Школы востока древнего. Воспитание и школы в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Египет).
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Философия Древнего Востока: школы, основные идеи. Школы востока древнего


Воспитание и обучение в странах Древнего Востока

Древний. Восток объединял рабовладельческие государства (Шумерии,. Вавилония,. Ассирия,. Египет,. Индия,. Китай), которые существовали в IV-I тыс. до н э на территории. Южной. Азии и частично в

Северной. Азии. Созданная ими цивилизация сильно повлияла на культурное развитие человечества

С появлением классового общества воспитание подрастающего поколения приобрело классового характера, выделилось как самостоятельная социальная функция общества. На этом этапе появились специальные учебно-вос овне заведения - школы, в которых систематически обучали детей их появление способствовало возникновению различных систем письма (шумерское, египетское, китайское и др.). Первые школы были открыты в. Ш-II тыс. до н е в. Шумере. Египте,. Индии,. Китае, и с тех пор систематическое обучение стало важной составляющей процесса воспитанияховання.

Школы в. Шумере (ранняя рабовладельческое государство на территории. Двуречья - между реками. Тигр и. Евфрат) возникли в середине III тыс. до н.э. Главным их задачей была подготовка писцов, обучение их клинописи - - трансформированной пиктографического письму, что представляет собой комбинации различных вертикальных и горизонтальных клиновидных рисков (система насчитывала до 600 знаков). Такие школы называли"домами глу няних табличек", а учителей - родителями дома глиняных табличек, учеников - сыновьями дома глиняных табличек. Названия происходят от того, что шумеры писали на мокрых глиняных таблицах. Ученики также усваивали с ния по ботанике, зоологии, географии, математики, грамматики, литературы. Обучение было длительным, стоило дорого, поэтому оно было доступно только детям знат лише дітям знаті.

В. Древнем. Египте школы появились в III тыс. до н.э вместе с возникновением письменности. Здесь существовали дворцовые школы, школы для жрецов, школы писцов, школы для различных служащих. В них пользовались иероглиф фично (иероглиф - священный знак) письмом, которое насчитывало до 700 иероглифов. Ученики писали черной краской на папирусе с помощью тонкой бамбуковой палочки. В школе при дворце фараона занятия продолжались с р. Анку до позднего вечера. Здесь царила строгая дисциплина, использовали телесные наказания. Будущие чиновники обучались чтению, письму, счету, гимнастическим упражнениям, плаванию и хорошим манерам. В школах для жрецов, помимо знаний по общим предметам, давали религиозное образование, учили астрономии и медицины. Дети высшей знати получали образование в военных школах, откуда выходили военачальникєначальники.

В. Древней. Индии (III тыс. до н.э) воспитание было кастовым. Существовали школы только для двух высших сословий: брахманов (жрецов) и кшатриев (военной знати). Школу брахманов возглавлял учитель. Обучение в ней длит вало 10 - 12 лет (от 6-12 до 22-24 лет). Во время обучения дети проживали в доме учителя, возились в его хозяйстве. В школе брахманов из детей высшей касты готовили служителей. Бога, которые свое жизнь посвящали изучению священных книг -. Вед. В школах кшатриев учились дети военной знати, овладевая науку владения оружием, езду верхом, гимнастические упражнения, а также математику, поэзию, музы ку, этику и танцы низкие касты (вайшьев - земледельцы, скотоводы, торговцы; шудры - потомки покоренного доарийского населения, мелкие ремесленники) не могли получать образованийати освіту.

В. Древнем. Китае письменность возникла во II тыс. до н.э., что начало обучения грамоте. Оно было длительным и доступным лишь детям из состоятельных семей. До появления общеобразовательных школ в. Китае существовали так с называемые общинные школы, в которых юношей бесплатно обучали стрельбе из лука, песен и обрядов, впоследствии - верховой езды, письма и счета. Обучение начиналось с шести лет. Основными его методами были запоминает ування, подражания, ограничения свободы и инициативы. В школах царила суровая дисциплина, применяли телесные наказания. Для подготовки чиновников действовали специальные (юридические, медицинские, математические, х удожни) учебные заведения. Впоследствии было открыто высшие аристократические школы, в которых обучали ораторского искусства, философии, религиозной морали, астрономии, медицины и ицини та ін.

Первую частную школу в. Древнем. Китае открыл историк, философ, государственный деятель, религиозный учитель. Конфуций (ок 551-479 дон е). В философских школах учили ораторского искусства, риторики, логики и, умение полемизировать, дискутировать. Именно в. Китае впервые был введен сдачи экзамена для тех, кто хотел стать ученым или чиновникомником.

uchebnikirus.com

Воспитание и школа Древнего Востока

Школы Междуречья

Между реками Тигр и Евфрат в государствах Шумер, Аккад, Вавилоне и Ассирии вместе с развитием науки, успешно развивались школы. Их появление характеризовалось потребностью в грамотных людях, которых называли «писцы», социальный статус которых был очень высок. С целью подготовки писцов в Междуречье организовывались школы, которые носили название «дома табличек» («эддуба»).

Название школы получили от используемых в то время глиняных табличек с клинописью. Глиняные таблички сменили деревянные с нанесённым на них тонким слоем воска, на которые наносились письменные знаки.

Плата за обучение в «домах табличек» зависела от авторитетности учителя. Основной целью обучения был выпуск писцов. Позднее эддубы стали центрами культуры и просвещения.

Замечание 1

Обучение в «домах табличек» организовывалось учителем, который изготавливал новые таблички-модели, учениками эти таблички заучивались, переписывались. Таким образом, обучение осуществлялось посредством многократных упражнений.

Кроме заучивания и переписывания табличек, использовались упражнения под диктовку, разъяснение трудных в написании слов, диалоги-споры.

Обучение отличалось сложностью и трудоёмкостью. Сначала детей обучали чтению, письму, счёту. Затем ученики заучивали поучительные истории, сказки, легенды, приобретали практические умения и навыки по расчётам строительства сооружений, составляли торговые, правовые документы.

В школах изучалось два языка (шумерский и аккадский), изучалась грамматика, математика и астрономия.

В Вавилонском царстве в обучении детей значительную роль играли дворцовые и храмовые школы, которые работали в культовом здании – зиккурате, где было выделено множество помещений для обучения, в том числе библиотека и комнаты для организации занятий писцов. Кроме того, действовали частные учебные заведения.

В школы Древнего Египта принимали как мальчиков, так и девочек, так как равноправие в семьях обеспечивало одинаковое внимание воспитанию детей разного пола.

В качестве основных особенностей обучения и воспитания детей в Древнем Египте выделим:

  • обучение слушанию учителя и послушанию;
  • наличие физических наказаний;
  • опора на авторитет отца;
  • заучивание моральных наставлений;
  • обучение профессии (жреца, ремесленника, музыканта военного и т.д.), в соответствии с чем подбиралось содержание и средства обучения.

Воспитание и обучение детей в Древней Индии

Замечание 2

Обучение и воспитание в Древней Индии организовывалось в соответствии с кастами. Высшими кастами считались брахваны (жрецы), кштарии (воины) и вайшьи (ремесленники, торговцы, крестьяне-общинники). К низшей касте относились шудра (слуги, рабы, наёмные рабочие).

Обучение и воспитание строилось на формировании нравственных, физических и умственных качеств, характерных для определённой касты. К примеру, у брахманов необходимым считалось наличие праведности и чистоты помыслов, у кштариев – наличие мужества и смелости, у вайшьи – трудолюбия и терпения, у шудры – покорности и безропотности.

Основной целью воспитания детей являлось физическое, происходило обучение закаливанию, управлению своим телом, целями умственного воспитания было формирование ясности ума и разумности поведения, целью духовного воспитания было развитие способности к осуществлению самопознания.

Образцы воспитания черпались из сказаний о Кришне, в частности в «Бхагавата-пуране» представлены особенности семейно-общественного воспитания.

Систематическое обучение в семье не было предусмотрено. Оно начиналось для детей первых трёх каст после посвящения во взрослые («упанаяма»). Не прошедшие посвящения были презираемы обществом.

Обучение строилось по типу семейного, ученик принимался в качестве члена семьи и кроме обучения грамоте осваивал навыки поведения в семье.

Обряд посвящения во взрослые проходил также в соответствии с кастами: брахваны проходили данный обряд в 8 лет, кштарии – в 11, вайшья – в 12 лет.

Наиболее полным обучение было у брахманов – они пересказывали веды, учились чтению и письму. Дети кштариев и вайшья учились по сокращённым программам, основным было получение навыков в соответствии с кастой.

Обучение длилось на протяжении 8 лет, а затем могло быть продолжено в занятиях с учителем (ещё 3-4 года).

С возникновением буддизма несколько меняется обучение и воспитание детей. Происходит смена письма с идеографического на алфавитное, начальное обучение происходило в религиозных школах «вед» или светских учебных заведениях.

В буддийских монастырях организовывались школы для повышенного уровня образования; изучались философия, математика, медицина.

spravochnick.ru

школы, основные идеи. — КиберПедия

Философия Древней Индии была глубоко традиционалистской, всегда сохраняла тесную связь с религиозно-мифологическими элементами культуры Древней Индии. В VI -- V вв. до нашей эры в Индии наряду с философскими школами, не отвергавшими авторитет Вед (сакрального мифологизированного знания, заключавшего в себе племенные верования и обычаи, а также ритуальную практику архаического общества) появился ряд школ, критически относившихся к Ведам. На базе этих ортодоксальных и неортодоксальных течений позднее оформились и развились основные философские системы Индии, к числу которых, в частности, относятся веданта, ньяя-вайшешика, санкхья, йога, буддизм и др.

Важнейшими элементами понятийного аппарата древнеиндийской философии являются категории “сансара”, “карма”, “нирвана”. “Сансара” означает круговорот перерождений личности и души, который приносит душе страдание. “Карма” указывает на наличие причинно-следственной связи между нравственным поведением личности и характером его перевоплощений: это закон этической причинности, движущая сила сансары. Понятие "нирвана" фиксирует цель усилий личности по преодолению кармы, сансары, которая состоит в достижении состояния успокоения, переживания единства всего сущего.

Создателем оригинальной философской концепции буддизма и основателем одной из мировых религий явился Сиддхартха Гаутама (Будда), живший на рубеже VI - V вв. до н. э. Центральным догматом этики буддизма стало учение о страдании, а главной целью учения - указание человеку восьмеричного пути самосовершенствования, ведущего его к освобождению от мирского страдания и обретению конечного успокоения, к состоянию единства с космическим сознанием.

Особенности Индийской философии:

1. Индийская философия принципиально не персонифицирована (нет ни одного имени). Отказ от приоритета, от своего личного вклада - анонимность.

2. Философия проявлена, но она не отделена от религиозной практики. Она синкретична (связана с искусством, этикой).

3. Философия направлена внутрь человека. Это философия духовного перерождения.

Наиболее влиятельными философскими школами древнего Китая являлись даосизм и конфуцианство. Религиозно-мистическое учение даосизма было основано Лао-цзы в VI -V в.в. до н. э. К числу основных категорий даосизма относятся философские понятия “Дао”, “инь-ян”, “ци”,“цзы”. Категория "Дао" многозначна: Дао - сверхчувственная реальность, основа органической целостности Космоса и космический закон гармонии; Дао - индивидуальная мера человеческого поведения, необходимого для гармонии Поднебесной. Пара категорий "инь-ян" обозначает противоположные, циклически доминирующие во взаимодействии силы, начала Вселенной, которые составляют два предела, ограничивающих круги перемен мира. "Ци" обозначает универсальный субстрат мира, который поддерживает равновесие сил инь-ян. Категория "цзы" означает одновременно и знание о мире, которое дает возможность правильно действовать в нем, и мудреца-учителя, который использует это знание для упорядочивания основной структуры Космоса: "Небо-Человек-Земля".

Из учения о бытии вытекал этический идеал даосов, ярко выраженный в содержании принципа "у-вэй" - принципа "недеяния”, призывающего к отказу от целенаправленной и преднамеренной активности. Следование этому принципу, по мнению даосов, позволяет человеку органично включиться в естественный ритм жизни Космоса - Дао.

 

Конфуцианство (по имени основоположника - Кон-фу или Конфуция) возникло на рубеже VI -V в.в. до н. э. Идеал конфуцианства - сильное государство и процветающее общество. Философия Конфуция была ориентирована на поиск таких этических, социальных, политических ценностей, которые способствовали бы сохранению целостности и стабильности государства. Процветание общества связывалось с неуклонным поддержанием в нем традиций и нравственным совершенствованием людей. Поддержание образцового порядка в стране (Поднебесной) в свою очередь являлось, с точки зрения конфуцианства, важнейшим условием сохранения космической гармонии.

Видным последователем Конфуция был Мэн-цзы. Согласно его учению, человеческая жизнь подчинена “небесной воле”, которую выражает и исполняет мудрый государь - “сын неба”. Человеку от рождения присущи 4 качества: чувство сострадания, чувство стыда, скромность и умение различать истину от лжи.

Неоконфуцианство - идеалистическая школа китайской философии, сложившаяся в основном в период Сун (10-13 века). Значительное место занимают вопросы онтологии, натурфилософии, космогонии. Утверждалась незыблемость социальных порядков. Занимало господствующее положение в философской и общественно-политической мысли Китая до начала 20 века.

Адаптировав идеи таких философских учений Древнего Китая, как даосизм, легизм, моизм, конфуцианство впоследствии заложило основы мировоззрения средневекового китайского общества, во многом способствовало формированию уникального облика китайской цивилизации.

 

 

5) Специфика и основные проблемы древнегреческой философии. Древнегреческая (античная) философия охватывает период с конца 7 в до н.э. до 6 в до н.э. и содержит теории, созданные в Греции и Риме мыслителями прошлого. Отличительные особенности античной философии:

1. античное философское мировоззрение носит космологическо-онтологический характер (в центре космос - всемирный закон, разумный порядок),2. отсутствует представление о личности как духовной индивидуальности (человек в античной философии понимается как вещь, тело - "сома"),3. присущ пантеизм (отождествление Бога и природы),4. вся действительность и ее элементы одновременно мыслились и как реальные и как идеальные.

В античной философии выделяют следующие периоды:

1. натуралистический - философами рассматривались проблемы физиса (природа, первооснова) и космоса (строй, порядок, украшение Вселенной). К этому периоду относится Милетская школа (Гераклит), Элейская школа (Эмпедокл и Анаксагор), древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит), 2. гуманистический - деятельность софистов и Сократа - переориентация проблем философии с космоса на человека,3. классический - связан с деятельностью Платона и Аристотеля,4. эллинистический - появление ряда философских школ (кинизм - основатель Диоген, эпикуреизм - Эпикур, стоицизм - Сенека),5. религиозный период античной языческой мысли - развитие неоплатонизма и его модификация,6. зарождение христианской мысли

В развитии античной философии можно выделить 4 основных этапа:

 

Досократовский (7-6-вв. до н.э.)

 

Классический (5-4 вв. до н.э.)

 

Эллинистический (3-2 вв. до н.э.)

 

Римский (1в. до н.э. –529 н.э.)

 

cyberpedia.su

Воспитание и школа древнего востока — Мегаобучалка

История возникновения школы и воспитания как особых сфер деятельности восходит к 5-му тысячелетию до н. э. Зарождение воспитания началось в древних цивилизациях Востока. Впервые идеи воспитания зарождались в семье, где, по восточным представлениям следовало слушаться отца и учиться у него всему, а так же почитать мать. Ранние педагогические идеи востока отражены в произведениях, дошедших до наших дней: "Законы вавилонского царя Хаммурапи", книга "Притч иудейского царя Соломона" и "Бхагавадгита". Изучая эти произведения, можно заключить, что воспитанию детей уделялось большое внимание. Воспитание древнего востока основывалось не на личных интересах ребенка, а на подготовке его к взрослой жизни. Методы воспитания были достаточно жесткими и приобретали все более авторитарный характер. Все возрастающая потребность общества в образованных людях, то есть владеющих грамотой, арифметикой, знанием законов и т. д., порождала возникновение школ - специально организованных учебных заведений, где дети обучались централизованно специальными людьми. Наравне с семейным и государственным воспитанием в цивилизациях Древнего Востока имело место религиозное воспитание. Религия являлась носителем идеалов воспитания и обучения.

С нарастанием расслоения общества по социальным и имущественным признакам изменялась и организация воспитания. Теперь дети разных слоев общества воспитывались по-разному и обучались разным вещам. Дети малоимущих граждан воспитывались и обучались главным образом в семье собственными родителями. Для детей состоятельных граждан были открыты платные школы.

В 1-м тысячелетии до н. э. активно развивалось ремесленничество, торговля, появились новые способы получения дохода, что сделало более доступным обучение в школе.

Значительным шагом в развитии школ явилось появление и развитие письменности, которая не только облегчало обучение и делало его более эффективным, но и стало средством накопления и сохранения опыта предков без потерь.

Развитие письменности и других наук, таких как астрономия, математика, агротехника активно шло в государствах междуречья Тигра и Евфрата, имевших довольно развитую культуру. Особенностью этих государств являются "дома табличек" (по-шумерски - эдуббы) - школы, готовившие писцов. Возникли они в 3-м тысячелетии до н. э. в связи с потребностью хозяйства и культуры в грамотных людях. Писали на глиняных табличках деревянным резцом. Сначала писали на сырых табличках, затем их обжигали. В 1-м тысячелетии возникла новая технология клинописи: глиняные таблички стали покрывать тонким слоем воска, на котором выцарапывали символы и знаки. Позднее эдуббы стали готовить не только писцов, но и практиковали обучение другим наукам. Изначально создаваясь в семьях, а позднее при храмах и дворцах, в конечном итоге они стали автономными заведениями. При многих эдуббах были созданы книгохранилища, насчитывающие десятки тысяч табличек. Обучение в "домах табличек было платным". В крупных эдуббах имелось несколько учителей, специализировавшихся по разным дисциплинам, а в некоторых был даже специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной. В организации обучения в эдуббах отражается семейный характер воспитания, присущий Древнему Востоку. Глава эдуббы именовался "отец учитель", другие учителя - "братья отца", ученики делились на "младших детей эдуббы" и "старших детей эдуббы". В эдуббах зародились некоторые методы обучения, используемые и поныне: беседа, разъяснение, использование примеров для подражания. Выпускник эдуббы владели письмом, музыкой, пением, арифметикой, религиозными знаниями, языками. Кроме того, они умели разбираться в металлах, тканях, растениях, уметь измерять земельные участки, делить имущество.

Дальнейшее развитие эдубб выражалось в делении их на элитные и простые. В элитных эдуббах, предназначенных для детей знати, кроме обычных дисциплин преподавали философию, литературу, историю, географию, медицину.

Особенности воспитания Древнего Египта заключались в равноправном восприятии мальчиков и девочек, что отражало равноправие женщины и мужчины в семье. Детей учили по принципу перевода из детской жизни во взрослую, стремясь при этом сформировать такие качества, как немногословие, волю и стойкость. Основой воспитания считалось послушание, которое достигалось зачастую применением физических наказаний. Роль семьи в обучении была ведущей, во многом это определялось тем. Что профессии передавались по наследству.

Школьное обучение начиналось с 5-ти летнего возраста, дети учились с утра до вечера, мирские радости и игры были им недоступны. Грамота и письмо были основами обучения, сначала ученик должен был научиться читать и писать, потом - составлять деловые бумаги. Писали на папирусах тростниковой палочкой, которую макали в краску из сажи (черная) и охры (красная). Папирусы использовали многократно, смывая предыдущие надписи.

Школы создавались при храмах и дворцах. Кроме чтения и письма изучали математику, географию, астрономию, медицину и языки. В эпоху Нового царства (V в. до н. э.) появились школы врачевателей. Существовали так же царские школы, в которых обучались, кроме прочих, дети фараонов.

Воспитание Древней Индии во многом связано с разделением ее истории на две эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую. Дравидско-арийская эпоха характеризуется четким социальным разделение населения. Существовало четыре касты: брахманы (жрецы) - высшая каста, кшатрии (профессиональные воины), вайшьи - свободный трудовой народ, шудры - низший слой, не имевший ни каких прав и множество обязанностей. Воспитание и обучение каждой касты строилось по принципам их социального статуса. Так, брахманы считали основным развитие интеллекта; кшатрии - силу, волю, стойкость; вайшьи - трудолюбие, мастерство, терпение, упорство; шудры - повиновение и покорность.

Развитие обучения в Древней Индии достигло значительных результатов и, его содержание было достаточно сложным и разнообразным. Именно здесь впервые были введены ноль и счет с помощью десяти знаков.

Писали на пальмовых листьях, устная речь преобладала над письменной. Имели место семейные школы, где ученики не только учились, но и работали по хозяйству, зато обучение в таких школах было бесплатным. Вблизи городов возникали лесные школы, где преподавателем был гуру-отшельник, к которому приходили ученики.

В середине 1-го тысячелетия н. э. в индии начинается новая эпоха, сопровождавшаяся возникновением новой религии - буддизма. Основой этой религии, глобально повлиявшим на всю систему обучения и воспитания, является провозглашение равенства людей всех каст и выделение отдельной личности, как неоспоримой ценности. Основой воспитания в буддийском понимании является совершенствование души человеческой и имеет три стадии: предварительную, стадия сосредоточенности, стадия окончательного усвоения.

Основы обучения дети получали в школах двух видов: школы вед, предназначенные для трех ведущих каст, и светских школах, куда принимались дети, независимо от их сословия. Школы вед акцентировались на интеллектуальном обучении, а обучение светских школ носило более практический характер.

В период ренессанса индуизма (II-VI вв.), получившего название "необрахманского" воспитание претерпевает значительные изменения. Увеличивается число школ. Образование направлено на то, чтобы научить человека различать сущностное и переходящее, достигать душевной гармонии. Образовалось два уровня учебных заведений: толь - начальная школа и аграхар - высшая школа. В этот период возникли крупные образовательные центры в Такшашиле и Наланде.

Воспитание Древнего Китая носило семейно-общественный характер, то есть семейные порядки возникали под влиянием общественных. Идеалом воспитания был человек вежливый, начитанный, обладающий внутренней гармонией и достоинством. Первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н. э. и были двух типов: сян и сюй. В школах сян старцы учили молодежь, передавая им свой опыт и знания. Сюй изначально была военной школой, затем она преобразовалась в сюэ, в программу обучения которой входило шесть предметов: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. Большое внимание в системе обучения Древнего Китая уделялось развитию самостоятельности учеников.

Китай - одно из первых государств, где были предприняты первые попытки определения теории воспитания и обучения, о чем свидетельствует возникновение философских школ: даосизм, буддизм и конфуцианство. Даосизм основывался на сближении человека с природой, пассивности и бездеятельности. Буддизм уходит корнями в цивилизацию Древней Индии.

Конфуцианство значительно повлияло на развитие системы образования в Древнем Китае. Основой воспитания Конфуций считал нравственное самосовершенствование. Врожденные способности человека рассматривались как основа для воспитательной деятельности. В результате развития цивилизации Древнего Китая идеология конфуцианства стала ведущей.

megaobuchalka.ru

Школы. История Древнего Востока

Рассадниками всех этих знаний были школы, которые обычно находились при храмах. В этих школах воспитывались и подготавливались к своей будущей деятельности писцы, которые в то же время были и жрецами. Эти школы давали как общее, так и несколько повышенное специальное образование. Общее образование включало изучение письменности и языка шумерийцев и семитов Аккада, элементарные знания в области арифметики, геометрии и астрономии, а также уменье предсказывать будущее по звёздам (астрология) и уменье гадать по печени. Наконец, в систему специального образования входило изучение различных отраслей богословия, права, медицины и музыки. Система преподавания носила очень примитивный характер. Она ограничивалась вопросами учителя, ответами ученика, переводами с одного языка на другой, письменными упражнениями и заучиванием наизусть. Во время раскопок в Мари было найдено помещение школы с типичными скамейками для учеников.

Древневавилонская культура, как и культура всех древневосточных народов, была насквозь пропитана религиозно-магическим мировоззрением. Поэтому и первые попытки накопления объективных знаний были ещё тесно связаны с древними религиозными представлениями. Жреца-писца, много потрудившегося над изучением различных отраслей древнего знания, заставляли изучать особую тайную науку — «тайну видения». Если учёный жрец овладевал этими тайными знаниями, то он мог «созерцать возвышенное искусство видения и достигнуть большого имени», т. е. прославиться в качестве мудреца. В таком случае старшие жрецы «вводили его в святилище бога», т. е. посвящали в высшую жреческую степень знания. Поэтому первые объективные знания вавилонских писцов часто смешивались и тесно переплетались с древними религиозными верованиями. Этим объясняется тесная связь, существовавшая между астрологией и астрономией, а также между медициной и знахарством. Небесные светила считались божествами, им поклонялись в храмах. Волю богов и будущие судьбы народов, государств, правителей и людей пытались разгадать, вглядываясь в расположение небесных светил. Заметив, что планеты постоянно меняют своё положение среди неподвижных звёзд, думали, что, судя по положению планет среди звёзд, можно предсказывать будущее. Поэтому планеты назывались переводчиками. Этим словом хотели сказать, что планеты, постоянно меняя своё положение среди звёзд, как бы «переводят» на язык, доступный людям, волю богов. Таким образом, искусство предсказывать будущее по расположению звёзд и планет, зародившееся в древней Месопотамии, впоследствии получило название астрологии.

Древневавилонская медицина также самым тесным образом переплеталась с древними религиозными верованиями. Покровительницей медицины считалась богиня Нинхурсаг, которая создала 8 низших богов, считавшихся целителями различных болезней рта, зубов, рёбер и т. д. Причинами болезней считали дурное влияние особых злых духов. Для борьбы с ними прибегали к помощи бога Нинурты и его жены богини Гулы, которая «оживляла мёртвого». Покровителем медицины считался, далее, «владыка врача» бог Ниназу и его сын бог Нингишзида, символ которого — змея, обвивающая жезл, сохранился в качестве эмблемы медицины до наших дней. Поэтому во многих древневавилонских медицинских текстах наряду с попытками объективного лечения можно найти применение самых разнообразных магических способов воздействия на злых духов болезни, как, например, применение магических заклинаний. Вавилонская культура, достигшая высокого развития, оказала большое влияние на культурное развитие других древневосточных народов, главным образом в Передней Азии, чему особенно способствовало широкое распространение вавилонской торговли. Вавилоно-шумерийская клинопись была заимствована ассирийцами, хеттами, митаннийцами, племенами Сирии, урартами. Клинопись проникла даже в Элам и в среду иранских народов. Вавилонская система мер, веса и весовых денежных единиц распространилась на значительной территории Передней Азии. Религиозные верования, литературные произведения и научные знания шумерийцев и вавилонян оказали сильное влияние на развитие культуры многих древневосточных народов. Вавилонская культура оказала значительное влияние и на позднейшую культуру античного мира. Образ древнегреческого героя Геракла во многом напоминает образы легендарных древневавилонских героев. Греческий историк Геродот сообщает, что эллины заимствовали у вавилонян солнечные часы, солнечный показатель и деление дня на 12 частей. Халдейские звездочёты пользовались большой славой даже в позднеримскую эпоху.

Шумерийский бог луны на троне.

Оттиск цилиндрической печати

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Воспитание и школы в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Египет). — КиберПедия

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5–му тысячалетию до н.э.

Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки развития мировой школы и педагогики. В этот период возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмысления сущности воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии, Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена. Общей чертой всех рабовладельческих государств было воспитание и обучение в основном детей рабовладельцев и некоторой прослойки свободных граждан. Школы были разными по своей направленности и расположению.

В Индии существовали три высшие касты: жрецы (брахманы), воины, общинники (земледельцы, ремесленники, торговцы). Четвертой – низшей кастой были наемные рабочие (слуги, рабы).

Наибольшей привилегией пользовалась каста брахманов (жрецов). Для их детей открывались жреческие школы. Основой воспитания было нравственные, умственные и физические качества. Ведущими качествами личности считались праведность и чистота помыслов. Брахманское образование прежде всего носило религиозный характер, включая однако грамматические и другие «подсобные науки» (правила поведения, науку чисел, астрологию, науку о змеях, этиологию, логику и др. Ученики должны были постичь абсолютную истину и реальность – брахману. Срок брахманского обучения составлял 12 лет.

Для общинников открывались общинные школы, обучали письменности, грамоте, воспитывали трудолюбие, терпение.

У будущих воинов воспитывали силу, мужество, у низшей касты – терпение, послушание. Переход от семейного воспитания к общественному начинался с 8, 11, 12 лет. Существовали в Индии и повышенные школы. Там получали образование немногие юноши из очень богатых семей. Обучались религии, поэзии, литературе, философии, грамматике, математике, астрономии.

В Древней Индии впервые были введены нуль и счет с помощью 10 знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы.

Кастовый строй наложил специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней Индии. Важным фактором генезиса воспитания и образования оказалась религиозная идеология: брахманизм (идуизм), а последующем буддизм (у истоков буддийской традиции стоял Будда или Шакья–Мани (623–544 гг до н.э.). Будда (Просветленный) – достиг высшего духовного совершенства (считали его последователем), он выступал против монономии брахманизма, за уравнивание каст в религиозной жизни и в воспитании. Буддизм отвергал принцип неравенства каст, обратился к отдельной личности и провозгласил равенство людей по рождению.

По преданию, Будда начинал просветительскую деятельность в лесной школе близ города Бенареса. Вокруг него отшельника – гуру (учитель) собирались ученики, которым он преподавал свое учение.

В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе». В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался как отец. Деятельность учителя считалась весьма почетной. Приобретение образования было делом крайне важным.

Согласно древним книгам первые школы в Китае появились в 3-м тысячалетии до н.э. Они возникли (на месте приб) в жилищах для престарелых бравших на обучение молодежь (СЯН). Позже появились школы (СЮЭ) (учить, учиться). В СЮЭ учились дети свободных и состоятельных людей (в основном очень богатых). В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству. Писали на черепашьих панцирях, костях животных, на сосудах из бронзы (10 в. до н.э.), на бамбуковых стволах, на шелковой ткани. Во II в. до н.э. стали изготовлять бумагу и тушь.

Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой но емкой формуле: легкость, согласие между учителем и учеником, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить своих питомцев самостоятельно ставить и решать различные вопросы.

Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы сформировались в Китае к VI в. до н.э. К ним относились даосизм, буддизм и конфуцианство.

Среди первых педагогов, соединивших опыт обучения и воспитания и теоретически осмысливших его, был знаменитый китайский мудрец Конфуций (551–479 до н.э.) (Латинизированная форма от кит. Кун–Фу–цзы, т.е. учитель Кун.) Слава о нем облетела весь мир. Он считался первым Учителем Китая, и память о нем сохранилась до наших дней. Он создал свою школу, где по преданию прошли обучение до 3 тыс. человек. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками. Классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам.

cyberpedia.su

Воспитание и обучение в странах Древнего Востока — Мегаобучалка

 

Приблизительно в IV тысячелетии до н. э. по берегам Персидского залива в междуречье Тигра и Евфрата, заселенном шумерскими народами, возникает ряд рабовладельческих государств (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия), в которых был достигнут высокий уровень развития культуры. В исторической науке эти государства принято называть Междуречьем. Здесь успешно развивались математика, астрономия, агротехника, была создана оригинальная письменность, культура, существовала даже система нотной записи. Почти в каждом городе Междуречья были школы, организовывавшиеся при храмах, и уже к Ш тысячелетию до н. э. число школ в Междуречье было значительным. По-шумерски школа называлась «эдубба» – «дом табличек» – и предназначалась прежде всего для подготовки писцов. В процессе обучения письму использовались глиняные таблички, на которых ученики писали заостренной палочкой (стилем). В основном школы были небольшими, насчитывавшими 20–30 учеников, с одним учителем, который создавал таблички-модели, дети переписывали их и заучивали наизусть. Методика обучения базировалась на многократном повторении. В крупных «эдуббах» (их называли «домами знаний») было несколько учителей письма, счета, рисования, много помещений для занятий и хранения табличек.

К I тысячелетию до н. э. складывается шумерский идеал образования, включающий высокий уровень овладения письмом, составления документов, искусством пения и музыки, умение принимать разумные решения, знание магических обрядов, сведений из географии и биологии, математических вычислений. Школы открывались при храмах и дворцах, их посещали мальчики, девочки могли научиться письму дома у своего отца. Образование, получаемое в «домах табличек», давало возможность занимать управляющие посты. Ученики делились на младших и старших «детей эдуббы», обучение вел «старший брат» – учитель и контролировал «отец школы» – директор. Зарождались новые методы обучения – беседа, разъяснение, спор.

Постепенно к концу I тысячелетия школьное образование становится сферой влияния семей, которые столетиями из поколения в поколение передавали мастерство писцов. В это время высокого уровня достигает искусство врачевания, которому обучали жрецы, поскольку оно приравнивалось к магическим ритуалам.

Первые школы в Древнем Египте появляются в Ш тысячелетии до н. э. Они были небольшими по числу учеников, за обучение в них взималась высокая плата. Школу посещали в основном мальчики из семей чиновников, жрецов, землевладельцев, зажиточных граждан, девочки чаще обучались дома. Обучение было индивидуальным, его продолжительность зависела от старания и способностей ученика. На начальном этапе обучения дети учились считать, читать и писать, на втором этапе происходила дифференциация: одни изучали музыку, литературу, грамматику, другие осваивали математику, третьи – основы ведения хозяйственной деятельности. Процесс обучения был рутинным и сводился к переписыванию и заучиванию стандартных текстов, поучений, примеров и т. п. Образование носило специализированный характер и считалась залогом успешной карьеры в будущем.

В Древнем Египте был достаточно высок уровень семейного обучения и воспитания, причем мужчины и женщины имели равные права в воспитании, грамотных людей было достаточно много среди всех слоев населения. Чтобы добиться послушания, в школе применялись самые разнообразные наказания, широко была распространена пословица: «У мальчика ухо на спине: чем больше бьешь, тем больше он слышит». Обучение имело целью подготовку к профессии в зависимости от того вида деятельности, которым занималась семья. Уже в III тысячелетии до н. э. в Древнем Египте возникает институт семейной школы, при котором сын наследовал пост своего отца, при этом мастера могли брать в семью чужих детей и обучать их в процессе профессиональной деятельности.

В Древней Индии обучение носило семейно-школьный характер, причем роль семьи была доминирующей. В Индии сложилась особая кастовая система общественного устройства. Вплоть до V в. до н. э. в период индуизма воспитание и обучение в Древней Индии основывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы органично вписаться в свою касту. Таким образом, воспитательный идеал имел различия в зависимости от касты: для брахманов (жрецов) необходимо было воспитание праведности и чистоты помыслов, для кшатриев (воинов) – формирование смелости и мужества, для вайшьев (крестьян) требовалось развитие трудолюбия, для шудры (слуг) предусматривалось воспитание послушания и исполнительности.

Воспитание и обучение в Древней Индии имело тесную связь с религиозными верованиями, было обязательным для высших каст, для шудры считалось достаточным умение читать, считать и писать. На уровне семейного воспитания систематического образования не предполагалось. Мальчики начинали обучение в 7–8 лет, их посвящение в ученики проходило в форме обряда упанаямы, но обучение чтению и счету начиналось за несколько лет до него. После прохождения упанаямы начиналось обучение у учителя, отношения которого с учениками складывались по модели «отец – дети»: ученики жили в доме у учителя, во всем повиновались и почитали его.

К середине I тысячелетия до н. э. в Древней Индии выстроилась своеобразная система образования. На начальной ступени дети получали образование в семье. Сроки упанаямы для трех высших каст были неодинаковыми: для брахманов – 8 лет, для кшатриев – 11 лет, для вайшья – 12 лет. Самым широким было содержание образования брахманов, которое длилось около 8 лет и могло после этого продолжаться еще 3–4 года. Оно включало в себя поэзию и литературу, грамматику, зачатки философских знаний, математику, астрономию. Следующим уровнем образования повышенного типа, которому посвящали себя немногие ученики, было обучение у гуру – особо почитаемого учителя.

В конце I тысячелетия до н. э. в Древней Индии возникает буддизм, который способствует распространению образования и сосуществует с индуизмом. В буддизме признается равенство прав представителей различных каст в образовании и общественной жизни. В этот период увеличивается число школ, которые открываются при буддийских монастырях, располагавшихся по всей территории Древней Индии, одновременно существуют начальная религиозная «школа вед» и светская школа. В буддийской традиции сложилось своеобразное представление о содержании повышенного образования, в которое входили Веды, Веданги, Упаведы (медицина, военное искусство, музыка, архитектура или науки о ремесле, логика, литература, языки). Успех буддийских школ объяснялся отсутствием кастового деления, терпимостью к иноверцам, сочетанием духовного образования со светским. Учителя-буддисты организовывали индивидуальное обучение, опираясь на результаты постоянного наблюдения за учениками, обучение и воспитание носило не авторитарный, а рекомендательный характер. Во II–VI вв. произошло возрождение индуизма, в результате чего образование приобрело практическую направленность. Сложилась двухступенчатая система образования: начальные школы (толь), где обучали счету, чтению и письму на санскрите и местных языках, и средние школы (аграхар), в программу обучения которых входили география, математика, языки, врачевание, скульптура, живопись и т. д. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию.

Традиции обучения в Древнем Китае базировались на опыте семейно-общественного воспитания. В основе школьного обучения лежало почитание старших, наставник воспринимался как второй отец. Первые школы в Древнем Китае появились в Ш тысячелетии до н. э., чуть позднее для их названия стали употреблять иероглиф «сюэ» (учить, учиться). Во II тысячелетии до н. э. школу посещали в основном дети состоятельных людей, главной целью школы было стремление научить их пользоваться иероглифическим письмом, это умение передавалось по наследству и распространялось очень медленно. В вв. были изобретены волосяная кисточка и бумага, вследствие чего процесс овладения письмом упростился.

Наибольшее влияние на развитие школы и педагогики в Древнем Китае оказало учение Конфуция (551–479 до н. э.), в котором особое внимание уделялось нравственному самосовершенствованию личности. Конфуций считал воспитание и образование необходимыми условиями развития общества. Со временем в Китае слова «конфуцианец» (последователь Конфуция) и «ученый» стали синонимами, вся ученость заключалась в знании его книг, которые должны были составлять основу обучения. Идеалом воспитания, по Конфуцию, считается осознание человеком своего места в обществе и овладение «шестью искусствами» – церемониалом, музыкой, стрельбой из лука, ездой в колеснице, письмом и счетом. Конфуцианство выработало особый тип образованного человека, который усердно делает служебную карьеру и гордится ею, повторяет старинные тексты, беспрекословно чтит нормы и правила поведения в обществе и семье.

В целом народы Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт обучения и воспитания, создали первые в истории человечества школы, сформулировали начальные представления об обучении и воспитании.

 

megaobuchalka.ru


Смотрите также