. 8 класс : учеб, пособие для общеобразоват. организаций / И.А. Артасов. — М. : Просвещение, 2016. — 64 с.

    История России. Контрольные работы. 9 класс : учеб, пособие для общеобразоват. организаций / И.А. Артасов. — М. : Просвещение, 2017. — 96 с.

    История России. Контрольные работы. 10 класс : учеб, пособие для общеобразоват. организаций / И.А. Артасов. — М. : Просвещение, 2017. — 112 с.

    История России. С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А. Л. Данилов, Л. Г. Косулина. 5-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 2015. — 288с.

    История России. Конец XVI — XVIII век. 7 класс : учеб, для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 4-е изд. испр. и дополн. М. : Просвещение, 2015. — 304 с.

    История России, XIX век. 8 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косули- на. — 13-е изд. — М. : Просвещение, 2012. — 287 с.

    История России, XX — начало XXI века. 9 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. — М. : Просвещение, 2013. — 383 с.

    ОГЭ 2016. История. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания / И. В. Курукин, Ф. Г. Тараторкин. — М.: Издательство «Экзамен», 2016. — 207 с.

    ОГЭ-2017 : История: 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену / И.А. Артасов, [и др.]. — Москва: Издательство ACT, 2017. — 301 с.

    Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Единый государственный экзамен 2015. История. Учебное пособие. / И.А. Артасов, О.Н. Мельникова. – М.: Интеллект-Центр, 2015. – 216с.

    Открытый банк заданий ОГЭ по истории: http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=3CBBE97571208D9140697A6C2ABE91A0

    Открытый банк заданий ЕГЭ по истории: http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=068A227D253BA6C04D0C832387FD0D89

    Соловьев Я.В. История. Подготовка к ЕГЭ в 2017 году. Диагностические работы. – М.: МЦНМО, 2017. – 128с.

    centr-intellect.ru

    Тест по истории россии на тему «культура древней руси» 6 класс

    Тест по истории России на тему «Культура Древней Руси» ( 6 класс) 1.Совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей :1)Культура 2) Религия 3) Наука 4) Философия 2. Основой древнерусской культуры явилось наследие : 1)западных славян 2)восточных славян 3)южных славян 4)северных славян 3.Особое влияние на древнерусскую культуру оказала: 1)Скифия2)Хазарский каганат 3)Тюркский каганат 4)Византия 4. Культурное значение принятия христианства: 1) Дало мощный толчок развитию письменности и грамотности 2) Была введена славянская азбука 3) Открыты школы при монастырях 4) Произошло зарождение русского летописания 5. Виды древнерусской литературы :1) Песни 2) Былины 3) Сказания 4) Летопись 5) Житие 6) Слово 6. Поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей :1) Сказания 2) Летопись 3) Житие 4) Былины 7. Биография человека, причисленного к лику святых :1) Сказания 2) Летопись 3) Житие 4) Былины 8. Торжественное и поучающее обращение :1) Сказания 2) Летопись 3) Житие 4) Слово 9. «Повесть временных лет» 1) Илларион 2) Нестор 3) Кирилл 4) Мефо́дий10. Погодная запись событий :1) Песни 2) Былины 3) Сказания 4) Летопись 11. Слово "О законе и благодати", назовите автора :1) Илларион 2) Нестор 3) Кирилл 4) Мефо́дий12. Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке :1) Фрески 2) Мозаика 3) Зернь 4) Скань 13. Узор, состоящий из множества мельчайших металлических шариков :1) Фрески 2) Мозаика 3) Зернь 4) Скань 14. Картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков :1) Фрески 2) Мозаика 3) Зернь 4) Скань 15. Ажурный узор из золотой или серебряной проволоки :1) Фрески 2) Мозаика 3) Зернь 4) Скань 16. Славянскую азбуку создали византийские монахи :1) Борис и Глеб 2) Кирилл и Мефодий3) Кий и Щек 4) Иван и Павел 17. Древние надписи бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий :1) Граффити 2) Инфинити3) Грамоты 4) Папирусы 18. Русские письма и документы XI-XV веков, нацарапанные на березовой коре :1) Глиняные дощечки 2) Древние папирусы 3) Берестяные грамоты 4) Деревянная дощечка 19. Софийский собор в Киеве был построен :1) 1017—1037гг 2) 1019-1041гг 3) 1027-1053гг 4) 1031-1062гг 20. Софийский собор в Новгороде был построен :1) 1035-1045 2) 1045—1050гг 3) 1050-1060гг 4) 1065-1070гг

    Приложенные файлы

    schoolfiles.net

    Тест по МХК, тема "Художественная культура Древней Руси" (10 класс)

    Тест по МХК, тема «Культура Древней Руси», (10 класс)

    Учитель ИЗО, МХК: Калинина Н.В., МБОУ «Лицей», г. Абакан Республики Хакасия, 2016г.

    (вариант I)

    1. Каковы древнейшие истоки русской художественной культуры?

    2. В чем заключалась особая роль Москвы в развитии русской художественной культуры.

    3. Каковы основные этапы развития русской музыкальной культуры?

    4. Назовите архитектора Успенского собора Московского Кремля.

    5. В XVI в. в каменной архитектуре Руси получил распространение новый тип шатрового храма с восьмигранным остроконечным завершением. Назовите самое замечательное здание подобного типа.

    6. Существует легенда, что после возведения этого собора царь велел ослепить его мастеров, чтобы они никогда не смогли создать ничего подобного. Назовите собор.

    7. Полукруглые завершения верхней части стены храма называются ...............................

    8. Найти неверное утверждение. К каноническим изображениям Богородицы

    относятся:

    а) Одигитрия

    б) Оранта

    в) Успение

    г) Умиление.

    9. Найти неверное утверждение.

    Соборы Святой Софии на территории Древней Руси находились:

    а) в Киеве

    б) во Владимире

    в) в Великом Новгороде

    г) в Полоцке.

    10. Успенский собор Московского Кремля был построен под руководством:

    а) Бармы и Постника

    б) Алевиза Фрязина

    в) Аристотеля Фиораванти

    г) Марка Фрязина.

    11. Народных музыкантов, певцов, плясунов называли................................................ .

    Одни из них жили осёдло, другие были бродячими, объединялись в.................................... .

    Борясь с ними,.......................................... создаёт свой вид театра-........................................

    (вариант II)

    1. Что отличало архитектурный облик Софийского собора в Великом Новгороде от известных вам сооружений в Константинополе и Киеве?

    2. Каковы причины возникновения русского профессионального театра?

    3. Каковы основные этапы развития русской музыкальной культуры?

    4. Согласно одному старинному источнику, князь построил храм «на лугу», печалясь о смерти любимого сына Изяслава. О каком князе идёт речь?

    5. Существует легенда, что после возведения этого собора царь велел ослепить его мастеров, чтобы они никогда не смогли создать ничего подобного. Назовите собор.

    6. Для украшения храмов на севере Руси использовали: а) мозаику

    б) фрески

    в) витражи.

    1. Уникальным явлением русского зодчества является:

    а) купольное завершение храма

    б) шатровое завершение храма

    в) многоярусные колокольни.

    8. Полуцилиндрические выступы на восточном фасаде храма называются..........................

    9.Соотнести икону и автора.

    " Донская Богоматерь" Андрей Рублёв

    "Распятие" Феофан Грек

    "Троица" Дионисий

    Распределить храмы по количеству глав, начиная с наименьшего.

    Собор Василия Блаженного...................................

    Преображенская церковь в Кижах........................

    Храм Покрова на Нерли..........................................

    Софийский собор в Великом Новгороде.............

    Софийский собор в Киеве.......................................

    infourok.ru

    Тест - Культура древней Руси VI XIII веков

    --PAGE_BREAK--Один из авторов конца XII века писал: «Я, князь, не ездил за море и не учился у философов (профессоров), но как пчела, припадающая к разным цветам, наполняет соты мёдом, так и я из многих книг выбирал сладость словесную и мудрость» (Даниил Заточник). 6.                Славянская азбука Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время отбывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации. История создания славянской азбуки такова: византийские монахи Кирилл и Мефодий распространяли христианство среди славянских народов юго-восточной Европы. Греческие богословские книги необходимо было перевести на славянские языки, но азбуки, соответствующей особенностям звучания славянских языков, не существовало. Ее то и задумали создать братья, благо образованность и талант Кирилла делали эту задачу выполнимой. Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими буквами, Некоторые из них сохранились в современном алфавите – б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления – ять, юс, ижица, фита. Итак славянский алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию греческим. Каждая из них имела свое название: А – «аз», Б – «буки» (их сочетание образовало слово «азбука»), В – «веди», Г – «глаголь», Д – «добро» и так далее. Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры. «А» – цифру 1, «В» – 2, «Р» – 100. На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытеснили «буквенные». В честь своего создателя новая азбука получила название «кириллица». Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другая славянская азбука – глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием. Видимо, эта особенность и предопределила дальнейшую судьбу глаголицы: к ХIII в. она почти полностью исчезла. Надо вспомнить и о том, что договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине X в., имели «противени» – копии, также написанные на славянском языке. К этому времени относится существование толмачей-переводчиков н писцов, которые записывали речи послов на пергамент. 7.                Книгоиздание в древней Руси Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Переводятся, в частности, византийские исторические сочинения, жизнеописания христианских святых. Эти переводы становились достоянием грамотных людей; их с удовольствием читали в княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях, церквах, где зародилось русское летописание. В XI в. получают распространение такие популярные переводные сочинения, как «Александрия», содержащее легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние», являющееся переводом византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса. Вскоре после крещения Руси, которое сыграло известную положительную роль в деле сближения с византийской культурой, в Киеве и других городах началась большая работа по переводу и переписке книг. В короткий срок русская церковь получила богослужебные книги, а княжеско-боярская среда – перевод хроники Георгия Амартола (сделан в первой половине XI в.), «изборники» исторических и философских сочинений, а также византийский рыцарский роман и другие жанры тогдашней мировой литературы, рассчитанной на аристократическую среду. Русским книжникам была известна литература на старославянском, греческом, еврейском, латинском языках. О сыне Ярослава Мудрого – Всеволоде – летописец с уважением говорит, что он «седя дома изумеяше пять язык». 8.                Грамотность Таким образом, грамотный русский человек XI в. знал многое из того, чем располагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии. Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси в ХI‑ХII вв. Однако она была распространена в основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным. С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек. Благодаря алфавиту уровень грамотности в Древней Руси XI–XII вв. был очень высок. И не только среди высших слоёв общества, но и среди простых горожан. Об этом свидетельствуют, например, многочисленные берестяные грамоты, найденные археологами в Новгороде. Это и личные письма, и деловые записи: долговые расписки, договоры, приказания господина своим слугам (значит, слуги умели читать!) и, наконец, ученические упражнения в письме. Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписался своим христианским именем «Василий». 9.                Берестяные грамоты Исключительно важным было открытие в 1951 г. профессором А.В. Арциховским в Новгороде берестяных грамот XI–XV вв. Целый новый мир открылся исследователям при изучении этих грамот. Торговые сделки, частные письма, торопливые записки, посланные с нарочным, отчеты о выполнении хозяйственных работ, донесения о походе, приглашение на поминки, загадки, стихи и многое, многое другое раскрывают нам эти замечательные документы, снова подтверждающие широкое развитие грамотности среди русских горожан. Древнерусские люди не только любили читать и переписывать книги, но и глубоко понимали значение их, говоря, что «книги суть реки, напояющие вселенную мудростью». Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в городах и пригородах являются так называемые берестяные грамоты. В 1951 г. во время археологических раскопок в Новгороде сотрудница экспедиции Нина Акулова извлекла из земли бересту с хорошо сохранившимися на ней буквами. «Я двадцать лет ждал этой находки!» – воскликнул руководитель экспедиции профессор А.В. Арциховский, давно предполагавший, что уровень грамотности Руси того времени должен был найти отражение в массовом письме, каким могли быть в отсутствии на Руси бумаги письмена либо на деревянных дощечках, о чем говорили иностранные свидетельства, либо на бересте. С тех пор в научный оборот введены сотни берестяных грамот, говорящих о том, что в Новгороде, Пскове, Смоленске, других городах Руси люди любили и умели писать друг другу. Среди писем деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная переписка. Некто Микита написал своей возлюбленной Ульяне на бересте «От Микиты ко Улианици. Поиде за меня…». Береста – очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой – «писалом» – из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями. Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким. Материалом для них служил пергамен – кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древние порядок брошюровки сохранился по сей день. Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов на одну книгу требовалось с 10 до 30 шкур животных – целое стадо! Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей требовало определенного умения. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик. наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным, перочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте. Чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета. Писец промокал чернила мелкотолченым песком, посыпая его на лист пергамена из песочницы – сосуда, похожего на современную перечницу. К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130 экземпляров бесценных свидетельств ХI‑ХII вв. дошло до нас. Было их немного и в те времена. 10.           Летописание Одним из подтверждений этому являлась летопись, которая была одним из памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. Летопись была делом государственным, делом княжеским. Поэтому поручение составить летопись давалось не просто самому грамотному и толковому человеку, но и тому, кто сумел бы провести идеи, близкие той или иной княжеской ветви, тому или иному княжескому дому. Тем самым объективность и честность летописца вступали в противоречие с тем, что мы называем «социальным заказом». Летописание, по наблюдениям ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, вероятно, была составлена в конце Х в. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением на Руси христианства. Уже с этого времени право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церквах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо подготовленные и обученные люди – священники, монахи. Прежде чем появились летописи – масштабные исторические сочинения, охватывающие несколько веков русской истории, существовали отдельные записи, устные рассказы, которые поначалу и послужили основой для первых обобщающих сочинений. Это были истории о Кие и основании Киева, о походах русских войск против Византии, о путешествии княгини Ольги в Константинополь, о войнах Святослава, сказание об убийстве Бориса и Глеба, а также былины, жития святых, проповеди, предания, песни, разного рода легенды. Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил Русь, заложил храм святой Софии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую летопись, другие материалы. Составитель очередного летописного свода выступал не только как автор соответствующих заново написанных частей летописи, но и как составитель и редактор. Вот это-то его умение направить идею свода в нужную сторону высоко ценилось киевскими князьями. Свод, за который взялся монах Киево-Печерского монастыря Нестор и который вошел в нашу историю под именем «Повести временных лет», оказался, таким образом, по меньшей мере, лишь пятым по счету и создавался в первое десятилетие XII в. при дворе все того же князя Святополка. Свод Нестора был вершиной раннего русского летописания. 11.           Древнерусская литература Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества. У людей появилась потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, свои размышления, о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом. Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега, о крещении Ольги или войнах Святослава. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит Иларион. В начале 40-х гг. XI в. он создал свое знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором в яркой публицистической форме изложил свое понимание места Руси в мировой истории. Это «Слово» посвящено обоснованию государственно-идеологической концепции Руси, полноправному месту Руси среди других народов и государств, роли великокняжеской власти, ее значении для русских земель. «Слово» объясняло смысл крещения Руси, выявляло роль русской церкви в истории страны. Уже одно это перечисление указывает на масштабность сочинения Илариона. Существенным отличием русской культуры от культуры большинства стран Востока и Запада является применение родного языка. Арабский язык для многих неарабских стран и латинский язык для ряда стран Западной Европы были чуждыми языками, монополия которых привела к тому, что народный язык государств той эпохи нам почти неизвестен. Русский же литературный язык применялся везде – в делопроизводстве, дипломатической переписке, частных письмах, в художественной и научной литературе. Единство народного и государственного языка было большим культурным преимуществом Руси перед славянскими и германскими странами, в которых господствовал латинский государственный язык. Там невозможна была столь широкая грамотность, так как быть грамотным означало знать латынь. Для русских же посадских людей достаточно было знать азбуку, чтобы сразу письменно выражать свои мысли; этим и объясняется широкое применение на Руси письменности на бересте и на «досках» (очевидно, навощенных). Русская литература XI–XIII вв. дошла до нас, разумеется, не полностью. Средневековая церковь, ревниво истреблявшая апокрифы и сочинения, упоминавшие языческих богов, вероятно, приложила руку к уничтожению рукописей, подобных «Слову о полку Игореве», где о церкви сказано мимоходом, а вся поэма полна русскими языческими божествами. Недаром до XVIII в. дошел только один-единственный список «Слова», хотя мы знаем, что «Слово» читали в разных русских городах. Отдельные цитаты в сохранившихся рукописях, намеки на обилие книг и отдельных произведений – все это убеждает нас в том, что в огне междоусобных войн, половецких и татарских набегов могло погибнуть много сокровищ древней русской литературы. Но и уцелевшая часть настолько ценна и интересна, что позволяет с большим уважением говорить о русских людях Х – XIII вв., творцах этой литературы. Крупнейшими произведениями русской литературы, созданными в этот период, но продолжавшими свою литературную жизнь еще много столетий, являются: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление» Даниила Заточника, «Киево-Печерский патерик» и, конечно, летописи, среди которых видное место занимает «Повесть временных лет» Нестора (начало XII в.). Для большинства из них характерен широкий, общерусский взгляд на события и явления, гордость созданным государством, сознание необходимости постоянной совместной борьбы против кочевнических орд, стремление прекратить разорительные для народа войны русских князей между собой.     продолжение --PAGE_BREAK--В эпоху сложения и первоначального развития феодальной формации прогрессивным было то, что очищало путь новому, укрепляло его, помогало ему развиваться. И русская литература успешно содействовала новому феодальному государству, направляя его преимущественно на решение задач общенародного значения. Русские писатели XI–XIII вв. заставляли своих читателей и слушателей (многое было рассчитано на чтение вслух) думать о судьбах русской земли, знать положительных и отрицательных героев родной истории, чувствовать и укреплять единство всей древней русской народности. Почетное место в этой литературе занимают исторические труды. Географический кругозор летописца очень широк – он знает и Британию на западе Старого Света, отмечая некоторые этнографические пережитки у англичан, и Китай на востоке Старого Света, где люди живут «на краю земли». Используя русские архивы, народные сказания и иностранную литературу, летописцы создавали широкую и интересную картину исторического развития Русского государства. Помимо общих исторических трудов, охватывающих несколько столетий, и погодных хроник, существовали произведения, посвященные одному историческому событию. Так, например, поход Владимира Мономаха в 1111 г. на половецкие становища был воспет в специальном сказании, автор которого правильно оценил значение этого первого серьезного разгрома половцев не только для Руси, но и для Западной Европы, заявив, что слава о победе князя Владимира дойдет до Рима. Эпоха феодальной раздробленности сказалась в том, что появились областные литературные силы, в каждом новом княжеском центре велись свои летописи, уделявшие главное внимание местным событиям, но не перестававшие интересоваться и общерусскими делами. Литература росла вширь. Появились летописи в Новгороде, Владимире, Полоцке, Галиче, Смоленске, Новгороде-Северском, Пскове, Переяславле и других городах. Русские историки XI–XIII вв. знакомили читателей с мировой историей как путем перевода новейших византийских трудов (Хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола), так и путем создания творчески обработанной хрестоматии из произведений древних авторов (Еллинско-римский летописец). В русских летописях сообщаются новости о событиях за пределами Руси (восстание в Польше, крестовые походы, взятие Константинополя крестоносцами и др.). Русские летописи являются большим вкладом в мировую науку, так как подробно раскрывают историю половины Европы на протяжении пяти столетий. 12.           Архитектура древней Руси До нашего времени сохранилось более 150 памятников архитектуры до монгольского времени. До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Основным строительным материалом считалось дерево. Из-за недолговечности дерева основные сведения о градостроительстве даёт археология. Недаром говорят, что архитектура – это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, ее языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если Деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и жилища из камня. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет и до настоящей поры. Имевшие уже опыт в строительстве крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями. Мир Византии, мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примы, кающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, прибывавшие на Русь, начиная со времени Владимира, а также работающие с ними русские умельцы, применяли к традициям русской деревянной архитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу. Если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь конца Х в., были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать веселых глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества. Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство–это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне – константинопольскому Софийскому собору. В XI в. выросли Софийские соборы в других крупных центрах Руси – Новгороде, Полоцке, и каждый из них претендовал на свой, независимый от Киева престол, как и Чернигов, где был сооружен монументальный Спасо-Преображенский собор. По всей Руси были построены монументальные многокупольные храмы с толстыми стенами, маленькими оконцами – свидетельства мощи и красоты. В XII в., по образному выражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали русские однокупольные храмы-богатыри, сменившие прежние пирамиды. Купол возносился вверх на мощном, массивном квадрате. Таким стал Дмитровский собор во Владимире-на-Клязьме, собор святого Георгия в Юрьеве-Польском. Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея Боголюбского во Владимире-на-Клязьме. С его именем связаны постройка Успенского собора во Владимире, красиво расположенного на крутом берегу Клязьмы, белокаменного дворца в селе Боголюбове, Золотых ворот во Владимире – мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью. При нем же было создано чудо русской архитектуры – храм Покрова на Нерли. Князь построил эту церковь неподалеку от своих палат после кончины любимого сына Изяслава. Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, в которой гармонично сочетаются скромная красота природы, тихая грусть, просветленная созерцательность архитектурных линий. Реставрационные работы и исследования сохранившихся памятников помогли за последние годы уточнить первоначальную форму зданий, а археологические раскопки в ряде древнерусских городов почти удвоили количество доступных для изучения памятников. Исследования Н.Н. Воронина и М.К. Каргера показали эволюцию русской архитектурной мысли и ее связь с этапами развития феодальных отношений и с княжескими или боярско-посадскими элементами в городе. В ряде случаев архитектура очень чутко отражала политическую историю страны: кратковременное соперничество Чернигова и Киева сказалось в одновременной постройке монументальных соборов (Чернигов – 1036 г., Киев ‑ 1037 г.). Новгородское восстание 1136 г. приостановило княжеское строительство в Новгороде и открыло дорогу боярскому. Раннее обособление Полоцкого княжества сказалось в построении там своего Софийского собора с необычной планировкой. Полнокровное развитие городов, соперничавших с Киевом, привело к расцвету зодчества и созданию местных архитектурных школ в Галиче, Смоленске, Новгороде, Чернигове, Владимире на Клязьме. При всем том русская архитектура XII–XIII вв. представляет собой известное единство. Нельзя сказать, чтобы русское зодчество этого времени находилось под каким-либо влиянием или воздействием, хотя Русь имела широчайшие связи с Востоком, Западом и Византией. Усвоив на рубеже Х и XI вв. византийскую форму, русские зодчие очень быстро видоизменили ее, внесли свои черты и создали свой, общерусский стиль, варьировавший по областям. Появление в XII в. башнеобразных, стремящихся вверх стройных зданий (Чернигов, Смоленск, Полоцк, Псков) особенно ярко свидетельствовало о выработке русского национального стиля, родившегося в результате воздействия деревянного строительства. Неустойчивые границы феодальных государств не были преградами для взаимного культурного общения. Ярким показателем такой общности «стиля эпохи», говорящим о том, что романское искусство – понятие не столько географическое, сколько хронологическое, является белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской Руси с его удивительными пропорциями и тонкой декоративной резьбой, воскрешающей в памяти замечательные изделия из слоновой кости. Постройки Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо – вполне русские по своим традициям и строительным приемам, но по ряду деталей они близки к архитектуре романского стиля XII в. Белокаменные храмы Владимира с их щедрой резной орнаментикой исследователи с полным правом сопоставляют по общей стройности и богатству сюжетов со «Словом о полку Игореве», где народное, языческое, также заслоняет собой христианское. Тщательное изучение пропорций древнерусских зданий позволило раскрыть своеобразные геометрические приемы русских зодчих XI–XII вв., помогавшие им создавать здания, изумительные по соразмерности частей. Недавние находки в Старой Рязани и Тмутаракани геометрических чертежей из системы вписанных квадратов и прямоугольников, позволили раскрыть еще один метод математических расчетов, метод, восходящий в основе к вавилонской архитектуре и попавший на Русь через посредство Закавказья и Тмутаракани. Многообразная и богатая русская архитектура надолго сохранила силу художественного воздействия. 13.           Древнерусская музыка Источники, в том числе летописные своды, содержат любопытные данные по истории древнерусской музыки. Уже на самом раннем этапе развития инструментальное музицирование не только резко отграничивалось от богослужебного пения, но даже противопоставлялось ему. В «Житии Феодосия Печерского» есть такой рассказ: «Однажды пришел к князю… Феодосии и, войдя в палаты, где сидел князь, увидел множество музыкантов, играющих перед ним: одни бренчали на гуслях, другие гремели в органы, а иные свистели в замры, и так все играли и веселились, как это в обычае у князей». Феодосии, выступавший против такого рода забав, сделал князю внушение, и тот «велел прекратить музыку. И с тех пор, если, пригласив к себе музыкантов, узнавал о приходе блаженного, то приказывал им прекратить игру». События, о которых повествуется в «Житии», происходили в период борьбы христианства с языческими культами. Преследование церковью народной музыки – это то, из чего впоследствии родились гонения на скоморохов. Ведь их игра на музыкальных инструментах у древних авторов часто ассоциировалась со всякой «чертовщиной» и злыми силами. Богослужебное же пение было как бы средством против них, на что указывает и только что упоминавшийся источник, где пение Феодосием псалмов изображается как действенное средство против бесов, которые между прочим «били в бубны…, дудели в сопели». Это было время, когда языческие и христианские обряды, враждуя, сосуществовали. Интересно, что в киевской св. Софии на одной из фресок в обществе святых изображены музыканты, играющие на различных инструментах. Как же выглядело тогда профессиональное богослужебное нотное пение? В литературе за ним закрепилось название «знаменное» (знамена-знаки, служившие для записи звуков). Знамена эти не указывали точной высоты звуков. Поэтому рукописи с записью знаменных распевов вплоть до XVI в. не поддаются точной расшифровке. Богослужебное пение называлось еще столповым. Дело в том, что в заимствованном русскими византийском календаре восемь недель составляли так называемый столп. Музыкальный материал церковной службы делился на восемь гласов. На каждую неделю приходился определенный глас. По прошествии восьми недель все повторялось сначала. Поэтому и пение называлось столповым. Принято считать, что, кроме знаменного, на Руси существовало и демественное пение. Последнее было принято на торжественных службах, при исполнении обрядов «шествия на осляти» и «пещного действа», а также при домашнем музицировании и было более свободным от обязательной гласовой системы и теснее связанным с бытом. Памятники такого пения сохранились, правда, лишь с XVI века. Однако дошедшие до нас исторические известия наталкивают на мысль, что в древнейшую эпоху этот вид пения был едва ли не единственным. Деместиком, или демественником, назывался тогда регент церковного хора. Им был, например, Стефан, ученик Феодосия Печерского, что явствует из «Жития» последнего и Новгородской летописи. Интересно и следующее известие: «6453. Начало княжения Олгина… есть двор Деместиков». С XIV в. встречаются упоминания о демественном пении в быту. Вот рассказ летописца о кончине князя Дмитрия Юрьевича Красного: «Князь едино слово первое глаголаше потом же начать пети демеством». Строгая систематизация музыкального материала в богослужебном пении ничуть не мешала наличию заметного жанрового разнообразия. Анализ поддающихся расшифровке образцов распевов свидетельствует о справедливости выводов акад. Д.С. Лихачева, который отмечал, что «жанры различаются по тому, для чего они предназначены». «Многие виды церковных песнопений различались не по форме и содержанию, а по тому, в какой церковной службе и в какой части этой службы они исполнялись. Другие виды – по тому, как они исполнялись (троичные гласы… антифоны). Некоторые виды церковных песнопений назывались по тому, как положено было вести себя при исполнении их. Таковы седальны (при пении их начинали садиться), катавасия (последний стих, для пения которого певцы сходились на середину церкви)». Музыкальный материал прямо зависел тогда от текста. Структура мелодии определялась словами. В знаменном распеве ведущим началом были размеры текста, число его строк. Если выпадало или появлялось какое-либо слово, то соответственно выпадала или вставлялась попевка в мелодию. Подобные операции с песнопением всегда были односторонними, ибо ради сохранения структуры мелодии никогда не изменялся словесный текст. «Попевки представляли собой «нейтральный» в своей универсальности материал. Их можно было использовать в любом порядке и в любой последовательности». Канонизация употребления распевов произошла еще в Киевской Руси. В летописных известиях того времени часто встречается выражение «певша над ним обычные песни» [9]. Вот известие из Ипатьевской летописи: «Князь Володимир пристави попы своя, едучи перед полком, пети тропари и коньдакы… и канун (канон-по Хлебниковскому и Ермолаевскому спискам.‑А.М.) Святой Богородицы». Канонизированный порядок употребления песнопений лежал в основе и рукописных певческих сборников. 14.           Культура быта Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, а быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан культурными процессами. Люди жили как в больших для своего времени городах, так ив селах, в которых группировались по два-три двора. Одежда горожан и крестьян Древней Руси шилась из домотканого холста или сукна. Привозные ткани (в основном шелковые) стоили дорого, и пользовались ими лишь очень богатые люди. Основой древнерусского костюма была рубаха. Покрой ее и у крестьян, и у феодалов был один и тот же, различалось лишь качество ткани. Мужская рубаха была длиной до колен. Носили ее навыпуск, подпоясавшись ремнем с металлической бляхой. Штаны были неширокими – они довольно четко обрисовывали ногу и заправлялись в сапоги или онучи (длинные узкие полосы ткани, обматываемые вокруг ноги). Кожаные сапоги приходилось разнашивать: шили их на одну ногу, не различая правой и левой. Женская рубаха украшалась вышивкой и была длиной до полу. Длинными были и рукава, собиравшиеся складками у запястья. Их сдерживали специальными браслетами. Распускать рукава полагалось в торжественных случаях. Особое значение придавалось головным уборам. Шапка из яркой материи с меховой опушкой была символом княжеской власти. Крестьяне и рядовые горожане носили меховые или плетеные шапки разнообразных фасонов. Обязательного правила снимать шапку дома я даже в церкви в то время не существовало. Замужняя женщина не могла показаться на людях с непокрытой головой «простоволосой», – считалось, что этий она могла принести вред окружающим.     продолжение --PAGE_BREAK--

    www.ronl.ru

    Тест Культура Древней Руси 9-13 вв

    Тест: «Культура Руси 10-13вв.» Вариант 1 1задание. Выберите правильный ответ: 1. Главным мотивом русских былин было: а) верность своему покровителю б) освобождение своей земли и защита от врагов в) поклонение Прекрасной Даме 2. «Повесть временных лет» создал: а) Илларион б) Даниил в) Нестор 3. Славянскую азбуку создали: а) Кирилл и Мефодий б) Василий Великий и Иоанн Златоуст в) Борис и Глеб 4. Большое влияние на древнерусскую культуру оказала: а) Византия б) Италия в) Болгария 5. Первыми литературными произведениями на Руси были: а) летописи б) изборники в) жития 6. Десятинная церковь ( церковь Успения Пресвятой Богородицы) была основана: а) Ярославом Мудрым б) Владимиром Святославовичем в) Владимиром Мономахом 7. В Древней Руси учить в школах стали при князе: а) Ярославе Мудром б) Владимире Святом в) Владимире Мономахе 8. Храм, построенный в первой половине XI века князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами: а) Киевская София б) Новгородская София в) Дмитриевский собор 2 задание. Установите соответствие между понятием и его значением: 1)миниатюра 2)фреска 3) зернь 4)скань 5)мозаика а) настенная живопись, при которой краска наносится на сырую штукатурку; б)изображение из разноцветных камней или крашенных кусочков стекла; в) мелкие серебряные или золотые шарики, которые напаиваются на ювелирные изделия; г) небольшой рисунок в средневековых рукописных книгах; д) ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки 3 задание. По какому принципу образованы ряды? 1)Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович 2)кузнецы, столяры, скорняки, ювелиры 3)песни, сказки, былины, загадки 4 задание. Вставьте подходящее слово вместо пропусков. Крупным литератором Древней Руси был________ , ставший киевским митрополитом. Наиболее известное произведение « _____________________» , написанное в жанре торжественного и поучающего обращения. 5 задание. Что является лишним в ряду? многоярусность строений, наличий разного рода пристроек, резьба по камню, огромные окна с витражами, увенчание строений башенками и теремами. 6 задание. Определи памятник древнерусского зодчества, укажи в чьё правление он был возведён , где и когда.

    7. Дайте определение понятиям Закомары фреска  

    weburok.com