Прядение древнего человека. Прядение - это... А что это такое?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Прядение и ткачество. Прядение древнего человека


это... А что это такое?

В статье рассказывается о том, что такое прядение, как пряли в старину, как усовершенствовались первые инструменты для прядения - веретено и пряслице - когда и кем были изобретены первые прядильные машины. И, наконец, какую эволюцию претерпели они к нашему времени.

Значение слова "прядение"

Как сообщает нам словарь, процессом продольного складывания и спирального скручивания отдельных волокон для получения длинной и прочной нити и называется прядение.

Соединенные несколько раз нити эти сплетали между собой - но не только для придания будущей ткани более плотной текстуры. Одиночные, первоначально спряденные нити были короткими, а при их скручивании появлялась ровная и прочная пряжа большей длины.

Каждый из типов пряжи, будь она сложена в две или несколько нитей, использовалась в прядении или ткачестве.

Плетение ли первых веревок в каменном веке, вытягивание ли тончайших нитей с помощью современных машин - принцип у них общий: прядение - это то, что позволяло сплести короткие и разрозненные волокна в одно целое.

Нитки и пряжа

Роль веревки в цивилизации, как бы смешно это ни звучало в наше время, трудно переоценить. И еще более велика роль одежды в истории человечества. Как пряжа, так и нити стали основой одежды, с помощью которой люди смогли заселить разнообразные климатические зоны земного шара.

Первые технологии

Одним из самых примитивных способов в истории прядения, которое придумало человечество - трение (сучение) волокон между ладонями рук или одной ладонью о колено.

К слову сказать, к прядению нужно было подготовиться, очистив от растительных отходов волокна льна или конопли, либо же вычесав, а затем и промыв шерсть животных. Это подготовленное волокно называлось куделью.

Что такое прядение у древних людей? Процесс выглядел так: левой рукой подавалась вытягиваемая из клубка кудели лента волокна (ее называли также ровница), которую подхватывала правая рука и, прижимая к колену, ладонью скручивала в нить.

Занятие это считалось, конечно, исконно женским: только их тонкие пальцы могли справится с распушившимися концами обрывков волокон, скручивая их между собой - связывание в узлы концов оборванных нитей приводило впоследствии к грубости и некачественности изготавливаемой затем ткани.

Как пряли раньше

Прядение это, хотя и было довольно нудным, затратным по времени процессом, требовало от пряхи аккуратности и сосредоточенности.

Веретено

В Древнем Египте волокна клали не на колено, а на камень подходящей формы, а греки использовали для этих целей кусок черепицы.

Древнейшим, одним из верных спутников человека в течении многих веков, стало веретено - устройство для прядения. Первые упоминания об этом приспособлении относятся к IV тысячелетию до н. э. (Египет, Месопотамия).

В Древнем Египте, Греции, Индии прядение даже развилось в самостоятельное ремесло, что позволило последней стране, например, стать впоследствии родиной хлопчатобумажного производства.

Проще всего представить себе веретено в виде палочки, заостренной кверху, с утолщением направленным вниз. Иногда эта палочка не имела утолщения и была двоякозаостренной.

Веретено изготавливалось чаще всего из березы, длина его составляла от 20 до 80 сантиметров.

Оно позволило не только скручивать волокна в нить, но и тут же сматывать ее.

Впоследствии веретено трансформировалось в веретеноволчок, в котором в движение его приводило колесо, вращаемое сначала рукой, а далее по инерции. Позже данное приспособление трансформировалось в ножную ременную передачу.

Старинная прялка

Лишь в XVI веке появилась прялка (или самопрялка). В ней использовалось усовершенствованное рогулечное веретено. В таком веретене нить проходила сквозь полый внутри стержень и, перекинутая через специальный крючок, сразу наматывалась на катушку. Весь механизм приводился в движение с помощью педали.

Пряслице

К самому первому веретену подвешивалось пряслице. Оно представляло из себя грузик в виде небольшого диска с отверстием посередине - для утяжеления веретена и более надежного крепления на нем пряжи.

Иногда, чтобы нить не обрывалась, пряслице помещали в какую-нибудь посудину (чашку) или в половинку кокосового ореха, как это делали в Индии.

Самые древние пряслица, найденные археологами на просторах России, датированы X веком. Веретена вместе с пряслицами традиционно изготавливал отец для дочери или парень для любимой девушки. Отсюда надписи на них с именами ("Мартыня" - в Великом Новгороде, "Молодило" - в Старой Рязани, "Бабино пряслене" - в Витебске и др.).

Известно, что китайские пряслица стали прообразом первых монет, имеющих в центре квадратное отверстие.

Развитие прядения

Вот уже шесть тысяч лет люди занимаются изготовлением нитей и пряжи. С каждым новым столетием в этот процесс вносится что-то новое, какие-то усовершенствования.

Сама по себе история прядения - это довольно интересно: древние египтяне пряли лен с помощью так называемого висящего веретена, в Древней Индии практиковался метод веретена с опорой - только так можно было изготовить тончайшую нить из хлопка. В Европе "опорным" веретеном стали пользоваться лишь в XIV веке.

Затем веретено совместили с намоткой. Но это произошло лишь в XV веке. Еще столетием позже придумали ременной механизм, а вслед за ним - и педаль, который освободил правую руку пряхи (или прядильщика).

Более производительную многоверетенную машину со множеством намоточных рогулек и ручным приводом изобрел гениальный Леонардо да Винчи в 1490 году.

Станок Дженни-пряха

Но машинное прядение человечество стало активно применять лишь к середине XVIII века. Усовершенствованную прядильную машину, производившую в шесть раз больше пряжи и ставшую началом промышленного процесса, придумал английский изобретатель Джеймс Харгривс в 1767 году. Согласно легенде, машина именовалась "прялки Дженни" (иногда ее называли "Дженни-пряха"). Якобы верный традиции инженер назвал так "новейшее" веретено в честь одной из дочерей или жены. Странным же в этой истории было то, что ни одна из женщин в его семье имя Дженни не носила.

Современное прядение

Двадцатый век начинал с кольцевого прядильного станка непрерывного действия, в которой ровница поступала в вытяжной механизм - специальный початок на веретене. Затем нить выравнивалась и наматывалась на шпули. В то время это были максимальные по производительности механизмы, позволяющие наладить крупные прядильно-ткацкие производства.

Прядильные машины 19 века

В наши дни прядение - это безверетенные машины, разработанные в 60-ых годах прошлого века совместными усилиями инженеров СССР и Чехословакии. Они могли уже не только сложить волокна, отследить их сгущение и сформировать нити, но и намотать их с помощью еще более производительного пневмомеханизма.

fb.ru

Немного о прядении – Ярмарка Мастеров

Весьма устойчивая традиция рисует «примерных», то есть домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси (как и других современных ей европейских стран) всего чаще занятыми за прялкой. Это касается и «добрых жён» наших летописей, и сказочных героинь. Действительно, в эпоху, когда буквально все предметы каждодневной необходимости изготавливались своими руками, первейшей обязанностью женщины, помимо приготовления пищи, было обшивать всех членов семьи. Рассмотрим предшествующие стадии «технологического процесса» – прядение нитей, изготовление тканей и их окраску, поскольку всё это также делалось самостоятельно, в домашних условиях. (О каждом из процессов будет публикация - прим. Мастерская "Saga")

прядение

К работе этого рода приступали осенью, после окончания уборки урожая, и старались завершить её к весне, к началу нового сельскохозяйственного цикла. Учёные пишут, что наши прапрабабушки трудились буквально не разгибая спины: например, для того, чтобы в одиночку соткать за шесть месяцев три холста по 50 м длиной, нужно проводить за ткацким станком по двенадцать-пятнадцать часов в день. А чтобы спрясть нитки из одного пуда (то есть 16,3 кг) подготовленного волокна, требовалось ни много ни мало девятьсот пятьдесят пять часов усердной работы…

история ремесла   Конечно, хозяйка дома, большуха, физически не могла справиться со всем этим без помощи невесток и дочерей.       Действительно, воспитание девочек было направлено не в последнюю очередь на то, чтобы вырастить из них «тонкопрях».    Даже пуповину новорожденной девочки старались перерезать на веретене, чтобы уже с первых минут жизни магически «привязать» её к будущему занятию. О том же говорит и обычай, сохранившийся у соседей славянских племён – карелов: когда маленькая девочка в первый раз засмеётся, ей подносили веретено.

история прядения

   В дальнейшем, когда пяти-семи лет от роду славянских детей начинали приучать к домашним работам, девочка выпрядала свою первую нить. Конечно, это событие (как и вообще всё «самое первое», происходившее в жизни ребёнка) сопровождалось магическими обрядами. Так, ещё в начале ХХ века эту первую нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить с водой (в ряде местностей вдыхался дым горящей нити). Делалось это для того, чтобы трудолюбие и искусство не покинуло рукодельницу до конца её дней. Было и другое, тоже волшебное, применение для первой спрядённой нити. Мать девочки прятала её и приберегала до тех пор, пока дочь не станет невестой. И вот тогда-то, готовя её к таинству свадьбы, мать опоясывала своё дитя этой нитью под всеми нарядами по голому телу. По мнению наших предков, нить самого первого прядения была неприступным оберегом против порчи и сглаза, против нечисти, которая, как считалось, особенно опасна для новой семьи, не успевшей толком сложиться и обрести надёжного мистического покровителя.

Наконец, приданое, которое молодая жена должна была принести в дом мужа, состояло большей частью из одежды и белья и, как правило, собственноручно приготовлялось невестой в течение всей юности, накапливаясь в особом сундуке…

   «Непряха», «неткаха» – это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков. И не следует думать, что у древних славян нелёгкий женский труд был уделом лишь жён и дочерей простого народа, а девушки из знатных семей росли бездельницами и белоручками, подобно «отрицательным» сказочным героиням. Вовсе нет. В те времена князья и бояре по тысячелетней традиции являлись старейшинами, предводителями народа, до некоторой степени посредниками между людьми и Богами. Это давало им определённые привилегии, но и обязанностей было не меньше, и от того, сколь успешно они с ними справлялись, напрямую зависело благополучие племени. Вождю, в частности, следовало быть образцом для подражания буквально во всём, и это распространялось на членов его семьи. Жена и дочери боярина либо князя не только «обязаны» были быть красивее всех (теперь ясно, что сказочные «прекрасные принцессы» отнюдь не случайны!), им и за прялкой надлежало быть «вне конкуренции». Поэтому не удивляются археологи, обнаруживая остатки веретён при раскопках и вполне рядовых изб, и в богатых кладах рядом с золотыми украшениями и жемчугом. По всей средневековой Европе прядение считалось «наиболее приличным» времяпровождением для знатных женщин. Как тут не вспомнить сказку о Спящей Красавице, где королевской (!) дочери грозит реальная опасность уколоться веретеном, когда она подрастёт и примется прясть.

   Что же касается наиболее отдалённых времён, – мы уже знаем, что наряду с «мужскими домами», где мужчины рода внушали мальчикам различные чисто мужские премудрости, мистические и повседневные, у древних славян существовали и «женские дома», где старшие женщины обучали девочек женской магии и ремеслу, в том числе прядению и ткачеству. Слова «магия» и «ремесло» стоят здесь рядом по праву. Ведь прядильщица или ткачиха (как и кузнец, строитель, гончар…) создаёт форму (нить) из бесформенного (комок волокна), определённым образом «организует пространство», заполняя пустое место тканью, а значит, деятельно участвует в длящемся «сотворении мира».

   Не случайно многие и многие древние народы делали хозяевами и хранителями судеб не Богов, а Богинь, сидящих за прялками или за ткацким станком. Нити человеческих судеб выпрядали хеттские, греческие, римские, скандинавские Богини. Долгане и эвенки, живущие на севере нашей страны, представляют судьбы в виде невидимых нитей, тянущихся к небесам от головы каждого человека. А в Африке, согласно верованиям дагомейцев, Богиня предсказательница судьбы является дочерью (по другим версиям – матерью) Богини покровительницы прядильщиц…

   Существовали подобные верования и у славян. О том, что и для нас судьба была некогда вполне вещественной «нитью», свидетельствует хотя бы до сих пор бытующее выражение «связать свою судьбу» с кем-то или чем-то. Древние (да и не очень древние) славяне считали: льняная нить, которой перевязывали («повивали») пуповину младенца, накрепко, на всю жизнь «прививала» к нему его Долю – маленькое Божество личной судьбы, даруемое каждому человеку Матерью Ладой, старшей Рожаницей, Богиней космического порядка вещей. А покровительницей прядения и ткачества у наших языческих предков была Макошь, которую некоторые исследователи считают без преувеличения хозяйкой судеб – великой Богиней Земли…Вот какую поистине «космическую» нить пряли наши прапрабабушки и, надобно думать, прекрасно это осознавали. Нелёгкий повседневный труд был для них своего рода священнодействием, а вовсе не нудной обязанностью, как может показаться современному человеку.(Из книги М. Семеновой «Мы - славяне»)

P.S. От себя - не существует истины в рассуждениях о столь давних временах, однако из этой книги можно почерпнуть полезную информацию, плюс книга имеет под собой теоретическую основу, полезна для общего развития.

www.livemaster.ru

Прядение

Прядение - это совокупность операций, которым подвергается волокнистое вещество для получения нити; волокно очищают от примесей, разрыхляют для придания формы ленты, которая выравнивается, вытягивается, утончается и слегка закручивается.

Самая древняя и простая машина для прядения есть прялка, на которой волокно ручным способом вытягивается и скручивается в нитку, которая наматывается на веретено; самопрялка производит обе эти работы одновременно; прядильные машины с различными двигателями (водяными, паровыми) изобретены 1738 Wyatt`ом и Паулем, предложившими вытяжные валики (заменяющие пальцы прядильщика), 1769 Аркрайтом (ватер-машина с 3 парами вытяжн. валиков), Гаргривесом и Крамптоном 1779 (мюльдженни). В настоящее время П. производится системой трепальных гребенночесальных, кардных и прядильных машин для хлопка и для шерсти.

История прядения

Первая механическая прялка была изобретена жителем английского города Блекберна Джеймсом Харгривсом. У этого человека были золотые руки и светлая голова. Если бы он знал, сколько тысяч английских бедняков будут проклинать его. Прядильщики этого города, боясь, что новая прялка сделает их труд ненужным, уничтожили прялку, а самого изобретателя выгнали из города. Джеймс окончил свою жизнь в доме для бесприютных бедняков, а его жена и дочь умерли с голоду.

Но другие воспользовались изобретением бедняка и заставили прялку работать с помощью пара.

У нас в России издавна водились замечательные мастера суконного дела. В Киеве и Новгороде еще в V веке существовали суконные ряды. Торговцы этим товаром вели себя заносчиво. Оттуда-то и пошла, верно, поговорка о тех, кто "суется с калашным рылом в суконный ряд". Ее выдумали торговцы сукном, посмеиваясь над торговцами калачами, которые были куда беднее суконщиков.

Петром Первым была основана первая в России фабрика армейского сукна. Первые прядильные машины назывались сельфакторы. Они были машинами периодического действия.

Затем они были вытеснены кольцевыми прядильными машинами непрерывного действия из-за сложного управления и обслуживания.

В настоящее время итальянские фирмы возобновили выпуск сульфакторов на основе электроники и автоматики, что позволяет надеяться на возможную эксплуатацию машин на наших предприятиях, т. к. эти машины дают качественную и ровную пряжу.

Широко эксплуатируются машины кольцевого прядения непрерывного действия.

Перемотка пряжи на большие паковки осуществляется на перемоточном автомате.

В настоящее время для получения крученой пряжи используют машины двойного кручения.

Для того, чтобы разнообразить ассортимент изделий в прядении изготавливают фасонную пряжу с различными эффектами: узелками, шишками, петлями и другими фасонными элементами.

www.narodko.ru

Прядение и ткачество. Славянские древности

Прядение и ткачество

Изготовление ткани было постоянным занятием славянских женщин и девушек. Необходимые для этого нити делались частично из овечьей шерсти или же из волокон льна (Linum angustifolium) и конопли (Cannabis sativa). Это подтверждается многочисленными свидетельствами как письменных источников, так и данными археологии. Пряслица, надеваемые при прядении на веретено, очень часто встречаются в славянских находках IX и X веков, а в Киеве известно одно пряслице со славянской надписью[1214].

Рис. 98. Богородица с веретеном (Софийский собор в Киеве)

Что же касается ткачества, то его техника тысячу лет тому назад была, конечно, проще той, которую мы встречаем в славянских деревнях в настоящее время. Однако то, что основы этой техники были выработаны уже в то время, видно из того, что вся ткацкая терминология, касающаяся деталей станка и ткани, а также термины, относящиеся к процессу работы, являются общими для всех славян и чрезвычайно древними[1215]. Венгры заимствовали ее[1216] уже после прихода в Венгрию; да и вообще немыслимо, чтобы вся эта общая терминология развилась позднее. Она возникла еще на прародине славян, и несомненно, что в конце языческого периода славянские женщины пряли и ткали так же, как и позднее, в историческую эпоху. Веретено (вретено) в руке женщины — древний символ, засвидетельствованный на рисунках и в исторических источниках. Ткацкий станок был, судя по всему, стоячий, что подтверждается самим названием станъ, ставъ (от глагола стоять).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Прядение и ткачество. Мы — славяне!

«Локти свои утверждает на веретено…»

Весьма устойчивая традиция рисует «примерных», то есть домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси (как и других современных ей европейских стран) всего чаще занятыми за прялкой. Это касается и «добрых жён» наших летописей, и сказочных героинь. Действительно, в эпоху, когда буквально все предметы каждодневной необходимости изготавливались своими руками, первейшей обязанностью женщины, помимо приготовления пищи, было обшивать всех членов семьи. О том, какие «порты» кроили и шили славянские мастерицы, рассказывается в разделе «Одежда». Здесь мы рассмотрим предшествующие стадии «технологического процесса» – прядение нитей, изготовление тканей и их окраску, поскольку всё это также делалось самостоятельно, в домашних условиях.

К работе этого рода приступали осенью, после окончания уборки урожая, и старались завершить её к весне, к началу нового сельскохозяйственного цикла. Учёные пишут, что наши прапрабабушки трудились буквально не разгибая спины: например, для того, чтобы в одиночку соткать за шесть месяцев три холста по 50 м длиной, нужно проводить за ткацким станком по двенадцать-пятнадцать часов в день. А чтобы спрясть нитки из одного пуда (то есть 16,3 кг) подготовленного волокна, требовалось ни много ни мало девятьсот пятьдесят пять часов усердной работы…

Конечно, хозяйка дома, большуха, физически не могла справиться со всем этим без помощи невесток и дочерей. Действительно, воспитание девочек было направлено не в последнюю очередь на то, чтобы вырастить из них «тонкопрях». В главе «Рождение» упомянуто, что даже пуповину новорожденной девочки старались перерезать на веретене, чтобы уже с первых минут жизни магически «привязать» её к будущему занятию. О том же говорит и обычай, сохранившийся у соседей славянских племён – карелов: когда маленькая девочка в первый раз засмеётся, ей подносили веретено.

Пряхи. С миниатюры XIII века и росписи прялки середины XIX века

В дальнейшем, когда пяти-семи лет от роду славянских детей начинали приучать к домашним работам, девочка выпрядала свою первую нить. Конечно, это событие (как и вообще всё «самое первое», происходившее в жизни ребёнка) сопровождалось магическими обрядами. Так, ещё в начале ХХ века эту первую нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить с водой (в ряде местностей вдыхался дым горящей нити). Делалось это для того, чтобы трудолюбие и искусство не покинуло рукодельницу до конца её дней. Было и другое, тоже волшебное, применение для первой спрядённой нити. Мать девочки прятала её и приберегала до тех пор, пока дочь не станет невестой. И вот тогда-то, готовя её к таинству свадьбы, мать опоясывала своё дитя этой нитью под всеми нарядами по голому телу. По мнению наших предков, нить самого первого прядения была неприступным оберегом против порчи и сглаза, против нечисти, которая, как считалось, особенно опасна для новой семьи, не успевшей толком сложиться и обрести надёжного мистического покровителя.

Наконец, приданое, которое молодая жена должна была принести в дом мужа, состояло большей частью из одежды и белья и, как правило, собственноручно приготовлялось невестой в течение всей юности, накапливаясь в особом сундуке…

«Непряха», «неткаха» – это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков. И не следует думать, что у древних славян нелёгкий женский труд был уделом лишь жён и дочерей простого народа, а девушки из знатных семей росли бездельницами и белоручками, подобно «отрицательным» сказочным героиням. Вовсе нет. В те времена князья и бояре по тысячелетней традиции являлись старейшинами, предводителями народа, до некоторой степени посредниками между людьми и Богами. Это давало им определённые привилегии, но и обязанностей было не меньше, и от того, сколь успешно они с ними справлялись, напрямую зависело благополучие племени. Вождю, в частности, следовало быть образцом для подражания буквально во всём, и это распространялось на членов его семьи. Жена и дочери боярина либо князя не только «обязаны» были быть красивее всех (теперь ясно, что сказочные «прекрасные принцессы» отнюдь не случайны!), им и за прялкой надлежало быть «вне конкуренции». Поэтому не удивляются археологи, обнаруживая остатки веретён при раскопках и вполне рядовых изб, и в богатых кладах рядом с золотыми украшениями и жемчугом. По всей средневековой Европе прядение считалось «наиболее приличным» времяпровождением для знатных женщин. Как тут не вспомнить сказку о Спящей Красавице, где королевской (!) дочери грозит реальная опасность уколоться веретеном, когда она подрастёт и примется прясть. А вот фрагмент из нашей летописи ХII века, содержащей похвалу богатой домохозяйке: «…руце своя простирает на полезная, локти свои утверждает на веретено…» – и далее сказано, что её мужу даже в дальней поездке не о чем беспокоиться – все домашние будут одеты.

Что же касается наиболее отдалённых времён, – мы уже знаем, что наряду с «мужскими домами», где мужчины рода внушали мальчикам различные чисто мужские премудрости, мистические и повседневные, у древних славян существовали и «женские дома», где старшие женщины обучали девочек женской магии и ремеслу, в том числе прядению и ткачеству. Слова «магия» и «ремесло» стоят здесь рядом по праву. Ведь прядильщица или ткачиха (как и кузнец, строитель, гончар…) создаёт форму (нить) из бесформенного (комок волокна), определённым образом «организует пространство», заполняя пустое место тканью, а значит, деятельно участвует в длящемся «сотворении мира».

Не случайно многие и многие древние народы делали хозяевами и хранителями судеб не Богов, а Богинь, сидящих за прялками или за ткацким станком. Нити человеческих судеб выпрядали хеттские, греческие, римские, скандинавские Богини. Долгане и эвенки, живущие на севере нашей страны, представляют судьбы в виде невидимых нитей, тянущихся к небесам от головы каждого человека. А в Африке, согласно верованиям дагомейцев, Богиня предсказательница судьбы является дочерью (по другим версиям – матерью) Богини покровительницы прядильщиц…

Женщина за прялкой. Каргопольский край. Конец XIX века

Существовали подобные верования и у славян. О том, что и для нас судьба была некогда вполне вещественной «нитью», свидетельствует хотя бы до сих пор бытующее выражение «связать свою судьбу» с кем-то или чем-то. Древние (да и не очень древние) славяне считали: льняная нить, которой перевязывали («повивали») пуповину младенца, накрепко, на всю жизнь «прививала» к нему его Долю – маленькое Божество личной судьбы, даруемое каждому человеку Матерью Ладой, старшей Рожаницей, Богиней космического порядка вещей (подробнее см. в главе «Род и Рожаницы»). А покровительницей прядения и ткачества у наших языческих предков была Макошь (см. главу «Мать Земля и Отец Небо»), которую некоторые исследователи считают без преувеличения хозяйкой судеб – великой Богиней Земли…

Богиня Земли Макошь. Севернорусская вышивка. XIX век

Вот какую поистине «космическую» нить пряли наши прапрабабушки и, надобно думать, прекрасно это осознавали. Нелёгкий повседневный труд был для них своего рода священнодействием, а вовсе не нудной обязанностью, как может показаться современному человеку.

Прялка была неразлучной спутницей женщины. Чуть позже мы увидим, что славянские (и не только славянские) женщины умудрялись прясть даже… на ходу, например в дороге или присматривая за скотиной. А когда осенними и зимними вечерами молодёжь собиралась на посиделки, игры и танцы обыкновенно начинались лишь после того, как иссякали принесенные из дому «уроки» (то есть работа, рукоделие), всего чаще – кудель, которую следовало спрясть. На посиделках парни и девушки приглядывались друг к другу, завязывали знакомства. «Непряхе» здесь не на что было надеяться, будь она хоть первой красавицей. Начать веселье, не завершив «урока», считалось немыслимым делом. Случалось, что парень, желая скорее заполучить свою избранницу для танцев, пытался поджигать кудель на её прялке. А если были причины надеяться на взаимность – мог вовсе отнять прялку и не возвращать, пока девушка его не поцелует…

Рассмотрим теперь то сырьё, из которого славянские женщины пряли нити и ткали материи.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Прядение - это... Что такое Прядение?

  • ПРЯДЕНИЕ — ПРЯДЕНИЕ, процесс получения непрерывной нити (пряжи) из волокон сравнительно небольшой длины. Ручное прядение известно с глубокой древности. Древнейшими материалами для прядения были волокна шерсти, льна, конопли, в некоторых местах и крапивы, в… …   Современная энциклопедия

  • ПРЯДЕНИЕ — ПРЯДЕНИЕ, прядения, мн. нет, ср. (тех.). Действие по гл. прясть1. Ручное прядение. Машинное прядение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Прядение — ПРЯДЕНИЕ, процесс получения непрерывной нити (пряжи) из волокон сравнительно небольшой длины. Ручное прядение известно с глубокой древности. Древнейшими материалами для прядения были волокна шерсти, льна, конопли, в некоторых местах и крапивы, в… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПРЯДЕНИЕ — ПРЯДЕНИЕ, прядь, пряжа и пр. см. прясть. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • ПРЯДЕНИЕ — изготовление пряжи или ровницы. В широком смысле то же, что прядильное производство …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПРЯДЕНИЕ — ПРЯДЕНИЕ, процесс изготовления нити (пряжи) путем скручивания волокон. С глубокой древности известны волокна животного (шерсть, шелк) и растительного (лен, хлопок) происхождения. В настоящее время к ним добавились волокна синтетические.… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • ПРЯДЕНИЕ — см. прясть 1. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • прядение — сущ., кол во синонимов: 11 • бумагопрядение (1) • канатопрядение (1) • льнопрядение …   Словарь синонимов

  • Прядение — Прядение. П. или прядильное производство есть совокупностьопераций, которым подвергается волокнистое вещество с целью получения изнего нити пряжи, для ткачества и других целей. Эти Операции двоякогорода: 1) Подготовительные, имеющие целью… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Прядение — С использованием прялки Прядение  процесс продольного складывания и спирального скручивания отдельных волокон для полу …   Википедия

  • ПРЯДЕНИЕ — процесс продольного складывания и спирального скручивания отдельных волокон для получения длинной и прочной нити. Этот принцип общий как для грубых веревок каменного века, так и для тончайших ниток, вырабатываемых современными машинами. Благодаря …   Энциклопедия Кольера

  • drevniy_mir.academic.ru

    Что такое ПРЯДЕНИЕ - Энциклопедия Кольера - Словари

    Энциклопедия Кольера

    ПРЯДЕНИЕ ПРЯДЕНИЕ процесс продольного складывания и спирального скручивания отдельных волокон для получения длинной и прочной нити. Этот принцип - общий как для грубых веревок каменного века, так и для тончайших ниток, вырабатываемых современными машинами. Благодаря жгуту и веревке как средствам крепления стали возможны многие успехи цивилизации: удержание оружия и орудий (для жизнеобеспечения, обороны, строительства), перемещение и поднятие тяжелых грузов (каменная архитектура), бегучий такелаж на парусных судах (торговля, географические исследования). Пряжа, нитки - основа зимней и летней одежды, позволившей человеку расселиться по разным климатическим поясам Земли. Простейший способ прядения - сучение ленточки волокон между ладонями, а несколько более усовершенствованный - ладонью правой руки на колене, причем ленточка волокон подготавливается и подается левой рукой. Некоторые примитивные народы до сих пор придерживаются такой технологии. Древние египтяне вместо колена пользовались камнем подходящей формы, а греки клали на колено искривленную черепицу. Простейшее ручное веретено - это недлинная заостренная палочка с кольцевым грузом (пряслом), играющим роль маховика, на утолщенном нижнем конце. Волокна вытягиваются из удерживаемого в левой руке запаса исходного материала и слегка скручиваются в рыхлое подобие нити - ровницу. Свободный конец ровницы наматывают на стержень веретена так, чтобы он спиралью сходил с его верхнего конца. Затем веретено приводят во вращение правой рукой и отпускают, чтобы оно висело. Прясло увеличивает инерцию вращения и тянет скручивающиеся волокна книзу (прядение с висящим веретеном). Исходное волокно (руно) может закрепляться в специальном держателе в виде палки с двумя поперечинами на конце, удерживаемой слева под мышкой так, чтобы легче было пальцами левой руки вытягивать ленточку новых волокон. Когда образуется достаточно длинный кусок пряжи, ее наматывают на веретено и цикл прядения повторяют. При прядении тонкой нити, которая может оборваться под тяжестью груза, веретено вертят так, чтобы его нижний конец опирался на пол или на дно специальной чашки (прядение с опертым веретеном). Веретено существовало уже 10 000 лет назад. Египтяне пряли лен методом висящего веретена; в Индии методом опертого веретена вырабатывали тончайшую хлопковую нить. Простейшая "самопрялка" представляет собой доску, на которой установлен цилиндр с горизонтально закрепленным веретеном, приводимым во вращение бесконечным ремнем, перекинутым через большое поворачиваемое рукой колесо. Левой рукой прядильщик подает волокна к острому концу веретена, а правой - крутит колесо. Когда нить увеличится на длину руки, ее наматывают на стержень веретена и прядут дальше. Прядение при этом ускоряется и лучше контролируется, но процесс приходится прерывать для намотки. Такое устройство появилось, как предполагают, в Индии, а затем распространилось на восток и запад. В Европе им пользовались уже в начале 14 в., а в Индии и Индонезии пользуются и теперь для прядения хлопка и "дикого" шелка. Намотка была совмещена с прядением в 15 в., когда веретено было дополнено рогулькой. Стержень веретена теперь стал служить осью, на которой закреплены катушка и рогулька. Два конца U-образной рогульки выступают за катушку. Исходная ровница проходит через глазок в кончике веретена, затем через крючок одного из концов рогульки и идет на катушку. Катушка и рогулька связаны с приводным колесом двумя отдельными ремнями, каждая своим, и благодаря разнице в диаметрах шкивов рогулька вращается быстрее катушки. Быстро вращающаяся рогулька скручивает ровницу в нитку, прежде чем последняя ляжет на катушку, вращающуюся с меньшей скоростью. Педаль, добавленная в 16 в., освободила правую руку прядильщика, позволив ему использовать для вращения приводного колеса силу ног. Палка-держатель исходного волокнистого материала вставлялась в нижнюю перекладину прялки так, чтобы было удобно работать. Исходный материал закреплялся также в "донце" на верхней перекладине. Позднее были созданы более производительные многоверетенные и многошпульные машины, которые давали и более однородную продукцию. Леонардо да Винчи изобрел многоверетенную машину со "стандартными" намоточными рогульками и ручным приводом около 1490. В 18 в., в значительной мере благодаря трудам Дж.Харгривса и Р.Аркрайта, были осуществлены направленные на массовое производство усовершенствования прядильных машин, положившие начало современной прядильной технике. См. также АРКРАЙТ, РИЧАРД; ХАРГРИВС, ДЖЕЙМС; ТЕКСТИЛЬ.

    www.slovopedia.com


    Смотрите также