Реформы древней индии. Общественный и государственный строй в Древней Индии (стр. 1 из 2)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

4. Судебный процесс Вавилонского общества по законам Хаммурапи. Реформы древней индии


Древняя индия.

В середине второго тысячелетия до.н.э на территорию Индостана вторгаются кочевые племена Ариев. Коренное население, которое называлось Дравиды, было частично покорено, а частично истреблено. В конце второго тысячелетия до.н.э возникают первые государственные образования Ариев. Это были небольшие по размерам ранние монархии, которые враждовали между собой. Образование единого древнеиндийского государства произошло в конце 4-го века до.н.э. В это время под руководством Чандрагупты возникает империя Маурьев, которые вошли в большую часть современной Индии и Афганистана. Наивысшего расцвета империя достигла в годы правления внука Чандрагупты, которого звали Ашоко. После его смерти империя распалась на отдельные княжества.

Общественный строй Индии.

Специфику общественного строя древней Индии составило жестко фиксируемое разделение людей по замкнутым группам, которые назывались «Варны», что означает «разряд людей, качества, цвет и т.п.». Такое деление не встречается в других государствах Востока. Большинство ученых связывают появление варн с брахманской религией. В соответствие с религиозными воззрениями, а затем государственными актами, люди рождаются и принадлежат всю жизнь к одной из 4-х варн. Варны представляют собой замкнутые и наследственные группы людей. Каждая варна наделялась разным объемом прав и обязанностей. Правила поведения членов разных варн назывались «Дхарма». Её нарушение вызывало религиозно-моральное осуждение и имело часто правовое последствие. Вся жизнь индуса определялась принадлежностью к варне, то есть профессия, должность, размер наследства, тяжесть наказания, его имя, одежда, порядок питания. Одна из легенд говорит о том, что из уст первочеловека возникла варна жрецов, которая называлась Брахманы, из рук – варна воинов и администраторов, которая называлась Кшатрии, из бедра – варна общинников, которая называлась Вайшии, из ступней –варна неимущих и неполноправных, которая называлась Шудры.

Первые 3 варны были связаны с Ариями и считались почетными. Их называли «Дважды рожденные», так как в детстве по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения, который назывался «Инициация», что давало право на получение профессии, занятием предков и др.

Брахманы должны были заниматься изучением священных книг, которые назывались «Веды», обучением людей, совершением религиозных обрядов. Они должны быть окружены особым почетом, с ними должен советоваться царь. Жизнь и имущество брахманов в полном объеме защищалось государством.

Варна кшатрии сложилась на базе родовой военной знати. Из них формируется военная и государственная знать, из их числа должен происходить царь. Им также принадлежали большие участки земли.

Варна вайшии включала трудовое население. Они не имели тех привилегий, которыми наделялись высшие варны, но они относились к дважды рожденным и резко отличались по положению от варны шудр.

Шудры – это потомки Дравидов. Шудры являлись наиболее бесправной варной. Религия и право создавали высокую пропасть между шудрами и дважды рожденными. Они не могли изучать веды, учавствовать в религиозных обрядах, они не обладали земельной собственностью и подвергались наиболее жестким наказаниям.

С течением времени в положении варн происходят изменения:

  1. Снижается статус варны Вайшии, которые теряют свои арийские привилегии, в том числе обряд второго рождения. Несколько повысился статус варны Шудр.

  2. Присоединение к государству новых племен приводило к тому, что они включались в варну Шудр. Это вызывало сопротивление родовой знати.

  3. Уменьшается количество Кшатриев, которые погибали во время многочисленных войн. Увеличилось число брахманов, которые начинают заниматься нехарактерными делами.

Эти процессы привели к возникновению внутри варн более мелких подразделений, которые назывались касты. Так начала оформляться кастовая система, которая сохраняется в Индии и по сей день.

Каста – это группа людей, занятых в определенной сфере деятельности. Их отличие от варн состояло в том, что это были профессиональные корпорации с четкой внутренней организацией, то есть они имели свои органы управления, кассы взаимопомощи, свои обряды и т.д. Однако к касте, также как и к варне, люди принадлежали от рождения и до конца жизни. Всего в Древней Индии было более 2000 каст. Были еще две группы населения, которые находились за рамками варново-кастовой системы:

  1. Рабы. Рабство носило патриархальный характер. Было несколько категорий рабов в зависимости от источника рабства. Была запрещена самопродажа в рабство для представителей первых трех варн. Положение рабов в Индии было несколько лучшим по сравнению с другими государствами: они могли иметь семью, имущество, их запрещалось убивать, были ограничения в наказаниях.

  2. Неприкасаемые, которые назывались «парии». Их статус определялся религиозными представлениями о нечистоте некоторых предметов и профессий, то есть они занимались рыболовством, убоем животных, уборкой мусора и т.д. Их положение было хуже, чем некоторых категорий рабов.

Государственный строй Древней Индии. Период Маурьев.

В правление Чандрагупты был создан политический трактат, который назывался «Артхашастра», который написал брахман Каутилья. В «артхашастре» содержались суждения о внутренней и внешней политике, администрации, финансах, судебной деятельности и т.д.

При первых царях империя Маурьев являлась централизованным государством. Царь, который назывался раджа, был наделен широкими правами. Он назначал и увольнял высших должностных лиц, отвечал за строительство крепостей, дорог, имел законодательные функции, но они были ограничены, так как царские указы должны согласовываться с обычным правом и религиозными нормами, поэтому царь был обязан консультироваться с брахманами, то есть со жрецами. Полномочия царя в «артхашастре» рассматриваются как его обязанности: защищать подданных, обеспечивать выполнение ими дхарм, почитать брахманов, охранять страну, соблюдать чистоту варн, собирать налоги, отправлять правосудие и т.д.

При вступлении на престол царь давал клятву служения своему народу и предупреждался о возможной каре за невыполнение обязанностей, вплоть до восстания подданных. Это был прецедент, уникальный на Древнем Востоке.

Важное место на в государстве занимал «мантрипаришард» - высший орган управления, куда входили чиновники и брахманы. Они давали советы царю по вопросам государственного управления. Также собирался совещательный представительный орган, который назывался «Раджасабха». В него входили представители аристократии, чиновники и представители городского населения. Высшие должности занимали главный советник и жрец царя – «Пурохита», главнокомандующий армией – «Сенапати», главный сборщик налогов.

Важной частью государственного механизма была армия, которая состояла из пехоты, конницы и боевых слонов. Войско было регулярным и многочисленным (до 1.5 миллиона человек). Во время войны собиралось ополчение из Вайшии и Шудр.

Территория государства делилась на провинции, во главе которых стояли родственники императора. Провинции в свою очередь делились на округа и селения. Традиционно высокой в Древней Индии была роль органов местного самоуправления. Общины управлялись представителями царя - старостами, а важнейшие вопросы решались общинным собранием или советом старейшин. Существовали царские, общинные и кастовые суды.

Право Древней Индии.

Основными источниками права в Древней Индии были обычаи и сборники морально-религиозных норм, которые назывались «Дхармашастры». Наиболее известная из них – «Дхармашастра Ману». Для сокращения её называют «Законы Ману».

Они были подготовлены во 2 веке до нашей эры. Составление Законов Ману индийская традиция приписывает ми­фическому прародителю людей - Ману. На самом же деле они были подготовлены в одной из брахманских школ. Документ содержит 2650 двустиший (шлок), разбитых на 12 глав: в первой главе излагаются представления индийцев о происхождении Вселенной, человеческого общества, варн; во второй - правила жизни человека в период учени­чества; в третьей, четвертой и пятой - правила жизни семьянина-домохозяина; шестая глава посвящена регламентации жизни отшельника; в седьмой содержатся наставления об обязанностях царя и управлении государ­ством; в восьмой - постановления о судопроизводстве и судебной практике; девятая глава посвящена семейным отношениям, наказа­ниям за различные преступления, обязанностям членов варн; в десятой главе излагаются принципы регулирования вопросов о потомстве от браков между представителями разных варн; в одиннадцатой -предписания о покаяниях и обетах при искуплении грехов; наконец, в двенадцатой главе содержится описание посмертных воздаяний за дурные поступки в земной жизни. Характерные черты Законов Ману мало чем отличаются от характерных черт Законов Хаммурапи.

Регулирование имущественных отношений.

Несмотря на сохранение общинных отношений, значительное развитие получила частная собственность на рабов, домашний инвентарь, скот, зерно. В «Законах Ману» перечисляются следующие законные способы приобретения имущества:

  1. Наследование.

  2. Находка.

  3. Покупка.

  4. Завоевание.

  5. Ростовщичество.

  6. Исполнение работы.

  7. Получение подарка.

Большое влияние на способы приобретения права собственности оказала варново-кастовая система. Первые 3 способа были доступны для всех 3-х варн, Четвертый способ – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайшиев, седьмой – для брахманов.

Был известен еще один способ приобретения права собственности – давность владения, которая составляла 10 лет. Приобретать вещь можно было только у собственника, а если у добросовестного приобретателя обнаруживали украденную вещь, то она возвращалась прежнему собственнику. Покушение на собственность квалифицировалось как наихудший из пороков.

studfiles.net

4. Государство в Древней Индии. Законы Ману, Варны и касты.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

1) Хараппская цивилизация. 4-3 тысячелетие до н. Э.

Первыми жителями Древней Индии были дравиды, через века дравидов сменили многочисленные племена. Мохен-Джо-Даро и Хараппа были два самых крупных города древней цивилизации. В XVIII-XVIIвв. до н.э. хараппская цивилизация переживает период заката. Приход индоарийских племен завершил упадок.

2) Ведийский период 2 тысячелетие до н. Э. - середина 1 тысячелетия до н. Э.

Образование классового общества и государства. Крупные достижения в области производства повлекли за собой расслоение общества.

3) Маурийский период - IV век до н. Э. - II в н. Э.

При династии Маурьев государство достигло наивысшего развития. Это период крупных политический событий. Создание объединенного индийского государства. Но Маурьям не удалось сохранить государство и в IIв до н.э. Индия распалась на множество государственных образований.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Все население Древней Индии делилось на варны(общественный слой).

Черты варн:

- строгая эндогамность (заключение брака между представителями одной варны)

- определённая по наследству профессия

- поклонение одним богам

Законы Мануназывают4 варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры.

По наиболее распространенной версии бог Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев из рук, вайшьев из бедер, шудр из ступней.

Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни – дхарма.

Брахманам было предписано исполнять жреческие обязанности; кшатриям – военное дело; вайшьям – земледелие, скотоводством, ремеслом и торговлей; шудры должны были находиться в услужении трех высших варн.

Со временем варны перешли в касты.

Теперь деление происходило главным образом между 2 верхними варнами и 2 нижними. Число каст достигало 15. Особое место в обществе заняли неприкасаемые: палачи, мусорщики, могильщики.

Рабский труд не играл особой роли в экономике Индии.

Варны – по рождению.

Касты – по профессии

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

1. Раджа– глава государства. Принцип наследования соблюдался очень строго. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола.

В эпоху Маурьев оформилась концепция «чакравартина» - единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Маурийский царь обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени царя. Он назначал чиновников, являлся главой фискальной администрации, был верховным судьей и главным командующим армией.

2. Царский жрец. Принадлежал к влиятельному брахманскому роду.

3. Парищад- совет царских сановников. Состоял из военной и жреческой знати.

- занимался проверкой системы управления

- выполнял приказы царя

4. Тайный совет.Состоял из нескольких особо доверенных лиц. В случае необходимости собирался вместе с Паришад.

5. Сабха– собрание знати и представителей городского и сельского населения. Позже преобразовывается в Раджа-Сабха и становится более влиятельным органом по сравнению с Паришадом.

6. Царевичистояли во главе главных провинций (обладали немалой автономией), на которые делилась территория государства в период Маурьев.

7. Раджуки– стояли во главе обычных провинций (джанапад).

Также территория делилась на области (прадеш) и округа (ахале), а низшей единицей была деревня.

ЗАКОНЫ МАНУ

Общая характеристика

Ману – мифический бог.

Данные нормы носят религиозных характер.

Определяют поведение людей в их повседневной жизни (дхармы).

Законы Ману – главная дхармашастра.

12 глав и 2685 статей, написанных в форме двухстиший (шлок).

Право собственности

Способы возникновения права собственности:

1) Наследование

2) Получение в виде дара или находка

3) Покупка

4) Завоевание

5) Ростовщичество

6) Исполнение работы

7) Получение милостыни

8) Давность владения (10 лет)

Основной вид собственности – земля.

Виды земли:

1. Царские

2. Общинные

3. Частных лиц

Не следует рассматривать царя как собственника всей земли в государстве. Царь получал налоги с землевладельцев не как собственник земли, а как суверен, защищающий население страны.

В законах Ману говорится, что если царь взимает налоги, не охраняя подданных, то он немедленно идет в ад, такой царь называется «крадущий шестую часть урожая».

Законы Ману охраняют и движимое имущество: рабы, скот, инвентарь.

Обязательственное право

1. Договор займа. Если должник не уплатит долг в срок, то он должен его отработать. Кредитор из низшей касты не мог заставить отрабатывать должника из высшей. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на родственников.

2. Договор найма. Наемные работники – кармакары. В основном шудры.

3. Договор аренды земли. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее.

4. Договор купли-продажи.Считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Запрещено продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. В течении 10 дней сделку можно было расторгнуть без уважительных причин. Были ограничения торговлей людьми и торговля рассматривалась как занятие недостойное высших каст.

studfiles.net

Древняя Индия

С этих, да и с некоторых иных точек зрения особого внимания при сопоставительном анализе заслуживает Индия. В чем‑то индийский очаг цивилизации вполне сходен с другими. С западноазиатским его сближает большая роль внешних воздействий: та цивилизация, которая наложила основной отпечаток на судьбы Индии, сложилась в результате миграции ариев, т. е. в конечном счете западноазиатского народа, одного из тех, что внесли немалый вклад в развитие западноазиатского очага цивилизации (впрочем, справедливости ради стоит заметить, что и египетский, и китайский очаги не были стерильными в этом смысле: в Египет индоевропейское влияние шло с гиксосами, в Китае оно ощущалось в Инь‑Чжоу). Арийские волны принесли в древнюю Индию очень многое из того, чем к тому времени уже обладала западноазиатская культура, а с древними иранцами индийские арии были даже близкими родственниками.

Есть и нечто общее у Индии с египетским и китайским очагами цивилизации – относительная замкнутость и изолированность, явная тенденция к устойчивой консервативной стабильности. Больше того, эта тенденция в условиях миграции и завоевания чужих земель, оттеснения аборигенов и нежелания этнически смешиваться с ними (обстоятельство, совершенно чуждое и Западной Азии, и Китаю, практически незнакомое и Египту) привела к гипертрофированию упомянутой стабильности, что и нашло свое отражение в возникновении и со временем все большем укреплении системы варн, а затем и каст.

Но есть между Индией и другими очагами древней цивилизации и существенное, в некотором смысле кардинальное различие: для всей истории Индии с прихода туда ариев и вплоть до вторжения в нее воинов ислама характерны слабая политическая власть, неустойчивое государство, аморфная политико‑административная структура. Неустойчивость государства была – в отличие от Египта и Китая – свойственна и западноазиатским древним обществам, о чем только что упоминалось. Но по сравнению с Индией эту власть можно было бы считать вполне устойчивой – все познается в сравнении. Встает законный вопрос: почему государственная власть в древней Индии оказалась столь слабой и, коль скоро так, не меняет ли этот важный факт все предложенные в данной работе теоретические посылки, не ставит ли он под сомнение главный тезис работы – о роли государства с его институтами власти‑собственности и централизованной редистрибуции, с его доминированием над обществом и решающей ролью в системе хозяйства страны? Вопрос весьма серьезен, и на него надлежит дать достаточно убедительный ответ.

Сначала о причинах. Следует предположить, что приход индоариев в долину Ганга в сравнительно позднее время (ориентировочно – вторая половина II тысячелетия до н. э.) и, видимо, появление их в этой долине волнами, накладывавшимися одна на другую, создали в Северной Индии уникальную этническую ситуацию. Ариев оказалось достаточно много для того, чтобы, не вступая в тесный контакт с аборигенным населением, создать и социально укрепить собственную этнополитическую общность. Кроме того, арии прибывали в Индию в то время, когда сами они переживали этап ранней политической интеграции и когда в их среде только начинали вычленяться различные социальные группы – производители, управители и воины, жрецы. Ранние протогосударства индоариев в долине Ганга были еще недостаточно прочными, что вполне естественно для полускотоводческого мигрирующего этноса. Зато слой жрецов‑брахманов был крепок прежде всего потому, что религиозные нормы служили в описываемое время едва ли не единственным прочным связующим всех пришельцев звеном. Территориально и политически все они, как известно, в то время еще недостаточно были связаны друг с другом, быть может, даже являли собой весьма рыхлую общность, близкую к тем, которые скрепляются механической солидарностью в условиях внешней опасности.

Приняв во внимание сказанное, следует предположить, что спаянные основанной на религиозно‑культурной традиции солидарностью индоарии на новых местах выше всего ценили свое этническое лицо, тогда как политической структуры у них еще не было или почти не было. Спасти же этническое лицо можно было только ужесточением этнической стерильности, что и привело к нерушимой системе варн и каст. Арии, осевшие в Индии и превратившиеся в оседлых земледельцев, стали жить общинами, причем эта новая для них фома территориальной и социальной организации – земледельческая община – была подчинена варново‑кастовой системе и сочетала этносоциальные различия с территориальной и административно‑социальной общностью.

О ранних политических структурах индоариев до начала I тысячелетия до н. э. никаких сведений нет. Весьма вероятно, что этих структур в то время еще не было или почти не было, из чего можно сделать вывод, что внешние импульсы, т. е. необычные условия, в которых начался процесс оседания ариев и становления форм их социального бытия (варны, касты, земледельческие общины), до предела снизили ту роль, которую в других регионах играло протогосударство как форма организации общества. Если у индоариев ведущими формами организации общества оказались иные, то не приходится удивляться, что государство здесь как бы лишилось некоторых из своих важных функций, оказавшись вследствие этого, по крайней мере на первых порах, чем‑то необязательным, почти факультативным. К слову, именно этим объясняется долгое существование в древней Индии таких модификаций раннего государства или протогосударства, как ганы и сангхи, которые порой пышно именуют «республиками», но которые на самом деле были лишь недоразвитыми в специфических древнеиндийских условиях формами политической администрации.

Означает ли все сказанное, что применительно к Индии тезис о ведущей роли государства не применим? Отнюдь нет. Важно лишь понять, какую именно роль играло индийское государство и как функционировало оно в индийских условиях. Индийские формы организации общества – варны, касты, общины – существовали со времен догосударственных; доминировали в обществе прежде всего жрецы‑брахманы. Всесилие брахманов, формально не связанных с политической властью, но зато игравших важнейшую роль носителей духовной культуры индоариев и потому бывших своего рода связующим единством в их среде, длительное время могло быть реальной альтернативой всесилию государства, политической власти, которые еще не сложились. Однако усложнение общества, увеличение численности населения, важность противостояния внешнему, часто враждебному окружению – все это властно диктовало необходимость укрепления политической власти, институционализации внеобщинной администрации, создания государств. И государства создавались, причем правителями их, чиновниками и воинами становились представители варны кшатриев, которые по мере укрепления своих позиций в обществе начинали соперничать с брахманами.

Соперничество брахманов с кшатриями проходит через всю древнюю Индию и завершается в общем не в пользу кшатриев. Конечно, кшатрии стояли у руля правления государств. Их представители пытались даже создать альтернативные религии – буддизм и джайнизм были созданы именно ими в противовес откровенно варново‑кастовому древнему брахманизму. Но в конечном счете ни буддизм, ни джайнизм не завоевали прочных позиций среди индийцев, которые предпочли этим доктринам трансформировавшийся в индуизм древний брахманизм во главе со все теми же брахманами, носителями древней мудрости, традиционной религиозной культуры. А государство оказалось как бы вне традиционного индийского общества.

Дело в том, что традиционные формы организации индийского общества (варна, каста, община), санкционированные религиозно‑культурными нормами, практически не зависели от существования государства. Основные функции и заботы по воспроизводству структуры в неизменном виде и по сохранению привычной нормы в Индии с плеч государства были переложены на плечи общества. Но эта важная трансформация не привела ни к возвышению общества над государством, ни к какому‑либо преимущественному развитию социальных институтов. Как и везде на Востоке, над традиционным индийским обществом прочно встало государство с его обычными институтами – властью‑собственностью, рентой‑налогом и централизованной редистрибуцией этой ренты. Община производила и платила ренту‑налог государству. Государство существовало за счет этой ренты‑налога, редистрибуция которой предоставляла содержание всем тем жившим вне общины социальным группам, существование которых было необходимо для нормального функционирования усложненной структуры в целом. Здесь, как и в других древневосточных обществах, реализовывался все тот же обмен общественно необходимой деятельностью, развивалось престижное потребление верхов, шел процесс приватизации и формировались различные категории собственников. Иными словами, государство было таким же, как и в других восточных обществах, – таким же по своим основным функциям, по механизму взаимодействия, по целям и формам существования.

Но вместе с тем традиционное индийское государство именно в силу необычайной крепости форм организации индийского общества и автоматического воспроизводства этих форм не было столь важным и жизненно необходимым для общества, как в других случаях. Образно говоря, индийское общество могло бы и не заметить, если бы государство исчезло вовсе, разве что некому было бы посылать ренту‑налог, – тогда как во всех остальных древневосточных структурах не только гибель, но и ослабление государства влекли за собой кризисные явления, болезненно отражавшиеся на всем обществе. В реальности, разумеется, государство не исчезало. Просто крушение одной политической структуры неизменно влекло за собой появление на ее месте другой или других. Новые государства здесь появлялись с завидной легкостью, практически без затяжных войн и тем более всенародного сопротивления. Но зато все эти государства всегда были неустойчивыми, слабыми и обычно долго не существовали. Вместе с тем они были все теми же государствами, что и на всем Востоке: каждое из них олицетворяло высшую власть‑собственность, было верховным редистрибутором, т. е. собирало ренту‑налог и одержало за ее счет стоявшие над обществом слои населения, обслуживавшие государство.

studfiles.net

Общественный строй Индии.

Специфику общественного строя древней Индии составило жестко фиксируемое разделение людей по замкнутым группам, которые назывались «Варны», что означает «разряд людей, качества, цвет и т.п.». Такое деление не встречается в других государствах Востока. Большинство ученых связывают появление варн с брахманской религией. В соответствие с религиозными воззрениями, а затем государственными актами, люди рождаются и принадлежат всю жизнь к одной из четырех варн. Варны представляют собой замкнутые и наследственные группы людей. Каждая варна наделялась разным объемом прав и обязанностей. Правила поведения членов разных варн назывались «Дхарма». Её нарушение вызывало религиозно-моральное осуждение и имело часто правовое последствие. Вся жизнь индуса определялась принадлежностью к варне, то есть профессия, должность, размер наследства, тяжесть наказания, его имя, одежда, порядок питания. Одна из легенд говорит о том, что из уст первочеловека возникла варна жрецов, которая называлась Брахманы, из рук – варна воинов и администраторов, которая называлась Кшатрии, из бедра – варна общинников, которая называлась Вайшии, из ступней –варна неимущих и неполноправных, которая называлась Шудры.

Первые три варны были связаны с Ариями и считались почетными. Их называли «Дважды рожденные», так как в детстве по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения, который назывался «Инициация», что давало право на получение профессии, занятием предков и др.

Брахманы должны были заниматься изучением священных книг, которые назывались «Веды», обучением людей, совершением религиозных обрядов. Они должны быть окружены особым почетом, с ними должен советоваться царь. Жизнь и имущество брахманов в полном объеме защищалось государством.

Варна кшатрии сложилась на базе родовой военной знати. Из них формируется военная и государственная знать, из их числа должен происходить царь. Им также принадлежали большие участки земли.

Варна вайшии включала трудовое население. Они не имели тех привилегий, которыми наделялись высшие варны, но они относились к дважды рожденным и резко отличались по положению от варны шудр.

Шудры – это потомки Дравидов. Шудры являлись наиболее бесправной варной. Религия и право создавали высокую пропасть между шудрами и дважды рожденными. Они не могли изучать веды, участвовать в религиозных обрядах, они не обладали земельной собственностью и подвергались наиболее жестким наказаниям.

С течением времени в положении варн происходят изменения:

  1. Снижается статус варны Вайшии, которые теряют свои арийские привилегии, в том числе обряд второго рождения. Несколько повысился статус варны Шудр.

  2. Присоединение к государству новых племен приводило к тому, что они включались в варну Шудр. Это вызывало сопротивление родовой знати.

  3. Уменьшается количество Кшатриев, которые погибали во время многочисленных войн. Увеличилось число брахманов, которые начинают заниматься нехарактерными делами.

Эти процессы привели к возникновению внутри варн более мелких подразделений, которые назывались касты. Так начала оформляться кастовая система, которая сохраняется в Индии и по сей день.

Каста – это группа людей, занятых в определенной сфере деятельности. Их отличие от варн состояло в том, что это были профессиональные корпорации с четкой внутренней организацией, то есть они имели свои органы управления, кассы взаимопомощи, свои обряды и т.д. Однако к касте, также как и к варне, люди принадлежали от рождения и до конца жизни. Всего в Древней Индии было более 2000 каст. Были еще две группы населения, которые находились за рамками варново-кастовой системы:

  1. Рабы. Рабство носило патриархальный характер. Было несколько категорий рабов в зависимости от источника рабства. Была запрещена самопродажа в рабство для представителей первых трех варн. Положение рабов в Индии было несколько лучшим по сравнению с другими государствами: они могли иметь семью, имущество, их запрещалось убивать, были ограничения в наказаниях.

  2. Неприкасаемые, которые назывались «парии». Их статус определялся религиозными представлениями о нечистоте некоторых предметов и профессий, то есть они занимались рыболовством, убоем животных, уборкой мусора и т.д. Их положение было хуже, чем некоторых категорий рабов.

studfiles.net

4. Судебный процесс Вавилонского общества по законам Хаммурапи.

Наказания в законах были строго определены. Кроме реформ в области управления Хаммурапи реорганизовал судебную систему, т.е. ограничил роль жрецов. Цель судообразовательства царь определил в своем Законнике. Истинное правосудие, по его торжественному заявлению, возможно только на основе его указов и установлений. Не случайно уже в первой части Законника за лжесвидетельство, за изменение судьей вступившего в силу приговора, за взятки и другие преступления чиновников, военачальников введены жестокие наказания. В законнике также упоминается должность судебных следователей. В больших городах имелись коллегии царских судебных чиновников в кол. 6-10 чел., они разбирали преступления и имущественные споры.

Судебный процесс обычно начинался с того, что его участники шли в храм, где перед божеством давали клятву говорить правду и соблюдать закон. Для уяснения истины был суд божий «ордалии», т.е. водой, огнем, телесными побоями. Царь считался верховным судьей, высшей апелляционной инстанцией. Он имел право амнистии и помилования.

В судебном процессе также главную роль играла доказательства, предоставленные спорящими сторонами. При рассмотрении имущественных споров, особенно по сделкам о купле-продаже земли, займе, залоге, поклаже, требовалось представлять суду расписки, письменные договоры и другие документы.

Решение суда о смертной казни и членовредительских наказаниях приводилось публично и немедленно.

Древняя Индия.

  1. Возникновение государства в Индии. Империя Маурьев.

  2. Особенности общественного строя и правового положения населения.

  3. Государственный строй Древней Индии.

  4. Образование, религия и право Древней Индии

  5. Суд и судебный процесс.

1. Возникновение государства в Индии. Империя Маурьев.

Государственно-правовая история Индии уникальна по развитию сравнительно с другими восточными странами. В сложных условиях народ Индии сумел сберечь свою самобытную культуру. Является одной из самых древних цивилизаций в мире, которая сложилась около четырех тысяч лет назад в долине Инда.

Первые государства Древней Индии появились в I тыс. до н.э. по берегам Ганг. Столицами политических объединений уже в III тысячелетии до н. э. стали Хараппа и Мохенджо-Даро - крупные города, центры ремесленного производства и торговли. Достоверные сведения о классовой структуре и политической организации общества этого времени до нас не дошли, од­нако известно, что здесь происходило разложение первобытнообщинного строя.

С появлением железных орудий имело эпохальное значение и ускорило развитие ремесла, торговли, обмена. Расселение индоариев ускорил процесс становления института частной собственности. Население делилось на две основные групп благородные и свободные (арьев) и рабов (даса). Невольники были из пленных или неоплатных должников, попавшиеся в долговую кабалу, в полную зависимость от кредитора.

Руководство племенем осуществлял военный вождь - раджа, вначале назначавшийся собранием. С усилением общественного неравенства он по­степенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. Со временем должность раджи становится наследственной.

С усилением власти раджи связано уменьшение роли народных собра­ний постепенно народные собрания, назначавшие раджу, утрачивали свою силу и становились из собрания соплеменников собранием знати, приближенных раджи.

Наибольший интерес представляет организация власти крупного государственного объединения IV-III в. до н. э. – империи Маурьев. Ее основателем является Чандрагупта. Он известен тем, что мог дать отпор войскам Александра Македонского и силой подчинил многие мелкие государства.

Главным советником и помощником Чандрагупты был ученый брахман Каутилья –философ, правовед и политик. Ему приписывают авторство трактата - Артхашастры. В нем содержатся суждения о внешней и внутренней политике, финансах, администрации, о судебной деятельности и наказаниях. В конце жизни Чандрагупта был верующим и стал монахом, а умер от добровольной голодовки, т.е. от поста. После смерти сына власть взял в свои руки его внук Ашока. Правление Ашоки считается периодом расцвета древнеиндийской монархии.

Империя Маурьев в правлении царя Ашоки находилась высшая власть: военная, судебная, финансовая, а также назначал и смещал чиновников, освобождал и снижал цену подати с городов и сел.

Империю Маурьев нельзя рассматривать как типичную рабовладельческую деспотию. Структура общества была сложной, так как существовало кастовое разделение.

studfiles.net

Общественный и государственный строй в Древней Индии

.

Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро.

Первыми жителями древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой.

Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее в его праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Рабский труд не играл значительной роли в решающих отраслях экономики древней Индии. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства ,направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей без родителей; хозяин при использовании труда раба был обязан учитывать его кастовое положение. Индийские рабы могли иметь семьи, собственность ,право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом ,не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.

Таким образом, особенность древнеиндийского рабства является его неразвитость: наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохранять значительные пережитки первобытно - общинного строя.

Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии в I тысячелетии до н.э. на основе отдельных племен или союза племен в форме так называемых племенных государств. Они представляли собой небольшие государственные образования, в которых племенные органы перерастали в органы государственного управления. Это были монархии, в которых главенствующую роль играли брахманы, или олигархические кшатрийские республики, в которых политическое господство осуществлялось непосредственно военной силой кшатриев.

Правители первых государственных образований (протогосударств) раджи выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались как военачальники фондом земель, наделяя землей храмы, брахманов, знать, собирали ренту-налог.

В некоторых государственных образованиях власть раджи была выборной, лишь со временем утвердился наследственный принцип получения царственности. При выборных монархах вся полнота правления сосредотачивалась в руках совета старейшин. По мере укрепления власти правителя, формирования административных органов совет старейшин теряет свои былые полномочия, превращается в совещательный орган при монархе - паришад. Но зависимость правителей от брахманской ученой верхушки и военной кшатрийской аристократии, как и соперничество между представителями правящих варн, была неизменной.

Примерно в IX - VIII веках до н.э. в Древней Индии на базе старых племенных государств возникают первые более или менее крупные государства, которые ведут между собой непрекращающиеся войны, истощая друг друга. Эти государства кроме воспетых в древнеиндийских эпических сказаниях войн, не оставили заметного следа в индийской истории.

С этого времени и ведут свое начало традиции слабых и кратковременных государственных образований, возникающих, возвышающихся и быстро приходящих в упадок, как и невостребованность централизации, сильной государственной власти, ставшая характерной чертой древнеиндийской цивилизации.

Данная цивилизационная особенность Древней Индии связана с рядом исторических причин, главнейшие из которых заключались в варново-кастовом строе и крепости общинной организации. Жесткая варново-кастовая система с раз и навсегда определенным местом человека в ней, с кастовым конформизмом, неукоснительным следованием, соблюдением религиозно-нравственных установок поведения человека была своеобразной альтернативой принудительного характера государственной власти. Бесспорно, способствовала этому замкнутость, автономность индийской общины и ее натуральным хозяйством, с патриархально-межкастовыми взаимосвязями земледельческой части общины с ее ремесленниками, слугами, получившая название «джаджмани».

Археологические раскопки дали возможность установить, что еще в III тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города - центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения.

Наука, к сожалению, располагает скудными историческими сведениями по этому периоду истории Древней Индии. Полнее представлены исторические свидетельства по так называемому ведическому периоду (вторая половина II тысячелетия до н.э. - середина I тысячелетия до н.э.), когда углубляется социальное расслоение и складывается государственность в долине Ганга. Крупные достижения в области производства привлекли за собой расслоение общества.

С усилием общественного неравенства военный вождь племени (раджа),который ранее выбирался собранием и не мог быть смещен им ,все более возвышался над племенами, подчиняя себе органы племенного управления. а должность раджи велась борьба между представителями знатных и могущественных родов в племени. Со временем эта должность становиться наследственной.

Этому способствует продолжающееся ряд столетий волнообразное проникновение на территорию Индии с северо-запада индо-арийских племен, консолидировавшихся годе-то на рубеже III - II тысячелетия до н.э. в районах Причерноморья и Прикаспия. Долина Ганга к началу проникновения ариев была заселена этническими общностями мундов и дравидов, которые были или оттеснены к югу, либо ассимилированы арями, носителями более высокой материальной и духовной культуры. До нас дошли относящиеся к этому периоду литературные памятники религиозного содержания - веды, ставшие позже священными книгами индусов, а также произведения народного эпоса.

Хараппская культура долины Инда, существовавшая несколько веков раньше индо-арийской, не оказала существенного воздействия на исторические судьбы народов Ганга, с которыми и связано возникновение одной из самобытных, сохранивших до наших времен свои культурные ценности цивилизаций Востока.

Наиболее многочисленные и разнообразные исторические сведения относятся к следующему, так называемому магадхо-маурийскому периоду (вторая половина I тысячелетия до н.э. - до I века н.э.), периоду складывания и существования самого крупного не только в Древней Индии, но и на всем Древнем Востоке государственного образования - империи Маурьев.

Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха. Наивысшего могущества это государство достигло в IV - III вв. до н.э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Магадхско-Маурийская эпоха рассматривается как особая веха в развитии древнеиндийской государственности. Это был период крупных политических событий. Создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок. В эпоху Маурьев были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующий период.

Магадхско-Маурийская эпоха характеризуется усилением монархической власти. Основой государства считался царь. Принцип наследования соблюдался очень строго. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола. Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции. Во главе четырех главных провинций находились царевичи. Эти провинции обладали особым статусом, в частности немалой автономией.

Помимо деления на главные провинции существовало деление на обычные провинции (джанапады), области (прадеши), округа (ахале). Низшей единицей провинциального управления являлась деревня. Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники - раджуки. В главных городах округа имелись канцелярии, откуда по всему округу посылались распоряжения.

Между тем империя маурьев являлась конгломератом племен и народов, стоявших на разных ступенях развития. Несмотря на сильную армию, крепкий аппарат управления, Маурьям не удалось сохранить единство государства. Во II в. до н.э. Индия распалась на множество государственных образований.

Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общины объединялась значительная часть населения - свободные землевладельцы.

Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в остальных районах империи еще существовали примитивные родовые общины. В течении долгого времени общины были изолированные друг от друга, но постепенно эта ограниченность и замкнутость нарушалась.

Среди литературных памятников этого периода особое место занимает древнеиндийский политический трактат Артхашастра, приписываемый Каутилье, советнику основателя империи Маурьев Чандрагупте, а также целый ряд религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций - дхармасутр и дхармашастр, в частности наиболее известная дхармашастра, получившая название «Законы Ману».

Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета в III веке до н.э. в период правления Ашоки, когда в Индии складывается относительно централизованная восточная монархия.

Империя складывалась не только в результате войн, но и в результате так называемого морального завоевания - распространения религиозно-культурного влияния развитых областей северо-восточной Индии на другие части страны. Относительная централизованность держалась не только на военной силе Маурьев, но и на проводимой ими гибкой политике объединения страны..

В империи Маурьев - сложном политическом образовании - не прекращалась борьба двух тенденций : к установлению единодержавного правления и к сепаратизму, раздробленности. Последняя в конечном счете и побеждает. В силу этого нельзя преувеличивать ни централизации, ни бюрократизации государства, несмотря на картину «идеального» всеохватывающего правления, нарисованную в Артхашастре.

mirznanii.com


Смотрите также