Скульптура древней японии. Скульптура древней Японии под влиянием конфуцианства
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Скульптура древней Японии под влиянием конфуцианства. Скульптура древней японии


Скульптура Древней Японии

2011-04-10

Из всех видов изобразительного искусства скульптура для Японии является самым древним. Она появилась одновременно с возникновением буддизма. Скульптуры периода ДзЁмон довольно примитивны, их использовали лишь при изготовлении различной бытовой утвари и глиняных идолов, которые получили название догу. Догу и до сих пор удивляют и привлекают простотой и некоторой условностью линий. Узор верёвки выступал в качестве украшения, что, в свою очередь, является характерной чертой гротескного стиля в скульптуре.

Следующим этапом культурного развития Древней Японии стала культура периода ЯЁн. Этому способствовало появление земледелия, ориентированного, в основном, на выращивание риса. Название "ЯЁн" произошло от названия формы особых керамических изделий, столь распространенных в тот период практически во всех районах Японии.

Культуру периода ЯЁн в III веке сменила культура, относящаяся ко времени появления древних курганов и получившая поэтому название Кофун. На данном этапе развития Япония переходит к иным формам правления – государственным. Появляется и новый вид японской скульптуры - ханива - для которого характерно создание глиняных фигур различных животных, птиц и людей. Такие фигуры помещались рядом с курганами, возвышающимися над могилами усопших.

Скульптуры ханива резко отличаются от своих предшественников - скульптур догу - им присущи такие черты, как живость образов и большее разнообразие художественных мотивов. Монастырь Хорюдзи – самый знаменитый памятник со времён императрицы Суйко, правившей Японией с 593 -го по 628 -й год. Возвел его в городе Нара племянник правительницы Сётоку в самый разгар распространения буддизма в стране. Он задумал сотворить нечто запоминающееся и неповторимое и выбор пал на воплощение в скульптуре образа Будды. Для реализации столь необычного замысла был приглашен китайский мастер скульптуры – Тори, под руководством которого в 623 -м году был создан бронзовый скульптурный ансамбль из трёх фигур под названием "Троица Будды Сяка".

Одновременно с этими творениями в Древней Японии появились шедевры скульптуры иного рода, созданные под влиянием работ китайских мастеров. Бронзовые скульптуры в Японии VII - X вв. создавались по специальной технологии литья по восковому аналогу. Преимуществом данного способа стала возможность передать в бронзе даже самые незаметные и не слишком выраженные черты того образа, который задумывался автором-скульптором.

В период Нара скульптуры изготавливали из разнообразного материала: камня, глины, дерева, кансицы (сухого лака). К концу этого периода японская скульптура начала приобретать национальные черты и отражать специфические особенности культуры японского народа. В VIII веке скульптура Древней Японии достигла своего расцвета в технике итибоку, для которой характерно выполнение головы и остальных частей фигуры из стволов деревьев. Таким образом мастера добивались чёткого выражения лиц, имели возможность более реалистично отобразить объёмы разных фигур, складки в одежде. Все эти особенности скульптурного исполнения появились благодаря возникновению нового направления (эзотерики) в буддизме.

В X – XII вв. появились изображения древних божеств религии синто, что явилось своеобразным продолжением начавшейся со скульптуры Будды в Японии традиции воплощения образов богов в скульптуре.

Древний стиль ямато создал в 11 веке Дзётё (монах). Из всех его скульптур сохранилась до настоящего времени лишь одна - фигура сидящего Будды (3 метра высотой), которая была создана в 1053 -м году и установлена в храме Феникса. Эта скульптура послужила примером для подражания при создании многих шедевров японского искусства и оказала влияние на формирование последующих направлений в скульптуре в Японии.

Камакура – сравнительно новый период культурного искусства Японии, возникший в то время, когда управление страной перешло в руки военных, а столицей был назначен город Камакура, расположенный в отдалённом месте в Канто. Вместе с этим появилось и новое направление в скульптуре, для которого характерны отражение динамики в скульптурной композиции и еще большая степень реалистичности. Муромати – продолжение периода Камакура (1333-1568 гг.). Большим спросом стали пользоваться резные театральные маски, которые могли в точности передавать выражение лица и мимику.

Период Эдо (1600–1868 гг.) возвращает скульптурные традиции времен Камакура. Монахи секты Дзен в поисках истины и достижения состояния просветления во время своих странствий находили новые материалы и создавали из них скульптурные композиции, мотивы которых находят отражение и в современном искусстве Японии, так же как и техника исполнения ( она сродни современной). Один из странствующих монахов воплощал образы Будды с помощью разрозненных кусков ствола дерева, однако такой способ создания скульптур так и не получил дальнейшего развития.

transantique.ru

Скульптура Древней Японии

2011-04-10

Из всех видов изобразительного искусства скульптура для Японии является самым древним. Она появилась одновременно с возникновением буддизма. Скульптуры периода ДзЁмон довольно примитивны, их использовали лишь при изготовлении различной бытовой утвари и глиняных идолов, которые получили название догу. Догу и до сих пор удивляют и привлекают простотой и некоторой условностью линий. Узор верёвки выступал в качестве украшения, что, в свою очередь, является характерной чертой гротескного стиля в скульптуре.

Следующим этапом культурного развития Древней Японии стала культура периода ЯЁн. Этому способствовало появление земледелия, ориентированного, в основном, на выращивание риса. Название "ЯЁн" произошло от названия формы особых керамических изделий, столь распространенных в тот период практически во всех районах Японии.

Культуру периода ЯЁн в III веке сменила культура, относящаяся ко времени появления древних курганов и получившая поэтому название Кофун. На данном этапе развития Япония переходит к иным формам правления – государственным. Появляется и новый вид японской скульптуры - ханива - для которого характерно создание глиняных фигур различных животных, птиц и людей. Такие фигуры помещались рядом с курганами, возвышающимися над могилами усопших.

Скульптуры ханива резко отличаются от своих предшественников - скульптур догу - им присущи такие черты, как живость образов и большее разнообразие художественных мотивов. Монастырь Хорюдзи – самый знаменитый памятник со времён императрицы Суйко, правившей Японией с 593 -го по 628 -й год. Возвел его в городе Нара племянник правительницы Сётоку в самый разгар распространения буддизма в стране. Он задумал сотворить нечто запоминающееся и неповторимое и выбор пал на воплощение в скульптуре образа Будды. Для реализации столь необычного замысла был приглашен китайский мастер скульптуры – Тори, под руководством которого в 623 -м году был создан бронзовый скульптурный ансамбль из трёх фигур под названием "Троица Будды Сяка".

Одновременно с этими творениями в Древней Японии появились шедевры скульптуры иного рода, созданные под влиянием работ китайских мастеров. Бронзовые скульптуры в Японии VII - X вв. создавались по специальной технологии литья по восковому аналогу. Преимуществом данного способа стала возможность передать в бронзе даже самые незаметные и не слишком выраженные черты того образа, который задумывался автором-скульптором.

В период Нара скульптуры изготавливали из разнообразного материала: камня, глины, дерева, кансицы (сухого лака). К концу этого периода японская скульптура начала приобретать национальные черты и отражать специфические особенности культуры японского народа. В VIII веке скульптура Древней Японии достигла своего расцвета в технике итибоку, для которой характерно выполнение головы и остальных частей фигуры из стволов деревьев. Таким образом мастера добивались чёткого выражения лиц, имели возможность более реалистично отобразить объёмы разных фигур, складки в одежде. Все эти особенности скульптурного исполнения появились благодаря возникновению нового направления (эзотерики) в буддизме.

В X – XII вв. появились изображения древних божеств религии синто, что явилось своеобразным продолжением начавшейся со скульптуры Будды в Японии традиции воплощения образов богов в скульптуре.

Древний стиль ямато создал в 11 веке Дзётё (монах). Из всех его скульптур сохранилась до настоящего времени лишь одна - фигура сидящего Будды (3 метра высотой), которая была создана в 1053 -м году и установлена в храме Феникса. Эта скульптура послужила примером для подражания при создании многих шедевров японского искусства и оказала влияние на формирование последующих направлений в скульптуре в Японии.

Камакура – сравнительно новый период культурного искусства Японии, возникший в то время, когда управление страной перешло в руки военных, а столицей был назначен город Камакура, расположенный в отдалённом месте в Канто. Вместе с этим появилось и новое направление в скульптуре, для которого характерны отражение динамики в скульптурной композиции и еще большая степень реалистичности. Муромати – продолжение периода Камакура (1333-1568 гг.). Большим спросом стали пользоваться резные театральные маски, которые могли в точности передавать выражение лица и мимику.

Период Эдо (1600–1868 гг.) возвращает скульптурные традиции времен Камакура. Монахи секты Дзен в поисках истины и достижения состояния просветления во время своих странствий находили новые материалы и создавали из них скульптурные композиции, мотивы которых находят отражение и в современном искусстве Японии, так же как и техника исполнения ( она сродни современной). Один из странствующих монахов воплощал образы Будды с помощью разрозненных кусков ствола дерева, однако такой способ создания скульптур так и не получил дальнейшего развития.

www.transantique.ru

Скульптура Древней Японии

2011-04-10

Из всех видов изобразительного искусства скульптура для Японии является самым древним. Она появилась одновременно с возникновением буддизма. Скульптуры периода ДзЁмон довольно примитивны, их использовали лишь при изготовлении различной бытовой утвари и глиняных идолов, которые получили название догу. Догу и до сих пор удивляют и привлекают простотой и некоторой условностью линий. Узор верёвки выступал в качестве украшения, что, в свою очередь, является характерной чертой гротескного стиля в скульптуре.

Следующим этапом культурного развития Древней Японии стала культура периода ЯЁн. Этому способствовало появление земледелия, ориентированного, в основном, на выращивание риса. Название "ЯЁн" произошло от названия формы особых керамических изделий, столь распространенных в тот период практически во всех районах Японии.

Культуру периода ЯЁн в III веке сменила культура, относящаяся ко времени появления древних курганов и получившая поэтому название Кофун. На данном этапе развития Япония переходит к иным формам правления – государственным. Появляется и новый вид японской скульптуры - ханива - для которого характерно создание глиняных фигур различных животных, птиц и людей. Такие фигуры помещались рядом с курганами, возвышающимися над могилами усопших.

Скульптуры ханива резко отличаются от своих предшественников - скульптур догу - им присущи такие черты, как живость образов и большее разнообразие художественных мотивов. Монастырь Хорюдзи – самый знаменитый памятник со времён императрицы Суйко, правившей Японией с 593 -го по 628 -й год. Возвел его в городе Нара племянник правительницы Сётоку в самый разгар распространения буддизма в стране. Он задумал сотворить нечто запоминающееся и неповторимое и выбор пал на воплощение в скульптуре образа Будды. Для реализации столь необычного замысла был приглашен китайский мастер скульптуры – Тори, под руководством которого в 623 -м году был создан бронзовый скульптурный ансамбль из трёх фигур под названием "Троица Будды Сяка".

Одновременно с этими творениями в Древней Японии появились шедевры скульптуры иного рода, созданные под влиянием работ китайских мастеров. Бронзовые скульптуры в Японии VII - X вв. создавались по специальной технологии литья по восковому аналогу. Преимуществом данного способа стала возможность передать в бронзе даже самые незаметные и не слишком выраженные черты того образа, который задумывался автором-скульптором.

В период Нара скульптуры изготавливали из разнообразного материала: камня, глины, дерева, кансицы (сухого лака). К концу этого периода японская скульптура начала приобретать национальные черты и отражать специфические особенности культуры японского народа. В VIII веке скульптура Древней Японии достигла своего расцвета в технике итибоку, для которой характерно выполнение головы и остальных частей фигуры из стволов деревьев. Таким образом мастера добивались чёткого выражения лиц, имели возможность более реалистично отобразить объёмы разных фигур, складки в одежде. Все эти особенности скульптурного исполнения появились благодаря возникновению нового направления (эзотерики) в буддизме.

В X – XII вв. появились изображения древних божеств религии синто, что явилось своеобразным продолжением начавшейся со скульптуры Будды в Японии традиции воплощения образов богов в скульптуре.

Древний стиль ямато создал в 11 веке Дзётё (монах). Из всех его скульптур сохранилась до настоящего времени лишь одна - фигура сидящего Будды (3 метра высотой), которая была создана в 1053 -м году и установлена в храме Феникса. Эта скульптура послужила примером для подражания при создании многих шедевров японского искусства и оказала влияние на формирование последующих направлений в скульптуре в Японии.

Камакура – сравнительно новый период культурного искусства Японии, возникший в то время, когда управление страной перешло в руки военных, а столицей был назначен город Камакура, расположенный в отдалённом месте в Канто. Вместе с этим появилось и новое направление в скульптуре, для которого характерны отражение динамики в скульптурной композиции и еще большая степень реалистичности. Муромати – продолжение периода Камакура (1333-1568 гг.). Большим спросом стали пользоваться резные театральные маски, которые могли в точности передавать выражение лица и мимику.

Период Эдо (1600–1868 гг.) возвращает скульптурные традиции времен Камакура. Монахи секты Дзен в поисках истины и достижения состояния просветления во время своих странствий находили новые материалы и создавали из них скульптурные композиции, мотивы которых находят отражение и в современном искусстве Японии, так же как и техника исполнения ( она сродни современной). Один из странствующих монахов воплощал образы Будды с помощью разрозненных кусков ствола дерева, однако такой способ создания скульптур так и не получил дальнейшего развития.

www.transantique.ru

Скульптура древней Японии под влиянием конфуцианства

2011-10-11

Культура Японии развивалась под влиянием конфуцианства, в особенности буддизма, это наиболее сильно выражалось в архитектуре и скульптуре. Распространение этой древней религии в стране сильно ускорило развитие скульптуры, так как буддийский  культ требовал много скульптурных изображений будд,  бодхисатв  и  других. Однако в определенной  мере буддизм так же затормаживал это развитие. Поскольку  единственным  объектом отображения, изначально  был  Будда, все буддийские художники придерживались канонов при его изображении. Уже в период Асука (650 год и позже), существовало множество скульптур Будды в древней Японии.  Именно в 650  году известный  мастер Ямагути-но Атаногути, согласно приказу самого императора, создал скульптурную композицию под названием «Тысяча будд».

 

Известно множество бронзовых древних скульптур, изображающих Будду. К ним относится, статуя триады Сяка, находящаяся в Золотом храме уникального ансамбля Хорюдзи. К числу памятников  скульптуры раннего буддизма древней Японии, которые относятся к «импортированным» из Кореи образцам, можно причислить статую Гусэ Каннон, в  монастыре  Хорюдзи. Скульптура  богини изготовлена из цельного куска камфорного дерева. Ученые считают её деревянной копией древней бронзовой скульптуры, позже покрытой тонким листовым золотом. Скульптура в древней Японии интенсивно развивалась. В те времена, ранний абсолютизм в искусстве достиг расцвета. Для скульптур характерной является большая  творческая свобода мастера, они отличаются пластичностью и  правильностью форм, при передаче пропорций тела человека. Прекрасными образцами являются скульптура головы Будды в храме Ямада-дэраи триада Якуси  в древнем храме Якусидзи.

 

В Японии и других буддистских странах создаются огромные скульптуры, изображающие будд и боди-сатв, располагающиеся вне помещений. Примером этому служит древняя скульптура бодисатвы Мироку, высотой 18 метров,  в  храме Дайандзи. Скульптура периода буддизма в древней Японии в  период Нара достигла уровня наивысшего развития, по сравнению другими буддийскими странами. В период Нара (VIII в.), в древней Японии были построены ведущие  храмы, потребовавшие огромное количество скульптур. Именно в  этот период в статуях будд отмечается наиболее строгое следование канону. Очень хорошо отражают особенности реализма в скульптуре древней Японии того периода, слова академика Н.И.Конрада: «Скульптура имеет живое человеческое лицо». В этот период для мастеров становится важной и внутреннее выражение. Выражение может  быть реалистичным, только тогда, когда оно соответствует природе персонажа. Персонажами в данном случае  были  святые с их  подвижниками и  проповедники.

 

Именно такую истинную реалистичность, выраженную в человеческом облике, нам демонстрируют древние скульптуры эпохи Тэмпё (VIII в). Для современного человека, это всего лишь скульптурные портреты различных людей с выразительными лицами. Они порой  нервные, чуть ли не издерганные, порой исполнены величавого покоя, глубокого раздумья,  сосредоточенности. А возле них то, с чем  эти  святые боролись, или во имя чего жили. Боролись они со злом, оно отображено в  образе ужасного демона, а жили во имя добра воплощенного в образе светлого  божества. Нам видна сосредоточенность и отрешенность в позе и лице скульптуры монаха Гандзина, который достиг неба на земле и являлся основателем монастыря  Тосёдайдзи  (VIII  в.).

 

Про искусство скульпторов древней Японии может косвенно свидетельствовать наличие особых мастерских, в которых изготавливались Будды. Мастерские эти были в подчинении у особого учреждения, созданного согласно приказу о строительстве храмов Тодайдзи. Приказом объединялись художники, скульпторы, резчики по дереву, мастера  по лаку, литейщики и  другие. Одной из характерных скульптур является Большой Будда. Сооружение этого бронзового гиганта началось в 747  году  и завершилось в  апреле 757  года. Гигантская  фигура  была предназначена для большого и великого храма Тодайдзи. В дальнейшем, скульптура Большого Будды разрушалась и вновь восстанавливалась. Дошедшая до нас статуя подверглась полной реконструкции в 1692 г. Широко распространена точка зрения, что сооружение скульптуры Дайбуцу истощило древнюю Японию. В той или иной степени, после создания  Большого Будды, мода на такие огромные статуи стала постепенно уходить в прошлое. Резко сократилось количество новых, крупных буддийских скульптур.

 

Каменная скульптура в древней Японии развивалась слабо, из-за отсутствия подходящих материалов. До наших времен дошло большое количество каменных Будд, но все-таки  каменная скульптура в буддийской Японии была распространена меньше, чем в других странах. До нас дошло так же много рельефов на камне, изображающих будд, их называли дзуто. В тот период вообще была сильно развита техника рельефа. Они были везде: на металле, черепице, камне и кирпиче. Что касается техники исполнения, то для  раннего Хэйанского периода характерным было создание скульптур из цельного куска дерева.  Развивался так же особый способ резьбы по дереву – хомбо. Статуи из глины и лака постепенно исчезали.

 

Хэйанскому периоду весьма характерна живопись, которая повлияла и на развитие скульптуры: уделялось больше внимания живописно-пространственным  решениям  в ущерб объемности и пластичности.  Этим можно объяснить появление в древней Японии плоских и декоративных скульптур. Примером является изображение божества Амида Нёрайв храме Бёдоин, оно исполнено Дзете. В обществе появился большой спрос на искусство. Все это вызвало появление  в древней Японии крупных объединений скульпторов, например знаменитая киотская мастерская, основанная скульптором Косе. Пик ее деятельности приходится на период,  когда она была возглавлена сыном  Косе Дзете. Тогда же  завершалось становление метода киёсэ, упоминавшегося выше.

 

С началом периода Камакура, скульпторы  продолжили развивать традиции периода Хэйан.  Большую  роль  в  этом сыграли жестокие междоусобицы древней Японии, они велись за наполненные сокровищами искусства храмы Тодайдзи и Кофукудзи. Для восстановления храмов требовалось воссоздание и погибших скульптур.  Это обеспечило киотским мастерским  крупные заказы. Огромную роль в развитии скульптуры древней Японии в период  Камакура играла мастерская, основанная Дзете. С ней была связана деятельность таких известных  скульпторов,  как  Кокэй, Ункэй - его  сын,  ученик  Ункэя  - Кайкэй, был известен нам также как Аннами.

 

Кокэй являлся автором многих замечательных скульптур. Среди них – шесть статуй священников из храма Кофукудзи. Эти древние скульптуры представляют собой прекрасные портреты. За  периодом Камакура последовал период Мурома-ти - 1392—1568 г.г., широко распространены были рельефы, реалистические скульптурки животных, а также театральные  маски.  К сожалению, японская скульптура в  дальнейшем  так  и  не  смогла  подняться  выше  уровня, достигнутого в  периоды  Хэйани Камакура. Их принято  считать классическими. После этих периодов ведущую роль в искусстве древней Японии стали играть, прежде всего, прикладное искусство и живопись.

 

Естественно, были и исключения, в период Эдо работал Энку - замечательный мастер скульптуры, его деревянные портреты  выглядят очень современными. Энку – его прозвище мастера в дзен-буддизме, которое означает «Совершенная пустота». Вел он бродячую нищенскую жизнь, может быть, даже был монахом. Во время своих странствий, Энку мог в качестве  платы  за  ночлег и еду, вырезать из дерева простые и  динамичные  фигурки любимых народом богов. Работы этого мастера можно обнаружить в самых  неожиданных  местах,  по всей Японии, чаще всего они встречаются  в  маленьких деревенских  храмах. Современная Японская скульптура многолика. У неё очень мало точек соприкосновения с пластическими традициями, сложившимися в эпоху средневековья, ещё в странах Дальнего Востока. Но развитие скульптуры продолжается в современном искусстве Японии, как выражение древней национальной традиции.

transantique.ru

Скульптура древней Японии под влиянием конфуцианства

2011-10-11

Культура Японии развивалась под влиянием конфуцианства, в особенности буддизма, это наиболее сильно выражалось в архитектуре и скульптуре. Распространение этой древней религии в стране сильно ускорило развитие скульптуры, так как буддийский  культ требовал много скульптурных изображений будд,  бодхисатв  и  других. Однако в определенной  мере буддизм так же затормаживал это развитие. Поскольку  единственным  объектом отображения, изначально  был  Будда, все буддийские художники придерживались канонов при его изображении. Уже в период Асука (650 год и позже), существовало множество скульптур Будды в древней Японии.  Именно в 650  году известный  мастер Ямагути-но Атаногути, согласно приказу самого императора, создал скульптурную композицию под названием «Тысяча будд».

 

Известно множество бронзовых древних скульптур, изображающих Будду. К ним относится, статуя триады Сяка, находящаяся в Золотом храме уникального ансамбля Хорюдзи. К числу памятников  скульптуры раннего буддизма древней Японии, которые относятся к «импортированным» из Кореи образцам, можно причислить статую Гусэ Каннон, в  монастыре  Хорюдзи. Скульптура  богини изготовлена из цельного куска камфорного дерева. Ученые считают её деревянной копией древней бронзовой скульптуры, позже покрытой тонким листовым золотом. Скульптура в древней Японии интенсивно развивалась. В те времена, ранний абсолютизм в искусстве достиг расцвета. Для скульптур характерной является большая  творческая свобода мастера, они отличаются пластичностью и  правильностью форм, при передаче пропорций тела человека. Прекрасными образцами являются скульптура головы Будды в храме Ямада-дэраи триада Якуси  в древнем храме Якусидзи.

 

В Японии и других буддистских странах создаются огромные скульптуры, изображающие будд и боди-сатв, располагающиеся вне помещений. Примером этому служит древняя скульптура бодисатвы Мироку, высотой 18 метров,  в  храме Дайандзи. Скульптура периода буддизма в древней Японии в  период Нара достигла уровня наивысшего развития, по сравнению другими буддийскими странами. В период Нара (VIII в.), в древней Японии были построены ведущие  храмы, потребовавшие огромное количество скульптур. Именно в  этот период в статуях будд отмечается наиболее строгое следование канону. Очень хорошо отражают особенности реализма в скульптуре древней Японии того периода, слова академика Н.И.Конрада: «Скульптура имеет живое человеческое лицо». В этот период для мастеров становится важной и внутреннее выражение. Выражение может  быть реалистичным, только тогда, когда оно соответствует природе персонажа. Персонажами в данном случае  были  святые с их  подвижниками и  проповедники.

 

Именно такую истинную реалистичность, выраженную в человеческом облике, нам демонстрируют древние скульптуры эпохи Тэмпё (VIII в). Для современного человека, это всего лишь скульптурные портреты различных людей с выразительными лицами. Они порой  нервные, чуть ли не издерганные, порой исполнены величавого покоя, глубокого раздумья,  сосредоточенности. А возле них то, с чем  эти  святые боролись, или во имя чего жили. Боролись они со злом, оно отображено в  образе ужасного демона, а жили во имя добра воплощенного в образе светлого  божества. Нам видна сосредоточенность и отрешенность в позе и лице скульптуры монаха Гандзина, который достиг неба на земле и являлся основателем монастыря  Тосёдайдзи  (VIII  в.).

 

Про искусство скульпторов древней Японии может косвенно свидетельствовать наличие особых мастерских, в которых изготавливались Будды. Мастерские эти были в подчинении у особого учреждения, созданного согласно приказу о строительстве храмов Тодайдзи. Приказом объединялись художники, скульпторы, резчики по дереву, мастера  по лаку, литейщики и  другие. Одной из характерных скульптур является Большой Будда. Сооружение этого бронзового гиганта началось в 747  году  и завершилось в  апреле 757  года. Гигантская  фигура  была предназначена для большого и великого храма Тодайдзи. В дальнейшем, скульптура Большого Будды разрушалась и вновь восстанавливалась. Дошедшая до нас статуя подверглась полной реконструкции в 1692 г. Широко распространена точка зрения, что сооружение скульптуры Дайбуцу истощило древнюю Японию. В той или иной степени, после создания  Большого Будды, мода на такие огромные статуи стала постепенно уходить в прошлое. Резко сократилось количество новых, крупных буддийских скульптур.

 

Каменная скульптура в древней Японии развивалась слабо, из-за отсутствия подходящих материалов. До наших времен дошло большое количество каменных Будд, но все-таки  каменная скульптура в буддийской Японии была распространена меньше, чем в других странах. До нас дошло так же много рельефов на камне, изображающих будд, их называли дзуто. В тот период вообще была сильно развита техника рельефа. Они были везде: на металле, черепице, камне и кирпиче. Что касается техники исполнения, то для  раннего Хэйанского периода характерным было создание скульптур из цельного куска дерева.  Развивался так же особый способ резьбы по дереву – хомбо. Статуи из глины и лака постепенно исчезали.

 

Хэйанскому периоду весьма характерна живопись, которая повлияла и на развитие скульптуры: уделялось больше внимания живописно-пространственным  решениям  в ущерб объемности и пластичности.  Этим можно объяснить появление в древней Японии плоских и декоративных скульптур. Примером является изображение божества Амида Нёрайв храме Бёдоин, оно исполнено Дзете. В обществе появился большой спрос на искусство. Все это вызвало появление  в древней Японии крупных объединений скульпторов, например знаменитая киотская мастерская, основанная скульптором Косе. Пик ее деятельности приходится на период,  когда она была возглавлена сыном  Косе Дзете. Тогда же  завершалось становление метода киёсэ, упоминавшегося выше.

 

С началом периода Камакура, скульпторы  продолжили развивать традиции периода Хэйан.  Большую  роль  в  этом сыграли жестокие междоусобицы древней Японии, они велись за наполненные сокровищами искусства храмы Тодайдзи и Кофукудзи. Для восстановления храмов требовалось воссоздание и погибших скульптур.  Это обеспечило киотским мастерским  крупные заказы. Огромную роль в развитии скульптуры древней Японии в период  Камакура играла мастерская, основанная Дзете. С ней была связана деятельность таких известных  скульпторов,  как  Кокэй, Ункэй - его  сын,  ученик  Ункэя  - Кайкэй, был известен нам также как Аннами.

 

Кокэй являлся автором многих замечательных скульптур. Среди них – шесть статуй священников из храма Кофукудзи. Эти древние скульптуры представляют собой прекрасные портреты. За  периодом Камакура последовал период Мурома-ти - 1392—1568 г.г., широко распространены были рельефы, реалистические скульптурки животных, а также театральные  маски.  К сожалению, японская скульптура в  дальнейшем  так  и  не  смогла  подняться  выше  уровня, достигнутого в  периоды  Хэйани Камакура. Их принято  считать классическими. После этих периодов ведущую роль в искусстве древней Японии стали играть, прежде всего, прикладное искусство и живопись.

 

Естественно, были и исключения, в период Эдо работал Энку - замечательный мастер скульптуры, его деревянные портреты  выглядят очень современными. Энку – его прозвище мастера в дзен-буддизме, которое означает «Совершенная пустота». Вел он бродячую нищенскую жизнь, может быть, даже был монахом. Во время своих странствий, Энку мог в качестве  платы  за  ночлег и еду, вырезать из дерева простые и  динамичные  фигурки любимых народом богов. Работы этого мастера можно обнаружить в самых  неожиданных  местах,  по всей Японии, чаще всего они встречаются  в  маленьких деревенских  храмах. Современная Японская скульптура многолика. У неё очень мало точек соприкосновения с пластическими традициями, сложившимися в эпоху средневековья, ещё в странах Дальнего Востока. Но развитие скульптуры продолжается в современном искусстве Японии, как выражение древней национальной традиции.

www.transantique.ru

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНИХ ИНДИИ, КИТАЯ, ЯПОНИИ. Скульптура

Как скульпторы изображали Будду?

Искусство скульптуры Юго-Восточной Азии в период средневековья развивалось под влиянием буддизма.

Основатель этой религии индийский царевич Сиддхартха Гаутама (623–544 до н. э.) нашел способ избавления людей от страданий, за что его назвали Буддой, то есть просветленным. Он учил, что человек после смерти рождается вновь и вновь, многократно испытывая страдания, на которые его обрекает жизнь. Освободить от страданий может лишь нирвана — состояние безмятежного, блаженного покоя. Чтобы достигнуть ее, человек должен отрешиться от желаний, не лгать, не творить зла.

Главное место в буддийском искусстве занимают изображения Будды, его ближайших помощников бодхисэтв, которые наставляли людей, помогали им в невзгодах, и сцен из их жизни. А поскольку буддизм вобрал в себя многие местные культы, буддийские храмы населяют разные фантастические существа, духи-охранители, божества древнейшей мифологии… Сюжетов для скульптуры было великое множество — пожалуй, гораздо больше, чем в христианской средневековой Европе.

Все средневековые мастера, изображая Будду, следовали канону (правилам изображения). Каждая деталь имела определенное значение. У Будды волнистые волосы, которые прикрывают выпуклость, «шишку мудрости», на темени — ушнишу. Глаза его полузакрыты. На лбу — родимый знак урна, символизирующий совершенство Будды, мочки ушей удлинены.

Будда сидит на лотосе в состоянии глубокой сосредоточенности — медитации. Вокруг головы — нимб, сияние в виде расходящихся кругов, символ его божественной власти.

Эта каменная статуя Будды из древнеиндийской области Гандхары была создана во II–III вв. В ней все пронизано покоем: мягкие черты лица Будды, плавные изгибы складок его одеяния, неподвижность позы…

Неисчислимые сокровища культовой, то есть имеющей отношение к религиозному поклонению, скульптуры сосредоточены в буддийских пещерных храмах Индии и Китая. Каждый из таких храмов — грандиозная каменная «энциклопедия». Всматриваясь в изваяния, верующий постигал основные истины буддизма, настраивался на медитацию.

В индийском пещерном монастыре в Аджанте (конец V–VI вв.) фасады пещер украшены статуями Будды и буддийских божеств, а также более древних богов. Здесь есть и грациозные, гибкие красавицы, и таинственные, могущественные змеи — воплощение духов природы. Выполненные в очень высоком рельефе, они заполняют все углубления между колоннами, ниши стен. Скульптурные формы пышные и округлые, как набухающие цветочные бутоны, а плавные линии фигур словно сплетаются в растительный узор, напоминающий о щедрой тропической природе.

Один из самых грандиозных буддийских храмов Китая расположен в скалах Лумэня (Ворота дракона) в провинции Хэнань. Высоко в горах была вырублена знаменитая 117-метровая скульптура сидящего Будды Вайрочана — божества космического света. В его облике соединилось реальное и идеальное, земное и небесное.

Лицо Будды, отрешенное от мирских тревог, непроницаемое, воплощало идею обретения нирваны.

В других гротах Лумэня стоят каменные статуи бодхисатв в пышных нарядных одеждах. Бодхисатвы с нежными, кроткими лицами изображены в пластичных позах.

В Японии, в гигантском 50-метровом деревянном храме Дайбуцудэн (Большой Будда), находится главная святыня монастыря Тодайдзи — 16-метровая бронзовая статуя Будды. Ее сооружали около 10 лет в середине VIII в. Неоднократно она разрушалась, но ее восстанавливали, последний раз — в конце XVII. Мощная, глыбоподобная фигура сидящего Будды поражает величием и мистической напряженностью. Глаза Будды полузакрыты, ладони сложены. Когда-то статуя была раскрашена, позолочена, одежду покрывала тончайшая гравировка. Известно, что для изготовления статуи потребовалось около 520 т меди и 450 кг золота.

Среди других скульптур монастыря Тодайдзи особой выразительностью отличаются выполненные из раскрашенной глины свирепые цари-охранители (VIII–XII вв.), напоминающие и сказочных демонов, и бесстрашных самураев. Облаченные в воинские доспехи, они готовы поразить своими острыми мечами каждого, кто воспротивится их воле…

Вверху: Древнеиндийские скульпторы вырезали гигантские статуи Будды прямо в скалах.

Внизу: Японский царь-охранитель.

Какой танец исполняет бог Шива?

К середине I тысячелетия н. э. в Индии господствующей религией стал индуизм, вобравший в себя и древнейший культ предков, и почитание природных сил и священных животных, и учение о делении общества на касты. Последователи индуизма поклоняются двум главным богам: Вишну — хранителю мира и Шиве, олицетворяющему движение жизни в природе. В честь Вишну и Шивы сооружали величественные храмы, в глубине которых, в святилище, находилась главная святыня — обычно небольшая бронзовая статуя.

На юге Индии во многих храмах Шивы особенно популярным был образ четырехрукого «танцующего Шивы» — Шива Натараджа. Он исполняет свой «космический» танец в небесном чертоге на священной горе Кайласа в Гималаях. В правом ухе Шивы — удлиненная мужская серьга (символ мужского начала), а в левом — круглая женская (символ женского начала). Танцуя, бог как бы творит мир, охраняет и разрушает его. Правой ногой Шива стоит на поверженном карлике — демоне зла и невежества. Из карлика словно вырастают две полукруглые ветви «мирового древа» с листочками, похожими на языки пламени. Шива заключен в огненное кольцо, символизирующее силы вселенной. Касаясь руками и ногой кольца, Шива приводит его в движение, то есть управляет миром. В правой руке Шива держит двусторонний барабанчик — символ пробуждения вселенной.

Поднятой вверх левой рукой он удерживает пламя Агни — символ обновления и очищения мира. Вторая правая рука Шивы согнута в локте — это жест ободрения, а вторая левая указывает на поверженного демона. От головы бога разлетаются 30 прядей волос — волны излучаемой космической энергии. Шива танцует, закрыв глаза, с легкой загадочной улыбкой на устах. На лбу у него есть третий глаз. Два глаза — это солнце и луна, а третий и самый главный — огонь.

Танцующий Шива. Французский скульптор Роден называл статуи танцующего Шивы «самым замечательным в мире изображением ритмического движения».

Храмы, сооруженные в честь Шивы, всегда украшены многочисленными статуями.

librolife.ru

1.3 Скульптура. Культура Японии - реферат

Похожие главы из других работ:

Архітектурна та образотворчомистецька спадщина Античності

2.2 СКУЛЬПТУРА

У містах Північного Причорноморя збереглося чимало різноманітних памяток скульптури, які прикрашали теменоси, акрополі та майдани, житлові будинки, некрополі. В архаїчний час найвідомішими були самоська і мілетська школи...

Виды древнегреческого искусства

Скульптура

Принцип гармонической уравновешенности целого и его частей, четко выраженный в самой конструкции греческого храма, нашел широкое применение и в другой ведущей отрасли греческого искусства - монументальной скульптуре. Виппер Б. Р...

Вклады культуры и искусства XX века в мировую цивилизацию

1.1. Скульптура

Пути развития русской скульптуры XX века были во многом определены ее связями с искусством передвижников. Именно этим объясняется ее демократизм и содержательность. Скульпторы активно участвуют в поисках нового, современного героя...

Готика. Застывшая эпоха ушедших времен

1.3 Скульптура

Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики...

Декоративно-прикладное искусство этрусков

1.3 Скульптура

«Матер-Матута». Известняк. 5 в. до н.э. Археологический музей. Флоренция Стремление к реалистическому изображению действительности нашло выражение не только в этрусской живописи, но и в скульптурных произведениях...

Культура античного мира: культура Древней Греции

§ 6. Скульптура

Древние греки, великие ваятели, считали человеческое тело мерилом прекрасного. Классическим образцам греческой скульптуры подражают на протяжении многих веков. Ценители искусства разных стран по-прежнему неустанно восхищаются ими...

Культура античных городов, государств Северного Причерноморья

2.1 Скульптура

Скульптура была широко распространена в греческих колониях Северного Причерноморья. Но большинство дошедших до нас памятников скульптуры колоний Северного Причерноморья известны лишь по определённым фрагментам. Целые статуи...

Культура Древнего Египта

Скульптура

Канонические традиции определяли развитие и древнеегипетской пластики. Скульптура составляла неотъемлемую часть храмовых и погребальных комплексов. Человек изображался в статичных, фронтальных позах...

Культура Древнего Египта

Скульптура

В начале Среднего царства стремление следовать образцам древности обнаруживается и в скульптуре, особенно в официальных изображениях. Статуи фараона Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште хотя и носят портретный характер...

Культура Древнего Египта

Скульптура

Новый стиль гармонии и красоты проявляется и в изобразительном искусстве. Если официальные изображения: колоссы, сфинксы еще носят черты обобщенности, схематизма, то более интимная скульптура отличается мягкостью, пластичностью...

Особенности художественной культуры Средневековья

1.2. Скульптура

Большинство романских скульптур было интег-рировано в церковную архитектуру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям. Поэтому трудно гово-рить о романской скульптуре, не касаясь церковной архитектуры...

Раннехристианское искусство Древнего Рима

2.2 Скульптура

Спор по поводу того, существует ли такое понятие как "римский стиль", по вполне понятной причине в основном касается именно скульптуры. Даже, если не учитывать массовый ввоз и копирование греческих оригиналов...

Святая инквизиция в эпоху Средневековья и ее отражение в искусстве

Скульптура

святая инквизиция искусство средневековье Важнейшие памятники, дошедшие до нас от этого времени - саркофаги с рельефами, показывающее новое мировоззрение или воспроизводящими библейские сцены. Впрочем...

Французьке мистецтво XVIII століття

ІІ. СКУЛЬПТУРА

Скульптура першої половини ХVІІІ століття знаходилася в залежності від принципів декорації інтерєру. Майже кожен із французьких скульпторів цього періоду одночасно працював у різних жанрах - і в історично-міфологічному, і в портретному...

Художественная культура Древнего Египта эпохи древнего царства (3200–2400 г.г. до н.э.)

2.2 Скульптура

Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела...

cult.bobrodobro.ru


Смотрите также