У древних греков. Бог огня у древних греков
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

у древних греков. У древних греков


Гигиена у древних греков и в Средневековье. Часть 1. Древние греки. - Сергей Алданов

 

Г. Климт «Гигея»

 

Эта тема кажется  довольно простой, даже элементарной. Но первое впечатление обманчиво.

 

Во-первых, она сама распадается на множество  отдельных тем – возникновение представлений о гигиене, историю ее средств - мыла, губок и других моющих приспособлений,  ванны и душа,  хронологию общественной организации гигиены - водопровода, канализации,  бань общественных и личных, общественных служб уборки   нечистот, и тп.  То есть это не одна технология, но множество разных технологий и социальных инноваций. Во-вторых, меня всегда интересует датировка тех или иных новых явлений, а тут даты, как правило, очен неточные.

 

Но все же попробуем  разобраться в теме и хронологии. Начнем с древних греков

 

  1. Представления о гигиене. У греков гигиена была тесно связана с религией.  Греки обожествляли врача Асклепия и его дочерей Гигею (или Гигиею, охранительницу здоровья) и Панакию (покровительницу  лекарского дела). То, что этимология имени Гигея связано со словом сила, показывает, какое значение придавалось гигиене.

 

"Hygeia" State Hermitage Museum, St Petersburg, Roman copy of Greek statue

 

Первый храм Гигеи появился еще в 7 веке до н.э., обычно статуя Гигеи встречается в храмах Асклепия. По Павсанию, ее статуи находились  на Аргосе, в Афинах, Коринфе, Гортисе, Сикионе, Оропусе, Олимпии, Мегаре.    Представления о гигиене, как основе здоровья и силы суммировал знаменитый Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до н.э.),  то есть   они  развивались вместе с медициной.

Обычным у греков было мытье рук перед едой и мытье тела перед ужином – эти моменты, к примеру, встречаются в «Одиссее».  

 

  1. Культ силы и здоровья.  В греческой система гигиена  связана еще и с атлетами, с их 4 общегреческими агонами, то есть состязаниями. Это Олимпийские игры (проводились с 776 г. до н.э), Пифийские игры (с 586 г. до нэ),  Истмийские игры (проводились не позже, чем с 582 года до нэ),  и Немейские игры (с 573 до нэ). Отметим, что если Олимпийские м Пифийские игры проводились раз в 4 года, то Истмийские и Немейские раз в два года, то есть без состязаний не обходился ни один год. Частью агонов были состязания в музыке, пениии  и танцах, а в честь Диониса давались и театральные представления. Каждый значительный город имел еще и местные агоны, а самый ранний из них упоминается в «Илиаде», там они проводятся по случаю смерти Патрокла. Спорт был существенной частью жизни. Города потому непременно обзаводились  гимнасиями для тренировки атлетов и залами для борьбы, в их структуру входили свои бассейны и бани. Мытье было завершающей частью тренировки.Отсюда гигиена – часть древнегреческой жизни в ее важном, спортивном элементе. Можно отметить, что в VI веке до н.э. значение агонов и спорта заметно усилилось.

 

 

  1. Моющие средства. Мыло можно получить, нагревая масло со щелоком  (раствор золы в воде). В литературе утверждается, что смесь масла и золы применялась для мытья  уже в Вавилонии (ок. 2800 до н.э), в 2200 г. до нэ способ приготовления мыла был зафиксирован на глиняной табличке (делался из козьего жира и золы нагреванием с добавкой ароматизатора). Аналогичный рецепт мыла был известен египтянам около 1550 г. до нэ (папирус Эберса), хотя там  это средство упоминается в связи с мытьем шерсти,  а финикийцы начали производить подобное  «мыло» уже около 600 года до нэ.[1]. Греки использовали для мытья оливковое масло – им умащались и снимали масло с грязью и отмершей кожей специальными скребками, которые назывались стленгис (стригил в Риме), а также    пемзу и губки.

 

 

 

 

Атлет льет на руку масло. Применение скребка. Молодые люди со стленгисами.

 

Часто можно прочесть,  что этот метод использовался вместо мыла, но Дэвид Сэнсон[2] пишет, что это была предварительная процедура перед мытьем и применения мыла она не отменяла. Конечно, греки  имели некоторые моющие средства. Трудно поверить, что будучи в контакте с египтянами и финикийцами, греки не смогли перенять рецептов мыла или не использовали вместо него другие источники  поверхностно-активных вешеств.

Обращает на себя внимание, в частности, что для мыла у них было специальное слово – «смегма». Ныне оно означает творожистые выделения на половых органах, смесь отмерщих клеток эпителия и других нечистот. Но у греков оно означало мыло, хотя точно неизвестно, каково оно было в классический период. Явные упоминания о мыле  все же более поздние – у Галена, родившегося в Пергаме и ставшего знаменитым врачом в Риме, оно упоминается, как германское и галльское изобретение. Грек Зосима из Панополиса (Египет), основатель алхимии, описал мыло и  рецепт его получения  около 300 года н.э.  Так что остается гадать, каково было это мыло древних греков. Вероятно, какой-то природный сапонат. К примеру,    в их распоряжении было такое растение, как мыльнянка лекарственная Saponaria officinalis, содержащая большое количество сапонатов и грекам известное хорошо. Ее отварами можно мылиться не хуже современного мыла.

 

Saponaria officinalis

  1. Ванна. Уже минойская цивилизация имела  развитый водопровод и великолепные образцы керамических ванн.

 

 

Минойская керамическая ванна, ларнакс.

 

Кермическая лохань для мытья

//Late Minoan IIIA. Mid-14th c BC Ceramic 2002.34.1 Carlos Collection of Ancient Art //

 

А эта ванна найдена на Пелопонесе - ванна из «Дворца Нестора». Photo © Grant Dean

 

Греки, похоже, не сразу освоили использование и производство ванн, у них бытовало вначале купание в природных исторчниках.

 

 Women bathing. Side B from an Attic white-figure amphora, ca. 525–520 BC.

aldanov.livejournal.com

у древних греков - это... Что такое у древних греков?

 у древних греков

1) General subject: among the ancient Greeks

2) Makarov: among the ancient Greek

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • у домашнего очага
  • у друзей все общее

Смотреть что такое "у древних греков" в других словарях:

  • КАЛЕНДАРЬ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ — До 593 года Р. Хр. год состоял из 365 дней. В 593 году введен двенадцатимесячный год, которого месяцы имели 30 и 29 дней попеременно; к известным годам в конце прибавлялись високосы, в виде дополнительного месяца, из 31 и 30 дней, который… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Мистерии у древних греков — (Μυστήρια, тайное служение) М. древней Греции представляют оригинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих пор являются загадками. Сами древние придавали громадное значение М.: лишь посвященные в них, по словам Платона,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Мистерии, у древних греков — (Μυστήρια, тайное служение) М. древней Греции представляют оригинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих пор являются загадками. Сами древние придавали громадное значение М.: лишь посвященные в них, по словам Платона,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Мистерии, у древних греков — Посвящение в дионисийские таинства. Фреска виллы Мистерий, Помпеи. Мистерии (от греч. μυστήριον, «таинство, тайное священнодействие») богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались… …   Википедия

  • Траур у древних греков — Похоронные церемонии у древних греков были обставлены большою торжественностью (особенно у афинян), причем мельчайшие подробности определялись обычаями и законами. В Спарте обстановка погребении была проще, чем у других греков. Т. соблюдался… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Трофеи у древних греков — (τρόπαιον, tropaeum) у древних греков памятник, оставлявшийся на поле сражения в знак победы (собственно бегства неприятеля, от τροπή поворот, бегство), причем, если победа была одержана на море, то Т. воздвигался на ближайшем к месту сражения… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Тюрьма у древних греков и римлян — 1) Т. у древних греков носила в разных местах различные наименования: афиняне называли ее δεσμωτήριον (от δέω связываю) или (эвфемистически) οϊκήμα или άναγκαϊον (принудительное помещение). Из того, что в сочинениях аттических писателей слово… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Третейский суд у древних греков и римлян — Самые ранние сведения о существовании Т. суда в древней Греции восходят к эпохе Гомера, когда переход от личной расправы к договорному началу и признанию правовых норм уже успел совершиться. Самоуправство заменилось спором о праве: стороны… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Электрон у греков — так назывался янтарь, добывавшийся финикиянами на берегах Немецкого моря. Ценился он очень высоко и составлял значительный предмет торговли. Насколько он представлялся ценным в глазах древних греков, видно хотя бы из того обстоятельства, что тем… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Эллинское происхождение древних македонцев — В статье перечислены факты за и против греческого происхождения древних македонцев (македонян). Учёные, дискутирующие о том, являлась ли Древняя Македония эллинистическим государством или нет, ссылаются как на свидетельства античных авторов, так… …   Википедия

  • ПУТЬ ДРЕВНИХ, ПО КОТОРОМУ ШЛИ ЛЮДИ БЕЗЗАКОННЫЕ — ’ПУТЬ ДРЕВНИХ, ПО КОТОРОМУ ШЛИ ЛЮДИ БЕЗЗАКОННЫЕ’ (‘La route antique des hommes pervers’. Paris, 1985) книга Жирара, в которой его теория ‘жертвенного кризиса’ применяется к анализу ряда ветхозаветных сюжетов. В качестве названия работы… …   История Философии: Энциклопедия

universal_ru_en.academic.ru

у древних греков, таких как Пифагор и Евклид, это слово означало «то, что достойно почести», 7 букв, 7-я буква А, сканворд

у древних греков, таких как Пифагор и Евклид, это слово означало «то, что достойно почести»

Альтернативные описания

• бесспорная, не требующая доказательств истина

• доказательство без доказательства

• исходная бездоказательность, истина, не требующая доказательств

• не требующее доказательства утверждение

• неоспоримая истина

• полная недоказуемость, равная полной неопровержимости. Александр Круглов

• положение, принимаемое без логического доказательства

• утверждение, которое неопровержимо, пока в нем хватает соединительной силы

• математическая догма

• бесспорная истина

• полная недоказуемость, равная полной неопровержимости

• истина, на которую не хватило доказательств

• само собой разумеющееся

• положение, не требующее доказательств

• постулат в геометрии

• бездоказательная истина

• истина на веру

• утвержденная истина

• принятая истина

• принятая в науке истина

• недоказуемая истина

• постулат в математике

• беспорная истина

• догма в математике

• положение, принимаемое без доказательств

• убедительное положение

• не требует доказательств

• бездоказательная теорема

• математическая истина

• положение, принимаемое без доказ.

• истиное исходное положение теории

• основополагающее утверждение

• непреложная истина

• истинное исходное положение теории

• заместитель истины

• Истина, не требующая доказательства

• Исходное положение какой-либо теории или науки, принимаемое без доказательств

• Положение, принимаемое без доказательств

• ж. греч. очевидность, ясная по себе и бесспорная истина, не требующая доказательств, напр. целое всегда, больше части своей; основная истина, самоистина, ясноистина

• положение не требующее доказательств

• положение, принимаемое без доказ

• постулат

• у древних греков, таких как Пифагор и Евклид, это слово означало "то, что достойно почести"

scanwordhelper.ru

Бог огня у древних греков — Язычество

Гефест – древнегреческий бог огня и кузнечного дела, которого почитали как самого искусного кузнеца в мире. Он способен выковать такое, что не под силу ни одному человеку или богу. Из-под его мощного молота выходили прекрасные украшения и смертоносное непобедимое оружие, колесницы и доспехи. По легенде, он родился у Зевса и его супруги Геры в браке, но увидев своего родившегося сына – хромого, больного и некрасивого – богиня пришла в неистовство и сбросила его с Олимпа на землю. По иным мифам в отместку Зевсу за измену, Гера сама зачала Гефеста в своем бедре, но не смогла выносить, поэтому избавилась от ребенка.

Долго летел Гефест, пока не попал в воды морские, где его увидели дочь Океана и дочь старца морского. Они пожалели бедного ребенка и решили спасти ему жизнь. подняли они его на руки и отнесли в самую пучину Океана, в лазурный грот, где он и вырос. Воспитали его две дочери мудрых отцов правильно и хорошо, окреп ребенок, стал юнцом. Но не прошла его хромота на обе ноги, а также с ним осталась некрасивая внешность. Но это не главное, ведь в сердце Гефеста билось благородное сердце, а голову поддерживала могучая шея и мускулистые плечи. Стал Гефест мастером кузнечного искусства, и сделал своим спасительницам несметное количество украшений и подношений из золота и серебра. Но как ни воспитывай, как ни люди, а все же в Гефесте осталась ненависть к матери, которая таким жестоким образом от него избавилась. И взыграла божеская кровь в теле Гефеста, и решил он отомстить Гере.

А месть Гефеста заключалась в следующем. Выковал он для своей матери прекрасный, роскошный и красивый трон из чистого золота. И доставили трон на Олимп, показали Гере. Богине пришелся по нраву подарок, она посчитала, что именно в таком кресле-троне должна восседать настоящая богиня-мать Гера. Усевшись в него, она уже не смогла встать, так как трон охватил ее со всех сторон. Как ни старались боги, никто не смог освободить Геру из плена подарка от Гефеста. Стало понятно, что узницу освободить может лишь тот, кто сам создал эту вещь. И послал Зевс Гермеса к Гефесту, чтобы тот умолял его подняться на Олимп и освободить свою мать. Но Гефест и слушать не стал, он наслаждался своей местью, так как Гера когда-то также безжалостно обошлась с ним самим.

И когда дело было уже, казалось бы, потеряно, к Гефесту пришел Дионис с чашей вина и своей свитой и виде сатиров и прекрасных нимф. После нескольких пропущенных чаш с вином Гефест захмелел и простил свою мать. Вместе с Дионисом они на ослах отправились к богам Олимпа, чтобы освободить Геру. После этого боги предложили Гефесту остаться вместе с ними, и он принял предложение. И стал Гефест жить на Олимпе вместе со своей женой – богиней грации и красоты. Но не бросил своего любимого дела – продолжал ковать украшения, кубки, чудесные колесницы без лошадей и целые дворцы для своих братьев, сестер с Олимпа. Для себя же Гефест также построил дворец из чистого золота и украсил его серебром и бронзой. Во дворце он устроил кузню, в которой мог работать только он один.

pagandom.ru


Смотрите также