Обряды древнего китая. Глава первая Религиозные представления, культы и обряды в древнейшем Китае
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2. Культ мужского и женского начал в Древнем Китае. Обряды древнего китая


4. Свадебные церемонии Древнего Китая. Свадебный обряд в Древнем Китае

Похожие главы из других работ:

Искусство Китая

2.1 Искусство Древнего Китая

В IV тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ сложилась группа племен монголоидной расы (самоназвание "ханьжэнь"). Существуют предположения о тибетском происхождении китайцев и о "сино-кавказском" языковом родстве...

История искусств древнего Китая

2.1 Искусство Древнего Китая

В IV тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ сложилась группа племен монголоидной расы (самоназвание "ханьжэнь"). Существуют предположения о тибетском происхождении китайцев и о "сино-кавказском" языковом родстве...

История художественной культуры и образования Древнего Китая

1.1 Культура и уклад жизни в различные периоды развития Древнего Китая

История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в 16 веке до н.э. В середине 2-го тысячелетия до н. э...

История художественной культуры и образования Древнего Китая

Глава II. Художественная культура Древнего Китая

...

История художественной культуры и образования Древнего Китая

2.1 Общая характеристика художественной культуры Древнего Китая

Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы - будь то цветок...

История художественной культуры и образования Древнего Китая

2.2 Скульптура Древнего Китая

Скульптура Китая прошла очень сложный и противоречивый путь развития. Являясь одним из ведущих видов изобразительного искусства, скульптура длительный период целиком принадлежала культовому искусству. Скульптура Древнего Китая...

История художественной культуры и образования Древнего Китая

2.3 Литература Древнего Китая

Литература в Китае, как и в других странах древнего мира, родилась отнюдь не как чисто эстетическое явление, а как непременная составная часть практической деятельности...

Китайские культурно-исторические традиции

КУЛЬТЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

...

Культура Древнего мира

4. Культура древнего Китая

Китайская культура -- одна из наиболее интересных и, безусловно, уникальных восточных культур. Она принадлежит к кругу великих речных цивилизаций, возникших в древности. Начало культурной истории Китая восходит к рубежу III--II тыс. до н. э...

Культура Древнего мира

Культура Древнего Китая

Китай - страна одной из древнейших цивилизаций мира, возникших за несколько тысячелетий до нашей эры. Непрерывность развития китайского очага культуры, его этнических и политических традиций - одна из важнейших особенностей истории Китая...

Культура древних обществ Востока

1.3 Культура Древнего Китая

Древнекитайская цивилизация прошла особый путь развития с начала II тысячелетия до н.э. до III в. н.э. Ее характер во многом обусловили географическое положение Китая, изолированность от других очагов цивилизации - в том числе Месопотамии и Индии...

Культура косметики разных народов

2.1 Косметика Древнего Китая

В древнем Китае взрослая женщина должна была очень сильно краситься: на лице много белил, черные брови в форме дуги, зубы, покрытые золотистой смесью, что придавало им особый блеск. Особым шиком для аристократичной женщины Китая были ногти...

Особенности народной музыки Китая

Глава 1. Характерные особенности культуры Древнего Китая

Хотя культурная история Китая восходит к рубежу III-II тыс. до н.э., межэтническое культурно-политическое единство складывалось постепенно. В эпоху Западного Чжоу ван (царь) был провозглашен сыном Неба и его единственным земным воплощением...

Особенности народной музыки Китая

Глава 2. Отличительные особенности народной музыки Древнего Китая

...

Стилистические особенности архитектурных памятников Древнего Китая

Глава III. Архитектура Древнего Китая

...

cult.bobrodobro.ru

2. Культ мужского и женского начал в Древнем Китае. Свадебный обряд в Древнем Китае

Похожие главы из других работ:

Бальные танцы как вид искусства

1.2.1 Соотношение изобразительных и выразительных начал в танцевальном образе

Отмечая принципиальное различие, существующее между изобразительностью и выразительностью в способе организации и художественного воспроизведения объективной реальности в образе, надо исходить из того...

Дизайн костюма

- история классического мужского костюма;

...

Дизайн костюма

2.1 Влияние мужского костюма на женский гардероб

Начало XX века ознаменовалось бурным развитием промышленности, связанной с «электротехнической революцией» -- переходом в энергетике от пара и каменного угля к электричеству и жидкому топливу, развитием новых видов транспорта...

Дизайн. Интерьер. Современные тенденции

Стереотипы мужского и женского интерьера

Даже дикий зверь имеет свою территорию, а человеку сам Бог велел обустраивать пространство вокруг себя - дом, сад, улицу. Как только человек ощутил в себе способность думать не только о пропитании и размножении, а о чем-то более возвышенном...

Дионисийский мистицизм в античном обществе

3. Структура женского оргазма

Отдельного рассмотрения заслуживает женская составляющая дионисийского культа. Поскольку изначальная прадионисийская основа культа, закладывается ещё в древнюю эпоху гинекократии, женская оргиастическая составляющая...

История художественной культуры и образования Древнего Китая

1.2 Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае

В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху...

Китайские культурно-исторические традиции

Культ неба в Китае

культ философия конфуцианство китай Эпоха Шан-Инь была сравнительно недолгой. В 1027 г. до н.э. объединившийся вокруг племени чжоусцев союз окружавших Инь народов в решающей битве при Муе разгромил иньцев. Династия Чжоу...

Магический танец И. Моисеева

2.2.3 Соотношение изобразительных и выразительных начал в танцевальном образе

Отмечая принципиальное различие, существующее между изобразительностью и выразительностью в способе организации и художественного воспроизведения объективной реальности в образе, надо исходить из того...

Основные тенденции современной мужской стрижки

9. Основные виды работ мужского парикмахера

Основными видами работ при обслуживании посетителей мужского зала в парикмахерский являются: стрижка, бритье, окраска волос, завивка волос на продолжительное время, мытье головы, уход за волосами...

Отражение основ национальной культуры в символике орнамента марийского костюма

2.3 Символика женского и мужского начал в народном марийском орнаменте

При изучении марийской национальной одежды невозможно обойти вниманием традиционное исполнение оберегов на мужских и женских рубашках. Вышитые символы всегда несли в себе глубокий философский смысл...

Разработка мужского театрального костюма на женскую фигуру

2.2.1 Особенности мужского костюма

Обязательной принадлежностью мужского аристократического костюма была белоснежная рубашка с пышными кружевными манжетами и кружевными оборками «жабо» спереди...

Свадебный обряд в Древнем Китае

3. Культ брака в Древнем Китае

С распадом родовых связей в иньском и тем более чжоу-ском Китае преобладающими стали семейно-клановые, в современной историографии их иногда именуют патронимическими...

Феномен жизни и песенного творчества Юрия Визбора

2. «Визбор - певец мужества, истинной доблести, мужского рыцарства»

По словам Андреева Ю. А.: «Визбор -- певец мужества в трудных условиях, истинной доблести, несмотря ни на что, столь не модного в наш прагматичный век мужского рыцарства...

Человек в конфуцианской модели культуры

3.2 КОНФУЦИАНСКИЙ КУЛЬТ ПРЕДКОВ И КУЛЬТ СЫНОВНЕЙ ПОЧТИТЕЛЬНОСТИ

Конфуцианство наложило глубокую печать на все стороны жизни китайского общества, в том числе и на функционирование семьи, а именно, конфуцианский культ предков и культ сыновней почтительности способствовали расцвету культа семьи и клана...

Я.А. Эшпай - марийский композитор

4. «Салым сола» - начало начал

1 марта 1921 г. - день, который стал важной вехой в судьбе Я.А. Эшпая. Эту дату можно, без преувеличения назвать днем рождения Эшпая - композитора. Именно тогда в торжественном концерте, посвященном образованию МАО (Марийской автономной области)...

cult.bobrodobro.ru

Свадебный обряд в Древнем Китае

Оглавление

Введение

1. Китай в древности. Общая характеристика

2. Культ мужского и женского начал в Древнем Китае

3. Культ брака в Древнем Китае

4. Свадебные церемонии Древнего Китая

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Проблема роли и места брака, свадьбы и свадебной церемонии в китайской семье в условиях Древнего Китая тесно соприкасается с вопросом о любви, прежде всего о супружеской любви. Отмечается, что романтической любви не было места в китайской системе семьи и брака, что китаец никогда не преклонялся перед женской красотой, не считал женских капризов и желаний чем-то существенным, что рыцарское отношение к женщине незнакомо в Китае. В этих замечаниях немало от истины. Вместе с тем было бы неправильным полагать, что суровый пуританский аскетизм конфуцианства сумел начисто и до конца вытравить из людей все человеческое, т. е. все присущие человеческой душе эмоции, непосредственно рождающиеся чувства, в том числе и одно из первых и самых сильных чувств — любовь. Нужно сразу же оговориться, что конфуцианцы преуспели в «исправлении» самого понятия и термина «любовь», каковой в конфуцианском Китае обычно применялся к обозначению горячих чувств по отношению к родителям, старшим, императору, наконец, к родным и детям и едва ли не в последнюю очередь — к женщине. Романтическая любовь, хоть может быть и не в такой степени, как у некоторых других народов, культивировалась и была хорошо известна и в Древнем Китае.

Но все дело в том, что, за исключением очень редких случаев, любовь и супружество в Китае были совершенно разными вещами, как правило, не имевшими между собой общего.

При заключении браков, как было показано выше, не могло быть и речи о каких-либо иных чувствах, кроме чувства долга и обязанности повиноваться воле родителей и блюсти интересы семьи. Браки заключались между чужими друг другу людьми, и о любви в таких случаях даже не упоминалось. Более того, считалось просто неприличным связывать столь важное дело, как женитьбу сына, с таким легкомысленным чувством, как любовь к женщине, влечение к красоте. Разумеется, при благоприятном стечении обстоятельств могли случаться браки по любви. Но это бывало редко. Как правило, жених и невеста не говорили о любви и не претендовали на нее. Брак считался тем полезнее и надежнее, чем прочнее были связывающие супругов узы. Однако эти узы должны были держаться не на любви или тяготению к красоте, а на все том же чувстве долга, обязательств перед семьей, предками, обществом.

Что касается собственно брачных церемоний, когда запреты не были нарушены, то подготовка к свадьбе была в принципе однотипной. Впрочем, между верхами и низами были и заметные различия, связанные прежде всего именно с их статусом.

Так, брак в знатных семьях никогда не был результатом свободного любовного выбора, он был, во-первых, делом старших и заключался в интересах семьи, после тщательного рассмотрения возможных вариантов и серьезного их обсуждения, а во-вторых, элементом политики, особенно в высших сферах. Неудивительно, что брачные дела были сложным процессом, с участием многих людей, начиная с засылки сватов, которые зондировали почву, и кончая строго разработанным ритуалом обмена предварительными подарками, гаданий, сговора и заключительного церемониала свадебных празднеств.

Целью реферата является изучение свадебной церемонии в Древнем Китае, его трансформации и различиях в зависимости от брачующихся сословий.

1. Китай в древности. Общая характеристика

древний китай брак свадебный обряд

Вслед за первой архаической китайской династией Шан-Инь (XVI—XI вв. до н. э.) Древнего Китая, наблюдалось утверждение чжоуской государственности, сопровождавшееся относительной стабильностью социальной и экономической жизни общества. В традиционной китайской историографии этот период, датируемый XI в.—771 г. до н. э., называется Западной (или Ранней) Чжоу. Вторая половина чжоуской эпохи — Восточная (или Поздняя) Чжоу — подразделяется на два относительно самостоятельных исторических этапа: Весны и осени (Чунь цю, 770—476 гг. до н. э.), когда обозначились центробежные процессы и тенденция к превращению прежде удельных владений в царства, в не зависящие от центрального правящего дома, и Борющиеся/Воюющие царства (Чжань го). Китай утратил в это время административную и территориальную целостность, и появился ряд фактически автономных государств (т. наз. «царства-гегемоны»), в ожесточенных войнах оспаривавших друг у друга политическое лидерство в Поднебесной. Конец раздробленности страны был положен династией Цинь (246_207гг. до н.э.), основанной небезызвестным, думается, отечественному читателю древнекитайским государем-деспотом — Цинь-ши-хуан-ди (годы правления—246—210 гг. до н. э.). Династия Цинь признается первым собственно имперским государственным образованием, поэтому в научной литературе ее обычно называют «империей». Несмотря на кратковременность существования империи Цинь, ей отводится важное место в социально-политической истории Древнего Китая и в истории развития всей китайской культуры.

Значительно более жизнеспособной оказалась следующая древнекитайская империя — могущественная Хань (206 г. до н. э.— 220 г. н. э.), которая тоже подразделяется на два отдельных периода: Ранняя Хань (206 г. до н. э.—8 г. н. э.) и Поздняя Хань (25—220). Временной промежуток между ними занимает царствование Бань Мана, свергшего ханьский правящий дом и установившего свой собственный политический режим (династия Синь). Хотя империя Хань тоже не избежала социально-политических потрясений, для последующих поколений она стала олицетворением величия национальных государственности и духовности. Одно из принятых самоназваний китайцев — хань жэнь, доел. «ханьцы» или «люди Хань».

Но объективная значимость этой эпохи не совпадает с ее оценками, принятыми в самом Китае и современном китаеведении. Создается впечатление, что это был своего рода «итоговый» этап в истории Китая, когда, с одной стороны, все процессы, реально имевшие место в чжоуский период, втсупили в завершающую стадию своей эволюции, а с другой — наступило время осмысления людьми собственных корней и истоков и культурного наследия предшествующих веков. При ближайшем рассмотрении выясняется, что все явления общественной и духовной жизни имперского общества прямо преемствуют соответствующим чжоуским историко-культурным реалиям.

Так, например, официальная идеология Хань есть производное от уже сложившихся при Чжоу концепций власти и учений о государственности, ханьские религиозные представления и практики — от более древних верований и культов, историография — от анналистической традиции. Нельзя, разумеется, отрицать, что исходные реалии претерпели здесь известную трансформацию.

Однако речь должна идти именно об их трансформации, а не о качественном изменении, приводящем к образованию принципиально иных культурных явлений (формированию, скажем, новых философских и религиозных систем, развитию отсутствующих ранее научных дисциплин или видов искусства и т. д.). Сказанное распространяется и на ханьскую художественную словесность, представленную двумя главными жанровыми разновидностями: лирической поэзией, принадлежащей к песенно-поэтическому фольклору (песни-юэфу), и авторской одической поэзией (ол,ы-фу), являющихся непосредственным продолжением чжоуского поэтического творчества.

Гибелью империи Хань завершается китайская древность. Далее следует очередная историческая фаза, известная в современном китаеведении как «эпоха раннего средневековья». Почему, вопреки обозначенным в названии этой книги хронологическим рамкам, культура и литература раннесредневекового Китая тоже оказались включенными в объект проводимого исследования? Дело в том, что, подобно периоду Борющихся царств, эпоха раннего средневековья сыграла ключевую роль в истории китайской цивилизации. Вообще сходство между этими двумя историческими этапами не может не броситься в глаза. Тоже отличающаяся крайне сложной и противоречивой социально-политической ситуацией, эпоха раннего средневековья ознаменовалась бурными новаторскими процессами во всех областях духовной жизни общества. О характере происходящих в то время событий можно судить уже по традиционной периодизации III -VI вв., для которых выделяются следующие периоды и подпериоды: Троецарские (Саньго, 220—264) — борьба за власть между тремя царствами — Вэй, Шу и У, возникшими на руинах древней империи;

Западная Цзинь (264—316) — новое кратковременное объединение страны; период Южных и Северных династий (Наньбэйчао, 317—589) — разделение Китая на Север (северо-западные и центральные районы исконной территории Поднебесной) и Юг (регион к югу от реки Янцзы) в результате широкомасштабной и стремительной экспансии кочевников. Весь указанный период китайская государственность сохранялась лишь на Юге, тогда как Север находился под властью некитайских правящих домов.

После объединения страны под эгидой династии Суй (581— 618) начинаются уже средние века.[1]

2. Культ мужского и женского начал в Древнем Китае

Загадка плодородия, таинство рождения занимали умы людей еще с эпохи первобытности. Стимуляция плодородия и размножения как самого человека, так и средств его существования (животных и растений) была едва ли не важнейшим из сознательных действий древнейшего человека. Естественно, что при этом древние искали помощи у своих могущественных покровителей. У одних народов это были великие боги, у других — многочисленные духи, у третьих — могущественные обожествленные предки.

В ранних земледельческих обществах культ плодородия и размножения, связанный прежде всего с культом женского и мужского начала, имел особо важное значение. Раскопки свидетельствуют о том, что неолитические земледельцы Китая, так же как и другие племена евразийских культур расписной керамики, знали и высоко ценили раковины каури. По форме напоминавшие вульву, эти раковины морского происхождения были широко распространены в древнем мире и везде были прежде всего символом женской плодовитости (а уж во вторую очередь также и дорогим амулетом или даже мерилом ценности, наиболее ранним эквивалентом денег). Раковины каури с их специфической. формой «врат рождения» рассматривались в качестве жизнеутверждающего элемента и часто воспроизводились в орнаментике. К этому можно добавить, что в орнаменте на китайских неолитических сосудах изображения раковин каури встречаются весьма часто.

mirznanii.com

Глава первая Религиозные представления, культы и обряды в древнейшем Китае

Первые религиозные представления возникли у предков китайского народа очень давно, еще в эпоху древнего каменного века, палеолита. Раскопки археологов в пещере Шаньдиндун в Чжоукоудянь, близ Пекина, показали, что обитатели этой пещеры, жившие около 25 тысяч лет назад, окрашивали трупы покойников в красный цвет и украшали их специально обработанными камешками и раковинами [273, 35; 913, 23 – 28]. Хорошо известная специалистам окраска трупов в красный цвет – цвет крови – имела важный ритуально-магический смысл и была связана с идеей воскрешения, возрождения [464, 38; 508, 24 – 29]. Обычай окраски трупов свидетельствовал также о культурном единстве «шаньдиндунцев» с другими верхнепалеолитическими насельниками Евразии [427].

Вплоть до III тысячелетия до н. э. территория Северного Китая, колыбель древнекитайской цивилизации, лишь изредка посещалась отдельными группами верхнепалеолитических и мезолитических собирателей. Только около 5 тысяч лет назад эти группы были вытеснены в бассейне Хуанхэ оседлыми земледельческими поселениями высокоразвитой поздненеолитической культуры Яншао. Происхождение этой культуры и этногенез яншаосцев, которые по праву считаются предками современных китайцев, пока неизвестны. В частности, следов неолитической революции, то есть революционного перехода от присваивающего хозяйства к производящему, аналогичного тому, который протекал в Передней Азии около 8 – 10 тысяч лет назад [233], на китайской земле не обнаружено. Это вынуждены признать и специалисты, которые активно отстаивают теорию полной автохтонности китайской цивилизации [257, 105 и 138; 258; 259, 51 – 57]. В то же время есть веские основания полагать, что в процессе генезиса Яншао очень важную роль сыграли внешние контакты с другими очагами цивилизации Евразии, в первую очередь с родственными яншаосцам культурами расписной керамики [28; 30].

Культура Яншао уже со II тысячелетия до н. э. была вытеснена другой поздненеолитической культурой – Луншань, для которой были характерны знакомство с гончарным кругом, новые виды керамики (например, триподы типа ли на полых ножках в форме вымени), а также одомашненные вне Китая [215] породы скота (бык, баран) и новые виды культурных злаков. Как полагают некоторые специалисты, генезис этой культуры также был тесно связан с внешними влияниями [303, 95; 465, 105; 582, 46]. Разумеется, в процессе генезиса Луншань немалую роль сыграла и трансформация отдельных черт культуры Яншао. Однако преувеличивать роль такого рода трансформации и сводить кардинальные изменения в форме или цвете керамики и в орнаменте к простой «игре вкусов» или к «прихотям моды» [92, 56; 257, 118] едва ли правомерно. Ведь археологам хорошо известно, что керамика и орнамент принадлежат к числу наиболее консервативных элементов культуры и что резкое изменение их почти всегда связано с появлением новой культуры и новых этнических компонентов.

В середине II тысячелетия до н. э. поздний неолит бассейна Хуанхэ был сменен развитой бронзовой культурой Шан – Инь, этногенетические связи и культурный потенциал которой тоже свидетельствуют о разнородном характере ее компонентов [29; 384, 114 – 132; 561]. Иньская бронзовая культура довольно сильно отличалась от окружавших ее неолитических культур Северного Китая. Система религиозных представлении иньцев была весьма развитой и основывалась – по сравнению с эпохой неолита – уже на несколько иных принципах. Вступив в контакт со своими неолитическими соседями, осевшие в районе современного Аньяна иньцы сыграли решающую роль в процессе генезиса будущей китайской цивилизации.

После 1027 года до н. э., когда формировавшееся иньское государство пало под ударами победоносного племени чжоусцев, достижения иньской культуры быстро распространились среди всего завоеванного чжоусцами населения Северного Китая. С эпохи Чжоу в древнем Китае резко убыстрился процесс колонизации соседних земель и ассимиляции проживавших там неолитических племен. В результате в состав чжоуского Китая было включено много народностей, говоривших на разных языках и имевших различные культурные и религиозные традиции. Процесс творческого усвоения и переработки всех этих разнородных культурных традиций и влияний как раз и был процессом синтеза китайской цивилизации. Этот процесс длился довольно долго [27]. Для основной части Китая он завершился примерно в середине I тысячелетия до н. э., когда на базе всех древних верований, культов, обрядов и традиций сложилась определенная сумма духовных ценностей, которая позднее нашла свое отражение в учении Конфуция.

Древнейшие китайские религиозные представления и культы имели очень много общего с аналогичными явлениями у других народов. И лишь с течением времени и в результате интенсивного процесса интеграции культурных традиций различных племен и народов в специфических условиях отдаленного от других очага цивилизации сложилась именно китайская цивилизация с присущим только ей стилем.

В системе наиболее древних китайских религиозных верований, сложившейся в ходе сложного процесса, не могло не быть различных напластований. При этом древнейшие и наиболее примитивные пласты, например магико-тотемистические верования, длительное время сохранялись в виде реликтовых пережитков наряду с более развитыми обрядами и культами, свойственными по преимуществу уже цивилизованному обществу. В результате возникала сложная система разнородных верований, что вполне соответствовало не менее сложной социальной и этнической структуре древнего Китая.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Свадебные традиции Древнего Китая

свадебные обрядыСветлым радостным днем можно назвать день свадьбы. Естественно, на каждой свадьбе центром внимания является свадебное платье невесты. Огромный выбор очаровательных свадебных нарядов можно подобрать на сайте http://glamour.od.ua. В современном мире особо не поддерживаются старинные традиции. А ведь раньше без обрядов не обходилось ни одно семейное событие. Так например, в древнем Китае заключить брак было не просто: для этого необходимо было провести большое количество разных специальных обрядов. Существует четыре стадии свадебных обрядов.

Первой стадией является сватовство. В деревнях в качестве сватов выступали мужчины, а в городах специально нанимали опытную сваху. Женщины выполняли эту роль только в южной части страны. Первым делом семья жениха должна была отправить невесте особую записку, в которой указывалась фамилия и имя жениха, а также дата его рождения. Получив записку, родственники невесты гадали по этим данным, чтобы узнать о том, каким будет будущий брак. После этого семье жениха отправляли карточку с данными невесты, чтобы те также смогли погадать. Перед этим карточку невесты необходимо было поставить на три дня на алтарь. Если в течение трёх дней происходило что-нибудь плохое, то сватовство необходимо было отменить. Если ничего плохого не происходило за это время, то родственники со стороны жениха высылали невесте дорогие украшения и разнообразные подарки.

Подготовка к свадьбе – второй этап. Заключив брачный контракт, родители жениха и невесты встречались друг с другом. За месяц до того, как невеста должна была переехать в дом жениха, родители жениха назначали день свадьбы. Когда дата свадьбы была известна, её отправляли семье невесты вместе со свадебными подарками.

Далее проходила встреча в доме жениха. Жених должен был встречать невесту в дверях, после чего совершались разного рода свадебные обряды, связанные с приездом невесты. Когда все обряды были закончены, жених уводил невесту в специальную комнату для новобрачных.

На следующий день после свадьбы молодожёны выходили в зал, где им было необходимо поклониться домашним богам и предкам. Далее в этот день муж отправлял своей семье телеграмму, где говорилось о том, что невеста сохранила невинность до свадьбы. На протяжении всего первого месяца жена должна была всегда ночевать у своего мужа.

Читать похожие статьи:

www.sekretvselennoi.ru

Свадебный обряд в Древнем Китае

На протяжении всей истории Китая столь важную роль играл конфуцианский тезис о том, что вся Поднебесная — это лишь единая большая семья. С одной стороны, такое расширительное толкование понятия «семья» имело своей определенной целью представить все общество в виде коллектива «родственников», спаянных воедино теми же неразрывными узами, что и члены семьи. С другой стороны, эта аналогия как бы оправдывала иерархичность и авторитарность семейной системы в Китае.

Культ семьи в Китае обусловил ее огромную притягательную силу. Где бы ни был китаец, куда бы ни забросили его случайности судьбы, везде и всегда -он помнил, о своей семье, чувствовал свои связи с ней, стремился возвратиться в свой дом или—на худой конец—хотя бы быть похороненным на семейном кладбище. Как отмечают некоторые исследователи, культ семьи сыграл свою роль в ослаблении других чувств обычного китайского гражданина его социальных, национальных чувств. Другими словами, в старом конфуцианском Китае человек был прежде всего семьянин, т. е. член определенной семьи и клана, и лишь в качестве такового он выступал как гражданин, как китаец.

Система конфуцианских культов оказала решающее влияние на соотношение семьи и брака -в Китае. Спецификой конфуцианского Китая было то, что не с брака, не с соединения молодых обычно начиналась семья. Наоборот, с семьи и по воле семьи, для нужд семьи заключались браки. Семья считалась первичной, вечной. Интересы семьи уходили глубоко в историю. За благосостоянием семьи внимательно наблюдали заинтересованные в ее процветании (и в регулярном поступлении жертв) предки. Брак же был делом спорадическим, единичным, целиком подчиненным потребностям семьи.

Согласно культу предков, забота об умерших и точное исполнение в их честь всех обязательных ритуалов было главной обязанностью потомков, прежде всего главы семьи, главы клана. Собственно говоря, в глазах правоверного конфуцианца именно необходимостью выполнения этой священной обязанности было оправдано само появление человека на этом свете и все его существование на земле. Если в прошлом, в иньском и раннечжоуском Китае, духи мертвых служили опорой живых, то согласно разработанным конфуцианцами нормам культа предков и сяо все должно было быть как раз наоборот. В этом парадоксе, пожалуй, лучше всего виден тот переворот, который был совершен конфуцианством в древнем культе мертвых.[3]

Но если главная задача живых это забота об ублаготворении мертвых, то вполне естественно, что весь строй семьи, все формы ее организации должны быть ориентированы таким образом, чтобы лучше справиться с этим главным и почетным делом. Вот почему считалось, что первой обязанностью всякого главы семьи и носителя культа предков, служащего как бы -посредником между покойными 'предками и их живущими потомками, является ни в коем случае -не допустить угасания рода и тем не навлечь на себя гнев покойных. Умереть бесплодным, не произвести на свет сына, который продолжил бы культ предков — это самое ужасное несчастье не только для отдельного человека и его семьи, но и для всего общества. В Китае всегда существовали поверья, что души таких вот оставшихся без живых потомков (и, следовательно, без приношений) предков становятся беспокойными, озлобляются и могут нанести вред не только родственникам, но и другим, посторонним, ни в чем не повинным людям. Для таких бездомных душ в определенные дни в Китае даже устраивались специальные поминки, чтобы хоть как-то ублажить их и утихомирить их гнев. Однако еще со времен Конфуция хорошо известно, что жертвы, принесенные чужой рукой, — это не настоящие жертвы, в лучшем случае жалкий паллиатив. Эти жертвы не могут как следует успокоить разгневанных предков.

Неудивительно, что в таких условиях каждый добродетельный отец семейства, как почтительный сын и потомок своих высокочтимых предков, был обязан прежде всего позаботиться о потомках. В его задачу входило произвести на свет как можно больше сыновей, женить их сразу же по достижении ими брачного возраста и дождаться внуков. Только после этого он мог умереть спокойно, зная, что в любом случае и при любых обстоятельствах непрерывность рода и неугасающий культ предков им обеспечены.

Вот именно с этой, пожалуй, даже исключительно с этой целью и заключались браки в старом Китае. Судя по «Шицзин», в доконфуцианском Китае вопросы любви, брака и создания молодых семей решались так же, как и у многих народов. Не сразу конфуцианский культ предков и примат этики и рационального изменили все это. Прошел ряд веков, на протяжении которых энергично осуществлялись конфуцианские призывы к воспитанию чувства долга и обузданию эмоций во имя священного культа предков, сяо и семьи, прежде чем во все сословия, главным образом в среду простого народа, проникли выработанные традицией среди аристократии и закрепленные затем конфуцианцами в качестве обязательного эталона отношения к семье и браку. Навсегда отошли в прошлое деревенские праздничные обряды и простор для естественных чувств молодых людей. Отошли на задний план эмоции, чувства. Семья стала основываться не на чувстве, а на выполнении религиозных обязанностей. Брак же стал рассматриваться как важное общественное дело, как дело прежде всего большого семейного и кланового коллектива.

4. Свадебные церемонии Древнего Китая

Итак, брак рассматривался прежде всего как ритуальный обряд, служащий делу увеличения и укрепления семьи и являющийся тем самым средством успешного служения предкам. В соответствии с этим и вся процедура выбора невесты и заключения брака, как правило, не была связана ни с влечением молодых друг к другу, ни даже со знакомством их. Вопрос о браке был делом семьи, прежде всего ее главы. Именно он на специальном семейном совете, часто при участии многочисленной родни, решал вопрос о том, когда и кого из сыновей женить, из какой семьи взять невесту. Это решение обязательно принималось с согласия предков, у которых испрашивалось благословение на брак. Только после того как покойные предки семьи и клана изъявляли свое согласие — для чего проводился специальный обряд жертвоприношения и гадания, — отец жениха посылал в дом невесты дикого гуся—символ брачного предложения.

Женитьба сына всегда считалась очень важным делом, ради которого не жалели ни сил, ни средств, влезая подчас в неоплатные долги. Прежде всего, в случае благоприятного ответа от родителей невесты следовало преподнести им подарки и получить документ, удостоверявший год, месяц, день и час рождения девушки. Затем этот документ, равно как и документ о рождении жениха, отдавали гадателю, который путем сложных выкладок устанавливал, не повредит ли брак благополучию жениха и его семьи. Если все было в порядке, снова начинались взаимные визиты, происходил обмен подарками, заключался брачный контракт и назначался, с согласия невесты, день свадьбы.

В этот день празднично наряженную в красное невесту, причесанную еще по-девичьи, в паланкине приносили в дом жениха. Весь свадебный выезд тщательно оберегался от злых духов: против них выпускали специальные стрелы, на грудь невесты одевали обладающее магической силой бронзовое зеркало и т. п. В доме жениха в честь невесты запускали ракеты-шутихи, затем в момент встречи невесте и ее родне (а также и многочисленным собравшимся, в том числе нищим, от которых откупались по заранее достигнутой договоренности) раздавали подарки. Жених и невеста вместе кланялись Небу и Земле, совершали еще ряд обрядов и поклонений. Им подносили две рюмки вина, связанные красным шнурком. Угощали пельменями. Все это имело свой смысл,. все было полно глубокой символики—и поклоны, и слова, и даже пища (пельмени, например, символизировали пожелание множества детей), и изображения вокруг. Наконец, основные обряды окончены. Жених удалялся, а невеста совершала необходимый туалет, в частности причесывалась уже как замужняя женщина. После этого молодые отправлялись в спальню.

На следующий день все поздравляли молодых, гости и родня приглашались на пир. И лишь после того как все торжественные обряды были окончены, жена специально представлялась свекрови, под начало которой она отныне поступала, и всей мужниной родне. Через несколько месяцев она также представлялась предкам мужа в храме предков и принимала участие в обрядах жертвоприношений. Теперь она уже по-настоящему становилась женой и членом семьи (до этого ее еще можно было возвратить родителям —в случае, если бы она, например, оказалась поражена каким-либо» недугом).

В трактате «Или» указывается, что девушкам из знатных домов вместо надевания шляпы в волосы втыкалась специально выделанная для свадебной церемонии и весьма заметная шпилька. Ее появление в прическе у девушки — знак того, что она стала невестой, точнее, входила в возраст, когда следует готовиться выйти замуж.[4]

mirznanii.com

В шоке - Тайны мира: жестокие ритуалы древнего Китая

 Вторыми на очереди, скорее всего, будут кельты. За ними – викинги и германцы. Чем зрелищнее ритуалы, тем дольше о них помнят: «плетеный человек», «кровавый орел»... Русь и Восточная Европа тоже не отставали: по запросу «человеческие жертвоприношения у славян» Яндекс выдает почти 20 миллионов результатов – популярная нынче тема для обсуждений. Древние греки и римляне так старательно создавали свой цивилизованный имидж, что случаи ритуальных убийств в этих культурах быстро вспомнят, пожалуй, только знатоки, но они были. С этрусками сложнее – современную точку зрения на этот счет мы изложили в материале «Темная сторона этрусков: в Популонии нашли уникальное захоронение юноши в железных оковах».

Африка, Древний Египет, Индия, Ближний Восток, недавняя находка в Корее (хотя в данном случае речь идет о так называемой «строительной жертве», которая встречается даже в тех культурах, где не отмечены признаки массовых жертвоприношений) – человеческую жизнь везде использовали как безотказный способ связи с богами и предками. Но всем вышеперечисленным (кроме, пожалуй, ацтеков) далеко до древних китайцев.

Когда в 1928 году начались раскопки в Иньсюй (буквально — «развалины государства Инь»), мало кто предполагал, что работы растянутся на десятилетия, а находки окажутся в буквальном смысле жутко интересными. Иньсюй – это руины последней столицы династии Шан, правившей в Китае с XVI по XI век до нашей эры. Шан – не самая древняя китайская династия, но первая, существование которой подтверждено и письменными источниками, и многочисленными археологическими находками. Правители Шан шесть раз переносили свою столицу с места на место, но последняя, ныне известная под незатейливым прозвищем «развалины Инь», находилась на территории современной провинции Хэнань, недалеко от города Аньян.

В свое время поводом для раскопок в Иньсюй стали необычные артефакты, найденные здесь еще в 1899 году: гадальные кости. Вернее, загадочные старые кости с надписями находили здесь и раньше, но использовали в совсем иной области – как чудодейственное снадобье от малярии и ножевых ран. В 1899 году древние артефакты впервые попали в руки ученых, те определили их истинное предназначение, и ценность странных находок все больше росла по мере исследований – гадальные кости оказались неисчерпаемым источником информации. Иероглифы, вырезанные на воловьих костях и черепашьих панцирях, ныне признаны древнейшей формой китайской письменности. Расшифровка надписей помогла восстановить полное древо правителей династии Шан и, среди прочего, узнать весьма необычные подробности о жизни государства, существовавшего 3100-3600 лет назад.

По мере продвижения раскопок ученые получили возможность соотнести содержание надписей на гадальных костях с археологическими находками на месте. Результат оказался шокирующим.

Раскопки в Иньсюй ведутся до сих пор, древний город не перестает удивлять ученых. «Это во всех смыслах потрясающее место. Архитектурные сооружения поражают гигантскими размерами, как и масштабы строительства в целом. Только за последние годы мы нашли множество прекрасных бронзовых и костяных артефактов, включая гадальные кости», — сообщила изданию LiveScience Кристина Ченг (Christina Cheung), биоархеолог из университета Саймона Фрейзера (Ванкувер, Канада), ведущий автор последней научной работы по раскопкам в Иньсюй.

Специальность Кристины Ченг – биоархеология, а исследование, опубликованное в июне в издании Journal of Anthropological Archaeology, касается находок совсем иного рода: человеческих останков.

Археологи обнаружили в Иньсюй огромное количество массовых захоронений, аккуратно расположенных на всей территории древней столицы. В большинстве могил лежали останки 10, 30 и 50 человек. Ученые обратили внимание, что в надписях на гадальных костях упоминаются те же цифры, когда речь идет о человеческих жертвоприношениях в обмен на мнение высших сил по тому или иному вопросу.

По данным прошлого года, общее количество жертвенных человеческих останков, найденных на «развалинах Инь», достигало 10 тысяч. За прошедший год цифры изменились: теперь ученые говорят уже о 13 тысячах человек, умерщвленных во время ритуальных церемоний и погребенных в Иньсюй. Не единовременно, конечно: исследователи полагают, что такое количество жертв «накопилось» за те 255 лет, что столица династии Шан находилась на этом месте.

«На территории царского некрополя мы обнаружили останки по меньшей мере 3000 принесенных в жертву людей, еще больше – при раскопках царского дворца», — говорит Ченг. И это только в Иньсюй, последней столице династии Шан. Подобные массовые захоронения с изуродованными человеческими останками исследователи находили и в других городах древнего китайского государства.

Судя по археологическим находкам, человеческие жертвоприношения практиковались в древнем Китае на протяжении тысячи лет при трех династиях – Ся, Шан и Чжоу, последовательно сменявших друг друга. Самыми активными «жертвователями», по всем признакам, были правители Шан. В среднем каждая жертвенная церемония уносила жизни пятидесяти человек. Во время самого крупного жертвоприношения были единовременно убиты 339 человек.

По словам Кристины Ченг, в эпоху Шан существовало два основных вида человеческих жертвоприношений: «реншенг» и «ренсун». В могилах жертв «ренсун» (в приблизительном переводе этот термин означает «люди-компаньоны») археологи зачастую находят изысканные погребальные дары, а контекст захоронений говорит о том, что жертвами «ренсун» были в основном слуги или родственники покойных аристократов и влиятельных чиновников.

Совсем иначе выглядят останки жертв «реншенг» (этот термин практически дословно переводится как «приношение человеческой жертвы»): почти все они страшно изуродованы, тела закопаны в групповых могилах, а погребальные артефакты либо отсутствуют, либо их совсем мало.

Почти все «реншенг» были жертвами предсказаний, чрезвычайно востребованными в эпоху Шан. Поскольку связь между гадальными костями и человеческими жертвами не самая очевидная, стоит пояснить, как именно происходил процесс гадания.

У каждого из царей династии Шан постоянно возникали жизненно важные вопросы: например, угодно ли духам избавить правителя от нестерпимой зубной боли или даровать богатый урожай.

Предсказатель вырезал (позже – записывал) вопрос на соответствующем носителе (использовались лопаточные кости быка или пластрон, нижний панцирь черепахи), затем нагревал кость или панцирь до появления трещин, а затем по рисунку трещин «переводил» ответ из мира духов. Обычно на носителе с вопросом записывался и ответ (результат), а также дата – всё официально, даже буднично, для архивов и отчетности.

Человеческие жертвы были неотъемлемой частью процесса: их количество, а также способ умерщвления, наиболее угодный духам (ученые насчитали 12 разных способов, для каждого использовался отдельный термин), зачастую указывались в самом вопросе. Для наглядности – несколько примеров вопросов с гадальных костей:

— Примут ли духи жертву в количестве двадцати человек, умерщвленных способом «тан»? [Записанный результат] Преподнесли духам тридцать человек, исход оказался чрезвычайно благоприятным.

— Его Величеству предстоит обезглавить жертвенных людей. Одобрят ли это духи? [Записанный результат] В день yǐchǒu (дата) были принесены человеческие жертвы методом «фа», а также умерщвлена корова.

— Будут ли приняты жертвы в день wù (дата), умерщвленные путем погребения заживо? [Записанный результат] В день bǐngwǔ (дата) пошел дождь.

— Вопрошаем: даруют ли духи дождь, если в день bǐngxū (дата) мы принесем в жертву женщин методом сожжения?

— Будет ли ответ благоприятным, если в день xīnyǒu (дата) мы принесем жертвы способом обескровливания?

Упомянутый способ «тан» означает умерщвление путем избиения человека до смерти, метод «фа» — отсечение головы (обезглавливание пользовалось наибольшей популярностью, судя по записям на гадальных костях). Полный список способов казни жертв, составленный учеными по расшифровкам гадальных костей, выглядит так: обезглавливание, рассекание/разрезание тела пополам, четвертование или постепенное отсечение частей тела до смерти, избиение до смерти, обескровливание, погребение заживо, утопление, сожжение, сварение в кипятке, смерть от палящего солнца или «высушивание» уже мертвых вскрытых тел под солнцем до состояния вяленого мяса, смерть от любого из вышеуказанных способов с последующим оставлением тел без погребения...

Выбор одного из 12 способов жертвоприношения зависел от адресата и цели. Адресатами выступали духи предков как священные хранители и защитники государства, правителя, семьи и т.п., и духи природы – к ним обращались в основном по погодным и сельскохозяйственным вопросам. Судя по статистике обращений, культ предков в эпоху Шан по своей значимости и интенсивности превосходил поклонение природным божествам.

Силам природы обычно полагались жертвы, убитые «природными» способами: сожжение (огонь), утопление (вода), погребение заживо (земля). Духи предков требовали больше крови в обмен на благословение, защиту от бедствий, поддержку и удачу в делах. Для них наиболее предпочтительными способами умерщвления были обезглавливание, расчленение, избиение до смерти, отрезание ног, обескровливание, сварение в кипятке, «высушивание» на солнце и тому подобное. Духам природы часто жертвовали женщин, духам предков – мужчин, в основном пленников из враждебных племен. Так жертвователь решал сразу три задачи: например, обезглавив несколько десятков пленных, он выказывал предкам должное уважение, получал ответ на свой вопрос и нагонял страху на врагов. Прагматично и эффективно.

Пленные мужчины и женщины из враждующих с Шан племен нередко упоминаются в текстах на гадальных костях, часто даже с указанием племени – например, «Будет ли угодна духам жертва трех мужчин племени Цян и двух коров, умерщвленных путем отрубания конечностей?».

В прошлом году Танг Чиджен (Tang Jigen), глава Аньянского отделения Академии социальных наук КНР, выдвинул предположение, что основным источником жертв для коммуникации с духами были люди из кочевого народа Цян – известно, что Шан и Цян часто и жестоко враждовали. «В захоронениях Иньсюй мы обнаружили жертвенные останки группами по 10, 30 и 50 человек. В текстах на гадальных костях и в других источниках, описывающих ритуалы поклонения предкам царей Шан, мы нередко встречали записи вроде "умертвить 10 людей Цян", "30 людей Цян" или "50 людей Цян"», — говорит Танг Чиджен. К слову, несмотря на все бедствия, народность Цян выжила: сейчас Цян является одним из этнических меньшинств в западном Китае общей численностью около 300 тысяч человек.

Антропологи уже выяснили, что большинство жертвенных останков из Иньсюй принадлежит мужчинам в возрасте от 15 до 35 лет. Но кем они были – местными жителями или пленными чужаками, как подсказывают тексты на гадальных костях? Исследование, проведенное группой ученых во главе с Кристиной Ченг, должно было подтвердить – или опровергнуть – теорию о жертвенных пленниках, возникшую на основе анализа древних записей.

Для этого исследователи провели лабораторный анализ останков, найденных на царском кладбище в Иньсюй, где расположены и гробницы правителей, и 2500 захоронений жертв гадальных церемоний. Для исследования были отобраны останки 68 человек, почти все они относятся к категории «реншенг».

Обычно для определения места происхождения древних людей ученые проводят анализ изотопов стронция в зубной эмали. Однако жертвы «реншенг», изученные Кристиной Ченг, были обезглавлены («фа»), что сделало невозможным проведение стандартного изотопного анализа зубов.

Вместо этого исследователи провели анализ изотопного состава углерода и азота в костях. Такой анализ позволяет выяснить, как человек питался и какую воду пил, то есть его режим питания может косвенно указать на места его длительного проживания.

Данные, полученные по 68 жертвам «реншенг» из Иньсюй, ученые сравнили с данными из 39 древних костей, определенно принадлежавшим обычным местным жителям, похороненным в окрестностях Иньсюй в эпоху Шан.

Изотопный анализ показал, что и жертвы «реншенг», и жители Иньсюй употребляли в пищу много проса. Однако в диете местных, помимо проса, присутствовали небольшие количества иной пищи – пшеницы, риса, рыбы, оленины... – тогда как питание будущих жертв гадальных церемоний не отличалось даже столь малым разнообразием.

По совокупности данных ученые сделали вывод, что жертвы «реншенг» действительно были чужаками, вероятнее всего пленниками. Таким образом, современные научные данные подтвердили информацию на гадальных костях. «Мы впервые смогли предоставить прямое доказательство теории, которая прежде основывалась только на изучении текстов возрастом более 3000 лет. Для нас это все равно что найти Трою и доказать, что «Илиада» не была полным вымыслом», — сказала Ченг изданию Live Science.

Одну теорию подтвердили, другую – опровергли. Ранее многие специалисты по истории династии Шан утверждали, что люди, предназначенные для жертвоприношений, не использовались ни как рабочая, ни как рабская сила. Расшифровки записей на гадальных костях позволяли предположить, что будущие жертвы проводили в Иньсюй около 8 дней перед церемонией, не больше. Однако результаты изотопного исследования не совпадают с существующей интерпретацией гадальных текстов.

Макро- и микроэлементы из пищи оседают в костях и сохраняются на протяжении тысяч лет: на этом факте основаны современные изотопные исследования. Однако сначала вещества из пищи накапливаются в малых костях, а затем – в крупных. Отличия в происхождении между местными жителями и пленниками «реншенг» выявлены по изотопному составу крупных костей, тогда как в малых костях у местных и пришлых встречаются те же изотопы. Это говорит о том, что будущие жертвы жили в Иньсюй не восемь дней, как считалось ранее, а как минимум несколько лет – достаточно долго, чтобы местный режим питания отразился на малых костях скелета, но не успел повлиять на крупные.

Кристина Ченг и ее коллеги по исследованию уверены, что полученный результат соответствует действительности: невыгодно содержать огромное количество пленников в течение долгого времени, не используя их в качестве рабочей силы. Тому есть и другое косвенное доказательство: в предыдущих исследованиях гадальных текстов говорится о том, что аристократы эпохи Шан были обязаны по первому требованию предоставить правителю необходимое количество пленников для жертвоприношений. Следовательно, пленников где-то и как-то содержали на протяжении долгого времени, в ожидании передачи их правителю по первому запросу.

Современные специалисты отмечают крайнюю жестокость и полное пренебрежение к человеческой жизни в древнем Китае – «людей приносили в жертву практически теми же способами, что и животных, в глазах правящей верхушки разница между рабом и скотом была невелика», заметил один из лингвистов, изучающий тексты на гадальных костях. При этом жестокие массовые жертвоприношения говорят о чрезвычайной набожности правителей Шан – в контексте своего мира и своего времени они совершали богоугодные (предко- и природоугодные) деяния, являя пример благочестия и истового почитания высших сил. Китайские специалисты обычно подчеркивают, что феномен человеческих жертвоприношений был распространен повсеместно, а древнекитайские обычаи – лишь часть общемировой практики. Эдакий намек: мол, сначала на свою историю посмотрите.

Массовые ритуальные жертвоприношения в Китае сошли на «нет» около 700 года до нашей эры, и вовсе не по причине повышения гуманности общества. Появился более простой и общедоступный способ гадания, не требующий крови и весьма популярный до сих пор: это знаменитая «Книга перемен», И-Цзин, спасшая тысячи и тысячи человеческих жизней. Когда захотите узнать свое будущее по И-Цзин, вспомните о рассказанной нами истории.

v-shoke.com


Смотрите также