Прически древнего вавилона. Артефакт из древнего Вавилона содержит более точную тригонометрическую таблицу, чем у современных математиков.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ассирия и Вавилония. Прически, украшения, косметика. Прически древнего вавилона


Ассирия и Вавилония. Прически, украшения, косметика

Мода ассирии и Вавилонии

Asir 002.jpg

На моду Ассирии и Вавилонии оказал значительное влияние Египет, однако их культура и быт полностью самобытны и заметно отличаются от египетских.

Надо сказать, что оба рассматриваемых государства, имели сугубо «военную» направленность и практически всё время своего существования вели войны с соседями.Поэтому возможно, нам куда больше известно о том, как были вооружены ассирийцы или о том, какие неприступные крепости могли возводить вавилоняне, чем о том, как они предпочитали выглядеть.

С фресок и мозаик на нас смотрят суровые и мужественные лица воинов идущих в очередной поход, практически одинаково одетых и снаряженных, а изображения женщин столь редки, сколь и маловыразительны.Однако даже по тем материалам, что доступны нам, можно примерно представить себе облик людей того времени.

Прически

Основная масса волос ассирийцев была завита плоскими крупными волнами, расположенными в несколько рядов. Знатные люди улаживали волосы в сетку, скалывали на затылке заколкой или просто связывали цветными лентами.

Волосы на лбу подстригали короче и завивали в крутые, кольцеобразные локоны возле висков и ушей, так что на щеки спускались только небольшие волнистые прядки. Сзади и с боков, они свободно спадали на плечи и спину, концы их подворачивались в горизонтальных валик, которых иногда могло быть и несколько.Волнообразность волос достигалась при помощи холодной укладки или горячей завивки на металлических стержнях. Волосы надо лбом нависали низко, закрывая почти половину лба.

Низшие сословия — земледельцы, торговцы, ремесленники, слуги — также зачесывали волосы, носили усы и бороды из собственных волос, а цари и их приближенные отпускали большие бороды, иногда накладные из шерсти животных, придавая им прямоугольную форму, которую завивали в тугие «трубчатые» локоны и укладывали плотными рядами.В некоторых случаях вместо локонов заплетали косички, украшенные золотыми нитями и шнурами.

Служители культа не носили ни бород, ни усов и чисто выбривали лица. Воины носили небольшие остроконечные бороды.

Asir 003.jpg

Женские прически по форме почти не отличались от мужских. Волосы разделялись прямым пробором, укладывались четкими рядами по горизонтальной линии или по вертикали. Концы волос также подворачивались внутрь в виде валика. Иногда дамы носили парики разного цвета, возможно, заимствовав их у египтянок.

Пробор обычно делался прямой, на макушку надевалась маленькая, расшитая бисером и драгоценностями шапочка, а сверху прикалывали стебли всевозможных растений, цветы и разноцветные перья птиц.

У жительниц Вавилона существовала и своя оригинальная прическа. Она представляла собой плотные объемные валики, наподобие полушарий, над ушами.

Женщины низших сословий носили волосы распущенными по плечам или собранными в пучки на темени.

Головные уборы

Мужские головные уборы похожи до полной идентичности: массивные колпаки, плотно сидящие на голове, низко надвинутые на лоб и оставляющие открытыми лишь уши.

Головные уборы царя и знатных вельмож изготовлялись из дорогих материалов, украшались орнаментом. Цари носили тиару — кидарис, представляющую собой невысокий усеченный конус, на макушке которой воздвигалась небольшая остроконечная башенка.Нижняя часть украшалась венцом — фанонс, орнаментированным золотыми пластинками.Сзади опускались расшитые ленты с бахромой на концах.

Ленты делали из пурпурной или фиолетовой ткани или золотых плоских шнуров. Придворные носили широкие повязки и обручи округлой формы из золота или драгоценных металлов, инкрустированные драгоценными камнями, эмалями, а также шапки из войлока, замши, кожи, по форме напоминавшие тюрбаны.

Воины и мужчины низших слоев населения носили шлемы и шапки из войлока, материи и кож грубой выделки.

Женские головные уборы состояли из платков, войлочных шапочек, колпаков. Знатные дамы носили широкие головные повязки, лобные украшения, широкие обручи, вуали, прикрепленные на головные уборы.

Украшения

На барельефах из украшений чаще всего встречаются длинные серьги, подвески в виде крестов и полумесяцев.Предплечья и запястья украшались массивными золотыми браслетами с изображениями богов и животных. Распространены также браслеты в виде спиралей из эмали и золота.

Знать носила массивные золотые цепи, воротники из пластин с крупным жемчугом. Низшие сословия — украшения из простых материалов: дерева, рога, стеблей тростника.

Косметика

Все население независимо от социального положения и половой принадлежности широко применяло косметику, особенно ценились ароматические настойки и эссенции для лица и тела.Женщины густо белили и румянили лицо, подкрашивали глаза и брови черной краской. Окраска волос хной, басмой была обычным явлением.

Источник — Нет сведений

ageiron.ru

Прически. Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья

Любопытное исследование женских причесок в Месопотамии в 3-м и начале 2-го тысячелетия до н. э. выполнила Агнес Спикет. Далее приводится краткое изложение ее выводов. Она, конечно, изучала изображения причесок в основном на оттисках цилиндрических печатей.

В период Джемдет-Наср (ок. 2900 до н. э.) оба пола имели длинные волосы. Возможно, волосы как-то завязывали, чтобы они не падали на лицо, хотя они вроде бы закрывали уши. В следующий раннединастический период (скажем, 2800 – 2400 до н. э.) длинные волосы убирались с лица и заплетались в косу или укладывались на голове наподобие тюрбана. Существовало много модификаций этой прически, в некоторых вариантах на уши спускались пряди. Стиль усложнялся использованием специального каркаса, позволяющего уложить волосы еще более замысловато. Часто волосы оставались просто распущенными, иногда связывались лентой, или заплетались в две или более косы.

В период Огейда (приблизительно 2370 – 2230 до н. э.), поскольку теперь доминировавшие семиты имели естественно кудрявые волосы, вавилоняне стали их искусственно завивать – в моду явно вошли кудри. Волосы разделялись на прямой пробор – иногда челка прикрывала лоб – и укладывались в большой пучок. В основном тот же стиль причесок господствовал в следующий период (2200 – 2000 до н. э.), когда на пучок, к тому времени ставший очень большим, сверху надевалась сетка, удерживаемая ободком.

Сетка и ободок были не единственными аксессуарами, которые древние дамы использовали для своих причесок. Они также широко применяли булавки из кости, меди, серебра и золота.

Шумерские мужчины второй половины 3-го тысячелетия до н. э. или остригали волосы, или тщательно завивали волосы и бороду. Многие статуи (фото 28 и 30, к примеру) без бороды и волос. И хотя есть мнение, что первоначально на такие статуи надевали парики, это маловероятно, поскольку на некоторых статуях имеется головной убор, а значит, о парике речь не идет. Семитские цари с начала 2-го тысячелетия до н. э. и до конца Ассирийской империи почти всегда изображаются с роскошными вьющимися бородами, а нередко и с длинными волосами, которые свободно падают на плечи, но оставляют открытыми уши.

В ассирийских религиозных сценах, кроме царя и воинов, имеющих длинные волосы и бороды, часто присутствует другая группа людей, тоже с длинными волосами, но без бород и с тучными лицами. Есть мнение, что безбородые были евнухами, но уверенности в этом нет. Вполне может быть, что существовала некая традиция представления молодых людей на военную службу безбородыми. Определенно выражение «У тебя на лице даже нет бороды» (см. главу 2) относится к неопытному, незрелому человеку.

У рабов характерным образом выбривалась голова, как у жрецов и, вероятно, докторов. Последний вывод сделан на основании того факта, что в рассказе «Бедный человек из Ниппура», опубликованном О.Р. Гарни в 1956 г., герой, чтобы изобразить доктора, первым делом бреет голову.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Костюм Ассиро-Вавилонии

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАНЫ

Древняя Ассиро – Вавилония располагалась в междуречьи Евфрата и Тигра. Природные условия государства характеризовались теплым климатом с резкими колебаниями температуры, обильными разливами рек, что обусловило в религии и искусстве культ воды. Основной род занятий жителей — земледелие, скотоводство, ремесло, производство шерстяных тканей, торговля.

Государственный строй Ассирии — деспотическая монархия во главе с царем, с мощным бюрократическим аппаратом чиновников и хорошо оснащенной армией.

Основными видами искусства древней Ассиро-Вавилонии, наивысший расцвет которого приходится на 1Х — У11 вв. до н. э., были архитектура, монументальная живопись, скульптура. На содержании и форме искусства лежит глубокий отпечаток военизированного характера государства.

Археологические раскопки, произведенные на месте бывшей столицы древней Ассирии и открывшие для нас изображения на рельефах, украшавших некогда стены ассирийских дворцов (военные подвиги царя и его войска, сцены охоты), позволяют нам судить о костюме ассирийцев.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КРАСОТЫ

Эстетический идеал красоты человека отражается в ассирийском искусстве в основном в идеализированном образе царя. Индивидуальные черты царя никогда не отмечаются художниками. Зато преувеличенная мускулатура обнаженных рук и ног, пышные длинные волосы и борода говорят о том, что понятие красоты прежде всего подразумевает огромную физическую силу, крупные черты лица, богатые прически и бороды. Таков царь Ашшурнасирапал на рельефе с божеством-хранителем. Таковы и герои эпоса Двуречья — царь города Урука Гильгамеш и его друг Энкиду, воспевавшиеся как «самые прекрасные и великолепные среди мужчин». Оба героя были наделены богатырской силой, имели «кудри, пышные, как колосья» и тело, обильно покрытое волосами.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И СОСЛОВНЫЙ ХАРАКТЕР ОДЕЖДЫ. ЦВЕТ, ТКАНИ, ДЕКОР

Основным видом ассирийской одежды была рубаха канди с цельнокроеными рукавами до локтя или длинными. Длина рубахи доходила до коленей, по бедрам завязывали широкий пояс (рис. 9).

Качество ткани, декоративное украшение, длина и количество одновременно надеваемых одежд определялись сословием. Право ношения больше одной одежды имел только царь. Его канди был длинным из тонкой белой шерсти, богато украшенным вышивкой геометрического узора, с золотыми чеканными пластинками и густой бахромой по низу. Поверх канди царь надевал длинный плащ без складок, такжеукрашенный бахромой и вышивкой. Наиболее распространенный цвет плаща — пурпурный (рис. 10). Нашитые золотые пластинки, кроме декоративного, имели еще и символическое значение, изображая солнце, луну, звезды. Излюбленным видом отделки была бахрома, которую либо пришивали к краю одежды, либо носили как самостоятельное украшение. Бахрома, перекрещивающаяся на груди, — отличительная особенность одежды военачальника. Костюм царя и аристократической знати изготовлялся из очень тонкой, дорогой шерстяной ткани. Производство такой ткани, украшенной разноцветной вышивкой, достигло в Ассирии высокого мастерства и составляло основной предмет внешней торговли.

Самые распространенные цвета тканей — пурпурный различных оттенков (красный, фиолетовый, синий, голубой) и желтый (оранжевый, коричневый). Секрет крашения тканей долгое время оставался в Ассирии.

Женских изображений в искусстве Ассирии почти нет в связи с бесправным положением женщины в обществе. На барельефе, изображающем царя Ашшурбанипала с женой в саду, видна одежда царицы и рабынь, которая почти ничем не отличается от мужской.

КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ ОДЕЖДЫ

Конструктивное решение ассирийской одежды несет в себе зачатки примитивного кроя, который лежит в основе всех видов восточных одежд более позднего времени. Это комбинированный тип накладной и драпирующейся одежды. На рис. 11 показана форма длинной и короткой одежды, состоящей соответственно из одной и двух частей. В первом случае (см. рис. 11, слева) прямоугольным куском ткани обматывали тело от ног до шеи; вокруг шеи обертывали украшенную бахромой верхнюю часть одежды, располагая разрез посередине; сверху надевали широкий пояс. Во втором случае (см. рис. 11, справа) нижней частью короткой одежды обертывали тело от коленей до талии; на плечи надевали верхнюю часть одежды в виде куска ткани с фигурными очертаниями и с отверстием для головы; на талии сверху повязывали пояс. Украшением верхней и нижней частей служила бахрома.

ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, УКРАШЕНИЯ, ПРИЧЕСКИ

Обувь в Ассирии была более распространена, чем в Египте. Носили ее царь, знать и воины. Обувь представляла собой кожаные сандалии с закрытым задником, иногда с небольшим каблуком (см. рис. 10). Впоследствии сандалии заменили высокими башмаками, которые особенно были распространены у воинов. Головные уборы ассирийцев были небольшие по объему, круглые, с налобной повязкой или в форме усеченного конуса. Их изготовляли из войлока. Царь носил белую войлочную тиару, украшенную металлическими пластинками.

Поверх нее завязывалась налобная золотая повязка с эмалью, драгоценными камнями и бахромой на концах. Большое место в своем костюме ассирийцы отводили украшениям. Спиральные браслеты на плечевой части, запястьях и щиколотках, серьги, перстни имели декоративное и символическое значение. По эстетическим представлениям ассирийцев волосы составляли особую красоту человека, поэтому их прически поражают своей пышностью и великолепием. Усы, бакенбарды и очень длинные бороды ассирийцы завивали в мелкие кольца, волосы на голове заплетали рядами в косички, концы которых также мелко завивали. Широко применялись парики.

>Источник: Каминская Н. М. «История костюма»

 

www.thingshistory.com

Глава 3. Текстиль и костюм Ассиро-Вавилонии

Глава 3. Текстиль и костюм Ассиро-Вавилонии

Примерно в то же время, когда сложилось государство Древний Египет, в Азии, в южной части долины рек Тигра и Евфрата, так же возникает древнейшее рабовладельческое государство. Народом, заложившим основы цивилизации в Двуречье, являлись шумеры, которые проживали на данной территории с 4 тыс. до н. э.

На юге Месопотамии развивались древние города-государства: Ур, Урук (Эрех), Киш, Эриду, Ларса, Ниппур, Умма, Лагаш, Сиппар, Аккад и др. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров. Шумеры – первый из обитавших на территории Древней Месопотамии народов, достигший уровня цивилизации. Вероятно, шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер) в верховьях Персидского залива с востока или спустились с гор Элама. Они осушили болота, научились регулировать разливы рек и освоили земледелие. К 3500 году до н. э. шумерские поселения превратились в процветающие города-государства, которые создали зрелую цивилизацию с развитыми металлообработкой и текстильным ремеслом, монументальной архитектурой и собственной системой письма.

Шумерские государства были теократиями, каждое из них рассматривалось как достояние местного божества, представителем которого на земле являлся верховный жрец, наделенный религиозной и административной властью. Формой шумерского храма был зиккурат – многоступенчатая структура. Стены многочисленных комнат храма шумерские художники украшали фресками с изображением своих знаменитых сограждан и изящными статуэтками. У большинства мужчин, изображенных на стенах, длинные кудрявые бороды и длинные волосы, разделенные посередине прямым пробором; среди них часто встречаются люди с обнаженным торсом, в одеянии, напоминающем юбки, плотно обхватывающие талию (рис. 6). Женщины носили прически из кос, уложенных вокруг головы, а одевались в облегающие фигуру платья с застежками на плечах, обнажающие правую руку.

Рис. 6. Статуя жреца. Шумер.

Города постоянно воевали между собой, и если какому-то городу удавалось захватить несколько соседних, то на короткий срок возникало государство, имевшее характер небольшой империи. Однако примерно в середине 3 тыс. до н. э. семитские племена с Аравийского полуострова, заселившие северные области Вавилонии и воспринявшие шумерскую культуру, настолько усилились, что начали составлять угрозу для независимости шумеров.

Высшей степени развития культура достигла у семитских племен, живших по берегу Малой Азии до Средиземного моря. Египтяне оставили многочисленные изображения представителей этих племен, среди которых можно назвать, например, племя ааму, темеху, рибу и шели. Одежда племени ааму, как у мужчин, так и у женщин состояла, главным образом, из плотно прилегавшего к телу коврового куска ткани, проходящего под правой рукой и связанного на левом плече. Иногда ткань надевали в виде передника, придерживавшегося на бедрах кушаком. Аналогичная одежда составляла главную часть костюма племен темеху, рибу и шели. Рибу делали накидку с воротом и с проймой для правой руки. Одежды шели и темеху имели аксельбант на правом или левом плече, а их верхний край откидывался в виде воротника. Племена ретену, жившие на севере, носили одежды, полностью закрывавшие тело. Особенность племени ретену состояла в том, что женские одежды здесь сильно отличались от мужских. Женщины ходили в свободных, сборчатых юбках разной длины, надетых одна поверх другой так, чтобы нижняя юбка была видна из-под верхней. Среди других семитских племен можно отметить могущественное племя халдеев, образовавших впоследствии государство со столицей Вавилон. Согласно египетским изображениям, халдеи носили длинную, плотно облегавшую фигуру одежду, напоминающую полудлинную рубашку с короткими рукавами. На плечи накидывали воротник, застегивавшийся спереди. Верхней одеждой служил кусок ткани, надевавшийся так же, как у ааму.

Около 2550 года до н. э. Саргон Аккадский завоевал шумеров и создал державу, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря. Таким образом, Аккад стал столицей государства, которое стало первым объединителем всего Двуречья и самым древним городом, основанным семитами. Приблизительно после 2500 года до н. э. аккадская держава пришла в упадок, и для шумеров наступил новый период независимости и процветания, это эпоха третьей династии Ура и возвышения Лагаша. Она закончилась около 2000 года до н. э. с усилением Аморейского царства – нового семитского государства со столицей в Вавилоне. В результате этого шумеры навсегда утратили независимость, а территория прежних Шумера и Аккада была поглощена державой правителя Хаммурапи. Хотя народ шумеров перестал существовать и исчез шумерский язык, шумерская система письма клинопись и многие элементы религии были важной частью вавилонской, а позже ассирийской культуры. Можно сказать, что именно шумеры заложили основы цивилизации значительной части Ближнего Востока.

В конце 2 тыс. до н. э. шумеры ассимилировались с вавилонянами. Расцвело древнее рабовладельческое государство Вавилон. Вавилон на древнем семитском языке называли «Бабилю», что означало «Врата бога», на древнееврейском это название трансформировалось в «Бабель», на греческом и латинском – в «Бабилон». Интересно, что до сих пор самый северный из холмов на месте древнего Вавилона называется Бабиль. Город Вавилон достиг вершины величия во время правления царя Хаммурапи (правил в 1792–1750 гг. до н. э.) став столицей своего царства. Хаммурапи стал автором первого в мире свода законов, откуда происходит, известное и сегодня, выражение «око за око, зуб за зуб». Вавилонское государство представляло собой единство светской и религиозной власти, сосредоточенной в руках деспота. Период расцвета государств Ассирии и Вавилонии, именуемый как Ассиро-Вавилонская культура относится к VIII–VII вв. до н. э. Ассиро-вавилонская культура стала наследницей культуры Древней Вавилонии.

Ассиро-вавилонское орнаментальное искусство находилось под сильным влиянием Египта. Основными растительными мотивами были плод ананаса и священное дерево. Часто использовалась фигура крылатого быка с человеческой головой, который назывался керубин. Судить об орнаментальном искусстве Ассиро-Вавилонии можно по сохранившимся до настоящего времени изразцам, характерными цветами которых были светло-желтый, оранжевый, черный и белый. В росписях и скульптуре Ассиро-Вавилонии преобладают синий, красный, золотой, белый и черный цвета. Многие формы ассиро-вавилонского геометрического орнамента можно видеть в греческом, арабском и мавританском орнаментах.

Ткани, производившиеся в Ассиро-Вавилонии, были, главным образом, шерстяными. Здесь высоко было развито красильное искусство. Особенно ценились ткани пурпурного и темно-фиолетового цвета. Одежда из таких тканей стоила очень дорого и носилась лишь высшим сановникам.

Ассиро-вавилонская одежда развилась из тех форм, которые существовали у западноазиатских народов и халдеев, покоренных ассирийцами. Основной мужской одеждой была «канди» – рубашка с короткими рукавами. По аналогии с египетским схенти, канди носили представители всех сословий. Одежда различалась по качеству ткани и длине. Так, например, у знатных людей одежда была более длинной, у остального населения – более короткой и удобной для работы. Роскошные канди украшались пурпурной бахромой. Приближенные царя имели обшитую бахромой перевязь, которую надевали наискось на одно или оба плеча (рис. 7). В зависимости от положения человека бахрома перевязи была более длинной или короткой. В качестве верхней одежды царь, жрецы и знать носили накидку-плащ, которая украшалась вышитыми узорами: розетками, заключенными в концентрические круги или квадраты; каймой с различными аллегорическими сценами; мотивами, изображавшими дерево жизни с двумя зверями, стоящими по его сторонам. В дальнейшем эти старинные узоры получили развитие в персидских тканях. Такой плащ назывался «конас», он был прямой сзади и закругленный спереди. Обувью служили сандалии с задниками из твердой кожи. К этим задникам крепились ремни, которыми обувь подвязывалась к ноге.

Рис. 7. Рельеф из дворца Ашшурнасирапала

Головным убором в Ассиро-Вавилонии были головные повязки в виде тюрбана. Царь носил белую войлочную корону «кидарис», украшенную золотыми пластинками. Кроме того, ассирийские цари носили тиару, представлявшую собой гладкий твердый клобук с диадемой и двумя вышитыми лентами, спускавшимися на спину, а также невысокую круглую золотую шапку с украшениями наподобие рогов. Знаком царского достоинства считался богато орнаментированный зонтик. На руках царь носил по два браслета: на запястье и выше локтя.

О том, как выглядел женский ассиро-вавилонский костюм, можно судить по единственному сохранившемуся рельефу, изображающему женщин – это сцена пира царя Ашшурбанипала с женой в беседке, увитой виноградом. По рельефу видно, что женский ассирийский костюм состоял из тех же элементов, что и мужской, и изменялся под его влиянием. Жена царя, изображенная на рельефе, одета в длинное прямое богато орнаментированное платье и накидку, подобную конасу царя. На прислужницах царицы надеты простые прямые платья.

Что касается особенностей прически ассиро-вавилонян, то следует отметить, что они всегда заботились о своих волосах и бороде. Ухоженные волосы и пышная борода считались признаком высокой нравственности их обладателя. Волосы завивали, укладывали ровными прядями, заплетали в косы, использовали различные масла и помады, а также накладные бороды. Известно, что в Асииро-Вавилонии существовали парики и применялись косметические средства. Белила, румяна, подводка глаз и бровей широко использовались как мужчинами, так и женщинами.

Многочисленные археологические находки свидетельствуют о развитии ювелирного искусства в Ассиро-Вавилонии. И мужчины, и женщины носили диадемы, кольца, перстни и серьги разнообразной формы, браслеты на запястьях и выше локтя. Эти браслеты имели форму спирального обруча, украшенного звериной головой или плоских широких колец. Интересно, что в ассирийцы не носили украшений на шее и груди, за исключением цилиндрика из яшмы или халцедона, который служил печатью и носился на шнурке. Царь, жрецы и сановники надевали также символические ожерелья из жемчуга.

Рассмотрев особенности текстильного искусства и костюма шумер и Ассиро-Вавилонии, можно с одной стороны отметить их своеобразие, а с другой – параллели с египетскими формами одежды. Так же, как и в Древнем Египте, формы костюма здесь достаточно просты: прямая рубашка, плащ драпировка. Однако в костюмах Ассиро-Вавилонии наблюдается большее количество украшений (бахрома, перевязь), чем в египетских. Важно отметить, что и в костюме Древнего Египта, и в костюме Ассиро-Вавилонии сословное различие подчеркивается лишь качеством материала при неизменной базовой форме одежды.

В середине VI в. до н. э. древнеперсидские цари из рода Ахеменидов разгромили Вавилон, образовав новое рабовладельческое государство Ахеменидов. К V в. до н. э. оно превратилось в могущественную империю, охватившую земли Персии (Ирана), Передней и Малой Азии, Армении и Египта. Первая великая персидская империя, основанная Киром Великим, просуществовала с 558 по 330 гг. до н. э. К этому времени относится создание дворцовых комплексов в Пасаргадах, Персеполе и Сузах. Характерной одеждой персов была свободная подпоясанная рубашка, спускающаяся широкими складками. Царь носил на голове тиару, расшитую золотом и драгоценными камнями. В персидском орнаменте цветовые композиции строятся на мягких полутонах, используя характерные цвета: голубой с аквамариновым оттенком, светло-розовый, приглушенный красный с терракотовым оттенком, зеленоватые, охристые и т. д.

В состав Персидской империи при царе Кире вошла страна – Фригия, расположенная на западе Малой Азии и населенная, как полагали в древности, «старейшим народом Мира», который, по словам Геродота, был «трудолюбив, энергичен и управлялся своими королями». Древнеримские поэты часто называли фригийцев троянцами. Основным видом одежды фригийца была простая рубашка с поясом или двумя поясами. Штаны фригийцев назывались анаксириды или сарабары и были присборены в нижней части. В качестве плаща использовали легкую, раскрытую спереди накидку с короткими, узкими рукавами. Головной убор фригийцев представлял собой войлочный колпак и назывался пилеус. Он имел коническую или яйцевидную форму с наушниками, затыльником и загнутым вперед верхом. Фригийскую шапку носили как мужчины, так и женщины, но женщины часто удлиняли затылочную часть, и она образовывала плащ.

В Персии активно развивалось искусство ковроткачества. Первый сохранившийся до наших дней восточный ковер, был создан в период расцвета государства Ахменидов. Это найденный в 1949 году ковер Пазырыкского кургана, в настоящее время представленный на экспозиции в Государственном Эрмитаже. Плотность ковра составляет 360000 узелков на квадратный метр, размер 1,89 ? 2 м. На ковре изображены всадники и олени.

Начиная с древней эпохи Сасанидов (224–641 гг. н. э.) персидский ковер получил мировое признание и известность. К этому периоду относят создание легендарного ковра «Бахрестан», или «Весенний ковер», сотканный для Хосрова I Парвиза в VI в. в честь победы персов над римлянами и завоевания Аравийского полуострова. Его размеры составляли 122?30 м. Арабский историк так описывает этот ковер: «…По краям были изображены прекрасные цветы, вытканные голубыми, красными, желтыми и зелеными нитями и самоцветами, нити из золота изображали землю, течение вод было передано прозрачными драгоценными камнями. Из самоцветов были в этом саду и плоды на деревьях, а сами деревья были вытканы шелком». Ковер весил несколько тонн, и его использовали лишь по особым случаям. В 641 г. он был разрезан на кусочки завоевателями арабами.

В эпоху Сасанидов достигло высокого подъема и искусство изготовления тканей. Персия в это время занимала привилегированное положение в торговле шелком между Дальним Востоком и странами Средиземноморья. Особенностью сасанидских тканей было изображение сцен охоты, реальных или фантастических зверей, расположенных по сторонам дерева, кругов или ромбов, в которые были вписаны растения, животные или птицы. Эти ткани оказали большое влияние на развитие европейского текстильного искусства.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Артефакт из древнего Вавилона содержит более точную тригонометрическую таблицу, чем у современных математиков.

Вавилонская глиняная табличка, созданная 3700 лет назад, содержит более точную тригонометрическую таблицу, чем те, которыми сегодня пользуются современные математики.

Этот артефакт американскому дипломату и коллекционеру древностей Эдгару бэнксу принадлежал. Сегодня этот человек более известен, как прототип индианы Джонса - героя серии приключенческих фильмов, которого с блеском играет культовый голливудский актер Харрисон форд.

В 1898 бэнкс заступил на пост американского консула в Багдаде и, помимо службы, занимался тем, что сотнями скупал древние клинописные глиняные таблички у "Черных Копателей" и перепродавал их музеям. Глиняная табличка, которая стала настоящей научной сенсацией, в 1922 году была продана бэнксом издателю из Нью-йорка Джорджу плимптону всего за 10 долларов.Эта была 322 по счету табличка в коллекции плимтона, поэтому она получила название плимптон 322. После смерти издателя коллекция была передана в дар колумбийскому университету.Ученые назвали эту табличку одним из самых уникальных математических артефактов в мире. После расшифровки клинописных знаков оказалось, что на глине записана последовательность пифагоровых троек.

Что это такое? Вы, наверное, помните из школьного курса математики выражение "Пифагоровы Штаны во все Стороны Равны"? Так вот, пифагоровы тройки это упорядоченный набор из трех натуральных чисел (x, y, z), которые соответствуют длинам сторон прямоугольного треугольника. При этом они должны удовлетворять квадратному уравнению x2 y2 = z2 из теоремы Пифагора.Мы напомним, теорема гласит: сумма квадратов катетов равна квадрату длинны гипотенузы. Только маленький пустяк - эта табличка была написана шумерами, как минимум, за 1000 лет до рождения Пифагора.Долгое время ученые не могли прийти к единому мнению: для каких целей служила эта табличка? Дело осложнялось еще тем, что левая часть пластины была отколота и в руках историков оказался неполный текст. Долгое время считалось, что это было пособие для преподавателей математики. Якобы, пользуясь этой "Шпаргалкой", учителя проверяли правильно ли дети решали квадратные уравнения.Однако математики Даниэль мэнсфилд и Норман уайлдбергер из университета нового южного Уэльса (Австралия) утверждают, что никакого отношения к детским забавам этот артефакт не имеет.- На самом деле это тригонометрическая таблица на основе совершенно не известного нам метода, которая опередила свое время на 3000 лет, - утверждает профессор мэнсфилд. - Плимптон 322 является мощным вычислительным инструментом, его использовали для архитектурных расчетов при строительстве дворцов, храмов, ступенчатых пирамид, прокладки каналов и точного определения границ земельных владений.

Австралийские математики утверждают, что тригонометрическая таблица древних вавилонян позволяет делать более более точные расчеты. Дело в том, что они пользовались не десятичной, а шестидесятиричной системой исчисления. Сейчас эта система у нас используется только для измерения времени (1 час состоит из 60 минут, а минута из 60 секунд) и углов (например, круговая панорама вокруг вас делится на 360 градусов.Старая вавилонская система лучше подходит для точных тригонометрических расчетов поскольку современная десятичная допускает слишком большую погрешность. Условно говоря, в десятичной системе вы не сможете без остатка поделить базовое число 10 на 3 или 4. точное значение вы получите при делении 10 только на 5 и на 2. а шестидесятиричное исчисление позволяет без остатка делить базовую единицу - 60, на куда большее количество фрагментов.- Я не припомню случаев, когда древние могли научить современный мир чему-то новому, - утверждает Даниэль мэнсфилд. - Плимптон - 322 это на сегодня единственная в мире полностью точная тригонометрическая таблица, она превосходит современную тригонометрию. Спустя 3000 лет вавилонская математика может вернуться в моду. Она обладает огромным потенциалом для применения в геодезических работах или для решения задач компьютерной графики.

Долгое время отцом тригонометрии называли древнегреческого ученого гиппарха. Он жил во втором веке до нашей эры и первым составил аналог современных таблиц тригонометрических функций. Однако, выясняется, что вавилоняне за 1500 лет до гиппарха обладали куда более точными математическими знаниями. Жаль, что имена шумерских Перельманов мы никогда не узнаем.Досье.Плимптон 322 - табличка из шумерского города Ларса, которая была написана около 1800 года до н. э. к этому времени город был завоеван вавилонским царством и потерял независимость. На лицевой стороне артефакта изображена таблица, состоящая из 15 строк и 4 столбцов, заполненных клинописными знаками. Изготовлена из глины и имеет размер 12, 7 см на 8, 8 см. Левая сторона артефакта отломана, но ученые установили, что в оригинале полный текст тригонометрической таблицы содержал 6 колонок и 38 строк. Источник: Paranormal - News. ru Ezomir.

krasivyepricheski.com

«Вавилон» на голове - не всегда красиво мне. - Fresh

Прическа играет огромную роль в облике женщины. От правильно подобранной прически, стрижки зависит будет ли женщина выглядеть моложе или наоборот старше. Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов, которые помогут посмотреть на себя со стороны, и быть может принять решение на перемену своего имиджа. СтрижкаОтлично справляются с возрастом многослойные стрижки «перышки», обрамляющие лицо и шею, использование рваных прядок, градуированных (ступенчатых) срезов.Цвет волосСветлый цвет омолаживает — это фундаментальное правило, но при этом не менее важно выбрать подходящий тон и оттенок волос. Не рекомендуется осветлять волосы больше, чем на 2–3 тона от их природного цвета, а оттенок следует выбирать, ориентируясь на цвет глаз и кожи.Женщинам, которые не склонны к радикальным переменам, можно осветлить несколько прядей. Светлые локоны придадут коже сияние и сделают образ динамичнее. ДлинаКороткие стрижки ассоциируются с активностью и юностью, поэтому существует правило: чем старше — тем меньше длина волос. Но тут не следует впадать в крайности, так как ультракороткие прически делают акцент на овале лица, который с возрастом теряет четкость. Оптимальным вариантом является длина, варьирующаяся от подбородка до середины шеи.ОбъемЗализанные волосы делают нас старше, поэтому прическа должна быть объемной. Но здесь необходимо выбрать золотую середину, так как чрезмерная пышность тоже старит. Важно, чтобы объем был естественным и не бросался в глаза. В этом поможет многослойная стрижка, завитые локоны, средства для фиксации волос, которые нужно использовать в меру.ЧелкаЧелка придает образу моложавость, скрывает морщинки на лбу и подчеркивает глаза. Оптимальный вариант — структурированные пряди средней густоты. Слишком густая ровная челка перегружает образ, а также зрительно укорачивает лицо, делая его более полным.ПроборЦентральный пробор визуально прибавляет возраст, так как делает образ более строгим. Кстати, благодаря уложенным набок локонам глаза кажутся больше и выразительнее. Также можно поэкспериментировать с откинутыми назад прядями или волосами, уложенными зигзагом, что не только смягчит образ, но и добавит объема.Повседневная укладкаИдеально вытянутые пряди, как и туго затянутые волосы, накидывают пару лет. Если хвост — выпустите у лица несколько прядей и не затягивайте локоны слишком сильно. В распущенных же волосах должна быть небрежная легкость, которой можно добиться, слегка накрутив локоны. Тем, кто предпочитает прямые волосы, создать легкий хаос помогут асимметричные стрижки, несколько выделенных воском рваных прядей.Вечерняя прическаСобираясь в свет, откажитесь от начесов, идеально зафиксированных прядей, высоко поднятых волос и укладок в стиле ретро. Прическа, даже если она и вечерняя, должна быть ближе к естественной, а иногда и немного игривой, как у Эми Адамс, которая рискнула заплести косички на торжественное мероприятие и от этого только выиграла.Перебор со средствами для укладки неизменно добавляет возраста, как при вечерней, так и при повседневной прическе. Если вы используете аксессуары для волос, пусть они будут высокого качества. Никакого разноцветного пластика и «возрастных» гребней, детских заколок и бархатных резинок. Накручивая волосы, используйте крупные бигуди или другие средства, которые помогут избежать слишком мелких кудрей, так как они делает образ задорным, но только до 25 — 30 лет. Все вышеперечисленные советы в полной мере «работают» на здоровых волосах, поэтому шевелюре необходимо обеспечивать многоуровневый и качественный уход.

freshjournal-ru.livejournal.com

Парикмахерское искусство — доклад

В различных маслах и помадах недостатка не было, и  поэтому локонам не трудно было придать  надлежащую форму и блеск. Своеобразное расположение локонов, встречающееся  на раскопках из Телло и Нуффара, впоследствии усовершенствовалось.

То же самое можно  сказать и относительно бороды. В  царствование Ашшурбанипала (668-626 г. до Р. X.), сыгравшего в свое время роль Сарданапала, ассирийские одежды, благодаря царскому указу, стали у мужчин короче, у женщин же, напротив, длиннее, и по форме - ближе к современной нам одежде.

Украшения и прически ассиро-вавилонян

Древнейшее население  южной Месопотамии – сумерийцы – передали своё искусство, науку и религию позднейшим обитателям страны – вавилонянам и ассирийцам.

Скудные источники  сохранились о древне-вавилонской одежде. На одном древнем барельефе высечена фигура царя, задрапированного в большой четырёхугольный кусок ткани, перекинутый через левое плечо так, что правое плечо и рука остаются ничем не покрытыми, волосы на голове и лице тщательно выбриты.

Продолжать искусство вавилонян  выпало на долю ассирийцев, их культурных наследников и победителей.

Ассирийцы – этот народ войны и охоты влили  в искусство Месопотамии свою сильную и яркую индивидуальность. Национальным костюмом ассирийцев является рубашка. Верхнюю одежду носят только люди состоятельные. Длинные одежды без складок, часто обшитые тяжёлой  бахромой с кистями, а иногда богато вышитые, покрывают большую часть  сильного широкоплечего, несколько  коренастого тела. На барельефах редко  встретишь нагую человеческую фигуру, разве только при изображении  убитых и ограбленных врагов.

Украшением костюма  служили шарфы и бахрома. Способ надевания и длина бахромы  указывали на занятие и степень  знатности сановника: бахрома, перекрещивающаяся  на груди - отличительная особенность  костюма военачальника. Царское  одеяние состояло из длинной рубашки  с рукавами, украшенной внизу бахромой и вышивкой; поверх рубашки носили мантию, также обшитую бахромой; на голове носили белую конусообразную войлочную шапку с вдавленной вниз верхушкой.

Отличительною особенностью костюма жреца была шапка с  рогами и скипетр в руках; во время  религиозного церемониала жрецы  одевали маски священных животных.

Ассирийцы и вавилоняне очень заботились об убранстве своих  волос: длинные густые волосы на голове и бороде убирались в небольшие  локоны и косички, в которые, чтобы  оттенить чёрный цвет волос, вплетали золотые нити. Длинная рубашка  стесняла движения на войне и охоте, и мы видим, что она сначала  укорачивается воинами, а затем  вводится в видах удобства новая  часть костюма – штаны, которые  скоро входят во всеобщее употребление. Воин имеет обычно ещё кожаную  куртку, служащую ему панцирем; шлем и щит.                    

 

Прически  Ассирии и Вавилонии

 Увековеченные ассиро-вавилонским  искусством облики жестоких царей, возможно, носили черты идеально прекрасных людей  в представлении того времени. Мужчины  высокого роста, крепкого, мускулистого сложения, с крупными чертами лица, зобообразными подбородками; густые волосы в прическах и бороде. Женских изображений сохранилось мало.

      Ассирийцы уделяли большое внимание оформлению головы, а именно - прическе, усам, бороде и бакенбардам. Смысл художественного орнамента выражался именно в их стилизации.  

Правители носили длинные волосы, часто собранные  в пучок, которые украшались вплетенными  золотыми нитями. Они отращивали бороду и усы.

   

   Усы над верхней губой тщательно завивали, а волосы на подбородке подстригали до определенной длины и поочередно заплетали их в косички. (Низшие слои носили неухоженные более короткие бороды.)

 Известно, что уже в XIII веке до н. э. специальным распоряжением женщинам предписывалось ходить с открытым лицом. Для торжественных случаев, так же, как и в Египте, одевалась белая тиара с «инфулеми», которая предназначалась для королей. Головные уборы в виде фески с рогами зверей были атрибутами богов либо составной частью церковных церемониальных шествий. Короли по большей части были изображены босыми, но их одежда была богато украшена вышивкой и драгоценностями: серьгами, браслетами, диадемами, мотивом розочки-маргаритки, известной уже в то время.

  

          

   

    

Основные  виды и формы причесок.   

   Знатные люди носили волосы, уложенные в сетку, или скалывали на затылке заколкой, связывали цветными лентами. Во всех прическах волосы на лбу подстригали короче и завивали в круглые, кольцеобразные локоны возле висков и ушей; на щеки спускались небольшие волнистые прядки.

     Низшие сословия - земледельцы, торговцы, ремесленники, слуги - также зачесывали волосы, носили усы и бороды из собственных волос. Царь и его приближенные отпускали большие бороды, придавая им прямоугольную форму, завивали в тугие трубчатые локоны и укладывали плотными рядами. В некоторых случаях вместо трубчатых локонов заплетали косички, украшая их золотыми нитями или шнурами. Так как эти бороды были значительно больше, чем обычные, то можно предположить, что они только наполовину делались из естественных волос, гораздо чаще - целиком из шерсти животных (коз, верблюдов, буйволов). Служители культа не носили ни бороды, ни усов, лица чисто выбривали. Воины носили небольшую остроконечную бороду.

      Женские прически по форме почти не отличались от мужских. Густые волосы разделялись прямым пробором, укладывались четкими рядами по горизонтальной линии или по вертикали. Концы волос подвертывались внутрь в виде валика. Иногда женщины носили парики разного цвета, возможно, заимствовав их у египтянок. Существовала оригинальная прическа у вавилонских женщин. Она представляла собой плотные объемные валики, наподобие полушарий, над ушами. Пробор прямой. На макушку надевалась маленькая, расшитая бисером и драгоценностями шапочка, сверху прикалывали стебли всевозможных растений, цветы, разноцветные перья птиц.   

 

Прически  Ассирии и Вавилонии

  Большое значение в истории государств Передней Азии имеет культура Древней Ассирии и Вавилонии. Ассирия как раннеклассовое государство возникло в междуречье Тигра и Евфрата в четвертом тысячелетии до нашей эры. Деспотическая монархия с сильным, хорошо обученным многочисленным войском быстро расширила свою территорию за счет соседних государств.

Влияние Древнего Египта, более развитого, чем Ассирия, способствовало скорому возвышению и укреплению этой страны, достигшей наивысшего расцвета в IX—VII веках до нашей эры.

Ассирийцы занимались скотоводством, земледелием, ремеслами, торговлей. Так как мужчины больше проводили время в военных  походах, то древние художники увековечивали  своих современников не за плугом, а на скачущих лошадях, колесницах, на царской охоте и пирах, в  состязаниях и поединках. В VII веке до нашей эры Вавилон и Мидия  захватили Ассирию и она перестала существовать как самостоятельное государство, войдя в состав Вавилонского царства. Больше Ассирия не возвысилась среди стран Востока.

Возникший из небольшого поселка на берегу полноводной реки Евфрат, в Южном Двуречье, город Вавилон сумел в короткое время сделаться столицей могущественного Вавилонского царства. Благодаря выгодному географическому положению Вавилон стал богатейшим городом Двуречья. Богатство Вавилона дало возможность царям содержать армию, вести завоевательную политику, присоединяя к своим владениям все новые и новые земли. Наибольшего расцвета Вавилонское царство достигает в первой половине XVIII века до нашей эры, в период царствования Хаммураппи. Постоянные войны разоряли государство, поэтому могущество Вавилонского царства было непродолжительно. Но в период расцвета город Вавилон богато украшался постройками и дворцами, славился своими «висячими» садами и парками.

Остатки ассиро-вавилонской  культуры дошли до нас в основном в виде разрушенных архитектурных  сооружений. Огромный интерес представляют скульптуры, рельефы, монументальная живопись и росписи, сохранившиеся в когда-то неприступных крепостях и пышных дворцах. По ним мы можем судить о  быте, костюмах и прическах ассирийцев и вавилонян. Судя по изображениям, это были люди крепкого телосложения, с крупными чертами лица. Одежды и прически отличались простотой  и четкостью.

Увековеченные ассиро-вавилонским  искусством облики кровожадных и  жестоких царей, возможно, носили черты  идеально прекрасных людей в представлении  того времени. Мужчины высокого роста, крепкого, мускулистого сложения, с  крупными чертами лица, зобообразными подбородками; густые волосы в прическах и бороде. Женских изображений сохранилось мало.

Основные виды и  формы причесок. Мужчины знатного происхождения носили волосы, распущенные  до плеч, зачесывая их назад. При  этом уши оставались открытыми (рис. 13).

   

Основная масса  волос была завита плоскими крупными волнами, расположенными в несколько  рядов. Знатные люди носили волосы, уложенные в сетку, или скалывали  на затылке заколкой, связывали цветными лентами.

Во всех прическах  волосы на лбу подстригали короче и завивали в крутые, кольцеобразные локоны возле висков и ушей; на щеки спускались небольшие волнистые  прядки. Разобранные на прямой ряд  волосы спадали мягкими волнами  на спину и плечи, концы их подвертывали в валик. Иногда горизонтальных валиков  было несколько. Низшие сословия —  земледельцы, торговцы, ремесленники, слуги — также зачесывали волосы, носили усы и бороды из собственных  волос, в то время кдк царь и его приближенные отпускали большие бороды, придавая им прямоугольную форму, завивали в тугие трубчатые локоны и укладывали плотными рядами. В некоторых случаях вместо трубчатых локонов заплетали косички, украшая их золотыми нитями или шнурами. Так как эти бороды были значительно больше, чем обычные, то можно предположить, что они были искусственными и делались только наполовину из естественных волос или целиком из шерсти животных — коз, верблюдов, буйволов. Служители культа не носили ни бород, ни усов, лица чисто выбривали. Воины носили небольшие остроконечные бороды.

Женские прически по форме почти не отличались от мужских. Густые волосы разделялись прямым пробором, укладывались четкими рядами по горизонтальной линии или по вертикали (рис. 15).

Концы волос подвертывались внутрь в виде валика. Иногда дамы носили парики разного цвета, возможно, заимствовав  их у египтянок. Существовала оригинальная прическа вавилонок. Она представляла собой плотные объемные валики, наподобие полушарий, над ушами. Пробор прямой. На макушку надевалась маленькая, расшитая бисером и драгоценностями шапочка, сверху прикалывали стебли всевозможных растений, цветы, разноцветные перья птиц.

Разберем некоторые  прически подробнее. На рельефе «Слуги, несущие убитого льва» из дворца Ашшурбанипала в Ниневии (669—635 гг. до н. э.) мы видим довольно однотипные прически слуг: волны, уложенные горизонтально, и тугие вертикальные локоны. Зрительно прическу можно разделить на две части — от пробора до мочки уха и от мочки уха до плеча. Волнообразность достигалась при помощи холодной укладки или горячей завивки на металлических стержнях. Волосы надо лбом нависали низко, закрывая почти половину лба. Украшений нет.

«Царь Саргон Н, несущий жертвенного козленка». Фрагмент рельефа из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине, Ассирия (712— 707 гг. до н. э.). Прическа правителя по общему силуэту напоминает прически слуг. Различна лишь завивка — она более мелка на теменной части. Всю прическу зрительно можно разделить на две части по разновидности завивки — спиральной на теменной части и кольцеобразных локонов на концах. Мелкие локоны уложены в семь четких горизонтальных рядов. Прическу дополняет широкая повязка, украшенная плоскими розетками цветов. На конце повязки — плотная, торчащая вбок кисть. Обращает на себя внимание огромная борода царя. В ней можно различить три вида завивки, выполненной четко и аккуратно. Прическа и борода подчеркивают величественный и свирепый вид их обладателя. Размер бороды так велик, что она кажется фальшивой. Можно предположить, что она сделана руками искусных мастеров-парикмахеров.

Аналогичные прически изображены на барельефе Куюнджика «Охота на льва», барельефе из Хорсабада «Крылатые львы из Хорсабада», «Царь на троне», «Осада города» (ниневийский барельеф, «Ассирийское войско», «Борьба царя с Аримоном» (из персепольских барельефов).

Женские прически нам  почти неизвестны. На изображении  барельефа «Ашшурбанипал пирует с женой в саду» (VII в. до н. э.) женская прическа мало чем отличается от мужской. Та же волнообразная завивка четкими горизонтальными волнами уложена на голове, те же горизонтальные валики, заканчивающие прическу на концах волос, уложенные параллельными четкими рядами. Женщины низших сословий носили волосы распущенными по плечам или собранными в пучки на темени.

О прическах Вавилонии можно судить и по барельефам и мозаикам. Фактически это варианты ассирийских причесок.

Головные уборы, украшения, косметика. Одежды населения Ассирии  и Вавилонии, так же как и одежды египтян, очень просты по линиям. В основном это рубаха — канди разной длины (до колен или до щиколоток). Верхние одежды (плащи) имели право носить только цари и знатные сановники. Одежды изготовлялись из шерсти качественной обработки; канди царя делали из тонкой шерсти белого цвета, богато орнаментировали, украшали бахромой, вышивкой, чеканными пластинками, драгоценными камнями и металлами. Ассирийцы достигли большого мастерства в обработке шерсти. Ткани стали основным предметом вывоза в другие страны. Цвета верхней одежды — плащей — были различны: голубой, пурпурный, оранжевый, синий, фиолетовый, красный, коричневый. Ассирийцы переняли у финикийцев мастерство крашения, добывая краски из морских моллюсков. Сведения о технологии крашения содержались в глубокой тайне.

myunivercity.ru


Смотрите также