Русские древние орнаменты. История русского орнамента с X по XVI столетие по древним рукописям. Часть III
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Русские узоры и орнаменты - наследие. Русские древние орнаменты


Глава 1. Древнерусский орнамент. Древнерусский орнамент и орнамент эпохи Возрождения в декоративно-прикладном искусстве

Похожие главы из других работ:

Анализ особенностей стиля модерн в Европе, США и России

1.7 Орнамент и его роль в модерне

В XIX веке орнамент утратил способность обновлять искусство и выражать важные образные категории, творческий орнамент был подменен образцом, по которому воспроизводился узор, взятый из прежних стилей...

Декоративное панно "Красно солнышко" в технике лоскутного шитья

Глава II. Русский орнамент

...

Женский исторический костюм в стиле барокко

2.1 Ткани, цвет и орнамент

В XVII в. производство тканей начинает приобретать промышленный характер. Возрастает их разнообразие по волокнистому составу, методам отделки, фактуре, орнаментации. Высокий расцвет переживает шелковое и шерстяное ткачество во Франции и Италии...

История древнерусской культуры

1. Древнерусский фольклор.

Народная русская поэзия развивалась на Руси с незапамятных времен. Мифологическую поэзию древних славян составляли заговоры и заклинания - охотничьи, пастушеские, земледельческие , пословицы и поговорки, загадки, обрядовые песни...

Китайская живопись в художественном проектировании костюма

§ 1 Орнамент, декоративные особенности и символика костюма

В представлениях древних китайцев-земледельцев началом жизни является единство двух противоположных сил: Неба и Земли. Конкретным выражением их слияния был дождь. Отсюда основной мотив китайского орнамента: волны...

Кубанская вышивка

Глава II. Орнамент вышивки

Украшение вышивкой одежды и вещей быта - органическая черта народного декоративно-прикладного искусства. В народной традиции орнаментация тесно связана с назначением и формой предмета. Орнаменты Кубанской вышивки, как правило...

Культура античного мира: культура Древней Греции

7.1 Геометрический орнамент

В XI-VIII вв. до н.э., в эпоху "темных веков" и греческой архаики, вазы и сосуды покрывали силуэтными орнаментами - зигзагами и другими геометрическими рисунками...

Мистецтво Польщі романського періоду

3.1 Рельєфний орнамент

В ранніх польських спорудах збереглося декілька прикладів рельєфно виконаної плетінки. Найстародавнішим памятником цього роду є камяна плита, перенесена в нинішній кафедральний собор на Вавеле. Можливо...

Народный костюм и его интерпретация в современной моде

3.2. Орнамент

Орнамент русского народного костюма (тканый или вышитый) мог быть растительным, зооморфным, орнитоморфным, антропо-морфным и геометрическим. Весьма характерна для русского на-родного орнамента полиморфность, т.е...

Разработка исторической причёски. Древний Крит

1.4 Орнамент

Древнегреческую цивилизацию нередко называют колыбелью европейской культуры. На рубеже III - II тысячелетий до н.э...

Скульптурная лепка при создании кованых композиций

5. Орнамент

Орнаммент (лат. ornamentum -- украшение) -- узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее)...

Якутский орнамент

3.1 Геометрический орнамент

Геометрический орнамент, геометрические и геометризованные мотивы и элементы относятся к самым древним пластам в якутской орнаментальной культуре. Прямая линия Обратимся, прежде всего, к простым геометрическим мотивам...

Якутский орнамент

3.2 Растительный орнамент

Растительный орнамент, расцвет которого наблюдался в якутском народном искусстве ХIХ в., не имеет аналогий среди исконно сибирских орнаментальных культур...

Якутский орнамент

3.3 Зооморфный орнамент

якутский орнамент народный растительный Геометризация и стилизация форм реального мира является одной из закономерностей развития орнаментального искусства. Якутской орнаментальной культуре присуща геометризация зооморфных (рис.8)...

Якутский орнамент

3.4 Антропоморфный орнамент

Как известно, верования якутов, их представления о духах, населяющих окружающий природный и предметный мир, препятствовали развитию изображений человека в искусстве...

cult.bobrodobro.ru

История русского орнамента с X по XVI столетие по древним рукописям. Часть III: falyosa

Продолжаю публикацию сборника "История русского орнамента с X по XVI столетие по древним рукописям", собранного под руководством директора Строгановского училища В.И. Бутовского и впервые опубликованного в 1870 году в Париже. Это заключительная часть. В 1869 году Бутовский лично прибыл в Париж, где заключил соглашение с лучшим в Европе издательством Мореля и "первостепенными" литографами и типографами. Известно, что Морель вперед приобрел за значительную сумму половину всего издания. Этот факт красноречиво свидетельствует о том насколько важной и интересной для Европы оказалась публикация сборника русских орнаментов.

Часть IЧасть II

Собранные материалы оказали и более глубокое воздействие на интеллектуальные круги общества, вызвав теоретическую дискуссию о корнях русского искусства, которая имела для того времени принципиальное значение. Выставленные Строгановским училищем на Петербургской выставке 1870 г. первые печатные листы с древними орнаментами противостояли насаждению поверхностного "псевдорусского" стиля. Воспитанники Строгановского училища выставили ряд проектов и рисунков, сделанных на основе древних орнаментов. Были представлены десятки разных сосудов, блюд, чаш, тарелок и т.п., исполненных в мастерской училища, формы которых и орнаменты были заимствованы из сборника. Именно этот орнамент из древних рукописей и лег в основу развития "русского стиля 1870-х годов", характерного для различных видов декоративно-прикладного искусства того времени. По утверждению П.П. Пашкова, больше всего подобные мотивы использовались при декорировке ювелирных изделий. Но они применялись и для росписи интерьеров, в резьбе по дереву в мебели и в архитектурном декоре.

71. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. 1. Из Апостола, XVI в. Библиотека Духовной академии Троице-Сергиевой лавры. 2. Из Евангелия иеромонаха Меркурия, XVI в. Московская губерния. Ризница Троице-Сергиевой лавры.

72. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. 1. Из Евангелия, XVI в. 2. Из Четии-Минеи XVI в. 3. Из Лествичника, XVI в. Москва. Библиотека Чудова монастыря.

73. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Апостола XVI в. Москва. Библиотека Чудова монастыря.

74. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Апостола XVI в. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

75. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Апостола, XVI в. Москва. Библиотека Чудова монастыря.

76. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Апостола XVI в. Москва. Библиотека Чудова монастыря.

77. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Апостола XVI в. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

78. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. 1. Из Синодика князей, бояр и духовных людей,XVI в. (собрание графа Толстого). 2. Из Апостола, XVI в. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

79. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. 1. Из Синодика князей, бояр и духовных людей, XVI в. (собрание графа Толстого). 2. Из Апостола XVI в. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

80. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. 1. Из Синодика князей, бояр и духовных людей, XVI в. (собрание графа Толстого). 2. Из Апостола XVI в. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

81. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. 1. Из Евангелия XVI в. 2. Из Апостола XVI в. 3. Из Синодика князей, бояр и духовных людей, XVI в. (собрание графа Толстого). С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

82. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Евангелия XVI в. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

83. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Евангелия XVI в. (собрание Погодина). С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

84. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Евангелия XVI в. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

85. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Евангелия XVI в. (собрание Погодина). С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

86. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Евангелия 1535 г. (собрание Погодина). С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

87. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Евангелия 1535 г. (собрание Погодина). С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

88. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Евангелия XVI в. (собрание Погодина). С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

89. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. 1. Из Псалтири XVI в. 2. Из Евангелия XVI в. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

90. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Евангелия XVI в. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

91. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Евангелия XVI в. (собрание Погодина). 1. Из Евангелия XVI в. С.-Петербург. Императорская публичная библиотеки.

92. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Беседы Григории Богослова, XVI в. Московская губерния. Библиотека Троице-Свреиевой лавры.

93. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Слова Григория Богослова о святом Афанасии. XVI в. Московская губерния. Библиотека Троице-Сергиевой лавры.

94. РУССКНЙ ОРНАМЕНТ. Из Правил Никона Черногорца. XVI в. Московская губерния. Библиотека Троице-Сергиевой лавры.

95. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. 1. Из Псалтири конца XVI в. 2. Из Псалтири начала XVI в. Московская губерния. Библиотека Троице-Сергиевой лавры. 3. Из Стихираря Постного XVI в. Московская губерния. Библиотека Духовной академии Троице-Сергиевой лавры.

96. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Каноника второй половины XVI в. Московская губерния. Библиотека Троице-Сергиевой лавры.

97. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Евангелия XVI в. (собрание графа Толстого). С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

98. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Евангелия XVI в. С.-Петербург. Библиотека Духовной академии Александро-Невской лавры.

99. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ Из Апостола, XVI в. С.-Петербург. Библиотека Духовной академии Александро-Невской лавры.

100. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Четвероевангелия XVI в. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

Рисунки, вошедшие в состав издания 1870 года, исполнены под руководством директора Строгановского училища технического рисования и художественно-промышленного музеума, действительного статского советника Виктора Ивановича Бутовского

академиками М. В. Васильевым и П. А. Нисевиным,

художником С. Ф. Щеголевым

и учеными рисовальщиками Строгановского училища: И. Адриановым М. Аксеновым П. Аксеновым П. Алексеевым Н. Бровиным Н. Шустовым Н. Елизуновым А. Ермолаевым, A. Ефимовым, B. Гавриловым, Е. Иваньковым, Д. Ягужинским, К. Костиным, И. Кузмицким, Н. Оленевым, В. Оленевым, Н. Петровым, Н. Таракановым, Н. Татариновым, П. Чегловым, Д. Чемодановым, И. Чернецовым

falyosa.livejournal.com

Русские узоры » Идеи Творчества

Вышивка испокон веков была накрепко связана с бытом и культурой народа.

Вышивкой украшались почти все предметы одежды  и быта. Символы, изображаемые с помощью вышивки являлись оберегами и участвовали в традиционных народных ритуалах.

Каждый символ, используемый в вышивке имел очень важное значение.

Приемы мастерства, рисунки узоров и  их расположение передавались из поколения в поколение, от матери к дочери…

русские узоры

Очень сильным оберегом считалось изображение Солнца.

русская вышивка

Изображение солнца символизировало плодородие и сильнейшую очищающую силу.

Солнцу поклонялись, как Богу и молили его о защите и покровительстве.

Такой символ использовали не только в  вышивке, им украшали также оружие и доспехи.

Символ Солнца повсеместно встречается в национальной славянской вышивке как символ жизни и благоденствия.

русские узоры

Еще одним важным символом в традиционной символике был знак Земли.

русские узорырусские узоры

 

Земля для людей была поилицей-кормилицей. Ведь не зря говорили: “Мать сыра Земля”

Она изображалась в виде женской фигуры с  птицами и зубчатой голубой линией по низу, символизирующей воду.

На подоле ее платья нередко находилось изображение дерева.

русские узоры

Также часто в вышивке использовался символ, олицетворяющая собой мир, согласие и любовь – птица . Не случайно птиц вышивали по краям свадебных полотенец.

русские узоры

русские узоры

русские узорырусские узоры

Не на последнем месте было также и изображение коня – защитника домашнего очага, самого сильного животного в крестьянском хозяйстве. Символ коня связан и с солнцем, ведь по древним легендам кони везли огненную колесницу с Солнцем по небесному своду.

русские узорырусские узоры

русские узоры

Древнейшим символом является изображение дерева. Древним людям мир представлялся в виде Древа Жизни, соединяющем Землю, Небо и подземный Мир.

русские узоры

В символике очень важное значение имеет и цветовое решение. В русской традиционной вышивке очень часто использовался красный цвет, символизирующий жизненную силу, цвет огня и Солнца.

Некоторые ученые и искусствоведы поводят параллель между изображением Солнца в традиционной народной символике  и проекцией изображения Вселенной на повседневное творчество.русские узоры

Надеюсь, вам был интересен небольшой экскурс в историю русской культуры.

 Желаю удачи в творчестве!

Похожие статьи

www.tvorchestvaidei.ru

Русские орнаменты |

Русский векторный орнамент с обложки книги по вышиванию 1788...

РУССКИЙ ВЕКТОРНЫЙ ОРНАМЕНТ

Zeram прислал пару русских орнаментов. Отрисовано по книге Н.Симакова 1882г.

РУССКИЕ ОРНАМЕНТЫ ОТ ZERAMA

Zeram продолжает нас радовать своими работами. В этот раз...

РУССКИЙ ОРНАМЕНТ В КРУГЕ

Долго отрисовывал этот орнамент, но наконец закончил — качайте...

РУССКИЙ ОРНАМЕНТ

Векторный русский орнамент в векторном формате (автор вектора  — Zeram)

РУССКИЙ ОРНАМЕНТ ОТ ЗЕРАМА

Опять и снова Огромное спасибо Зераму, за то что...

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ

Ещё одна восхитительная работа от Зерама, на этот раз...

Безшовный узор

Профессиональный художник Михаил Симоненко поделился частью своей коллекции орнаментов из...

СТАРИННЫЙ РУССКИЙ ОРНАМЕНТ В ВЕКТОРЕ

Ещё один Русский орнамент XIV века  воссозданный в векторном...

Старинный Русский орнамент в полосе

Ещё одна прекрасная работа Михаила Симоненко,  восстановившего в векторном...

РУССКИЙ ОРНАМЕНТ XIV ВЕКА

orname.ru

Виды русских узоров и орнаментов

В сознании иностранцев Россия предстаёт величественной, хоть и грубой страной. А всё потому, что своё мнение о стране и людях, живущих в ней, строится не на бытовых реалиях, а на масштабных событиях прошлого и истории страны. А что у нас было в прошлом: преемственность византийской культуры, царская династия, революция, победы в войнах. Митинги и цены на продукты не испортят иностранцу впечатление о нас.

Но из чего складывается наш национальный образ, когда речь заходит о «русском стиле» в одежде? С 16 по 22 февраля в масленичную неделю мы вспомним элементы, по которым можно отличить русского человека (по мнению иностранцев).

Русские узоры и орнаменты

В мире не так уж много узнаваемых и характерных национальных принтовы. Мандалы индусов, турецкие узлы, египетские сюжеты. И все они связаны с многовековой историей, древние символы и загогули на ткани сами по себе несут культурный и смысловой подтекст.

И так уже сложилось, что нам Русским по наследству досталась целая коллекция национальных узоров и орнаментов, мы часто не помним, как они называются, но легко узнаем их «при встрече».

На фото слева направо: Мезенская роспись - Петриковская роспись - Роспись Гжель

На фото слева направо: Городецкая роспись - Хохлома - Жостовская роспись

А вот примеры того, как используются упомянутые узоры в дизайне одежды. К сожалению, немногие из орнаментов приобрели популярность в мире, подобно гжелю и цветам с павло-посадский платков (сильно напоминающим Петриковскую и Жостовскую роспись). Но приятно наблюдать, как медленное «воскрешение» русского образа в мировой fashion-индустрии подогревает интерес к национальным орнаментам.

myhollywood.ru


Смотрите также