Врачевание древней месопотамии. Реферат - Два направления врачевания в Древней Месопотамии - асуту и ашипуту - файл n1.docx
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Врачевание в древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия). Врачевание древней месопотамии


Врачевание в странах Древней Месопотамии — МегаЛекции

 

Термин «Месопотамия» (греч. Междуречье, или Двуречье) введен греческим историком Геродотом из Геликарнаса (Herodotos, около 484 – 425 гг. до н.э.), который посетил стра­ны бассейна Тигра и Евфрата в сере­дине V в. до н.э.

Древнейшие города-государства шумеров (Эриду, Урук, Лагаш, Ур, Ниппур) сформировались в нижней долине Евфрата на рубеже IV и III тысячелетий до н.э.

С начала II тысячелетия до н.э., после возвышения города-государства Вавилон в Ниж­ней Месопотамии, началась история Вавилонского царства, которое с не­большими перерывами существовало в течение 15 столетий (XX – XVI вв. до н.э. – старовавилонский период, XVI – XII вв. до н.э. – средневавилонский, или касситский, период и XI—VI вв. до н.э. – нововавилонский период). В 538 г. Вавилонское царство было захвачено персами и прекратило свое существование.

В Верхней Месопотамии с XV по II в. до н.э. существовала другая великая держава Месопотамии – Ассирийское царство, уничтоженное в 614 – 605 гг. до н.э. в результате нашествия мидян.

Представления о причинах болезней в древней Месопотамии можно подразделить на три основные категории [2; 3; 6]:

1. Связанные с нарушением принятых в общине обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний.

2. Связанные с религиозными верованиями («рука бога», «дуновение злого духа»). Так, считалось, что демон бури Пазузу насылает головную боль и тошноту, а страшная старуха Ламашту, которая по ночам бродит по городу и бросается на детей, распространяет детскую лихорадку.

3. Связанные с явлениями природы и образом жизни. Болезни у народов древней Месопотамии связывались не только со злыми духами. Они объяснялись также употреблением нездоровой пищи, купанием в грязной реке, соприкосновением с грязью и нечистотами.

В древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания [7]:

1. асуту – искусство врачевателей;

2. ашипуту – искусство заклинателей.

Искусством врачевания занимались врачеватели – представители эмпирического направления – асу – знающий воду. Представители другого направления назывались ашипу – заклинающий.

Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель-ашипу – прежде всего со сверхъестественными силами: «рукой» конкретного бога, демона или призрака, злыми чарами. Репутация эмпирика-асу была более уязвима: его неудачи относились не столько на счет богов, сколько на счет самого врачевателя, в то время как ашипу всегда мог сослаться на волю божества при неудачном исходе лечения. В результате, асу постепенно утрачивали свои позиции.

Однако в целом, как свидетельствуют клинописные тексты, лечение асу было более эффективным, чем лечение ашипу. Это подтверждают и письма-таблички врачевателя Мукаллима, который лечил больных в храме близ Ниппура. Он успешно излечивал лихорадки и воспаление органов дыхания, кожные заболевания и травмы. Во всех письмах Мукаллима и его помощника, занимавшегося приготовлением лекарств (так называемого «аптекаря»), нет ни единого слова о молитвах или заклинаниях – его лечение было эмпирическим.

При археологических раскопках одного из древнейших шумерских городов – Ниппура была найдена клинописная табличка, содержащая 15 рецептов. Ее текст записан на шумерском языке в конце III тысячелетия до н. э. Таким образом, это древнейший текстов медицинского содержания и одновременно древнейшая «фармакопея» в истории человечества [3; 6].

Анализ текста этой таблички показал, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства, прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору. В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть.

Шумерский врачеватель, составивший табличку из Ниппура, в своей практике исходил из эмпирического опыта – в ней нет ни единого слова о богах или демонах; она не содержит заклинаний или заговоров, которые встречаются в медицинских текстах древней Месопотамии более позднего периода.

Табличка имела практическое применение при составлении лекарственных средств. Текст ее предельно лаконичен. Например: «Рецепт 12. Просеять и тщательно перемешать растолченный панцирь черепахи, побеги растения нага, соль и горчицу; омыть больное место крепким пивом и горячей водой; растереть больное место этим приготовленным составом, после чего натереть растительным маслом и обложить растертыми в порошок иглами пихты».

В Шумере издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище. Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщательно вымытым и начисто выбритым с головы до пят (одной из причин этого обычая было предупреждение педикулеза).

Самым обширным памятником права древней Месопотамии являются Законы Хаммурапи [3], шестого вавилонского царя первой династии. Они высечены на базальтовом столбе. Законы Хаммурапи принадлежат к числу наиболее древних законодательств мира и ярко отражают общественные отношения периода раннего рабовладения на Востоке. Некоторые параграфы Законов касаются правовых аспектов деятельности врачевателей. В случае успешного лечения они получали весьма высокое вознаграждение. Однако в случае неблагоприятного исхода лечения врачеватель подвергался суровому наказанию из-за обычая «талиона» (воздаяние равным за равное: око за око, зуб за зуб).

В эпоху Хаммурапи вавилонская медицина делилась на отдельные отрасли – хирургию, лечение глазных болезней и другие. Анатомия была очень слабо развита; врачи при определении симптомов и при диагнозах выделяли лишь главные органы, например, сердце, печень, почки.

Однако необходимость постановки диагноза при помощи установления ряда симптомов была не только полностью осознана, но и вызвала первые попытки объективного изучения болезней и реальной борьбы с ними. Так, вавилонские жрецы считали, что болезнь «не может быть успокоена повязками и жало смерти не может быть вырвано, если врач не узнает её существа».

Медицинские тексты содержали описания симптомов различных болезней желудочно-кишечного тракта, органов дыхания (насморк, выделение мокроты, кровотечение из носа), ревматизма (ломота в членах). Часто описываются симптомы лихорадочного состояния: жар, холод, озноб, холодный пот; образно описываются симптомы «удара», приведшего к параличу: «губы поражённого сведены, глаз закрывается, рот скован, и он не может говорить».

Вавилонские врачи пытались лечить и другие болезни: болезни глаз, ушей, опухоли, накожные болезни (проказа), болезни сердца, почек, водянку, мочеполовые и женские болезни, даже нервные, возможно душевные болезни, симптомом которых является «упадок духа вследствие несчастия». Иногда в лечебниках упоминаются обмороки, когда человек «падает без сознания» и «его глаза темнеют».

Ярко описывается, особая болезнь «височной жилы», возможно связанная с приливом крови к голове, отчасти к глазам, и с помутнением зрения. Важнейшие симптомы этой болезни заключаются в том, что «у человека схватывает висок, в ушах у него шум, его глаза мерцают, его затылок его снедает, его сердце возбуждено и в ногах у него слабость».

В сохранившихся медицинских текстах можно обнаружить некоторую очень часто непоследовательную систематизацию. Так, например, описания болезней органов дыхания объединены одним заглавием или, вернее, вступительными словами: «Когда (дыхание) его рта затруднено». Так же объединены в особые разделы описания болезней печени и жёлчного пузыря, наконец, выделены в особый трактат болезни «большой жилы», похожие по своим описаниям на ревматизм или подагру.

Для лечения всех этих болезней применялись самые различные средства, среди которых на первом месте стояли разнообразнейшие, порой очень сложные лекарства. Помимо лекарств применялись притирания, компрессы, массаж и промывания. На широкое применение в медицине воды и масла указывает то, что слово «врач» в буквальном переводе означало «знающий воду» или «знающий масло». Отчасти это также связано с широким применением в религиозно-магическом культе воды и масла.

Передача медицинских знаний в древней Месопотамии осуществлялась в узком кругу посвященных. Ученики врача назывались асу агашгу. Клинописи они обучались в знаменитой традиционной светской школе Вавилонии (э-дубба), которая существовала до XVII в. до н.э.

Гигиенические предписания существовали в Месопотамии издавна. Однако сточные системы в городах долгое время не сооружались. В Ассирии каналы для подачи воды начали строить в столичных городах. Так, в Ниневии был воздвигнут грандиозный водопровод длиной 48 км – канал Синанхериба.

 

megalektsii.ru

Врачевание в древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия) — КиберПедия

Месопотамия (Междуречье, Двуречье) – обширная область между реками Тигр и Евфрат (южная часть современного Ирака) является одним из древнейших очагов цивилизации. Богатейший археологический материал дает основание считать Месопотамию первобытным очагом культурно-исторической жизни человечества. На территории Месопотамии сформировались государства: Шумер (около III тысячелетия до н. э.), в последствии Вавилония (начало II тысячелетия до н. э. – VI в. до н. э.) и Ассирия (XV – VII вв. до н. э.).

Источниками информации о врачевании в древней Месопотамии являются клинописные тексты, выполненные на глиняных табличках, предметах из глины, камне, металле, данные археологических исследований, свидетельства историков и ученых древности.

При археологических раскопках одного из древнейших шумерских городов – Ниппура была найдена клинописная табличка, содержащая 15 рецептов. Еë текст был составлен в III тысячелетии до н. э., который является самым древним руководством по изготовлению и применению лекарств растительного, минерального и животного происхождения. Врачеватели Шумера использовали в своей практике семена, корни, ветки, кору и смолы различных деревьев и растений. Так, древнешумерийские фармацевты пользовались кассией и чебрецом, они умели изготовлять различные мази, настойки и отвары, к которым добавляли щелочь и соль. Популярными были при лечении многих болезней лук и чеснок. Как лечебное средство при некоторых заболеваниях использовались финики. В состав лекарств включались молоко, шерсть, панцирь черепах и т.п. Готовили лекарства на пиве, вине и растительном масле. Табличка не содержит указаний при каких заболеваниях различные лекарства должны были применяться. Это связано с тем, что в тот период истории Месопотамии знания передавались устно, а записывались лишь конкретные, точные сведения.

Недостаток местных лекарственных средств компенсировался их ввозом из Индии, Ирана, стран Средиземноморья и Египта, чему способствовало выгодное географическое положение государств Междуречья на мировых торговых путях.

В Шумере выработались строгие гигиенические традиции, основанные на многовековом народном опыте: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в употреблении определенной пищи и т.п.

Достижения шумеров в области врачевания, арифметики, геометрии, сельского хозяйства, литературы и искусства послужили основой для дальнейшего развития знаний у народов Вавилонии и Ассирии.

Одним из источников изучения состояния врачевания в Вавилонии является свод законов царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.). Будучи одним из наиболее выдающихся правителей древности, Хаммурапи объединил разрозненные земли Двуречья и создал могущественное государство. Как мудрый правитель, он уделял большое внимание хозяйственной, финансовой, военной и судебной сферам государственной деятельности. Законы царя Хаммурапи являются древнейшими из сохранившихся законодательств мира и ярко отражают общественные отношения той эпохи. Они включают около 300 параграфов, некоторые из них касаются правовых аспектов деятельности врача в Вавилонии. Кроме этого, встречаются указания на специальные глазные и зубные операции.

При археологических раскопках дворца ассирийского царя Ашшурбанипала (около 668–626 гг. до н. э.) в городе Ниневие была обнаружена древнейшая «библиотека» – собрание клинописных текстов, составленное из тщательно обожженных глиняных табличек. Около 1000 табличек посвящено медицине, причем, большинство из них являются отражением жреческой медицины.

Жреческая медицина подходила к определению состояния здоровья и болезни с религиозных позиций. Именно в Месопотамии зарождается астрология, основанная на длительном наблюдении за разливами рек Тигра и Евфрата, которым соответствовало определенное положение звезд на небе. С точки зрения астрологов именно звезды управляют миром и всем, происходящим на Земле, включая разливы рек, здоровье и болезни людей. Поэтому, все следует делать сообразно положению звезд. Исход болезни определялся при помощи специального астрального календаря, учитывающего положение светил на небе. С расположением звезд связывались возникновение и ход эпидемий («мора»), которые часто поражали страны древнего Востока. Широко применялось гадание на различных органах жертвенных животных. Считалось, что лечебные приемы изначально известны богам, а задача врачей состоит лишь в познании таинства богов. Отсюда и основные приемы врачевания: ношение амулетов, чтение молитв и заклинаний, жертвоприношения, а также применялись средства народной медицины (растительного, животного и минерального происхождения).

Так, при лечении болезней использовались лечебные травы (горчица, тмин), коренья, семена, овощи (лук, чеснок, салат-латук, горох, огурцы), кедровый бальзам, минеральные средства (квасцы, красный железняк, сера, соль), нефть, продукты животного происхождения (мед, воск, масло, кровь, рыбий жир, скорлупа мидий, кожа ягненка). Особенно широко применялись вода и масло. Очевидно, поэтому врачевателей называли «знающий воду» или «знающий масло». Врачеватели сами собирали и готовили лекарственные средства, варили их на меду, пиве, уксусе, воде или твердом жире. Готовые средства при перевязках наносили на полоски из кожи и ткани, втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях и обмываниях, вводили в клизмах, применяли в виде мазей, порошков, пилюль, свечей и тампонов.

Анатомия была развита слабо и некоторые анатомические знания были связаны с жертвоприношениями. На глиняные таблички наносились рисунки сердца, кишок и других органов. На рисунках печени показаны отростки, линии, доли, желчный пузырь и протоки с указанием их длины.

При определении симптомов заболеваний выделяли лишь основные органы, например, сердце, печень, почки. Особое место занимала печень, считавшаяся главным органом тела, и служила для гаданий.

Необходимость диагностики при помощи установления симптомов привела к первым попыткам изучения болезней и реальной борьбы с ними. Врачи Вавилонии считали, что болезнь «не может быть успокоена повязками и жало смерти не может быть вырвано … если врач не узнает её существа». Некоторые тексты содержат описания признаков (симптомов) различных заболеваний, например, боли в желудке, жжение, рвота, желтуха, изменение цвета языка, метеоризм, понос, снижение аппетита, мышечные боли, насморк, выделение мокроты, кашель, ломота в конечностях. Часто описываются симптомы лихорадочного состояния: жар, озноб, холодный пот. Весьма образно показаны симптомы «удара» (инсульта), приведшего к параличу: «… губы поражённого сведены, глаз закрывается … рот скован и он не может говорить». Ярко описывается особая болезнь «височной жилы», возможно, связанная с приливом крови к голове, отчасти к глазам, что вызывало помутнение зрения.

При распознавании болезни врачеватели особое значение придавали состоянию рта, носа, губ, длине и расположению волос на голове. Виду ног, ладоней, движению или покою тела, крикам, судорожным состояниям, различным проявлениям половой жизни. Визуально исследовалась кровь, моча, молоко женщин.

Врачеватели Вавилонии и Ассирии пытались лечить болезни сердца, почек, глаз, ушей, опухоли, водянку, мочеполовые и женские болезни. В медицинских текстах можно обнаружить некоторую, часто непоследовательную, попытку систематизации. Так, например, описание болезней органов дыхания объединено одним заглавием или, вернее, вступительными словами: «Когда дыхание его рта затруднено». В особый раздел выделены болезни внутренних органов: печени, желчного пузыря и сердца. Наконец, в специальном трактате описаны болезни «большой жилы», похожие по своим признакам на воспаление нервов, подагру и ревматизм.

При раскопках крупнейших городов (Вавилона, Ниневии) обнаружены следы благоустройства и сооружений общественной гигиены: остатки мостовых, водопровода и канализации из глиняных труб. Имелись законы об выдворении из городов больных заразными болезнями и в первую очередь – «проказой». При этом необходимо иметь в виду, что общим названием «проказа» зачастую обозначались и другие заболевания: оспа, экзема, сифилис.

Светских врачевателей в Вавилонии и Ассирии было очень мало и врачеванием в основном занимались жрецы, которые получали образование при храмах. Передача медицинских знаний осуществлялась в достаточно узком кругу посвященных в секреты врачевания. В текстах древней Месопотамии о медицинских школах для подготовки врачевателей не упоминается, видимо, они ещё не существовали.

Общественное положение врачевателей во времена царя Хаммурапи было весьма высоким. В случае успешного излечения больного они получали достаточно высокое вознаграждение. Так, на один сикль (около 8 граммов серебра) можно было купить 300 литров зерна, а годовая норма мужчины составляла 550 литров в год. Столь высокая оплата связана с большим риском в профессии врачевателя из-за существовавшего в то время закона «талиона», который заключался в причинении виновному такого же вреда, который был нанесен им («око за око, зуб за зуб»).

На протяжении всей своей многовековой истории вавилоно-ассирийская культура оказывала большое влияние на развитие научных знаний во всей Передней Азии. Вместе с клинописью широко распространялись и месопотамские медицинские тексты, которые переписывались почти без изменений до начала нашей эры.

 

Врачевание в древнем Египте

Первые поселения в плодородной долине реки Нила, как считают историки, появились в VI тысячелетии до н. э., затем превратившиеся в города-государства. К IV тысячелетию до н. э. В северной части долины реки Нила сформировалось 20 таких государств, а в южной – 22. Впоследствии , на этих территориях образовалось два крупных царства: Северный (Нижний) и Южный (Верхний) Египет. Заслуги объединения обоих царств в единое государство приписываются царю Южного Египта – Менесу, которого считают основателем первой династии фараонов. Объединение Верхнего и Нижнего Египта способствовало формированию мощного централизованного государства.

История древнего Египта насчитывает более трех тысячелетий: от конца IV тысячелетия до н. э. до 395 г. н. э., когда после распада Великой Римской империи древний Египет вошëл в состав Византии.

Характерные черты для древнеегипетской культуры сформировались в додинастический период (до III тысячелетия до н. э.). Это – периодическое письмо, религиозные представления, культ мертвых и характерный художественный стиль.

Основу древнеегипетского хозяйства составляли ирригационное земледелие и скотоводство. Значительного развития достигли строительное искусство и ремёсла, а также прикладная химия, ветеринария и медицина.

В истории врачевания древнего Египта выделяют три крупных периода: царский (XXX – IV вв. до н. э.), греко-римский (332 г. до н. э. – 395 г. н. э.) и византийский (395 – 638 гг.), который переходит в средние века.

Источниками информации о врачевании древнего Египта являются: иероглифические надписи и изображения на стенах гробницах и пирамидах, связанные с заупокойным культом, знаменитые медицинские папирусы, а также описания историков древности (греческий историк Геродот; V в. до н. э.).

В настоящее время известно более десяти папирусов, которые частично или полностью посвящены врачеванию. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существовавших медицинских документов, до нас не дошедших. Древнейшим медицинским папирусом является Кахуанский, относящийся к эпохе Среднего царства и датируется примерно 1850 г. до н. э., посвящен родовспоможению и женским болезням. Папирус Бругша (около 1450 – 1350 гг. до н. э.) – самый древний из дошедших до нас документов по

__________________________________

Генрих Бругш (1827–1894) – немецкий учёный-египтолог

 

 

педиатрии. В нем описаны болезни детей и проблемы здоровья матери и ребенка. Лечение болезней сосудов, сердца и суставов изложено в Берлинском папирусе № 3038, составленном около 1300 г. до н. э. В некоторых папирусах большое внимание уделено приемам магического врачевания, например, Лондонский папирус № 10059 и др. Наиболее полную и обширную информацию о врачевании древнего Египта дают два замечательных трактата, составленные в середине II тысячелетия до н. э. (эпоха Нового царства). Это, папирус Эберса, посвященный лечению заболеваний «всех частей тела» (найден в Фивах) и папирус Смита, посвященный лечению травматических повреждений (найден в Луксоре). Что касается описаний историков, то первый яркий очерк по истории древнего Египта дал в V в. до н. э. греческий историк Геродот.

В медицинских папирусах сохранился перечень древних рецептов для лечения различных заболеваний. Так, папирус Эберса включает в себя 108 листов, достигает в длину более 20 метров и является своего рода «медицинской энциклопедией» древних египтян. Папирус содержит около 900 рецептов, что вполне соответствует его названию «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Встречаются лекарственные прописи для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных и кожных заболеваний, а также диетические и косметические рецепты.

Древнеегипетскими врачами широко использовались для приготовления лекарственных средств: трава белены, полыни, листья подорожника, цветы ромашки, морской лук, можжевеловые ягоды, опий, кедровое и касторовое масло, спирт, уксус, вино, ладан, пивные дрожжи. Из минеральных продуктов применялись: селитра, медный купорос, квасцы, поваренная соль, мемфисский камень. Среди веществ животного происхождения получили распространение

_______________________________________

Георг Эберс (1837–1898) – немецкий учёный-египтолог и писатель

Эдвин Смит (1822–1906) – американский учёный-египтолог

 

 

жиры, желчь, мозг, печень, кровь, мед, молоко.

В Древнем Египте существовали ботанические сады и огороды, в которых разводили лекарственные растения, при этом многие растения привозили из других стран. До нашего времени сохранились длинные списки привозных лекарственных средств, служивших объектом международной торговли.

В каждом конкретном случае заболевания назначались определенные мази, пластыри, припарки, микстуры, полоскания, пилюли, клизмы и т. д.

Врачеватели группировали лекарства по их фармакологическому действию: слабительные, рвотные, обезболивающие и т.д.

Древнеегипетские врачеватели признавали существование как естественных причин болезней (кишечные паразиты, нарушение питания, изменения погоды), так и сверхъестественных (воля богов, вселение злого духа умершего в тело заболевшего). Одновременно с этим существовало гуморальное учение, которое исходило из представления о четырех основных соках, являющихся носителями основных четырех элементов мира – огня, воды, земли и воздуха. Эти соки составляют человеческий организм и определяют его здоровье или болезнь. Среди врачевателей того времени также было распространено учение о «пневме» – живительном начале человеческого организма. По представлениям египтян, «пневма» – это особое содержащееся в воздухе невидимое и невесомое вещество. Во время вдоха оно поступает в лёгкие, оттуда проникает в сердце и далее по артериям расходится по всему телу. При болезни изменяются свойства крови и «пневмы». Этими представлениями определялся характер лечения, а именно: вызвать из больного организма выделение гнилостных веществ, которые в нём образовались, и удалить «дурную кровь». Египетские врачи применяли клизмы не только в лечебных целях, но и для очищения кишечника. Для удаления «испорченных веществ» давались рвотные, слабительные, мочегонные и потогонные средства. Применялись кровопускания для удаления «испорченной крови».

Накапливая и используя множество эмпирических наблюдений, врачеватели при лечении заболеваний наряду с лекарствами использовали действия и обряды религиозного характера (молитвы, магические заклинания, заговоры).

Ознакомление с внутренним строением человеческого тела, облегчавшееся вскрытием трупов при мумификации, давало возможность врачевателям присматриваться к строению и функционированию человеческого организма. Так постепенно появляются первые знания в области анатомии и термины для обозначения частей тела и органов человека: мозг, сердце, сосуды, позвоночник, желудок, мышцы, кишечник и т. д. Особое значение отводилось сердцу и сосудам, которые, по их мнению, играли определенную роль в жизни человеческого организма и течение заболеваний.

Описание ряда болезней и их симптомов позволяет предполагать о некоторых знаниях египтян в области диагностики. В медицинских текстах описываются желудочно-кишечные заболевания (дизентерия, болезни, вызванные глистами), болезни дыхательных путей (бронхит, астма), глазные болезни (блефарит, конъюнктивит, трахома, катаракта) и кожные болезни (гангрена, жировые опухоли, мокрая экзема). Кроме этого, ревматизм, скарлатина, кровотечения различного происхождения, «опухоль одного дня», главным признаком которой был «зуд во всем теле или на одном месте» (возможно, это аллергия) и др.

В папирусах дается описание ранних и поздних родов, а также указываются средства, позволяющие диагностировать бесплодие – «распознать женщину, которая может родить, от той, которая не может».

Папирусы, дошедшие до нашего времени, свидетельствуют о накоплении сведений в области лечения ран, переломов и других травм. В хирургическом папирусе Смита описываются травматические повреждения различных частей тела: черепа, носа, подбородка, ушей, губ, гортани, ключиц, плеч, груди, грудной клетки, позвоночника и т. д. Папирус украшен рисунками частей и органов тела до и после операции, при этом он не содержит заклинаний и магии. На полях папируса Смита сделаны пометки следующего содержания: «Это лекарство хорошее», «Мне удалось вылечить эту болезнь».

На одной из гробниц Древнего царства сохранились изображения различных операций (рук, ног, колен), а на стене одного храма – изображения хирургических инструментов.

В медицинских текстах дается своеобразная методика лечения, требующая от врачевателя осмотра больного, определения симптомов, постановки диагноза и способа лечения. Существовала и особая врачебная этика. Врачеватель должен был сообщить больному о возможном исходе лечения, применив одну из трех формулировок: 1) «это болезнь, которую я могу вылечить»; 2) «это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»; 3) «это болезнь, которую я не смогу вылечить».

Большое значение египтяне придавали соблюдению гигиенических требований в связи с предупреждением заболеваний, в том числе инфекционных и паразитарных. Элементы санитарии и благоустройства обнаружены археологами при изучении развалин древнеегипетских городов.

В древнем Египте существовала определенная специализация среди врачевателей: одни лечили внутренние болезни, другие оказывали хирургическую помощь. Причем, среди хирургов различались врачеватели, занимавшиеся операциями на глазах, лечением и пломбированием зубов. Так, об уровне развития зубоврачевания свидетельствует найденная мумия (III тысячелетие до н.э.), у которой зубы, прикреплёны к другим зубам золотой проволокой, а в челюстях имеются отверстия, просверлённые при операции. Пользовались популярностью глазные врачи, так как заболевания глаз были характерны для жаркого климата Египта. Кроме того, жаркий и влажный климат способствовал распространению глистных заболеваний, поэтому наука о глистах являлась весьма важной отраслью врачевания и имела особое значение. Имелись «утробные врачи» – специалисты по лечению болезней желудочно-кишечного тракта.

По свидетельству Геродота «врачебное искусство разделено у них таким образом, что каждый врачеватель излечивает только одну болезнь. Поэтому везде у них полно врачевателей; одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни».

Передача медицинских знаний осуществлялась в специальных школах при храмах, а также по наследству – от отца к сыну. За полвека до нашей эры в медицинские школы древнего Египта стали принимать хорошо подготовленных состоятельных иностранцев, что способствовало распространению медицинских знаний египтян в странах древнего мира и, прежде всего, в странах античного средиземноморья – древней Греции и древнем Риме.

Иванов А. Г.

cyberpedia.su

Врачевание в древней Месопотамии — КиберПедия

 

Междуречье Тигра и Евфрата назвал Месопотамией (от греч. Mesopotamia — Междуречье, или Двуречье) греческий историк и географ Геродот, который посетил эти края в V в. до н.э. На рубеже IV и III тысячелетий там сформировались первые города-государства шумеров, а во II и I тысячелетиях до н.э. процветали Вавилонское и Ассирийское царства. Таким образом, историю и культур Междуречья создавали три народа: шумеры, вавилоняне и ассирийцы. Главный источник сведений о медицине Месопотамии — многочисленные клинописные таблички с текстами об искусстве врачевания.

В одной из древнейших библиотек мира — собрании клинописных табличек ассирийского царя Ашурбанипала (VII в. до н.э.) было найдено 33 таблички с текстами о целительном действии растений: горчицы, пихты, сосны, груши, сливы, ивы, съедобного лишайника леконары (манны) и многих других. В состав лекарств включались также нефть, смола, молоко, поваренная соль, шерсть и части тела животных, панцирь черепахи, органы водяных змей.

Исторические параллели: В нефти, как известно, содержатся многие ценные органические соединения, входящие в состав лекарственных препаратов. В Древнем Вавилоне умели добывать и использовать ее. На основе нефти делали асфальт, который применяли в строительном деле в качестве связующего раствора, а также при смолении кораблей. Она входила в состав шумерских и вавилонских рецептов для лечения самых разнообразных болезней.

Медицинские сборники табличек из библиотеки Ашурбанипала подбирались по признакам болезней или по названиям частей тела. Например, в табличках, объединённых общим названием «Когда человеческая голова охвачена жаром», дано подробное описание болезней головы: различных видов «умопомрачения», болезней висков, ушей и глаз, «облысения».

Библиотека Ашурбанипала содержала собрание заклинаний и описания обрядовых действий под общим названием «Когда в дом больного заклинатель идет». Иногда в процессе обряда врачевания делали из глины или воска статуэтку, изображавшую больного или «преследовавших» его призраков. Важную роль в обрядах играли магические круги, которые врач очерчивал вокруг больного, магические числа (3 раза, 7 капель и т.д.), предсказание критических дней выздоровления («его болезнь уйдет», «он поправится и будет жить») или обострения болезни.

Если у врача не было надежды на выздоровление больного, он удалялся, не начиная лечения, следуя предостережению: «Этот человек под опасным влиянием, не приближайся, к нему». Возможно, это связано с первыми представлениями об инфекционных болезнях.

Рассечение жертвенных животных давало представление о крупных внутренних органах: сердце, печени, почках, кишечнике, желудке. Средоточием всей жизни вавилонские жрецы считали печень. Они делили её на 50 квадратов и предсказывали по ним судьбы и события. Гадание по внутренностям животных до сих пор практикуется у многих народов.

Тексты Древней Месопотамии не упоминают о медицинских школах, передача медицинских знаний шла в узком кругу посвященных.

Законы царя Хаммурапи.

О наказании врача в случае неудачного лечения сообщает 218 параграф законов заря Хаммурапи, создателя вавилонской империи (XVIII в. до н.э.): «Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и умертвил этого человека, либо сделал надрез в области брови или виска этому человеку и погубил глаз этого человека, такому врачу надлежит отрезать руку». Подобные законы действовали в течение столетий и вряд ли способствовали развитию хирургии, что подтверждается и найденными письменными источниками. Сохранился клинописный текст письма, написанного врачом по имени Арадан и адресованного Ашурбанипалу. Врач сообщает о болезни царского сына, которому уже в течение месяца причиняет страдания сильно распухшая десна. Арадан не предпринимает никаких попыток хирургического вмешательства и выражает надежду на то, что в результате применения лечебных паст и мазей царский сын избавится от боли и не умрет. Жестокое наказание врача в случае неудачного исхода лечения было причиной высокой оплаты медицинских услуг. Так, например, согласно законам Хаммурапи, «... если врачеватель срастил сломанную кость или вылечил больной сустав, то больной должен заплатить ему пять сиклей серебра». На эту сумму можно было целый год кормить несколько человек.

cyberpedia.su

Врачевание в древней Месопотамии — доклад

 

  Врачевание в древней  Месопотамии 

 

Междуречье Тигра и  Евфрата назвал Месопотамией (от греч. Mesopotamia — Междуречье, или Двуречье) греческий историк и географ Геродот, который посетил эти края в V в. до н.э. На рубеже IV и III тысячелетий там сформировались первые города-государства шумеров, а во II и I тысячелетиях до н.э. процветали Вавилонское и Ассирийское царства. Таким образом, историю и культур}' Междуречья создавали три народа: шумеры, вавилоняне и ассирийцы. Главный источник сведений о медицине Месопотамии — многочисленные клинописные таблички с текстами об искусстве врачевания.

Одна из глиняных табличек, найденных археологами в Месопотамии, сохранила оттиск цилиндрической печати шумерского врача, жившего в XXIV в. до н.э. 

 

3.1. МЕДИЦИНСКИЕ  СВЕДЕНИЯ НА КЛИНОПИСНЫХ ГЛИНЯНЫХ  ТАБЛИЧКАХ 

 

В одной из древнейших библиотек  мира — собрании клинописных табличек ассирийского царя Ашурбанипала (VII в. до н.э.) было найдено 33 таблички с текстами о целительном действии растений: горчицы, пихты, сосны, груши, сливы, ивы, съедобного лишайника леконары (манны) и многих других. В состав лекарств включались также нефть, смола, молоко, поваренная соль, шерсть и части тела животных, панцирь черепахи, органы водяных змей.

Исторические параллели: В нефти, как известно, содержатся многие ценные органические

соединения, входящие в состав лекарственных препаратов. В Древнем  Вавилоне умели добывать и использовать ее. На основе нефти делали асфальт, который применяли в строительном деле в качестве связующего раствора, а также при смолении кораблей. Она входила в состав шумерских  и вавилонских рецептов для лечения  самых разнообразных болезней. В  Египте нефть была частью препаратов для бальзамирования тел умерших. В Древнем Китае нефть использовали для освещения и называли «каменным  лаком». Возможно, именно она горела на башне знаменитого Александрийского маяка (III в. до н.э.), построенного в крупном египетском порту на берегу Средиземного моря. В античные времена нефть добывали на Сицилии, поэтому называлась она «сицилийским маслом». В эпоху средневековья искусство добычи и использования нефти в Европе было забыто. Когда европейцы прочитали в книге Марко Поло (XIIIв.) об использовании этой горючей жидкости в восточных странах, они отнеслись к этому сообщению с недоверием. Спустя два столетия нефть уже применялась

европейскими медиками для  изготовления мазей при лечении  кожных болезней.

Медицинские сборники табличек из библиотеки Ашурбанипала подбирались по признакам болезней или по названиям частей тела. Например, в табличках, объединённых общим названием «Когда человеческая голова охвачена жаром», дано подробное описание болезней головы:  различных видов  «умопомрачения», болезней висков, ушей и глаз, «облысения».  

Рассечение жертвенных животных давало представление о крупных  внутренних органах: сердце, печени, почках, кишечнике, желудке. Средоточием всей жизни вавилонские жрецы считали  печень. Они делили её на 50 квадратов  и предсказывали по ним судьбы и события. Гадание по внутренностям животных до сих пор практикуется у многих народов.

Тексты Древней Месопотамии  не упоминают о медицинских школах, передача медицинских знаний в узком  кругу посвященных в тексте клинописной  таблички представлена так: «Дай посвященному показать свои секреты магических знаний — посвященному; непосвященный да не увидит их; что касается сына, которому ты покровительствуешь, — заставь его поклясться... затем покажи ему».

Исторические параллели: Передача медицинских знаний в разных странах Древнего Востока сопровождалась священным ритуалом. Этот обычай был  распространен в Египте и позже  перешел к грекам. В одной из древнейших медицинских книг Древнего Китая встречается упоминание о  клятвенном договоре, согласно которому ученик был обязан не разглашать полученные от учителя знания непосвященным. Заключение договора сопровождалось ритуалом, в  который входили пост, молитва  и помазание губ кровью, взятой из надреза на плече. Вероятно, такие  ритуалы были связаны не только с  желанием оградить медицинские знания от непосвященных, но и с соперничеством между различными медицинскими школами. До нашего времени дошли описания сложных древнеегипетских обрядов  посвящения. Они предваряли изучение тайных, эзотерических (от греч. «эзотерикос» — внутренний, тайный, скрытый) знаний, частью которых было и искусство врачевания. О распространении этого обычая у греков свидетельствует один из трактатов Гиппократова сборника (III в. до н.э.): «Священные действия показываются только людям посвященным, профанам же — не прежде, чем они будут введены в таинство науки».

О наказании врача в  случае неудачного лечения сообщает 218 параграф законов заря Хаммурапи, создателя вавилонской империи (XVIII в. до н.э.): «Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и умертвил этого  человека, либо сделал надрез в области  брови или виска этому человеку и погубил глаз этого человека, такому врачу надлежит отрезать руку». Подобные законы действовали в течение столетий и вряд ли способствовали развитию хирургии, что подтверждается и найденными письменными источниками. Сохранился клинописный текст письма, написанного врачом по имени Арадан и адресованного Ашурбанипалу. Врач сообщает о болезни царского сына, которому уже в течение месяца причиняет страдания сильно распухшая десна. Арадан не предпринимает никаких попыток хирургического вмешательства и выражает надежду на то, что в результате применения лечебных паст и мазей царский сын избавится от боли и не умрет. Жестокое наказание врача в случае неудачного исхода лечения было причиной высокой оплаты медицинских услуг. Так, например, согласно законам Хаммурапи, «... если врачеватель срастил сломанную кость или вылечил больной сустав, то больной должен заплатить ему пять сиклей* серебра». На эту сумму можно было целый год кормить несколько человек.

Исторические параллели:

Уровень развития медицины в странах Древнего мира в определенной степени зависел от того наказания, которое ожидало врача в случае неудачи. В особенности это касается хирургических операций, часто сопряженных  с большим риском. Высокий уровень  развития хирургии в Египте и Индии  отчасти объяснялся тем, что наказание  врача в случае неудачи зависело от того, насколько верно он следовал предписаниям, изложенным в медицинских  текстах. В частности, египетские медицинские  папирусы середины II тысячелетия до н.э. описывают заведомо безнадежные болезни и травмы. Если врач брался за их излечение, он рисковал своей репутацией, но наказания мог бояться только в том случае, когда больной занимал высокое положение в обществе.

3.2. МИФОЛОГИЯ В  МЕДИЦИНСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ 

 

Вавилоняне переняли богов  у шумеров. Во главе мира стояла верховная  триада богов, олицетворяющая три части  Вселенной: бог неба Any; владыка земли и воздуха Энлиль; бог водяной стихии Эа. Ану был воплощением небесного могущества и непостижимых для человека знаний; Энлиль воплощал власть царя на земле, в мире людей и был покровителем воинов. Эа ведал глубинами вод, а именно там, по мнению шумеров, первоначально обитала мудрость. Поэтому Эа почитался как бог мудрости и покровитель врачебного искусства; свою тайну он передал врачевателям «асу» (от шумерского — «знающий воду»), которых изображали в одежде, напоминающей рыбью чешую. 

 

Исторические параллели:

Культ Эа, покровителя мудрости, в том числе и медицинских знаний, связан с древним шумерским мифом об Оанне — человеке-рыбе, который выходил из моря и учил людей различным искусствам. Этот миф не найден в клинописи, однако дошел до нашего времени в пересказе египетского жреца Бероса. Оанн, сообщает папирус, учил людей «письму и наукам, и различным искусствам, и построению городов, и законодательству... С тех пор ничего не изобрели, что выходило бы за пределы этого...». Образ рыбы в религиозных представлениях Древнего Востока часто связывался с воплощением божества. Так, индусы полагали, что бог Вишну впервые явился людям из тела рыбы.

Во дворе вавилонского храма был бассейн, который носил  мистическое имя «апсу» — бездна. Выложенный разноцвет-Первое воплощение Вишну из тела рыбы.

От верховной триады богов  получила своё могущество богиня врачевания Гула: она могла оживить мертвого, но также наслать неизлечимые  болезни. Ей приписывали знание лечебных и ядовитых свойств растений. Помимо верховной триады существовала и  вторая: бог Солнца Шамаш,  бог Луны Син и богиня Утренней звезды Иштар.

Шамаша часто изображдали в виде старца, сидящего в зале суда. Он помогал слабым, врачевал больных и даже мог воскрешать мертвых. Иштар считалась иногда дочерью Сина, царицей неба, водительницей звезд. В то же время она была богиней любви, покровительницей материнства, богиней плодородия. Ее часто изображали с ребенком на руках. Жители Междуречья верили в то, что священное изображение Иштар приносит исцеление от болезней. 

 

Исторические параллели:

Жители других стран Древнего мира также верили с целительную  силу вавилонских статуй. Так, например, во время болезни египетского  фараона Аменхотепа III ему отправили  из Ниневии статую богини Иштар и сопроводительное письмо с просьбой о возвращении священной статуи после исцеления: «Так говорит Иштар Ниневийская, владычица всех стран: «в Египет, в страну, которую я люблю, иду я». Я посылаю ее тебе. Она отправилась. Уже во дни моего отца владычица ходила в эту землю... да почтит ее и теперь мой брат... и да отошлет и вернет ее в радости... Иштар для меня — моя богиня, а для моего брата она не его божество». Когда Александр Македонский, возвращаясь из своего знаменитого похода в Индию, умирал в Вавилоне от непонятной болезни в 323 г. до н.э., военачальники даже ночью не переставали молить статуи о его выздоровлении и спали, обхватив руками изображения вавилонских богов.

Вавилонский бог Луны Син на небесном троне

Кроме богов, в фантастическом мире Древнего Двуречья к медицине имели отношение различные демоны и духи, которые постоянно наблюдали за людьми и были виновниками неприятных событий и болезней. Считалось, например, что демон бури Пазузу посылает головную боль и тошноту, а страшная старуха Ламашту-лихорадку.

Глиняные таблички, найденные  в Ниневии, сообщают о демонах, способных  повредить разным частям тела человека: «против головы человека направляет свою силу достойный проклятия Идпа,... против шеи — скверный У тук, против груди — гибельный Алаль, против внутренностей — злой Гигин, против рук человека — ужасный Телал». Представления о причинах болезней чаще всего были связаны с религиозными верованиями и назывались, например, так: «рука бога» «дуновение злого духа», «объятия Ламашту» и т.п. Врачи-заклинатели читали для исцеления больного магические тексты, которые были сведены в специальные книги по разделам: «Избавить от чар...», «Головная боль», «Болезни горла», «Избавить от злых духов с помощью мучной воды...» и т.д.

Исторические параллели: Вавилонские медицинские заклинания употреблялись в течение тысячелетий  в разных странах Востока и  Запада, когда первоначальный смысл  их слов был давно забыт. К такому выводу ученые пришли после расшифровки  клинописи в конце XIX в. Например, средневековые европейские лекари часто употребляли в своих  заговорах слова «хилка», «беша». Они казались бессмысленными, но после того, как научились читать тексты клинописных медицинских табличек, выяснилось, что с этими словами вавилонские врачи обращались к злым духам: «Сгиньте! Устыдитесь!».

 

3.3. О МЕДИЦИНСКИХ  ЗАКЛИНАНИЯХ 

 

Библиотека Ашурбанипала содержала собрание заклинаний и описания обрядовых действий под общим названием «Когда в дом больного заклинатель идет». Иногда в процессе обряда врачевания делали из глины или воска статуэтку, изображавшую больного или «преследовавших» его призраков. Важную роль в обрядах играли магические круги, которые врач очерчивал вокруг больного, магические числа (3 раза, 7 капель и т.д.),предсказание критических дней выздоровления («его болезнь уйдет», «он поправится и будет жить») или обострения болезни.

Если у врача не было надежды на выздоровление больного, он удалялся, не начиная лечения, следуя предостережению: «Этот человек  под опасным влиянием, не приближайся, к нему». Возможно, это связано  с первыми представлениями о  заразных болезнях. Вот пример такого неблагоприятного прогноза: «Если человек  так страдает от желтухи, что его  болезнь дошла до центра глаз... этот человек болен, весь болен, он протянет недолго и умрёт». В таких случаях  врач «не протягивал своей руки» (это выражение впоследствии перешло  в греческую медицину). В медицинских  заклинаниях часто упоминаются  имена богов. Вот заклинание против зубной боли. Болезни и разрушение зубов вавилоняне объясняли наличием червя, который поселился и растет в зубе. 

 

«Когда бог Ану создал Небо,

Небо создало Землю,

Земля создала реки,

Реки создали каналы,

Каналы создали ил,

Ил создал червя.

И пошел червь, при виде Солнца он заплакал,

Перед лицом бога Эа пришли его слезы:

«Что дашь ты мне для  моей еды?

Что дашь ты мне для моего  питья»

«Я даю тебе дерево, которое  гнило,

И плоды этого дерева».

«Что мне гнилое дерево и плоды этого дерева?

Дай мне гнездиться внутри зуба.

Его дупло дай мне в  жилище.

Из зуба высосу я его  кровь».

«Так как ты сказал это, червь,

То пусть побьет тебя бог  Эа силою рук своих.

Это будет заговором против зубной боли.

При этом измельчи листья белены

И замеси с древесной смолой.

Это ты засунь в зуб и  трижды повтори этот заговор» 

 

Исторические параллели:

Представление о черве, который  поедает больной зуб, существовало в медицине многих стран в течение  тысячелетий. Греческие и римские  врачи объясняли кариес неправильным питанием, порчей ротовой слизи или  действием зубного червя. Индусы и арабы видели причину зубной боли в том, что червь шевелится  в дупле зуба. Европейские врачи  утверждали в медицинских трактатах  XVI—XVIIстолетий, что видели зубных червей своими глазами, и подробно их описывали. Немецкий профессор медицины в XVII в. сообщал, что ему удавалось извлекать из зуба животных величиной с дождевого червя с помощью желудочного сока свиньи. Его итальянский современник и коллега объяснял происхождение зубных червей тем, что они развиваются из личинок мух, попадающих в дупло больного зуба вместе с пищей. В русском лечебнике конца XVIII в. можно прочесть такую рекомендацию от зубной боли: «возьми сору из подполья и усей мелко, столько же сажи с чела'и разведи водою не жидко и разжигая камень, клади тут, а с больными зубами сиди над тем паром долго, голову окутав, и черви выпадут все в ту воду». Позже традиционный образ червя в искусстве врачевания зубов был связан с необходимостью удалить нерв больного зуба. Эта процедура называлась «схватить червя за ногу», «вытащить червя из больного зуба».

В древних заклинаниях  часто соединялись вместе представления  о происхождении мироздания, молитвенные  формулы и лечебные рецепты. В  качестве основы для лечебной пасты  часто упоминается белена. Ее применяли  для избавления от зубной боли в Египте, Греции, Риме и странах Европы до Нового времени. Римляне называли белену «зубная трава» (лат. — «herba dentaria»),

В медицине Месопотамии сохранению зубов придавали большое значение. «Если кто выбъет зуб у равного себе, то и ему следует выбить зуб» — гласят законы Хаммурапи. К заболевшим зубам и деснам прикладывали пасты и растворы, которые снимали боль и способствовали выздоровлению. 

 

Исторические параллели:

Обратим внимание на первую часть заклинания (с. 58—59), где говорится  о зарождении жизни в воде: «небо  создало реки, реки создали каналы, каналы создали ил, ил создал червя». Такие представления были свойственны  древним, культурам разных народов. Шумеро-вавилонские и египетские предания повествуют о первоначальном состоянии Вселенной в виде водной бездны, в которой впервые появились  разумные существа с телом рыбы. Мифы Древнего Китая рассказывают о  первых жителях Земли, похожих на людей-рыб. Лица у них были человечьи, а туловища рыбьи. Они имели крылья и поэтому могли передвигаться  не только в воде, но и в облаках. В вавилонском мифе о Гилъгамеше его предки, обитающие в царстве мертвых, удивлялись виду его рук, не имеющих перепонок между пальцами.

Кроме того, в этом клинописном  тексте заклинания отражено одно из самых  ранних представлений о «самозарождении» насекомых и мелких животных из влажного ила: «ил создал червя». Такие взгляды  сохранялись в медицине и биологии тысячи лет. Их разделял и Аристотель (We. до н.э.) — великий греческий философ, которого считают основателем биологической науки. Вот пример его рассуждений о самозарождении угрей: «Есть болотистые пруды, где они возникают вновь, когда вода и ил удалены и дождь вновь наполняет эти пруды. Ибо угри происходят из дождевых червей, которые образуются сами из ила». В трактатах Древней Индии все живые существа делятся на «рождающихся из ростка» (растения), «рождающихся из яйца» (рыбы, земноводные, змеи, птицы), «живородящих» (млекопитающие) и «рождающихся из пота» (насекомые, черви и мелкие животные, которые рождаются из «по/па земли»). Средневековые индийские и арабские комментаторы этих трактатов отмечали, что лягушки рождаются прямо из земли, а муравьи способны появляться на свет тремя путями: либо из яйца, либо из влаги, либо из земли.

В средневековой Европе было распространено поверье о том, что  тараканы появляются из кухонных отбросов, моль — из шерсти, а львы — из камней в пустыне. Вот рецепт европейского алхимика XVII столетия: «Если наполнить  открытую бадью пропотевшим нижним бельем и добавить немного пшеницы, то... пшеница примерно через 21 день превратится в мышь». Как видим, здесь для самозарождения животных необходимо присутствие растения,

как и в следующем рецепте: «Выдолбите углубление в кирпиче, положите в него истолченной травы базилика, положите на первый кирпич второй так, чтобы углубление было совершенно прикрыто, выставьте оба кирпича на солнце и через несколько дней запах  базилика, действуя как закваска, видоизменит траву в настоящих скорпионов». Натурфилософские трактаты средневековья и Возрождения сообщали читателям о том, что «видоизмениться» в животных способна не только истолченная трава или зерна пшеницы, но и живое дерево, на ветвях которого могут произрастать рыбы, птицы и даже млекопитающие.

student.zoomru.ru

Два направления врачевания в Древней Месопотамии: асуту и ашипуту - Реферат

Реферат - Два направления врачевания в Древней Месопотамии - асуту и ашипутуДоступные файлы (1):

n1.docx

Два направления врачевания в Древней Месопотамии: асуту и ашипуту.

Актуальность и значимость.

Древний Восток оказал огромное влияние на развитие человечества. Большую роль в этом сыграла Местопотамия. Открытия, совершенные в древних государствах этого региона способствовали дальнейшему процветанию других стран и обогатили мировую культуру. Стоит отметить, что медицина Месопотамии отставала,по словам историков, от медицины других государств ,например Египта. Но она все равно имела большое значение.

Цель. Охарактеризовать основные направления развития медицины Древней Месопотамии.

План:

  1. Характеристика государств Древней Месопотамии.
  2. Мифология.
  3. Врачевание в Месопотамии.
  4. Искусство врачевания-асуту.
  5. Искусство заклинания: ашипуту.
  6. Заключение.
Характеристика государств Др.Месопотамии.

Месопотамия (Междуречье) – одна из колыбелей древнеазиатских цивилизаций. Она располагалась на территории нынешнего Ирака. Название связано с тем, что область находилась между двумя реками - Евфрат и Тигр. Термин введен греческим историком Геродотом из Галикарнаса (484— 425 гг. до н. э.), который посетил страны бассейна Тигра и Евфрата в середине V в. до н. э.

Первые крупные поселки появились уже в VIII— VI тысячелетиях до н. э. Однако в цивилизации они не развились и погибли. Древнейшие города-государства шумеров (Эриду, Урук, Лагаш, Ур, Ниппур и др.) сформировались в нижней долине Евфрата на рубеже IV и III тысячелетий до н. э.

С начала II тысячелетия до н. э., после возвышения г. Вавилон в Нижней Месопотамии, началась история Вавилонского царства, которое существовало в течение 15 столетий. В 538 г. Вавилонское царство было захвачено персами и прекратило свое существование.

В верхней Месопотамии с XV по VII в. до н. э. существовала другая великая держава Месопотамии — Ассирийское царство, уничтоженное в 614—605 гг. до н. э. в результате нашествия мидян.

Об истории и врачевании древней Месопотамии свидетельствуют подлинные тексты того времени, выполненные клинописью на глиняных табличках, предметах из глины, камне, металле, а также данные археологических исследований и свидетельства историков (Геродот, Берос) и ученых различных эпох.

Шумер

С глубокой древности, земли Месопотамии населяли два народа: шумеры, которые занимали Южное Двуречье и около 3тыс.лет до н. э. создали первые в Месопотамии, города-государства, и их северные соседи — племена восточных семитов, которые со второй половины III тысячелетия до н. э. стали называться аккадцами (по названию главного их поселения — г. Аккаде). Расцвет шумеро-аккадской культуры приходится на вторую половину III тысячелетия до н. э.

Территория Шумера составляла не более 15 тысяч квадратных километров. Население страны не превышало одного миллиона человек. Шумеры знали гончарное мастерство, обжигали черепицу и кирпич, сооружали городские стены и храмы, прокладывали каналы и орошали поля, пряли и ткали, строили колесницы и корабли, ковали из меди и бронзы, создавали шедевры ювелирного искусства, сочиняли музыку и слагали стихи. Они заложили первые основы арифметики, геометрии и астрономии, научились исчислять время и создали первую в истории человечества письменность — клинопись.

Создание письменности обусловило появление школ, которые в Шумере были светскими. Они - назывались «домами табличек» — э-дубба. Сведений о преподавании медицинских знаний в шумерских школах в настоящее время не имеется.

При археологических раскопках одного из древнейших шумерских городов— Ниппура в 1889 г. была найдена клинописная табличка, содержащая 15 рецептов. Анализ текста показал, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору («манна») и т. д. В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (т. е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т. п. Шумерский врачеватель, составивший табличку из Ниппура, в своей практике исходил из эмпирического опыта — в ней нет ни единого слова о богах или демонах; она не содержит заклинаний или заговоров, которые встречаются в медицинских текстах древней Месопотамии более позднего периода. Табличка имела практическое применение при составлении лекарственных средств. Текст ее предельно лаконичен.

В Шумере издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и т. п. Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщательно вымытым и начисто выбритым с головы до пят ( одной из причин этого обычая было предупреждение вшивости, т. ё. педикулеза).

Таким образом, дошедшие до нас тексты свидетельствуют о том, что врачевание в тот период (конец III тысячелетия до н. э., Шумер) развивалось не в связи с магией и религией, а это было время накопления эмпирических знаний в области врачевания.

Достижения шумеров (их арифметика и геометрия, врачевание и сельское хозяйство, литература и искусство) послужили основой для дальнейшего развития знаний у народов Вавилонии, Ассирии .

Вавилония и Ассирия

Вавилонское царство достигло наивысшего расцвета и могущества в старовавилонский период во времена Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.). Вавилоняне достигли больших успехов в сельском хозяйстве и гончарном деле, в изготовлении тканей и получении металлов, в становлении права и развитии архитектуры, языкознания, математики, астрономии, врачевания.

Могущественным соседом Вавилонии было Ассирийское царство. Его первоначальной столицей был г. Ашшур. Во времена династии Саргонидов (конец VIII—VII вв. до н. э.) столицей царства стал г. Ниневия. Наивысшего могущества Ассирия достигла при Ашшурбанапале (ок. 668—626 гг. до н. э.), завоевательные походы которого значительно расширили границы царства.

Мифология

Древние вавилоняне приняли верования шумеров. Во главе мира стояла верховная триада богов: бог неба Ану, владыка земли и воздуха Энлиль и бог водной стихии (Мирового океана) Эа (Эйа).

По преданию, Эа ведал глубинами вод, где обитала мудрость. Поэтому Эа почитался так же, как бог мудрости и покровитель врачебного искусства. Помимо верховной триады богов существовала другая триада: бог Солнца Шамаш, бог Луны Син(Нанна) и богиня любви и плодородия Иштар.

В народе верили, что изображение Иштар приносит исцеление от болезней. Так, правитель страны Митанни — Душратта (XIV в. до н. э.) отправил статую Иштар Ниневийской в Египет заболевшему фараону Аменхетепу IV (Эхнатону), выражая таким образом свою веру в целительные силы Иштар.

Столь же могущественной считалась богиня Эрешкигаль, владычица подземного мира. Ее супруг — бог войны, болезней и смерти Нергал управлял заразными болезнями и лихорадками, которые, как призраки, «выползали» из-под земли — преисподнего мира.

Прямой противоположностью была богиня врачевания и исцеления Гула, которая получила свое искусство от верховной триады богов. Гула в переводе с шумерского означает «Великая». Ее называли также «Великая врачевательница» или «Оживляющая мертвых Гула». Считалось, что прикосновением своей чистой руки она возвращает умерших к жизни. Наряду с этим верили, что Гула может насылать и неизлечимые болезни. Культовым животным Гулы была собака, которую часто изображали рядом с ней.

Кроме Гулы покровителями врачевания были Ниназу — «владыка знания воды» и Нингишзида — «владыка благого дерева» (дерева жизни). Эмблемой Нингишзиды был посох, обвитый двумя змеями, впоследствии ставший одной из эмблем медицины. Также почитали богиню рождения Нинту.

Помимо богов мир жителей древнего Двуречья наполняли полубоги, герои, семь мудрецов и семь злых демонов. Некоторые из них считались добрыми, но большинство — злыми, внушавшими страх существами.

В целом идеология древней Месопотамии была религиозной и носила обрядово-магический характер. Ее влияние на развитие эмпирических знаний со временем становилось все более ощутимым.

Развитие врачевания

Врачебные знания в древней Месопотамии издавна передавались устно. В старовавилонский период они все чаще стали записываться на глиняных табличках. Сборники табличек подбирались по признакам болезней или по названиям пораженных частей тела. Их совокупность составляла своего рода «руководство», весьма ценное для врачевателей.

Представления о причинах болезней в древней Месопотамии можно подразделить на три основные категории.

1. Связанные с нарушением принятых в общине обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний. Например: «...он приблизился к замужней женщине» или «...он приблизился к жрице своего бога; в течение 31 дня он выздоровеет и будет жить».

2. Связанные с явлениями природы и образом жизни. Они объяснялись также употреблением нездоровой пищи, купанием в грязной реке, соприкосновением с грязью и нечистотами.

3. Связанные с религиозными верованиями («рука бога», «дуновение злого духа», «объятия Ламашту» и т. п.).

Так, считалось, что демон бури Пазузу насылает головную боль и тошноту, а страшная старуха Ламашту, которая по ночам бродит по городу и бросается на детей, распространяет детскую лихорадку. Ламашту изображали в виде неряшливой старухи с лапами хищной птицы и головой гримасничающего льва . В качестве защиты женщины носили на шее маленькие фигурки демонов или клали их под порог своего дома, для того чтобы отпугивать демонов их же изображением, а заклинатели читали магические тексты, которые имелись в таком множестве, что для их целенаправленного поиска создавались специальные каталоги по разделам «Избавить от чар...», «Головная боль», «Болезни горла», «Избавить от злых духов с помощью мучной воды...» и т. п.

Строение тела человека в древней Месопотамии не изучали. Рассечение жертвенных животных давало лишь самое общее представление о крупных внутренних органах: печени, сердце, почках, кишечнике, желудке.

Ни в одном медицинском тексте древней Месопотамии нет упоминания о том, что мы называем оперативным лечением; нет свидетельств об удалении зубов, прижизненной операции кесарева сечения или трепанации черепа, удалении катаракты. Однако в юридических текстах и сборниках законов говорится о вознаграждении врачевателю за успешное лечение травм или удачно выполненный им «надрез бронзовым ножом».

Передача медицинских знаний осуществлялась в узком кругу посвященных.

Ученики врача назывались асу агашгу (аккад. asu agasgu). Клинописи они обучались в знаменитой традиционной светской школе Вавилонии (э-дубба), которая существовала до XVII в. до н. э. Деятельность э-дуббы весьма положительно отразилась на развитии естественно-научных знаний в Месопотамии. Специально о медицинских школах в текстах древней Месопотамии не упоминается.

Положение врачевателей при дворе было весьма важным: они следили за здоровьем царя, его семьи и гарема. Наиболее известных придворных врачевателей иногда посылали в другие страны для лечения их монархов. Так, известно, что в XIII в. до н. э. вавилонский царь направил своего врачевателя к хеттскому царю.

Клинописные таблички свидетельствуют также и о некоторой врачебной специализации. Так, в старовавилонских текстах имеется единичное упоминание о женщине-враче, которая лечила женские болезни, а в нововавилонских текстах (XI—VI вв. до н.э.) говорится о врачевателях, которые лечили болезни глаз. Особенно много рассказывается о, ветеринарах — му-наишу (аккад. muna"isu — целители скота, шум. a-zu ansu — врачеватель ослов).

К середине II тысячелетия до н. э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания: асуту (аккад. Asutu — искусство врачевателей) и ашипуту (аккад. asiputu — искусство заклинателей).

Искусством врачевания занимались врачеватели-эмпирики — асу (аккад. asu —знающий воду). Представители другого направления назывались ашипу (аккад. asipu — заклинающий). Обе традиции сохранялись почти без изменений до второй половины I тысячелетия до н. э., когда в связи с укреплением религиозных верований слились в одну, более близкую к ашипуту.

Асуту

Бог мудрости Эйа передавал тайну знания воды «знающим воду» — асу. Этим именем в древней Месопотамии называли врачевателей, которых изображали в одежде в виде рыбы . Непременными атрибутами асу были кувшин с водой и курильница с углями — ритуальный сосуд для сжигания благовоний.

Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Прогнозы асу, как правило, оптимистичны: «он выздоровеет», «его нужно лечить,». Прогноз «он умрет» в текстах асуту встречается редко. Вот пример такого неблагоприятного прогноза: «Если человек так страдает oт желтухи, что его болезнь дошла до центра глаз... этот человек болен, весь болен, он протянет недолго и умрет».

Если же болезнь была за пределами компетенции асу, он «не протягивал своей руки» (впоследствии это выражение появилось в «Гиппократовом сборнике»)..

Врачевание асу было направлено на облегчение конкретных проявлений болезни. Цели его лечения были вполне реальными: «остановить лихорадку и жар», «отвести отеки», «заставить болезнь уйти», «успокоить выступающие сосуды рук и ног» и т.п.

Асу был большим знатоком местной лекарственной флоры и фауны. Он использовал лечебные травы (горчица, тмин), коренья, семена (в частности, около 50 видов зерен), овощи (лук, чеснок, салат-латук, горох, огурцы), листья и плоды деревьев (финики), минеральные средства (квасцы, красный железняк, сера, соли), нефть, продукты животного происхождения (мед, воск, топленое масло, кровь мангуста, рыбий жир, скорлупа мидий, кожа козла и ягненка), экскременты птиц, овец и т. д.

Названия многих лекарственных средств в клинописных текстах выражены непонятными знаками. Возможно, они зашифрованы. Вот почему большинство из них невозможно отождествить с известными сегодня.

Врачеватели сами собирали лекарственные средства, составляли и хранили их, сами варили их на меду, пиве, уксусе, воде или твердом жире. В состав каждого готового лекарства входило несколько компонентов (иногда более 20). Готовые средства при перевязках наносили на полоски из кожи и ткани, втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях и обмываниях, вводили с клизмами, применяли в виде мазей, порошков, пилюль, свечей. Репутация эмпирика-асу была уязвима: его неудачи относились не столько на счет богов, сколько на счет самого врачевателя. В результате, асу постепенно утрачивали свои позиции.

Однако в целом, как свидетельствуют клинописные тексты, лечение асу было более эффективным, чем лечение ашипу. Это подтверждают и письма-таблички врачевателя Мукаллима (Mukallim, XIV в. до н. э.), который лечил больных в храме близ Ниппура: он успешно излечивал лихорадки и воспаление дыхательных органов, кожные заболевания и травмы. Во всех письмах Мукаллима и его помощника, занимавшегося приготовлением лекарств (так называемого «аптекаря»), нет ни единого слова о молитвах или заклинаниях — его лечение было эмпирическим.

Из писем Мукаллима понятно, что больные находились под его присмотром в течение всей болезни. Следовательно, в древней Месопотамии при храмах были помещения для больных («лечебницы»), где лечили знатных особ (Мукаллим сообщает о лечении царевны), служителей храмов и даже рабов.

Ашипуту

В отличие от асу главным в ритуале врачевателя ашипу было чтение заклинаний. В хранилище рукописей Ашшурбанапала обнаружено собрание заклинаний и обрядовых действий из 40 табличек под общим названием «Когда в дом больного заклинатель идет». Искусство его врачевания лежало в сфере того, что сегодня называется «психотерапией», однако за этим искусством скрывалась другая сторона его деятельности — лекарственное лечение. Так, в одной из табличек говорится: Если припадки вызваны рукой призрака, привяжи пять лекарств... к полоске из кожи ягненка и оберни его вокруг шеи больного, и он будет чувствовать себя лучше.

Иногда в процессе обряда врачевания ашипу делал из глины или воска статуэтки, изображавшие больного или «преследовавших» его призраков, с целью отпугнуть или уничтожить их. Важное место в обрядах ашипу занимали магические круги, которые он очерчивал вокруг больного, и магические числа (3 раза, 7 капель и т. п.). Он определял критические дни выздоровления или обострения болезни, которые предсказывал заранее, исходя из предыдущего опыта; и всегда сопровождал свои действия обращением к богам и добрым духам.

Набор лекарственных средств ашипу был значительно уже, чем врача-эмпирика асу. Однако почти в каждой рекомендации есть указание на использование лекарств. Например: «...25 лекарств, чтобы освободить от колдовства» или: «растолки траву шалфей и смешай ее с маслом; трижды скажи заклинание и положи на зуб».

Заклинатель-ашипу объяснял возникновение болезней прежде всего со сверхъестественными силами. Наряду с этим ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов или демонов, например в результате лихорадки или «удара» в голову (описание которого напоминает инсульт).

Определив болезнь и ее причину, ашипу до начала лечения делал прогноз. В текстах ашипуту он чаще всего неблагоприятный: «он умрет», он не выздоровеет» и т. п. Благоприятный прогноз встречается реже. Если прогноз был безнадежен, ашипу (в отличие от асу), удалялся, не начиная врачевания. У ашипу даже были предостережения от лечения: «Этот человек под опасным влиянием, не приближайся к нему». Возможно, это связано с зачатками представлений о заразных болезнях.

Неудачный исход врачевания ашипу объяснял вмешательством сверхъестественных сил: «такова воля богов» или «болезнь не ушла, потому, что больной неточно выполнил предписанный ритуал приема лекарства» и т. п. Таким образом, престиж ашипу всегда оставался высоким и они постепенно вытесняли асу.

Заключение

К середине I тысячелетия до н. э. медицина древней Месопотамии ценилась ниже древнеегипетской. Об этом свидетельствует и Геродот, который посетил Месопотамию в середине V в. до н. э., когда земли Двуречья были завоеваны персами и государств Вавилонии и Ассирии уже не существовало. Однако на протяжении всей своей многовековой истории вавилоно-ассирийская культура оказывала большое влияние на развитие научных знаний во всей Передней Азии, где вместе с клинописью широко распространились и месопотамские медицинские тексты, которые переписывались почти без изменения до начала нашей эры.

perviydoc.ru


Смотрите также