Прялка древней руси. Как изготовляли ткань для одежды на Руси. Роль прялки в жизни славян.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Солнце как Космическая Прялка в древнерусской традиции. Прялка древней руси


Забытая реальность — Как изготовляли ткань для одежды на Руси. Роль прялки в жизни славян.

Она – повседневная часть нашей жизни. К ней мы привыкли и не обращаем на её присутствие ни малейшего внимания. Она всегда и всюду с нами. Одежда… Не задумывались ли вы, а как и из чего изготовляли одежду наши предки?

Одежда всегда играла важнейшую роль в культуре всех народов всего мира. Ведь она не только скрывала наготу, защищала от холода и солнечного жара, но и демонстрировала статус и богатство своего владельца: вспомните церемониальные костюмы царей, императоров, королей и знати всех времён вплоть до ХХ века. Так было в древности, так остаётся и поныне.

На Руси одежда тоже играла «демонстративную» роль. Признаком достатка или боярского происхождения были ценные меха: соболь, куница, чёрная лиса, горностай. Но мы сегодня поговорим об одеяниях простого люда, а точнее, о старинном способе изготовления тканей.

Изготовление волокон

Сейчас одежда удобна, но не практична. Раньше она была, может, и не столь комфортной, но зато из натуральных тканей. Самая распространённая ткань на Руси – льняная. Лён был известен нашим предкам ещё до зарождения государственности. Это травянистое растение с симпатичными голубыми цветками весьма неприхотливо к природным и погодным условиям. Но превратить его в пряжу было трудоёмким занятием.

Первым делом лён собирали (вернее, брали) – вырывали из земли вместе с корнями. Затем сушили, разложив небольшими снопиками. После просушки ему обрывали головки, размочаливали и раскладывали на траве, чтобы стебли день ото дня впитывали в себя утреннюю росу. Цель такой обработки – позволить волокнам легко отделиться от жёсткой сердцевины стебля. Промокание росой могло занять достаточное количество времени: до нескольких недель.

В итоге, промоченные стебли (тресту) снова просушивали и снимали с них волокно. Оставшаяся пакля шла на изготовление верёвок, а мягкое волокно (кудель) трепали, расчёсывали и разделяли на ленты, которые назывались ровницами.

Для изготовления шерстяной пряжи годился остевой волос овцы, козы, кролика, лисы, иногда енота, бобра и даже куньих. Шерстяной покров состригали с животных в момент максимального роста шерсти – сразу после окончания осенней линьки, когда животные наращивали в зиму густую «шубу». Затем снятую шерсть (с овец и баранов она называется руном) перебирали от случайного мусора, промывали от грязи и от естественной жирной плёнки, трепали и прочёсывали. Так получалась кудель, и, если того требовалось, её красили.

Изготовление пряжи и нитей

Смысл прядения заключается в спиральном скручивании двух или нескольких ровниц до получения ровной и прочной нити – пряжи. Скручивать волокна можно было руками – сучить между ладонями или тереть о поверхность. А также на прялке с помощью веретена.

На Руси были известны прялки-донце. Это две доски (чаще из берёзы или ели), соединённые между собой под прямым углом. На вертикальную часть (лопаску) привязывали кудель, а на нижнюю садилась пряха с веретеном в руках.

Прялки являлись главным атрибутом женщины, её символом и олицетворением. Поэтому этот предмет быта всегда нарядно украшен резьбой и росписью. Также с ним связано множество обычаев. Например, прялку клали в колыбель новорожденной девочки, она же была оберегом для незамужних девушек. Прялку с инициалами нельзя было отдавать, воспрещалось оставлять на ней на ночь неоконченную работу.

У восточных славян пуповину новорожденной девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку девочке в колыбель. То есть этот был мистический предмет, который питал младенца женственностью. Личную прялку никому не давали взаймы — даже подружке! Плохая примета: одолжишь прялку —непременно случится пожар или на пасеке погибнут пчелы.

На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, делал ей таким образом предложение, а в подарок на помолвку жених дарил девушке новую, нарядную и обязательно сделанную и украшенную своими руками.

Как жить без этого предмета, не представляла ни одна женщина. Всю промозглую осень, всю долгую зиму девушки пряли, прерываясь только на Рождественские праздники. В последний день Масленицы женщины обязательно катались с ледяной горы на донцах прялок: это было своего рода праздничным гаданием —какая красавица дальше уедет, у той длиннее уродится лен. И не дай Бог кто упадет с прялки, скатываясь вниз — бедняжка не доживет до осени.

На Рождество и на Святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан —прятали, чтобы их духи не заплевали.

Кстати, не только на Руси бытовали «прялочные» обряды: у сербов на Рождество добрая хозяйка обязательно приносила прялку в хлев и немного работала там на ней —«чтобы скот не был голым».

Мифы и легенды

В мифах разных народов прядение —действо ритуальное, а прялка —предмет, связанный с «тем светом».

На Руси прялкой еще и лечили: кладешь ее ребенку под колыбель, и у малыша пройдет бессонница или зубная боль.

Обряды с прялкой совершали не только простые люди, но и «знающие»: колдуны, знахари, ведуньи. В их арсенале —сотни манипуляций с куделью, пряжей, нитью, веревкой и другими атрибутами рукоделия.

Великая богиня судьбы Макошь — пряла на прялке судьбы…

А уж сколько гаданий на прялке! Если прясть «наопак» (наоборот) две нити —одну женихову, другую —невестину, а потом пустить их на залитую водой сковороду, то увидишь судьбу пары: сойдутся, совьются —быть свадьбе, а если разойдутся —не бывать семье. Отсюда, наверное, идет выражение «связать свою судьбу». Одно из самых популярных гаданий проводилось на Троицу: по воде пускали нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти), и глядели —утонет или поплывет.

Атрибутом гаданий часто выступали изделия из ниток и пряжи, например, пояс девушки. Его клали у порога церкви и следили, кто из мужчин первым переступит поясок: именно так и будут звать суженого хозяйки пояса.

На русских свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых «на долго и счастливо». А если какая-нибудь злодейка хотела разрушить семью, она скручивала шерсть в нитку и протягивала ее через дорогу перед «свадебным поездом» —вот уж жди тогда в зарождающейся семье разлада.

Нить-судьба обязательно дарилась на новоселье —чтобы жизнь владельцев дома была счастливой и долгой, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить», входили в новые стены.

К пряже часто приравнивали и человеческий волос —как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху наши предки вышивали волосами, и в саван вплетались волосы покойного, чтобы у погребенного был шанс выбраться на свет…

Веретено представляет собой сильно вытянутую каплю иногда с крючком на остром конце, но обязательно с укреплённым на утолщённом конце пряслицем. Последнее служило грузиком на веретене, а выглядило как диск с отверстием посередине. В безмонетный период (XII – XIV веках) пряслица использовались вместо денег, но и позднее они, очевидно, не потеряли своей важности, так как их часто обнаруживали в женских захоронениях.

Процесс прядения выглядел так: левой рукой пряха оттягивала часть кудели с лопаски, а правой скручивала волокна и наматывала получившуюся пряжу (или нитку) на веретено. Работа трудоёмкая, но у сноровистых прях она шла быстро, а пряжа получалась ровной.

Изготовление тканей

Оно осуществлялось на ткацком вертикальном станке (ткацком стане). Кроме него требовались различные приспособления: дощечки и бёрдышки – гребни с частыми зубьями. На Руси использовалось несколько способов переплетения нитей, которые можно объединить в три группы: сложное переплетение, саржевое и полотняное. По качеству ткани делились на тонкие, средние и жёсткие.

После того, как ткань была готова, из неё шили различную одежду, а это не менее сложный и трудоёмкий процесс. Поэтому раньше её и меняли реже, и ценили больше, чем сейчас. Ткань изо льна, о котором мы говорили, шла на изготовление рубашек, нательного белья и полотенец. Верхнюю одежду шили из шерстяных тканей – различных видов сукна. Его обычно красили в чёрный, синий, зелёный, жёлтый, красный и белый цвета.

И на сладкое. В нашей памяти с детства остались сказки о волшебной палочке. Так вот, этой палочкой на Руси и было веретено. Как работать с волшебной прялкой хорошо описано в книге хранителя Северной традиции, Николая Шерстенникова » Волшебная палочка для умельца»

Скачать книгу или читать он лайн можно тут: http://www.e-reading.by/book.p…

Приятного волшебства!

xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai

Как изготовляли ткань для одежды на Руси. Роль прялки в жизни славян. | Блог Sage

Она – повседневная часть нашей жизни. К ней мы привыкли и не обращаем на её присутствие ни малейшего внимания. Она всегда и всюду с нами. Одежда… Не задумывались ли вы, а как и из чего изготовляли одежду наши предки?

Одежда всегда играла важнейшую роль в культуре всех народов всего мира. Ведь она не только скрывала наготу, защищала от холода и солнечного жара, но и демонстрировала статус и богатство своего владельца: вспомните церемониальные костюмы царей, императоров, королей и знати всех времён вплоть до ХХ века. Так было в древности, так остаётся и поныне.

На Руси одежда тоже играла «демонстративную» роль. Признаком достатка или боярского происхождения были ценные меха: соболь, куница, чёрная лиса, горностай. Но мы сегодня поговорим об одеяниях простого люда, а точнее, о старинном способе изготовления тканей.

Изготовление волокон

Сейчас одежда удобна, но не практична. Раньше она была, может, и не столь комфортной, но зато из натуральных тканей. Самая распространённая ткань на Руси – льняная. Лён был известен нашим предкам ещё до зарождения государственности. Это травянистое растение с симпатичными голубыми цветками весьма неприхотливо к природным и погодным условиям. Но превратить его в пряжу было трудоёмким занятием.

Первым делом лён собирали (вернее, брали) – вырывали из земли вместе с корнями. Затем сушили, разложив небольшими снопиками. После просушки ему обрывали головки, размочаливали и раскладывали на траве, чтобы стебли день ото дня впитывали в себя утреннюю росу. Цель такой обработки – позволить волокнам легко отделиться от жёсткой сердцевины стебля. Промокание росой могло занять достаточное количество времени: до нескольких недель.

В итоге, промоченные стебли (тресту) снова просушивали и снимали с них волокно. Оставшаяся пакля шла на изготовление верёвок, а мягкое волокно (кудель) трепали, расчёсывали и разделяли на ленты, которые назывались ровницами.

Для изготовления шерстяной пряжи годился остевой волос овцы, козы, кролика, лисы, иногда енота, бобра и даже куньих. Шерстяной покров состригали с животных в момент максимального роста шерсти – сразу после окончания осенней линьки, когда животные наращивали в зиму густую «шубу». Затем снятую шерсть (с овец и баранов она называется руном) перебирали от случайного мусора, промывали от грязи и от естественной жирной плёнки, трепали и прочёсывали. Так получалась кудель, и, если того требовалось, её красили.

Изготовление пряжи и нитей

Смысл прядения заключается в спиральном скручивании двух или нескольких ровниц до получения ровной и прочной нити – пряжи. Скручивать волокна можно было руками – сучить между ладонями или тереть о поверхность. А также на прялке с помощью веретена.

На Руси были известны прялки-донце. Это две доски (чаще из берёзы или ели), соединённые между собой под прямым углом. На вертикальную часть (лопаску) привязывали кудель, а на нижнюю садилась пряха с веретеном в руках.

Прялки являлись главным атрибутом женщины, её символом и олицетворением. Поэтому этот предмет быта всегда нарядно украшен резьбой и росписью. Также с ним связано множество обычаев. Например, прялку клали в колыбель новорожденной девочки, она же была оберегом для незамужних девушек. Прялку с инициалами нельзя было отдавать, воспрещалось оставлять на ней на ночь неоконченную работу.

У восточных славян пуповину новорожденной девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку девочке в колыбель. То есть этот был мистический предмет, который питал младенца женственностью. Личную прялку никому не давали взаймы — даже подружке! Плохая примета: одолжишь прялку —непременно случится пожар или на пасеке погибнут пчелы.

На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, делал ей таким образом предложение, а в подарок на помолвку жених дарил девушке новую, нарядную и обязательно сделанную и украшенную своими руками.

Как жить без этого предмета, не представляла ни одна женщина. Всю промозглую осень, всю долгую зиму девушки пряли, прерываясь только на Рождественские праздники. В последний день Масленицы женщины обязательно катались с ледяной горы на донцах прялок: это было своего рода праздничным гаданием —какая красавица дальше уедет, у той длиннее уродится лен. И не дай Бог кто упадет с прялки, скатываясь вниз — бедняжка не доживет до осени.

На Рождество и на Святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан —прятали, чтобы их духи не заплевали.

Кстати, не только на Руси бытовали «прялочные» обряды: у сербов на Рождество добрая хозяйка обязательно приносила прялку в хлев и немного работала там на ней —«чтобы скот не был голым».

Мифы и легенды

В мифах разных народов прядение —действо ритуальное, а прялка —предмет, связанный с «тем светом».

На Руси прялкой еще и лечили: кладешь ее ребенку под колыбель, и у малыша пройдет бессонница или зубная боль.

Обряды с прялкой совершали не только простые люди, но и «знающие»: колдуны, знахари, ведуньи. В их арсенале —сотни манипуляций с куделью, пряжей, нитью, веревкой и другими атрибутами рукоделия.

Великая богиня судьбы Макошь - пряла на прялке судьбы...

А уж сколько гаданий на прялке! Если прясть «наопак» (наоборот) две нити —одну женихову, другую —невестину, а потом пустить их на залитую водой сковороду, то увидишь судьбу пары: сойдутся, совьются —быть свадьбе, а если разойдутся —не бывать семье. Отсюда, наверное, идет выражение «связать свою судьбу». Одно из самых популярных гаданий проводилось на Троицу: по воде пускали нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти), и глядели —утонет или поплывет.

Атрибутом гаданий часто выступали изделия из ниток и пряжи, например, пояс девушки. Его клали у порога церкви и следили, кто из мужчин первым переступит поясок: именно так и будут звать суженого хозяйки пояса.

На русских свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых «на долго и счастливо». А если какая-нибудь злодейка хотела разрушить семью, она скручивала шерсть в нитку и протягивала ее через дорогу перед «свадебным поездом» —вот уж жди тогда в зарождающейся семье разлада.

Нить-судьба обязательно дарилась на новоселье —чтобы жизнь владельцев дома была счастливой и долгой, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить», входили в новые стены.

К пряже часто приравнивали и человеческий волос —как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху наши предки вышивали волосами, и в саван вплетались волосы покойного, чтобы у погребенного был шанс выбраться на свет…

Веретено представляет собой сильно вытянутую каплю иногда с крючком на остром конце, но обязательно с укреплённым на утолщённом конце пряслицем. Последнее служило грузиком на веретене, а выглядило как диск с отверстием посередине. В безмонетный период (XII – XIV веках) пряслица использовались вместо денег, но и позднее они, очевидно, не потеряли своей важности, так как их часто обнаруживали в женских захоронениях.

Процесс прядения выглядел так: левой рукой пряха оттягивала часть кудели с лопаски, а правой скручивала волокна и наматывала получившуюся пряжу (или нитку) на веретено. Работа трудоёмкая, но у сноровистых прях она шла быстро, а пряжа получалась ровной.

Изготовление тканей

Оно осуществлялось на ткацком вертикальном станке (ткацком стане). Кроме него требовались различные приспособления: дощечки и бёрдышки – гребни с частыми зубьями. На Руси использовалось несколько способов переплетения нитей, которые можно объединить в три группы: сложное переплетение, саржевое и полотняное. По качеству ткани делились на тонкие, средние и жёсткие.

После того, как ткань была готова, из неё шили различную одежду, а это не менее сложный и трудоёмкий процесс. Поэтому раньше её и меняли реже, и ценили больше, чем сейчас. Ткань изо льна, о котором мы говорили, шла на изготовление рубашек, нательного белья и полотенец. Верхнюю одежду шили из шерстяных тканей – различных видов сукна. Его обычно красили в чёрный, синий, зелёный, жёлтый, красный и белый цвета.

И на сладкое. В нашей памяти с детства остались сказки о волшебной палочке. Так вот, этой палочкой на Руси и было веретено. Как работать с волшебной прялкой хорошо описано в книге хранителя Северной традиции, Николая Шерстенникова " Волшебная палочка для умельца"

Скачать книгу или читать он лайн можно тут: http://www.e-reading.by/book.p...

Приятного волшебства!

×

cont.ws

русская прялка.doc - Исследовательский проект "Русская прялка", 8 ...

мать урожаев, в году у Макоши было целых 12 праздников. Иногда Богиня изображена с рогами, что говорит о том, что культ Макоши – и Лунный культ. Характерный женский рогатый головной убор был в 19 веке, когда его надевали во время народных праздников и гуляний. Макошь отвечала за очень важную сферу жизни человека – деторождение. Ей поклонялись все матери и хозяйки. День Макоши был каждую пятницу, в Православии Макошь перевоплотилась в Параскеву Пятницкую – покровительницу матерей, жён и хозяек.От поколения к поколению передавались не только сами вещи, но и умение создавать их, так что суждена, казалось бы, этой красоте жизнь бесконечная. Но с течением времени быт крестьянский начал круто изменяться. Стали забывать и соху, и прялку, и туесок. А главное, не до красоты уж – время торопит, городская суетливость и здесь даёт о себе знать.Искусство изготовления прялок переходило по наследству. Прялки были разной формы, а уж искусство росписи не знало границ. Рисунки живописцы не придумывали, а изображали то, чем жили, что волновало их. Одни сплошь покрыты цветами и листьями, на других – бытовые сценки, а иногда на одной несколько сцен 10.Мастера – прялочники нашего поселенияРаботая над темой, нам хотелось найти мастеров – прялочников. Беседуя со старожилами, мы узнали, что мастеров – прялочников в нашем посёлке, к сожалению, не было. Можно лишь упомянуть Дорощенко Ивана Павловича, 1904 г.р.­ умер в 1997, прожил он 93 года (изготавливал простые прялки).Что ж, можно утверждать, что изготовление прялок – забытое ремесло, как пишут в газетах. Но мы не согласились с этим утверждением. Расспрашивая жителей, убедились, что в некоторых домах хранятся прялки, и на них ещё работают не только бабушки, но и молодые женщины. В магазинах в свободной продаже всевозможные вещи: варежки, носки, платки, шапки, кофты. Мы верим, что не забудутся ремёсла нашего народа, и они долго будут жить среди нас.Прялка представляет собой уникальное явление народной культуры. Пока в Заключение.сельской местности население занимается выращиванием овец, разведением пуховых собак,это ремесло не будет забыто. А что думают по этому поводу жительницы нашего села?Г.И. Белина: «Всю жизнь пряла и пряду до сих пор. Вяжу сыну, внукам, соседям, знакомым. Научила вязать свою младшую сестру, она тоже хорошо вяжет, хотя не так быстро, как я. Варежки, носки, перчатки намного теплее и более ноские, чем купленные в магазине. Часто знакомые просят спрясть шерсть, я им не отказываю в их просьбе».Т.М. Чалина: «Прялка есть электрическая, в свободное время пряду, как же обойтись зимой без тёплых носков и варежек? На рынке они стоят дорого. А у меня трое внуков. Думаю, что прясть на селе женщины будут ещё долго».Я надеюсь, что тоненькая ниточка, тянущаяся от нашей старенькой прялки, накрепко свяжет наши поколения и никогда не оборвётся. А мы будем хранить и беречь не только прялку, но и приятные воспоминания о своих бабушках и прабабушках.Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно ­ кудель – привязывалась к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала.

znanio.ru

Солнце как Космическая Прялка в древнерусской традиции.: ru_hidden

Древнерусская традиция имеет своим истоком еще более древнюю ведическую традицию  арктической  прародины  всех людей белой расы.  Именно оттуда  пришли светоносные  солнечные  культы  древних ариев и русов.   Точно также  как лунные  сатанинские культы  кровавых  жертвоприношений  религий  "библейского проекта",  имеют своим истоком  позднюю Атлантиду,  павшую  в черную магию и колдовство.  Именно в  Атлантиде  впервые начали использоваться жрецами кровавые жертвоприношения  вначале  животных,  а потом  и  рабов.   И именно  уцевшие после гибели  их  страны атланты  научили этим кровавым культам  индейцев  Центральной Америки.Арктическая же  светоносная  традиция  всегда боролась против кровавых  жертвоприношений,  которые являются  пищей  только для  демонических  сущностей,  не обладающих  божественной  природой.  Все это позволяет нам понять,  кому  на самом деле служат все луннопоклонники  и кто именно является  их  "богами".  Именно в этой  извечной  борьбе  солнечных  и лунных  культов  лежит  скрытая причина множества  войн и конфликтов,  а также  религиозных  реформ и уничтожения  иноверцев,  которые мы наблюдали в исторических хрониках все последние столетия. Одним из значимых  символов  Солнца  в древней  арктической традиции является  Прялка,  поскольку именно Солнце всегда воспринималось  жителями Арктиды-Гипербореи  а затем и х  потомками  -  ариями и русами,   в качестве Космической  Прялки,  дарующей  всему живому  солнечную нить животворящей  энергии.     Вот,  например,  что можно об этом прочесть  в  книге А.Тулупова  "Род Севера": "В русском  "солнце,  ярило,  коло,  купало" -  среднего рода,  как и начало,  высшее божество,  начало всех  начал  не может быть женского или мужского рода,  иначе,  "начало"  подразумевало бы  альтернативу,  оно  то самое  первоначальный  андрогин,  из  которого возникли  мужское  и  женское,  свет и тьма,  день и ночь.  Небо в  русском  тоже  среднего  и это говорит о том же,  что предки  наши видели источник всего сущего  не на земле,  а там,  наверху.

И в этом плане  показательна  русская прялка,  еще  одна маленькая деталь,  которая  говорит о многом.  То,  что наши,  особенно севернорусские прялки  выделяются  обилием солярных  знаков,  общеизвестно,  но принципиально  то,  что все русские и славянские пряки  обязательно имеют образ  Солнца.     В народном изобразительном искусстве  нет такого предмта,  который  так прочно связывался  бы  с солнцем.  Причем,  как пишет Б.А.Рыбаков:  "Чем старше  энографически прялки,  тем полнее в их  орнаментике  господствующая солярная тема,  являясь  порой  единственной  темой  узора",  и далее:  "А  то обстоятельство,  что тождество русских  и сербских  прялок,  между  которыми лежит пространство в 2000  км, прослеживается  на наиболее архаичных  типах,  позволяет  возводить происхождение  сходных  солярных  композиций  к очень отдаленным временам".

Одним словом  солнце на прялке  это не просто тип орнамента,  это уже  древнейший  славянский  архетип.   А вот про германскую  (индо-германскую)  такое сказать уже  нельзя.  Прялка  связана еще,  и это уже  общеиндоевропейский  феномен,  с судьбой  человека,  с его нитью  жизни.   Дочери греческой  Судьбы-Ананке,  мойры,  были пряхами нити человеческой  нити,  славянская Судьба-Среча  (добрая судьба)  и Несреча  (злая),  тоже  прядут жизненные нити,  только у  первой  они золотые и прочные,  а у  второй  бесцветные и тонкие.   Эта  неразрывная связь жизни с некой  нитью  жизни  настолько глубоко в нас сидит,  что мы  все  еще  говорим об умершем  -  его жизнь "оборвалась".  Сразу  же  напрашивается вопрос,  от чего менно,  от какой "прялки"?  И почему именно солнце  на славянской прялке?

Тот же  Рыбаков  лишь констатирует проблему:  "К сожалению,  общая  концепция  орнаментики  прялок  до сих  пор  еще  не раскрыта  многочисленными исследователями этих  наиболее декоративных преметов  крестьянского быта".   Но ответ может быть и очень простым, он в главном славянском  "колективном бессознательном":  Солнце -  источник жизни. Солнце как космическая прялка,  от которой  исходят лучи  -  нити жизни.   Лучи солнца  -  нити судьбы,  оборвать нить жизни,  оборвать животворящий  солнечный луч, оторвать себя  от Солнца.   Не случайно  славянская Среча  плетет  именно золотую,  иначе  солнечную  нить.

Народная загадка уподобляет  солнечный  луч  веретену:  "Из окна  в  окно  готово веретено".   В  русских  сказках  у Афанасьева говорится  о чудесной  самопрялке  и золотых  нитях,  спусающихся с неба.  Корень "пря" в прялка,  пряха,  прясть  той же  семантики,  что  "пра",  Пра-бог,  источник  всего сущего.  К  восточной  мудрости "Человек восходит корнями к  предкам,  но корни всего сущего находятся  на небе"  следует добавить славянское окончание  "на небе,  на Солнце".   Есть великие слова Парацельса,  что "Женщина,  сидящая за прялкой,  может глубже  проникнуть  в Великую тайну,  чем самый великий  ученый"."

Таким образом,  образ  древнерусской прялки -  это  не просто  образ  Судьбы,  но и  образ Солнца,  от которого  зависят  судьбы всех людей.  Ведь Солнце -  источник жизни всего живого  на нашей  планете  и его влияние  на жизнь  человечества  и остальной  биосферы  неизменно высоко. Вот почему,  обрывая  "нить судьбы",  "нить  солнечной   животворящей энергии",  человек  (а вернее его душа) переходит  из  нашего  в  другой  мир,  который  древнерусская традиция  называет "миром предков".

michael101063 ©

ru-hidden.livejournal.com

прялка - вещи - ИСТОРИИ СТАРОГО БЫТА - Каталог статей

Прялка-донце

Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопати и шейки (ножки). Прялку, особенно лопатку, часто украшали и расписывали.

     Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные(состояла из двух деталей горизонтальной и вертикальной)

прядение на прялке-донце и плетение лаптей

1900-е 

Белорусская девушка за прялкой. Могилевская губ., Рогачевский уезд.

Самопрялка

 

  Предполагается, что появилась в Индии, откуда распространилась по миру. В Европе появилась в начале XIV века. «Самопрялка» состоит из доски с установленной на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Рукой поворачивается колесо и через ремень вращение передаётся веретену. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой — прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки, её наматывают на стержень веретена и прядут дальше. Скорость прядения на самопрялке быстрее, чем на прялке-донце. На Руси самопрялки разделяли на русские (стояки) и чухонки (лежаки). У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок — под углом.

  Ирландская женщина за прялкой.Фотохромная печать, 1890-е

     Когда к прялке добавили рогульку, прядение уже не надо было прерывать на намотку. Стержень веретена теперь стал служить осью, на которой закреплены катушка и рогулька. Два конца рогульки выступают за катушку. Исходная ровница проходит через глазок в кончике веретена, затем через крючок одного из концов рогульки и идет на катушку. Катушка и рогулька связаны с приводным колесом двумя отдельными ремнями, каждая своим, и благодаря разнице в диаметрах шкивов рогулька вращается быстрее катушки. Быстро вращающаяся рогулька скручивает ровницу в нитку, прежде чем последняя ляжет на катушку, вращающуюся с меньшей скоростью.

     В XVI веке появилась педаль для вращения колеса. Палка-держатель кудели вставлялась в нижнюю перекладину прялки так, чтобы было удобно работать. Кудель закреплялась также в «донце» на верхней перекладине.

1910-е

Молодые пряхи прядут на самопрялках. Село Мордва Черкасской обл. 1906 г.

Прялка и прядение в поговорках

56-Baud-Jeune fille au rouet-vers 1910.JPG
  • У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
  • Прялка не Бог, а рубаху дает
  • Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом
  • Не ленись прясть, хорошо оденешься

Прялка в суевериях

     Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

     Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени. У чехов в конце масленицы прялку, украшенную лентами, возили на телеге по селу, а потом «продавали» в трактире. На Рождество или на все святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали.

     У сербов на Рождество при посещении скота хозяйка приносила с собой прялку и немного пряла, «чтобы скот не был голым». В Славонии первой посетительнице дома на Рождество давали прялку, чтобы она немного попряла ради урожая льна и вода кур. Такое же значение имело прядение молодой невесты после первой брачной ночи: она пряла на поданной ейсвекровью прялке, «чтобы богатее жить».

     Прядение также является функцией некоторых мифологических персонажей, а Прялка оказывается связанной с «тем светом». Дев судьбы — орисниц представляют тремя женщинами с прялками, которые прядут или разматывают клубок с пряжей. По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница и др.) прядет тогда, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. Иногда, оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено убирали. Сама прялка могла восприниматься как атрибут нечистой силы или её заместитель. Девушки верили, что если не допрясть кудели накануне Рождества, то прялка придет за ними в церковь при венчании, если оставить прялку с куделью на ночь или на праздники, то прялка будет преследовать, пугать, танцевать рядом. Верили, что, если ночью привидится кикимора с прялкой на лавке, быть в той избе покойнику, если ударить прялкой девушку, то ей попадется плохой муж или плохие свёкор сосвекровью, а если ударить прялкой ребенка, то он заболеет.

     Мотив прядения отражен в ряжении. В этом случае прядение символизировало богатство, размножение. У русских кикимора при обходе домов «пряла» в углу на принесенной с собою прялке.

     Прялка служила оберегом для девушки. По представлениям болгар, прялка охраняет девушек и молодиц от любви змея и самовил, от злой встречи, сглаза и порчи. Поэтому девушка, идя в поле на работу, брала с собою прялку и по пути, особенно когда встречала много людей, пряла. После свадьбы деверь, который неотлучно ходил с невестой и охранял её, дарил ей расписанную прялку в качестве оберега. У русских для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку; чтобы вылечить бессонницу у девочки, под матицу с приговором втыкали прялку с куделью или веретеном. Чтобы ласка не вредила курам, у болгар бросали на курятник прялку с куделью.

apxiv.ucoz.ru


Смотрите также