Скульптура древнего востока. Могла ли быть создана такая скульптура как "Дискобол" в странах древнего востока. Почему?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Содержание лекционного материала. Искусство древнего востока. Скульптура древнего востока


Содержание лекционного материала. Искусство древнего востока

Тематический план. Предмет: История культуры и искусств. Преподаватель - Чекардовская И.А.

1 семестр

Введение. Искусство

Первобытного общества. Искусство «Древнего Востока».

Зачет

2 семестр.

Античное искусство. Раннехристианское искусство и искусство Византиии. Западно-европейское искусство Средних веков.

Экзамен

3 семестр.

Искусство эпохи Возрождения. Италия. Нидерланды. Германия. Франция.

Зачет

4 семестр

 и  век.

Западно- европейское искусство.

Экзамен

5 семестр

Древнерусское искусство.

XYIII век. Русское искусство.

Зачет

6 семестр

XIX-XX век. Западно - европейское искусство.

Экзамен

7 семестр

 век. Русское искусство.

Зачет

8 семестр

Конец - начало  века. Русское искусство.

Экзамен

Введение в историю искусства.

Специфика изобразительного искусства как формы общественного сознания. Виды и жанры искусства. Понятие о стиле, направлении, школе. Художественный метод. Роль традиции в искусстве. Описание и анализ художественных произведений. Основные исторические периоды развития искусства как отражение основных этапов развития человеческого общества.

Искусство первобытного общества.

Возникновение искусства. Основные функции первобытного искусства. Эволюция изобразительных форм в первобытном искусстве. Рельеф. Живопись. Скульптура. Основные темы первобытного искусства. Искусство эпохи палеолита. "Палеолитические Венеры","макароны", "Голова лошади", "Олени, переплывающие реку". Росписи пещер Альтамира (Испания), Ласко (Франция). Наскальная живопись в Каповой пещере (Россия, Урал). Искусство эпохи мезолита. Наскальная живопись. Изменение живописного языка, обогащение тематики. Искусство эпохи неолита. Наскальная живопись. Схематическое изображение фигур. Петроглифы, орнамент. Стилизация форм - основа изобразительности. Рельефы, скульптура. Зарождение монументальной архитектуры. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи.

Искусство Древнего Египта.

Египет - одно из древнейших государств мира. Социально-экономический и политический строй Древнего Египта. Религия древних египтян. Культ мертвых и его значение в становлении изобразительного искусства и архитектуры. Периодизация искусства Древнего Египта. Додинастический период (IU тыс. до н.э.). Плакетка Нармера. Возникновение канона в изобразительном искусстве. Своеобразие египетского рельефа. Древнее царство (CCC - CCIII вв.до н.э.). Ведущая роль архитектуры. Мастаба. Ступенчатая пирамида Джосера в Саккара. Пирамиды Снофру. Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе. Заупокойные храмы Древнего царства. Скульптура Древнего царства."Большой сфинкс" Хефрена. Типы композиции статуи, канон в изображении фигуры человека в рельефе, живописи, круглой пластике. Реализм древнеегипетского портрета. Статуи Хефрена, Каапера, писца Каи. Скульптурные группы царевича Рахотепа и царевны Нофрет, Сенеба с семьей. "Построчная" композиция и декоративное понимание формы рельефов и росписей на стенах храмов и гробниц. "Охота на гиппопотамов" в гробнице Ти в Саккара. Художественное ремесло в Древнем царстве. Среднее царство (CCI - начало CUIII века д н.э.). Архитектура Среднего царства. Поиски новых архитектурных решений. Повышение роли заупокойного храма в мемориальном коплексе, сочетание пирамиды со скальной гробницей. Храмовый ансамбль усыпальницы Ментухотепов. Появление колоннады и пилона. Храм - центр общегосударственного культа фараона. Традиции Древнего царства и новые черты в официальной скульптуре. Памятники живому властителю. Статуи и портреты Аменемхета III. Живопись Среднего царства. Росписи гробниц в Бени-Гасане. Новые черты в трактовке природы. Разнообразие сюжетов, изображение птиц, животных и растительности. Богатство цветовой гаммы. "Удод, трясогузка, горихвостка", "Дикая кошка" и др. Мелкая пластика и художественное ремесло Среднего царства. Новое царство (CUI - CI века. до н.э.). Архитектура Нового царства. Заупокойный храм царицы Хатшепсут. "Солнечные" храмы в Луксоре и Карнаке. Форма, роль и место колонны в древнеегипетском храме. Монументальность и декоративность - основа художественного языка архитектуры и изобразительного искусства Нового царства. Колоссы Мемнона (Аменхотепа III), сфинксы, статуи Тутмоса III, портреты царицы Тии. Реалистические тенденции в рельефах, настенной росписи и мелкой пластике. "Жрец Аменхотеп и жрица Ранная"."Музыкантши и танцовщицы", "Плакальщицы". Художественные ремесла. Эпоха Эль-Амарна (начало CIU века до н.э.). Реформы Эхнатона. Портреты Эхнатона, Нефертити, царевен. Рельефы с изображением фараона с семьей. Сокровища гробницы Тутанхамона (скульптура, рельфы, живопись, прикладное искусство). Искусство второй половины Нового царства. Возврат к доамарнским традициям в архитектуре и искусстве. Храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Гипостильный зал в Карнаке. Колоссы Рамзеса II в Луксоре. Отголоски амарнского искусства - рельеф "Плакальщики", роспись"Молитва под пальмой". Позднее время (CI век - 332 год до н.э.). Упадок Древнеегипетского государства. Искусство Саисского периода. "Голова жреца". Историческое значение египетского искусства.

Искусство Древней Месопотамии.

Краткие исторические сведения о государствах Древнего Двуречья. Особенности географического положения. Религиозные представления и их влияние на развитие архитектуры и изобразительного искусства древних шумер. Керамика .U-III тыс. до н.э.

Шумеро-аккадский период (CCUIII - CC века до н.э.). "Красное здание" в Уруке.

"Верхний" храм - зиккурат. "Нижний" храм. "Штандарт" из Ура."Царские гробницы" в Уре. Золотой шлем, предметы декоративно-прикладного искусства. Изображения животных. Скульптура. Голова богини, фигуры молящихся и шумерийских богов (статуэтка бга Аб-У из Эшнунны). Мелкая пластика.Три стиля глиптики Др.Месопотамии. "Стела коршунов", стела Нарам-Суэна, динамичность в композиции и использование элементов пейзажа в рельефах. .Голова Саргона Древнего (Аккадского). Статуя правителя Гудеа из Лагаша. Передача портретности в скульптуре. зиккурат в Уре (CCI век до н.э.). Искусство Старо-вавилонского периода (CC - CUI века. до н.э.). Стелла Хаммурапи. Архитектура, скульптура и живопись государства Мари. Искусство Ассирии (9 - 7 вв. до н.э.). Особенности архитектуры. Крепостной и дворцовый характер сооружений. Рельефы и росписи. Монументальная скульптура. Статуя царя Ашшурнацирапала. Рельефы из дворца Ашшурнацирапала. Сцены охоты и эпизоды военной жизни. "Ассирийские сановники", "Охота на льва". Фрагменты рсписи дворца ассирийского наместника в Тил-Барсибе (UIII век до н.э.). Дворец Саргона II. Статуи крылатых быков. Рельефы с изображением Саргона II. "Большая охота на львов". Фрагмент рельефа из дворца Ашшурбанапала в Ниневии (UII век до н.э.). Искусство Нововавилонского царства . Дракон бога Мардука. Фрагмент декора ворот богини Иштар. Искусство Персии времени Ахеменидов (UI - IU века до н.э.). Дворцовый комплекс в Персеполе. Ападана (парадный дворец). Рельефы лестницы ападаны. Рельеф лестницы дворца Дария 1 в Персеполе (конец UI - начало U века до н.э.). Пропилеи Ксеркса в Персеполе. (первая половина U века до н.э.). Капители с головой быка и головой льва из стоколонного зала в Персеполе. Изразцовые рельефы из дворца Артаксеркса II в Сузах (сфинксы, фигуры воинов). Капители колонн из дворца в Сузах.. Прикладное искусство Персии (U - IU века до н.э.). Золотые и серебряные ритоны, фигура лани; орел, терзающий лебедя.

studfiles.net

скульптуры древнего Востока

02 1 Древнегреческая скульптура 1Нажми для просмотра
"Самые ранние художестве нные стили возникли в восточных деспотиях, располагав шихся на территория х больших...
 
 
 
Тэги:
 
01 2 Архитектура Древнего Востока 1Нажми для просмотра
Видеоурок по истории древнего Востока для 5 (6) класса. Древнекита йская культура. Иероглифич еское письмо,...
 
 
 
Тэги:
 
01 1 Изобразительное искусство Древнего Востока 2Нажми для просмотра
Под древневост очной философией понимают совокупнос ть религиозно -философск х систем, существова вших в...
 
 
 
Тэги:
 
Искусство древнего Востока музея Лувр
Нажми для просмотра
Видеолекци я по истории древнего мира для 5 (6) класса. Культура Древнего Египта. Древнеегип етские архитектур ...
 
 
 
Тэги:
 
02 3 Древнеримская скульптура 1Нажми для просмотра
Видеоурок по истории древнего востока для 5 (6) класса. Образовани е Вавилонско го царства. Свод законов царя...
 
 
 
Тэги:
 
Культура Древнего Китая (рус.) История древнего мира.Нажми для просмотра
Гомер, минотавр, 300 спартанцев , трагедия, Парфенон, Генрих Шлиман — всё, что вы проходили в 5-м классе, но забы...
 
 
 
Тэги:
 
Философия Древнего Востока / The philosophy of the ancient EastНажми для просмотра
ШУМЕР - СТРАНА СТРАЖЕЙ ПРОИЗВОДИТ ЕЛЬ: MAKTO ЖАНР: Документал ьное кино, Историческ ий, Научно-поп лярный.
 
 
 
Тэги:
 
Архитектура и искусство Древнего Египта (рус.) История древнего мира.Нажми для просмотра
Цезарь, Колизей, республика , Нерон, гуси, плебеи, легионы — всё, что вы когда-то знали, но забыли, коротко...
 
 
 
Тэги:
 
Древняя Греция за 18 минутНажми для просмотра
Легендарна я армия, получившая название Терракотов ой (по названию материала, из которого сделаны статуи),...
 
 
 
Тэги:
 
ШУМЕР - СТРАНА СТРАЖЕЙНажми для просмотра
Лувр (фр. Musée du Louvre) — один из крупнейших художестве нных музеев мира (третий в мире по занимаемой площади:.
 
 
 
Тэги:
 
Древний Рим за 20 минутНажми для просмотра
Искусство Древнего Египта — живопись, скульптура , архитектур а и другие виды искусства, которые зародились ...
 
 
 
Тэги:
 
Легенды и мифы Древнего ВостокаНажми для просмотра
Видеоурок по истории древнего Востока для 5 (6) класса. Завоевания древнего Китая. Борьба с хунну и строитель.. .
 
 
 
Тэги:
 

funer.ru

Могла ли быть создана такая скульптура как "Дискобол" в странах древнего востока. Почему?

В Древней Греции прославлялась красота человеческого тела. Ведь именно там возникли олимпийские игры. В них принимали участие атлеты греческих государств. Физическая красота и сила привлекали греков. Атлеты становились источником вдохновения для скульпторов. Так была создана знаменитая статуя «Дискобол», изображавшая обнаженного атлета с диском для метания.

Возможна ли такая статуя на Древнем Востоке

Отношение к жизни и менталитет греков сильно отличатся от менталитета жителей стран Древнего Востока. Поэтому, статуя обнаженного атлета не могла быть там создана. Это следует объяснить более подробно:

  • греки не считали наготу постыдной. Наоборот, красивое человеческое тело было нормальным явлением и его не стыдились демонстрировать;
  • в государствах Древнего Востока не было такого отношения к человеческому телу. Там считалось постыдным изображение наготы. Лишение человека одежды было тяжким оскорблением. Без одежды могли быть только провинившиеся рабы. Невозможно себе представить, чтобы кто-то решил создать статую провинившегося раба;
  • в странах Древнего Востока существовали скульптурные изображения божеств, священных животных. Статуи людей крайне редки. Все они изображали правителей с символами их власти. Статуи подчеркивали могущество правителей. Поэтому, все они были в торжественных одеждах.

Таким образом, культурные особенности стран Древнего Востока не позволяли скульпторам изображать обнаженных мужчин.

Другие культурные различия

В греческих полисах сильны были традиции народных собраний. Самые важные вопросы государственной жизни решались на общем собрании. На таких собраниях принимали участие все свободные взрослые мужчины. Таких традиций на Востоке не было. Там только царь имел право управлять страной и подданными. Это накладывало отпечаток и на культурную жизнь. Люди не проявляли инициативы. Они не создавали театров, не придумывали пьес и не делали статуй. Поэтому, в странах древнего Востока не было создано такого количества культурных памятников, как в Древней Греции.

vashurok.ru

Искусство Древнего Востока

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ ТА НАУКИ УКРАЇНИ

СУМСЬКИЙ ТЕХНІКУМ ХАРЧОВОЇ ПРОМИСЛОВОСТІ

Денне відділення

спеціальність

5.091714

РЕФЕРАТ

На тему: “Мистецтво стародавнього Сходу. Архітектура”

Виконала: студентка групи 3-Х-83

Постольна Ю.П.

Викладач

Суми, 2000

План.

Введение

  1. Особенности культуры Древней Месопотамии

  1. Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии

  1. Искусство Древнего Египта

  1. Культура Древнего Китая.

Заключение

Список литературы

Введение

Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость. С другой стороны, если считать цивилизацию нравственным, интеллектуальным и техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом исторического пространства на одной и той же географической территории, то здесь на первый план выходит своеобразие культур и их способность сосуществовать, не проникая друг в друга. Более того, состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н.э. пережили коренной исторический поворот - появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закалывались основы мировых религий. В Индии в настоящее время возникли Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.

Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и инструменты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы, ранее принятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и благодаря этому открывать в себе все новые возможности.

1. Особенности культуры Древней Месопотамии

Вплоть до середины XIX в. культурная жизнь народов, некогда населявших эту обширную часть земного шара, оставалась почти совсем неизвестной человечеству. Сведения, почерпнутые из легендарных библейских сказаний, равно как и описания древних городов, сделанные греческим историком 5-го века до н. э. Геродотом, были, по существу, единственным источником знания. Причиной подобного неведения было полное отсутствие каких-либо зримых памятников древней архитектуры и искусства. Истребленные войнами, пожарами и наводнениями они просто исчезли с лица земли. Сырцовый кирпич, из которого, при отсутствии леса и камня, строили большинство зданий Двуречья, был материалом весьма непрочным и потому сама природа быстро довершала те разрушения, которые производили люди. Заброшенные и опустевшие, после кровавых битв и падения той или иной государственной власти, города быстро приходили в ветхость и зарастали землей. На их месте, правда, могли возникнуть новые, но и их ожидала та же участь.

Древнегреческие храмы и пирамиды, сложенные из гигантских каменных блоков, вопреки разрушительным усилиям времени, людей и природных стихий, продолжали и продолжают поныне горделиво выситься над земной поверхностью. А не менее громадные дворцы, храмы и башни городов Двуречья оказались сокрытыми под толщей земляных холмов, которые как бы похоронили и поглотили их останки.

И все же настойчивые усилия археологов отвоевали у природы то, что сохранилось от богатой и пышной цивилизации древности. XIX век потряс мир грандиозностью своих археологических открытий, произведенных в долине Тигра и Евфрата, и близлежащих к ней районов.

Передняя Азия с ее разноплеменным населением занимала в древности обширные пространства земли от Персидского залива между Средиземным, Черным и Каспийским морями. Она разделялась по диагоналям реками Евфратом и Тигром, текущими с северо-запада на юго-восток и впадающими в Персидский залив. Область между Тигром и Евфратом получила название Двуречья или Месопотамии.

Разноплеменная культура Передней Азии, конечно, не могла быть однородной. Сменявшие друг друга народы, стремившиеся к захвату плодородных земель, несли с собой новые веяния и новые порядки, Зачастую они безжалостно уничтожали все то, что было создано из предшественниками. И тем не менее, в своем собственном поступательном развитии они неизбежно опирались на опыт прошлого в государствах Двуречья не менее видное место, чем в Египте занимали скульптура, мелкая пластика, ювелирное дело. Как и в Египте создавались яркие росписи. украшавшие стены дворьцов. Но многие черты, в то же время, отличают искусство Передней Азии от египетского. Прежде всего, совершенно иные природные условия давали строителям иные материалы. Отсутствие леса и камня привело к использованию жителями Двуречья сырцового кирпича. Вследствие этого сложились не только особенности архитектурного стиля с его простыми кубическими формами, но и иные приемы украшения зданий. Зодчие изобрели способ прорезать стены вертикальными выступами и нишами, окрашивать их в звучные насыщенные тона, что нарушало однообразие дробной кирпичной кладки и оживляло глухую и скучную поверхность плоской стены.

Заупокойный культ не получил в Двуречье такого значительного развития как в Египте, не сложилось и представлений о том, что душа умершего человека должна вернуться в изваянное подобие живого тела. Поэтому портретная пластика не смогла достичь таких вершин, каких она достигла в Древнем Египте. Но статуи божеств и правителей, созданные в странах Передней Азии, разнообразны, мастерски проработаны, отмечены печатью значительности и внутренней cилы. В рельефах Двуречья важное место отводилось победоносным войнам, деяниям правителя. Каждый такой рельеф становился своего рода исторической вехой, как бы отмечающей новый отсчет времени. Большое распространение наряду с рельефом получила и глиптика - резные цилиндрические печати-амулеты. Покрытые тончайшей резьбой, выполненной подчас по твердой и гладкой поверхности камня, они изображали обряды и сцены из народных басен с участием животных, сцены из мифических сказаний. В этом виде искусства, как и в мастерстве ювелирного дела народы Передней Азии достигли высочайшего совершенства.

Памятники нового каменного века, сохранившиеся на территории Передней Азии, весьма многочисленны и разнообразны. Это культовые статуэтки божеств, культовые маски, сосуды, керамические изделия, употреблявшиеся при погребальных церемониях Тонкостенные, яравильнюй формы, нарядные и стройные сосуды Элама были покрыты четкими коричневато-черными мотивами геометризированной росписи по светлому желтоватому и розоватому фону. Такой узор, нанесенный уверенной рукой мастера, отличался безошибочным чувством декоративности, знанием законов ритмической гармонии. Он всегда располагался в строгом соответствии с формой. Треугольники, полоски, ромбы, мешочки стилизованных пальмовых ветвей подчеркивали вытянутое или округлое строение сосуда в котором красочной полосой особо выделялись дно и горловина . Порой комбинации узора, украшавшего кубок, повествовали о важнейших, для человека того времени, действиях и событиях - охоте, жатве, скотоводстве. В фигурных узорах из Суз (Элам) без труда можно узнать очертания стремительно несущихся по кругу гончих псов, горделиво стоящих козлов, увенчанных огромными крутыми рогами. И хотя пристальное внимание, проявляемое художником к передаче движений животных, напоминает первобытные росписи, ритмическая организованность узора, его подчинение строению сосуда говорят о новой, более сложной стадии художественного мышления

Во в.п. 4-го тыс. до н. э. в плодородных равнинах Южного Двуречья возникли первые города-государства, которые к 3-му тыс. до н. э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города Шумера. В них выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с ним, виды искусства - скульптура, рельеф, мозаика, различного рода декоративные ремесла.

Каждый город чтил своих богов. Каждому из божеств посвящался свой храм, который становился центром города-государства . В Шумере окончательно утвердились и основные черты храмового зодчества.

В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма, лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу. Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек зрения. Первыми мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. до н. э. были, так называемые, “Белый храм” и “Красное здание” в Уруке. Даже по сохранившимся развалинам видно, что это были строгие и величественные здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными в Белом храме вертикальными узкими нишами, а в Красном здании - мощными полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения эти четко вырисовывались на вершине насыпной горы. Они имели открытый внутренний двор, святилище, в глубине которого помещалась статуя почитаемого божества. Каждое из этих сооружений было выделено из окружающих строений не только подъемом ввысь, но и окраской. Белый храм получил свое название за побелку стен, Красное здание (оно, видимо, служило местом народных собраний) было украшено разнообразным геометрическим орнаментом из глиняных обожженных конусообразных гвоздиков “зигатти”, шляпки которых окрашены в красный, белый и черный цвета. Этот пестрый и дробный орнамент, напоминавший вблизи ковровое плетение, издали сливаясь приобретал единый мягкий красноватый оттенок, что и дало повод для его современного наименования.

В 3-м тыс. до н. э. в шумерских центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе, Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более разнообразные и разработанные типы зодчества. Города, беспрерывно воюющие друг с другом, ограждали себя оборонительными сооружениями. До сих пор видны остатки этих мощных и суровых крепостных стен с башнями и укрепленными воротами. Значительное место в ансамбле каждого города занимали дворцы и храмы. Хотя здания возводились из сырцового кирпича, в их декоративном оформлении проявилось большое разнообразие. Из-за влажного климата плохо сохранялись настенные росписи. Поэтому особую роль стали играть мозаика, а так же инкрустация из самоцветов, перламутра и раковин, широко применявшиеся в украшении стен, колонн, статуй/ В употребление вошла также отделка колонн листовой медью, включение рельефных композиций. Окраска стен, в свою очередь, имела немаловажное значение. Все эти детали оживляли строгие и простые формы храмов, придавали им большую зрелищность, соответствующую красочности самих обрядов Храм богини “матери всех богов” и “богини лесистых гор” Нин Хурсаг, воздвигнутый в Убайде близ города Ура в середине 3-го тыс. до н. э., отмечен целым рядом подобных нововведений.

На протяжении многих веков постепенно сложились и разнообразные виды и формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времен составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Скульптурными формами были украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. В металле и камне были выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей государств Двуречья, а в рельефах каменных стел были запечатлены их деяния и победы. При проведении параллели с развитием скульптуры Египта, несомненно, можно увидеть сочетание наивности приемов с уверенным мастерством, грубоватости с утонченностью. Но тем не менее, мастера Шумера и Аккада стремились к совершенству. Они отбирали, подобно египтянам, из фасного и профильного положений самые выразительные и отчетливые аспекты, соединяя их воедино и составляя из плоскости многофигурные повествовательные композиции

Общий обзор литературы и искусства позволяет сделать вывод о грандиозном значении этих памятников древнейшей цивилизации, анализ которых выявляет непосредственное воздействие шумерской литературы и искусства на вавилонскую и воздействие ее через посредствующие звенья на литературу и культуру греков, евреев и даже народов Западной Европы.

2. Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии

Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-Гуптскую эпоху. Высокими художественными достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского характера.

В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева, и до наших дней сохранились лишь остатки каменных колонн. В первые века нашей эры в строительстве начинает широко применяться камень. Религиозная архитектура этого периода представлена пещерными комплексами, храмами и ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). Из пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре. Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в высоту, 14 м в ширину и около 38 м в длину. Здесь находится большое число скульптур и ступ. В Гуптскую эпоху началось строительство пещерного комплекса в Эллоре, которое продолжалось в течение нескольких веков. К шедеврам индийской архитектуры относятся также индуистский храм в Санчи и буддийская ступа, находящаяся там же.

В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство сохранившихся скульптур также носило религиозный характер. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальных руководств и правила их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская, джанийская и индуистская иконография.

В гандхарской школе сочетались три традиции: буддийская, греко-римская и среднеазиатская. Именно здесь были созданы первые изображения Будды, причем как бога; эти скульптуры изображали и статуи бодхисатв. В матхурской школе, рассвет которой совпадет с Кушанской эпохой, особое значение получает светская среда наряду с чисто религиозными архитектурными композициями. Здесь так же рано появились изображения Будды. Матхурская школа испытала на себе воздействие более раннего по времени маурийского искусства, а некоторые скульптуры говорят о хараппском влиянии (фигуры богинь матери, местных божеств и т.д.). По сравнению с другими скульптурными школами, школа Амаравати впитала в себя традиции юга страны и буддийские каноны. Они сохранились и в более поздних скульптурах, повлияв на искусство Юго-Восточной Азии и Шри-Ланки.

Древнеиндийское искусство теснейшим образом было связано с религией и философией. Кроме того, оно было всегда обращено к низшей касте - крестьянам, с целью донести до них законы кармы, требования дхармы и т.д. В поэзии, прозе, драме, музыке индийский художник отождествлял себя с природой во всех ее настроениях, откликался на связь человека и вселенной. И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал религиозный предрассудок, направленный против изваяний богов. Веды были против изображения божества, и образ Будды появился в скульптуре и живописи лишь в поздний период развития буддизма.

На художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлияли индуизм, буддизм, ислам.

Художественно-образное восприятие через призму названных религиозных и философских систем, отмечается утонченностью изображения человека и окружающего мира, совершенством архитектурных форм.

Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты. На протяжении 150 лет древние мастера вырезали этот храм в скале. В этом буддийском комплексе, состоящем из 29 пещер, живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились, т.к. индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми. Традиции Аджанты повлияли на искусство Шри-Ланки и различных районов Индии.

Еще одна характерная черта старо-индийской культуры есть выражение в художественных образах идеи поклонения богу любви - Камы. Базировался этот смысл на том, что индийцы рассматривали брачную пару бога и богини как процесс космического творения. Поэтому изображения божьей кары в крепких объятиях распространено в храмах.

en.coolreferat.com

Искусство Древнего Востока

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ ТА НАУКИ УКРАЇНИ

СУМСЬКИЙ ТЕХНІКУМ ХАРЧОВОЇ ПРОМИСЛОВОСТІ

Денне відділення

спеціальність

5.091714

РЕФЕРАТ

На тему: “Мистецтво стародавнього Сходу. Архітектура”

Виконала: студентка групи 3-Х-83

Постольна Ю.П.

Викладач

Суми, 2000

План.

Введение

  1. Особенности культуры Древней Месопотамии

  1. Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии

  1. Искусство Древнего Египта

  1. Культура Древнего Китая.

Заключение

Список литературы

Введение

Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость. С другой стороны, если считать цивилизацию нравственным, интеллектуальным и техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом исторического пространства на одной и той же географической территории, то здесь на первый план выходит своеобразие культур и их способность сосуществовать, не проникая друг в друга. Более того, состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н.э. пережили коренной исторический поворот - появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закалывались основы мировых религий. В Индии в настоящее время возникли Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.

Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и инструменты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы, ранее принятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и благодаря этому открывать в себе все новые возможности.

1. Особенности культуры Древней Месопотамии

Вплоть до середины XIX в. культурная жизнь народов, некогда населявших эту обширную часть земного шара, оставалась почти совсем неизвестной человечеству. Сведения, почерпнутые из легендарных библейских сказаний, равно как и описания древних городов, сделанные греческим историком 5-го века до н. э. Геродотом, были, по существу, единственным источником знания. Причиной подобного неведения было полное отсутствие каких-либо зримых памятников древней архитектуры и искусства. Истребленные войнами, пожарами и наводнениями они просто исчезли с лица земли. Сырцовый кирпич, из которого, при отсутствии леса и камня, строили большинство зданий Двуречья, был материалом весьма непрочным и потому сама природа быстро довершала те разрушения, которые производили люди. Заброшенные и опустевшие, после кровавых битв и падения той или иной государственной власти, города быстро приходили в ветхость и зарастали землей. На их месте, правда, могли возникнуть новые, но и их ожидала та же участь.

Древнегреческие храмы и пирамиды, сложенные из гигантских каменных блоков, вопреки разрушительным усилиям времени, людей и природных стихий, продолжали и продолжают поныне горделиво выситься над земной поверхностью. А не менее громадные дворцы, храмы и башни городов Двуречья оказались сокрытыми под толщей земляных холмов, которые как бы похоронили и поглотили их останки.

И все же настойчивые усилия археологов отвоевали у природы то, что сохранилось от богатой и пышной цивилизации древности. XIX век потряс мир грандиозностью своих археологических открытий, произведенных в долине Тигра и Евфрата, и близлежащих к ней районов.

Передняя Азия с ее разноплеменным населением занимала в древности обширные пространства земли от Персидского залива между Средиземным, Черным и Каспийским морями. Она разделялась по диагоналям реками Евфратом и Тигром, текущими с северо-запада на юго-восток и впадающими в Персидский залив. Область между Тигром и Евфратом получила название Двуречья или Месопотамии.

Разноплеменная культура Передней Азии, конечно, не могла быть однородной. Сменявшие друг друга народы, стремившиеся к захвату плодородных земель, несли с собой новые веяния и новые порядки, Зачастую они безжалостно уничтожали все то, что было создано из предшественниками. И тем не менее, в своем собственном поступательном развитии они неизбежно опирались на опыт прошлого в государствах Двуречья не менее видное место, чем в Египте занимали скульптура, мелкая пластика, ювелирное дело. Как и в Египте создавались яркие росписи. украшавшие стены дворьцов. Но многие черты, в то же время, отличают искусство Передней Азии от египетского. Прежде всего, совершенно иные природные условия давали строителям иные материалы. Отсутствие леса и камня привело к использованию жителями Двуречья сырцового кирпича. Вследствие этого сложились не только особенности архитектурного стиля с его простыми кубическими формами, но и иные приемы украшения зданий. Зодчие изобрели способ прорезать стены вертикальными выступами и нишами, окрашивать их в звучные насыщенные тона, что нарушало однообразие дробной кирпичной кладки и оживляло глухую и скучную поверхность плоской стены.

Заупокойный культ не получил в Двуречье такого значительного развития как в Египте, не сложилось и представлений о том, что душа умершего человека должна вернуться в изваянное подобие живого тела. Поэтому портретная пластика не смогла достичь таких вершин, каких она достигла в Древнем Египте. Но статуи божеств и правителей, созданные в странах Передней Азии, разнообразны, мастерски проработаны, отмечены печатью значительности и внутренней cилы. В рельефах Двуречья важное место отводилось победоносным войнам, деяниям правителя. Каждый такой рельеф становился своего рода исторической вехой, как бы отмечающей новый отсчет времени. Большое распространение наряду с рельефом получила и глиптика - резные цилиндрические печати-амулеты. Покрытые тончайшей резьбой, выполненной подчас по твердой и гладкой поверхности камня, они изображали обряды и сцены из народных басен с участием животных, сцены из мифических сказаний. В этом виде искусства, как и в мастерстве ювелирного дела народы Передней Азии достигли высочайшего совершенства.

Памятники нового каменного века, сохранившиеся на территории Передней Азии, весьма многочисленны и разнообразны. Это культовые статуэтки божеств, культовые маски, сосуды, керамические изделия, употреблявшиеся при погребальных церемониях Тонкостенные, яравильнюй формы, нарядные и стройные сосуды Элама были покрыты четкими коричневато-черными мотивами геометризированной росписи по светлому желтоватому и розоватому фону. Такой узор, нанесенный уверенной рукой мастера, отличался безошибочным чувством декоративности, знанием законов ритмической гармонии. Он всегда располагался в строгом соответствии с формой. Треугольники, полоски, ромбы, мешочки стилизованных пальмовых ветвей подчеркивали вытянутое или округлое строение сосуда в котором красочной полосой особо выделялись дно и горловина . Порой комбинации узора, украшавшего кубок, повествовали о важнейших, для человека того времени, действиях и событиях - охоте, жатве, скотоводстве. В фигурных узорах из Суз (Элам) без труда можно узнать очертания стремительно несущихся по кругу гончих псов, горделиво стоящих козлов, увенчанных огромными крутыми рогами. И хотя пристальное внимание, проявляемое художником к передаче движений животных, напоминает первобытные росписи, ритмическая организованность узора, его подчинение строению сосуда говорят о новой, более сложной стадии художественного мышления

Во в.п. 4-го тыс. до н. э. в плодородных равнинах Южного Двуречья возникли первые города-государства, которые к 3-му тыс. до н. э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города Шумера. В них выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с ним, виды искусства - скульптура, рельеф, мозаика, различного рода декоративные ремесла.

Каждый город чтил своих богов. Каждому из божеств посвящался свой храм, который становился центром города-государства . В Шумере окончательно утвердились и основные черты храмового зодчества.

В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма, лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу. Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек зрения. Первыми мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. до н. э. были, так называемые, “Белый храм” и “Красное здание” в Уруке. Даже по сохранившимся развалинам видно, что это были строгие и величественные здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными в Белом храме вертикальными узкими нишами, а в Красном здании - мощными полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения эти четко вырисовывались на вершине насыпной горы. Они имели открытый внутренний двор, святилище, в глубине которого помещалась статуя почитаемого божества. Каждое из этих сооружений было выделено из окружающих строений не только подъемом ввысь, но и окраской. Белый храм получил свое название за побелку стен, Красное здание (оно, видимо, служило местом народных собраний) было украшено разнообразным геометрическим орнаментом из глиняных обожженных конусообразных гвоздиков “зигатти”, шляпки которых окрашены в красный, белый и черный цвета. Этот пестрый и дробный орнамент, напоминавший вблизи ковровое плетение, издали сливаясь приобретал единый мягкий красноватый оттенок, что и дало повод для его современного наименования.

В 3-м тыс. до н. э. в шумерских центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе, Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более разнообразные и разработанные типы зодчества. Города, беспрерывно воюющие друг с другом, ограждали себя оборонительными сооружениями. До сих пор видны остатки этих мощных и суровых крепостных стен с башнями и укрепленными воротами. Значительное место в ансамбле каждого города занимали дворцы и храмы. Хотя здания возводились из сырцового кирпича, в их декоративном оформлении проявилось большое разнообразие. Из-за влажного климата плохо сохранялись настенные росписи. Поэтому особую роль стали играть мозаика, а так же инкрустация из самоцветов, перламутра и раковин, широко применявшиеся в украшении стен, колонн, статуй/ В употребление вошла также отделка колонн листовой медью, включение рельефных композиций. Окраска стен, в свою очередь, имела немаловажное значение. Все эти детали оживляли строгие и простые формы храмов, придавали им большую зрелищность, соответствующую красочности самих обрядов Храм богини “матери всех богов” и “богини лесистых гор” Нин Хурсаг, воздвигнутый в Убайде близ города Ура в середине 3-го тыс. до н. э., отмечен целым рядом подобных нововведений.

На протяжении многих веков постепенно сложились и разнообразные виды и формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времен составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Скульптурными формами были украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. В металле и камне были выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей государств Двуречья, а в рельефах каменных стел были запечатлены их деяния и победы. При проведении параллели с развитием скульптуры Египта, несомненно, можно увидеть сочетание наивности приемов с уверенным мастерством, грубоватости с утонченностью. Но тем не менее, мастера Шумера и Аккада стремились к совершенству. Они отбирали, подобно египтянам, из фасного и профильного положений самые выразительные и отчетливые аспекты, соединяя их воедино и составляя из плоскости многофигурные повествовательные композиции

Общий обзор литературы и искусства позволяет сделать вывод о грандиозном значении этих памятников древнейшей цивилизации, анализ которых выявляет непосредственное воздействие шумерской литературы и искусства на вавилонскую и воздействие ее через посредствующие звенья на литературу и культуру греков, евреев и даже народов Западной Европы.

2. Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии

Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-Гуптскую эпоху. Высокими художественными достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского характера.

В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева, и до наших дней сохранились лишь остатки каменных колонн. В первые века нашей эры в строительстве начинает широко применяться камень. Религиозная архитектура этого периода представлена пещерными комплексами, храмами и ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). Из пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре. Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в высоту, 14 м в ширину и около 38 м в длину. Здесь находится большое число скульптур и ступ. В Гуптскую эпоху началось строительство пещерного комплекса в Эллоре, которое продолжалось в течение нескольких веков. К шедеврам индийской архитектуры относятся также индуистский храм в Санчи и буддийская ступа, находящаяся там же.

В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство сохранившихся скульптур также носило религиозный характер. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальных руководств и правила их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская, джанийская и индуистская иконография.

В гандхарской школе сочетались три традиции: буддийская, греко-римская и среднеазиатская. Именно здесь были созданы первые изображения Будды, причем как бога; эти скульптуры изображали и статуи бодхисатв. В матхурской школе, рассвет которой совпадет с Кушанской эпохой, особое значение получает светская среда наряду с чисто религиозными архитектурными композициями. Здесь так же рано появились изображения Будды. Матхурская школа испытала на себе воздействие более раннего по времени маурийского искусства, а некоторые скульптуры говорят о хараппском влиянии (фигуры богинь матери, местных божеств и т.д.). По сравнению с другими скульптурными школами, школа Амаравати впитала в себя традиции юга страны и буддийские каноны. Они сохранились и в более поздних скульптурах, повлияв на искусство Юго-Восточной Азии и Шри-Ланки.

Древнеиндийское искусство теснейшим образом было связано с религией и философией. Кроме того, оно было всегда обращено к низшей касте - крестьянам, с целью донести до них законы кармы, требования дхармы и т.д. В поэзии, прозе, драме, музыке индийский художник отождествлял себя с природой во всех ее настроениях, откликался на связь человека и вселенной. И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал религиозный предрассудок, направленный против изваяний богов. Веды были против изображения божества, и образ Будды появился в скульптуре и живописи лишь в поздний период развития буддизма.

На художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлияли индуизм, буддизм, ислам.

Художественно-образное восприятие через призму названных религиозных и философских систем, отмечается утонченностью изображения человека и окружающего мира, совершенством архитектурных форм.

Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты. На протяжении 150 лет древние мастера вырезали этот храм в скале. В этом буддийском комплексе, состоящем из 29 пещер, живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились, т.к. индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми. Традиции Аджанты повлияли на искусство Шри-Ланки и различных районов Индии.

Еще одна характерная черта старо-индийской культуры есть выражение в художественных образах идеи поклонения богу любви - Камы. Базировался этот смысл на том, что индийцы рассматривали брачную пару бога и богини как процесс космического творения. Поэтому изображения божьей кары в крепких объятиях распространено в храмах.

ua.coolreferat.com


Смотрите также