Культура древней италии. Культура Италии как часть мировой культуры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура древнейшей Италии. Культура древней италии


Культура древнейшей Италии

B различных частях современной Италии и Сицилии сохранились древнейшие памятники человече­ской культуры. От обитателей древнека­менного века (палеолита), которые жили в пещерах, занимались охотой и собирани­ем плодов, остались каменные топоры, кремневые скребки и наконечники стрел, украшения из кости и раковин. Архео­логические раскопки свидетельствуют о том, что в поздний период палеолита умерших хоронили в неглубоких рвах; тру­пы окрашивали красной краской, в моги­лу клали оружие и инструменты.

В конце палеолитической эпохи на Апеннинском полуострове произошли зна­чительные геологические и климати­ческие изменения, постепенно создались те природные условия, какие характерны для исторической Италии.

К следующей эпохе — неолита — отно­сятся круглые и овальные хижины, кото­рые группировались в деревни. В это время появляется земледелие, прируча­ются животные и начинают изготовлять­ся глиняные сосуды, украшенные зигзаго­образным орнаментом. Трупы хоронили во рвах или в пещерах. Носители этой нео­литической культуры в Италии были, по- видимому, связаны с центрами эгейской культуры. Особенно это характерно для Сицилии и южноиталийских районов. На­оборот, другие области Италии, а также Корсика были связаны с культурой древ­ней Испании и заальпийских стран.

Археологические открытия последних десятилетий свидетельствуют о том, что в некоторых частях Апеннинского полуострова и на близких к нему островах в разные эпохи возникали культурные центры, находившиеся во взаимодействии и влиявшие друг на друга. Это дает основание говорить об определенных линиях общеиталийского развития, восхо­дящего к древним эпохам.

Со второй половины третьего тысячелетия до нашей эры начина­ется переход к энеолитическому (халколитическому) веку. С Крита, а также из Центральной Европы в Италию проникают золото и медь, но последняя остается еще пред­метом роскоши.

Центры халколитической куль­туры находились и в Средней Ита­лии, и на островах. Особенно за­мечательны остатки грандиозных сооружений на острове Мальте, от­носящихся к этому времени.

Переход к бронзе также можно проследить в различных областях Италии. В Апулии этот процесс происходит под влиянием Сици­лии, имевшей связи с центрами крито-микенской культуры. В се­верных же районах Италии особен­ное значение в этом отношении имело появление около 1800 г. до н.э. новых поселенцев, которых от­носят к культуре террамар.

На местах стоянок террамар найдены различные изделия из бронзы: оружие, предметы обихо­да и инструменты, а также укра­шения; встречаются предметы, сделанные из рога и кости. Боль­шие успехи к этому времени сде­лало керамическое производство. Жители террамар стояли на срав­нительно высоком уровне культуры. Они занимались скотоводством, разводили рогатый скот и свиней. В это же время появилась в Ита­лии лошадь, и впервые стала при­меняться двухколесная телега. На­ряду со скотоводством большую роль играло земледелие. Куль­тивировались пшеница и бобы. Уже к этому времени относятся первые насаждения винограда и фруктовых деревьев.

В конце второго тысячелетия новая волна переселенцев принес­ла в Италию культуру Виллановы. Кроме севера Италии археологиче­ские памятники, напоминающие на­ходки в Вилланове, открыты и в других местах, главным образом по Дунаю. Их относят к так называе­мой «гальштаттской культуре». Вполне возможно, что с берегов Дуная представители гальштатт­ской культуры переселились в Ита­лию.

Около того же времени в обла­стях Венеции и Апулии поселились иллирийцы, следствием чего было смешение разных этнических групп, в результате которого созда­лись различные ветви италийских племен.

Около VIII в. до н.э. в истории Италии начинается этрусский пе­риод.

По вопросу о происхождении этрусков не существовало единого мнения еще и в древности. Геро­дот рассказывает, что они пришли из Малой Азии, на Лидии, еще в XIII в. до н.э. В согласии с Геродо­том решали этот вопрос Страбон, Плиний Старший и Тацит. Гречес­кий писатель Гелланик из Митиле- ны считал, что этруски —это пе­ласги, пришедшие из Греции и высадившиеся прежде всего в ус­тье реки По. Дионисий Галикарнас­ский считал этрусков исконными жителями Италии, автохтонами, потому что, говорил он, ни в древ­ности, ни в настоящее время ни у одного народа не было и нет языка и обычаев, похожих на этрусские.

В новое время взгляд Геродота на восточное происхождение этру­сков одним из первых развил Демп- стер (1579—1625 гг.), которого мож­но считать родоначальником этру­скологии. Его поддерживали и эт- рускологи XVIII в. В XIX в. эта теория нашла защиту и у ориента­листов. В подтверждение мнения Геродота приводилось известие о нападении морских народов на Египет. В числе нападавших упо­минается народ турша. Руже и Масперо отождествляли турша с турсенами, или ту- сками, т. е. этрусками. Эту теорию поддерживали и ар­хеологи. Одним из убежден­ных ее сторонников был крупнейший русский ученый В. И. Модестов, труд кото­рого «Введение в римскую историю» получил широкую известность. В последнее время взгляд на малоазиат­ское происхождение этрус­ков защищают многие архе­ологи и историки. В обосно­вание этой теории ссылают­ся на двуязычную надпись, найденную на острове Лем­носе, а также на хеттские документы. Сторонниками данной теории выступали исследователи Омо, Пиганьоль и Дукати, давший сводку мнений по данному вопросу и отказавшийся от некоторых край­них точек зрения, как, например, от стремления сравнивать этрусские погребения с малоазийскими, так как последние были более поздне­го происхождения.

Вторую теорию развивал впер­вые Фререт, указавший на бли­зость названий «Расенна» и «реты». Нибур считает родиной этрусков Альпы. Гипотезу о том, что этруски пришли из-за Альп, развивали Швеглер и Моммзен. Из археоло­гов ее поддерживал Гельбиг, пола­гавший, что этруски пришли из Ре- тийских Альп на смену носителям культуры Виллановы. Из поздней­ших историков подобные же взгля­ды развивали Эдуард Мейер и де Санктис. Последний усматривал протоэтрусков в жителях терра­мар. После открытия хеттских па­мятников Ногара высказал предпо­ложение, что хетты и этруски явля­ются родственными народами. По его мнению, этруски переселились в Италию из причерноморских сте­пей через Дунай, Саву и Драву.

Теория автохтонности, основан­ная на мнении Дионисия Галикар­насского, появилась позднее, чем другие. Одним из первых обосно­вывал ее Ми кали (1769—1844 гг.). Из новейших ученых ее защищали Белох и Лэст, автор статей в «Кем­бриджской древней истории», и др. Из лингвистов эту теорию раз­вивали итальянец Тромбетти и вы­дающийся советский языковед ака­демик Н. Я. Марр, стремившийся обосновать ее выводами из разви­того им нового учения о языке.

Начало изучению этрусского языка было положено в эпоху Воз­рождения, когда были найдены бронзовые таблицы с этрусскими надписями. В XVI в. появились первые труды, ставившие своей целью истолковать этрусские пись­мена.

Трудно установить, к какой се­мье языков принадлежит эт­русский язык. До настоящего вре­мени удалось установить значение нескольких десятков слов, но эти результаты не позволяют еще сде­лать какого-либо определенного вывода. Некоторые исследователи полагают, что ключ к разрешению вопроса о характере этрусского языка следует искать на Востоке.

Академик Марр высказал пред­положение, что этрусский язык представляет собой определенную стадию в развитии языка, предше­ствующую появлению так называе­мых индоевропейских языков. Но это положение не может еще слу­жить доказательством автохтонно­го происхождения этрусков, на чем настаивал Н. Я. Марр.

Вопросы о происхождении эт­русков и об этрусском языке оста­ются открытыми. Гипотеза об ав­тохтонном происхождении этрус­ков имеет известные основания. Возможно, что какая-то ветвь древ­нейших обитателей полуострова составила основное ядро населения, к которому могли присоединиться переселен­цы из других стран, в част­ности из Малой Азии. Смешение различных пле­мен и привело к образова­нию этрусков.

Раннее этрусское обще­ство было основано на зем­леделии и скотоводстве. Известны этрусские изобра­жения плуга, запряженного быками. Этруски были зна­комы с лошадью. Овечья шерсть из Этрурии пользо­валась большой славой. Эт­руски широко применяли дренажные работы. Разде­ление труда достигло до­вольно высокой степени. Этрус­ские лампы, канделябры, вазы, зо­лотые изделия наполняют евро­пейские музеи. По свидетельству римского писателя Плиния, кора­бельный водорез был изобретен этрусками. На ремесленных изде­лиях и на изображениях видно гре­ческое влияние. Высокого мастер­ства достигли этруски в своих над­гробных памятниках и в строитель­ной технике.

Этруски уже довольно рано вы­ступают перед нами как торговый народ. До конца VI в. деньгами у них служили куски меди. Древней­шие монеты были иностранного происхождения (из Фокеи и других городов Малой Азии). Золотые мо­неты собственного чекана появля­ются около 500 г., серебряные — около 450 г. В доэтрусских и этрус­ских могилах в большом количест­ве встречаются импортные вещи. Наиболее ранние — финикийские (карфагенские) — еще в шахтовых

могилах. С VII в. начинается тор­говля с греческими Кумами, с кон­ца VII в. — с Сиракузами. В VI в. ус­танавливается прямой торговый обмен с Афинами, своего апогея достигающий в V в. О размере греческого импорта в Этрурию свидетельствует тот факт, что в од­ном только городе Вульчи найдено более 20 тыс. греческих сосудов. В этрусских могилах найдены вазы геометрического, протокоринфско- го, коринфского и аттического сти­лей. Главным видом экспорта из Этрурии были медь и железо. Воз­можен был также вывоз хлеба. Эт­русская торговля, если верить ли­тературным источникам, долго со­храняла пиратский характер.

Но наибольшее развитие получило этрусское искусство, о котором свидетельствуют сохра­нившиеся до настоящего времени саркофаги со скульптурными изо­бражениями, статуи, фрески и ос­татки этрусской архитектуры.

Вопрос о происхождении эт­русского искусства представляется сложным, особенно когда речь идет об его источниках. Несомнен­но, что в этрусском искусстве ос­тавались черты, характерные для ранних италийских культур. Вмес­те с тем этруски испытывали воз­действие восточных (особенно ма- лоазийских) областей Средизем­номорья, а затем карфагенян и греков. Греческое искусство начи­ная с VI в. до н.э. оказывало на эт­русков огромное влияние, но оно не подавило самобытных этрусских черт, восходящих, может быть, ко временам террамар и Виллановы.

В основном о жизни этрусков мы знаем по их искусству, которое особенно хорошо изучено по отры­тым этрусским гробницам. В гробницах этрусков, велико­лепно убранных, расписанных фресками, уставленных мебелью и богатой утварью, наполненных роскошными погребальными дара­ми, воплощена мысль, что жизнь не кончается с наступлением смер­ти, а продолжается в этих «вечных домах», но в иной форме. Ни у од­ного народа древности культ мертвых не занимал такого места, кро­ме египтян.

Самые богатые и интересные гробницы были созданы этруска­ми в эпоху их могущества. Большая часть их была раскопана археоло­гами — любителями и искателями сокровищ в XIX веке. В их числе и знаменитая гробница, отрытая в некрополе Цере патером Реголини и генералом Галасси.

При покойниках была найдена масса дорогих вещей: две повоз­ки, на одной из которых находи­лось погребальное ложе; трон, оби­тый бронзовыми пластинками, и при нем скамеечка для ног; пре­красный бронзовый сосуд, укра­шенный головами фантастических существ — грифонов, словно охра­няющих заключенную в сосуде душу умершего от злых демонов.

Все эти вещи — свидетели рос­коши, в которой утопала этрусская аристократия. Они показывают, что этруски видят потусторонюю жизнь, как жизнь, и поэтому наполняли гроб­ницы натуральными вещами. Гробницы имели круглые каме­ры, что было символом небесной сферы, а похороненный в такой гробнице причислялся к богам, царям. Столб, стоящий в центре гробницы, олицетворял связь трех сфер космоса—подземной, назем­ной и небесной. О древности мировоззрения этрусков говорят и канопы—сосуды для хранения пепла умершего.

Этрусские канопы — беспре­цедентное явление в античном ис­кусстве. Сосуды для праха с чер­тами человека, так называемые ли­цевые урны, известны у многих народов, в том числе у троянцев древнейшей эпохи, у древних гер­манцев на Рейне, когда они еще сохраняли пережитки родового строя. Но там это только сосуды- лица, а у этрусков — сложный конгломерат форм и очень древ­них, и современных.

То же соединение глубоко архаичного и нового в росписях эт­русских гробниц — одной из заме­чательных страниц в истории древнего искусства. Они открыва­ют богатую картину потустороннего мира: здесь возлежат пирующие, наслаждаясь вечным праздником жизни, ловят рыбу и охотятся, занимаются спортом, состязаются в беге, борьбе. Здесь же по­является и бог, которого этруски, подобно грекам, наделяют особой властью даровать бессмертие. Это Фуфлунс — этрусский Дионис.

Росписи этрусских гробниц, од­нако, нельзя считать только «кар­тинами из жизни». Они выстраи­ваются в стройную, развитую и очень сложную систему религиоз­но-мифологических представле­ний, которые сейчас еще во мно­гом неясны.

Несмотря на то что все искус­ство архаической Этрурии извест­но нам по гробницам, оно испол­нено оптимизма. Прочная жизнен­ная основа, которую давала этрус­кам их гегемония в Италии, не могла не отразиться в искусстве — в памятниках, предназначенных для потустороннего бытия. Даже саркофаги пронизаны живым дыханием надежды и веры. Жанр этот в античном искусстве впервые появился у этрусков; только в од­ном греческом городе, в Клазоме- нах, создавались расписные глиня­ные саркофаги, но они были дру­гими — украшались по верхней плоскости символическими сцена­ми. Этрусский мастер из Цере представляет умерших, как живых. Их глаза широко открыты, лица ра­достно улыбаются. Обнимая друг друга, они бодро жестикулируют, забывая о том, что их ложе — это смертный одр и им с него никогда не подняться.

Этруски строили и многочис­ленных храмы, посвященные сво­им богам. Но так как они строи­лись из дерева или кирпича — сырца, то до настоящего времени не сохранились.

Установлено, однако, что этрус­ский храм обычно был почти квад­ратным в плане, обнесенным ко­лоннами с трех сторон, стоял на высокой платформе и открывался глубоким портиком сразу в три по­мещения. Этруски почитали богов триадами. Главной триадой были боги Тиния, Уии и Менрва.

Как средоточие всего сокровен­ного, сакрального, этрусский храм был окружен по краям крыши терракотовыми апотропеями — ма­сками Медузы Горгоны, спутников Фуфлунса-Диониса — сатиров, си­ленов и менад. Всегда ярко раскра­

шенные, живые, они должны были оберегать внутренность храма от вторжения злых богов и демонов. Фронтоны, как и у греков, заполня­лись фигурами, только сделанными не в камне, а в терракоте.

Как это ни удивительно, но пер­вый храм римлян и главную их святыню — храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолии — созда­ли этруски. Вероятно, он мало чем отличался от этрусских.

В I—IV вв. до н. э. искусство этрусков начало меняться. В это время римляне, мужая, набира­лись сил и все энергичнее стали вступать на арену италийской ис­тории. А этруски, напротив, утра­тив былое могущество, шли к сво­ему закату. Поэтому в произведениях ис­кусства этого периода все более проступает меланхолия, грусть. Мысль о загробной жизни не ис­чезает, но из радостной становит­ся гнетущей. Поэтому и скульпту­ры и роспись из гробниц этого периода полны печали или тре­вожного ожидания, как «Матерма- тута», из Кьянчиано или голова юноши («Малавольт») из Вей. Гробницы становятся более мрачными, их наполняют химеры и другие чудовища.

В заупокойное блаженство уже верили не более чем в иллюзию. Но чем менее стабильной станови­лась жизнь, чем меньше доверия вызывала к себе действитель­ность, тем лихорадочнее этруски стремились обеспечить себе бес­смертие в мире ином. Об этом свидетельствуют многочисленные бронзовые зеркала с гравирован­ными рисунками на тыльной сторо­не. Такие зеркала в античности были только у этрусков. Обычно их клали в могилы, потому что зерка­ло, считавшееся двойником души человека, должно было обеспечить ему бессмертие.

Одно из лучших зеркал изобра­жает Калхаса — чародея и провид­ца, гадающего на печени жертвен­ной овцы. Так, в гробнице IV века до н.э. из Черветери покойники размеща­ются не свободно, в центре поме­щения, а в нишах. Как и в гробнице Реголини-Га- ласси, их снабдили всем не­обходимым: оружием, домашней утварью, подушками, веерами, сандалиями.

Однако введено одно новшест­во. Эти вещи уже не натураль­ные — их нельзя взять в руки, сдвинуть с места. Все «прилипло» к стенам помещения, исчезло из пространства, стало вечным. По­койники уже не могли бы встать и пройтись по комнатам. Даже главного из них, положен­ного в центральную нишу, стережет трехглавый Кербер. К III веку до н.э. почти все эт­русские города уже были завоева­ны Римом, и в их искусстве с это­го времени воцаряется глубокий пессимизм. Верившие в предопределен­ность судеб и конкретных людей и народов, этруски были убеждены, что им отведено для жизни только десять «веков». Наступали послед­ние столетия, и предсказание зри­мо подтверждалось. На этрусских землях селились римские ветера­ны, народы постепенно смешива­лись, этруски латинизировались и забывали свой родной язык.

Об этрусках этой последней эпохи мы узнаем по скульптурам на их гробницах. Они возлежат на крышках многочисленных саркофа­гов и раскрашенных глиняных урн. У них вялые, безвольные позы, оплывшие тела, из-за которых рим­ляне называли их «жирными этру­сками». В облике каждого из них есть что-то мертвенное и бескров­ное, но не потому, что они обитате­ли гробниц, — в архаике они были веселы и жизнерадостны.

Поражают их лица. Некраси­вые, лишенные энергии жизни, они смотрят на нас с глубокой грустью внимательным, проникающим взглядом. Они смотрят из другого мира: каждый из этих этрусков чувствовал не только личную обре­ченность, но и закат Этрурии в це­лом. Искусство портрета стоит на небывалой высоте: в каждом лице, в каждом взгляде передан непо­вторимый душевный мир. Этот мир — неясных ощущений, проти­воречивых чувств, иррациональных психических глубин — был столь же мало понятен римлянам и грекам, как нам сегодня.

О мастерстве и психологизме этрусских мастеров говорят и три маленьких фигурки с крышки брон­зовой урны-цисты. На ней два во­ина несут погибшего соратника. Очевидно, это пал в неравной борь­

бе с римлянами один из защитни­ков Этрурии. Фигурки неуклюжие, с большими головами, и вся груп­па может показаться до крайности наивной. Однако, приглядевшись внимательно, нетрудно понять, что это маленький шедевр. Война предстает в обыденном, буднич­ном виде: нет ни смертных кон­вульсий, ни победных фанфар. Кругом тишина. Но как много скры­то в такой простоте: и повседнев­ная трагедия смерти, и боль утрат, и драма целого народа, оказавше­гося под безжалостной римской пятой.

К сожалению, города, в кото­рых жили этруски, в большинст­ве своем не раскопаны, раскопа­ны только некрополи. И может быть, искусство этого народа, це­ликом устремленное в по­тустороннюю сферу, многое о нем не сказало. Известно, что у этру­сков раньше, чем у многих других, возникли города с регулярной планировкой. Таковы, например, Марцаботто и Спина, «этрусская Венеция», город лагун и каналов. Этруски пользовались славой прекрасных инженеров: они мос­тили дороги, осушали болота, строили арки и мосты. Это, несомненно, был умный, талант­ливый народ, хотя и строго при­верженный к древним религиоз­ным традициям (в этрусских го­родах правили аристократические жреческие касты лукумонов), кото­рые многое сдерживали в его ду­ховном развитии.

Отдельные памятники, сохра­нившиеся от архитектуры этрусков, завершают картину их художест­венных представлений. Среди них особенно замечательны ворота. В архитектуре ворота играли очень важную роль, поскольку они замы­кали стену городу и ограждали от чужих его священное пространство, находившееся под покровительст­вом богов. На воротах в Перудже («Арка Августа») изображен фриз с триглифами и метопами, который можно воспринимать как фасад храма с символами неба — щита­ми — в его интерколумниях (прост­ранство между колоннами). И дру­гие ворота, ворота Марция в Пе­рудже, имеют тоже отношение к богам и небу. Входной пролег увен­чан балюстрадой, за которой вид­ны боги во главе с Зевсом-Тинией. Они встречают всех входящих в го­род.

Эти ворота кажутся симво­личными для судьбы этрусков. Боги словно осеняют своим благо­словением римлян, пришедших в этрусские города. Они смирились со своей судьбой, и римляне пере­стали быть для них завоевателями, они стали жителями, сограж­данами. Если бы по краю тоги ора­тора Алла Метелла не было начер­тано его этрусское имя, никто бы не сказал, что это этруск. Столько в нем уверенной силы, гражданско­го чувства, республиканской убеж­денности! В искусстве этрусков по­следнего столетия до новой эры становится невозможным отличить этрусков от римлян. Авл Метелл и есть этруск — римлянин. Он пере­ходит границу эпох и народов, всту­пая из мира отжившего в новый, полный надежд.

Искусство этрусков оказало влияние на соседние с ними племе­на и способствовало развитию раз­ных ветвей италийского искусства, из которых особенное значение вна­чале имело искусство кампанское, а впоследствии — римское.

Наряду с высоким развитием культуры можно признать наличие у этрусков много примитивных об­щественных отношений. В частно­сти, у них были сильны элементы материнского права. Имеется мно­го эпитафий, где рядом с отцом по­койного упоминается и его мать. Часто фигурирует одна только мать. На изображениях жена по­является за столом рядом со сво­им мужем, что говорит о ее важном положении в семье. Об этом же, по-видимому, свидетельствует пресловутая «распущенность» эт­русских женщин, о которой не раз упоминают источники. Как извест­но, при матриархате женщина пользуется довольно большой сво­бодой в половых отношениях, что для греков и римлян, воспитанных уже в духе патриархальной семьи, могло показаться распущенностью. Политической организацией этрусков были союзы автономных городов. Самостоятельность этрусских полисов, входивших в союзы, была очень велика. Из римских источников мы знаем, что в V и IV вв. отдельные города отказыва­лись помогать друг другу и часто воевали на свой риск и страх. Как религиозное объединение союз городов собственно Этрурии до­жил до времен Поздней Римской империи.

Каждая община, входившая в союз, имела своего главного ма­гистрата. В I/—IV вв. эти магист­раты, по-видимому, выбирались в большинстве городов на опреде­ленный срок. Но в более ранние времена власть правителей горо­дов, подобно власти греческих и римских «царей», была пожизнен­ной, хотя и не наследственной. Кроме высшего магистрата в эт­русских городах было два низших должностных лица.

Все эти данные позволяют ду­мать, что этрусское общество VII— VI вв., подобно римскому, пережи­вало стадию разложения родового строя («царский» период), но с со­хранением сильных элементов ма­теринского права. В V же веке боль­шинство этрусских общин перешло к строю аристократической рес­публики с весьма сильным жрече­ским элементом.

magref.ru

Культура Италии

Культура Италии

Вклад Италии в становление западной цивилизации трудно переоценить. Несколько столетий она была ядром огромной Римской империи. В VIII веке возле Рима была образована Папская область, с тех пор этот город стал мировой столицей католичества. Что касается культуры, то мощный прорыв в её развитии наступил в эпоху Ренессанса, которая стала настоящей революцией во многих сферах человеческой деятельности по всему Старому Свету. В эпоху Возрождения происходили мощные трансформации творческого потенциала, воображения, мировоззрения и в целом человеческого интеллекта. Итальянский ренессанс подразделяют на ряд этапов (дученто, кватроченто и чинквеченто), имевших свою очерёдность и культурные особенности.

Живопись

Итальянское изобразительное искусство существовало ещё в древности. Именно Италия в Древнем Риме стала сосредоточением архитектуры и искусства. Даже во время мрачного Средневековья в Италии работали талантливые художники, но с наступлением Ренессанса началось процветание искусства. Затем были другие стили: барокко, маньеризм, рококо, а в прошлом веке появился футуризм. Особенным художественным достоянием в Италии обладает Флоренция. Неоценимым вкладом Италии в мировую культуру стало творчество таких титанов Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и много других гениев. Туристов и сегодня поражают ватиканские расписные потолки Сикстинской капеллы, самый знаменитый в мире портрет Моны Лизы кисти да Винчи, находящийся в Лувре, или выставляемая в Германии «Сикстинская Мадонна».

Архитектура

Первые шедевры архитектуры были связаны с религией. В Древнем Риме научились строить монументальные и грандиозные сооружения храмов для античных богов. Поражает архитектура прекрасно сохранившегося Пантеона или Колизея, которому чуть меньше повезло в плане сохранности. В XI веке в архитектуре главенствовал строгий и простоватый романский стиль, который отражал ту мрачную эпоху. Вслед за ним пришла гораздо более изощрённая готика: дворцы Веккьо и Дожей, церкви Сан-Франческо и Сан-Петронио. С началом в конце XIV века эпохи Ренессанса архитектура жилых и общественных зданий стала более светской. Красоту и изящность архитекторы умело переплетали с элементами античности, такова ватиканская Сикстинская капелла, флорентийский дворец Питти, генуэзская церковь Мадонна-да-Кориньяно.

Скульптура

Основателем школы итальянской скульптуры стал Никколо Пизано, заложивший прочное основание для развития этого вида искусства. Его идеи были востребованы до середины XIV века и быстро распространились по территории страны. Одной из важнейших его работ было создание шестигранной кафедры из мрамора для баптистерия в Пизе.

Литература

Знаменитый поэт Петрарка в комедии «Филология» использовал новый стиль сонета, который после него использовал Шекспир. Писатель и философ Никколо Макиавелли в книге «Государь» размышляет о ценностях и методах управления страной. Идеи Макиавелли использовались многими политиками в последующие столетия, востребованы они и в наши дни.

Наука и техника

Эпоха Ренессанса оказалась чрезвычайно благотворной и для развития науки и техники. Галилей внёс несравненный вклад не только в развитие астрономии, но и в восприятии людьми нашего мироздания. Гораздо позднее физик Вольт много работал с электричеством, создавая батареи, а Энрико Ферми внёс огромный вклад в разработку квантовой теории. Ещё стоит отметить математика Лагранжа и сделавшего доступным к использованию принцип радио Маркони, который получил за это Нобелевскую премию.

Музыка

В итальянской музыке в разное время использовались разные стили: её вершиной были оперы выдающихся композиторов XIX века, в XX веке на смену опере пришла экспериментальная музыка и слащавая «попса». Традиционная народная итальянская музыка невероятно разнообразна по причине этнического разнообразия страны. Современная музыкальная инфраструктура Италии очень развита, здесь много не только концертных залов, театров и консерваторий, но и студий звукозаписи, телевизионных и радиостанций, центров изучения музыки. В стране проводится много музыкальных фестивалей, поэтому музыкальная жизнь страны необычайно оживлённая. А Миланский театр «Ла-Скала» продолжает оставаться эталоном оперной музыки.

Мода

Значение моды для итальянского общества также трудно переоценить. Стоит перечислить лишь названия таких домов моды, как Армани, Бриони, Гуччи, Прада, Валентино, Версаче, как станет ясно, кто задаёт тон в мировой моде. Неслучайно Милан является неофициальной мировой столицей моды и дизайна.

Религия

Расположенный в Риме Ватикан является средоточием всего католического мира и статус «государства в государстве». 92% итальянцев являются католиками. Для страны церковь по-прежнему имеет большое значение, в том числе и политическое. Современные отношения между церковью и государством регулируются на основе принятого в 1984 году закона о новом конкордате. Католическая ветвь христианства имеет в Италии явный приоритет, дистанцируясь от «некатолических» конфессий – иудейских, протестантских, мусульманских, хотя тем и предоставлены равные права с католиками.

Государственный язык

93% населения Италии говорит на итальянском языке. Но половина жителей помимо него в равной степени пользуется региональными диалектами.

Распечатать Оценить!

Поставьте свою оценку!

0

10101 Читайте также:

Комментарии

Идёт загрузка...

it.rukivnogi.com

Культура Италии от А до Я

Италия – самая настоящая сокровищница культурных достижений человечества. Невозможно представить эту страну без знаменитого Колизея, падающей Пизанской башни, величественных соборов и церквей, уникальных музеев, галерей, монументов, фонтанов и пр. Культура Италии многогранна и разнообразна, ее история началась много веков назад, и с каждым годом эта сфера жизни государства становится еще шире и интереснее.

Страницы истории

культура Италии

Территория современной Италии в различные периоды истории служила местом поселения многих народов. Так, много веков до нашей эры на территории современной Тосканы проживали этруски, а солнечная южная часть Апеннин была облюбована греческой цивилизацией. Несомненно, разносортный этнический состав итальянских жителей наложил свой отпечаток на культуру страны.

Становлением итальянской культуры принято считать период появления цивилизации Древнего Рима. Этруски оставили после себя немало культурных и исторических памятников: некрополи, руины городов, предметы быта, статуэтки, фрески и многое другое. В царский период (VIII-VI века до н.э.) были созданы известные на весь мир «Законы двенадцати таблиц» и построены Великая клоака (сточный канал, действующий до сих пор), храм на Капитолий, первый цирк. В период Республики (V-I века до н.э.) были основаны Фламиниева и Аппиева дороги, возведены многочисленные форумы, термы, храмы, административные здания (их руины можно встретить во многих городах Италии). Однако большая часть исторических памятников культуры Древнего Рима была создана в период Империи. К ним относятся римский Колизей, храм Пантеон, большое количество акведуков, триумфальных арок, терм, амфитеатров, вилл, колонн, дворцов и пр. Помимо архитектуры культура древних римлян включала в себя прозу и поэзию, традиционную музыку, театральное мастерство, различные виды художеств (от простеньких орнаментов до скульптурного портрета).

Исчезновение империи Древнего Рима (476 год) принято считать временем упадка культуры Италии. Признаки духовного возрождения появились спустя шесть столетий, а его расцвет датирован историками XIII-XIV веками. Кроме того, искусствоведы выделяют так называемую «Эпоху Италии». Она относится к итальянской эпохе Возрождения и делится на три периода:

  • Проторенессанс, который в свою очередь делится на две составляющие:
  1. Дученто, который считается основоположником Ренессанса. Этот период датирован XIII-началом XIV века.
  2. Треченто – наследник Проторенессанса. Этот исторический промежуток датирован XIV веком.
  • Кватроченто, он же Ранний Ренессанс, появившийся в XV веке.
  • Чинквеченто – знаменитая эпоха Ренессанса. Она делится на два периода:
    1. Высокое Возрождение – считается классическим периодом Ренессанса и датирован концом XV – первой четвертью XVI века.
    2. Позднее Возрождение – то же Высокое Возрождение, ключевым стилем которого является маньеризм. Этот период характерен для Венеции и завершается в конце XVI века.

    Каждый исторический период истории итальянской культуры имеет свои особенности.

    Дученто тесно связан с периодом Средневековья, для которого характерны византийские, готические и романские традиции. В искусстве проторенессанса четко прослеживаются зачатки тенденций к наглядному и чувственному изображению реальности, возникновение интереса к античной эпохе, светскость. В живописи описанного периода возникает материальная убедительность форм, осязательность предметов. Для архитектуры характерны спокойствие и размеренность, а для скульптуры пластическая мощь. Самыми яркими представителями проторенессанса являются архитектор Арнольфо ди Камио, скульпторы Николло и Джованни Пизано, художники Джотто, Амброджо Лоренцетти, Пьетро Каваллини, поэт Данте Агильери.

    Это интересно! Период проторенессанса характерен только для Италии. Это течение существовало только в Риме и Тоскане.

    Период кватроченто совпал с бурным экономическим подъемом Италии. Торговая, промышленная и ростовщическая деятельность требовала наличия знаний, поэтому в это время развивались точные науки, математика, естествознание. Получая немалую прибыль, богатые и знатные люди строили пышные дворцы и загородные резиденции, украшали их наилучшими произведениями искусства. Формирование новой идеологии привело к увеличению числа образованных и творческих людей: нотариусов, врачей, историков, философов, музыкантов, архитекторов, художников и пр. Человек стал рассматриваться как индивидуальность, состоявшаяся личность с набором индивидуальных качеств. В период кватроченто появились идеи гуманизма, человеческая душа и тело были признаны гармоничными и едиными. Центром искусства Раннего Ренессанса признаны Венеция и Флоренция. Самыми яркими представителями кватроченто являются литераторы Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, скульптор Донателло, художники Мазаччо и Сандро Боттичелли, архитекторы Леон Батиста Альберти, Филиппо Брунуллески, Леонардо да Винчи, Микеланждело, Рафаэль и др.

    Это интересно! Период кватроченто считается временем расцвета итальянской живописи, архитектуры и скульптуры.

    Чинквеченто, или период Ренессанса, совмещает в себе сразу несколько составляющих, к которым относятся гуманизм, вера в разумное устройство реальности, творческие силы человека, возвышение героического подвига и гражданского долга. В то же время происходит гармоничный вид синтеза нескольких разновидностей искусства, в котором четко прослеживается равноправие живописи и скульптуры по отношению к ранее доминирующей архитектуре. Снятие этого подчинения привело к возникновению новых жанров, таких как пейзаж, портрет, историческая живопись. В различные периоды времени центром культуры Италии считались разные города: в конце XV века – Флоренция, в первом десятилетии XVI века – Рим, позже – Венеция. Самыми известными мастерами периода чинквеченто относятся Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Веронезе, Тициан, Тинторетто и др.

    Это интересно! В переводе с итальянского Чинквеченто означает пятьсот.

    XVI век в истории искусства Италии связан с эпохой маньеризма. Искусствоведы называют его антиклассическим течением, которое сложилось в 20-х-90-х годах XVI столетия. Маньеризм отказывается от гармонии между человеческим телом и разумом. Новый стиль представляет мир шатким, распадающимся и неустойчивым. Образы, созданные творцами-маньеристами, содержат в себе обеспокоенность, тревогу, напряженность, а также особый художественный прием или манеру, делающую творение чем-то сказочным и нереальным. Мастер отходит от реалистичных принципов искусства и внедряет в создаваемый образ свою «изюминку». Например, использует яркие или холодные цвета красок, добавляет необычные ромбовидные или змеевидные ритмы, произвольно вытягивает формы, подчеркивает фантастичность света и пространства, вводит ассиметричные компоненты. В начале маньеризм встречался только в живописи, а в 40-х годах XVI века появляется также в архитектуре и скульптуре. Самыми известными творцами-маньеристами являются Якопо Понтормо, Пармиджано, Аньоло Бронзино.

    Это интересно! Изначально маньеризм считался придворно-аристократическим течением в искусстве. Его родиной являются герцогства Феррары, Пармы, Модены и Мантуи. Основная часть произведений искусства в стиле маньеризм находилась во владении светской и церковной аристократии. Спустя несколько лет это течение утвердилось в Риме и Флоренции.

    Знаменитый стиль барокко родился и развивался в Италии. Художественными центрами этого течения в искусстве считают Мантую, Рим, Флоренцию и Венецию. Именно здесь появились первые барочные работы в скульптуре, архитектуре и живописи. Специалисты считают барокко кризисным стилем, появившимся из-за рождения маньеризма и постепенного отхождения от принципов гуманизма. Несмотря на мрачные и нереалистичные образы творцов-маньеристов, люди не перестали наслаждаться дарами природы, искусства и жизни в целом. Эпохе барочного искусства сопутствовали не самые радостные периоды европейской жизни: засилье инквизиции, Контрреформация, работорговля, вездесущее насилие и пр. Тем не менее, вычурность, пышность и элегантность всех разновидностей искусства выдавало истинные желания людей и аристократии.

    Барочная эпоха началась в конце XVI века, однако «отцом» этого стиля считают Микеланджело Буонарроти, творившего еще в период Возрождения (чинквеченто). Для его творений характерны сверхчеловеческий размер, усиление зданий исполинским орденом, удвоение колонн и пилястр, широкое применение карнизов. Барочные произведения искусства (в том числе архитектура) отличаются контрастностью, буйством красок, великолепием, экстравагантностью орнамента, контрастами объемов, изумительными эффектами цвета и светотени, ассиметрией созданных конструкций.

    Это интересно! В эпоху барокко появилась известнейшее музыкальное течение опера.

    В начале XVIII века искусство Италии находилось во власти позднего барокко. Только в этой стране оно смогло продержаться так долго. Стиль уже начал терять свою правдивость, в творениях мастеров этого времени можно увидеть усталость, бравурность, накопление кризисных черт, неискреннюю патетику. Тем не менее в работах некоторых провинциальных художников и декоративных живописцев имеются некоторые обновления, где образы рассказывают о чувствах человека, истории и природе. Самыми яркими творцами эпохи позднего барокко являются Карло Маратта, Витторе Гисланди, Джованни Батиста Тьеполо, Креспи.

    Это интересно! Эпоха позднего барокко ознаменовалась переходом центра духовной жизни Европы во Францию.

    Следующий этап истории культуры Италии связан со стилем рококо. Итальянцы принимали активное участие в зарождении и развитии этого течения. Для рококо характерны роскошь и желание испытывать наслаждения каждый миг. Поэтому дворцы этого периода имели роскошные интерьеры, дамы одевались в пышные платья, стали использовать большое количество косметики. Именно в это время стало модным «носить» мушки на лице. Помимо создания великолепных интерьеров, течение рококо внедрилось и в тематическую живопись, портрет, архитектуру, скульптуру. Большая часть зданий была украшена скульптурными композициями и орнаментами в форме раковины. Также ему сопутствовало развитие ювелирного дела, рисования гобеленов, ткачества и производства мебели. Художники названного течения изображали на полотнах различные увеселительные мероприятия: театральные представления, праздники, влюбленные пары, персонажей из мифологии, а на портретах все лица представлены улыбающимися и счастливыми.

    Это интересно! Несмотря на праздное настроение, бытующее в искусстве Италии в эпоху рококо, в обществе существовало немало проблем, главными из которых были бедность, высокая заболеваемость жителей сифилисом и туберкулезом, а также смертность.

    После непродолжительного культурного спада Италия вновь возвращает себе статус центра культуры Европы. Это событие произошло в первой четверти XVI века и имеет прямое отношение к развитию стиля классицизм. В это время наблюдается уменьшение ценности истории – она становится обычным теоретическим идеалом и научным объектом, на первое место выходят бытовые проблемы общества. Из-за переезда многих талантливых архитекторов в европейские государства в Италии резко сократились строительные работы. Уже в конце периода позднего барокко наблюдается отхождение от чрезмерного количества пышных форм и декора в архитектуре зданий, и проскальзывает новый стиль, имеющий ряд сходств с классицизмом – неоклассицизм.

    Лучшими мастерами эпохи классицизма признаны живописцы Андреа Аппиани, Помпео Батони, Винченцо Камуччини, скульптор Антонио Канова, архитектор Луиджи Ванвителли.

    Это интересно! По сравнению с другими европейскими государствами в Италии находится не так много образцов классицизма.

    Середина XIX века для Италии ознаменовалась возникновением конфликта с Австрийской империей. Не меньшие изменения претерпело и искусство страны. Период с 1789 по 1870 год называется Рисорджименто, что в переводе означает «обновление». Возникли такие стили как Арте повера, футуризм, трансавангард, маккьяйоли, академизм, новеченто. После объединения Италии мастера из Флоренции решили создать новое творческое объединение, которое не было похоже на стили классицизм, академизм, романтизм. Так возникла новая эпоха итальянской культуры, которую относят к течению реализма и импрессионизма. Художники из флорентийского общества поставили себе цель обновить живопись, сделать ее более современной и реалистичной. Творения мастеров этого времени не содержат сюжеты из литературных произведений и мифологических рассказов.

    Не менее интересны работы скульпторов XIX века. Основная часть скульптур посвящена королю Виктору Эммануилу, известным личностям Италии: литераторам, ученым, архитекторам, живописцам (Джотто, Джузеппе Гарибальди, Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль и пр.). По мнению специалистов, большая часть работ была помпезной и маловыразительной.

    В XX веке культура Италии вновь подверглась влиянию трагических событий государственной и мировой истории, что повлекло за собой распространение разрушительных и авангардных тенденций. Культурным центром, в котором преобладал стиль авангард, являлся Париж. Также здесь творили мастера символисты, сюрреалисты, кубисты и пр. Через некоторое время все эти стили появились и в Италии. Среди самых известных итальянцев-авангардистов находятся Умберто Боччони, Джино Северини, Джакомо Балла, Карло Карра.

    В дальнейшем искусство обратилось к эпигонским и абстракционистским направлениям. В то же время возникает немало мелких художественных направлений, которые поддержали аристократы, аукционеры, буржуазные дельцы и пр. Для них такое творчество стало одним из способов получения неплохой прибыли. Мировые войны, происходившие в XX веке, стали причиной переноса культурного центра из Франции в США и Англию.

    Также хочется отметить период правления Бенито Муссолини. В 60-х годах прошлого века в городах появилось много сооружений, которые имеют разную степень ценности. Благодаря новому правительству, состоявшему из высококультурных и образованных политиков, в Италии удалось сохранить большое количество исторических и культурных памятников прошлого страны.

    Это интересно! В XX веке итальянские скульпторы продолжали творить в стиле реализм. К ярчайшим представителям этого направления относятся Джакомо Манцу, Ренато Гуттузо, Эмилио Греко, Аугусто Мурер и др.

    Итальянское искусство

    Расцветом художественного величия страны считается XIV век. Именно в это время творил величайший ученик флорентийской школы искусств Джотто ди Бондоне. Он отказался от утвердившейся византийской манеры живописи и стал создавать свои шедевры в своеобразной натуралистической манере. На созданных им фресках в Ассизи, Флоренции, Равенне можно увидеть эмоциональность и естественное тепло изображенных фигур. Не менее великими последователями Джотто являются флорентийский скульптор Лоренцо Гиберти и живописец Фра Анжелико.

    Следующий период итальянского искусства тесно связан с Флоренцией, т.к. именно этот город стал средоточием культуры государства. В этот период творил великий Донателло, создавший стоящую обнаженную скульптуру впервые со времени древних римлян. Архитектор Филиппо Бренеллески отличился тем, что перенес стиль Ренессанса в облик зданий, мастера Фра Филлипино Липпи и его наследник создавали картины, связанные с религиозными сюжетами. Искусство графики было развито благодаря таким мастерам как Сандро Боттичелли и Доменико Гирландайо.

    XV-XVI века связаны с именами Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти и Рафаэля Санти. Первый мастер связал свою жизнь со многими видами деятельности, в том числе с изобразительным искусством. Его великолепные работы Мона Лиза и Тайная вечеря входят в число шедевров мировой живописи. Микеладжело Буонаротти известен как архитектор, живописец и скульптор. Именно он является автором проекта купола римского собора св. Петра, росписей потолка в Сикстинской капелле и скульптур Моисей, Давид, Пьета. Рафаэль прославился как истинный живописец эпохи Возрождения. К лучшим работам итальянского мастера относятся св. Георгий и дракон, Сикстинская Мадонна.

    В Венеции культурный «бум» наступил позже и имел другое воплощение. Мастера из этого итальянского города писали яркие полотна, на которых прослеживается кипение жизни, буйство красок и эмоциональная насыщенность. Великий венецианец Тициан первым использовал свободное творчество тонким красочным хроматизмом и открытым мазком. Вместе с Тицианом в это время творили Тинторетто, Джорджоне, Паоло Веронезе и Пальма Веккио.

    В XVII веке самым известным мастером был Джованни Лоренцо Бернини – архитектор и скульптор, создавший большое количество римских статуй и проект колоннад на площади перед римским собором св. Петра. Живопись этого времени обогатилась новыми направлениями благодаря инициативе Каррачи и Карваджо.

    В XVIII-XIX веках в Италии творили многие известные мастера, внесшие свой вклад в развитие искусства государства на Апеннинах. К ним относятся пейзажист Каналетто, художник Джованни Батиста Тьеполо, гравер Джованни Батиста Пиранези, скульптор Антонио Канова и др.

    XX век в искусстве Италии связан с творчеством сюрреалистов, футуристов, кубистов и пр. Например, художник Амадео Модильяни представил миру свое меланхоличное творение, на котором изображены обнаженные люди с интересными миндалевидными глазами и овальными вытянутыми лицами. Также искусство прошлого века тесно связано с живописцами Филиппо де Писис, Джорджо де Кирико, Карло Карра, Умберто Боччони и др. После Второй мировой войны в Италии появились художники, пишущие свои картины в стиле абстракционизм. Эмилио Ведова, Альберто Бурри и Лучо Фонтано стали родоначальниками стиля, называемого «искусством нищеты».Все составляющие итальянского искусства — будь то архитектура, живопись или скульптура, являются беспрецедентными творениями, вызывающими восхищение у жителей и гостей страны не одно столетие.

    Итальянская литература

    Литераторы из Италии являлись малоизвестными личностями в Европе. Дело в том, что итальянцы использовали латынь в качестве литературного языка до XIII века. Разговорный язык государства постепенно и очень медленно внедрялся в литературу. В XIII веке в Умбрии слагались стихотворения, связанные с религией, а в Палермо при дворе Фридриха II сочинялась поэзия в лучших традициях придворной любовной лирики. Основы итальянского литературного языка были заложены в Тоскане. Выдающимся поэтом того времени был Данте Агильери – флорентинец, написавший известную всему миру «Божественную комедию». Его не менее известным последователем стал Франческо Петрарка – создатель лирических сонетов и стихотворений, а также Джованни Боккаччо – автор новелл Декамерон.

    Это интересно! Латинский язык использовался в Италии вплоть до XVI века.

    В XVI веке выдающимися итальянскими поэтами были Торквато Тассо, написавший поэму «Освобожденный Иерусалим», и Лудовико Ариосто – автор поэмы «Неистовый Роланд». В XVIII веке итальянская литература вновь встретилась с жанром классическая трагедия, ярким представителем которой стал Витторио Альфьери, с течением комедия в лице Карло Гольдони и поэзией Джузеппе Парини. XIX век для Италии связан с реформами, борьбой за освобождение, изменением настроений народа. Такое состояние социума отразилось и на литературе. Поэт Джакомо Леопарди, романист и поэт Алессандро Мандзони стали основными рассказчиками этого времени. После них, уже в объединенной Италии, творил известный поэт Джозуэ Кардуччи.

    Это интересно! Джозуэ Кардуччи получил Нобелевскую премию за научную работу в изучении итальянской истории, а также за свои талантливые поэмы и стихотворения.

    В XX веке литература Италии обогатилась новыми стилями. Литераторы стали писать в традициях реализма и неореализма, авангардизма и неоавангардизма. Многие писатели создавали юмористические сатиры, исторические романы, повести о Родине и др. Наиболее известными итальянскими литераторами XX века были Луиджи Пиранделло, Джованни Гуарески, Карло Кассола, Итало Кальвино, Джузеппе Томази ди Лампедуза, Джорджо Басани, Диего Фаббри, поэт Филиппо Томмазо Маринетти и др.

    Итальянская музыка

    Музыка в Италии всегда была на высоте. Уже в IV веке, когда в церковном пении был распространен церковный стиль, итальянские музыканты были лидерами в создании и дальнейшем развитии новых разновидностей вокала. Именно в Италии был рожден мадригал – его создал друг поэта Данте Пьетро Казеллы. Не менее развитой была церковная музыка. В эпоху Возрождения творил великолепный композитор Джованни Пьерлуиджи де Палестрина, создавший мотеты и мессы, используемые в соборах, храмах и церквях до сих пор.

    Кроме того, в XI веке была изобретена система нотного письма, которая предшествовала современной грамоте в музыке. В XVII веке Антонио Вивальди и Арканджело Корелли создали новый музыкальный стиль под названием кончерто гроссо.

    Также Италия подарила миру оперу. Ярчайшими представителями этого музыкального направления стали Якопо Пери и Клаудио Монтеверди. Опера являлась доминирующей формой музыки в Европе на протяжении всего столетия.

    Это интересно! Первая опера – Дафна Якопо Пери, была создана в 1594 году.

    XIX век стал для итальянской оперы периодом расцвета. В это время творили великие композиторы Винченцо Беллини, Джоаккино Россини, Гаэтано Доницетти. Популярность оперных произведений не угасала. В лучших театрах страны («Ла Скала в Милане, «Театро дель Опера» в Риме) проходили наилучшие оперные спектакли. Великолепные сезоны оперы проводились во многих итальянских мегаполисах: Неаполе, Венеции, Турине, Палермо, Болонье, Флоренции.

    В Италии работало много талантливых оперных певцов, среди которых всем известный Лучано Паваротти, Рената Тибальди, Тито Скипа, Энрико Карузо, Джузеппе Таддеи и др.

    Итальянский кинематограф

    Стабильное развитие кинематографа в Италии началось после окончания Второй мировой войны. Именно в это время итальянское кино получило всемирное признание и возникло национальное направление под названием неореализм.

    Первыми известными кинокартинами итальянских режиссеров стали «Рим – открытый город», снятый в 1945 году Роберто Росселини, «Дорога», показанный зрителям в 1954 году и снятый режиссером Федерико Феллини. В 50-х-60-х годах прошлого века итальянское кино ощутило на себе серьезное влияние обновленного кинематографа Франции. К новым фильмам итальянских режиссеров относятся «Приключение» (1961) -режиссер Микеланджело Антониони, «Сладкая жизнь» (1960 год) режиссера Феллини и «Генерал делла Ровере», снятый в 1959 году Роберто Росселини.

    Позже в кинематографе Италии появляются жанры сатиристичекая комедия, фантастика, историческое кино. На всем протяжении XX века итальянские режиссеры, сценаристы и актеры не переставали радовать шедеврами киноискусства зрителей не только своей страны, но и всего мира.

    Помимо перечисленных выше составляющих культура Италии также включает в себя национальные традиции, религию, футбол, моду и др. Итальянцы свято чтут и оберегают свои исторические памятники, произведения искусства, культурные и семейные ценности, уважительно относятся к церкви. Побывав в Италии, вы заметите, что жители этой страны образованные и культурные люди, которым хорошо известна не только история их государства, но и самые заковыристые правила этикета.

    italynow.ru

    население, язык, религия, архитектура, искусство,традиции,музыка

    Италия внесла большой вклад в становление западной цивилизации. На протяжении сотен лет она была центром обширной Римской империи. Папская область образовалась в Риме ещё в 8 в., а позже город стал мировым центром римско-католической церкви. С наступлением эпохи возрождения, в период просветления, который положил конец средневековым временам, итальянцы внесли большой вклад в интеллектуальное и художественное развитие западного мира. Италия по-прежнему сохраняет большую часть своего благородного прошлого в городах, музеях и руинах, чем привлекает иностранных туристов больше, чем любая другая страна мира.

    Итальянская культура, равно как и её история - пропитана духом вечностиИтальянская культура, равно как и её история - пропитана духом вечности

     

    Эпоха Ренессанса в итальянской культуре

    Итальянцы, опытные и плодовитые в таких культурных областях, как литература, музыка, архитектура и скульптуры, являются создателями мировых шедевров. В целом, это путь развития от периода Проторенессанса до Высокого Ренессанса.  

    Настоящее развитие культуры в Италии началось главным образом в эпоху Возрождения, которая инициировала общую революцию в различных культурных сферах по всему миру. Влияние Ренессанса в Европе сильно ощущается и на итальянском полуострове. В результате в этот период произошли некоторые радикальные изменения, которые затронули воображение, творческий потенциал и интеллект человека в целом. Это резкое, но очевидное преобразование было непосредственно поглощено населением и нашло воплощение в последующих работах.  

    Эпоха возрождения Италии делится на несколько этапов: дученто, кватроченто и чинквеченто, каждый из которых занимает свой век и имеет особые культурные черты.  

    Живопись

    Изобразительное искусство в Италии существует с древних времен до настоящего времени. В Древнем Риме Италия была центром искусства и архитектуры. Во время Готических и Средневековых периодов существовало множество талантливых итальянских художников. Эпоха процветания пришлась на период Ренессанса. Более поздние стили в Италии включили в себя такие направления, как Маньеризм, Барокко, Рококо. Футуризм начал развиваться в стране в 20-ом столетии. Флоренция - известный город в Италии благодаря его художественным музеям.

     

    Творчество Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля и многих других прославленных итальянских художников и скульпторов – национальная гордость и неоценимый вклад в мировую культуру. Туристы и сейчас могу любоваться росписью потолка Сикстинской капеллы в Ватикане,

    Потолок в Сикстинской Капелле, МикеланджелоПотолок в Сикстинской Капелле, Микеланджело  

    портретом известной на весь мир Джоконды (или Мона Лизы) в Парижском Лувре

    "Мона Лиза" Леонардо да Винчи"Мона Лиза" Леонардо да Винчи  

    и «Сикстинской Мадонной», выставленной в Германии в Галерее старых мастеров.

    "Сикстинская Мадонна" Рафаэль"Сикстинская Мадонна" Рафаэль

    Архитектура

    Первичное значение архитектуры имело религиозный оттенок. Первая архитектура была датирована ещё эпохой Древнего Рима, которая отличалась грандиозными и монументальными сооружениями. На сегодняшний день античные руины являются ярким напоминанием и итальянцам, и туристам о былой великой империи: это и храмы, воздвигнутые в честь древних Богов, и Пантеон,

    Пантеон - храм всех БоговПантеон - храм всех Богов

     

    и Колизей.

    Колизей - амфитеатр со времён Римской ИмперииКолизей - амфитеатр со времён Римской Империи  

    В 11 в. наметилось романское течение в архитектуре, сооружения которого выступали сильным контрастом своим праздничным видом по-настоящему мрачной эпохе. На смену Романскому стилю пришла Готика: церкви Сан-Петронио

    Церковь "Сан-Петронио" была основана в 1390 г.Церковь "Сан-Петронио" была основана в 1390 г.  

    и Сан-Франческо,

    "Сан-Франческо" является главным храмом ордена францисканцев"Сан-Франческо" является главным храмом ордена францисканцев  

    дворец Дожей в Венеции

     "дворец Дожей! - яркий пример готической архитектуры "дворец Дожей! - яркий пример готической архитектуры  

    и палаццо Веккьо.

    Могущественное палаццо Веккьо.Могущественное палаццо Веккьо.

    Конец 14 в. знаменовался эпохой Возрождения, когда все общественные и жилые здания стали строиться на светский манер. Им присуща изящность и красота с некими элементами античности. К этому периоду относят: Сикстинскую капеллу в Риме,

    Сикстинская капелла в РимеСикстинская капелла в Риме  

    палаццо Питти во Флоренции

    "Палаццо Питти" расположен на одноимённой площади Флоренции"Палаццо Питти" расположен на одноимённой площади Флоренции  

    и церковь Мадонны да Кариньяно в Генуе.

    Церковь Мадонны да Кариньяно расположена в ГенуеЦерковь Мадонны да Кариньяно расположена в Генуе

     

    Скульптура

    Отцом школы скульптуры признан итальянский мастер Никколо Пизано. Он создал огромный фундамент для дальнейшего развития этого вида культуры. Его учение, просуществовавшее до середины 14 в., быстро распространилось по всей территории страны. Одной из самых ярких работ Пизано является Шестигранная мраморная кафедра в Пизе.

    Шестигранная кафедра - выдающийся архитектурный памятник эпохи ренессансаШестигранная кафедра - выдающийся архитектурный памятник эпохи ренессанса

     

    Литература

    Новая выдающаяся форма поэтического стиля, называемая «Сонет», была введена знаменитым итальянским поэтом Петраркой (комедия «Филология»), которая впоследствии была перенята Шекспиром.

    Петрарка открыл миру сонетПетрарка открыл миру сонет  

    Философ и писатель Никколо Маиавелли в своём литературном произведении «Государь» предложил передовые методы управления страной. Его работы существенно изменили политические взгляды, царившие в тот период времени. 

    Наука и техника

    Между тем, прогресс в области науки и техники был в самом разгаре в период Возрождения. Огромный вклад в области астрономии внёс Галилео Галилей.

     Галилео Галилей родился и вырос в ИталииГалилео Галилей родился и вырос в Италии  

    Известный физик Ферми изучил квантовую теорию, в то время как вопросами, связанными с электрической батареей был занят Вольт. Математик Лагранж и лауреат Нобелевской премии Маркони (изобрел радио) внёс существенный вклад в культурное развитие Италии.  

    Музыка

    Музыка традиционно была одним из самых больших показателей того, что по-настоящему означает понятие «итальянский» и занимает важную позицию в обществе и даже в политике. Итальянская музыка имеет широкий диапазон стилей: от её прославленной оперы к современной экспериментальной и классической музыке,

    Сальваторе Личитра - известный итальянский оперный певецСальваторе Личитра - известный итальянский оперный певец  

    от традиционных мотивов этнически разнообразных регионов к большому выбору отечественной и иностранной популярной музыки. Сегодня вся инфраструктура, которая поддерживает музыку как профессию, очень обширна в Италии: консерватории, оперные театры, радиостанции и телевизионные станции, студии звукозаписи, музыкальные фестивали и важные центры музыковедческого исследования. Музыкальная жизнь в Италии остается чрезвычайно активной. В Милане находится всемирно известный оперный театр «Ла Скала», который признан мировым сердцем оперной культуры.

    Здание оперы "Ла-Скала"Здание оперы "Ла-Скала"  

    Мода

    Мода является еще одной важной частью итальянского общества. Такие итальянские дизайнеры, такие как Brioni, Armani, Prada, Gucci, Versace, Valentino (и это лишь малая их часть) считаются одними из самых лучших в мире.

    Показ мод в МиланеПоказ мод в Милане  

    Милан занимает почётное место среди престижных и важных центров мировой моды.

     

    Религия

    Италия, а если быть конкретнее, то Ватикан – является центром католического мира.

    Италия - католическая странаИталия - католическая страна  

    92% итальянцев исповедуют католицизм. Церковь имеет огромное значение для страны: не только религиозное, но и политическое, так как она имеет официальный статус отдельной единицы. Государство и церковь регулирует между собой отношения, опираясь на закон "Нового Конкордата, выпущенный в 1984 году.

    Помимо этого государство Италии делит религию на «католическую» и «некатолическую». Во вторую группу попадают протестантские, еврейские и мусульманские общины. Они имеют такие же права, как и католики.

     

    Национальный язык

    Национальный язык Италии - "итальянский"Национальный язык Италии - "итальянский"

     

    Официальный язык – итальянский, на котором говорят 93% населения. 50% также могут говорить на региональных диалектах, как на своём родном языке. Многие из них не разборчивы и признаны лингвистами, как отдельные языки. Но статус официальных они так и не получили. Например, на северо-востоке Италии около 600.000 человек говорят на «Фриули».

     

    Семейные ценности

    Итальяцы придают семье очень важное значениеИтальяцы придают семье очень важное значение Семья для итальянцев имеет первостепенное значение: является центром социальной структуры и оказывает стабилизирующее влияние на ее членов. Итальянцы обычно имеют не больше 1-2 детей и к их шалостям относятся более чем спокойно. Итальянские мужчины имеют очень прочную родственную связь с матерью даже по достижению им зрелого возраста. Поэтому картина, когда 30-летний итальянец живёт с мамой, походит уже на устойчивое правило. Истинные итальянки – те ещё актрисы. Они всегда «правят балом», но делают вид, что хозяин дома – мужчина.

     

     

     

    Поделиться с друзьями:

    www.viaggitalia.ru

    Культура Италии как часть мировой культуры

    Италия – страна, подарившая миру огромное количество гениальных художников, мыслителей, композиторов и поэтов. Культура Италии считается неотъемлемой частью общемировой культуры, поскольку многие достижения итальянцев в музыке, архитектуре, театре и живописи оказали значительное влияние на формирование культурных особенностей соседних стран.

    Еще до образования Древнего Рима на территории современной Тосканы возникли национальные традиции этрусков, положившие начало зарождению итальянской культуры в целом. Падение Римской империи повлекло за собой ее упадок, и только лишь в середине 11 века культура Италии обрела свое второе рождение. Расцвет итальянской архитектуры, живописи и музыки приходится на 14 век, оставивший миру много известных имен.

    В основе понятия «культура Италии» выделяют три наиболее важных временных периода:

    • Эпоха, предшествующая Возрождению и носившая название Проторенессанса (13-14 века). Из известных имен того времени до нас дошли такие имена, как Данте Алигьери (поэт, основоположник литературного итальянского языка, автор «Божественной комедии»), Франциск Ассизский (известный деятель католической церкви), Марко Поло (путешественник и первооткрыватель из Венеции) и другие.
    • Ренессанс или эпоха Возрождения (конец 14-16 веков) известен следующими именами творцов культуры: Леонардо да Винчи (великий ученый, изобретатель, художник, скульптор), Джордано Бруно (философ, поэт, пропагандист материализма), Никола Макиавелли (мыслитель, философ, писатель, видный политический деятель), Микеланджело (живописец, поэт, архитектор, скульптор), Галилео Галилей (ученый, астроном и философ) и другие.
    • Эпоха Высокого Возрождения (конец 16 – 17 веков) стала своего рода переходным периодом от античных времен к современности. В начале 17 века культура Италии претерпевает значительные изменения, Ренессанс постепенно уступает место новому архитектурному и художественному стилю под названием «барокко», что в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы». Барокко стало не просто новым направлением в искусстве и культуре Италии. Барокко в более широком смысле – это особая наука, философия, мировоззрение человека нового времени. Человек эпохи барокко отвергает отождествляемую с бесцеремонностью, дикостью и невежеством естественность. Итальянский мужчина 17 века это непременно хорошо одетый, надушенный дорогими духами джентльмен, обладающий уверенностью в себе и спокойствием. Женщина периода барокко дорожит бледностью своего лица, не выходит в свет, не затянув талию в корсет и не надев каблуки. Основными увеселительными мероприятиями конца эпохи Высокого Возрождения стали пришедшие на смену паломничеству к святым местам прогулки по паркам и садам, балы и маскарады, рыцарские турниры сменились обычным катанием на лошадях и играми в карты.

    Несмотря на небольшие размеры страны каждая из ее провинций имеет свои неповторимые традиции. Самым «итальянским» городом принято считать Флоренцию. В ней, как ни в одном другом уголке страны, отражается национальная культура Италии. Стоит только однажды прогуляться по многочисленным узким улочкам города, чтобы уловить особую атмосферу его жизни. Флоренция подарила миру такие имена, как Никола Макиавелли, Марко да Гальяно, Микеланджело, Данте Алигьери, Леонардо да Винчи.

    Богатое многовековое наследие предков, а также современная культура Италии привлекает в эту страну огромное количество путешественников, историков и ценителей высокого искусства. Сегодня Италия является одной из самых посещаемых туристами стран, а ее богатые культурные наследия хранятся не только в национальных музеях страны, но и в лучших галереях мира.

    fb.ru

    Культура и население в Италии. BestTur.net

    Италия: культура, кухня, обычаи, традиции, религия и население.

    Культура и население Италии с давних времен и по сей день являются центром мирового культурного наследия. Грандиозные скульптуры и архитектура, шедевры живописи и литературы, огромное музыкальное наследие - все это подарила Италия мировому искусству.

    Италия очень гордится тем, что предками итальянцев были древние римляне. Но все же это не совсем так.

    Например есть областные различия, в основном через влияние культур разных соседних народов. Это заметно в местных празднованиях и фестивалях, произношении речи и музыке, а так же в кухне. Но несмотря на все это, италийская культура пропитана просвещенным духом изысканности, характерным древнему народу Римской империи.

    Население и культура Италии занимают важное место в развитии государства, так как если народ духовно и морально обогащается страна процветает. Культура Италии грандиозная и яркая. За свою многовековую историю множество писателей, художников, музыкантов и архитекторов Италии стали известными во всем мире. Население Италии насчитывает около 62 000 000 человек и все они хранят свои державные обычаи и традиции, что проявляется в разнообразных празднованиях и фестивалях. В Италии вас везде ждет история в виде древних достопримечательностей. Это старинные храмы, руины, колоны, склепы и могилы.

    Страна богата архитектурой барокко, но пик развития культуры Италии приходится на эпоху Возрождения. Именно это государство подарило миру таких великих творцов как Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль.

    Сказочные пейзажи Италии, древняя история и множество курортов - далеко не все достоинства этой замечательной страны. Славится она и своей великолепной кухней. Среди национальных блюд - огромное разнообразие макарон и спагетти, ризотто и пармезан, не менее разнообразные вина и множество других вкуснятин.

    besttur.net

    Культура и традиции Италии | Туристический портал

    Итальянцам трудно дать однозначную и емкую характеристику – это экспрессивный и противоречивый народ. Культура Италии представляет собой сложную смесь с большого количества этнических традиций. На протяжении многих тысяч лет территорию Италии заселяли разные народы которые оставили после себя удивительные традиции и культуру, другие прошли незаметно для истории Италии, но все племена и народности внесли свой вклад в формировании культуры и местного этноса и характерных черт итальянских жителей.

    Религия Италии

    Говоря о религии итальянских жителей, то следует запомнить, что итальянцы очень верующие люди. Почти 99% итальянцев исповедуют католическую веру. Все верующие должны платить папе «8% налог». Центр католицизма – это город-государство Ватикан, в котором находится резиденция Папы Римского, расположенный на холме «Монте-Ватикано».

    Италия – это страна, в которой католическая церковь является очень сильной и это совсем не удивительно ведь с 1929 по 1976 год католицизм являлся главной государственной религией Италии. На данный момент церковь в Италии отделена от государства и регулирует все отношения с помощью специальных законов и соглашений. Конституция страны делит религии на несколько категорий: католическая религия, с которой государство Италии заключает Конкордат и некатолическая религия. Конституция страны устанавливает, что все граждане Италии равноправны без различия религий, а все религиозные исповедания равны перед законом, также он содержит отдельные положения о католической церкви и других церквях, в том что католическая церковь и государство суверенны и независимы в каждой их сфере, а отношения между ними регулируются Латеранским договором.

    Религия в Италии воспринимается как нечто осязаемое и видимое, так как изображения всех святых, Мадонны и папы фигурируют также как и портреты мировых звезд футбола везде – в частных домах, общественных местах и персональных компьютерах обычных пользователей. Папа является единственным владыкой государства, и ввиду его большого статуса в Италии, его посещение разных городов вызывает намного больший интерес, чем посещение президента и премьер-министра страны. Папа считается единственной властью, которая может полностью заполнять огромные стадионы большим количеством людей и заставлять местные власти красить дома, чтобы различные непристойные надписи на них не смущали папу и других людей.

    Официальный язык в стране – итальянский, которые разделяется на три основных группы диалектов – центральный, южный и северный. Но диалектных языках в наше время говорят только пожилые люди, а молодежь в основном разговаривает на официальном языке страны, в которых иногда смешиваются диалектные элементы.

    В больших туристических центрах страны можно разговаривать по-английски или по-французски. Немецкий язык понимают люди, проживающие в предгорьях Альп и в северной Адриатике.

    Праздники Италии

    Все существующие праздники в Италии условно разделяются на две основных группы: гражданские и религиозные. Гражданские праздники разделяются на праздники, которые являются официальными выходными в государстве или нет.

    Религиозные праздники могут приходиться на точную дату или же могут быть подвижными, также как Пасха, которая каждый год меняет дату празднеств.Основные государственные праздники страны:26 декабря – День Св. Стефана25 декабря – Рождество Христово8 декабря – Непорочное Зачатие Девы Марии1 ноября – празднование Всех Святых2 июня – День празднования Республики1 мая – Международный День Трудящих25 апреля - День Освобождения Италии6 января – Крещение1 января – Новый Год

    С наступлением праздничных дней в Италии закрывают все государственные учреждения, магазины, банки, а транспорт ходит по специальному воскресному расписанию. Ежегодно празднуются в Италии карнавалы, которые привлекают большое количество туристов и собирают много людей, любителей ярких увеселительных зрелищ.

    Во время проведения венецианского карнавала все улицы заполняют жонглеры, фокусники, клоуны, акробаты, мимы, заклинатели змей и шпагоголотатели. В палаццо устраивают маскарадные балы. Основными атрибутами каждого карнавала является черный широкий плащ и белая карнавальная маска в сочетании с треугольной шляпой и шелковой накидкой. Участники карнавала перевоплощаются в коломбин и пьеро, рыцарей, ангелов и демонов, амазонок, турков, мавров и звездочетов.

    Каждый год в деревнях Италии отмечают день своих святых: в Милане – Амвросия, в Риме – Петра, в Турине – Иоанна.

    В июле и августе месяце многие предприятия и фирмы закрываются на каникулы. На Новый Год и Рождество и тоже могут не работать.

    Самые распространенные праздники имеют свои особенности, например, восьмого марта женщины дарят друг другу желтые мимозы, что принято считать гордостью своим высоким званием. Международный День Трудящих празднуется по-разному: одни участвуют в парадах, а другие проходят первое причастие. В День Всех Святых итальянцы посещают могилы своих родственников и оказывают почести умершим предкам. Следует заметить что многие могилы сделаны в несколько ярусов и людей хоронят почти друг на друга.

    Традиции и обычаи Италии

    Рождественские праздники жители Италии отмечают в домашнем кругу, а празднование Пасхи – со своими друзьями. Но с наступлением пасхального понедельника итальянцы устраивают семейный пикник со всеми своими родственниками. Даже если в этот день идет сильный дождь такой пикник все равно устраивают.

    Во многих городах Италии проводят так называемую «sagra», чествование какого либо композитора, спортивное событие, неделю сбора урожая винограда, присуждение премии имени местного политика или поэта. Такое мероприятие может даже принимать национальный размах празднеств, например праздник pa lio» (скачки), которые ежегодно проводятся в городе Сиене, а иногда остаются на местном уровне, когда местное население может заниматься своим любимым занятием – вкусно поесть и выпить в кругу близких родственников и друзей.

    Период начала отпусков у многих итальянцев приходится на август месяц, когда большие фирмы и предприятия закрываются, так как работать в такую сильную жару невозможно. Итальянцы большими семьями едут на отдых к морю или в горы. Жизнь людей, которые остаются в городах сильно осложняется, как раз в это время почти все магазины закрыты и иногда невозможно купить, даже самое необходимое.

    Следует заметить, что в стране многие местные жители имеют особые привилегии. К примеру, многие люди живут в специальных привилегированных районах, и платят местные налоги в минимальном размере, а некоторые и вовсе от освобождены от их оплаты.

    Те люди, которые имеет большую власть, например члены парламента, чиновники, начальники полиции ежемесячно получают самое высокое жалование. А также они имеют большое количество льгот и они даже не беспокоятся о билетах в театр или игры.

    Итальянцы очень гостеприимные люди, их общительность проявляется в отношениях друг к другу, а также в том, как они проводят свой отдых и досуг. Их художественная одаренность нашла отражение в архитектуре и изобразительном искусстве.

    Святое правило для каждого жителя Италии – это сиеста, то есть обед плавно переходящий в отдых, который длится с 13.00 до 16.00. В это жаркое время все магазины, банки и лавки закрываются, в это время даже не принято кому либо звонить, или назначать встречи.

    Культура Италии

    Культура Италии – это, прежде всего большое количество художников и их картин. В этой стране сосредоточено большое количество разных культурных ценностей. Известные мировые писатели начиная от Овида, Вергилия, Ливия, Хорака и Цицерона и заканчивая Петраркой и Данте, Васари, Мирондало, Фичино и Бокачо – все они были итальянцами и родились в этой благословенной земле. Современная итальянская литература появилась в 13-том столетии и развилась из латинского наследия, которые были написаны на разных диалектах страны, а также работ Петрарки, Данте и Боккаччо, которые писали на разных диалектах.

    Культура страны отражается во всем: большие здания и дома, разной формы и размеров с огромными колоннами и арками выстроили разноцветными рядами вдоль улиц. Очень органично дополняют пейзаж города лестницы и декоративные окна в домах и многочисленные фонтаны, при это все это было выполнено в разных стилях.

    Также как и в других странах мира, танцы являются одним из основных элементов культуры Италии. После того как появился итальянский танец тарантелла, он стал самым узнаваемым в фольклоре страны. Название танца переводится как «паук». Во время танца его исполнителя крутятся по часовой стрелке в кругу. Когда темп музыки становится намного быстрее, танцоры также быстро меняют направление и начинают вертеться против часовой стрелки.

    Футбол в этой стране не просто любят. Почти для всех жителей Италии – это настоящая страсть. В этой стране почти в каждом крупном городе имеется местная футбольная команда, а самых известных и опытных игроков приравнивают к «национальным героям». По выходным многие футбольные забиты болельщиками до отказа.

    Итальянская мода известна каждому человеку во всем мире. Среднестатистический житель Италии считает, что предметом личной гордости является ежедневно надевать одежду от известных дизайнеров, таких как Валентино, Гуччи, Версачи, Унгаро и Армани – модных итальянских Кутюрье, чьими вещами, обувью и аксессуарами заполнены многие бутики от Рима до Милана.

    Улицы Италии заполнены людьми в одежде самых необычных фасонов, начиная с изделий известных дизайнеров с мировым именем и заканчивая яркими этническими костюмами и это разнообразие никого не смущает. В ресторанах и барах можно встретить людей во фраках, так и посетителей в кожаных «косухах» и в рваных джинсах, за рулем феррари или бугатти может сидеть элегантная дама едва прикрытая одеждой или из старого ФИАТа может запросто выйти пожилой мужчина в костюме от Версаче.

    Культура Италии сильно влияет на мировую культуру. Современное кино сейчас бы не было таким если бы не известные итальянские актеры и режиссеры, такие как Марчелло Мастрояни, Джина Лолобриджида, Анна Магнани, Софии Лорен, продюсеры Фредерико Феллини, Лучино Висконти, Микеланджело Энтони, Роберто Росселлини и Бернардо Бертолуччи.

    warps.ru


    Смотрите также