Музы древнего рима. МУЗЫКА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Музыка в Древнем Риме. Музы древнего рима


Музыка в Древнем Риме.

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника Стр 1 из 7Следующая ⇒

Музыкально-театральные представления, игры и зрелища

В Риме всегда было немало музыкантов, композиторов, учителей музыки и пения, но почти все они происходили или из собственно Греции, или из греческих городов на юге Италии, или из Египта. Профессиональные танцоры и танцовщицы, выступавшие публично, приезжали в Вечный город из Сирии и Испании. С тех пор как в Риме стали утверждаться восточные культы и обряды (например, культ Исиды), в них участвовали музыканты, прибывшие оттуда, откуда был заимствован и сам культ. Так, в обрядах в честь Исиды принимали участие музыканты из Египта. Зато музыкантами, сопровождавшими своей игрой чисто римские обряды, военными музыкантами и теми, кто аккомпанировал актерам на сцене, были преимущественно люди римского или во всяком случае италийского происхождения. Большинство римских граждан относились к иноземным певцам и музыкантам вполне благожелательно; недовольство высказывали лишь те, кто, опасаясь влияния чуждых Риму обычаев и нравов, вообще с негодованием смотрел на растущее число иностранцев, которых всюду принимали и расхваливали за их искусство. В самом деле, некоторых приезжих музыкантов римляне осуждали за высокомерие и заносчивость, ибо теплый прием, оказанный многим греческим, египетским или испанским артистам в Риме, нередко разжигал в них тщеславие и спесь. Более того, музыканты, какого бы происхождения они ни были, пользовались в Риме некоторыми привилегиями в награду за те услуги, которые они оказывали городу своей игрой или пением во время больших общегосударственных торжеств. Так, в привилегированном положении находились военные музыканты, симфониаки — музыканты, участвовавшие в религиозных церемониях, а также те, кто играл на духовых инструментах. Скабиллярии («трещеточники», пользовавшиеся ножными кастаньетами, вделанными в деревянную подошву), которые на сцене задавали такт хору и танцорам, пользовались у публики такими же симпатиями, как и самые выдающиеся актеры. Известных музыкантов и певцов настолько высоко ценили, что им удавалось завязывать дружеские отношения с представителями знатнейших родов.

Помимо таланта артист нуждался в соответствующем образовании. Его он мог получить или индивидуально, или в школе, руководимой каким-нибудь известным мастером — музыкантом и певцом. Недаром Цицерон причислял музыкантов, как и геометров, к тем людям, которые, занимаясь своим делом, одновременно обучают других. Уже упоминавшийся певец Тигеллий Гермоген, отмеченного благосклонностью самого Цезаря, основал музыкальную школу; посещали ее и актрисы, выступавшие в мимах: это были главным образом гетеры, начавшие заниматься музыкой с середины II в. до н. э.

Некоторым музыкантам посчастливилось даже обучать своему искусству императоров.

Широко распространены были струнные: лира, кифара и небольшая арфа треугольной формы - самбука. Среди духовых инструментов первое место занимали различные виды греческой флейты. В сопровождении кифары ( инструмент похожий на лиру),которая перекочевала из Греции, где лучшим кифаристом считался Орфей, пелись поэтические произведения.

КИФАРА (иногда делались из цельных рогов дикой козы или антилопы.)

Устраивались целые турниры, состязания кифарийцев. Они также исполняли торжественные поэмы, сопровождая танцы в театральных представлениях. Изменился, по сравнению с Грецией и характер музыки в драме.

Как и в Греции, в Риме связь поэзии и музыки была очень велика: поэтические произведения пелись в сопровождении кифары или авлоса (тибии - древнеримский инструмент типа флейты). Однако это уже не было делом самого поэта. Пышность и профессиональная выучка торжествовали в исполнении стихов. Эклоги Вергилия и поэмы Овидия пелись с танцами в театре. Изменился, по сравнению с Грецией и характер музыки в драме. Хор в греческом понимании исчез из нее. Сами представления имели не столько этически-воспитательный, сколько празднично-развлекательный смысл. Сольное пение в сопровождении тибии(древнеримский инструмент типа флейты)., пластическая пантомима под инструментальную музыку (ансамбль), иногда хоровые эпизоды — такова была музыка в римском театре.

В цирках и театрах выступали громадные хоры и оркестры. Богатые римляне содержали капеллы и оркестры.

Ко времени Нерона там увлекались виртуозностью: певцы (как и танцовщики), в сущности, вытесняли драматических актеров со сцены. Преувеличенное самомнение и капризы певцов-трагедов неоднократно осмеивались в литературе. Организация клаки, высокие гонорары исполнителям, нездоровое их соперничество — все это было крайне далеко от общественного пафоса греческого трагического театра, от почетной обязанности в организации хора, от прославленных побед Эсхила и Софокла на состязаниях.

Хорошие музыканты и певцы, как уже говорилось, пользовались в Риме большой симпатией слушателей и зрителей. В одном из своих писем Сенека, (древнеримский историк-философ, 4 до н. э.), сетовал на то, что у философов занимаются и учатся лишь немногие, театр же набит битком и там с жаром рассуждают о достоинствах музыкантов, прежде всего пифавлетов — флейтистов, услаждавших своей игрой зрителей во время перерыва и перед началом сценического действа.

Древнеримские музыканты

 

 

Народная музыка древних римлян имела давние традиции, но профессиональную музыкальную культуру римляне переняли от греков. Как и в Греции, поэзия в Риме была тесно связана с музыкой. Оды Горация, эклоги Вергилия пелись. В трагедии вводили кантики (музыкальные вставки), исполняемые голосом или тибией (древнеримский инструмент типа флейты). В цирках и театрах выступали громадные хоры и оркестры. Богатые римляне содержали капеллы и оркестры. В столицу империи стекались музыканты из Греции, Сирии, Египта и других завоеванных областей. Пользовались успехом публичные концерты виртуозов. В капитолийских состязаниях участвовали певцы и музыканты, награждавшиеся лавровым венком. При дворе Августа славился певец Тигеллий, любимцем Калигулы был актер-певец Апеллес. При дворах Нерона и Адриана блистали своими композициями кифареды Менкрат и Месомед Критский (критский музыкант 2 в н. э., сохранились 3 гимна Месомеда). Некоторым прославленным музыкантам ставились памятники, например, китареду Анаксенору. В высших кругах Рима, вплоть до императоров, был распространен музыкальный дилетантизм. На празднествах в честь Вакха (Дионисия) звучали кимвалы и другие ударные инструменты. Военные легионы располагали мощными духовыми оркестрами; в их составе были тубы (прямые трубы), букцины (изогнутые рога) и другие металлические инструменты. Внешняя помпезность, блеск, виртуозность, изощренность, изнеженность — типичные черты музыкального искусства императорского Рима.

 

 

Букцина (изогнутый рог)

 

У римлян, как и вообще у италийских народов, не было собственных музыкальных инструментов, кроме флейты (если не считать военные рога и трубы). Струнные инструменты появились у них уже в более позднее время от греков вместе с греческой музыкой. Флейта была издавна известна этрускам, к которым она пришла с Востока, и они ее до такой степени усовершенствовали, что, по свидетельству Поллукса, у них был даже инструмент вроде органа, составленный из бронзовых флейт, в которые воздух вдувался мехами или, при больших размерах инструмента, давлением воды. От этрусков флейта перешла к римлянам, вероятно, тоже очень рано, так как уже Нумой была учреждена в Риме коллегия флейтистов. Поэтому неудивительно, что первые появившиеся в Риме греческие флейтисты потерпели неудачу. Вполне вероятно, что римские флейты были уже и тогда гораздо лучшей конструкции, чем греческие.

Римские флейты

 

У этрусков были флейты из слоновой кости, из буксового дерева (преимущественно культовые инструменты), из корня лотоса, из ослиных костей и серебра; была найдена также бронзовая этрусская флейта (рис. 1, а). Флейты были одиночные и двойные. В одиночных отверстие для вдувания воздуха находилось либо на конце трубки, либо сбоку. Разновидность флейты с загнутым концом была заимствована у фригийцев (рис. 1, г). Реже встречалась фистула или сиринга (цевница) — соединение нескольких простых флейт неравной длины (рис. 1, е, ж, з). В двойных флейтах стволы либо соединялись одним мундштуком, либо оставались свободными. Входящие в инструмент флейты могли быть одинаковыми (парными) или различными по форме и тону (непарными) (рис. 1, б, в, г). В непарных флейтах различали правую и левую флейты: на первой играли правой рукой, на второй — левой; тон первой был ниже тона второй, поэтому она преобладала в серьезной, торжественной музыке, а вторая — в веселой; правая флейта была ведущей, а левая аккомпанирующей. Судя по изображениям на памятниках, парные флейты бывали различной длины и формы, то прямыми, то изогнутыми, и в последнем случае иногда расходились, начиная только с середины. При игре римские флейтисты, подобно греческим, накладывали себе на рот повязку с отверстиями, в которые вставляли мундштуки флейт (рис. 1, б, в).

 

Струнные инструменты появились у римлян не ранее императорской эпохи. Они были заимствованы ими частично от греков, частично у западноазиатских народов, некоторые даже от египтян, и почти все сохранили свои местные наименования (ср. рис. 2). Главными из них были кифара (cithara) и лира в ее различных видах (рис. 2), называвшаяся так потому, что ветви ее походили на рога, а иногда действительно делались из цельных рогов дикой козы или антилопы. Позднее, для больших музыкальных представлений, прибавились греческий треугольник, египетская гитара, восточные арфа, самвика, наблий и почти все известные тогда инструменты.

 

К ударным инструментам принадлежали: скабиллум — две соединенные шарниром довольно толстые дощечки, которые подвязывали под ступню как подошву и, наступая на них, отбивали такт; цимбалы — то же, что наши тарелки; кастаньеты; тамбурин или тимпан, треугольник, египетский систр, введенный вместе с культом Исиды, и различные инструменты из колокольчиков, в том числе бубен и погремушки из бубенчиков. К ударным следует отнести найденный в Этрурии (часто встречающийся в изображениях вакхических сцен) металлический инструмент, состоящий из плоских кружочков, нанизанных на бронзовый прут.

На этой римской мозаике из Помпеи изображены бродячие музыканты, играющие на авлосе, кроталоне и тамбурине.

 

 

ХОР

Хор в Древнем Риме приобрел другую функцию – это уже не один комментатор, как в Греции.

Сенека : «Разве ты не видел, как много голосов в хоре? И все они сливаются в единый звук. Есть в хоре голоса высокие, есть низкие, есть средние, сопровождают их флейты, — но отдельные голоса скрыты, а явственно слышен голос всех. Я говорю о хоре, какой был известен старым философам». Ко времени самого Сенеки, к середине I в. н. э., число участников хора увеличилось, но их выступления под звуки музыкальных инструментов по-прежнему были отмечены гармонией: «Во время наших состязаний больше певцов, чем когда-то бывало зрителей в театре; все проходы заполнены рядами поющих, скамьи окружены трубачами, с подмостков звучат флейты и органы всех родов, и из разноголосицы возникает стройность».

Без танцоров и танцовщиц в Риме так же не обходились ни пиры, ни публичные зрелища, ни торжественные шествия, как и без музыки и пения.

На спортивных состязаниях звучали трубы: ими успокаивали зрителей, призывая сохранять тишину при объявлении победителей. Разновидностью витой трубы, служившей для подачи сигналов в войске, была бурцина; там же применяли и сигнальный рог. В конном войске сигналы подавали загнутым кверху рожком или горном.

mykonspekts.ru

Античность - muz-lit.info

Древний музыкантМузыка Древнего Египта

Еще в третьем тысячелетии до нашей эры музыка играла важную роль в существовании одной из древнейших человеческих цивилизаций. Древние египтяне называли музыкальное искусство «радостью» и с успехом применяли его в религиозных обрядах и обыденной жизни.

Как и представители древнейшей вавилонской цивилизации, египтяне развивали теорию взаимосвязи семи нот и семи планет Солнечной системы.

Важнейшее значение в древнеегипетском музыкальном искусстве уделялось вокалу. Кроме того, еще во времена правления Нефертити, Тутанхамона и Рамзеса были изобретены новые музыкальные инструменты, среди которых – пришедшая в наше время сквозь тысячелетия арфа.

 

«Небесная гармония сфер». Народная музыка Древней Греции

 

Античность как период и музыкальное искусство Древней Греции стало мощнейшим толчком в эволюции всей европейской музыки. Приблизительно за 2,5 тысячи лет существования древнегреческой цивилизации появилось множество новых и достаточно сложных в изготовлении музыкальных инструментов. Новинки были разнообразны. Среди струнных инструментов можно выделить лиру, формингу, кифару, барбитон. Среди духовых инструментов – трубы, сиринги и авлос, а среди ударных – кимвала, тимпан и систр.

К древнегреческой цивилизации относят и появление первого водяного органа – гидравлоса. Опередивший свое время инструмент стал очень популярным в Средиземноморских странах. Предок средневекового органа стал впоследствии любимым инструментом римского императора Нерона.

ПифагорВажнейшие открытия Пифагора в области звука как физического явления оказались невероятно важными и в музыкальном искусстве. Изучение взаимосвязи звуковых последовательностей и математических величин позволило создать систему гармонии и определить основные типы гамм. Пифагор пошел дальше: основываясь на собственных исследованиях и трудах древних вавилонских ученых, он вывел теорию космической гармонии, в которой известные планеты издавали звуки согласно нотам в гамме. Высокие звуки в «космической симфонии» принадлежали Земле, низкие – Луне и так далее.

Главным вкладом великого древнегреческого математика в эволюцию музыкального мира стало учение о пропорциях звуков. С помощью экспериментов над струнными инструментами Пифагор определил числовые значения музыкальных интервалов. К примеру, интервальный коэффициент октавы составляет 2/1, квинты – 3/2, кварты – 4/3. Отсчитывая музыкальный интервал от исходного звука, математик смог получать числовое значение любого звука хроматической (диатонической) гаммы.

Античность. Игра на лиреВ дальнейшем музыкальная математическая теория Пифагора и ее этическая составляющая получили развитие в трудах великих ученых Древней Греции и Рима Аристотеля, Платона, Никомаха, К. Птолемея.

Завершая краткий обзор музыкального искусства Древней Греции, стоит упомянуть о великих драматургах той эпохи. Спектакли Эсхилла, Софокла, Еврипида, естественно, не обходились без инструментальной музыки, да и сами авторы были прекрасными танцорами и музыкантами.

п

Античность. Музыка Древнего Рима

История сохранила крайне мало сведений о музыке раннего, «республиканского» Древнего Рима. По большому счету, музыкальное искусство Древнего Рима было неплохо «скопировано» у завоеванной во II веке до н.э. Древней Греции. Были ассимилированы музыкальные инструменты и стили исполнения. В Риме также обрело популярность исполнение поэтических произведений в виде песнопений, Гораций, Вергилий, Овидий выступали под музыку тибий и кифар.

римская мозаика Академия ПлатонаСохранились имена великих музыкантов той эпохи: Диодор, Терпний, Менекрат, Месомед, Тигелий, Анаксенор. Многие музыкальные теоретики эпохи Древнего Рима отмечали, что греческие спектакли, поставленные на службу римскому искусству, потеряли глубину и пафос, стали простыми развлекательными представлениями.

Таким образом, музыкальное искусство Древней Греции оставалось на многие века базовым для музыкального искусства цивилизованных народов Европы вплоть до расцвета христианской культуры.

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Twitter

www.muz-lit.info

Музыка Древнего Рима Википедия

Древнеримская музыка в виде нотных памятников не сохранилась. Суждения о ней основаны на (многочисленных) косвенных свидетельствах — артефактах литературы и изобразительного искусства. Сведения о музыкальной теории римлян черпаются, главным образом, из позднеантичных латинских источников — энциклопедии «О бракосочетании Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы, трактатов «О музыке» Августина и «Основы музыки» Боэция.

Общая характеристика

Музыкальная культура римлян развивалась на основе эллинистической культуры и играла большую роль в их повседневном быту.[1] Помимо греков влияние на формирование музыки римлян оказали этруски и импортированные в результате римских завоеваний восточные культуры[2]. Однако, этрусское влияние не прослеживается столь очевидно, как влияние греков, из-за скудости свидетельств музыкальной практики у самих этрусков.

Хоровые ансамбли выступали в цирках и театрах, эффектные зрелища (бои гладиаторов, казни) шли под звуки труб, рогов и других инструментов. Как и греческая, древнеримская музыка существовала в единстве с другими видами искусства.

История

Раннеримская музыка носила сравнительно самостоятельный характер. Возникли музыкальные жанры, связанные с бытом. В обиходе были напевы салиев и «арвальских братьев» (прыгуны, плясуны). Салии устраивали танцы-игры, а «арвальские братья» устраивали празднества, посвящённые урожаю. В Риме было популярно пение поэтических произведений таких поэтов, как Горация, Вергилия и др., которые пелись в сопровождении щипковых инструментов[3] Гораций называл свои оды «словами, которые должны звучать co струнами».

Инструментальная музыка Древнего Рима значительно развилась благодаря театральному жанру пантомимы: танцор-солист выступал под аккомпанемент оркестра и хора. Римский философ отмечал, что в театрах иногда было больше исполнителей, чем зрителей. Некоторые философы и музыкальные теоретики отмечали, что некоторые спектакли, перенесённые из Греции в Рим, теряли свою изысканность и носили развлекательный характер.[3]

В конце I века н. э. император Домициан основал капитолийские состязания, участники которых состязались в пении игре на кифаре, авлосе. Популярностью пользовались концерты виртуозов. Император Нерон ввёл «греческое состязание», в котором выступал в качестве певца, поэта и кифареда. Музыкальная культура в поздний период приобрела черты помпезности.[1] После принятия в Римской империи Миланского эдикта о веротерпимости распространилось христианское пение.

Урок музыки в древнем Риме (фреска из Помпей, I в. н.э.). Национальный археологический музей, Неаполь. Слева на фреске изображён учитель с лирой. Юноша справа держит в руках большой свиток с нотами или (вокальным) текстом.

Музыка и быт

В Римской империи увлечение музыкой было всеобщим. Римские аристократы приобретали водяные органы — гидравлосы для своих вилл, а некоторые богачи имели на содержании оркестры рабов[1]. Члены богатых семей обучались пению или игре на каком-нибудь инструменте. Ни одно празднество не проходило без музыкальных инструментов. Большой популярностью пользовалась профессия учителя музыки.

Музыкальные инструменты

В Римской империи получили распространение греческие музыкальные инструменты, перевезённые в Рим после покорения.[3] Наиболее распространёнными инструментами в Древнем Риме были кифара и авлос, известный также под местным названием тибия (tibia). Широкое распространение также получил водяной орган-гидравлос. В военных легионах использовались духовые инструменты этрусского происхождения — длинная прямая труба-tuba, G-образный рог-cornu и J-образный рог-lituus. Разнообразные ударные инструменты, известные ещё грекам — тимпан, кимвалы, кроталы и систр — применялись в культе Кибелы, Диониса и Исиды, но также были популярны у уличных музыкантов.

Примечания

Литература

  • Scott J.E. Roman music // The New Oxford History of Music. Vol.1. London; New York, 1957.
  • Baudot A. Musiciens romains de l'antiquité. Montréal, 1973.
  • Wille G. Einführung in das römische Musikleben. Darmstadt, 1977.
  • Fleischhauer G. Etrurien und Rom // Musikgeschichte in Bildern, II/5. Leipzig, 1964; 2te ergänzte Aufl., 1978.
  • Markovits M. Die Orgel im Altertum. Leiden: Brill, 2003.
  • Melini R. Suoni sotto la cenere: La musica nell'antica area vesuviana. Pompei: Edizioni Flavius, 2008. ISBN 88-88419-45-4.
  • Боэций. Основы музыки / Подготовка текста, пер. с лат. и комментарий С. Н. Лебедева. Москва, 2012.

wikiredia.ru

Музыка в Древнем Риме Википедия

Древнеримская музыка в виде нотных памятников не сохранилась. Суждения о ней основаны на (многочисленных) косвенных свидетельствах — артефактах литературы и изобразительного искусства. Сведения о музыкальной теории римлян черпаются, главным образом, из позднеантичных латинских источников — энциклопедии «О бракосочетании Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы, трактатов «О музыке» Августина и «Основы музыки» Боэция.

Общая характеристика

Музыкальная культура римлян развивалась на основе эллинистической культуры и играла большую роль в их повседневном быту.[1] Помимо греков влияние на формирование музыки римлян оказали этруски и импортированные в результате римских завоеваний восточные культуры[2]. Однако, этрусское влияние не прослеживается столь очевидно, как влияние греков, из-за скудости свидетельств музыкальной практики у самих этрусков.

Хоровые ансамбли выступали в цирках и театрах, эффектные зрелища (бои гладиаторов, казни) шли под звуки труб, рогов и других инструментов. Как и греческая, древнеримская музыка существовала в единстве с другими видами искусства.

История

Раннеримская музыка носила сравнительно самостоятельный характер. Возникли музыкальные жанры, связанные с бытом. В обиходе были напевы салиев и «арвальских братьев» (прыгуны, плясуны). Салии устраивали танцы-игры, а «арвальские братья» устраивали празднества, посвящённые урожаю. В Риме было популярно пение поэтических произведений таких поэтов, как Горация, Вергилия и др., которые пелись в сопровождении щипковых инструментов[3] Гораций называл свои оды «словами, которые должны звучать co струнами».

Инструментальная музыка Древнего Рима значительно развилась благодаря театральному жанру пантомимы: танцор-солист выступал под аккомпанемент оркестра и хора. Римский философ отмечал, что в театрах иногда было больше исполнителей, чем зрителей. Некоторые философы и музыкальные теоретики отмечали, что некоторые спектакли, перенесённые из Греции в Рим, теряли свою изысканность и носили развлекательный характер.[3]

В конце I века н. э. император Домициан основал капитолийские состязания, участники которых состязались в пении игре на кифаре, авлосе. Популярностью пользовались концерты виртуозов. Император Нерон ввёл «греческое состязание», в котором выступал в качестве певца, поэта и кифареда. Музыкальная культура в поздний период приобрела черты помпезности.[1] После принятия в Римской империи Миланского эдикта о веротерпимости распространилось христианское пение.

Урок музыки в древнем Риме (фреска из Помпей, I в. н.э.). Национальный археологический музей, Неаполь. Слева на фреске изображён учитель с лирой. Юноша справа держит в руках большой свиток с нотами или (вокальным) текстом.

Музыка и быт

В Римской империи увлечение музыкой было всеобщим. Римские аристократы приобретали водяные органы — гидравлосы для своих вилл, а некоторые богачи имели на содержании оркестры рабов[1]. Члены богатых семей обучались пению или игре на каком-нибудь инструменте. Ни одно празднество не проходило без музыкальных инструментов. Большой популярностью пользовалась профессия учителя музыки.

Музыкальные инструменты

В Римской империи получили распространение греческие музыкальные инструменты, перевезённые в Рим после покорения.[3] Наиболее распространёнными инструментами в Древнем Риме были кифара и авлос, известный также под местным названием тибия (tibia). Широкое распространение также получил водяной орган-гидравлос. В военных легионах использовались духовые инструменты этрусского происхождения — длинная прямая труба-tuba, G-образный рог-cornu и J-образный рог-lituus. Разнообразные ударные инструменты, известные ещё грекам — тимпан, кимвалы, кроталы и систр — применялись в культе Кибелы, Диониса и Исиды, но также были популярны у уличных музыкантов.

Примечания

Литература

  • Scott J.E. Roman music // The New Oxford History of Music. Vol.1. London; New York, 1957.
  • Baudot A. Musiciens romains de l'antiquité. Montréal, 1973.
  • Wille G. Einführung in das römische Musikleben. Darmstadt, 1977.
  • Fleischhauer G. Etrurien und Rom // Musikgeschichte in Bildern, II/5. Leipzig, 1964; 2te ergänzte Aufl., 1978.
  • Markovits M. Die Orgel im Altertum. Leiden: Brill, 2003.
  • Melini R. Suoni sotto la cenere: La musica nell'antica area vesuviana. Pompei: Edizioni Flavius, 2008. ISBN 88-88419-45-4.
  • Боэций. Основы музыки / Подготовка текста, пер. с лат. и комментарий С. Н. Лебедева. Москва, 2012.

wikiredia.ru

Музыка древнего Рима • ru.knowledgr.com

Меньше известно о Древней римской музыке, чем известно о музыке древней Греции. Есть много, по крайней мере, частично существующих источников на музыке греков. Например, много известно о теориях Pythagoras и Aristoxenus (часть его из греческих источников и некоторых посредством писем более поздних римских авторов), и там существуйте приблизительно 40 расшифрованных примеров греческого музыкального примечания. Очень мало выживает о музыке римлян, как бы то ни было. Есть различные причины этого, одна из которых - то, что ранние отцы христианской церкви были ошеломлены музыкой театра, фестивалей и языческой религии и подавили его однажды, Христианство стало официальной религией Римской империи.

Римляне, как говорят, не были особенно творческими или оригинальными, когда это прибыло в музыку. Они действительно прилагали любой духовный идеал к музыке, также, как и греки. Все же, если римляне восхитились греческой музыкой так, как они восхитились всем остальным о греческой культуре, безопасно сказать, что римская музыка была главным образом монофонической (то есть, единственные мелодии без гармонии) и что мелодии были основаны на тщательно продуманной системе весов (названный 'способами'). Ритм вокальной музыки, возможно, следовал за естественным метром лирики.

Были также другой, негреческий язык, влияния на римскую культуру – от этрусков, например, и, с имперским расширением, от ближневосточных и африканских частей империи. Таким образом были, без сомнения, элементы римской музыки, которые были родным латинским так же как неевропейцем; точный характер этих элементов неясен. Попытка обновить римскую музыку, восстанавливающую инструменты, была недавно сделана в Италии Уолтером Мэйоли и его группой Synaulia.

Музыкальное примечание

Римляне, возможно, заимствовали греческий метод 'enchiriadic примечание', чтобы записать их музыку, если они использовали какое-либо примечание вообще. Четыре письма (в английском примечании, 'G', 'F' и 'C') указали на серию четырех последующих тонов. Знаки ритма, написанные выше писем, указали на продолжительность каждого примечания.

В искусстве периода (например, мозаики Помпей), ни одного из музыкантов не показывают, читая музыку, и никакие письменные примеры римской музыки еще не были обнаружены.

Даже известные письма покойного римского философа, Боезиуса, являются большим количеством трактата на музыке древних греков, а не описании современной музыки. Римляне, возможно, настроили свои инструменты на греческие способы. Знакомый, возможно, к современному уху были бы вооруженные силы, обращается к подобной трубе тубе, так как у всех инструментов той природы только есть доступ к той же самой серии подтекста, связанного законами физики.

Музыкальные инструменты

Большое разнообразие инструментов, как известно, игралось римлянами, включая инструменты изнутри всех общих областей современного оркестра.

Унесенные инструменты

  • Туба — не современная туба, но длинная и прямая бронзовая труба со съемным, коническим мундштуком как этот современной Валторны. Найденные приблизительно 1.3 метра длиной; у них была цилиндрическая скука от мундштука до пункта, где звонок вспыхивает резко способом, подобным той из современной прямой трубы, часто замечаемой в представлениях 'музыки периода', но не было никаких клапанов — один инструмент был способен только к единственному ряду обертона. Это было важно для вооруженных сил, обеспечивая 'сигналы горна' и было очевидно заимствовано у этрусков.
  • cornu — бронзовый инструмент, сформированный в дуге, покрывающей несколько больше чем половину круга (сформированный как прописная буква 'G') с или без cross-bar/handle через диаметр. У этого была коническая скука (как современная Валторна) и конический мундштук. Также используемый в вооруженных силах и также заимствованный у этрусков.
  • Авлос (греческое слово, Latinised, было большими берцовыми костями) — обычно удваивается, состоя из двух двойных тростников (как в современном гобое) трубы, к которым не присоединяются, но вообще играемые с группой рта, чтобы держать обе трубы устойчиво между губами игрока. Современные изменения указывают, что они произвели низкий, подобный кларнету звук. Есть некоторый беспорядок о точном характере инструмента; дополнительные описания указывают на каждую трубу, имеющую единственный тростник (как современный кларнет) вместо двойного тростника.
  • askaules — волынка.
  • Версии современной флейты и свирелей Пана

Струнные инструменты

  • Лира, заимствованная у греков, была по существу ранней арфой с рамой древесины или раковиной черепахи и различными числами последовательностей, протянутых из взаимного бара до звучащего тела. Лира проводилась или качалась в колыбели в одной руке и щипалась другой рукой. Римляне постепенно оставляли этот инструмент в пользу более сложной кифары, больший инструмент с рамой коробчатого сечения с последовательностями, протянутыми от перекладины наверху к звучащей коробке в основании; это считалось вертикальным и играемым с плектром. Последовательности были настраиваемыми, регулируя деревянные клинья вдоль перекладины.
  • Лютню, истинного предшественника гитары (кифара), считают средневековым инструментом, но игралась древними римлянами. Римская лютня имела три последовательности и не была столь же популярной как лира или кифара, но была легче играть.
  • Кифара была главным музыкальным инструментом древнего Рима и игралась и в популярной музыке и в серьезных формах музыки. Больше и более тяжелый, чем лира, кифара была громким, сладким и проникающим инструментом с настраивающей способностью к точности. Было сказано, что некоторые игроки могли заставить его кричать. От кифары прибывает наша гитара слова и хотя гитара более непосредственно развилась из лютни, та же самая мистика окружает идолов гитары сегодня, как это сделало для виртуозных игроков кифары, citharista и популярных певцов древнего Рима. Как другие инструменты, это прибыло первоначально из Греции, и греческие изображения изображают наиболее продуманно построенные кифары.

Считалось, что боги музыки, музы и Аполлон, дали игрокам кифары свой подарок, чтобы загипнотизировать слушателей.

Органы

Орган. Есть некоторые мозаичные изображения органов, и фрагментарный остается в Национальном Археологическом Музее Неаполя. Трубы были измерены, чтобы произвести многие способы (весы), принятые от греков. От фрагментов инструменты, кажется, помесь волынки и органа. Это не было установлено, если они были унесены легкими или некоторыми механическими мехами. Из большего интереса hydraulis, орган который работавший гидравлическим давлением. Инструмент возвращается к древним грекам, и хорошо сохранившаяся модель в глиняной посуде была найдена в Карфагене в 1885. По существу воздух к трубам, которые производят звук, прибывает из механизма груди ветра, связанной трубой с куполом; воздух накачан в сжать воду и водные повышения купола, сжимая воздух и заставляя устойчивую поставку достигнуть труб (также см. Трубу organ#History).

Удар

  • Изменения шарнирного деревянного или металлического устройства (названный scabellum) — 'трещоткой' — раньше отбивали такт. Кроме того, были различные скрежеты, колокола и тамбурины.
  • Барабан и ударные инструменты как литавры и кастаньеты, египетский sistrum, и медные кастрюли, служили различным музыкальным и другим целям в древнем Риме, включая фоны для ритмичного танца, праздничных обрядов как те из Вакханок, военного использования, охотясь (чтобы вытеснить добычу) и даже для контроля пчел в пасеках. Немного римской музыки отличили для того, что это имело устойчивый удар, без сомнения с помощью барабанов и ударных эффектов хлопания и штамповки. Египетские музыканты часто держали время, щелкая пальцами.
  • sistrum был скрежетом, состоящим из колец, натянутых через перекладины металлического каркаса, который часто использовался в ритуальных целях.

Музыка в обществе

Несмотря на подразумеваемую нехватку музыкальной новизны со стороны римлян, они действительно наслаждались музыкой очень и использовали его для многих действий. Скотт пересчитывает очевидное военное использование тубы для того, чтобы сигнализировать, так же как музыка для похорон, частных сборов, публичных выступлений на стадии и больших gladiatorial очках. Музыка также использовалась на религиозных церемониях. Римляне вырастили музыку как признак образования. Музыкальные соревнования были довольно распространены и привлекли широкий диапазон соревнования, включая самого Неро, который выступил широко как любитель и когда-то поехал в Грецию, чтобы конкурировать.

Есть также многочисленные ссылки (процитированы в Скотте) к распространяющемуся присутствию музыки в древнем Риме, музыка даже на очень крупном масштабе — сотни трубачей и волынщики, играющие вместе в массивных играх и фестивалях — и даже обычно переносных кифар, построенных столь же большой как вагоны.

Дискография

Примечания

  1. Жидкий раствор
  2. Ульрих и Писк, p. 25
  3. Жидкий раствор
  4. Скотт, p. 404
  5. Bonanni, пластина 2.
  6. Bonanni, пластина 3.
  7. Bonanni, пластина 48.
  8. Уильямс.
  9. Скотт, p. 413
  10. Уолтер, p. 23
  11. Suetonius, процитированный в Скотте, p. 418.
  12. Скотт
  13. Проникните, p. 45
  • Bonanni, Филиппо (1964). Старинные Музыкальные инструменты и их Игроки, Дуврская перепечатка Публикаций работы 1723 года, Gabinetto armonico',' с дополнительным объяснительным материалом. Нью-Йорк: Дуврские Публикации.
  • Boethius, Anicius Manlius Severinus. De institutione musica. (Английский выпуск как Основные принципы Музыки, переведенной, с введением и примечаниями Кэлвином М. Бауэром; отредактированный Клодом В. Пэлиской. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1989.)
  • Жидкий раствор, Дональд Дж. и Клод В. Пэлиска (1996). История западной музыки, Нью-Йорк: В.В. Нортон.
  • Проникните, Джон Р (1983), наука о музыкальном звуке, Нью-Йорк: научные американские книги.
  • Скотт, J. E. (1957). 'Римская Музыка' в Новой Оксфордской Истории Музыки, vol.1: 'Древняя и Восточная Музыка,' Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Смит, Уильям (1874). Словарь греческих и римских предметов старины. Нью-Йорк: арфист.
  • Suetonius. Nero, xli, liv.
  • Ульрих, Гомер и Пол Писк (1963). История музыки и музыкального стиля. Нью-Йорк: скоба Харкурта Jovanoich.
  • Уолтер, Дон К. (1969). Мужчины и Музыка в Западной культуре. Нью-Йорк: хутора столетия Эплтона. ISBN 0390916005.
  • Уильямс, К. Ф. Абди (1903). История органа. Лондон: Walter Scott Publishing Co.; Нью-Йорк: Charles Scribner & Sons.

Далее чтение

  • Benzing, G.M. (2009). «Se vuoi далекие сольдо, studia la cetra»: musica e luxus nell’antica цыгане, в AA.VV., Luxus. Il piacere della vita nella Roma imperiale, Istituto Poligrafico e Zecca dello Stato, цыгане, 2009.
  • Комотти, G. (1989). Музыка в греческой и римской Культуре. Балтимор: Джонс Хопкинс, 1989.
  • Hagel, Штефан и Кристин Харроер (редакторы). (2005). Древняя греческая Музыка в Работе: Symposion Wien 29. 1 сентября. Okt. 2003. Вена: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften. ISBN 3700134754
  • Landels, J. G. (1999). Музыка в Ancient Greece & Rome. Лондон и Нью-Йорк: Routledge.
  • Запад, M. L. (1992). Древняя греческая Музыка. Оксфорд: Clarendon Press; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1992. ISBN 0198148976 (ткань) ISBN 0198149751 (pbk)
  • Wille, Гюнтер (1967). Музика Романа: Die Bedeutung der Musik im Leben der Römer. Амстердам:P. Schippers.

Внешние ссылки

  • Музика Романа, musicarchaeology, научный обзор древней римской музыки так же как действий, библиографии и описаний для инструментов и примечаний онлайн (английский и немецкий язык).
  • Thesaurus Musicarum Latinarum (TML), развивающаяся база данных всего корпуса латинской музыкальной теории, написанной во время Средневековья и Ренессанс.
  • Synaulia, посвященные реконструкции исторических музыкальных инструментов, кажутся театром, танцем на основе этнологии.

ru.knowledgr.com

Музыка Древнего Рима

Музыкальная культура Древнего Рима развивалась во многом под влиянием греческой, позднее сюда стала проникать музыка с Востока, особенно из Сирии и Египта. Этот сплав разностильной музыки вполне отвечал прихотям богатых римлян, ведущих праздный образ жизни, — музыка призвана была пробуждать «изнеженные чувства», веселить, создавать праздничное настроение.

Исключительным спросом пользовались учителя музыки и танцев. Именно такую профессию поэт Марциал (ок. 40 — ок. 104 гг.) советует избрать сыну друга: лишь в этом случае ему будет обеспечена карьера. Хорошим вкусом у римских меценатов считалось содержать оркестры из рабов. Впервые была введена практика организации музыкальных концертов. Большой успех имели публичные концерты греческой классической музыки и выступления виртуозов, многие из которых были любимцами императоров. В честь некоторых музыкантов на площадях городов возводились памятники. Особой популярностью пользовались музыкальные состязания поэтов, певцов и кифаристов (исполнителей на кифаре). Победителей торжественно чествовали и увенчивали лавровыми венками.

Римская музыка была теснейшим образом связана с лирикой. Не случайно Ювенал называл истинным поэтом того, кто сочетает стихи с мелодиями. Положенные на музыку лирические произведения Овидия, Горация и Катулла демонстрировали органическое единство этих искусств. Среди музыкально-поэтических жанров Древнего Рима можно назвать триумфальные или победные песни, песни застольные, свадебные и поминальные.

Музыка звучала и во время народных праздников, например, сбора урожая. В хвалебных гимнах люди выражали благодарность богам за собранный урожай и молили их о будущем. Знамениты и любимы были праздники бога Вакха — вакханалии, сопровождавшиеся музыкой, пением и плясками.

После завоевания римлянами Египта в моду вошли водяные органы — гидравлосы, украшающие роскошные виллы и дворцы знати. Пронзительное и громкое звучание этого огромного и неповоротливого инструмента могло распространяться на несколько километров. Вода служила в нём для поддержания давления воздуха, поступавшего в трубы. В римских легионах создавали большие духовые оркестры, сопровождавшие воинов в походах. В них использовались довольно примитивные рога и трубы, разнообразные по форме и тембру. Зато они хорошо выполняли свою функцию — подавать сигналы к действию и ободрять солдат во время сражений.

Постепенно музыка становилась ремеслом, способным лишь забавлять и развлекать публику, а поэтому многие мыслители той эпохи утверждали, что музыка, если и возбуждает чувства, то не больше, чем поварское искусство...

Вопросы и задания

1. Каковы истоки театрального искусства Древней Греции? Как осуществлялись первые постановки на театральной сцене?

2. Вспомните содержание греческих мифов об Орфее, флейте Пана, состязании Аполлона и Марсия. Как они дополняют наши представления о значении музыки в жизни греческого общества?

3. Расскажите о музыкальной культуре Древней Греции. Почему музыкальное искусство носило преимущественно вокальный характер?

4. Расскажите об особенностях развития театральной и музыкальной культуры Древнего Рима.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

МУЗЫКА В ДРЕВНЕМ РИМЕ | ДРЕВНИЙ РИМ | МУЗЫКА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА | Культура. Искусство. История

Материалы по теме:

Народная музыка древних римлян имела давние традиции, но профессиональную музыкальную культуру римляне переняли от греков. Как и в Греции, поэзия в Риме была тесно связана с музыкой. Оды Горация, эклоги Вергилия пелись.

В трагедии вводили кантики (музыкальные вставки), исполняемые голосом или тибией (древнеримский инструмент типа флейты). В цирках и театрах выступали громадные хоры и оркестры. Богатые римляне содержали капеллы и оркестры. В столицу империи стекались музыканты из Греции, Сирии, Египта и других завоеванных областей. Пользовались успехом публичные концерты виртуозов.

В капитолийских состязаниях участвовали певцы и музыканты, награждавшиеся лавровым венком. При дворе Августа славился певец Тигеллий, любимцем Калигулы был актер-певец Апеллес. При дворах Нерона и Адриана блистали своими композициями китареды Менкрат и Месомед Критский (критский музыкант 2 в н. э., сохранились 3 гимна Месомеда). Некоторым прославленным музыкантам ставились памятники, например, китареду Анаксенору. В высших кругах Рима, вплоть до императоров, был распространен музыкальный дилетантизм. На празднествах в честьВакха звучали кимвалы и другие ударные инструменты. Военные легионы располагалимощными духовыми оркестрами; в их составе были тубы (прямые трубы), букцины (изогнутые рога) и другие металлические инструменты. Внешняя помпезность, блеск, виртуозность, изощренность, изнеженность — типичные черты музыкального искусства императорского Рима.

У римлян, как и вообще у италийских народов, не было собственных музыкальных инструментов, кроме флейты (если не считать военные рога и трубы). Струнные инструменты появились у них уже в более позднее время от греков вместе с греческой музыкой. Флейта была издавна известна этрускам, к которым она пришла с Востока, и они ее до такой степени усовершенствовали, что, по свидетельству Поллукса, у них был даже инструмент вроде органа, составленный из бронзовых флейт, в которые воздух вдувался мехами или, при больших размерах инструмента, давлением воды. От этрусков флейта перешла к римлянам, вероятно, тоже очень рано, так как уже Нумой была учреждена в Риме коллегия флейтистов. Поэтому неудивительно, что первые появившиеся в Риме греческие флейтисты потерпели неудачу. Вполне вероятно, что римские флейты были уже и тогда гораздо лучшей конструкции, чем греческие.

У этрусков были флейты из слоновой кости, из буксового дерева (преимущественно культовые инструменты), из корня лотоса, из ослиных костей и серебра; была найдена также бронзовая этрусская флейта (рис. 1, а). Флейты были одиночные и двойные. В одиночных отверстие для вдувания воздуха находилось либо на конце трубки, либо сбоку. Разновидность флейты с загнутым концом была заимствована у фригийцев. Реже встречалась фистула или сиринга (цевница) — соединение нескольких простых флейт неравной длины (рис. 1, е, ж, з). В двойных флейтах стволы либо соединялись одним мундштуком, либо оставались свободными. Входящие в инструмент флейты могли быть одинаковыми (парными) или различными по форме и тону (непарными). В непарных флейтах различали правую и левую флейты: на первой играли правой рукой, на второй — левой; тон первой был ниже тона второй, поэтому она преобладала в серьезной, торжественной музыке, а вторая — в веселой; правая флейта была ведущей, а левая аккомпанирующей. Судя по изображениям на памятниках, парные флейты бывали различной длины и формы, то прямыми, то изогнутыми, и в последнем случае иногда расходились, начиная только с середины. При игре римские флейтисты, подобно греческим, накладывали себе на рот повязку с отверстиями, в которые вставляли мундштуки флейт.

 

Струнные инструменты появились у римлян не ранее императорской эпохи. Они были заимствованы ими частично от греков, частично у западноазиатских народов, некоторые даже от египтян, и почти все сохранили свои местные наименования. Главными из них были кифара (cithara) и лира в ее различных видах, называвшаяся так потому, что ветви ее походили на рога, а иногда действительно делались из цельных рогов дикой козы или антилопы. Позднее, для больших музыкальных представлений, прибавились греческий треугольник, египетская гитара, восточные арфа, самвика, наблий и почти все известные тогда инструменты.

К ударным инструментам принадлежали: скабиллум — две соединенные шарниром довольно толстые дощечки, которые подвязывали под ступню как подошву и, наступая на них, отбивали такт; цимбалы — то же, что наши тарелки; кастаньеты; тамбурин или тимпан, треугольник, египетский систр, введенный вместе с культом Исиды, и различные инструменты из колокольчиков, в том числе бубен и погремушки из бубенчиков. К ударным следует отнести найденный в Этрурии (часто встречающийся в изображениях вакхических сцен) металлический инструмент, состоящий из плоских кружочков, нанизанных на бронзовый прут.

На этой римской мозаике из Помпеи изображены бродячие музыканты, играющие на авлосе, кроталоне и тамбурине.

ЛИТЕРАТУРАПо материалам издательства "Советская энциклопедия”П. Гнедич. Античность. Древняя Греция и Рим.

Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.

Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "МУЗЫКА В ДРЕВНЕМ РИМЕ" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.

orpheusmusic.ru


Смотрите также