Рабство древнего рима. Рабство в Древнем Риме (стр. 2 из 4)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Рабство в Древнем Риме (стр. 3 из 4). Рабство древнего рима


Рабство в Древнем Риме - часть 2

Интересно, что внешне рабы ничем не отличались от свободных граждан. Они носили ту же одежду, в свободное время ходили в термы, театры, на стадионы. Вначале, рабы имели специальные ошейники с именем владельца, которые были быстро отменены. Сенат даже вынес на этот счет специальное положение, смысл которого был в том, чтобы рабы не выделялись среди граждан, чтобы они (рабы) не видели и не знали, как их много.

1.4. Правовой аспект

С юридической точки зрения раб как личность не существовал; во всех отношениях он был приравнен к вещи (res mancipi), поставлен наравне с землей, лошадьми, быками (servi pro nullis habentur — говорили римляне). Закон Аквилия не делает разницы между нанесением раны домашнему животному и рабу. На суде раба допрашивали лишь по требованию одной из сторон; добровольное показание раба не имело никакой цены. Ни он никому не может быть должен, ни ему не могут быть должны. За вред или убыток, причиненный рабом, ответственности подлежал его господин. Союз раба и рабыни не имел легального характера брака: это было только сожительство, которое господин мог терпеть или прекратить по произволу. Обвиненный раб не мог обратиться за защитой к трибунам. Однако с течением времени жизнь заставила несколько смягчить эту суровость.

Со времени утверждения императорской власти принимается целый ряд юридических мер, направленных к охранению рабов от произвола и жестокости господ. Lex Claudia (47 г. н. э.) даёт свободу тем рабам, о которых господа не заботились во время их болезни. Lex Petronia (67) запрещает посылать рабов на публичные бои с зверями. Император Адриан запрещает под страхом уголовного наказания самовольное убийство рабов господином, заключение их в тюрьмы (ergastula), продажу для проституции и гладиаторских игр (121). Антонин легализировал обычай, позволявший рабам искать спасения от жестокости господ в храмах и у статуй императоров. За убийство раба он предписал подвергать господина наказанию по lex Cornelia de sicariis, а в случаях жестокого обращения с рабом — продавать его в другие руки. Им же была запрещена продажа детей и выдача их в качестве заложников при займе денег. Эдикт Диоклетиана запретил свободному человеку отдавать себя в кабалу. Неоплатного должника закон исторгал из рук кредитора. Торговля рабами продолжалась, но часто практиковавшееся изувечивание мальчиков и юношей каралось изгнанием, ссылкой в рудники и даже смертью. Если покупатель возвращал раба продавцу, то он должен был вернуть и всю его семью: сожительство раба, таким образом, признавалось браком.

Константин приравнял умышленное убийство раба к убийству свободного человека. Законы Льва, Феодосия и Юстиниана запрещали отдавать рабынь силой на сцену, держать в частных домах игральщиц на флейте, подвергать рабынь проституции. За известными категориями рабов была признана некоторая гражданская правоспособность. Так, servus publicus имел право распорядиться в завещании половиной своего имущества. В некоторых случаях раб мог защищать своё дело в суде; иногда даже он допускался и к личному ходатайству в суде. Некоторым юридическим отношениям, возникшим у того или другого лица в то время, когда оно находилось в рабстве, по получении им свободы придавалась законная сила. В эпоху сильного развития рабства право на peculium осуществляли лишь немногие рабы, пользовавшиеся особым расположением господ. Юристы разумели под пекулием такое имущество, которому раб с согласия своего господина вёл особый счёт. Оно давало рабу возможность вступать в те или другие обязательства как с своим господином, так и с третьими лицами. Обязательства последнего рода стали теперь регулироваться законом: воле раба приписывалось юридическое значение, и его хозяйство считалось отдельным от хозяйства господина.

Под влиянием философских учений (см. ниже) римские юристы заявляли, что по естественному праву все люди рождаются свободными и равными; вместе с тем, однако, они признавали фактическое существование рабства, считая его необходимым порождением гражданской жизни. «По естественному праву, — говорит Ульпиан, — все родятся свободными; в гражданском праве рабы считаются за ничто, но не так в праве естественном, ибо по этому последнему праву все люди рождаются свободными. Только с общенародным правом (jus gentium) возникло рабство». Этот принцип «естественной свободы», хотя бы и признаваемый лишь теоретически, породил общий дух императорской юриспруденции, благоприятный для личной свободы (favor libertatis). Под влиянием этого общего настроения юристы смягчали тяжкие обязательства, которые господа возлагали на рабов при их освобождении, покровительствовали положению условноотпущеных и т. п. [см.]; всякое вообще столкновение интересов господина с требованиями свободы юристы разрушали в пользу последней.

Не следует, впрочем, преувеличивать значения этого факта: рядом с постановлениями, как бы ограничивающими область рабства, мы видим такие законы, как напр. sc. Claudianum, по которому женщина, вышедшая замуж за раба без согласия на то его господина, обращалась в рабыню, или указ Константина, назначавший смертную казнь всякой женщине, которая сделается женой своего раба, причём последний должен был быть сожжен. Да и те законоположения, которые имели целью смягчение участи раба, очень часто не достигали своей цели. Так, не раз принимались меры к подавлению гладиаторских игр, жертвами которых преимущественно были рабы — а между тем они продержались до Феодосия. То же самое нужно сказать и о законах против проституции.

Смягчению участи рабов много содействовало то обстоятельство, что в императорскую эпоху почти прекратился самый обильный источник рабов — военнопленные: собственная выгода рабовладельцев заставляла их до известной степени беречь рабочие силы рабов. Не осталась без влияния и философия, довольно широко распространившаяся в римском обществе и иногда имевшая в своих рядах императоров: она вызвала в юриспруденции теорию о естественном равенстве и свободе. С IV в. место философии заняло христианство: как религиозное учение, действующее не только на ум, но и на чувство, на волю, притом доступное гораздо более широким кругам общества, оно должно было ещё больше смягчить участь рабов. Выразилось это прежде всего в праве, данном церкви, — освобождать рабов в какое угодно время одним словесным выражением своей воли. Раб, поступавший в монастырь, становился свободным человеком, хотя с известными ограничениями. Число рабов, получивших в это время свободу, было очень значительно.

2. Трансформация рабства в истории Древнего Рима

2.1. «Патриархальное рабство» ранней республики

В начале исторической жизни Рима рабов было немного; даже около середины V в. до н. э., по указанию Дионисия Галикарнасского, на общую цифру населения в 440000 приходилось не более 50000 рабов вместе с вольноотпущенниками. В эту эпоху римляне — небогатые, суровые, не нуждавшиеся в большом количестве рабочих рук — нередко после выигранной битвы поголовно забивали пленных врагов: после поражения самнитян, напр., 4000 пленных были в один день перебиты специально для того посланными воинами. Положение раба регулировалось в то время не правом — он вовсе был исключён из состава гражданского общества, а нравами и обычаями и было вообще сносным. Рабы — преимущественно военнопленные — были близки своим господам по расе, языку, верованиям и образу жизни. Господин лично знал своих рабов, вместе с ними обрабатывал свою землю, да и внутри дома его занятия ничем не отличались от занятий рабов; последние до известной степени почитались членами семьи (familiares), являлись нередко в качестве советников и товарищей своего господина, ели с ним за одним столом, вместе отправляли религиозные торжества. У них была своя собственная семья; им дозволялось сберегать для себя имущество (peculium), которое впоследствии могло служить для них средством выкупа на свободу.

С течением времени прежде скромные отчины римских патрициев превратились в обширные поместья; система завоеваний требовала постоянных отлучек граждан из дому, а, следовательно, и увеличения подневольного труда. При таких условиях поголовное истребление военнопленных прекратилось: теперь их стараются захватить как можно больше.

mirznanii.com

Рабство в Древнем Риме - часть 3

3. «Расцвет» рабства

Настоящий «расцвет» рабства произошел в период грандиозных римских завоеваний поздней республики (II-I вв. до н.э.) и первого столетия Римской империи (конец I в. до н.э. – середина I в. н.э.), когда рабами в подавляющем большинстве были взятые в плен жители завоеванных стран и территорий. Древние источники упоминают об огромных количествах пленников, которые обращались в рабов.

Фабий Кунктатор из одного Тарента вывел 30000 рабов. После побед Павла Эмилия в Эпире было продано до 150000 пленных. По завоевании Понта Лукуллом предложение рабов настолько превысило спрос, что раб стоил всего 4 драхмы (около 4 руб.). Марием было взято в плен 90000 тевтонов и 60000 кимвров. Цезарь раз продал в Галлии до 63000 пленных; вообще Плутарх приписывает ему «великую честь» обращения в рабство 10000000 людей. Август вывел из страны салассов 44000 пленных. По свидетельству Иосифа Флавия, после оргии убийств, ознаменовавшей взятие Иерусалима Титом, в руках римлян осталось ещё 97000 рабов.

Жителей покоренных стран обращали в рабство не только в момент их завоевания Римом или при подавлении восстаний, но и в течение всего времени, пока над ними сохранялась власть Рима. Наиболее распространенным было обращение в рабство за долги или неуплату налогов, и эта практика приобрела массовый характер. В частности, в период с конца II в. до второй половины I в. до н.э. широко применялся сбор налогов частными откупщиками – публиканами, который более напоминал грабеж. Публиканы назначали неимоверно высокие налоги, которые большинство местных жителей не было в состоянии уплатить, и забирали в счет неуплаты налогов в рабство самих должников или членов их семей. Значительная часть населения целого ряда провинций и стран, покоренных Римом, в этот период была угнана в рабство в Италию за неуплату налогов. Когда по распоряжению римского Сената у Никомеда, царя Вифинии (северо-запад Малой Азии), потребовали выделить отряд вспомогательных войск для римской армии, то он ответил, что у него нет здоровых подданных, они все забраны в качестве рабов римскими откупщиками налогов [5].

По мнению историка М.Финли, в Италии в эпоху «расцвета» рабства было около 2 миллионов рабов [6]. По оценке историка П.Бранта, в Италии в ту эпоху было 2-3 миллиона рабов и еще 4-5 миллионов свободных граждан, при соотношении численности первых и вторых примерно 1 к 2. Историк Т.Фрэнк оценивал это соотношение как 1 к 2,5 [7].

Таким образом, римляне в указанный период превратились в «нацию господ», которую обслуживала целая армия рабов – преимущественно иностранцев, обращенных в рабство в ходе римского завоевания Европы и Средиземноморья. И эта армия пополнялась посредством новых грабежей и произвола на покоренных территориях. В Италии рабы в тот период использовались в большом количестве не только в домашнем хозяйстве, но и в сельском хозяйстве, строительстве и ремеслах.

Однако за пределами Италии рабов даже в ту эпоху было очень мало, и они не играли практически никакой роли в экономической и социальной жизни. Так, известный русский историк Михаил Иванович Ростовцев в своем уникальном труде по социальной и экономической истории ранней Римской империи [8] указывает на то, что в подавляющем большинстве провинций, за исключением Италии, Сицилии и некоторых областей Испании, рабов практически не было или они были в незначительном количестве, повторяя данный вывод также применительно к конкретным провинциям Римской империи [9]. К такому же выводу пришел французский историк А.Гренье в своем труде о Римской Галлии [10].

В целом, если исходить из имеющихся оценок населения ранней Римской империи – 50-70 миллионов человек – и из оценок количества рабов ведущими историками, то численность рабов даже в самом начале имперского периода (конец I в. до н.э. – середина I в. н.э.) в пропорции ко всему населению империи должна была составлять лишь порядка 4-8%. Это расходится с выводами советских и марксистских историков, которые придавали теме рабства гипертрофированный характер и учитывали пропорцию рабов в населении только самой Италии, а не всей Римской империи.

4. Роль рабов в классовых битвах

Известно о нескольких восстаниях рабов, произошедших во II-I вв. до н.э. на территории Италии и Сицилии. В 196 г. до н. э. произошло восстание рабов в Этрурии, в 185 г. — в Апулии. Более серьёзный мятеж вспыхнул в 133 г. под предводительством Евнея в Сицилии, где рабы имели особенно много поводов к неудовольствию и где их численность была очень велика. По словам античного автора Диодора, число мятежников доходило до 200 тысяч [11]. Только с большим трудом удалось Рутилию подавить восстание. Но и в последующее время Сицилия продолжала оставаться очагом восстаний (напр. в 105—102 гг.).

Самым грозным восстанием было восстание Спартака (73-71 гг. до н.э.), в армии которого состояло около 120 тысяч человек. Однако по свидетельству римских историков Аппиана и Саллюстия, в восстании Спартака участвовали не только рабы, но и свободные пролетарии, которых в «армии рабов» было довольно много. Кроме того, прослышав об успехах Спартака, против власти Рима подняли мятеж города римских союзников в Италии, что значительно усилило размах восстания. Как пишет С.Николе, «война Спартака являлась также войной против господства Рима, а не только восстанием рабов» [12].

В целом рабы не играли большой роли в классовых битвах Древнего Рима, за исключением отдельных районов, в частности, Сицилии, где рабы в какой-то период составляли очень значительную часть населения. Но даже в Италии роль социальных движений рабов была невелика, не говоря уже о других римских провинциях. Восстание Спартака, будучи лишь отчасти движением рабов, в свою очередь, составляло лишь небольшой эпизод в гражданских войнах 80-х-70-х гг. до н.э., длившихся два десятилетия (когда лидерами противоборствующих сторон являлись Марий, Сулла, Серторий, Помпей). А во время последующих гражданских войн: 49-30 гг. до н.э. (Цезарь, Кассий, Брут, Август, Помпей, Антоний), 68-69 гг. н.э. (Гальба, Вителлий, Веспасиан), 193-197 гг. (Альбин, Нигер, Север), 235-285 гг. («век 30 тиранов»), - совсем не известно о каких-либо массовых движениях рабов.

Приведенные факты опровергают утверждения советских и марксистских историков о том, что рабы в Древнем Риме составляли основной «класс эксплуатируемых», игравший ведущую роль в классовой борьбе с «классом эксплуататоров». Рабы представляли собой в целом лишь небольшую социальную прослойку, игравшую довольно скромную роль в классовых битвах.

5. Исчезновение массового рабства

В последующие столетия, когда уменьшился приток военнопленных, а жители покоренных территорий все более по своему статусу приближались к гражданам Рима [13], число рабов начало быстро сокращаться. Как указывает С.Николе, есть признаки его некоторого уменьшения уже с конца I в. до н.э., и еще более – в течение I в н.э.[14]. Во II-III в. н.э. рабы как в целом в империи, так и в самой Италии, составляли незначительный процент населения. Как отмечал известный английский историк А.Х.М. Джонс, специально исследовавший этот вопрос, количество рабов в указанные столетия в пропорциональном отношении было ничтожным, они стоили очень дорого и применялись в основном как домашняя прислуга у богатых римлян [15]. По его данным, средняя цена раба к этому времени по сравнению с IV в. до н.э. увеличилась в 8 раз [16]. Поэтому купить и содержать рабов могли себе позволить лишь богатые римляне, державшие рабов в качестве домашней прислуги; применение рабского труда в ремеслах и сельском хозяйстве во II-III вв. н.э. потеряло всякий смысл и практически исчезло.

Повсеместно в данный период обработка земли велась свободными арендаторами - колонами. Советские историки утверждали, в стремлении доказать марксистский тезис о существовании «рабовладельческого строя» в античности, что колонат был одной из разновидностей рабовладельческих отношений. Однако все колоны были формально свободными, их зависимость от латифундистов имела совсем иной характер, чем зависимость раба от своего хозяина. В истории есть много примеров такой же зависимости крестьян от крупных землевладельцев - Древний Египет, Персия в ранней античности, Индия и Китай накануне колониального завоевания, Франция накануне Французской революции и т.д. Положение крестьян в этих странах было похоже на положение рабов или крепостных, но фактически они не являлись ни теми, ни другими, поскольку их формальная свобода сохранялась[17]. В любом случае колоны не были рабами, а были свободными гражданами, и на них ни в коей мере не распространялись римские законы о рабах, которыми были четко установлены юридический статус раба, права рабовладельца и т.д.

Об исчезновении массового рабства в эту эпоху свидетельствует, помимо имеющихся фактов, также трансформация римского слова «раб». Как писал немецкий историк Эд Майер, латинское слово “servus” (раб) к концу античности изменило свое значение, им перестали называть рабов (которых было очень мало), а стали называть крепостных [18]. В течение IV века указами римских императоров в крепостных была превращена значительная часть населения Римской империи (см. далее). Соответственно, именно в данном значении (“крепостной”) это слово (“serf”, “servo”) и вошло во все западноевропейские языки: английский, французский, итальянский, испанский, - сформировавшиеся после краха Западной Римской империи. А для рабов был позднее введен новый термин – slave, sklav. Это также может служить подтверждением выводов историков об исчезновении рабства как массового явления во II-III вв. н.э. [19].

6. Введение крепостного права

Переход к крепостничеству начался уже во II-III вв., когда появился новый вид рабов – casati. Владельцы поместий наделяли такого раба участком земли, причём он, живя вдали от господ более или менее самостоятельной жизнью, пользовался большими правами, чем когда бы то ни было раньше: он мог вступать в брак, ему предоставлена была фактически гораздо большая свобода распоряжаться продуктами своего труда; у него было, в сущности, собственное хозяйство. Фактически по своему положению рабы-casati были уже не столько рабами, сколько крепостными крестьянами.

mirznanii.com

"Рабство в Древнем Риме"

Рабство в Древнем Риме Гаджимагомедов Иманшапи Ахмедович учитель истории Комсомольской СОШ

Рабство в Древнем Риме

Гаджимагомедов Иманшапи Ахмедович

учитель истории Комсомольской СОШ

 План урока Источники рабства Рабы в имении Рабы в богатом доме Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян

План урока

  • Источники рабства
  • Рабы в имении
  • Рабы в богатом доме
  • Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян
Вспомните, какие источники рабства вы знаете? По приговору суда Дети рабынь военнопленные Рабство за долги Попавшие в плен к пиратам Подумайте какой источник рабства был главным в Древнем Риме? Почему?

Вспомните, какие источники рабства вы знаете?

По приговору суда

Дети рабынь

военнопленные

Рабство за долги

Попавшие в плен к пиратам

Подумайте какой источник рабства был главным в Древнем Риме? Почему?

Раб –это человек, лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца. Рабовладелец – это хозяин рабов.

Раб –это человек, лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца. Рабовладелец – это хозяин рабов.

Имение – земельное владение богатого человека. Хозяева называли рабов «говорящими орудиями» Подумайте, о чём говорит это название? Чем занимались рабы в имении? Выращивали оливки, Плели корзины, верёвки. виноград

Имение – земельное владение богатого человека.

Хозяева называли рабов «говорящими орудиями»

Подумайте, о чём говорит это название?

Чем занимались рабы в имении?

Выращивали оливки, Плели корзины, верёвки.

виноград

Содержание рабов обходилось очень дёшево : - раз в год рабам выдавали рубаху - раз в два года плащ и деревянные сандалии. Безнадёжно больных рабов отвозили на остров на реке Тибр, оставляя их там умирать.

Содержание рабов обходилось очень дёшево : - раз в год рабам выдавали рубаху - раз в два года плащ и деревянные сандалии.

Безнадёжно больных рабов отвозили на остров на реке Тибр, оставляя их там умирать.

 За малейшие провинности рабов наказывали: пороли, держали в оковах. САМЫХ НЕПОСЛУШНЫХ ОТПРАВЛЯЛИ В КАМЕНОЛОМНИ И РУДНИКИ.

За малейшие провинности рабов наказывали: пороли, держали в оковах.

САМЫХ НЕПОСЛУШНЫХ ОТПРАВЛЯЛИ В КАМЕНОЛОМНИ И РУДНИКИ.

Не иметь ни одного раба считалось признаком крайней нищеты. В домах богатых людей рабов было очень много. Подумайте чем могли заниматься рабы в доме? Убирали помещение Готовили пищу Прислуживали за столом Пели, танцевали, развлекали Раб-врач Раб-библиотекарь Раб-секретарь

Не иметь ни одного раба считалось признаком крайней нищеты.

В домах богатых людей рабов было очень много.

Подумайте чем могли заниматься рабы в доме?

  • Убирали помещение
  • Готовили пищу
  • Прислуживали за столом
  • Пели, танцевали, развлекали
  • Раб-врач
  • Раб-библиотекарь
  • Раб-секретарь
 Любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.

Любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.

Гладиаторы- сильные и ловкие рабы, специально обученные для битвы в амфитеатрах.

Гладиаторы- сильные и ловкие рабы, специально обученные для битвы в амфитеатрах.

 Амфитеатр- специальное сооружение для зрелищ, гладиаторских игр, в котором места располагались вокруг арены. КОЛИЗЕЙ – САМЫЙ БОЛЬШОЙ АМФИТЕАТР ДРЕВНЕГО РИМА.

Амфитеатр- специальное сооружение для зрелищ, гладиаторских игр, в котором места располагались вокруг арены.

КОЛИЗЕЙ – САМЫЙ БОЛЬШОЙ АМФИТЕАТР ДРЕВНЕГО РИМА.

 Гладиаторы бились до полной победы. Раненый и обессиленный боец бросал оружие и поднимал левую руку, моля о пощаде. СУДЬБУ ПОБЕЖДЁННОГО РЕШАЛИ ЗРИТЕЛИ. ЕСЛИ ЗРИТЕЛИ ПОДНИМАЛИ КВЕРХУ БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ, РАНЕНОМУ СОХРАНЯЛАСЬ ЖИЗНЬ. ЕСЛИ ОПУСКАЛИ ПАЛЕЦ ВНИЗ - ДОБИВАЛИ ПОБЕЖДЁННОГО.

Гладиаторы бились до полной победы. Раненый и обессиленный боец бросал оружие и поднимал левую руку, моля о пощаде.

СУДЬБУ ПОБЕЖДЁННОГО РЕШАЛИ ЗРИТЕЛИ. ЕСЛИ ЗРИТЕЛИ ПОДНИМАЛИ КВЕРХУ БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ, РАНЕНОМУ СОХРАНЯЛАСЬ ЖИЗНЬ. ЕСЛИ ОПУСКАЛИ ПАЛЕЦ ВНИЗ - ДОБИВАЛИ ПОБЕЖДЁННОГО.

Фрагмент из художественного фильма «Спартак» Режиссер С. Кубрик. 1960 г. Для просмотра кликните на картинке ФРАГМЕНТ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА «СПАРТАК» РЕЖИССЕР С. КУБРИК. 1960 Г.

Фрагмент из художественного фильма «Спартак»

Режиссер С. Кубрик. 1960 г.

Для просмотра кликните на картинке

ФРАГМЕНТ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА «СПАРТАК» РЕЖИССЕР С. КУБРИК. 1960 Г.

 Подумайте и объясните римскую пословицу: «Сколько рабов, столько врагов». К ЧЕМУ ТАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОГЛО ПРИВЕСТИ?

Подумайте и объясните римскую пословицу:

«Сколько рабов, столько врагов».

К ЧЕМУ ТАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОГЛО ПРИВЕСТИ?

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я - УЗНАЛ(А)… - ВЫЯСНИЛ(А)… - ПОНЯЛ(А)…

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я - УЗНАЛ(А)… - ВЫЯСНИЛ(А)… - ПОНЯЛ(А)…

Домашнее задание: Прочитать § 49. Индивидуальные карточки

Домашнее задание:

  • Прочитать § 49.
  • Индивидуальные карточки
Ресурсы интернета HTTP://LA-GATTA-CIARA.DREAMWIDTH.ORG/9038.HTML HTTP://900IGR.NET/KARTINKI/ISTORIJA/RABSTVO-V-RIME/021-V-RIMSKOM-AMFITEATRE.HTML HTTP://BELORYS-KH.LIVEJOURNAL.COM/1583183.HTML HTTP://KOMI.MOVE.SU/ARTICLES/198/ HTTP://MUSEUM-RU.LIVEJOURNAL.COM/6609.HTML HTTP://900IGR.NET/KARTINKI/ISTORIJA/VOSSTANIE-SPARTAKA/009-PRICHINY-VOSSTANIJA.HTML HTTP://WWW.E-READING.ORG.UA/CHAPTER.PHP/144987/18/MIRONOV_-_DREVNIII_RIM.HTML HTTP://VISARUN.NET/EVROPA/11-KOLIZEJ-RIM-ITALIYA.HTML HTTP://WWW.GOLOS.COM.UA/ARTICLE.ASPX?ID=246192 HTTP://RU.WIKIPEDIA.ORG/WIKI/%CA%EE%EB%E8%E7%E5%E9 HTTP://DIC.ACADEMIC.RU/DIC.NSF/MICHELSON_NEW/9802/%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE

Ресурсы интернета

HTTP://LA-GATTA-CIARA.DREAMWIDTH.ORG/9038.HTML HTTP://900IGR.NET/KARTINKI/ISTORIJA/RABSTVO-V-RIME/021-V-RIMSKOM-AMFITEATRE.HTML HTTP://BELORYS-KH.LIVEJOURNAL.COM/1583183.HTML HTTP://KOMI.MOVE.SU/ARTICLES/198/ HTTP://MUSEUM-RU.LIVEJOURNAL.COM/6609.HTML HTTP://900IGR.NET/KARTINKI/ISTORIJA/VOSSTANIE-SPARTAKA/009-PRICHINY-VOSSTANIJA.HTML HTTP://WWW.E-READING.ORG.UA/CHAPTER.PHP/144987/18/MIRONOV_-_DREVNIII_RIM.HTML HTTP://VISARUN.NET/EVROPA/11-KOLIZEJ-RIM-ITALIYA.HTML HTTP://WWW.GOLOS.COM.UA/ARTICLE.ASPX?ID=246192 HTTP://RU.WIKIPEDIA.ORG/WIKI/%CA%EE%EB%E8%E7%E5%E9 HTTP://DIC.ACADEMIC.RU/DIC.NSF/MICHELSON_NEW/9802/%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE

multiurok.ru

Рабство в Древнем Риме — это, что такое, какие, определение, значение, доклад, реферат, конспект, сообщение, вики — WikiWhat

Основные статьи: Античное рабство, Экономика Древнего Рима

Содержание (план)

Республиканский Рим (509-27 гг. до н. э.)

В III—I вв. до н. э. в Римской республике значительное развитие получило рабство. В Италию привозилось большое число военно­пленных, которых превращали в рабов. Пополняли число рабов и рождённые рабынями дети: по римским законам ребёнок, рож­дённый рабыней, становился рабом. Население римских провин­ций, которое не могло избавиться от долговой зависимости, также попадало в рабство. Рабов жестоко эксплуатировали и угнетали, что вызывало с их стороны ненависть к угнетателям. Наконец, при благоприятных условиях они поднимали восстания, собирали це­лые армии и успешно боролись с Римом.

Римская империя (27 г до н. э. — 476 г. н. э.)

В латифундиях Римской империи первоначально использовался труд рабов, но со временем стали шире применять свободных арендаторов, ко­торые назывались колонами. Постепенно число колонов возрас­тало, часть их попадала в долговую зависимость от хозяев латифун­дий и утрачивала возможность самостоятельно устанавливать арендные отношения, превращаясь в зависимых сельскохозяйст­венных работников. Многие хозяева латифундий стали закреплять за определёнными участками земли рабов для её обработки: так бы­ло легче контролировать работу и добиваться более высокого ре­зультата. Прикреплённым к земле рабам нередко разрешали иметь жён, детей, приобретать имущество. Таких работников образно именовали «рабами с хижинами». Материал с сайта http://wikiwhat.ru

В Римской империи рабы, как и прежде, играли важную роль во всех видах производства, в торговле, морском деле, разработке руд­ников, домашнем хозяйстве. Среди рабов, занятых в ремесле, тор­говле, ростовщичестве, появились рабы-предприниматели, кото­рым хозяева предоставляли относительную самостоятельность в об­мен на уплату оброка. Такие рабы сами вели хозяйство, получали с него доход; при удачном ведении дела они могли покупать новые инструменты, ремесленные мастерские, скот, даже рабов, расширя­ли торговые обороты и масштабы финансовых операций, но по за­кону собственником всех приобретений становился хозяин раба.

На этой странице материал по темам:
  • Виды рабов в римской империи

  • Средняя республика в древнем риме

  • .существовало ли отличие между рабством в древневосточных и античных обществах?

  • К каким последствиям привели завоевания рима

  • Рабство в риме кратко

Вопросы к этой статье:
  • Как изменялось рабство, на про­тяжении всей древнеримской истории.

  • Как появление рабов-предпринимателей сказывалось на экономике Рим­ской империи?

wikiwhat.ru

Рабство в Древнем Риме - page 4

2. Трансформация рабства в истории Древнего Рима

2.1. «Патриархальное рабство» ранней республики

В начале исторической жизни Рима рабов было немного; даже около середины V в. до н. э., по указанию Дионисия Галикарнасского, на общую цифру населения в 440000 приходилось не более 50000 рабов вместе с вольноотпущенниками. В эту эпоху римляне — небогатые, суровые, не нуждавшиеся в большом количестве рабочих рук — нередко после выигранной битвы поголовно забивали пленных врагов: после поражения самнитян, напр., 4000 пленных были в один день перебиты специально для того посланными воинами. Положение раба регулировалось в то время не правом — он вовсе был исключён из состава гражданского общества, а нравами и обычаями и было вообще сносным. Рабы — преимущественно военнопленные — были близки своим господам по расе, языку, верованиям и образу жизни. Господин лично знал своих рабов, вместе с ними обрабатывал свою землю, да и внутри дома его занятия ничем не отличались от занятий рабов; последние до известной степени почитались членами семьи (familiares), являлись нередко в качестве советников и товарищей своего господина, ели с ним за одним столом, вместе отправляли религиозные торжества. У них была своя собственная семья; им дозволялось сберегать для себя имущество (peculium), которое впоследствии могло служить для них средством выкупа на свободу.

С течением времени прежде скромные отчины римских патрициев превратились в обширные поместья; система завоеваний требовала постоянных отлучек граждан из дому, а, следовательно, и увеличения подневольного труда. При таких условиях поголовное истребление военнопленных прекратилось: теперь их стараются захватить как можно больше.

3. «Расцвет» рабства

Настоящий «расцвет» рабства произошел в период грандиозных римских завоеваний поздней республики (II-I вв. до н.э.) и первого столетия Римской империи (конец I в. до н.э. – середина I в. н.э.), когда рабами в подавляющем большинстве были взятые в плен жители завоеванных стран и территорий. Древние источники упоминают об огромных количествах пленников, которые обращались в рабов.

Фабий Кунктатор из одного Тарента вывел 30000 рабов. После побед Павла Эмилия в Эпире было продано до 150000 пленных. По завоевании Понта Лукуллом предложение рабов настолько превысило спрос, что раб стоил всего 4 драхмы (около 4 руб.). Марием было взято в плен 90000 тевтонов и 60000 кимвров. Цезарь раз продал в Галлии до 63000 пленных; вообще Плутарх приписывает ему «великую честь» обращения в рабство 10000000 людей. Август вывел из страны салассов 44000 пленных. По свидетельству Иосифа Флавия, после оргии убийств, ознаменовавшей взятие Иерусалима Титом, в руках римлян осталось ещё 97000 рабов.

Жителей покоренных стран обращали в рабство не только в момент их завоевания Римом или при подавлении восстаний, но и в течение всего времени, пока над ними сохранялась власть Рима. Наиболее распространенным было обращение в рабство за долги или неуплату налогов, и эта практика приобрела массовый характер. В частности, в период с конца II в. до второй половины I в. до н.э. широко применялся сбор налогов частными откупщиками – публиканами, который более напоминал грабеж. Публиканы назначали неимоверно высокие налоги, которые большинство местных жителей не было в состоянии уплатить, и забирали в счет неуплаты налогов в рабство самих должников или членов их семей. Значительная часть населения целого ряда провинций и стран, покоренных Римом, в этот период была угнана в рабство в Италию за неуплату налогов. Когда по распоряжению римского Сената у Никомеда, царя Вифинии (северо-запад Малой Азии), потребовали выделить отряд вспомогательных войск для римской армии, то он ответил, что у него нет здоровых подданных, они все забраны в качестве рабов римскими откупщиками налогов [5].

По мнению историка М.Финли, в Италии в эпоху «расцвета» рабства было около 2 миллионов рабов [6]. По оценке историка П.Бранта, в Италии в ту эпоху было 2-3 миллиона рабов и еще 4-5 миллионов свободных граждан, при соотношении численности первых и вторых примерно 1 к 2. Историк Т.Фрэнк оценивал это соотношение как 1 к 2,5 [7].

Таким образом, римляне в указанный период превратились в «нацию господ», которую обслуживала целая армия рабов – преимущественно иностранцев, обращенных в рабство в ходе римского завоевания Европы и Средиземноморья. И эта армия пополнялась посредством новых грабежей и произвола на покоренных территориях. В Италии рабы в тот период использовались в большом количестве не только в домашнем хозяйстве, но и в сельском хозяйстве, строительстве и ремеслах.

Однако за пределами Италии рабов даже в ту эпоху было очень мало, и они не играли практически никакой роли в экономической и социальной жизни. Так, известный русский историк Михаил Иванович Ростовцев в своем уникальном труде по социальной и экономической истории ранней Римской империи [8] указывает на то, что в подавляющем большинстве провинций, за исключением Италии, Сицилии и некоторых областей Испании, рабов практически не было или они были в незначительном количестве, повторяя данный вывод также применительно к конкретным провинциям Римской империи [9]. К такому же выводу пришел французский историк А.Гренье в своем труде о Римской Галлии [10].

В целом, если исходить из имеющихся оценок населения ранней Римской империи – 50-70 миллионов человек – и из оценок количества рабов ведущими историками, то численность рабов даже в самом начале имперского периода (конец I в. до н.э. – середина I в. н.э.) в пропорции ко всему населению империи должна была составлять лишь порядка 4-8%. Это расходится с выводами советских и марксистских историков, которые придавали теме рабства гипертрофированный характер и учитывали пропорцию рабов в населении только самой Италии, а не всей Римской империи.    продолжение

en.coolreferat.com


Смотрите также