Древние памятники самарканда. Достопримечательности Самарканда: описание. Что обязательно нужно посмотреть в Самарканде?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Исторические памятники Самарканда. Древние памятники самарканда


Достопримечательности Самарканда

 

 

Самарканд один из самых древних городов мира, чей достойный возраст в 2750 лет находится на одном уровне с Римом, Афинами и Вавилоном - изначально был известен под названием «Мараканда». Великий торговый город прошлого, столица многих королевств - от древней Согдианы до средневековой империи Тамерлана - Самарканд считается родиной всемирно известной самаркандской шелковой бумаги. Там были изготовлены высококачественные шелки и бархаты, ювелирные изделия и витражи. 

Сегодня этот второй по величине город Узбекистана с населением более 400 тысяч человек представляет собой гармоничное сочетание современных экономических достижений независимого Узбекистана с очарованием и величием всемирно известных памятников архитектуры Самарканда, перечисленных ЮНЕСКО как всемирное наследие. 

 

Достопримечательности Самарканда

 

1. Площадь Регистан (The Registan Square)

Площадь Регистан является «сердцем» Самарканда. Общественный и официальный центр Самарканда, сегодня состоит из трех грандиозных зданий: медресе Улугбека (1417-1420), медресе Шер-Дор (1619-1636) и медресе Тилла-Шейх (1619-1636). Все здания богато украшены глазурованными кирпичами, майоликовой черепицей и вырезанной - так называемой «кашиной» - мозаикой, строения сохранили свой первоначальный вид и высокий дух средневековой мусульманской культуры. 

Площадь Регистан

2. Мавзолей Гур-Эмира (Gur-Emir mausoleum)

Гур-Эмир может быть переведен с персидского как «могила эмира». Первоначально он был построен Тамерланом для его любимого внука Мухаммада Султана, который умер в 1403 году. Позже это место стало местом захоронения самого Тамерлана, двух его сыновей - Мираншаха и Шахруха - и его внука, великого астронома Улугбека. 

Мавзолей представляет собой однодольную конструкцию с погребальным хранилищем. Восьмиугольное тело здания увенчано ребристым куполом (14,5 м. в диаметре, 12,45 м. в высоту) на высоком барабане. Купол является основным декоративным элементом мавзолея. Толстые сине-бирюзовые скрученные полосы делают купол особенно выразительным. 

 

Мавзолей Гур-Эмира

 

3. Мавзолей Ходжа Дониёр (The Haji Daniyar)

Мавзолей является одним из самых важных мест религиозного паломничества Самарканда, в равной степени почитаемым представителями трех мировых религий: мусульман, христиан и иудаистов. Название места имеет связь с Даниилом из Ветхого Завета, тем, кто успокоил львов в ложе Бабилона. Говорят, что останки священные были привезены Тамерланом из иранского города Шуш (древняя Сюзи) во время его 7-летней кампании (1399-1404) против Ирана, Турции и Сирии. 

 

Мавзолей Ходжа Дониёр

 

4. Соборная мечеть Биби-Ханым (Bibi-Khanum mosque)

Биби-Ханым является самым грандиозным и амбициозным проектом, реализованным Тамерланом в Самарканде.  Поскольку она был завершен незадолго до смерти Тамерлана (в 1405 году), мечеть начала довольно быстро разрушаться, что связано вероятно, со спешкой в которой ее строили. Эта уникальная мечеть была построена за какие то 5 лет, что явно недостаточный срок для такой огромной структуры. 

Мечеть Биби-Ханым, удивительная достопримечательность Самарканда, может единовременно вместить более 15 000 верующих, что является впечатляющим воплощением амбиций великого правителя, умений и талантов средневековых архитекторов, которых Тамерлан умело собирал со всех уголков своей огромной Империи. 

 

Соборная мечеть Биби-Ханым

 

5. Некрополь Шахи-Зинда (Nekropolis Shahi-Zinda)

Название означает «Живой король» на персидском языке. Это огромный некрополь времен Тамерлана (14-го века нашей эры), где мавзолеи тянутся по обе стороны от асфальтированного тротуара в южном конце древнего Афросиаба.  Некрополь Шахи-Зинда уникальное место, где собран ансамбль мавзолеев самаркандской знати. Отдельные мавзолеи небольшие, но в миниатюре имеют те же архитектурные и декоративные особенности порталов, мозаики и плит, как и другие здания Тамерлана. 

Название ансамбля произошло из легенды от том, что здесь находится могила двоюродного брата пророка Мухаммеда,  Кусам ибн Аббас. Поэтому это место среди мусульман Центральной Азии высоко оценивается как одно из самых важных мест для паломничества. 

 

Некрополь Шахи-Зинда

 

6. Обсерватория Улугбека (The Observatory of Ulughbek’s)

Одна из наиболее продвинутых и знаменитых обсерваторий средневековья и еще одна уникальная достопримечательность Самарканда и Узбекистана, стоящая отдельной экскурсии по ней. Она была построена в 1425 году на вершине высокого холма, называемого Кухи Расад. Там, в обсерватории, работал внук Тамерлана и того времени самаркандский правитель - Мухаммад Тарагай Улугбек, которому помогала команда астрономов и математиков, он в течение 12 лет наблюдал звезды, созвездия и планеты, совершая астрономические измерения, делая расчеты, которые в конечном итоге позволили ему создать всемирно известный «Zijdi Guragani» - каталог координат 1118 звезд с невероятной в то время точностью. 

Сегодня можно увидеть останки секстанта, найденные в 1908 году во время археологических работ, цоколь здания обсерватории, который первоначально был 30 м. в высоту и 40 м. в диаметре, и небольшой музей.

 

Обсерватория Улугбека

 

7. Мавзолей Рухабад (Ruhabad mausoleum)

Мавзолей Рухабада был построен в 1380 году по приказу Амира Тимура на месте могилы богослова, великого исламского проповедника и ученого-мистика Бурханеддина Сагарджи. Считается, что само захоронение проповедника относится к 10-м веку. 

 

Мавзолей Рухабад Самарканд

 

 

xn--h1aqbff.xn--p1ai

Исторические памятники Самарканда / Simurg Travel

Какие ассоциации приходят в голову при упоминании названия города Самарканд? Конечно же, в первую очередь, это Регистан!...

Гордый и надменный – именно такое впечатление производит мавзолей Гур-Эмир, несмотря на свои сравнительно небольшие размеры....

Соборная мечеть Биби-Ханум задумывалась Амиром Темуром как самое большое здание Востока, призванное поражать своими размерами и красотой ...

Мавзолей пророка Даниила находится на окраине городища Афрасиаб, что на северо-востоке Самарканда....

Один из самых загадочных памятников Самарканда - комплекс Шахи-Зинда, состоящий из вереницы изящных, сверкающих голубыми красками усыпаль...

Главным стационарным инструментом был гигантский квадрант, размещенный внутри цилиндрического здания диаметром 48 м....

Имам Аль Бухари родился в 810 г. Бухаре,  что становится понятно из его имени. В детстве был очень любознательным ребёнком. В возрасте 7 ...

Мавзолей Абу Мансура Матуриди  расположен неподалеку в центральной части Самарканда, на территории "старого города", между улицами Вабкен...

Мечеть Хазрат-Хызр находится на южной стороне холма Афрасиаб, на перекрестке дорог, у базара....

Мавзолей Ак-Сарай расположен в 30 метрах к юго-востоку от мавзолея Гур-Эмир. Ак-Сарай с  тюркского означает «ак» – белый, «сарай» &...

Мавзолей Ишрат-Хона был построен во времена правления тимурида Абу-Сеида (1451—1469 годы) и находится в юго-восточной части Самарка...

Ансамбль  сформировался на могиле известного духовного деятеля, главы суфийского ордена Ходжи Ахрора....

Ансамбль  сформировался на могиле Ходжи Абди-Даруна и состоит из мавзолея, мечети, минарета и бассейна-хауза....

Мавзолей Чупан-Ата, расположенный на холме к северо-востоку от Самарканда,  является своеобразным маяком, возвещающим о прибытии в город....

Начало Самарканда относится к VIII - VII векам до н.э. На площади более 200 га возникает городище, которое носит имя легендарного туранск...

www.simurgtravel.com

Древние памятники Самарканда

Древние памятники Самарканда.

"Сказал Аллах благословенный и всевышний: Кто войдёт сюда, тот найдёт спасение!""Вот рай, который обещан нам - войдите в него, оставаясь в нём навеки!"."Сказал Аллах, благословенный и всевышний: введите благочестивых в рай и к райским ручьям благополучными и успокоенными. Правдив великий Аллах!""Сказал Пророк, да будет над ним мир: Смерть мост, соединяющий друзей с друзьями""Сказал Пророк, да будет над ним мир: счастлив тот, кто откажется от мира раньше, чем мир откажется от него; приготовит себе могилу раньше, чем войдёт в неё; угодит своему Господу раньше, чем свидится с Ним"

Надпись при входе в Мавзолей Гур-Эмир.

Гур-Эмир на таджикском языке значит "Гробница короля". Этот архитектурный комплекс со своим голубым куполом включает гробницы Тамерлана, его сыновей Шах Руха и Шах Мирана, внука Улугбека и Султана Мухаммада.Гур - э Эмир (также известный, как Эмир Гур) является мавзолеем известного полководца, правителя и основателя династии Тимуридов - Тамерлана (известного так же, как Тимур) в Самарканде в современном Узбекистане.Этот мавзолей занимает важное место в истории исламской архитектуры, поскольку является прототипом более поздних мавзолеев Моголов (Империя Великих Моголов в Индии), в частности Мавзолея Хумайюна в Дели и Тадж-Махала в Агре, построенных потомками Тимура, правившими северной Индией в течение нескольких столетий.Часть комплекса была построена в конце XIV столетия по приказу Султана Мухаммада. До настоящего времени только фундаменты медресе и ханака, входной двери и части одного из четырех минаретов сохранились.Строительство самого мавзолея началось в 1403 году после внезапной смерти Султана Мухаммада, прямого наследника Тамерлана и его любимого внука. Но фактически только другой внук Тамерлана - Улуг Бег закончил работы по строительству мавзолея.Во время его правления мавзолей стал семейным склепом представителей династии Тимуридов. Вход в ансамбль Султана Мухаммада богато украшен резными кирпичами и различными мозаиками. Художественное оформление двери было создано квалифицированным мастером (устадом) Мухаммедом бин Махмуд Исфахани.Внешне Мавзолей Гур-Эмир является однокупольным зданием. Он известен своими простыми формами и монументальностью внешнего вида. Это - восьмигранное здание, коронованное голубым, рифленым куполом.Внешнее художественное оформление стен состоит из синих, голубых и белых плиток, которые расположены таким образом, чтобы издалека был виден геометрический и эпиграфический орнамент на фоне терракотовых кирпичей.Купол, диаметр - 15 метров, высота - 12.5 метров окрашен в ярко синий цвет с глубокими розетками и белыми плитками. Ребристые каннелюры придают удивительную выразительность куполу.Во время правления Улугбека проход был создан для того, чтобы создать вход в мавзолей. Внутри мавзолей представляет собой высокую и просторную палату с глубокими нишами по сторонам и с разнообразным художественным оформлением. Более низкая часть стен покрыта плитами из оникса.Каждая из этих плит украшена картинами. Выше группы плиток расположен мраморный карниз в виде сталактита. Большие пространства стен украшены разнообразными изображениями; арки и внутренний купол украшены ящиками из папье-маше, позолотой и различными изображениями.Декоративные вырезанные надгробные камни во внутренней комнате мавзолея просто указывают местоположение фактических гробниц в склепе непосредственно под главным залом.Тимур также построил гробницу в Шахризабсе для себя. Однако когда Тимур умер в 1405 году во время своей кампании по завоеванию Китая, дороги в Шахризабс были засыпаны снегом, и, таким образом, он был похоронен в Самарканде.Во время правления Улугбека плита из темно-зеленого нефрита была помещена над могилой Тамерлана. Прежде этот камень использовался в храме во дворце китайского императора, затем как трон Хана Кабека (потомок Чингиз Хана) в Карши.В 1740 году, царь Персии -  Надир Шах, украл камень, и считается, что с того момента он начал приносить неудачу своим последующим властелинам. Его советники убеждали, чтобы он возвратил камень на его законное место.Второй раз, когда камень был украден, это произошло в 1941 году, когда советские археологи открыли склеп. Во время тех исследований скульптор И. Герасимов восстановил черты лица Тамерлана на основании его черепа, и была также подтверждена информация, что он был гигантом для своих времен, ростом более чем шесть футов, и был хромым.Также информация об убийстве Улугбека и подлинность других гробниц была подтверждена. Рядом с гробницей Тамерлана находятся мраморные надгробные плиты его сыновей Миран Шаха и Рих Шаха, и также внуков - Султана Мухаммада и Угул Бега.Прах духовного учителя Тамерлана Мир Саид Барака также находится в этом мавзолее. Некоторые архитекторы рассматривают мавзолей Эмир-Гура, мавзолей Рухабаха и мавзолей Аксарая как объединенный ансамбль мавзолеев из-за их расположения по близости друг к другу.

Мавзолей Гур-Эмир.Росписи на стенах внутри мавзолея Гур-Эмир.Башня мавзолея Гур-Эмир.Росписи на стенах внутри мавзолея Гур-Эмир.Вид на усыпальницу Амира Тимура.Росписи на стенах внутри мавзолея Гур-Эмир.Парадная арка мавзолея Гур-Эмир.Входной парадный портал мавзолея Гур-Эмир.Тыльная часть фасада мавзолея Гур-Эмир.Внутренний купол с люстрой мавзолея Гур-Эмир.Главный вход в мавзолей Гур-Эмир.Росписи на стенах внутри мавзолея Гур-Эмир.Росписи на стенах внутри мавзолея Гур-Эмир.Мавзолей Гур-Эмир.

Источники: «Религиозные и духовные памятники Центральной Азии». Автор М. Хашимов. Издательство «Сага», 2001 год. Сборник «Архитектурные и археологические памятники Узбекистана», Сага, 2003. "Самарканд. Справочник-Путеводитель», Авторы И.Умняков, Ю.Алексеров. Арапов А.В. Самарканд "Шедевры Центральной Азии". Издательство «СМИ-АЗИЯ Сан’ат» 2008. Арапов А.В. «Самарканд. Путеводитель» Издательство ««СМИ-АЗИЯ Сан’ат» 2007.

ФотографииАлександра Петрова.

www.silkadv.com

В замирённом Самарканде. 1. Памятники древности

. Средняя Зерафшанская долина // Записки Императорского Русского географического общества по отделению этнографии. Том 6. 1880.

В 1868 году русские проникли в сердце Турана до Среднего Зерафшана. Имев случай посетить в этом году вместе с нашими войсками самую южную часть русских владений в Средней Азии, я считаю своею обязанностью описать именно Зерафшанскую долину, которая, как центр владений Тимура, издавна считается сердцем Средней Азии и до сих пор из всех ее частей оставалась наименее доступною для путешественников. Но я должен предупредить читателя, что сообщаемые мною сведения составлены частию по собственным наблюдениям, частию по рассказам туземцев: военное положение не дозволяло мне хоть и на несколько верст удаляться от армии или ее отрядов. Приятным долгом поставляю себе изъявить здесь мою искреннюю благодарность главнокомандующему войсками Туркестанского округа генерал-адъютанту фон Кауфману за его покровительство и содействие, которыми я пользовался во время моего пребывания в Средней Азии. Многим я также обязан г. подполковнику Шауфусу, комиссару при определении границы между Россией и Бухарой. <…>

Бухарские ворота г. Самарканда

Город Самарканд, столица Тамерлана, Мекка Средней Азии, лежит на левом берегу Зерафшана, в 5 верстах от самой реки. Необходимое ему количество воды Самарканд частью получает от маленькой речки из южных гор.

Самарканд. Часть города Галя-Чешмэ, вид с цитадели

Кто себе составил идеальную картину об этом городе по высокопарным именам, которыми персидские поэты величают Самарканд, тот, конечно, увидит себя обманутым при въезде в него. Самарканд ничем не отличается от остальных городов Средней Азии. Та же самая густая полоса садов окружает его, те же самые глиняные избушки и полуразрушившиеся глиняные стены составляют узкие, извилистые улицы; здесь на более отдаленных от шумного базара улицах царствует та же мертвая тишина, как и в других городах. Единственное отличие Самарканда от последних — это его памятники зодчества, сохранившиеся из лучшего прошедшего в полуразрушенном виде; они, со своими развалинами и кучами мусора, гордо и с упреком смотрят на окружающую их толпу торгашей, не сумевших эти освященные по своим воспоминаниям места сохранить в более приличном виде.

Самарканд. Чайные ряды

Город Самарканд я посетил в самое неудобное для путешественника время, и поэтому я мог себе составить о нем понятие лишь по сравнению его с другими городами Средней Азии. Когда я въезжал в Самарканд, базар представлял большею частию кучу пепла и мусора, над которой стояли высокие столбы дыма; улицы от разрушенных домов были на пол-аршина покрыты толстым слоем глиняной пыли; при каждом шаге, который делала лошадь, подымалось облако пыли, наполнявшей нам глаза, рот и нос, так что трудно было дышать или что-либо видеть. Население, в особенности ученый класс, после своего вероломства, боясь мести русских, разбежалось, и даже уцелевшая часть базара была в базарные дни почти совершенно пуста. Понятно, что при таких обстоятельствах я мог собрать весьма мало сведений, и должен был довольствоваться посещением древних памятников города и еврейского квартала.

Самарканд. Часть города, прилегающая к базарной площади Регистан

Известно, что единственные остатки старинного зодчества Самарканда — медресе, мечети и могильные памятники, потому что правоверный мусульманин Средней Азии не мог прославлять памятниками сей тленный мир. Хотя Вамбери, Ханыков и Леман уже описали достопримечательности Самарканда, все-таки не считаю лишним описать их еще раз.

Самые старые памятники — времен Тамерлана. Более интересный и лучше сохранившийся из них — могила Тамерлана, так называемый Тюрбети-Тимур. Мавзолей Тимура устроен из жженых кирпичей, покрытых глазурованными изразцами, так что внешние стены строения представляют украшения, состоящие из арабесков и мозаичных надписей.

Мавзолей эмира Тимура-Курагана. Восточный фасад

Мавзолей этот устроен в виде осьмиугольника, с куполом в форме дыни, сплошь покрытым поливою. По обеим сторонам строения поднимаются две высокие пустые колонны из кирпича, покрытого изразцами, со спиральными лестницами внутри, но в почти разрушенном состоянии. Украшения на этих колоннах в таком же роде, как и на самом здании. Недалеко от главного корпуса — ворота, которые похожи на самый мавзолей. На передней стороне этих ворот можно ясно прочесть следующую надпись: «Строил слабый раб Мухаммед сын Махмуда из Исфагани». Эта надпись доказывает (как совершенно верно объясняет Вамбери), что памятники зодчества в Самарканде исполнялись персидскими художниками.

Мавзолей эмира Тимура-Курагана. Северный фасад

От довольно больших ворот ведет узкий, крытый сводами коридор внутрь мавзолея, к левой его стороне. Строение, в котором находится надгробный камень Тимура, состоит из главного купола и четырех ниш.

Мавзолей эмира Тимура-Курагана (Гур-Эмир).Часть мраморной решетки, окружающей надгробные камни

Стены внутри обложены великолепными плитами из яшмы, украшенными отлично вырезанными арабесками и надписями; точно так же и потолки ниш богато украшены. Пол выложен каменными плитами, и в средине его, под самым куполом, находится семь надгробных камней, а на стороне, обращенной к Мекке, — столбик и при нем большое знамя.

Мавзолей эмира Тимура-Курагана (Гур-Эмир). Часть надгробных камней

Но в каком небрежном состоянии находится это великолепное здание! Украшения стен большею частью отпали, посредине пола, возле надгробных камней, куча извести. Более поврежденные части стен и пола очень худо починены, и то лишь в последнее время, когда, после взятия Самарканда, генерал Кауфман подарил значительную сумму на ремонт этого мавзолея.

В. В. Верещагин. У гробницы святого — благодарят Всевышнего. 1873

Надгробные камни расположены в следующем порядке, и окружены весьма плохими деревянными перилами:

1) Камень — длиною в 3 аршина и шириной в &frac23; аршина — из серого мрамора: поверхность этого камня теперь покрыта слоем извести. По рассказам моего проводника, похоронен здесь Мир-Се́ид-Береке-Шейх, учитель самого Тимура, умерший два года после него.

2) Камень, длиной в 1&frac13; аршина и шириной в пол-аршина, из серого мрамора с надписями; этот надгробный камень Абдул-Латиф-Мирзы, сына Улуг-Бека, умершего в 854 (=1450) году.

3) Камень — из черного мрамора, разбитый на два куска, 3 аршина длиной и ¾ аршина шириной; вокруг камня очень неясная надпись. Этот надгробный камень — самого Тимура, умершего в 807 (=1405) году.

4) Камень — из серого мрамора с надписями — длиной в 3 аршина, шириной в ½ аршина. Этот надгробный камень Мирзы Улуг-Бека, внука Тимура (как говорят в Самарканде, сына Тимура), умершего в 853 (=1449) году; бока и часть верхней поверхности этого камня покрыты известью.

5) Камень разбит; на месте его находится призма из кирпичей, недавно покрытая известью; под этой призмой находится плита из белого мрамора. Этот надгробный камень — Мирзы Ибрагима, сына Улуг-Бека, умершего в 854 году.

6) Камень весь покрыт известью; он считается надгробным камнем Мирзы Беди’, сына Мирзы Улуг-Бека, умершего в 853 году.

7) Камень из серого мрамора, хорошо сохранившийся и совсем покрытый изречениями из Корана. Этот надгробный камень Наипа, сына Улуг-Бека.

Мавзолей эмира Тимура-Курагана (Гур-Эмир). Внутренность мавзолея. Вид фамильного склепа (дахме) Тамерлана

Вблизи от входа в мавзолей есть отверстие в полу; через него по лестнице можно спуститься в комнату, находящуюся под верхней часовней. Эта нижняя комната очень низка и выстроена сводами из жженых кирпичей, без штукатурки и всякого украшения. Голые кирпичи здесь удивительно хорошо сохранились. На полу, именно на тех самых местах, где в верхнем покое находятся семь надгробных камней, лежат столько же тонких мраморных плит с надписями. Под ними похоронены выше упомянутые лица.

Самарканд. Базарная площадь между трех медресе (Ригистан)

В средине города близь базара построены три медресе, которые своими великолепными фасадами образуют квадрат, площадь Самаркандского ригистана. Это единственное место в Самарканде, где заметно старание симметрическим расположением строений произвести на зрителя приятное впечатление. Если бы строения эти были в хорошем состоянии и площадь между ними содержалась сколько-нибудь в чистоте, то она представляла бы редкое для города Средней Азии украшение. Но жители Самарканда нисколько не поняли мысли строителей и наполнили эту площадь кучею самых некрасивых лавок и глиняных избушек до самых стен медресе, между которыми ведет очень узкая улица. При большом пожаре нынешнего года эта часть базара более других пострадала, и даже совершенно сгорела, так что теперь только выказываются медресе во всей своей прелести. Сгоревшие лавки ясно доказывают, что средняя улица не имела более двух или трех сажен в ширину, и я удивляюсь, как Вамбери мог приложить к описанию своего путешествия картину, где эта площадь представлена обширною и величественною, так как он должен был найти базарную площадь еще покрытою избушками. Как мне сообщил главнокомандующий войсками, он приказал очистить эту площадь и запретил вновь строить на ней лавки. Так теперь только, когда «неверные» заняли эти места, прекраснейшее место Самарканда будет почитаемо как следует.

К сожалению, я нашел медресе пустыми (ибо все муллы убежали), и я должен основываться на незначительных сообщениях своего проводника.

Медресе Шир-Дар, построенное Яланктуш-Багадуром,везирем Имам-Кули-Хана. Вид на главный фасад (западная сторона)

Эти три медресе называются: Медресе-и-Ширудар, Медресе-и-Тиллекари и Медресе-и-Улуг-Бек. Фасады их богато украшены мозаикой из матово-зеленых, темно-синих, белых и красных изразцов, вроде Тюрбети-Тимура. На Медресе-и-Улуг-Бек, кроме того, над средним порталом изображены два больших тигра. Две друг против друга лежащие медресе имеют по обеим сторонам высокие, из кирпичей сложенные колонны, которые также украшены мозаикой. Все три медресе выстроены в квадратах, окружающих внутренние дворы. Снаружи лишь на лицевой стороне есть ниши дверей и окошек. Ниши остальных трех сторон обращены внутрь дворов. Фасады этих зданий украшены великолепными порталами со сводами до самой крыши их. На остальных трех задних корпусах находятся глазурованные куполы в форме дынь.

Медресе Шир-Дар. Внутренний двор (северная сторона)

1) Медресе-и-Ширудар. Построена Ялангтуш- (не Еленктош-) Багадуром в 1010 году. Войдя через главный портал во внутренний двор, в средине трех остальных сторон строения также видишь довольно высокие порталы порталы, между которыми ниши дверей к кельям показываются в двух этажах.

Медресе Шир-Дар. Внутренний двор (восточная сторона).Вид двухэтажных келий, окружающих внутренность двора

Каждая дверь ведет к отдельной келье, обитаемой двумя муллами. Медресе-и-Ширудар состоит из 64 комнат, следовательно, в ней могут жить 128 мулл.

Медресе Тилля-Кари, построенное Яланктуш-Багадуром,везирем Имам-Кули-Хана. Главный фасад (южный)

2) Медресе-и-Тиллекари устроена 18 лет позже Ширудара, в 1028 году. Внутреннее устройство ее совершенно сходно с первой.

Медресе Тилля-Кари. Внутренний двор (южная сторона). Главная ниша

В ней только 56 комнат, и жило оттого здесь только 112 мулл.

Медресе Тилля-Кари. Вид одноэтажных келий, окружающих двор.

В левом флигеле Медресе-и-Тиллекари есть мечеть, построенная с высокими сводами, в которой ступеньки для имама из белого мрамора. Украшения ниш мечети похожи на украшения ниш Тюрбети-Тимура.

Медресе Тилля-Кари. Возвышение (минбар) внутри главной мечети

Медресе Тилля-Кари. Ниша для моления (михраб) внутри главной мечети

Вакуфы этих обеих медресе находятся на юго-западе от города Катты-Кургана, и занимают все пространство между Нурпаем и горами Тим-таг, на протяжении деревень от Агекши до Ширин-хатуна. Эти вакуфы подарены медресе самым Ялангтушем.

Медресе Улуг-бека. Главный фасад (восточный)

3) Медресе-и-Улуг-Бек, внука Тимура. Она гораздо меньше остальных медресе и только одноэтажная. В ней 24 комнаты, в которых помещалось 48 мулл.

Медресе Улуг-бека. Вид одноэтажных келий, окружающих внутренность двора

На задней стороне ее есть мечеть, которая была разрушена, но теперь сызнова поправлена. Потолок в ней теперь деревянный, подпираемый деревянными столбами с хорошей резьбой. Двор ее, как у остальных медресе, вымощен булыжником.

Медресе Улуг-бека. Вход в соборную мечеть

Великолепнейшая из всех медресе и истинно величественное здание времен Тимура есть Медресе-и-Ханым. Построена она в 791 году, женою Тимура. Без сомнения, она служила образцом для выше описанных трех медресе, ибо всем своим устройством она с ними сходна; но так как она большею частию разрушена, то можно ее развалины понять только с помощью сравнения их с вышеописанными медресе.

Медресе Биби-Ханым. Общий вид с юго-востока

Медресе Биби-Ханым. Вид главного входа с наружной стороны

По объему Медресе-и-Ханым гораздо больше вышеописанных. Минареты у лицевой стороны ее были в диаметре почти вдвое более куполов тех медресе. По большей части эта медресе, как я уже сказал, разрушена, и из распавшихся ее кирпичей построены ближайшие улицы.

Медресе Биби-Ханым. Минарет на северо-западном угле

От переднего корпуса остался только один портал и основание минаретов. Боковые флигеля совершенно разрушены, один средний портал левого флигеля частию уцелел и употребляется теперь как амбар.

Медресе Биби-Ханым. Соборная мечеть (мечети-джами). Вид главного фасада

От заднего корпуса осталась только всреди его лежащая мечеть: она лучше всего сохранилась. Свод купола этой мечети очень высок. Украшения внутренних степ совершенно отпали. Купол треснул и образовалась щель, шириною более аршина. Все-таки строение так крепко, что оно стоит уже десятки лет, не изменившись нисколько.

Медресе Биби-Ханым. Соборная мечеть.Мраморный пюпитр (лау) для корана внутри мечети

Внутри мечети есть огромный стол из белого мрамора.

Мавзолей гробницы жены эмира Тимура-Курагана, Биби-Ханым (гури-Биби-Ханым)

Нельзя не сознаться в том неприятном впечатлении, которое на нас производит настоящее состояние этого великолепного здания с его прелестными украшениями из мозаики: впечатление это возбуждает чувство презрения к жителям, небрежность которых довела это строение до разрушения. Сравнивая величину Медресе-и-Ханым с остальными медресе, можно смело сказать, что здесь несколько сотен келий давали помещение ученым муллам.

Гробница святого Кусама ибн Абасса (Шах-Зиндэ)и мавзолей при ней. Общий вид с юга (вход)

Вне города, на северо-восточной стороне, находится могильная часовня Шах-Зиндэ (Касим-бен-Аббаса). Здание, в котором могила этого святого, стоит на довольно значительной возвышенности и окружено со всех сторон огромными кладбищами, которые тянутся почти до самого города. Вся терраса с улицы до часовни наполнена разными строениями, которые своею неправильностью доказывают, что строились они в разные времена.

Гробница святого Кусама ибн Абасса (Шах-Зиндэ)и мавзолей при ней. Общий вид с северо-запада

К самой часовне Касим-бен-Аббаса ведет между разными зданиями довольно узкая улица, вымощенная булыжником. Мраморных ступеней, о которых говорить Вамбери, я не видал. В сопровождении нескольких мулл мы поднимались к часовне; нас окружала безмолвная тишина; в разных местах видели мы молящихся в тихом созерцании.

Мечеть Шах-Зиндэ. Общий вид с юга

Через портал и узкий, устроенный сводами коридор нас вели к очень богато убранной мечети. Здесь мои спутники исполнили короткую молитву, и по окончании ее мы вошли через маленькую дверь в небольшую комнатку, в которой стояло знамя святого. На западной стене комнаты была приделана железная решетка. За ней находилась могила. Мои спутники с благоговением прикладывали свои лица к решетке, гладили ее руками и читали фатху. Я также подошел к решетке и увидел сквозь нее маленькую комнатку из жженых кирпичей, в которой и находится могила, выложенная кирпичами. На могиле лежала большая куча синих и зеленых тряпок.

Могила святого Кусама ибн Абасса (Шах-Зиндэ), умершего в 57 г. хиджры

Спутники мои объяснили мне, что, согласно обычаю, следует дать хранителю могилы маленький подарок. Я подал тому мулле, который казался здесь хозяином, рубль серебром. До сих пор была вокруг нас святая тишина, все казались тронутыми набожным благоговением, но подарок мой изменил все. Другой мулла объяснил, что деньги следовало дать ему, и затем начался между заинтересованными сторонами спор, который, несмотря на святость места, они вели самой оскорбительною бранью, и в который вмешивались все присутствующие. На меня сцена эта произвела столь неприятное впечатление, что я поспешил оставить святыню.

Мечеть (ханака) Шах-Зиндэ. Пюпитр с кораном,пожертвованным бухарским эмиром Насруллой

Мечеть и часовня, должно быть, когда-то были великолепно украшены; но уже давно и здесь исчезло прежнее великолепие. Богато украшенный потолок и полива на стенах большею частью отпали, а сделанные поправки очень грубы и без вкуса. Когда я спросил, было ли здесь летнее жилище Тимура, никто из присутствующих не мог мне дать ответа. Все, что я мог узнать, было то, что здание это построено в 795 году хиджры, и что Касим-бен-Аббас скрылся здесь живой в земле.

Места бывших брешей, через которые самаркандцыво время штурма врывались в цитадель 2—8 июня 1868 года

На юго-восточной стороне города находится цитадель. Она в отношении к городу очень велика и имеет несколько верст в окружности. Вал, окружающий эту крепость, очень невелик, но стена толста и высока. Так как здесь несколько дней тому назад была ужасная борьба, и, кроме того, крепость вся перестраивается русскими, то понятно, что все здесь в большом беспорядке и в совершенно другом состоянии, нежели было прежде. Заметить можно было, что все внутреннее пространство цитадели некогда занято было множеством маленьких зданий, между которыми извивались узкие улицы.

Самарканд. Постройки внутри цитадели

Посреди этих домов находится замок эмира, в котором эмир проживал несколько летних месяцев, и где всякий новый эмир должен принимать власть предшественника.

Дворец бухарских эмиров Кок-Таш.Вид входа в приемный двор (со стороны двора)

Снаружи этот замок очень мало отличается от других зданий крепости, только окружающая его стена немного выше и правильнее остальных стен. Дворец состоит из множества дворов, флигелей и больших зданий с галереями, соединенными между собою без всякого порядка. Дома все из глины, и лишь некоторые из них оштукатурены. Нигде я не замечал ни малейшего следа пышности или царской роскоши. Правда, что прежде этот дворец представлял другой вид, чем теперь, когда он преобразован в больницу.

Дверь в приемную залу эмиров

Единственная достопримечательность, найденная мною в замке эмира, есть знаменитый Кокташ (Синий камень), восседая на котором, эмиры вступали в управление краем. Он находится на большом дворе в средине довольно аккуратно встроенной галереи. За камнем есть в стене ниша, украшения которой сходны с украшениями ниш Турбети-Тимура. Этот так называемый Кокташ есть большой кусок белого мрамора с едва заметными синими жилками. Он гладко обтесан, и только на верхнем крае есть узкая полоса высеченных со вкусом арабесок. Вышина Кокташа 1½ аршина, длина его 15 четвертей а ширина семь четвертей.

Трон эмиров Кок-Таш в приемном дворе

На стене висят еще теперь оба фирмана, о которых говорит Вамбери, но они написаны простыми чернилами — не золотом. В стене, налево от задней ниши, есть продолговатый черный камень, на котором находится надпись.

Дворец бухарских эмиров Кок-Таш. Ниша в приемной зале

Замок эмира доказывает во всяком отношении, что он построен не очень давно. И во всей крепости нигде нет старинных строений, за исключением кладбища, находившегося на краю крепости, и могилы Кутф-и-Чердаун.

Мавзолей святого Шейха-Нуретдина-Башира (Кутби-Чаардахума)

На этой могиле построена часовня, украшенная снаружи мозаикой. К могиле этого святого спускаются по многочисленным галереям и подземным ходам много ниже уровня крепости. Она точно так же, как и могила Шах-Зиндэ, построена из кирпичей и покрыта кучею тряпок. Здесь та же решетка, охраняющая святое место от приближения посторонних лиц. Теперь, когда часовня оставлена совершенно, и решетка не была заперта, я мог осматривать могилу очень свободно. На могиле я нашел продолговатый камень, похожий на камень в стене у Кокташа, только надпись, к сожалению, была на многих местах не так ясна.

Говорят, что эта могила построена во времена Тимура.

Развалины цитадели Афросияб

Во время царствования этого государя Самарканд быль гораздо обширнее, чем теперь. Крепость самаркандская была тогда не здесь, но в 3—5 верстах к северу от города. Я посетил это место и нашел здесь возвышенность довольно значительную, на которой была, как казалось, еще искусственная насыпь, вероятно, прежняя цитадель. Место это великолепно для обороны, ибо природа защищает его от всякого нападения, и по своей близости оно владеет совершенно городом. Здесь я заметил много довольно глубоких ям, о которых мне говорили, что жители во время войны зарыли в них свое имущество.

Медресе Надыр-Диван-беги. Главный вход

К юго-востоку от города, около 1½ версты от Бухарских ворот, лежит среди садов Медресе-и-Ходжа-Эхрам. Устроена она совершенно по образцу Медресе-и-Ширудар, и украшена подобными же украшениями из мозаики.

Медресе Надыр-Диван-беги. Вход в соборную мечеть

Основана была эта медресе 320 лет тому назад. Купол над мечетью уже разрушается. Здесь 30 келий, в которых живут 60 мулл.

Медресе Надыр-Диван-беги.Вид одноэтажных келий, окружающих внутренний двор

Возле этой медресе превосходный сад с очень высокими деревьями. В этом саду новая мечеть, которая также очень повреждена, и четырнадцать лет тому назад вместе с медресе была реставрирована.

Мечеть Ходжи-Ахрара

В саду находится возвышение, окруженное кирпичною стеною, и на нем могила Ходжи-Эхрама. На могиле лежит высокая плита из черного мрамора, вся покрытая надписями; перед могилой стоит высокое знамя и столб, на котором зажигаются свечи. Мне рассказывали, что умер Ходжа-Эхрам 396 лет тому назад.

Мечеть Ходжи-Ахрара. Общий вид кладбища святого Ходжи-Ахрара и мечети

Из новых медресе заслуживает еще внимания только Медресе-и-Али, построенная эмиром Мусафаром и состоящая из большого одноэтажного квадрата. Она построена из простых саженных кирпичей. В ней 48 келий для мулл; на дворе этой медрiесе большой четыреугольный бассейн, окруженный прекрасными деревьями.

Кроме этих медресе и могильных часовень, есть в самом городе и в садах еще большое количество мечетей и могил, пользующихся большею или меньшею известностью. Я упомяну только о главных из них, которые я сам имел случай посетить.

Вид г. Самарканда от мазара святого Хызра (Еноха)

1) Мехтюм-и-Хоразм. Большое кладбище с множеством могил святых из известной семьи, 120 лет тому назад переселившейся из Хоразма. Многие из этих могил украшены большими стоячими мраморными плитами. У кладбища находятся две мечети с великолепными фруктовыми садами и бассейнами; у этих мечетей есть и маленькая медресе из 6 комнат. Здесь теперь еще живут потомки святых. Но я не видал ни одного из мулл: они все после взятия Самарканда убежали.

2) Могила Ходжи Ниснетдара, умершего около 800 лет тому назад. Могила построена из кирпичей и окружена деревянной решеткой. Возле могилы есть мечеть, построенная купцом Хаджи-баем.

3) Могила святого Ходжа-Якуба. Могила украшена куполом, построенным, как говорят, во времена Тимура. Возле могилы старая мечеть во вкусе Турбети-Тимури, и рядом с ней новая мечеть, построенная купцом Хаджи-баем. В древней мечети находится отверстие к самой могиле святого Ходжа-Якуба. На последней же я нашел такой же долговатый черный камень, как прежде описанный.

4) Меджид-и-Календер. Могила святого Календер Хаджи-Сефа, пришедшего из Мекки в Самарканд, построена из кирпичей, окружена деревянной решеткой и покрыта деревянной крышей. Недалеко от самой могилы есть обыкновенная мечеть. К ней принадлежит великолепный огромный фруктовый сад. Здесь много маленьких хижин, где бедные и пилигримы находят пристанище. Все доходы с этого сада принадлежат бедным.

Окончание: Еврейский квартал

Фотографии Н. В. Богаевского и рисунки Л. А. Шостакова (Шестака) заимствованы из «Туркестанского альбома» (1871—1872).

Другие материалы о Самарканде:• Е. Л. Марков. Россия в Средней Азии;• А. Д. Гребенкин. Таджики;• Г. А. Арандаренко. Малоизвестные города Зеравшанского округа;• Н. А. Варенцов. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое;• Ф. М. Керенский. Медресе Туркестанского края;• А. А. Кауфман. По Среднеазиатской дороге;• И. С. Васильчиков. То, что мне вспомнилось…;• В. Н. Гартевельд. Среди сыпучих песков и отрубленных голов;• Л. Ю. Брик. Пристрастные рассказы;• На базаре: Средняя Азия 140 лет назад [фотографии из «Туркестанского альбома»];• Фотографии Поля Надара (1890);• С. М. Прокудин-Горский. О применении фотографирования в истинных цветах к наглядному изучению России.

rus-turk.livejournal.com

Памятники Самарканда

 Архитектурный ансамбль Шахи Зинда

15086Гармонично сплетаясь в живую и подвижную композицию, разновременные мавзолеи тесно сгруппированы вдоль узкой средневековой улочки. Шахи Зинда состоит из одиннадцати мавзолеев, которые были построены друг за другом в XIV-XV веках. Уникальный древний ансамбль усыпальниц (1370-1449 гг), расположен неподалеку от городища Афрасиаб. Его еще называют улицей-кладбищем. Так причудливо растянулись с обеих сторон ветхие постройки мечетей и мавзолеев XI-XV веков, чьи голубые купола, убегающие вереницей вдаль, сверху смотрятся как изящное ожерелье. Шахи Зинда - место захоронения царственных особ и знати. Но основным мавзолеем, откуда и начинается некрополь, считается мнимая могила двоюродного брата пророка Мухаммеда - Кусама Ибн-Аббаса. Его так и называли «Шахи Зинда», что в переводе с персидского означает «Живой Царь». Он был одним из тех, кто проповедовал ислам в этом крае и позже этот комплекс стал важным местом паломничества, почитаемым в народе как святыня. По преданию, Ибн Аббас пришел с проповедью в Самарканд в 640 году, где провел 13 лет и был обезглавлен зороастрийцами во время молитвы. Захоронение Кусама ибн-Аббаса влечет в Самарканд многих приверженцев религиозного, или духовного туризма, ведь еще в средние века паломничество к могиле «Живого царя» приравнивалось к хаджу в Мекку. По преданию, источник, который забил у могилы святого, обладает целительной силой. Все мавзолеи комплекса Шахи Зинда отмечены единым композиционным решением. Это квадратные купольные здания, вход в которые выделен портиком. Поражает богатейший архитектурный декор зданий, в котором использованы поливные кирпичи, майоликовые плитки, резная мозаика. Последнее сооружение - это главный вход в склеп Шахи Зинда, который завершает весь ансамбль. Надпись на главном входе гласит: "Это величественное сооружение создано Абдулазизханом - сыном Улугбека-Гурагана, сына Шахруха, сына Эмира Тимура-Гурагана в 838 году" (1434/35 н.э.). Поднявшись на тридцать шесть ступенек, вы окажетесь на открытой галерее. Здесь, слева и справа, расположены склепы - мавзолеи близких родственников Тамерлана. Галерея заканчивается круглым двором со сводчатой аркой. Под ним направо древняя резная дверь, которая ведет к главной святыне ансамбля Шахи Зинда - мавзолею Кусам ибн-Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда. В народе бытует легенда о нем, как о Шахи Зинде - Живом Царе.

23 lalbum_1203171804.p_1203173619_1495 116 

 Древнее поселение Афросиаб ( VIII в. до н.э.)

afrosiab-gor4

Афрасиа́б - древнее городище в виде скопления желто-серых лёссовых холмов, расположенное на северной окраине современного Самарканда. Считается, что Афрасиаб был древней согдийской столицей — знаменитой Маракандой. Древний город получил своё название в честь царя Турана Афрасиаба, одного из легендарных героев поэмы великого персидского поэта Фирдоуси «Шахнаме».Проводимые на Афрасиабе с конца XIX века археологические исследования подтвердили, что за несколько веков до начала нашей эры Самарканд являлся одним из крупнейших торговых и культурных центров Средней Азии. Город Марканда с севера и востока был защищен обрывами речных протоков, а с юга и запада - глубокими оврагами.Город пересекался прямыми мощёными улицами и делился на кварталы - гузары, был обнесён мощными оборонительными стенами, внутри которых находилась цитадель Шахристан, храмы, жилые дома и ремесленные мастерские.Также на Афрасиабе был большой зал отделанный деревянными скульптурами, обуглившимися от пожара, погубившего город тринадцать веков назад. Ныне Афросиаб - огромное скопление безжизненных холмов. Но в далеком прошлом здесь кипела жизнь. Именно этим и объясняется пристальный интерес ученых к городищу Афросиаб. 

image007 592d6ff9b1601b1b5e355720ac2aa521 4739725_large

 Мавзолей Ак Сарай

937458Был воздвигнут в 70-х гг. XV в., когда погребения заполнили Гур-Эмир и прилежащие к нему помещения, по заказу темуридского правителя Абу Сайда (1451-1468/9). В 1457 г. Абу-Саид захватил Хорасан и перенес свою столицу в Герат. В 1468/9 г. Абу-Саид погиб в битве с туркменами в Азербайджане. Мавзолей имеет подземный восьмигранный склеп. У его восточной стены в специальной нише погребен обезглавленный человек. По одной из версий - это захоронение сына Улугбека Абдуллатифа (1449-1450), казненного после свержения с трона за убийство отца.Внешне Ак Сарай кажется непривлекательным - лишен декора, купол остался недостроенным. Чувствуется какая-то незавершенность. Однако с точки зрения архитектурного строительства он является уникальным - здесь использовались новые технические конструкции и приемы.Внутреннее убранство не соответствует внешнему виду - стены, паруса и купол покрывает орнаментальная живопись, исполненная в технике "кундаль" с обильным применением золота. Рельефность, золото, обширная гамма цветовой тональности в окраске пышных растительных узоров напоминают богатые ковровые ткани.

Gur-Emir_4b_b 3059999 Gur-Emir_4a_b 

 Мавзолей Гур-Эмир

gur_emirИстория гласит, что изначально мавзолей был воздвигнут, когда самый любимый внук Амира Темура - Мухаммад Султан, который должен был унаследовать трон после смерти Темура, неожиданно умер. Именно для него Темур приказал построить прекрасный мавзолей в Самарканде. Для себя же он приготовил скромный склеп в своем родном городе Шахрисабзе. Но Темуру суждено было обрести покой в Гур-Эмире. Здесь же захоронены двое его сыновей – Шахрух и Мираншах, любимые внуки – Мухаммад Султан и Улугбек, а также духовный наставник Темура – Мир Саид Барака.Надгробие Темура, выполненное из цельного куска нефрита, располагается в центре усыпальницы. Сами же захоронения находятся внизу, в подвале мавзолея. Могилы расположены точно так же, как и надгробия в зале наверху.

 1130682 d714aeca6bde5347fe92a25ba34609c6 u15515f350051

 Мавзолей Ишрат Хона

samarkand-4Нет единого мнения относительно назначения этого здания. Некоторые предполагают, что это было местом погребения женщин аристократического происхождения. Здание не реставрировалось, но даже руины вдохновляют своей гармонией. Существует легенда, которая объясняет заброшенность мавзолея: во время пира Темура в Ишратхане Улугбек, вычислив по гороскопу деда грозящую ему опасность, ворвался на коне, с обнаженной саблей в зал, вынудив пирующих разбежаться.И в тот же миг, когда последний из эмиров покинул зал, раздался подземный гул, и толчок ужасного землетрясения обрушил своды Ишратханы в том месте, где еще мгновение назад возлежал Темур и его приближенные. Грозный Темур милостиво отнесся к дерзкому поступку Улугбека, спасшему ему жизнь. Здание же Ишратханы никогда больше не ремонтировалось.

350407636 PICT8445 (1) 183 

 Мавзолей Ходжа Донияра (пророка Даниила)

1720С этой могилой связано очень много легенд и гипотез. Одни утверждают, что останки были привезены сюда ранними христианами, другие склонны думать, что их приказал доставить в Самарканд известный средневековый правитель Амир Темур (Тамерлан). Также есть разногласия между тем, что именно находится в могиле: одни источники говорят о том, что здесь захоронена рука святого Даниила, другие противоречат, и утверждают, что сюда привезли лишь горсть земли с могилы святого. Третье противоречие связано с принадлежностью останков, где фигурируют два лица: первый – пророк Даниил, второй Ходжа Донияр – сподвижник Кусама ибн Аббаса (Шахи Зинда). Также есть предания о размерах могилы. Согласно одной трактовке, святые мощи из года в год увеличиваются. Другая утверждает, что могила сделана большой, чтобы никто не смог точно найти место останков, и украсть их. Как бы то ни было, этот мавзолей, находясь в отдалении от других достопримечательностей Самарканда, привлекает к себе огромное количество паломников многих наций и религий. Но не обязательно быть верующим человеком, чтобы почувствовать спокойствие и умиротворение этого места.

1904 shrine-prophet-daniel-500 IMG_5695_preview 

 Мечеть Биби Ханым

u2080f168147Как и со всеми памятниками Самарканда, с мечетью Биби-Ханум тоже связано красивое предание. Согласно ему, грозный правитель выстроил мечеть в честь своей любимой жены Биби-Ханум. После успешного похода в Индию Темур задумал выстроить самое большое здание Востока, мечеть, превосходящую по своим размерам все мечети мира. Сверкающие стены, высокие минареты, широкий, отделанный резным мрамором портал мечети по замыслу должны были восславить в веках имя Темура и его любимой жены.Сотни архитекторов, художников и строителей были привезены в Самарканд. Строительство продолжалось 5 лет (1399-1404) и по возвращению из военного похода Темур застал мечеть готовой. Двор мечети опоясывали роскошные галереи, арки которых покоились на трех с лишним сотнях мраморных колонн, по углам высились стройные минареты. К сожалению, вскоре после завершения строительства, когда мечеть стала местом торжественных богослужений, здание начало разрушаться. Слишком дерзок был порыв его творца, который решил воплотить невозможный по тем временам архитектурный замысел. Монументальная арка входного портала, которая по замыслу Тамерлана должна была вторить Млечному пути, не выдержала испытания временем, рухнув в первые же годы после строительства.

мечеть-биби-ханымi cb3d55a188c107a3ccddcaa9145360b7 

 Мечеть Хазрат Хизр

bookinguz_hazrathizrl03Мечеть состоит из айвана и ханаки. Айван (крытый навес на колоннах) мечети очень богато украшен орнаментом. Из айвана идет вход в ханаку (обитель для дервишей). Ханака - квадратная в плане, имеет михрабную нишу (направление на Мекку) посередине и две худжры (кельи) по сторонам. Минарет расположен отдельно. Он состоит из ствола с винтовой лестницей и венчающего фонаря с ребристым куполом.Фасад мечети слагается из довольно высокого основания с арочными нишами айвана, над которым с запада замыкается гулдастой (угловая полубашня) с кирпичной облицовкой. Верх айвана завершается рядом кирпичей. С востока в систему мечети органически включается портал дарвазаханы с гулдастами и прекрасными резными воротами. Этот ряд замыкает восточный минарет.Тонкое чутье проявлено мастером при выполнении резной двери. Здесь членения и орнаментация выполнены с неглубоким профилем, что в данном случае удачно, так как контрастная тень достаточно четко выявляет форму орнамента, сохраняя цельность основы. Здание изобилует датами, указывающими время его реставрации - в основном, это XIX-XX века.

u2080f168155 69cd975713f4c9d54983521007321471 mechet_hazret_hyizr 

 Обсерватория Улугбека

8933200bdvУлугбек проявил себя как талантливый исследователь в астрономии и математических науках (геометрии, тригонометрии), хорошо знакомый с трудами своих предшественников. Итогом его научных работ являются так называемые "Новые астрономические таблицы", содержащие изложение теоретических основ астрономии и координаты свыше 1000 звезд. Таблицы получили широкую известность в Европе (изданы в Оксфорде в 1665 году), Индии и Китае. Приведенные в нем сведения, а также существенно уточненные Улугбеком значения продолжительности года, наклона эклиптики к экватору и прецессии имели большое значение для астрономии.Научные труды Улугбека были созданы благодаря уникальной обсерватории, которую он воздвиг в Самарканде. Главным стационарным инструментом был гигантский квадрант, размещенный внутри цилиндрического здания диаметром 48 м (остатки фундамента, вернее траншей от него, найдены при археологических исследованиях). Верхняя часть его меридианной дуги, размером 40,2 м достигала плоской крыши здания, ее нижняя часть (до 11 м) сохранилась до сих пор в скальной траншее, на крыше размещались азимутный круг и вращающийся квадрант, дававшие возможность фиксировать самым точным образом координаты светил в любой точке небесной сферы. Там были также солнечные часы.

9426f2548ac650ac42ee55e623bbe903 х14.5 экскурсия-в-обсерваторию 

 Площадь Регистан

iЭту славу площадь приобрела благодаря уникальным памятникам средневекового восточного зодчества, окружающим ее с трех сторон в виде прекрасного архитектурного ансамбля: медресе Улугбека (1417-1420 гг.), медресе Шердор (1619-1636 гг.) и медресе Тилля-Кари (1646-1647). Этот ансамбль считается величайшим среди сооружений Исламского мира. В XVII веке на Регистане были построены два монументальных здания медресе Шердор и Тилля-Кари. Они отличаются внушительными размерами и роскошью отделки, хотя по своим художественно-архитектурным достоинствам все же уступают своему прототипу - бессмертному памятнику зодчества - медресе Улугбека. Медресе Шердор, то есть здание со львами, является зеркальным отражением медресе Улугбека. Оно строилось почти 17 лет по приказу самаркандского правителя эмира Ялангтуша Бахадура. Спустя 10 лет после завершения медресе Шердор, при том же правителе было начато строительство медресе Тилля-Кари, замыкающее Регистан с севера. Название медресе означает в переводе отделанное золотом. Медресе, помимо своей основной задачи - обучение студентов - исполняло роль главной мечети. Значение центральной городской площади Регистан не потерял и до наших дней.Все три медресе (в старину на востоке так называли учебные заведения) обращены своими порталами к центру площади и создают гармоничную ансамблевую композицию. Причем каждое строение отличается своим неповторимым декором - узором филигранной резьбы по камню, украшающей стены и порталы. Голубые купола над медресе сделаны из обожженного кирпича, а снаружи выложены глазурованной плиткой, которая сияет на солнце, с какой бы стороны оно ни светило. Еще никто не остался равнодушным к изяществу драгоценных мозаик медресе Улугбека, бирюзовым куполам и величественным минаретам Шердора, золотым росписям узорных стен Тилля-Кари. Площадь Регистан издавна была торговым и общественным центром Самарканда. Здесь глашатаи объявляли волю хана. Здесь проводились казни, праздновались начало и успешное завершение войн. Император-победитель маршировал по площади, возвращаясь из захваченных стран.Также в прошлом площадь Регистан была своеобразным центром мудрости. Тут работал Улугбек, здесь получали знания многие студенты. Сейчас на площади проводятся фестивали и праздники, а в будние дни работают мастерские и лавочки, где туристам предлагают приобрести сувениры.

3881756990_17fd2a2e2a_o 0_7f2db_7aecee55_XL 5S1Z23241 

  

travel2uzbekistan.com

Достопримечательности Самарканда (Фото)

Одно из самых древних городских поселений не только в самом Узбекистане, но и на всей планете Земля, Самарканд насчитывает уже около 2750 лет своей истории. Будучи столицей владений Тамерлана, город был выстроен со всем размахом и роскошью, присущей древним эмирам. Поэтому сегодня в Самарканде сохранилось множество древнейших достопримечательностей, которые определенно стоят того, чтобы их увидеть.

Площадь Регистан

Фото площадь Регистан в Самарканде

Поистине жемчужина среди достопримечательностей Самарканда, площадь Регистан считается красивейшим местом в Центральной Азии. До XV века это была вполне себе обычная городская площадь, посыпанная песком для лучшего впитывания крови казненных здесь людей. Затем периметр площади начал обрастать всевозможными строениями, авторы которых будто соревновались друг с другом в роскоши и изяществе своих детищ. Главными в этом окружении считается образовательный ансамбль из трех медресе, включенных в наследие ЮНЕСКО – Тилля-Кари, Улугбек и Шердор. Сегодня на площади Регистан проводятся городские и государственные праздники, а в обычные дни здесь раскидывается бойкая торговля туристическими товарами.

Мавзолей Гур-Эмир

Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде фото

Название этой достопримечательности Самарканда переводится как «могила повелителя», что как нельзя кстати подходит усыпальнице правящей династии Тимуридов. Мавзолей считается иконой зодчества Центральной Азии, увенчан невероятной красоты складчатым куполом с мозаичным рисунком и был выстроен по аналогии с великим Тадж-Махалом в Агре. Символично, что количество складок на куполе равняется продолжительности жизни пророка Мухаммеда, а единственный аналог этого сооружения был выполнен в Санкт-Петербурге в 1913 году. Внутреннее убранство так же поражает роскошью мраморной и ониксовой отделки с искуснейшей росписью, а нефритовая плита на могиле Тимура была установлена еще при Улугбеке (XV век).

Мечеть Биби Ханум

Фотография мечеть Биби Ханум в Самарканде

Самая грандиозная мечеть во всей Средней Азии. Название ее переводится как «старшая жена», и именно сюда многие столетия стремятся прийти в пятницу самаркандские мужчины для совершения пятничного намаза. Эта достопримечательность Самарканда явилась свету в начале XV века, и для ее строительства было задействовано около тысячи человек и сотни слонов. Всего за пять лет строительства было возведено это громадное сооружение с небесно-голубыми куполами, которое, однако, не пришлось по нраву тогдашнему правителю. Ввиду сейсмоопасности региона мечеть была частично разрушена да долгие столетия своего существования, но стараниями археологов и историков мы имеем возможность видеть почти полностью восстановленную достопримечательность.

Обсерватория Улугбека

Обсерватория Улугбека в Самарканде фотография

XV век был ознаменован для Самарканда множеством самых разных событий, и именно в этот период город обрел тот образ, который мы имеем удовольствие почти неизменным наблюдать сегодня. И большинство этих событий и преобразований неразрывно связано с именем Мухаммада Тарагая, которого мировая история знает как Улугбека. В частности, в 1420 году по его велению при помощи ученых была построена первая в Самарканде обсерватория с самыми совершенными на тот момент инструментами. Самое интересное в этой достопримечательности, что строение и само по себе является своеобразным прибором для изучения неба. Множество открытий было сделано в обсерватории во времена жизни Улугбека и после его смерти. Сегодня памятник частично разрушен, но все еще можно осмотреть старинные лаборатории и секстант удивительной точности. Также здесь был установлен памятник великому ученому и правителю.

Городище и музей Афросиаб

Фото городище и музей Афросиаб в Самарканде

Городище Афросиаб – главная историческая ценность и достопримечательность Самарканда. На этом месте с VIII века до нашей эры до XIII века нашей стоял огромный город, бывший на тот момент торговым и культурным центром Средней Азии. Сегодня от шумного мегаполиса с огромнейшим базаром и тысячами жителей остались лишь невнятные холмы, на которых, впрочем, можно увидеть остатки росписи. На территории древнего городища был основан музей «Афросиаб», где посетители воочию могут увидеть культуру, традиции и быт древних жителей этого региона. Здесь представлены красивейшие мозаики, найденные при раскопках Афросиаба, монеты, оружие, посуду, статуэтки и ювелирные украшения его жителей. В этом же музее сохранены фрагменты стен дворца правящей династии Ихшидов с рисунками, повествующими об их жизни, а также схемы инженерных коммуникаций древнего города.

Мемориальный комплекс Имaма Исмаилa Аль-Бухари

Мемориальный комплекс Имaма Исмаилa Аль-Бухари в Самарканде фото

На небольшом удалении от самого Самарканда, в селе Хартанг не так давно был выстроен мемориальный комплекс в честь выдающегося хадисоведа и ученого Средней Азии Имама Аль-Бухари. Несмотря на свою молодость, ансамбль быстро стал достопримечательностью города и всего Узбекистана. Вход в комплекс украшен резными створками ворот, за которыми по левую луку находятся ханака, мечеть и галерея, а по правую – библиотека и музей. Окружает это все искуснейше выполненный мавзолей с куполом из голубых изразцов и стенами с орнаментами их мозаики, майолики и оникса.

obzor-mest.ru

описание. Что обязательно нужно посмотреть в Самарканде? :: SYL.ru

Один из древнейших городов мира, Самарканд, манит туристов своей уникальной историей, многочисленными памятниками древней архитектуры и неповторимым колоритом. Это настоящая жемчужина Востока. Здесь так много интересного, что туристу нужно тщательно планировать свое путешествие, чтобы не упустить ничего важного. Мы расскажем о том, что посмотреть в Самарканде, достопримечательности которого поражают разнообразием.

достопримечательности самарканда

Географическое положение

Самарканд находится на пересечении стратегически важных путей из Азии в Европу, не напрасно именно здесь проходил знаменитый Шелковый путь. Город расположен на берегу реки Заравшан, в живописной долине между Амударьей и Сырдарьей. Надежно укрытый горами, благодатно питаемый водами рек и плодородными землями долины, Самарканд издавна имел очень выгодное положение. Сегодня площадь города составляет около 120 кв. км, на которых проживает примерно полмиллиона человек. От столицы Узбекистана Ташкента его отделяют около 260 км. Поселение находится на высоте 700 метров над уровнем моря. Преимущества географического положения связаны не только с экономикой, но и с климатом. Размещение в долине, между гор, создает здесь очень комфортные условия для жизни. Здесь теплое продолжительное лето и очень короткая мягкая зима.

обсерватория улугбека

История города

Древний город Самарканд появился еще в 742 году до нашей эры. Первые упоминания о поселении земледельцев в этих местах относятся к 1 тысячелетию до нашей эры. В те времена поселение было столицей государства Согдиана. К 3 веку до н. э. город развился в крупный торговый и ремесленный центр Средней Азии, тогда он носил имя Мараканда.

В 329 году его завоевал Александр Македонский. История Самарканда вообще полна захватами и именами властителей. В разные периоды здесь царствовали персы, монголы, арабы. В 7-м веке арабские властители начали насаждать здесь ислам, взамен существовавшего до этого языческого зороастризма. Город периодически переходит из рук в руки представителей разных правящих династий.

В 13-м веке город был взят войсками Чингисхана. А через 150 лет здесь воцаряется его потомок Тамерлан. Он создал великую империю со столицей в Самарканде. В это время город застраивается истинными архитектурными шедеврами и познает настоящее величие. В 16-м веке город утрачивает столичный статус и понемногу теряет свое былое значение. В 19-м веке город вошел в состав Российской империи, а в 1918-м – в состав СССР. В 1991 году Самарканд вместе с Узбекистаном вновь обрел независимость.

мавзолей аксарай

Список самых главных достопримечательностей

Самарканд – город с богатейшим историческим и культурным наследием. Здесь сохранилось немало памятников великих времен, поэтому список достопримечательностей довольно длинен. На осмотр города нужно выделить минимум 3 дня, а с осмотром музеев и все 5. К списку must see относятся следующие объекты:

- усыпальница Тимуридов;

- Регистан;

- ансамбль мавзолеев Шахи Зинда;

- ансамбль Абди Бирун;

- целый ряд мавзолеев;

- средневековая обсерватория;

- несколько древних медресе.

Также стоит выделить время для похода на центральный базар и дегустацию местной кухни – это отдельные объекты наследия восточной культуры. Главные достопримечательности Самарканда лучше осматривать с гидом, чтобы не упустить самого важного и интересного.

ансамбль регистан

Мавзолеи

Мемориальные комплексы в восточной культуре всегда выглядят очень эффектно. В Самарканде сохранилось несколько значительных мавзолеев древних времен. Усыпальница Ходжи Абди-Даруна – это целый комплекс сооружений, самое древнее из которых относят к 14-му веку.

Еще один крупнейший мавзолейный комплекс – Шахи-Зинда - возводился с 9-го века. Его сооружения поражают великолепием мозаичной работы, монументальностью архитектуры. Неудивительно, что комплекс внесен в число памятников, охраняемых ЮНЕСКО. Знаменитый мавзолей Аксарай построен для погребения Тимуридов в 15-м веке. Его купол является шедевром средневекового зодчества. Снаружи здание лишено декора, зато внутри посетителя ждет потрясение. Богато украшенный большой зал отделан росписями и мозаичными панелями.

Еще один средневековый шедевр – это мавзолей Гур-Эмира. В нем покоятся останки Тамерлана и его родственников. Монументальное здание с голубым куполом выглядит очень торжественно. Внутреннее убранство выполнено из змеевика, мрамора, зал украшен золоченой резьбой и мозаикой. Всего в Самарканде около 60 мавзолеев различного возраста и ценности.

Обсерватория Улугбека: сила древности

В средние века Самарканд был не только средоточием торговли региона, но и большим научным центром. Памятником этого научного взлета является обсерватория Улугбека – грандиозное для своего времени сооружение для астрономических наблюдений 15-го века. Сегодня сохранилась лишь часть комплекса, но и она впечатляет размахом замысла. В этой обсерватории работали крупные астрономы мира, они создали атлас звездного неба на более чем тысячу звезд, а также рассчитали точную длину звездного года.

усыпальница тимуридов

Древности

Долгая история сохраняется в многочисленных памятниках. Для восточного города, кроме усыпальниц, важными зданиями были медресе. Они выполняли функцию школ, научных центров, неких клубов. Достопримечательности Самарканда невозможно представить без таких медресе, как школа Улугбека начала 15-го века, комплекса Ходжа-Ахрар 15-го века, Позолоченного медресе (Тилля-Кари) 17-го века и роскошной школы со львами (Шердор) начала 17-го века. Каждое медресе является большим комплексом, выполненном в восточном стиле, с куполами, мозаичными панно, резьбой.

Памятники архитектуры

Отдельная часть в облике городов Востока – это культовые сооружения. Мечети – важные достопримечательности Самарканда. В первую очередь стоит отметить мечеть Биби-Ханым времен Тамерлана. На ее восстановление Узбекистан потратил немало ресурсов, но сегодня она потрясает масштабом и искусностью средневековых мастеров. Кроме средневековых сооружений и культового мусульманского зодчества, в городе есть немало и других достойных объектов для осмотра. Так, достопримечательности Самарканда трудно представить без упоминания православного храма Святой Богородицы или армянского апостольского Богородицкого храма.

что посмотреть в самарканде достопримечательности

Исторические места

Самарканд не напрасно полностью внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО. Здесь множество исторических памятников и мест. Одним из самых главных среди них является ансамбль Регистан. Он включает три самые знаменитые медресе Самарканда, а также мавзолей Шейбанидов 16-го века и Торговый купол Чорс 15-го века. Комплекс представляет собой практически эталонный образец персидского градостроительства и архитектуры. В Самарканд стоит приехать хотя бы для того, чтобы увидеть этот уникальный ансамбль. Он ярко демонстрирует весь размах и мощь той культуры. А красота голубых куполов и мозаичных зданий никого не оставит равнодушным.

www.syl.ru


Смотрите также