Древнее боевое искусство. Виды боевых искусств. Часть 4. Боевые искусства Японии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнерусская система боевых искусств «Тризна». Древнее боевое искусство


Боевые искусства: история, классификация, виды

История человечества во многом — история войн и драк. Так уж устроена жизнь, что многие и многие века хороший боец ценился куда выше поэта и музыканта. Боец был необходимостью. Драка была повседневностью. Поэт был необязательной роскошью. И так было очень долго.

Боевые искусства: история, классификация, виды

Повседневность

Термин боевые искусства был введен в обиход мастерами фехтования XV столетия. Но боевые искусства как некий отдельный комплекс знаний существовал уже к тому времени как минимум два с половиной тысячелетия. Впрочем, это только в Европе. На Востоке элитарное искусство воина давно уже знали как До — Путь. Бусидо переводится просто. Это путь воина. По этой причине многие специалисты говорят о системе, а не отдельном  навыке.

Именно забота о воспитании воина заставила включать в понятие боевого искусства не только навык рукопашной схватки, но и другие аспекты жизни бойца: философию, медицину, поведенческие нормы. А первоначальная элитарность этого занятия (занимались боевыми искусствами только представители благородных сословий, поскольку крестьянам и другим «тягловым» представителям человечества было просто некогда) заставила включать и светские дисциплины. Хотя и не во всех регионах. Но именно этому факту Япония и Китай обязаны развитием поэзии и каллиграфии.

Знакомо всем

Различные виды единоборств есть у всех народов. Понятие «национальная борьба» знакомо, пожалуй, всем. И тут бросается в глаза одна деталь: в древних видах единоборств почти всегда отсутствует ударная техника.  А если и есть такая практика, то она сводится к ударам открытой ладонью и толчкам. Чему наглядным примером может служить сумо — одно из наиболее древних единоборств мира.

В джиу-джитсу (правильнее было бы говорить «дзю-дзютсу»), например, даже ударов в глаза и горло не было до XIV столетия примерно. Только удушение, броски, подножки. Такое пренебрежение ударами объясняется просто. Старинный доспех неплохо защищал воина. И бить по стальной пластине кулаком означал только изощренный вид самоубийства, а не победу. Кстати, у античных греков критский бокс ценился куда ниже борьбы.

Впрочем, с развитием оружейного дела индивидуальный доспех стал облегчаться или вовсе исчезать, что привело к появлению ударов во многих единоборствах. А чистые ударные техники зародились примерно в XVII столетии. Но большинство из них относятся к концу XIX — середине ХХ веков.

Во всех единоборствах большое внимание уделяют умению устоять на ногах. Что понятно — упавший воин на поле битвы заведомо жертва. Между тем много внимания отдано изучению уязвимых зон человеческого тела. Это давало шанс менее рослому бойцу выиграть противостояние у более сильного физически, но менее умелого противника.

Долой жестокость

Со временем такая кровожадная жестокость боевых искусств стала слабо востребована — сменились нормы морали и методы ведения войны. Война стала более технологической и дистанционной. Единоборства стали склоняться к современной классификации.

Спортивные. Цель: соревнование, выявление наиболее подготовленного. Отсюда жесткие правила, ограничения, защитные приспособления с целью свести травматизм до минимума. Сюда можно отнести бокс, карате, фехтование, кикбоксинг, дзюдо, вольную и классическую борьбу и другие.

Боевые единоборства. Соревнования по ним невозможны в принципе. Задача выяснить кто сильнее не стоит. Цель одна: скорейшая нейтрализация противника, выживание в критической ситуации. Как правило о морали речи тоже не идет. Сюда можно отнести бартицу англичан или израильскую крав-магу. Это сугубо прикладные, утилитарные виды. Часто имеют распространение среди спецслужб, в армейской практике.

Смешанные единоборства. Тут все ясно из названия. Смешивается все и вся. Минимум ограничений, но правила все же есть. Цель: выяснить, кто же круче. Спортсменам приходится использовать самые различные приемы и техники. Приверженцы одного какого-то стиля тут никогда ничего не достигали. Как пример можно назвать боевое самбо, кудо или древнегреческий панкратион.

Мода такая мода

Ниже приводим краткий сборник наиболее популярных видов единоборств. Большинство из них восточного происхождения. Особенность восточного мышления позволяет консервировать и систематизировать приобретенный и заимствованный опыт, что позволило создать и развить множество видов боевых единоборств.

Сават

Сават. Французский бокс, французский кикбоксинг. Родом из портовых городов Франции. Стиль уличных драк. Сочетание ударов ногами с боксерской техникой рук. Главное отличие от других техник — удары ногами в основном в нижнем ярусе, ниже пояса. Как составная часть присутствует фехтование на тростях, перешедшее в английскую систему самообороны — бартицу. Убедительные победы саватеров над бойцами других стилей доказываю эффективность этого вида единоборств. В свое время имел влияние на кикбоксинг.

Бокс

Бокс. Современный потомок кулачных боев древности. Необычайно зрелищный вид спорта. Очень рациональная и эффективная система ударов и защиты вошла как составная часть во многие виды единоборств. От савата до муай-тай.

Вин-Чунь

Вин-Чунь. Это скорее прикладное направление ушу. Хотя и использует опыт и техники множества школ и направлений. По одной из версий (их множество) изобретен женщиной. Так или иначе, этот стиль позволяет малорослым бойцам побеждать значительно более крупных соперников. Примечательно, что одним из выдающихся бойцов этой школы был великий Брюс Ли.

Джит Кун-До

Джит Кун-До. Путь опережающего кулака. Разработан Брюсом Ли. Это скорее метод, стилевая особенность,  которую можно использовать в любом виде единоборств. По сути это принцип. Тем не менее, доказавший свою действенность и эффективность как самим мастером, так и его учениками и последователями.

Джиу-джитсу

Джиу-джитсу. Искаженное европейское название. Более правильно было бы называть дзю-дзютсу. Японское искусство рукопашного боя, весьма разнообразное по технике и стилевой направленности. Основное отличие — мягкий уход от прямых атак. Наиболее «самурайский» прикладной вид. Повлиял на множество других видов от самбо и дзюдо до боев без правил.

Дзюдо

Дзюдо. Спортивная разновидность джиу-джитсу. В некотором виде выхолощенный его подвид. Убраны все ударные и заведомо опасные для противника техники, оставлены преимущественно бросковые. Но даже в этом виде достаточно эффективное средство самообороны.

Ушу

Ушу. Комплекс китайских боевых искусств. Берет начало от индийской боевой йоги. Послужил базой для множества видов по всему миру от Окинавы и Кореи до Бразилии. Большое значение придает внутренним тренировкам — медитации и учению о движении и регулированию потоков жизненной энергии. Много внимания отдает медицинским практикам. Характеризуется довольно округлыми движениями. Имеет множество школ и направлений от весьма мягких или оздоровительных до жестких, силовых.

Капоэйра

Капоэйра. Бразильский вид. Смесь танца, акробатики, боя, игры. В современном виде скорее бесконтактная метода. Хотя известны и полноконтактные поединки. В плане эффективности довольно спорный вид, но превосходная школа для развития гибкости, координации, скорости. Очень зрелищный вид спорта.

Сумо

Сумо. Первоначально искусство императорских телохранителей. Первое упоминание в исторических источниках относится к VIII столетию. Цель: выяснить кто из бойцов сильнее на круглой площадке. Техника, как ни странно, весьма разнообразная. Броски, толчки, подножки, удары открытой ладонью. Имеет популярность преимущественно в Японии. Но вот выдающиеся сумоисты могут быть самого различного происхождения. Сейчас, например, среди сильнейших борцов фигурируют имена чеха и монгола. Весовых категорий в сумо нет, а потому для победы большое значение имеют габариты спортсмена. Тем не менее, известны случаи многократных побед бойцов, весом менее центнера, над двухсоткилограммовыми оппонентами.

тайский бокс

Тайский бокс или муай тай. Тайское древнее боевое искусство, смешанное индокитайскими видами. Очень жесткий вид. Но весьма эффективный как прикладной. Часто называют стилем уличных драк или боем восьми конечностей — в тайском боксе удары можно наносить практически всем: локтями, коленями, ступнями…

Кикбоксинг

Кикбоксинг. По большому счету скорее направление, чем вид. Сюда можно причислить и японский К-1, и тайский бокс, и сават. Использование боксерской техники рук с ударами ногами из тхэквондо (теквондо) и карате. Зрелищный и эффективный вид спорта. Кикбоксером является известный актер Жан-Клод Ван Дамм.

Тхэквондо

Тхэквондо. Боевое искусство родом из Кореи. Характеризуется активным и разнообразным использованием ног. Причем как для ударов, так и для блоков. Знаменитый актер и спортсмен Чак Норрис начал свою карьеру именно с обучения этому виду единоборств в Южной Корее во впремя службы в армии.

Карате

Карате. Японская система защиты и нападения с минимальным непосредственным контактом. Изначально развивалась как система самозащиты. Характеризуется короткими мощными и точными ударами рук и ног по уязвимым точкам. Имеет множество школ и направлений. От мягких, бесконтактных, до спартанской кекусинкай, приверженцем которой является известный актер и спортсмен Дольф Лундгрен.

Удивительно, но многие современные компьютерные игры-симуляторы очень точно воспроизводят особенности различных стилей и школ. Так что если вам интересно разобраться в тонкостях различных боевых искусств и просто хорошо провести время, то наша любимая подборка файтингов вам в этом поможет.

steelsports.ru

Боевые искусства, о которых ты не знал

brodude.ru_9.04.2015_ZgbgZyRW8PABZ

Все знают про дзюдо, наскучившее айкидо и прочее «идо». Однако на протяжении всей истории существования в мире накопилось столько боевых искусств, столько способов уничтожить друг друга, что некоторые из них, весьма удивительные, завалялись в толще истории.

1. Бокатор

Древнее боевое искусство из жаркой Камбоджи, которая прославилась своими храмами, «красными кхмерами» и… больше ничем. Когда-то, больше тысячи лет назад, на территории Камбоджи существовала огромная, могущественная по меркам Индокитая Кхмерская империя, состоящая из различных мелких княжеств. Центром империи был город Ангор. Именно здесь в доблестных столичных воинских частях зародилось это боевое искусство.

Слово «бокатор» переводится как «бьющий льва». Согласно древней легенде, один ученик, изучавший этот стиль, оказался лицом к лицу со львом. Юный воин убил несчастное животное одним единым, невероятной точности ударом с колена. Как и многие другие азиатские боевые искусства, техника бокатора основана на подражании движениям различных животных. Обезьяны, павианы и прочая живность.

Что отличает его от других видов, так это жестокость и процесс тренировки. Удары локтями и коленями, фиксирование суставов, броски и многое другое. Более десяти тысяч различных приёмов и ударов делают бокатор одним из наиболее сложных боевых искусств.

2. Бой без правил

Старая добрая «битва на выживание», без правил и кодекса чести, вся суть которой сводилась к элементарному убийству противника, а излюбленным приёмом было выдавливание глаз. «Техника» боя зародилась между восемнадцатым и девятнадцатым веками в США.

Бойцы дрались настолько яростно, что все нормальные люди соглашались на статус «трусов», нежели терять части тела в бою с психопатами, некоторые из которых затачивали свои зубы до остроты бритвы, чтобы в бою откусывать уши, пальцы, носы и губы. Были те, кто не считал, пардон за мой бельгийский, «западлом», откусить детородный орган своими острыми зубками. Замечательно. Что называется: «Убей меня, но я всё равно оставлю тебе без хрена». Даже странно, почему этот вид спорта не очень популярен в современном мире.

К этому «виду спорта» также относят «пьяную драку в коммунальной квартире», однако если в боях без правил выжить можно, то в коммунальных боях шанс сводится к нулю. А у нас журнал добрый, поэтому столь жестокие виды спорта мы не рассматриваем.

3. Баком

Он зародился в бедных трущобах Лимы – столицы нищего Перу – и представляет собой безжалостное и крайне эффективное боевое искусство, которое не только учит быстро отключить или убить противника, но и использовать обманные тактики (например, скрытое оружие).

Его основал в 1980 году бывший морской пехотинец и по совместительству уголовник Роберто Пуч Безада (какой замечательный микс из специальностей). Баком официально классифицируется как современное смешанное боевое искусство, включающее различные элементы джиу-джитсу с вале-тудо. Однако краеугольным камнем бакома являются удушение, нанесение переломов и безжалостная серия бешеных ударов по жизненно важным органам. Вот такой вот полезный вид спорта.

4. Ледрит

Если усовершенствовать муай-тай до кровавой мясорубки, то получится ледрит – любимое боевое искусство коммандос королевской армии Тайланда.Бойцо учат нападать без предупреждения, как можно быстрее нейтрализовать противника, отправив к праотцам ударом ногой в горло или локтем в висок. Кстати, в ледрите позаботились о том, чтобы бойцам не было больно. Поэтому удары наносятся строго жесткими частями тела (коленями, локтями, ладонями). Одним словом, муай-тай, целью которого является тотальное уничтожение противника.

5. Дамбэ

Вид спорта для самых жестоких травокуров-садистов. Не радуйся, летальный исход почти гарантирован.Распространённый в Нигерии и Чаде, Дамбе невероятно прост, жесток и эффективен: берется негр, обматываем ему руки твёрдой верёвкой, ноги тяжёлой цепью, накуриваем его марихуаной, чтобы сильно не страдал и был доволен, и выпускаем получившегося Громозеку бить другого накуренного страдальца.

Дуэль занимает три раунда, которые не ограничиваются по времени. Поединок может быть завершен по трем причинам: по просьбе одного из бойцов в связи с отсутствием действия на ринге (пассивности), и когда колено или рука касается земли. Дуэль продолжается, пока кто-то не победит (в «Дамбе» нет ничьих). Вот так хитрые африканцы довели до кровавого маразма древнюю египетскую технику рукопашного боя.

6. Система

Русское боевое искусство, в котором, по сути, нет формальных упражнений и стоек, а взаимодействие основано на тонкой чувствительности противника и на том, как использовать слабые места оппонента против него самого. Никакой агрессии, только мир, славяне! «Система» не агрессивна, и её целью является не опередить или перебороть противника, а управлять им, ведь бойцов может быть много. Поэтому практикуются бои с несколькими спарринг-партнёрами, которые нападают со всех сторон, до зубов вооружённые ножами и прочим оружием.

7. Тюремные боевые искусства

Нет-нет, тут не будет речи про подпольные тюремные бои, как в фильмах с Ван Дамом.

Помнишь американских зеков? В ярких оранжевых комбинезонах, с недобрым взглядом, мускулатурой и явным намерением кого-то избить или изнасиловать. Однако некоторым надоели типичные тюремные забавы, да и девственных анусов становилось всё меньше, и потому зеки переключились на драку. По сути, ничего особенного в этом виде, с позволения сказать, «боевых искусств» нет. Обычная уличная жестокая драка. Зато поражают методы тренировок, как, например, «подбери колоду». Карты разбрасывают по полу, и боец должен их собрать, пока двое или трое товарищей по несчастью пытаются его избить.

8. Калари пайату

Большинство считает его старейшей боевой системой в мире. Создали его в южной провинции Индии – в Карале, и некоторые его отголоски находят в современных боевых искусствах.

Согласно устной легенде, Калари Пайату был основан воплощением индусского бога Вишну (хранителя Вселенной), чьё существование было за гранью понимания человека. Некоторые движения из пайата можно найти в традиционных индуистских танцах, столь сильно это боевое искусство связано с культурой страны.

Название Калари пайату состоит из двух слов: «калари» означает место боя или тренировки, «пайату» – мастерство, практика. Техника Калари Паяту родилась из наблюдений за движениями 8 свирепых животных: слона, льва, тигра, лошади, боевого кабана, боевого петуха, буйвола и кобры. Основой Калари Паятту являются 4 вида упражнений: кай садхакам (садхакам для рук), каль садхакам (для ног), пакар чакаль садхакам (прыжки, основанные на силе дыхания), мэй садхакам (садхакам для тела).

Так как в Калари пайат вовсю используется холодно оружие, то мастеров, которых называют Ашан (и это никак не связано с супермаркетами), еще и обучают медицине сиддхов.

9. Силат

Этот вид боевых искусств зародился в безжалостных племенах охотников за головами Малайзии, Сингапура и Филиппин. Силат включает в себя множество различных стилей.

По легенде, основы пенчак-силата заложила некая девушка с островов Суматра, случайно увидевшая схватку тигра и гигантской птицы. Запомнив движения животных, она несколько раз использовала их в дальнейшем против своего мужа, любившего подарить любимой крепкого звиздюля. Позже силат перенесся на остров Ява, где в него влились тайландское боевое искусство Краби Крабонг и бирманский вид единоборств – Баншай. А тёплые торговые отношения с Японией привнесли в пенчак-силат элементы каратэ, тессен-джитсу и бо-джитсу.

В наше время силат практикуют несколько малайских военных подразделений, а также благородные пираты из Южно-Китайского моря.

10. Окичито

Является одним из немногих сохранившихся индейских боевых искусств. Его основал Джордж Лепин, который изучал дзюдо, тхэквондо, хапкидо, а также прекрасно владел боевой клюшкой и томагавком.

Окичито – смесь яростной, беспощадной индейской мясорубки с проверенными временем азиатскими боевыми искусствами. Как и в айкидо, даже если боец безоружен, удары наносятся таким образом, как будто оно у него есть. Например, руки повторяют движения томагавка, а ноги – копья. Ну и, конечно же, большое внимание уделяется ножам. Потому что какой индеец без ножа? Как ещё снять скальп с белого поработителя?

11. Грэпплинг

Довольно молодое боевое искусство, появившееся в благополучных нефтяных Арабских эмиратах и несущее в себе технику всех борцовских дисциплин, с минимальными ограничениями по использованию болевых и удушающих приемов. Тут нельзя использовать оружие, только азы, доставшиеся в наследство от бразильского джиу-джитсу, Вольной борьбы, Греко-римской борьбы, Дзюдо, Кэтч-борьбы, Самбо и других единоборств. Занятна ещё и форма: плотно обтягивающие шорты и майка с коротким рукавом, чтобы не дай бог не зацепиться. Что характерно, в грэпплинге нет ударов. Это борьба, но очень и очень жестокая.

brodude.ru

Древнерусская система боевых искусств «Тризна»

 

Древнерусская система боевых искусств «Тризна»Современная молодежь почему-то больше увлекается восточными видами боевых искусств, не подозревая о том, что у славян тоже была своя очень интересная и более эффективная боевая система «Тризна». Русская сила всегда была особенной, никогда не противопоставляла себя обществу, в отличии от «западной» или «восточной». Она всегда была духовной, гуманной и высоко патриотичной.«Тризна» на самом деле означает посвященный Перуну погребальный обряд, торжественное прощание, построенное на проведении воинского ристалища, игры или битвы, которые, по поверию, помогут отогнать смерть от живых. Погребальные обрядные игры воинов проводились для того, чтобы обратить внимание бога на доблесть погибшего и состояли из рукопашного и кулачного боя, стрельбы из лука, скачки на колесницах, метания диска и борьбы.В начале времен славяне не держали постоянного войска. Потому на войну выходили все, кто мог держать оружие. Славяне постоянно воевали то против конных кочевников, то против куда более защищенных тевтонцев, византийцев, ливонцев. Победить в таком случае можно было только при помощи совершенной подготовки каждого бойца, который мог бы сражаться один против нескольких.Согласно летописям, бой в те годы мог продолжаться от рассвета до заката, а то и ночью. Выдержать такое напряжение можно лишь используя отточенную технику, экономные движения. Поэтому техника движений у славян отрабатывалась на самом высоком уровне.В 6 в.н.э. славяне считались лучшими воинами в мире. Их часто приглашали на службу и императоры Византии, и сирийские халифы, правители разных стран. Славяне зачастую служили телохранителями, в отборных, элитных войсках, занимали руководящие военные посты.Боевая подготовка славян проходила в основном во время разнообразных военных, религиозных и бытовых игр, развлечений и упражнений. К таким методам закалки можно отнести палочные и кулачные бои, борьбу. Особенное место здесь занимают поединки. В других государствах предпочтительнее были индивидуальные поединки, а у славян - народная потеха - «стенка на стенку», массовые действа. Основу боевых славянских искусств, конечно, составляла подготовка к рукопашной схватке. Для воинов, обучавшихся «Тризне», обязательным было изучение условий схватки в те далекие годы. Основными стали такие разделы, как защитная амуниция, определение соотношения сил противника, умение вести продолжительный бой, систематичное участие в войнах, выбор места проведения боя, умение использовать климатические условия, владение разными видами оружия, и, использование, как ни странно, антропометрических особенностей.«Тризна» в те времена, являлась не просто системой подготовки, а настоящим магическим обрядом, своего рода психофизической подготовкой воинов. Эта боевая система состоит из 7 частей: единоборства (борьба, стрельба из лука, кулачный и рукопашный бой, бой на горе, на мечах, на палках), народные игры, народные танцы, обряды, народную медицину (закаливание, выживание в критических ситуациях, лечение народными методами, выработка полезных и избавление от вредных привычек), дыхательную гимнастику, туристические походы (с плаванием, ориентировкой на местности, соблюдением правил маскировки, устройством временного жилья).Древнерусская система единоборств «Тризна», представляющая собой гармоничное сочетание физического и духовного воспитания, в настоящее время практикуется в Центре славянских боевых искусств при Российской народной академии наук.

mmasport.ru

Виды боевых искусств. Часть 4. Боевые искусства Японии |

самураи-старые-фото-1462781

Столкнувшись с ограниченностью своей эффективности, носители боевых искусств Запада взялись за совершенствование вооружения. Столкнувшись с такими же ограничениями, японский воин взялся за совершенствование себя самого.

Дейв Лори

В продолжение предыдущей статьи — все виды боевых искусств Японии...

Боевые искусства Японии показались лично мне довольно удивительными — мало того что на самом деле разновидностей боевых искусств Японии (вместе со стилями каратэ) оказалось около двухсот. То есть на самом деле где-то на 50-60 больше чем всех остальных видов боевых искуств. Так кроме этого Японские боевые искусства оказались по сути воплощением вечности — очень многие были созданы в XI — XIV веках нашей эры. (Японский меч создан — 1200 лет назад). И вот эти — школы боевых искусств (рю — значит школа) развивались 800 лет, 600 лет, 400 лет — школа японского боевого искусства древнее всякого современного стиля в десятки и даже сотни раз. Потрясающе.

Вот это называется стабильность — живут себе люди на своих островах — что то делают — и все это бережно сохраняют — представить — у какого-то человека — предок основатель школы боевых искусств — 800 лет назад. И сохранили все,  бережно сохранили — самое старое европейское боевое искусство дошедшее до нас в так сказать — «живом виде» — на самом деле то ли английский, то ли французский бокс. Так то.

Хотя с другой стороны — на мой взгляд все эти японские боевые искусства давным-давно устарели — и не представляют на самом деле никакого практического интереса — мир меняется что то устаревает — что-то появляется новое. Более лучшее, более соответствующее духу времени.

Но и между тем очень многие люди продолжают увлекаться различными японскими боевыми искусствами и находят для себя очень много любопытного и интересного.

И самое главное -  это ведь уникальнейшая возможность прикоснуться к тщательно сохраненному и поэтому до сих пор живому духу — древних японских воинов — примерить его, так сказать на себя.

Итак, все боевые искусства Японии...

Абэ-рю — (яп. 安倍流) или Абэ татэ-рю (яп. 安倍立流)[2], также известное как Абэ-рю Кэндо (яп. 安倍立剣道) — классическое японское боевое искусство (корю), основанное в XVII веке мастером Абэ Ёрито (яп. 安倍頼任). Школа является ответвлением от стиля Тайся-рю, который, в свою очередь, испытал влияние Синкагэ-рю[5].

Абэ-рю известна как первая серьёзная школа кэндзюцу, которая применяла термин кэндо (яп. 剣道) ещё в 1673 году, хотя подобные иероглифы были известны ещё в Китае. Суть кэндо, или кэн-но-мити («путь меча»), в рамках данного стиля заключалась более в духовном и нравственном обучении, нежели в физическом. То кэндо, которое практиковала школа Абэ-рю, не имеет никакого отношения к современной практике кэндо, созданной после реставрации Мэйдзи.

 

Айдзу Кагэ-рю  - (яп. 会津陰流, «теневая школа Айдзу») — древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно в 1490 году Айдзу Хьюга-но-Ками Ико (яп. 愛洲移香斎久忠), также известного под именем Айдзу Икосаи Хисатада (яп. 愛洲移香斎 尚忠)

Школа Айдзу Кагэ-рю была основана самураем Айдзу Хьюга-но-Ками Ико в 1490 году, во времена периода Муромати. Айдзу Икосаи являлся членом клана Айдзу и представителем ветви семьи Кии (Kii) города Кумано, которая была поставлена во главу пяти крепостей сёгуном Моринага Синно (яп. 親王 森永, 1308 — 1335) во времена периода Муромати

Основная направленность школы — борьба с мечом (кэндзюцу). Термин «Кагэ» переводится как «тень» и передаёт суть учения, которое заключается в фокусировке на определении намерения, стратегии и душевного состояние противника путём изучения его/её языка тела, выражения лица и других признаков.

На сегодняшний день Айдзу Кагэ-рю более не существует, однако её знания и техники используются в таких школах, как Ягю Синкагэ-рю и Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю, а также многих других.

Айки-дзюдзюцу — японская боевая техника, являющаяся предшественником айкидо. В настоящее время термин «айки-дзюцу» (合気術) используется многими современными школами дзю-дзюцу для определения технического раздела с применением принципов айки (合気).

 

Айкидо (яп. 合気道 айкидо) — японское боевое искусство, созданное О-сэнсэем Морихэем Уэсибой как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Целью Уэсибы было создать и разработать боевое искусство, вобравшее в себя все достижения великих мастеров. Айкидо акцентируется на слиянии с атакой противника и перенаправлении энергии атакующего (в противовес встрече силы силой). В дополнение к физическим техникам и тренировкам, айкидо придаёт особое значение тренировкам сознания, управляемого расслабления и развития «духа» и силы «ки».

 

Айкикай — оригинальная школа айкидо. Её изучением, поддержкой и популяризацией занимается Фонд Айкикай — организация, созданная непосредственно Морихэем Уэсибой и официально признанная правительством Японии в 1940 году.

 

Араки-рю — или Араки-рю Когусоку (яп. 荒木流小具足) — древняя школа торитэ когусоку, нагинатадзюцу, бодзюцу и тодзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное приблизительно в 1573 году мастером по имени Араки Мудзинсай Минамото-но Хидэнава (яп. 荒木夢仁斎源秀縄).

 

Асаяма Итидэн-рю — древнее японское боевое искусство (корю), основанное в 1566 году Асаямой Мицугоро Итидэнсаем (яп. 浅山一伝斎重晨) во времена периода Муромати. Асаяма Итидэн-рю, в основном, фокусируется на техниках кэндзюцу и дзюдзюцу, но включает так же и обучение методам иайдзюцу, камадзюцу и бодзюцу. Многие современные школы-последователи Асаяма Итидэн-рю разделили искусство на различные уровни. Так, например, в Гэнбукан додзё присутствуют передачи первого (сёдан) и среднего (тюдан) уровней , скрытые передачи (окудэн), устные передачи (кудэн) и так далее.

 

Бадзюцу  (яп. 馬術, ба: лошадь; дзюцу: искусство) — японское искусство верховой езды, являлось одной из боевых специализаций Японии. В бадзюцу входило обучение верховой езде, бой на лошади, прыжки с большой высоты, иногда уход за лошадьми.

 

Баттодзюцу — (яп. 抜刀術) — японская техника обнажения меча. В речи часто заменяется терминами иайдзюцу, баттодо, или иайдо. В отличие от кэндо и кэндзюцу, техники которых основывались на владении мечом, вынутым из ножен, в тренировке баттодзюцу акцент ставился на обнажении меча и одновременный с обнажением удар.

 

Бодзюцу (яп. 棒術, «искусство шеста») — японское искусство ведения боя при помощи деревянной палки (яп. 棒 Бо — «палка», «посох»; яп. 術 дзюцу — «искусство», «техника»). Под палкой чаще всего подразумевается бо.

 

Бокудэн-рю — древняя школа кэндзюцу и дзюдзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в XVI веке знаменитым мастером фехтования по имени Цукахара Бокудэн.

 

Вадэн-рю (яп. 和伝流) — современная школа сюрикэндзюцу, которая была основана в 1970-х годах Исао Цурута (鶴田勲). Она уходит корнями в техники сюрикэндзюцу таких школ как Нэгиси-рю (根岸流) и Сирай-Рю (白井流).

 

Вадо-рю — (яп. 和道流, вадо: рю:, «школа Пути гармонии») — один из четырёх крупнейших стилей японского каратэ-до. На эмблеме стиля изображен белый голубь, а над ним — фронтальное изображение сжатого кулака. Создан в 1939 году Хиронори Оцукой (1892—1982), врачом по профессии.

 

Ган-рю (яп. 巌流, «стиль огромной скалы») — древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное приблизительно в 1600-х годах мастером Сасаки Кодзиро.

Госиндо (Гошиндо) — дисциплина по самозащите, с использованием холодного оружия, разработанное в 1971 году в Японии группой мастеров классического японского меча, под руководством Тэцундо Танабэ. Дословный перевод госиндо с японского — путь самозащиты.

 

Госоку Рю — направление боевых искусств и стиль каратэ, созданные Куботой Такаюки. Госоку Рю — жёсткий и быстрый стиль, сочетающий в себе как технику быстрого и динамичного стиля Сётокан, так и мощного стиля Годзю-рю.

 

Дайто-рю Айки-дзюдзюцу — (яп. 大東流合気柔術 Дайто:-рю: Айки-дзюдзюцу, ромадзи: Daitō-ryū Aiki-jujutsu) — японское боевое искусство, созданное Такэдой Сокаку. Дайто-рю создано на базе айки-дзюцу, которое в свою очередь корнями уходит к началу второго тысячелетия нашей эры.

 

Джиу-джитсу (Дзюдзюцу, яп. 柔術 [дзю:дзюцу] (инф.)) — от яп. 柔 [дзю] (мягкий, гибкий, податливый, уступчивый) и 術 [дзюцу] (техника, способ) — «искусство мягкости» — общее название, применяемое для японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него. То есть джиу-джитсу — искусство рукопашного боя, основным принципом которого является «мягкая», «податливая» техника движений.

 

Дзигэн-рю (яп. 示現流, дословно «разоблачённая реальность») — древнее японское боевое искусство (корю), основанное в XVI веке Того Тюем (яп. 東郷重位, 1561 — 1643) в провинции Сацума, современной префектуре Кагосима, на основе школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю. В основном фокусируется на методах кэндзюцу.

Дзиттэдзюцу (яп. 十手術 Jittejutsu, «искусство жезла») или Дзюттэдзюцу (англ. Juttejutsu) — японское искусство ведения боя при помощи дзюттэ.

 

Дзюдо (яп. 柔道 дзю: до:, дословно — «Мягкий путь»; в России также часто используется название «Гибкий путь») — японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце XIX века на основе дзюдзюцу японским мастером боевых искусств Дзигоро Кано (яп. 嘉納 治五郎 Кано: Дзигоро: 1860 — 1938), который также сформулировал основные правила и принципы тренировок и проведения состязаний.

 

Дзюкэндо — японское искусство штыкового боя.

 

Ёсёкай (ответвление школы Ёсинкан Айкидо) (яп. 合氣道耀尚會 Айкидо: Ё:сё:кай) — школа айкидо, созданная и возглавляемая японским мастером Такаси Кусидой.

 

Ёсин-рю (яп. 楊心流, «школа сердца ивы») — древняя школа дзюдзюцу, классическое японское боевое искусство, основанное в 1632 году Акиямой Сиробэем Ёситоки (яп. 秋山 四郎兵衛 義時). Линия Акияма Ёсин-рю является одной из самых влиятельных школ дзюдзюцу, существовавших в Японии.

 

Ёсинкан (яп. 養神館, название состоит из трёх иероглифов: Ё (яп. 養) — «взращивать или развивать», СИН (神) — «дух», КАН (館) — «дом». Это сочетание иероглифов можно перевести как «Дом развития духа») — стиль айкидо (яп. 合気道), основанный японским мастером Годзо Сиодой (1915—1994)

 

Ёсиока-рю — древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное в XVII веке Ёсиокой Кэмпо (яп. 吉岡 拳法). Школа пользовалась большой популярностью во второй половине XVII века, когда её создатель был назначен инструктором фехтования сёгуната Асикаги в Киото.

 

Иайдзюцу — Следует различать иайдо и иайдзюцу. Иайдзюцу — искусство мгновенного обнажения меча, которое имеет чисто практическую направленность, в то время как иайдо (особенно после Второй мировой войны) во многом является дисциплиной, призванной воспитывать дух. Первично именно иайдзюцу (так, раздел иайдзюцу содержится в школе будзюцу Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, основанной в 1447 году). Иайдо же — это путь самосовершенствования путем выполнения техник иай.

 

Иайдо (яп. 居合道 иайдо:, дословно, искусство встречать сидя) — это искусство внезапной атаки или контратаки с использованием японского меча (катана). В отличие от кэндо, здесь изучается не фехтование, а именно мгновенное поражение противника с изначально убранным в ножны клинком. Под «мгновенным поражением» понимается быстрое обнажение меча с последующим нанесением удара, при опасности, например, когда сидящий впереди человек, проявляет признаки агрессии, или же берется за меч. Также в этом виде фехтования нет доспехов, как в кэндо: защитного шлема, жилета и перчаток.

 

Ивама-рю (岩間流) — одно из старых направлений айкидо, созданное Морихиро Сайто, близким учеником Морихея Уэсибы, основателя айкидо. Ведет своё название от местечка Ивама, куда в 1942 году с началом второй мировой войны Уэсиба переехал из Токио. Здесь он открыл додзё, где проводил тренировки до своей смерти в 1969 году.

 

Ига-рюха Кацусин-рю (яп. 為我流派勝新流) — древняя школа дзюдзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное мастером по имени Фудзисаки Томинодзё Ёсимити. Корни школы Ига-рюха Кацусин-рю идут от Ига-рю дзюдзюцу (не путать с Ига-рю ниндзюцу), являющегося комбинацией иных стилей боевых искусств. Ига-рю была основана мастером по имени Эбата Мокуэмон Митидзанэ (яп. 江畑杢右衛門満眞). Эбата с детства обучался боевым искусствам. Он изучал Фудзияма-рю (дзюдзюцу, иайдзюцу, когусоку; под руководством Сукэгава Тадаёси (яп. 助川忠良)), Ёсиока-рю (дзюдзюцу; под руководством укадзава Матаиси Танэцугу (яп. 深沢又市胤次)) и Бугё-рю (иай).

Иккаку-рю  — древняя школа дзиттэдзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в XVII веке мастером по имени Мацудзаки Кинуэмон Цунэкацу. Техники школы не преподаются отдельно, а включены в программу обучения школы Синто Мусо-рю. Искусство дзиттэдзюцу в Иккаку-рю рассматривает дзюттэ как способ самозащиты против злоумышленника, вооруженного мечом (катаной).

Иппо-рю  — древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное приблизительно в XVI веке мастером по имени Тода Иппо.

Иссин-рю — древняя школа кусаригамадзюцу, классическое боевое искусство Японии, сформированное в XVII веке. В отличие от кусаригама, используемых иными боевыми традициями, данное оружие в стиле Иссин-рю имеет несколько иной и необычный дизайн. Так кусаригама Иссин-рю имеет нетрадиционно длинную цепь и прямой обоюдоострый клинок в отличие от большинства иных школ. Древние документы, описывающие оружие, сообщают, что длина лезвия составляла около 30 — 31 сантиметр, а длина цепи — 3,6 метров[1][2]. Ручка выполнена из древесины твёрдых пород и длина её равняется, примерно, 36 сантиметрам.

 

Иттацу-рю  — традиционная школа ходзёдзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное XVII веке мастером по имени Мацудзаки Кинуэмон Цунэкацу. На сегодняшний день традиции стиля Иттацу-рю включены в состав школы Синто Мусо-рю.

Итто Сёдэн Муто-рю  (яп. 一刀正伝無刀流, «школа истинной передачи традиций системы без меча Ито Иттосая») — древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное во второй половине 1800-х годов мастером по имени Ямаока Тэцутаро Такаюки, более известным как Ямаока Тэссю (яп. 山岡 鉄舟)

Итто-рю (яп. 一刀流, «школа одного меча») — древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в XVI веке известным самураем по имени Иттосай Кагэхиса.

Кагэ-рю  — древняя школа баттодзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное Ямамотой Хисаем Масакацу (яп. 山本久弥正胜). Кагэ-рю не имеет никакого отношения к стилям Айдзу Кагэ-рю и Синкагэ-рю. Школа фокусируется на техниках обнажения длинного меча, известного как тёкэн (choken).

Камадзюцу — традиционное японское искусство ведения боя при помощи серпа — кама.

 

Канэмаки-рю  — древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в конце XVI или начале XVII веков мастером по имени Канэмаки Дзисай.

Карате (яп. 空手道 каратэ-до: «путь пустой руки» или 空手 каратэ [ka'ɽate] «пустая рука») — японское боевое искусство, система защиты и нападения. В отличие от других единоборств Японии, (джиу-джитсу, дзюдо), которые предполагают борьбу, проведение разного рода бросков, удерживающих захватов и удушающих приёмов, в карате степень непосредственного контакта между участниками схватки минимальна, а для сокрушения противника используются точно нацеленные мощные удары руками и ногами, наносимые в жизненно важные точки его тела. ( все 34 стиля каратэ)

 

Касима Син-рю — традиционное воинское искусство, основные принципы которого были разработаны в XVI веке. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение семьёй Кунии. Современную форму Касима-синрю приобрела благодаря усилиям сиханкэ 18 поколения Кунии Дзэнъя (годы жизни 1894—1966, сиханкэ в 1914—1966 гг.) В школе изучают кэндзюцу (технику фехтования на мечах), нагинатадзюцу (технику боя алебардой), содзюцу (технику боя копьем), баттодзюцу (технику мгновенного обнажения меча с рубкой), дзюдзюцу (технику рукопашного боя) и бодзюцу (технику боя шестом).

 

Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю (яп. 鹿島神傳直心影流, «божественно переданное, честное отражение сердца школы Касима»), также именуемая просто Дзикисинкагэ-рю (яп. 直心影流) или Касима Синдэн — школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в 1570-х годах мастером по имени Мацумото Бидзэн-но-ками Таокацу. Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю, основанная в середине XVI века, является одной из немногих древних японских школ боевых искусств, дошедших до XXI века и всё ещё существующих на сегодняшний день.

 

Касуми Синто-рю Кэндзюцу (яп. 霞神道流剣術) или Синто-рю Кэндзюцу (яп. 神道流剣術) — наименования, используемые для обозначения серии тренировочных форм (ката), посвященных работе с мечом против меча, практикуемых исключительно в школе Синто Мусо-рю[1]. Система состоит из 12-и форм, 8 из которых посвящены длинному мечу (одати), и 4 — короткому (кодати).

 

Кёкусинкай (яп. 極真会, «общество высшей истины»), или кёкусин (яп. 極真, «высшая истина») — стиль карате, основанный Масутацу Оямой (大山 倍達 О:яма Масутацу) в 1950-х годах. Кёкусинкай считается одной из самых трудных и жёстких разновидностей карате.

 

Ки-айкидо — западное название Син-син-тоицу айкидо (яп. 心身統一合氣道 синсин то:ицу айкидо:, «айкидо с объединёнными сознанием и телом», англ. Shin Shin Tōitsu Aikidō). Ки-айкидо — одна из дисциплин, изучаемых в Обществе Ки, созданном Коити Тохэем (яп. 藤平光一). Это не просто айкидо с Ки, но изучение принципов Ки и развитие единства сознания и тела через практику айкидо наряду с другими не менее важными дисциплинами: ки-дыханием, ки-медитацией, киацу и мисоги (англ.). Фундаментальная основа Син-син-тоицу айкидо выражена словами: «разум движет телом».

 

Киайдзюцу — японское эзотерическое искусство управления собственным и вражеским психологическим и физическим состояниями при помощи различных техник, в частности с помощью боевого клича киай (яп. 気合, ромадзи: kiai). Во времена феодальной Японии считалось, что мастер, владеющий техниками киайдзюцу, мог при помощи крика (киай) как ранить, так и исцелить человека.

 

Кираку-рю — древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное приблизительно в 1500-х годах мастером по имени Тода Сэйгэн (яп. 富田勢源).

 

Кито-рю — (яп. 起倒流, «школа взлётов и падений») — древняя школа дзюдзюцу, классическое японское боевое искусство, основанное в XVII веке. Учебная программа стиля включает атэми-вадза (ударную технику), нагэ-вадза (бросковую технику), кансэцу-вадза (болевые приёмы) и симэ-вадза (методы удушения). Многие из этих знаний практикуются в доспехах.

 

Кобудо ( Рюкю-кобудо или Окинава кобудо) (ко — старинный, бу — воинский, до — путь) — традиционное окинавское боевое искусство работы с холодным оружием. Наиболее характерными видами используемого оружия являются бо, нунчаку, кама, тонфа, сай, кува (аналог тяпки), эку (деревянное весло) и тимбэй. Кобудо является эффективным методом противостояния вооружённому человеку или группе вооружённых/невооружённых противников. Эффективность заключается в умении использовать и быстро манипулировать различными предметами, даже если у мастера кобудо не окажется под рукой одного из стандартных для этого вида боевых искусств предметов, всегда существует альтернатива. Другие названия — Рюкю-кобудо и Окинава кобудо. Кобудо объединяет в себе боевые системы, зародившиеся на островах архипелага Рюкю (современная префектура Окинава, Япония) и использующие в бою орудия (предметы) крестьянского и рыбацкого обихода жителей данных островов. Кобудо является неотъемлемой частью каратэ-до, уникальной системы самозащиты от вооруженного противника, которая обучает мужчин и женщин любого возраста и уровня подготовки виртуозному владению различными видами традиционного оружия.

 

Когэн Итто-рю  (яп. 甲源一刀流, «школа Итто-рю поколения из Каи») — древняя школа кэндзюцу и нагинатадзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в XVIII веке мастером по имени Хэнми Тасиро Ёситоси.

 

Кокикай (яп. 光気会) — это стиль Айкидо, созданный Сюдзи Маруяма (Shuji Maruyama). Организация носит название Кокикай Айкидо Интернэшнл (Kokikai Aikido International). Стиль Кокикай делает особый упор на естественности движений, развитии «ки», расслаблении, правильной осанке и координации тела и духа. Это минималистическое боевое искусство, направленное на проведение эффективных приёмов используя минимальное физическое усилие. Аксиома стиля — «минимальное усилие — максимальное воздействие». Название Кокикай означает «школа сияющего ки».

 

Комагава Кайсин-рю (яп. 駒川改心流, «школа обновлённого сердца Комагавы») — классическое японское боевое искусство (корю), основанное в XVI веке Комагавой Тародзаэмоном Куниёси (яп. 駒川 太郎左衛門 国吉), учеником знаменитого фехтовальщика Камиидзуми Исэ-но-ками Нобуцуна[1], на базе школы Синкагэ-рю.

Кудо (яп. 空道, буквально — «путь пустоты» или «простой путь») или Дайдо Дзюку (неточноДайдо Джуку) (яп. 大道塾, «школа великого пути») — современное полноконтактное боевое единоборство, созданное в 1981 году мастером восточных единоборств Адзумой Такаси на основе его знаний о карате кёкусинкай, борьбе дзюдо, тайском боксе.

 

Кукисин-рю (яп. 九鬼神流, в оригинале переводится как «школа духа девяти Богов» или «школа духа девяти Демонов») — классическое боевое искусство Японии, основанное в XIV веке мастером по имени Куки Рюсин Якусимару (Якусимару Курандо). Школа является сого будзюцу, так как обучает большому количеству различных дисциплин, таких как тайдзюцу, нагинатадзюцу, бодзюцу, кэнпо, ханбодзюцу, содзюцу и хэйхо. Кукисин-рю и его основатель указаны в Бугэй Рюха Дайдзитэн или «Энциклопедии школ боевых искусств», архиве современных (гэндай) и древних (корю) Японских школ боевых искусств.

 

Курама-рю — древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное между 1573 и 1593 годами мастером по имени Оно Сёкан (яп. 大野将監). В основной программе обучения школы присутствуют 7 ката кэндзюцу и 5 иайдзюцу. Несмотря на то, что набор кэндзюцу ката школы Курама-рю состоит из нескольких техник, их результативность крайне эффективна.

Кусаригамадзюцу (яп. 鎖鎌術, «искусство кусаригама») — японскоеискусство ведения боя при помощи кусаригама (Кусаригама состоит из серпа кама (яп. 鎌), к которому с помощью цепи (кусари (яп. 鎖)) крепится ударный груз (фундо). Длина рукояти серпа может достигать 60 см, а длина лезвия серпа — до 20 см. Лезвие серпа перпендикулярно к рукояти, оно заточено с внутренней, вогнутой стороны и заканчивается остриём. Цепь крепится к другому концу рукояти, или же к обуху серпа. Её длина составляет около 2,5 м или меньше.)

 

Кэндзюцу (яп. 剣術, «искусство меча») — японское искусство владения мечом. Зародилось около 1 200 лет тому назад с появлением класса воинов. Кэндзюцу представляет собой уникальное явление — дошедшее до нас из глубины веков искусство владения японским мечом. В отличие от кэндо, боевого пути, делающего упор на воспитании духа занимающегося, в кэндзюцу вместо до (пути) во главу угла ставится дзюцу (искусство). И акцент делается именно на мастерство владения оружием, в то вр

srrb.ru


Смотрите также